Государственная корпорация порядок возникновения правосубъектности

Обновлено: 28.03.2024

Добровинская Алла Владимировна, доцент кафедры гражданского права Всероссийского Государственного университета Юстиции (РПА Минюста России), доцент кафедры "Предпринимательское и корпоративное право" Финансового университета при Правительстве РФ.

Данная статья посвящена одному из новых видов юридических лиц, появившихся не так давно в российском гражданском праве. Рассмотрены основные виды и формы госкорпораций, порядок и причины их возникновения, основные цели деятельности. Анализируются вопросы целесообразности создания и существования подобных организационно-правовых форм юридических лиц в России.

Ключевые слова: государственная корпорация, правоспособность, виды деятельности, права учредителя юридического лица, право на участие в управлении, право на получение ликвидационной доли, право на оспаривание решений органов управления.

State corporation as a legal form of legal entity

This article focuses on one of the new types of legal persons, which appeared not so long ago in the Russian civil law. Describes the main types and forms of the state corporations, the procedure and the reasons of their occurrence, the main objectives of the activities. Author considers problems of expediency of creation and existence such organizational-legal forms of legal entities in Russia.

Key words: state corporation, legal capacity, the types of activity, founders' rights as a legal person, the right to participate in management, the right to get liquidation quota, the right to dispute the court decision.

Государственная корпорация как новая организационно-правовая форма некоммерческих организаций, наделенная правами юридического лица, получила свое развитие в законодательстве сравнительно недавно.

Она была узаконена в качестве таковой Федеральным законом от 8 июля 1999 г. N 140-ФЗ "О внесении дополнения в Федеральный закон "О некоммерческих организациях" в виде дополнительной статьи 7.1 "Государственная корпорация".

Так, согласно п. 1 ст. 7.1 Закона о некоммерческих организациях государственной корпорацией признается не имеющая членства некоммерческая организация, учрежденная Российской Федерацией на основе имущественного взноса и созданная для осуществления социальных, управленческих и иных общественно полезных функций. Государственная корпорация создается на основе Федерального закона. Из данного определения видно, что законодатель впервые практически отказался от нормативного регулирования правового положения некоммерческой организации, т.к. указанная статья говорит лишь о том, что государственная корпорация является некоммерческой организацией, обладающей правом собственности на переданное ей имущество. Никаких других императивных или диспозитивных норм, относящихся к государственным корпорациям, Закон не содержит. Это значит, что правовой режим такой корпорации должен в каждом конкретном случае определяться законом, которым и будет создаваться корпорация. В частности, федеральным законом, предусматривающим создание государственной корпорации, должно быть предусмотрено формирование совета директоров или наблюдательного совета государственной корпорации (далее - высший орган управления государственной корпорации).

Правительство Российской Федерации устанавливает порядок участия членов Правительства Российской Федерации и государственных гражданских служащих в высших органах управления государственных корпораций .

Представляется, что в данном случае нормативно-правовое регулирование будет вынуждено подменяться индивидуально-правовым. Более того, для создания и деятельности государственных корпораций даже не требуется никаких учредительных документов - все вопросы должен будет решать специальный закон . Исходя из вышесказанного, можно сделать вывод о том, что в данном случае законодатель использовал термин "корпорация" не в традиционном смысле (когда корпорация противопоставляется учреждению), а просто как синоним понятия "организация", к тому же звучащий весьма солидно. В этом смысле представляется правильным мнение В. Ема, высказанное в известном учебнике по гражданскому праву: "Благодаря корпоративным правам участники корпорации могут участвовать в различных формах в управлении корпорацией и ее имуществом. Реализуя свои корпоративные права, участники корпорации влияют на формирование воли данного корпоративного образования, являющегося самостоятельным субъектом гражданского права - юридическим лицом" .

См.: Гражданское право. Учебник / Под ред. д.ю.н., проф. А.П. Сергеева, Ю.К. Толстого. Т. 1. М., 2003. С. 209.
Гражданское право: Учебник: В 2 т. / Под ред. Е.А. Суханова. М., 2000. Т. I. С. 103.

Анализируя такой подход к корпоративным образованиям, несложно прийти к выводу о том, что члены государственной корпорации не могут иметь типичных корпоративных прав.

Порядок создания таких корпораций сильно отличается от порядка создания иных юридических лиц. Так, государственные корпорации учреждены в распорядительном порядке на основании федеральных законов Российской Федерацией. Таким образом, они созданы в результате властных мер, а не на основе объединения членов, как традиционные корпорации. Также государственные корпорации не имеют учредительных документов, на них не распространяются правила о лицензировании отдельных видов деятельности. Анализ различных федеральных законов, посвященных гражданско-правовому статусу государственных корпораций, не позволяет сделать однозначный вывод о правовой природе прав учредителя государственной корпорации. В соответствии с ч. 2 п. 1 ст. 7.1 Федерального закона "О некоммерческих организациях" имущество, переданное государственной корпорации Российской Федерацией, является собственностью государственной корпорации. Это означает, что Российская Федерация как учредитель государственной корпорации не сохраняет каких-либо вещных прав на имущество, переданное государственной корпорации для осуществления социальных, управленческих или иных общественно полезных функций. Следовательно, государственная корпорация не может быть отнесена к той группе юридических лиц, в отношении имущества которых учредитель сохраняет право собственности.

Первой государственной корпорацией, созданной на основании данного Закона, стало "Агентство по реструктуризации кредитных организаций", просуществовавшее всего пять лет и ликвидированное Федеральным законом от 28 июля 2004 г. N 87-ФЗ "О признании утратившими силу Федерального закона "О реструктуризации кредитных организаций" и отдельных положений законодательных актов Российской Федерации, а также о порядке ликвидации государственной корпорации "Агентство по реструктуризации кредитных организаций" .

СЗ РФ. 2004. N 31. Ст. 3223.

На смену ей пришли государственная корпорация "Агентство по страхованию вкладов", созданная Федеральным законом от 23 декабря 2003 г. N 177-ФЗ "О страховании вкладов физических лиц в банках Российской Федерации" и более десятка других государственных корпораций в наиболее важных отраслях народного хозяйства нашей страны.

Классификацию госкорпораций можно проводить по различным основаниям, главным образом в зависимости от сферы их деятельности, цели, функций, которые государство хочет возложить на учреждаемую им организацию. Так, основаниями для классификации госкорпораций могут служить:

Можно также выделить и иные основания для классификации госкорпораций, например формирование исполнительных органов - президентские, правительственные, общественные, срочные, бессрочные, с фиксированным размером имущественного взноса Российской Федерации в уставный фонд корпорации, установленный федеральным законом и имеющий стоимостную оценку либо без указания его стоимости и определяющийся только перечнем имущества, переданным Российской Федерацией, с правом формирования внутрихозяйственных фондов и с вменением обязанности формировать специальные внутрихозяйственные фонды и другие.

Как уже было отмечено ранее, госкорпорации создаются и ликвидируются на основании федерального закона в качестве сложноструктурной организации с весьма широкими функциями и полномочиями в своей многогранной деятельности. Так, на Российскую государственную корпорацию нанотехнологий изначально были возложены следующие основные функции:

  1. рассмотрение проектов в сфере нанотехнологий в целях последующего предоставления финансовой поддержки за счет средств корпорации;
  2. осуществление организационной и финансовой поддержки научно-исследовательских и опытно-конструкторских разработок в сфере нанотехнологий;
  3. финансирование проектов в сфере нанотехнологий, предусматривающих внедрение нанотехнологий или производство продукции на основе нанотехнологий;
  4. финансирование проектов по подготовке специалистов в области нанотехнологий;
  5. мониторинг реализации проектов в сфере нанотехнологий, финансируемых за счет средств корпорации.

В соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации выполняются и другие функции.

Государственная корпорация может заниматься предпринимательской деятельностью, поскольку это служит достижению цели, ради которой она создана. Цели существующих в стране государственных корпораций весьма разнообразные. Например, целью деятельности Государственной корпорации "Ростехнологии" является содействие разработке, производству и экспорту высокотехнологической продукции путем обеспечения поддержки на внутреннем и внешнем рынках российских организаций разработчиков и производителей высокотехнологичной промышленной продукции, привлечения инвестиций в организации различных отраслей промышленности, включая оборонно-промышленный комплекс (ч. 1 ст. 3 Федерального закона "О Государственной корпорации "Ростехнологии").

Наконец, государственная корпорация несет самостоятельную имущественную ответственность по своим обязательствам перед третьими лицами, при этом Российская Федерация не отвечает по обязательствам государственной корпорации.

Государственная корпорация не находится на бюджетном финансировании. Она относится к числу государственных организаций, функционирующих, хотя об этом прямо не упоминается в Законе, на основе принципа самофинансирования своей деятельности за счет доходов, получаемых от данной деятельности. Так, Государственная корпорация "Ростехнологии" - согласно п. 6 ч. 1 ст. 7 Федерального закона "О Государственной корпорации "Ростехнологии" - вправе получать в соответствии с законодательством Российской Федерации доходы в целях реализации своих функций, установленных настоящим Федеральным законом и решениями Президента Российской Федерации. Кроме того, она также вправе участвовать в уставных капиталах хозяйственных обществ, имуществе иных коммерческих и некоммерческих организаций, которые созданы на территории Российской Федерации и за ее пределами и целью деятельности которых являются разработка, производство и экспорт высокотехнологичной промышленной продукции, включая продукцию военного и двойного назначения. Доходы от такого участия поступают в собственность корпорации.

Поэтому можно сказать, что в число основных целей деятельности государственной корпорации входят не только разработка, производство и экспорт изготовляемой продукции, выполнение работ и оказание услуг, но и извлечение прибыли для финансирования данной деятельности.

Также специфика госкорпораций заключается в том, что все госкорпорации выполняют несоразмерно большой объем публичных управленческих функций, что роднит их с учреждениями публичного права. Так, например, Государственная корпорация "Росатом", в соответствии с Федеральным законом от 01.12.2007 N 317-ФЗ "О Государственной корпорации по атомной энергии "Росатом", обеспечивает проведение государственной политики в ряде областей, осуществляет оперативно-правовое регулирование и выполняет иные функции публичного характера. При этом "Росатом" совместно с Министерством обороны РФ ежегодно представляет Президенту РФ доклад о состоянии ядерного оружейного комплекса Российской Федерации, заключает международные договоры межведомственного характера по вопросам, входящим в ее компетенцию. И здесь следует отметить, что государственная корпорация в связи с публично-правовым характером выполняемых ею функций не может осуществлять свою деятельность и в качестве некоммерческой организации. Учитывая вышеизложенное, можно прийти к выводу о том, что госкорпорации могут рассматриваться как организации, обладающие некоторыми признаками юридического лица, выполняющими не только частные, но и значительные публичные функции. На данном этапе развития современного гражданского законодательства о юридических лицах организационно-правовую форму подобных корпораций сложно осмыслить, используя только понятие юридического лица в его нынешнем понимании. В связи с чем представляется правильным мнение авторов, считающих, что государственная корпорация как юридическое лицо должна представлять собой индивидуальную группу в системе юридических лиц в российском гражданском праве наподобие юридических лиц, имеющих индивидуальный статус. Такой организацией, например, является Центральный банк РФ .

См.: Суханов Е.А. Проблемы правового регулирования отношений публичной собственности и новый Гражданский кодекс // Гражданский кодекс России. Проблемы. Теория. Практика / Отв. ред. А.Л. Маковский. М., 1998. С. 219, 220.

Следует также отметить, что современная конструкция государственной корпорации, предусмотренная ст. 7.1 Федерального закона "О некоммерческих организациях", не укладывается ни в одну из унифицированных организационно-правовых форм некоммерческих организаций. Вероятно, именно по этой причине некоторые специалисты ставят под сомнение целесообразность существования государственной корпорации в ее современном виде как разновидности некоммерческой организации, указывая, что модель государственной корпорации не укладывается ни в одну из перечисленных унифицированных форм некоммерческих организаций, поэтому целесообразность ее существования в таком виде достаточно сомнительна .

См.: Ефимова Л. О правовой природе госкорпораций // Хозяйство и право. 2008. N 8. С. 65, 66.

По мнению известного российского цивилиста Е.А. Суханова, государственная корпорация, несмотря на свое название, близка к учреждению с теми отличиями, что, во-первых, она является собственником своего имущества, во-вторых, Российская Федерация не отвечает по обязательствам государственной корпорации, если законом, предусматривающим создание государственной корпорации, не установлено иное .

См.: Гражданское право: Учебник. Том I / Под ред. Е.А. Суханова. М.: Волтерс Клувер, 2010. С. 231.

При этом некоторые авторы считают, что, исходя из внутренней противоречивости конструкции государственной корпорации, представляется целесообразным исключение данной организационно-правовой формы некоммерческой организации из российского законодательства .

Гражданское право: Учебник. Том I / Под ред. Е.А. Суханова. М.: Волтерс Клувер, 2010. С. 231.

Следует учитывать и мнение о том, что в самой организационно-правовой форме государственной корпорации, несмотря на наличие соответствующего наименования, не просматривается даже зачатков корпоративных отношений или образования, конструируемого по типу корпорации, поскольку государственная корпорация фактически представляет собой учреждение, которому принадлежит на праве собственности определенное имущество .

Степанов Д.И. Формы реорганизации некоммерческих организаций // Приложение к журналу "Хозяйство и право". 2003. N 10. С. 12.

Однако, несмотря на указанные недостатки госкорпорации как корпоративного образования, в то же время было бы неправильным отрицать право государства на создание подобных юридических лиц для достижения тех или иных публичных и социально значимых целей только из-за того, что они не укладываются в современную систему некоммерческих юридических лиц. При этом представляется возможным согласиться с тем, что они могут рассматриваться в качестве группы юридических лиц, целью создания которых является "решение общих дел". Для достижения этой цели они могут наделяться властными полномочиями .

См.: Новак Д.В. К упорядочению системы некоммерческих организаций // Вестник гражданского права. 2007. N 3.

Все вышесказанное о цели, функциях, характере деятельности государственной корпорации, праве собственности на имущество, принадлежащее корпорации, и имущественном обеспечении ее деятельности явно свидетельствует о том, что подобная организационно-правовая форма юридических лиц на современном этапе должна представлять собой индивидуальную группу в системе юридических лиц в российском гражданском праве наподобие юридических лиц, имеющих индивидуальный статус. Что подтверждает пример Российской корпорации нанотехнологий. Так, согласно распоряжению Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2010 года N 2287-р Российская корпорация нанотехнологий первой из государственных корпораций завершила реорганизацию и с 11 марта 2011 года перерегистрирована в ОАО "Роснано", а перед тем, в декабре 2010 года, ОАО "Роснано" учредило дочернюю компанию - RUSNANO USA, Inc. Организация создана с целью представления интересов ОАО "Роснано" и проектных компаний на территории США и Канады.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Новак Д.В. К упорядочению системы некоммерческих организаций // Вестник гражданского права. 2007.
  2. Степанов Д.И. Формы реорганизации некоммерческих организаций // Приложение к журналу "Хозяйство и право". 2003. N 10.
  3. Гражданское право: Учебник. Том I / Под ред. Е.А. Суханова. М.: Волтерс Клувер, 2010.
  4. Ефимова Л. О правовой природе госкорпораций // Хозяйство и право. 2008. N 8.
  5. Суханов Е.А. Проблемы правового регулирования отношений публичной собственности и новый Гражданский кодекс // Гражданский кодекс России. Проблемы. Теория. Практика / Отв. ред. А.Л. Маковский. М., 1998.
  6. Гражданское право. Учебник / Под ред. д.ю.н., проф. А.П. Сергеева, Ю.К. Толстого. Т. I. М., 2003.

Мы используем файлы Cookie. Просматривая сайт, Вы принимаете Пользовательское соглашение и Политику конфиденциальности.

Гражданский кодекс РФ, наряду с принятыми в соответствии с ним федеральными законами, является основным источником гражданского законодательства в Российской Федерации. Нормы гражданского права, содержащиеся в других нормативно правовых актах, не могут противоречить Гражданскому кодексу. Гражданский кодекс РФ, работа над которым началась в конце 1992 г., и первоначально шла параллельно с работой над российской Конституцией 1993 г. – сводный закон, состоящий из четырех частей. В связи с огромным объемом материала, требовавшего включения в Гражданский кодекс, было принято решение принимать его по частям.

Первая часть Гражданского кодекса РФ, введенная в действие с 1 января 1995 г., (за исключением отдельных положений), включает в себя три из семи разделов кодекса (раздел I «Общие положения», раздел II «Право собственности и другие вещные права», раздел III «Общая часть обязательственного права»). В данной части Гражданского кодекса РФ, содержатся основополагающие нормы гражданского права и его терминология (о предмете и общих началах гражданского права, статусе его субъектов (физических и юридических лиц)), объектах гражданского права (различных видах имущества и имущественных прав), сделках, представительстве, исковой давности, праве собственности, а также об общих началах обязательственного права.

Вторая часть Гражданского кодекса РФ, являющаяся продолжением и дополнением части первой, ведена в действие с 1 марта 1996 г. Она полностью посвящена разделу IV кодекса «Отдельные виды обязательств». Основываясь на общих началах нового гражданского права России, закрепленных в Конституции 1993 г. и части первой Гражданского кодекса, часть вторая устанавливает развернутую систему норм об отдельных обязательствах и договорах, обязательствах из причинения вреда (деликтах) и неосновательном обогащении. По своему содержанию и значению часть вторая Гражданского кодекса РФ – крупный этап в создании нового гражданского законодательства Российской Федерации.

Третья часть Гражданского кодекса РФ включает в себя раздел V «Наследственное право» и раздел VI «Международное частное право». По сравнению с законодательством, действовавшим до введения в действие 01 марта 2002 г. части третьей Гражданского кодекса РФ, серьезные изменения претерпели нормы о наследовании: добавлены новые формы завещаний, расширен круг наследников, а также круг объектов, которые могут переходить в порядке наследственного преемства; введены подробные нормы, касающихся охраны наследства и управления им. Раздел VI Гражданского кодекса посвященный регулированию гражданско-правовых отношений, осложненных иностранным элементом, представляет собой кодификацию норм международного частного права. Данный раздел, в частности, содержит нормы о квалификации юридических понятий при определении применимого права, о применении права страны с множественностью правовых систем, о взаимности, обратной отсылке, установлении содержания норм иностранного права.

Четвертая часть Гражданского кодекса (введена в действие с 1 января 2008г.), полностью состоит из раздела VII «Права на результаты интеллектуальной деятельности и средства индивидуализации». Её структура включает в себя общие положения - нормы, которые относятся ко всем видам результатов интеллектуальной деятельности и средств индивидуализации или к значительному числу их видов. Включение в состав Гражданского кодекса РФ норм о правах на интеллектуальную собственность позволило лучше скоординировать эти нормы с общими нормами гражданского права, а также унифицировать используемую в сфере интеллектуальной собственности терминологию. Принятие четвертой части Гражданского кодекса РФ завершило кодификацию отечественного гражданского законодательства.

Гражданский кодекс РФ прошел проверку временем и обширной практикой применения, однако, экономические правонарушения, часто совершающиеся под прикрытием норм гражданского права, выявили недостаточную завершенность в законе ряда классических гражданско-правовых институтов, таких как недействительность сделок, создание, реорганизация и ликвидация юридических лиц, уступка требований и перевод долга, залог и др., что обусловило необходимость внесения в Гражданский кодекс РФ ряда изменений системного характера. Как было отмечено одним из инициаторов внесения таких изменений, Президентом РФ Д.А. Медведевым, «Сложившаяся система нуждается не в переустройстве, коренном изменении, … а в совершенствовании, раскрытии ее потенциала и выработке механизмов реализации. Гражданский кодекс уже стал и должен оставаться основой становления и развития в государстве цивилизованных рыночных отношений, эффективным механизмом защиты всех форм собственности, а также прав и законных интересов граждан и юридических лиц. Кодекс не требует коренных изменений, но дальнейшее совершенствование гражданского законодательства необходимо…» .

18 июля 2008 г. был издан Указ Президента РФ N 1108 «О совершенствовании Гражданского кодекса Российской Федерации», в котором была поставлена задача разработки концепции развития гражданского законодательства Российской Федерации. 7 октября 2009 г. Концепция была одобрена решением Совета по кодификации и совершенствованию российского законодательства и подписана Президентом РФ.

________
См.: Медведев Д.А. Гражданский кодекс России – его роль в развитии рыночной экономики и создании правового государства // Вестник гражданского права. 2007. N 2. Т.7.

Кузьминов А.А., аспирант кафедры гражданско-правовых дисциплин Московской академии экономики и права.

В статье анализируются общие проблемы гражданской правосубъектности государственных корпораций, в результате чего автор делает вывод об отсутствии у них признаков единой организационно-правовой формы. Отмечая уникальность правового статуса государственных корпораций, который соединяет в себе частноправовые и публично-правовые начала, образуя модель юридического лица публичного права, автор предлагает унифицировать правила об отдельных государственных корпорациях, приняв типовой закон.

The article analyses general issues of civil legal standing of state corporations; the author makes a conclusion on the absence of the features of single organizational-law form. Noting the uniqueness of legal status of state corporations which combine private-law and public law features forming a model of juridical person of public law the author proposes to unify the rules on separate state corporations by adoption of a model law .

Kuz'minov A.A. Civil legal personality the state corporation.

Государственной корпорацией признается не имеющая членства некоммерческая организация, учрежденная Российской Федерацией на основе имущественного взноса и созданная для осуществления социальных, управленческих или иных общественно полезных функций (ст. 7.1 Федерального закона от 12 января 1996 г. N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях"). Конкретизация целей создания и функций деятельности осуществляется федеральным законом, в соответствии с которым создается конкретное юридическое лицо в организационно-правовой форме государственной корпорации (далее - госкорпорация).

Следует отметить, что "исторически" первой стала государственная корпорация "Агентство по реструктуризации кредитных организаций", созданная на основании Федерального закона от 8 июля 1999 г. N 144-ФЗ "О реструктуризации кредитных организаций", которая впоследствии была ликвидирована, а ее имущество было передано в качестве взноса вновь созданной Госкорпорации "Агентство по страхованию вкладов". К настоящему моменту также были созданы такие Госкорпорации, как "Банк развития и внешнеэкономической деятельности (Внешэкономбанк)", "Российская корпорация нанотехнологий" ("Роснанотех"), "Фонд содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства", Госкорпорация по содействию разработке, производству и экспорту высокотехнологичной промышленной продукции ("Ростехнологии"), Госкорпорация по атомной энергии ("Росатом"), Госкорпорация по строительству олимпийских объектов и развитию города Сочи как горноклиматического курорта ("Олимпстрой") , таким образом, в настоящее время их общее число равно семи.

Следует отметить, что обычное понимание корпорации как формы юридического лица, при которой двое или несколько лиц объединяются для достижения имущественными и личными усилиями известной цели, явно не соответствует унитарной модели государственной корпорации в ст. 7.1 Федерального закона от 12 января 1996 г. N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях", в соответствии с которой данная организационно-правовая форма не предполагает членства. В силу прямого указания Закона учредителем может быть только один субъект - Российская Федерация , поэтому нет возможности даже для публично-правового членства. Государственная корпорация создается для достижения общественно полезных целей. Имущество, переданное государственной корпорации Российской Федерацией, является собственностью государственной корпорации.

См.: Мерзликина Р.А., Тамирова К.К. Государственная корпорация как одна из форм участия государства в гражданско-правовых отношениях // Труды юрид. фак-та СевКавГТУ: Сборник научных трудов. Ставрополь, 2004. Вып. 2. С. 96.

Используя терминологию континентального права, можно утверждать, что российская государственная корпорация относится к юридическим лицам публичного права . Как отмечает В.А. Бублик, "одной из моделей взаимодействия публичного и частного права является внедрение частноправовых начал в публично-правовую материю, когда публичные отношения начинают все более широко регулироваться с использованием элементов частноправового метода (цивилистического инструментария). " . Действительно, законодатель использует конструкцию юридического лица частного права для осуществления функций публичного характера.

Цит. по: Кряжевских К.П. Право оперативного управления и право хозяйственного ведения государственным имуществом. СПб., 2004. С. 87.
Бублик В.А. Публично- и частноправовые начала в гражданско-правовом регулировании внешнеэкономической деятельности: Автореф. дис. д-ра юрид. наук. Екатеринбург, 2000. С. 7.

Создание в России новой организационно-правовой формы юридического лица - государственной корпорации вызвало неподдельный интерес многих ученых. Так, например, по мнению И.В. Ершовой, "за государственными корпорациями - большое будущее. Их создание в различных областях экономики реально позволит упростить весьма громоздкую структуру органов исполнительной власти, создать реальное связующее звено между государством и хозяйствующими субъектами. Кроме того, государственные корпорации могли бы стать консультационными центрами, решать вопросы социальной политики, санитарно-эпидемиологического, экологического благополучия населения. Затянувшийся в научной литературе спор относительно организационно-правовой формы Банка России (уставный капитал и иное имущество которого является федеральной собственностью) тоже мог бы быть решен в пользу государственной корпорации" . Н.В. Козлова считает, что классическим примером квазипубличной государственной корпорации мог бы стать МГУ им. М.В. Ломоносова .

Ершова И.В. Проблемы правового статуса государственных корпораций // Государство и право. 2001. N 6. С. 41.
См. подробнее: Козлова Н.В. Понятие и сущность юридического лица. Очерк истории и теории. М., 2003. С. 286 - 288.

Государственная корпорация обладает всеми признакам юридического лица. Во-первых, государственная корпорация выступает субъектом присвоения имущества и в этом качестве является имущественно обособленной организацией, так как в соответствии с п. 3 ст. 213 Гражданского кодекса Российской Федерации (ГК РФ) имущество, переданное в качестве вкладов учредителями, а также имущество, приобретенное по иным основаниям, находится в собственности государственной корпорации. Во-вторых, государственная корпорация отвечает по своим обязательствам тем своим имуществом, на которое по законодательству Российской Федерации может быть обращено взыскание, т.е. несет исключительно самостоятельную имущественную ответственность, пределы которой определяются стоимостью имущества, принадлежащего государственной корпорации на праве собственности. Поэтому государственная корпорация не отвечает по обязательствам своего учредителя - Российской Федерации, так же, как и учредитель государственной корпорации не отвечает по обязательствам последней (п. 2 ст. 25 Федерального закона "О некоммерческих организациях"). В-третьих, государственная корпорация самостоятельно выступает в гражданском обороте, т.е. может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, которые соответствуют ее целям и реализуемым задачам. Особенностью создания государственной корпорации является то, что не требуется учредительных документов, предусмотренных ст. 52 ГК РФ. Таким образом, мы имеем дело с распорядительным способом создания юридического лица. В законе, предусматривающем создание государственной корпорации, содержатся практически те же сведения, что и в учредительных документах, необходимых для создания всех других некоммерческих организаций: наименование государственной корпорации, цели ее деятельности, место ее нахождения, порядок управления ее деятельностью (в том числе органы управления государственной корпорации и порядок их формирования, порядок назначения должностных лиц государственной корпорации и их освобождения), порядок реорганизации и ликвидации государственной корпорации и порядок использования имущества государственной корпорации в случае ее ликвидации.

Однако сегодня создание подобных структур превращается в некий фирменный знак российской экономической политики. Анализ же федеральных законов, которыми были созданы эти семь Госкорпораций, свидетельствует об отсутствии единообразных правил, не позволяющих говорить о наличии единой организационно-правовой форме юридического лица, а в некоторых случаях о существенных отступлениях от единых правил, установленных для юридических лиц общими правилами гражданского законодательства.

Например, госкорпорации не обязаны представлять в уполномоченный орган отчет о своей деятельности, о персональном составе руководящих органов, о расходовании денежных средств и использовании иного имущества, что противоречит п. 3 ст. 32 Федерального закона "О некоммерческих организациях".

В изъятие из общих правил госкорпорации наделены правом осуществлять деятельность, требующую прохождения порядка лицензирования, без лицензии - на основании закона, что типично для органов публичной власти, а не юридических лиц. Например, Внешэкономбанк на основании Федеральных законов "О банке развития" и "О рынке ценных бумаг" имеет право осуществлять банковские операции, а также обладает специальной правоспособностью в сфере профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг. Получается, что, с одной стороны, Внешэкономбанк является обычным коммерческим банком (но отнюдь не некоммерческой организацией, как большинство других госкорпораций), имеющим возможность осуществлять основную массу банковских операций (ст. 3 Закона о банке развития), с другой стороны, он неподконтролен Центральному банку РФ. Лишь Правительство РФ вправе определять основные направления и показатели инвестиционной и финансовой деятельности, количественные ограничения на привлечение заемных средств, лимиты, основные условия, порядок и сроки предоставления кредитов и займов, участия в уставном капитале хозяйственных обществ, выдачи гарантий.

Госкорпорация по атомной энергии "Росатом" наделена властными полномочиями, принадлежащими федеральным органам государственной власти (ст. 8, 10, 20, 23 и др. Закона о Госкорпорации "Росатом"), в силу чего она вправе даже издавать нормативные правовые акты в установленной сфере деятельности и признавать не действующими на территории Российской Федерации акты органов власти Российской Федерации и бывшего СССР! Эта же Госкорпорация объявлена распорядителем бюджетных средств (ст. 241 Бюджетного кодекса РФ), что характерно для учредителя бюджетных учреждений, а не их самих.

Некое среднее положение между двумя названными Госкорпорациями занимает Агентство по страхованию вкладов, которое по преимуществу занимается коммерческой деятельностью, фактически представляя собой страховую компанию, но и, получая властные полномочия, реализует государственную политику в сфере защиты вкладов физических лиц в коммерческих банках.

По сути, только Фонд содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства является некоммерческой организацией, задача которого - распределить выделенные учредителем средства дестинаторам (в качестве которых выступают муниципальные образования и субъекты Российской Федерации, которые далее распределяют полученные средства на установленные законом цели - капитальный ремонт многоквартирных домов и переселение граждан из аварийного жилья), а по завершении этой деятельности прекратиться.

Все это еще раз показывает, что созданные к настоящему времени госкорпорации в действительности не образовали единой организационно-правовой формы юридического лица, что, однако, не означает неэффективность данной формы. Никто не будет отрицать, что первые госкорпорации соединили в себе частноправовое и публично-правовое (выступили юридическими лицами публичного права), стали уникальными по своему правовому статусу, поэтому отказываться от них было бы преждевременно. Другое дело, прежде чем создавать последующие госкорпорации, необходимо было установить единые правила о них, приняв Закон о государственных корпорациях. В этом Законе должны быть определены цели создания и деятельности, для которых может создаваться государственная корпорация, порядок управления ее деятельностью (в том числе органы управления государственной корпорации и порядок их формирования, порядок назначения должностных лиц государственной корпорации и их освобождения), порядок реорганизации и ликвидации государственной корпорации и порядок использования имущества государственной корпорации в случае ее реорганизации или ликвидации, а также все иное, что предопределяет содержание любой организационно-правовой формы юридического лица.

Мы используем файлы Cookie. Просматривая сайт, Вы принимаете Пользовательское соглашение и Политику конфиденциальности.


В данной статье говорится об особенностях правового статуса государственных корпораций при помощи анализа понятия, признаков и классификации. Обобщаются выводы об исключительности правового состояния данных юридических лиц.

Ключевые слова: государственные корпорации; правовой статус государственных корпораций; классификация; признаки; юридическое лицо; организационно-правовые формы юридического лиц; некоммерческая организация.

Для более ясного и подробного изучения вопроса о правовом статусе государственных корпораций, нам необходимо будет отразить само понятие государственной корпорации, охарактеризовать её с помощью единых признаков, являющимися отличительными от иных юридических лиц, а также следует указать общие черты, при этом дать аналогичную классификацию, а также не забыть изучить и дать ответ на вопрос о юридической природе данного учреждения.

Государственной корпорацией является не имеющая членства некоммерческая организация, учрежденная государством на основании имущественного взноса, а также созданная для выполнения социальных, управленческих или других общественных функций [1]. Государственная корпорация конструируется при помощи федерального закона. Имущество, которое было передано государственной корпорации Российской Федерацией, относится к собственности государственной корпорации. В соответствии с такой нормой мы можем выделить следующие особенности корпорации:

− неизменным учредителем государственной корпорации может являться только государство. К этому можно добавить, что ни субъекты Российской Федерации, ни муниципальные образования не имеют в своём арсенале, таких функций, как создание государственной (или муниципальной) корпорации;

− при создании государственной корпорации цели носят масштабный характер и не направлены лишь на удовлетворение определенных граждан или юридических лиц

− федеральные законы, выполняющие функции учредительного документа являются особым порядок учреждения государственной корпорации;

− выполнение социальных или управленческих функций в интересах общества в целом или отдельной отрасли народного хозяйства. В то же время государственные корпорации не могут быть органом государственной власти, а также не могут быть отраженными в системе органов исполнительной власти [2];

− государство может в не которых случаях гарантировать какие-либо обязательства государственной корпорации [3]. Следует отметить, что государственная корпорация — является основным инструментом не прямого управления, а иного регулятивного воздействия государства на социальные отношения [4].

− исключено членство в государственной корпорации;

В своей статье я изучаю и исследую государственную корпорацию, как одну из организационно-правовых форм юридического лица (некоммерческой организации), не вношу в данное понятие признаки, присущие «корпорациям», которые вносят, как экономисты, так и различные правоведы. Под характерным понятием корпораций можно выделить разновидность юридического лица, которое объединяет некоторое количество лиц, с общим достижением единой цели [5]. На мой взгляд такое определение не является соответствующим «унитарному» представлению государственной корпорации [6]. По мнению Н. Н. Пахомовой законодательство создало определение государственной корпорации именно для того, чтобы заложить презумпцию идентичного функционирования данного субъекта в экономическом обороте вместе с другими субъектами гражданского права, хотя, с точки зрения внутренних отношений государственная корпорация не имеет возможности быть определенной к «классическим» корпорациям [7]. Иными словами, законодатель подразумевает под корпорацией со специальной правоспособностью такую форму организационных отношений, которую формирует государственные корпорации. Поистине, государственная корпорация является одним из видов государственных учреждений.

Государственные корпорации, как исключительный вид юридических лиц, занимающихся некоммерческой деятельностью, имеют определенные специфические признаки, которые в совокупности определяют и отличают их от иных видов юридических лиц. При изучении законодательства, о нормативно-правовом регулировании деятельности государственных корпорация, можно выделить следующие характерные признаки [8]:

  1. В государственных корпорациях отсутствуют обязательные для других юридических лиц учредительные документы. В данном признаке подразумевается учредительных договор или устав. Они замещены федеральными законами, которые создают единовременно государственную корпорация, и производят регулирование их деятельность (так называемые «именные законы»);
  2. Формирование имущества государственной корпорации происходит из имущественного взноса, выплат субсидий из федерального бюджета, доход, полученный в ходе их деятельности, добровольных имущественных отчислений, а также из средств резервного фонда. Государственная корпорация является собственником этого имущества;
  3. Ликвидации, реорганизации и банкротства государственной корпорации регулируются специализированным законом о государственной корпорации, а не общим для юридических лиц законодательством;
  4. Ещё одним исключительным признаком государственных корпораций является значительно меньший контроль со стороны государственных органов, а также не особо строгие требования к раскрытию информации.

Имеется и ещё одна классификация государственных корпораций:

По формированию органов:

По способу финансирования

− с фиксированным размером имущественного взноса Российской Федерации в уставный фонд корпорации, установленный федеральным законом и имеющий стоимостную оценку или без указания его стоимости;

− определяющийся только перечнем имущества, переданным Российской Федерацией.

и по прочим основаниям.

Таким образом, государственная корпорация считается одним из обликов юридических лиц некоммерческих отношений, которые, по собственной правовой природе является государственным учреждением, а не классической «корпорацией» в видение экономистов и правоведов. Регулирование деятельности государственных корпораций посредством «именных» федеральных законов, ограничения в контроле со стороны государственных органов, а также особенные критерии о публикации информации о деятельности дают возможность государству создавать особенные учреждения, иным образом выходящие за рамки общего законодательства.

Основные термины (генерируются автоматически): государственная корпорация, корпорация, Российская Федерация, юридическое лицо, имущественный взнос, лицо, некоммерческая организация, правовой статус, признак.

Ключевые слова

государственные корпорации, правовой статус государственных корпораций, классификация, признаки, юридическое лицо, организационно-правовые формы юридического лиц, некоммерческая организация

Похожие статьи

Неопределенность правового статуса госкорпораций в России

При этом государственная корпорация не отвечает по обязательствам Российской Федерации, а Российская Федерация не отвечает

Это происходит в силу особого правового статуса и юридической природы госкорпораций, сильно отличающейся от признанных.

Понятие «корпорация» в зарубежной и российской теории.

Таким образом, возникает корпорация или юридическое лицо.

Государственная корпорация не отвечает по обязательствам Российской Федерации

Исходя из определения корпорации в ГК РФ, корпорация не относится к какой-либо определенной правовой форме.

Правовой статус коммерческой организации по действующему.

Исходя из вышесказанного, правовой статус коммерческой организации в России по действующему законодательству в

государственная корпорация, корпорация, Российская Федерация, гражданское законодательство, имущество, государственный контроль, лицо.

Юридические лица, понятие и особенности их признаков

Это означает, что юридическое лицо представляет собой совокупность двух и более лиц

В едином государственном реестре юридические лица фигурируют как совокупность

Четвертым признаком юридического лица можно выделить то, что юридическое лицо несет.

Особенности учредительных документов корпорации

Органы управления корпоративного юридического лица. юридическое лицо, лицо, государственная регистрация, Российская Федерация, период ликвидации, государственная регистрация изменений, указанное юридическое лицо, ликвидируемое юридическое лицо.

Участие государства в акционерных обществах | Статья в журнале.

В статье поднимаются вопросы государственного участия в акционерных обществах и особенности его правового положения в качестве акционера, а также приобретаемых им специфических прав. Рассматривается понятие «золотой акции» и непосредственного участия.

Классификация и виды юридических лиц: современные аспекты.

юридическое лицо является организацией; существуют государственные и негосударственные типы юридических лиц

Масленникова Л. В. Тенденции развития гражданского законодательства Российской Федерации о некоммерческих организациях.

Организация как субъект финансовых правоотношений

Для юридических лиц все эти три критерия включает в себя их правоспособность, которая возникает с момента государственной

Организации — это: ‒ юридические лица, образованные в соответствии с законодательством РФ; ‒ компании и другие корпоративные.

Особенности правового положения государства-акционера

Позиция Российской Федерации как акционера отражается в директивах, выдаваемых Росимуществом наряду с доверенностями представителям для

ограниченная ответственность, общество, Российская Федерация, юридическое лицо, ГК РФ, нотариальное удостоверение.


Статья посвящена вопросу сущности такого субъекта российской правовой системы, как государственные корпорации. Исключительное положение и индивидуальные законодательные акты, регулирующие деятельность каждого конкретного субъекта, выводят государственные корпорации за рамки гражданского права и оборота, делая их уникальным правовым явлением.

Ключевая особенность рассматриваемой категории юридических лиц, имеющая место в общих нормах закона, заключается в том, что регулирование каждой конкретной государственной корпорации и государственной компании регулируется отдельным федеральным законом, в соответствии с которым создаются указанные юридические лица.

Отсюда исключительность государственной корпорации и государственной компании как юридических лиц. В данном случае нельзя признать их абстрагированными организационно-правовыми нормами. По своей сути, речь идёт об особой аккумуляции государственного капитала, а иногда и создание особого субъекта, обладающего публично-правовыми полномочиями.

Особенно ярко эта особенность государственных корпораций проявляется в случае госкорпорации «Росатом». Так, ФЗ «О Росатоме», устанавливает целый спектр полномочий публично-правового характера. По этому поводу Д. Г. Биченов и В. В. Колобов пишут следующее: «Госкорпорации по атомной энергии «Росатом» переданы властные полномочия, принадлежащие федеральным органам государственной власти. В силу ст. 8 указанного закона Росатом принимает нормативные правовые акты в установленной сфере деятельности, а также может признавать не действующими на территории РФ акты органов власти РФ и бывшего СССР. …Названной государственной корпорации не только переданы в полном объеме полномочия, составляющие компетенцию органов государственной власти (см. ст.ст. 7–14 указанного Закона), включая и компетенцию в области нормативно-правового регулирования, но также и право иметь собственные военизированные охранные подразделения. По существу, данная госкорпорация выступает в качестве органа государственной власти. При этом властные полномочия осуществляются Росатомом в отношении других участников рынка — субъектов гражданского права (ст.ст. 23, 33, 38–40 названного Закона)» [1].

Госкорпорации имеют привилегированное положение и исключены из-под действия норм антимонопольного законодательства в части запрещения на ограничивающие конкуренцию нормативные акты, что установлено п. 3 с. 15 Федеральный закон от 26.07.2006 N 135-ФЗ (ред. от 27.12.2019).

Анализируя положение иных госкорпораций, в научной литературе можно встретить следующие выводы и предложения: «Госкорпорация является не организационно-правовой формой юридического лица в смысле гл. 4 ГК, а специальным способом создания субъектов права, уникальных по своему правовому (частноправовому и публично-правовому) статусу. Оценка необходимости их создания и функционирования выходит за рамки гражданского права.

В связи с этим представляется целесообразным упразднение организационно-правовой формы госкорпорации и преобразование существующих госкорпораций в юридические лица тех форм, которыми они, по сути, и являются: в органы публичной власти…фонд… хозяйственные общества со 100-процентным государственным участием. В качестве первого шага на этом пути целесообразно установление законодательного запрета на создание новых госкорпораций» [2].

Соглашаясь с тем, что государственные корпорации являются особыми субъектами, выходящими за рамки такого института гражданского права, как юридические лица, представляется, что ограничение государства в части возможности создания новых госкорпораций недопустимо, как и изменение статуса уже существующих госкорпораций. Оценка необходимости создания подобных правовых субъектов, а также их функционирования выходит за рамки гражданского права, потому при их изучении невозможно основываться только на положениях данной отрасли права и науки, как и исключительно положениях корпоративного права.

В свою очередь, О. С. Ивашкина пишет следующее: «Из всего вышесказанного следует, что Государственная корпорация — юридическое лицо, не похожее по определенным признакам на корпорацию, но соответствующее признакам некоммерческого юридического лица. Из этого сложилась путаница между понятиями, для разрешения проблемы нужно на законодательном уровне создать закон о правовом положении Государственной корпорации, обозначив ее специфику, отличительные черты» [3].

В данном случае, соглашаясь, что госкорпорации, фактически, не являются корпорациями, следует отметить, что попытка втиснуть госкорпорации в рамки гражданско-правового института юридических лиц является некорректной.

Следует признать, что в данном случае в отечественном правопорядке создан особый субъект, место которого в главе 5 ГК РФ, наряду с прочими публично-правовыми образованиями.

Данный факт подтверждается тем, что госкорпорации могут обладать и отдельные из них обладают целым перечнем прав публично-правового характера, имеют исключительное положение в части антимонопольного законодательства. Более того, тот факт, что создание госкорпорации обусловлено актом публичного права — отдельным законом, ещё более обособляет данный субъект от института юридических лиц. Таким образом, госкорпорации и, потенциально, госкомпании, следует признать особыми субъектами гражданского права.

Основные термины (генерируются автоматически): госкорпорация, Государственная корпорация, государственная власть, антимонопольное законодательство, государственная компания, исключительное положение, корпорация, особый субъект, публично-правовой характер, юридическое лицо.

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: