Главный орган управления в афинах это совет стратегов народный суд народное собрание

Обновлено: 28.04.2024

Высший орган власти в Афинском государстве данного периода — народное собрание (греч. экклесия ). Участниками ее могли быть граждане (полноправные свободные) — мужчины старше 20 лет. Собиралась регулярно, 1 раз в 10 дней (примерно 40 раз в год). В его функции входило утверждение законов, решение вопросов внешней политики, утверждение должностных лиц. Перед ней отчитывались все остальные органы власти. Каждый гражданин мог выступить с обсуждением любого вопроса, законопроекта и критикой должностного лица. Голосование было открытым, путем поднятия рук ( хейротония ).

Буле ( Совет 500 ) — высший административный орган избирался народным собранием путем жребия сроком на один год из полноправных граждан — мужчин старше 30 лет. Функции буле были следующими: подготовка законодательных актов для народного собрания, привлечение должностных лиц к ответственности за преступления, контроль государственных доходов и расходов, вынесение отдельных судебных постановлений, общественные постройки. Буле не заседал в полном составе. В течение одной десятой части года ( притании ) — работали 50 человек от одной филы, затем их по жребию сменяли пританы другой филы. У Совета 500 были свои секретари и канцелярские служащие.

Должностные лица образовывали систему коллегий : коллегия 10 стратегов — руководила войском, вопросами внешней и внутренней безопасности государства, первый стратег, фактически, являлся главой государства. Коллегия архонтов состояла из 9 человек, за каждым из которых были закреплены определенные, в основном судебные, обязанности. Кроме того, существовали: коллегия 51 эфета (суд по уголовным делам), коллегия одиннадцати (охрана общественного порядка), коллегия номофетов , коллегия диэтетов (рассматривала имущественные споры граждан), коллегия казначеев.

Все должностные лица избирались на один год, по жребию, т. е. любой выбранный гражданин мог оказаться в любой коллегии. Исключение составляли стратеги, которые выбирались открытым голосованием. Все должностные лица были подотчетны народному собранию и могли быть отозваны с должности раньше истечения срока полномочий.

Гелиэя («суд солнца») состояла из 6000 гелиастов, избиравшихся ежегодно по 600 человек от каждой филы. Судьи по жребию делились на 10 комиссий ( дикастерий ) из 501 члена (остальные гелиасты были запасными). Как суд первой инстанции гелиэя рассматривала наиболее важные дела, караемые смертной казнью, лишением политических прав и т. п. Гелиэя являлась высшей апелляционной инстанцией, осуществляла контроль за народным собранием и должностными лицами рассматривала так называемые графэ параномон — иски о противозаконии. Так как установился демократический политический режим, любой афинский гражданин мог подать иск о противозаконии — графэ параномон — иск о том, что принятый экклесией закон противоречит демократии. Действие закона приостанавливалось, жалоба расследовалась. Если она признавалась справедливой, закон отменялся, а его инициатор подвергался серьезному наказанию. Если жалоба не подтверждалась, наказывался истец.

Таким образом, в Афинской республике в середине V в. до н. э. установился демократический политический режим. В афинской демократии существовала следующая гарантия прав граждан: 1) любой гражданин, независимо от своего имущественного положения, мог быть избран в любой орган власти; 2) замещение должностей по жребию давало всем равные шансы; 3) оплата должностей позволяла подключить к управлению максимум граждан (в том числе малоимущих). Охрана государственного строя осуществлялась следующим образом: а) каждый новый закон трижды обсуждался в экклесии, и только после этого утверждался; б) каждый гражданин мог подать иск о противоза" конии — графэ параномон — иск о том, что какой-то закон противоречит демократии. Но реальной демократия была только для граждан мужского пола (женщины, метеки, не имели политических прав; рабы, как имущество не могли иметь какие-либо права, в том числе политических). Из 30—35 тыс. афинских граждан в народном собрании обычно участвовали 2—3 тыс. человек.

Следует обратить внимание на то, что республики в добуржуазный период были маленькими государствами. В древности — это общины-государства (так как продолжают действовать органы общинного управления: это собрание общины и совет общины). В средневековый период республики тоже были маленькими государствами ( городами-государствами ). Причина в том, что в тогда отсутствовал институт представительства (он появится только на рубеже XIII—XIV вв. н. э.). В тот период каждый гражданин осуществлял свои политические права лично — либо, в древности, приходя на народное собрание ; либо, в Средневековье, приходя на собрание горожан. Люди считали невозможным, даже если они кого-нибудь выберут сами, что этот человек будет представлять их интересы. Каждый гражданин осуществлял свои права лично и лично участвовал в принятии законов. В результате получалось, что, чтобы народное собрание работало нормально, граждан должно быть не так много. Республиками могли быть государства, в которых проживает ограниченное число граждан (это нагляднее всего видно на примере деятельности народного собрания, когда должны были собираться все граждане; в рамках большого государства с большим количеством граждан такой орган было бы невозможно собрать). К управлению большими государствами с большой численностью граждан в добуржуазную эпоху была пригодна только монархия. Поэтому республики не могли быть большими. Возможность появления больших государств появится в буржуазный период (когда институт представительства будет объединен с законодательными функциями ).

Таким образом, из-за отсутствия в тот период института представительства (каждый гражданин осуществлял свои политические права лично), республика была пригодна для управления маленькими государствами с ограниченной численностью граждан.

Когда за республику борется общинная знать — и она побеждает, захватывая власть, то ранняя форма государственного устройства (номовая, или полисная ) — консервируется. Когда общинная знать захватывает власть в общине-государстве, то знать более не была заинтересована в создании больших политических объединений и в увеличении государства. Если в общине-государстве у знати в руках находится вся государственная власть, то в территориальных государствах у знати будет только местная власть в органах местного управления и самоуправления. Когда греческое общество в V—IV вв. до н. э. достигнет стадии развитого рабовладельческого общества (когда появится средний слой ) (которому во II тыс. до н. э. соответствовали территориальные государства с неограниченной монархией ), форма государственного устройства останется «недоразвитой» — полисной в виде общины-государства. Это приведет к тому, что в Греции начнется политический кризис — «кризис полиса».

Таким образом, в результате установления республик (т. е. победы знати) «консервируется» ранняя форма государственного устройства — полисная ( номовая ) (так как знать, чтобы не потерять власть в рамках общин-государств — более была не заинтересована в создании территориальных государств, где она окажется в подчиненном монарху положении, обладая только местной властью в рамках территориальной общины). Это приведет к такому явлению как «кризис полиса» или «кризис республики».

«Кризис полиса» в Греции был разрешен путем образования территориальных государств — эллинистических монархий. В этой ситуации установление монархии было неизбежным.

С 330-х гг. до н. э. в результате военной экспансии Македонии Афины практически перестали быть самостоятельным государством. Во II в. до н. э. вся Греция стала провинцией Римского государства.

Высшим органом власти в Афинах считалось народное собрание полноправных афинских граждан мужского пола в возрасте не моложе 20 лет. Собрание (экклесия) созывалось 2-3 раза в месяц, оно избирало должностных лиц, принимало или отклоняло законы. Роль народного собрания была весьма значительной. Формально любой вопрос войны и мира, внешней политики, финансов, правосудия мог быть поставлен на обсуждение. Голосование было тайным, за исключением выборов на военные должности. Каждый гражданин мог выступить и высказать свое мнение по всем вопросам, вносить законопроекты. С 462 года до н. э. на высшие государственные должности, кроме должностей стратегов и казначеев, могли избираться все граждане, независимо от имущественного ценза [5]. Каждый закон вступал в силу лишь после рассмотрения Советом пятисот и судом присяжных. Он вывешивался для всеобщего обозрения. Всякий афинский гражданин мог добиваться через народное собрание отмены любого закона, особенно, если этот закон нарушал принципы демократии. Если обвинение подтверждалось, автора законопроекта могли лишить гражданских прав. Афинский гражданин мог предъявить обвинение любому должностному лицу в злоупотреблении властью и, если это подтверждалось судом, виновный немедленно отстранялся от занимаемого поста.

Высшим органом власти в Афинах считалось народное собрание полноправных афинских граждан мужского пола в возрасте не моложе 20 лет. Собрание (экклесия) созывалось 2-3 раза в месяц, оно избирало должностных лиц, принимало или отклоняло законы. Роль народного собрания была весьма значительной. Формально любой вопрос войны и мира, внешней политики, финансов, правосудия мог быть поставлен на обсуждение. Голосование было тайным, за исключением выборов на военные должности. Каждый гражданин мог выступить и высказать свое мнение по всем вопросам, вносить законопроекты. С 462 года до н. э. на высшие государственные должности, кроме должностей стратегов и казначеев, могли избираться все граждане, независимо от имущественного ценза [5]. Каждый закон вступал в силу лишь после рассмотрения Советом пятисот и судом присяжных. Он вывешивался для всеобщего обозрения. Всякий афинский гражданин мог добиваться через народное собрание отмены любого закона, особенно, если этот закон нарушал принципы демократии. Если обвинение подтверждалось, автора законопроекта могли лишить гражданских прав. Афинский гражданин мог предъявить обвинение любому должностному лицу в злоупотреблении властью и, если это подтверждалось судом, виновный немедленно отстранялся от занимаемого поста.

Вот строго по учебнику:
1. Выбирало 10 стратегов.
2. Объявляло войну, утверждало мирные договоры.
3. Принимало законы.
4. Распоряжалось казной, утверждало расходы стратегов.

Народное собрание в древних Афинах

1) выбирало должностных лиц
2)решало вопросы о войне и мире
3)руководило внешней политикой
4)обсуждало и утверждало законы
5)рассматривало другие важнейшие вопросы государственной жизни

тайным голосованием, объявляло войну, утверждало мирные договоры, принимало законы, утверждало расходы стратегов.

Спасибо. 1. Вождь афинской демократии Перикл. После греко-персидских войн начинается расцвет Афин. Во главе их в это время стоял Перикл. В 443 году до н. э. афиняне первый раз избрали его на высшую должность в своем полисе. Затем его переизбирали еще 15 раз.
Перикл был выдающимся государственным деятелем и патриотом. Он славился как замечательный оратор. Красноречие (умение правильно и убедительно говорить) было очень важным качеством для политика. Ведь тогда не было ни газет, ни радио, ни телевидения. Чтобы достичь успеха, нужно было убедить народное собрание в своей правоте. За силу слова современники называли Перикла Олимпийцем, сравнивая его с Зевсом.

Перикл отдавал все свои силы и все время заботе об Афинах и их гражданах. Он был честен и бескорыстен.

Перикл внес несколько изменений в управление полисом, в права граждан. Тем самым он продолжил реформы Солона и Клисфена. При Перикле в Афинах окончательно сложилась демократия.

2. Народное собрание. Главным органом управления было народное собрание. В нем участвовали все граждане. А гражданином считался мужчина, достигший 20 лет, у которого и мать, и отец были афинянами. Народное собрание собиралось 3-4 раза в месяц и обычно проходило в центре города на холме Пникс. На собрании решали все основные вопросы жизни города-государства, принимали новые законы.

Любой гражданин имел право высказать свое мнение по обсуждаемому вопросу. Один современник писал: "Всякий, вставши, подает совет, будь то плотник, медник, сапожник, купец, судовладелец, богатый, бедняк, благородный, безродный". После обсуждения граждане голосовали. За предложенное решение они бросали белый камушек, а против - черный.

3. Должностные лица. Народное собрание выбирало многочисленных должностных лиц полиса (мы могли бы назвать их чиновниками) . Через год они отчитывались перед собранием. Тех, кто плохо работал, наказывали, чаще всего они платили штраф. Должностные лица занимались разными вопросами: следили за поступлением в казну денег, за соблюдением законов и правил торговли на рынке, за чистотой на улицах и т. д.

4. Суд. Большую роль в жизни Афин играл суд. В его работе могли участвовать все граждане, которым исполнилось 30 лет. Ежегодно избирали 6 тысяч судей, но они обычно заседали не все вместе. Для разных дел создавались отдельные комиссии. Судьи не знали заранее, в какой комиссии будут заседать. Так исключалась возможность подкупа.

5. Введение оплаты. Участие в управлении государством требовало от граждан много времени. Не все афиняне могли приходить на заседания народного собрания и суда, быть чиновниками. Бедняки должны были постоянно работать: крестьяне - обрабатывать свою землю, ремесленники - трудиться в мастерской. Для них каждый раз возникал вопрос: пойти сегодня назаседание или заработать деньги на жизнь? Перикл считал, что это неправильно. Он хотел, чтобы даже самые бедные граждане участвовали в управлении, и нашел способ, как этого добиться.

Как рассказывают древние авторы, по его предложению государство стало оплачивать судей. Когда они заседали, то получали денег столько, сколько нужно, чтобы прожить один день. Потом ввели оплату некоторых должностей. Позднее начали платить и тем, кто приходил на заседание народного собрания. Благодаря этому даже самые бедные граждане имели реальную возможность участвовать в управлении государством. Перикл добился и установления пенсий сиротам и инвалидам.

Ни в одном из греческих государств народ не имел столько прав, как в Афинах. Но это были права меньшинства. Всего в Аттике жило примерно 200 тысяч человек, а граждан насчитывалось лишь 30-40 тысяч. В управлении государством не могли участвовать женщины-гражданки. Древним грекам казалась просто смешной мысль, что женщина может прийти

Вот строго по учебнику:
1. Выбирало 10 стратегов.
2. Объявляло войну, утверждало мирные договоры.
3. Принимало законы.
4. Распоряжалось казной, утверждало расходы стратегов.

Принципами афинской государственно-политической системы в период расцвета были народоправство, выборность, коллегиальность и подотчетность властей, суд присяжных (гелиэя).

Основными государственными органами и высшими должностными лицами Афин в период расцвета демократии считают народное собрание, Совет пятисот, гелиэю, стратегов, архонтов, ареопаг. Как такового не было объединенного правительства, не допускалось совмещение двух или более государственных должностей. Большинство должностей занимались на год (однако народное собрание могло своим решением отозвать любое должностное лицо республики и до истечения указанного срока), путем жеребьевки. Все высшие государственные органы были коллегиальными (дабы возместить возможные недостатки жеребьевки).

В состав народного собрания входили все афинские граждане. Народное собрание принимало законы и другие правовые акты; осуществляло остракизм решало вопросы снабжения и обороны; рассматривало заявления граждан о государственных преступлениях; частные просьбы граждан и пр. Субъекты законодательной инициативы: любой афинский гражданин или Совет пятисот.

Совет пятисот (буле) являлся высшим правительственным учреждением, избирался по жребию на год. Представители от каждой филы образовывали отдельную пританию (секцию). Притании по очереди (в порядке ротации) выполняли обязанности всего Совета пятисот. Совет пятисот занимался подготовкой законопроектов, непосредственным управлением финансовыми вопросами, внешними сношениями (в частности, принимал послов). Ежедневно избирался новый председатель буле. Совет пятисот выполнял поручения народного собрания, выполняя по сути функции его исполнительного органа.

Гелиастами (членами гелиэи – суда присяжных) могли становиться афинские граждане, достигшие 30-летнего возраста. Состав судебной коллегии определял жребий за несколько часов до начала рассмотрения дела, чтобы избежать коррупции. Гелиэя осуществляла суд по политическим, религиозным и иным делам, а также (в квазисудебном порядке) утверждала законы, принятые народным собранием.

Стратеги (2 человека) выбирались народным собранием. Стратеги командовали армией и флотом решали другие текущие вопросы государственного управления, координировали деятельность союзников по Афинскому морскому союзу. Руководил коллегией стратегов первый стратег. Именно эту должность практически бессменно занимал сам Перикл.

Также выбиралось 9 архонтов: 3 первых архонта и 6 архонтов-фемосфетов. Первые архонты занимались специальными вопросами: разрешали семейные дела, осуществляли надзор за иностранцами, решали религиозные вопросы и пр. Архонты-фемосфеты готовили дела для слушания в гелиэе, осуществляли жеребьевку гелиастов, председательствовали на гелиэе, представляли ежегодный доклад народному собранию о противоречиях и пробелах в афинских законах.

Ареопаг, упраздненный Эфиальтом, был позже восстановлен и оставался сословным органом эвпатридов.

РЕФОРМА ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ

РЕФОРМА ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ Со страниц множества книг звучит рефрен: «Пётр создал новые государственные учреждения! Пётр отменил прежнюю систему управления!»Но в первые годы правления Петра он и не думал ничего менять. Страна жила, управляемая все теми же

3. Развитие государственного управления на Руси в XIV–XV вв.

3. Развитие государственного управления на Руси в XIV–XV вв. Сложившийся в XII–XIII вв. политический строй русских княжеств не претерпел в XIV–XV вв. каких-либо существенных изменений. Удельным князьям как верховным собственникам всей земли в княжествах принадлежала высшая

Реформа государственного управления

Реформа государственного управления В соответствии с Основными законами Российской империи император оставался неограниченным монархом. Первая статья Основных законов утверждала: «Император всероссийский есть монарх самодержавный и не ограниченный. Повиноваться

Система органов государственного управления в период Гражданской войны

Система органов государственного управления в период Гражданской войны Оформившаяся в Советской России к лету 1918 г. система управления была готова к проведению жесткой централизации. Предприятия лишались самостоятельности в целях выявления и максимального

Реформы государственного управления

Реформы государственного управления Развитие советской государственности во второй половине 40 – начале 60-х гг. XX в. шло по следующим направлениям.Государственный аппарат перестраивался на мирный лад.К сентябрю 1945 г. были упразднены ГКО и другие чрезвычайные органы

Глава 1 (I–VII, X) Введение. — Миролюбивая система Антонинов. — Военная система. — Общее благосостояние. — Новые принципы управления. — Преторианская гвардия, ее бесчинства. — Тридцать тиранов. — Начало упадка империи

Глава 1 (I–VII, X) Введение. — Миролюбивая система Антонинов. — Военная система. — Общее благосостояние. — Новые принципы управления. — Преторианская гвардия, ее бесчинства. — Тридцать тиранов. — Начало упадка империи ВведениеВо втором столетии христианской эры

5. Организация государственного управления

5. Организация государственного управления Основанное на принципах строжайшего учета и контроля дворцовое хозяйство нуждалось для своего нормального функционирования в развитом бюрократическом аппарате. Документы Пилосского и Кносского архивов показывают этот

§ 1. Органы государственного управления

§ 1. Органы государственного управления После смерти Петра I созданная им бюрократическая машина дворянского государства должна была пройти сквозь испытания контрреформ. В итоге всех административных изменений система центральных учреждений осталась почти

Организация государственного управления

Организация государственного управления В период Нового Царства создаётся сложный аппарат государственного управления. Многочисленные документы этого времени позволяют нам ознакомиться с системой центральной и местной администрации. Всё больше и больше усиливается

Восстание илотов в Спарте Демократизация государственного строя в Афинах

Восстание илотов в Спарте Демократизация государственного строя в Афинах Летом 464 года в южной части Пелопоннеса произошло землетрясение неслыханной силы. Общим замешательством, которое вызвало это землетрясение, немедленно воспользовались спартанские илоты. Жестоко

Система государственного управления

Система государственного управления Как мы уже видели, Венецианская республика осуществляет жесткое руководство экономикой и структурами управления подвластных ей территорий — как заморских, так и материковых, — проводя, как нам кажется, политику государственного

1. ДРЕВНИЙ ЕГИПЕТ: ПЕРИОДИЗАЦИЯ ИСТОРИИ, СИСТЕМА ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ

1. ДРЕВНИЙ ЕГИПЕТ: ПЕРИОДИЗАЦИЯ ИСТОРИИ, СИСТЕМА ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ Возникновение государственности в Древнем Египте началось в V тысячелетии до н. э. в результате разложения родового общества, с выделением родовой знати (старейшин и вождей) и последующим

12. СИСТЕМА ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ В СПАРТЕ

12. СИСТЕМА ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ В СПАРТЕ Спартанское государство образовалось, вероятно, в IX в. до н. э. из пяти поселений. Дальнейшее объединение происходило путем завоеваний. Господствующим классом были спартиаты. Они обладали собственностью на землю, скот и на

6. Реформа системы государственного управления

6. Реформа системы государственного управления 6.1. Причины.• Требовалось создание нового государственного аппарата, способного эффективно осуществлять руководство модернизирующимся обществом.• Петр I стремился утвердить и закрепить свою абсолютную власть. Для

2. Политика в сфере государственного управления

2. Политика в сфере государственного управления 2.1. Общая характеристика и основные этапы. Политика в сфере государственного управления была направлена на укрепление государственной власти, усиление административного начала в системе местного самоуправления и

Афинское государство основывалось на политическом объединении свободных граждан, использующих труд не имевших никаких прав рабов. Свободные граждане обладали всеми политическими правами, власть в Афинах формировалась по принципу демократии, а государственный аппарат был представлен следующими органами власти: народным собранием – гелиэей, советом пятисот, коллегией стратегов и коллегией архонтов.

Высшим законодательным органом считалось народное собрание, правом участия в нем обладали все афинские граждане старше 20 лет, независимо от рода занятий и имущественного положения, кроме женщин и рабов.

Постоянно действующим органом исполнительный власти был Совет пятисот, который избирался открытым голосованием из граждан старше 30 лет, по 50 членов от одной из 10 административных единиц. Выборы происходили каждый год, состав Совета постоянно обновлялся. В компетенцию Совета входили сбор народного собрания, проработка и заключение по готовящимся к обсуждению на народном собрании вопросам, привлечение к суду должностных лиц, заслушивание отчетов этих лиц, руководство и контроль над финансовыми и административными органами. Повседневными делами занималась фила – десятая часть Совета пятисот, во главе которой стоял избранный по жребию председатель.

Вооруженными силами Афин руководила Коллегия десяти стратегов. Стратеги выбирались открытым голосованием из числа наиболее богатых и влиятельных граждан. По закону все стратеги имели равные права и обязанности, но по традиции один из стратегов занимал высшую должность.

За моральным обликом афинян следила коллегия архонтов, рассматривавшая религиозные и семейные дела. Она состояла из 9 архонтов и секретаря, состав избирался жеребьевкой: каждая фила представляла одного избранника.

Высшим судебным органом Афин была гелиэя, которой руководила коллегия архонтов. Гелиэя выступала в качестве высшего судебного и законодательного органа. В ее компетенцию входило решение наиболее важных частных дел афинских граждан, всех государственных дел и споров между союзниками, а также между гражданами союзных государств. Кроме гелиэи в Афинах были и другие судебные инстанции: ареопаг (суд старейшин), четыре коллегии эфетов, суд диэтетов, коллегия сорока. Все они были компетентны решать ограниченный круг вопросов.

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: