Государственная пошлина основные элементы

Обновлено: 18.04.2024

Гос-я пошлина – сбор, взимаемый с лиц при их обращении в гос-ые органы, органы местного самоуправления, иные органы и к должностным лицам за совершеие в отношении этих лиц юридически значимых действий.

Госпошлина в частности взимается: при подаче исковых заявлений и жалоб в суды общей юрисдикции, арбитражные суды, при обращении к мировым судьям и в Конституционный суд РФ; за совершение нотариальных действий нотариусами гос-ых нотариальных контор и должностными лицами уполномоченных органов исполнительной власти и местного самоуправления; за гос-ую регистрацию актов гражданского состояния и другие юридически значимые действия, совершаемые органами записи актов гражданского состояния; за совершение действий, связанных с приобретением или выходом из гражданства РФ, а также с въездом или выездом из РФ; за гос-ую регистрацию – юрид. лиц, индивидуальных предпринимателей, прав на недвижимое имущество, транспортных средств, выпусков эмиссионных ЦБ; за совершение др. юридически значимых действий.

При этом гос-ые органы и должностные лица не вправе взымать за совершение юридически значимых действий иные платежи, за исключением гос-ой пошлины.Порядок взимания гос-ой пошлины устанавливается главой 25.3 НК РФ. Плательщиками гос-ой пошлины явл-ся организации и физ. лица, если они: обращаются за совершением юридически значимых действий, предусмотренных НК РФ; выступают отетчиками в судах общей юрисдикции, арбитражных судах или по делам, рассматриваемым мировыми судьями, и если при этом решение суда принято не в их пользу и истец освобожден от уплаты гос-ой пошлины. Порядок и сроки уплаты гос-ой пошлины. Плательщики уплачивают гос-ую пошлину в след. сроки: при обращении в Конституционный Суд РФ, в суды общей юрисдикции, арбитражные суды или к мировым судьям – до подачи запроса, ходатайства, заявления, искового заявления, жалобы; плательщики, выступающие ответчиками в судах, если решение суда принято не в их пользу – в десятидневный срок со дня вступления в законную силу решения суда; при обращении за совершением нотариальных действий – до совершения нотариальных действий; при обращении за выдачей документов (их копий, дубликатов) – до выдачи документов (их копий, дубликатов); при обращении за совершением др. юридически щзначимых действий – до подачи заявлений и иных документов на совершение таких действий либо до подачи соответствующих документов.

В случае, если за совершением юридически значимого действия одновременно обратились несколько плательщиков, гос-ая пошлина уплачивается плательщиками в равных долях. Гос-я пошлина уплачивается в наличной и безналичной форме. Факт уплаты гос-ой пошлины подтверждается платежным поручением, квитанцией. Размеры и особенности уплаты гос-ой пошлиныустанавливается НК РФ в зависимости от совершаемых юридичеки значимых действий, категории плательщиков и иных обстоятельств. Льготы по уплате гос-ой пошлины.От уплаты гос-ой пошлины по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, мировыми судьями, в Конституционном суде РФ, а также при обращении в органы совершающие нотариальные действия, и в органы осуществляющие гос-ую регаистрацию актов гра-го состояния, освобождаются Герои Советского Союза, Герои РФ, полные кавалеры ордена Славы, а также участники и инвалиды Вел. От. Войны.

Основание и порядок возврата или зачета гос-ой пошлиныУплаченная гос-я пошлина подлежит возврату частично или полностью в случае: уплаты гос-ой пошлины в большем размере, чем это требуется; возвращение заявления, жалобы или иного обращения или отказа в совершении нотариальных действий уполномоченными органами или судами; прекращение производства по делу или оставление заявления без рассмотрения судом общей юрисдикции или арбитражным судом; отказ лиц, уплативших гос-ую пошлину, от совершения юридически значимого действия до обращения в уполномоченный орган, совершающий данное юридически значимое действие; отказ в выдаче заграничного паспорта.Не подлежат возврату гос-ая пошлинаЮ, уплаченная за гос-ую регистрацию заключения брака, перемены имени, внесения исправлений и изменений в записи актов гражданского состояния в случае, если впоследствии не была произведена гос-я регистрация соответствующего акта гражданского состояния или не были внесены исправления и изменения в записи актов гпражданского сотояния. Возврат излишне уплаченной суммы гос-ой пошлины производится по заявлению плательщика гос-ой пошлины, поданному в налоговый орган по месту совершения действия, за которое уплачена гос-я пошлина.Заявление может быть подано в течение 3-х лет со дня уплаты излишне уплаченной суммы гос-ой пошлины.

61.Бюджет организации: виды, цель, порядок разработки и особенности составления финансовых бюджетов Бюджет –это смета доходов и расходов предприятия. Составление бюджетов явл-ся неотъемлемым элементом общего процесса планированя, а не только финансовой его частит. Основными преимуществом бюджетного планирования явл-ся след: помесячное планирование бюджетов структурных подразделений дает более точные показатели размеров и структуры затрат, чем система бухгалтерского учета финансовой отчетности, и соответственно более точное плановое значение размера прибыли; в рамках утверждения месячных бюджетов структурными подразделениями будет предоставлена большая самостоятельность в расходовании, экономии по бюджету оплаты труда, что повысит материальную заинтересованность работников в успешном выполнении плановых заданий; бюджетное планирование позволит осуществить режим строгой экономии финансовых ресурсов предприятия.

Бюджет не имеет стандартной формы. Структура бюджета зависит от следующих факторов: размер организации, вид деятельности, что явл-ся предметом бюджета, степени детализации бюджета и его связи с финансовой структурой пред-ия, уровня квалификации и опыта разработчиков бюджета.

Информация, представленная в бюджете, должна быть доступной и ясной для пользователя, объем информации должен служить пользователю для получения обоснованных решений.Информация, отраженная в бюджете, может быть представлена как в стоимостном решении, так и в натуральном (количество единиц продукции, услуг, время, необходимое для выполнения определенного вида деятельности, и т.п.).

Основные функции бюджета;

- планирование видов деятельности, обеспечивающих достижение цели создания организации;

- координация различных видов деятельности и отдельных подразделений для достижения наилучших финансовых результатов деятельности организации в целом;

-стимулирование руководителей всех рангов в достижении целей своих центров ответственности;

-контроль и оценка текущей деятельности;

-средства на обучение менеджеров;

Основной бюджетный фактор характеризует цель формирования бюджета. Например, если основным бюджетным фактором является объем продаж, то необходимо начинать составление бюджета организации с подготовки плана продаж. Если основным бюджетным фактором является объем производства, то необходимо начинать составление бюджета с подготовки плана производства.

Бюджетирование – динамический процесс составления и реализации финансового документа, основными этапами которого являются:1.анализ исполнения бюджета прошедшего к-го периода (сопоставление фактических данных с плановыми, выявление отклонений, поиск резервов);2.составление бюджета за отчетный период;3.контроль (мониторинг) за исполнением бюджета отчетного периода;

4. анализ исполнения бюджета отчетного периода (сопоставление фактических данных с плановыми, выявление отклонений, поиск резервов;5.составление бюджета на следующий период и т.д.

Бюджетный цикл – составная часть бюджетирования, процесс составления организацией бюджета. Основные этапы бюджетного цикла: планирование с участием руководителей всех центров ответственности дея-сти организации в целом, а также его структурных подразделений; определение показателей, которые будут использоваться при оценке дея-ти организации (подразделений); оценка возможных изменений в планах, связанных с изменениями условий функционирования; корректировка планов с учетом возможных изменений.

В зависимости от поставленных задач бюджет может быть общим (генеральным) или частным, гибким или статистическим.Частный бюджет– это план деятельности конкретного направления деятельности (подразделения) организации. Учитывая многогранность деятельности организации и взаимосвязь между определенными видами деятельности, частные бюджеты тесно связаны между собой.Общий (генеральный)бюджет – это скоординированный план деятельности организации, разработанный в целом исходя из учета основного бюджетного фактора. Он объединяет частные бюджеты подразделений организации. Процесс составления главного бюджета практически совпадает с процессом разработки техпромфин-плана. Общий (генеральный) бюджет состоит из трех частей: оперативного (операционнго), финансового и инвестиционного бюджетов.Оперативный бюджет – текущий, периодический, характеризует планируемые операции на предстоящий период. Цель такого бюджета – разработка плана прибылей и убытков. Если основной бюджетный фактор – объем продаж, то он формируется из таких вспомогательных смет, как: бюджет продаж, бюджет производства, бюджет материальных затрат, бюджет трудовых затрат, бюджет общепроизводственных расходов, бюджет общих и административных расходов, бюджетный отчет о прибылях и убытках.Инвестиционный бюджет является планом капитальных затрат и долгосрочных финансовых вложений предприятия на бюджетный период.Финансовый бюджет отражает предполагаемые источники финансовых средств и направления их использования. Цель финансового бюджета – планирование баланса поступления средств от видов деятельности и расходов, связанных с осуществлением деятельности таким образом, чтобы сохранялся нормальный уровень финансовой устойчивости предприятия в течение бюджетного периода. Его составными элементами являются сметы капитальных вложений, движения денежных средств и прогнозируемый баланс.Форма бюджетов, в отличие от финансовой отчетности, не стандартизирована, его структура зависит от вида деятельности и размера организации, объекта планирования, степени квалификации разработчиков.Статистический бюджет – это бюджет, планируемый на конкретный уровень реализации. Все частные бюджеты, входящие в состав общего (генерального) бюджета, являются статистическими, так как доходы и затраты предприятия прогнозируются в составных частях генерального бюджета исходя из определенного запланированного уровня реализации. В статистическом бюджете затраты организации (подразделения) планируются. Статистический бюджет включает доходы и затраты исходя из запланированного объема реализации.Гибкий бюджет – это связывающее звено между плановым бюджетом и достигнутыми фактическими результатами. Он составляется после анализа влияния изменения объема реализации на каждый вид затрат. В нем учитывается изменение затрат в зависимости от изменения уровня реализации, поэтому гибкий бюджет представляет собой динамическую базу для сравнения достигнутых результатов с запланируемыми показателями. В основе составления гибкого бюджета лежит разделение затрат на переменные и постоянные. В этом бюджете переменные затраты организации (подразделения) рассчитываются исходя из норм в расчете на единицу продукции и уровня реализации. Постоянные затраты не зависят от деловой активности организации, поэтому их сумма остается неизменной как для статистического, так и для гибкого бюджета.Гибкий бюджет включает доходы и затраты, скорректированные с учетом фактического объема реализации.

С позиции количественных оценок планирование текущей де6ятельности заключается в построении генерального бюджета, представляющего собой систему взаимосвязанных текущих и финансовых бюджетов. Процесс построения таких бюджетов в долго- и краткосрочной перспективе называется бюджетированием,которое включает составление плана развития (текущего) и финансового плана. Текущий план (бюджет) состоит : из плана сбыта (бюджета продаж); производственного плана (бюджета производства); сметы (бюджета) прямых затрат на материалы; сметы (бюджета) прямых затрат на оплату труда; сметы (бюджета) общезаводских накладных расходов на производство; сметы (бюджета) запасов сырья, готовой продукции; смета (бюджета) управленческих и коммерческих расходов; сметы (бюджета) себестоимости реализованной продукции.

Финансовый план (бюджет) состоит: из кассового плана; прогнозного отчета о прибылях и убытках; прогнозного балансового отчета.

Значение бюджетирования состоит в том, что оно: способствует рациональному использованию средств организаций благодаря своевременному планированию совершаемых хозяйственных операций, финансовых и материальных потоков и систематическому контролю над ними; обеспечивает целевую ориентацию и координацию деятельности всех служб организации, четко определяет круг ответственных лиц по каждой задаче и направлению деятельности; стимулирует руководителей структурных подразделений (центров финансовой ответственности) к достижению намеченных целей; позволяет выявить и минимизировать различные риски; делает работу структурных подразделений прозрачной для руководства организации.

Методика составления исходит из следующего:

все затраты подразделяются на прямые и косвенные;

прямые затраты на сырье и материалы – затраты на сырье и материалы, из которых производится конечный продукт;

бюджет прямых затрат на материалы составляется на основе производственного бюджета и бюджета продаж;

объем закупок сырья и материалов рассчитывается как объем использования плюс запасы на конец периода и минус запасы на начало периода;

бюджет прямых затрат на материалы составляется с учетом сроков и порядка погашения кредиторской задолженности на материалы.

В дополнение к бюджету прямых затрат на материалы составляют график оплаты приобретенных материалов.

Бюджет прямых затрат на оплату труда – это количественное выражение планов относительно затрат компании на оплату труда основного производственного персонала.

При подготовке бюджета прямых затрат на оплату труда учитывают:

он составляется исходя из бюджета производства, данных о производительности труда и ставок оплаты труда основного производственного персонала;

в бюджете прямых затрат на оплату труда выделяют фиксированную и сдельную часть оплаты труда.

Если на предприятии накопилась задолженность по оплате труда или предприятие Бюджет производственных накладных затрат – это количественное выражение планов относительно всех затрат компании, связанных с производством продукции за исключением прямых затрат на материалы и оплату труда.

Бюджет управленческих расходов – это плановый документ, в котором приведены расходы на мероприятия, непосредственно не связанные с производством и сбытом продукции.

Составив описанные выше предварительные бюджеты, можно приступать к формированию основного финансового бюджета, которое начинается с формирования прогнозного отчета о прибылях и убытках компании.

Прогнозный отчет о прибылях и убытках – это форма финансовой отчетности, составленная до начала планового периода, которая отражает результаты планируемой деятельности. Прогнозный отчет о прибылях и убытках составляется для того, чтобы определить и учесть выплату налога на прибыль в оттоке денежных средств в бюджете денежных средств.

Прогнозный отчет о прибылях и убытках составляется на основе данных, содержащихся в бюджетах продаж, себестоимости реализованной продукции и текущих расходов. При этом добавляется информация о прочих прибылях, прочих расходах и величине налога на прибыль.

Плановый отчет о прибылях и убытках содержит в сжатой форме прогноз всех прибыльных операций предприятия и тем самым позволяет менеджерам проследить влияние индивидуальных смет на годовую смету прибылей. Если сметная чистая прибыль необычно мала по сравнению с объемом продаж или собственным капиталом, необходимы дополнительный анализ всех составляющих сметы и ее пересмотр.

Следующим шагом, одним из самых важных и сложных шагов в бюджетировании, является составление бюджета денежных средств.

Бюджет денежных средств – это плановый документ, отражающий будущие платежи и поступление денег. Приход классифицируется по источнику поступления средств, а расход — по направлениям использования. Ожидаемое сальдо денежных средств на конец периода сравнивается с минимальной суммой денежных средств, которая должна постоянно поддерживаться (размеры минимальной суммы определяются менеджерами предприятия). Разность представляет собой либо неизрасходованный излишек денег, либо недостаток денежных средств.

Бюджет денежных средств составляют отдельно по трем видам деятельности: основной, инвестиционной и финансовой. Такое разделение очень удобно и наглядно представляет денежные потоки.

Данные по бюджету продаж, различным бюджетам производственных и текущих расходов, а также по бюджету капитальных затрат отражаются в бюджете денежных средств. Во внимание также должны быть приняты выплаты дивидендов, планы финансирования за счет собственных средств или долгосрочных кредитов, а также другие проекты, требующие денежных расходов.

На заключительном этапе процесса бюджетирования составляется прогнозный баланс.

Прогнозный баланс – это форма финансовой отчетности, которая содержит информацию о будущем состоянии предприятия на конец прогнозируемого периода.

Прогнозный баланс помогает вскрыть отдельные неблагоприятные финансовые проблемы, решением которых руководство заниматься не планировало (например, снижение ликвидности предприятия). Прогнозный баланс позволяет выполнять расчеты различных финансовых показателей.

НК РФ Статья 333.19. Размеры государственной пошлины по делам, рассматриваемым Верховным Судом Российской Федерации, судами общей юрисдикции, мировыми судьями

(см. текст в предыдущей редакции)

Перспективы и риски споров в суде общей юрисдикции. Ситуации, связанные со ст. 333.19 НК РФ

1. По делам, рассматриваемым Верховным Судом Российской Федерации в соответствии с гражданским процессуальным законодательством Российской Федерации и законодательством об административном судопроизводстве, судами общей юрисдикции, мировыми судьями, государственная пошлина уплачивается в следующих размерах:

(см. текст в предыдущей редакции)

1) при подаче искового заявления имущественного характера, административного искового заявления имущественного характера, подлежащих оценке, при цене иска:

(в ред. Федерального закона от 05.04.2016 N 99-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

до 20 000 рублей - 4 процента цены иска, но не менее 400 рублей;

от 20 001 рубля до 100 000 рублей - 800 рублей плюс 3 процента суммы, превышающей 20 000 рублей;

от 100 001 рубля до 200 000 рублей - 3 200 рублей плюс 2 процента суммы, превышающей 100 000 рублей;

от 200 001 рубля до 1 000 000 рублей - 5 200 рублей плюс 1 процент суммы, превышающей 200 000 рублей;

свыше 1 000 000 рублей - 13 200 рублей плюс 0,5 процента суммы, превышающей 1 000 000 рублей, но не более 60 000 рублей;

(пп. 1 в ред. Федерального закона от 08.03.2015 N 23-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

2) при подаче заявления о вынесении судебного приказа - 50 процентов размера государственной пошлины, установленной подпунктом 1 настоящего пункта;

(в ред. Федерального закона от 05.04.2016 N 99-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

3) при подаче искового заявления имущественного характера, не подлежащего оценке, а также искового заявления неимущественного характера:

для физических лиц - 300 рублей;

(в ред. Федерального закона от 21.07.2014 N 221-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

для организаций - 6 000 рублей;

(в ред. Федерального закона от 21.07.2014 N 221-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

4) при подаче надзорной жалобы - в размере государственной пошлины, уплачиваемой при подаче искового заявления неимущественного характера;

5) при подаче искового заявления о расторжении брака - 600 рублей;

(в ред. Федерального закона от 21.07.2014 N 221-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

6) при подаче административного искового заявления об оспаривании (полностью или частично) нормативных правовых актов (нормативных актов) государственных органов, Центрального банка Российской Федерации, государственных внебюджетных фондов, органов местного самоуправления, органов публичной власти федеральной территории "Сириус", государственных корпораций, должностных лиц, а также административного искового заявления об оспаривании ненормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, Правительственной комиссии по контролю за осуществлением иностранных инвестиций в Российской Федерации:

(в ред. Федерального закона от 11.06.2021 N 199-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

для физических лиц - 300 рублей;

для организаций - 4 500 рублей;

(пп. 6 в ред. Федерального закона от 08.03.2015 N 23-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

6.1) при подаче административного искового заявления об оспаривании актов федеральных органов исполнительной власти, иных федеральных государственных органов, Центрального банка Российской Федерации, государственных внебюджетных фондов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами:

для физических лиц - 300 рублей;

для организаций - 4 500 рублей;

(пп. 6.1 введен Федеральным законом от 15.02.2016 N 19-ФЗ)

7) при подаче административного искового заявления о признании ненормативного правового акта недействительным и о признании решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц незаконными:

для физических лиц - 300 рублей;

для организаций - 2 000 рублей;

(пп. 7 в ред. Федерального закона от 08.03.2015 N 23-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

8) при подаче заявления по делам особого производства - 300 рублей;

(в ред. Федерального закона от 21.07.2014 N 221-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

9) при подаче апелляционной жалобы и (или) кассационной жалобы - 50 процентов размера государственной пошлины, подлежащей уплате при подаче искового заявления неимущественного характера;

10) утратил силу с 1 января 2013 года. - Федеральный закон от 27.12.2009 N 374-ФЗ;

(см. текст в предыдущей редакции)

11) при подаче заявления о выдаче исполнительных листов на принудительное исполнение решений третейского суда - 2 250 рублей;

(в ред. Федерального закона от 21.07.2014 N 221-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

12) при подаче заявления об обеспечении иска, рассматриваемого в третейском суде, - 300 рублей;

(в ред. Федерального закона от 21.07.2014 N 221-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

13) при подаче заявления об отмене решения третейского суда - 2 250 рублей;

(в ред. Федерального закона от 21.07.2014 N 221-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

14) при подаче заявления по делам о взыскании алиментов - 150 рублей. Если судом выносится решение о взыскании алиментов как на содержание детей, так и на содержание истца, размер государственной пошлины увеличивается в два раза;

(в ред. Федерального закона от 21.07.2014 N 221-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

15) при подаче административного искового заявления о присуждении компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок:

для физических лиц - 300 рублей;

для организаций - 6 000 рублей;

(пп. 15 в ред. Федерального закона от 08.03.2015 N 23-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

16) при подаче административного искового заявления о присуждении компенсации за нарушение условий содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении - 300 рублей.

(пп. 16 введен Федеральным законом от 27.12.2019 N 491-ФЗ)

(п. 1 в ред. Федерального закона от 27.12.2009 N 374-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

2. Положения настоящей статьи применяются с учетом положений статьи 333.20 настоящего Кодекса.

Ст. 333.19 НК РФ ч.2. Размеры государственной пошлины по делам, рассматриваемым Верховным Судом Российской Федерации, судами общей юрисдикции, мировыми судьями

Государственная пошлина - это плата юридически заинтересованного лица за совершение правосудия по его заявлению или за отдельное действие (например выдачу копий судебных документов). Все вопросы, связанные со взиманием государственной пошлины, являются предметом регулирования налогового законодательства РФ.

Существуют следующие виды государственной пошлины:

- простая, взимаемая в твердых, заранее установленных ставках в рублях;

- пропорциональная, ее ставки определяются в процентах от цены иска;

- комбинированная, когда сочетаются простая и пропорциональная пошлина. Размер госпошлины тем больше, чем больше цена иска; при подаче кассационных жалоб он составляет половину от суммы, уплачиваемой при подаче иска, и т.д.

Размер государственной пошлины может быть уменьшен судом (мировым судьей) как для физического, так и для юридического лица. По их ходатайству им может быть предоставлена отсрочка или рассрочка уплаты госпошлины на срок до одного года.

Учитывая имущественное положение гражданина, суд (мировой судья) может освободить его от уплаты пошлины.

Уплаченная государственная пошлина может быть возвращена (частично или полностью) в случае:

- уплаты в большем размере, чем это предусмотрено законом;

- возвращения судом заявления, жалобы или иного обращения;

- отказа в принятии судом заявления, жалобы или иного обращения;

- отказа в совершении нотариальных действий уполномоченными на то органами и (или) должностными лицами;

Примечание. Невозвращенная сумма засчитывается в счет уплаты государственной пошлины при повторном предъявлении иска (если не истек трехгодичный срок со дня вынесения предыдущего решения, а к повторному иску приложен первоначальный документ об уплате).

- прекращения производства по делу;

- оставления заявления без рассмотрения судом;

Примечание. Не подлежит возврату уплаченная государственная пошлина при утверждении мирового соглашения судом общей юрисдикции.

- отказа плательщика пошлины от совершения юридически значимого действия до обращения в соответствующий уполномоченный орган (к должностному лицу);

- отказа в выдаче паспорта гражданина РФ, проездного документа беженца.

Не возвращается государственная пошлина, уплаченная за:

- государственную регистрацию заключения брака;

- государственную регистрацию перемены имени;

- внесение исправлений (изменений) в записи актов гражданского состояния.

- государственную регистрацию прав, ограничений (обременений) прав на недвижимое имущество, сделок с ним (в случае отказа в регистрации).

Примечание. При прекращении государственной регистрации права, ограничения (обременения) права на недвижимое имущество, сделки с ним на основании заявлений сторон договора им возвращается половина уплаченной государственной пошлины.

Возврат госпошлины производится по заявлению плательщика, поданному (в течение трех лет со дня уплаты) в налоговый орган по месту совершения действия, за которое уплачена (взыскана) государственная пошлина.

Необходимые документы

К заявлению о возврате излишне уплаченной (взысканной) суммы государственной пошлины прилагаются :

- решения, определения и справки судов (соответствующих органов, должностных лиц) об обстоятельствах, являющихся основанием для полного или частичного возврата;

- акты налоговых проверок организаций и должностных лиц (в соответствующих случаях);

- платежные поручения или квитанции, подтверждающие уплату пошлины.

Примечание. Если пошлина возвращается полностью - с подлинной отметкой банка, если частично - копии.

Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.

Домашняя правовая энциклопедия

Доступно в App Store

Доступно в Google Play

Если Вы не нашли ответа на свой вопрос или хотели бы увидеть новый раздел в энциклопедии - присылайте свои вопросы, пожелания и предложения в редакцию. Мы обязательно учтем их в развитии издания.

См. вступительное слово Советника Президента Российской Федерации, сопредседателя Ассоциации юристов России, члена-корреспондента Российской академии наук В. Ф. Яковлева к книжному изданию Домашней правовой энциклопедии.

Домашняя правовая энциклопедия дает ответы на вопросы, которые могут возникнуть в жизни любого человека, гражданина России или же проживающего в России.

Круг освещаемых тем охватывает все важнейшие сферы жизни современного человека - семейные отношения, воспитание детей, взаимоотношения с банками, автомобиль, туризм, вопросы гражданства, работа, пенсионное обеспечение, медицинское обслуживание, служба в армии и многое другое. Практически любой человек, независимо от его возраста, семейного положения и благосостояния, найдет в книге полезную для себя информацию.

Энциклопедия основана на действующем российском законодательстве, написана понятным языком и излагает содержание важнейших законов и других документов, регулирующих нашу жизнь. Материал структурирован таким образом, чтобы максимально облегчить нахождение нужной информации.

При подготовке Домашней правовой энциклопедии использованы авторские материалы, предоставленные: Полонским П. Б., Алимовой Н. А., Байбородиным А., Беляниновой Ю. В., Букаевой Н. Н., Васильчиковой Н. В., Гаврюшенко П. И., Гатиным А. М., Гречушкиной Е. А., Карповичем В. Д., Касьяновой О. В., Климаковым Л. Л., Колоколовым Г. Р., Новиковым Д. А., Петровым М. И., Пономаревой Н. Г., Поплавской Г.П., Прудниковым А. С., Рафиковой О. Ю., Селяниным А. В., Суховеенко Ю. В., Фомичевым С. С., Щиголевым Ю. В., Якубенко Н. О., Янович Е. Ю.

Над обновлениями Домашней правовой энциклопедии работали: Амирова Л. В., Бадалян Ю. В., Барсегян А. Г., Васильев А. С., Воронова Е. В., Демченко Д. М., Дроздова А. В., Иванов А. В., Кошелев С. В., Мазухина А. С., Обухова Н. В., Прибыткова М. В., Рижская М. П., Родюшкин С. П., Трошина Т. А.

ВИЧ - Вирус иммунодефицита человека

ВС РФ - Верховный Суд РФ

Вуз - Организация высшего образования

ГВЭ - Государственный выпускной экзамен

ГД - Государственная Дума

ГИА - Государственная итоговая аттестация

ГИБДД, ГАИ- Государственная инспекция безопасности дорожного движения

ГК - Гражданский кодекс

ГПК - Гражданский процессуальный кодекс

ГЭК - Государственная экзаменационная комиссия

ДТП - Дорожно-транспортное происшествие

ЕГЭ - Единый государственный экзамен

ЕДВ - Ежемесячная денежная выплата

ЖК - Жилищный кодекс

ЖСК - Жилищно-строительный кооператив

ЗК - Земельный кодекс

ИКТ - Информационно-коммуникационные технологии

КАС - Кодекс административного судопроизводства

КИМ - Контрольные измерительные материалы - комплексы заданий стандартизированной формы при проведении ГИА

КС РФ - Конституционный Суд РФ

МВД - Министерство внутренних дел

МРОТ - Минимальный размер оплаты труда

МСЭ - Медико-социальная экспертиза

НДФЛ - Налог на доходы физических лиц

НК - Налоговый кодекс

ОГЭ - Основной государственный экзамен

ОСАГО - Обязательное страхование гражданской ответственности автовладельцев

Большинство сборов (за исключением сбора за пользование объектами животного мира и водных биологических ресурсов) с 1 января 2005 года будут взиматься в соответствии с главой 253 НК РФ в качестве госпошлины. При этом в некоторых случаях размеры платежей увеличатся.

Новая глава 25.3 «Государственная пошлина» введена в НК РФ Федеральным законом от 2 ноября 2004 г . № 127-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие законодательные акты Российской Федерации, а также о признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации» (опубликован в этом номере «ДК» на стр. 39) и вступает в силу с 1 января 2005 года. С этой даты размер и порядок уплаты обязательных платежей при обращении в суды, нотариат, государственные органы за получением разрешений (лицензий) или регистрацией будет установлен этой главой.

ПОШЛИНЫ И СБОРЫ

ПОРЯДОК И СРОКИ УПЛАТЫ ГОСПОШЛИНЫ

Государственная пошлина является сбором, то есть платежом за совершение государственными органами юридически значимых действий. Поэтому платить ее надо до обращения в госорган. А при обращении представить документ, подтверждающий уплату госпошлины. Это является одним из условий совершения в отношении обратившегося действий.

Общие сроки уплаты госпошлины установлены пунктом 1 статьи 333.18 НК РФ. Но по ходатайству заинтересованного лица суд может перенести уплату госпошлины на срок до шести месяцев (ст. 333.41 НК РФ).

Сейчас суды допускают уплату госпошлины за заявителя третьим лицом (п. 3 постановления Пленума ВАС РФ от 20 марта 1997 г . № 6 «О некоторых вопросах применения арбитражными судами законодательства Российской Федерации о государственной пошлине»; далее - постановление № 6). Однако с нового года НК РФ обязывает заплатить госпошлину то лицо, которое обращается за совершением юридически значимых действий (п. 2 ст. 333.18 НК РФ).

ОБРАЩЕНИЕ В СУД

Обязательные платежи при обращении в суд и сейчас называются государственной пошлиной. На практике существенных изменений порядка уплаты госпошлины не произойдет.

Однако размеры пошлины с 1 января 2005 года изменятся. За имущественные требования они немного снизятся, а за неимущественные - повысятся.

Размер пошлины

Новые размеры госпошлины установлены статьей 333.19 НК РФ для обращения в суды общей юрисдикции или к мировым судьям и статьей 333.21 НК РФ для обращения в арбитражные суды.

Напомним, что споры, не связанные с предпринимательской деятельностью, с участием хотя бы одного физического лица - не предпринимателя рассматривают суды общей юрисдикции. А экономические споры и дела с участием юридических лиц и индивидуальных предпринимателей - арбитражные суды. Мы будем рассматривать только случаи обращения в арбитражный суд.

Рассчитаем госпошлину при обращении в арбитражный суд по имущественному спору.

ПРИМЕР 1

Организация-поставщик собирается подать в арбитражный суд заявление о взыскании с покупателя неоплаченного долга за поставленную продукцию. Цена иска (сумма долга плюс штрафные санкции и проценты) составляет 800 000 руб.

1. Если исковое заявление подается до 1 января 2005 года, размер госпошлины в этом случае составит 11 600 руб. плюс 1% от суммы свыше 500 000 руб. (подп. 1 п. 2 ст. 4 Закона № 2005-1). Размеры госпошлины в Законе № 2005-1 неденоминированы. Но в примере мы приводим цифры уже с учетом деноминации.

Госпошлина составит:
11 600 руб. + ((800 000 руб. - 500 000 руб.) х 1%) = 14 600 руб.

2. Если исковое заявление подается после 1 января 2005 года, госпошлина будет 11 500 руб. плюс 1% от суммы свыше 500 000 руб. (подп. 1 п. 1 ст. 333.21 НК РФ).

То есть
11 500 руб. + ((800 000 руб. - 500 000 руб.) х 1%) = 14 500 руб.

Если вы подаете заявление, содержащее требования как имущественного, так и неимущественного характера, пошлину надо платить одновременно за оба требования.

ПРИМЕР 2

Организация после 1 января 2005 года подает в суд заявление о признании недействительным решения налоговой инспекции о бесспорном взыскании налога и пеней, а также о возврате излишне взысканной суммы налога и пеней на сумму 300 000 руб.

Требование о признании недействительным ненормативного акта налоговой инспекции (решения) - неимущественное. Размер госпошлины с 2005 года за это требование для организаций - 2000 руб. (подп. 3 п. 1 ст. 333.21 НК РФ). До 1 января 2005 года размер госпошлины за такое требование составляет 1000 руб. (подп. 3 п. 1 ст. 4 Закона № 2005-1).

Требование о возврате излишне взысканного налога - имущественное. Размер госпошлины с 2005 года за него 3500 руб. плюс 2% от суммы, превышающей 100 000 руб. (подп. 1 п. 1 ст. 333.21 НК РФ). До 1 января 2005 года размер госпошлины за такое требование составляет 3600 руб. плюс 2% от суммы свыше 100 000 руб. (подп. 1 п. 2 ст. 4 Закона № 2005-1).

Размер госпошлины в 2005 году за имущественное требование составит:
3500 руб. + ((300 000 руб. - 100 000 руб.) х 2%) = 7500 руб.

Всего за оба требования в 2005 году надо будет заплатить госпошлину в размере 9500 руб. (2000 руб. + 7500 руб.).

Если в ходе судебного разбирательства размер требований возрастет или добавятся новые требования (говоря юридическим языком, изменится предмет иска), госпошлину нужно будет доплатить.

Порядок уплаты

Госпошлину за обращение в суд нужно заплатить до подачи искового заявления. Документ об уплате госпошлины (квитанцию или платежное поручение) надо приложить к исковому заявлению (п. 2 ст. 126 Арбитражного процессуального кодекса РФ). Иначе арбитражный суд оставит исковое заявление без движения (п. 1 ст. 128 АПК РФ) и назначит срок на устранение этого недостатка. Если же в этот срок заявитель так и не представит в суд документ об уплате госпошлины, суд просто возвратит заявление и не будет его рассматривать (подп. 4 п. 1 ст. 129 АПК РФ).

Но если заявитель находится в затруднительном имущественном положении, одновременно с исковым заявлением (или жалобой) можно подать ходатайство об уменьшении госпошлины или об отсрочке (рассрочке) ее уплаты. К ходатайству надо приложить доказательства того, что заплатить госпошлину полностью для организации затруднительно. Это могут быть подтвержденный налоговым органом перечень расчетных и иных счетов, подтвержденные банком данные об отсутствии на счете денег в необходимом размере, а также об общей сумме задолженности организации по исполнительным листам и платежным документам. Кроме того, к ходатайству прилагаются документы о находящихся на счете денежных средствах (п. 4 постановления № 6).

Добавим, что к ходатайству об уменьшении (отсрочке, рассрочке) госпошлины целесообразно приложить и заверенную копию кассовой книги со сведениями об остатке денег в кассе организации. А вот документы, подтверждающие недостаточность стоимости имущества организации, за счет реализации которого можно получить средства на уплату госпошлины, к ходатайству можно не прилагать. Суды их не требуют.

По каким реквизитам нужно платить госпошлину? Обычно эти реквизиты размещают на информационном стенде в самом суде. Как правило, адресатом выступает управление федерального казначейства по субъекту РФ через одну из налоговых инспекций. Важно не перепутать код бюджетной классификации (КБК). Для госпошлины по делам, рассматриваемым арбитражными судами, КБК в 2005 году - 000 1 08 01000 01 0000 110 (указания о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации (утв. приказом Минфина России от 27 августа 2004 г . № 72н) опубликованы в «ДК» № 21, 2004).

Возврат госпошлины

Если ваше требование к ответчику удовлетворили, уплаченную госпошлину вам вернут не из бюджета. В таком случае госпошлину должны взыскать в вашу пользу с ответчика пропорционально размеру удовлетворенных требований (по сравнению с заявленными; п. 1 ст. 110 АПК РФ). А если ваша организация была освобождена от уплаты госпошлины (ст. 333.37 НК РФ), госпошлину взыщут с ответчика в бюджет.

Если в удовлетворении требования суд откажет полностью или частично, то в отказанной части госпошлина пойдет в бюджет за счет организации, которой отказали в иске.

Но если вы заплатили госпошлину и по каким-либо причинам передумали подавать иск, за возвратом госпошлины нужно обратиться в налоговый орган (подп. 4 п. 1 и п. 3 ст. 333.40 НК РФ). Для этого в налоговую инспекцию, которую вы указали в платежном поручении (или квитанции), нужно подать заявление о возврате госпошлины и справку суда о том, что вы в суд не обращались. Кроме того, к заявлению нужно приложить оригинал платежного документа об уплате госпошлины. Заявление можно подать в течение трех лет со дня уплаты госпошлины. Налоговый орган должен вернуть госпошлину за счет того бюджета, в который произошла переплата, в течение одного месяца со дня подачи заявления (ст. 78 НК РФ).

Аналогично можно поступить и в случаях, когда суд возвратил заявление (ст. 129 АПК РФ), оставил его без рассмотрения (гл. 17 АПК РФ) или прекратил производство по делу (гл. 18 АПК РФ). В таких случаях, а также если вы по ошибке заплатили госпошлину в большем размере, чем следовало, ее тоже можно вернуть (подп. 1-3 п. 1 ст. 333.40 НК РФ).

ОБРАЩЕНИЕ К НОТАРИУСУ

Иногда организациям приходится обращаться к услугам нотариуса. Например, чтобы засвидетельствовать подлинность подписи уполномоченных лиц на банковской карточке.

В таких случаях необходимо заплатить госпошлину за совершение нотариальных действий или нотариальный тариф. Когда вы обращаетесь к государственному нотариусу, речь идет о госпошлине. А если вы обратились к частному нотариусу, платить нужно нотариальный тариф.

Разница между госпошлиной и нотариальным тарифом в том, что госпошлина платится в соответствии с законодательством о налогах и сборах. А нотариальный тариф - платеж другой природы. По сути это плата за услуги. Если вы обратились к частному нотариусу за совершением действия, требующего обязательного нотариального удостоверения, размер тарифа должен соответствовать размеру госпошлины. А если обращение инициативное, по вашему собственному желанию, то размер тарифа определяется в соответствии со статьей 221 Основ законодательства Российской Федерации о нотариате (от 11 февраля 1993 г . № 4462-1).

Размеры госпошлины за совершение нотариальных действий установлены статьей 333.24 НК РФ, а особенности ее уплаты - статьей 333.25 НК РФ.

ДРУГИЕ ПОШЛИНЫ

Глава 253 НК РФ предусматривает и другие пошлины за иные действия госорганов: от регистрации актов гражданского состояния до получения ресурса нумерации оператором связи. Остановимся на наиболее распространенных из них.

Размеры госпошлины за регистрацию юридических лиц и индивидуальных предпринимателей не изменятся. Как и сейчас, они составят 2000 руб. для юридических лиц и 400 руб. для индивидуальных предпринимателей (подп. 1 и 8 п. 1 ст. 333.33 НК РФ).

А вот за госрегистрацию изменений в учредительные документы юридического лица госпошлина значительно уменьшится. Она составит всего 20 процентов от пошлины за регистрацию юридического лица, то есть 400 руб. До 1 января 2005 года за регистрацию изменений в учредительных документах нужно платить 2000 руб. (п. 6 ст. 4 Закона № 2005-1).

Если ваша организация выпускает ценные бумаги, нужно будет уплатить госпошлину в соответствии с подпунктом 44 пункта 1 статьи 333.33 НК РФ. Например, если акционерное общество размещает акции при создании или увеличивает уставный капитал путем дополнительной эмиссии акций.

ПРИМЕР 3

Вновь созданное акционерное общество производит первичное размещение акций (оплата уставного капитала) по номинальной стоимости способом открытой подписки. Номинальный объем выпуска акций - 1 000 000 руб.

В связи с выпуском акций обществу нужно уплатить следующие пошлины:
- за рассмотрение заявления о государственной регистрации выпуска ценных бумаг и о регистрации отчета об итогах выпуска эмиссионных ценных бумаг, если такая регистрация осуществляется одновременно, - 1000 руб.;
- за государственную регистрацию выпуска (дополнительного выпуска) эмиссионных ценных бумаг, размещаемых путем подписки, - 0,2% номинальной суммы выпуска (дополнительного выпуска), но не более 100 000 руб. То есть 2000 руб. (1 000 000 руб. х 0,2%).

За регистрацию проспекта эмиссии и отчета об итогах размещения акций отдельную пошлину платить не нужно, так как при открытой подписке на акции при создании общества проспект регистрируется одновременно с выпуском (п. 1 и 2 ст. 19 Федерального закона от 22 апреля 1994 г . № 39-ФЗ «О рынке ценных бумаг»).

Итого создаваемому обществу в связи с размещением акций нужно заплатить госпошлину в общем размере 3000 руб. (1000 руб. + 2000 руб.).

Еще одна широко распространенная группа случаев уплаты госпошлины связана с получением разрешений и лицензий на занятие лицензируемыми видами деятельности. До 1 января 2005 года за совершение таких действий взимаются лицензионные сборы. А после этой даты их заменит госпошлина. Ее размеры в общем случае составят (подп. 71 п. 1 ст. 333.33 НК РФ):
- за рассмотрение заявления о предоставлении лицензии - 300 руб.;
- за предоставление лицензии - 1000 руб.;
- за переоформление документа, подтверждающего наличие лицензии, - 100 руб.

Однако за выдачу лицензий на отдельные виды деятельности установлены специальные размеры госпошлины (подп. 72-74 п. 1 ст. 333.33 НК РФ). Это деятельность по организации тотализаторов и игорных заведений, банковские операции, долгосрочные лицензии на пользование объектами животного мира и водных биологических ресурсов.

ЛЬГОТЫ

Ряд плательщиков освобождаются от уплаты госпошлины. Общий перечень льгот содержится в статье 333.35 НК РФ. А в статьях 333.36-333.39 НК РФ предусмотрены льготы для обращения в суды, нотариат и регистрации актов гражданского состояния. Как правило, льготируются обращения государственных и судебных органов и некоторых категорий физических лиц.

Для организаций могут представить интерес следующие льготы.
Не надо будет платить госпошлину, если ваша организация выпускает ценные бумаги в целях реструктуризации задолженности перед бюджетами всех уровней (подп. 6 п. 1 ст. 333.35 НК РФ). Или в целях увеличения уставного капитала на величину переоценки основных фондов, произведенной по решению Правительства РФ (подп. 7 п. 1 ст. 333.35 НК РФ).

В заключение отметим, что все платежи, предусмотренные главой 25.3 НК РФ, можно будет учесть при налогообложении прибыли организаций в составе прочих расходов (подп. 1 п. 1 ст. 264 НК РФ). Разумеется, если они произведены в целях осуществления приносящей доход деятельности (ст. 252 НК РФ).

1 января 2021 г. в соответствии с Федеральным законом от 23.11.2020 № 374-ФЗ вступают в силу изменения в ст. 333.33 НК РФ, вводятся новые пошлины для заявителей:

  • за госрегистрацию перехода права собственности на объект недвижимости в связи с реорганизацией юрлица в форме преобразования — 1000 руб.;
  • за внесение данных о юрлице в реестр операторов финансовых платформ — в размере 35 000 руб.;
  • за предоставление лицензии на производство этилового спирта для производства фармацевтической субстанции спирта этилового (этанола) — 9,5 млн руб.

В части предоставления льгот по уплате госпошлины введены два новых основания от обязанности по уплате госпошлины:

  • в целях стимулирования правообладателей объектов недвижимости к регистрации прав, возникших до вступления в силу ФЗ РФ от 21.07.1997 № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», предусматривается их освобождение от уплаты государственной пошлины при обращении за совершением юридически значимых действий, связанных с государственной регистрацией ранее возникших прав;
  • в целях снижения финансовой нагрузки на граждан, пострадавших в результате ЧС, предусматривается освобождение от уплаты госпошлины за госрегистрацию права собственности на жилые помещения или доли в них, приобретенные физическими лицами в связи с реализацией мер социальной поддержки взамен жилых помещений, утраченных ими вследствие ЧС.

Порядок и сроки уплаты государственной пошлины

Порядок и сроки уплаты госпошлины регулируются нормами, установленными статьей 333.18 НК РФ, а также рядом других статей.

Государственная пошлина уплачивается при обращении за совершением юридически значимых действий до подачи заявлений или документов на совершение таких действий либо в случае, если заявления на совершение таких действий поданы в электронной форме, после подачи указанных заявлений, но до принятия их к рассмотрению в соответствии с подпунктом 5.2 пункта 1 статьи 333.18 НК РФ. Исключением являются случаи, перечисленные в пп. 1 — 5.1, 5.3 п. 1 ст. 333.18 НК РФ.

Государственная пошлина уплачивается в наличной или безналичной форме по месту совершения юридически значимого действия. Документами, подтверждающими уплату, являются:

  • квитанция — если пошлина уплачена наличными; выдается банком, либо должностным лицом или кассой госоргана, через который вносилась оплата;
  • платежное поручение с отметкой банка — если пошлина уплачена в безналичной форме.

Иностранные организации, иностранные граждане и лица без гражданства уплачивают государственную пошлину в общем порядке.

В конце 2020 г. в третьем чтении Госдумой были приняты поправки в Налоговый кодекс РФ, продлевающие до 1 января 2023 г. скидку в размере 30 % при уплате гражданами пошлин через портал Госуслуг. Ранее скидка действовала до 1 января 2021 г.

Льготы по уплате государственной пошлины

НК РФ установлены льготы по уплате госпошлины. Список льгот определен статьями 333.35-333.39 НК РФ, установлены они в соответствии с категорией плательщиков и вида совершаемых юридически значимых действий.

КВР и статьи КОСГУ

Расходы при уплате учреждением госпошлины за совершение юридически значимых действий (включая случаи выступления учреждением ответчиком в суде) отражаются по коду вида расходов 852 «Уплата прочих налогов, сборов» и КОСГУ 291 «Налоги, пошлины и сборы» (п. 48.8.5.2 Порядка № 85н, п. 10.9.1 Порядка № 209н).

Возмещение судебных издержек по решению суда (оплата госпошлины по исполнительному листу) учитывается по КВР 831 «Исполнение судебных актов Российской Федерации и мировых соглашений по возмещению причиненного вреда» и КОСГУ 296 по физическому лицу и КОСГУ 297 «Иные выплаты текущего характера организациям» по юридическим лицам.

Поступления от возмещения учреждению госпошлины, ранее уплаченной им при обращении в суд (при взыскании этой суммы с ответчика по решению суда) отражаются по статье подвида доходов бюджетов 130 «Доходы от оказания платных услуг (работ), компенсаций затрат» и КОСГУ 134 «Доходы от компенсации затрат» в соответствии с п. 12.1.3 Порядка № 85н, п. 9.3.4 Порядка № 209н).

Отражение безналичных расчетов

Учет расчетов по уплате госпошлины по безналичному расчету ведется с применением счета 303.05 «Расчеты по прочим платежам в бюджет».

В соответствии с Инструкцией № 162н п.104, 111 операции по начислению и уплате госпошлины с лицевого счета казенного учреждения производятся следующими бухгалтерскими записями:

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: