Госпошлина при обжаловании постановления об административном правонарушении в суд рб

Обновлено: 24.04.2024

Увеличилась пошлина за рассмотрение апелляционной жалобы в экономическом суде. Теперь она равна 80% ставки, установленной за рассмотрение искового заявления (заявления, жалобы), а по имущественным спорам — ставки, исчисленной исходя из оспариваемой суммы . Ранее пошлина составляла 40%.

На заметку!
С 1 января 2021 г. базовая величина увеличилась до 29 руб. В связи с этим изменились и минимальные размеры госпошлины при обращении в экономический суд. За подачу иска она составит 725 руб., а за заявление о возбуждении приказного производства – 58 руб.

Больше придется заплатить и при подаче апелляционной или надзорной жалобы по гражданскому делу. Пошлина увеличена с 50 до 80% ставки, установленной за рассмотрение искового заявления или иного заявления, жалобы, а по имущественным спорам — ставки, исчисленной исходя из оспариваемой суммы .Также введен минимальный размер госпошлины за рассмотрение имущественного иска по гражданскому делу. Теперь он должен быть не менее 2 базовых величин . Ранее госпошлина определялась в размере 5% от цены иска и не ограничивалась минимумом.

При обращении в судебную коллегию по делам интеллектуальной собственности Верховного Суда с имущественным иском тоже предусмотрен минимальный размер – 2 базовые величины .

Надзорная жалоба в указанную коллегию подорожала и теперь составляет не 50, а 80% от госпошлины, уплаченной при подаче иска или жалобы .

Льготы по госпошлине

Скорректированы случаи освобождения от госпошлины при обращении в суд. Например:

— граждане, в отношении которых ведется административный процесс, освобождены от уплаты пошлины за подачу жалобы на административное задержание ;

— общественные объединения по защите прав потребителей не уплачивают госпошлину только в случае подачи заявления в интересах потребителей, но не в своих собственных интересах. Сами потребители-истцы, как и ранее, освобождены от пошлины ;

— не только истцы – физические лица, но и истцы-застройщики и другие организации освобождены от пошлины по спорам в связи с долевым строительством. Также и с ответчиков по таким делам теперь не будут взыскивать пошлину в случае проигрыша .

Также исключены льготы по уплате госпошлины за рассмотрение кассационных и надзорных жалоб по некоторым категориям дел.

Возврат и зачет госпошлины

При заключении мирового соглашения по всем требованиям в экономическом деле суд теперь вернет не 25, а 50% уплаченной госпошлины. Кроме того, это правило действует и в случае мирового соглашения по части неимущественных требований. Если мировое соглашение достигнуто только по части имущественных требований, то госпошлину вернут пропорционально этим требованиям. Для расчета за основу возьмут 50% от уплаченной пошлины .

Излишне уплаченную или взысканную госпошлину теперь можно зачесть не только в счет предстоящих платежей по налогам, сборам, пошлинам или пеням по ним, но и в счет уплаты штрафов .

На заметку!
Напомним, что госпошлина при обращении в суд теперь подлежит зачислению в республиканский бюджет. В связи с этим изменились реквизиты для ее уплаты. Также госпошлину можно уплатить через ЕРИП. При этом суду достаточно сообщить учетный номер операции (транзакции) в ЕРИП. Но если оплата была с помощью банковского перевода или наличными через банк, то суду нужно все равно представить платежный документ.

Извлечение из Особенной части (Приложение 13) Налогового кодекса Республики Беларусь (редакция от от 29.12.2020 года).

Наименование действий, за которые взимается государственная пошлина

Ставки государственной пошлины

1. Рассмотрение искового заявления:

1.1. имущественного характера (за исключением искового заявления, указанного в подпункте 1.2 настоящего пункта)

5 процентов цены иска, но не менее 2 базовых величин

1.2. о взыскании расходов, затраченных государством на содержание детей, находящихся на государственном обеспечении

1 базовая величина с каждого обязанного лица

2. Рассмотрение искового заявления:

2.1. о расторжении брака

4 базовые величины

2.2. о расторжении повторного брака

8 базовых величин

2.3. о расторжении брака с лицом, признанным в установленном порядке безвестно отсутствующим или недееспособным, а также искового заявления о расторжении брака с лицом, осужденным к лишению свободы на срок не менее 3 лет

1 базовая величина

2.4. по спорам, связанным с заключением, изменением или расторжением договора, о признании договора незаключенным, о признании сделки недействительной, об установлении факта ничтожности сделки

5 базовых величин

2.5. неимущественного характера (или не подлежащего оценке)

3 базовые величины

3. Рассмотрение заявления о возбуждении приказного производства

по ставкам, установленным пунктом 1 настоящего приложения

4. Рассмотрение жалобы:

4.1. на решения о прекращении рассмотрения ходатайства о предоставлении статуса беженца, дополнительной защиты или убежища в Республике Беларусь, об отказе в предоставлении статуса беженца и о предоставлении дополнительной защиты в Республике Беларусь, об отказе в предоставлении статуса беженца и дополнительной защиты в Республике Беларусь, об отказе в продлении срока предоставления дополнительной защиты в Республике Беларусь, об утрате, аннулировании статуса беженца или дополнительной защиты в Республике Беларусь

1 базовая величина

4.2. по делу, возникающему из административно-правовых отношений, на ответ на обращение физического лица, на постановления, действия (бездействие) судебного исполнителя

1 базовая величина

5. Рассмотрение заявления по делу в порядке особого производства

2 базовые величины

6. Рассмотрение заявления об отмене решения третейского суда

2 базовые величины

7. Рассмотрение апелляционной или надзорной жалобы, за исключением жалоб, указанных в пунктах 10 и 11 настоящего приложения

80 процентов ставки, установленной за рассмотрение искового заявления или иного заявления, жалобы, а по имущественным спорам - ставки, исчисленной исходя из оспариваемой суммы

8. Рассмотрение жалобы на постановление по делу об административном правонарушении:

8.1.1. штрафа в размере:

менее 10 базовых величин

0,5 базовой величины

от 10 до 100 базовых величин

2 базовые величины

от 100 базовых величин и более

3 базовые величины

8.1.2. иного административного взыскания

1 базовая величина

8.2. не связанное с наложением взыскания, в том числе о прекращении дела об административном правонарушении

1 базовая величина

9. Рассмотрение жалобы на отказ в возбуждении уголовного дела, прекращение предварительного расследования уголовного дела либо уголовного преследования, отказ в возбуждении производства по вновь открывшимся обстоятельствам

1 базовая величина

10. Рассмотрение жалобы на приговор, определение, постановление суда по уголовному делу:

10.1. надзорной первичной или повторной, за исключением повторной, указанной в подпункте 10.2 настоящего пункта

1 базовая величина

10.2. повторной, подаваемой в Верховный Суд Республики Беларусь

2 базовые величины

11. Рассмотрение апелляционной или надзорной жалобы на приговор, определение, постановление суда в части разрешения гражданского иска в уголовном процессе

по ставкам, установленным пунктом 7 настоящего приложения

12. Рассмотрение иной жалобы, не указанной в пунктах 4, 7 - 11 настоящего приложения

0,1 базовой величины

13. Повторная выдача копий судебного решения, приговора, определения, постановления суда

1 базовая величина и, кроме того, 0,1 базовой величины за каждую изготовленную страницу

14. Выдача копии решения суда:

14.1. о расторжении брака

2 базовые величины (с одного или обоих супругов)

14.2. о расторжении повторного брака

3 базовые величины (с одного или обоих супругов)

15. Выдача судом дубликатов, копий других документов

0,1 базовой величины и, кроме того, 0,003 базовой величины за каждую изготовленную страницу

© 2012-2022 Artlaw.by
Все права защищены.
Лицензии №02240/2136 и №02240/2336



220013, г.Минск, ул. Дорошевича, 8,


факс: +375 17 353-32-21, +375 17 379-25-75,


sovadm@minsk.gov.by


«горячая линия»
































Государственная пошлина за подачу в органы прокуратуры жалоб на постановления по делам об административных правонарушениях

В соответствии с Приложением № 17 к Налоговому кодексу Республики Беларусь с жалоб, подаваемых в органы прокуратуры, на постановления по делам об административных правонарушениях взимается государственная пошлина.

Так, в соответствии с п.7 Приложения №17 по жалобам на постановления по делам об административных правонарушениях, о наложении штрафа в размере:

  • менее 10 базовых величин должна быть уплачена государственная пошлина в размере 0,5 базовой величины;
  • от 10 до 100 базовых величин – пошлина в размере 2 базовых величин;
  • более 100 базовых величин – пошлина в размере 3 базовых величин

О наложении иных административных взысканий – 1 базовая величина.

С жалоб на иные постановления по делам об административных правонарушениях, не связанных с наложением взыскания, в том числе о прекращении дела об административном правонарушении взимается государственная пошлина в размере 1 базовой величины.

Государственная пошлина подлежит уплате в РАЙФО по месту подачи жалобы.

Согласно ч.1 ст.256 Особенной части Налогового кодекса Республики Беларусь жалоба, за которую не уплачена государственная пошлина, поданная в органы прокуратуры, должна быть возвращена лицу, ее подавшему, с разъяснением необходимости уплаты государственной пошлины.

В соответствии с п.1 ст.7.3 ПИКоАП Республики Беларусь жалоба на постановление о прекращении дела об административном правонарушении, вынесенное по окончании подготовки дела об административном правонарушении к рассмотрению, может быть подана в течение пятнадцати дней со дня вынесения такого постановления.

В данном случае, при обжаловании в порядке главы 7 ПИКоАП Республики Беларусь постановления о прекращении дела об административном правонарушении, вынесенного по окончании подготовки дела об административном правонарушении к рассмотрению уплата государственной пошлины не требуется.

Ежегодно в Республике Беларусь к административной ответственности привлекается значительное количество юридических и физических лиц. Однако в случае несогласия с привлечением к административной ответственности у всех есть возможность реализовать свое право на обжалование вынесенного постановления.

Прокурор в пределах компетенции, определенной ст.2.15 Процессуально-исполнительного кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях (далее – ПИКоАП), в рамках осуществления надзора за ведением административного процесса, уполномочен опротестовывать противоречащие законодательным актам постановления по делам об административных правонарушениях (далее - постановление).

В соответствии со ст.11.12 ПИКоАП постановление вступает в законную силу по истечении срока на обжалование и опротестование.

В силу ст.12.4 ПИКоАП жалоба на постановление может быть подана в течение 10 суток со дня получения лицом, в отношении которого ведется административный процесс, копии этого постановления. Если постановление было вынесено в присутствии названного лица, 10-дневный срок исчисляется со дня объявления ему постановления.

Согласно ст.12.1 ПИКоАП постановление по делу об административном правонарушении может быть обжаловано лицом, в отношении которого оно вынесено, потерпевшим, их представителями, защитником.

При этом в ст.12.1-1 ПИКоАП установлены обязательные требования к содержанию жалобы на постановление. Так, в жалобе должны быть указаны:

- должностное лицо (суд, орган), которому адресуется жалоба;

- фамилия, имя, отчество (наименование) лица, подающего жалобу, его место жительства (место пребывания) или место нахождения и процессуальное положение в деле об административном правонарушении;

- обжалуемое постановление по делу об административном правонарушении (дата, номер, орган, вынесший постановление);

- доводы для отмены или изменения постановления по делу об административном правонарушении.

Также жалоба должна быть подписана лицом, подающим жалобу, либо его представителем.

ПИКоАП устанавливает порядок обжалования как не вступивших, так и вступивших в законную силу постановлений.

Порядок обжалования не вступивших в законную силу постановлений определен в ст.12.2 ПИКоАП, в соответствии с которой:

- не вступившее в законную силу постановление административной комиссии, комиссии по делам несовершеннолетних может быть обжаловано в районный (городской) исполнительный комитет (администрацию района в городе) или в суд по месту наложения административного взыскания;

- постановление сельского (поселкового) исполнительного комитета - в районный исполнительный комитет или в суд по месту наложения административного взыскания;

- постановление иного органа, ведущего административный процесс, - в вышестоящий орган (вышестоящему должностному лицу) или в суд по месту наложения административного взыскания;

- постановление суда - в вышестоящий суд.

При этом жалоба направляется в суд либо орган, ведущий административный процесс, вынесшие постановление по делу об административном правонарушении для последующего направления указанными органами жалобы вместе с делом в орган, уполномоченный рассматривать жалобу.

Порядок обжалования вступивших в законную силу постановлений определен ст.12.11 ПИКоАП.

Так, вступившее в законную силу постановление также может быть пересмотрено по жалобе лица, в отношении которого оно вынесено, потерпевшего, их представителей, защитника, если оно обжаловалось до вступления его в законную силу, либо по протесту прокурора.

Таким образом, после вступления постановления в законную силу, возможны два варианта дальнейшего обжалования.

Первый заключается в том, что жалоба на вступившее в законную силу постановление подается в уполномоченный орган в соответствии со ст.12.11 ПИКоАП. В этом случае необходимым условием для подачи жалобы является обжалование постановления до его вступления в законную силу.

Второй вариант – обращение в органы прокуратуры с жалобой на соответствующее постановление, содержащей просьбу принести протест.

Органами прокуратуры принимаются к рассмотрению жалобы на вступившие в законную силу постановления. При этом не имеет значения, обжаловалось ли постановление до его вступления в законную силу.

Согласно ч.3 ст.12.11 ПИКоАП протест на вступившее в законную силу постановление по делу об административном правонарушении может быть подан в течение шести месяцев со дня вступления в законную силу постановления. Указанный срок принесения протеста не считается пропущенным, если жалоба на вступившее в законную силу постановление подана прокурору до истечения шестимесячного срока.

Необходимым условием принятия прокурором к рассмотрению жалобы на вступившее в законную силу постановление является уплата государственной пошлины, что установлено п.1.4 ч.1 ст. 249 Налогового кодекса Республики Беларусь. При этом к жалобе необходимо приложить оригинал соответствующего платежного документа.

Государственная пошлина для лиц, обратившихся за защитой своих прав и законных интересов в прокуратуру Заводского района г.Минска, перечисляется на расчетный счет ГУ Минфина Республики Беларусь по г.Минску р/с 3602101000042, ОАО «АСБ Беларусбанк», код банка 795, УНП 101530339, код платежа в бюджет для физических лиц – 03002, «Государственная пошлина за совершение юридически значимых действий с физическими лицами», для юридических лиц – 03001, «Государственная пошлина за совершение юридически значимых действий с организаций».

Согласно приложению 17 к Налоговому кодексу Республики Беларусь ставка государственной пошлины с жалоб на постановления по делам об административных правонарушениях зависит от размера и вида административного взыскания. Так, в случае наложения штрафа в размере менее 10 базовых величин (далее - б.в.), госпошлина составляет 0,5 б.в.; от 10 до 100 б.в. - 2 б.в.; более 100 б.в. - 3 б.в.; в случае наложения иных административных взысканий - 1 б.в.

С жалоб на иные постановления по делам об административных правонарушениях, не связанных с наложением взыскания, в том числе о прекращении дела об административном правонарушении, госпошлина составляет 1 б.в.

В случае несоответствия содержания жалобы описанным выше требованиям, а также, когда к жалобе не приложен оригинал документа, подтверждающий уплату госпошлины, жалоба не будет принята к рассмотрению и возвращена заявителю с разъяснением причин такого решения и установлением срока для устранения недостатков.

В случае устранения недостатков в предоставленный срок и повторном обращении в органы прокуратуры, моментом подачи жалобы будет считаться день первоначального поступления жалобы. В случае пропуска установленного прокурором срока для устранения недостатков жалоба будет считаться неподаной.

Увеличилась пошлина за рассмотрение апелляционной жалобы в экономическом суде. Теперь она равна 80% ставки, установленной за рассмотрение искового заявления (заявления, жалобы), а по имущественным спорам — ставки, исчисленной исходя из оспариваемой суммы . Ранее пошлина составляла 40%.

На заметку!
С 1 января 2021 г. базовая величина увеличилась до 29 руб. В связи с этим изменились и минимальные размеры госпошлины при обращении в экономический суд. За подачу иска она составит 725 руб., а за заявление о возбуждении приказного производства – 58 руб.

Больше придется заплатить и при подаче апелляционной или надзорной жалобы по гражданскому делу. Пошлина увеличена с 50 до 80% ставки, установленной за рассмотрение искового заявления или иного заявления, жалобы, а по имущественным спорам — ставки, исчисленной исходя из оспариваемой суммы .Также введен минимальный размер госпошлины за рассмотрение имущественного иска по гражданскому делу. Теперь он должен быть не менее 2 базовых величин . Ранее госпошлина определялась в размере 5% от цены иска и не ограничивалась минимумом.

При обращении в судебную коллегию по делам интеллектуальной собственности Верховного Суда с имущественным иском тоже предусмотрен минимальный размер – 2 базовые величины .

Надзорная жалоба в указанную коллегию подорожала и теперь составляет не 50, а 80% от госпошлины, уплаченной при подаче иска или жалобы .

Льготы по госпошлине

Скорректированы случаи освобождения от госпошлины при обращении в суд. Например:

— граждане, в отношении которых ведется административный процесс, освобождены от уплаты пошлины за подачу жалобы на административное задержание ;

— общественные объединения по защите прав потребителей не уплачивают госпошлину только в случае подачи заявления в интересах потребителей, но не в своих собственных интересах. Сами потребители-истцы, как и ранее, освобождены от пошлины ;

— не только истцы – физические лица, но и истцы-застройщики и другие организации освобождены от пошлины по спорам в связи с долевым строительством. Также и с ответчиков по таким делам теперь не будут взыскивать пошлину в случае проигрыша .

Также исключены льготы по уплате госпошлины за рассмотрение кассационных и надзорных жалоб по некоторым категориям дел.

Возврат и зачет госпошлины

При заключении мирового соглашения по всем требованиям в экономическом деле суд теперь вернет не 25, а 50% уплаченной госпошлины. Кроме того, это правило действует и в случае мирового соглашения по части неимущественных требований. Если мировое соглашение достигнуто только по части имущественных требований, то госпошлину вернут пропорционально этим требованиям. Для расчета за основу возьмут 50% от уплаченной пошлины .

Излишне уплаченную или взысканную госпошлину теперь можно зачесть не только в счет предстоящих платежей по налогам, сборам, пошлинам или пеням по ним, но и в счет уплаты штрафов .

На заметку!
Напомним, что госпошлина при обращении в суд теперь подлежит зачислению в республиканский бюджет. В связи с этим изменились реквизиты для ее уплаты. Также госпошлину можно уплатить через ЕРИП. При этом суду достаточно сообщить учетный номер операции (транзакции) в ЕРИП. Но если оплата была с помощью банковского перевода или наличными через банк, то суду нужно все равно представить платежный документ.

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: