Государственная дума какого созыва в российской империи проработала весь положенный ей срок

Обновлено: 22.04.2024

III Государственная Дума оказалась единственной из дореволюционных созывов высшего народного представительства, проработавшей весь отпущенный ей пятилетний срок и в относительно нормальных условиях. Именно начиная с III Думы, можно говорить о Государственной Думе как о действенном органе законодательной власти.

За 5 лет своего существования III Дума проделала огромную работу: было рассмотрено более 2,5 тысяч правительственных законопроектов, разработано 205 собственных законодательных предположений, составлено и обсуждено 157 запросов правительству и т.д. Правда, подавляющую часть рассмотренных законопроектов составляли мелкие, несущественные запросы ведомств, касавшиеся главным образом штатов и бюджетов отдельных учреждений. Но вместе с тем Дума приняла и ряд важных законов, существенным образом повлиявших на весь ход социально-экономического и политического развития страны.
Важным достижением Думы третьего созыва стала нормализация бюджетного процесса. Россия получила утверждаемую по закону роспись доходов и расходов. Бюджетные права Думы были утверждены Николаем II 6 марта 1906 года. Право это было не безусловное, так как значительная часть государственного бюджета была "забронирована" от обсуждения народным представительством. Все попытки депутатов добиться пересмотра правил 6 марта 1906 года, ограничивавших бюджетные права Думы, оказались безуспешными.
Одним из важнейших итогов работы III Думы стало принятие закона о местном суде, для принятия которого в трех чтениях потребовалось 22 заседания.
Сфера социального законодательства III Думы была достаточно узка. Однако принятые ею законы имели весьма существенные последствия. Прежде всего, следует отметить законодательство о крестьянском землевладении и землепользовании (законы 14 июня 1910 года и 29 мая 1911 года). Правительство решительно отвергло любые попытки покушения на частновладельческие земли и предложило решение аграрного вопроса на путях интенсификации сельскохозяйственного производства и, прежде всего, - крестьянского хозяйства. Проекты, внесенные П.А.Столыпиным и А.В.Кривошеиным, главноуправляющим ведомством землеустройства и земледелия, предусматривали создание частного крестьянского землевладения и насаждение индивидуальных крестьянских хозяйств (отрубов и хуторов) путем поощрения выхода крестьян из общины и даже некоторого административного давления на них в этом плане.
И, наконец, важным итогом деятельности III Думы в социальной сфере стали страховые законы по обеспечению рабочих в случаях травматизма и болезней, изданные 23 июля 1912 года. Представляя на обсуждение законопроект о страховании рабочих от несчастных случаев, в ходе которого затронут был фактически весь круг необходимого рабочего законодательства, председатель комиссии барон Е.Е.Тизенгаузен отметил "первостепенное экономическое, общественное и государственное значение" решения рабочего вопроса.

Проекты законов

Электронная книга "ГОСУДАРСТВЕННАЯ ДУМА В РОССИИ В 1906-2006 ГОДЫ" Стенограммы заседаний и другие документы;
Аппарат Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации;
Федеральное архивное агентство; Информационная компания "Кодекс";
ООО "Агора АйТи"; Базы данных компании "Консультант Плюс";
ООО "НПП "Гарант-Сервис".

Манифестация революционных войск перед Государственной думой в Февральскую революцию. Петроград, 1917

Государственная дума Российской империи — высший законодательный представительный орган России в 1906-1917 годах. Практические шаги по созданию в России высшего представительного органа по типу выборного парламента были предприняты в условиях начавшейся Первой русской революции (1905-1907).

Первоначально предполагалось создать представительский орган с чисто законосовещательными функциями (Булыгинская дума). Однако в условиях кризиса государственной власти осенью 1905 года император Николай II был вынужден издать Манифест 30 октября (17 октября по старому стилю) 1905 года, в котором декларировал создание Государственной думы, как нижней палаты парламента с ограниченными законодательными правами.

Порядок выборов в первую Думу определялся в законе о выборах, изданном в декабре 1905 года. Согласно ему, учреждались четыре избирательные курии: землевладельческая, городская, крестьянская и рабочая. По рабочей курии к выборам допускались лишь те пролетарии, которые были заняты на предприятиях с числом работающих не менее 50. Сами выборы были не всеобщими (исключались женщины, молодежь до 25 лет, военнослужащие, ряд национальных меньшинств), не равными (один выборщик приходился в землевладельческой курии на 2 тысячи избирателей, в городской — на 4 тысячи, в крестьянской — на 30, в рабочей — на 90 тысяч), не прямыми — двухстепенными, а для рабочих и крестьян — трех- и четырехстепенными.

Общее число избранных депутатов Думы в разное время колебалось от 480 до 525 человек.

Все депутаты имели равные права. По закону они не были ответственны перед избирателями. Члены Думы избирались на пять лет, однако император мог досрочно прекратить полномочия всех депутатов. Продолжительность сессий Думы и сроки перерывов между ними определял император. Работой Государственной думы руководил председатель, который избирался депутатами. Члены Думы пользовались (с рядом оговорок) иммунитетом от судебного преследования, получали крупное жалованье и путевое довольствие.

Государственная дума Российской империи рассматривала проекты новых законов и штатные расписания всех государственных учреждений, государственную роспись доходов и расходов вместе с финансовыми сметами ведомств, а также проекты сверхсметных ассигнований из казны (за исключением смет и расходов по Министерству императорского двора и уделов, если они не превышали смету этого министерства на 1906 год), отчеты Государственного контроля по исполнению государственной росписи, часть дел об отчуждении государственных доходов или имуществ, а также дела о постройке железных дорог по инициативе и на средства казны.

В случае отказа Думы утвердить бюджет ведомства министры могли производить расходы лишь в размерах ассигнований предыдущего года, что в условиях постоянного роста доходной части государственного бюджета существенно ограничивало бы возможности соответствующих ведомств. Утвержденные Госдумой законопроекты поступали на рассмотрение Госсовета и в случае одобрения представлялись императору, который мог их отвергнуть или принять. Если законопроект был разработан по инициативе членов Госсовета и одобрен ими, Дума рассматривала его и в случае одобрения передавала на рассмотрение и утверждение императору.

6 мая (23 апреля по старому стилю) 1906 года Николай II утвердил свод Основных государственных законов, который Дума вообще могла изменить только по инициативе царя.

Решения Думы могли быть отменены Государственным советом (верхней палатой). Император сохранял всю полноту власти по управлению страной через ответственное только перед ним правительство.

В перерывах между заседаниями Думы в случаях, не терпящих отлагательства, император мог издать закон своим указом (его право не распространялось на Основные государственные законы, законы о Госдуме, Госсовете и выборах в них), с возобновлением заседаний Думы такой закон должен был быть ею утвержден, иначе его действие прекращалось. Дума обладала правом направлять запросы министрам и главным управляющим о незаконных (с точки зрения депутатов) действиях должностных лиц. Главы центральных ведомств были обязаны в течение месяца дать разъяснения или сообщить о причинах отказа. Если 2/3 членов Думы признавали эти разъяснения неудовлетворительными, запрос депутатов представлялся на рассмотрение императора.

Всего состоялись выборы четырех созывов Государственной думы Российской империи. Первая Государственная дума просуществовала с 10 мая (27 апреля по старому стилю) по 21 (8 по старому стилю) июля 1906 года, ее председателем был кадет, профессор Петербургского университета Сергей Муромцев. Вторая Государственная дума действовала с 5 марта (20 февраля по старому стилю) по 16 (3 по старому стилю) июня 1907 года, ее председателем был избран кадет Федор Головин. Предлогом для разгона думы стало обвинение социал-демократической фракции в военном заговоре. Роспуск Второй Государственной думы 16 (3 по старому стилю) июня 1907 года и издание нового избирательного закона, значительно урезавшего избирательные права населения, вошел в историю под названием "Третьеиюньского переворота".

Выборы в Третью Государственную думу происходили осенью 1907 года. По новому избирательному закону были значительно урезаны права ряда категорий населения: число представителей от крестьянства и рабочих, от Польши и Кавказа было сокращено, народы Сибири и Средней Азии потеряли право представительства. Значительно были расширены избирательные права сословия помещиков. Помещики и крупная буржуазия получили две трети общего числа выборщиков, рабочим и крестьянам было оставлено около четверти выборщиков. Рабочие и крестьянские выборщики были лишены права самим избирать депутатов из своей среды, право было передано губернскому избирательному собранию в целом.

Третья Дума, единственная из четырех, проработала весь пятилетний срок — с ноября 1907 года по июнь 1912 года. Председателем Третьей Думы был избран октябрист Николай Хомяков, которого в марте 1910 года сменил крупный купец и промышленник Александр Гучков, а с 1911 года — один из лидеров октябристов Михаил Родзянко.

Четвертая Дума под председательством Родзянко возникла в предкризисный для России и всего мира период — канун мировой войны и просуществовала с ноября 1912 года по март 1917 года. Была ликвидирована в результате Февральской революции 1917 года. 12 марта (27 февраля по старому стилю) 1917 года был сформирован Временный комитет Государственной думы, сыгравший важную роль в свержении самодержавия. Формально Дума продолжала существовать до 19 (6 по старому стилю) октября 1917 года, когда была распущена Временным правительством.

Депутаты 4 Государственной Думы от фракции большевиков, арестованные царской охранной полицией и отправленные в ссылку

Высший законодательный представительный орган России Государственная дума Российской империи (1906-1917) созывалась четыре раза.

Первая Государственная дума действовала с 10 мая (27 апреля по старому стилю) по 21 (8 по старому стилю) июля 1906 года. Ее открытие состоялось в Петербурге в Тронном зале Зимнего дворца. После обследования многих зданий Государственную Думу было решено разместить в построенном Екатериной Великой для своего фаворита светлейшего князя Григория Потемкина Таврическом дворце.

Выборам в Думу предшествовал царский манифест от 3 марта (20 февраля по старому стилю) 1906 года, ограничивающий ее законодательные права. Партия большевиков призвала к бойкоту выборов в Государственную думу, но бойкот не удался, выборы состоялись. Из 478 избранных депутатов большинство составляли кадеты (представители Конституционно-демократической партии) — 161, трудовики (фракция депутатов от крестьян, а также от рабочих и интеллигенции народнического направления) имели 107 мест, беспартийные — 100, автономисты (члены Польского коло, украинских, эстонских, латышских, литовских этнических групп) — 70, октябристы ("Союз 17 октября") — 13. В состав фракции трудовиков входили десять социал-демократов, в основном, меньшевики. В июне 1906 года по решению Четвертого съезда РСДРП социал-демократические депутаты выделились в самостоятельную фракцию. Председателем Первой Государственной думы был избран один из лидеров кадетов Сергей Муромцев.

Ввиду радикального, по мнению императора и его окружения, характера деятельности Дума была досрочно распущена.

Вторая Государственная дума действовала с 5 марта (20 февраля по старому стилю) по 16 (3 по старому стилю) июня 1907 года в течение одной сессии. В ее состав вошли 518 депутатов: 104 трудовика, 98 кадетов, 76 автономистов, 65 социал-демократов, 50 беспартийных, 37 социалистов-революционеров (эсеров), 32 октябриста, 22 монархиста, 17 представителей казаков, 16 народных социалистов, один представитель партии демократических реформ. Председателем думы был избран представитель партии кадетов Федор Головин. По составу депутатов Вторая дума оказалась значительно радикальнее своей предшественницы, хотя, по замыслу царской администрации, она должна была быть более лояльной к самодержавию. Кадеты пытались создать думское большинство, сблокировавшись с трудовиками, октябристами, Польским коло, мусульманской и казачьей группой. Выдвинув лозунг "бережения Думы", кадеты пошли на сокращение своих программных требований. Они сняли с обсуждения вопросы о смертной казни, политической амнистии; добились принципиального одобрения бюджета, таким образом, укрепив доверие к царскому правительству со стороны его западноевропейских кредиторов.

Предлогом для разгона Думы стало обвинение социал-демократической фракции в военном заговоре. В ночь на 16 (3 по старому стилю) июня социал-демократическая фракция была арестована, а затем предана суду.

Третья Государственная дума проработала весь пятилетний срок — с 14 (1 по старому стилю) ноября 1907 года по 22 (9 по старому стилю) июня 1912 года, состоялось пять сессий. В первую сессию дума насчитывала 154 октябриста и примыкавших к ним, 97 умеренно-правых и националистов, 28 "прогрессистов", 54 кадета, 50 крайне правых депутатов, 19 социал-демократов, 14 трудовиков, 11 представителей Польского коло, 8 представителей мусульманской группы, 7 представителей литовско-белорусской группы. Председателем Третьей Государственной думы был избран октябрист Николай Хомяков, которого в марте 1910 года сменил крупный купец и промышленник октябрист Александр Гучков, а с 1911 года — октябрист Михаил Родзянко. Итоги голосования зависели от позиции партии "Семнадцатого октября", ставших вместо кадетов фракцией "центра". Если октябристы голосовали с правыми, создавалось правооктябристское большинство (примерно 300 депутатов), если совместно с прогрессистами и кадетами — октябристско-кадетское большинство (более 250 депутатов). В целом октябристы поддерживали политику правительства Петра Столыпина. В зависимости от обстоятельств они блокировались с монархистами или кадетами. Этот механизм получил название "октябристского маятника".

Четвертая Государственная дума просуществовала с 28 (15 по старому стилю) ноября 1912 года по 10 марта (25 февраля по старому стилю) 1917 года. Официально она была распущена 19 (6 по старому стилю) октября 1917 года. Были проведены пять сессий. Деятельность Четвертой Государственной думы проходила в условиях Первой мировой войны (1914-1918) и революционного кризиса, завершившегося свержением монархии.

В Четвертой Государственной думе сохранились правооктябристское и октябристско-кадетское большинства, задававшие тон в предыдущей Думе. Среди 442 депутатов националистов и умеренно-правых было 120, октябристов — 98, правых — 65, кадетов — 59, прогрессистов — 48, три национальные группы (польско-литовско-белорусская группа, Польское коло, мусульманская группа) насчитывали 21 депутата, социал-демократы — 14 (шесть большевиков, семь меньшевиков, один депутат, не являвшийся полноправным членом фракции, примыкал к меньшевикам), трудовики — 10, беспартийные — 7.

Председателем Государственной думы был октябрист Михаил Родзянко. Октябристы играли в Государственной думе роль "центра", образуя, в зависимости от ситуации, правооктябристское (283 голоса) или октябристско-кадетское (226 голосов) большинство. Характерным для Четвертой Государственной думы явился рост промежуточной между октябристами и кадетами фракции "прогрессистов".

Октябристско-кадетское большинство проявило себя в ряде оппозиционных правительству голосованиях, в попытках проявить законодательную инициативу. Однако законодательные инициативы октябристов и кадетов застревали в думских комиссиях или проваливались Государственным советом.

Поражения русских войск весной и летом 1915 года вызвали рост оппозиционных настроений в Государственной думе. 1 августа (19 июля по старому стилю) 1915 года открылась четвертая сессия Четвертой Государственной думы. Лишь крайне правые депутаты полностью поддерживали правительство, большинство фракций Государственной думы и часть фракций Государственного совета выступили с критикой правительства, потребовали создания правительственного кабинета, пользующегося "доверием страны". Переговоры между думскими фракциями привели к подписанию формального соглашения о создании Прогрессивного блока из 236 депутатов. Вне блока остались правые и националисты. Трудовики и меньшевики, хотя не входили в блок, но фактически поддерживали его.

Программа Прогрессивного блока предусматривала создание "правительства доверия", частичной амнистии за политические и религиозные преступления, отмены некоторых ограничений в правах национальных меньшинств, восстановления деятельности профсоюзов. Создание "правительства доверия", состав которого фактически должен был согласовываться с Государственной думой, означало ограничение властных полномочий императора Николая II, что было для него неприемлемо. 16 (3 по старому стилю) сентября 1915 года Государственная Дума была распущена на каникулы и возобновила свои заседания 22 (9 по старому стилю) февраля 1916 года.

Открывшаяся 14 (1 по старому стилю) ноября 1916 года пятая сессия Четвертой Государственной думы начала свою работу с обсуждения общего положения в стране. Прогрессивный блок потребовал отставки председателя совета министров Бориса Штюрмера, которого обвиняли в германофильстве. 23 (10 по старому стилю) ноября Штюрмер вышел в отставку. Новый глава правительства Александр Трепов предложил Думе рассмотреть несколько частных законопроектов, в ответ Государственная дума выразила недоверие правительству, к ней присоединился Государственный совет. 29 (16 по старому стилю) декабря 1916 года Государственная дума была распущена. В день возобновления ее заседаний, 27 (14 по старому стилю) февраля 1917 года, представители думских партий организовали демонстрации к Таврическому дворцу под лозунгом доверия Государственной думе. Демонстрации и забастовки дестабилизировали ситуацию в Петрограде и приняли революционный характер. Указом

24 декабря проходит первое заседание Госдумы пятого созыва. В России первое представительное учреждение парламентского типа (в новейшем понимании этого термина) было созвано в 1906 году.

24 декабря проходит первое заседание Госдумы пятого созыва, в которую по итогам декабрьских выборов прошли четыре партии - единороссы, эсеры, либерал-демократы и КПРФ.

В России первое представительное учреждение парламентского типа (в новейшем понимании этого термина) было созвано в 1906 году. Оно получило название Государственная Дума.

Официально всесословное представительство в России было учреждено Манифестом об учреждении Государственной Думы и законом о создании Государственной Думы, изданными 6 августа 1905 года. Первоначально предполагался только законосовещательный характер нового органа. Манифест 17 октября 1905 года "Об усовершенствовании государственного порядка" существенно расширил полномочия Думы. Она стала законодательно-представительным органом, рассматривающим законопроекты, которые затем должны были обсуждаться в Государственном совете и утверждаться царем.

Применительно к структуре парламентов европейских государств Государственная Дума являла собой нижнюю палату. В качестве верхней палаты выступал действовавший при царе с 1810 года высший законосовещательный орган - Государственный совет.

Государственная Дума избиралась на 5 лет на основе цензового и сословного избирательного права, неравного и непрямого. Общее число избранных депутатов Думы дореволюционной России в разное время колебалось от 480 до 525 человек.

В декабре 1905 года был издан Закон о выборах, который определял порядок выборов в первую Думу, в основе которого лежал принцип выборов по куриям, на основе цензов и учета принадлежности к сословиям. Выборы были многоступенчатыми по четырем неравноправным куриям: землевладельческой, городской, крестьянской и рабочей. Для рабочих устанавливались трехстепенные выборы, для крестьян - четырехстепенные. По рабочей курии к выборам допускались лишь те пролетарии, которые были заняты на предприятиях с числом работающих не менее 50. Выборы были неравные - в землевладельческой курии один выборщик приходился на две тысячи избирателей, в городской - на четыре тысячи, в крестьянской - на 30 тысяч, в рабочей - на 90 тысяч. Выборы были непрямые и не всеобщие (от выборов устранялись лица моложе 25 лет, женщины, военнослужащие, учащиеся, неоседлые народы).

23 апреля 1906 года Николай II утвердил Свод основных государственных законов, который Дума вообще могла изменить только по инициативе самого царя. В этих законах предусматривался целый ряд ограничений деятельности будущего российского парламента. Главным из них было то, что законы подлежали утверждению царем. Вся исполнительная власть в стране также подчинялась только ему. Именно от него, а не от Думы зависело правительство.

Первая Государственная Дума работала с 27 апреля по 8 июля 1906 года. В Думу входили представители разных политических партий: кадеты - 179 депутатов, октябристы - 16, социал-демократы - 18. От так называемых нацменьшинств было 63 представителя, беспартийных - 105, во фракцию представителей аграрной трудовой партии «трудовиков» вошли 97 депутатов. Председателем первой Думы был избран профессор Петербургского университета, кадет С.Муромцев. За время своей работы первая Дума провела одну сессию, приняла 8 законопроектов и 391 запрос о незаконных действиях правительства и была распущена царем, войдя в историю как «Дума народного гнева».

Вторая Государственная Дума, председателем которой был земский деятель Ф.А. Головин, начала работу 20 февраля и была распущена 2 июня 1907 года. Состав второй Думы оказался более левым, чем предыдущий: более 40 % голосов в ней получили социалисты - трудовики, эсеры и социал-демократы. Она также провела только одну сессию, не приняв ни одного закона.

3 июня 1907 года был издан царский Манифест о роспуске второй Думы и об изменении положения о выборах. Избирательный закон коренным образом перераспределял число выборщиков в пользу помещиков и буржуазии. Один голос помещиков приравняли к четырем голосам крупной буржуазии, 65 голосам мелкой буржуазии, 260 голосам крестьян и 543 голосам рабочих.

Третья Государственная Дума - единственная из всех четырех дореволюционных Дум, которая просуществовала весь положенный пятилетний срок (с 1 ноября 1907 года по 9 июня 1912 года) и провела 5 сессий. В третьей Думе было 50 крайне правых депутатов, умеренно правых и националистов - 97. Появились группы: мусульманская - 8 депутатов, литовско-белорусская - 7, польская - 11. Третья Дума вошла в историю как "столыпинская". Председателями ее были: с 1907 года - Николай Хомяков, с 1910 года - Александр Гучков, с 1911 года - Михаил Родзянко.

Четвертая Государственная Дума (15 ноября 1912 года - 6 (19) октября 1917 года) по составу мало отличалась от третьей, разве что в рядах депутатов значительно прибавилось священнослужителей. Председателем четвертой Думы был крупный екатеринославский землевладелец, октябрист М.Родзянко. С началом Первой мировой войны сессии проводились нерегулярно, а после серии крупных провалов русской армии на фронте Дума вступила в острейший конфликт с исполнительной властью. С 1915 года Николай II и царское правительство практически прекратили конструктивное взаимодействие с законодательными палатами. Работа Думы неоднократно прерывалась: 16 декабря 1916 года Дума в очередной раз была распущена. Возобновила деятельность 14 февраля 1917 года в канун февральского отречения Николая II. Февраль 1917 года стал завершением краткой истории развития российских парламентских традиций в начале XX века. 25 февраля 1917 года Государственная Дума была опять распущена и больше официально не собиралась, хотя формально и фактически продолжала существовать.

После февральской революции ни Государственная Дума, ни Государственный совет не возобновляли свою работу. Дума сыграла ведущую роль в учреждении Временного правительства, при котором работала под видом «частных совещаний». 6 октября 1917 года Временное правительство постановило Думу распустить в связи с подготовкой к выборам в Учредительное собрание. Четвертая Дума была упразднена вскоре после Октябрьской революции. 18 декабря 1917 года одним из декретов ленинского Совнаркома была упразднена и канцелярия самой Государственной Думы. Конституция РСФСР 1918 года установила, что «высшей властью» являются съезды Советов.

Установленная Конституцией РСФСР избирательная система была многоступенчатой: депутаты всероссийских съездов избирались на губернских и городских съездах. При этом один депутат от городских съездов приходился на 25 тысяч избирателей, а от губернских - на 125 тысяч (что давало преимущество рабочим). К участию в выборах не допускались 7 категорий лиц: эксплуататоры и лица, живущие на нетрудовые доходы, частные торговцы, служители культа, бывшие служащие полиции, члены царствовавшего дома, умалишенные и лица, осужденные в судебном порядке. Голосование было открытым (к началу 20-х гг. в стране окончательно установилась однопартийная система).

5 декабря 1936 года VIII Всесоюзный съезд советов принял новую Конституцию СССР. Она вводила всеобщие, прямые и равные выборы при тайном голосовании. На смену съездам Советов и ЦИКу пришел Верховный Совет СССР. Он собирался на сессии два раза в год, рассматривал законопроекты и утверждал указы своего Президиума.

21 января 1937 года была принята и новая Конституция РСФСР, заменившая съезды Советов на Верховный Совет республики, депутаты которого избирались на 4 года по норме - 1 депутат от 150 тысяч населения. Впервые за годы советской власти депутаты получили право парламентской неприкосновенности, был введен пост избираемого съездом Председателя Верховного Совета. Первым Председателем Верховного Совета РСФСР в 1938 году был избран А.Жданов.

Некоторые демократические нововведения были применены в 1989 году в период выборов народных депутатов СССР, а также в ходе избирательной кампании по выборам народных депутатов РСФСР и местных Советов. Именно с этими выборами связано образование первых предвыборных блоков, а также заметное расширение круга субъектов, выдвигавших кандидатов в депутаты.

Формирование избирательной системы в современной России относится к началу 1990-х годов, когда по Указу Президента РФ Б.Ельцина № 1400 «О поэтапной конституционной реформе в Российской Федерации» от 21 сентября 1993 года был распущен действующий Верховный Совет и Съезд народных депутатов и назначены выборы российского парламента - Федерального Собрания. Тем же Указом на 12 декабря 1993 года были назначены выборы в Государственную Думу - нижнюю палату Федерального Собрания, и одновременно с выборами в Государственную Думу также выборы в верхнюю палату парламента - Совет Федерации.

В развитии представительной и законодательной власти в России наступил новый этап. В основе избирательной системы появились следующие конституционные принципы: всеобщее, равное и прямое избирательное право при тайном голосовании; свобода предвыборной агитации; равенство прав кандидатов при проведении избирательной кампании. В соответствии с законом «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации», в стране оставалась смешанная избирательная система: кандидаты могли идти в Думу и по одномандатным округам, и по партийным спискам. Именно по этой системе формировалась Государственная Дума РФ первого (1993), второго (1995), третьего (1999) и четвертого (2003) созывов. В Государственную Думу сроком на четыре года избирались 450 депутатов, из них 225 - по одномандатным округам (один круг - один депутат) и 225 - по федеральному избирательному округу, пропорционально количеству голосов, поданных за федеральные списки кандидатов в депутаты (называемые нередко партийными списками), выдвинутые избирательными объединениями и избирательными блоками.

Выборы в Государственную Думу пятого созыва 2 декабря 2007 года состоялись в соответствии с новым Федеральным законом "О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации" от 18 мая 2005 года. Закон предусматривает избрание всех депутатов Госдумы по федеральному избирательному округу пропорционально числу голосов избирателей, поданных за федеральные списки кандидатов. Федеральные списки кандидатов выдвигались только политическими партиями, которые в соответствии с законом "О политических партиях" имеют право участвовать в выборах. Создание избирательных блоков при проведении выборов депутатов Государственной Думы не предусматривалось. В Думу прошли те партии, которые преодолели семипроцентный барьер. Из избирательных бюллетеней исчезла графа "против всех кандидатов", введенная Указом Президента России в 1993 году. Впервые на федеральных выборах не устанавливался минимальный порог явки.

Открытие IV Государственной Думы состоялось 15 ноября 1912 года в Таврическом дворце. На первом ее заседании был выбран председатель Думы, которым стал представитель партии октябристов М.В.Родзянко, получивший 251 голос "за" при 150 голосах "против".

За период работы IV Государственной Думы с 15 ноября 1912 года по 25 февраля 1917 года было проведено пять сессий: две из них пришлись на довоенный период и три - на период первой мировой войны.
Правительство с первых дней работы завалило Думу "законодательной вермишелью". За первые две сессии в Думу было внесено свыше 2000 мелких законопроектов. Депутат Думы кадет А.И.Шингарев в одном из своих публичных выступлений высказался о первой сессии так: "Скука в IV Думе напоминает состояние пассажиров поезда, застрявшего на глухой станции". Слово "скука" на первых порах работы новой Думы стало синонимом бесперспективности и тупика, неспособности депутатов внести новые идеи в думскую стратегию и тактику. Малая эффективность работы усиливалась практиковавшимся "внедумским" законодательством.
Так, обсуждение очень важного законопроекта о бюджете на 1914 года, о котором много говорилось с трибуны Думы, закончилось тем, что бюджет был утвержден правительством и опубликован не как закон, "одобренный Государственной Думой и Государственным Советом" (обычная в таких случаях формулировка), а как документ, подписанный царем и составленный лишь "согласно постановлениям" Государственной Думы и Сената.
Экстренное внеочередное заседание было собрано по указу императора Николая II 26 июля 1914 года в связи с вступлением России в войну. Указ Николая II Правительствующему Сенату об открытии Государственной Думы и "Высочайший манифест" по поводу вступления России в войну был встречен бурными аплодисментами. Вслед за выступлениями министров, призывавшими к "единомыслию" и "единению", с трибуны Думы последовали речи депутатов с призывом "сплотиться вокруг державного вождя" во имя победы над врагом. Лидеры главных политических партий буржуазии (октябристов и кадетов) одобрили империалистическую внешнюю политику правительства и продемонстрировали свою лояльность по отношению к нему и императору, надеясь на проведение реформ после победоносной войны.

Четыре заседания третьей сессии IV Думы прошли в обсуждениях поставок на фронт, участия в этом "общественных кругов". В годы войны общие собрания Думы проходили нерегулярно: основное законодательство в связи с обстановкой военного времени осуществлялось тогда помимо Государственной Думы.
19 июля 1915 года открылась четвертая сессия Государственной Думы. Желая заглушить ропот недовольства, правительство сменило ряд министров, в том числе ненавистного буржуазии военного министра Сухомлинова. Сессия проходила под традиционным девизом "Война до победы", хотя в выступлениях депутатов появились новые ноты: буржуазия впервые сформировала, хотя и на бумаге, свое правительство ("кабинет обороны") с включением в него депутатов М.В.Родзянко, А.И.Коновалова, П.Н.Милюкова, В.А.Маклакова, А.И.Шингарева. 9 августа 1915 года в Думе был образован "прогрессивный блок", объединивший октябристов, кадетов, фракцию центра, прогрессистов, часть националистов, а также часть членов "верхней палаты" парламента - Государственного Совета. Ведущее место в "прогрессивном блоке" заняли кадеты. Вне блока остались лишь правые и левые, хотя меньшевики и трудовики поддерживали политическую линию блока. 3 сентября 1915 года царь прервал работу четвертой сессии Думы, издав указ о ее временном роспуске. Только через пять месяцев, с 9 февраля 1916 года, четвертая сессия сумела продолжить работу и закончилась 20 июня 1916 г. Это была самая длинная сессия IV Государственной Думы, которая продолжалась почти год, собираясь на заседание 134 раза.
Последняя, пятая сессия IV Государственной Думы открылась 1 ноября 1916 года и закончила свою работу 25 февраля 1917 года. Пятая сессия характеризуется тем, что в ходе ее работы депутатов стало ясно, что происходит усиление роли Государственной Думы и парламентаризма в России, усиливается роль Думы в общественно-политической жизни страны. Это объясняется, наступившим переломом в ходе затянувшейся войны, экономической разрухой, нарастанием общенационального кризиса в стране в годы войны, которая поставила страну на грань голода и экономического истощения, вызвав антивоенные настроения в широких массах.
В этот период депутаты Думы обсуждают проблемы, связанные с катастрофическим продовольственным положением в стране. Обсуждается заявление бюджетной комиссии о необходимости введения твердых закупочных цен на хлеб, возможного введения карточной системы для распределения хлеба и других продуктов питания, а правительство не в силах вывести страну из экономического и политического тупика, обеспечить социальный мир в стране и победу в войне. Обострение противоречий между царизмом и буржуазией было вызвано не только поражением русских армий, но и усиливавшейся в дворцовом окружении тягой к сепаратному миру с Германией. "Что это - глупость или измена?" - вопрошал П.Н.Милюков в речи 1 ноября 1916 г. с трибуны Думы, обращаясь к правительству.

Формально IV Государственная Дума просуществовала весь положенный срок - до 6 октября 1917 года, но фактически ее роль была сведена на нет уже после роспуска ее царем 25 февраля 1917 года в дни Февральской революции.

Проекты законов

Электронная книга "ГОСУДАРСТВЕННАЯ ДУМА В РОССИИ В 1906-2006 ГОДЫ" Стенограммы заседаний и другие документы;
Аппарат Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации;
Федеральное архивное агентство; Информационная компания "Кодекс";
ООО "Агора АйТи"; Базы данных компании "Консультант Плюс";
ООО "НПП "Гарант-Сервис".

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: