Гидрографические суда вмф чем занимается

Обновлено: 18.04.2024

Ровно 190 лет назад, 13 октября 1827 года, было создано Управление генерал-гидрографа, ставшее родоначальником современной Гидрографической службы Военно-морского флота. Первым генерал-гидрографом был назначен вице-адмирал Гаврил Андреевич Сарычев (1763-1831), выдающийся российский исследователь-океанограф, который являлся составителем большого количества карт Балтийского, Берингова и Охотского морей.

При этом еще задолго до создания в России регулярного военного флота русские люди успели прославиться как отважные мореходы. Но лишь во время царствования императора Петра I пришло окончательное осознание государственной значимости подробных исследований и описаний рек, озер и морей. Именно с начала XVIII века в нашей стране начались полноценные гидрографические работы по изучению Балтийского и Карского морей, эти работа были систематизированы. Началось регулярное издание морских карт, без которых не только флот, но и другие государственные институты страны не могли успешно решать стоящие перед ними задачи.

В 1837 году Управление генерал-гидрографа было преобразовано в Гидрографический департамент, а в 1885 году на его основе было образовано Главное гидрографическое управление при Морском министерстве. В 1886 году в данном управлении была учреждена метеорологическая часть. В 1891 году гравёрная, чертежная, литография и печатная части были объединены в картографическую часть. В 1897 году в картографической части управления прошли успешные опыты по печатанию морских карт с помощью алюминиевых печатных форм (альграфия).


Выдающийся вклад в развитие отечественной гидрографической службы внесли в свое время И. Ф. Крузенштерн и Ю. Ф. Лисянский. В XIX веке они впервые выполнили научные океанографические работы в открытом океане, параллельно с этим был дан старт гидрометеорологическим наблюдениям, которые в будущем стали неотъемлемой частью всех экспедиционных исследований и гидрографических работ на исследовательских и военных кораблях. С этого периода берут старт работы гидрографической службы флота по накоплению и осмыслению различных результатов океанографических наблюдений, составлению подробного описания гидрометеорологического режима морских акваторий.

В своем современном виде Гидрографическая служба Минобороны РФ предназначена для решения задач по навигационно-гидрографическому, топогеодезическому и гидрометеорологическому обеспечению сил Военно-морского флота и иных видов ВС РФ в морских зонах и океанских стратегических районах. Помимо этого в сфере ответственности Гидрографической службы ВМФ России находятся также задачи по навигационно-гидрографическому обеспечению морской деятельности страны с учетом международных обязательств по охране человеческой жизни на море во внутренних морских водах, территориальном море, прилежащей, а также экономической зонах (за исключением трасс СМП — Северного морского пути), находящихся под юрисдикцией РФ. Органом управления Гидрографической службой ВМФ России является сегодня Управление навигации и океанографии Минобороны РФ.

Главными задачами, которые решает Гидрографическая служба Минобороны России, являются:

— руководство поддержанием сил и средств навигационно-гидрографического, гидрометеорологического и топогеодезического обеспечения (НГО, ГМО и ТГО) в установленной боевой готовности к выполнению задач повседневной и боевой деятельности сил (войск) флотов, Каспийской флотилии, а также других видов ВС России в назначенных операционных зонах (зонах ответственности);

— организация проведения гидрографических, океанографических и морских геофизических работ в морях и океанах в интересах обороны России и НГО морской деятельности страны;

— осуществление руководства над работами по созданию навигационных морских, геофизических и иных специальных карт (в том числе электронных), пособий и руководств для плавания в Мировом океане и обеспечение данными картами в установленном порядке потребителей нашей страны и иностранных государств;

— руководство обеспечением (снабжением) сил (войск) военно-морского флота России морскими средствами навигации и океанографии (МСН), поддержанием технической готовности данных средств на боевых кораблях постоянной готовности;

— содержание и развитие имеющейся системы навигационного оборудования в морских водах и на побережье, находящихся под юрисдикцией России (за исключением трасс Северного морского пути) в интересах обороны государства и НГО морской деятельности России, обеспечение работы средств навигационного оборудования с установленными режимами работы и набором характеристик;

— осуществление руководства непосредственно подчиненными организациями и воинскими частями; методическое руководство подчиненными по специальным вопросам воинскими частями, соединениями, органами военного управления и организациями ГС ВМФ;

— участие России в деятельности Международной ассоциации маячных служб (МАМС), а также Международной гидрографической организации (МГО), взаимодействие и сотрудничество с иными региональными и международными мореведческими организациями.


Впервые после длительного перерыва (более 30 лет) в 2014-2015 годах корабли Гидрографической службы ВМФ России отправились в дальние, слабо исследованные районы Мирового океана: гидрографическое судно «Маршал Геловани» успешно пересекло Тихий океан, а океанографическое исследовательское судно «Адмирал Владимирский» выполнило кругосветное плавание с проходом через моря Северного Ледовитого океана. В 2016 году океанографическое исследовательское судно «Адмирал Владимирский» успешно завершило антарктическую экспедицию, в рамках которой гидрографы Тихоокеанского и Северного флотов ВМФ России успели выполнить огромный объем гидрографических работ в районах Новой Земли, Земли Франца-Иосифа, острова Врангеля, Новосибирских островов, а также справились с поставленным перед ними задачами в Желтом, Южно-Китайском и Японском морях.

В 2017 году гидрографические суда из состава Балтийского и Черноморского флотов ВМФ России успешно решали поставленные перед ними задачи в Аденском заливе, Красном и Средиземном морях. В наши дни собираемые Гидрографической службой ВМФ России данные успешно используются не только для решения военно-прикладных задач, но также развития российской науки и для нужд отечественного народного хозяйства. Данные работы ведутся в тесном взаимодействии и сотрудничестве с институтом РАН, а также научно-производственными организациями заинтересованных министерств и ведомств.

Важно помнить и о том, что на основе работ, выполняемых Гидрографической службой ВМФ России, была создана одна из самых больших на планете коллекций морских навигационных карт и пособий для плавания. Данная коллекция насчитывает порядка 8400 адмиралтейских номеров морских карт и еще 620 пособий и руководств для плавания. В наши дни активно пополняется банк навигационных карт в электронном виде, внедрена и успешно используется печать карт по требованию, это позволяет полностью снять затраты на хранение и транспортировку карт. Стоит также отметить, что среди военных гидрографов нашей страны традиционно велико количество членов Русского географического общества, все они достойно несут это почетное звание.


Стоит отметить, что сегодня Гидрографическая служба ВМФ России не только активно занимается исследовательской работой, но и пополняется новыми кораблями и катерами. За последние несколько лет Гидрографическая служба ВМФ получила два малых гидрографических судна проекта 19910 «Виктор Фалеев» и «Вайгач», еще два корабля данного проекта строятся сегодня для Тихоокеанского и Северного флотов. Также в составе районов гидрографической службы активно и успешно используются современные большие гидрографические катера проекта 19920. А на предприятии «Завод Нижегородский теплоход» был дан старт постройке серии больших гидрографических катеров проекта 23040Г. Первые два катера данного проекта пополнят состав гидрографической службы Балтийского флота России. Также для съемки рельефа дна на мелководных участках в России был дан старт постройке малых гидрографических катеров проекта 21961.

13 октября, в день 190-летия со дня основания Гидрографической службы ВМФ, коллектив «Военного обозрения» желает военным морякам-гидрографам всяческих успехов на службе и в научной деятельности, удачи в дальних морских походах и, конечно же, новых открытий на благо нашей страны!

Продолжая свой заплыв по водам бухты Южная Севастополя мы проплываем мимо корабля с необычным названием «Створ».

Вообще, такое имя вполне неплохо подошло бы какому-нибудь ракетному комплексу, но не кораблю, который выглядит вполне, как обычное гражданское судно.

Всё объясняется тем, что перед нами не просто обычные корабль. Это гидрографическое судно проекта 862. Его специально сделали для гидрографической службы ВМФ СССР.

Всего изготовили 18 кораблей проекта 862, и «Створ» — один из них.

Зачем вообще ВМФ СССР понадобились гидрографические корабли?

Ответ вполне очевиден: они должны были проводить гидрологические исследования в морях и океанах, что было необходимо, в первую очередь, для обеспечения плавания подводных лодок в удаленных районах Мирового океана.

Корабли строили двумя подходами по 9 штук с 1977 по 1983 годы. «Створ» — из второй партии. Его построили в феврале 1983 года на ССЗ «Сточни Полночни им.Бохатерев Вестерпляти» в польском городе Гданьск.

В марте он вступил в состав Черноморского флота СССР, а если конкретнее, то в 422-й дивизион гидрографических судов Гидрографической службы КЧФ.

На борту корабля имеется всё необходимое для проведения широкого спектра гидрографических исследований — два гидрографических промерных катера, соответствующие приборы и оборудование.

«Створ» может делать маршрутные промеры, измерять вертикальное распределение температуры воды, наблюдать за течениями, делать промер глубины и многое другое.

В отличие от медицинского судна «Енисей», «Створ» не простаивает без дела. Он до сих пор применяется для гидрографических исследований. А Южная бухта Севастополя является его местом базирования.

Суда этого класса обладает неограниченной мореходностью. Дальность действия составляет 8000 морских миль. Он оснащен двумя дизельными двигателями «Цегельски-Зульцер» 12AV25/30 мощностью 2200 л.с. каждый,которые вращают четыре винта, обеспечивая скорость полного хода 15,9 узлов.

В качестве вспомогательных двигателей установлены электродвигатели mSS5e мощностью по 143 л. с., которые дают бесшумный малый ход.

Экипаж состоит из 58 человек плюс 12 научных работников. Воружение корабль не несёт. Водоизмещение 2500 тонн. Автономность судна составляет 40 суток.

«Створ» оснащен трюмом ёмкостью 100 кубических метров, который может быть использован для перевозки опасных грузов. Кроме этого, груз можно разместить на палубе.

В настоящее время из 16 кораблей проекта 862 в строю осталось лишь 7. Плюс еще два в настоящее время находится на модернизации.

При этом у Черноморского флота таких судов сейчас лишь два: кроме корабля «Створ» есть еще «Донузлав».


Деятельность военно-морского флота не осуществляется сама по себе. Для того чтобы военные корабли могли успешно нести боевое дежурство, работает множество вспомогательных судов и катеров: гидрографических, океанографических, спасательных, разведывательных, танкерных, буксирных. Эти корабли редко оказываются в центре внимания, однако без них ВМФ не может существовать.

Данный цикл статей посвящен вспомогательным и специальным судам, работающим в интересах нашего военно-морского и коммерческого флотов. Открывают цикл корабли, предназначенные для гидрографических исследований.

Корабли гидрографической службы

Гидрографическая служба России существует под разными названиями и в разных организационно-структурных формах со времен Петра I. В настоящее время ее официальное название — Управление навигации и океанографии Министерства обороны Российской Федерации.

Основные функции Управления следующие:

1. Руководство поддержанием сил и средств навигационно-гидрографического, гидрометеорологического и топогеодезического обеспечения (далее — НГО, ГМО и ТГО) в установленной боевой готовности к выполнению задач НГО, ГМО и ТГО боевой и повседневной деятельности сил (войск) флотов, Каспийской флотилии, других видов Вооруженных Сил РФ в назначенных операционных зонах (зонах ответственности).

2. Организация проведения океанографических, гидрографических и морских геофизических работ в океанах и морях в интересах обороны страны и НГО морской деятельности РФ.

3. Руководство работой по созданию навигационных морских, геофизических и других специальных карт (в том числе электронных), руководств и пособий для плавания в Мировом океане и обеспечение ими в установленном порядке потребителей РФ и зарубежных государств.

4. Руководство обеспечением (снабжением) сил (войск) ВМФ морскими средствами навигации и океанографии (далее именуется — МСН), поддержанием технической готовности МСН на кораблях постоянной готовности.

5. Содержание и развитие системы навигационного оборудования на побережье и в морских водах, находящихся под юрисдикцией РФ (за исключением трасс Северного морского пути) в интересах обороны страны и НГО морской деятельности РФ, обеспечение действия средств навигационного оборудования с установленными характеристиками и режимами работы.

6. Руководство непосредственно подчиненными воинскими частями и организациями; методическое руководство подчиненными по специальным вопросам органами военного управления, соединениями, воинскими частями и организациями ГС ВМФ.

7. Участие РФ в деятельности Международной гидрографической организации (далее — МГО) и Международной ассоциации маячных служб (далее — МАМС), взаимодействие и сотрудничество с другими международными и региональными мореведческими организациями.

Какими же средствами реализуются приведенные выше задачи? Рассмотрим имеющиеся в наличии у гидрографической службы корабли.


Гидрографические суда проекта 860. Строились в 1960-х в Гданьске (Польша). Полное водоизмещение — 1274 тонны. Скорость полного хода — 15 узлов. Дальность хода — 6200 миль на скорости в 10 узлов. Силовая установка — 2×1500 л. с., дизели «Згода-Зульцер» 5TG48. Экипаж — до 53 человек.


Гидрографические суда проекта 861 предназначены для гидрологических исследований, оборудования рейдов, изучения опасных для судоходства районов, исследования течений, изучения глубин, метеорологических и батитермографических наблюдений, работ по химической гидрологии в ближней и дальней морских зонах.

Строились в 1960-1970-х годах в Гданьске. Полное водоизмещение — 1542,6 тонны. Скорость полного хода — 17,3 узла. Дальность хода — 8900 миль на 11 узлах. Силовая установка состоит из двух дизелей польского производства Zgoda-Sulzer («Згода-Зульцер») 6ТD-48, мощностью по 1800 л. с. Экипаж судна составляет 45 человек и 10 членов научной команды.

В качестве специального оборудования на кораблях проекта 861 установлены ГАС «Бронза» и радиопеленгатор АРП-50Р.

Океанографические исследовательские суда проекта 852 тип «Академик Крылов». Строились в 1970-х годах в польском Шецине.

Суда данного проекта предназначены для исследований в области океанологии, химической гидрологии и морской метеорологии. Также для биологических, аэрологических, актинометрических наблюдений; регистрации волнения и течений в акватории Мирового океана, и других морских наблюдений и исследований.

Судно имеет полное водоизмещение 9140 тонн, максимальную скорость хода — 20,8 узла, дальность хода 24 000 миль на 15,4 узлах. Силовая установка состоит из двух дизелей мощностью 8000 л. с. Экипаж судна — до 148 человек.

На судне размещено 20 научных лабораторий, общей площадью 900 кв. м, в том числе: гидрографическая, радиоизмерительная, аэрологическая, синоптическая, геологическая, океанографическая, электромагнитная, радиохимическая, биологическая, гравиметрическая, навигационная, фотолаборатория, радиоэлектронная, гидроакустическая, центр обработки данных и астрономический павильон. На верхней палубе оборудована площадка и ангар для одного вертолёта типа Ка-25.

На судах предусмотрено одновременное размещение 4-х океанографических буйковых станций типа: ЛЭРОК-0,5, ЛЭРОК-1, ЛЭРОК-2, ЛЭС-23-1, ЛЭС-55-1.

Для погрузочно-разгрузочных работ суда оборудованы: одной крановой установкой на баке грузоподъемностью 7 тонн, двумя малыми кранами г/п по 250 кг и двумя кормовыми грузовыми стрелами г/п по 8 тонн.

На судах штатно имелись следующие вспомогательные катера и боты: 2 гидрографических промерных катера; 1 рабочий катер типа 725 вместимостью 20 чел; 1 разъездной катер типа 731 вместимостью 9 чел; 2 спасательных бота вместимостью по 70 чел.


Гидрографические суда проекта 862. Строились в 1970-80-х годах в польском Гданьске. Эти суда предназначены для изучения вопросов океанографии, имеющих специфическое военное значение, таких как изучение гидрологических условий для обеспечения свободного плавания подводных лодок новых проектов в удаленных районах Мирового океана и для проведения комплексных океанографических исследований. В частности, корабли проекта 862 могут:
1) делать маршрутный промер;
2) проводить батитермографные исследования (непрерывное измерение вертикального распределения температуры воды);
3) наблюдать за морскими течениями;
4) делать исследования химической гидрологии;
5) исследовать морскую метеорологию;
6) проводить промер глубин;
7) производить детальную съёмку рельефа дна;
8) делать топографическую съёмку;
9) проводить геодезические работы;
10) исследовать радионавигационные системы.

Данные суда обладают неограниченной мореходностью и работали во всех районах Мирового океана.

Корабли проекта 862 имеют полное водоизмещение в 2435 тонн, максимальную скорость хода в 15,9 узла, дальность хода в 8650 морских миль, экипаж — до 70 человек. ГЭУ состоит из двух дизелей мощностью по 2200 л. с. В качестве вспомогательных двигателей установлены 2 электродвигателя мощностью по 143 л. с., дающие бесшумный малый ход.

Для производства работ на борту находятся два гидрографических промерных катера, а также батометр и другое оборудование.

Из специального оборудования следует отметить ОГАС МГ-329 «Шексна» и оборудование для РТР и РР.


Гидрографические суда проекта 865. Строились в конце 1980-х в Гданьске по заказу ВМФ СССР. Суда имеют полное водоизмещение в 3450 тонн, скорость полного хода — 15 узлов, дальность хода — 11 000 миль на 12 узлах. Экипаж — до 70 человек. Силовая установка — дизельный двигатель «Згода-Зульцер» 12АSB-25D мощностью 4800 л. с.

Вспомогательные суда: корабли, без которых флоту не обойтись

Гидрографические суда проекта 870 постройки Гданьской судоверфи. Суда предназначаются для гидрологических исследований в ближней морской и базовой зонах, изучения и работ в опасных для судоходства районах, оборудования рейдов. Имеют полное водоизмещение 680 тонн, скорость полного хода в 14 узлов, максимальную дальность хода в 4000 миль на 11 узлах. Экипаж — 26 человек. Силовая установка — 2 дизеля суммарной мощностью 1740 л. с.


Суда проекта 871 строились в Гданьске в 1970-х годах. Имеют полное водоизмещение в 690 тонн, скорость полного хода в 13 узлов, дальность хода 3160 миль на 10,2 узлах, экипаж до 33 человек. Силовая установка состоит из 2-х дизелей мощностью по 600 л. с.


Гидрографические суда проекта 872 строились в Гданьске в 1970-1980-х годах. Предназначены для гидрографического обеспечения флота в ближней морской зоне. Суда имеют полное водоизмещение в 1190 тонн, скорость полного хода — 13,37 узлов, максимальную дальность плавания в 4356 миль на 11,82 узлах, экипаж — 36 человек. Силовая установка состоит из 2-х дизелей мощностью по 960 л. с., также есть 2 вспомогательных электродвигателя мощностью 143 л. с.


Малые гидрографические суда проекта РЭФ-100 строились по заказу ВМФ СССР в Румынии в 1980-х годах. Имеют полное водоизмещение в 499 тонн, скорость в 8,5 узлов, максимальную дальность хода — 1000 миль на 6 узлах, экипаж — 19 человек, ГЭУ — 2 дизеля по 300 л. с.


Суда проекта 16611 «Фарватер» строились в 1990-2000-х годах на ССЗ «Вымпел» в Рыбинске. В задачи судов проекта входят:
1) съёмка рельефа дна в прибрежных районах морей;
2) площадное обследование рельефа дна с шириной охвата 40 метров;
3) промер с инструментальной оценкой;
4) гидрографическое траление;
5) гидрографические измерения;
6) обслуживание средств навигационного оборудования и гидрографических партий.

Суда имеют полное водоизмещение в 384,7 тонны, скорость полного хода — 11,5 узла, дальность хода — до 1600 миль, экипаж — 15 человек. ГЭУ состоит из двух дизель-редукторных агрегатов ДРА-525, мощностью по 400 л. с.

Гидрографическое оборудование включает в себя:
1. Широкополосный эхотрал, применяется для измерения глубины по способу траления участков морского дна.
2. «Съемка» — многоканальный эхолот.
3. «Мускат-2» — малогабаритный гидроакустический комплекс площадной съемки рельефа дна в прибрежной зоне.
4. «Приз» — промерный эхолот.
5. «Крабик-БМ» − приемоиндикатор.


Малые гидрографические суда проекта 19910 отечественной постройки. Строительство ведется с 2000-х по настоящее время. В задачи судна входят:
1) постановка и снятие навигационных морских буев и вех всех типов;
2) обслуживание (осмотр, перезарядка и ремонт) береговых и плавучих средств навигационного оборудования (СНО), контроль за их бесперебойной работой;
3) выполнение гидрографических работ в объеме возможностей устанавливаемого оборудования;
4) перевозка различных грузов для обеспечения работ береговых СНО и гидрографических подразделений на необорудованном побережье.

Суда имеют полное водоизмещение в 1200 тонн, скорость полного хода — 12,5 узлов, дальность хода до 3500 миль, экипаж — 17 человек. ГЭУ состоит из двух дизель-генераторов мощностью по 1200 кВт с передачей мощности на две полноповоротные винторулевые колонки с винтами фиксированного шага в насадках (электродвигатели АДГ-550-4, мощностью по 750 кВт) и одно носовое подруливающее устройство.

Гидрографическое оборудование представлено многолучевым эхолотом, позволяющим получать изображение рельефа дна в 3D-формате в режиме реального времени.


Большие гидрографические катера проекта 19920 «Баклан» российской постройки (строятся с 2000-х годов по настоящее время) служат для обеспечения боевой и повседневной деятельности кораблей, частей береговых войск, военно-морских баз и полигонов.

Катера проекта 19920 предназначены для выполнения гидрографических и лоцмейстерских работ в прибрежных районах, в том числе для:
1) разведки водного маршрута;
2) гидрографических промеров;
3) съёмки рельефа дна;
4) лоцмейстерских проводок;
5) постановки, съёма и обслуживания плавучих средств навигационного оборудования;
6) лидирования подводных лодок в пунктах базирования.

Также катера могут доставить научные группы и спецоборудование до 15 тонн на необорудованное побережье.

Катера имеют полное водоизмещение в 320 тонн, скорость хода — до 11,5 узлов, дальность хода до 1000 миль, экипаж — 11 человек. ГЭУ катера состоит из двух дизель-редукторных агрегатов на основе дизелей «Deutz» BF6M 1015МС мощностью по 337 л. с.

Гидрографическое оборудование катера включает в себя:
1) многолучевой эхолот с комплексом сбора и обработки информации;
2) промерный эхолот;
3) профилограф гидрографический;
4) система измерения параметров качки;
5) измеритель скорости звука в воде;
6) автономный возвращаемый гидрологический зонд;
7) автоматизированный мареограф.


Большой гидрографический катер проекта 23040Г предназначен для: высокоточной площадной съёмки рельефа дна и обследования навигационных опасностей на глубинах до 400 метров и съемки рельефа дна однолучевым эхолотом на глубинах до 2000 метров; обслуживания всех типов плавучих предостерегательных знаков (далее — ППЗ); постановки/съёмки всех типов ППЗ до 1,7 тонны и длиной до 6,5 метра; доставки личного состава, продовольствия, ЗИПа и ремонтных бригад на береговые средства навигационного оборудования; навигационно-гидрографического обеспечения спасательных и поисковых операций; лоцманской проводки и лидирования подводных лодок и крупнотоннажных кораблей в пунктах базирования и на подходах к ним.

Катер имеет полное водоизмещение в 192,7 тонны, скорость хода до 13 узлов, силовую установку из 2-х дизелей по 337 л. с. каждый


Катер проекта 23370Г предназначен для выполнения лоцмейстерских и отдельных видов гидрографических работ, в том числе:
1) постановки (съемки) и обслуживания плавучих предостерегательных знаков (ППЗ);
2) доставки обслуживающего персонала, ремонтных бригад, продовольствия, топлива и других грузов на береговые объекты средств навигационного оборудования (СНО), в том числе расположенных на необорудованном побережье;
3) оперативного промера глубин в местах постановки ППЗ с использованием промерного эхолота.

Заключение

В составе ВМФ России на сегодняшний день находятся: 1 судно проекта 860, 4 — проекта 861, 1 судно проекта 852, 8 — проекта 862, 2 корабля проекта 865, 5 — проекта 870, 5 — проекта 871, 15 судов проекта 872, 2 судна проекта РЭФ-100, 3 — проекта 16611, 3 проекта 19910, 2 судна проекта 16609, 1 судно проекта 90600, 9 катеров проекта 19920, 2 катера проекта 23040Г, 20 катеров различных проектов советской постройки. Всего — 52 судна и 31 БГК.

На первый взгляд, Россия располагает внушительным флотом гидрографических судов и катеров. Однако большая их часть построена в 1970-80-х годах. В скором времени их ждет списание. Реально новыми являются 3 судна проекта 19910 и 3 судна проектов 16609 и 90600, а также 11 катеров проектов 19920 и 23040Г.

Для обновления флота гидрографических судов в настоящее время ведется строительство 8 малых гидрографических судов проекта 19910, 2-х больших гидрографических катеров проекта 19920, 2-х БГК проекта 23040Г, одного БГК проекта 23370Г и одного малого гидрографического катера проекта 21961.

Таким образом, в настоящее время происходит только обновление состава малых гидрографических судов и БГК, причем в количестве, значительно меньшем, чем количество списываемых судов. При этом полностью отсутствует замена судам проектов 852, 862 и 865. А это суда, способные совершать дальние походы и действовать практически в любых точках Мирового океана. То есть в ближайшие годы ВМФ России сможет рассчитывать на гидрографическое обеспечение только в своих территориальных водах. Более того, учитывая гигантскую протяженность береговой линии России, различные климатические и гидрологические условия прибрежных акваторий, можно с уверенность сказать, что вводимых в эксплуатацию судов однозначно мало для надежного гидрографического обеспечения ВМФ даже в наших территориальных водах.

Есть, правда, некоторая надежда, что гидрографическое обеспечение в дальней морской зоне смогут взять на себя океанографические суда, строящиеся в интересах другого (весьма секретного) ведомства. Но об этом — в следующей статье.

Ровно 190 лет назад, 13 октября 1827 года, было создано Управление генерал-гидрографа, ставшее родоначальником современной Гидрографической службы Военно-морского флота. Первым генерал-гидрографом был назначен вице-адмирал Гаврил Андреевич Сарычев (1763-1831), выдающийся российский исследователь-океанограф, который являлся составителем большого количества карт Балтийского, Берингова и Охотского морей.

При этом еще задолго до создания в России регулярного военного флота русские люди успели прославиться как отважные мореходы. Но лишь во время царствования императора Петра I пришло окончательное осознание государственной значимости подробных исследований и описаний рек, озер и морей. Именно с начала XVIII века в нашей стране начались полноценные гидрографические работы по изучению Балтийского и Карского морей, эти работа были систематизированы. Началось регулярное издание морских карт, без которых не только флот, но и другие государственные институты страны не могли успешно решать стоящие перед ними задачи.

В 1837 году Управление генерал-гидрографа было преобразовано в Гидрографический департамент, а в 1885 году на его основе было образовано Главное гидрографическое управление при Морском министерстве. В 1886 году в данном управлении была учреждена метеорологическая часть. В 1891 году гравёрная, чертежная, литография и печатная части были объединены в картографическую часть. В 1897 году в картографической части управления прошли успешные опыты по печатанию морских карт с помощью алюминиевых печатных форм (альграфия).

Флаг гидрографических судов (катеров) Военно-морского флота с 2001 года

Выдающийся вклад в развитие отечественной гидрографической службы внесли в свое время И. Ф. Крузенштерн и Ю. Ф. Лисянский. В XIX веке они впервые выполнили научные океанографические работы в открытом океане, параллельно с этим был дан старт гидрометеорологическим наблюдениям, которые в будущем стали неотъемлемой частью всех экспедиционных исследований и гидрографических работ на исследовательских и военных кораблях. С этого периода берут старт работы гидрографической службы флота по накоплению и осмыслению различных результатов океанографических наблюдений, составлению подробного описания гидрометеорологического режима морских акваторий.

В своем современном виде Гидрографическая служба Минобороны РФ предназначена для решения задач по навигационно-гидрографическому, топогеодезическому и гидрометеорологическому обеспечению сил Военно-морского флота и иных видов ВС РФ в морских зонах и океанских стратегических районах. Помимо этого в сфере ответственности Гидрографической службы ВМФ России находятся также задачи по навигационно-гидрографическому обеспечению морской деятельности страны с учетом международных обязательств по охране человеческой жизни на море во внутренних морских водах, территориальном море, прилежащей, а также экономической зонах (за исключением трасс СМП — Северного морского пути), находящихся под юрисдикцией РФ. Органом управления Гидрографической службой ВМФ России является сегодня Управление навигации и океанографии Минобороны РФ.

Главными задачами, которые решает Гидрографическая служба Минобороны России, являются:

— руководство поддержанием сил и средств навигационно-гидрографического, гидрометеорологического и топогеодезического обеспечения (НГО, ГМО и ТГО) в установленной боевой готовности к выполнению задач повседневной и боевой деятельности сил (войск) флотов, Каспийской флотилии, а также других видов ВС России в назначенных операционных зонах (зонах ответственности);

— организация проведения гидрографических, океанографических и морских геофизических работ в морях и океанах в интересах обороны России и НГО морской деятельности страны;

— осуществление руководства над работами по созданию навигационных морских, геофизических и иных специальных карт (в том числе электронных), пособий и руководств для плавания в Мировом океане и обеспечение данными картами в установленном порядке потребителей нашей страны и иностранных государств;

— руководство обеспечением (снабжением) сил (войск) военно-морского флота России морскими средствами навигации и океанографии (МСН), поддержанием технической готовности данных средств на боевых кораблях постоянной готовности;

— содержание и развитие имеющейся системы навигационного оборудования в морских водах и на побережье, находящихся под юрисдикцией России (за исключением трасс Северного морского пути) в интересах обороны государства и НГО морской деятельности России, обеспечение работы средств навигационного оборудования с установленными режимами работы и набором характеристик;

— осуществление руководства непосредственно подчиненными организациями и воинскими частями; методическое руководство подчиненными по специальным вопросам воинскими частями, соединениями, органами военного управления и организациями ГС ВМФ;

— участие России в деятельности Международной ассоциации маячных служб (МАМС), а также Международной гидрографической организации (МГО), взаимодействие и сотрудничество с иными региональными и международными мореведческими организациями.

Гидрографическое судно «Горизонт»

Впервые после длительного перерыва (более 30 лет) в 2014-2015 годах корабли Гидрографической службы ВМФ России отправились в дальние, слабо исследованные районы Мирового океана: гидрографическое судно «Маршал Геловани» успешно пересекло Тихий океан, а океанографическое исследовательское судно «Адмирал Владимирский» выполнило кругосветное плавание с проходом через моря Северного Ледовитого океана. В 2016 году океанографическое исследовательское судно «Адмирал Владимирский» успешно завершило антарктическую экспедицию, в рамках которой гидрографы Тихоокеанского и Северного флотов ВМФ России успели выполнить огромный объем гидрографических работ в районах Новой Земли, Земли Франца-Иосифа, острова Врангеля, Новосибирских островов, а также справились с поставленным перед ними задачами в Желтом, Южно-Китайском и Японском морях.

В 2017 году гидрографические суда из состава Балтийского и Черноморского флотов ВМФ России успешно решали поставленные перед ними задачи в Аденском заливе, Красном и Средиземном морях. В наши дни собираемые Гидрографической службой ВМФ России данные успешно используются не только для решения военно-прикладных задач, но также развития российской науки и для нужд отечественного народного хозяйства. Данные работы ведутся в тесном взаимодействии и сотрудничестве с институтом РАН, а также научно-производственными организациями заинтересованных министерств и ведомств.

Важно помнить и о том, что на основе работ, выполняемых Гидрографической службой ВМФ России, была создана одна из самых больших на планете коллекций морских навигационных карт и пособий для плавания. Данная коллекция насчитывает порядка 8400 адмиралтейских номеров морских карт и еще 620 пособий и руководств для плавания. В наши дни активно пополняется банк навигационных карт в электронном виде, внедрена и успешно используется печать карт по требованию, это позволяет полностью снять затраты на хранение и транспортировку карт. Стоит также отметить, что среди военных гидрографов нашей страны традиционно велико количество членов Русского географического общества, все они достойно несут это почетное звание.

Стоит отметить, что сегодня Гидрографическая служба ВМФ России не только активно занимается исследовательской работой, но и пополняется новыми кораблями и катерами. За последние несколько лет Гидрографическая служба ВМФ получила два малых гидрографических судна проекта 19910 «Виктор Фалеев» и «Вайгач», еще два корабля данного проекта строятся сегодня для Тихоокеанского и Северного флотов. Также в составе районов гидрографической службы активно и успешно используются современные большие гидрографические катера проекта 19920. А на предприятии «Завод Нижегородский теплоход» был дан старт постройке серии больших гидрографических катеров проекта 23040Г. Первые два катера данного проекта пополнят состав гидрографической службы Балтийского флота России. Также для съемки рельефа дна на мелководных участках в России был дан старт постройке малых гидрографических катеров проекта 21961.

13 октября, в день 190-летия со дня основания Гидрографической службы ВМФ, коллектив «Военного обозрения» желает военным морякам-гидрографам всяческих успехов на службе и в научной деятельности, удачи в дальних морских походах и, конечно же, новых открытий на благо нашей страны!


Гидрографическая служба Министерства обороны Российской Федерации предназначена для решения задач по навигационно-гидрографическому, гидрометеорологическому и топогеодезическому обеспечению сил ВМФ и других видов Вооруженных Сил Российской Федерации в океанских стратегических районах и морских зонах. Также в сфере ответственности Гидрографической службы ВМФ находятся задачи по навигационно-гидрографическому обеспечению морской деятельности Российской Федерации с учетом международных обязательств по охране человеческой жизни на море во внутренних морских водах, территориальном море, прилежащей и экономической зонах (за исключением трасс Северного морского пути), находящихся под юрисдикцией Российской Федерации.

Основными задачами службы являются:

  • руководство поддержанием сил и средств навигационно-гидрографического, гидрометеорологического и топогеодезического обеспечения (далее именуется – НГО, ГМО и ТГО) в установленной боевой готовности к выполнению задач НГО, ГМО и ТГО боевой и повседневной деятельности сил (войск) флотов, Каспийской флотилии, других видов Вооруженных Сил РФ в назначенных операционных зонах (зонах ответственности);
  • организация проведения океанографических, гидрографических и морских геофизических работ в океанах и морях в интересах обороны страны и НГО морской деятельности РФ;
  • руководство работой по созданию навигационных морских, геофизических и других специальных карт (в том числе электронных), руководств и пособий для плавания в Мировом океане и обеспечение ими в установленном порядке потребителей РФ и зарубежных государств;
  • руководство обеспечением (снабжением) сил (войск) ВМФ морскими средствами навигации и океанографии (далее именуется – МСН), поддержанием технической готовности МСН на кораблях постоянной готовности;
  • содержание и развитие системы навигационного оборудования на побережье и в морских водах, находящихся под юрисдикцией РФ (за исключением трасс Северного морского пути) в интересах обороны страны и НГО морской деятельности РФ, обеспечение действия средств навигационного оборудования с установленными характеристиками и режимами работы;
  • руководство непосредственно подчиненными воинскими частями и организациями; методическое руководство подчиненными по специальным вопросам органами военного управления, соединениями, воинскими частями и организациями ГС ВМФ;
  • участие РФ в деятельности Международной гидрографической организации (далее именуется – МГО) и Международной ассоциации маячных служб (далее именуется – МАМС), взаимодействие и сотрудничество с другими международными и региональными мореведческими организациями.


На Гидрографическую службу ВМФ возложено также выполнение иных задач, предусмотренных нормативными актами РФ, указами и распоряжениями Президента РФ, приказами и директивами Верховного Главнокомандующего Вооруженными Силами РФ, приказами и директивами Министра обороны РФ, директивами Генерального штаба, приказами и директивами Главного командования ВМФ.

Органом управления Гидрографической службы ВМФ является Управление навигации и океанографии Министерства обороны Российской Федерации.

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: