Глоссы это в римском праве сборники для судебного руководства изданные германскими князьями
Обновлено: 28.03.2024
И. А. Покровский. История римского права. СПб, изд.-торг. дом «Летний сад», 1999.
Переводы с латинского, научная редакция и комментарии А. Д. Рудокваса.
Сверено редакцией сайта с 4-м изд. (1918), внесены необходимые исправления, постраничная нумерация примечаний заменена на сквозную по параграфам.
ИСТОЧНИКИ ПРАВА
§ 38. Jus vetus и leges
В эпоху абсолютной монархии законодательная власть сосредоточивается исключительно в руках императора, вследствие чего единственною формой законодательства являются теперь императорские конституции, приобретающие название leges. Прежнее утверждение сенатом императорских orationes превратилось в простое сообщение сенату указов, уже вполне действительных. Что касается различных форм конституций, то mandata выходят из употребления, а относительно decreta и rescripta постановляется (закон Константина 315 г. — c. 2 Cod. Th. 1, 2), что они имеют силу только для того дела, по поводу которого они даны; они признаются, таким образом, лишь за constitutiones personales. Вследствие этого нормальной формой общего императорского 171 указа (constitutio generalis) остается теперь edictum. В тех случаях, когда императорский указ имеет своим содержанием дарование каких-либо привилегий лицу или целой корпорации, он носит название sanctio pragmatica.
В противоположность императорским конституциям, как leges, все право, созданное прежним законодательством и разработанное юриспруденцией классического периода, называется теперь jus vetus или jus antiquum.
Памятники юридической литературы этого периода
Как было указано выше, с половины III века юриспруденция быстро падает. Юридическое преподавание еще существует; мы имеем следы существования юридических школ в Константинополе, Александрии, Кесарии и Берите, причем наибольшею известностью пользовалась школа в Берите; из среды ее деятелей известны с. 227 Кирилл, Домнин, Демосфен и Патрикий. Но юридическая литература этого периода скудна и количественно и качественно. Она ограничивается теперь только чисто компилятивной работой, пытаясь на основании выдержек из наиболее распространенных сочинений старых юристов и императорских конституций создавать сборники для того, чтобы облегчить применение права судьями, уже неспособными овладеть всей массой классической литературы. Некоторые из этих компиляций дошли до нас.
a) В 1821 году были найдены в Ватиканской библиотеке отрывки из довольно обширной, по-видимому, компиляции, составленной в конце IV или начале V века из сочинений Папиниана, Павла и Ульпиана, а также из императорских конституций, по преимуществу, Диоклетиана. Отрывки эти называются теперь « Fragmenta Vaticana » .
b) Приблизительно к тому же времени (вероятно, к началу V века) относится другая, оригинальная компиляция, которой дают теперь название « Lex Dei » или « Collatio legum mosaicarum et romanarum » 1 . Цель сборника заключалась, по-видимому, в том, чтобы показать согласие между римским правом и постановлениями Моисеева закона; ввиду этого в сборнике перемешаны постановления Моисея с выдержками из сочинений римских юристов и императорских конституций. Разбираются, главным образом, вопросы уголовного права и лишь некоторые гражданского (порядок наследования по закону). Дошел до нас этот сборник в трех рукописях VIII— XI века.
c) К концу V или началу VI века относится сборник, носящий название « Consultatio veteris cujusdam jurisconsulti » 2 ; это собрание практических советов, решений, составленных на основании, главным образом, sententiae Pauli, но и некоторых других юристов.
d) Наконец, четвертый сборник того же рода известен под названием « Римско-сирийской законной книги » . Составлен он в восточной половине империи в V веке (быть может, около 476 г.) и, вероятно, является произведением какого-либо духовного лица для руководства в местных духовных судах. 172 Источником компиляции служили императорские указы (по преимуществу, восточных императоров) и некоторые сочинения классических юристов. В некоторых положениях (напр., относительно порядка наследования по закону) замечаются отступления от римского права: с. 228 по-видимому, здесь сказалось влияние национального права — сирийского или греческого. Сборник этот имел большое распространение в Азии — от Египта до Армении — даже после издания Юстиниановского свода; до нас дошли его арабские, сирийские и армянские переработки.
Законодательные попытки упорядочить применение jus vetus
Но все эти компиляции были только частными, и притом не очень искусными, пособиями; официальной силы они не имели. Юридически jus vetus покоилось все на тех же источниках, т. е. сочинениях классических юристов. Само собою разумеется, однако, что судье, обязанному применять это право, в каждом данном случае разобраться во всей массе классической литературы было до крайности затруднительно. Чтобы хоть несколько облегчить эту работу, императоры издают ряд указов, имеющих целью регулировать пользование обширным литературным материалом и упорядочить применение jus vetus.
Сюда относятся прежде всего два закона императора Константина. Первый из них (321 г.) предписывает судьям не обращать внимания на критические замечания (notae) Павла и Ульпиана к сочинениям Папиниана, ибо, по мнению императора, оба эти юриста, заботясь только о своей славе, желали не столько исправить, сколько опорочить Папиниана (c. 1 Cod. Th. 1. 4). Второй (327 г.) предлагает судьям прежде всего руководиться при решении дел sententiae Павла (c. 2 Cod. Th. 1. 4).
Полнее пытается регулировать применение классических сочинений закон Феодосия II и Валентиниана III (426 г.), т. н. lex Allegatoria (закон о цитировании — c. 3 Cod. Th. 1. 4). Закон этот придает юридически обязательную силу сочинениям пяти юристов — Папиниана, Павла, Ульпиана, Модестина и Гая ( « Papiniani, Pauli, Gai, Ulpiani atque Modestini scripta universa firmamus » 3 ). Что же касается всей остальной классической литературы, то позволяется принимать во внимание лишь тех юристов, на которых упомянутые пять в своих сочинениях ссылаются и лишь при том условии, если соответствующий текст будет подтвержден сличением нескольких рукописей ( « si tamen eorum libri propter antiquitatis incertum codicum collatione firmentur » 4 ). Так с. 229 как, однако, рукописи других юристов, кроме пяти привилегированных, встречались все реже и реже, то на практике указанная добавка почти не имела никакого значения, и с мнениями других юристов считались лишь постольку, поскольку о них сообщалось в сочинениях Папиниана, Павла и т. д. Если по одному и тому же вопросу между упомянутыми пятью юристами обнаруживается разногласие, то судья должен принять то решение, которого держится большинство из них; при равенстве голосов решает мнение Папиниана; если же мнения Папиниана по данному вопросу нет, то судья может выбирать по своему 173 усмотрению. Засим, подтверждается закон Константина относительно недействительности notae Павла и Ульпиана и указывается, что прежде всего решения надо искать в sententiae Pauli ( « Pauli quoque sententias semper valere praecipimus » 5 ).
Как видим, lex Allegatoria пытается выйти из затруднений чисто формальным путем, придав обязательную силу сочинениям пяти юристов, выдвинув из них на первый план sententiae Павла и введя принцип большинства в чисто научное дело толкования. С этой стороны наш закон является наглядным свидетельством научной беспомощности юриспруденции и бюрократии того времени; но он, вероятно, только санкционировал приемы, установившиеся и до него в практике.
Сборники императорских конституций
Не меньшие затруднения представляло для практики и пользование императорскими конституциями. Какого-либо центрального органа для опубликования их не существовало: все они были разбросаны в разных архивах, вследствие чего пользование ими и даже самое ознакомление с ними было сопряжено с огромными трудностями. А между тем, с каждым годом количество их возрастало, причем новые указы сплошь и рядом отменяли или изменяли старые. Чувствовалась поэтому потребность собрать их в одну книгу, чтобы они всегда были под рукой, как для судей, так и для частных лиц. И здесь для удовлетворения этой потребности на помощь пришла прежде всего частная инициатива.
Древнейшая попытка этого рода принадлежит еще периоду принципата, когда некий Папирий Юст собрал конституции императора Марка Аврелия в 20 книгах. Но этот сборник, с. 230 конечно, ко времени абсолютной монархии устарел и утратил свое значение. — Codex Gregorianus При императоре Диоклетиане появился новый частный сборник, составленный каким-то нам неизвестным Грегорием или Грегорианом и носящий название « Codex Gregorianus » . Он содержит в себе конституции императоров до Диоклетиана (от 196 г. до 295 г.), причем все они расположены в известном систематическом порядке: кодекс делится на четырнадцать книг, книги на титулы, внутри которых конституции приводятся в подлинном тексте и в хронологической последовательности. — Codex Hermogenianus Кодекс этот, очевидно, приобрел большое распространение, и между 314 и 324 г. к нему было составлено новым, также нам неизвестным автором, Гермогеном, дополнение из позднейших конституций, носящее название « Codex Hermogenianus » . Этот кодекс представляет только одну книгу, разделенную на титулы.
Эти частные попытки навели, наконец, и правительство на мысль сделать официальный сборник конституций, тем более что императорские указы продолжали издаваться, и через известный промежуток времени оба названные кодекса, в свою очередь, устарели. Ввиду этого император Феодосий II назначил в 428 г. комиссию из восьми человек; эта комиссия должна была сделать две работы: во-первых, собрать воедино все конституции от Константина, даже устаревшие и отмененные, дабы этот сборник 174 вместе с Codices Gregorianus и « Hermogenianus » мог служить основанием для обучения юристов, которым нужно знать и прошлое право; во-вторых, для практического употребления составить сборник действующих только конституций, прибавив, однако, к ним выдержки из responsa и трактатов юристов, дабы таким образом соединить в одном своде как leges, так и jus vetus. Работы назначенной комиссии остались, однако, без всякого результата; вероятно, выполнение второй части программы встретило непреодолимые затруднения. — Codex Theodosianus Вследствие этого в 435 г. была образована новая комиссия из шестнадцати членов под председательством quaestor sacri palatii Антиоха, но этой комиссии поставлена была уже более скромная задача: оставив вторую часть прежней программы, Феодосий поручил новой комиссии сделать лишь сборник императорских конституций, изданных после « Codex Hermogenianus » и сохраняющих еще свою силу. Эта работа была выполнена через 2 года, и новый сборник, получивший название « Codex Theodosianus » , был опубликован 15 февраля 438 г. « Codex Theodosianus » делится на шестнадцать книг, из которых каждая, в свою очередь, распадается на титулы. По основной мысли Феодосия, его кодекс вместе с Codices Gregorianus et Hermogenianus должен был составлять одно целое, вследствие чего оба упомянутых частных сборника приобрели официальную с. 231 санкцию 6 . Новые конституции, появлявшиеся после издания Кодекса, называются novellae leges.
Кодексы варварских государей
В V веке Римская империя, как известно, окончательно распалась на две половины, Восточную и Западную, причем Западная половина подпала вскоре под владычество германских завоевателей. Но действие римского права здесь вследствие этого не прекратилось: оно оставалось в полной силе по отношению к покоренному римскому населению. Даже более того: германские князья обнаруживают некоторую заботу об этом праве, поскольку это нужно для практики судов. Забота эта выразилась в издании нескольких сборников для судебного руководства. Таковы:
— lex romana Wisigothorum
1) Т. н. « Lex romana Wisigothorum » , свод из различных источников римского права (извлечения из указанных трех кодексов, из институций Гая, сентенций Павла и т. д., в конце одно responsum Папиниана), предназначенный для римских подданных Вестготского королевства, изданный Аларихом II в 506 г. и потому называющийся еще « Breviarium Alaricianum » .
2) « Edictum Theodorici » — аналогичная компиляция, изданная в конце V века Теодорихом Великим для королевства Остготского.
— lex romana Burgundiorum
3) « Lex romana Burgundiorum » — сборник такого же характера, изданный в начале VI века для Бургундского королевства королем Гундобадом. В некоторых рукописях этот последний сборник непосредственно примыкал к « lex romana Wisigothorum » , 175 причем по ошибке переписчиков конец последнего — responsum Папиниана — относился к началу « lex romana Burgundiorum » , и вдобавок Papinianus был сокращен в Papian. Вследствие этого и самый сборник ( « lex romana Burgundiorum » ) назывался также Papian.
2. Рецепция римского права. Глоссаторы и постглоссаторы.
3. Каноническое право и его значение.
4. Правовые воззрения Фомы Аквинского и Марсилия Падуанского.
В конце XI в. вновь стали изучаться открытые памятники римского права. Особенно важным центром изучения римского права стал итальянский город Болонья, где около 1087 г. начал преподавать учитель Ирнерий (Гварнерий). Он получил широкую популярность у студентов. Студенты объединялись в особые ассоциации, называвшиеся universitas, которые получили от местных властей соответствующее правовое закрепление. Студенческое объединение получило от властей г. Болоньи специальную хартию, которая закрепляла за ней самоуправление: право на заключение договоров с преподавателями (профессорами), определение наименований преподаваемых учебных курсов, уголовную и гражданскую юрисдикцию над студентами. Преподаватели представляли собой отдельную коллегию. В дальнейшем все подобные учебные заведения получили название университетов.
В XII в. изучению права, теологии и медицины предшествовало обучение свободным искусствам (грамматике, риторике, логике, арифметике и т. д.). Первоначально в Болонье имелся только один юридический факультет.
Из обширной кодификации Юстиниана в университетах наибольшее внимание при преподавании уделялось изучению Дигест. Последние содержали в себе мнения римских юристов о большом числе различных юридических вопросов. Изучение Дигест заключалось в чтении их текста и его объяснении. Так как текст зачастую содержал трудные для понимания моменты, преподаватель разъяснял их смысл, т. е. глоссировал (glossa – «необычное слово»). Ученики записывали такие глоссы, которые постепенно стали представлять такую же ценность, как и сам источник. В свою очередь, глоссы делились на виды. Некоторые, например, давали краткое содержание комментируемых отрывков, другие излагали правовые нормы.
Однако следует отметить, что первоначально изучаемое право в университетах не являлось правом, действующим в данный момент на какой-либо территории. Это было в значительной мере мертвое римское право. Но уже в XII в. юристы начинают изучать каноническое право. Церковное (каноническое) право являлось действующим правом, оно постоянно пополнялось новыми актами и нормами, применялось в деятельности церковных судов. Поэтому при изучении римских источников анализируемый материал стал дополняться рассмотрением действующей практики. Кроме того, развивалось светское право (отдельных феодальных владений, государств и городов). Оно также обсуждалось и анализировалось с учетом положений римского права. Тем самым изучение римского права способствовало его рецепции в Западной Европе.
Рецепция римского права предстает перед нами в качестве крайне сложного и многогранного явления. Обычно считается, что рецепция римского права началась в Западной Европе в XII в. Но при этом стоит отметить, что элементы римского права, его влияние прослеживается благодаря изданию отдельных правовых сборников и в период Раннего Средневековья. Так, в 506 г. король вестготов Аларих I издает правовой сборник под названием Законы римских вестготов (или Справочник Алариха). Этот сборник содержал нормы римского права, а также выдержки из трудов римских юристов. Его действие распространялось только на галло-римское население. Последние проживали в южных областях Франкского государства. И хотя в середине VII в. действие данного сборника было приостановлено, он продолжал оставаться важным правовым источником еще длительное время. Поэтому Францию к югу от р. Луары зачастую называли страной писаного права (т. е. где действовало римское право).
Войны, которые вела Византия в Италии, также способствовали сохранению влияния римских правовых традиций. Они оказали определенное влияние на ломбардское (лангобардское) право.
Римское право оказало определенное влияние на собственно германское право, а не только на его нормы, касавшиеся отношений германцев и романизированное население.
Поэтому интерес к римскому праву, возникший в конце XI – XII в., был обусловлен не только развитием социально-экономических отношений, развитием образования, но, возможно, в какой-то степени уже существующими традициями.
Значительную роль в процессе рецепции римского права сыграли две известные школы юристов – глоссаторы и постглоссаторы. Глоссаторы являлись учеными-юристами, которые толковали римское право, и, прежде всего, Дигесты, путем составления заметок – глосс. Основателем этой школы был итальянский юрист Ирнерий (о нем уже говорилось выше).
В данный период античные традиции пользовались исключительным авторитетом. Поэтому римские правовые установления представлялись для глоссаторов вполне действующим законом, вневременным и надгосударственным. Глоссаторы занимались изучением текста Дигест, но цель этого изучения не заключалась в приспособлении норм и институтов римского права для регулирования существующих отношений. В своих изысканиях они пользовались методологической базой церковной схоластики: пытались прояснить неясные места в тексте, устранить видимые противоречия, используя приемы герменевтики, филологического анализа. Эти исследования способствовали формированию научной базы для преподавания права в университетах, но имели мало практического значения, хотя нормы, юридические конструкции, категории римского права могли быть с успехом использованы в реальной жизни. Среди известных глоссаторов стоит выделить Булгара, Мартина, Якоба и Аккурсия (1185 – 1263). Последний в середине XIII в. составил известный труд «Glossa ordinaria», представлявший собой итог развития школы глоссаторов.
Связать достижения школы глоссаторов с действующим правом смогли их последователи – постглоссаторы (комментаторы). Эта школа сформировалась также в Италии. Юристов часто приглашали в качестве советников по различного рода правовым вопросам. Они были вынуждены готовить заключения по проблемам действующего права, являясь советниками высокопоставленных лиц и монархов и оказывая юридическую помощь частным лицам. При том они довольно свободно толковали текст римских памятников права и его нормы. Они подгоняли римские институты под существующие потребности, фактически дополняли их новыми положениями. Толковали они и работы своих предшественников – глоссаторов. Постглоссаторы переработали римское право.
К наиболее видным представителям школы постглоссаторов относились Бартоло де Сассоферрато (1313 – 1357) и Балдус де Убалдис (1327 –
1400). Постглоссаторы вводят новую категорию – «persona ficta» (фиктивное лицо). Под этим термином фактически они понимали юридическое лицо.
Римское право начинает применяться в Западной Европе как в области публичного права, так и частного.
Известное значение для рецепции римского права имела и деятельность легистов (т. е. законников). Это юристы, которые в немалой степени способствовали проникновению норм римского права в правовую систему феодальной Франции. Они включали постепенно новые положения в местные сборники обычного права. Одним из самых известных французских легистов был Филипп де Бомануар (ок. 1246 – 1296). Его можно назвать первым теоретиком французского права. Он кодифицировал местное обычное право, издав сборник «Кутюмы Бовези» (т. к. служил у графа Клермонского в Бовези). Однако сборник Бомануар внес заимствования из канонического и римского права, а сам автор явно имел хорошее знакомство с Дигестами.
Бамбергское уложение – первый сборник кодифицированных местных обычаев и норм римского уголовного и уголовно-процессуального права, изданный в Германии в 1507 г.
булла – название императорского или папского акта.
БУРГ – городское поселение.
БУРГГРАФ – глава бурга, городского поселения.
БУРГОМИСТР – городской голова.
бюргеры (от нем. «замок», «крепость», «город») – жители западноевропейского средневекового города (горожане).
Виттум – покупная цена, уплачиваемая отцу невесты при ее покупке, которую затем отец передавал дочери после заключения брака. Вдовья доля, заключавшаяся в пожизненном пользовании землей.
ВОРМСКИЙ КОНКОРДАТ 1122 г. – соглашение, заключенное в Ворме между императором Генрихом V и римским папой, по которому император отказывался в пользу папы от инвеституры, т. е. от права назначать на церковные должности.
ГЕЛЬБРОНСКАЯ ПРОГРАММА – крестьянские требования во время Крестьянской войны 1525 г. Предусматривали ряд буржуазных преобразований и государственную централизацию страны.
герцог – первоначально феодализировавшийся племенной князь, превратившийся в период феодализма в крупного землевладельца. Принадлежал к высшему первому разряду родовой аристократии.
ГЛОССА – в тексте юридических источников толкования отдельных слов и целых выражений, в них содержащихся. Обыкновенно глосса состояла из над- и межстрочных или написанных на полях объяснений этих слов и выражений, более или менее пространных, но непонятных без связи с текстом. В юридической литературе употребляется с XII в.
глоссарий – отдельная от текста и систематизированная глосса.
глоссаторы – профессора римского права и их ученики, занимавшиеся изучением этого права в течение XII–XIII вв. и названные так по преобладающей форме своих трудов – глоссе.
гофтаг – королевский совет (с XI в.), в котором заседали крупнейшие феодалы. В нем рассматривались наиболее важные государственные дела.
ГОФГЕРИХТ – особый верховный суд.
Граф – первоначально феодализировавшийся королевский чиновник, превратившийся со второй половины Х в. в обладателя наследственного феодального титула, стоящего на второй ступени иерархической лестницы.
ДВОРОВОЕ ПРАВО – право для крепостных людей.
ДИРЕКТОРИЯ – государственное учреждение по делам финансов, военных дел и доменов.
женская доля – определенная часть в семейном имуществе, к которой относились предметы личного пользования женщины, домашняя утварь и украшения. В случае развода или смерти мужа женщина сохраняла за собой женскую долю. Наследовалась она только по женской линии.
Земский мир – специальный вид нормативных актов императора XI–XV вв., в которых закреплялись нормы уголовного и процессуального права, устанавливалась система преступлений и наказаний за противоправное поведение. Первый имперский земский мир был провозглашен в 1103 г. В середине ХIII в. к нарушениям земского мира относили: неподчинение церковным властям; еретичество; месть за обиду; незаконный сбор пошлин; грабеж «на большой дороге»; фальшивомонетничество; мятеж против империи и некоторые другие деяния.
земское право – право отдельных земель, по которому разбирались дела отдельных землевладельцев в общинном (шеффенском) суде.
«ЗЕРЦАЛО НЕМЕЦКИХ ЛЮДЕЙ» – изложение немецкого права (со второй половины ХIII в., а с XVIII в. стало называться «Швабским зерцалом»).
«золотая булла» – законодательный акт, принятый в 1356 г. имперским сеймом «Священной римской империи» и утвержденный императором Карлом IV. Узаконивал избрание императора коллегией курфюрстов, закреплял за ними другие привилегии. Способствовал политической раздробленности Германии. Действовала до 1806 г. Получил свое название от привешенной золотой печати.
Избирательный капитулярий(избирательная капитуляция) – правило, установленное в ХVI в., по которому император при избрании его курфюрстами должен был принимать выработанные ими условия по ограничению его власти. С 1648 г. правом участия в составлении капитуляций были наделены все сословия германского общества.
инвеститура – обряд вступления в должность епископа, аббата с вручением ему символа власти. В Германии символом власти являлись кольцо и посох, которые вручал вновь избранному епископу или аббату император. С 1075 г. декретом папы римского Григория VII инвеститура делилась на две части: духовную (кольцо и посох), которую давал папа, и светскую (скипетр), которую давал император, что свидетельствовало о сеньориальных правах над епископатом.
Индигенат – исключительное право дворян на занятие должностей в аппарате управления своей провинции.
КАБИНЕТНАЯ ЮСТИЦИЯ – рассмотрение судебных дел канцеляриями князей (просуществовала до XIX в.).
«Каролина» – первое общегерманское уголовное и уголовно-процессуальное уложение. Принято рейхстагом при Карле V в 1532 г.
кнехт – крепостной в средневековой Германии.
Княжеский абсолютизм – своеобразная форма абсолютной монархии в Германии, заключавшаяся в том, что абсолютизм сложился не в рамках всей империи, а в пределах территории отдельных княжеств, что способствовало раздробленности страны.
коллегия курфюрстов – постоянно действовавший орган государственного управления, состоявший из семи курфюрстов, юридически закрепленный «Золотой буллой». Коллегия собиралась на заседания ежегодно сроком на один месяц для обсуждения важных государственных дел. Приоритетом коллегии являлось право суда над императором и его смещение.
Конклав – избирательное собрание кардиналов по избранию папы римского. Такой порядок выборов папы был введен папой Григорием VII (1073–1085 гг.).
Кулачное право – право сильного; в XI–ХIII вв. наиболее распространенная форма судебного поединка – решение споров силой оружия. Впервые установлено постановлением 1103 г. Суть этого вида права состояла в том, что потерпевший имел право на самозащиту в тех случаях, когда его право суд не в состоянии был защитить. В действительности кулачное право санкционировало разбой и произвол феодалов.
Курфюрст(курфюрсты) – германский владетельный князь (светский или духовный), имеющий право участвовать в выборе императора.
ландзассы – в средневековой Германии поселенцы, проживающие на арендованных ими участках.
ЛАНДГРАФ – владетельный князь. Институт ландграфства появился в XII в.
ландрат (от нем. «собрание страны, земли») – трехпалатный орган местного (земельного) сословного представительства. Возник в XIII в. в княжествах средневековой Германии. Орган дворянского самоуправления в Пруссии ХVII в. Земские советники, назначавшиеся королем Пруссии по рекомендации дворянских собраний. В ХVIII в. ландраты попадают под жесткий контроль центральной власти и наделяются военно-полицейскими полномочиями.
ландрехт – земское право, в которое входили постановления о земском мире и привилегиях, а также общие для всего населения определенной земли нормы, по которым оно судилось в судах графств и сотен.
Ландтаг – орган сословного представительства в германских государствах. Оформился в ХIV в. Состоял из представителей духовенства, рыцарей и горожан.
Лен(от нем. «одалживать») – земельное владение (или иной источник дохода), пожалованное сюзереном своему вассалу на условии выполнения военной или административной службы.
ленное право – право для феодалов.
МАГДЕБУРГСКОЕ ГОРОДСКОЕ ПРАВО – городское право, сложившееся в г. Магдебурге в XIII в. и распространившееся на другие города и европейские государства. Магдебургское право устанавливало порядок выбора властей, их функции, содержало основные нормы гражданского и уголовного права, судопроизводства и налогообложения, определяло деятельность купечества, его цехов и объединений.
МИНИСТЕРИАЛЫ (от лат. «служба», «должность») – слуги и служилые люди короля, духовных и светских феодалов, выполнявшие придворную, хозяйственно-административную и военную службу. В XII–XIII вв. приобрели личную свободу и частично вошли в состав дворянства.
ОТТОН I (912–973 г.) – король, с 962 г. – император. Опираясь на церковнослужителей, боролся с сепаратизмом герцогов, низвел их до положения королевских должностных лиц. Положил начало (962 г.) Священной Римской империи, подчинил римского папу своей власти.
пандектное право – в средневековой Германии система реципированного римского права, действовавшая в качестве «общего права» страны вплоть до принятия Германского гражданского уложения 1896 г.
Патрициат – городская верхушка, захватившая в ХIV–ХV вв. в свои руки все городские должности.
Просвещенный абсолютизм – политика монархов Пруссии и Австрии во второй половине ХVIII в., выражавшаяся в уничтожении «сверху» и в преобразовании наиболее устаревших феодальных институтов (упразднение реакционных сословных привилегий, подчинение церкви государству, смягчение цензуры, проведение судебной, школьной и других реформ) как свидетельство «союза философов и государей» (французских просветителей и монархов).
«Прусское земское уложение» – сборник норм государственного, гражданского и уголовного права, принятый в Пруссии в 1794 г. Кроме того, уложение содержало нормы, закрепляющие положение сословий, школы и церкви. Устанавливало единоличную власть прусского короля, жестко регламентировало быт и общественную жизнь подданных, закрепляло бесправие крепостных и вседозволенность дворянства.
ПФАЛЬЦГРАФ («дворцовый граф») – должностное лицо, исполнявшее судебную, административную и финансовую обязанности. Впоследствии владетельный князь с наследственными территориальными правами.
РЕГАЛИИ (от лат. «царские») – монопольное право короля, императора на получение судебных, монетных, горных, рыночных, таможенных доходов. Особое значение имели доходы с вакантных епископских мест.
РЕЙХСКАМЕГЕРИХТ – государственный орган, рассматривавший вопросы по делам имперских подданных (первая инстанция) и подданных отдельных княжеств по спорам с их владетелями (вторая инстанция).
Рейхстаг – общеимперский постоянно действующий сословно-представительный орган. Его структура окончательно оформилась в ХIV в. Состоял из трех коллегий: коллегии курфюрстов, коллегии князей, графов и свободных городов и коллегии представителей имперских городов. Все три коллегии заседали отдельно. Компетенция рейхстага четко определена не была. Император не спрашивал его согласия по военным, международным и финансовым вопросам. Обладал правом законодательной инициативы, но его акты не имели обязательной силы.
РЕФОРМАЦИЯ (от лат. «преобразование», «исправление») – социально-политическое и идеологическое движение против католической церкви, носившее антифеодальный характер. В XVI в. охватило большинство стран Западной и Центральной Европы.
Рыцарство – низшая категория дворянства, получившая этот титул за службу.
Саксонское зерцало – сборник записи обычного права и судебной практики северо-восточной Германии, составленный в ХIII в. шеффеном Эйке фон Репковым. Состоял из двух частей: земское право, регулировавшее государственно-, гражданско-, уголовно- и процессуально-правовые отношения; ленное право, регулировавшее отношения между «благородными» свободными, т. е. феодалами.
сам седьмой – в средневековой Германии процессуальная норма, требовавшая единогласного подтверждения шестью свидетелями виновности или невиновности обвиняемого.
«Священная римская империя»(962–1806 гг.)(с середины XIII в. «Священная римская империя германской нации») – основана германским королем Оттоном I. Считалась продолжением империи Каролингов и преемницей Древнего Рима. Императоры вели агрессивную политику, боролись с римскими папами. Постепенно власть императоров стала номинальной. Вестфальский мир 1648 г. закрепил превращение империи в конгломерат независимых государств. Окончательно ликвидирована в ходе наполеоновских войн. Перестала существовать после наполеоновского завоевания Германии.
«СЕМЬ ЩИТОВ» – феодально-служебная иерархия, по которой все свободные (начиная с короля) разделились на «семь щитов».
тайный совет – высший орган государственного управления в Пруссии в ХVIII в.
Терезиана – сборник (уложение) норм уголовного права и процесса Марии-Терезии, изданный в Австрии в 1768 г. В своей основе повторял «Каролину».
Утренний дар – подарок мужа жене после заключения брачного союза, который впоследствии вместе с виттумом составлял вдовью долю при наследовании имущества.
файда – 1) у древних германцев кровная месть; 2) в средневековой Германии частная война.
ФЕМА (от нем. «кара», «князь») – особое судилище в Вестфалии, а потом и в других германских землях.
ФОХТ – королевские чиновники из крупных землевладельцев, осуществлявшие судебные функции в церковных вотчинах.
чинш – регулярный оброк продуктами или деньгами, который платили сеньору.
Чиншевики – группа свободных крестьян, не имевших своей земли и плативших чинш за аренду земли у феодала.
«Швабское зерцало» – сборник записи обычного права и судебной практики Германии. Составлен в ХIII в. неизвестным автором. Содержит нормы земского, ленного и канонического права. Главными его источниками явились древнегерманские «правды», римское и каноническое право, капитулярии императоров и «Саксонская правда».
шеффены – судебная коллегия, ведущая свое происхождение от франкских скабинов. Существовали сельские и городские шефские суды, членами которых могли быть только представители свободного сословия. Число шеффенов было различным – от семи до одиннадцати. Они выносили приговоры в полном объеме, т. е. определяли наказание вместе с судьей, который и являлся их председателем.
шикана – в средневековой Германии запрещенное законом злоупотребление своим правом.
Согласно латинскому пониманию слова Г. (см. соотв. статью, литературное значение слова), и подобно библейской glossa ordinaria, под юрид. Г. понимаются приуроченные к тексту юридических источников толкования отдельных слов и целых выражений, в них содержащихся. Она состоит обыкновенно из над- и междустрочных или написанных на полях объяснениях этих слов и выражений, более или менее пространных, но непонятных без связи с текстом. Отделенная от текста и систематизированная, Г. составляет уже глоссарий. Слово Г. вошло в употребление в юридической литературе с XII в. благодаря болонским профессорам права, которые дали своим первоначальным сочинениям именно этот вид, вследствие почти полного до тех пор незнакомства юристов с источниками римского права и проистекавших отсюда затруднений в понимании текста (см. Глоссаторы). Прием глоссирования известен был, однако, юристам и раньше и употреблялся не только по отношению к римским источникам, хотя большинство из сохранившихся глосс и относится к этим последним. Из не принадлежащих болонским профессорам глосс известны: а) так наз. glossae nomicae (λέξεις ρομαικαί) — составленные византийскими юристами толкования латинских технических юрид. выражений, остававшихся в употреблении и тогда, когда латинский язык был уже вытеснен из византийских судов греческим, но ставших, вследствие этого вытеснения, непонятными. Glossae nomicae подготовили окончательное исчезновение латинских юридических терминов из византийского права (см.). В первый раз они изданы Labbaeus'ом под заглавием: "Veteres glossae verborum juris" (П., 1606); лучшее издание — Otto, "Thesaurus jur. Rom.", т. III. б) Ряд глосс, содержащих в себе толкование Юстиниановых сборников или их позднейших переработок и появившихся раньше трудов болонских профессоров. Эти глоссы служат основанием для предположения, делаемого некоторыми новейшими юристами (Савиньи, Фиттингом, Факкером, Штинцингом и др.) и сильно еще оспариваемого (в новых трудах Кона и Флака), относительно непрерывности школьного изучения римского права от Юстиниана до появления школы глоссаторов-болонцев. Наибольшую важность имеют так наз. Туринская глосса к Юстиниановым институциям, Пистойская — к Кодексу (названия — от библиотек, в которых хранятся рукописи глосс) и др. О них и других глоссированных памятниках этой эпохи см. ст. проф. в Сокольского: "История науки и литературы римского права в ранний период Средних веков" ("Ж. М. Н. Пр.", 1891 г. № 2) и кн. и Flacha, "Etudes critiques sur l'histoire du droit и romain au moyen âge, avec textes inédits" (П., 1890). в) Так наз. Мальбергова глосса, состоящая из отдельных германских слов и выражений, присоединенных к латинскому тексту Салического закона (см. это сл. и Варварские законы). Глосса эта является самым древним памятником германского языка вообще и юридического в частности; но текст ее испорчен и представляет огромные трудности, вызвавшие ряд предположений о значении глоссы. См. Brunner, "Deutsch. Rechtsgeschichte", и Amira, "Recht" (в "Grundr. der Germ. Phil." Paul'я, II). г) Глоссы XIV и XV вв., написанные к памятникам германского права, с целью согласовать постановления последних с римским правом; они очень важны для изучения процесса рецепции римского права. Ранние из них написаны на немецком, позднейшие — на латинском языке. Из них главные: к саксонскому зерцалу (первая Г. к нему написана Иоганном фон Бух, учеником болонских профессоров), к так называемому Weichbirdrecht, к гамбургскому городскому праву и др. О них см. у Schröder'a, "Lehrb. d. deutsch. Rechtsgeschichte" (3-й период, гл. 3).
Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона. — С.-Пб.: Брокгауз-Ефрон . 1890—1907 .
Полезное
Смотреть что такое "Глосса юридическая" в других словарях:
Современное римское право — выражение, ведущее свое происхождение от XVII в., когда, после окончательного утверждении римского права в Германии, последнее было приспособлено к потребностям современной жизни и вылилось в особую, римско германскую теорию, носившую название… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона
Формализм в праве — выражается в наклонности и стремлении при применении права к жизни отдавать предпочтение букве закона перед его действительным смыслом. Юрист формалист судья или администратор часто совершенно не задумывается над действительными намерениями… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона
Общее оживление городской жизни в XI – XII вв. в Европе повысило интерес к культурным традициям. Практические потребности юстиции, особенно в гражданских отношениях, обратили внимание к изучению правового опыта прошлого. Древние памятники римского права стали вновь входить в обиход благодаря их сохранению в научной среде.
Центрами возрождения применения римского права стали Южная Франция и Северная Италия – не только наиболее социально и культурно развитые области тогдашней Западной Европы, но и в большей степени сохранившие наследие римской культуры вообще.
Во второй половине XI в. в Провансе были составлены для практических и учебных нужд так называемые «Извлечения Петра». Неизвестный Петр поставил в них своей задачей исследовать «сущность естественного и гражданского права» и на этой основе «ниспровергать несправедливость». По содержанию «Извлечения» представляли собой правила из первых 24 книг Юстиниановых Дигест; варварские законы и правовые обычаи Петр игнорировал совершенно. Истинный «разум права» тем самым связывался только с римским правом, которое следовало вводить в обучение правоведов, а через преподавание – и в практику.
Руководства для нотариусов (самые известные написаны в Павии и Вероне) уже прямо воспроизводили многие правила римского права. К древним текстам стали прибегать во всех сомнительных или спорных случаях: «Древние говорили, что когда закон не содержит предписания относительно известных казусов, то последние должны рассматриваться согласно с римским правом, которое является всеобщим».
Чисто римская по своим традициям, сложилась школа практической и теоретической юриспруденции в Равенне. Однако самой известной стала школа Болонского университета.
В конце XI в. в Болонье был основан университет – один из первых в средневековой Европе. Здесь возникла собственная традиция преподавания и изучения римского права, оказавшая большое влияние на теоретическую и практическую юриспруденцию в других странах. Одним из первых профессоров был Пепо (последняя четверть XI в.). В 1076 г. его даже приглашали для участия в судебном деле по иску местной герцогини, которое было решено с использованием римских «Дигест». Это было одно из самых первых известных судебных решений средневековья, где римское право было прямо использовано как действующее. Подлинным основателем новой школы стал Ирнерий (конец XI – начало XII в.).
Он начал регулярное преподавание римского права с использованием вновь найденных древних памятников, в том числе Свода Юстиниана. При объяснении древних правил Ирнерий комментировал тексты, пытаясь суммировать содержание разных правил, и излагал выводы в виде кратких замечаний на полях рукописей. Этот метод был воспринят его учениками. И по нему вся школа впоследствии получила название глоссаторов (от glossa – замечания на полях).
Глоссаторы занялись скрупулезным изучением древних текстов: в их представлениях, рукописные свидетельства не могли быть ничем опровергнуты, кроме самих же текстов. Стремясь к непротиворечивости, они комбинировали разные тексты разных древних авторов и памятников, создавая собственные краткие определения и выводы. Большое значение имел общий схоластический метод – сравнение всех текстов вместе. В анализе этих текстов, их подразделении на основные и второстепенные понятия глоссаторы достигли высокого формального мастерства. Свои наблюдения последователи школы излагали в виде особых сумм (предварительного истолкования части Юстинианового Свода) или сокращений – сборников юридических правил для конкретного случая.
Большую известность приобрели четверо учеников и последователей Ирнерия – «четверка докторов»: Булгар, Мартин, Якоб и Гуго (середина XII в.). Они не только занимались преподаванием, но и в качестве консультантов императора Священной Римской империи оказали влияние на решение многих практических и политических вопросов, использовав опыт римского права. Взгляды их несколько различались.
Так, Мартин в своих высказываниях и трудах подчеркивал значение правовой справедливости и доброй воли, с позиций которых, по его мнению, следовало трактовать и древние тексты. Другой из глоссаторов, Булгар отстаивал идею «строгого права»: в науке и тем более в практике не должно быть места для истолкования законов, дух и буква древнего текста должны соблюдаться неукоснительно.
Наивысшего расцвета и распространения Болонская школа достигла в первой трети XIII в. При профессоре Азо число учащихся праву достигало 10 тыс. (он даже читал лекции на площади). Совместно с одним из старших коллег Азо составил переработанный свод правил из римских конституций – Summae, – который стал важнейшим трудом нового правоведения. Выводы и наблюдения школы, итоги анализа римских текстов были изложены в «Полной глоссе» (Glossa Omnia) последнего из знаменитых глоссаторов Аккурсия (около 1250 г.). Этот труд стал основой для юридической практики на несколько столетий.
Влияние трудов глоссаторов не ограничилось Италией. Во второй половине XII в. в Южной Франции были составлены собственные руководства для изучения и применения римского права в духе Ирнерия. Несмотря на то что папа римский запретил в 1220 г. преподавание римского права в Парижском университете (чтобы не было сомнений в единственной ценности церковного права), в правление Людовика IX использование римского права в практике возродилось. Особый свод «Книга правосудия и тяжб» почти на 2/3 состоял из цитат римских источников.
Для Франции римское право оказалось особенно важным, так как только оно могло противостоять разрозненным местным обычаям. Идеи глоссаторов проникли даже в далекую Англию. В XII в. профессор Вакарий составил «Книгу для бедных студентов», по которой они должны были изучать римское право по сокращенной методе. Вакарий исповедовал воззрения Булгара, считая, что только законодатель может истолковывать закон и интерпретировать его.
Рекомендации глоссаторов ограничивались тем, что было написано по тому или другому вопросу в «Дигестах». Но там многое было устарелым и несоответствующим времени. Древнее право входило в противоречие с новым королевским законодательством. Это вызывало сомнения в безусловной ценности древних правил. Выход был найден следующим поколением правоведов, сделавшим из римского права своего рода общую правовую науку.
Автор статьи
Читайте также:
- Запрещаются ли ограничения свободы учреждения граждан одного государства члена на территории другого
- Что такое информационно платежный шлюз у судебных приставов
- Ивановский областной суд список дел
- Судья решила удовлетворить ходатайство фсин
- Коррупция как главный фактор влияющий на уровень экономической безопасности государства