Глоссы это в римском праве сборники для судебного руководства изданные германскими князьями

Обновлено: 28.03.2024

И. А. Покровский. История римского права. СПб, изд.-торг. дом «Летний сад», 1999.
Переводы с латинского, научная редакция и комментарии А. Д. Рудокваса.
Сверено редакцией сайта с 4-м изд. (1918), внесены необходимые исправления, постраничная нумерация примечаний заменена на сквозную по параграфам.

ИСТОЧНИКИ ПРАВА

§ 38. Jus ve­tus и le­ges

В эпо­ху абсо­лют­ной монар­хии зако­но­да­тель­ная власть сосре­дото­чи­ва­ет­ся исклю­чи­тель­но в руках импе­ра­то­ра, вслед­ст­вие чего един­ст­вен­ною фор­мой зако­но­да­тель­ства явля­ют­ся теперь импе­ра­тор­ские кон­сти­ту­ции, при­об­ре­таю­щие назва­ние le­ges. Преж­нее утвер­жде­ние сена­том импе­ра­тор­ских ora­tio­nes пре­вра­ти­лось в про­стое сооб­ще­ние сена­ту ука­зов, уже вполне дей­ст­ви­тель­ных. Что каса­ет­ся раз­лич­ных форм кон­сти­ту­ций, то man­da­ta выхо­дят из употреб­ле­ния, а отно­си­тель­но dec­re­ta и rescrip­ta поста­нов­ля­ет­ся (закон Кон­стан­ти­на 315 г. — c. 2 Cod. Th. 1, 2), что они име­ют силу толь­ко для того дела, по пово­ду кото­ро­го они даны; они при­зна­ют­ся, таким обра­зом, лишь за con­sti­tu­tio­nes per­so­na­les. Вслед­ст­вие это­го нор­маль­ной фор­мой обще­го импе­ра­тор­ско­го 171 ука­за (con­sti­tu­tio ge­ne­ra­lis) оста­ет­ся теперь edic­tum. В тех слу­ча­ях, когда импе­ра­тор­ский указ име­ет сво­им содер­жа­ни­ем даро­ва­ние каких-либо при­ви­ле­гий лицу или целой кор­по­ра­ции, он носит назва­ние sanctio prag­ma­ti­ca.

В про­ти­во­по­лож­ность импе­ра­тор­ским кон­сти­ту­ци­ям, как le­ges, все пра­во, создан­ное преж­ним зако­но­да­тель­ст­вом и раз­ра­ботан­ное юрис­пруден­ци­ей клас­си­че­ско­го пери­о­да, назы­ва­ет­ся теперь jus ve­tus или jus an­ti­quum.

Памят­ни­ки юриди­че­ской лите­ра­ту­ры это­го пери­о­да

Как было ука­за­но выше, с поло­ви­ны III века юрис­пруден­ция быст­ро пада­ет. Юриди­че­ское пре­по­да­ва­ние еще суще­ст­ву­ет; мы име­ем следы суще­ст­во­ва­ния юриди­че­ских школ в Кон­стан­ти­но­по­ле, Алек­сан­дрии, Кеса­рии и Бери­те, при­чем наи­боль­шею извест­но­стью поль­зо­ва­лась шко­ла в Бери­те; из среды ее дея­те­лей извест­ны с. 227 Кирилл, Дом­нин, Демо­сфен и Пат­ри­кий. Но юриди­че­ская лите­ра­ту­ра это­го пери­о­да скуд­на и коли­че­ст­вен­но и каче­ст­вен­но. Она огра­ни­чи­ва­ет­ся теперь толь­ко чисто ком­пи­ля­тив­ной работой, пыта­ясь на осно­ва­нии выдер­жек из наи­бо­лее рас­про­стра­нен­ных сочи­не­ний ста­рых юри­стов и импе­ра­тор­ских кон­сти­ту­ций созда­вать сбор­ни­ки для того, чтобы облег­чить при­ме­не­ние пра­ва судья­ми, уже неспо­соб­ны­ми овла­деть всей мас­сой клас­си­че­ской лите­ра­ту­ры. Неко­то­рые из этих ком­пи­ля­ций дошли до нас.

a) В 1821 году были най­де­ны в Вати­кан­ской биб­лио­те­ке отрыв­ки из доволь­но обшир­ной, по-види­мо­му, ком­пи­ля­ции, состав­лен­ной в кон­це IV или нача­ле V века из сочи­не­ний Папи­ни­а­на, Пав­ла и Уль­пи­а­на, а так­же из импе­ра­тор­ских кон­сти­ту­ций, по пре­иму­ще­ству, Дио­кле­ти­а­на. Отрыв­ки эти назы­ва­ют­ся теперь « Frag­men­ta Va­ti­ca­na » .

b) При­бли­зи­тель­но к тому же вре­ме­ни (веро­ят­но, к нача­лу V века) отно­сит­ся дру­гая, ори­ги­наль­ная ком­пи­ля­ция, кото­рой дают теперь назва­ние « Lex Dei » или « Col­la­tio le­gum mo­sai­ca­rum et ro­ma­na­rum » 1 . Цель сбор­ни­ка заклю­ча­лась, по-види­мо­му, в том, чтобы пока­зать согла­сие меж­ду рим­ским пра­вом и поста­нов­ле­ни­я­ми Мои­се­е­ва зако­на; ввиду это­го в сбор­ни­ке пере­ме­ша­ны поста­нов­ле­ния Мои­сея с выдерж­ка­ми из сочи­не­ний рим­ских юри­стов и импе­ра­тор­ских кон­сти­ту­ций. Раз­би­ра­ют­ся, глав­ным обра­зом, вопро­сы уго­лов­но­го пра­ва и лишь неко­то­рые граж­дан­ско­го (порядок насле­до­ва­ния по зако­ну). Дошел до нас этот сбор­ник в трех руко­пи­сях VIII— XI века.

c) К кон­цу V или нача­лу VI века отно­сит­ся сбор­ник, нося­щий назва­ние « Con­sul­ta­tio ve­te­ris cujus­dam juris­con­sul­ti » 2 ; это собра­ние прак­ти­че­ских сове­тов, реше­ний, состав­лен­ных на осно­ва­нии, глав­ным обра­зом, sen­ten­tiae Pau­li, но и неко­то­рых дру­гих юри­стов.

d) Нако­нец, чет­вер­тый сбор­ник того же рода изве­стен под назва­ни­ем « Рим­ско-сирий­ской закон­ной кни­ги » . Состав­лен он в восточ­ной поло­вине импе­рии в V веке (быть может, око­ло 476 г.) и, веро­ят­но, явля­ет­ся про­из­веде­ни­ем како­го-либо духов­но­го лица для руко­вод­ства в мест­ных духов­ных судах. 172 Источ­ни­ком ком­пи­ля­ции слу­жи­ли импе­ра­тор­ские ука­зы (по пре­иму­ще­ству, восточ­ных импе­ра­то­ров) и неко­то­рые сочи­не­ния клас­си­че­ских юри­стов. В неко­то­рых поло­же­ни­ях (напр., отно­си­тель­но поряд­ка насле­до­ва­ния по зако­ну) заме­ча­ют­ся отступ­ле­ния от рим­ско­го пра­ва: с. 228 по-види­мо­му, здесь ска­за­лось вли­я­ние нацио­наль­но­го пра­ва — сирий­ско­го или гре­че­ско­го. Сбор­ник этот имел боль­шое рас­про­стра­не­ние в Азии — от Егип­та до Арме­нии — даже после изда­ния Юсти­ни­а­нов­ско­го сво­да; до нас дошли его араб­ские, сирий­ские и армян­ские пере­ра­бот­ки.

Зако­но­да­тель­ные попыт­ки упо­рядо­чить при­ме­не­ние jus ve­tus

Но все эти ком­пи­ля­ции были толь­ко част­ны­ми, и при­том не очень искус­ны­ми, посо­би­я­ми; офи­ци­аль­ной силы они не име­ли. Юриди­че­ски jus ve­tus поко­и­лось все на тех же источ­ни­ках, т. е. сочи­не­ни­ях клас­си­че­ских юри­стов. Само собою разу­ме­ет­ся, одна­ко, что судье, обя­зан­но­му при­ме­нять это пра­во, в каж­дом дан­ном слу­чае разо­брать­ся во всей мас­се клас­си­че­ской лите­ра­ту­ры было до край­но­сти затруд­ни­тель­но. Чтобы хоть несколь­ко облег­чить эту работу, импе­ра­то­ры изда­ют ряд ука­зов, име­ю­щих целью регу­ли­ро­вать поль­зо­ва­ние обшир­ным лите­ра­тур­ным мате­ри­а­лом и упо­рядо­чить при­ме­не­ние jus ve­tus.

Сюда отно­сят­ся преж­де все­го два зако­на импе­ра­то­ра Кон­стан­ти­на. Пер­вый из них (321 г.) пред­пи­сы­ва­ет судьям не обра­щать вни­ма­ния на кри­ти­че­ские заме­ча­ния (no­tae) Пав­ла и Уль­пи­а­на к сочи­не­ни­ям Папи­ни­а­на, ибо, по мне­нию импе­ра­то­ра, оба эти юри­ста, заботясь толь­ко о сво­ей сла­ве, жела­ли не столь­ко испра­вить, сколь­ко опо­ро­чить Папи­ни­а­на (c. 1 Cod. Th. 1. 4). Вто­рой (327 г.) пред­ла­га­ет судьям преж­де все­го руко­во­дить­ся при реше­нии дел sen­ten­tiae Пав­ла (c. 2 Cod. Th. 1. 4).

Пол­нее пыта­ет­ся регу­ли­ро­вать при­ме­не­ние клас­си­че­ских сочи­не­ний закон Фео­до­сия II и Вален­ти­ни­а­на III (426 г.), т. н. lex Al­le­ga­to­ria (закон о цити­ро­ва­нии — c. 3 Cod. Th. 1. 4). Закон этот при­да­ет юриди­че­ски обя­за­тель­ную силу сочи­не­ни­ям пяти юри­стов — Папи­ни­а­на, Пав­ла, Уль­пи­а­на, Моде­сти­на и Гая ( « Pa­pi­nia­ni, Pau­li, Gai, Ul­pia­ni at­que Mo­des­ti­ni scrip­ta uni­ver­sa fir­ma­mus » 3 ). Что же каса­ет­ся всей осталь­ной клас­си­че­ской лите­ра­ту­ры, то поз­во­ля­ет­ся при­ни­мать во вни­ма­ние лишь тех юри­стов, на кото­рых упо­мя­ну­тые пять в сво­их сочи­не­ни­ях ссы­ла­ют­ся и лишь при том усло­вии, если соот­вет­ст­ву­ю­щий текст будет под­твер­жден сли­че­ни­ем несколь­ких руко­пи­сей ( « si ta­men eorum lib­ri prop­ter an­ti­qui­ta­tis in­cer­tum co­di­cum col­la­tio­ne fir­men­tur » 4 ). Так с. 229 как, одна­ко, руко­пи­си дру­гих юри­стов, кро­ме пяти при­ви­ле­ги­ро­ван­ных, встре­ча­лись все реже и реже, то на прак­ти­ке ука­зан­ная добав­ка почти не име­ла ника­ко­го зна­че­ния, и с мне­ни­я­ми дру­гих юри­стов счи­та­лись лишь постоль­ку, посколь­ку о них сооб­ща­лось в сочи­не­ни­ях Папи­ни­а­на, Пав­ла и т. д. Если по одно­му и тому же вопро­су меж­ду упо­мя­ну­ты­ми пятью юри­ста­ми обна­ру­жи­ва­ет­ся раз­но­гла­сие, то судья дол­жен при­нять то реше­ние, кото­ро­го дер­жит­ся боль­шин­ство из них; при равен­стве голо­сов реша­ет мне­ние Папи­ни­а­на; если же мне­ния Папи­ни­а­на по дан­но­му вопро­су нет, то судья может выби­рать по сво­е­му 173 усмот­ре­нию. Засим, под­твер­жда­ет­ся закон Кон­стан­ти­на отно­си­тель­но недей­ст­ви­тель­но­сти no­tae Пав­ла и Уль­пи­а­на и ука­зы­ва­ет­ся, что преж­де все­го реше­ния надо искать в sen­ten­tiae Pau­li ( « Pau­li quo­que sen­ten­tias sem­per va­le­re prae­ci­pi­mus » 5 ).

Как видим, lex Al­le­ga­to­ria пыта­ет­ся вый­ти из затруд­не­ний чисто фор­маль­ным путем, при­дав обя­за­тель­ную силу сочи­не­ни­ям пяти юри­стов, выдви­нув из них на пер­вый план sen­ten­tiae Пав­ла и введя прин­цип боль­шин­ства в чисто науч­ное дело тол­ко­ва­ния. С этой сто­ро­ны наш закон явля­ет­ся нагляд­ным свиде­тель­ст­вом науч­ной бес­по­мощ­но­сти юрис­пруден­ции и бюро­кра­тии того вре­ме­ни; но он, веро­ят­но, толь­ко санк­ци­о­ни­ро­вал при­е­мы, уста­но­вив­ши­е­ся и до него в прак­ти­ке.

Сбор­ни­ки импе­ра­тор­ских кон­сти­ту­ций

Не мень­шие затруд­не­ния пред­став­ля­ло для прак­ти­ки и поль­зо­ва­ние импе­ра­тор­ски­ми кон­сти­ту­ци­я­ми. Како­го-либо цен­траль­но­го орга­на для опуб­ли­ко­ва­ния их не суще­ст­во­ва­ло: все они были раз­бро­са­ны в раз­ных архи­вах, вслед­ст­вие чего поль­зо­ва­ние ими и даже самое озна­ком­ле­ние с ними было сопря­же­но с огром­ны­ми труд­но­стя­ми. А меж­ду тем, с каж­дым годом коли­че­ство их воз­рас­та­ло, при­чем новые ука­зы сплошь и рядом отме­ня­ли или изме­ня­ли ста­рые. Чув­ст­во­ва­лась поэто­му потреб­ность собрать их в одну кни­гу, чтобы они все­гда были под рукой, как для судей, так и для част­ных лиц. И здесь для удо­вле­тво­ре­ния этой потреб­но­сти на помощь при­шла преж­де все­го част­ная ини­ци­а­ти­ва.

Древ­ней­шая попыт­ка это­го рода при­над­ле­жит еще пери­о­ду прин­ци­па­та, когда некий Папи­рий Юст собрал кон­сти­ту­ции импе­ра­то­ра Мар­ка Авре­лия в 20 кни­гах. Но этот сбор­ник, с. 230 конеч­но, ко вре­ме­ни абсо­лют­ной монар­хии уста­рел и утра­тил свое зна­че­ние. — Co­dex Gre­go­ria­nus При импе­ра­то­ре Дио­кле­ти­ане появил­ся новый част­ный сбор­ник, состав­лен­ный каким-то нам неиз­вест­ным Гре­го­ри­ем или Гре­го­ри­а­ном и нося­щий назва­ние « Co­dex Gre­go­ria­nus » . Он содер­жит в себе кон­сти­ту­ции импе­ра­то­ров до Дио­кле­ти­а­на (от 196 г. до 295 г.), при­чем все они рас­по­ло­же­ны в извест­ном систе­ма­ти­че­ском поряд­ке: кодекс делит­ся на четыр­на­дцать книг, кни­ги на титу­лы, внут­ри кото­рых кон­сти­ту­ции при­во­дят­ся в под­лин­ном тек­сте и в хро­но­ло­ги­че­ской после­до­ва­тель­но­сти. — Co­dex Her­mo­ge­nia­nus Кодекс этот, оче­вид­но, при­об­рел боль­шое рас­про­стра­не­ние, и меж­ду 314 и 324 г. к нему было состав­ле­но новым, так­же нам неиз­вест­ным авто­ром, Гер­мо­ге­ном, допол­не­ние из позд­ней­ших кон­сти­ту­ций, нося­щее назва­ние « Co­dex Her­mo­ge­nia­nus » . Этот кодекс пред­став­ля­ет толь­ко одну кни­гу, разде­лен­ную на титу­лы.

Эти част­ные попыт­ки наве­ли, нако­нец, и пра­ви­тель­ство на мысль сде­лать офи­ци­аль­ный сбор­ник кон­сти­ту­ций, тем более что импе­ра­тор­ские ука­зы про­дол­жа­ли изда­вать­ся, и через извест­ный про­ме­жу­ток вре­ме­ни оба назван­ные кодек­са, в свою оче­редь, уста­ре­ли. Ввиду это­го импе­ра­тор Фео­до­сий II назна­чил в 428 г. комис­сию из вось­ми чело­век; эта комис­сия долж­на была сде­лать две работы: во-пер­вых, собрать воеди­но все кон­сти­ту­ции от Кон­стан­ти­на, даже уста­рев­шие и отме­нен­ные, дабы этот сбор­ник 174 вме­сте с Co­di­ces Gre­go­ria­nus и « Her­mo­ge­nia­nus » мог слу­жить осно­ва­ни­ем для обу­че­ния юри­стов, кото­рым нуж­но знать и про­шлое пра­во; во-вто­рых, для прак­ти­че­ско­го употреб­ле­ния соста­вить сбор­ник дей­ст­ву­ю­щих толь­ко кон­сти­ту­ций, при­ба­вив, одна­ко, к ним выдерж­ки из res­pon­sa и трак­та­тов юри­стов, дабы таким обра­зом соеди­нить в одном сво­де как le­ges, так и jus ve­tus. Работы назна­чен­ной комис­сии оста­лись, одна­ко, без вся­ко­го резуль­та­та; веро­ят­но, выпол­не­ние вто­рой части про­грам­мы встре­ти­ло непре­одо­ли­мые затруд­не­ния. — Co­dex Theo­do­sia­nus Вслед­ст­вие это­го в 435 г. была обра­зо­ва­на новая комис­сия из шест­на­дца­ти чле­нов под пред­седа­тель­ст­вом quaes­tor sac­ri pa­la­tii Антио­ха, но этой комис­сии постав­ле­на была уже более скром­ная зада­ча: оста­вив вто­рую часть преж­ней про­грам­мы, Фео­до­сий пору­чил новой комис­сии сде­лать лишь сбор­ник импе­ра­тор­ских кон­сти­ту­ций, издан­ных после « Co­dex Her­mo­ge­nia­nus » и сохра­ня­ю­щих еще свою силу. Эта работа была выпол­не­на через 2 года, и новый сбор­ник, полу­чив­ший назва­ние « Co­dex Theo­do­sia­nus » , был опуб­ли­ко­ван 15 фев­ра­ля 438 г. « Co­dex Theo­do­sia­nus » делит­ся на шест­на­дцать книг, из кото­рых каж­дая, в свою оче­редь, рас­па­да­ет­ся на титу­лы. По основ­ной мыс­ли Фео­до­сия, его кодекс вме­сте с Co­di­ces Gre­go­ria­nus et Her­mo­ge­nia­nus дол­жен был состав­лять одно целое, вслед­ст­вие чего оба упо­мя­ну­тых част­ных сбор­ни­ка при­об­ре­ли офи­ци­аль­ную с. 231 санк­цию 6 . Новые кон­сти­ту­ции, появ­ляв­ши­е­ся после изда­ния Кодек­са, назы­ва­ют­ся no­vel­lae le­ges.

Кодек­сы вар­вар­ских госуда­рей

В V веке Рим­ская импе­рия, как извест­но, окон­ча­тель­но рас­па­лась на две поло­ви­ны, Восточ­ную и Запад­ную, при­чем Запад­ная поло­ви­на под­па­ла вско­ре под вла­ды­че­ство гер­ман­ских заво­е­ва­те­лей. Но дей­ст­вие рим­ско­го пра­ва здесь вслед­ст­вие это­го не пре­кра­ти­лось: оно оста­ва­лось в пол­ной силе по отно­ше­нию к поко­рен­но­му рим­ско­му насе­ле­нию. Даже более того: гер­ман­ские кня­зья обна­ру­жи­ва­ют неко­то­рую заботу об этом пра­ве, посколь­ку это нуж­но для прак­ти­ки судов. Забота эта выра­зи­лась в изда­нии несколь­ких сбор­ни­ков для судеб­но­го руко­вод­ства. Тако­вы:

— lex ro­ma­na Wisi­go­tho­rum

1) Т. н. « Lex ro­ma­na Wisi­go­tho­rum » , свод из раз­лич­ных источ­ни­ков рим­ско­го пра­ва (извле­че­ния из ука­зан­ных трех кодек­сов, из инсти­ту­ций Гая, сен­тен­ций Пав­ла и т. д., в кон­це одно res­pon­sum Папи­ни­а­на), пред­на­зна­чен­ный для рим­ских под­дан­ных Вест­гот­ско­го королев­ства, издан­ный Ала­ри­хом II в 506 г. и пото­му назы­ваю­щий­ся еще « Bre­via­rium Ala­ri­cia­num » .

2) « Edic­tum Theo­do­ri­ci » — ана­ло­гич­ная ком­пи­ля­ция, издан­ная в кон­це V века Тео­до­ри­хом Вели­ким для королев­ства Ост­гот­ско­го.

— lex ro­ma­na Bur­gun­dio­rum

3) « Lex ro­ma­na Bur­gun­dio­rum » — сбор­ник тако­го же харак­те­ра, издан­ный в нача­ле VI века для Бур­гунд­ско­го королев­ства коро­лем Гун­до­ба­дом. В неко­то­рых руко­пи­сях этот послед­ний сбор­ник непо­сред­ст­вен­но при­мы­кал к « lex ro­ma­na Wisi­go­tho­rum » , 175 при­чем по ошиб­ке пере­пис­чи­ков конец послед­не­го — res­pon­sum Папи­ни­а­на — отно­сил­ся к нача­лу « lex ro­ma­na Bur­gun­dio­rum » , и вдо­ба­вок Pa­pi­nia­nus был сокра­щен в Pa­pian. Вслед­ст­вие это­го и самый сбор­ник ( « lex ro­ma­na Bur­gun­dio­rum » ) назы­вал­ся так­же Pa­pian.

2. Рецепция римского права. Глоссаторы и постглоссаторы.

3. Каноническое право и его значение.

4. Правовые воззрения Фомы Аквинского и Марсилия Падуанского.

В конце XI в. вновь стали изучаться открытые памятники римского права. Особенно важным центром изучения римского права стал итальянский город Болонья, где около 1087 г. начал преподавать учитель Ирнерий (Гварнерий). Он получил широкую популярность у студентов. Студенты объединялись в особые ассоциации, называвшиеся universitas, которые получили от местных властей соответствующее правовое закрепление. Студенческое объединение получило от властей г. Болоньи специальную хартию, которая закрепляла за ней самоуправление: право на заключение договоров с преподавателями (профессорами), определение наименований преподаваемых учебных курсов, уголовную и гражданскую юрисдикцию над студентами. Преподаватели представляли собой отдельную коллегию. В дальнейшем все подобные учебные заведения получили название университетов.

В XII в. изучению права, теологии и медицины предшествовало обучение свободным искусствам (грамматике, риторике, логике, арифметике и т. д.). Первоначально в Болонье имелся только один юридический факультет.

Из обширной кодификации Юстиниана в университетах наибольшее внимание при преподавании уделялось изучению Дигест. Последние содержали в себе мнения римских юристов о большом числе различных юридических вопросов. Изучение Дигест заключалось в чтении их текста и его объяснении. Так как текст зачастую содержал трудные для понимания моменты, преподаватель разъяснял их смысл, т. е. глоссировал (glossa – «необычное слово»). Ученики записывали такие глоссы, которые постепенно стали представлять такую же ценность, как и сам источник. В свою очередь, глоссы делились на виды. Некоторые, например, давали краткое содержание комментируемых отрывков, другие излагали правовые нормы.

Однако следует отметить, что первоначально изучаемое право в университетах не являлось правом, действующим в данный момент на какой-либо территории. Это было в значительной мере мертвое римское право. Но уже в XII в. юристы начинают изучать каноническое право. Церковное (каноническое) право являлось действующим правом, оно постоянно пополнялось новыми актами и нормами, применялось в деятельности церковных судов. Поэтому при изучении римских источников анализируемый материал стал дополняться рассмотрением действующей практики. Кроме того, развивалось светское право (отдельных феодальных владений, государств и городов). Оно также обсуждалось и анализировалось с учетом положений римского права. Тем самым изучение римского права способствовало его рецепции в Западной Европе.

Рецепция римского права предстает перед нами в качестве крайне сложного и многогранного явления. Обычно считается, что рецепция римского права началась в Западной Европе в XII в. Но при этом стоит отметить, что элементы римского права, его влияние прослеживается благодаря изданию отдельных правовых сборников и в период Раннего Средневековья. Так, в 506 г. король вестготов Аларих I издает правовой сборник под названием Законы римских вестготов (или Справочник Алариха). Этот сборник содержал нормы римского права, а также выдержки из трудов римских юристов. Его действие распространялось только на галло-римское население. Последние проживали в южных областях Франкского государства. И хотя в середине VII в. действие данного сборника было приостановлено, он продолжал оставаться важным правовым источником еще длительное время. Поэтому Францию к югу от р. Луары зачастую называли страной писаного права (т. е. где действовало римское право).

Войны, которые вела Византия в Италии, также способствовали сохранению влияния римских правовых традиций. Они оказали определенное влияние на ломбардское (лангобардское) право.

Римское право оказало определенное влияние на собственно германское право, а не только на его нормы, касавшиеся отношений германцев и романизированное население.

Поэтому интерес к римскому праву, возникший в конце XI – XII в., был обусловлен не только развитием социально-экономических отношений, развитием образования, но, возможно, в какой-то степени уже существующими традициями.

Значительную роль в процессе рецепции римского права сыграли две известные школы юристов – глоссаторы и постглоссаторы. Глоссаторы являлись учеными-юристами, которые толковали римское право, и, прежде всего, Дигесты, путем составления заметок – глосс. Основателем этой школы был итальянский юрист Ирнерий (о нем уже говорилось выше).

В данный период античные традиции пользовались исключительным авторитетом. Поэтому римские правовые установления представлялись для глоссаторов вполне действующим законом, вневременным и надгосударственным. Глоссаторы занимались изучением текста Дигест, но цель этого изучения не заключалась в приспособлении норм и институтов римского права для регулирования существующих отношений. В своих изысканиях они пользовались методологической базой церковной схоластики: пытались прояснить неясные места в тексте, устранить видимые противоречия, используя приемы герменевтики, филологического анализа. Эти исследования способствовали формированию научной базы для преподавания права в университетах, но имели мало практического значения, хотя нормы, юридические конструкции, категории римского права могли быть с успехом использованы в реальной жизни. Среди известных глоссаторов стоит выделить Булгара, Мартина, Якоба и Аккурсия (1185 – 1263). Последний в середине XIII в. составил известный труд «Glossa ordinaria», представлявший собой итог развития школы глоссаторов.

Связать достижения школы глоссаторов с действующим правом смогли их последователи – постглоссаторы (комментаторы). Эта школа сформировалась также в Италии. Юристов часто приглашали в качестве советников по различного рода правовым вопросам. Они были вынуждены готовить заключения по проблемам действующего права, являясь советниками высокопоставленных лиц и монархов и оказывая юридическую помощь частным лицам. При том они довольно свободно толковали текст римских памятников права и его нормы. Они подгоняли римские институты под существующие потребности, фактически дополняли их новыми положениями. Толковали они и работы своих предшественников – глоссаторов. Постглоссаторы переработали римское право.

К наиболее видным представителям школы постглоссаторов относились Бартоло де Сассоферрато (1313 – 1357) и Балдус де Убалдис (1327 –
1400). Постглоссаторы вводят новую категорию – «persona ficta» (фиктивное лицо). Под этим термином фактически они понимали юридическое лицо.

Римское право начинает применяться в Западной Европе как в области публичного права, так и частного.

Известное значение для рецепции римского права имела и деятельность легистов (т. е. законников). Это юристы, которые в немалой степени способствовали проникновению норм римского права в правовую систему феодальной Франции. Они включали постепенно новые положения в местные сборники обычного права. Одним из самых известных французских легистов был Филипп де Бомануар (ок. 1246 – 1296). Его можно назвать первым теоретиком французского права. Он кодифицировал местное обычное право, издав сборник «Кутюмы Бовези» (т. к. служил у графа Клермонского в Бовези). Однако сборник Бомануар внес заимствования из канонического и римского права, а сам автор явно имел хорошее знакомство с Дигестами.

Бамбергское уложение – первый сборник кодифицированных местных обычаев и норм римского уголовного и уголовно-процессуального права, изданный в Германии в 1507 г.

булла – название императорского или папского акта.

БУРГ – городское поселение.

БУРГГРАФ – глава бурга, городского поселения.

БУРГОМИСТР – городской голова.

бюргеры (от нем. «замок», «крепость», «город») – жители западноевропейского средневекового города (горожане).

Виттум – покупная цена, уплачиваемая отцу невесты при ее покупке, которую затем отец передавал дочери после заключения брака. Вдовья доля, заключавшаяся в пожизненном пользовании землей.

ВОРМСКИЙ КОНКОРДАТ 1122 г. – соглашение, заключенное в Ворме между императором Генрихом V и римским папой, по которому император отказывался в пользу папы от инвеституры, т. е. от права назначать на церковные должности.

ГЕЛЬБРОНСКАЯ ПРОГРАММА – крестьянские требования во время Крестьянской войны 1525 г. Предусматривали ряд буржуазных преобразований и государственную централизацию страны.

герцог – первоначально феодализировавшийся племенной князь, превратившийся в период феодализма в крупного землевладельца. Принадлежал к высшему первому разряду родовой аристократии.

ГЛОССА – в тексте юридических источников толкования отдельных слов и целых выражений, в них содержащихся. Обыкновенно глосса состояла из над- и межстрочных или написанных на полях объяснений этих слов и выражений, более или менее пространных, но непонятных без связи с текстом. В юридической литературе употребляется с XII в.

глоссарий – отдельная от текста и систематизированная глосса.

глоссаторы – профессора римского права и их ученики, занимавшиеся изучением этого права в течение XII–XIII вв. и названные так по преобладающей форме своих трудов – глоссе.

гофтаг – королевский совет (с XI в.), в котором заседали крупнейшие феодалы. В нем рассматривались наиболее важные государственные дела.

ГОФГЕРИХТ – особый верховный суд.

Граф – первоначально феодализировавшийся королевский чиновник, превратившийся со второй половины Х в. в обладателя наследственного феодального титула, стоящего на второй ступени иерархической лестницы.

ДВОРОВОЕ ПРАВО – право для крепостных людей.

ДИРЕКТОРИЯ – государственное учреждение по делам финансов, военных дел и доменов.

женская доля – определенная часть в семейном имуществе, к которой относились предметы личного пользования женщины, домашняя утварь и украшения. В случае развода или смерти мужа женщина сохраняла за собой женскую долю. Наследовалась она только по женской линии.

Земский мир – специальный вид нормативных актов императора XI–XV вв., в которых закреплялись нормы уголовного и процессуального права, устанавливалась система преступлений и наказаний за противоправное поведение. Первый имперский земский мир был провозглашен в 1103 г. В середине ХIII в. к нарушениям земского мира относили: неподчинение церковным властям; еретичество; месть за обиду; незаконный сбор пошлин; грабеж «на большой дороге»; фальшивомонетничество; мятеж против империи и некоторые другие деяния.

земское право – право отдельных земель, по которому разбирались дела отдельных землевладельцев в общинном (шеффенском) суде.

«ЗЕРЦАЛО НЕМЕЦКИХ ЛЮДЕЙ» – изложение немецкого права (со второй половины ХIII в., а с XVIII в. стало называться «Швабским зерцалом»).

«золотая булла» – законодательный акт, принятый в 1356 г. имперским сеймом «Священной римской империи» и утвержденный императором Карлом IV. Узаконивал избрание императора коллегией курфюрстов, закреплял за ними другие привилегии. Способствовал политической раздробленности Германии. Действовала до 1806 г. Получил свое название от привешенной золотой печати.

Избирательный капитулярий(избирательная капитуляция) – правило, установленное в ХVI в., по которому император при избрании его курфюрстами должен был принимать выработанные ими условия по ограничению его власти. С 1648 г. правом участия в составлении капитуляций были наделены все сословия германского общества.

инвеститура – обряд вступления в должность епископа, аббата с вручением ему символа власти. В Германии символом власти являлись кольцо и посох, которые вручал вновь избранному епископу или аббату император. С 1075 г. декретом папы римского Григория VII инвеститура делилась на две части: духовную (кольцо и посох), которую давал папа, и светскую (скипетр), которую давал император, что свидетельствовало о сеньориальных правах над епископатом.

Индигенат – исключительное право дворян на занятие должностей в аппарате управления своей провинции.

КАБИНЕТНАЯ ЮСТИЦИЯ – рассмотрение судебных дел канцеляриями князей (просуществовала до XIX в.).

«Каролина» – первое общегерманское уголовное и уголовно-процессуальное уложение. Принято рейхстагом при Карле V в 1532 г.

кнехт – крепостной в средневековой Германии.

Княжеский абсолютизм – своеобразная форма абсолютной монархии в Германии, заключавшаяся в том, что абсолютизм сложился не в рамках всей империи, а в пределах территории отдельных княжеств, что способствовало раздробленности страны.

коллегия курфюрстов – постоянно действовавший орган государственного управления, состоявший из семи курфюрстов, юридически закрепленный «Золотой буллой». Коллегия собиралась на заседания ежегодно сроком на один месяц для обсуждения важных государственных дел. Приоритетом коллегии являлось право суда над императором и его смещение.

Конклав – избирательное собрание кардиналов по избранию папы римского. Такой порядок выборов папы был введен папой Григорием VII (1073–1085 гг.).

Кулачное право – право сильного; в XI–ХIII вв. наиболее распространенная форма судебного поединка – решение споров силой оружия. Впервые установлено постановлением 1103 г. Суть этого вида права состояла в том, что потерпевший имел право на самозащиту в тех случаях, когда его право суд не в состоянии был защитить. В действительности кулачное право санкционировало разбой и произвол феодалов.

Курфюрст(курфюрсты) – германский владетельный князь (светский или духовный), имеющий право участвовать в выборе императора.

ландзассы – в средневековой Германии поселенцы, проживающие на арендованных ими участках.

ЛАНДГРАФ – владетельный князь. Институт ландграфства появился в XII в.

ландрат (от нем. «собрание страны, земли») – трехпалатный орган местного (земельного) сословного представительства. Возник в XIII в. в княжествах средневековой Германии. Орган дворянского самоуправления в Пруссии ХVII в. Земские советники, назначавшиеся королем Пруссии по рекомендации дворянских собраний. В ХVIII в. ландраты попадают под жесткий контроль центральной власти и наделяются военно-полицейскими полномочиями.

ландрехт – земское право, в которое входили постановления о земском мире и привилегиях, а также общие для всего населения определенной земли нормы, по которым оно судилось в судах графств и сотен.

Ландтаг – орган сословного представительства в германских государствах. Оформился в ХIV в. Состоял из представителей духовенства, рыцарей и горожан.

Лен(от нем. «одалживать») – земельное владение (или иной источник дохода), пожалованное сюзереном своему вассалу на условии выполнения военной или административной службы.

ленное право – право для феодалов.

МАГДЕБУРГСКОЕ ГОРОДСКОЕ ПРАВО – городское право, сложившееся в г. Магдебурге в XIII в. и распространившееся на другие города и европейские государства. Магдебургское право устанавливало порядок выбора властей, их функции, содержало основные нормы гражданского и уголовного права, судопроизводства и налогообложения, определяло деятельность купечества, его цехов и объединений.

МИНИСТЕРИАЛЫ (от лат. «служба», «должность») – слуги и служилые люди короля, духовных и светских феодалов, выполнявшие придворную, хозяйственно-административную и военную службу. В XII–XIII вв. приобрели личную свободу и частично вошли в состав дворянства.

ОТТОН I (912–973 г.) – король, с 962 г. – император. Опираясь на церковнослужителей, боролся с сепаратизмом герцогов, низвел их до положения королевских должностных лиц. Положил начало (962 г.) Священной Римской империи, подчинил римского папу своей власти.

пандектное право – в средневековой Германии система реципированного римского права, действовавшая в качестве «общего права» страны вплоть до принятия Германского гражданского уложения 1896 г.

Патрициат – городская верхушка, захватившая в ХIV–ХV вв. в свои руки все городские должности.

Просвещенный абсолютизм – политика монархов Пруссии и Австрии во второй половине ХVIII в., выражавшаяся в уничтожении «сверху» и в преобразовании наиболее устаревших феодальных институтов (упразднение реакционных сословных привилегий, подчинение церкви государству, смягчение цензуры, проведение судебной, школьной и других реформ) как свидетельство «союза философов и государей» (французских просветителей и монархов).

«Прусское земское уложение» – сборник норм государственного, гражданского и уголовного права, принятый в Пруссии в 1794 г. Кроме того, уложение содержало нормы, закрепляющие положение сословий, школы и церкви. Устанавливало единоличную власть прусского короля, жестко регламентировало быт и общественную жизнь подданных, закрепляло бесправие крепостных и вседозволенность дворянства.

ПФАЛЬЦГРАФ («дворцовый граф») – должностное лицо, исполнявшее судебную, административную и финансовую обязанности. Впоследствии владетельный князь с наследственными территориальными правами.

РЕГАЛИИ (от лат. «царские») – монопольное право короля, императора на получение судебных, монетных, горных, рыночных, таможенных доходов. Особое значение имели доходы с вакантных епископских мест.

РЕЙХСКАМЕГЕРИХТ – государственный орган, рассматривавший вопросы по делам имперских подданных (первая инстанция) и подданных отдельных княжеств по спорам с их владетелями (вторая инстанция).

Рейхстаг – общеимперский постоянно действующий сословно-представительный орган. Его структура окончательно оформилась в ХIV в. Состоял из трех коллегий: коллегии курфюрстов, коллегии князей, графов и свободных городов и коллегии представителей имперских городов. Все три коллегии заседали отдельно. Компетенция рейхстага четко определена не была. Император не спрашивал его согласия по военным, международным и финансовым вопросам. Обладал правом законодательной инициативы, но его акты не имели обязательной силы.

РЕФОРМАЦИЯ (от лат. «преобразование», «исправление») – социально-политическое и идеологическое движение против католической церкви, носившее антифеодальный характер. В XVI в. охватило большинство стран Западной и Центральной Европы.

Рыцарство – низшая категория дворянства, получившая этот титул за службу.

Саксонское зерцало – сборник записи обычного права и судебной практики северо-восточной Германии, составленный в ХIII в. шеффеном Эйке фон Репковым. Состоял из двух частей: земское право, регулировавшее государственно-, гражданско-, уголовно- и процессуально-правовые отношения; ленное право, регулировавшее отношения между «благородными» свободными, т. е. феодалами.

сам седьмой – в средневековой Германии процессуальная норма, требовавшая единогласного подтверждения шестью свидетелями виновности или невиновности обвиняемого.

«Священная римская империя»(962–1806 гг.)(с середины XIII в. «Священная римская империя германской нации») – основана германским королем Оттоном I. Считалась продолжением империи Каролингов и преемницей Древнего Рима. Императоры вели агрессивную политику, боролись с римскими папами. Постепенно власть императоров стала номинальной. Вестфальский мир 1648 г. закрепил превращение империи в конгломерат независимых государств. Окончательно ликвидирована в ходе наполеоновских войн. Перестала существовать после наполеоновского завоевания Германии.

«СЕМЬ ЩИТОВ» – феодально-служебная иерархия, по которой все свободные (начиная с короля) разделились на «семь щитов».

тайный совет – высший орган государственного управления в Пруссии в ХVIII в.

Терезиана – сборник (уложение) норм уголовного права и процесса Марии-Терезии, изданный в Австрии в 1768 г. В своей основе повторял «Каролину».

Утренний дар – подарок мужа жене после заключения брачного союза, который впоследствии вместе с виттумом составлял вдовью долю при наследовании имущества.

файда – 1) у древних германцев кровная месть; 2) в средневековой Германии частная война.

ФЕМА (от нем. «кара», «князь») – особое судилище в Вестфалии, а потом и в других германских землях.

ФОХТ – королевские чиновники из крупных землевладельцев, осуществлявшие судебные функции в церковных вотчинах.

чинш – регулярный оброк продуктами или деньгами, который платили сеньору.

Чиншевики – группа свободных крестьян, не имевших своей земли и плативших чинш за аренду земли у феодала.

«Швабское зерцало» – сборник записи обычного права и судебной практики Германии. Составлен в ХIII в. неизвестным автором. Содержит нормы земского, ленного и канонического права. Главными его источниками явились древнегерманские «правды», римское и каноническое право, капитулярии императоров и «Саксонская правда».

шеффены – судебная коллегия, ведущая свое происхождение от франкских скабинов. Существовали сельские и городские шефские суды, членами которых могли быть только представители свободного сословия. Число шеффенов было различным – от семи до одиннадцати. Они выносили приговоры в полном объеме, т. е. определяли наказание вместе с судьей, который и являлся их председателем.

шикана – в средневековой Германии запрещенное законом злоупотребление своим правом.

Согласно латинскому пониманию слова Г. (см. соотв. статью, литературное значение слова), и подобно библейской glossa ordinaria, под юрид. Г. понимаются приуроченные к тексту юридических источников толкования отдельных слов и целых выражений, в них содержащихся. Она состоит обыкновенно из над- и междустрочных или написанных на полях объяснениях этих слов и выражений, более или менее пространных, но непонятных без связи с текстом. Отделенная от текста и систематизированная, Г. составляет уже глоссарий. Слово Г. вошло в употребление в юридической литературе с XII в. благодаря болонским профессорам права, которые дали своим первоначальным сочинениям именно этот вид, вследствие почти полного до тех пор незнакомства юристов с источниками римского права и проистекавших отсюда затруднений в понимании текста (см. Глоссаторы). Прием глоссирования известен был, однако, юристам и раньше и употреблялся не только по отношению к римским источникам, хотя большинство из сохранившихся глосс и относится к этим последним. Из не принадлежащих болонским профессорам глосс известны: а) так наз. glossae nomicae (λέξεις ρομαικαί) — составленные византийскими юристами толкования латинских технических юрид. выражений, остававшихся в употреблении и тогда, когда латинский язык был уже вытеснен из византийских судов греческим, но ставших, вследствие этого вытеснения, непонятными. Glossae nomicae подготовили окончательное исчезновение латинских юридических терминов из византийского права (см.). В первый раз они изданы Labbaeus'ом под заглавием: "Veteres glossae verborum juris" (П., 1606); лучшее издание — Otto, "Thesaurus jur. Rom.", т. III. б) Ряд глосс, содержащих в себе толкование Юстиниановых сборников или их позднейших переработок и появившихся раньше трудов болонских профессоров. Эти глоссы служат основанием для предположения, делаемого некоторыми новейшими юристами (Савиньи, Фиттингом, Факкером, Штинцингом и др.) и сильно еще оспариваемого (в новых трудах Кона и Флака), относительно непрерывности школьного изучения римского права от Юстиниана до появления школы глоссаторов-болонцев. Наибольшую важность имеют так наз. Туринская глосса к Юстиниановым институциям, Пистойская — к Кодексу (названия — от библиотек, в которых хранятся рукописи глосс) и др. О них и других глоссированных памятниках этой эпохи см. ст. проф. в Сокольского: "История науки и литературы римского права в ранний период Средних веков" ("Ж. М. Н. Пр.", 1891 г. № 2) и кн. и Flacha, "Etudes critiques sur l'histoire du droit и romain au moyen âge, avec textes inédits" (П., 1890). в) Так наз. Мальбергова глосса, состоящая из отдельных германских слов и выражений, присоединенных к латинскому тексту Салического закона (см. это сл. и Варварские законы). Глосса эта является самым древним памятником германского языка вообще и юридического в частности; но текст ее испорчен и представляет огромные трудности, вызвавшие ряд предположений о значении глоссы. См. Brunner, "Deutsch. Rechtsgeschichte", и Amira, "Recht" (в "Grundr. der Germ. Phil." Paul'я, II). г) Глоссы XIV и XV вв., написанные к памятникам германского права, с целью согласовать постановления последних с римским правом; они очень важны для изучения процесса рецепции римского права. Ранние из них написаны на немецком, позднейшие — на латинском языке. Из них главные: к саксонскому зерцалу (первая Г. к нему написана Иоганном фон Бух, учеником болонских профессоров), к так называемому Weichbirdrecht, к гамбургскому городскому праву и др. О них см. у Schröder'a, "Lehrb. d. deutsch. Rechtsgeschichte" (3-й период, гл. 3).

Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона. — С.-Пб.: Брокгауз-Ефрон . 1890—1907 .

Полезное

Смотреть что такое "Глосса юридическая" в других словарях:

Современное римское право — выражение, ведущее свое происхождение от XVII в., когда, после окончательного утверждении римского права в Германии, последнее было приспособлено к потребностям современной жизни и вылилось в особую, римско германскую теорию, носившую название… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

Формализм в праве — выражается в наклонности и стремлении при применении права к жизни отдавать предпочтение букве закона перед его действительным смыслом. Юрист формалист судья или администратор часто совершенно не задумывается над действительными намерениями… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

Общее оживление городской жизни в XI – XII вв. в Европе повысило интерес к культурным традициям. Практические потребности юстиции, особенно в гражданских отношениях, обратили внимание к изучению правового опыта прошлого. Древние памятники римского права стали вновь входить в обиход благодаря их сохранению в научной среде.

Центрами возрождения применения римского права стали Южная Франция и Северная Италия – не только наиболее социально и культурно развитые области тогдашней Западной Европы, но и в большей степени сохранившие наследие римской культуры вообще.

Во второй половине XI в. в Провансе были составлены для практических и учебных нужд так называемые «Извлечения Петра». Неизвестный Петр поставил в них своей задачей исследовать «сущность естественного и гражданского права» и на этой основе «ниспровергать несправедливость». По содержанию «Извлечения» представляли собой правила из первых 24 книг Юстиниановых Дигест; варварские законы и правовые обычаи Петр игнорировал совершенно. Истинный «разум права» тем самым связывался только с римским правом, которое следовало вводить в обучение правоведов, а через преподавание – и в практику.

Руководства для нотариусов (самые известные написаны в Павии и Вероне) уже прямо воспроизводили многие правила римского права. К древним текстам стали прибегать во всех сомнительных или спорных случаях: «Древние говорили, что когда закон не содержит предписания относительно известных казусов, то последние должны рассматриваться согласно с римским правом, которое является всеобщим».

Чисто римская по своим традициям, сложилась школа практической и теоретической юриспруденции в Равенне. Однако самой известной стала школа Болонского университета.

В конце XI в. в Болонье был основан университет – один из первых в средневековой Европе. Здесь возникла собственная традиция преподавания и изучения римского права, оказавшая большое влияние на теоретическую и практическую юриспруденцию в других странах. Одним из первых профессоров был Пепо (последняя четверть XI в.). В 1076 г. его даже приглашали для участия в судебном деле по иску местной герцогини, которое было решено с использованием римских «Дигест». Это было одно из самых первых известных судебных решений средневековья, где римское право было прямо использовано как действующее. Подлинным основателем новой школы стал Ирнерий (конец XI – начало XII в.).

Он начал регулярное преподавание римского права с использованием вновь найденных древних памятников, в том числе Свода Юстиниана. При объяснении древних правил Ирнерий комментировал тексты, пытаясь суммировать содержание разных правил, и излагал выводы в виде кратких замечаний на полях рукописей. Этот метод был воспринят его учениками. И по нему вся школа впоследствии получила название глоссаторов (от glossa – замечания на полях).

Глоссаторы занялись скрупулезным изучением древних текстов: в их представлениях, рукописные свидетельства не могли быть ничем опровергнуты, кроме самих же текстов. Стремясь к непротиворечивости, они комбинировали разные тексты разных древних авторов и памятников, создавая собственные краткие определения и выводы. Большое значение имел общий схоластический метод – сравнение всех текстов вместе. В анализе этих текстов, их подразделении на основные и второстепенные понятия глоссаторы достигли высокого формального мастерства. Свои наблюдения последователи школы излагали в виде особых сумм (предварительного истолкования части Юстинианового Свода) или сокращений – сборников юридических правил для конкретного случая.

Большую известность приобрели четверо учеников и последователей Ирнерия – «четверка докторов»: Булгар, Мартин, Якоб и Гуго (середина XII в.). Они не только занимались преподаванием, но и в качестве консультантов императора Священной Римской империи оказали влияние на решение многих практических и политических вопросов, использовав опыт римского права. Взгляды их несколько различались.

Так, Мартин в своих высказываниях и трудах подчеркивал значение правовой справедливости и доброй воли, с позиций которых, по его мнению, следовало трактовать и древние тексты. Другой из глоссаторов, Булгар отстаивал идею «строгого права»: в науке и тем более в практике не должно быть места для истолкования законов, дух и буква древнего текста должны соблюдаться неукоснительно.

Наивысшего расцвета и распространения Болонская школа достигла в первой трети XIII в. При профессоре Азо число учащихся праву достигало 10 тыс. (он даже читал лекции на площади). Совместно с одним из старших коллег Азо составил переработанный свод правил из римских конституций – Summae, – который стал важнейшим трудом нового правоведения. Выводы и наблюдения школы, итоги анализа римских текстов были изложены в «Полной глоссе» (Glossa Omnia) последнего из знаменитых глоссаторов Аккурсия (около 1250 г.). Этот труд стал основой для юридической практики на несколько столетий.

Влияние трудов глоссаторов не ограничилось Италией. Во второй половине XII в. в Южной Франции были составлены собственные руководства для изучения и применения римского права в духе Ирнерия. Несмотря на то что папа римский запретил в 1220 г. преподавание римского права в Парижском университете (чтобы не было сомнений в единственной ценности церковного права), в правление Людовика IX использование римского права в практике возродилось. Особый свод «Книга правосудия и тяжб» почти на 2/3 состоял из цитат римских источников.

Для Франции римское право оказалось особенно важным, так как только оно могло противостоять разрозненным местным обычаям. Идеи глоссаторов проникли даже в далекую Англию. В XII в. профессор Вакарий составил «Книгу для бедных студентов», по которой они должны были изучать римское право по сокращенной методе. Вакарий исповедовал воззрения Булгара, считая, что только законодатель может истолковывать закон и интерпретировать его.

Рекомендации глоссаторов ограничивались тем, что было написано по тому или другому вопросу в «Дигестах». Но там многое было устарелым и несоответствующим времени. Древнее право входило в противоречие с новым королевским законодательством. Это вызывало сомнения в безусловной ценности древних правил. Выход был найден следующим поколением правоведов, сделавшим из римского права своего рода общую правовую науку.

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: