Государственная корпорация ответственность учредителей

Обновлено: 28.03.2024

В настоящее время в специальной литературе дискутируется необходимость создания такой формы некоммерческих организаций, как госкорпорации, в которые государством вложено более 1 трлн р. в целях решения приоритетных экономических и социальных задач. Соответственно эти средства на контрактной и конкурсной основе должны направляться фирмам, участвующим в реализации различных федеральных программ и национальных проектов.

Государственная корпорация – это не имеющая членства некоммерческая организация, учрежденная Российской Федерацией на основе имущественного взноса и созданная для осуществления социальных, управленческих или иных общественно полезных функций. Иными словами, государственные корпорации предназначены для решения первоочередных экономических и социальных задач, для выполнения специальных национальных проектов Президента РФ и федеральных целевых программ. Отличительной особенностью такой некоммерческой организации является также то, что особенности правового положения государственной корпорации в отличие от других юридических лиц определяются не уставом или учредительным договором, а самим законом, на основании которого корпорация создается.

Учредителем корпорации является Российская Федерация в лице Федерального собрания, принимающего закон о создании государственной корпорации. В законе, предусматривающем создание государственной корпорации, должны определяться:

1) наименование государственной корпорации;

2) цели ее деятельности;

3) место ее нахождения;

4) порядок управления ее деятельностью (в том числе органы управления государственной корпорации и порядок их формирования;

5) порядок назначения должностных лиц государственной корпорации и их освобождения);

6) порядок реорганизации и ликвидации государственной корпорации;

7) порядок использования имущества государственной корпорации в случае ее ликвидации.

Таким образом, закон о создании корпорации фактически выступает в роли учредительного документа государственной корпорации.

В настоящее время созданы следующие государственные корпорации:

· Государственная корпорация по атомной энергии (Росатом);

· Государственная корпорация (Ростехнологии);

· Государственная корпорация «Фонд содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства»;

· Государственная корпорация «Олимпстрой»;

· Государственная корпорация «Банк развития и внешнеэкономической деятельности (Внешэкономбанк»);

· Государственная корпорация «Агентство по страхованию вкладов».

Государственные корпорации наделяются специальными функциями и рядом преимуществ, не свойственных другим юридическим лицам:

· возможностью заниматься лицензируемой деятельностью без лицензии;

· неприменимостью процедуры банкротства;

· отсутствием устава (их правовое положение, как отмечалось, определяется федеральным и другими законами).

Госкорпорация несет самостоятельную имущественную ответственность. Она не отвечает по обязательствам Российской Федерации, а Российская Федерация не отвечает по обязательствам государственной корпорации, если законом, предусматривающим создание государственной корпорации, не предусмотрено иное.

Имущество государственной корпорации формируется также за счет:

1) доходов, получаемых от использования своего имущества и ведения деятельности;

2) регулярных и (или) единовременных поступлений (взносов), решения о которых приняты в соответствии с законодательством РФ, от организаций, акции (доли) которых находятся в ее собственности

3) федерального и иного имущества, передаваемого госкорпорации в ходе ведения ее деятельности;

4) других законных поступлений.

Так же, как и другие некоммерческие организации, государственная корпорация вправе использовать свое имущество лишь для достижения целей, предусмотренных законом о создании корпорации.

Предпринимательская деятельность может осуществляться корпорацией постольку, поскольку эта деятельность служит достижению целей, ради которых была создана корпорация. При этом государственная корпорация обязана ежегодно публиковать отчеты об использовании своего имущества в соответствии с законом, предусматривающим создание государственной корпорации.

Так как Российская Федерация является единственным учредителем госкорпорации, то государство может в любой момент ликвидировать ее, вернув все имущество обратно.

Статус государственной корпорации позволяет ей, с одной стороны, представлять интересы государства, а с другой – выступать учредителем акционерных обществ, покупать акции, брать в управление государственные пакеты.

К настоящему времени стало понятно, что такая форма, как государственная корпорация является неэффективной. Причин этому несколько.

Во-первых, имущество, переданное Российской Федерацией государственной корпорации, является ее собственностью и автоматически вычеркивается из реестра госсобственности (это – принципиальное отличие корпорации от унитарных предприятий). Иными словами, имущество просто переходит из разряда государственного в негосударственное.


Также в отличие от федерального государственного унитарного предприятия (ФГУП) корпорация имеет следующие полномочия:

1) распоряжаться имущественным взносом РФ в соответствии с уставными целями;

2) заключать сделки и принимать решения об участии в капитале российских и зарубежных компаний, работающих в данной сфере.

Во-вторых, негативное воздействие этой ситуации усиливается тем, что на государственные корпорации не распространяется действие п. 3, 5, 7, 10 и 14 ст. 32 закона о некоммерческих организациях (НКО), регламентирующих порядок контроля за деятельностью некоммерческих организаций (это вторая причина неэффективности деятельности корпораций).

Другими словами, расходы корпораций не могут быть проверены федеральными органами государственного финансового контроля, налоговыми органами на предмет их соответствия некоммерческим целям. Полностью отсутствует парламентский контроль. Таким образом, получается, что использование имущества госкорпорации осуществляется практически бесконтрольно.

В-третьих, в законах четко не определен перечень видов деятельности корпораций. Законодательно закрепленная формулировка о том, что «государственная корпорация создается для осуществления социальных, управленческих или иных общественно полезных функций», приводит к тому, что имущество госкорпорации (использование которого уже не контролируется) может быть использовано практически на любые цели. Учитывая, что госкорпорациям выделен огромный объем ресурсов, в сложившейся ситуации актуально высказывание А. Илларионовой о том, что такой формы собственности, как государственная корпорация, не существует. Это не форма собственности, а форма присвоения национальных ресурсов.

Необходимо отметить, что многие аспекты применения государственными корпорациями бухгалтерского, налогового, гражданского и бюджетного законодательства на данный момент не проработаны. Отсутствуют арбитражная практика, позиция органов государственной власти по указанным вопросам. Отсутствуют и рекомендации Минфина России не только по вопросам бухгалтерского учета, но и по правилам налогообложения таких корпораций. Неясны полномочия госкорпораций как участников бюджетного процесса. Президентом РФ была поставлена задача Правительству РФ в срок до 1 марта 2010 г. выработать предложения о преобразовании госкорпораций.

Для улучшения ситуации необходимо усилить государственный контроль за деятельностью госкорпораций и привести их деятельность в рамки четкого правового поля либо проводить финансирование важных государственных задач программно-целевым методом.

Государственной компанией признается некоммерческая организация, не имеющая членства и созданная Российской Федерацией на основе имущественных взносов для оказания государственных услуг и выполнения иных функций с использованием государственного имущества на основе доверительного управления. Государственная компания создается на основании федерального закона.

В настоящее время создана единственная государственная компания – Российские автомобильные дороги. Цель ее деятельности – оказание государственных услуг и выполнение иных полномочий в сфере дорожного хозяйства с использованием федерального имущества на основе доверительного управления, а также поддержание в надлежащем состоянии и развитие сети автомобильных дорог, переданных компании в доверительное управление, увеличение их пропускной способности, обеспечение движения по ним, повышение качества услуг, оказываемых пользователям этих дорог, развитие объектов дорожного сервиса, размещаемых в границах полос отвода и придорожных полос.

Имущество Государственной компании «Российские автомобильные дороги» формируется за счет имущественных взносов Российской Федерации, доходов, полученных от использования этого имущества и осуществления деятельности компании (за исключением деятельности по доверительному управлению автомобильными дорогами), иных не запрещенных законом источников. Имущество государственной компании является ее собственностью.

Доходы компания должна получать от деятельности по доверительному управлению (за исключением платы за проезд транспортных средств по автомобильным дорогам компании, остающейся в распоряжении концессионера в соответствии с концессионным соглашением, полномочия концедента по которому осуществляет компания), от передачи в субаренду земельных участков и от участия в коммерческих организациях.

Представляется, что государственная компания «Российские автомобильные дороги» должна работать более эффективно, чем государственные корпорации, так как:

· в состав наблюдательного совета помимо представителей Правительства РФ, входят представители Федерального собрания и Счетной палаты;

· вознаграждение компании привязано к результатам рассмотрения отчета о выполнении программы деятельности на долгосрочный период. Методика расчета размера вознаграждения компании утверждается Правительством РФ.

Тем не менее, создание госкомпании приводит к появлению на рынке большого монополиста, а, следовательно, – к ограничению конкуренции.

Государство в лице высших структур власти и контролирующих органов должно осуществлять постоянный мониторинг и контроль за деятельностью госкомпании.

Срочно?
Закажи у профессионала, через форму заявки
8 (800) 100-77-13 с 7.00 до 22.00

(введена Федеральным законом от 05.05.2014 N 99-ФЗ)

1. Участники корпорации (участники, члены, акционеры и т.п.) вправе:

участвовать в управлении делами корпорации, за исключением случая, предусмотренного пунктом 2 статьи 84 настоящего Кодекса;

в случаях и в порядке, которые предусмотрены законом и учредительным документом корпорации, получать информацию о деятельности корпорации и знакомиться с ее бухгалтерской и иной документацией;

обжаловать решения органов корпорации, влекущие гражданско-правовые последствия, в случаях и в порядке, которые предусмотрены законом;

требовать, действуя от имени корпорации (пункт 1 статьи 182), возмещения причиненных корпорации убытков (статья 53.1);

оспаривать, действуя от имени корпорации (пункт 1 статьи 182), совершенные ею сделки по основаниям, предусмотренным статьей 174 настоящего Кодекса или законами о корпорациях отдельных организационно-правовых форм, и требовать применения последствий их недействительности, а также применения последствий недействительности ничтожных сделок корпорации.

Участники корпорации могут иметь и другие права, предусмотренные законом или учредительным документом корпорации.

2. Участник корпорации или корпорация, требующие возмещения причиненных корпорации убытков (статья 53.1) либо признания сделки корпорации недействительной или применения последствий недействительности сделки, должны принять разумные меры по заблаговременному уведомлению других участников корпорации и в соответствующих случаях корпорации о намерении обратиться с такими требованиями в суд, а также предоставить им иную информацию, имеющую отношение к делу. Порядок уведомления о намерении обратиться в суд с иском может быть предусмотрен законами о корпорациях и учредительным документом корпорации.

Участники корпорации, не присоединившиеся в порядке, установленном процессуальным законодательством, к иску о возмещении причиненных корпорации убытков (статья 53.1) либо к иску о признании недействительной совершенной корпорацией сделки или о применении последствий недействительности сделки, в последующем не вправе обращаться в суд с тождественными требованиями, если только суд не признает причины этого обращения уважительными.

3. Если иное не установлено настоящим Кодексом, участник коммерческой корпорации, утративший помимо своей воли в результате неправомерных действий других участников или третьих лиц права участия в ней, вправе требовать возвращения ему доли участия, перешедшей к иным лицам, с выплатой им справедливой компенсации, определяемой судом, а также возмещения убытков за счет лиц, виновных в утрате доли. Суд может отказать в возвращении доли участия, если это приведет к несправедливому лишению иных лиц их прав участия или повлечет крайне негативные социальные и другие публично значимые последствия. В этом случае лицу, утратившему помимо своей воли права участия в корпорации, лицами, виновными в утрате доли участия, выплачивается справедливая компенсация, определяемая судом.

4. Участник корпорации обязан:

участвовать в образовании имущества корпорации в необходимом размере в порядке, способом и в сроки, которые предусмотрены настоящим Кодексом, другим законом или учредительным документом корпорации;

не разглашать конфиденциальную информацию о деятельности корпорации;

участвовать в принятии корпоративных решений, без которых корпорация не может продолжать свою деятельность в соответствии с законом, если его участие необходимо для принятия таких решений;

не совершать действия, заведомо направленные на причинение вреда корпорации;

не совершать действия (бездействие), которые существенно затрудняют или делают невозможным достижение целей, ради которых создана корпорация.

Участники корпорации могут нести и другие обязанности, предусмотренные законом или учредительным документом корпорации.

Кузьминов Алексей Анатольевич, аспирант кафедры гражданско-правовых дисциплин Московской академии экономики и права.

В статье анализируются общие и частные проблемы гражданско-правовой ответственности отдельных государственных корпораций, в результате чего автор делает вывод о необходимости легального закрепления субсидиарной ответственности государства как учредителя данного юридического лица публичного права.

Ключевые слова: государственная корпорация, юридическое лицо публичного права, гражданско-правовая ответственность.

The article analyses general and private problems of civil-law responsibility of certain state corporations, as a result the author makes a conclusion regarding necessity of legal consolidation of subsidiary responsibility of the state as a founder of the said juridical person of public law.

Key words: State Corporation, juridical person of public law, civil-law responsibility.

Важными шагами на пути к эффективному государственному управлению стали переход к среднесрочному бюджетному планированию, запуск приоритетных национальных проектов и создание крупных государственных корпораций в ряде секторов экономики, которым на тот момент придавалось особое значение.

На основании ст. 7.1 Федерального закона от 12 января 1996 г. N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" и отдельных федеральных законов о создании конкретных государственных корпораций можно сделать вывод, что ими признаются не имеющие членства некоммерческие организации, учрежденные Российской Федерацией на основе имущественного взноса и созданные для осуществления социальных, управленческих или иных общественно полезных функций.

См.: Федеральный закон от 8 июля 1999 г. N 140-ФЗ "О внесении дополнения в Федеральный закон "О некоммерческих организациях".

Государственная корпорация обладает всеми признаками юридического лица. Во-первых, государственная корпорация выступает субъектом присвоения имущества и в этом качестве является имущественно обособленной организацией, так как в соответствии с п. 3 ст. 213 Гражданского кодекса РФ имущество, переданное в качестве вкладов учредителями, а также имущество, приобретенное по иным основаниям, находится в собственности государственной корпорации. Во-вторых, государственная корпорация отвечает по своим обязательствам тем своим имуществом, на которое по законодательству Российской Федерации может быть обращено взыскание, т.е. несет исключительно самостоятельную имущественную ответственность, пределы которой определяются стоимостью имущества, принадлежащего государственной корпорации на праве собственности. Поэтому государственная корпорация не отвечает по обязательствам своего учредителя - Российской Федерации, так же, как и учредитель государственной корпорации не отвечает по обязательствам последней (п. 2 ст. 25 Федерального закона "О некоммерческих организациях"). В-третьих, государственная корпорация самостоятельно выступает в гражданском обороте, т.е. может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, которые соответствуют ее целям и реализуемым задачам.

Несмотря на довольно внушительный срок действия ст. 7.1 Федерального закона "О некоммерческих организациях", к настоящему времени в Российской Федерации созданы всего восемь государственных корпораций: Агентство по страхованию вкладов (АСВ), Банк развития и внешнеэкономической деятельности (Внешэкономбанк) (Внешэкономбанк), государственная корпорация по строительству олимпийских объектов и развитию г. Сочи как горноклиматического курорта ("Олимпстрой"), Российская корпорация нанотехнологий ("Роснанотех"), Фонд содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства (ФСР ЖКХ), государственная корпорация по атомной энергии "Росатом" ("Росатом") и государственная корпорация по содействию разработке, производству и экспорту высокотехнологичной промышленной продукции "Ростехнологии" ("Ростехнологии").

Государственные корпорации предназначены для решения первоочередных экономических и социальных задач, для выполнения специальных национальных проектов Президента РФ, федеральных целевых программ. Основное предназначение каждой конкретной государственной корпорации - это эффективная реализация бюджетных средств, их рациональное и своевременное использование, формирование эффективных механизмов управления вверенным имуществом. Государственная корпорация является субъектом со специальной целевой правоспособностью, поскольку создается только для осуществления социальных, управленческих или иных общественно полезных функций, которые прямо указаны в законе о ее создании.

С одной стороны, следует приветствовать самостоятельный характер ответственности Российской Федерации по своим обязательствам и невозможность привлечения имущества государственных корпораций по долгам государства. С другой стороны, цели и задачи, которые в некоторых случаях ставит государство перед создаваемыми государственными корпорациями, требуют больших финансовых затрат, чем имущественный взнос государства при их создании.

Ухудшает положение кредиторов государственных корпораций и тот факт, что они не могут быть признаны банкротами. Из анализа федеральных законов, предусматривающих создание конкретных государственных корпораций, следует вывод, что на них не распространяется действие Федерального закона от 26 октября 2002 г. N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)". Только в случае с государственной корпорацией "Агентство по страхованию вкладов" Законом о ее создании установлено, что Агентство может быть реорганизовано или ликвидировано на основании федерального закона, определяющего порядок реорганизации или ликвидации и использования имущества Агентства, что однозначно может быть понято как невозможность его ликвидации посредством признания банкротом. Соглашаясь с тем, что возможность банкротства подвергала бы существенному риску выполнение социально-экономических значимых задач, стоящих перед создаваемыми государственными корпорациями, следует указать на необходимость устранения возникшего вследствие этого дисбаланса частных и публичных интересов.

Также на государственные корпорации не распространяются положения ст. 56 ГК РФ, поскольку ответственность, например, государственной корпорации "Росатом" по обязательствам распространяется не на все принадлежащее ей имущество: Законом о ее создании предусмотрено, что на имущество, перечень которого утверждается Правительством, взыскание не может быть обращено; аналогичное правило действует в отношении норм п. 1 и 2 ст. 60 ГК РФ, поскольку при реорганизации (например, той же государственной корпорации "Росатом") согласие кредиторов на перевод их требований не требуется. Государственные корпорации могут быть реорганизованы или ликвидированы на основании специального федерального закона, определяющего порядок и сроки реорганизации или ликвидации. При этом указанный федеральный закон должен определить порядок использования имущества корпорации после ее ликвидации. Что же касается государственной корпорации "Росатом", то при ее ликвидации имущество поступает в федеральную собственность без установления такого порядка. При ликвидации государственной корпорации "Фонд содействия развитию ЖКХ" (либо до окончания периода ее деятельности, если средства Фонда, предназначенные для осуществления его деятельности, будут использованы в полном объеме) средства, оставшиеся после удовлетворения требований кредиторов к Фонду, перечисляются в федеральный бюджет в порядке, установленном Законом о создании ГК "Фонд содействия развитию ЖКХ". Также не может быть обращено взыскание по обязательствам Агентства по страхованию вкладов на фонд обязательного страхования вкладов, за исключением случаев, когда обязательства Агентства возникли в связи с неисполнением им обязанностей по выплате возмещения по вкладам (ч. 5 ст. 33 Закона N 177-ФЗ).

На сегодняшний день государственные корпорации не отвечают по обязательствам Российской Федерации, а Российская Федерация не отвечает по обязательствам государственных корпораций, если законом, предусматривающим создание государственной корпорации, не предусмотрено иное (п. 1 ст. 7.1 ФЗ "О некоммерческих организациях"). Действие данного положения подтверждено всеми федеральными законами об отдельных государственных корпорациях.

В настоящий момент "иное" предусмотрено, пожалуй, только для государственной корпорации АСВ. Так, в случае недостаточности имущества Агентства финансирование мероприятий, связанных с деятельностью по обязательному страхованию вкладов, может осуществляться по предложению совета директоров Агентства за счет резервного фонда Правительства Российской Федерации (ст. 40 Закона).

В случае подтверждения советом директоров Агентства решения правления Агентства о невозможности осуществления возмещения по вкладам в установленные сроки без пополнения фонда обязательного страхования вкладов за счет дополнительных денежных средств (за исключением страховых взносов и иных запланированных поступлений) совет директоров Агентства в срок, не превышающий семи календарных дней после наступления страхового случая, принимает одно из следующих решений:

  1. обратиться в Правительство Российской Федерации с просьбой о выделении Агентству соответствующих денежных средств в виде бюджетного кредита, если рассчитанный правлением Агентства дефицит фонда обязательного страхования вкладов составляет не более 1 млрд. рублей. Правительство Российской Федерации принимает соответствующее решение в срок, не превышающий семи календарных дней;
  2. обратиться в Правительство Российской Федерации с просьбой о выделении Агентству дополнительных денежных средств из федерального бюджета, если рассчитанный правлением Агентства дефицит фонда обязательного страхования вкладов превышает 1 млрд. рублей. При невозможности выделения указанных средств Правительство Российской Федерации в рамках своих полномочий вносит в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации проект федерального закона о внесении соответствующих изменений в федеральный закон о федеральном бюджете на соответствующий год в срок, не превышающий семи календарных дней со дня получения обращения совета директоров Агентства (ст. 41 Закона).

Является ли это субсидиарной ответственностью Российской Федерации в прямом смысле этого слова? Скорее всего, нет, поскольку решение о покрытии дефицита и о форме такого покрытия должно приниматься в каждом конкретном случае в зависимости от размера дефицита.

Субсидиарная ответственность как вид гражданско-правовой ответственности представляет собой дополнительную ответственность лиц, которые наряду с должником отвечают перед кредитором за надлежащее исполнение обязательства в случаях, установленных законом или договором. Считается, что термин "субсидиарная" производен от "субсидия" (subsidium), что на латыни означает "помощь, поддержка" .

См.: Российская юридическая энциклопедия. М., 1999. С. 938 (автор статьи - Е.Ю. Грачева).

В Гражданском кодексе Российской Федерации (ГК РФ) законодатель, представляя формулу субсидиарной ответственности, устанавливает, что до предъявления требований к лицу, которое в соответствии с законом, иными правовыми актами или условиями обязательства несет ответственность дополнительно к ответственности другого лица, являющегося основным должником, кредитор должен предъявить требование к основному должнику. Но только если основной должник отказался удовлетворить требование кредитора или кредитор не получил от него в разумный срок ответ на предъявленное требование, это требование может быть предъявлено лицу, несущему субсидиарную ответственность (п. 1 ст. 399 ГК РФ).

Субсидиарная ответственность может устанавливаться законом, иными правовыми актами (указами Президента РФ, постановлениями Правительства РФ) или условиями обязательства, причем последнее следует понимать как условия договора.

Таким образом, для устранения возникшего дисбаланса частных и публичных интересов необходимо установление субсидиарной ответственности государства при нехватке средств и имущества, на которое может быть обращено взыскание по долгам кредиторов государственной корпорации. Для этого необходимо внести соответствующие изменения в Федеральные законы "О некоммерческих организациях" и "О несостоятельности (банкротстве)" (в последний в части уточнения невозможности банкротства государственных корпораций), а также в абз. 1 ч. 3 ст. 56 ГК РФ, изложив его в следующей редакции: "Учредитель (участник) юридического лица или собственник его имущества не отвечает по обязательствам юридического лица, а юридическое лицо не отвечает по обязательствам учредителя (участника) или собственника, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом, иным законом либо учредительными документами юридического лица".

Тот факт, что государственная корпорация аналогично другим юридическим лицам (банкротство которых не исключено общими нормами) несет ответственность по своим обязательствам принадлежащим ей имуществом, не исключает обоснованность установления субсидиарной ответственности государства как учредителя, поскольку законами о создании конкретных государственных корпораций установлены случаи, основания и виды имущества, когда обращенное взыскание по их долгам исключается, что существенно подрывает интересы их контрагентов.

Мы используем файлы Cookie. Просматривая сайт, Вы принимаете Пользовательское соглашение и Политику конфиденциальности.

Добровинская Алла Владимировна, доцент кафедры гражданского права Всероссийского Государственного университета Юстиции (РПА Минюста России), доцент кафедры "Предпринимательское и корпоративное право" Финансового университета при Правительстве РФ.

Данная статья посвящена одному из новых видов юридических лиц, появившихся не так давно в российском гражданском праве. Рассмотрены основные виды и формы госкорпораций, порядок и причины их возникновения, основные цели деятельности. Анализируются вопросы целесообразности создания и существования подобных организационно-правовых форм юридических лиц в России.

Ключевые слова: государственная корпорация, правоспособность, виды деятельности, права учредителя юридического лица, право на участие в управлении, право на получение ликвидационной доли, право на оспаривание решений органов управления.

State corporation as a legal form of legal entity

This article focuses on one of the new types of legal persons, which appeared not so long ago in the Russian civil law. Describes the main types and forms of the state corporations, the procedure and the reasons of their occurrence, the main objectives of the activities. Author considers problems of expediency of creation and existence such organizational-legal forms of legal entities in Russia.

Key words: state corporation, legal capacity, the types of activity, founders' rights as a legal person, the right to participate in management, the right to get liquidation quota, the right to dispute the court decision.

Государственная корпорация как новая организационно-правовая форма некоммерческих организаций, наделенная правами юридического лица, получила свое развитие в законодательстве сравнительно недавно.

Она была узаконена в качестве таковой Федеральным законом от 8 июля 1999 г. N 140-ФЗ "О внесении дополнения в Федеральный закон "О некоммерческих организациях" в виде дополнительной статьи 7.1 "Государственная корпорация".

Так, согласно п. 1 ст. 7.1 Закона о некоммерческих организациях государственной корпорацией признается не имеющая членства некоммерческая организация, учрежденная Российской Федерацией на основе имущественного взноса и созданная для осуществления социальных, управленческих и иных общественно полезных функций. Государственная корпорация создается на основе Федерального закона. Из данного определения видно, что законодатель впервые практически отказался от нормативного регулирования правового положения некоммерческой организации, т.к. указанная статья говорит лишь о том, что государственная корпорация является некоммерческой организацией, обладающей правом собственности на переданное ей имущество. Никаких других императивных или диспозитивных норм, относящихся к государственным корпорациям, Закон не содержит. Это значит, что правовой режим такой корпорации должен в каждом конкретном случае определяться законом, которым и будет создаваться корпорация. В частности, федеральным законом, предусматривающим создание государственной корпорации, должно быть предусмотрено формирование совета директоров или наблюдательного совета государственной корпорации (далее - высший орган управления государственной корпорации).

Правительство Российской Федерации устанавливает порядок участия членов Правительства Российской Федерации и государственных гражданских служащих в высших органах управления государственных корпораций .

Представляется, что в данном случае нормативно-правовое регулирование будет вынуждено подменяться индивидуально-правовым. Более того, для создания и деятельности государственных корпораций даже не требуется никаких учредительных документов - все вопросы должен будет решать специальный закон . Исходя из вышесказанного, можно сделать вывод о том, что в данном случае законодатель использовал термин "корпорация" не в традиционном смысле (когда корпорация противопоставляется учреждению), а просто как синоним понятия "организация", к тому же звучащий весьма солидно. В этом смысле представляется правильным мнение В. Ема, высказанное в известном учебнике по гражданскому праву: "Благодаря корпоративным правам участники корпорации могут участвовать в различных формах в управлении корпорацией и ее имуществом. Реализуя свои корпоративные права, участники корпорации влияют на формирование воли данного корпоративного образования, являющегося самостоятельным субъектом гражданского права - юридическим лицом" .

См.: Гражданское право. Учебник / Под ред. д.ю.н., проф. А.П. Сергеева, Ю.К. Толстого. Т. 1. М., 2003. С. 209.
Гражданское право: Учебник: В 2 т. / Под ред. Е.А. Суханова. М., 2000. Т. I. С. 103.

Анализируя такой подход к корпоративным образованиям, несложно прийти к выводу о том, что члены государственной корпорации не могут иметь типичных корпоративных прав.

Порядок создания таких корпораций сильно отличается от порядка создания иных юридических лиц. Так, государственные корпорации учреждены в распорядительном порядке на основании федеральных законов Российской Федерацией. Таким образом, они созданы в результате властных мер, а не на основе объединения членов, как традиционные корпорации. Также государственные корпорации не имеют учредительных документов, на них не распространяются правила о лицензировании отдельных видов деятельности. Анализ различных федеральных законов, посвященных гражданско-правовому статусу государственных корпораций, не позволяет сделать однозначный вывод о правовой природе прав учредителя государственной корпорации. В соответствии с ч. 2 п. 1 ст. 7.1 Федерального закона "О некоммерческих организациях" имущество, переданное государственной корпорации Российской Федерацией, является собственностью государственной корпорации. Это означает, что Российская Федерация как учредитель государственной корпорации не сохраняет каких-либо вещных прав на имущество, переданное государственной корпорации для осуществления социальных, управленческих или иных общественно полезных функций. Следовательно, государственная корпорация не может быть отнесена к той группе юридических лиц, в отношении имущества которых учредитель сохраняет право собственности.

Первой государственной корпорацией, созданной на основании данного Закона, стало "Агентство по реструктуризации кредитных организаций", просуществовавшее всего пять лет и ликвидированное Федеральным законом от 28 июля 2004 г. N 87-ФЗ "О признании утратившими силу Федерального закона "О реструктуризации кредитных организаций" и отдельных положений законодательных актов Российской Федерации, а также о порядке ликвидации государственной корпорации "Агентство по реструктуризации кредитных организаций" .

СЗ РФ. 2004. N 31. Ст. 3223.

На смену ей пришли государственная корпорация "Агентство по страхованию вкладов", созданная Федеральным законом от 23 декабря 2003 г. N 177-ФЗ "О страховании вкладов физических лиц в банках Российской Федерации" и более десятка других государственных корпораций в наиболее важных отраслях народного хозяйства нашей страны.

Классификацию госкорпораций можно проводить по различным основаниям, главным образом в зависимости от сферы их деятельности, цели, функций, которые государство хочет возложить на учреждаемую им организацию. Так, основаниями для классификации госкорпораций могут служить:

Можно также выделить и иные основания для классификации госкорпораций, например формирование исполнительных органов - президентские, правительственные, общественные, срочные, бессрочные, с фиксированным размером имущественного взноса Российской Федерации в уставный фонд корпорации, установленный федеральным законом и имеющий стоимостную оценку либо без указания его стоимости и определяющийся только перечнем имущества, переданным Российской Федерацией, с правом формирования внутрихозяйственных фондов и с вменением обязанности формировать специальные внутрихозяйственные фонды и другие.

Как уже было отмечено ранее, госкорпорации создаются и ликвидируются на основании федерального закона в качестве сложноструктурной организации с весьма широкими функциями и полномочиями в своей многогранной деятельности. Так, на Российскую государственную корпорацию нанотехнологий изначально были возложены следующие основные функции:

  1. рассмотрение проектов в сфере нанотехнологий в целях последующего предоставления финансовой поддержки за счет средств корпорации;
  2. осуществление организационной и финансовой поддержки научно-исследовательских и опытно-конструкторских разработок в сфере нанотехнологий;
  3. финансирование проектов в сфере нанотехнологий, предусматривающих внедрение нанотехнологий или производство продукции на основе нанотехнологий;
  4. финансирование проектов по подготовке специалистов в области нанотехнологий;
  5. мониторинг реализации проектов в сфере нанотехнологий, финансируемых за счет средств корпорации.

В соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации выполняются и другие функции.

Государственная корпорация может заниматься предпринимательской деятельностью, поскольку это служит достижению цели, ради которой она создана. Цели существующих в стране государственных корпораций весьма разнообразные. Например, целью деятельности Государственной корпорации "Ростехнологии" является содействие разработке, производству и экспорту высокотехнологической продукции путем обеспечения поддержки на внутреннем и внешнем рынках российских организаций разработчиков и производителей высокотехнологичной промышленной продукции, привлечения инвестиций в организации различных отраслей промышленности, включая оборонно-промышленный комплекс (ч. 1 ст. 3 Федерального закона "О Государственной корпорации "Ростехнологии").

Наконец, государственная корпорация несет самостоятельную имущественную ответственность по своим обязательствам перед третьими лицами, при этом Российская Федерация не отвечает по обязательствам государственной корпорации.

Государственная корпорация не находится на бюджетном финансировании. Она относится к числу государственных организаций, функционирующих, хотя об этом прямо не упоминается в Законе, на основе принципа самофинансирования своей деятельности за счет доходов, получаемых от данной деятельности. Так, Государственная корпорация "Ростехнологии" - согласно п. 6 ч. 1 ст. 7 Федерального закона "О Государственной корпорации "Ростехнологии" - вправе получать в соответствии с законодательством Российской Федерации доходы в целях реализации своих функций, установленных настоящим Федеральным законом и решениями Президента Российской Федерации. Кроме того, она также вправе участвовать в уставных капиталах хозяйственных обществ, имуществе иных коммерческих и некоммерческих организаций, которые созданы на территории Российской Федерации и за ее пределами и целью деятельности которых являются разработка, производство и экспорт высокотехнологичной промышленной продукции, включая продукцию военного и двойного назначения. Доходы от такого участия поступают в собственность корпорации.

Поэтому можно сказать, что в число основных целей деятельности государственной корпорации входят не только разработка, производство и экспорт изготовляемой продукции, выполнение работ и оказание услуг, но и извлечение прибыли для финансирования данной деятельности.

Также специфика госкорпораций заключается в том, что все госкорпорации выполняют несоразмерно большой объем публичных управленческих функций, что роднит их с учреждениями публичного права. Так, например, Государственная корпорация "Росатом", в соответствии с Федеральным законом от 01.12.2007 N 317-ФЗ "О Государственной корпорации по атомной энергии "Росатом", обеспечивает проведение государственной политики в ряде областей, осуществляет оперативно-правовое регулирование и выполняет иные функции публичного характера. При этом "Росатом" совместно с Министерством обороны РФ ежегодно представляет Президенту РФ доклад о состоянии ядерного оружейного комплекса Российской Федерации, заключает международные договоры межведомственного характера по вопросам, входящим в ее компетенцию. И здесь следует отметить, что государственная корпорация в связи с публично-правовым характером выполняемых ею функций не может осуществлять свою деятельность и в качестве некоммерческой организации. Учитывая вышеизложенное, можно прийти к выводу о том, что госкорпорации могут рассматриваться как организации, обладающие некоторыми признаками юридического лица, выполняющими не только частные, но и значительные публичные функции. На данном этапе развития современного гражданского законодательства о юридических лицах организационно-правовую форму подобных корпораций сложно осмыслить, используя только понятие юридического лица в его нынешнем понимании. В связи с чем представляется правильным мнение авторов, считающих, что государственная корпорация как юридическое лицо должна представлять собой индивидуальную группу в системе юридических лиц в российском гражданском праве наподобие юридических лиц, имеющих индивидуальный статус. Такой организацией, например, является Центральный банк РФ .

См.: Суханов Е.А. Проблемы правового регулирования отношений публичной собственности и новый Гражданский кодекс // Гражданский кодекс России. Проблемы. Теория. Практика / Отв. ред. А.Л. Маковский. М., 1998. С. 219, 220.

Следует также отметить, что современная конструкция государственной корпорации, предусмотренная ст. 7.1 Федерального закона "О некоммерческих организациях", не укладывается ни в одну из унифицированных организационно-правовых форм некоммерческих организаций. Вероятно, именно по этой причине некоторые специалисты ставят под сомнение целесообразность существования государственной корпорации в ее современном виде как разновидности некоммерческой организации, указывая, что модель государственной корпорации не укладывается ни в одну из перечисленных унифицированных форм некоммерческих организаций, поэтому целесообразность ее существования в таком виде достаточно сомнительна .

См.: Ефимова Л. О правовой природе госкорпораций // Хозяйство и право. 2008. N 8. С. 65, 66.

По мнению известного российского цивилиста Е.А. Суханова, государственная корпорация, несмотря на свое название, близка к учреждению с теми отличиями, что, во-первых, она является собственником своего имущества, во-вторых, Российская Федерация не отвечает по обязательствам государственной корпорации, если законом, предусматривающим создание государственной корпорации, не установлено иное .

См.: Гражданское право: Учебник. Том I / Под ред. Е.А. Суханова. М.: Волтерс Клувер, 2010. С. 231.

При этом некоторые авторы считают, что, исходя из внутренней противоречивости конструкции государственной корпорации, представляется целесообразным исключение данной организационно-правовой формы некоммерческой организации из российского законодательства .

Гражданское право: Учебник. Том I / Под ред. Е.А. Суханова. М.: Волтерс Клувер, 2010. С. 231.

Следует учитывать и мнение о том, что в самой организационно-правовой форме государственной корпорации, несмотря на наличие соответствующего наименования, не просматривается даже зачатков корпоративных отношений или образования, конструируемого по типу корпорации, поскольку государственная корпорация фактически представляет собой учреждение, которому принадлежит на праве собственности определенное имущество .

Степанов Д.И. Формы реорганизации некоммерческих организаций // Приложение к журналу "Хозяйство и право". 2003. N 10. С. 12.

Однако, несмотря на указанные недостатки госкорпорации как корпоративного образования, в то же время было бы неправильным отрицать право государства на создание подобных юридических лиц для достижения тех или иных публичных и социально значимых целей только из-за того, что они не укладываются в современную систему некоммерческих юридических лиц. При этом представляется возможным согласиться с тем, что они могут рассматриваться в качестве группы юридических лиц, целью создания которых является "решение общих дел". Для достижения этой цели они могут наделяться властными полномочиями .

См.: Новак Д.В. К упорядочению системы некоммерческих организаций // Вестник гражданского права. 2007. N 3.

Все вышесказанное о цели, функциях, характере деятельности государственной корпорации, праве собственности на имущество, принадлежащее корпорации, и имущественном обеспечении ее деятельности явно свидетельствует о том, что подобная организационно-правовая форма юридических лиц на современном этапе должна представлять собой индивидуальную группу в системе юридических лиц в российском гражданском праве наподобие юридических лиц, имеющих индивидуальный статус. Что подтверждает пример Российской корпорации нанотехнологий. Так, согласно распоряжению Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2010 года N 2287-р Российская корпорация нанотехнологий первой из государственных корпораций завершила реорганизацию и с 11 марта 2011 года перерегистрирована в ОАО "Роснано", а перед тем, в декабре 2010 года, ОАО "Роснано" учредило дочернюю компанию - RUSNANO USA, Inc. Организация создана с целью представления интересов ОАО "Роснано" и проектных компаний на территории США и Канады.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Новак Д.В. К упорядочению системы некоммерческих организаций // Вестник гражданского права. 2007.
  2. Степанов Д.И. Формы реорганизации некоммерческих организаций // Приложение к журналу "Хозяйство и право". 2003. N 10.
  3. Гражданское право: Учебник. Том I / Под ред. Е.А. Суханова. М.: Волтерс Клувер, 2010.
  4. Ефимова Л. О правовой природе госкорпораций // Хозяйство и право. 2008. N 8.
  5. Суханов Е.А. Проблемы правового регулирования отношений публичной собственности и новый Гражданский кодекс // Гражданский кодекс России. Проблемы. Теория. Практика / Отв. ред. А.Л. Маковский. М., 1998.
  6. Гражданское право. Учебник / Под ред. д.ю.н., проф. А.П. Сергеева, Ю.К. Толстого. Т. I. М., 2003.

Мы используем файлы Cookie. Просматривая сайт, Вы принимаете Пользовательское соглашение и Политику конфиденциальности.

Мероприятия внутреннего финансового контроля проводятся в случаях, прописанных в федеральном законодательстве. Эти меры направлены против отмывания или легализации доходов, полученных преступным путем.

Виды контроля

Однако, предусмотрен и внешний финансовый контроль. Он осуществляется посредством финансовых проверок, как выездных, так и камеральных. Эти проверки проводятся с целью провести внутренний финансовый контроль, соблюдение обязанностей сотрудниками корпорации.

Внешний финансовый контроль проводят:

  • федеральные органы исполнительной власти, согласно их компетенции;
  • или ФСФМ, или ее территориальный орган.

Внешний финансовый контроль-это один из видов внешнего контроля, его частная разновидность. Его особенности:

  • он находится под ведомством федеральных органов исполнительной власти;
  • его ведут:
    • правоохранительные органы;
    • специальные публичные органы:
    • Банк России;
    • Счетная палата РФ.

    Таким образом, государственный контроль производится двумя видами контроля:

    • внешнего публичного контроля, меры которого находится под ведомством органов лицензирующих, таможенных и других правоохранительных органов;
    • внутреннего контроля. Его меры осуществляет наблюдательный совет или иной орган публичного представительства интересов государства, который создается в корпорации.

    Ответственность государственной корпорации

    К юридической ответственности корпорация привлекается, как правило, после совершенного ею правонарушения, как юридического лица, или правонарушения, совершенного руководящими ею должностными лицами.

    Меры такой публичной ответственности разделяют на:

    • корпоративную ответственность;
    • индивидуальную ответственность.

    При нарушении требований прописанных в законе применяются меры установленные КоАП РФ, а также бюджетным, налоговым законодательством.

    Меры ответственности, которым подвергаются при совершении административных правонарушений лица-нарушители подразделяются на:

    • административные порицания;
    • бюджетные, налоговые штрафные санкции;
    • денежные взыскания (административный штраф), налоговые санкции, применяются в случаях, установленных гл. 16, 18 НК РФ;
    • в виде бюджетных санкций, предусмотренных ст. 306.2 БК РФ.

    Меры корпоративной ответственности

    К штрафным санкциям и другим мерам наказания привлекаются юридические лица, не выполняющие свои прямые должностные обязанности. Их регламентирует налоговое и бюджетное законодательство, которое контролирует уплату публичного платежа или целевое расходование публичных финансов.

    Меры корпоративной ответственности применяются к юридическому лицу не только в случае невыполнения им своих финансовых обязанностей, но и в случае недобросовестного выполнения последних.

    Государственные предприятия также должны соблюдать и обязанности информационного характера. Эти обязанности осуществляются налоговыми, таможенными органами, ФСФМ органами, или другими првоохранительными органами, контролирующими порядок их выполнения. Все эти меры публичного контроля отражены в статьях КоАП РФ:

    • статья 19.7 КоАП РФ говорит о неисполнении информационных обязанностей в вышеуказанных случаях;
    • статьи 19.7.1ч. 1 и 2, статьи 19.7.2 и статьи 19.8 КоАП РФ – применяются к специальным видам документированной информации;
    • статья 15.27 КоАП РФ гласит о наказании за неисполнение информационных обязанностей, которые установлены законом о противодействии легализации доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма.

    Организационно-правовая форма ответственности

    Корпоративная ответственность может наступить в виде организационно-правовой формы государственной корпорации. Таким корпорациям, как банки вменяются меры административного воздействия, о которых говорится в ст.15.26 КоАП РФ, или налоговые правонарушения, которые отражены в ст. 132–135.1 НК РФ.

    В обоих случаях наступает ответственность, которая отражается статьей 15.27 КоАП РФ – перед ФСФМ. Эти обязанности установлены федеральным законом, а в случаях, ими прямо предусмотренных, она отображается в нормативно-правовым акте, (акт ФСФМ). Если меры ответственности касаются банковских организаций – мера ответственности отражается в нормативном акте Банка России, согласно ст 15.26 КоАП РФ.

    Порядок и процедура ликвидации

    Государственные предприятия – это некоммерческие организации.

    В отличие от других юридических лиц к ним не применяется санкция в виде:

    • ликвидации организации по решению суда (согласно абз. 3 п. 2 ст. 61 ГК РФ);
    • не применяется правило установленное ст. 65 ГК РФ о закрытии и банкротстве.

    Порядок и процедура ликвидации корпорации мотивированы исключительно публичными предпосылками, которые установлены специальным ФЗ, действующим вместе с законом об учреждении корпорации.

    Правовые предпосылки ликвидации корпорации определяются в статутном федеральном законе в тех случаях, когда целью создания корпорации являлось осуществление социальной деятельности, ограниченной установленной таким законом сроком, по истечении которого процесс полномочий корпорации прекращается и вступает в силу процедура ее ликвидации.

    Что касается государственных корпораций, которые действуют на постоянной основе, процедура их ликвидации определяется специальным федеральным законом.

    Меры властного принуждения

    Применение мер принуждения осуществляется в целях предотвращения преступления или в ходе его расследования, когда совершение преступления уже состоялось

    В частности, если возбуждено дело об административных правонарушениях и в процессе расследования выяснилось невыполнение корпорацией информационных обязанностей, этот факт считается правовой основой для применения мер административного пресечения. Эти меры предполагают:

    • осмотр служебных помещений;
    • изъятие вещей и документов, при проведении осмотра (см. ст. 27.8, 27.10 КоАП РФ).

    Такие меры актуальны на стадиях доказывания и применяются к добросовестной организации, вина которой не установлена при рассмотрении дела об административном правонарушении.

    Таким образом, на один и тот же вид правонарушение могут одновременно указывать признаки:

    • индивидуального правонарушения;
    • корпоративного правонарушения

    В случае подтверждения они будут предъявлены нарушителю-организации и ее руководящему должностному лицу.

    Автор статьи

    Куприянов Денис Юрьевич

    Куприянов Денис Юрьевич

    Юрист частного права

    Страница автора

    Читайте также: