Государственная экспертиза в электронном виде нормативно правовая база

Обновлено: 24.04.2024

В связи с решением Заместителя Председателя Правительства Российской Федерации М.Ш. Хуснуллина о введении моратория на подготовку отрицательных заключений государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий приказываю:

1. Утвердить Временный порядок проведения государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий в ФАУ "Главгосэкспертиза России" в связи с введением моратория на подготовку отрицательных заключений по результатам проведения государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий (далее - Временный порядок).

2. Центру цифровой трансформации в АИС "Главгосэкспертиза" при проведении государственной экспертизы проектной документации, включая проверку достоверности определения сметной стоимости, государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий, включая проверку достоверности определения сметной стоимости, государственной экспертизы в части проверки достоверности определения сметной стоимости в отношении объектов, строительство (реконструкция) которых финансируется с привлечением средств, указанных в части 2 статьи 8.3 Градостроительного кодекса Российской Федерации, обеспечить корректировку сроков выполнения действий, связанных с проведением государственной экспертизы в соответствии с Временным порядком, в возможно короткие сроки.

3. Службе правового обеспечения в срок не позднее 1 апреля 2022 г. внести соответствующие изменения в формы типовых договоров на проведение государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий (при наличии).

4. Управлению методологии и стандартизации экспертной деятельности обеспечить предоставление нормативного обоснования недопустимости подготовки замечаний по основаниям, указанным в пункте 12 Временного порядка.

5. Контроль исполнения настоящего приказа оставляю за собой.

к приказу ФАУ "Главгосэкспертиза России"

от 11.03.2022 N 46

ПРОВЕДЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ЭКСПЕРТИЗЫ ПРОЕКТНОЙ

ДОКУМЕНТАЦИИ И (ИЛИ) РЕЗУЛЬТАТОВ ИНЖЕНЕРНЫХ ИЗЫСКАНИЙ

В ФАУ "ГЛАВГОСЭКСПЕРТИЗА РОССИИ" В СВЯЗИ С ВВЕДЕНИЕМ

МОРАТОРИЯ НА ПОДГОТОВКУ ОТРИЦАТЕЛЬНЫХ ЗАКЛЮЧЕНИЙ

ПО РЕЗУЛЬТАТАМ ПРОВЕДЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ЭКСПЕРТИЗЫ

ПРОЕКТНОЙ ДОКУМЕНТАЦИИ И РЕЗУЛЬТАТОВ

1. Настоящий Временный порядок проведения государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий в ФАУ "Главгосэкспертиза России" подготовлен в целях проведения государственной экспертизы проектной документации и (или) результатов инженерных изысканий в связи с введением моратория на подготовку отрицательных заключений по результатам проведения государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий (далее - Временный порядок).

2. Выполнение процедур, связанных с проведением государственной экспертизы проектной документации и (или) результатов инженерных изысканий (далее - государственная экспертиза), в том числе в части проверки достоверности определения сметной стоимости, осуществляется в соответствии с Порядком проведения государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий в ФАУ "Главгосэкспертиза России", утвержденным приказом ФАУ "Главгосэкспертиза России" от 24.01.2017 N 7 (далее - Приказ N 7), с учетом положений настоящего Временного порядка.

3. Управление сопровождения проектов (далее - УСП) по запросу ведущего эксперта (ГЭП) предоставляет сведения об ответственных лицах, выступающих от имени заявителя (застройщика или технического заказчика) и от генеральной проектной организации, а также контактные данные (адрес электронной почты) таких лиц (далее - ответственные представители) для обеспечения оперативного взаимодействия в части отработки замечаний к проектной документации и (или) результатам инженерных изысканий.

4. Сроки подготовки локальных и сводных замечаний определяются с учетом особенностей, предусмотренных Приложением к настоящему Временному порядку. Направление сводных замечаний на согласование ВКН (при назначении) не осуществляется.

В настоящем Временном порядке используются сокращения, принятые в Приказе N 7.

5. При формировании локальных замечаний эксперты-соисполнители проводят оценку критичности подготовленных замечаний с учетом сроков, необходимых для их отработки. Соответствующую информацию (об отработке замечаний в пределах срока проведения экспертизы и о примерных сроках их отработки) следует направлять ведущему эксперту (ГЭП) одновременно с локальными замечаниями.

6. Не позднее двух рабочих дней с момента направления сводных замечаний заявителю, в случае если ведущим экспертом назначен работник центрального аппарата, заместитель начальника ФАУ "Главгосэкспертиза России", курирующий Управление, в состав которого входит ведущий отдел (далее - курирующий заместитель), или, в случае если ведущим экспертом назначен работник филиала, начальник филиала (заместитель начальника филиала), либо главный эксперт проекта (далее - ГЭП) совместно с начальником указанного Управления (или начальник Управления самостоятельно по указанию курирующего заместителя или начальника филиала (заместителя начальника филиала) обеспечивает проведение установочного совещания с участием ответственных представителей очно или в формате видео-конференц-связи. На совещании ответственные представители заявителя (и проектной организации):

- информируются о выявленных критичных замечаниях (замечаниях, отработка которых требует существенных временных и/или дополнительных финансовых затрат), а также о предложениях по срокам и подходам к отработке выявленных критичных замечаний, в том числе в части сроков промежуточного контроля за отработкой критичных замечаний и фиксацией указанных предложений в дорожной карте по отработке выявленных критичных замечаний.

Форма дорожной карты установлена приложением N 2 к настоящему Временному порядку. При подготовке проекта дорожной карты ведущий эксперт (ГЭП) получает дополнительную информацию, относящуюся к критичным замечаниям у заказчика, застройщика, проектной организации, в открытых источниках (в т.ч. о наличии у заказчика исходно-разрешительной документации, о подготовке обоснований для сметных расчетов и т.д.). Проект дорожной карты, подготовленный ведущим экспертом (ГЭП), направляется ответственным представителям заявителя и проектной организации не позднее дня проведения установочного совещания.

Учреждением устанавливается срок на согласование ответственными представителями дорожной карты, который не может превышать одного рабочего дня с момента проведения установочного совещания.

7. Дорожная карта с учетом информации о результатах проведенных совещаний, предусмотренных п. 6 настоящего Временного порядка, а также о порядке и сроках отработки сделанных замечаний, отраженных в дорожной карте, в форме утвержденной дорожной карты подлежит внесению ведущим экспертом ГЭП в CRM-систему - ФАУ ГГЭ 24. Дорожная карта со стороны Учреждения подписывается ведущим экспертом (ГЭП) и направляется ответственным представителям.

8. При необходимости эксперты-соисполнители, подготовившие локальные замечания, в рабочем порядке осуществляют взаимодействие с заявителем в части разъяснения подходов к устранению выявленных недостатков. Ведущий эксперт (ГЭП) осуществляет контроль за указанным взаимодействием.

9. Контроль за выполнением пунктов дорожной карты и за отработкой замечаний, определенных дорожной картой, осуществляется ведущим экспертом (ГЭП). Также контроль и мониторинг выполнения дорожных карт осуществляется Управлением сопровождения проектов.

При необходимости ответственные представители направляют предложения о внесении изменений в дорожную карту. Такие предложения рассматриваются ведущим экспертом (ГЭП), измененная редакция дорожной карты повторно подписывается ведущим экспертом (ГЭП).

Скорректированная дорожная карта направляется ведущим экспертом (ГЭП) для ознакомления заявителю.

В случае невыполнения сроков отработки замечаний, установленных дорожной картой, ведущий эксперт (ГЭП) обеспечивает информирование лиц, указанных в пункте 6 настоящего Временного порядка, о необходимости дополнительного взаимодействия с ответственными представителями в целях доведения до них информации о рисках досрочного расторжения договора на проведение государственной экспертизы. Контрольная дата для выполнения требований настоящего пункта устанавливается не более половины срока проведения государственной экспертизы, рассчитанного как предельный установленный законом срок с учетом продления.

Основанием для расторжения договора со стороны Учреждения является невозможность отработки замечаний, предусмотренных дорожной картой, до завершения регламентного срока проведения экспертизы с учетом продлений сроков оказания услуги, предусмотренных законодательством.

10. В случае принятия лицами, указанными в пункте 6 настоящего Временного порядка, решения о досрочном расторжении договора, такой договор должен быть расторгнут в установленном порядке в соответствии с требованиями локальных нормативных актов ФАУ "Главгосэкспертиза России".

Управление сопровождения проектов в течение двух рабочих дней после принятия указанного решения уведомляет о сложившейся ситуации заявителя, государственного заказчика и саморегулируемую организацию (СРО), в которой состоит лицо, подготовившее проектную документацию (проводившее инженерные изыскания), а также направляет заявителю предложение о расторжении договора.

11. Ведущий эксперт (ГЭП) и начальники отделов-соисполнителей обеспечивают непрерывность процесса проведения оценки соответствия и при отсутствии на рабочем месте назначенного ранее эксперта-соисполнителя (по причине увольнения, временной нетрудоспособности либо нахождения в отпуске или командировке) обеспечивают незамедлительное назначение (замену) нового эксперта по соответствующей тематике.

12. В период действия Временного порядка не выдаются следующие сводные замечания, а также не производится досрочное расторжение договора на проведение государственной экспертизы по следующим основаниям:

12.1. Отсутствие расчетов на прогрессирующее обрушение для зданий и сооружений нормального уровня ответственности (за исключением зданий и сооружений класса КС-2 с массовым нахождением людей).

12.2. Отсутствие материалов научно-технического сопровождения (за исключением случаев, когда необходимость проведения научно-технического сопровождения непосредственно предусмотрена условиями задания на проектирование или задания на выполнение инженерных изысканий объекта, и при отсутствии в проектной документации иных обоснований принятых проектных решений, предусмотренных в части 6 статьи 15 Федерального закона от 30 декабря 2009 г. N 384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений").

12.3. Отсутствие справки уполномоченного органа государственной власти в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия об отсутствии на территории планируемого строительства (реконструкции) объектов, обладающих признаками объектов культурного наследия, объектов археологического наследия (при наличии в материалах инженерно-экологических изысканий сведений об отсутствии на участке планируемого строительства соответствующих объектов, полученных на основании материалов археологических исследований).

12.4. Отсутствие лицензии на деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности.

12.5. Отсутствие заключения Федерального агентства по недропользованию об отсутствии полезных ископаемых в недрах под участком предстоящей застройки (по объектам, на которых не ведутся горные работы или работы по обогащению полезных ископаемых).

12.6. Отсутствие согласования на строительство в границах особо охраняемой природной территории.

12.7. Отсутствие положительного заключения государственной экологической экспертизы.

12.8. Отсутствие разрешения на добывание объектов животного и растительного мира, занесенных в Красную книгу Российской Федерации.

13. Для оперативного информирования ответственных представителей о критичных замечаниях допустимо направление ведущим экспертом (ГЭП) таких замечаний ответственным представителям в рабочем порядке по электронной почте до наступления срока формирования сводных замечаний.

Временный порядок проведения государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий в ФАУ "Главгосэкспертиза России", утвержденный приказом Учреждения от 11.03.2022 N 46 (далее - Временный порядок), является локальным нормативным актом Главгосэкспертизы России и распространяется только на процедуру проведения государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий, проводимую работниками Учреждения, который подготовлен с учетом накопленного опыта оценки и реализации проектов, относящихся к полномочиям Учреждения.

Временный порядок работы предусматривает механизмы, которые способствуют оптимальному использованию заявителем срока, отведенного на проведение государственной экспертизы, в части устранения замечаний, которые существенно влияют на ее результат. Одним из инструментов для этого станет дорожная карта, которая устанавливает пошаговый процесс отработки критичных замечаний и мониторинг ее исполнения со стороны Главгосэкспертизы России.

Таким образом, Временный порядок создан в условиях действующего регулирования и не противоречит ему, а дает дополнительные механизмы, позволяющие в текущих экономических реалиях достигать положительного результата по-прежнему при соблюдении установленных требований.

Процедуры выделения критичных замечаний, установление срока на их устранение и закрепление указанных положений в дорожной карте соответствует пункту 31 Положения об организации и проведении государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий, утвержденного постановлением Правительства РФ от 05.03.2007 N 145 (далее - Положение N 145), согласно которому при проведении экспертизы может осуществляться оперативное внесение изменений в проектную документацию и (или) результаты инженерных изысканий в сроки и в порядке, которые установлены договором. Соответственно, Положение N 145 закрепляет право организации по проведению экспертизы определять порядок оперативного внесения изменений (устранения недостатков заявителем). В рамках реализации указанного права Главгосэкспертиза определила порядок устранения замечаний, который включает оперативное взаимодействие с заявителем и генеральным проектировщиком для разъяснения содержания замечаний, выделение наиболее критичных замечаний, формирование дорожной карты по их устранению. Указанные процедуры полностью укладываются в нормативно закрепленные сроки проведения экспертизы. Возможность досрочного расторжения договора в случае нарушения заявителем установленного срока на устранение недостатков непосредственно закреплена пунктом 35 Положения.

Временный порядок также определяет перечень оснований, выявление которых в документации не может быть обозначено как замечание, поскольку здесь контроль за соблюдением обязательных требований происходит либо на другом этапе реализации проекта, либо осуществляется в иной форме. Данные восемь оснований закреплены в пункте 12 Временного порядка и основаны на нормах действующего законодательства. Они являются мерой, обеспечивающей взвешенные подходы к требованиям, предъявляемым при оценке соответствия проектной документации и результатов инженерных изысканий, которые никоим образом не ограничивает предмет экспертизы, четко установленный пунктом 1 части 5 статьи 49 Градостроительного кодекса Российской Федерации. Временный порядок не нарушает требования Положения N 145, а совершенствует механизмы для эффективной работы всех основных участников проектирования (заявитель, застройщик и генпроектировщик), объединенных единой целью - реализация проекта, отвечающего требованиям безопасности, в кратчайшие сроки.

Временный порядок не предусматривает внесение изменений в законодательство в части упразднения требований о согласовании при реализации проектов на природных территориях и в зонах охраны памятников архитектуры, а также выполнения расчетов на обрушение зданий, мостов и тоннелей и распространяется только на проведение государственной экспертизы в Главгосэкспертизе России и не влияет на разрешительные процедуры, которые следуют после получения заключения экспертизы. Отдельные процедуры, указанные в пунктах 12.3-12.8 Временного порядка, могут и должны проводиться на стадиях, предшествующих началу строительных работ. Подход, закрепленный Временным порядком, позволяет застройщикам (девелоперам) получать соответствующие разрешительные документы (согласования) параллельно, предоставляя застройщикам больше времени на прохождение всех необходимых процедур, тем самым облегчая инвестиционно-строительный процесс.

1. Одним из таких оснований, выявление которого в документации не может быть обозначено как замечание, является отсутствие в представленных на экспертизу документах расчетов на аварийную ситуацию (прогрессирующее обрушение) для зданий и сооружений нормального уровня ответственности (за исключением зданий и сооружений класса КС-2 с массовым нахождением людей). Указанная временная мера не противоречит требованиям действующего законодательства и нормативным требованиям, а именно положениям, изложенным в части 6 статьи 16 Техрегламента N 384-ФЗ, пункте 5.1 свода правил СП 56.13330.2011 "Производственные здания" и пунктах 3.5, 3.10, 5.2.6 ГОСТ 27751-2014 "Надежность строительных конструкций и оснований. Основные положения". Напротив, указанные документы предписывают обязательное проведение таких расчетов и включение их в проектную документацию только для зданий и сооружений, имеющих повышенный уровень ответственности (КС-3) и нормальный уровень ответственности с массовым нахождением людей (КС-2). Для объектов, относящихся к пониженному уровню ответственности (КС-1), никогда не была предусмотрена необходимость проведения расчетов на аварийную ситуацию (прогрессирующее обрушение).

2. Отсутствие в составе представленной на экспертизу документации материалов научно-технического сопровождения для зданий и сооружений повышенного уровня опасности также не является основанием для представления экспертами замечаний в ходе проведения экспертизы. Требование по научному сопровождению проектной документации при проектировании особо опасных и технически сложных объектов капитального строительства, закрепленное пунктом 10.5 ГОСТ 27751-2014, внесено в добровольный перечень в соответствии с приказом Росстандарта N 687 от 2 апреля 2020 г. При этом по-прежнему необходимо предоставлять обоснование соответствия проектных значений и характеристик здания или сооружения требованиям безопасности, которое может быть выполнено способами, указанными в части 6 статьи 15 Техрегламента N 384-ФЗ. Исходя из этого, утвержденный временный порядок не исключает необходимости выполнения контроля качества проектирования и изысканий, предусмотренного пунктами обязательного применения.

3. Положения Временного порядка коснулись вопросов сохранения объектов культурного наследия. Необходимо отметить, что процедурные вопросы охраны объектов культурного наследия, в том числе при проектировании и строительстве прочно заложены Федеральным законом от 25.06.2002 N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" (далее 73-ФЗ) в систему градостроительных отношений. На сегодняшний день необходимость разработки проектных решений, обосновывающих мероприятия по сохранению объектов культурного наследия, проведения государственной историко-культурной экспертизы такой документации, а также согласования деятельности органом власти, уполномоченным в области охраны объектов культурного наследия федерального или регионального уровня предусмотрены ст. 30 и 36 73-ФЗ. Изменения в законодательство в части организации процедуры сохранения памятников истории и культуры при проектировании и строительстве объектов капитального строительства не вносились.

В случае отсутствия в составе исходно-разрешительной документации сведений о наличии или отсутствии объектов культурного наследия Временный порядок позволяет экспертам запросить такие сведения у уполномоченных органов самостоятельно. При этом, согласно Положению N 145, органы государственной власти, уполномоченные в области охраны культурного наследия, обязаны дать такой ответ в 10-дневный срок, а не в 30-дневный срок, как для иных лиц. Эффективность такого подхода доказана - уже более двух лет эксперты по отдельным проектам успешно взаимодействуют с органами государственной власти, уполномоченными в области охраны культурного наследия.

4. В рамках проведения экспертизы проектной документации в части охраны окружающей среды проводится оценка в том числе рабочей схемы по обращению с отходами производства и потребления в период строительства и эксплуатации, исключается размещение объектов, захоронение которых запрещено нормативными актами Российской Федерации, предусматривается максимально возможная передача отходов на утилизацию/обезвреживание (как одного из приоритетных направлений государственной политики в области обращения с отходами). В соответствии с пунктом 2 Положения о лицензировании деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I-IV классов опасности, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 26.12.2020 N 2290, лицензирование деятельности в области обращения с отходами осуществляется Росприроднадзором, информация о выданных лицензиях содержится в открытом доступе на сайте этого ведомства. Ответственность за легитимное и безопасное обращение с отходами по факту их образования отнесена к деятельности подрядных строительных организаций и эксплуатирующих организаций, в обязанности которых входит в том числе заключение договоров с лицензированными организациями на обращение с отходами.

5. Согласно требованиям статьи 25 Федерального закона "О недрах" от 21.02.1992 N 2395-1, строительство объектов капитального строительства на земельных участках, расположенных на площадях залегания полезных ископаемых допускается на основании разрешения федерального органа управления государственным фондом недр или его территориального органа. Принятие решения о необходимости такого согласования принимается на основании сведений о наличии или отсутствии площадей залегания полезных ископаемых в недрах под участком застройки в составе исходно-разрешительной документации к проекту. Заключение Роснедр об отсутствии полезных ископаемых в недрах под участком предстоящей застройки не входит в исчерпывающий перечень документов, необходимых для получения на этапе проведения экспертизы, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 25 декабря 2021 г. N 2490. Положениями статьи 25 Закона N 2395-1 получение заключения Роснедр на этапе архитектурно-строительного проектирования не предусмотрено. Следовательно, такое заключение может быть получено до проведения непосредственно строительных работ (т.е. может быть получено после проведения государственной экспертизы).

6. Временный порядок не отменяет согласования строительства в особо охраняемых природных территориях (ООПТ). Каждая ООПТ имеет Положение, которое регламентирует проведение хозяйственной деятельности на её территории (пункт 14 статьи 2 Федерального закона от 14.03.1995 N 33-ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях"). Положения о некоторых ООПТ содержат условия о необходимости согласования деятельности в её границах ООПТ с соответствующим органом. Однако, документы о согласовании строительства (реконструкции) в границах ООПТ не входят в исчерпывающий перечень документов, получение которых необходимо на этапе проведения экспертизы, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 25 декабря 2021 г. N 2490. Таким образом, нормативные основания требовать предоставление согласования строительства (реконструкции) в границах ООПТ на этапе проведения государственной экспертизы отсутствуют. При наличии необходимости такого согласования эксперты сделают в заключении соответствующую отметку. Кроме того, в соответствии с пунктом 12.3 статьи 45 Градостроительного кодекса Российской Федерации документация по планировке территории, подготовленная применительно к ООПТ, до ее утверждения подлежит согласованию с исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления, в ведении которых находится соответствующая ООПТ. Таким образом, наличие в ходе проведения государственной экспертизы утвержденной документации по планировке территории, предоставляемой заявителем в составе исходно-разрешительной документации, гарантирует согласование размещения такого проектируемого объекта в границах ООПТ.

7. Временным порядком не отменяется необходимость проведения государственной экологической экспертизы проектной документации, установленной подпунктами 7.1 - 7.10 статьи 11 Федерального закона от 23.11.1995 N 174-ФЗ "Об экологической экспертизе". Положительное заключение государственной экологической экспертизы должно быть представлено до начала проведения государственной экспертизы проектной документации. В исключительных случаях возможно начало проведения экспертизы проектно-сметной документации в Главгосэкспертизе до предоставления результатов экологической экспертизы. Но в любом случае выдача положительного заключения Главгосэкспертизы возможна только при наличии положительного заключения экологической экспертизы, полученного до завершения строительной экспертизы.

При этом возможность одновременного проведения экологической экспертизы и экспертизы проектной документации давно обсуждается. Постановлением Правительства РФ от 20.12.2021 N 2366 "О проведении государственной экспертизы проектной документации и государственной экологической экспертизы проектной документации по принципу "одного окна" установлены конкретные сроки - техническая возможность параллельной экспертизы должна быть реализована с 1 сентября 2022 г.

8. Временным порядком не отменяется необходимость получения разрешений на добывание объектов животного и растительного мира, занесенных в Красную книгу Российской Федерации. Включение таких разрешений в документацию, которая представляется для проведения государственной экспертизы, не предусмотрено законодательством. Разрешение на добывание объектов животного и растительного мира, занесенных в Красную книгу Российской Федерации, может быть получено вплоть до этапа проведения непосредственно строительных работ, т.е. после проведения государственной экспертизы (пункт 3 Правил добывания объектов животного мира, принадлежащих к видам, занесенным в Красную книгу Российской Федерации, за исключением водных биологических ресурсов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 6 января 1997 г. N 13). При этом в заключении экспертизы будет приведена информация о необходимости получения до начала проведения работ по строительству (реконструкции) объекта капитального строительства соответствующего разрешения Росприроднадзора.

Еще раз обращаем внимание, что Временный порядок не устанавливает дополнительные "послабления", не изменяет законодательные подходы к контролю и надзору за строительной деятельностью, а лишь закрепляет корректные подходы к оценке проектной документации на этапе проведения государственной экспертизы.

Ранее в связи с введением моратория на подготовку отрицательных заключений по результатам проведения госэкспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий был определён временный порядок проведения такой экспертизы в ФАУ "Главгосэкспертиза России". Было определено, в каких случаях в период действия временного порядка не выдаются сводные замечания, а также не производится досрочное расторжение договора на проведение госэкспертизы.

Отмечается, что временный порядок не предусматривает внесение изменений в законодательство в части упразднения требований о согласовании при реализации проектов на природных территориях и в зонах охраны памятников архитектуры, а также выполнения расчётов на обрушение зданий, мостов и тоннелей и распространяется только на проведение госэкспертизы в Главгосэкспертизе России и не влияет на разрешительные процедуры, которые следуют после получения заключения экспертизы.

Также не вносились изменения и в законодательство об организации процедуры сохранения памятников истории и культуры при создании объектов капстроительства. В случае отсутствия в составе исходно-разрешительной документации сведений о наличии или отсутствии объектов культурного наследия временный порядок позволяет экспертам запросить такие сведения у уполномоченных органов самостоятельно.

Временный порядок не отменяет согласования строительства в особо охраняемых природных территориях. Положения о некоторых ООПТ содержат условия о необходимости согласования деятельности в её границах с соответствующим органом. Однако документы о согласовании строительства (реконструкции) в границах ООПТ не входят в исчерпывающий перечень документов, получение которых необходимо на этапе проведения экспертизы.

Кроме того, временным порядком не отменяется необходимость проведения экологической госэкспертизы проектной документации, а также получения разрешений на добычу объектов животного и растительного мира, занесённых в Красную книгу России.

Разъяснения ФАУ "Главгосэкспертиза России" от 4 мая 2022 г. "Разъяснения положений Временного порядка проведения государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий в Главгосэкспертизе России (утвержден приказом Учреждения от 11.03.2022 N 46)"

Вестник ценообразования и сметного нормирования", 2022 г. N 4

журнал "Строительство: акты и комментарии для бухгалтера", июнь 2022 г. N 6

от 12 мая 2017 года N 783/пр

2. Признать утратившими силу приказы Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации:

3. Настоящий приказ вступает в силу по истечении одного месяца со дня его официального опубликования.

4. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на заместителя Министра строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации Х.Д.Мавлиярова.

в Министерстве юстиции

25 августа 2017 года,

регистрационный N 47947

УТВЕРЖДЕНЫ
приказом
Министерства строительства
и жилищно-коммунального хозяйства
Российской Федерации
от 12 мая 2017 года N 783/пр

Требования к формату электронных документов, представляемых для проведения государственной экспертизы проектной документации и (или) результатов инженерных изысканий и проверки достоверности определения сметной стоимости строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства

1. Настоящий документ определяет требования к формату электронных документов, представляемых для проведения государственной экспертизы проектной документации и (или) результатов инженерных изысканий и проверки достоверности определения сметной стоимости строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства (далее соответственно - Требования, услуги, электронные документы).

2. Для получения услуг электронные документы представляются в виде файлов в формате xml (за исключением случаев, установленных пунктом 3 настоящих Требований).

Схемы, подлежащие использованию для формирования документов в формате xml (далее - xml-схемы), размещаются на официальном сайте Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации (далее - Министерство) в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (далее - сеть Интернет) и вводятся в действие по истечении трех месяцев со дня размещения.

После размещения на официальном сайте Министерства в сети Интернет новой xml-схемы для соответствующего документа в течение трех месяцев со дня введения ее в действие обеспечивается доступ к xml-схеме, прекратившей свое действие.

3. В случае если на официальном сайте Министерства отсутствует xml-схема, подлежащая использованию для формирования соответствующего электронного документа, электронные документы представляются в следующих форматах:

а) doc, docx, odt - для документов с текстовым содержанием, не включающим формулы (за исключением документов, указанных в подпункте "в" настоящего пункта);

б) pdf - для документов с текстовым содержанием, в том числе включающих формулы и (или) графические изображения (за исключением документов, указанных в подпункте "в" настоящего пункта), а также документов с графическим содержанием;

в) xls, xlsx, ods - для документов, содержащих сводки затрат, сводного сметного расчета стоимости строительства, объектных сметных расчетов (смет), локальных сметных расчетов (смет), сметных расчетов на отдельные виды затрат.

4. Электронные документы, представляемые в форматах, предусмотренных пунктом 3 настоящих Требований, должны:

а) формироваться способом, не предусматривающим сканирование документа на бумажном носителе (за исключением случаев, предусмотренных пунктом 5 настоящих Требований);

б) состоять из одного или нескольких файлов, каждый из которых содержит текстовую и (или) графическую информацию;

в) обеспечивать возможность поиска по текстовому содержанию документа и возможность копирования текста (за исключением случаев, когда текст является частью графического изображения);

г) содержать оглавление (для документов, содержащих структурированные по частям, главам, разделам (подразделам) данные) и закладки, обеспечивающие переходы по оглавлению и (или) к содержащимся в тексте рисункам и таблицам;

д) формироваться для каждого раздела (подраздела) проектной документации и содержать в названии слова "Раздел ПД №", а также "подраздел ПД №" (для подраздела в составе раздела) с указанием порядкового номера раздела, подраздела;

е) не превышать предельного размера в 80 мегабайт (в случае превышения предельного размера, документ делится на несколько, название каждого файла дополняется словом "Фрагмент" и порядковым номером файла, полученного в результате деления).

5. При наличии в проектной документации документов, подлежащих представлению в форматах xml или xls, xlsx, ods, такие документы формируются в виде отдельного электронного документа с соблюдением правил наименования, предусмотренных пунктом 4 настоящих Требований.

6. В случаях, когда оригинал документа выдан и подписан уполномоченным органом власти или организацией на бумажном носителе (за исключением проектной документации), а также при подготовке информационно-удостоверяющего листа, предусмотренного пунктом 7 настоящих Требований, допускается формирование электронного документа путем сканирования непосредственно с оригинала документа (использование копий не допускается), которое осуществляется с сохранением ориентации оригинала документа в разрешении 300 dpi (масштаб 1:1) с использованием следующих режимов:

а) "черно-белый" (при отсутствии в документе графических изображений и (или) цветного текста);

б) "оттенки серого" (при наличии в документе графических изображений, отличных от цветного графического изображения);

в) "цветной" или "режим полной цветопередачи" (при наличии в документе цветных графических изображений либо цветного текста).

7. Представляемые электронные документы подписываются с использованием усиленной квалифицированной электронной подписи (далее - электронная подпись) лицами, обладающими полномочиями на их подписание в соответствии с законодательством Российской Федерации, а в случаях, предусмотренных пунктом 6 настоящих Требований, - лицами, уполномоченными на представление документов для оказания услуг.

Проектная документация, сформированная в форме электронного документа, подписывается лицами, участвующими в ее разработке, осуществлении нормоконтроля и согласовании, а в случае невозможности обеспечения их электронной подписью - на отдельные документы в составе проектной документации оформляется информационно-удостоверяющий лист на бумажном носителе, содержащий наименование электронного документа, к которому он выпущен, фамилии и подписи не обеспеченных электронной подписью лиц, дату и время последнего изменения документа. Такой информационно-удостоверяющий лист сканируется в соответствии с пунктом 6 настоящих Требований, и сформированный по результатам сканирования электронный документ подписывается лицом, уполномоченным на предоставление документов для оказания услуг, с использованием электронной подписи.

С 1 января 2017 года проектная документация и (или) результаты инженерных изысканий, а также иные документы, необходимые для проведения государственной экспертизы проектной документации и (или) результатов инженерных изысканий, представляются в государственное учреждение, подведомственное Министерству строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации, а также в уполномоченные на проведение такой государственной экспертизы органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации или подведомственные этим органам государственные учреждения в электронной форме, за исключением случаев, когда проектная документация и (или) результаты инженерных изысканий содержат сведения, доступ к которым ограничен в соответствии с законодательством Российской Федерации.

  • Постановление Правительства Российской Федерации от 5 марта 2007 г. № 145 «О порядке организации и проведения государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий»;
  • Постановление Правительства Российской Федерации от 7 декабря 2015 г. № 1330 «О внесении изменений в постановление правительства Российской Федерации от 5 марта 2007 г. № 145»;

О форматах электронных документов




С 1 января 2018 года при представлении документов для проведения государственной экспертизы исключение будут составлять только случаи, когда такие документы содержат сведения, составляющие государственную тайну.

Также с 1 января 2018 года в электронном виде должны представляться документы и для проведения негосударственной экспертизы.

Новые требования к формату электронных документов разработаны Минстроем России с учетом предложений экспертных организаций, подготовленных на основе практики представления документов в электронной форме.

Приказ Минстроя РФ №783/пр от 12.05.2017г. "Об утверждении требований к формату электронных документов, предоставляемых для проведения государственной экспертизы проектной документации и (или) результатов инженерных изысканий и проверки достоверности определения сметной стоимости строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капительного строительства"

Соответствующие xml-схемы подлежат размещению на официальном сайте Минстроя России и вводятся в действие по истечении трех месяцев со дня размещения.

В случае отсутствия на официальном сайте Минстроя России xml-схемы подлежащей использованию, электронные документы представляются в следующих форматах:

а) doc, docx, odt – для документов с текстовым содержанием, не включающим формулы;

б) pdf – для документов с текстовым содержанием, в том числе включающих формулы и (или) графические, а также документов с графическим содержанием;

в) xls, xlsx, ods – для сводки затрат, сводного сметного расчета стоимости строительства, объектных сметных расчетов (смет), локальных сметных расчетов (смет), сметных расчетов на отдельные виды затрат.

При этом к формированию таких документов установлен ряд требований, в соответствии с которыми они должны:

а) формироваться способом, не предусматривающим сканирование документа на бумажном носителе;

б) состоять из одного или нескольких файлов, каждый из которых содержит текстовую и (или) графическую информацию;

в) обеспечивать возможность поиска по текстовому содержанию документа и возможность копирования текста (за исключением случаев, когда текст является частью графического изображения);

г) содержать оглавление (для документов, содержащих структурированные по частям, главам, разделам (подразделам) данные) и закладки, обеспечивающие переходы по оглавлению и (или) к содержащимся в тексте рисункам и таблицам;

д) формироваться для каждого раздела (подраздела) проектной документации и содержать в названии слова «Раздел ПД №», а также «подраздел ПД №» (для подраздела в составе раздела) с указанием порядкового номера раздела, подраздела;

е) не превышать предельного размера в 80 мегабайт (в случае превышения предельного размера, документ делится на несколько, название каждого файла дополняется словом «Фрагмент» и порядковым номером файла, полученного в результате деления).

Представляемые электронные документы должны быть подписаны лицами, обладающими полномочиями на их подписание в соответствии с законодательством Российской Федерации, с использованием усиленной квалифицированной электронной подписи.

Также установлены дополнительные требования к порядку подготовки отдельных электронных документов путем сканирования оригиналов документов, выданных и подписанных на бумажном носителе, а также к порядку формирования и подписания информационно-удостоверяющего листа.

Приказ вступает в силу с 26 сентября 2017 года.

Об электронной подписи




Список аккредитованных удостоверяющих центров можно посмотреть на сайте Минкомсвязи России: Реестр центров .

Об информационно-удостоверяющем листе

В случае невозможности обеспечения электронной подписью лиц, уполномоченных за подготовку проектной документации, на отдельные документы, разделы (тома) проектной документации оформляется информационно-удостоверяющий лист (ИУЛ) в бумажной форме, содержащий обозначение электронного документа, к которому он выпущен, фамилии, подписи лиц, осуществляющих разработку, проверку, согласование и утверждение электронного документа, дата и время последнего изменения документа.

В приложении «В» к ГОСТу 2.051-2013 приведена рекомендуемая форма информационно-удостоверяющего листа.

Информационно-удостоверяющий лист сканируется в соответствии с требованиями, описанными ниже, и заверяется электронной подписью лица, уполномоченного на представление документов на государственную экспертизу.

О доверенности



В случае, если документация предоставляется в ГАУ «Госэкспертиза Кузбасса» в электронной форме уполномоченным лицом, то на это уполномоченное лицо должна также предоставляться доверенность.

Если Руководитель организации-заявителя имеет цифровую подпись, то доверенность на уполномоченное лицо подписывается данной электронно-цифровой подписью.

В противном случае данная доверенность составляется в бумажной форме, сканируется в цвете и заверяется электронно-цифровой подписью нотариуса, после чего доверенность предоставляется в электронном виде в Госэкспертизу Кемеровской области.

Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации в соответствии с поступающими обращениями по вопросу представления проектной документации, направляемой в виде электронных документов для проведения государственной экспертизы проектной документации и (или) результатов инженерных изысканий и проверки достоверности определения сметной стоимости строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, сообщает.

Пунктом 2 Требований к формату электронных документов, представляемых для проведения государственной экспертизы проектной документации и (или) результатов инженерных изысканий и проверки достоверности определения сметной стоимости строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, утвержденных приказом Минстроя России от 12.05.2017 N 783/пр (далее - Требования), установлено, что для получения соответствующих услуг электронные документы представляются в виде файлов в формате xml согласно схемам, размещенным на сайте Минстроя России в сети Интернет, за исключением случаев, установленных пунктом 3 Требований.

Схема электронных документов, подлежащих использованию при формировании локальных сметных расчетов (далее - XML-схема), сформированная с учетом требований Методики определения сметной стоимости строительства, реконструкции, капитального ремонта, сноса объектов капитального строительства, работ по сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации на территории Российской Федерации, утвержденной приказом Минстроя России от 4 августа 2020 г. N 421/пр, опубликована на сайте Минстроя России 18 мая 2021 года в разделе "Документы".

В соответствии с пунктом 2 Требований XML-схемы, размещенные на сайте Минстроя России, вводятся в действие по истечении трех месяцев со дня их размещения, в связи с чем XML-схема вступает в силу с 18 августа 2021 г.

Учитывая изложенное, в отношении проектной документации, договор на разработку которой заключен до 18 августа 2021 г. со сроком исполнения после указанной даты, допускается направление сметной документации для проведения государственной экспертизы проектной документации и проверки достоверности определения сметной стоимости в виде электронных документов без использования размещенной на сайте Минстроя России XML-схемы.

Сметная документация по договорам, указанным выше, может быть направлена на государственную экспертизу и проверку достоверности определения сметной стоимости строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства в формате doc, docx, odt, pdf, xls, xlsx, ods.

При этом следует иметь в виду, что направление сметной документации для повторной государственной экспертизы может осуществляться в формате, в котором документы были направлены на экспертизу первоначально.

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: