Государственная дисциплина в отличие от законности в государственном управлении распространяется

Обновлено: 19.04.2024

Понятие законности и дисциплины в государственном управлении. Способы обеспечения законности и дисциплины в государственном управлении. Главные направления осуществления контроля в сфере государственного управления. Надзор как предупреждение нарушений.

Рубрика Государство и право
Вид реферат
Язык русский
Дата добавления 26.02.2012
Размер файла 20,7 K

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

1.Понятие законности и дисциплины в государственном управлении

Законность и дисциплина - основные условия существования любого демократического государства, его обязательные черты. Они неотделимы друг от друга. Законность возможна только при строгом соблюдении дисциплины всеми физическими и юридическими лицами, а дисциплина обусловливается рамками закона.

Возьмем определения законности и дисциплины из словаря:

Законность - общепринятое, установленное правило общежития, установленный порядок, норма поведения.

Дисциплина - твердо установленный порядок, соблюдение которого является строго обязательным для всех членов данного коллектива, распорядок. В юридической науке под законностью понимают «неуклонное исполнение законов и соответствующих им иных нормативных актов органами государства, должностными лицами, гражданами и общественными организациями». Это означает, что законность обязательна для всех элементов государства (органов законодательной, исполнительной и судебной ветвей власти, других государственных и негосударственных образований, граждан). Она также является условием, которое обеспечивает возможность беспрепятственной реализации прав граждан, общественных образований на самовыражение и свободное развитие.

Внешне законность выражается в законодательстве, под которым принято понимать систему правовых актов, где нормы права находят свое внешнее отображение. «Законность - это прежде всего наличие достаточного количества юридических норм высокого качества, а затем их строгое соблюдение всеми субъектами права». Будучи условием свободного развития всех и каждого, законность не должна отождествляться со вседозволенностью. Именно законность, отраженная в нормативных актах, и является той гранью, которая ограничивает свободу отдельного индивидуума ради свободы всех. Законность - многогранное, широкое понятие. Законность можно рассматривать как принцип деятельности государства, суть которого состоит в обязанности государственных органов, других физических и юридических лиц действовать в соответствии с требованиями законов. Материальное содержание законности заключается в совокупности правил, обязанностей, дозволений и запретов, регламентируемых государством. Они создают также положение вещей, при котором общественная жизнь , все виды государственной деятельности подчинены неуклонному действию права. При помощи законности достигаются согласованность действий, организованность и порядок, т.е. дисциплина в общегосударственном масштабе.

Принцип законности в государственном управлении реализуется в двух группах требований:

1) требования к качеству законодательного регулирования государственного управления:

- соответствие законов Конституции РФ;

- соответствие законов объективным условиям жизни общества;

- реалистичность требований законов и обеспеченность их ресурсами;

- полнота законодательного регулирования;

- развитость процессуальных норм;

- качество юридической техники;

2) требования к исполнению законов в процессе государственного управления:

- соблюдение законного порядка создания органов государственного управления;

- соответствие закону содержания актов органов государственного управления;

- издание подзаконных актов в пределах компетенции органа и должностного лица;

- соблюдение процессуальных правил издания подзаконных актов;

- оперативное реагирование на нарушение закона;

- соблюдение прав и свобод человека и гражданина.

Если рассматривать принцип законности относительно ее практического применения, то законность означает, что любое решение государственных и негосударственных органов, уполномоченных на то лиц не должно противоречить действующему законодательству; должно быть принято в пределах компетенции органа или должностного лица, которое его принимает; в установленный нормативными актами срок; с соблюдением необходимой процедуры; должно способствовать созданию , закреплению или развитию полезных для общества отношений.

Законность рассматривается также как метод государственного управления, т.е. совокупность приемов, способов, при помощи которых государство обеспечивает надлежащее поведение всех своих субъектов.

Законность - это также режим системы взаимоотношений граждан, общественных и других негосударственных образований, органов местного самоуправления с органами, которые представляют различные ветви государственной власти. Такой режим должен способствовать обеспечению прав и законных интересов физических и юридических лиц, их всестороннему развитию, формированию и совершенствованию гражданского общества, эффективной деятельности государственного механизма.

Для того чтобы обеспечить режим законности, государство должно создать соответствующую основу для этого. Такой основой законности в государственном управлении является наличие: 1) определенных экономических условий; 2) развитой политической системы; 3) механизма социальной защиты населения; 4) научно обоснованной системы норм права, которая отвечает требованиям времени и доступа для понимания всеми субъектами государственного управления; 5) механизма принуждения, четко работающего в рамках закона.

Важным условием законности и дисциплины в государственном управлении следует признать также высокую правовую культуру граждан и аппарата исполнительной власти, которая, в свою очередь, является следствием общего уровня образования и культуры общества.

Законность и дисциплина - это обязательные черты правового государства, совокупность форм и методов государственного управления , которые находят свое внешнее отображение в действующем законодательстве и с помощью которых государство регулирует взаимоотношения в обществе, достигается состояние законопослушного поведения объектов управления.

2.Способы обеспечения законности и дисциплины в государственном управлении

Законность и дисциплина в государственном управлении обеспечиваются тремя основными способами: проведением контроля, осуществлением надзора и с помощью обращений граждан. Однако осуществлению этих конкретных юридически значимых действий предшествует убеждение, которое проявляется в предупреждении, разъяснении, воспитании, а также в формировании определенных стимулов законопослушного поведения субъектов государственного управления.

Законность и дисциплина - основные условия существования любого демократического государства, его обязательные черты. Они неотъемлемы друг от друга. Законность возможна только при строгом соблюдении дисциплины всеми физическими и юридическими лицами, а дисциплина, в свою очередь, обусловливается пределами закона.

В юридической науке под законностью понимают «неуклонное исполнение законов и соответствующих им иных нормативных актов органами государства, должностными лицами, гражданами и общественными организациями».

Внешне законность выражено в законодательстве, под которым принято понимать систему правовых актов, в которых нормы права находят свое внешнее отражение.

Если рассматривать принцип законности относительно его практического применения, то законность означает, что всякое решение государственных и негосударственных органов, уполномоченных на то лиц не должно противоречить действующему законодательству; должно быть принято в пределах компетенции органа или должностного лица, его принимающего с соблюдением необходимой процедуры ; должен способствовать созданию, закреплению или развитию полезных для общества отношений.

Законность можно рассматривать и как метод государственного управлениято есть как совокупность приемов, способов, с помощью которых государство обеспечивает надлежащее поведение своих субъектов.

Законность - это также режим системы отношений граждан, общественных и других негосударственных образований, органов местного самоуправления с органами, представляющими различные ветви государственной власти.

Основой (или гарантиями) законности в государственном управлении следует признать наличие: 1) определенных экономических условий; 2) развитой политической системы, 3) механизма социальной защиты населения; 4) научно обоснованной системы норм права, которая отвечает требованиям времени и доступна для понимания всеми субъектами государственного управления; 5) механизма принуждения, четко работает в рамках закона.

Важным условием законности и дисциплины в государственном управлении следует признать также высокую правовую культуру граждан и аппарата исполнительной власти, которая, в свою очередь, является следствием общего уровня образования и культуры общества. Между собой законность и дисциплина соотносятся как общее и особенное. Законность можно рассматридать как статику (совокупность норм, законодательных актов), дисциплину - как динамику законности (определенные действия по выполнению требований норм и законодательных актов.

Таким образом, законность и дисциплина - это обязательные черты правового государства, совокупность форм и методов государственного управления, которые находят свое отражение в действующем законодательства и с помощью государство регулирует взаимоотношения в обществе, достигается состояние законопослушного поведения объектов управления.

Система способов обеспечения законности и дисциплины в госу-вному управлении.

Законность и дисциплину в государственном управлении обеспечивают тремя основными способами - проведением контроля, осуществлением надзора и с помощью обращений граждан.

Деятельности по обеспечению законности оказывают государственно-правового характера, а органы, ее осуществляют (органы исполнительной власти, милиция, прокуратура, различные государственные инспекции, службы, суды, некоторые общественные движения и т.п.), наделяют юридически-властными полномочиями. Такую деятельность считают способами обеспечения законности. Каждый из этих способов имеет присущие только ему черты, закрепленные соответствующими нормативными актами, и реализуется с помощью специальных методов. Вместе с тем, эти способы связаны между собой единством цели - обеспечить строгое соблюдение требований законности и дисциплины всеми субъектами государственного управления.

Обеспечение законности и дисциплины в государственном управлении достигается в процессе повседневной деятельности государственных органов и находит свое внешнее отражение в прекращении нарушений законности и дисциплины; осуществлении мероприятий по ликвидации причин и условий, их порождающих; восстановлении нарушенных прав и законных интересов граждан, общественных организаций; привлечении к ответственности и наказании лиц, виновных в нарушении законности и дисциплины; создании атмосферы неотвратимости наказания за нарушение требований законности и дисциплины; воспитании работников аппарата управления в духе строгого соблюдения существующих правил. Этим обеспечивают соблюдение законности каждой звеном государственного управления, каждым служащим с целью организации их четкой работы, поддержания государственной дисциплины, а также охрану и защиту прав и свобод граждан, интересов юридических лиц в повседневной деятельности аппарата управления.

Контроль - основной способ обеспечения законности и дисциплины в государственном управлении, один из важнейших элементов государственного управления. Без организации и осуществления контроля невозможна надлежащая работа государственного аппарата, других подконтрольных государственных структур. Контроль также является одним из основных дисциплинирующих факторов поведения граждан. В государственном управлении контроль распространяется на все сферы: народное хозяйство, социально-культурную, административно-политическую деятельность, межотраслевое государственное управление. Саму контрольную деятельность осуществляют путем проверок, плановых и внеплановых ревизий, обследований, истребования отчетов, проведения рейдов, смотров и т.д.

Главными направлениями осуществления контроля в сфере государственного управления являются: 1) соблюдение плановой, финансовой, ценообразующий, договорной, технологической, исполнительной, трудовой и других видов государственной дисциплины; 2) использование государственных ресурсов; 3) выполнение природоохранного законодательства; 4) подбор и расстановка кадров в государственном секторе; 5) выполнение социальных программ и др.

Контрольная деятельность включает ряд последовательных действий, которые можно разделить на три стадии: подготовительную, центральную (или аналитическую) и итоговую. В свою очередь, они сами наполняются конкретными стадиями-действиями.

На подготовительной стадии: 1) выбирают объект контроля; 2) определяют предмет контроля (устанавливают, что именно следует проверить) 3) устанавливают средства осуществления контроля; 4) подбирают (назначают) лиц, осуществляющих контроль; 5) составляют планы его проведения.

На центральной (аналитической) стадии осуществляют сбор и обработку информации. Собранную информацию (часто полученную из разных источников) анализируют, сравнивают с реальным положением дел на объекте, проверяют.

К итоговой стадии относятся такие действия, как: 1) принятия решения по результатам контроля; 2) доведение его до адресата (а в необходимых случаях и до сведения общественности, правоохранительных органов, иных лиц, заинтересованных в результатах контроля) 3) оказание помощи подконтрольной структуре в наведении порядка на объекте; 4) контроль за выполнением решений, принятых по итогам контроля.

Контроль можно классифицировать: по органам, которые его осуществляют; по сфере деятельности, которая подлежит контролю; по формам его проведения.

Контроль осуществляют: 1) органы законодательной власти (Верховная Рада Украины) 2) Президент Украины и его Администрация; 3) представительный орган АРК - Верховная Рада АРК, 4) органы исполнительной власти (Кабинет Министров Украины, Совет министров, министерства, государственные комитеты и другие центральные органы исполнительной власти, местные госавна администрация, администрация предприятий, учреждений, организаций; 5) судебные органы (Конституционный Суд Украины, суды общей юрисдикции, арбитражные суды); 6) специальные контролирующие органы - государственные инспекции и службы (пожарная, санитарная, автомобильная и другие инспекции, Государственная налоговая администрация , Государственная таможенная служба и т.д.); 7) органы местного самоуправления (местные советы и их исполнительные органы). По сфере деятельности, подлежащей контролю, контроль подразделяют на ведомственный, межведомственный и над (или вне) ведомственный.

Ведомственный контроль осуществляют министерства и ведомства внутри соответствующей структуры (поэтому его еще называют внутриведомственным или просто внутренним контролем. Такой контроль тесно связан с задачами, которые стоят перед министерствами и ведомствами. Осуществляя руководство соответствующими сферами управления, министерства и другие центральные органы исполнительной власти в пределах своей компетенции издают акты, организуют и контролируют их выполнение. Полномочия этих органов, в том числе и контрольные, закреплены в законах, положениях о соответствующих министерствах и ведомства, управления (отделы) местных органов государственной исполнительной власти, уставах государственных предприятий, учреждений и организаций. В министерствах и ведомствах для осуществления контрольных функций образуют ведомственные инспекции, группы. Контрольные полномочия возлагаются также на юридические службы и юрисконсультов.

Сущность межведомственного контроля состоит в том, что его осуществляет орган межотраслевой компетенции за выполнением общеобязательных правил, действующих в соответствующей сфере.

Главной особенностью межведомственного контроля является то, что он исключает подчиненность, т.е. осуществляется органом другой ведомственной принадлежности. Вторая особенность такого контроля заключается в том, что круг вопросов, который имеет право проверять орган межведомственного контроля, является узким, специальным, т.е. привязано к стоящих перед этим органом. Например, Государственный комитет статистики Украины контролирует только порядок организации и ведения статистической отчетности министерствами, государственными комитетами и другими ведомствами. Министерство финансов Украины с помощью ГлавКРУ осуществляет контроль за использованием денежных средств, материальных ценностей, их сохранностью, контролирует состояние и достоверность бухгалтерской отчетности. Они не вмешиваются в другие функциональные полномочия подконтрольного органа.

К межведомственного контроля следует отнести и контроль со стороны различных специализированных государственных инспекций, служб, комиссий, комитетов, управлений и т.п., которые структурно входят в состав соответствующих министерств или ведомств. Это пожарная, санитарная, автомобильная и другие инспекции, подразделения Государственного комитета стандартизации, метрологии и сертификации, таможенной службы, управлений гражданской авиации и др. Согласно предоставленным им полномочиям они осуществляют контроль за соблюдением общеобязательных правил в различных сферах деятельности - промышленности, сельском хозяйстве, транспорте, охране природы и т.д.

Надведомственный контроль осуществляют органы общей компетенции - Кабинет Министров Украины, Совет министров АРК, местные государственные администрации по вопросам хозяйственного, социально-культурного и административно-политического строительства, независимо от ведомственного подчинения объектов контроля.

Еще одной характерной чертой указанных видов контроля является то, что только по результатам ведомственного и надведомственного контроля виновное лицо можно привлечь к дисциплинарной ответственности при том, что проверки осуществляют высшие должностные лица, наделены правом приема на работу. Результатом проведения межведомственного контроля может стать привлечение к административной или уголовной ответственности.

Контроль осуществляют в форме проверок (обследование и изучение отдельных направлений финансово-хозяйственной деятельности, по результатам которой составляют справку или докладную записку), ревизий (документальный контроль финансово-хозяйственной деятельности, по результатам которой составляется акт), истребования отчетов и т. п. Контроль следует отличать от близкого к нему вида государственной деятельности - надзора, хотя они имеют некоторые общие признаки. их объединяют единая цель - обеспечение законности и дисциплины в государственном управлении, формы осуществления работы - проверки, истребование отчетов, объяснений и т.п., обязательность указаний. Но контроль, в отличие от надзора, проводится повседневно и беспрерывно широким кругом органов. Надзор же осуществляет единственный государственный орган - прокуратура. (Санитарный, пожарный надзор и некоторые другие виды деятельности неточно называются наблюдением. Действительности же - это контроль. Разная у них и нормативная база. Главное же, чем отличается контроль от надзора, - это то, что контролирующий орган имеет право вмешиваться в оперативную деятельность подконтрольного объекта (иногда подменяя собой руководящий орган этого объекта) и самостоятельно привлекать правонарушителей к юридической ответственности, в то время как прокуратуру лишены таких возможностей. Например, органы пожарного, санитарного надзора, ветеринарного контроля могут принять решение о приостановке (при наличии оснований для этого) работы подконтрольного им объекта до устранения выявленных ими правонарушений. Такие их действия фактически приравниваются к управленческой деятельности администрации этих объектов или высших отношении них органов. Кроме того, они могут самостоятельно привлекать к административной ответственности виновных в нарушении правил должностных лиц объектов, эксплуатация которых приостановлена.

Следовательно, контроль можно охарактеризовать как составную часть (элемент) управления, обеспечивает систематическую проверку выполнения Конституции, законов Украины, других нормативных актов, соблюдение дисциплины и правопорядка и состоит во вмешательстве контролирующих органов в оперативную деятельность подконтрольных органов, предоставлении им обязательных для исполнения указаний, прекращении, изменении или отмене актов управления, осуществлении принуждения относительно подконтрольных органов.

Надзорже имеет целью выявление и предупреждение правонарушений, устранения их последствий и привлечения виновных к ответственности, без права вмешиваться в оперативную и хозяйственную деятельность поднадзорных объектов, изменения или отмены актов управления.

Обращения граждан является особым способом обеспечения законности и дисциплины в государственном управлении, существенно отличается от контроля и надзора. Отличие между ними состоит в том, что инициаторами проверок здесь выступают не государственные образования (их должностные лица), а граждане. Обращаясь в компетентные органы с заявлениями и жалобами, они сигнализируют о выявленных ими нарушениях законности и дисциплины, тем самым позволяя полномочным органам разобраться в сути дела, привлечь, если на это есть основания, к ответственности виновных. Обращения граждан за защитой своих прав в компетентные органы являются важным средством обеспечения их прав и свобод, законности и дисциплины в целом.

В юридической литературе выделяют и общественный контроль, к которому относят контроль со стороны различных общественных групп - профсоюзов, трудовых коллективов, партий, движений и т.п., а также отдельных граждан. Но и здесь также отсутствуют такие важные признаки контроля, как право вмешиваться в оперативную деятельность подконтрольных и право самостоятельно привлекать виновных к правовой ответственности. Вместе с тем следует отметить, что отдельные общественные образования имеют существенные контрольные полномочия.

1. Понятие законности и дисциплины в государственном управлении и способы их обеспечения.

2. Государственный контроль и его виды.

3. Прокурорский надзор.

4. Административный надзор.

5. Обжалование действий и решений органов исполнительной власти и их должностных лиц.

Федеральный конституционный закон от 21 июля 1994 г. № 1-ФКЗ «О Конституционном Суде Российской Федерации».

Федеральный конституционный закон от 28 апреля 1995 г. № 1-ФКЗ «Об арбитражных судах в Российской Федерации».

Федеральный закон от 17 января 1992 г. № 2202-I «О прокуратуре Российской Федерации».

Федеральный закон от 2 мая 2006 г. № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации».

Закон РФ от 27 апреля 1993 г. № 4866-I «Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан».

Дополнительная:

Манохин В.М. Административное право России. Самара. 2010.

Алехин А. П., Кармолицкий А. А. Административное право России. Часть 1. М., 2009.

Законность в государственном управлении можно определить как точное и единообразное понимание и исполнение Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов Российской Федерации и нормативных правовых актов органами исполнительной власти и их должностными лицами, а также лицами, к которым обращены требования субъектов управления. Законность выражается в обязанности каждого субъекта управления действовать строго в пределах своей компетенции, а также в соответствии законодательству любых актов управления.

К принципам законности относятся следующие:

- недопустимость противопоставления законности и целесообразности.

Верховенство закона выражается в том, что закон играет главенствующую роль. Государственное управление осуществляется на основе и во исполнение закона. Все подзаконные акты субъектов государственного управления должны соответствовать закону. В случае несоответствия акта управления закону применяется закон, а акт управления должен быть приведен в соответствие с законом либо отменен.

Принцип реальности законности означает достижение фактического исполнения норм законов в управленческой деятельности.

Принцип единства законности означает единое понимание и применение закона на всей территории Российской Федерации, на которую он распространяет свое действие (например, федерального закона - на всей территории Российской Федерации).

Принцип недопустимости противопоставления законности и целесообразности состоит в том, что в рамках закона должны выбираться наиболее целесообразные и оптимальные решения в сфере управления. Однако закон в процессе управления нельзя корректировать в угоду целесообразности. Изменить закон можно только путем законотворческой процедуры.

В теории административного права выделяются следующие способы обеспечения законности:

государственный контроль, надзор и обжалование действий и решений органов исполнительной власти и их должностных лиц.

Государственный контроль как способ обеспечения законности состоит в том, что уполномоченные государственные органы (должностные лица), используя определенные приемы и способы, выясняют, не допущены ли подконтрольными органами (должностными лицами) в их деятельности нарушения законности и целесообразности. При наличии таких нарушений контрольные органы принимают меры к их устранению, восстановлению нарушенных прав, привлечению виновных должностных лиц к ответственности.

Принципами государственного контроля являются: законность, объективность, независимость, гласность, экономичность, сохранение государственной и иной охраняемой законом тайны.

Государственный контроль подразделяется на общий, когда охватывается вся деятельность проверяемого органа, и специальный, когда проверка осуществляется по определенным вопросам.

Надзор подразделяется на два вида: прокурорский и административный.

Обжалование действий и решений органов исполнительной власти и их должностных лиц как способ обеспечения законности состоит в том, что каждый вправе обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы.

Кроме того, в соответствии с Законом Российской Федерации от 27 апреля 1993 г. «Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан»[69] каждый гражданин вправе обратиться с жалобой в суд, если считает, что неправомерными действиями (решениями) государственных органов, органов местного самоуправления, учреждений, предприятий и их объединений, общественных объединений или должностных лиц, государственных служащих нарушены его права и свободы.

Дисциплина в государственном управлении – это соблюдение, исполнение правил и норм конкретными исполнителями.

Государственная дисциплина делится на виды. Однако, для практического использования наибольшее значение имеет разделение по трем признакам:

- по организационному признаку, дисциплина разделена по отраслевому признаку, например, военная, транспортная, дисциплина сотрудников органов внутренних дел. Производственная дисциплина, например, в рамках организации, учреждения, предприятия.

- по функциональному признаку выделяют дисциплину, например, кадровую, финансовую, налоговую, страховую, статистическую и др.

- по функционально-организационному признаку выделяют такие виды дисциплины как финансовые отраслевые, производственно-технические и другие.

Вывод: законность и дисциплина являются взаимозависимыми юридическими категориями, позволяющими органам исполнительной власти применять нормы права в экономической, политической и социально культурной сферах.

1. Законность и дисциплина: общая характеристика и классификация способов обеспечения.

2. Контроль со стороны Президента РФ.

3. Контроль со стороны законодательных органов.

4. Судебный контроль.

5. Общественный контроль.

6. Прокурорский надзор.

7. Административный надзор.

Законность - это комплексное политико-правовое явление, которое характеризуется неуклонным соблюдением требований действующего законодательства всеми субъектами права.Другими словами, когда в государстве все субъекты права выполняют (придерживаются) предписаний норм права, тогда можно говорить о состоянии законности.

Для законности являются характерными такие основные черты:

- универсальность, то есть положения законов регулируют общественные отношения независимо от места и времени возникновения общественных отношений;

- общеобязательность - в этой черте проявляется высшая юридическая сила законов, поскольку предписания норм права обязательны для всех субъектов права, независимо от имущественного статуса, принадлежности к государственной власти и тому подобное;

- обоснованность - положения законов имеют объективный характер, они в действительности направляют общественные отношения в выгодных для общества направлениях, когда достигается баланс интересов человека и государства;

- наличие в государстве органов, которые обеспечивают соблюдение законности. Идет речь, в первую очередь, о правоохранительных органах, прокуратуре, суде, правозащитные общественные организации и тому подобное.

Дисциплина - это сознательное соблюдение установленных правовыми и другими социальными нормами правил поведения в государственной и общественной жизни. Говоря о дисциплине, следует отметить, что она, в отличие от законности, более приближена к человеку. Последняя может не знать действующего законодательства, не владеть информацией относительно того, как нормы права регулируют те или другие общественные отношения, в то же время о дисциплине человек знает.

Для дисциплины являются характерными такие основные черты:

- наличие определенной системы норм, правил поведения людей;

- указанная система сформирована намного раньше, чем система законодательства;

- существование определенных разновидностей дисциплины в зависимости от вариантов человеческих коллективов;

- нередко нормы дисциплины не закреплены в действующем законодательстве.

Общими чертами законности и дисциплины является:

- законность не должна противоречить правилам дисциплины, и, напротив, правила поведения не должны выходить за пределы правового поля;

- законность обеспечивается соблюдением дисциплины;

- законность является одним из способов защиты дисциплины (поскольку основные требования дисциплины содержатся в правовых нормах);

- единственные способы обеспечения (контроль, надзор, обращения граждан).

У законности и дисциплины есть некоторые отличия. Основные из них:

- дисциплина обеспечивается за счет соблюдения не только правовых, но и моральных норм;

- законность является формально определенной, тогда как дисциплина нередко проявляется в субъективных представлениях тех или других людей (групп людей) о том, которой она должна быть;

- государство имеет возможность влиять на состояние законности (принятие новых нормативно правовых актов, борьба с правонарушениями и тому подобное), тогда как на дисциплину она влияет меньшей мерой;

- если законность тесно связана с государством, то дисциплина –в значительной степени с гражданским обществом;

- различают специальные виды дисциплины: военная, трудовая, служебная и тому подобное, тогда как понятие законности достаточно однородно.

Гарантии обеспечения законности ~ это обусловленные действующим законодательством и развитием общественной жизни факторы, которые обеспечивают соблюдение законности.

1. Общие гарантии - объективные условия общественного развития, в которых осуществляется правовая регуляция:

а) политические условия - развитие демократии, гласности, деление власти, свобода информации;

б) экономические условия - уровень развития рыночных отношений, производства, гарантированность экономической свободы, благосостояние населения и тому подобное;

в) идеологические условия - уровень развития правосознания, основанного на признании приоритета прав и свобод человека, правовой культуры граждан, и в первую очередь государственных служащих.

2. Специальные гарантии, к которым относят:

а) состояние законодательства, его стабильность и соответствие развитию отношений в обществе, уровень юридической техники;

б) уровень деятельности по предупреждению и прекращению правонарушений, в частности меры юридической ответственности;

в) доступность и качество правосудия;

г) эффективность контроля за реализацией правовых актов.

На сегодня контроль, надзор и обращения граждан объединяются как способы обеспечения законности и дисциплины.

Теперь хотелось бы более подробно коснуться способов обеспечения законности в деятельно­сти публичной администрации.

Под способами обеспечения законности в деятельно­сти публичной администрации следует понимать принима­емые компетентными органами государственной власти, органами местного самоуправления, публичными должност­ными лицами, а также гражданами и их объединениями организационно-правовые меры, направленные на выявление и своевременное устранение нарушений действующего зако­нодательства в процессе функционирования администра­тивно-публичных органов и их должностных лиц.

Классификация способов обеспечения законности и дисциплиныСпособы обеспечения законности в государственном управлении

- со стороны органов исполнительной власти

- экологический и др.

Обращение граждан

Контроль– это организационно-правовой способ обеспечения законности, который характеризуется наблюдением и проверкой правомерности деятельности объекта контроля и фактического соответствия тех. Или иных действий требованиям действующего законодательства с возможностью вмешиваться в оперативно хозяйственную и производственную деятельность для устранения обнаруженных недостатков.

Исходя из предложенной классификации контроль разделяется на государственный и общественный. Разница между ними сводится к тому, что государственный контроль осуществляется государственными органами (должностными лицами), тогда как общественный - при помощи объединений граждан или отдельных граждан.

Надзор- это организационно-правовой способ обеспечения законности, который характеризуется выявлением и предупреждением правонарушений относительно организационно неподчиненных объектов.

Административный надзор необходимо понимать как особенный вид деятельности специально уполномоченных органов исполнительной власти, тогда как прокурорский надзор осуществляется органами прокуратуры.

Обращения граждан- это организационно-правовой способ обеспечения законности и дисциплины, который характеризуется правом граждан Украины обратиться к органам государственной власти, местного самоуправления, объединений граждан, предприятий, учреждений, организаций независимо от форм собственности, средств массовой информации, должностных лиц в соответствии с их функциональными обязанностями с замечаниями, жалобами и предложениями, которые касаются их деятельности.

Между контролем и надзором есть определенное количество отличий, основные из которых:

- ведомственная подчиненность - при контроле, как правило, есть, при надзоре нет;

- возможность вмешиваться в оперативную, хозяйственную и производственную деятельность для устранения обнаруженных изъянов (при контроле есть, при надзоре нет);

- контроль осуществляется с точки зрения соответствия принятых актов или совершенных действий законности и целесообразности, надзор - лишь законности;

- применение мер административного принуждения (во время контрольных мероприятий практически нет, в осуществлении надзора достаточно вероятно).

В научных трудах в последнее время среди факторов, которые влияют на обеспечение законности и дисциплины, выделяют мониторинг и аудит. Их необходимо воспринимать как вспомогательные категории.

Поддержание законности и дисциплины в государственном управлении в современных условиях имеет императивный характер.

Нестеров А.К. Законность и дисциплина в государственном управлении // Энциклопедия Нестеровых

Необходимость законности и дисциплины в государственном управлении

Основной проблемой в данной области выступает тот факт, что поддержание законности и дисциплины в государственном управлении вызывает к жизни необходимость обеспечения действенного контроля по соблюдению данных принципов в государственном управлении.

Инновационное развитие экономики обусловливает качественные изменения в сфере обеспечения законности и дисциплины в государственном управлении, в том числе в сфере контроля и исполнения.

Законность и дисциплина в государственном управлении

Законность и дисциплина в государственном управлении

Законность государственного управления выступает неотъемлемой основой функционирования государства, тогда как дисциплины в государственном управлении проявляется при формировании согласованного управленческого процесса.

Следует отметить, что обеспечение законности и дисциплины в государственном управлении соответствует современным потребностям любого государства, так как значимость данных аспектов проявляется на всех уровнях органов власти. В то же время, формирование условий для эффективного государственного управления подразумевает обязательный характер соблюдения законодательства и исполнения поставленных государством задач.

Законность в государственном управлении

Законность в государственном управлении проистекает из принципов функционирования правового государства, формируя условия деятельности всех его звеньев.

Фундаментальная основа законности в государственном управлении состоит в единообразном понимании и точном соблюдении действующего законодательства всеми органами государства, общественными объединениями, должностными лицами и гражданами.

Таким образом, законы распространяются на сферы общественной жизни. Прежде всего, требованиям законности должны отвечать действия органов государственной управления, что обусловлено обязательным характером законов для самого государства, и развитие государственного аппарата должно соответствовать, таким образом, установлению максимально возможной справедливости, основанной на соблюдении законов государства.

Законность в государственном управлении конкретизируется в аспектах, которые показаны на рисунке.

Конкретизация законности в государственном управлении

Конкретизация законности в государственном управлении

Можно судить о том, что проблематика законности в государственном управлении имеет принципиальное значение для непосредственной реализации управленческой деятельности на общегосударственном уровне.

Вместе с тем, справедливо и обратное утверждение: правильными являются только те действия органов государственной власти, которые соответствуют требованиям законодательства.

Кроме того, авторитет, сила и торжество закона является основополагающими принципами государственного управления с древнеримской школы управления. Ключевыми положениями принципа законности государственного управления, которые были сформированы в древнеримский период, можно считать следующие:

Следует отметить, что законность в государственном управлении достаточно многозначна и может трактоваться в общем и конкретном аспектах. Общий аспект законности в государственном управлении подразумевает повсеместное и неукоснительное соблюдение всеми субъектами общественной и государственной жизни требований закона [1]. Однако, такое понимание законности является достаточно односторонним не может приниматься, так как ограничивается лишь соблюдением закона.

Таким образом, правовые нормы действующего законодательства должны соответствовать и согласовываться с морально-этическими нормами социально-общественной нравственности, сообразно уровню организационного, культурного и экономического развития. Законность в государственном управлении составляет правовую основу деятельности органов власти, осуществляющих управленческую деятельность в рамках сферы своих компетенций.

Органы государственного управления в рамках своей деятельности решают задачи, связанные с интересами государства, отдельных граждан, субъектов хозяйственной деятельности, государственных и общественных организаций и объединений, поэтому соблюдение законности должно отвечать интересам всех заинтересованных групп. В этой связи следует отметить, что существует объективная необходимость того, что любой закон должен быть правовым и справедливым, хотя очевидно, что не может быть создан закон, удобный для каждого, но если такой закон хорош для большинства и отвечает интересам государства, то такой закон следует признать полезным.

Вместе с тем, юридическая правомерность выступает фундаментальной основой режима законности в рамках всего государства, так как субъекты государственного управления осуществляют комплекс действий, связанных с вопросами законности:

  • издают нормативные акты;
  • обладают властными полномочиями и непосредственно распоряжаются имеющимися ресурсами;
  • осуществляют внесудебное принуждение и юрисдикционную деятельность;
  • используют механизмы физического принуждения (армия, органы правопорядка, внутренние войска, учреждения исполнения наказаний и т.д.).

В результате, законность охватывает весь процесс государственного управления, обеспечивает единообразное понимание и применение правовых норм, как управляющими, так и управляемыми, таким образом, законность выступает и объективным условием эффективности государственного управления [5].

Обеспечение законности в государственном управлении

Таким образом, можно судить о том, что законность в государственном управлении, в целом, соответствует принципу, на котором должна быть элементарно основана деятельность государственных органов и должностных лиц на практике, что проистекает из верховенства закона над иными нормативными актами, должностными инструкциями и прочими документами. Вместе с тем, методологическое обоснование законности выражается в наличии некой совокупности правовых мер, с помощью которых государственное управление в виде отдельных действий осуществляется в строгом соответствии с действующим законодательством и является юридически значимым.

Режим законности также должен соответствовать общегосударственному порядку, при котором все правовые акты и организационно-управленческие действия осуществляются государственным аппаратом управления, исходя из духа и буквы закона, в рамках сущности права [8]. В этой связи законность является проявлением воли народа, которая реализуется в установлении и надлежащем исполнении законов на территории всего государства. Следовательно, обеспечение законности в государственном управлении объективно требует наличия развитой системы законов и законодательных актов, которые соблюдаются всеми органами государственного управления без исключений, а также определенную и надлежащую реализацию правовых норм, предопределенных данной законодательной системой.

Обеспечение законности в государственном управлении осуществляется согласно целям правового регулирования и сообразно интересам личности, народа и государства. В результате реализации законности в государственном управлении возникает перманентное состояние соответствия социальных отношений нормам права.

При обеспечении законности в государственном управлении важное значение имеет уровень эффективности в осуществлении властных полномочий в рамках государственного управления, что влияет на слаженность выполнения государственных функций и решения общегосударственных задач. Наиболее существенным аспектом в этой связи является правомерность деятельности органов государственной власти, в свою очередь, правомерность определяется соблюдением законности при осуществлении государственного управления, что выражается в том, что государственные служащие должны служить закону, а не вышестоящему должностному лицу, частным, групповым или корпоративным интересам. Это положение закреплено в ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации".

Таким образом, можно сделать вывод, что законность не является общим требованием в рамках государственного управления. Напротив, законность лежит в основе государственно-управленческой деятельности и имеет конкретную направленность по поддержанию действительного верховенства закона, а не подмены законов государственными соображениями особой важности. В этой связи соблюдение законности тесно связано с соблюдением дисциплины государственного управления, что касается непосредственно императивного исполнения служебных обязанностей государственными служащими.

Дисциплина в государственном управлении

Эффективное государственное управление не определяется исключительно соблюдением законности, обязательным требованием также является поддержание дисциплины при формировании согласованного управленческого процесса.

Дисциплина в государственном управлении заключается в точном соблюдении и неуклонном исполнении государственными организациями, рабочими и служащими, общественными организациями и гражданами установленных государством правил и конкретных предписаний по практическому осуществлению задач и функций [4].

Взаимосвязь законности и дисциплины в государственном управлении

Взаимосвязь законности и дисциплины в государственном управлении

Следует отметить, что взаимосвязь дисциплины и законности в государственном управлении проявляется также в том, что использование средств укрепления законности одновременно служит и соблюдению дисциплины. В современных условиях объективизация поддержания законности, аспектов дисциплины, требует и формализации их точного и полного соблюдения, при этом законность и дисциплина не могут поддерживаться сами собой. В целом укрепление дисциплины ведет к росту эффективности государственного управления за счет повышения уровня его законности, что в целом напрямую влияет на характер осуществления государственного управленческого воздействия в целом.

Дисциплина в государственном управлении может также выражаться в разработке и принятии законодательных актов, направленных на предупреждение и пресечение возможных нарушений, усиление и укрепление порядка, воспитание и повышение правовой культуры, в том числе, через четкое регламентирование организационно-правового статуса органов государственной власти и отдельных должностных лиц.

Чем выше дисциплина, тем эффективнее функционирует система государственного управления. Следовательно, дисциплина в государственном управлении способствует эффективному функционированию правовой системы общества и устойчивости государственного строя, полному и последовательному воплощению общественной свободы и прав отдельных граждан на образование, социальное обеспечение, получение государственных услуг и так далее.

Таким образом, практический смысл дисциплины в государственном управлении неразрывно связан с таковым в отношении соблюдения законности, что выражается в необходимости реального действия закона в жизни общества, оказывая свое регулятивное воздействие на соответствующие сферы общественных отношений. Однако, дисциплина в государственном управлении предполагает необходимость установления благоприятного развития правовых норм, обеспечиваемых комплексной системой юридических средств и гарантий. В результате этого, дисциплина и законность в государственном управлении обеспечивают реализацию прав, использование дозволений, соблюдение запретов, тогда государственное управление реально выполняет свою роль в жизни государства, общества и отдельных людей или социальных групп.

Следует согласиться с утверждением, что "дисциплина в государственном управлении означает соблюдение всеми организациями и гражданами установленного государством порядка в сфере реализации функций государственного управления, а также деятельности государственных органов, предприятий, организаций, учреждений" [6]. Вместе с тем, дисциплина несовместима с ведомственным или местническим подходом к решению общегосударственных задач.

Государственное управление априори направлено на достижение общественной стабильности, условий нормального развития во всех сферах. В современных условиях оно строится на дисциплине в рамках организации управленческого воздействия на развитие страны на основе соблюдения баланса интересов социальных групп, что неразрывно связано с общественно-значимым нормированием морально-нравственного развития общества.

Обеспечение дисциплины в государственном управлении

Если учесть, что в государственном управлении дисциплина предполагает обеспечение законодательными мерами определенного порядка поведения субъектов государственно-управленческих процессов, то для нормального функционирования государственного аппарата, необходимо поддержание условий для согласованности действий всех органов государственного управления. Следовательно, обеспечение дисциплины в государственном управлении предполагает наличие гарантированных государством мер и способов, позволяющих регламентировать и контролировать деятельность органов государственной власти. Такой комплекс мер и способов разделяется на меры общего и специального характера.

Обеспечение дисциплины в государственном управлении

Обеспечение дисциплины в государственном управлении

1. К общим мерам, способам и условиям обеспечения дисциплины государственного управления относятся:

  • политические – производные от различных общественных институтов, включая, общественное мнение, гласность, общественное сознание, авторитет государственной власти, имидж государственной службы и т.д.;
  • экономические – соответствуют текущему развитию национальной социально-экономической системы, в том числе уровень благосостояния, наличие материальных ресурсов и т.д.;
  • организационные – включают организационные структуры аппарата управления, квалификацию сотрудников, делегирование властных полномочий, компетентность государственных служащих и т.д.;

2. Специальные меры и способы обеспечения дисциплины государственного управления включают в себя особого рода юридические средства и контроль.

Для соблюдения дисциплины государственного управления критически важным является, в первую очередь, контроль, как "важнейший вид обратной связи, по каналам которой субъекты власти получают информацию о фактическом положении дел при выполнении принятых решений, вследствие чего они могут принимать меры с целью корректировки процесса исполнения (на разных его стадиях) либо наказания исполнителей" [2].

Контроль дисциплины государственного управления может быть внешним или внутренним.

К внешнему контролю дисциплины государственного управления относится контроль, осуществляемый извне:

  • Президентом РФ,
  • законодательными органами,
  • судами,
  • прокуратурой,
  • общественными организациями.

Внутренний контроль дисциплины государственного управления выражается в 4 основных формах:

  1. контроль субъектов линейной власти, т.е. осуществляемый "сверху – вниз" по властной вертикали;
  2. контроль субъектов функциональной власти, т.е. контроль по отдельным направления, например, финансовый контроль;
  3. внутриведомственный контроль, осуществляемый специальными органами конкретного государственного института;
  4. межведомственный контроль, осуществляемый согласно имеющимся полномочиям специальных государственных учреждений.

Контроль соблюдения дисциплины и законности в государственном управлении

В настоящее время в России сложились три вида контроля соблюдения дисциплины и законности в государственном управлении и управленческой деятельности органов власти, осуществляемые в форме судебного, прокурорского и административного надзора.

  • Судебный надзор позволяет реализовать право граждан на судебную защиту их интересов и обеспечить контроль государственного управления через рассмотрение жалоб и требований о признании незаконными административных актов, проверку законности таких актов и т.п.
  • Прокурорский надзор обеспечивает контроль точного и единообразного исполнения законов всеми гражданами, организациями и должностными лицами органов государственного управления.
  • Административный надзор как разновидность межотраслевого управления, направленного на обеспечение законности, представляет собой надведомственный контроль исполнительной власти за соблюдением коллективными и индивидуальными субъектами правовых норм.

Таким образом, дисциплина и законность в государственном управлении неразрывно связаны между собой и их реализация должна подкрепляться действенными механизмами различных форм контроля.

Следовательно, дисциплина государственного управления служит фактическим основанием соблюдения законности государственного управления в рамках осуществления органами государственной власти управленческой деятельности в пределах имеющихся властных полномочий и компетенций.

Выводы

Законность в государственном управлении выступает в качестве одного из базовых аспектов государственно-управленческой деятельности, направлена на поддержание верховенства закона и способствует эффективной реализации государственного управления в современных условиях развития национальной социально-экономической системы государства и его политико-управленческой среды.

Вместе с тем соблюдение законности невозможно без учета необходимости поддержания дисциплины государственного управления, что неразрывно связано с балансом интересов различных групп населения, социально значимых объединений и государства. Это предопределяет значимость императивного исполнения служебных обязанностей государственными служащими.

Следовательно, дисциплина и законность в государственном управлении являются его элементами одного порядка, поэтому их реализация должна осуществляться на основе применения и реального функционирования действенных мер и форм контроля. Поскольку в современных условиях дисциплина является фактическим условием законности государственного управления, органы государственного управления должны осуществлять управленческую деятельность исключительно в пределах имеющихся властных полномочий и компетенций, руководствуясь при этом принципом верховенства закона, а не соображениями какой-либо государственной важности.

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: