Глубокое русло позволяет морским судам подниматься вверх по реке на тысячи километров какая это река

Обновлено: 24.04.2024

Оценить 869 0

Горбатова Ирина Михайловна

Чесменская средняя школа №2

Учитель географии

Географический диктант «Внутренние воды Южной Америки».

Течет с юга на север.

Наибольшая на Земле площадь бассейна.

Собирает воды с северного склона Гвианского плоскогорья и Оринокской низменности.

Самая полноводная река Земли.

Течет с севера на юг.

По длине вторая река земного шара.

Собирает воды с южных склонов Бразильского плоскогорья и внутренних равнин.

На одном из притоков находится самый высокий водопад мира Анхель.

Эта река полноводна в течение всего года.

Глубокое русло позволяет морским судам подниматься вверх по реке на тысячи километров.

Самое крупное озеро материка.

Самое высокогорное озеро мира.

Озеро на языке инков называется «свинцовая скала» или «скала у места добычи руды».

Главным истоком этой реки является река Мараньон.

Со дна этого озера добывают нефть. Это озеро соединяется узким проливом с Карибским морем.

В этой реке водятся кайманы, пресноводные дельфины, пираньи.

На притоке этой реки находится самый широкий водопад мира.

У вас недостаточно прав для добавления комментариев
Чтобы оставлять комментарии, вам необходимо авторизоваться.
Если у вас еще нет учетной записи на нашем сайте, предлагаем зарегистрироваться.
Это займет не более 5 минут.

Для скачивания материалов с сайта необходимо авторизоваться на сайте (войти под своим логином и паролем)

Если Вы не регистрировались ранее, Вы можете зарегистрироваться.
После авторизации/регистрации на сайте Вы сможете скачивать необходимый в работе материал.

Заказать рецензию на методическую разработку
можно здесь

Оксана Геннадьевна, очень приятно читать такой положительный и профессиональны й комментарий! Хочетс. Подробнее.

Очень яркая и качественная подборка материала. Наглядная пошаговоя инструкция прилагается. Фото изде. Подробнее.

Качественно подобраный материал и лаконично расположенный. Смело можно пользоваться для работы на ур. Подробнее.

Очень люблю темы о жанрах и видах изобразительной деятельности. Отличная разработка урока. Чтобы сис. Подробнее.

Отличная пошаговая инстукция по изготовлению куклы Берегини. Все понятно и доступно! Благодарю за да. Подробнее.

Пройдите курс дополнительного образования по теме: Оказание первой помощи в образовательных учреждениях

Оказание первой помощи в образовательных учреждениях Пройти обучение

Благодарность руководству образовательного учреждения за поддержку и развитие профессионального потенциала педагогического работника

Диплом за отличное владение и эффективное применение современных педагогических методик в условиях реализации ФГОС

  • Свидетельство о регистрации средства массовой информации ЭЛ № ФС 77 — 58841 от 28 июля 2014 года выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационный технологий и массовых коммуникации (Роскомнадзор).
  • Лицензия на осуществление образовательной деятельности № 4276 от 19.11.2020 года. Серия 78 ЛО № 0000171 Выдана Комитетом по образованию Правительства Санкт-Петербурга
  • В соответствии с Федеральной целевой программой развития системы образования на 2011–2015 гг. и проектом концепции федеральной целевой программы развития образования на 2016–2020 гг.

Сертификат соответствия качества предоставляемых услуг рег. № 04 ЕАС1.СУ.01217 от 19.11.2019. Услуга: Дополнительное профессиональное образование.По результатам оценки оказания услуг, оценки процесса оказания услуг и проверки результатов оказываемых услуг данный документ подтверждает соответствие предоставляемых ООО «Центр Развития Педагогики» услуг всем нормативным требованиям.

2) Выберите единственно правильное сочетание:

а) Лена – Восточно-Сибирское море б) Колыма - Чукотское море в) Онега – Баренцево море

г) Обь – Карское море д) Енисей – море Лаптевых

3) Распределение стока реки в течение года:

а) наводнение б) режим реки в) сток

4) Превышение истока над устьем:

а) падение б) уклон

5) Ежегодно повторяющийся ожидаемый подъем уровня воды в реке:

а) половодье б) паводок

6) Самое глубокое озеро России и мира:

а) Онежское б) Байкал в) Каспийское

7) Пограничной рекой является:

а) Лена б) Обь в) Амур

8) Устье – это …

9) Водные ресурсы – это …

10) Болота – это …

11) Уровень, до которого река стремится углубить своё русло …

12) Река со всеми своими притоками …

13) Подземные воды водоносного слоя, расположенного между водоупорными пластами называют …

14) Отношение падения реки к её длине …

15) Впадая в море, река блуждает среди собственных наносов, разбиваясь на многочисленные рукава и протоки …

II задание

Практическая «Характеристика реки»

река Енисей

1) В какой части страны протекает

3) Куда впадает (бассейн океана, море)

4) В каком направлении течет

7) Характер течения

8) Питание и режим реки

III Определите объект

1) В переводе с эвенкийского – большая вода. Этот гидроним - «брат океана», «ось Сибири», воспетый и прославленный писателями и живописцами. В верхнем течении типично горная река. В русле реки встречаются многочисленные перекаты и пороги. Весной на этой сибирской реке грохочет грозный ледоход. Льдины, движущиеся с верховьев, наталкиваются на ещё не вскрывшийся ледяной панцирь нижних плёсов. Возникают ледяные заторы. Великое богатство Сибири вода и гидроэнергия. Эта река - важнейшая транспортная артерия, судоходный и лесосплавный путь Сибири, принимающий морские суда. На её берегах расположен краевой центр - главный перекрёсток водного и железнодорожного путей. Река отличается многоводностью и богата рыбой, а живописные берега – прекрасное место отдыха.

2) Крупнейшая река в Европе и пятая по длине в России. Исток реки - ключ среди болот Тверской области. Река пересекает несколько природных зон – от лесной до пустынной и принимает много притоков, левые полноводнее правых. Основные источники питания: снеговое(60%), грунтовое (30%), дождевое (10%). Для реки характерно весеннее половодье, летняя и зимняя межень, осенние дождевые паводки. Река – труженица, всегда была артерией жизни: вниз и вверх по течению шли различные грузы: лес, нефть, хлеб; была знаменитой на весь мир поставщицей чёрной икры.

3) Народ, живущий по берегам озера, называет его морем. Озеро изучали: И.Д.Черский, В.А.Обручев, Л.С.Берг, Жак Ив Кусто. В этом озере содержится 1/10 пресных вод планеты. Объём воды в нём можно сравнить с объёмом вод в Балтийском море. Озеро является объектом Всемирного природного наследия и имеет статус озера-заповедника. Уникален органический мир озера: около 1500 видов животных и более 1000 видов растений, 70% обитателей озера – эндемики, т.е. организмы, не встречающиеся больше нигде. Берега заняты тайгой из кедра, сосны, лиственницы.

1)Река Амур относится к бассейну:

а) Атлантическому океану б) Северо Ледовитому океану в) внутреннему стоку г) Тихому океану

2) Выберите единственно правильное сочетание:

а) Лена – море Лаптевых б) Колыма - Чукотское море в) Онега – Баренцево море

г) Обь – Охотское море д) Енисей – Восточно-Сибирское море

3) Внезапный подъем уровня воды в реке в течение года:

а) половодье б) наводнение в) поводок

4) Уклон – это…

а) превышение истока над устьем б) отношение падения к длине

5) Внутригодовое распределение стока:

а) режим реки б) водные ресурсы в) сток реки

6) Самая полноводная река России

а) Енисей б) Лена в) Амур г) Волга

7) размыв горных пород, почв текущей водой называется:

а) аккумуляция б) эрозия в) падение реки

8) Исток – это …

9) Наводнение – это…

10) Снеговая линия – это…

11) Количество воды, которое протекает через поперечное сечение реки в единицу времени …..

12) Впадая в море, река блуждает среди собственных наносов, разбиваясь на многочисленные рукава и протоки …

13) Разрушение почв и горных пород текучими водами …

14) Воды, содержащиеся в первом от поверхности водоносном горизонте, залегающем на первом водоупорном слое …

15) Выход грунтовых вод на дневную поверхность …

II задание

Практическая «Характеристика реки»

1)В какой части страны протекает

3)Куда впадает (бассейн океана, море)

4)В каком направлении течет

8)Питание и режим реки

III Определите объект. 1) Крупнейшая река в Европе и пятая по длине в России. Исток реки - ключ среди болот Тверской области. Река пересекает несколько природных зон – от лесной до пустынной и принимает много притоков, левые полноводнее правых. Основные источники питания: снеговое(60%), грунтовое (30%), дождевое (10%). Для реки характерно весеннее половодье, летняя и зимняя межень, осенние дождевые паводки. Река – труженица, всегда была артерией жизни: вниз и вверх по течению шли различные грузы: лес, нефть, хлеб; была знаменитой на весь мир поставщицей чёрной икры.

2) В переводе с эвенкийского – большая вода. Этот гидроним - «брат океана», «ось Сибири», воспетый и прославленный писателями и живописцами. В верхнем течении типично горная река. В русле реки встречаются многочисленные перекаты и пороги. Весной на этой сибирской реке грохочет грозный ледоход. Льдины, движущиеся с верховьев, наталкиваются на ещё не вскрывшийся ледяной панцирь нижних плёсов. Возникают ледяные заторы. Великое богатство Сибири вода и гидроэнергия. Эта река - важнейшая транспортная артерия, судоходный и лесосплавный путь Сибири, принимающий морские суда. На её берегах расположен краевой центр - главный перекрёсток водного и железнодорожного путей. Река отличается многоводностью и богата рыбой, а живописные берега – прекрасное место отдыха.

3) Народ, живущий по берегам озера, называет его морем. Озеро изучали: И.Д.Черский, В.А.Обручев, Л.С.Берг, Жак Ив Кусто. В этом озере содержится 1/10 пресных вод планеты. Объём воды в нём можно сравнить с объёмом вод в Балтийском море. Озеро является объектом Всемирного природного наследия и имеет статус озера-заповедника. Уникален органический мир озера: около 1500 видов животных и более 1000 видов растений, 70% обитателей озера – эндемики, т.е. организмы, не встречающиеся больше нигде. Берега заняты тайгой из кедра, сосны, лиственницы.

III вариант

1) Река Дон относится к бассейну:

а) Атлантическому океану б) Северо Ледовитому океану в) внутреннему стоку г) Тихому океану

2) Выберите единственно правильное сочетание:

а) Лена – Восточно-Сибирское море б) Колыма - Чукотское море в) Онега – Баренцево море

г) Обь – море Лаптевых д) Енисей – Карское море

3) Переувлажненный участок местности:

а) озеро б) болото

4) Наиболее лавиноопасным сезоном является:

а) зима б) весна в) лето г) осень

5) Наиболее широко в хозяйственных целях используются воды:

а) рек б) озер в) подземные г) ледники

6) Самая длинная река в России:

а) Енисей б) Лена в) Амур с Шилкой

7) Большинство рек России имеет смешенное питание с преобладанием:

а) дождевое б) снеговое в) подземное

8) Межень – это…

9) Половодье – это

10) Исток – это …

11) Слой охлаждённых – мёрзлых пород, которые не оттаивают в течение многих лет …

12) Воды суши, которые пригодны для использования в хозяйстве …

13) Подземные воды с температурой выше 20˚С, нагретые теплом глубинных зон земной коры …

14) Переувлажнённый участок земной поверхности, где произрастает характерная растительность и происходит постоянное образование торфа, из-за переувлажнения …

15) Замкнутая природная котловина, заполненная водой …

II задание

Практическая «Характеристика реки»

1)В какой части страны протекает

3)Куда впадает (бассейн океана, море)

4)В каком направлении течет

8)Питание и режим реки

III Определите объект

1) Народ, живущий по берегам озера, называет его морем. Озеро изучали: И.Д.Черский, В.А.Обручев, Л.С.Берг, Жак Ив Кусто. В этом озере содержится 1/10 пресных вод планеты. Объём воды в нём можно сравнить с объёмом вод в Балтийском море. Озеро является объектом Всемирного природного наследия и имеет статус озера-заповедника. Уникален органический мир озера: около 1500 видов животных и более 1000 видов растений, 70% обитателей озера – эндемики, т.е. организмы, не встречающиеся больше нигде. Берега заняты тайгой из кедра, сосны, лиственницы.

2) Крупнейшая река в Европе и пятая по длине в России. Исток реки - ключ среди болот Тверской области. Река пересекает несколько природных зон – от лесной до пустынной и принимает много притоков, левые полноводнее правых. Основные источники питания: снеговое(60%), грунтовое (30%), дождевое (10%). Для реки характерно весеннее половодье, летняя и зимняя межень, осенние дождевые паводки. Река – труженица, всегда была артерией жизни: вниз и вверх по течению шли различные грузы: лес, нефть, хлеб; была знаменитой на весь мир поставщицей чёрной икры.

3) В переводе с эвенкийского – большая вода. Этот гидроним - «брат океана», «ось Сибири», воспетый и прославленный писателями и живописцами. В верхнем течении типично горная река. В русле реки встречаются многочисленные перекаты и пороги. Весной на этой сибирской реке грохочет грозный ледоход. Льдины, движущиеся с верховьев, наталкиваются на ещё не вскрывшийся ледяной панцирь нижних плёсов. Возникают ледяные заторы. Великое богатство Сибири вода и гидроэнергия. Эта река - важнейшая транспортная артерия, судоходный и лесосплавный путь Сибири, принимающий морские суда. На её берегах расположен краевой центр - главный перекрёсток водного и железнодорожного путей. Река отличается многоводностью и богата рыбой, а живописные берега – прекрасное место отдыха.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данный тест можно использовать на обобщающем уроке при изучении Южной Америки.

Просмотр содержимого документа
«Тест по теме "Южная Америка"»

Тест по теме «Южная Америка»

1.Назовите пустыню, образовавшуюся в результате влияния холодного течения.

2. В каком климатическом поясе зимой и летом температура воздуха +25°С - +27°С и осадки весь год?

3. В каком климатическом поясе находятся: а) Оринокская низменность;

б) Гвианское плоскогорье; в) г. Бразилиа?

4. Укажите напротив каждой реки соответствующую особенность цифрой:

1)Течет с юга на север; 2)Наибольшая на Земле площадь бассейна; 3)Собирает воды с северного склона Гвианского плоскогорья и Оринокской низменности; 4)Самая многоводная река Земли; 5)Течет с севера на юг; 6)Уровень воды резко колеблется по сезонам; 7)Собирает воды с южных склонов Бразильского плоскогорья и внутренних равнин; 8)На одном из притоков находится водопад Анхель; 9)Полноводна в течение всего года; 10)Обладает мощными запасами водной энергии; 11)Глубокое русло позволяет морским судам подниматься вверх по реке на тысячи километров; 12)В среднем и нижнем течении течёт по равнинам и удобна для судоходства.

5. Дайте определения следующим понятиям: сельва, льянос, пампа.

6. Родиной каких культурных растений является Южная Америка?

7. Назовите диких животных, которые обитают только в Южной Америке.

8. Продолжите предложения: а) Крупнейшее высокогорное озеро ….

б) Самый высокий водопад …..

9. Подчеркните лишнее слово: 1) Горн, Чимборасо, Гальинас, Париньяс; 2) Амазонка, Титикака, Ориноко, Парана; 3) Перуанское, Фолклендские, Гвианское, Бразильское; 4)мулат, метис, бушмен, инки; 5) Сахара, Атакама, Намиб, Парана, Калахари.

10. Как называются горы, название которых на языке местных жителей означает «медные»?

11. В какой природной зоне растет кувшинка виктория – регия?

12) Что севернее: Сантьяго или Монтевидео; влк. Чимборасо или влк. Котопахи?

Конспект урока

Методический материал представлен на основе модульного (обучения) подхода. Во-первых, данная технология имеет ряд преимуществ: 1. увеличение доли самостоятельной деятельности учащихся; 2. экономия учебного времени; 3. здоровьесбережение; 4. личностно-деятельностный опыт (подготовка к взрослой жизни, деятельности). Во-вторых, для МО характерны: • опережающее изучение теоретического материала; • укрупнение учебного материала; • алгоритмизация учебной деятельности; • индивидуализация и уровневая дифференциация. Модуль рассматриваю как многофункциональный узел, объединяющий учебное содержание и способы овладения им, обладающий определенной автономностью.МОДУЛЬ «ЮЖНАЯ АМЕРИКА», урок по теме: «Внутренние воды Южной Америки»

География материков и океанов» 7 класс РАЗДЕЛ II . ОКЕАНЫ И МАТЕРИКИ

ТЕМА (МОДУЛЬ) «ЮЖНАЯ АМЕРИКА».

УРОК 34 (3 ) Тема: «Внутренние воды Южной Америки»

Учебный материал с указанием заданий

Руководство

по усвоению учебного матер.

1. Цели урока : раскрыть особенности внутренних вод Южной Америки;

Задачи урока : развитие умения составлять характеристику рек по плану; аргументировано излагать ученый материал; раскрытие причинно-следственные связи между компонентами природы; соотносить результаты труда своей работы с поставленной целью; воспитывать чувство ответственности, работая по принципу доверия, относительно мягкого контроля.

Выяснить зависимость течения рек от рельефа

в процессе работы над учебными элементами вы должны знать крупнейшие речные и озерные системы материка; определять зависимость густоты речной сети от климата, направление течения от рельефа; объяснять особенности питания и режима рек,

Оборудование : физ. карта Ю. Америки, атласы, учебники, картины объектов, карточки разного цвета на столах, ПК и мультимедийный диск 7 класс.

Цель: определить ваш исходный уровень теоретических знаний о внутренних водах, раскрыв связи между внутренними водами и климатом.

Ответы: А – исток, Б – речная система, В – река, Г – водопад, Д – озеро,

Е – водораздел, Ж – устье, З – бассейн, И – дельта, К – русло.

1. Место, где начинается река.

2. Место впадения реки в море, озеро или другую реку.

3. Углубление в речной долине, по которому течет река.

4. Низменность перед впадением реки в море, на которой река делится на множество рукавов.

5 Территория, с которой стекает в данную реку подземные и поверхностные воды

6. Река со всеми своими притоками.

7. Граница между бассейнами рек.

8. Поток воды, текущий в углублении, называемом руслом.

9. Скопление воды в природном углублении на суше.

10. Падение воды с высокого уступа.

2. По климатограммам определите климатический пояс.

1. 2.

3 . Проверьте и оцените себя .

За каждый правильный ответ – по одному баллу. Максимальное количество – 12 баллов .

Работайте индивидуально, письменно.

Проверьте себя с доски.

Цель: составить общее представление о внутренних водах материка на основе установления их зависимости от рельефа и климата; развивать умения связно и доказательно излагать учебный материал, раскрывать взаимосвязи между компонентами природы.

1. Эвристическая беседа по схемам и картам атласа «РЕКИ».

А. Какие крупные реки протекают по территории материка?

Б. Какие крупные реки текут в Атлантический океан?

Г. Как влияет на направление и характер течения рек особенности рельефа?

Д. Какое влияние на режим рек оказывает климат?

Ж. Какое питание характерно для рек Южной Америки?

Беседа с классом.

Цель: сформировать знания о водопадах материка; продолжить формировать умения выделять главные отличительные черты природного объекта.

1 . Прочитайте текст учебника с. 153, 1-й абзац. Запомните названия водопадов.

2. Выполните задание (по атласу и учебнику): вставьте в текст пропущенные слова:

Водопад Игуасу находится на ……плоскогорье, на реке…… (приток Параны). Высота водопада… метров. Игуасу ниспадает двумя главными каскадами, но всего водопадов в системе……… В бассейне реки. на…. плоскогорье находится самый…….на земле водопад Анхель. Его высота. метров. Подступы к водопаду перекрыты труднопроходимыми джунглями. Туземцы считают их запретными. Открыт он недавно, в 1935г., венесуэльским летчиком Хуаном Анхелем.

Используя дополнительный материал, работаете самостоятельно.

Устная проверка с классом.

Цель: сформировать знания о крупнейших озерах Ю. Америки, их особенностях, размещении; развивать память, запоминать прочитанное.

1. Прочитайте текст учебника с. 153, 2-й абзац.

2. Используя дополнительные сведения, ответьте на вопросы утверждений. Внимательно прочитайте утверждения (напротив каждой цифры, ставьте знаки «+», если утверждение верно, и «-», если утверждение не верно).

1. На материке много крупных озер.

2. Маракайбо – самое крупное озеро на севере Южной Америки.

3. Озеро Титикака – самое крупное тектоническое озеро на материке.

4. Озеро Титикака – самое высокогорное озеро в мире.

5. Берега озера Титикака слабо изрезаны.

6. Озеро Титикака расположено в Андах.

7. Максимальная глубина озера Титикака – 304м.

8. Берега озера Титикака густо поросли тростником.

9. На берегах озера Маракайбо добывают нефть.

10. Озеро Титикака расположено на границе Перу и Бразилии на высоте 3812м.

Работаете письменно индивидуально

Цель: закрепить знания по теме «Внутренние воды Южной Америки»; уметь самостоятельно применять полученные знания.

1. Укажите особенности рек Ю. Америки.

1 Против названия каждой реки поставьте цифры, соответствующие признаки, которые для нее характерны (один признак может подходить к нескольким рекам).

1 Течет с юга на север.

2 Наибольшая на Земле площадь бассейна.

3 Собирает воды с северного склона Гвианского плоскогорья и Оринокской низменности.

4 Самая многоводная река на Земле.

5 Течет с севера на юг.

6 По длине вторая река земного шара.

7 Уровень воды резко колеблется по сезонам.

8 Собирает воды с южных склонов Бразильского плоскогорья и внутренних равнин.

9 На одном из притоков находится водопад Анхель.

10 Полноводна в течение всего года.

11 Обладает мощными запасами водной энергии.

12 Глубокое русло позволяет морским судам подниматься вверх по реке на тысячи километров.

13 В среднем и нижнем течении течет по равнинам и удобна для судоходства.

2. Оцените свою работу: за каждый правильный ответ по одному баллу. Максимальное количество – 15 баллов.

Работаете письменно в парах.

Взаимопроверка с доски.

Цель: подведение итогов.

1 Прочитайте еще раз цели урока. Достигли ли вы заданных целей…

2 Оцените свою работу на уроке.

А) Если вы выполнили все без ошибок и набрали 22 баллов и больше, отметка – «5».

Б) Если вы набрали 21-18 баллов, ваша отметка – «4».

вы редко ошибались на уроке.

В) Если вы получили 17-13 отметка – «3».

Г) если вы получили менее 12 баллов, отметка – «2».

3 Запишите разноуровневое домашнее задание (с учётом вашей отметки за урок:

А) Составьте малое «кругосветное» путешествие по рекам Ю. Америки, если вы заработали отметку – «5».

Б) Повторите ваши записи в тетради и дайте описание р. Парана по плану, если вы получили отметку «4»,

В) Повторите тему по учебнику с. 152-153, поработайте дома с тетрадью и №32 стр.70 в печатной тетради, если вы получили отметку «3» и ниже.

Запишите в тетрадь и учебник.

1 Что интереснее: самому добывать информацию из различных источников, или услышать об этом от учителя?

2 На какую отметку вы себя оценили? Совпала ли ваша отметка с действительно за-

3 Что приятнее: ставить себе оценку самому или получать ее от учителя; самому найти ошибку или когда на нее укажут?

4 Было ли у вас время на скуку, посторонние занятия?

Беседа с классом.

Информация к размышлению.

Мы приехали на речку

Воскресенье провести.

А свободного местечка Тут сидят и там сидят.

Возле речки не найти! Загорают и едят.

Отдыхают, как хотят. Мы по берегу прошли

Сотни взрослых и ребят. И поляночку нашли

Но на солнечной поляне

Там и тут – пустые банки

И как будто нам на зло,

Даже битое стекло.

Термины и понятия: Водораздел, речная система, речной сток, питание и режим рек, водопад, озеро-лагуна.

Номенклатура:
Реки: Амазонка, Мараньон, Укаяли, Мадейра, Риу-Негру, Ориноко, Парана, Парагвай.
Водопады: Игуасу, Анхель, Кукенан, Рорайма, Кайетур.
Озёра: Маракайбо, Титикака, Поопо.

Имена: А. Гарсия ( испанский конкистадор, открывший в 1525 году водопад Игуасу, Дж. Энджел (английский лётчик, открывший в 1925 году водопад Анхель.

Справочно – информационный материал:
Реки:
Амазонка- 6437 км 7180 кв. км - площадь бассейна
Парана- 4380 км 2663 кв. км
Мадейра- 4100 км 1360 кв. км
Ориноко- 2730 км 1086 кв. км
Сан- Франциску- 2800 км 600 кв.км

Озёра:
Маракайбо- 16300 кв. км 250 м - глубина
Титикака- 8300 кв. км 304 м
Поопо- 2530 кв. км 3 м

Водопады:
Анхель- 1054 м Венесуэла
Игуасу- 72 м Бразилия – Аргентина
Кукенан- 610 м Венесуэла
Рорайма- 457 м Гайана
Кайетур- 225 м Гайана.

Оборудование: репродукции с картин художников, карта полушарий, компьютерный диск для 6 класса, схемы “Река”, “Бассейн реки”, таблица “Характерные черты горной и равнинной рек”, карта бассейн реки Осетр, кроссворд, снимки рек, атласы, схемы “Река” для всех обучающихся.

Ход урока

На доске эпиграф: “Реки как люди…”

I. Организационный момент.

Здравствуйте, дети!
Сегодня урок наш о важном на свете.
Мы будем часть гидросферы изучать,
Прошу вас всех хорошо отвечать.

  • Что называется Гидросферой? (Водная оболочка Земли).
  • Какие части гидросферы вы знаете? (Воды Мирового океана, воды суши, вода в атмосфере).

III. Изучение нового материала.

1. Объявление темы урока:

Темой сегодняшнего урока будет отгадка следующих загадок:

Течет, течет – не вытечет,
Бежит, бежит – не выбежит,

Не конь, а бежит,
Не лес, а шумит.

Между гор, между дол
Бежит белый конь.

  • Как будет называться тема нашего урока? (Река).
  • Эпиграфом нашего урока станут слова Льва Николаевича Толстого “Реки как люди…”. Почему он так сказал, мы попытаемся в этом разобраться.

2. Работа с картинами великих художников, поэтов, писателей:

Обратите внимание на репродукции с картин художников….. Михаил Васильевич Нестеров “Осенний пейзаж” – природа кажется застывшей в своем холодном спокойствии. Неподвижны свинцовые воды реки, пустынны её берега, не шелохнется отражение в воде. Илья Семенович Остроухов “Сиверко” – Берег Москвы-реки. Уютная,живописная подмосковная природа. Москва-река кажется могучей, суровой, холодной северной рекой. Река делает крутой изгиб и открывает широкое пространство с холмами. Река с ее невысокими берегами как бы уходит за картину. Тансыкбаев Урал Тансыкбаевич “Сырдарья” – с помощью могучей среднеазиатской реки художник передает образ Узбекистана. Сиренево-сизая, зеркальная гладь реки и сливающаяся с небом голубоватые силуэты гор. Поль Сезан “Берега Марны”, Ромадин Николай Михайлович “Керженец” (Самара), Исаак Ильич Левитан “Весна. Большая вода”. Много великих и прекрасных художников изображали в своих картинах реки. Но не только художники, а и писатели… кто не помнит гоголевских строк: “чудесен Днепр при тихой погоде…”, “Редкая птица долетит до середины Днепра”. Любили реки и поэты:

О, Волга. Колыбель моя,
Любил ли кто тебя как я?
Один по утренним зарям,
Когда еще все в мире спит,
И алый блеск едва скользит
По темно-голубым волнам,
Я убегал к родной реке…

Нева всю ночь рвалася к морю…
И спорить стало ей невмочь…
…Но силой ветра от залива
Перегражденная Нева
Обратно шла, гневна, бурлива,
И затопляла острова.

3. Структура реки.

- Кто был на берегу реки?
- Все вы были на побережье реки, расскажите, что представляет она собой? (Это вода, которая постоянно течет в углублении на поверхности суши).
- Правильно. (Работа с диском).

- Река – это водный поток, текущий в выработанном углублении – русле реки.

- Обычно русло реки расположено на дне более широкого углубления, называемой речной долиной. Пониженная часть речной долины, которая затопляется водой, называется поймой.

- Террасы – это остатки старого днища.

4. Схема реки.

Вспомните слова Льва Николаевича “Реки как люди”. Это так. Как устроен человек, из каких частей состоит его тело. Так и река. У вас на столах схемы.

(У детей схема реки, разработка с.142).

Река течет по уклону земной поверхности: ее начало всегда расположено выше, чем окончание. Начало реки, т.е. голова – это исток. Истоки бывают разные. Волга начинается на Валдайской возвышенности из болота, там, где выходят подземные воды.

Вот отсюда, именно отсюда,
Из глубины лесного родника.
Выбегает голубое чудо –
Русская великая река.

Ангара вытекает из озера Байкал. Терек берет начало в ледниках Кавказа. Обь образуется в результате слияния двух рек – Бии и Катуни. (Подписывают на схеме истоки). Человек рождается, живет определенное отведенное ему время и умирает. Так и реки рождается, живут и прекращают свое существование в видоизменной форме, т.е. она может впадать в море, океан, другую реку. Ее воды превращаются в воды других рек, морей, океанов.

Место, где река впадает в другую реку, озеро или море называется устьем реки. (Подписывают на схеме).Существуют различные виды устьев.

Дельта – форма устья реки с протоками, на которые делится главное русло. Дельты по форме разных типов, чаще имеют треугольную или веерообразную форму. Дельты образуются не мелководных участках моря (озера) при впадении реки, несущий большое количество наносов. (Лена, Волга, Миссисипи).

- Кто может показать любую реку от истока к устью? (Дети показывают на карте задание с.88 Реки: Нил, Инд, Волга, Обь).

Все самые большие реки впадают в моря или заливы океана. Некоторые из них заканчиваются в озерах, но большинство является притоками других рек. Посмотрите на нашу схему. (Дети рассматривают схему, называют главную реку и притоки, подписывают).

Пример: Так, река Москва - это левый приток Оки, а Ока – правый приток Волги. Чтобы узнать, каким притоком реки является другая река – правым или левым – нужно представить, что вы стоите лицом к устью главной реки (вниз по течению). Если приток впадает в главную реку справа – он правый приток, если слева – левый. (Работа с картой. Определите, каким притоком – правым или левым – является Кама для Волги, Иртыш для Оби, Ангара для Енисея).

Работа со схемой: Сколько притоков получилось на схеме? (три).

Как мы их будем различать? (правый, левый I и II порядка).

Притоки делят главную реку на верхнее, среднее и нижнее течения. (Обозначают на схеме).

  1. Главная река. (Лена).
  2. Исток главной реки, устье главной реки. (Исток г. Байкальский хребет. Устье – море Лаптевых).
  3. Левые и правые притоки. (Левые притоки – Вилюй, Муна. Правые притоки – Алдан, Витим, Олёкма.)
  4. Притоки I,II, III порядков. (Приток 1 порядка – Витим, 2 порядка – Олёкма, 3 порядка – Алдан, 4 порядка – Вилюй, 5 порядка - Муна).

6. Бассейн реки, водораздел.

- От речной системы надо отличать бассейн реки – это участок земной поверхности, с которого вся вода стекает в реку. Свой бассейн имеет каждая река, даже маленькая. Бассейн главной реки включает бассейны всех её притоков. Самый большой бассейн – у Амазонки (показ на карте). Его площадь – 7 млн. км 2 – лишь немного уступает площади Австралии.

(Работа с диском – показ бассейнов рек).

Работа со схемой: - Посмотрите на рисунок в учебнике.

Здесь показаны 4 реки. (Учитель обводит бассейн реки одной, второй, третьей).

- А теперь другим цветом обвожу следующее понятие – водораздел – это граница, разделяющая соседние речные бассейны. Действительно, по одну сторону водораздела вода стекает в одну реку, а по другую – в другую. В горах водораздел проходит по гребням хребтов, на равнинах – по наиболее возвышенной их части. (Работа с картой- Водоразделы каких речных бассейнов проходят по уральскому хребту)

Физминутка.

7. Питание и режим рек.

- Чтобы поддерживать свой организм мы питаемся. Чем? Кто, что любит?
- Так и реки, чтобы поддержать свое течение ,а вы все видели, что у реки есть течение, вода бежит-бежит и не кончается, река питается. Откуда берется вода, за счет чего питается она, т.е. пополняет свои воды (ответы детей).

А питает речку подземный запас
А еще питает дождь, воды снега и льда.
И характер питания зависит от климата.

Немало рек, питающихся исключительно дождевой водой. Среди них – самые полноводные реки Земли: Амазонка и Конго. Уровень воды в этих реках почти не изменяется, так как дожди выпадают в их бассейнах весь год. (Показ рек).

Талыми водами горных ледников питаются протекающие по пустыне реки, истоки которых находятся высоко в горах. Самый высокий уровень воды в этих реках – летом. Почему? Чем жарче лето, тем выше их уровень. К таким рекам относится, например, Амударья. (Показ рек).

Большинство равнинных рек в нашей стране имеет смешанное питание. Весной – талым снегом. Летом – дождем. Зимой, когда они покрыты льдом, единственный источник питания – выходы грунтовых вод в руслах рек. Если бы не подземное питание, реки зимой подо льдом могли бы вообще иссякнуть.

- Мы люди стараемся жить по режиму. Что такое режим? Слово вам это знакомо? (Вставать, кушать, ложится в одно и тоже время).

Так и у реки есть режим, который зависит от питания (работа с диском).

Режимом рек называют изменение уровня воды в реке в течение года.

Наступает в природе зима,
А на реках ледостав.
Покрывается река льдом,
Но под ним вода течет своим путем.

Реки замерзают в разное время. Об этом расскажет картосхема. (Работа с картосхемой “Водный режим рек”, “Ледовый режим рек”).

Вспомните произведение Н.Некрасова “Дед Мазай и зайцы”.

Весной в реки стекает вода
От растаявшего снега и льда.
Они переполняют и заливают водой
Часть речной долины, называемой поймой
А воды в реке подъем
Всяк половодьем назовет.

Весной в реку стекает талые снеговые воды. Они переполняют русла и заливают дно долин. Это весеннее половодье. Репродукции картин Исаака Ильича Левитана, Николая Михайловича Ромадина.

Летом становится тепло,
И очень сильно реки мелеют.
И межень наступает в это время.
Но тает снег далеко в горах,
И летом разливается Амударья.
Осенью часто идут дожди.
Подъем воды в реке, то есть паводок жди.

Летом происходит сильное испарение воды из реки и поверхности её бассейна. И хотя выпадают дожди, главным становится снова подземное питание. Уровень реки понижается. Называется это явление межень. Осенью испарение меньше, чаще идут затяжные дожди. Вода в реке прибывает, уровень ее повышается. Обильные дожди могут вызывать сильные кратковременные подъемы – паводки.

8. Реки равнинные и горные. (Две картинки)

- Скажите мне, пожалуйста, мы люди имеем все одинаковый характер? (Нет. Примеры)
- Давайте сейчас с вами поменяемся местами: вы учителя, а я - ученица.

На картины посмотрите
И скорее вы решите,
Где здесь горная река,
Где равнинная.
Объясните - почему?
Может быть, и я пойму.

(дети размышляют по таблице, я открываю её).

Реки Сравнения рек
Характер течения Рельеф Скорость течения
Горные Бурлят, пенятся Горный Быстрая
Равнинные Медленная Равнинный Спокойная

Равнинные реки текут спокойно, плавно, в широких долинах Скорость – 1 м/с. Не обладая силой, достаточной для того, чтобы продолжить себе прямой путь, равнинная река обходит препятствия и вырабатывает широкую долину, по дну которой извивается русло. Равнинные реки, у которой достаточная глубина, удобны для судоходства.

Горные реки текут гораздо быстрее, чем равнинные. Они не образуют значительных извилин. Их долины узкие, глубокие. Многие реки, начинаясь в горах, выходят затем на равнину; горная река становится равниной. У М.Ю.Лермонтова:

Терек воет, дик и злобен,
Меж утесистых громад,
Буре плач его подобен,
Слезы брызгами летят.

Но, по степи разбегаясь,
Он лукавый принял вид
И, приветливо ласкаясь,
Морю Каспию журчит…

9. Реки Зарайского района.

- А теперь все, что мы сегодня узнали давайте посмотрим на нашей реке.

Выбегает ручеек из-под горки меловой,
Звонко песенку поет, а зовется он рекой.

- Какая у нас течет река? (Осетр)
- Кто знает, чьим притоком является она? (Правым притоком Оки).

Выступление учащихся с использованием карты Зарайского района.

Осетр - речка, правый приток Оки. Начинается у село Мелеховка Тульской области, и затем на протяжении 70 км течет в пределах Зарайского района, вбирая в себя 45 притоков. Ширина русла от 15 до 40 м, глубина от 0,5 до 4 м. Зимой толщина льда от 30 до 50 см. Весной во время половодья уровень воды поднимается в среднем на 6,5 м. Общая протяженность реки 237 км. Водятся следующие породы рыб: окунь, щука, линь, язь, голавль, судак, карась, плотва, карп, толстолобик, лещ.

- Какое питание у нашей реки? (Смешанное)

10. Использование рек и их охрана.

У воды нет ни вкуса, ни цвета,
И запаха тоже нет.
Но без нее на свете
Не может жить человек!
Куда используют воду рек?
Вы должны мне дать ответ.

Чтение и обсуждение стихотворения Николая Дудина “Притихла речка”.

- Какую работу выполняют реки?

Бросают в реку грязь и мусор,
Не любят реченьку свою.
Ах, если б слышали вы, люди,
Как стонет речка поутру!
А возле леса на опушке
Грибы уже и не растут.
Завалена страшнейшей кучей,
И все везут, везут, везут!

(Ответы детей на вопрос: как надо беречь воду).

Как с водою поступать,
Очень важно дети знать!

IV. Закрепление пройденного: Отгадаем кроссворд.

  1. Площадь – та, с которой собирает воду река.
  2. Ежегодно повторяющийся весенний подъем воды.
  3. Углубление, по которому постоянно река продолжает течение.
  4. Форма устья реки с протоками, на которые делится главное русло.
  5. Реки, скорость которых быстрая, характер течения бурлящий, пенящийся.
  6. Река, впадающая в главную реку.
  7. Место – финал, где река впадает в море или океан.
  8. Граница не навек, разделяющая бассейны двух рек.
  9. Не конь, а бежит, не лес, а шумит.
  10. Как называется самый низкий уровень воды в реке, чаще летом.
  11. Внезапный подъем воды в реке во время дождей.
  12. Место это очень мало, где река начало берет.

V. Итог урока:

Реки как люди: вода во всех одинаковая и везде одна и та же, но каждая река бывает то узкая, то широкая, то быстрая, то тихая, то чистая, то холодная, то мутная, то теплая, так и люди”.

Вот и к концу пришел урок,
Нам подводить пора итог.
Спасибо за работу детки,
А я поставлю вам отметки.

VI. Домашнее задание.

& 30, в “Словарь” записать все новые слова и выучить.

Дополнительно: Написать ваши размышления на слова льва Николаевича Толстого.

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: