Главная цель финансового менеджмента в государственных и муниципальных учреждениях предоставление

Обновлено: 24.04.2024

На сегодняшний день одним из основных условий стабильного функционирования любого предприятия является грамотно и корректно выбранная стратегия предпринимательской деятельности. И ключевую роль в создании этой стратегии играет финансовый менеджмент.

Сущность финансового менеджмента

Финансовый менеджмент — это финансовая наука, которая изучает методы эффективного использования собственного и заемного капитала компании, способы получения наибольшей прибыли при наименьшем риске, быстрого увеличения капитала. Финансовый менеджмент отвечает на вопрос, как можно легко и быстро превратить предприятие из неинтересного в привлекательное для инвесторов.

Это определенная система принципов, форм и методов, которая применяется для корректного регулирования финансовой деятельности предприятия. Именно финансовый менеджмент отвечает за принятие инвестиционных решений и обнаружение для них финансовых источников. То есть по большому счету отвечает на вопросы, где взять деньги и что с ними дальше делать. Актуальность применения финансового менеджмента также обуславливается тем, что современные экономические реалии и требования мирового рынка предполагают постоянное развитие. Сегодня успешный бизнес не может стоять на месте, он должен расти, расширяться, находить новые пути самореализации.

Направления деятельности финансового менеджмента

Направления деятельности финансового менеджмента – это области деятельности (закрытые зоны ответственности) финансовых менеджеров в процессе осуществления их функций.


Цели и задачи финансового менеджмента


Основной целью финансового менеджмента является максимизация стоимости предприятия за счет наращивания капитала.


  • эффективное функционирование и укрепление позиций на конкурентном рынке;
  • предотвращение разорения компании и финансовой несостоятельности;
  • достижение лидерства на рынке и эффективное функционирование в условиях конкуренции;
  • достижение максимального темпа роста цены организации;
  • стойкий темп роста резерва фирмы;
  • максимальное увеличение полученной прибыли;
  • сведение к минимуму расходы предприятия;
  • гарантирование прибыльности и экономической эффективности.

Базовые концепции финансового менеджмента

  1. распознавание денежного потока, его продолжительность и вид;
  2. оценка факторов, которые определяют величину его показателей;
  3. определение коэффициента дисконтирования;
  4. оценка риска, который связан с данным потоком и способ его учета.
  1. большой совокупности производителей и потребителей;
  2. бесплатной доставки информации для всех субъектов рынка в одно и то же время;
  3. отсутствия трансакционных расходов, налогов и сборов, а также прочих факторов, которые препятствуют заключению сделок;
  4. на общий уровень цен не влияют сделки физ- или юрлиц;
  5. поведение субъектов рынка рациональное и направлено на получение максимальной выгоды;
  6. все участники рынка априори не могут получить сверхнормативные доходы.

Доскональное владение концепциями финансового менеджмента и их взаимосвязью влечет принятие эффективных, взвешенных, выгодных и рациональных решений в процессе управления финансовыми потоками предприятия.


Функции финансового менеджмента

Любой процесс или деятельность предполагает наличие определенных функций. Функции финансового менеджмента разделены на 2 формата:

финансовый менеджмент

Финансовый менеджмент - что это за профессия?

Актуальность и востребованность финансового менеджмента в современном бизнесе приводит к огромному спросу на квалифицированных специалистов, который на сегодняшний день значительно превышает предложение, существующее на рынке труда. Это говорит о том, что человек, обладающий знаниями в сфере финансового менеджмента может рассчитывать не только на гарантированное трудоустройство и стабильно высокий заработок, но и на стремительное развитие карьеры.

Итак, какими знаниями и умениями должен обладать специалист, претендующий на должность финансового менеджера?

Знать Уметь
Финансовый и производственный анализ Понимать и «читать» бухгалтерский баланс
Теория менеджмента, финансов, кредитов Понимать и читать финансовую информацию
Экономическая статистика Анализировать результаты хозяйственной деятельности
Финансовое законодательство Оценивать риски, результаты вложения капитала
Виды и порядок обращения ценных бумаг на рынке Делать инвестиционные прогнозы
Управление персоналом Разрабатывать и составлять финансовые планы

Запишитесь на курс «IPFM: Финансовый менеджмент», чтобы получить необходимые знания, а также систематизировать уже имеющиеся без отрыва от работы!
Пройдите первый модуль курса бесплатно, чтобы узнать, насколько комфортно повышать квалификацию онлайн!

Как думаете, кому еще кроме финансовых менеджеров, полезно знать основы финансового анализа и планирования?

Распоряжением Правительства РФ от 31.01.2019 N 117-р утв. Концепция повышения эффективности бюджетных расходов в 2019 - 2024 годах.

Повышение качества финансового менеджмента

в органах исполнительной власти и государственных

Реализация бюджетного процесса на основе программно-целевых методов управления предъявляет новые требования к инструментам финансового менеджмента как в федеральных органах исполнительной власти, так и на уровне государственных (муниципальных) учреждений.

Финансовый менеджмент органа государственной власти (органа местного самоуправления) должен стать процессом, встроенным в его деятельность, охватывающим все взаимосвязанные бюджетные процедуры (среднесрочное финансовое планирование и исполнение бюджета в увязке с процедурами закупок для государственных (муниципальных) нужд, учет и отчетность, финансовый аудит).

В ходе финансового менеджмента органа государственной власти (органа местного самоуправления) должны приниматься эффективные управленческие решения о распределении, обеспечении адресного, экономного и результативного использования бюджетных средств, направляемых на мероприятия, осуществляемые территориальными органами и структурными подразделениями, а также на оказание государственных (муниципальных) услуг, осуществляемых подведомственными государственными (муниципальными) учреждениями.

Повышение качества внутреннего финансового контроля и аудита предполагает проведение следующих мероприятий:

разработка и совершенствование нормативного и методического обеспечения внутреннего финансового контроля и аудита;

внедрение риск-ориентированного планирования внутреннего финансового аудита;

внедрение системы внешней и внутренней оценки качества внутреннего финансового контроля и аудита на основе установленных количественных показателей эффективности деятельности должностных лиц в сфере внутреннего финансового контроля и аудита;

подготовка и переподготовка указанных должностных лиц;

анализ и учет международных стандартов внутреннего финансового контроля и аудита, в частности, стандартов Международной организации высших органов финансового контроля (ИНТОСАИ) и Института внутренних аудиторов, а также передовой зарубежной практики.

Практика применения новых подходов по организации внутреннего финансового контроля и аудита в системе главного администратора бюджетных средств позволит к 2015 году перейти к формированию систем внутреннего контроля и аудита, охватывающих все аспекты деятельности как органов государственной власти (органов местного самоуправления), так и государственных (муниципальных) учреждений.

Первоочередными мероприятиями по развитию систем внутреннего контроля и аудита являются:

формирование нормативных правовых актов, обеспечивающих осуществление внутреннего контроля и аудита как в системе главного администратора бюджетных средств, так и в государственном (муниципальном) учреждении;

разработка и внедрение программ обучения и тренингов по внутреннему контролю и аудиту.

Для количественной оценки повышения качества финансового менеджмента необходимо продолжить развитие системы мониторинга качества финансового менеджмента главных администраторов бюджетных средств, осуществляемого финансовым органом.

Кроме того, в рамках решения задачи по повышению эффективности управления отдельными видами расходов бюджета будут внедрены инструменты, позволяющие производить оценку результатов исполнения бюджета.

В частности, предметом анализа должны стать действия государственного заказчика по определению начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта с единственным поставщиком (в том числе в соотношении с референтными (среднерыночными) ценами).

В рамках исполнения государственных (муниципальных) контрактов планируется создать механизмы определения объема остатков бюджетных ассигнований на оплату государственных (муниципальных) контрактов, подлежащих оплате, но не оплаченных в текущем финансовом году, в целях использования данных объемов бюджетных ассигнований в очередном финансовом году на оплату указанных контрактов.

Планы закупок и сведения о поставленных на учет бюджетных обязательствах позволят получить информацию о принимаемых и действующих бюджетных обязательствах, а реестр контрактов и сведения плана-графика - информацию о заключенных государственных (муниципальных) контрактах, объемах и сроках исполнения денежных обязательств. На основе полученных показателей можно производить расчет остатков неиспользованных на начало очередного финансового года бюджетных ассигнований на исполнение заключенных государственных (муниципальных) контрактов и принимать решения об их перераспределении, что будет являться исключительной мерой, направленной на снижение зависимости государственного заказчика от действий поставщика (исполнителя, подрядчика) в конце финансового года.

Совершенствование системы бухгалтерского учета и отчетности на основе Международных стандартов финансовой отчетности общественного сектора, направленных на обеспечение качества, полезности и доступности финансовой информации, информационной открытости финансовой деятельности организаций будет осуществляться за счет следующих основных мероприятий:

формирование системы нормативных правовых актов по составлению и представлению бухгалтерской (финансовой) отчетности сектора государственного управления на основе Международных стандартов финансовой отчетности общественного сектора;

утверждение порядка формирования финансовой отчетности по статистике государственных финансов Российской Федерации в соответствии с международными стандартами представления информации по государственным финансам;

обеспечение разработки и утверждения федеральных стандартов на основе Международных стандартов финансовой отчетности общественного сектора;

расширение сферы применения Международных стандартов финансовой отчетности общественного сектора для составления отчетности;

повышение качества и эффективности системы регулирования бухгалтерского учета, основанного на участии делового профессионального сообщества пользователей бухгалтерской (финансовой) отчетности в процессе государственного (негосударственного) регулирования бухгалтерского учета в секторе государственного управления;

формирование в системе государственной статистики государственного информационного ресурса бухгалтерской отчетности и обеспечение заинтересованных пользователей данными бухгалтерской (финансовой) отчетности экономических субъектов в электронном виде.

Евдокимова Юлия Викторовна
Российский государственный социальный университет
кандидат философских наук, доцент


Аннотация
В статье рассмотрена сущность и особенности государственного финансового менеджмента РФ. Дан обзор методики мониторинга качества финансового менеджмента, осуществляемого главными администраторами средств федерального бюджета. Проанализированы показатели мониторинга качества финансового менеджмента за 2014-2015 годы.

Evdokimovа Yuliya Viktorovna
Russian State Social University
candidate of philosophical Sciences, associate Professor


Abstract
The article considers the essence and peculiarities of state financial management of the Russian Federation. A review of techniques for monitoring the quality of financial management by major administrators of the Federal budget. Analyzed indicators for monitoring the quality of financial management for 2014-2015.

Финансовый менеджмент в секторе государственного управления представляет собой процесс выработки целей и задач управления государственными и муниципальными финансами и их реализацию при помощи формирования государственного и муниципального финансового механизма.

Основными целями государственного финансового менеджмента в условиях рынка являются:

-расчет потребностей государства в финансовых ресурсах, необходимых для реализации государственных функций, стратегических и тактических задач государства;

-формирование оптимальных механизмов по привлечению необходимых финансовых ресурсов;

-эффективное и результативное использование привлеченных финансовых ресурсов.

Главная задача государственного финансового менеджмента – обеспечение оптимальных результатов финансовой политики государства с учетом существующей социально-экономической и политической ситуации. Общепринятые критерии оценки результативности деятельности государства:

-темпы роста валового внутреннего продукта страны;

- объем инвестиций в % к валовому внутреннему продукту;

- валовый внутренний продукта на душу населения ;

-государственный долг в % к валовому внутреннему продукту;

-сальдо текущего счета платежного баланса страны;

-показатели состояния и уровень развития банковского сектора государства.

В зависимости от сфер управления, государственный менеджмент подразделяется на:

-бюджетный государственный менеджмент;

-налоговый государственный менеджмент;

-антикризисный государственный менеджмент;

-инвестиционный государственный менеджмент;

-банковский государственный менеджмент;

-отраслевой государственный менеджмент;

-валютный государственный менеджмент;

-страховой государственный менеджмент;

-кадровый государственный менеджмент.

Принятие управленческих финансовых решений по формированию и использованию государственных финансовых ресурсов должно быть направлено на высококачественное удовлетворение общественных потребностей при установленных объемах государственных расходов.

В странах, где существует практика финансового менеджмента в государственном секторе, стандарты и процедуры финансового менеджмента нормативно законодательно оформлены путем наличия:

- развернутой системы правовых актов, регламентирующих систему государственного финансового менеджмента;

- специальных агентств по финансовому менеджменту в органах исполнительной власти.

Современная система финансового менеджмента России в секторе государственного управления включает в себя два крупных компонента:

- условия реализации; (во-первых, это правовая база, предусматривающая наличие положения о государственном финансовом менеджменте; документов, регламентирующих процессы регулирования финансового менеджмента; системы нормативно- правовых и методических документов по реализации государственного финансового менеджмента. Во-вторых, существование системы подготовки кадров в сфере государственного менеджмента и аудита, т.е. обеспечение кадровой возможности функционирования системы);

-инструменты и процедуры (привязанные к этапам бюджетного процесса). Составление и рассмотрение бюджетов осуществляется в разрезе взаимоувязывания доходов, расходов, результатов и эффекта от полученных результатов. Исполнение бюджета предусматривает четкую реализацию всего комплекса оказания государственных услуг «с нуля» и «под ключ». Лучшие практики финансового менеджмента основаны на делегировании полномочий и ответственности за результаты и использованные ресурсы при существовании жесткой подотчетности. Распределение полномочий и ответственности закрепляется в ведомственных нормативных актах, доступных в восприятии, однозначно трактуемых и исключающих элементы дублирования. Принятие любых управленческих решений должно осуществляться с учетом их альтернативной доходности.

Внутренний контроль и аудит предусматривает следующие элементы системы контроля: наличие контрольных действий, контрольной среды, оценки рисков, обмена информацией, процедур мониторинга. Частота мониторинга зависит от специфики ведомства, но осуществляется не реже, чем ежемесячно. Результаты полугодовых оценок используются для принятия управленческих решений в сфере исполнения бюджета отчетного года, годовых – для оптимизации планирования и исполнения следующих бюджетов.

Важную роль в реализации современного финансового менеджмента играют государственные операционные менеджеры. Операционные менеджеры являются, по сути, связующим звеном между потребителем государственной услуги и органом, осуществляющем процессы предоставления данной услуги. Операционные менеджеры обладают главным преимуществом – информацией и владеют ситуацией, поэтому имеют возможность принимать гораздо более эффективные решения по использованию государственных ресурсов для достижения запланированных результатов.

Отдельного внимания заслуживает дорожное картирование. Дорожная карта – пошаговый сценарий достижения стратегических целей. Дорожная карта обеспечивает управление и улучшение каждого процесса благодаря применению цикла Деминга (модель непрерывного улучшения процессов), или PDCA (Plan-Do-Check-Act, т.е. «Планируй-Делай-Проверяй-Корректируй/Действуй»). Определение стратегической цели с формулировкой целеполагания, формирование основных шагов достижения цели, проверка эффективности выбранных решений, проведение корректировки по итогам аудирования достигнутого. Дорожная карта связывает между собой ожидание от идеи, стратегию и план развития процесса с выстраиванием во времени основных шагов этого процесса по принципу «прошлое – настоящее – будущее». Дорожные карты дают возможность просматривать не только вероятные сценарии и пути развития, но и их рентабельность.

Дорожные карты выполняют следующие функции:

-Планирования ситуации в развитии, с учетом политического, экономического, социального, технологического аспектов (прогноз);

-Управление развитием ситуации в зависимости от поставленных стратегических целей.

Дорожные карты различны по конкретным целям и временным периодам, создаются на срок до 10 лет. Отсутствие жесткой регламентации дает возможности вариативности, позволяет достигнуть высокого уровня информативности, доступности, наглядности и применять их как достойный инструмент принятия управленческих решений на государственном уровне.

Государственный финансовый менеджмент выполняет универсальные управленческие функции: прогнозирования, планирования, исполнения финансовых планов государства, контроля за эффективностью выполнения планов.

Расчет показателей качества финансового менеджмента осуществляется Министерством финансов Российской Федерации по каждому главному администратору средств федерального бюджета на основании Приказа Министерства финансов РФ от 13 апреля 2009 г. N 34н
“Об организации проведения мониторинга качества финансового менеджмента, осуществляемого главными администраторами средств федерального бюджета”

Мониторинг качества государственного финансового менеджмента проводится ежеквартально в срок, не превышающий 40 календарных дней после завершения отчетного периода.

Показатели оценки качества государственного финансового менеджмента:

1. Среднесрочное финансовое планирование. Вес группы 30%:

-Качество планирования расходов. Вес показателя в группе (20%).
-Своевременность представления главными распорядителями средств федерального бюджета документов в Министерство финансов Российской Федерации (20%).
-Качество подготовки главными распорядителями средств федерального бюджета обоснований бюджетных ассигнований (30 %).

-Востребованность бюджетных ассигнований (30%).
2. Исполнение бюджета в части расходов. Вес группы – 30 %.

3. Исполнение бюджета по доходам. Вес группы – 30 %:

-Отклонение от прогноза поступлений доходов на текущий финансовый год (35%).
-Эффективность управления дебиторской задолженностью по расчетам с дебиторами по доходам(10%).
-Качество правовой базы главного администратора доходов федерального бюджета по администрированию доходов (35%).
-Доля невыясненных поступлений, зачисленных в федеральный бюджет, и возвратов из федерального бюджета излишне уплаченных сумм (10 %).
-Наличие системы электронного документооборота с органами Федерального казначейства (10%).
4. Учет и отчетность. Вес группы – 10 %:

-Методические рекомендации по реализации государственной учетной политики (30 %).

-Наличие единой автоматизированной системы сбора бюджетной отчетности. ( 10 %).

-Применение получателями средств федерального бюджета программных средств по автоматизации бюджетного учета (10 %).

-Подготовка и внедрение управленческого учета (30 %).

-Степень реализации отраслевого (ведомственного) плана повышения эффективности бюджетных расходов(20 %).

5. Контроль и аудит Вес группы – 5 %:

-Осуществление мероприятий внутреннего контроля (10 %).

-Проведение инвентаризаций (10 %).

-Доля недостач и хищений денежных средств и материальных ценностей
( 10 %).

-Качество организации внутреннего финансового аудита и внутреннего финансового контроля (35 %).

-Качество правового регулирования порядка ведения мониторинга результатов деятельности подведомственных распорядителей и получателей бюджетных средств ( 35 %).

6.Исполнение судебных актов. Вес группы – 5 %:

-Иски о возмещении ущерба (в денежном выражении) (7%).

-Иски о возмещении ущерба (в количественном выражении) (7%).

-Иски о взыскании задолженности (в денежном выражении) (7%).

-Иски о взыскании задолженности (в количественном выражении) (7%).

-Иски по денежным обязательствам получателей средств федерального бюджета (в денежном выражении) (14%).

-Иски по денежным обязательствам получателей средств федерального бюджета (в количественном выражении) (14%).

-Приостановление операций по расходованию средств на лицевых счетах подведомственных получателей в связи с нарушением процедур исполнения судебных актов (28%).

-Сумма, подлежащая взысканию по исполнительным документам (16%).

7. Кадровый потенциал финансового подразделения главных администраторов бюджетных средств. Вес группы – 5 %:

-Квалификация сотрудников финансового подразделения центрального аппарата (25%).

-Повышение квалификации сотрудников финансового подразделения центрального аппарата (15%).

-Укомплектованность финансового подразделения центрального аппарата (15%)..

-Ротация сотрудников финансового подразделения центрального аппарата в возрасте до 35 лет, имеющих стаж работы в подразделении более трех лет
(15%).

-Количество сотрудников финансового подразделения центрального аппарата в возрасте до 35 лет, имеющих стаж работы в подразделении более трех лет (15%).

-Премирование сотрудников центрального аппарата
(15%).

8. Управление активами. Вес группы – 5 %:

-Динамика объема материальных запасов (40%).

-Доля нарушений при распоряжении и управлении государственной собственностью (60%).

Итоговая оценка качества финансового менеджмента по каждому главному администратору средств федерального бюджета рассчитывается по формуле:


E – итоговая оценка по главному администратору средств федерального бюджета;
- вес i-ой группы показателей качества финансового менеджмента;
- коэффициент, корректирующий оценивание по i-ой группе показателей качества финансового менеджмента;
- вес j-ого показателя качества финансового менеджмента в i-ой группе показателей качества финансового менеджмента;
- оценка по j-му показателю качества финансового менеджмента в i-ой группе показателей качества финансового менеджмента.

Мониторинг качества финансового менеджмента, осуществляемого главными администраторами средств федерального бюджета за девять месяцев 2015 года проводился среди 78 главных администраторов бюджетных средств. За аналогичный период 2014 года мониторинг был осуществлен по 78 главным администраторам.

При расчете показателей учитывались отраслевые особенности, влияющие на качество финансового менеджмента. Средняя итоговая оценка по главным администраторам составила в 2015 году 66,8 балла по 100-балльной шкале, в аналогичном периоде 2014 года – 62,8 балла.

По результатам мониторинга качества финансового менеджмента, в пятерке лучших главных администраторов низменно удержалась только Федеральная миграционная служба с результатом в 84,2 балла ( в 2014 году – 87,2 балла); В число главных администраторов с наиболее низкими оценками второй год подряд попадает Министерство природных ресурсов Российской Федерации – 46,3 балла (42,5 баллов в 2014 году).

Средняя оценка по показателю «Качество среднесрочного финансового планирования составила 85,3 балла и улучшилась по сравнению с аналогичным периодом 2014 года на 3,1 балла.

В 2015 году по итогам 9 месяцев наихудшие оценки качества среднесрочного финансового планирования были выявлены у Федерального агентства специального строительства; Федерального агентства по делам Содружества Независимых Государств; Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям; Министерства сельского хозяйства Российской Федерации и Федерального агентства по делам молодежи.

При проведении мониторинга качества менеджмента по группе «Исполнение бюджета в части расходов» средний балл составил 44,4 с улучшением по аналогу 2014 года на 6,0 балла. По этой группе худшие показатели за 9 месяцев 2015 года сложились у Министерства природных ресурсов РФ; Министерства иностранных дел РФ; Федеральной службы по надзору в сфере транспорта; Управления делами Президента РФ; Министерства транспорта РФ.

В третьей группе – « Исполнение бюджета по доходам» средний балл достиг отметки в 73,0 балла, улучшение составило 3,5 балла. Низких оценок удостоены за 9 месяцев 2015 года Федеральное агентство по туризму; Министерство природных ресурсов РФ; Федеральное агентство специального строительства и Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ.

По четвертой группе показателей - «Учет и отчетность» - средний балл составил 69,7 балла по 100-балльной шкале. По сравнению с аналогичным периодом 2014 года оценка улучшилась на 5,9 балла. Минимальные результаты за 9 месяцев 2015 года были выявлены у Федерального агентства по делам Содружества Независимых Государств; Федерального архивного агентства; Федерального медико-биологического агентства; Федерального агентства специального строительства и Федеральной службы по надзору в сфере природопользования.

В группе «Контроль и аудит» средняя оценка остановилась на отметке 74,8 балла, в сравнении с аналогичным предыдущим периодом она улучшилась на 10,5 балла. Наименее благоприятные оценки по показателю контроль и аудит по итогам 9 месяцев 2015 года сложились у Федерального агентства по делам молодежи; Федеральной службы по военно-техническому сотрудничеству; Конституционого Суда Российской Федерации.

Средние показатели в группе «Исполнение судебных актов» составили 82 балла.

Анализ показателей в группе «Управление активами» выявил среднее значение на уровне 86,0 баллов, 60 главных администраторов имеют наилучшие оценки в 100 баллов. Наихудшие оценки по итогам 9 месяцев 2015 года сложились у Федерального агентства по туризму; Федерального медико-биологического агентства; Министерства экономического развития и Министерства сельского хозяйства Российской Федерации.

По группе «Кадровый потенциал экономического подразделения главного администратора» по итогам 9 месяцев 2015 года результаты не были представлены, за аналогичный период 2014 года минимальные оценки по показателю были выявлены у Министерства Российской Федерации по развитию Дальнего Востока; Федерального агентства по недропользованию и Федеральной службы по аккредитации.

Таким образом, по итогам мониторинга качества финансового менеджмента за 9 месяцев 2015 года, сложилась следующая картина:

Таблица 1. Данные мониторинга качества финансового менеджмента главных администраторов средств федерального бюджета за девять месяцев 2015 года

В современной экономике финансовые потоки являются основным объектом управления на любом предприятии, поскольку каждое хозяйственное решение прямо или косвенно связано с движением денежных средств. Поэтому большинству управленцев так или иначе приходится взаимодействовать с финансовыми службами в процессе реализации своих функциональных задач.

В этой связи знание основ финансового менеджмента сегодня необходимо каждому руководителю среднего и высшего звена управления для более глубокого и комплексного понимания проблем, стоящих перед его предприятием, и эффективного выполнения своих функций.

Финансы — это специфическая сфера экономических отношений, связанных с формированием, распределением (перераспределением) и использованием фондов денежных средств.

Деньги, как материальная основа финансовых отношений, играют важнейшую роль в рыночной экономике, выражая и согласовывая интересы ее участников, а также выступая в качестве всеобщего стоимостного эквивалента.

Под фондом денежных средств понимается их обособленная часть, имеющая целевое назначение. Денежные средства, находящиеся в таких фондах, называются финансовыми ресурсами.

В настоящее время управление финансовыми ресурсами является одной из основных и приоритетных задач, стоящих перед любым предприятием. Приоритетность этого направления в системе целей управления предприятием обусловлена тем, что финансы представляют собой единственный вид ресурсов, способный трансформироваться непосредственно и с наименьшим интервалом времени в любой другой: средства и предметы труда, рабочую силу и т. п.

Рациональность, целесообразность и эффективность подобной трансформации во многом определяют экономическое благополучие предприятия, а также всех заинтересованных в его функционировании субъектов: собственников, работников, контрагентов, государства, общества в целом.

Ключевая роль финансовых ресурсов в рыночной экономике обусловливает необходимость выделения функций управления ими в самостоятельную сферу деятельности — финансовый менеджмент.

Финансовый менеджмент — это управление финансовыми ресурсами и финансовой деятельностью хозяйствующего субъекта, направленное на реализацию его стратегических и текущих целей.

Будучи широким и многогранным по своему содержанию, финансовый менеджмент может рассматриваться в различных контекстах:

  • как научная дисциплина;
  • как система управления финансами хозяйственного объекта;
  • как вид предпринимательской деятельности.

Финансовый менеджмент как научная дисциплина представляет собой систему теоретических знаний, концепций, моделей и разработанных на их основе прикладных методов, приемов, инструментов, применяемых в процессе принятия управленческих решений.

Теория и практика финансового менеджмента находятся в непрерывном развитии, реагируя на различные изменения, происходящие в экономической среде.

Важнейшими теоретическими положениями современной науки управления финансами являются:

  • Концепция денежных потоков;
  • Концепция временной ценности денег;
  • Концепция риска и доходности;
  • Гипотеза об эффективности рынков;
  • Портфельная теория и модели ценообразования активов;
  • Теории структуры капитала и дивидендной политики;
  • Теория агентских отношений и др.

1. Концепция денежных потоков

Любая фирма (компания, корпорация и т. д.), независимо от рода и масштабов деятельности, в финансовом отношении представляет собой некий «черный ящик», или «аппарат», для производства денег. В простейшем случае на вход такого аппарата подается некоторая денежная сумма либо распределенный во времени поток таких сумм, полученных из одного или нескольких источников.

Объем денежных средств, снимаемый с выхода аппарата, зависит от различных факторов, в том числе от свойств и характеристик составляющих его элементов, от эффективности реализации протекающих в нем процессов, от состояния окружающей среды и т. п.

Однако очевидно, что вкладывать средства в подобный аппарат имеет смысл только в том случае, если в итоге денежные потоки на выходе будут превышать входные, причем в объеме, достаточном для покрытия всех расходов, связанных с функционированием упомянутого аппарата и удовлетворением целей получателя.

Соответственно, разность между выходными и входными денежными потоками за соответствующий период времени будет представлять собой результат, полученный от работы этого аппарата (оборудования, предприятия, бизнеса).

Таким образом, ценность аппарата определяется теми денежными потоками (cash flows), которые он способен создавать для своих текущих или потенциальных владельцев. Известный афоризм гласит: «Денег никогда не бывает много!»

2. Концепция временной ценности денег

«Время — деньги!» Кто из нас в жизни хоть раз не произносил эту фразу, возможно, не задумываясь особенно над ее сутью. Между тем принцип временной ценности денег (time-value of money) является одним из фундаментальных в финансовом менеджменте. Согласно этому принципу деньги, которыми мы обладаем в разные моменты времени, имеют неодинаковую ценность.

Более того, в бизнесе и в повседневной жизни время получения денег играет не меньшую роль, чем сами размеры денежных сумм. Например, рубль сегодня более ценен, чем рубль, который поступит спустя некоторое время, поскольку его уже можно потратить на удовлетворение текущих потребностей или вложить (инвестировать) с перспективой получения дополнительного дохода в будущем.

Вернемся к нашей метафоре с аппаратом для производства денег. Какова бы ни была величина выходного денежного потока, она будет получена только через определенный период времени. Однако деньги, необходимые для получения указанного потока, необходимо «заложить» в аппарат уже сейчас.

Принимая решение о целесообразности подобных вложений, нужно уметь оценивать будущие денежные потоки с позиции текущего момента времени, т. е. определять их современную стоимость (present value — PV). Для оценки современной, или текущей, стоимости будущих сумм финансисты используют специальную методику, известную как дисконтирование денежных потоков.

3. Концепция риска и доходности

Предпринимательская деятельность в условиях рынка неразрывно связана с риском. Известно, что «кто не рискует, тот не выигрывает!». Однако чем выше риск той или иной операции, тем выше шансы получения не только полезных, но и негативных результатов.

Концепция риска и доходности акцентирует внимание менеджера на необходимости оценки не только возможных результатов хозяйственной операции, но и рисков, связанных с их получением. Согласно данной концепции принятие риска оправдано лишь в том случае, если предполагаемый доход является возможным и приемлемым и при этом наступление рискового события не приведет к негативным последствиям для бизнеса.

Таким образом, добиться значительных результатов, обеспечить процветание фирмы в будущем можно, лишь правильно оценивая риски, принимая своевременные и адекватные меры по их снижению.

4. Портфельная теория и модели ценообразования активов

Сущность теории инвестиционного портфеля довольно точно отражена в известном житейском принципе: «Не клади все яйца в одну корзину!» Его проявление в сфере бизнеса заключается в том, что распределение средств по различным активам, предприятиям и видам деятельности, т. е. формирование из них инвестиционного портфеля, как правило, связано с меньшим совокупным риском по сравнению с их концентрацией в некоем одном направлении.

Например, вложение денег одновременно в нефтяной бизнес и в розничную торговлю будет менее рисковым, чем вложение той же суммы в один из этих видов деятельности, поскольку снижение денежных поступлений от одного из них может быть компенсировано их ростом от другого.

В свою очередь, различные модели ценообразования активов (САРМ, APT и др.) позволяют выявить основные факторы риска инвестиционного портфеля и оценить их влияние на его стоимость и доходность.

5. Теория структуры капитала и дивидендной политики

«Где взять и как лучше поделить?» — этот вечный вопрос волновал человечество во все времена и эпохи, при любом социально-политическом строе и продолжает оставаться актуальным до сих пор. Финансовому менеджеру ничто человеческое не чуждо, и среди важнейших проблем, с которыми ему приходится сталкиваться, основными являются: из каких источников фирма должна получить необходимый ей капитал? Следует ли ей прибегать к заемным средствам или достаточно ограничиться собственными ресурсами?

Не менее важной и тесно взаимосвязанной с предыдущей является проблема распределения полученной прибыли, рассматриваемая в рамках дивидендной политики. Ключевая проблема дивидендной политики заключается в отыскании оптимального соотношения между выплатами в пользу предоставивших капитал владельцев фирмы и той частью прибыли, которая направляется на дальнейшее развитие бизнеса.

6. Теория агентских отношений

«Своя рубаха ближе к телу!» Эта известная пословица служит напоминанием о том, что, вступая в экономические отношения, субъекты всегда стремятся действовать в своих интересах, при этом их интересы могут не совпадать. Под агентскими понимаются отношения двух участников, один из которых (заказчик, принципал) передает другому (агенту) свои функции.

С позиции управления финансами наиболее важными агентскими отношениями являются отношения между собственниками и менеджерами, а также между кредиторами и акционерами. Например, в бизнесе часто возникают ситуации, когда владельцы капитала делегируют принятие управленческих решений наемным менеджерам (агентам). Однако менеджеры в целях сохранения своего рабочего места, развития карьеры, роста заработной платы и т. п. могут принимать решения, которые выгодны лично им, в ущерб интересам владельцев бизнеса.

Экономисты называют конфликты, возникающие из отношений «принципал-агент», агентскими проблемами, или агентскими конфликтами. Теория агентских отношений изучает сущность и причины возникновения подобных конфликтов, а также разрабатывает методы и инструменты, позволяющие преодолевать или снижать их негативные последствия.

С практической точки зрения финансовый менеджмент может рассматриваться как система управления денежными средствами предприятия и их источниками.

Как и любая система управления, она включает объект и субъект, т. е. управляемую и управляющую подсистемы:

  • Объектом управления здесь являются денежные средства предприятия и их источники, а также финансовые отношения, возникающие между ним и другими участниками хозяйственной деятельности, различными звеньями финансовой системы.
  • Субъектами управления в системе финансового менеджмента выступают собственники, финансовые менеджеры, соответствующие службы и организационные структуры, составляющие его управляющую подсистему. При этом главным субъектом управления является собственник предприятия.

Функционирование любой системы управления в экономике осуществляется в рамках действующего правового обеспечения, к которому относятся законы Российской Федерации, указы Президента Российской Федерации, постановления Правительства Российской Федерации, нормативные акты министерств и ведомств, лицензии, а также уставные документы, положения и инструкции, регламентирующие работу конкретного предприятия:

  • Организационное обеспечение задает общую структуру системы управления финансами на конкретном предприятии, а также определяет в ее рамках функции и задачи соответствующих служб, подразделений и отдельных специалистов.
  • Основу методического обеспечения финансового менеджмента составляет комплекс общеэкономических, аналитических и специальных приемов, методов и моделей, призванных обеспечить эффективное управление финансовыми ресурсами хозяйственного объекта.
  • Центральным элементом системы финансового менеджмента является кадровое обеспечение, т. е. группа людей (финансовые директора, менеджеры и т. п.), которая посредством специальных приемов, инструментов и методов обеспечивает выработку и осуществление целенаправленных управляющих воздействий на объект.
  • Управление любым экономическим объектом неразрывно связано с обменом информацией между его структурными элементами и окружающей средой. Своевременность, полнота, точность и достоверность этой информации являются одним из ключевых факторов, определяющих успех в современном бизнесе. В этой связи важнейшим и неотъемлемым элементом современной системы управления финансами является ее информационное обеспечение.

Поскольку подобная информация возникает, циркулирует и потребляется внутри предприятия, она должна быть всегда доступна финансовому менеджеру в полном объеме и с любой степенью детализации. Объемы, формы, степень детализации и периодичность ее получения определяются соответствующими положениями и инструкциями, регламентирующими работу конкретного предприятия.

При безусловной важности внутренней информации для финансового управления хозяйственным объектом успешность и эффективность его функционирования в условиях рынка во многом определяются способностью адаптации к внешней среде. В этой связи значительная доля информационных потребностей финансового менеджера приходится на внешнюю по отношению к объекту управления информацию: данные о рыночной конъюнктуре, поставщиках, покупателях, конкурентах, процентные ставки, макроэкономические индикаторы, котировки ценных бумаг, изменения в законодательстве и т. п.

Доступность, объективность и своевременность получения такой информации будет зависеть от различных факторов, к важнейшим из которых следует отнести уровень развития информационного рынка и его инфраструктуры, а также используемое техническое обеспечение и профессиональную подготовку менеджера в области информационных технологий.

С развитием форм организации бизнеса финансовый менеджмент превратился в самостоятельный вид предпринимательской деятельности. Отделение собственности от управления способствовало появлению и развитию фирм, специализирующихся на профессиональном финансовом управлении предприятиями.

Игорь Лyкaceвич, доктор экономических наук, профессор, заведующий кафедрой финансового менеджмента Всероссийского заочного финансово-экономического института

author__photo

Чтобы регулировать отношения с участниками рынка в ходе предпринимательской деятельности, необходимо разобраться в концепциях, целях, методах и ключевых показателях финансового менеджмента. Рассказываем о том, где применять эту систему, как ее внедрить и оценить эффективность.

Что такое финансовый менеджмент

Финансовый менеджмент – система управления финансами компании, основа построения бизнес-стратегии .

Эту систему важно правильно организовать, чтобы укрепить позиции на стремительно развивающемся рынке и привлечь инвесторов .


Цели и задачи

Цели и задачи финансового менеджмента направлены на формирование и максимально выгодное использование капитала бизнеса.

Главная цель финансового менеджмента зависит от целевой модели деятельности компании. Обычно это – максимизация прибыли, а согласно новой философии, главную цель формулируют так: максимальное увеличение рыночной стоимости предприятия, повышение благосостояния собственника бизнеса в настоящем и будущем, то есть:

  • рост стоимости акций компании;
  • закрепление в своем рыночном сегменте, его расширение;
  • предотвращение крупных потерь, исключение вероятности банкротства;
  • повышение уровня благосостояния персонала.

Задачи, которые поможет решить финансовый менеджмент:

  • обеспечить достаточный объем денежных средств в настоящем и будущем;
  • оптимизировать затраты и издержки бизнеса;
  • найти пути максимально эффективного распределения денежных ресурсов с минимальными рисками;
  • выявить и исключить неэффективные, проблемные участки бизнеса;
  • реализовать экономический потенциал бизнеса, обеспечить устойчивые темпы роста;
  • оценить потенциал на будущее;
  • оценить результаты принимаемых решений с использованием современных инструментов и методов;
  • освоить антикризисное руководство .

Стратегические цели и задачи определяют долгосрочный план по достижению желаемых результатов, тактические – охватывают все детали стратегического плана и промежуточные ориентиры для его осуществления.


Бизнес

Говорит и показывает Calltouch: май 2018

Говорит и показывает Calltouch: май 2018

Где применяется

Систему финансового менеджмента давно и успешно применяют крупные предприятия, чтобы распределять большие денежные потоки, а также:

  • планировать объемы продаж;
  • оценивать эффективность затрат;
  • определить доли собственного и привлеченного капитала;
  • находить источники долговременного финансирования;
  • разрабатывать налоговую политику организации;
  • формировать резервы, инвестиционный портфель;
  • закрепиться на фондовом рынке.


Некоторые владельцы малого бизнеса и индивидуальные предприниматели считают этот функционал избыточным в условиях упрощенного налогообложения, незначительного объема активов. Однако мировая практика показывает, что такая позиция неверна – в условиях высоких финансовых рисков отсутствие эффективного управления часто приводит к потерям или банкротству предприятия. Поэтому основы финансового менеджмента применимы даже в микробизнесе.

Контролируйте важный пункт расходов – затраты на рекламу. Подключите сквозную аналитику Calltouch и анализируйте воронку продаж, получайте отчеты обо всех маркетинговых процессах – от лидогенерации до реальных сделок.

  • Анализируйте воронку продаж от показов до денег в кассе
  • Автоматический сбор данных, удобные отчеты и бесплатные интеграции

Объекты и субъекты

Объекты финансового менеджмента – все предметы, процессы и явления, связанные с денежными потоками, к примеру:

    ;
  • инвестиции в бизнес;
  • финансовые риски;
  • денежные отношения с персоналом предприятия, поставщиками и покупателями, государством, кредитными и страховыми организациями, биржами.

Субъект менеджмента – один человек или группа людей, которые управляют компанией, например, владелец бизнеса, генеральный или финансовый директор.

Субъекты тактического менеджмента – руководители среднего звена: финансового, планово-экономического отделов, бухгалтерии, отдела IT.


Базовые концепции

Концепции финансового менеджмента – системы взглядов на каждую из сторон управления средствами компании.

Разберем концепцию максимизации стоимости компании VВМ – Value Вased Мanagement.

Содержание концепции финансового менеджмента:

  • Цель менеджмента – максимальное повышение рыночной стоимости предприятия .
  • Стоимость определяется денежными потоками, которые компания сможет генерировать в будущем.

В классической модели индикатор эффективности – прибыль, однако этот бухгалтерский показатель не отражает потенциал компании. Стоимость предприятия более показательна.

Менеджмент на основе концепции VВМ позволяет более объективно оценить состояние бизнеса, привлечь инвесторов, обеспечить приток источников финансирования.


Примеры других концепций, которые используются и в классической модели:

  • Концепция денежного потока – предприятие можно оценить по величине и направлению потока денежных средств в реальном времени.
  • Концепция временной ценности денежных ресурсов – в широком временном диапазоне одинаковая сумма оценивается по-разному (например, спустя пять лет она будет ниже).
  • Концепция эффективности рынка капитала – цены акций находятся в прямой зависимости от доступной всем субъектам рынка информации. Например, если прошел слух, что стоимость неких бумаг занижена, их станут активно покупать, и цена вырастет. Чем выше эффективность рынка, тем быстрее произойдет этот рост.

Методы менеджмента

Для достижения краткосрочных и стратегических целей в менеджменте используют различные методы, среди которых:

  • экономические – кредитование, системы кассово-расчетных операций, страхования;
  • инструментальные – прогнозирование, методы математической статистики;
  • прочие – лизинг, дивиденды, факторинг.

Ключевые показатели

Показатели, отражающие прибыльность бизнеса:

  • EBT (Earnings before Taxes) – прибыль до уплаты налогов;
  • EBIT (Earnings before Interest and Taxes) – прибыль до уплаты налогов и процентов;
  • EBITDA (Earnings before Interest, Taxes, Depreciation, and Amortization) – прибыль до выплаты налога на прибыль, процентов и амортизации;
  • NP (Net Profit) – чистая прибыль;
  • NOPAT (Net Operating Profit Adjusted Taxes) – скорректированная чистая операционная прибыль после уплаты налогов, до выплаты процентов;
  • EP (Economic Profit) – экономическая прибыль;
  • EVA (Economic Value Added) – экономическая добавленная стоимость;
  • ROI (Return on Investment) – инвестированный капитал;
  • ROE (Return on Equity) – рентабельность акционерного (собственного) капитала;
  • WACC (Weighted average Cost of Capital) – средневзвешенная стоимость капитала;
  • EPS (Earning per Share) – прибыль на акцию;
  • NPV (Net Present Value) – чистая текущая стоимость;
  • IRR (Internal Rate of Return) – внутренняя норма доходности;
  • PI (Profitability Index) – индекс рентабельности инвестиций.

Многие ключевые показатели в VВМ-концепции те же. В качестве базовых индексов чаще всего используют EVA и CFROI (Cash Flow return on Investment) – доходность инвестиций на основе денежного потока.


Как разработать и внедрить систему

Перед внедрением системы проведите подготовительные мероприятия:

  • обучите персонал – без этого не получится командной работы;
  • организуйте систему информационного обмена, чтобы оперативно реагировать на изменения в работе предприятия;
  • разработайте стандарты управленческого учета для всех подразделений;
  • автоматизируйте расчеты с помощью современных IT-технологий.

При разработке системы менеджмента учитывайте:

  • целевую модель компании;
  • ключевые индексы эффективности;
  • текущее финансовое состояние предприятия.

Примите решение, кто будет осуществлять финансовое управление. На малых предприятиях этим часто занимаются владелец бизнеса или генеральный директор. Вы также можете привлечь к процессу независимого консультанта или назначить финансового директора (менеджера).


Бизнес

Основные средства предприятия: что это такое и для чего они нужны

Основные средства предприятия: что это такое и для чего они нужны

Как оценить эффективность

Эффективность управления оценивают на основании финансовых показателей бизнеса. Однако не спешите с выводами. Если накануне внедрения менеджмента предприятие приближалось к банкротству, даже успешный управленец не улучшит ситуацию в короткие сроки.

При этом снижение дохода не всегда свидетельствует о неэффективности управления. Поэтому, чтобы учесть неочевидные, но важные нюансы, доверьте оценку качества менеджмента опытному аналитику.

Чтобы бизнес был прибыльным, работайте только с вашей целевой аудиторией и надежными партнерами. Антифрод Calltouch поможет выявить сомнительные звонки, исключить спам и сэкономить рекламный бюджет.

Автоматически выявляет некачественные звонки, которые не приводят к продажам, а просто расходуют бюджет.

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: