Гост рв 50098 92 корабли и суда вмф порядок выполнения модернизации

Обновлено: 19.04.2024

Стандарт устанавливает требования к системам менеджмента качества организаций, осуществляющих исследования, разработку, производство, поставку, обеспечение эксплуатации, ремонт и утилизацию военной продукции. Не содержит требований к самой продукции, используется для создания системы менеджмента качества, направленной на выполнение требований военного заказа, условий контрактов по техническим характеристикам и надежности, а также включает мероприятия по защите государственной тайны. Предусматривает сохранность общих подходов системы менеджмента качества и применение специфических требований в организации системы менеджмента военной промышленности. Наличие системы менеджмента качества, соответствующей ГОСТ РВ 0015-002-2020, необходимо для участия в реализации военного заказа.

ГОСТ РВ 0015-002-2020 имеет пометку «для служебного пользования».

Стандарт разработан на основе:

  • опыта применения и результатов сертификации систем качества в целях обеспечения качества оборонной продукции при выполнении конкретных видов государственного оборонного заказа;
  • требований к системам менеджмента качества, установленных ГОСТ Р ИСО 9001;
  • лицензионных требований и условий при осуществлении деятельности организаций в области разработки, производства, обеспечения, эксплуатации, ремонта и утилизации военной техники.

Стандарт направлен на применение процессного подхода при разработке, внедрении и улучшении результативности системы менеджмента качества применительно к оборонной продукции с целью повышения удовлетворенности заказчиков(потребителей) путём выполнения их требований.

В отличие от ГОСТ Р ИСО 9001 ГОСТ РВ 0015-002-2020 не представляет собой тезисное изложение общих требований, а содержит четко структурированные конкретные требования к обеспечению качества выполнения государственного оборонного заказа.

При пользовании настоящим стандартом необходимо проверить действие ссылочных стандартов по действующему «Указателю государственных военных стандартов» и по соответствующим информационным указателям, а также по «Сводному перечню документов по стандартизации оборонной продукции». Если ссылочный документ заменен (изменен), то при пользовании настоящим стандартом следует руководствоваться заменяющим (измененным) стандартом. Если ссылочный документ отменен без замены, то положение, в котором дана ссылка на него, применяется в части, не затрагивающей эту ссылку.

О порядке введения в действие ГОСТ РВ 0015–002–2020

В соответствии с приказом Росстандарта от 30 апреля 2021 года № 19-ст ГОСТ РВ 0015–002–2020 вводится в действие с 1 января 2022 года, с правом досрочного применения, взамен ГОСТ РВ 0015–002–2012.

ГОСТ РВ 0015–002–2012 отменяется с 1 января 2022 года.

Информация в соответствии с приказом Росстандарта от 30 апреля 2021 года № 19-ст будет включена в Изменение № 2 за 2021 год к тому 1 Сводного перечня документов по стандартизации оборонной продукции (ИСП за II квартал 2021 года).

Государственный военный стандарт. Система разработки и постановки на производство военной техники.

СИСТЕМА МЕНЕДЖМЕНТА КАЧЕСТВА ПРЕДПРИЯТИЙ ВПК

ГОСТ РВ 0015-002-2020

ГОСТ РВ 0015-002-2020 - российский стандарт, разработанный для предприятий военно-промышленного комплекса. Область его применения - предприятия ВПК, которые разрабатывают и производят военную технику, занимаются ее транспортировкой, эксплуатационным обслуживанием, ремонтом и утилизацией. Стандарт базируется на требованиях системы менеджмента качества ГОСТ Р ИСО 9001-2015, которые были дополнены с учетом специфических потребностей участников военно-промышленного комплекса.
Главная цель стандарта - адаптация передового международного опыта в области систем менеджмента качества под нужды ОПК РФ. Получение сертификации ГОСТ РВ 0015-002-2020 является обязательным условием осуществления деятельности для предприятий военной отрасли.





Требования ГОСТ РВ 0015-002-2020

Основаны на требованиях стандарта ГОСТ Р ИСО 9001-2015, доработанных для применения на предприятиях военной отрасли. Они включают в себя:

  • Анализ и предотвращение рисков
  • Обеспечение соответствия выпускаемой продукции требованиям заказчика
  • Непрерывное совершенствование производственных процессов
  • Разработка и ведение документации по СМК
  • Регулярное повышение компетентности персонала
  • Охрана государственной тайны

СТАНДАРТ ГОСТ РВ 0015-002

Стандарты системы менеджмента качества

ГОСТ РВ
0015-002-2020

Государственный военный стандарт

ГОСТ Р ИСО
19443-2020

ГОСТ Р ИСО
14001-2016

GMP
(ГОСТ Р 52249-2009)

Надлежащая производственная практика

ГОСТ Р ИСО
45001-2020

Безопасность труда и охрана здоровья

ГОСТ Р ИСО
9001-2015

Cистема менеджмента качества

УСЛУГИ ЭКСПЕРТ-ГАРАНТ ПО ГОСТ РВ 0015-002-2020

Обучение ГОСТ РВ 0015-002

Представительства компании ЭКСПЕРТ ГАРАНТ


Проконсультируйтесь с экспертом из вашего города

Укажите ваши контакты и город в котором вы хотите встретиться


Преимущества внедрения сертификации по ГОСТ РВ 0015-002-2020

Сертификация по стандарту - обязательное условие для работы в оборонно-промышленном комплексе. Она дает предприятиям следующие преимущества:

  • Расширение рынков сбыта
  • Повышение репутационного капитала компании
  • Участие в тендерах от государства
  • Возможность получать заказы от Министерства обороны РФ
  • Получение лицензий ВВТ

Компания “ЭКСПЕРТ ГАРАНТ” - ваш надежный партнер в мире сертификации и систем менеджмента качества. Доверяя нам, вы доверяете команде профессионалов, которые любят свою работу. В основе нашего подхода к работе лежат системность и ответственность, специалисты нашей компании - практикующие эксперты с богатым опытом, - помогут вашему предприятию выйти на качественно новый уровень работы.
Мы не предлагаем своим клиентам сертификат за 1 день. Наша работа направлена на реальное совершенствование корпоративной культуры, - мы предлагаем вам и вашему предприятию возможность становиться лучше на деле, а не на бумаге.


Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 31 декабря 2020 года № 132-ст введён в действие ГОСТ РВ 0015-002-2020, с изменениями от 30 апреля 2021 года №19-ст, который вступил в силу с 01 января 2022 года.

Структура нового документа повторяет структуру ГОСТ Р ИСО 9001 и в то же время ГОСТ РВ 0015-002-2020 является полноценным документом, а не дополнительными требованиями к ГОСТ Р ИСО 9001. Это в удобно для тех организаций, которые выстраивали структуру своих внутренних документов (например – руководства по качеству) согласно ГОСТ Р ИСО 9001.

Документ распространяется на участников всех уровней кооперации головного исполнителя (внешние поставщики), формирование которой осуществляется с действующим законодательством Российской Федерации. А так же на системы менеджмента качества организаций, исполняющих государственный оборонный заказ, при исследованиях, обосновании разработки, проектировании (включая изыскания), разработке, производстве, испытаниях, строительстве установке, монтаже, техническом и сервисном обслуживании, ремонте, хранении, утилизации и реализации военной продукции и боеприпасов; организаций исполняющих международные договоры, включая договоры в области военно-технического сотрудничества; организаций, осуществляющих разработку, производство, испытания, закупку, хранение и поставку изделий электронной компонентной базы, а также организаций всех уровней кооперации головного исполнителя.

  1. В разделе 4 «Среда организации», п.4.1 «Понимание среды организации» уделяется выявление внешним и внутренним факторам, которые могут повлиять на работу организации и всех заинтересованных сторон.

Организация должна разработать не только перечень значимых внешних и внутренних факторов, но и процедуру (стандарт организации), по их оценке, а также формы отчётных документов.

Требование новое. И если до внедрения ГОСТ РВ 0015-002-2020 оно носило, добровольный характер, то теперь требование обязательное.

Его можно реализовать с помощью одного из методов оценки рисков, например, FMEA.

FMEA — метод, целью которого является улучшение процесса на основе анализа потенциальных несоответствий процесса с количественным анализом последствий и причин несоответствий.

  1. Пункт 4.2 «Понимание потребностей и ожидание заинтересованных сторон» обязывает организации проводить анализ требований заинтересованных сторон и оценивать степень их влияния на результаты деятельности действующей системы менеджмента качества, а также вырабатывать решения об удовлетворении их требований (примером может служить процедура, определяющая работу с рекламациями).

В пункте 4.2.3 прописано, что организация должна документировать результаты мониторинга и анализа информации о заинтересованных сторонах и их соответствующих требованиях. Данный пункт можно выполнить в конце года на итоговом совещании, например, на совете по качеству, где проводится анализ системы менеджмента качества со стороны руководства.

  1. Пункт 4.3 «Определение области системы менеджмента качества» даёт возможность исключать требования ГОСТ РВ 0015-002 ввиду специфики деятельности организации по согласованию с военным представительством (далее – ВП) (при наличии) и при условии, что оно не повлияет на результат деятельности организации.

Эта возможность была и в документе 2012 года и так же, как и в версии документа 2020 года, требует отразить все исключения с обоснованием в Руководстве по качеству.

  1. В пункте 4.4 «Система менеджмента качества и её процессы», пунктом 4.4.4 и 4.4.5 определено, что в организации должны быть созданы и документированы организационная и функциональная структуры СМК.

Организационная структура СМК базируется на организационной структуре организации. В ней выделяться структурные подразделения, согласно штатного расписания организации, связанные линиями управления.

Функциональная структура СМК отвечает на вопрос – Что делают в системе менеджмента качества организации? Графическое отображение данной структуры, в упрощенном виде, можно увидеть в ГОСТ Р ИСО 9001-2015 на рисунке 1 во введении документа. Текстовое отображение детализирует графическую схему в пунктах стандарта (Руководства по качеству).

Функциональная структура СМК и определённые в ней процессы должна быть предусмотрены в Руководства по качеству и согласовываться с ВП (при наличии).

Обе структуры можно включив в Руководство по качеству и далее согласовав этот документ у ВП (при его наличии).

Пунктом 4.4.7 введено новое требование о том, что организации следует, где это применимо, проводить исследования, в том числе и маркетинговые. Результаты этих исследований могут реализовываться организацией, например:

— при анализе возможности и целесообразности подачи заявок на заключение контрактов (договоров) с потенциальными заказчиками;

— при принятии решения об изменении области распространения СМК;

— при определении оптимального ассортимента поставляемой продукции (выполняемых работ, оказываемых услуг);

— при совершенствовании ценовой политики.

  1. Раздел 5 ГОСТ РВ 0015-002-2012 «Ответственность руководства» в ГОСТ РВ 0015-002-2020 заменён на «Лидерство», 5.1 «Лидерство и приверженность», 5.2 «Ответственность высшего руководства». Этот раздел дополняет раздел 5 ГОСТ Р ИСО 9001-2015. В нём описывается степень ответственности руководителя организации за создание, поддержание, совершенствование и результативность функционирования СМК в соответствии с документом 2020 года. В документе 2012 года высшее руководство организации несло ответственность за общую организацию работ по разработке и внедрению СМК.


Согласно ГОСТ Р ИСО 9000-2015, пункт 3.1.1 — высшее руководство – лицо или группа людей, осуществляющих руководство и управление организацией на высшем уровне.

а) высшее руководство имеет право делегировать полномочия и предоставлять ресурсы в рамках организации.

б) если область применения системы менеджмента охватывает только часть организации, под высшим руководством подразумевают тех, кто осуществляет руководство и управляет этой частью организации.

в) термин является одним из числа общих терминов и определений для стандартов ИСО на системы менеджмента, приведенных в Приложении SL к Сводным дополнениям ИСО Директив ИСО/МЭК, часть 1.

Руководитель организации мог делегировать работу, связанную с созданием, поддержанием, совершенствованием и результативностью функционирования СМК и особо в неё не вникать, то документ 2020 года вовлекает в этот процесс непосредственно руководителя организации.

  1. В пункте 5.1.2 «Ориентация на потребителя» идёт речь о рисках, связанных с потребителем. Так в п.5.1.2.2. руководитель организации должен организовать разработку и реализацию мер, направленных на снижение рисков, которые могут оказать негативное влияние на сроки создания продукции (выполнения работ, оказания услуг). Задокументировать данную информацию и согласовать её у ВП (при наличии).

Пункт 5.1.2.3 гласит о том, что руководитель организации при определении и оценке требований, предъявляемых к продукции (работам, услугам) должен организовать анализ возможностей организации выполнять требования, предъявляемые к продукции (работам, услугам) на протяжении всего жизненного цикла продукции (выполнения работ, оказываемых услуг), оценки рисков, связанных с невыполнением требований нормативных правовых актов, ТТЗ (ТЗ), ТУ заказчика и условий контракта (договора). А также разработать и реализовать меры, направленные на снижение таких рисков.

По результатам проведённого анализа по возможности создания организацией продукции (работ, услуг) руководитель организации должен:

а) принять решение о принятии организацией обязательств по заключению контракта (договора) и выполнения его условий;

б) довести эти требования до исполнителей;

в) организовать работу по реализации данных требований;

г) оценивать удовлетворённость потребностей заказчика.

Для оценки удовлетворённость потребностей заказчика, можно разработать анкету удовлетворённости или опросник. Но не стоит включать вопросы, связанные с удовлетворённостью заказчика ценой продукции (работ, услуг). Заказчик почти всегда хочет меньшую цену и нужно будет как-то отреагировать на данное пожелание. Ваша организация, скорее всего не будет снижать цену на свою продукцию (работы, услуги).

Пункт 5.3 «Функции, ответственность и полномочия организации» документа 2020 года в отличие от раздела 5.5 «Ответственность, полномочия и обмен информацией» документа 2021 года в большей степени вовлекает специалиста по СМК в работу организации.

Помимо тех обязанностей, которые были возложены на специалиста по СМК, добавились пункты:

— организовывать работу по риск — ориентированному мышлению;

— принимать организационные меры, связанные с внедрением методов статистического анализа производственных и технологических процессов;

— организовывать выявление конкретных технологических операций после, которых в отдел технического контроля (далее – ОТК) поступает продукция, не соответствующая установленным требованиям;

— организовывать оценку компетентности персонала организации, обеспечивающего качество продукции. К примеру, если организация является квалифицированным поставщиком, аттестацию должны проходить, в обязательном порядке, специалисты входного контроля и все работники испытательной лаборатории (при наличии этой лаборатории). Эти требования прописаны в соответствующих документах, регламентирующих работу испытательной лаборатории и квалифицированного поставщика;

— представлять руководству организации сведения о выявленных несоответствиях качества продукции и корректирующих мерах, обеспечивающих стабильное соответствие качества продукции заданным требованиям. Это пункт касается, как качество продукции собственного производства, так и поступившую продукцию от поставщиков. Службу качества должна принимать участие в составлении рейтинга поставщиков.

В пункте 5.3.8 перечислены вопросы, которые следует рассмотреть на заседании коллегиального органа, созданного в организации (например, Совета по качеству, Совета по СМК и т.д.).

В перечень этих вопросов входит вопрос по доведению ответственности за принятые решения до персонала организации. Примером этого могут служить ключевые показатели эффективности (КПЭ).

Ключевые показатели эффективности — это числовые показатели деятельности, которые помогают измерить степень достижения целей или оптимальности процесса, а именно: результативность и эффективности.

  1. В разделе 6 ГОСТ РВ 0015-2020 «Планирование», появился п. 6.1 «Действия в отношении рисков». Этот пункт практически повторяет пункт 6.1 ГОСТ Р ИСО 9001-2015 «Действия в отношении рисков и возможностей».

Учитывать и анализировать риски, ГОСТ РВ 0015-002-2020 предлагает так же в:

– п.8.3.2.4 при планировании разработки продукции;

– п.8.3.2.7 при формировании особо ответственных и специальных процессов;

– п.8.3.6.2 при внесении изменений при создании продукции;

– п.8.4.1.6 при выборе внешних поставщиков и передаче работ сторонним организациям;

– п.8.4.2.3 при контроле продукции поставляемой внешними поставщиками;

– п.8.5.6.3 при нарушении условий, необходимых для производства продукции (выполнения работ, оказания услуг) и требований к процессам и продукции (работ, услуг);

– п.9.1.1.7 при определении современных методов мониторинга и измерения процессов СМК;

– п.9.1.3.2 (б) при проведении анализа СМК;

– п.10.1.4 при проведении улучшений.

  1. В пункте 6.3.2 «Планирование изменений» говориться о том, что организации следует разработать и утвердить руководителем организации программу (план) создания или изменения (уточнения) области СМК, а также поддержания и совершенствования СМК (ежегодно). Тут нужно обратить внимание на слово «следует». Как указанно во введение документа ГОСТ РВ 0015-2020 «следует» указывает на рекомендацию, значит не обязательно к применению.
  2. Изменился п.7.1.5 «Ресурсы для мониторинга и измерений».

Ресурсы для мониторинга и измерения делятся на:

— технические средства для мониторинга;

— технические средства для измерения.

В пункте 7.1.5.7 (а) говорится о том, что организация должна разработать перечни или единый перечень технических средств, для мониторинга. Может возникнуть вопрос о перечне технических средств измерения.

В то же время п.7.1.5.8 говорит о том, что «Ресурсы для измерения (при их наличии) в части организации и порядка проведения метрологических работ должны соответствовать общим требованиям ГОСТ РВ 0008–001». В ГОСТ РВ 0008–001–2013 в 6.1 и 6.12 говориться о наличии перечня технических средств, для измерения и проведении метрологического надзора.

  1. В пункте 7.3 «Осведомлённость» появилось требование по проведению оценки осведомленности должностных лиц, осуществляющих свою деятельность в области распространения СМК. Чтобы не увеличивать объем документированной информации, осведомленность проще проверять во время проведения внутренних аудитов, а в отчете о проведении внутреннего аудита указывать, что была проведена оценка осведомленности сотрудников и по результатам этой оценки подтверждаются знания (или не подтверждаются) в области распространения СМК.
  2. В п.7.5.2 «Создание и актуализация» идёт речь о необходимости организацией управлять документированной информацией. В этом разделе ни чего нового нет за исключением п.7.5.2.3 «Внедрение и контроль за внедрением и соблюдением требований документов по стандартизации оборонной продукции (далее – ДСОП) осуществляется в соответствии с ГОСТ РВ 0001-005 «Система стандартизации оборонной продукции. Порядок внедрения стандартов на оборонную продукцию».

Требования ГОСТ РВ 0001-005 распространяются только на стандарты оборонной продукции. Но если требования ГОСТ РВ 0001-005 распространить на документы по стандартизации (далее – ДС) общего назначения, ни чего страшного не будет.

Цели реализации процедуры управления ДС (ДСОП) не отличаются от целей управления документированной информацией вообще:

— обеспечение доступности и пригодности ДС (ДСОП) там, где и когда они необходимы;

— мониторинг соответствия деятельности требованиям, установленным ДС (ДСОП), внедренными в организации.

ГОСТ РВ 0001–005–2019 требует согласованный с ВП перечень внедренных в организации ДСОП. Будет полезно, разработать такой перечень и для других ДС, но уже без согласования с ВП. Эти требования прописаны в п.7.5.3.6 ГОСТ РВ 0015-002-2020.

Стоит обратить внимание на п.7.5.3.9 «Объем документированной информации должен обеспечивать возможность оценивать реальное состояние и динамику качества создаваемой продукции, анализа причин дефектов, отказов по ГОСТ 27.310, результатов установления причин несоответствия продукции (работ, услуг) заданным требованиям (при наличии) на всех стадиях и этапах жизненного цикла продукции (работ, услуг) (согласно ГОСТ Р 51901.12)».

ГОСТ Р 51901.12–2007 «Менеджмент риска. Метод анализа видов и последствий отказов» – методика расчета рисков, которая применяется к анализу отказов. ГОСТ Р 51901.12 рекомендует проводить анализ на ранних стадиях разработки, когда устранение или сокращение последствий и количества видов отказов является экономически наиболее эффективным. Анализ может быть начат, как только система может быть представлена в виде функциональной блок-схемы с указанием ее элементов. Уйти от документирования различных рисков становиться не возможным.

Что бы упростить эту задачу, можно разработать единую таблицу рисков, возникающих при работе и раздать эту таблицу руководителям структурных подразделений. Позже, службой качества проверить заполнение этой таблицы и разъяснить руководителям структурных подразделений важность внесения в нее дополнительных корректировок. Таким образом, в конце года во время подготовки к проведению анализа СМК со стороны руководства, специалисту СМК будет проще сориентироваться, если форма документированной информации по рискам будет единой.

В пункт 8.2.1.3 (а, г) «Связь с потребителем» внесены дополнения по идентификации и анализу рисков и возможностей, связанных с возможностью организации выполнять требования контрактов (договоров) и анализу рисков и возможностей, связанных с внесением изменениями в условия контрактов (договоров), требований ТТЗ (ТЗ), ТУ, техническую документацию, а также в договоры с внешними поставщиками.

В пункт 8.2.3.3 (б) внесено условие оценки рисков связанных принятием обязательств в соответствии с условиями контрактов (договоров).

Результаты анализа контрактов (договоров), а также рисков невыполнения требований контрактов (договоров) должны быть документированы и систематически обобщаться.

Каталогизация предметов снабжения — это работы по единому описанию образцов ВВТ, их составных частей, комплектующих изделий и материалов, и другого имущества, присвоению им федеральных номенклатурных номеров и документированию этой информации в виде каталога разрабатываемых, закупаемых и находящихся в эксплуатации предметов снабжения.

Системы каталогизации применяют:

— в органах военного управления и НИО Министерства обороны России;

— в организациях промышленности участвующих в реализации ГОЗ.

Данное требование новое и в связи с необходимостью реализаций требований государственного заказчика по стандартизации, унификации и каталогизации при создании (разработке, производстве и модернизации) вооружения, военной и специальной техники подготовлен проект поправок в ФЗ-275 и ФЗ-44, с которыми вы можете ознакомиться на сайте ООО «ОПК»

В заключении можно сказать:

— с внедрением ГОСТ РВ 0015-002-2020 трудностей возникнуть не должно;

— важно читать не только ГОСТ РВ 0015-002-2020, но и все документы, на которые ссылается данный документ.

Научно-исследовательские и опытно-конструкторские разработки (НИОКР) подразумевают создание продукции и технологий новых видов, усовершенствование имеющихся характеристик. Ключевые слова здесь — «создание» и «усовершенствование». Внедрение новых технологий к НИОКР относиться уже не будет.

Разработки НИОКР в рамках гособоронзаказа должны соответствовать ряду условий:

  • Соответствовать российскими военными стандартами (ГОСТ РВ).
  • ОКР должны быть строго распределены на отдельные этапы.
  • Цену НИР и ОКР необходимо рассчитывать затратным методом с возможным использованием аналогов. А при определении величин затрат учитываются особенности налогообложения реализации работ налогом на добавленную стоимость.

В контракте на проведение НИОКР прописываются условия, связанные с правом собственности на результаты интеллектуальной деятельности и работ. Назначается руководитель темы. Он должен заниматься организацией и контролем НИОКР. В рамках НИР эти функции выполняет научный руководитель, при проведении ОКР — главный конструктор.

Нормативно-правовая база и порядок выполнения НИОКР в сфере ГОЗ

Порядок выполнения НИР и ОКР в сфере ГОЗ определен государственными военными стандартами (ГОСТ РВ). Также есть определённые требования к порядку выполнения работ (таблица 1).

Таблица 1. Стандарты и особенности НИОКР

Стандарт, определяющий порядок выполнения работ

Порядок выполнения и особенности

ГОСТ РВ 15.203-2001

ОКР разделяется на этапы. Каждый из них объединяет работы, направленные на получение определённых конечных результатов. Этапы могут быть следующие:

  • разработка эскизного проекта;
  • разработка технического проекта;
  • разработка рабочей конструкторской документации (РКД) для создания опытного образца изделия;
  • изготовление опытного образца и проведение предварительных испытаний;
  • проведение государственных испытаний (ГИ) опытного образца изделия ВТ;
  • утверждение РКД на изделие для серийного промышленного производства.

ГОСТ РВ 15.105-2001

Аналогично с ОКР, каждый этап в НИР является объектом самостоятельного целевого планирования и финансирования и характеризуется определённым результатом и.

Для выполнения НИР необходим исходный документ. Им служит техническое задание (ТЗ)

Результаты работы проверяют с помощью макетов, моделей и экспериментальных образцов.

Завершённым НИР считается в случае, если его результаты нашли применение.

При ценообразовании и подсчёте себестоимости следует руководствоваться «Типовыми методическими рекомендациями по планированию, учету и калькулированию себестоимости научно — технической продукции» (утв. Миннауки РФ 15.06.1994 N ОР-22-2-46) и протоколом ВПК от 19 декабря 2012 года N 13.

Состав затрат определяется в соответствии с приказом Минпромторга № 334 и протоколом ВПК от 26 января 2011 года № 1с.

Как рассчитывается НДС по НИОКР

Налоговым законодательством РФ НИОКР, относящиеся к гособоронзаказу, освобождаются от налога на добавленную стоимость (НДФЛ) (ст. 149 НК РФ).

Суммы «входящего» НДС, используемые в облагаемых и необлагаемых НДС операциях, учитываются раздельно в соответствии со статьёй 170 НК РФ.

Как вести бухгалтерский учет расходов

Бухгалтерский учёт НИР и ОКР в ГОЗ следует вести в соответствии с ПБУ 17/02 «Учет расходов на научно-исследовательские, опытно-конструкторские и технологические работы».

В пункте 9 ПБУ 17/02 перечислены расходы, связанные с выполнением научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ. Среди них: затраты на зарплату и другие выплаты сотрудникам; отчисления на социальные нужды, стоимость спецоборудования и оснастки; общехозяйственные расходы, стоимость материально-производственных запасов и услуг сторонних организаций и т.д.

Данные расходы накапливаются на счете 08 (субсчет «Выполнение научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ»). Работы, выполненные сторонними организациями следует учитывать по дебету счета 08 и кредиту счета 60 после подписания акта приема-сдачи.

После принятия решения об использовании результатов исследований в производстве, они списываются в дебет счета 04.

Аналитический учет расходов на НИОКР следует вести обособленно по видам работ и договорам (заказам) согласно пункту 5 ПБУ 17/02 в соответствии с требованиями п. 27 Типовых отраслевых методических рекомендаций (утв. Миннауки РФ 15 июня 1994 г. № ОР-22-2-46).

Если результатом НИОКР являются нематериальные активы, они учитываются по правилам ПБУ 14/2007 «Учет нематериальных активов». Работы, которые дали положительный результат, но в качестве материальных активов быть учтены не могут, учитываются по правилам ПБУ 17/02.

Если исследования не привели к положительному результату, они учитываются в составе прочих расходов за тот отчетный период, в котором были прекращены работы (п. 7 ПБУ 17/02). В этом месяце в бухгалтерском учете следует сделать запись по дебету счета 91 субсчет «Прочие расходы» в корреспонденции с кредитом счета 08 субсчет «Выполнение научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ».

При расчёте налога на прибыль по работам, не давшим положительного результата, расходы учитываются в течение года с первого числа месяца, следующего за месяцем завершения исследований (п. 2 ст. 262 Налогового кодекса РФ).

Узнайте больше об особенностях ценообразования, обосновании затрат по НИР и ОКР, подготовке РКМ, бухгалтерском и налоговом учёте при выполнении НИОКР оборонного значения на курсе «Особенности НИР и ОКР в сфере Гособоронзаказа» в Учебном центре «Финконт».


Государственный стандарт ГОСТ РВ 0015-002-2020 включает требования к системе менеджмента качества (далее – СМК), регламентированные ГОСТ Р ИСО 9001, и определяет дополнительные требования, отражающие специфику менеджмента качества на всех стадиях жизненного цикла военной продукции согласно ГОСТ РВ 15.004 в соответствии с действующими нормативными правовыми актами, государственными военными стандартами и другими нормативно-техническими документами, включая документы по стандартизации.

При создании, совершенствовании и оценке системы менеджмента качества организаций, создающих военную продукцию, применяют совокупность требований ГОСТ Р ИСО 9001 и дополнительных требований настоящего стандарта.

Настоящий стандарт распространяется на участников всех уровней кооперации головного исполнителя (внешние поставщики), формирование которой осуществляется в соответствии с действующим законодательством РФ.

При этом в СМК организаций-участников всех уровней кооперации головного исполнителя следует реализовать только те требования, которые распространяются на номенклатуру продукции (военную продукцию, народнохозяйственную продукцию, научно-техническую продукцию, а также выполняемые работы и оказываемые услуги), создаваемую участниками кооперации.

Требования ГОСТ РВ 0015-002-2020.

ГОСТ РВ 0015-002-2020 устанавливает требования к СМК организаций, исполняющих государственный оборонный заказ (далее – ГОЗ), при исследованиях, обосновании разработки, проектировании (включая изыскания), разработке, производстве, испытаниях, строительстве, установке, монтаже, техническом и сервисном обслуживании, ремонте, хранении, утилизации и реализации военной продукции и боеприпасов; организаций, исполняющих международные договоры, включая договоры в области военно-технического сотрудничества; организаций, осуществляющих разработку, производство, испытания, закупку, хранение и поставку изделий электронной компонентной базы, а также организаций всех уровней кооперации головного исполнителя.

Главная цель ГОСТ РВ 0015-002-2020 - адаптация передового международного опыта в области систем менеджмента качества под нужды оборонно-промышленного комплекса РФ.

Особенности ГОСТ РВ 0015-002-2020.

Главной особенностью ГОСТ РВ 0015-002-2020 является то, что данный стандарт наконец-таки привел СМК оборонной промышленности по своей структуре и содержанию в соответствие с структурой и содержанием ГОСТ Р ИСО 9001-2015.

В новом стандарте появились такие термины и требования, которых не было в старом ГОСТе, как анализ и учет рисков, управление рисками, контрафактная продукция, конфигурация, критический риск, среда организации, требования к безопасности военной продукции и пр.

К новшествам ГОСТ РВ 0015-002-2020 также можно отнести отдельные требования по управлению конфигурацией, под которой понимают структурированную совокупность свойств (конструктивных, функциональных и эксплуатационных характеристик) предполагаемого к разработке, разрабатываемого или существующего изделия. При этом управление конфигурацией стандарт обязывает осуществлять в соответствии с ГОСТ Р ИСО 10007-2017 «Менеджмент качества. Руководящие указания по менеджменту конфигурации».

Особое внимание уделено выполнению мероприятий по предотвращению и исключению применения контрафактной продукции. Следует обратить внимание на то, что термин «контрафактная продукция» в тексте ГОСТа встречается 8 раз, что говорит о том, какую важность придали разработчики стандарта гарантированному исключению попадания контрафактной продукции в Вооруженные Силы РФ. Становится очевидным, что принятие нового ГОСТ РВ 0015-002 логично укладывается в русло общей стратегии по противодействию незаконному обороту контрафактной и некачественной продукции на период до 2025 года, обсуждаемой сегодня Правительством РФ.

Значительно возросли требования к руководителю организации. Теперь руководитель должен не просто обеспечить высшее руководство и лидерство, но обязан обладать компетентностью, позволяющей осуществлять организацию работ по созданию, внедрению, поддержанию и развитию СМК в соответствии с требованиями ГОСТ РВ 0015-002. При этом, в новом стандарте осталось такое понятие, как представитель руководства по СМК (или представителя руководства по качеству или заместителя руководителя по качеству или директора по качеству - по решению организации) непосредственно подчиненный руководителю организации и компетентный в вопросах менеджмента качества. Напомним, что такого понятия (такого должностного лица) в ГОСТ Р ИСО 9001-2015 нет.


Большое внимание в новом стандарте ГОСТ РВ 0015-002 уделено вопросам отработки и применения процедуры отбора статистических методов на всех этапах разработки продукции. Определен порядок управления рисками и возможностями. Понятию рисков в новом стандарте также уделено большое внимание, достаточно сказать, что данный термин встречается в ГОСТ РВ 0015-002-2020 более 20 раз! Данному вопросу посвящен отдельный раздел «Действия в отношении рисков и возможностей»

ГОСТом оговорено, что функции и ответственность руководителей процессов СМК должны быть документально оформлены с тем, чтобы предусмотреть рациональное распределение обязанностей всех участвующих в процессе, обеспечить планирование процесса с учетом возможных рисков, определение критериев результативности процесса, его документирование и мониторинг.

Больше внимание уделено документированной информации и тем документам СМК, которые в обязательном порядке должны быть разработаны в организации либо в электронной виде, либо на бумажных носителях. К ним, в первую очередь, можно отнести: Руководство по качеству, Политику и цели в области качества, документированные процедуры по управлению рисками и возможностями, знаниями организации, обменом информацией, управлению документированной информацией, анализу контрактов (договоров), управлению собственностью потребителя, идентификацией и прослеживаемостью и ряд других.

С введением в действие нового стандарта перед предприятиями оборонно-промышленного комплекса возникает первая задача – это разработка и внедрение СМК по ГОСТ РВ 0015-002-2020, а точнее – переработка (актуализация) имеемой СМК под требования нового ГОСТа.

После решения этой задачи неминуемо возникает очередная – это сертификация по ГОСТ РВ 0015-002-2020, которая может быть проведена в ходе планового или внепланового ресертификационного аудита.

Нюансов и нововведений в новом стандарте достаточно много и в рамках одной статьи раскрыть все особенности ГОСТ РВ 0015-002-2020 просто невозможно. Для более детального ознакомления с новым стандартом мы предлагаем Вам получить этот стандарт у нас и изучить его самостоятельно.

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: