Город где началось строительство судов для войны с турцией при петре 1

Обновлено: 27.03.2024

Славная история флота Российского берет свое начало более трехсот лет назад и неразрывно связана с именем Петра Первого. Еще в юности, обнаружив в 1688 году в своем амбаре подаренный их семье ботик, названный позднее «Дедушкой Русского флота», будущий глава государства навсегда соединил свою жизнь с кораблями. В этом же году он основал верфь на Плещеевом озере, где благодаря стараниям местных умельцев был построен «потешный» флот государя. Уже к лету 1692 года флотилия насчитывала несколько десятков судов, из которых выделялся красавец-фрегат «Марс» с тридцатью пушками.

Справедливости ради отмечу, что первый отечественный корабль был построен еще до рождения Петра в 1667 году. Голландские мастера совместно с местными ремесленниками на реке Ока сумели построить двухпалубный «Орел» с тремя мачтами и возможностью путешествия по морю. Одновременно с этим были созданы пара шлюпок и одна яхта. Руководил этими работами мудрый политик Ордин-Нащокин из московских бояр. Название, как можно догадаться, досталось кораблю в честь герба. Петр Великий считал, что это событие положило начало морскому делу на Руси и «достойно прославления в веках». Однако в истории день рождения военного флота нашей страны связан совсем с другой датой…


Шел 1695 год. Необходимость в создании благоприятных условии для зарождения торговых отношении с другими государствами Европы привело нашего государя к военному конфликту с Османской империи в устье Дона и низовьях Днепра. Петр Великий, видевший необоримую силу в своих новоиспеченных полках (Семеновском, Пребраженском, Бутырском и Лефортовском) решает идти походом под Азов. Он пишет в Архангельск близкому другу: «Пошутили под Кожуховым, а теперь и под Азовом пошутим». Результаты этого путешествия, несмотря на доблесть и отвагу, проявленную в боях русскими солдатами, обернулись страшными потерями. Тогда-то Петр и понял что война – это вовсе не детская забава. При подготовке следующей кампании он учитывает все свои былые ошибки и решается на создание абсолютно новой в стране военной силы. Петр поистине был гением, благодаря своей воле и уму он сумел создать целый флот всего за одну зиму. И средств для этого не жалел. Сперва он запросил помощи у своих западных союзников – короля Польского и императора Австрийского. Они выслали ему знающих инженеров, корабельных мастеров и артиллеристов. После прибытия в Москву Петр организовал собрание своих генералов для обсуждения второй кампании по овладению Азовом. На совещаниях было постановлено соорудить флот, который уместил бы в себе 23 галеры, 4 брандера и 2 корабля-галеаса. Адмиралом флота был определен Франц Лефорт. Командующим всей Азовской армией стал генералиссимус Шеин Алексей Семенович. Для двух главных направлений операции – на Дон и на Днепр – организовали две армии Шеина и Шереметева. Под Москвой в спешном порядке строили брандеры и галеры, в Воронеже впервые на Руси создавали два огромных тридцатишести-пушечных корабля, получивших названия «Апостол Павел» и «Апостол Петр». Помимо этого предусмотрительный государь повелел соорудить более тысячи стругов, несколько сотен морских лодок и обычных плотов, уготовленных в поддержку сухопутной армии. Их постройкой занялись в Козлове, Сокольске, Воронеже. В начале весны корабельные части были привезены для сборки Воронеж, а уже в конце апреля суда были на плаву. 26 апреля на воду был спущен первый галеас – «Апостол Петр».


Всего за тридцать лет (с 1696 по 1725 года) в России появился регулярный Азовский, Балтийский и Каспийский флот. За это время было построено 111 линкоров и 38 фрегатов, шесть десятков бригантин и еще больше крупных галер, скампавей и бомбардирских кораблей, шмаков и брандеров, более трехсот транспортных судов и огромное количество мелких лодок. И, что особенно замечательно, по своим военным и мореходным качествам русские корабли совсем не уступали судам великих морских держав, вроде Франции или Англии. Однако так как возникала острая необходимость защищать завоеванные приморские территории и одновременно проводить боевые операции, а в стране не успевали строить и ремонтировать корабли, то их зачастую покупали за рубежом.

Разумеется, все главные распоряжения и указы исходили от Петра I, но в делах кораблестроения ему помогали такие видные исторические фигуры как Ф. А. Головин, К. И. Крюйс, Ф. М. Апраксин, Франц Тиммерман и С. И. Языков. Прославили в веках свои имена корабельные мастера Ричард Козенц и Скляев, Салтыков и Василий Шипилов. К 1725 году морских офицеров и кораблестроителей готовили в особых школах и морских академиях. К этому времени центр судостроения и подготовки специалистов для отечественного флота переехал из Воронежа в Санкт-Петербург. Наши моряки одержали блестящие и убедительные первые победы в сражениях при острове Котлин, полуострове Гангут, островах Эзель и Гренгам, захватили первенство на Балтийском и Каспийском морях. Также российские мореплаватели совершили множество значимых географических открытий. Чириков и Беринг в 1740 году основали Петропавловск-Камчатский. Через год был обнаружен новый пролив, позволивший добраться до западного берега Северной Америки. Морские странствия осуществлялись В.М. Головниным, Ф.Ф. Беллинсгаузеном, Е.В. Путятиным, М.П. Лазаревым.

К 1745 году в основной своей массе военно-морские офицеры выходили из дворянского рода, а матросы были рекрутами из простого народа. Срок службы их являлся пожизненным. Нередко для прохождения морской службы нанимали иностранных граждан. Примером являлся командир Кронштадтского порта – Томас Гордон.


В 1802 году начало свое существование Министерство морских сил. Впервые в 1826 году был сооружен военный пароход, оснащенный восемью пушками, который назвали «Ижора». А через 10 лет построили пароходофрегат, прозванный «Богатырем». Это судно имело паровой двигатель и гребные колеса для перемещения. С 1805 по 1855 года русскими мореплавателями осваивался Дальний Восток. За эти года отважные моряки произвели сорок кругосветных и дальних плаваний.

В 1856 году Россия была вынуждена подписать Парижский мирный договор и в итоге лишилась черноморского флота. В 1860 году паровой флот окончательно занял место устаревшего и потерявшего былое значение парусного. После Крымской войны Россия активно строила паровые боевые корабли. Это были тихоходные корабли, на которых невозможно совершать дальние боевые походы. В 1861 году на воду спускается первая канонерская лодка под названием «Опыт». Боевой корабль был оснащен броневой защитой и прослужил до 1922 года, побывав полигоном для первых экспериментов А.С. Попова по радиосвязи на воде.

Конец 19 века ознаменовался расширением флота. В те времена у власти находился царь Николай II. Высокими темпами развивалась промышленность, но даже она не могла поспеть за неизменно увеличивающимися потребностями флота. Поэтому появилась тенденция заказывать корабли в Германии, США, Франции и Дании. Русско-японская война охарактеризовалась унизительным разгромом военно-морского флота России. Почти все боевые корабли были затоплены, некоторые сдались, только единицам удалось уйти. После неудачи в войне на востоке Российский императорский флот лишился третьего места среди стран-обладательниц крупнейших флотилий мира, сразу оказавшись на шестом.

1906 год характеризуется возрождением военно-морских сил. Принимается решение иметь на вооружении подводные лодки. 19 марта указом императора Николая II в строй вводится 10 субмарин. Поэтому этот день в стране является праздником, Днем подводника. С 1906 по 1913 года Российская империя израсходовала 519 миллионов долларов на потребности военно-морского флота. Но этого было явно недостаточно, так как военно-морские силы других ведущих держав стремительно развивались.

Во время первой мировой войны флот Германии существенно опережал российский по всем показателям. В 1918 году под абсолютным контролем Германии находилось все Балтийское море. Германский флот перевозил войска для оказания поддержки независимой Финляндии. Их войска контролировали оккупированную Украину, Польшу и западную часть России.


Главным противником россиян на Черном море издавна была Османская империя. Основная база Черноморского флота находилась в Севастополе. Командующим всеми морскими силами в этом регионе был Андрей Августович Эбергард. Но в 1916 году царь снял его с поста и заменил на адмирала Колчака. Несмотря на успешные боевые действия черноморских моряков, в октябре 1916 на стоянке взорвался линкор «Императрица Мария». Это была крупнейшая потеря Черноморского флота. Он прослужил всего лишь год. И по сей день, неизвестна причина взрыва. Но бытует мнение, что это результат удачной диверсии.

Полнейшим крахом и катастрофой для всего российского флота стали революция и гражданская война. В 1918 году корабли Черноморского флота были частично захвачены немцами, частично выведены и затоплены в Новороссийске. Некоторые суда немцы позже передали Украине. В декабре Антанта захватила корабли в Севастополе, которые были отданы Вооруженным силам Юга России (группировке белых войск генерала Деникина). Они участвовали в войне против большевиков. После уничтожения белых армий остаток флота был замечен в Тунисе. Матросы Балтийского флота восстали против Советского правительства в 1921 году. В конце всех вышеизложенных событий у Советской власти осталось совсем немного кораблей. Эти суда и сформировали Военно-Морской флот СССР.

В годы Великой Отечественной Советский флот прошел суровую проверку, защищая фланги фронтов. Флотилия помогала остальным родам войск громить фашистов. Русские моряки проявляли небывалый доселе героизм, несмотря на значительное численное и техническое превосходство Германии. В эти годы флотом умело командовали адмиралы А.Г. Головко, И.С. Исаков, В.Ф. Трибуц, Л.А. Владимирский.


В 1896 году параллельно с празднованием 200-летнего дня рождения Санкт-Петербурга отмечался и день основания флота. Ему исполнилось 200 лет. Но самое масштабное торжество состоялось в 1996 году, когда отмечался 300-летний юбилей. Военно-морской флот являлся и является предметом гордости многих поколений. Флот России – это упорная работа и героизм россиян во славу страны. Это боевая мощь России, которая гарантирует безопасность жителям великой страны. Но в первую очередь это несгибаемые люди, крепкие духом и телом. Россия всегда будет гордиться Ушаковым, Нахимовым, Корниловым и многими-многими другими флотоводцами, которые верой и правдой служили своей отчизне. И, конечно же, Петром I – поистине великим государем, сумевшим создать сильную империю с могучим и непобедимым флотом.

2 февраля 1701 г. был издан указ Петра I, положивший начало Балтийскому флоту

Фактическим создателем русского Балтийского флота был царь Пётр I. Ещё в годы юности им на Плещеевом озере была создана «потешная» флотилия. Юный царевич обладал живым умом и проявлял большой интерес практически ко всем вопросам, связанным с морем, морским делом. Так, в записке написанном самим Петром – «О начале кораблестроения в России», он рассказывает как заинтересовался случайно найденной астролябией и разыскал человека, который мог с ней обращаться (голландца Франца Тиммермана). Затем обнаружил в Измайлове английский бот. По просьбе царевича, Франц сыскал мастера – голландца Бранта, который прибыл в Россию при царе Алексее Михайловиче для строительства морских судов на Каспии, он починил бот. На этом боте Пётр ходил на Яузе, затем на Плещееве (Переяславском) озере. Это озеро стало центром для опытов строительства судов будущего флота. Карштен Брант построил два малых фрегата, три яхты, которые составили ядро «потешной» флотилии, она несколько лет служила для развлечения царевича.

30 июля 1693 года Пётр впервые увидел море – это было Белое море. Здесь он впервые познакомился и с настоящими морскими судами – голландскими и английскими торговыми кораблями. Он совершает на 12-пушечной русской яхте «Святой Пётр» шестидневное путешествие, провожая иностранные суда. Пётр остался в Архангельске до осени, ожидая торговый караван из Гамбурга, чтобы осмотреть корабли. В Архангельске Пётр заложил 24-пушечный корабль «Апостол Павел» и приказал купить у голландцев 44-пушечный фрегат («Святое пророчество»). Первое знакомство с морем окончательно проявило настоящую страсть Петра к морской стихии и морскому делу, которая не оставляла его до самой смерти. Эта страсть совпала с государственной необходимостью и для национальной безопасности, и для экономики России обладать мощным военным и торговым флотом. Пётр был готов сделать всё, что в его силах, чтобы построить для России военный и торговый флот.

В мае 1694 года царь совершил второе путешествие к Белому морю. Почти сразу по прибытии в Архангельск Пётр совершил путешествие на яхте в Соловецкий монастырь. Находясь в Архангельске, молодой царь практически ежедневно часами бывал у голландцев и англичан, наблюдая, набираясь опыта и даже принимал участие в разного рода корабельных ремонтных работах. 14-21 августа царь совершил морской поход на трёх кораблях. Он снова сопровождал англо-голландский торговый караван. Это путешествие показало царю, что у него нет настоящих морских офицеров. Никакого серьёзного опыта не было ни у «вице-адмирала» Бутурлина, который командовал «Апостолом Павлом», ни у «адмирала» князя Ромодановского – фрегат «Святое пророчество», ни у «контр-адмирала» Гордона. Гордон вообще чуть не утопил яхту «Святой Пётр». Матросы из поморов делали свою работу довольно хорошо. Но командный состав был из рук вон плох.

Два путешествия на Белое море показали Петру, что необходимо прорваться к Чёрному или Балтийскому морю. Белое море было слишком удалено от Европы, и ходить по нему можно было только во время летней навигации. Россия также имела выход к Каспию, но это было море-озеро, не имеющее выхода к другим морям. Первая попытка прорваться к Азовскому и Чёрному морям была сделана вовремя Азовских походов 1695-1696 гг. Первый поход показал, что для взятия турецкой крепости Азов, необходим флот. Пётр развёрнул масштабное строительство кораблей и судов на верфях Воронежа и в Преображенском. Для работ было мобилизовано более 25 тыс. крестьян и посадских людей. Плотников, кузнецов, судостроителей брали отовсюду, где только могли найти. К началу второго похода были построены 2 крупных корабля, 23 галеры и более 1300 стругов, барок и различных мелких судов. Гребцами на галерах были отчасти «вольные», отчасти «каторжные». Эта флотилия сыграла большую роль в осаде Азова. Крепость была блокирована с моря, пробиравшаяся к Азову турецкая эскадра была обращена в бегство. Более мощная турецкая эскадра, пришедшая из Константинополя, не решилась вступить в бой с русской флотилией.

После взятия Азова, 19 июля 1696 года крепость сдалась, у мыса «Таганий Рог» (Таганрог) стали строить порт. Однако взятие Азова не решило стратегическую задачу по выходу в Чёрное море. Для этого надо было захватить Крымский полуостров. Но для продолжение войны с Турцией был нужен сильный флот. В октябре 1696 года царь написал Боярской думе, что стране необходим флот в 40 или более кораблей. В этом же месяце была собрана Боярская дума, 20 октября принимается принципиальное решение – «Морским судам быть…». 4 ноября 1696 года Боярская дума ввела новую повинность. Программа судостроения предусматривала строительство 52 судов, затем её расширили до 77 кораблей. Их должны были строить компании («кумпанства») которые состояли из групп землевладельцев (включая церковь) и торговых людей. Все землевладельцы, обладавшие более 100 крестьянских дворов, объединялись таким образом, чтобы в каждом «кумпанстве» было 10 тыс. дворов. Каждое такое «кумпанство» должно было построить один корабль. Монастыри и церковные иерархи также соединялись, они были должны построить один корабль с 8 тыс. крестьянских дворов. Купцы, как особое сословие, было должно сообща построить 20 кораблей. Мелкие землевладельцы, имевшие менее 100 крестьянских дворов, платили особый налог – по полтине со двора. «Кумпанства» должны были самостоятельно организовать весь комплекс судостроительных работ: от подготовительных, включая заготовку и доставку корабельного леса, покупку парусов, железа, орудий, содержания мастеров и рабочих, до спуска корабля на воду.

Программа кораблестроения бала запущена. С весны 1679 года кораблестроительные работы развернулись в полную силу. Воронеж стал настоящей «колыбелью русского флота». К 1699 году большинство кораблей было построено. Однако вскоре выяснилась необходимость государственного судостроения. Землевладельцы и купцы старались увильнуть от повинности, оттянуть сроки выполнения, сэкономить, покупая второсортные материалы для кораблей. К тому же не имели соответствующего опыта. Корабли часто приходилось перестраивать, они чаще ломались, срок службы был меньше, чем должен быть. Не оправдалась надежда и на помощь иностранных специалистов. Многие приехали в Россию только за барышом, не являясь профессионалами в корабельном деле. Только часть иностранных специалистов смогла оказать действительную помощь в строительстве и у правлении кораблями. Поэтому вскоре «кумпанства» уступили место адмиралтейству. Уже в 1698 году некоторые «кумпанства» смогли получить право откупиться от строительства кораблей, внеся в казну денежный выкуп – по 10 тыс. рублей за корабль. В 1697 году в Воронеже заложили «Адмиралтейский двор». В 1697 году на нём уже начали строить 7 больших кораблей и 60 бригантин. В 1700 году был учреждён «Приказ адмиралтейских дел», позднее он был преобразован в Адмиралтейств-коллегию. Адмиралтейство стало центральным государственным органом по руководству строительством, снабжением и обеспечением флота. Первым главой Адмиралтейства в Воронеже стал стольник А. Протасьев, затем Ф. Апраксин. Таким образом, была создана Азовская флотилия.

Одновременно Пётр хотел приобщиться к передовому опыту в области судостроения западных держав. Во время своего путешествия в Европу, царь большое внимание уделил вопросам кораблестроения, морской артиллерии, навигации. Пётр поставил перед собой цель: овладеть лично наукой судостроения настолько, чтобы ни одна часть этой сложной науки не осталась для него тайной. И, по отзывам современников, он вполне справился с этой задачей.

Северная война стала временем, когда кораблестроение в России вышло на европейский уровень. Несмотря на тяжелую войну на суше, Пётр не забывал уделять время и строительству кораблей. Он понимал, что полную победу над Швецией можно одержать только имея сильный флот на Балтийском море. Первоначально основным театром военных действий в борьбе со Шведской империей стал бассейн реки Невы. Пётр использовал опыт Азовских походов и строительства флотилии в Воронеже. В северо-западных районах страны развернулось строительство сначала транспортных судов, а затем и боевых кораблей. В начале 1701 года был издан указ о строительстве 600 стругов на реках Волхов и Луга. Кроме постройки судов, царем было предписано переписать и приобрести все транспортные речные средства у частных владельцев на Свири, Тихвине, Волхове и других реках, а также на Ладожском и Онежском озерах. Шёл сбор сведений у «бывалых людей» о путях подхода от устья Волхова к Неве.

Первоначально русские вели боевые действия на Ладожском и Чудском озерах, где противник имел флотилии боевых кораблей имевших по 10-20 орудий, с помощью отрядов небольших речных судов (карбасов, стругов, ладей и пр.). Их использовали для перевозки грузов и солдат. Шведское командование, имея настоящие боевые корабли с экипажами кадровых моряков, не предполагало встретить на водных просторах серьёзного сопротивления. Однако вскоре шведы убедились, что они недооценили храбрость и находчивость русских солдат. В мае 1702 года отряд русских судов вступил в бой со шведской эскадрой командора Лешерна в узком проливе, соединяющем Чудское озеро с Псковским. Русские захватили три шведских яхты в абордажном бою и прорвались в Чудское озеро. В середине июня русские суда атаковали шведскую эскадру вице-адмирала Нумерса на Ладожском озере у устья реки Вороны. Затем русские напали на шведские корабли у Кексгольма. Шведская эскадра потеряла несколько кораблей и оставила Ладожское озеро. Шведы ушли в Финский залив, и русская армия получила возможность спокойно осаждать Нотебург (Орешек).

Захватив всё течение реки Невы, и получив выход в Финский залив, Пётр Алексеевич решил закрепиться на этой земле. 16 мая 1703 года на берегу Невы была заложена Петропавловская крепость, так было положено начало основанию новой русской столицы – Санкт-Петербурга. Чтобы защитить город со стороны моря, зимой 1703-1704 гг. на острове Котлин основали крепость Кронштадт. 5 ноября 1704 года были начаты работы по строительству на левом берегу Невы Адмиралтейской верфи, в 1705 году на ней заложили первые корабли. Осенью 1704 года по Неве в Петербург стали прибывать первые корабли Балтийского флота. Весной 1705 года прибыли ещё корабли, на Сяси, Ладоге и Свири кипели работы по строительству новых кораблей. К маю 1705 года боевое ядро Балтийского флота уже состояла из примерно 20 кораблей с 270 орудиями и 2,2 тыс. человек экипажей.


Когда я был на турнире «Кожаный мяч» в Воронеже, нам проводили экскурсию по городу и рассказывали историю Воронежа. И вот во время рассказа о том, как зарождался российский флот стараниями Петра Первого я поймал себя на мысли, что вроде бы должен был знать, но все равно удивился, что первые корабли России строили именно в Воронеже. Тут нет ни моря, ни больших рек, однако есть лес! Один из них первый российский двупалубный линкор с килем особой формы - «Гото Предестинация»

Давайте вспомним про это подробнее …


Фото 1.

За Белгородской чертой, к югу от Воронежа, простиралась степь, которая доходила до Чёрного и Азовского моря. Эти земли были опустошены кочевниками в XI—XIV веках, а Северное Причерноморье находилось во власти крым¬ских татар и турок. При впадении Дона в Азовское море возвышалась турецкая крепость Азов, которая закрывала выход в море. В конце XVII столетия окрепшее государство Русское начало борьбу с Крымским ханством и Турцией за исконные русские земли и выход к морю.

В 1695 году правитель Петр I со своей армией совершил легендарный поход под Азов, но русским воинам не удалось овладеть вражеской крепостью, так как в Азовском море беспрепятственно плавал турецкий флот и снабжал солдат продовольствием, оружием и боеприпасами. Поэтому для овладения Азовом Российскому государству был нужен мощный военный флот. А строить его решили у Воронежа.


Фото 2.

Петр избрал Воронеж колыбелью российского флота, поскольку город стоял на берегу р. Воронеж, недалеко от Дона. В окрестностях росли вековые дубы и сосны, служившие материалом для строительства судов. Неподалеку залегала липецкая железная руда, из которой можно было выплавить пушки и другое оружие.

Тысячи жителей из окрестных городов были собраны на строительство флота в Воронеж. Стук топоров стоял с утра до вечера. Царь Петр I сам руководил строительством: его высокую фигуру с топором в руках постоянно видели в гуще работ.


Фото 3.

Наконец наступил торжественный момент. К весне 1696 года были готовы два больших корабля и несколько десятков мелких. Так, 2 апреля 1696 года на воду была спущена большая галера «Принципиум», 26 апреля – многопушечный корабль «Апостол Петр».

Уже летом 1696 строительство флота было закончено, и Петр I совершил второй поход против турок. Русские войска одержали победу, в результате которой Россия получила выход в Азовское море и вернула себе ранее принадлежащие земли

Немного позже Петр стал создавать флот и на Балтийском море, но колыбелью военно-русского флота по праву считается Воронеж. Строительство кораблей в нашем крае продолжалось до 1711 года.


Фото 4.

19 ноября 1698 года царь Петр I лично заложил на воронежской верфи многопушечный боевой корабль с особой формой киля. Чертежи и расчеты корабля царь выполнил сам, сам же и руководил постройкой, когда находился в Воронеже. По-русски «Гото Предестинация» означает «Божье Предвидение».


Фото 6.

Торжественный спуск корабля на воду планировался в Вербное воскресенье 24 марта 1700 года. Но из-за «малой воды» — зима тогда была малоснежной и холодной – торжества перенесли на 27 апреля. Для участия в церемонии Петр I вызвал в Воронеж сына Алексея, сестру царицу Наталью, иностранных дипломатов, многих бояр. Богослужение по случаю спуска «Гото Предестинации» на воду прошло в церкви бывшего Успенского монастыря, которая с тех пор стала называться Адмиралтейской. Сам монастырь, который находился рядом с верфью, был упразднен, а монахов перевели в Акатов монастырь.


Фото 7.

Голландский дипломат написал в Амстердам так: «Будучи на Воронеже, мы там видели спуск корабля, для чего сие путешествие единственно туда было предпринято. Корабль сей весьма красивый, был сооружен его царским величеством русскими работниками без содействия иностранных мастеров».

Капитанами корабля в разное время были иностранец Стамати Камер, швед Отто Крестьян, датчанин Нанингъ Генрих, голландец Шхон Симон. Команду корабля составляли новобранцы, впервые ставшие матросами, а не приглашенные иностранцы как делалось раньше. Общее количество членов экипажа 253 человека.

На создание корабля Петр I не жалел денег. «Гото Предестинация» был украшен резьбой и барельефами в стиле барокко. Капитанская каюта была отделана орешником. На корме охристого цвета – фигура скорпиона. Нос украшали лев в короне, ангелы, дельфины.

Даже на портах для пушек были позолоченные венки, а борта корабельных шлюпок украшала резьба


Фото 8.

По классификации, принятой в то время в Европе, корабль с двумя батарейными палубами, несущий 58 пушек, соответствовал IV рангу.

Размеры корабля составляли: длина — 36 м, ширина — 9,5 м, глубина трюма — 3 м. Артиллерийское вооружение состояло из установленных на двух палубах пушек: на нижней — 26 (10-фунтовых орудий, в последствии были установлены 6-фунтовые пушки), на верхней — 24 (6-фунтовых орудий).

В 1712 году «Гото Предестинацию» вместе с другими кораблями Азовского флота продали туркам. До 1718 года линкор охранял в составе эгейской эскадры турецкие берега от пиратов. В 1718 году он пришел в негодность, и его продали на слом.


Фото 9.

В воскресенье, 27 июля 2014 года, в День военно-морского флота, в Воронеже торжественно открылся корабль-музей «Гото Предестинация».

Идею воссоздать «Гото Предестинацию» озвучил в конце 2009 года глава региона Алексей Гордеев. Он заявил, что корабль станет музеем военно-морского флота и будет не закрепленным на одном месте экспонатом, а сможет курсировать по акватории Воронежского водохранилищ. Помимо самого судна проект предполагал обустройство береговых сооружений – создание историко-культурного комплекса «Воронежская адмиралтейская верфь».


Фото 10.

Зимой 2010 года рабочая группа приступила к созданию чертежей на основе архивных документов. Однако большинство документов той эпохи, касавшихся постройки первого линкора не сохранились. При создании копии петровского корабля использовались записки из госархива, а также картины и гравюры тех времен, в том числе наиболее детальную акварель картографа Бергмана.

Он зарисовал корабль с натуры по просьбе Петра I. Модель линкора выставлена в Воронежском краеведческом музее. Копия «Божьего Предвидения» стала боле современной: на линкоре появилось машинное отделение, и парусник стал самоходным.

В июле того же года, во время первого в Воронеже совещания Морской коллегии при Правительстве РФ, на Адмиралтейской площади колокололитейный завод Анисимова (фирма «Вера») отлили корабельную рынду, судовой колокол – это стало символической точкой отсчета строительства «Гото Предестинации».


Фото 11.

В ноябре, к 425-летию Воронежа, Центробанк выпустил юбилейную золотую монету 999 пробы номиналом 1000 рублей с изображением «Гото Предестинации». Всего таких коллекционных «тысячерублевок» изготовили 500 штук.

В январе 2011 года региональные власти объявили открытый аукцион на право строительства действующей копии корабля. Начальная стоимостьконтракта составила 300 млн рублей.

Взяться за масштабную работу были готовы многие, в том числе иностранные компании. Но победителем оказался судостроительный завод в Павловске Воронежской области. В середине июня 2011 года здесь прошла церемония закладки точной копии первого 58 пушечного линейного корабля российского флота «Гото Предестинация».

– Этот город заслуживает того, чтобы здесь был восстановлен спроектированный Петром I корабль – первые верфи появились именно в Павловске, – сказал на церемонии закладки Алексей Гордеев.

Действительно, 300 лет назад, в 1711 году, в Павловске на вновь основанной верфи было построено три первых военных корабля.


Фото 12.

В Павловске делали металлическое основание «Гото Предестинации». Деревянный корпус изготавливала верфь «Варяг» в Карелии. Она специализируется на строительстве исторических кораблей. Как рассказал журналистам РИА «Воронеж» директор верфи «Варяг» Павел Мартюков, работать над копией линкора было труднее, чем над другими заказами.

По его словам, такой большой парусник – первый в истории новой России. Кроме того, у нового «Гото» был конкретный прототип, но данных об оригинальном корабле сохранилось немного.

– Петр I был человеком творческим. Он взял в качестве прототипа английский корабль, мачты выполнил по голландским пропорциям, а некоторые элементы судостроители заимствовали из Венеции. Нам надо было поставить себя на место рабочих того времени и понять, какого стиля была та или иная деталь. Словом, было непросто, но признаюсь, я доволен результатом. Я смотрю на корабль – он правильный. Мне кажется, Петру I он бы понравился.


Фото 13.

Работа на обоих верфях шла около двух лет. В июле 2013 года металлический корпус будущего плавучего музея отправился в первое плавание от причала павловского судоремонтно-судостроительного завода вверх по течению Дона в Воронеж. Его буксировали два теплохода со скоростью 4-5 км/ч.

Еще сутки потребовались, чтобы пригнать металлический корпус будущей «Гото Предестинации» к Адмиралтейской площади, где корабль встал на якорь на дострой.

В 1720 году был издан «Морской указ Петра I».

«Веслами и смекалкой»

В 1720 году был издан «Морской указ Петра I». На долгие века этот документ стал моральным и даже уголовным кодексом русских моряков.

Балтийский флот зародился во время Великой Северной войны 1700-1721 годов. Строительство галер было начато по приказу императора Петра Алексеевича в 1702 году на верфях, находящихся на реках Сясь, Луга и Олонка. Для того, чтобы шведы не разгромили верфи, первое время территорию охраняли корабли, купленные Российской Империей за границей. Война со шведами была в разгаре, русские были вынуждены атаковали крупные корабли неприятеля на утлых лодочках. Регулярные столкновения происходили под Архангельском, на Ладожском и Чудском озерах. Многие суда были отбиты у шведов, что называется, с помощью «весел и смекалки».


В срочном порядке на реке Сясь началась постройка шести фрегатов. Петр I прекрасно понимал, что без сильного флота овладеть берегами Невы и ее устьями невозможно. Первый Санкт-Петербургский генерал-губернатор Александр Меншиков отправился в разведку и нашел очень удобное место для новых верфей - на реке Свирь в Лодейном поле. «Леса зело изрядные», - писал князь императору. Петр лично поехал в это глухое место и шесть недель трудился без устали, своими руками заложив и начав постройку 7 фрегатов, 5 шняв, 7 галер, 13 полугалер, 1 галиота и 13 бригантин. Кроме Лодейного поля, суда строились на реке Луге, в Селицком рядке.

Петр

Тогда же царь распорядился на реках Волхове и Луге «сделать 600 стругов для свейской службы» («свейской» означает шведской). На выполнение этих грандиозных планов были брошены огромные силы, мастера съезжались в этот заболоченный край со всей России. Струги – это небольшие плоскодонные парусно-гребные суда, которые предназначались для передвижения по рекам. На Луге дело пошло быстро, уже через несколько месяцев было готово 170 стругов, а вот на Волхове работы застопорились, пришлось на место выезжать графу Шереметьеву и лично руководить работами.

Русские суда петровского флота строились по лучшим английским и голландским чертежам. Но вот качество первых из них было не на высоте. Дело в том, что материал подвозили не самый подходящий для кораблестроения, рабочие не отличались опытностью. Но главное - Петр так сильно торопил мастеров, что те вынуждены были поступиться качеством ради скорости.

Виселицы для лесорубов

Отдаленность верфей на Свири, Сяси, Волхове очень беспокоила царя, поэтому он начал укреплять устье Невы. На Заячьем острове заложил Петропавловскую крепость, на острове Котлин – укрепления. Главная база нового Балтийского флота была названа Кроншлот.

За каких-нибудь 10-15 лет в условиях непрекращающейся войны со шведами, в безлюдном и болотистом краю вырос Санкт-Петербург. Из Тамбовской, Воронежской, Казанской и Нижегородской губерний непрерывным потоком шли люди, сплавлялся лес. В окрестностях Петербурга были посажены дубовые леса, которые под страхом смерти было запрещено вырубать. А чтобы некоторые не ослушались, по берегу Невы установили виселицы для лесорубов-нарушителей. Надо сказать, что народ с неохотой отправлялся в Петербург: платили тут с задержками, условия жизни в болотах оставляли желать лучшего. Постоянно вспыхивали различные эпидемии, рабочие гибли тысячами в этой тяжелой среде.

По пояс в ледяной воде

А. К. Саврасов. Сухарева башня. 1872

Первыми матросами русского флота стали выходцы из «потешных войск». Эти молодые люди выросли рядом с будущим императором, учились вместе с ним военным и гражданским наукам и участвовали с Петром в первых учениях. 30 лучших путешествовали вместе с царем по Голландии и Англии. Сотни матросов и офицеров были наняты в Голландии.

Император не жалел средств на создание и содержание флота. В 1712 году на эти нужды было отпущено 400 тысяч рублей; в 1715 – уже 700 тысяч, в 1721 – более миллиона рублей, с 1722 по 1725 годы – свыше полутора миллионов ежегодно.

Проживая в Петербурге, Петр ежедневно заглядывал в адмиралтейство, прикидывал чертежи, давал строителям практические указания, спорил о той или иной детали строящегося для флота корабля.

Морские операции Балтийского флота в то время были регулярными, император не позволял застаиваться кораблям на пристанях.

Историки особо выделяют действия российских кораблей под Выборгом в 1710 году, Гангутский бой в 1714 году, крейсерство капитана Бредаля в Балтийском море в 1715 году и набег Апраксина на берега Швеции в 1719 году.

По злой иронии море стало одной из причин смерти император.

Петр I обожал море. По злой иронии оно стало одной из причин смерти императора. В ноябре 1724 года недалеко от Лахты сел на мель бот с солдатами и матросами. Петр как раз проезжал неподалеку, направляясь на оружейный завод в Сестрорецке. Судно захлестывали высокие волны, оно было на грани гибели. Несмотря серьезную хворь, император бросился в ледяную кашу. Находясь по пояс в воде, он руководил спасением людей. Все были спасены, но Петр сильно простудился и спустя два месяца скончался в возрасте 52 лет.

В 1700 году спустили на воду корабль«Гото Предестинация», а в 2014 году открыли музей, представляющий собой точную копию петровского судна.

В этом году исполнилось 320 лет с тех пор, как царь Пётр I начал строительство в Воронеже военно–морского флота для похода на Азов – «ключ» к Азовскому морю и Северному Причерноморью.

Почему для столь ответственного дела великий реформатор выбрал именно Воронеж и какие сохранились тому доказательства, рассказал историк и политолог Владимир Размустов.

Через Воронеж выгодно

Воронежское адмиралтейство начала XVIII века


С Владимиром Размустовым мы встретились в районе Университетской площади, на пересечении улиц Володарского и Таранченко. Примерно здесь в далёком XVII веке располагались Московские ворота – въезд в крепость Воронеж. В те времена Московская дорога (ныне улица Карла Маркса) тянулась вниз к Успенскому монастырю, где была переправа через реку Воронеж. Именно по этим местам, согласно историческим данным, ходил Пётр I, впервые приехав сюда в феврале 1696 года, чтобы возглавить строительство военно–морского флота.

«После первого неудачного похода на Азов царь даёт распоряжение строить свой флот. Почему для этого он выбрал Воронеж? Это было естественным решением. Дело в том, что Азов, турецкая крепость, запирала русским выход в Чёрное море и к другим южным морям. Но к ней беспрепятственно можно было добраться по реке Воронеж, которая впадает в Дон. К тому же в это время здесь существовал первый крупный речной порт», – рассуждает историк.

За три дня о приезде императора был предупреждён воронежский воевода, князь Савва Горчаков. Он принял решение поселить царя в доме подьячего Ивана Моторина, который располагался внизу Большой Стрелецкой улицы, ближе к реке. К приезду царя стены двух горниц в доме наспех обили полотном, во дворе построили мыльню (баню) с печью и двумя окошками и «поварню». Всё просто и довольно скромно.

На своей верфи

Строил «Предестинацию» по чертежам Петра I русский мастер Федосей Скляев.

Здесь, на луговой стороне Воронежа, Петра I ждали струги (русское плоскодонное парусно-гребное судно, XI — XVIII веков, служившее для транспортировки людей и грузов), которые были изготовлены в подмосковном селе Преображенское и доставлены на санях. На берегу реки Воронеж, где развернулась судостроительная верфь, их собирали по образцу разобранной мастерами голландской галеры.


Вся территория современной Адмиралтейской площади тогда была заполнена народом – работало более трех тысяч человек: простые местные работники, корабельные мастера, которых пригласили из Архангельска, несколько иностранных корабельщиков из Москвы. Пётр I лично трудился на постройке кораблей, занимался их оснащением и комплектованием экипажей.

Уже через два месяца появились первые корабли – парусные галеры с несколькими пушками и экипажем до 250 человек: «Принципиум», «Святой Матвей» и «Святой Марк». А в конце апреля на воронежской верфи был спущен на воду 36–пушечный корабль «Апостол Пётр». Всего во втором азовском походе участвовали два больших парусно–гребных военных корабля – галеаса, 23 галеры, четыре бандера, более 500 струг, около 40 мореходных лодок и 130 плотов.

Движение к Азову остальных российских кораблей началось в мае. В Успенском храме святитель Митрофан провёл торжественное богослужение, проводил Петра до корабля и благословил возвращаться с победой. Звон колоколов раздавался до тех пор, пока корабли не покинули район Чижовской слободы.

Второй Азовский поход оказался удачным: 19 июля Азовская крепость сдалась. Впервые Россия прорубила «окно» на юг. Однако получить выход к Чёрному морю через Керченский пролив Петру не удалось. Сил для войны с Турцией у России пока не хватало – нужен был полноценный морской флот.

Пётр I отправился учиться корабельному делу в Голландии, Англии, Австрии, а в Воронеж стали приглашать немецких мастеров – впоследствии здесь вырастет целая немецкая слобода.

«Река Воронеж в это время делилась на несколько рукавов, – говорит Владимир Размустов. – На так называемом Петровском острове, который с правым берегом соединял деревянный мост, возводят адмиралтейство, каменное трёхэтажное здание для хранения военного имущества – цейхгауз, парусный двор и цитадель, окружённую земляным валом. Деревянная Успенская церковь станет адмиралтейской и каменной. Здесь же, на острове, построят деревянный дворец царя. Поблизости возникнут дворцы его сподвижников – Меньшикова и Апраксина».

В 1700 году вся семья императора, многочисленные почётные гости, западные послы собрались на торжественный спуск на воду «Гото Предестинации» («Божьего предвидения») – 58–пушечного парусного линейного корабля. Как отмечали в своих отчётах иностранные дипломаты, все присутствующие были в восторге от красоты этого судна. Кроме того, «Гото Предестинация» стал первым российским линейным кораблём и первым кораблём IV ранга по британской ранговой классификации 1706 года, созданным в России без участия иностранных специалистов. Действительно, строил «Предестинацию» по чертежам Петра I русский мастер Федосей Скляев.

Обветшали и погибли

строил «Предестинацию» по чертежам Петра I русский мастер Федосей Скляев

На борту воронежской действующей модели корабля «Гото Предестинация» состоялись съемки отдельных сцен второго сезона исторического телесериала «Екатерина». Фото: Департамент культуры и архивного дела Воронежской области

Всего в Воронеже Пётр I построил 118 кораблей. А пробыл здесь император, по подсчётам известного советского историка профессора Загоровского, 500 дней – с 1696 по 1722 годы.


«В 1711 году после неудачного Прутского похода против Турции Петру I пришлось подписывать унизительный мирный договор. Согласно ему, Россия должна была не только вернуть Азов, но и ликвидировать кораблестроение в Воронеже. Несколько кораблей купили турки, в их числе и «Гото Предестинацию», остальные было сожжены, – рассказывает Размустов. – Петровские постройки быстро стали ветшать и погибли в небывалом по силе пожаре в мае 1748 года».

Оставался только каменный цейхауз. В начале XIX века власти даже продавали его на слом. Но здание оказалось столь прочным, что покупатель отказался от затеи. Затем оно было передано яхт–клубу, а разрушено лишь в Великую Отечественную войну. В 1972 при создании Воронежского водохранилища Петровский остров затопило, а ныне существующий, напротив Адмиралтейской площади, был намыт искусственно в память о Петре I, он существует до сих пор.

«К сожалению, единственная свидетельница петровских деяний – Успенская адмиралтейская церковь. Другие фактические доказательства пребывания в Воронеже царя, увы, не сохранились, – говорит Размустов. – Но до сих пор воронежцы гордятся деяниями Петра I, считая этого царя неофициальным символом города».

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: