Гост рв 51988 2002 корабли и суда вмф порядок проектирования и постройки

Обновлено: 05.05.2024

Facebook Если у вас не работает этот способ авторизации, сконвертируйте свой аккаунт по ссылке ВКонтакте Google RAMBLER&Co ID

Авторизуясь в LiveJournal с помощью стороннего сервиса вы принимаете условия Пользовательского соглашения LiveJournal

Как влияет волнение на море на нынешние фрегаты и корветы?
При каком волнении в баллах они не смогут или ограниченно смогут выполнять свои боевые задачи?
И для примера тот же вопрос по Орланам. Чисто интуитивно предполагаю, что Орланы могут держаться и выполнять задачи и в бурном море.

Всякого рода фрегаты и СКРы в отечественном флоте проектируют как правило под возможность применения всего комплекса систем вооружения до 6 баллов включительно.
Конкретнее нужно листать ГОСТ на проектирование боевых кораблей, но он секретный.
Успехов.

Я не особый знаток, хотя на флоте когда-то служил. Крупный корабль, типа БПК, длиной в 150м, волнение до 3 баллов вообще не замечает, 4-5 замечает, но работать можно. Дальше уже ситуативно. Ни разу на учениях в серьезную болтанку не попадали.
Подводникам естественно, все фиолетово, если под перископ не всплывать.

Когда-то в "Акулах из стали" прочитал, что подводные лодки в океанах точно так же испытывают под водой качку, правда она там другого рода, более пологая, вместе с массой воды.
На работе вооружения она наверное не сказывается, но экипаж страдает и болеет.

матросы блюют и отвлекаются от радаров к ведру, отчего пожар и детонация

Edited at 2022-04-20 05:08 pm (UTC)

С остроумием беда. Поправляйтесь.

тут надо учитывать одну особенность современных кораблей по сравнению с кораблями предыдущих эпох , при равном водоизмещении современные корабли гораздо крупнее , т.е. корвет/фрегат в 5-7 тысяч тонн по габаритам как крейсер времён ВМВ . Орлан по габаритам как линкор в 40 килотонн (примерно как Гнейзенау) Кузя больше Мидуэя . Повторюсь , именно по габаритам (длина , ширина ,высота борта). т.е Москва имела габариты тяжёлого крейсера ВМВ

Я прекрасно понимаю.
Я задал конкретный вопрос.

По фрегатам отписал выше, по Орланам смогу сказать через пару дней, но только фактическую, а не документальную.

Строго говоря, для любого надводного корабля прописана балльность волнения, до которой он может эффективно выполнять задачи. Причём по каждому проекту и каждому виду вооружения отдельно. И технически, можно найти.

Насчёт Орланов не понял.

Орлан - крейсер, 1144
Хотелось бы сравнить его с фрегатами и корветами по возможности выполнения своих задач в бурном море.

Edited at 2022-04-20 07:46 pm (UTC)

Блять, как вы заебали, придурки хуевы.
Я задал конкретный вопрос. Причем тут крейсер Москва?
Или вот телефон, Г-Адам-21015, принимал участие в потоплении? Или может ты просто долбоеб, который ни хуя не знает, но что-то сказать хочет?

Ракетное вооружение достаточно эффективно.

Для стандартных калибров, там две системы антикачки — активная и пассивная. Обе достаточно интересны: пассивная — double hull, в кратце — у корабля два корпуса и второй "плавает" в первом сокращая влияние качки.

Так же активная — система плавников, которые компенсируют влияние качки.

Точных цифр "баллы шторма" — эффективность оружия у меня нет, но подозреваю, что до 4 баллов нормально, а в 6+ баллов, там уже воевать не удобно ни той ни другой стороне.

Могу рассказать про воспоминания моего деда — боцмана судна географии "Океан", 5 баллов очень сложный шторм, половина команды неработоспособна, выше балльность он не встречал — север Тихого океана, Баренцево море и бухта Амбарчик, там сильных штормов не бывает.

fam11

Третий справа в верхнем ряду.

Edited at 2022-04-21 08:04 am (UTC)

Зависит от ттх ракетного оружия на них.

По зрк кинжал например указано
"Отличительной особенностью пусковой системы комплекса является способность ведения ракетной стрельбы из подпалубных ПУ в условиях наличия бортовой качки до 20°"

Соответственно при более амплитудной качке корабль не будет фактически защищен данным зрк и чем корабль больше и устойчивее тем более он боеспособен в плохую погоду.

Цусимцы! На нашем форуме размещено много фотографий при помощи сторонних сервисов (Радикал и прочие). К сожалению, некоторые фотохостинги подменяют изображения на другие. Естественно, политической направленности в контексте сегодняшних событий. Это делается без участия форумчан и администрации форума, а дистанционно, через скрипты на этих ресурсах. Просим направлять жалобы на такие посты для оперативного реагирования.

Полный жизненный цикл боевого корабля

Приветствую всех!
Существует группа военных ГОСТов, описывающая действия на различных этапах жизненного цикла военной техники, например, ГОСТ РВ 15.004-2004 "Военная техника. Стадии жизненного цикла изделий и материалов", термины и определения, распространяющиеся на военные ГОСТы, например ГОСТ РВ 51540-99 "Военная техника. Термины и определения", ГОСТ РВ 52006-2003 "Создание изделий военной техники и материалов военного назначения. Термины и определения", ну и т.д., на все части жизненного цикла. Но эти документы касаются изделий ВТ в целом, без разбивки на принадлежность изделий к видам Вооружённых сил.

Вопрос такой - а существует (и желательно где-нибудь в свободном доступе) ли набор ГОСТов, непосредственно касающийся проектирования боевых кораблей, от процессов собственно принятия решения, о том, каким быть новому проекту боевого корабля до его разработки, производства и замены?

Есть ли у кого нибудь отечественная нормативная документация такого типа, или пошаговое описание этапов процесса проектирования боевого корабля за 1930, 1940, 1950 годы с указанием органов управления, которые были вовлечены в этот процесс? Как это происходило? Может, учебник какой на эту тему есть или практическое пособие?

Отредактированно Gato (29.09.2014 17:58:41)

1124 Гость

Очень сомневаюсь, что это есть в открытом виде. Да и не принят у нас такой формат в научно-популярной литературе. =)

Gato написал:

В кастрированно-мурзилочном виде есть у Гилмера и Эверса. Более подробно этапы и принципы проектирования и жизненный путь разбираются в книгах по системному проектированию, оптимизации и военно-экономическому анализу. Из военных кораблей более-менее затрагиваются эти вопросы по ПЛ, из общего припомню только Худякова. Остальное по крохам.
Удачи.

Отредактированно roman-3k-hi (29.09.2014 19:40:13)

Gato написал:

Существует. ГОСТы есть на всё. Есть, например, ГОСТ с наименованием "ЖЕСТЬ" . Был ГОСТ (или РД), в котором нормировалось количество твердых и жидких фекалий, производимых одним военнослужащим, питающимся аварийным пайком, в сутки. А на что нет ГОСТов - есть ОСТы, СТП, РД, РМ, Нормали, Распоряжения, Приказы и бог нормоконтроль знает, что ещё.
Конкретно по ЖЦ боевых кораблей есть ГОСТы на ТТЗ, аванпроект, эскизный и технический проекты, на этап выпуска РКД, на ЭД, по-моему (не помню, но должы быть) и на ремонт и модернизацию, и еще целая куча на составные части (системы, комплексы и т. п). Все они не выше ДСП. Однако:
1) перепечатка, копирование и распространение в любом виде преследуется по закону (вне зависимости от наличия грифа);
2) эти ГОСТы все очень скучные, особенно самые новые;
3) кое-что есть в открытой учебной литературе, например Хализев, Кормилицын, учебник по проектированию ПЛ, было два издания. Там есть общие положения по этапам проектирования.

Вы. намекните, а что нужно-то, конкретно, какая конечная цель с учетом п.1)?

По 1930, 40, 50-м вряд ли что есть. Вся учтенная заменяемая и отменяемая НТД должна изыматься из обращения установленным порядком и в идеале уничтожаться (на предприятиях по кр. мере, в т. ч проектных). В этом есть железная производственная логика. Случайным образом может где-то оставаться на руках старая НТД, неучтенная и неуничтоженная (несекретная). Но это маловероятно, прошло много лет.

Отредактированно ясень (30.09.2014 01:35:19)

"Советской мичуринской науке так и не удалось скрестить инженера с офицером. Получается либо одно, либо другое. "(с) капитан 1 ранга Милованов.

Научно-исследовательские и опытно-конструкторские разработки (НИОКР) подразумевают создание продукции и технологий новых видов, усовершенствование имеющихся характеристик. Ключевые слова здесь — «создание» и «усовершенствование». Внедрение новых технологий к НИОКР относиться уже не будет.

Разработки НИОКР в рамках гособоронзаказа должны соответствовать ряду условий:

  • Соответствовать российскими военными стандартами (ГОСТ РВ).
  • ОКР должны быть строго распределены на отдельные этапы.
  • Цену НИР и ОКР необходимо рассчитывать затратным методом с возможным использованием аналогов. А при определении величин затрат учитываются особенности налогообложения реализации работ налогом на добавленную стоимость.

В контракте на проведение НИОКР прописываются условия, связанные с правом собственности на результаты интеллектуальной деятельности и работ. Назначается руководитель темы. Он должен заниматься организацией и контролем НИОКР. В рамках НИР эти функции выполняет научный руководитель, при проведении ОКР — главный конструктор.

Нормативно-правовая база и порядок выполнения НИОКР в сфере ГОЗ

Порядок выполнения НИР и ОКР в сфере ГОЗ определен государственными военными стандартами (ГОСТ РВ). Также есть определённые требования к порядку выполнения работ (таблица 1).

Таблица 1. Стандарты и особенности НИОКР

Стандарт, определяющий порядок выполнения работ

Порядок выполнения и особенности

ГОСТ РВ 15.203-2001

ОКР разделяется на этапы. Каждый из них объединяет работы, направленные на получение определённых конечных результатов. Этапы могут быть следующие:

  • разработка эскизного проекта;
  • разработка технического проекта;
  • разработка рабочей конструкторской документации (РКД) для создания опытного образца изделия;
  • изготовление опытного образца и проведение предварительных испытаний;
  • проведение государственных испытаний (ГИ) опытного образца изделия ВТ;
  • утверждение РКД на изделие для серийного промышленного производства.

ГОСТ РВ 15.105-2001

Аналогично с ОКР, каждый этап в НИР является объектом самостоятельного целевого планирования и финансирования и характеризуется определённым результатом и.

Для выполнения НИР необходим исходный документ. Им служит техническое задание (ТЗ)

Результаты работы проверяют с помощью макетов, моделей и экспериментальных образцов.

Завершённым НИР считается в случае, если его результаты нашли применение.

При ценообразовании и подсчёте себестоимости следует руководствоваться «Типовыми методическими рекомендациями по планированию, учету и калькулированию себестоимости научно — технической продукции» (утв. Миннауки РФ 15.06.1994 N ОР-22-2-46) и протоколом ВПК от 19 декабря 2012 года N 13.

Состав затрат определяется в соответствии с приказом Минпромторга № 334 и протоколом ВПК от 26 января 2011 года № 1с.

Как рассчитывается НДС по НИОКР

Налоговым законодательством РФ НИОКР, относящиеся к гособоронзаказу, освобождаются от налога на добавленную стоимость (НДФЛ) (ст. 149 НК РФ).

Суммы «входящего» НДС, используемые в облагаемых и необлагаемых НДС операциях, учитываются раздельно в соответствии со статьёй 170 НК РФ.

Как вести бухгалтерский учет расходов

Бухгалтерский учёт НИР и ОКР в ГОЗ следует вести в соответствии с ПБУ 17/02 «Учет расходов на научно-исследовательские, опытно-конструкторские и технологические работы».

В пункте 9 ПБУ 17/02 перечислены расходы, связанные с выполнением научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ. Среди них: затраты на зарплату и другие выплаты сотрудникам; отчисления на социальные нужды, стоимость спецоборудования и оснастки; общехозяйственные расходы, стоимость материально-производственных запасов и услуг сторонних организаций и т.д.

Данные расходы накапливаются на счете 08 (субсчет «Выполнение научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ»). Работы, выполненные сторонними организациями следует учитывать по дебету счета 08 и кредиту счета 60 после подписания акта приема-сдачи.

После принятия решения об использовании результатов исследований в производстве, они списываются в дебет счета 04.

Аналитический учет расходов на НИОКР следует вести обособленно по видам работ и договорам (заказам) согласно пункту 5 ПБУ 17/02 в соответствии с требованиями п. 27 Типовых отраслевых методических рекомендаций (утв. Миннауки РФ 15 июня 1994 г. № ОР-22-2-46).

Если результатом НИОКР являются нематериальные активы, они учитываются по правилам ПБУ 14/2007 «Учет нематериальных активов». Работы, которые дали положительный результат, но в качестве материальных активов быть учтены не могут, учитываются по правилам ПБУ 17/02.

Если исследования не привели к положительному результату, они учитываются в составе прочих расходов за тот отчетный период, в котором были прекращены работы (п. 7 ПБУ 17/02). В этом месяце в бухгалтерском учете следует сделать запись по дебету счета 91 субсчет «Прочие расходы» в корреспонденции с кредитом счета 08 субсчет «Выполнение научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ».

При расчёте налога на прибыль по работам, не давшим положительного результата, расходы учитываются в течение года с первого числа месяца, следующего за месяцем завершения исследований (п. 2 ст. 262 Налогового кодекса РФ).

Узнайте больше об особенностях ценообразования, обосновании затрат по НИР и ОКР, подготовке РКМ, бухгалтерском и налоговом учёте при выполнении НИОКР оборонного значения на курсе «Особенности НИР и ОКР в сфере Гособоронзаказа» в Учебном центре «Финконт».

Состав разрабатываемых документов и состояние их разработки приведены в таблице.

Обозначение и наименование документа

ГОСТ РВ Корабли и суда ВМФ. Система технического обслуживания и ремонта. Основные положения

Представлен для принятия в подразделения Росстандарта и во ВНИИН- МАШ в августе 2015 г.

ГОСТ РВ Корабли и суда ВМФ. Порядок продления установленных сроков службы. Основные положения 1

Представлен для принятия в подразделения Росстандарта и во ВНИИН- МАШ в сентябре 2016 г.

ГОСТ РВ Корабли и суда ВМФ. Ремонтные документы. Номенклатура. Требования к построению, содержанию и изложению

Представлен для принятия в подразделения Росстандарта и во ВНИИН- МАШ в октябре 2015 г.

ГОСТ РВ Корабли и суда ВМФ. Документы для ремонта. Порядок изменения технических требований

Представлен для принятия в подразделения Росстандарта и во ВНИИН- МАШ в октябре 2015 г.

ГОСТ РВ Корабли и суда ВМФ. Ремонтные документы. Порядок разработки и поставки

Разработка проекта стандарта была прервана в марте 2015 г. В связи с разногласиями между ведущими организациями ВМФ и промышленности.

В настоящее время разногласия сняты, доработанная окончательная редакция разослана на согласование

ОСТВ5Р.0766—2015 Корабли и суда ВМФ. Типовая ведомость сервисного обслуживания. Общие требования к построению, изложению, оформлению и содержанию

Стандарт утвержден и введен в действие с 01.01.2016

ОСТВ5Р.95122—2015 Корабли и суда ВМФ. Дефектация. Основные положения

Стандарт утвержден и введен в действие с 01.01.2016

АФВГ.З60090.001 Корабли и суда ВМФ. Правила составления и оформления типовой ремонтной ведомости

Нормативный документ утвержден и введен в действие в 2014 г.

В 2017 году планируется доработка по опыту применения

АФВГ.360090.002 Корабли и суда ВМФ. Правила составления и оформления типовой ведомости приемок ОТК и заказчиком

Нормативный документ утвержден и введен в действие в 2014 г.

В 2017 году планируется доработка по опыту применения

АФВГ.З60090.003 Корабли и суда ВМФ. Правила составления и оформления ведомости трудоемкости

Нормативный документ утвержден и введен в действие в 2014 г.

В 2017 году планируется доработка по опыту применения

1 Основной исполнитель стандарта - АО «НИПТБ «Онега». Соисполнители - АО «51 ЦКТИС» и Научно-исследовательский институт кораблестроения и вооружения ВМФ ВУНЦ ВМФ «Военно-морская академия».

Военные стандарты судостроения ОСТВ5Р.0766-2015 и ОСТВ5Р.95122- 2015 можно приобрести в НИИ «Лот» ФГУП «Крыловский государственный научный центр».

Нормативные документы с обозначением «АФВГ» можно приобрести в АО «51 ЦКТИС».

Основополагающим в комплексе разработанных и разрабатываемых документов является проект государственного военного стандарта (далее - ГОСТ РВ) «Система технического обслуживания и ремонта. Основные положения». В проекте этого стандарта с учетом особенностей кораблей ВМФ как объектов технического обслуживания и ремонта (далее - ТОиР) установлены:

- термины и определения, общие для всех стандартов системы;

- комплексный подход к построению и функционированию системы, предусматривающий сочетание стратегий ТОиР, технических средств обеспечения, исполнителей и информационного обеспечения;

- виды ТОиР кораблей, их составных частей и комплектующих изделий;

- содержание и роль сервисного обслуживания в системе ТОиР;

- стратегия ремонта по техническому состоянию - единственная рекомендуемая стратегия для всех видов ремонта корабля (для комплектующих изделий допускается применение других стратегий);

- мониторинг технического состояния - основа для определения технического состояния в период эксплуатации корабля;

- для кораблей, проектируемых для особых условий эксплуатации, может быть применена стратегия ремонта по сроку службы и (или) ресурсу;

- типовая организационно-техническая документация (в том числе типовая ремонтная ведомость) является информационной основой для определения состава и объема работ по заводскому и доковому ремонту корабля.

Проект ГОСТ РВ «Корабли и суда ВМФ. Порядок продления установленных сроков службы. Основные положения» устанавливает порядок продления срока службы кораблей на период свыше одного года при выполнении заводского ремонта. Продление сроков службы кораблей в пунктах базирования на один год должно осуществляться по нормативной документации ВМФ (разрабатывает НИИ кораблестроения и вооружения ВМФ).

Проект ГОСТ РВ «Корабли и суда ВМФ. Ремонтные документы. Номенклатура. Требования к построению, содержанию и изложению» разработан взамен ГОСТ РВ 50666-94 «Документация ремонтная на корабли ВМФ. Общие требования к номенклатуре, построению, содержанию и изложению» с учетом изменений, принятых в документах по стандартизации, разработки и применения электронных документов, и накопленного опыта работы.

Проект ГОСТ РВ «Корабли и суда ВМФ. Документы для ремонта. Порядок изменения технических требований» разработан взамен ГОСТ 24149-80 «Судовые ремонтные документы. Правила внесения изменений». Изменения касаются, в основном, приведения в соответствие с действующими документами по стандартизации.

Для разработчика большой интерес представляет опыт применения введенных в действие военных стандартов судостроения и нормативных документов с обозначением «АФВГ». Просьба направлять свои замечания и предложения по адресу 190000, Санкт-Петербург, Английская наб., 38 исполнительному директору АО «51 ЦКТИС» Муру Георгию Николаевичу.

Ключевые слова: Стандартизация, корабли, техническое обслуживание, ремонт, документация для ремонта

Ю.И. Витенбергский. Новые документы по стандартизации системы технического обслуживания и ремонта кораблей ВМФ // Морской вестник, 2016, № 4(60)

Приведена информация о состоянии разработки государственных военных стандартов, военных стандартов судостроения и нормативных документов с обозначением «АФВГ» по системе технического обслуживания и ремонта кораблей ВМФ, разработку которых выполнило и выполняет АО «51 ЦКТИС». Изложены краткое содержание стандартов, которые еще не введены в действие, и краткое описание отличий от заменяемых стандартов, если стандарты разработаны взамен существующих. Предлагается читателям журнала присылать замечания и предложения, основанные на опыте применения введенных в действие стандартов.

Эта тема уже затрагивалась на страницах журнала Морской вестник, что очень своевременно, поскольку, как показывает опыт общения со специалистами и руководителями, в условиях перманентной реорганизации органов военного управления и взаимоотношений с промышленностью общепринятые и даже стандартизованные понятия разными сторонами воспринимаются и трактуются по-разному.
Термин «сервисное обслуживание» к настоящему времени достаточно прочно вошел в обиход. Сервис – в переводе с английского – обслуживание, таким образом, сервисное обслуживание – это обслуживающее обслуживание (?!). Одни специалисты считают, что сервисное обслуживание – это только техническое обслуживание, независимо от того, кто его выполняет: личный состав (экипаж) или предприятие промышленности. Другие воспринимают его как все виды технического обслуживания и ремонта. В различных источниках, в том числе в нормативных документах, включая [2] и [3], этому термину даны различные определения. Первое наиболее четкое определение дано в приказе МО РФ 2012 г. № 1919дсп. Из него следует, что сервисное обслуживание – это часть технического обслуживания и ремонта (ТО и Р), выполняемые по ГОЗ предприятиями промышленности. Изменением № 1 к ГОСТ РВ 0101 – 001 – 2007 [5] по существу закрепило определение, изложенное в приказе МО РФ № 1919дсп, существенно дополнив его. Согласно ГОСТу сервисное обслуживание выполняется специалистами «сервисной организации» самостоятельно или с участием личного состава, в состав сервисного обслуживания могут входить:
1) все виды технического обслуживания и ремонта;
2) гарантийный и технический надзор;
3) работы по бюллетеням (по существу – модернизационные работы);
4) хранение запасных частей и материалов;
5) обучение специалистов эксплуатирующей организации;
6) другие виды работ и услуг, предусмотренные контрактом.
Определение термина «сервисное обслуживание» по составу выполняемых работ охватывает всю систему ТО и Р.
Вывод можно сделать следующий – термин «сервисное обслуживание» появился для обозначения перехода от технического обслуживания силами личного состава и ремонта силами ремонтных органов войск и флотов к ТО и Р силами предприятий промышленности по ГОЗ. В ряде случаев это экономически оправдано. Но для этих видов ТО и Р есть стандартизованные термины «техническое обслуживание (ремонт) предприятием-изготовителем» (фирменное ТО, фирменный ремонт) и «техническое обслуживание (ремонт) специализированным предприятием». Целесообразно отказаться от термина «Сервисное обслуживание», исключить его из ГОСТ РВ 0101 – 001 – 2007, но можно дополнить термином «Обслуживание сервисным предприятием».
Планово-предупредительные осмотры (ППО) и планово-предупре­ди­тель­ные ремонты (ППР) – эти термины уже много десятилетий не употребля­ются в стандартах и в технической документации, но сохранились в относительно недавно переизданном корабельном уставе и в действующем пока еще «Положении об организации ремонта…» [4]. Целесообразно от них отказаться.
Для обозначения материальной части кораблей в нормативных документах и в технической документации применяется целый ряд терминов:
- боевые и технические средства;
- вооружение и военная техника;
- системы и оборудование;
- составные части корабля и комплектующие изделия.
На различных стадиях жизненного цикла для одного и того же изделия могут применяться различные термины. Например, рулевое устройство по стандартной классификации видов изделий (ГОСТ 2.101) является комплексом, состоящим из корпусной части (корпусные конструкции подшипников баллера и перо руля), механической части (привод руля), гидравлической системы и электрических цепей управления золотниками. Смонтированное на корабле, рулевое устройство становится встроенной в корабль его составной частью, но как объект управления может рассматриваться и как система. Как объекты технического обслуживания и ремонта, рулевое устройство, любое другое устройство, корпус корабля, энергетические установки, системы и комплексы вооружения представляется целесообразным именовать, как это и предусмотрено в ряде стандартов составными частями корабля, а входящие в них изделия – комплектующими изделиями.
Система технического обслуживания и ремонта кораблей ВМФ , как «совокупность взаимосвязанных средств, документации технического обслуживания и ремонта и исполнителей, необходимых для поддержания и восстановления качества изделий, входящих в эту систему» (ГОСТ 18322-78), в нормативных документах ВМФ в настоящее время не регламентирована.
По плану стандартизации ОАО «51 ЦКТИС» приступил к разработке ряда государственных и отраслевых военных стандартов, относящихся к системе технического обслуживания и ремонта кораблей, в том числе государственного военного стандарта (ГОСТ РВ) «Корабли и суда ВМФ. Система технического обслуживания и ремонта. Основные положения». Некоторые аспекты разрабатываемой системы технического обслуживания и ремонта кораблей хотелось бы обсудить на страницах Морского вестника.
Какая степень детализации целесообразна в этом стандарте?
Можно изложить все со степенью детализации, принятой в приказе ГК ВМФ № 195 [4], получится объемистый фолиант, один, общий как для руководителей, так и для специалистов всех уровней.
Можно в ГОСТе изложить только основные положения системы, а более детальные положения, например порядок планирования ремонта или порядок составления и отработки ремонтных ведомостей, изложить в отдельных отраслевых военных стандартах (руководствах, инструкциях) или в совместных решениях Минобороны (ВМФ) и промышленности.
Предпочтительным является второй вариант, он в большей степени позволяет адаптировать систему к постоянно изменяющимся условиям.

О соотношении технического обслуживания и ремонта.
Прослеживается устойчивая тенденция переноса центра тяжести с плановых заводских ремонтов всех видов техники (в том числе ВВТ всех родов войск) на более углубленное (и более затратное) систематическое техническое обслуживание. Для кораблей ВМФ эта тенденция представляется приемлемой и экономически оправданной. Более качественное техническое обслуживание, особенно систематический мониторинг технического состояния, должны привести к сокращению объемов ремонта кораблей и увеличению межремонтных периодов. В полной мере это можно отнести только к кораблям, спроектированным под эту систему ТО и Р. Оптимальным представляется такой проект корабля, у которого совпадали бы межремонтные сроки корабля и сроки службы образцов вооружения (по моральному износу). Заводской ремонт изделий радиоэлектроники можно было бы вообще исключить из жизненного цикла этих изделий, так как эти изделия устаревают раньше, чем истекает межремонтный срок корабля, «поддержание и восстановление качества изделий» радиоэлектроники можно обеспечить техническим обслуживанием и текущим ремонтом по эксплуатационной документации. Для кораблей, находящихся в эксплуатации с истекшими межремонтными сроками и изношенной материальной частью, усиленное техническое обслуживание не решает проблемы.

О закреплении за изготовителем (судостроительным предприятием) ТО и Р на весь жизненный цикл.
Такая система широко распространена во всем мире. Фирма-поставщик создает свои или обеспечивает и аттестует дилерские сервисные центры, которые выполняют в полном объеме ТО и Р изделий фирмы. Продолжительное существование сервисных центров подтверждает их экономическую эффективность. Но необходимо учитывать, что, как правило, сервисные центры обслуживают изделия крупносерийного и массового производства с использованием специального оборудования и оснастки. Судостроительному предприятию создать сеть сервисных центров на флотах по крайней мере затруднительно, требуются большие материальные затраты, которые при практически единичной постройке кораблей не окупаются. Эти соображения вполне применимы и к предприятиям-изготовителям комплектующих изделий. Впрочем, в создании сервисных центров нет необходимости. На всех флотах еще сохранились судоремонтные заводы, способные в полной мере выполнять ТО и Р кораблей. В отличие от судостроительных предприятий и предприятий-изготовителей комплектующих изделий судоремонтные предприятия располагают широко универсальным производством, способным быстро перестраиваться под меняющуюся номенклатуру изделий с минимальными затратами на подготовку производства.

О документации для ТО и Р.
Основной документацией для ТО и Р кораблей ВМФ, также как и для ВВТ всех родов войск являются эксплуатационные (ЭД) и ремонтные документы (РД) в комплекте со ссылочными документами. Предприятия, которые должны выполнять «сервисное» обслуживание, не в полной мере обеспечены ЭД. ЭД на корабль в целом отсутствует, ее разработка нормативными документами не предусмотрена. РД разработана и введена в действие в ВМФ менее, чем на 40% объектов ремонта, система разработки и обеспечения предприятий РД отсутствует.
Информационной основой для подготовки производства, планирования и организации ремонта на предприятиях Главного управления судоремонтных заводов ВМФ (ГУСРЗ ВМФ – в настоящее время не существует) являлась система типовой организационно-технической документации (ТОТД) по ТЗ 90-ОРЦ.230, утвержденному начальником ГТУ ВМФ.

морской вестник №4 2013.jpg

ТОТД является альтернативой рабочей технологической документации, которую разрабатывали предприятия Минсудпрома СССР. ТОТД существенно сокращает объем работ по подготовке производства к ремонту кораблей. В настоящее время, в связи с ликвидацией ГУСРЗ ВМФ и всех СРЗ ВМФ, существенно расширилась номенклатура ремонтируемых кораблей на каждом предприятии промышленности. В этих условиях обеспечить в полной мере подготовку производства, методами, существовавшими в Минсудпроме СССР, стало затруднительно. По-видимому, ТОТД остается безальтернативным вариантом.

В данной статье затронуты только отдельные проблемы системы технического обслуживания и ремонта кораблей. Их конструктивное обсуждение на страницах Морского вестника позволит создать действенную систему технического обслуживания и ремонта кораблей.

1. Г.Н. Муру. О терминологии в среде технического обслуживания и ремонта вооружения и военной техники ВМФ // Морской вестник. 2013. № 3. С. 20
2. НЯДИ.000.0420.00.029. Корабли и суда ВМФ. Порядок выполнения работ по сервисному обслуживанию в процессе эксплуатации. Положение
3. АФВГ.360099.002. Положение о разработке, составлении и оформлении «Типовой ведомости сервисного обслуживания корабля (судна)»
4. «Положение об организации ремонта…» введено в действие приказом ГК ВМФ 1973 г. № 195 5. ГОСТ РВ 0101 – 001 – 2007. Эксплуатация и ремонт изделий военной техники. Термины и определения

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: