Германия между двумя мировыми войнами государственно правовой аспект

Обновлено: 23.04.2024

Стремительное германо-германское сближение сделало необходимым скорейшее урегулирование международно-правовых аспектов объединения Германии. Оно являлось не только внутренним делом двух немецких государств. Речь шла, прежде всего, об обеспечении европейской безопасности, о гарантиях нерушимости послевоенных границ в Европе. Общественное мнение в мире, и особенно в Европе, неоднозначно восприняло близкую перспективу объединения Германии. Всколыхнулись прежние страхи ближайших соседей Германии. Для великих держав резкое сближение ФРГ и ГДР стало неожиданностью. Они были вынуждены начать переговорный процесс по германскому вопросу и проводить его в ускоренном темпе.

С точки зрения многих европейских политиков, оптимальным вариантом объединения Германии было синхронизирование его с созданием новой европейской структуры коллективной безопасности, которая включала бы в себя и западную, и восточную части Европы, а также США и Канаду. Однако для осуществления такой концепции необходимо было время и политическая воля лидеров мировых держав, что затянуло бы процесс объединения. Руководство ФРГ во главе с Колем, боясь упустить свой шанс, стремилось этот процесс форсировать.

Определение международно-правовой формулы объединения Германии стало предметом переговоров в формате «2 + 4» (ФРГ, ГДР и четыре державы-победительницы: СССР, США, Великобритания, Франция) — «для обсуждения внешних аспектов достижения германского единства, включая вопросы безопасности соседних государств». Начало им было положено 12 февраля 1990 г. в Оттаве во время первой и единственной конференции министров иностранных дел государств НАТО и ОВД. После предварительной работы экспертов 5 мая 1990 г. в Бонне прошла первая встреча министров иностранных дел шести стран, затем последовало еще три раунда их переговоров.

Основные трудности на переговорах вызвали вопросы о военном статусе объединенной Германии, о сопрягаемости переговоров по внутренним и внешним аспектам объединения, о реализации прав и ответственности четырех держав, о пребывании иностранных вооруженных сил на территории Германии. Ключевым был вопрос о военно-политическом статусе Германии, он волновал всех участников переговорного процесса. СССР первоначально отстаивал идею нейтралитета Германии с созданием в Европе параллельно структур коллективной безопасности. Западные державы четко и однозначно заявили, что нейтралитет объединенной Германии для них совершенно неприемлем, и она должна оставаться членом НАТО. Нейтральный статус Германии отвергался, прежде всего, ссылками на печальный опыт истории и необходимостью в связи с этим контроля над военно-политической деятельностью страны, дважды развязавшей мировые войны.

Лидеры Великобритании — Маргарет Тэтчер, и Франции — Франсуа Миттеран, занимали довольно сдержанную позицию, опасаясь превращения объединенной Германии в европейскую сверхдержаву и соответственно ослабления своих позиций. С самого начала безоговорочную поддержку действиям Коля оказал американский президент Джордж Буш-старший (род. 1924), увидевший в объединении Германии возможность для глубоких геополитических перемен в мире — изменения баланса сил в пользу США и НАТО.

Коль проявил необычайную активность, встречаясь с лидерами СССР, США, Великобритании и Франции, проводя регулярные беседы с послами этих стран в ФРГ. Особое значение он придавал ускорению темпов переговорного процесса, поскольку опасался неожиданных изменений в международной обстановке, которые могли бы поставить под вопрос объединение Германии. Канцлер апеллировал к международному праву, заявляя о приверженности европейскому процессу, в рамках которого должно было осуществиться объединение. Конечно, Колю пришлось предоставить гарантии безопасности и стабильности, убедить в приверженности идеям мира, демократии и европейского единства. Немецкие политики постоянно подчеркивали, что их цель — не «германская Европа», а «европейская Германия», и не случайно, Коль объявил воссоединение Германии этапом европейской интеграции.

Прежде всего он стремился достичь взаимопонимания с Горбачевым, понимая, что именно от позиции Советского Союза зависела дальнейшая судьба Германии. Во время визита Коля и Геншера в Москву в феврале 1990 г. Горбачев, к радости федерального канцлера, сделал заявление о том, что «вопрос о единстве немецкой нации должны решать сами немцы и сами определять свой выбор, в какие сроки, какими темпами и на каких условиях они это единство будут реализовывать». Тем самым Коль получил полную свободу на внутригерманских переговорах. В апреле 1990 г. он лередал через советского посла в ФРГ, что его правительство готово заключить широкий двусторонний договор с СССР и оказать ему экономическую поддержку, если тот согласится с членством объединенной Германии в НАТО (такой договор — о добрососедстве, партнерстве и сотрудничестве — действительно был подписан 9 ноября 1990 г.).

Решающую роль в успешном для ФРГ завершении переговорного процесса в формате «2 + 4» сыграло решение Горбачева передать на усмотрение руководства объединенной Германии вопрос о принадлежности страны к военным и экономическим блокам, ускорить вывод советских войск из ГДР. Эта договоренность была достигнута во время визита Коля и Геншера в СССР 14-16 июня 1990 г. Со своей стороны германский канцлер пообещал взять на себя расходы, связанные с выводом советских войск с территории Восточной Германии, и предоставить СССР очередной кредит на сумму в 5 млрд марок. На изменении позиции СССР в германском вопросе сказалось оказание широкомасштабной экономической помощи Советскому Союзу со стороны ФРГ, а также предоставление ему странами Запада гарантий безопасности в военно-политической сфере.

Параллельно проходили встречи министров иностранных дел ФРГ и Польши при посредничестве Франции, чтобы окончательно урегулировать вопрос о германо-польской границе и навсегда устранить страхи поляков по поводу возможных территориальных притязаний со стороны Германии. 8 марта 1990 г. бундестаг принял резолюцию о признании нерушимости польской западной границы по линии рек Одер-Нейсе и уважении суверенитета и территориальной целостности Польши. 21 июня 1990 г. парламенты ФРГ и ГДР приняли одновременно резолюции, в которых от имени будущей объединенной Германии заявили об обязательстве подписать с Польшей договор. В него должно было быть включено уже согласованное положение о нерушимости существующих границ и обязательствах соблюдать суверенитет и территориальную целостность обеих стран по отношению друг к другу. Такой договор был подписан 14 ноября 1990 г.

Правовое урегулирование внутренних аспектов объединения

Одновременно между правительствами ГДР и ФРГ велись переговоры по конкретным вопросам и деталям внутренних аспектов объединения. Спорным был вопрос о курсе марки ГДР к западногерманской марке при переходе к единой валюте. Правительство ГДР настаивало на курсе обмена 1:1. Несмотря на возражения экспертов и Федерального банка, правительство ФРГ согласилось на это при обмене денег для населения — до 4 тыс. марок (для пенсионеров — 6 тыс.), более крупные суммы обменивались в соотношении 2:1. При этом политические соображения явно взяли верх над экономическими, что создавало угрозу для стабильности экономики Германии.

Был учрежден фонд «Немецкое единство» в размере 115 млрд марок для финансирования необходимых мероприятий, создано Попечительское ведомство для проведения приватизации предприятий в Восточной Германии. С 1 июля 1990 г. вступил в силу «Договор о создании экономического, валютного и социального союза», в соответствии с которым западногерманская марка стала единственным средством платежей, а экономическая и социальная система ФРГ была фактически распространена на ГДР.

Экономика ГДР, оказавшись в рыночных условиях, впала в глубокий кризис, чреватый полным экономическим коллапсом. Это заставило ускорить урегулирование вопросов государственно-правовых аспектов объединения. 23 августа 1990 г. Народная палата подала официальное заявление о вступлении ГДР в состав ФРГ на основании статьи 23 Основного закона, которая предусматривала «возможность вхождения в Федеративную республику территорий, населенных немцами». Было восстановлено историческое государственно-территориальное деление на земли: Бранденбург, Мекленбург — Передняя Померания, Саксония, Саксония — Анхальт и Тюрингия.

31 августа 1990 г. в Бонне между ФРГ и ГДР был подписан «Договор о восстановлении единства Германии (Договор об объединении)». 45 статей регулировали и унифицировали правовые основы в различных сферах — от налоговой системы и имущественных отношений до образования и культуры. В сентябре были подписаны дополнительные протоколы, в частности о сохранении и использовании документов бывшего министерства госбезопасности ГДР. Таким образом, к концу сентября были созданы внутренние правовые предпосылки для объединения.

Основной закон ФРГ 1949 г. стал конституционной основой для новых федеральных земель, при этом статья 23 была отменена. Аль тернативой объединению на базе и в рамках Основного закона ФРГ могла стать разработка обоими государствами новой конституции, что позволило бы ГДР внести свои предложения и обеспечить ее равноправное положение. Однако это предполагало длительный процесс, в то время как доминантой настроений в политических кругах и среди населения ГДР было скорейшее объединение.

Переговоры

Переговоры Над Восточным фронтом воцарилась тишина. 1 декабря большевики овладели ставкой верховного главнокомандования в Могилеве. Последний из главнокомандующих — генерал Духонин был убит революционными матросами. Людендорф 27 ноября 1917 г. назвал дату начала

Переговоры

Переговоры Согласно российской протокольной практике, если официальные переговоры ведутся в Кремле, они проходят обычно в представительском кабинете и начинаются с беседы российского президента и главы иностранного государства один на один. При этой беседе, как

Переговоры

Переговоры Для Рузвельта, обращающегося к дипломатам, стало привычкой называл себя в третьем лице. «Президент побуждает Россию наделить своих представителей обширными полномочиями, подобно тому, как это собирается сделать японская сторона. Но даже если российская

Переговоры

Переговоры Торговец недвижимостью Джироламо Терези, или, для близких, Мимо, с недавних пор был заместителем главы «семьи» Санта Мария ди Джезу. Он был двоюродным братом Стефано и Джованни Бонтате и к тому же приходился свояком Джованни: оба они были женаты на дочерях

Переговоры «2 + 4»

Переговоры «2 + 4» Стремительное германо-германское сближение сделало необходимым скорейшее урегулирование международно-правовых аспектов объединения Германии. Оно являлось не только внутренним делом двух немецких государств. Речь шла, прежде всего, об обеспечении

Переговоры

Переговоры Поскольку поражение теперь представлялось неизбежным, командиры гарнизона Акры стали зондировать почву для переговоров, хотя сражение при этом продолжалось с неослабевающей силой. Хронология и подробности капитуляции Акры беспорядочны. Возможно,

Переговоры

Переговоры Над Восточным фронтом воцарилась тишина. 1 декабря большевики овладели ставкой верховного главнокомандования в Могилеве Последний из главнокомандующих — генерал Духонин — был убит революционными матросами. Людендорф 27 ноября 1917 г. назвал дату начала

3. Переговоры

3. Переговоры Посл?дуем за Сухановым в разсказ? о том, что происходило в "учредительном" и "отв?тственном" зас?даніи, начавшемся в первом часу[33]. По мн?нію Суханова, никакого офиціальнаго зас?данія не происходило — это был обм?н мн?ніями, полуприватными репликами", зас?даніе

Переговоры

Переговоры Он вызвал Ореста, велел ему связаться с Аспаром, с которым тот был знаком, и дал все инструкции, в которых искусно сочетались жар и холод.Полководец Феодосия сначала услышал, что император гуннов полон решимости взять Константинополь чего бы это ни стоило, даже

Переговоры

Переговоры Когда земля, устав от июльского зноя, отдыхала в тихом тепле начавшегося августа, уже возвещавшего зябкими утренниками о приближении осени, царский воевода Михаил Скопин покинул Москву. Путь его лежал на север, в Великий Новгород, куда он получил назначение

Переговоры

Переговоры Но взять Ахульго не удавалось, и Граббе пошел на переговоры, которые предложил Шамиль. Имам надеялся выиграть время и повторить успех переговоров с Фезе.На этот раз для встречи с Шамилем отрядили генерала Пулло. Условия Граббе больше походили на ультиматум,

Переговоры с МВФ

Переговоры с МВФ После августовского дефолта доверие к России за рубежом, естественно, резко снизилось. Если в июле Россия ожидала получить до конца года от МВФ и МБРР семь миллиардов долларов кредита, то теперь могла рассчитывать лишь на 2,4 миллиарда.Вообще на

Переговоры

Переговоры Но взять Ахульго не удавалось, и Граббе пошел на переговоры, которые предложил Шамиль. Имам надеялся выиграть время и повторить успех переговоров с Фезе.На этот раз для встречи с Шамилем отрядили генерала Пулло. Условия Граббе больше походили на ультиматум,

Переговоры

Переговоры «К двум часам дня, – вспоминает И. И. Андронов, – штурмующие войска захватили почти все здание за исключением пятачка его обороны на третьем этаже возле Палаты национальностей. Уцелевшие остатки ополченцев еще сражались в четырех ведущих к Палате коридорах.

Поражение Германии в 1-ой мировой войне привело к обострению внутренних противоречий и создало революционную ситуацию в стране. Революция началась восстанием военных моряков в г. Киле в начале ноября 1918 г. Крупнейшие города Германии - Гамбург, Лейпциг, Мюнхен, Бремен - присоединились к ней. Под влиянием октябрьской революции 1917 г. в России повсеместно возникали советы рабочих и солдатских депутатов, которые брали власть в свои руки. 9 ноября революция победила в Берлине. Кайзер Вильгельм бежал в Голландию.

В создавшейся обстановке императорское правительство сочло за лучшее передать власть в руки социал-демократической партии, возложив на нее "спасение отечества". В основе программ социал-демократов была идея постепенного, реформистского продвижения к социальному государству всеобщего благополучия и социальной защищенности. Теоретики социал-демократии (Э. Бернштейн, Н. Каутский и д.р.) предсказывали успешный, мирный путь развития страны через разного рода реформы, возможные при неуклонном росте производства, а значит, и жизненного уровня трудящихся. Они считали возможным мирное врастание рабочего класса в общество всеобщего благоденствия, без классовой борьбы и социальной революции.

Получив признание Берлинского совета депутатов трудящихся, Временное социал-демократическое правительство во главе с Максом Эбертом начало подготовку к созыву Учредительного собрания, которое должно было решить вопрос о будущем государственном устройстве Германии.

Выборы в Учредительное собрание состоялись в январе 1919 г. Буржуазные партии получили около 16 млн. голосов, социал-демократическая - 13,5 млн. Собрание было созвано в г. Веймаре, небольшом культурном центре Германии, лишенном промышленных предприятий. Отсюда и название выработанной здесь конституции - Веймарская.

В знак доверия и признательности социал-демократам Учредительное собрание избрало временным президентом Германии Макса Эберта, бывшего с 1916 г. руководителем социал-демократической партии в рейхстаге, а затем назначенного канцлером (по указу принца Макса Баденского).

Коалиция трех партий - социал-демократической, демократической, партии Центра - составило правительство Германии во главе с социал-демократом Шейдеманом. Оно решило вопрос о подписании Версальского мирного договора, утвердило бюджет и приняло новую конституцию Германии. Ее авторство принадлежит юристу либерального направления, министру внутренних дел Гуго Прейсу. При голосовании за конституцию было подано 262 голоса, против - 75.

Веймарская конституция 1919 г.

Эта конституция превратила Германию в буржуазную парламентскую республику во главе с президентом. Однако было сохранено название "Германская империя". Высшим законодательным органом являлся рейхстаг. Он избирался на 4 года всеобщим, прямым и тайным голосованием. Конституция вводила пропорциональную систему выборов. Вся Германия делилась на 35 избирательных округов. Партии, принимавшие участие в выборах, выступали каждая со своим списком кандидатов. Депутатские места распределялись соответственно числу голосов, поданных за тот или иной список: больше голосов - больше мест. Рейхстаг считался нижней палатой парламента. Верхняя называлась рейхсратом (имперским советом). Она состояла из представителей земель, на которые делилась "Единая Германия". Пруссия имела в рейхсрате 26 голосов, Бавария - 10, Саксония - 7, Вюртемберг - 4, Баден - 3, Гессен - 2, Гамбург-2, Тюрингия -2, остальные земли по одному. При несогласии палат решение вопроса принадлежало президенту республики: он либо присоединялся к рейхсрату, либо выносил решение спорного вопроса на референдум. Всего земель было 18: 15 республик и 3 "вольных города", пользовавшихся автономией. Каждая из земель имела свою конституцию, составленную в соответствии с имперской, свой законодательный орган-ландтаг и свое правительство. Особое внимание Веймарская конституция уделяла президенту республики. Как и рейхстаг, президент избирался всеобщим голосованием. Его власть во многом походила на монархическую: а) При несогласии палат решение вопроса передавалось на усмотрение президента. б) Он мог противопоставить свою власть рейхстагу и в таком вопросе, как назначение того или иного лица на должность канцлера (Этим правом воспользуется в 1933 г. президент Гинденбург, назначая канцлером Гитлера). в) Президент мог распустить рейхстаг и назначить новые выборы. Командование вооруженными силами, назначение на высшие военные и гражданские должности также находились в его компетенции. г) Особые полномочия давала президенту ст. 48. Она разрешала введение чрезвычайного положения в любой момент, который президент сочтет "опасным для существующего порядка". Чрезвычайное положение связывалось с правом применить вооруженную силу и приостанавливать действие гражданских свобод. д) К компетенции президента относилось и назначение правительства. Оно было ответственно перед рейхстагом, но, как показал опыт последующих лет, могло существовать и с опорой на президента. Конституция подчеркивало особое значение главы имперского правительства - канцлера, которому поручалось "формирование руководящих принципов политики" (ст. 56) Т.о., сквозь новое республиканское устройство проступали старые черты: Кайзера в роли президента республики и Бисмарка в роли канцлера. Установив существование разного рода выборных органов государственной власти, конституция постановляла, что "чиновники назначаются пожизненно" (ст. 129). Конституция 1919 г. провозглашала свободу слова, совести, печати, собраний, ассоциаций и т.д. Однако на государство были возложены обязанности "нравственного попечения о душе" и обязательное религиозное воспитание детей (формально школа была отделена от церкви). Ст. 165 Конституции узаконила создание рабочих советов на предприятиях и в округах: "Рабочие и служащие призваны на равных правах совместно с предпринимателями участвовать в установлении размеров заработной платы и условий труда". Таким образом, защита социальных и хозяйственных интересов рабочих и служащих возлагалась на их представительные органы:

Поражение Германии в 1-ой мировой войне привело к обострению внутренних противоречий и создало революционную ситуацию в стране. Революция началась восстанием военных моряков в г. Киле в начале ноября 1918 г. Крупнейшие города Германии - Гамбург, Лейпциг, Мюнхен, Бремен - присоединились к ней. Под влиянием октябрьской революции 1917 г. в России повсеместно возникали советы рабочих и солдатских депутатов, которые брали власть в свои руки. 9 ноября революция победила в Берлине. Кайзер Вильгельм бежал в Голландию. В создавшейся обстановке императорское правительство сочло за лучшее передать власть в руки социал-демократической партии, возложив на нее "спасение отечества". В основе программ социал-демократов была идея постепенного, реформистского продвижения к социальному государству всеобщего благополучия и социальной защищенности. Теоретики социал-демократии (Э. Бернштейн, Н. Каутский и д.р.) предсказывали успешный, мирный путь развития страны через разного рода реформы, возможные при неуклонном росте производства, а значит, и жизненного уровня трудящихся. Они считали возможным мирное врастание рабочего класса в общество всеобщего благоденствия, без классовой борьбы и социальной революции. Получив признание Берлинского совета депутатов трудящихся, Временное социал-демократическое правительство во главе с Максом Эбертом начало подготовку к созыву Учредительного собрания, которое должно было решить вопрос о будущем государственном устройстве Германии. Выборы в Учредительное собрание состоялись в январе 1919 г. Буржуазные партии получили около 16 млн. голосов, социал-демократическая - 13,5 млн. Собрание было созвано в г. Веймаре, небольшом культурном центре Германии, лишенном промышленных предприятий. Отсюда и название выработанной здесь конституции - Веймарская. В знак доверия и признательности социал-демократам Учредительное собрание избрало временным президентом Германии Макса Эберта, бывшего с 1916 г. руководителем социал-демократической партии в рейхстаге, а затем назначенного канцлером (по указу принца Макса Баденского). Коалиция трех партий - социал-демократической, демократической, партии Центра - составило правительство Германии во главе с социал-демократом Шейдеманом. Оно решило вопрос о подписании Версальского мирного договора, утвердило бюджет и приняло новую конституцию Германии. Ее авторство принадлежит юристу либерального направления, министру внутренних дел Гуго Прейсу. При голосовании за конституцию было подано 262 голоса, против - 75.

Веймарская конституция 1919 г

Эта конституция превратила Германию в буржуазную парламентскую республику во главе с президентом. Однако было сохранено название "Германская империя".

Высшим законодательным органом являлся рейхстаг. Он избирался на 4 года всеобщим, прямым и тайным голосованием. Конституция вводила пропорциональную систему выборов. Вся Германия делилась на 35 избирательных округов. Партии, принимавшие участие в выборах, выступали каждая со своим списком кандидатов. Депутатские места распределялись соответственно числу голосов, поданных за тот или иной список: больше голосов - больше мест. Рейхстаг считался нижней палатой парламента. Верхняя называлась рейхсратом (имперским советом). Она состояла из представителей земель, на которые делилась "Единая Германия". Пруссия имела в рейхсрате 26 голосов, Бавария - 10, Саксония - 7, Вюртемберг - 4, Баден - 3, Гессен - 2, Гамбург-2, Тюрингия -2, остальные земли по одному. При несогласии палат решение вопроса принадлежало президенту республики: он либо присоединялся к рейхсрату, либо выносил решение спорного вопроса на референдум. Всего земель было 18: 15 республик и 3 "вольных города", пользовавшихся автономией. Каждая из земель имела свою конституцию, составленную в соответствии с имперской, свой законодательный орган-ландтаг и свое правительство.

Особое внимание Веймарская конституция уделяла президенту республики. Как и рейхстаг, президент избирался всеобщим голосованием. Его власть во многом походила на монархическую:

а) При несогласии палат решение вопроса передавалось на усмотрение президента.

б) Он мог противопоставить свою власть рейхстагу и в таком вопросе, как назначение того или иного лица на должность канцлера (Этим правом воспользуется в 1933 г. президент Гинденбург, назначая канцлером Гитлера).

в) Президент мог распустить рейхстаг и назначить новые выборы. Командование вооруженными силами, назначение на высшие военные и гражданские должности также находились в его компетенции.

г) Особые полномочия давала президенту ст. 48. Она разрешала введение чрезвычайного положения в любой момент, который президент сочтет "опасным для существующего порядка". Чрезвычайное положение связывалось с правом применить вооруженную силу и приостанавливать действие гражданских свобод.

д) К компетенции президента относилось и назначение правительства. Оно было ответственно перед рейхстагом, но, как показал опыт последующих лет, могло существовать и с опорой на президента.

Конституция подчеркивало особое значение главы имперского правительства - канцлера, которому поручалось "формирование руководящих принципов политики" (ст. 56) Т.о., сквозь новое республиканское устройство проступали старые черты: Кайзера в роли президента республики и Бисмарка в роли канцлера.

Установив существование разного рода выборных органов государственной власти, конституция постановляла, что "чиновники назначаются пожизненно" (ст. 129).

Конституция 1919 г. провозглашала свободу слова, совести, печати, собраний, ассоциаций и т.д. Однако на государство были возложены обязанности "нравственного попечения о душе" и обязательное религиозное воспитание детей (формально школа была отделена от церкви). Конституции узаконила создание рабочих советов на предприятиях и в округах: "Рабочие и служащие призваны на равных правах совместно с предпринимателями участвовать в установлении размеров заработной платы и условий труда". Таким образом, защита социальных и хозяйственных интересов рабочих и служащих возлагалась на их представительные органы:

1. Рабочие советы предприятий.

2. Окружные рабочие советы.

3. Имперский рабочий совет (высший орган). Правительство должно было предоставлять заключение Императорского экономического совета законопроекты социального и хозяйственного характера. Совет и сам мог вносить в парламент подобные законопроекты. Кроме того, Конституция предоставила рабочим и экономическим советам контрольные и административные полномочия в отдельных отраслях.

Конституция объявила частную собственность социальной обязанностью, которая обеспечивается должной защитой. Принудительное отчуждение собственности могло производиться только "для блага общества, на законном основании и за соответствующее вознаграждение"

Приход фашистов к власти

Веймарская республика просуществовала 14 лет. Вся ее история - это борьба промышленно-финансовой монополии - с одной стороны, и рабочего класса - с другой. В 1923 г. Германия снова переживает революционную ситуацию. В Саксонии и Тюрингии возникают рабочие правительства, в Гамбурге вспыхивает вооруженное восстание под руководством коммунистов. Положение едва стабилизировалась, как разразился мировой экономический кризис 1929 г. Уровень промышленного производства снизился почти в 2 раза, безработица достигла 9 млн. чел. Рабочие переходили на сторону компартии. На выборах 1930 г. она получила 4,5 млн. голосов. Угроза новой революции заставила буржуазное правительство Германии искать опору в фашистской партии Гитлера. Гитлеровская "национал-социалистическая рабочая партия" возникла в 1919 г. Ее программа возвещала создание нового немецкого "рейха", великой империи, построенной за счет порабощения всех других наций, искоренение марксизма и коммунизма; физическое истребление евреев. Решение экономических проблем фашисты видели в милитаризации экономики. Они обещали рабочим уничтожение безработицы, крестьянам - повышение цен с/х продукции, лавочникам - ликвидацию крупных магазинов. Непримиримая борьба КПГ с социал-демократами, подвергаемая просталинскими решениями Коминтерна, стала причиной раскола двух рабочих партий Германии, которые должны были бы выступить единым антифашистским фронтом. 30 ноября 1933 г. президент Германии фельдмаршал Гиндесбург назначил Адольфа Гитлера на пост императорского канцлера (рейхсканцлера).

Политический и государственный строй гитлеровской Германии

Придя к власти, фашизм начал с ликвидации буржуазно-демократических свобод. Февральский декрет 1933 г., названный "В защиту народа и государства", отменил свободу личности, слова, печати, собраний. Второй декрет, названный "В защиту германского народа", наделил неограниченными правами полицию. На коммунистов и социал-демократов обрушились репрессии. Депутаты компартии в рейхстаге были лишены мандатов и арестованы. В марте 1933 г. компартия была вообще запрещена, ее пресса закрыта. Поводом для этого стал провокационный поджог рейхстага в ночь на 26 февраля 1933 г. В поджоге обвинили болгарских коммунистов (Г. Димитрова и др.).

В итоге право на существование и господство получила одна лишь национал-социалистическая партия. Профессиональные союзы были распущены, средства их конфискованы. Взамен нацисты создали свои собственные профсоюзы, которые находились под контролем партии. Вскоре нацистская партия стала частью правительственной системы. Пребывание в рейхстаге и на правительственной службе связывалось с присягой на верность национал-социализму. Центральные и местные партийные органы получили правительственные функции и практически решали все вопросы правления. Решение съездов партии получали силу закона с момента их принятия. Фашистская партия имели особое устройство. Ее члены были обязаны безусловно подчиняться местным фюрерам, которые назначались сверху и только по этой линии несли ответственность. В непосредственном подчинении партийного центра находились штурмовые отряды (СА), охранные отряды (СС), особые воинские части боевиков. Совершенные членами партии преступления рассматривались особыми судами, выделенными из общей судебной системы и по особому ритуалу (на тайных заседаниях).

Особое место в системе репрессированного аппарата занимала государственная тайная полиция (гестапо). Государственная власть в гитлеровской Германии сосредоточилась в правительстве, а правительственная - в особе фюрера. Закон от 24.03.1933 г. разрешил императорскому правительству, не спрашивая санкции парламента, издавать акты, уклоняющиеся от конституции 1919 г. Августовский закон 1934 г. ликвидировал должность президента республики. Его полномочия передавались фюреру, который также оставался главой правительства. Фюрер назначен пожизненно, он ни перед кем не нес ответственность и мог назначать себе преемника. Рейхстаг стал фиктивным органом. Деление государства на земли с их традиционным населением было ликвидировано в целях повсеместной централизации управления. Управление областями поручалось чиновникам, которых назначало правительство. Местного самоуправления не существовало. Государственный аппарат в соответствии с законом от 7.04.1933 г. подвергался чистке от противников нацизма, затем был увеличен в два раза.

Руководство экономикой

В гитлеровской Германии существовала связь между правящей нацисткой партии, государством и монополиями. По закону от 27.02. 1934г. в стране учреждались хозяйственные палаты: общеимперская и провинциальная. Во главе их поставлены крупнейшие банкиры и промышленники. Палатам предоставлялись полномочия регулировать экономическую жизнь и социальные отношения. В результате средняя продолжительность рабочего дня возросла с 8 до 10-12 часов. Палаты проводили искусственное картелирование, в результате которого мелкие предприятия поглощались крупными. "Закон о порядке национального труда" от 20.03.1934 г. объявил высшей инстанцией для рабочих данного предприятия предпринимателя - "фюрера". В его компетенцию входило установление продолжительности рабочего дня, видов вознаграждения, размеров штрафов, увольнение за проступки. В 1938 г. была введена всеобщая трудовая повинность.

Вывод: Недолговечность Веймарской республики и приход к власти фашистов были обусловлены несколькими причинами:

Происходят масштабные изменения в политико-правовой жизни: урбанизация, технические разработки, две мировые войны, холодная война, глобализация приводят к единству и взаимосвязи человечества. Противоречивая эпоха: при общей тенденции к демократизации мирной политической жизни развивается терроризм, локальные войны.

Прямые последствия 1 мировой войны:

1) новая расстановка сил в мире

2) появление надправительственной организации Лига Наций (44 государства) – прообраз ООН

3) глобальные перемены во всех сферах жизни

4) социальные конфликты

5) конец европейских империй, их распад

6) во 2-ой половине 20в. распад колоний

7) новые типы государств: социалистические и тоталитарные

8) рост роли и значения исполнительных структур

Итогом 1 мировой войны стало появление фашистского движения, сначала в виде политических партий тоталитарного типа, затем в виде особого государственно-правового уклада. Стремление к государственно-политическому авторитаризму вместе с программой социальных реформ стали одним из важнейших факторов мирового государственного развития между двумя войнами.

· создание международных организаций

· эволюция государств либеральной демократии

· неизбежность демократического пути во всемирном масштабе

· попытки преодолеть элитарный характер власти, ограничить частную собственность в пользу национальных богатств

2.Изменения в праве проявлялись не только в классовой, но и в общерегулятивных функциях права. Увеличивается роль юридической формы общественных отношений. Изменяются источники права: новые кодексы, производятся крупные кодифицированные работы над новым источником – международными договорами. Наблюдаются 2 основные тенденции в развитии права:

1) дробление традиционных отраслей права

2) тесное переплетение гражданских прав

3) определяется перспектива правового регулирования в условиях развития технологий.

Особенности развития права после 2 мировой войны: возрастание воздействия международных правовых норм на внутреннее право отдельных государств.

1. падение монархии и ноябрьская революция 1918г.

2. Веймарская конституция

3. эволюция государственного строя республики

1.Первая мировая война 1914-1918гг. привела к истощению Германии. В ноябре 1919г. начинается революция (буржуазно-демократическая). 10 ноября Вильгельм 2 покинул Германию. Глава правительства Баден, уходя со своего поста, передал его социал-демократу Эберту. Революцию возглавили 2 партии: социал-демократы и независимые демократы. Премьером стал Эберт. Германия – социальная республика.

11 ноября 1918г. заключено перемирие в Компьенском лесу (мирный договор подписали в Версале). Условия мирного договора, заключенного летом 1919г. были очень тяжелыми: Германия теряла 1/8 часть территории, 1/10 часть населения, Эльзас и Лотарингию, где находились 75% угольного запаса Германии, обязаны были выплачивать непосильные репарации. Эти условия вызывали недовольство населения Германии и являлись условиями нестабильности.

В декабре 1918г. созван всегерманский съезд советов. В декабре 1919г. произошли выборы в национальное собрание, но победу одержали буржуазные партии и центристы, социал-демократы набрали 45,5% голосов.

2.6 февраля 1919г. в Веймаре учредительное собрание, цель – выработка конституции. 11 февраля первым президентом Германской республики стал Эберт. 13 февраля коалиционное правительство в составе социал-демократов, христианской демократической партией и демократической партией. 31 июля принята конституция, за которую проголосовало 62% депутатов, в основном социал-демократы. 11 августа 1919г. конституция вступила в силу, т.к. была подписана президентом.

Состояла из преамбулы и 2 частей:

1 часть – устройство и задачи Германии (7 разделов)

2 часть – основные права и обязанности немцев (5 разделов)

Германия объявлялась республикой, федерация из 18 земель, каждая земля имела свою конституцию, парламент, правительство, но отмечалось преимущество имперского законодательства над законодательством земель. Президент избирался на 7 лет всеобщим голосованием (участвовали женщины с 20 лет), главнокомандующий, назначал правительство и других должностных лиц, судей. Президент получал право союзной экзекуции – мог приостановить действия прав и свобод граждан на территории определенной земли.

Главный законодательный орган – рейхстаг. Парламент состоял из 2 палат: рейхсрат и рейхстаг (нижняя палата избиралась всеобщим прямым тайным голосованием на 4 года по пропорциональной системе. Рейхсрат: представительство от правительства отдельных земель. Ключевая роль рейхстагу. Глава имперского правительства – канцлер (рейх-канцлер), назначался президентом, но как и всё правительство нес ответственность перед рейхстагом.

Федерация носила специфический кооперативный характер, т.е. выражала тенденцию к сотрудничеству земель. Все федерации сосредотачивали у имперской власти.

Права и обязанности немцев: равенство мужчин и женщин, возможность приобретения гражданства, свобода передвижения, запрет по национальному и языковому признаку. Провозглашалось всеобщее избирательное право, военнообязанность мужчин, обязательность всеобщего образования в народных школах, право на труд.

Федорова Ольга Олеговна, аспирант кафедры всеобщей истории Орловского государственного университета.

Объединение Германии явилось важным событием национального и международного масштаба, которое позволило по-новому определить облик Европы и место современного германского государства в мировом сообществе.

Камнем преткновения в спорах о дальнейшей судьбе Германии после Второй мировой войны являлось отсутствие мирного договора. Решения Потсдамской конференции 1945 г. обозначали лишь основные направления немецкого урегулирования и не являлись международным правовым актом. "Отсутствие мирного договора превращает мир в перемирие" . Мирный договор, который с немецкой стороны могла заключить только дееспособная Германия как военный противник, был невозможен, поскольку дальнейшее существование единого германского государства союзниками ставилось под сомнение. Это породило расхождения в полемике о дальнейшей судьбе немецкого народа и его международной правосубъектности.

Галкин А.А. Перемирие или мир? // Новое время. 1961. N 3. С. 7.

Послевоенная Германия представляла собой всего лишь "объект мировой политики", поэтому без ее участия Потсдамская конференция "большой тройки" в июле - августе 1945 г. приняла решение о согласованной политике четырех "Д". Ликвидировалась Восточная Пруссия, сокращая при этом немецкую территорию на 24% . Четыре зоны оккупации и раздел Берлина фактически упразднили единую Германию. Однако начавшиеся после Второй мировой войны разногласия между СССР и западными союзниками способствовали началу процесса восстановления национального суверенитета Германии. Оккупированные Великобританией и США части Германии 1 января 1947 г. объединились в совместную экономическую зону - Бизонию, а в апреле 1949 г. туда вошла и французская зона. Так возникла Тризония - прообраз будущей Западной Германии .

Филитов А.М. Германский вопрос: от раскола к объединению. Новое прочтение. М., 1993. С. 54.
Антонов И.П. Политико-правовые основы немецкого рейха. Международный аспект // Обозреватель. 2008. N 8. С. 122.

Весной 1948 г. в Лондоне на конференции послов США, Великобритании, Франции, Бельгии, Голландии и Люксембурга было предложено преобразовать западные зоны в самостоятельное государство с временным западногерманским правительством . Предполагалось созвать Учредительное собрание для разработки проекта демократической федеральной конституции - основного закона, который должен быть рассмотрен Парламентским советом, созданным из представителей ландтагов. Для ускорения создания правового демократического немецкого государства одним из решений Вашингтонской конференции министров иностранных дел США, Великобритании и Франции 5 - 8 апреля 1949 г. было принятие Оккупационного статута, который должен был стать соглашением между тремя западными державами, с одной стороны, и с западногерманским государством - с другой . Его положения устанавливали право будущей ФРГ для формирования системы законодательных, исполнительных и судебных органов на уровне федерации и земель. В компетенции оккупационных властей оставались вопросы экономики, политики и безопасности, а также контроль над внешней торговлей.

Там же. С. 126.
Андреев Е.В. Германия. Осенняя сказка, или Еще раз об объединении ФРГ и ГДР. М., 2007. С. 35.

В 1949 г. вступил в действие Основной закон, провозгласив образование ФРГ . В зоне оккупации Советского Союза незамедлительно последовала ответная реакция. Немецкий народный совет в том же году одобрил Конституцию ГДР, которая вступила в действие 7 октября 1949 г. .

Grundgesetz fur die Bundesrepublik Deutschland (23 Mai 1949) // BGBl. I. 1949. S. 1.
Филитов А.М. Указ. соч. С. 67.

Первоначально в обоих германских государствах раздел воспринимался как временное явление. Тем не менее две страны различных государственных идеологий очень быстро в мировом сообществе стали признаваться как самостоятельные субъекты международного права, хотя юридически свои взаимоотношения две Германии закрепили только в 1972 г. в договоре об основах отношений между ГДР и ФРГ . Международное признание двух германских государств не могло не породить идею о перспективе объединения Германии. Перестройка и демократизация в СССР дали шанс объединительному процессу. На встрече министров иностранных дел четырех держав-победительниц в Оттаве 13 февраля 1990 г. было решено проведение переговоров по формуле "2 + 4" (на уровне министров иностранных дел СССР, США, Великобритании и Франции, с одной стороны, и ГДР и ФРГ - с другой) .

В конституционно-правовом смысле процесс объединения Германии означал: с 3 октября 1990 г. ГДР оказалась в сфере территориального действия Основного закона ФРГ 1949 г. (ч. 2 ст. 23) . С этого момента государственный режим и правовая система ГДР прекратили свое существование, а конституционный строй ФРГ распространился на всю территорию бывшей ГДР. Таким образом, не произошло возникновения нового государства. Внутренние аспекты немецкого единства были урегулированы между ФРГ и ГДР через первый государственный договор "О создании валютного, экономического и социального союза между ФРГ и ГДР" от 18 мая 1990 г. . Валютный союз принес единое валютное пространство и объявил немецкую марку единственным платежным средством в ГДР. Экономический союз имел целью отмену социалистического планового хозяйства и введение социальной рыночной экономики. ГДР переняла основные положения федерального трудового права и систему социального обеспечения. Ответственность за валютно-финансовую политику единой Германии передавалась Федеральному банку, распространив его компетенцию на территорию ГДР. Следующей ступенью на пути к немецкому единству был договор "О подготовке и проведении первых общегерманских выборов немецкого бундестага" от 3 августа 1990 г., в котором были созданы предпосылки и единая правовая основа для общегерманских выборов, намеченных на 2 декабря 1990 г. . Создание единого германского государства практически завершалось договором между ФРГ и ГДР "Об установлении единства Германии", подписанным 31 августа 1990 г. .

Филитов А.М. Указ. соч. С. 69.
Stern K. Vertrage und Rechtsakte zur deutschen Einheit. B. 1.: Staatsvertrag zur Wahrungs-, Wirtschafts- und Sozialunion. Munchen, 1991. S. 79.
Ibid.
Vertrag zwischen der Bundesrepublik Deutschland und der Deutschen Demokratischen Republik liber die Herstellung der Einheit Deutschlands (Einigungsvertrag) vom 31. August 1990 // Der Einigungsvertrag. Der vollstandige Text mit alien Ausfuhrungsbestimmungen und Erlauterungen. Bonn, 1991. S. 901.

С международно-правовой точки зрения это было легитимное решение, и оно не требовало особой процедуры принятия ГДР в состав ФРГ. ФРГ взяла на себя обязательство посредством принятия парламентом соответствующего правового акта ввести в действие Основной закон ФРГ на вошедшей в ее состав территории. Договор "Об объединении" от 31 августа 1990 г. являлся международным договором. Федеральный конституционный суд в своем решении от 18 сентября 1990 г. постановил, что "договор "Об объединении" имеет силу международного права, даже если по содержанию он регулирует не внешние отношения ФРГ" .

Тихомиров А.В. Указ. соч.

Договор "Об окончательном урегулировании в отношении Германии" от 12 сентября 1990 г., подписанный СССР, США, Великобританией и Францией с ФРГ и ГДР, прекратил права и ответственность четырех держав, связанные с оккупацией Германии, и особый статус Германии, созданный в результате Второй мировой войны . Фактически этот договор восстановил немецкий суверенитет, поскольку содержал решение по всему комплексу внешних аспектов германского единства. Относительно проблем, связанных с территориальной завершенностью единой Германии и идеей германского рейха, то de jure они урегулированы, что же касается de facto, историческая память - единственный вид памяти, который не стирается: на современных политических, физических и других картах, издаваемых в ФРГ, географические наименования обозначаются такими, какими они были во времена германского рейха.

В послевоенной истории Европы объединение Федеративной Республики Германия и Германской Демократической Республики явилось, по существу, первым примером решения сложных международных проблем на основе права, закона и исторической справедливости. Образование единой Европы было невозможно без решения германского вопроса, который был очагом длительной послевоенной напряженности в Европе.

Мы используем файлы Cookie. Просматривая сайт, Вы принимаете Пользовательское соглашение и Политику конфиденциальности.

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: