Гост 19105 79 суда прогулочные гребные и моторные методы испытаний

Обновлено: 24.04.2024

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ СОЮЗА ССР

СУДА ПРОГУЛОЧНЫЕ ГРЕБНЫЕ И МОТОРНЫЕ

Типы, основные параметры и общие технические требования

Pleasure crafts-row boats and motor boats.
Types, basic parameters and technical requirements

Дата введения 1983-01-01

ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ постановлением Государственного комитета СССР по стандартам от 29.11.79 N 4579

ПЕРЕИЗДАНИЕ (март 1998 г.) с Изменениями N 1, 2, 3, утвержденными в июле 1985 г., июне 1987 г., августе 1995 г. (ИУС 10-85, 10-87, 11-95)

Все прогулочные суда независимо от статуса изготовителя подлежат обязательной сертификации по показателям безопасности.

Настоящий стандарт распространяется на прогулочные суда (далее - суда): гребные и моторные лодки и катера пассажировместимостью не более 12 человек.

Стандарт не распространяется на надувные лодки, байдарки и каноэ, парусные и парусно-моторные суда, суда-амфибии, плавучие дачи и плоты, плавсредства водных аттракционов, спортивные суда, суда на воздушной подушке и подводных крыльях, а также на суда, поднадзорные Регистру и Речному Регистру.

Требования настоящего стандарта к ним могут применяться выборочно.

Стандарт отвечает требованиям международного документа "Руководство ИСО/МЭК 7. Требования к стандартам, применяемым при сертификации изделий".

Настоящий стандарт при сертификации судов должен использоваться совместно с ГОСТ 23200-78.

Термины - по ГОСТ 1062-80 и приложению 1.

(Измененная редакция, Изм. N 3).

1. ТИПЫ И ОСНОВНЫЕ ПАРАМЕТРЫ

1.1. Установлены следующие типы судов:

I - гребные лодки;

II - моторные лодки;

1.2. В качестве основного параметра судов установлена наибольшая длина судна. Применяемость судов в зависимости от наибольшей длины судна приведена в таблице.

Длина судна наибольшая, м

I Гребные лодки

II Моторные лодки

- применяемость, допускаемая в обоснованных случаях.

1.3. Тип судна устанавливают при разработке, в зависимости от вида двигателя - движителя (весла, подвесной мотор, стационарный двигатель), с которым преимущественно должно эксплуатироваться судно, и указывают в конструкторской документации (далее - КД).

1.4. Параметры, размеры и эксплуатационно-технические характеристики судов определяют по методикам судовых расчетов, нормам и правилам проектирования, изложенным в нормативно-технической документации, утвержденной в установленном порядке (далее - НТД).

2. ОБЩИЕ ТЕХНИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ

2.1. Суда должны быть изготовлены в соответствии с требованиями настоящего стандарта по технической документации, утвержденной в установленном порядке.

2.2. Суда должны отвечать требованиям технической эстетики, эргономики и охраны природы, изложенным в НТД.

2.3. Суда изготовляют климатических исполнений У, УХЛ (ХЛ), М по ГОСТ 15150-69.

(Измененная редакция, Изм. N 1, 2).

2.4. Суда должны сохранять основные параметры, размеры и эксплуатационно-технические характеристики, устанавливаемые настоящим стандартом и техническими условиями, в процессе и после воздействия климатических факторов внешней среды, предусмотренных ГОСТ 15150-69, при транспортировании, хранении и эксплуатации в течение срока службы судов.

2.5. Технические требования к полуфабрикатам (заготовкам), деталям, сборочным единицам и комплектующим изделиям (в том числе покупным), а также к лакокрасочным, металлическим и неметаллическим неорганическим защитным и защитно-декоративным покрытиям судов - в соответствии с ГОСТ 23200-78.

2.6. На катерах должны быть предусмотрены следующие меры пожарной безопасности:

- размещение топливных баков (цистерн) от двигателя и газовыхлопа на расстоянии не менее 800 мм (при отсутствии разделяющих переборок);

- размещение узлов топливной системы стационарного двигателя на стороне, противоположной газовыхлопу;

- компоновка и конструкция, исключающие попадание топлива в помещения (отсеки), предназначенные для размещения людей, или слив топлива за борт;

- естественная или принудительная вентиляция двигательных отсеков и выгородок для размещения топливных баков (цистерн);

- огнезащитное или из негорючих (самозатухающих) материалов исполнение двигательных выгородок (отсеков) или съемных кожухов (щитов);

- исполнение двигательных выгородок (отсеков), обеспечивающее свободный доступ к стационарному двигателю, удаление топлива из поддона.

(Измененная редакция, Изм. N 1).

2.7. Показатели надежности прогулочных судов по типам должны соответствовать значениям, приведенным в приложении 5.

(Измененная редакция, Изм. N 2).

2.8. Корпуса и корпусные конструкции судов должны обладать прочностью, отвечающей заданным эксплуатационно-техническим характеристикам судов.

Оценку прочности корпусов и корпусных конструкций судов необходимо проводить:

- расчетную - по НТД;

- натурную (ресурсные испытания) - по ГОСТ 19356-79.

Все поверхности, по которым могут ходить люди, должны иметь нескользящее покрытие.

(Измененная редакция, Изм. N 3).

2.9. Требования к оценке технического уровня и качества судов, к оценке стабильности качества изготовления, к технологичности деталей и сборочных единиц судов - по ГОСТ 23200-78 и ГОСТ 4.380-85.

(Измененная редакция, Изм. N 2).

2.10. Минимальную высоту надводного борта судов при полном водоизмещении определяют в зависимости от расчетной допустимой высоты волны по графику, приведенному в приложении 2, при этом минимальная высота надводного борта должна составлять не менее 6% наибольшей длины судна.

В моторной нише судов ниже горизонтальной плоскости, проходящей через нижнюю кромку выреза в транце, наличие отверстий, не имеющих водонепроницаемого уплотнения, кроме сливных отверстий в надводной части транца, не допускается.

2.11. Расчетная высота волны должна быть указана в технических условиях и руководстве по эксплуатации.

2.12. Район плавания (удаление от берега) судов устанавливают органы надзора за техническим состоянием и безопасностью плавания судов в зависимости от их эксплуатационно-технических характеристик и расчетной допустимой высоты волны, приведенных в руководстве по эксплуатации, от объема комплектации изделиями судовых устройств, оборудованием и предметами снабжения, а также от метеорологических условий, характерных для конкретного водоема (акватории).

2.13. Суда при полном водоизмещении должны иметь такую статическую остойчивость, чтобы угол крена при действии кренящего момента, создаваемого грузом, равным по массе 60% грузоподъемности, был меньше угла входа в воду бортовой кромки палубы или верхней кромки борта.

Место расположения центра массы этого груза должно быть:

- по высоте - 0,3 м над местами сидения пассажиров и экипажа для катеров и моторных лодок и 0,25 м над банками для сидения на гребных судах;

- по длине и ширине - в общем расчетном центре масс всех пассажиров, смещенных на штатных сидениях к одному борту так, чтобы их центры масс находились на расстоянии 0,2 м от внутренней кромки планширя или комингса кокпита. При размещении пассажиров попарно относительно диаметральной плоскости их центры масс совмещаются.

Оставшийся груз массой, равной 40% грузоподъемности, должен быть размещен в местах, предназначенных для багажа, а если такие места отсутствуют - в диаметральной плоскости на сланях.

(Измененная редакция, Изм. N 2).

2.14. Суда при полном водоизмещении в случае аварийного затопления на тихой воде должны иметь:

- запас собственной плавучести (суда деревянные или оборудоваться внутренними средствами плавучести: воздушными ящиками, воздушными отсеками или плавучими материалами), достаточный для поддержания на плаву судна с полным снабжением, когда оно залито водой по уровень планширя;

- дополнительный запас плавучести (воздушные ящики, воздушные отсеки или плавучие материалы), обеспечивающий силу плавучести, равную 280 Н на каждого человека (40% грузоподъемности судна);

- запас плавучести, позволяющий судам, имеющим деление на отсеки, оставаться на плаву при затоплении наибольшего отсека. При этом аварийная ватерлиния не должна пересекать предельную линию погружения, проходящую ниже палубы или открытых отверстий, не менее чем 75 мм;

- аварийную остойчивость, заключающуюся в том, что суда не должны переворачиваться от действия массы, равной 5% грузоподъемности, приложенной к любому борту в плоскости мидель-шпангоута. При этом размещение держащихся за борт людей, находящихся в воде, должно быть указано в руководстве по эксплуатации.

(Измененная редакция, Изм. N 3).

2.15. Пассажировместимость судов устанавливают в зависимости от грузоподъемности и наличия оборудованных мест для размещения людей на судне, принимая при этом массу человека равной 75 кг.

(Измененная редакция, Изм. N 1).

2.16. Максимально допустимую мощность подвесных моторов и стационарных двигателей, устанавливаемых на глиссирующих судах, определяют по графику, приведенному в приложении 3, в зависимости от коэффициента , вычисляемого по формуле

где - наибольшая длина судна, м;

Максимально допустимую мощность подвесных моторов и стационарных двигателей, устанавливаемых на водоизмещающих судах, определяют расчетно-экспериментальным методом по НТД.

Для судов нетрадиционных глиссирующих обводов (тримаран, морские сани, глубокое V и т.д.) график приложения 3 используют как справочный. Максимально допустимую мощность подвесного мотора устанавливают на испытаниях.

После проверки на испытаниях максимально допустимую мощность подвесных моторов и стационарных двигателей судов указывают в технических условиях и руководстве по эксплуатации.

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ СОЮЗА ССР

СУДА ПРОГУЛОЧНЫЕ ГРЕБНЫЕ И МОТОРНЫЕ

Pleasure craft row boats and motor boats.
Test methods

Дата введения 1983-01-01

ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ постановлением Государственного комитета СССР по стандартам от 29.11.79 N 4580

ПЕРЕИЗДАНИЕ (март 1998 г.) с Изменениями N 1, 2, утвержденными в июне 1987 г., августе 1995 г. (ИУС 9-87, 11-95)

Настоящий стандарт распространяется на гребные и моторные прогулочные суда по ГОСТ 19105-79 и устанавливает методы испытаний при их постановке на производство и сертификации.

Допускается применение стандарта полностью или частично (по усмотрению разработчика конструкторской документации) для испытаний судов, на которые ГОСТ 19105-79 не распространяется.

Стандарт отвечает требованиям международного документа "Руководство ИСО/МЭК 7. Требования к стандартам, применяемым при сертификации изделий".

(Измененная редакция, Изм. N 2).

1. МЕТОДЫ ИСПЫТАНИЙ

1.1. Средства измерения и оборудование

При испытаниях должны использоваться следующие средства измерения и оборудование:

- рулетки измерительные металлические по ГОСТ 7502-89;

- линейки измерительные металлические по ГОСТ 427-75;

- секундомеры 1-го класса точности;

- термометры наружные ТНВ;

Допускается применение других средств измерения и оборудования, обеспечивающих требуемую точность измерений.

(Измененная редакция, Изм. N 1, 2).

1.2. Подготовка к испытаниям

1.2.1. На судне, подготовленном к испытаниям, должны быть документы на право плавания (судовой билет, путевой лист), бортовой номер и надпись "ИСПЫТАНИЯ", оформленные в соответствии с требованиями местных органов Государственной инспекции по маломерным судам.

(Измененная редакция, Изм. N 1).

1.2.2. Перед проведением каждого вида испытаний водоизмещение судна приводят к значению, соответствующему условиям испытаний согласно нормативно-технической документации.

1.2.3. При температуре воздуха ниже 0 °С и начальных стадиях образования льда (ледяные иглы, ледяное сало) испытания не проводят.

1.2.4. Стационарные двигатели и подвесные моторы, предназначенные для установки на испытуемое судно, должны пройти период обкатки и по своим техническим показателям быть в пределах, указанных в технических условиях на поставку.

1.2.5. Все измерения в процессе испытаний судов проводят с точностью, установленной в технических условиях на судно. Вычисления результатов измерений по формулам (12), (14) и (15) проводят с точностью до целых единиц, а по формулам (6), (7), (8), (9), (10), (11), (13) - до сотых долей единиц.

(Измененная редакция, Изм. N 1).

1.2.6. В процессе испытаний судов необходимо руководствоваться действующими правилами, регламентирующими безопасность судоходства.

1.3. Проведение испытаний

1.3.1. Проверка главных размерений судна должна производиться путем его обмера.

При обмере судно должно быть установлено так, чтобы основная плоскость его была горизонтальна.

Для измерений длины и ширины корпуса характерные точки его с помощью отвеса должны быть спроектированы на основную плоскость или на плоскость обмера (заданную рейками, брусьями, швеллерами), параллельную основной (черт.1), положение которой определяется при помощи уровня. Расстояние между проекциями соответствующих точек измеряется линейкой или рулеткой.


, , и - пример характерных точек по длине и ширине корпуса; , , и - проекции
точек , , и на плоскость отсчета; , - измеряемые размеры по длине и ширине корпуса;
, - пример характерных точек по высоте корпуса; , - измеряемые размеры
по высоте корпуса по левому и правому бортам

* Черт.2 и 3 (Исключены, Изм. N 1).

Величина отклонения плоскости обмера от горизонтали не должна превышать ±0,005 мм в пределах габаритов измеряемого судна.

Для определения размеров по высоте корпуса должно быть измерено расстояние от характерных точек судна до основной плоскости с помощью отвеса, шлангового уровня, линейки или рулетки.

Результаты измерений должны заноситься в протокол обмера судна (см. приложение 1).

1.3.2. Определение массы судна

1.3.2.1. Массу судна, полностью укомплектованного судовыми устройствами и предметами снабжения, следует определять взвешиванием.

1.3.2, 1.3.2.1. (Измененная редакция, Изм. N 1).

1.3.2.2, 1.3.2.3. (Исключены, Изм. N 1).

1.3.3. Статическую остойчивость судна проверяют при полном водоизмещении на тихой воде и при глубине, полностью исключающей касание о грунт корпуса или выступающих частей судна.

Для проверки статической остойчивости на судне размещают груз в соответствии с требованиями ГОСТ 19105-79.

При проверке статической остойчивости на судне устанавливают кренометр для определения угла крена и угла входа в воду бортовой кромки палубы или верхней кромки борта. Кренометр устанавливают в вертикальном положении перпендикулярно диаметральной плоскости (далее - ДП). Установка производится на берегу при обмере судна.

После проверки статической остойчивости и фиксации угла крена для судов водоизмещением до 1 т измеряют угол входа в воду бортовой кромки палубы или верхней кромки борта, для чего группу у балласта с массой, равной 40% полезной грузоподъемности, постепенно перемещают к борту в сторону крена до того момента, пока вода не начнет поступать внутрь корпуса через борт. Если перемещением балласта массой 40% полезной грузоподъемности на борт угол заливания не достигнут, прикладывают дополнительный момент до достижения судном угла заливания при сохранении водоизмещения (т.е. часть балласта выносят на специальной конструкции за габариты судна).

1.3.4. Непотопляемость проверяют в условиях, установленных для испытаний по п.1.3.3.

Непотопляемость проверяют заполнением судна водой, а при наличии поперечных водонепроницаемых переборок - наибольшего отсека. При этом на судне должен быть закреплен дополнительный балласт массой не менее 40% грузоподъемности, с центром массы, расположенным на миделе, выше поверхности воды.

В затопленном водой состоянии судно должно быть выдержано не менее 1 ч. Допускается во время испытаний отсутствие на судне стационарного двигателя (подвесного мотора), элементов оборудования и снабжения. В этом случае их масса должна быть компенсирована эквивалентно их массе в воде. Элементы штатного оборудования должны быть закреплены по-походному, а элементы, не имеющие штатного крепления и обладающие положительной плавучестью, должны быть устранены.

1.3.3, 1.3.4. (Измененная редакция, Изм. N 1, 2).

1.3.5. Проверку аварийной остойчивости проводят в условиях, установленных для испытаний по п.1.3.3.

Аварийную остойчивость проверяют нагружением заполненного водой судна балластом, размещенным на любом борту в районе миделя, и массой не менее 5% грузоподъемности судна. В случае погружения балласта в воду сила плавучести от его объема должна быть компенсирована расчетным способом.

Компенсация массы отсутствующих в момент испытаний на судне элементов оборудования и снабжения производится согласно требованиям п.1.3.4.

1.3.6. Проверку высоты надводного борта, осадки и начального дифферента проводят в условиях, установленных для испытаний по п.1.3.3, при полном водоизмещении.


1.3.6.1. Высоту надводного борта () в м вычисляют по формуле


, (7)*

где - высота по левому борту, м;

- высота по правому борту, м.

* Нумерация соответствует оригиналу. - Примечание "КОДЕКС".

Измерения проводят измерительной металлической линейкой с берега, причала или другого судна, при этом снаряжение и люди должны находиться на своих штатных местах, перемещение грузов и людей не допускается. Измерения делают вертикально по правому и левому бортам у оконечностей и на миделе. При острых образованиях оконечностей измерение высоты надводного борта в носовой оконечности и на корме производят в ДП.

1.3.5, 1.3.6. (Измененная редакция, Изм. N 1).

1.3.6.2. Осадку судна носом () в м вычисляют по формуле


, (8)

где - высота борта в носовой оконечности, м;


- средняя высота надводного борта в носовой оконечности по замерам с правого и левого бортов, м.

1.3.6.3. Осадку судна кормой () в м вычисляют по формуле


, (9)

Текст ГОСТ 19105-79 Суда прогулочные гребные и моторные. Типы, основные параметры и общие технические требования


СУДА ПРОГУЛОЧНЫЕ ГРЕБНЫЕ И МОТОРНЫЕ

ТИПЫ, ОСНОВНЫЕ ПАРАМЕТРЫ И ОБЩИЕ ТЕХНИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ

ИПК ИЗДАТЕЛЬСТВО СТАНДАРТОВ Москва

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ СОЮЗА ССР

СУДА ПРОГУЛОЧНЫЕ ГРЕБНЫЕ И МОТОРНЫЕ

Типы, основные параметры и общие технические требования

Pleasure crafts-row boats and motor boats. Types, basic parameters and technical requirements

Постановлением Государственного комитета СССР по стандартам от 29.11.79 № 4579 дата введения установлена

Все прогулочные суда независимо от статуса изготовителя подлежат обязательной сертификации по показателям безопасности.

Настоящий стандарт распространяется на прогулочные суда (далее — суда): гребные и моторные лодки и катера пассажировместимостью не более 12 человек.

Стандарт не распространяется на надувные лодки, байдарки и каноэ, парусные и парусно-моторные суда, суда-амфибии, плавучие дачи и плоты, плавсредства водных аттракционов, спортивные суда, суда на воздушной подушке и подводных крыльях, а также на суда, поднадзорные Регистру и Речному Регистру.

Требования настоящего стандарта к ним могут применяться выборочно.

Стандарт отвечает требованиям международного документа «Руководство ИСО/МЭК 7. Требования к стандартам, применяемым при сертификации изделий».

Настоящий стандарт при сертификации судов должен использоваться совместно с ГОСТ 23200-78.

Термины — по ГОСТ 1062—80 и приложению 1.

(Измененная редакция, Изм. № 3).

1. ТИПЫ И ОСНОВНЫЕ ПАРАМЕТРЫ

1.1. Установлены следующие типы судов:

I — гребные лодки;

II — моторные лодки;

1.2. В качестве основного параметра судов установлена наибольшая длина судна. Применяемость судов в зависимости от наибольшей длины судна приведена в таблице.

Издание официальное Перепечатка воспрещена

* Переиздание (март 1998 г.) с Изменениями № 1, 2, 3, утвержденными в июле 1985 г., июне 1987 г., августе 1995 г. (ИУС 10-85, 10-87, 11-95)

© Издательство стандартов, 1980 © ИПК Издательство стандартов, 1998

Длина судна наибольшая, м

I Гребные лодки

II Моторные лодки

О — применяемость, допускаемая в обоснованных случаях.

1.3. Тип судна устанавливают при разработке, в зависимости от вида двигателя — движителя (весла, подвесной мотор, стационарный двигатель), с которым преимущественно должно эксплуатироваться судно, и указывают в конструкторской документации (далее — КД).

1.4. Параметры, размеры и эксплуатационно-технические характеристики судов определяют по методикам судовых расчетов, нормам и правилам проектирования, изложенным в нормативнотехнической документации, утвержденной в установленном порядке (далее — НТД).

2. ОБЩИЕ ТЕХНИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ

2.1. Суда должны быть изготовлены в соответствии с требованиями настоящего стандарта по технической документации, утвержденной в установленном порядке.

2.2. Суда должны отвечать требованиям технической эстетики, эргономики и охраны природы, изложенным в НТД.

2.3. Суда изготовляют климатических исполнений У, УХЛ (ХЛ), М по ГОСТ 15150—69.

(Измененная редакция, Изм. № 1, 2).

2.4. Суда должны сохранять основные параметры, размеры и эксплуатационно-технические характеристики, устанавливаемые настоящим стандартом и техническими условиями, в процессе и после воздействия климатических факторов внешней среды, предусмотренных ГОСТ 15150—69, при транспортировании, хранении и эксплуатации в течение срока службы судов.

2.5. Технические требования к полуфабрикатам (заготовкам), деталям, сборочным единицам и комплектующим изделиям (в том числе покупным), а также к лакокрасочным, металлическим и неметаллическим неорганическим защитным и защитно-декоративным покрытиям судов — в соответствии с ГОСТ 23200—78.

2.6. На катерах должны быть предусмотрены следующие меры пожарной безопасности:

- размещение топливных баков (цистерн) от двигателя и газовыхлопа на расстоянии не менее 800 мм (при отсутствии разделяющих переборок);

- размещение узлов топливной системы стационарного двигателя на стороне, противоположной газовыхлопу;

- компоновка и конструкция, исключающие попадание топлива в помещения (отсеки), предназначенные для размещения людей, или слив топлива за борт;

- естественная или принудительная вентиляция двигательных отсеков и выгородок для размещения топливных баков (цистерн);

- огнезащитное или из негорючих (самозатухающих) материалов исполнение двигательных выгородок (отсеков) или съемных кожухов (щитов);

- исполнение двигательных выгородок (отсеков), обеспечивающее свободный доступ к стационарному двигателю, удаление топлива из поддона.

(Измененная редакция, Изм. № 1).

2.7. Показатели надежности прогулочных судов по типам должны соответствовать значениям, приведенным в приложении 5.

(Измененная редакция, Изм. № 2).

2.8. Корпуса и корпусные конструкции судов должны обладать прочностью, отвечающей заданным эксплуатационно-техническим характеристикам судов.

Оценку прочности корпусов и корпусных конструкций судов необходимо проводить:

- расчетную — по НТД;

- натурную (ресурсные испытания) — по ГОСТ 19356—79.

Все поверхности, по которым могут ходить люди, должны иметь нескользящее покрытие.

(Измененная редакция, Изм. № 3).

2.9. Требования к оценке технического уровня и качества судов, к оценке стабильности качества изготовления, к технологичности деталей и сборочных единиц судов — по ГОСТ 23200—78 и ГОСТ 4.380-85.

(Измененная редакция, Изм. № 2).

2.10. Минимальную высоту надводного борта судов при полном водоизмещении определяют в зависимости от расчетной допустимой высоты волны по графику, приведенному в приложении 2, при этом минимальная высота надводного борта должна составлять не менее 6 % наибольшей длины судна.

В моторной нише судов ниже горизонтальной плоскости, проходящей через нижнюю кромку выреза в транце, наличие отверстий, не имеющих водонепроницаемого уплотнения, кроме сливных отверстий в надводной части транца, не допускается.

2.11. Расчетная высота волны должна быть указана в технических условиях и руководстве по эксплуатации.

2.12. Район плавания (удаление от берега) судов устанавливают органы надзора за техническим состоянием и безопасностью плавания судов в зависимости от их эксплуатационно-технических характеристик и расчетной допустимой высоты волны, приведенных в руководстве по эксплуатации, от объема комплектации изделиями судовых устройств, оборудованием и предметами снабжения, а также от метеорологических условий, характерных для конкретного водоема (акватории).

2.13. Суда при полном водоизмещении должны иметь такую статическую остойчивость, чтобы угол крена при действии кренящего момента, создаваемого грузом, равным по массе 60 % грузоподъемности, был меньше угла входа в воду бортовой кромки палубы или верхней кромки борта.

Место расположения центра массы этого груза должно быть:

- по высоте — 0,3 м над местами сидения пассажиров и экипажа для катеров и моторных лодок и 0,25 м над банками для сидения на гребных судах;

- по длине и ширине — в общем расчетном центре масс всех пассажиров, смещенных на штатных сидениях к одному борту так, чтобы их центры масс находились на расстоянии 0,2 м от внутренней кромки планширя или комингса кокпита. При размещении пассажиров попарно относительно диаметральной плоскости их центры масс совмещаются.

Оставшийся груз массой, равной 40 % грузоподъемности, должен быть размещен в местах, предназначенных для багажа, а если такие места отсутствуют — в диаметральной плоскости на еланях.

(Измененная редакция, Изм. № 2).

2.14. Суда при полном водоизмещении в случае аварийного затопления на тихой воде должны иметь:

- запас собственной плавучести (суда деревянные или оборудоваться внутренними средствами плавучести: воздушными ящиками, воздушными отсеками или плавучими материалами), достаточный для поддержания на плаву судна с полным снабжением, когда оно залито водой по уровень планширя;

- дополнительный запас плавучести (воздушные ящики, воздушные отсеки или плавучие материалы), обеспечивающий силу плавучести, равную 280 Н на каждого человека (40 % грузоподъемности судна);

- запас плавучести, позволяющий судам, имеющим деление на отсеки, оставаться на плаву при затоплении наибольшего отсека. При этом аварийная ватерлиния не должна пересекать предельную линию погружения, проходящую ниже палубы или открытых отверстий не менее чем 75 мм;

- аварийную остойчивость, заключающуюся в том, что суда не должны переворачиваться от действия массы, равной 5 % грузоподъемности, приложенной к любому борту в плоскости мидель-шпангоута. При этом размещение держащихся за борт людей, находящихся в воде, должно быть указано в руководстве по эксплуатации.

(Измененная редакция, Изм. № 3).

2.15. Пассажировместимость судов устанавливают в зависимости от грузоподъемности и наличия оборудованных мест для размещения людей на судне, принимая при этом массу человека равной 75 кг.

(Измененная редакция, Изм. № 1).

2.16. Максимально допустимую мощность подвесных моторов и стационарных двигателей, устанавливаемых на глиссирующих судах, определяют по графику, приведенному в приложении 3, в зависимости от коэффициента К, вычисляемого по формуле

где Ьн5 — наибольшая длина судна, м;

Р.нб — наибольшая ширина транца, м.

Максимально допустимую мощность подвесных моторов и стационарных двигателей, устанавливаемых на водоизмещающих судах, определяют расчетно-экспериментальным методом по НТД.

Для судов нетрадиционных глиссирующих обводов (тримаран, морские сани, глубокое Y и т. д.) график приложения 3 используют как справочный. Максимально допустимую мощность подвесного мотора устанавливают на испытаниях.

После проверки на испытаниях максимально допустимую мощность подвесных моторов и стационарных двигателей судов указывают в технических условиях и руководстве по эксплуатации.

(Измененная редакция, Изм. № 1).

2.17. Рекомендуемую мощность или диапазон рекомендуемых мощностей подвесных моторов определяют в зависимости от наибольшей эксплуатационной эффективности судов, от типоразмеров подвесных моторов, выпускаемых серийно, и после проверки на испытаниях указывают в технических условиях и руководстве по эксплуатации.

2.18. Размер по толщине посадочных мест под струбцины подвесных моторов на транцах и выносных кронштейнах судов устанавливают, исходя из размеров струбцин.

Высота транцев (или выносных кронштейнов) глиссирующих судов с подвесными моторами должна быть 380+15 или 510+15 мм, в зависимости от конструктивного исполнения рекомендованных подвесных моторов.

2.19. Номенклатура и применяемость изделий судовых устройств и предметов снабжения, подлежащих установке на судах предприятиями-изготовителями, указана в приложении 4.

2.20. Для обеспечения необходимых (заданных) потребительских свойств судов допускается предприятиям-разработчикам дополнять в КД перечень изделий судовых устройств и предметов снабжения, установленный приложением 4.

2.21. Нормы обеспечения судов изделиями судовых устройств и предметов снабжения, перечисленных в приложении 4, устанавливают и указывают в КД и технических условиях предприятия-разработчики.

2.22. Средства сигнализации, применяемые на судах, должны соответствовать требованиям безопасности плавания по внутренним водоемам и прибрежным зонам морей.

2.23. Номенклатуру и нормы навигационного оборудования и индивидуальных спасательных средств судов устанавливают органы надзора за техническим состоянием и безопасностью плавания судов.

2.24. В руководстве по эксплуатации должны быть указаны меры предосторожности: поведение людей при посадке в судно, при передвижении их по судну во время хода, поведение их при опрокидывании судна, а также рекомендации по управлению судном при входе в циркуляцию и волнении.

2.25. Предельное отклонение размеров (приведенных в настоящем стандарте), с неуказанными допусками — по классу точности «очень грубый».

2.26. На судах, изготовляемых серийно, должны применяться стандартизованные или разрешенные к применению унифицированные изделия судовых устройств и предметов снабжения.

ПРИЛОЖЕНИЕ 1 Справочное

ТЕРМИНЫ, ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ В НАСТОЯЩЕМ СТАНДАРТЕ,

И ПОЯСНЕНИЯ К НИМ

1. Высота транца прогулочного судна с подвесным мотором

Расстояние, измеряемое в вертикальной плоскости, проходящей через ось гребного вала подвесного мотора по вертикали от верхней кромки транца до горизонтальной плоскости, проходящей через нижнюю точку транца в плоскости измерения

2. Эксплуатационная эффективность прогулочного судна

Произведение скорости хода на водоизмещение для расчетного случая, отнесенное к рекомендуемой мощности подвесного мотора (подвесных моторов) прогулочного судна

3. Рекомендуемая мощность подвесного мотора (подвесных моторов) прогулочного судна

Мощность подвесного мотора (подвесных моторов), при которой достигается максимальная эксплуатационная эффективность и обеспечивается выход прогулочного судна на глиссирование при водоизмещении для расчетного случая нагрузки

4. Прогулочное судно

Судно пассажировместимостью не более 12 человек, предназначенное для отдыха на воде

ПРИЛОЖЕНИЕ 1. (Измененная редакция, Изм. № 3).

ПРИЛОЖЕНИЕ 2 Обязательное

ГРАФИК ЗАВИСИМОСТИ МИНИМАЛЬНОЙ ВЫСОТЫ НАДВОДНОГО БОРТА СУДОВ ОТ РАСЧЕТНОЙ ДОПУСТИМОЙ ВЫСОТЫ ВОЛНЫ


Янадв.шт — минимальная высота надводного борта судов, м; /гв — расчетная высота волны, м.

ПРИЛОЖЕНИЕ 3 Обязательное

МАКСИМАЛЬНО ДОПУСТИМОЙ МОЩНОСТИ ПОДВЕСНЫХ МОТОРОВ И СТАЦИОНАРНЫХ ДВИГАТЕЛЕЙ ГЛИССИРУЮЩИХ СУДОВ ОТ КОЭФФИЦИЕНТА К


Ушах — максимально допустимая мощность подвесных моторов и стационарных двигателей, кВт (л. с); К — коэффициент, определенный по формуле настоящего стандарта.

ПРИЛОЖЕНИЕ 4 Обязательное

НОМЕНКЛАТУРА И ПРИМЕНЯЕМОСТЬ ИЗДЕЛИИ СУДОВЫХ УСТРОЙСТВ И ПРЕДМЕТОВ СНАБЖЕНИЯ СУДОВ

Наименование изделий судовых устройств и предметов снабжения судов

Применяемость изделий судовых устройств и предметов снабжения по типам судов

1.2 . В качестве основного параметра судов установлена наибольшая длина судна. Применяемость судов в зависимости от наибольшей длины судна приведена в таблице.

Длина судна наибольшая, м

I Гребные лодки




II Моторные лодки








- рекомендуемая применяемость;


- применяемость, допускаемая в обоснованных случаях.

1.3 . Тип судна устанавливают при разработке, в зависимости от вида двигателя - движителя (весла, подвесной мотор, стационарный двигатель), с которым преимущественно должно эксплуатироваться судно, и указывают в конструкторской документации (далее - КД).

1.4 . Параметры, размеры и эксплуатационно-технические характеристики судов определяют по методикам судовых расчетов, нормам и правилам проектирования, изложенным в нормативно-технической документации, утвержденной в установленном порядке (далее - НТД).

2.1 . Суда должны быть изготовлены в соответствии с требованиями настоящего стандарта по технической документации, утвержденной в установленном порядке.

2.2 . Суда должны отвечать требованиям технической эстетики, эргономики и охраны природы, изложенным в НТД.

2.3 . Суда изготовляют климатических исполнений У, УХЛ (ХЛ), М по ГОСТ 15150-69 .

(Измененная редакция, Изм. № 1, 2).

2.4 . Суда должны сохранять основные параметры, размеры и эксплуатационно-технические характеристики, устанавливаемые настоящим стандартом и техническими условиями, в процессе и после воздействия климатических факторов внешней среды, предусмотренных ГОСТ 15150-69 , при транспортировании, хранении и эксплуатации в течение срока службы судов.

2.5 . Технические требования к полуфабрикатам (заготовкам), деталям, сборочным единицам и комплектующим изделиям (в том числе покупным), а также к лакокрасочным, металлическим и неметаллическим неорганическим защитным и защитно-декоративным покрытиям судов - в соответствии с ГОСТ 23200-78 .

2.6 . На катерах должны быть предусмотрены следующие меры пожарной безопасности:

- размещение топливных баков (цистерн) от двигателя и газовыхлопа на расстоянии не менее 800 мм (при отсутствии разделяющих переборок);

- размещение узлов топливной системы стационарного двигателя на стороне, противоположной газовыхлопу;

- компоновка и конструкция, исключающие попадание топлива в помещения (отсеки), предназначенные для размещения людей, или слив топлива за борт;

- естественная или принудительная вентиляция двигательных отсеков и выгородок для размещения топливных баков (цистерн);

- огнезащитное или из негорючих (самозатухающих) материалов исполнение двигательных выгородок (отсеков) или съемных кожухов (щитов);

- исполнение двигательных выгородок (отсеков), обеспечивающее свободный доступ к стационарному двигателю, удаление топлива из поддона.

(Измененная редакция, Изм. № 1).

2.7 . Показатели надежности прогулочных судов по типам должны соответствовать значениям, приведенным в приложении 5 .

(Измененная редакция, Изм. № 2).

2.8 . Корпуса и корпусные конструкции судов должны обладать прочностью, отвечающей заданным эксплуатационно-техническим характеристикам судов.

Оценку прочности корпусов и корпусных конструкций судов необходимо проводить:

- расчетную - по НТД;

- натурную (ресурсные испытания) - по ГОСТ 19356-79.

Все поверхности, по которым могут ходить люди, должны иметь нескользящее покрытие.

(Измененная редакция, Изм. № 3).

2.9 . Требования к оценке технического уровня и качества судов, к оценке стабильности качества изготовления, к технологичности деталей и сборочных единиц судов - по ГОСТ 23200-78 и ГОСТ 4.380-85 .

(Измененная редакция, Изм. № 2).

2.10 . Минимальную высоту надводного борта судов при полном водоизмещении определяют в зависимости от расчетной допустимой высоты волны по графику, приведенному в приложении 2 , при этом минимальная высота надводного борта должна составлять не менее 6 % наибольшей длины судна.

В моторной нише судов ниже горизонтальной плоскости, проходящей через нижнюю кромку выреза в транце, наличие отверстий, не имеющих водонепроницаемого уплотнения, кроме сливных отверстий в надводной части транца, не допускается.

2.11 . Расчетная высота волны должна быть указана в технических условиях и руководстве по эксплуатации.

2.12 . Район плавания (удаление от берега) судов устанавливают органы надзора за техническим состоянием и безопасностью плавания судов в зависимости от их эксплуатационно-технических характеристик и расчетной допустимой высоты волны, приведенных в руководстве по эксплуатации, от объема комплектации изделиями судовых устройств, оборудованием и предметами снабжения, а также от метеорологических условий, характерных для конкретного водоема (акватории).

2.13 . Суда при полном водоизмещении должны иметь такую статическую остойчивость, чтобы угол крена при действии кренящего момента, создаваемого грузом, равным по массе 60 % грузоподъемности, был меньше угла входа в воду бортовой кромки палубы или верхней кромки борта.

Место расположения центра массы этого груза должно быть:

- по высоте - 0,3 м над местами сидения пассажиров и экипажа для катеров и моторных лодок и 0,25 м над банками для сидения на гребных судах;

- по длине и ширине - в общем расчетном центре масс всех пассажиров, смещенных на штатных сидениях к одному борту так, чтобы их центры масс находились на расстоянии 0,2 м от внутренней кромки планширя или комингса кокпита. При размещении пассажиров попарно относительно диаметральной плоскости их центры масс совмещаются.

Оставшийся груз массой, равной 40 % грузоподъемности, должен быть размещен в местах, предназначенных для багажа, а если такие места отсутствуют - в диаметральной плоскости на сланях.

(Измененная редакция, Изм. № 2).

2.14 . Суда при полном водоизмещении в случае аварийного затопления на тихой воде должны иметь:

- запас собственной плавучести (суда деревянные или оборудоваться внутренними средствами плавучести: воздушными ящиками, воздушными отсеками или плавучими материалами), достаточный для поддержания на плаву судна с полным снабжением, когда оно залито водой по уровень планширя;

- запас плавучести, позволяющий судам, имеющим деление на отсеки, оставаться на плаву при затоплении наибольшего отсека. При этом аварийная ватерлиния не должна пересекать предельную линию погружения, проходящую ниже палубы или открытых отверстий не менее чем 75 мм;

- аварийную остойчивость, заключающуюся в том, что суда не должны переворачиваться от действия массы, равной 5 % грузоподъемности, приложенной к любому борту в плоскости мидельшпангоута. При этом размещение держащихся за борт людей, находящихся в воде, должно быть указано в руководстве по эксплуатации.

(Измененная редакция, Изм. № 3).

2.15 . Пассажировместимость судов устанавливают в зависимости от грузоподъемности и наличия оборудованных мест для размещения людей на судне, принимая при этом массу человека равной 75 кг.

(Измененная редакция, Изм. № 1).

2.16 . Максимально допустимую мощность подвесных моторов и стационарных двигателей, устанавливаемых на глиссирующих судах, определяют по графику, приведенному в приложении 3 , в зависимости от коэффициента К, вычисляемого по формуле

К = L нб × b тр.нб ,

где L нб - наибольшая длина судна, м;

b тр.нб - наибольшая ширина транца, м.

Максимально допустимую мощность подвесных моторов и стационарных двигателей, устанавливаемых на водоизмещающих судах, определяют расчетно-экспериментальным методом по НТД.

Для судов нетрадиционных глиссирующих обводов (тримаран, морские сани, глубокое V и т.д.) график приложения 3 используют как справочный. Максимально допустимую мощность подвесного мотора устанавливают на испытаниях.

После проверки на испытаниях максимально допустимую мощность подвесных моторов и стационарных двигателей судов указывают в технических условиях и руководстве по эксплуатации.

(Измененная редакция, Изм. № 1).

2.17 . Рекомендуемую мощность или диапазон рекомендуемых мощностей подвесных моторов определяют в зависимости от наибольшей эксплуатационной эффективности судов, от типоразмеров подвесных моторов, выпускаемых серийно, и после проверки на испытаниях указывают в технических условиях и руководстве по эксплуатации.

2.18 . Размер по толщине посадочных мест под струбцины подвесных моторов на транцах и выносных кронштейнах судов устанавливают, исходя из размеров струбцин.

Высота транцев (или выносных кронштейнов) глиссирующих судов с подвесными моторами должна быть 380 ± 15 или 510 ± 15 мм, в зависимости от конструктивного исполнения рекомендованных подвесных моторов.

2.19 . Номенклатура и применяемость изделий судовых устройств и предметов снабжения, подлежащих установке на судах предприятиями-изготовителями, указана в приложении 4 .

2.20 . Для обеспечения необходимых (заданных) потребительских свойств судов допускается предприятиям-разработчикам дополнять в КД перечень изделий судовых устройств и предметов снабжения, установленный приложением 4 .

2.21 . Нормы обеспечения судов изделиями судовых устройств и предметов снабжения, перечисленных в приложении 4 , устанавливают и указывают в КД и технических условиях предприятия-разработчики.

2.22 . Средства сигнализации, применяемые на судах, должны соответствовать требованиям безопасности плавания по внутренним водоемам и прибрежным зонам морей.

2.23 . Номенклатуру и нормы навигационного оборудования и индивидуальных спасательных средств судов устанавливают органы надзора за техническим состоянием и безопасностью плавания судов.

2.24 . В руководстве по эксплуатации должны быть указаны меры предосторожности: поведение людей при посадке в судно, при передвижении их по судну во время хода, поведение их при опрокидывании судна, а также рекомендации по управлению судном при входе в циркуляцию и волнении.

2.25 . Предельное отклонение размеров (приведенных в настоящем стандарте), с неуказанными допусками - по классу точности «очень грубый».

2.26 . На судах, изготовляемых серийно, должны применяться стандартизованные или разрешенные к применению унифицированные изделия судовых устройств и предметов снабжения.

1. Высота транца прогулочного судна с подвесным мотором

Расстояние, измеряемое в вертикальной плоскости, проходящей через ось гребного вала подвесного мотора по вертикали от верхней кромки транца до горизонтальной плоскости, проходящей через нижнюю точку транца в плоскости измерения

2. Эксплуатационная эффективность прогулочного судна

Произведение скорости хода на водоизмещение для расчетного случая, отнесенное к рекомендуемой мощности подвесного мотора (подвесных моторов) прогулочного судна

3. Рекомендуемая мощность подвесного мотора (подвесных моторов) прогулочного судна

Мощность подвесного мотора (подвесных моторов), при которой достигается максимальная эксплуатационная эффективность и обеспечивается выход прогулочного судна на глиссирование при водоизмещении для расчетного случая нагрузки

4. Прогулочное судно

Судно пассажировместимостью не более 12 человек, предназначенное для отдыха на воде

Обязательное

Н надв. min - минимальная высота надводного борта судов, м; h в - расчетная высота волны, м.

Обязательное

N max - максимально допустимая мощность подвесных моторов и стационарных двигателей, кВт (л.с.); К - коэффициент, определенный по формуле настоящего стандарта.

Обязательное

Применяемость изделий судовых устройств и предметов снабжения по типам судов

ГОСТ 19356-79 Суда прогулочные гребные и моторные. Методы испытаний

Стандарт распространяется на гребные и моторные прогулочные суда по ГОСТ 19105-79 и устанавливает методы испытаний при их постановке на производство и сертификации.
Допускается применение стандарта полностью или частично (по усмотрению разработчика конструкторской документации) для испытаний судов, на которые ГОСТ 19105-79 не распространяется.

ГОСТ (сборник) - Единая Система Конструкторской Документации (ЕСКД)

  • формат pdf
  • размер 7.07 МБ
  • добавлен 21 июня 2010 г.

ГОСТ 10181-2000 Смеси бетонные. Методы испытаний

  • формат pdf
  • размер 336.83 КБ
  • добавлен 03 февраля 2011 г.

ГОСТ 10181-2000 Смеси бетонные. Методы испытаний . Настоящий стандарт распространяется на бетонные смеси для приготовления тяжелого, мелкозернистого и легкого бетонов и устанавливает правила отбора проб и методы определения удобоукладываемости, средней плотности, пористости, расслаиваемости, температуры и сохраняемости свойств бетонной смеси. Стандарт не распространяется на смеси для приготовления крупнопористых бетонов.

ГОСТ 12450-82 Выключатели переменного тока на номинальные напряжения от 110 до 750 кВ. Технические требования к отключению ненагруженных воздушных линий и методы испытаний

  • формат doc
  • размер 105 КБ
  • добавлен 14 декабря 2010 г.

Настоящий стандарт устанавливает технические требования и методы испытаний выключателей переменного тока на номинальные напряжения от 110 до 750 кВ включительно по ГОСТ 687-78 на отключение воздушных ненагруженных линий. Стандарт соответствует Публикациям МЭК 56-2 и 56-4. Пояснение терминов, встречающихся в стандарте, приведено в справочном приложении 1.

ГОСТ 1497-84. Металлы. Методы испытаний на растяжение

  • формат pdf
  • размер 1.26 МБ
  • добавлен 11 декабря 2010 г.

ГОСТ 19105-79 Суда прогулочные гребные и моторные. Типы, основные параметры и общие технические требования

  • формат pdf
  • размер 405.69 КБ
  • добавлен 01 июня 2010 г.

Стандарт распространяется на прогулочные суда: гребные и моторные лодки и катера пассажировместимостью не более 12 человек. Стандарт не распространяется на надувные лодки, байдарки и каноэ, парусные и парусно-моторные суда, суда-амфибии, плавучие дачи и плоты, плавсредства водных аттракционов, спортивные суда, суда на воздушной подушке и подводных крыльях, а также на суда, поднадзорные Регистру и Речному Регистру.

ГОСТ 30737-2001 Приборы приемно-контрольные пожарные. Общие технические требования. Методы испытаний

  • формат doc
  • размер 415.5 КБ
  • добавлен 14 марта 2011 г.

Настоящий стандарт устанавливает общие технические требования и методы испытаний к приемно-контрольным пожарным приборам.

ГОСТ 4659-79 Ткани и пряжа чистошерстяные и полушерстяные. Методы химических испытаний

  • формат pdf
  • размер 587.33 КБ
  • добавлен 17 января 2012 г.

ГОСТ 4659-79 Ткани и пряжа чистошерстяные и полушерстяные. Методы химических испытаний. Дата введения 01.07.80 Настоящий стандарт распространяется на чистошерстяные и полушерстяные ткани и пряжу и устанавливает методы определения: массовой доли жировых веществ; массовой доли шерстяного волокна; массовой доли свободной серной кислоты; общей массовой доли серной кислоты; массовой доли веществ, экстрагируемых этиловым спиртом; значения водородного.

ГОСТ 9733.6-83 Материалы текстильные. Методы испытаний устойчивости окрасок к поту

  • формат pdf
  • размер 303.39 КБ
  • добавлен 17 января 2012 г.

ГОСТ 9733.6-83 Материалы текстильные. Методы испытаний устойчивости окрасок к "поту". Дата введения 01.01.86 Настоящий стандарт распространяется на текстильные материалы и устанавливает методы испытаний устойчивости окрасок к действию человеческого пота. Методы основаны на обработке испытуемой пробы вместе с пробами неокрашенных тканей растворами, содержащими гистидин с поваренной солью или поваренную соль при определенных условиях

ГОСТ Р 52348 - 2005. Тиры стрелковые закрытые, защита броневая и техническая укреплённость. Правила приёмки и методы испытаний

  • формат pdf
  • размер 305.93 КБ
  • добавлен 19 марта 2011 г.

Москва ИПК Издательство стандартов - 2005 год, 23 стр. Издание официальное. Тиры стрелковые закрытые, защита броневая и техническая укреплённость. Правила приёмки и методы испытаний. Настоящий стандарт устанавливает правила приемки и методы испытаний броневой защиты и технической укрепленности закрытых стрелковых тиров, являющихся единичным сооружением, а также помещений (комнат) для хранения оружия и патронов (боеприпасов), входящих в состав за.

ГОСТ Р 53783-2010 Лифты. Правила и методы оценки соответствия лифтов в период эксплуатации

  • формат pdf
  • размер 1.48 МБ
  • добавлен 08 октября 2011 г.

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: