Генеральный суд сколько судей

Обновлено: 17.04.2024

1 октября 2019 г. произошло поистине историческое событие: заработали апелляционные и кассационные суды в экстерриториальном режиме, т. е. находящиеся не в том же субъекте Федерации, в котором рассматривается дело судом первой инстанции. Каждый такой кассационный суд (КСОЮ) пересматривает судебные акты судов нескольких субъектов Федерации (от 7 до 13). Это первая за всю новейшую историю Российской Федерации судоустройственная реформа судов общей юрисдикции.

Изначальный замысел авторов реформы абсолютно правильный и полезный: создать структурно самостоятельные кассационные и апелляционные суды общей юрисдикции в целях максимального обеспечения их независимости и самостоятельности, что также позволит оптимизировать судебную нагрузку.

Проблема, однако, в том, что для реализации этой задачи вопрос территориальной отдаленности и размещения суда на территории другого субъекта Федерации – условие, безусловно, необходимое, но, увы, недостаточное. И извечный вопрос «А судьи кто?» тут ключевой.

В проверочных инстанциях дела рассматриваются коллегиально, в составе трех судей. От них требуется не только профессиональный юридический взгляд, но и, если угодно, жизненная мудрость, позволяющая оценивать обстоятельства дела и нормы права не только по букве, но и духу закона. Именно тут, в результате правового обсуждения тремя судьями в режиме тайны совещательной комнаты, кристаллизируется истина. Кроме того, правовые позиции этих судов становятся ориентирами для нижестоящих судов.

Судебная реформа открыла окно возможностей по формированию по-настоящему новых судов. Речь не про новые здания, а про появление новой, современной генерации судей, которые, обладая необходимыми знаниями, опытом, высоким уровнем независимости, широтой взглядов, смогут коренным образом изменить уровень судебной защиты граждан, стать настоящим заслоном на пути у огрехов, упущений и ошибок, допущенных нижестоящими судами, и будут содействовать формированию практики единообразного применения законов.

На мой взгляд, в эти суды важно было набирать, во-первых, самых профессиональных и опытных судей, учесть и статистику, и реноме в юрсообществе, и общественное мнение, т. е. руководствоваться меритократическими принципами отбора, а не непотическими (лояльность превыше профессионализма). Во-вторых, как мне представляется, полезно было бы дополнить судейский состав значимой – процентов на 30–40 – долей некадровых (т. е. вообще не имеющих судейского стажа) кандидатов: ученых, сотрудников прокуратуры, госслужащих, адвокатов, корпоративных юристов. Они способны значительно изменить подход и взгляд на рассмотрение дел в кассации, добавив альтернативное видение обычному судейскому modus operandi.

Вышло, однако, иначе.

ВККС – орган, который осуществляет отбор судей – в 2019 г. работала поистине стахановскими темпами, отделяя зерна от плевел. Все профессиональное сообщество очень внимательно следило за процессом отбора и за его результатами. Очень интересно и познавательно было наблюдать за тем, какие вопросы претендентам задают члены ВККС и что те отвечают. Есть, конечно, классические и привычные вопросы – вроде конфликта интересов, оплаты штрафов за нарушение ПДД претендентами и их родственниками, некорректного изложения информации в анкетах и декларациях (и, конечно, мой любимый вопрос к претендентам-мужчинам: «Служили ли в армии и если нет, то почему?»). Но были и новые – например, почему кандидат желал бы переехать в другой регион. Тут самый популярный вариант ответа был про родственников в другом городе или детей, которые учатся в вузе в том регионе, в который собирается судья: у некоторых членов ВККС такие ответы вызвали новые вопросы. Еще один важный вопрос – разговаривал ли кандидат с главой суда до подачи документов. Обычно рекомендуется обсудить возможность назначения до конкурса.

Кого же в итоге отобрали в новые суды? К 1 октября в новые кассационные суды (КСОЮ) президентом назначены 466 судей – это 65% от их штатной численности. Процесс набора судей еще не завершен, но уже сейчас, к сожалению, налицо очевидные признаки того, что реформа может не достичь поставленных целей и задач, поскольку реального обновления – ни качественного, ни даже территориального – пока не произошло.

Мной были изучены данные всех назначенных судей. Меня интересовало, были ли они судьями до назначения в КСОЮ, в каком регионе работали до назначения, есть ли у них научные степени. Таким образом я хотел оценить степень обновления судейского корпуса – или же констатировать, что старые судьи просто получили новый статус и новые кабинеты. Изучались только суды кассационной инстанции, поскольку им подведомственны почти все дела, рассматриваемые районными судами.

Оказалось, что из 466 судей только трое до назначения были не судьями, а учеными – преподавателями вузов. Все они были назначены в Первый КСОЮ (Саратов), который нами удостоен номинации «Самый наукоемкий суд»: в нем работают 10 кандидатов юридических наук и даже один судья с докторской степенью.

В номинации «Все флаги в гости будут к нам» победил Шестой КСОЮ: там будут работать 8 бывших арбитражных судей и еще 3 из военных судов. Возможно, это объясняется тем, что у председателя Шестого суда в анамнезе руководство гарнизонным военным и Одиннадцатым арбитражным апелляционным судами.

В номинации «Варяги» победил Второй КСОЮ (Москва): в его составе судьи из 28 регионов России. Но он такой один: большинство судов оказались сформированы по принципу «где родился, там и сгодился», причем доля «местных» судей (или даже судей из одного суда) в некоторых КСОЮ превышает 50% (см. таблицу). Эти данные наглядно демонстрируют, что в Шестом, Седьмом, Восьмом и в особенности в Девятом КСОЮ никакого обновления не произошло. А значит, ожидать здесь каких-то глобальных изменений поведенческих паттернов и судебной практики могут только люди в розовых очках.

Но это не единственная тревожная тенденция. Как показал наш анализ, почти во всех судах кадровый состав зависит не только и не столько от того, где работали до назначения сами судьи, сколько от того, где работал председатель соответствующего КСОЮ. Иначе говоря, председатели просто привели свои команды – это точно касается Седьмого, Восьмого и Девятого судов. Есть две бросающихся в глаза аномалии – «нижегородская» и «башкирская»: председатели Второго и Пятого КСОЮ взяли с собой не только своих заместителей, но и огромное количество судей из судов, которые они ранее возглавляли (20 и 13 судей соответственно).

Само желание руководителя суда работать с судьями, которых он знает и понимает, что от них можно ожидать, по-человечески совершенно понятно и неудивительно. Но вряд ли оно отвечает глобальным целям реформы, а комфорт и удобство руководителей судов к ним точно не относятся. Точнее будет сказать, в какой-то части им явно противоречит.

Будучи неисправимым оптимистом и не желая быть алармистом, я хотел бы надеяться, что эти результаты первого этапа реализации реформы будут изучены и проанализированы – и оставшиеся 35% судейского корпуса будут набираться «с чувством, с толком, с расстановкой», а главное – в соответствии с декларируемыми целями изменений. Ведь даже 10% пассионарных, независимых и компетентных судей могут значительно изменить правовой ландшафт и повысить уровень судебной защиты граждан.

1. Верховный Суд Российской Федерации состоит из ста семидесяти судей Верховного Суда Российской Федерации.

2. Верховный Суд Российской Федерации действует в следующем составе:

1) Пленум Верховного Суда Российской Федерации;

2) Президиум Верховного Суда Российской Федерации;

3) Апелляционная коллегия Верховного Суда Российской Федерации - в качестве судебной коллегии Верховного Суда Российской Федерации;

4) Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации;

5) Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации;

6) Судебная коллегия по уголовным делам Верховного Суда Российской Федерации;

7) Судебная коллегия по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации;

8) Судебная коллегия по делам военнослужащих Верховного Суда Российской Федерации;

9) Дисциплинарная коллегия Верховного Суда Российской Федерации - в качестве судебной коллегии Верховного Суда Российской Федерации.

3. Изменения в состав Верховного Суда Российской Федерации вносятся путем внесения изменений в настоящий Федеральный конституционный закон.

Статья 18. Органы судейского сообщества в Верховном Суде Российской Федерации

В Верховном Суде Российской Федерации действуют общее собрание судей Верховного Суда Российской Федерации и Совет судей Верховного Суда Российской Федерации, полномочия, порядок формирования и деятельности которых регулируются положением, принимаемым общим собранием судей Верховного Суда Российской Федерации.

Статья 19. Научно-консультативный совет при Верховном Суде Российской Федерации

1. Для подготовки научно обоснованных рекомендаций по принципиальным вопросам судебной практики при Верховном Суде Российской Федерации действует Научно-консультативный совет, состав которого утверждается Пленумом Верховного Суда Российской Федерации.

2. Организация и порядок деятельности Научно-консультативного совета при Верховном Суде Российской Федерации определяются положением о нем, утверждаемым Пленумом Верховного Суда Российской Федерации.

Лебедев Вячеслав Михайлович

1. Верховный Суд Российской Федерации состоит из ста семидесяти судей Верховного Суда Российской Федерации.

2. Верховный Суд Российской Федерации действует в следующем составе:

1) Пленум Верховного Суда Российской Федерации;

2) Президиум Верховного Суда Российской Федерации;

3) Апелляционная коллегия Верховного Суда Российской Федерации - в качестве судебной коллегии Верховного Суда Российской Федерации;

4) Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации;

5) Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации;

6) Судебная коллегия по уголовным делам Верховного Суда Российской Федерации;

7) Судебная коллегия по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации;

8) Судебная коллегия по делам военнослужащих Верховного Суда Российской Федерации;

9) Дисциплинарная коллегия Верховного Суда Российской Федерации - в качестве судебной коллегии Верховного Суда Российской Федерации.

3. Изменения в состав Верховного Суда Российской Федерации вносятся путем внесения изменений в настоящий Федеральный конституционный закон.

Статья 12. Председатель Верховного Суда Российской Федерации

1. Председатель Верховного Суда Российской Федерации назначается на должность Советом Федерации Федерального Собрания Российской Федерации сроком на шесть лет по представлению Президента Российской Федерации и при наличии положительного заключения Высшей квалификационной коллегии судей Российской Федерации.

2. Одно и то же лицо может быть назначено на должность Председателя Верховного Суда Российской Федерации неоднократно.

На Председателя Верховного Суда Российской Федерации не распространяется установленный федеральными конституционными законами и федеральными законами предельный возраст пребывания в должности судьи.

3. Председатель Верховного Суда Российской Федерации наряду с осуществлением полномочий судьи Верховного Суда Российской Федерации и процессуальных полномочий, установленных для Председателя Верховного Суда Российской Федерации федеральными конституционными законами и федеральными законами, осуществляет следующие функции:

1) обеспечивает решение относящихся к его компетенции вопросов организации деятельности Верховного Суда Российской Федерации, системы судов общей юрисдикции и системы арбитражных судов;

2) организует работу по изучению и обобщению судебной практики, анализу судебной статистики;

3) созывает Пленум Верховного Суда Российской Федерации и председательствует в его заседаниях;

4) представляет на утверждение Пленума Верховного Суда Российской Федерации кандидатуру секретаря Пленума Верховного Суда Российской Федерации и состав Научно-консультативного совета при Верховном Суде Российской Федерации;

5) осуществляет планирование работы Пленума Верховного Суда Российской Федерации, формирует повестку дня заседания Пленума Верховного Суда Российской Федерации;

6) созывает Президиум Верховного Суда Российской Федерации и председательствует в его заседаниях;

7) распределяет обязанности между заместителями Председателя Верховного Суда Российской Федерации и судьями Верховного Суда Российской Федерации;

8) представляет Президенту Российской Федерации кандидатов для представления в Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации для назначения в установленном порядке на должность судьи Верховного Суда Российской Федерации, в том числе первого заместителя Председателя Верховного Суда Российской Федерации, заместителей Председателя Верховного Суда Российской Федерации - председателей судебных коллегий Верховного Суда Российской Федерации, председателя Апелляционной коллегии Верховного Суда Российской Федерации, заместителя председателя Апелляционной коллегии Верховного Суда Российской Федерации, судьи Верховного Суда Российской Федерации;

9) представляет Президенту Российской Федерации кандидатуры судей Верховного Суда Российской Федерации для назначения в установленном порядке на должность члена Президиума Верховного Суда Российской Федерации;

10) формирует судебные составы судебных коллегий Верховного Суда Российской Федерации и назначает их председателей;

11) представляет Президенту Российской Федерации кандидатов для назначения в установленном порядке на должности судей федеральных судов, в том числе на должности председателей и заместителей председателей кассационных судов общей юрисдикции, апелляционных судов общей юрисдикции, верховных судов республик, краевых, областных судов, судов городов федерального значения, суда автономной области, судов автономных округов, военных судов, арбитражных судов округов, арбитражных апелляционных судов, арбитражных судов субъектов Российской Федерации, Суда по интеллектуальным правам;

12) утратил силу.

13) представляет кандидатуры из числа судей судебных коллегий Верховного Суда Российской Федерации для избрания Пленумом Верховного Суда Российской Федерации судьями Апелляционной коллегии Верховного Суда Российской Федерации и Дисциплинарной коллегии Верховного Суда Российской Федерации;

14) вносит в Высшую квалификационную коллегию судей Российской Федерации представления о квалификационной аттестации судей Верховного Суда Российской Федерации, а также о приостановлении или прекращении их полномочий;

15) вносит в Высшую квалификационную коллегию судей Российской Федерации представления о квалификационной аттестации председателей и заместителей председателей кассационных судов общей юрисдикции, кассационного военного суда, апелляционных судов общей юрисдикции, апелляционного военного суда, верховных судов республик, краевых, областных судов, судов городов федерального значения, суда автономной области, судов автономных округов, окружных (флотских) военных судов, арбитражных судов округов, арбитражных апелляционных судов, арбитражных судов субъектов Российской Федерации, Суда по интеллектуальным правам, а также о приостановлении или прекращении их полномочий;

16) вносит в Высшую квалификационную коллегию судей Российской Федерации представления о награждении государственными наградами Российской Федерации судей Верховного Суда Российской Федерации, судов общей юрисдикции и арбитражных судов;

17) вносит Президенту Российской Федерации представления о награждении государственными наградами Российской Федерации судей Верховного Суда Российской Федерации, судов общей юрисдикции и арбитражных судов на основании решения Высшей квалификационной коллегии судей Российской Федерации;

18) утратил силу с 1 сентября 2019 года.

19) организует проверку сведений о поведении судей Верховного Суда Российской Федерации, судов общей юрисдикции и арбитражных судов, не соответствующем предъявляемым к ним Законом Российской Федерации "О статусе судей в Российской Федерации" и кодексом судейской этики требованиям и умаляющем авторитет судебной власти;

20) представляет Верховный Суд Российской Федерации во взаимоотношениях с государственными органами, международными и межправительственными организациями;

21) взаимодействует с Правительством Российской Федерации при разработке проекта федерального бюджета в части финансирования судов;

22) назначает на должность и освобождает от должности Генерального директора Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации с согласия Совета судей Российской Федерации;

23) назначает на должность и освобождает от должности заместителей Генерального директора Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации по представлению Генерального директора Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации;

24) утверждает членов коллегии Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации, за исключением членов этой коллегии, входящих в ее состав по должности;

25) вносит Президенту Российской Федерации в установленном порядке представления о присвоении классных чинов государственной гражданской службы Российской Федерации Генеральному директору Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации и представления о награждении государственными наградами Российской Федерации Генерального директора Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации;

26) осуществляет общее руководство деятельностью аппарата Верховного Суда Российской Федерации;

27) назначает на должность и освобождает от должности работников аппарата Верховного Суда Российской Федерации;

28) вносит Президенту Российской Федерации в установленном порядке представления о присвоении классных чинов государственной гражданской службы Российской Федерации работникам аппарата Верховного Суда Российской Федерации, присваивает в пределах своей компетенции работникам аппарата Верховного Суда Российской Федерации классные чины государственной гражданской службы Российской Федерации;

29) вносит Президенту Российской Федерации представления о награждении государственными наградами Российской Федерации работников аппарата Верховного Суда Российской Федерации;

30) устанавливает правила внутреннего распорядка Верховного Суда Российской Федерации и осуществляет контроль за их соблюдением;

31) издает в пределах своей компетенции приказы и распоряжения;

31.1) принимает в соответствии с Законом Российской Федерации "О статусе судей в Российской Федерации" решение об увеличении размера единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилых помещений либо решение об увеличении размера общей площади жилого помещения, предоставляемого в собственность, для заместителей Председателя Верховного Суда Российской Федерации и судей Верховного Суда Российской Федерации;

32) осуществляет иные полномочия по организации работы Верховного Суда Российской Федерации.

Статья 13. Заместители Председателя Верховного Суда Российской Федерации

1. Первый заместитель Председателя Верховного Суда Российской Федерации, заместители Председателя Верховного Суда Российской Федерации - председатели коллегий Верховного Суда Российской Федерации назначаются на должность Советом Федерации Федерального Собрания Российской Федерации сроком на шесть лет по представлению Президента Российской Федерации, основанному на представлении Председателя Верховного Суда Российской Федерации, и при наличии положительного заключения Высшей квалификационной коллегии судей Российской Федерации.

2. Одно и то же лицо может быть назначено на должность заместителя Председателя Верховного Суда Российской Федерации неоднократно.

2.1. Предельный возраст пребывания в должности заместителя Председателя Верховного Суда Российской Федерации - 76 лет.

3. Заместители Председателя Верховного Суда Российской Федерации наряду с осуществлением полномочий судьи Верховного Суда Российской Федерации осуществляют установленные процессуальным законодательством Российской Федерации полномочия заместителя Председателя Верховного Суда Российской Федерации.

4. Заместитель Председателя Верховного Суда Российской Федерации - председатель судебной коллегии Верховного Суда Российской Федерации осуществляет руководство деятельностью этой коллегии.

5. Заместители Председателя Верховного Суда Российской Федерации также по поручению Председателя Верховного Суда Российской Федерации осуществляют отдельные полномочия, связанные с организацией деятельности Верховного Суда Российской Федерации.

6. В случае отсутствия Председателя Верховного Суда Российской Федерации его права и обязанности осуществляет один из заместителей Председателя Верховного Суда Российской Федерации.

Статья 18. Органы судейского сообщества в Верховном Суде Российской Федерации

В Верховном Суде Российской Федерации действуют общее собрание судей Верховного Суда Российской Федерации и Совет судей Верховного Суда Российской Федерации, полномочия, порядок формирования и деятельности которых регулируются положением, принимаемым общим собранием судей Верховного Суда Российской Федерации.

Состав судебной коллегии по гражданским делам Московского городского суда

Состав судей первой инстанции по рассмотрению гражданских дел

Дорохина Екатерина Михайловна

Павлов Александр Владимирович

Севастьянова Наталья Юрьевна

Сибул Жанна Александровна

Состав судей апелляционной инстанции по гражданским делам

Первый судебный состав

Председатель:

Магжанова Эльмира Абдулганиевна

Судьи:

Бабенко Ольга Игоревна

Зенина Лариса Серафимовна

Леонова Светлана Викторовна

Нестерова Елена Борисовна

Пашкевич Анна Михайловна

Тюрина Елена Петровна

Второй судебный состав

Председатель:

Гербеков Борис Исхакович

Судьи:

Брехова Светлана Ивановна

Вьюгова Наталья Михайловна

Кнышева Татьяна Викторовна

Курочкина Ольга Александровна

Лагунова Ольга Юрьевна

Максимова Елена Викторовна

Шокурова Лариса Валерьевна

Третий судебный состав

Председатель:

Иваненко Юлия Сергеевна

Судьи:

Анашкин Александр Анатольевич

Гиматудинову Людмилу Рустамовну

Колосова Светлана Ивановна

Павлова Ирина Петровна

Смолова Надежда Леонидовна

Харитонов Дмитрий Михайлович

Четвертый судебный состав

Председатель:

Вишнякова Наталья Евгеньевна

Судьи:

Воронина Ирина Вячеславовна

Егорова Юлия Григорьевна

Зельхарняева Альфия Исмаиловна

Ланина Лидия Евгеньевна

Лемагина Ирина Борисовна

Мошечков Александр Иванович

Щербакову Анастасию Вадимовну

Пятый судебный состав

Председатель:

Ефимова Ирина Евгеньевна

Судьи:

Андриясова Анна Святославовна

Марченко Евгения Викторовна

Полковников Сергей Вячеславович

Сурнина Марина Владимировна

Федерякина Елена Юрьевна

Шестой судебный состав

Председатель:

Новикова Ольга Анатольевна

Судьи:

Андроник Анна Владимировна

Гусева Ольга Геннадьевна

Каткова Галина Владимировна

Козина Татьяна Юрьевна

Матлахов Алексей Сергеевич

Салтыкова Людмила Викторовна

Суменкова Ирина Сергеевна

Фролова Людмила Александровна

Седьмой судебный состав

Председатель:

Пильгун Александр Степанович

Судьи:

Васильева Елена Владимировна

Грибова Елена Николаевна

Дементьева Екатерина Ивановна

Кочергина Татьяна Викторовна

Раскатова Наталья Николаевна

Шипикова Анна Геннадьевна

Восьмой судебный состав

Председатель:

Антонова Наталья Вадимовна

Судьи:

Боброва Юлия Михайловна

Дубинская Вера Константиновна

Иванова Елена Анатольевна

Мухортых Екатерина Николаевна

Сальникова Марина Львовна

Удов Борис Викторович

Филиппова Оксана Викторовна

Девятый судебный состав

Председатель:

Чубарова Надежда Вадимовна

Судьи:

Акульшина Татьяна Валерьевна

Куприенко Светлана Геннадьевна

Левшенкова Виктория Александровна

Морозова Динара Хамимовна

Мищенко Ольга Анатольевна

Олюнина Мария Васильевна

Десятый судебный состав

Председатель:

Семченко Алексей Владимирович

Судьи:

Дегтерева Ольга Валерьевна

Жолудова Татьяна Валерьевна

Заскалько Оксана Васильевна

Климова Светлана Валентиновна

Лобова Людмила Владимировна

Мызникова Наталья Владимировна

Пильганова Вера Михайловна

Рачина Ксения Анатольевна

Одиннадцатый судебный состав

Председатель:

Клюева Анжелика Игоревна

Судьи:

Аванесова Галина Александровна

Князев Алексей Александрович

Лукьянченко Виктор Васильевич

Пономарев Александр Николаевич

Суслов Дмитрий Сергеевич

Официальный портал судов общей юрисдикции города Москвы использует файлы cookie с целью персонализации сервисов и повышения удобства пользования порталом.

Если вы не хотите использовать файлы cookie, измените настройки браузера.

Исполнительные власти разных стран нередко меняют размер и состав конституционных судов. Обычно используют два механизма: добавление или сокращение количества судей и изменение пенсионного возраста. В России такое произошло в 1994 г., когда после конституционного кризиса количество судей увеличили с 13 до 19 человек. Несколько раз менялись положения о предельном сроке полномочий судьи Конституционного суда и предельном возрасте пребывания в должности. В Польше конституционный кризис, связанный с изменением состава суда, длится с 2015 г. (см. «Как польские судьи защищают свою независимость», «Ведомости», 21.11.2018).

Можно предположить, что цель – формирование более лояльного исполнительной власти суда. До сих пор эта задача решалась поправками к закону о Конституционном суде. Январские предложения Владимира Путина предполагают сокращение количества судей с нынешних 19 человек до 11 уже в Конституции. Это решение никак не мотивировано, и на первый взгляд кажется, что за ним стоят исключительно эстетические предпочтения реформаторов.

В XVIII в. маркиз Кондорсе рассуждал о принятии решений группой и вывел теорему жюри, которая впоследствии получила его имя. Если для каждого участника вероятность принятия правильного решения больше 1/2, то увеличение размера жюри увеличивает вероятность принятия правильного решения. Если же индивидуальные вероятности принятия правильного решения менее половины, то оптимальным будет жюри, состоящее из одного человека.

Иначе говоря, если суд составляет группа компетентных судей, каждый из которых принимает «верное» решение с вероятностью хотя бы чуть-чуть больше чем 1/2, то больший размер суда будет повышать качество правосудия. Таким образом, оптимальный размер суда определяется ожидаемой социальной выгодой от принятия правильного решения: чем она выше, тем больше оптимальный размер панели. Если сложное дело рассматривается одним судьей, то потенциальные общественные издержки от неправильного решения слишком высоки.

В сравнении с одним судьей групповое решение дает более качественный результат, поэтому по мере усложнения дел размер коллегий увеличивается. С другой стороны, чем выше ожидаемые затраты на увеличение размера панели (в том числе связанные с отказом от рассмотрения других дел), тем ниже оптимальный размер панели. Добавление в коллегию дополнительных судей может также снижать качество решений, спровоцировав «проблему безбилетника»: отдельные судьи будут меньше участвовать в принятии решений. Одновременно нельзя игнорировать известный из психологии оптимальный размер малой группы, т. е. 7 ± 2 человека. Бесконечное увеличение группы увеличивает также и издержки поиска компромисса и, следовательно, ухудшает результат.

Общество хотело бы сформировать такой суд, где каждый судья будет принимать верное решение. В первую очередь мы ожидаем, что решения суда будут беспристрастны. Каждый судья приходит в суд со своим жизненным опытом, установками и представлениями о правильном и лучшем. Чем больше размер суда, тем меньше шансов, что на решение повлияет единственная крайняя точка зрения, и выше шансы на более сбалансированный результат. В такой же логике можно рассуждать и о независимости судей. Возможности внешнего влияния на решение снижаются при росте размера коллегии. Увеличение размера суда также повышает его компетентность и, следовательно, доверие к принятым решениям. Привлечение к работе суда юристов с разным профессиональным опытом насыщает процесс принятия решения большим объемом информации и позволяет рассмотреть проблему с разных сторон. Наконец, легитимность и общественное признание решений суда растут, если он гарантирует демографическое разнообразие и привлекает к принятию решений представителей разных слоев общества с несходным жизненным опытом.

Институциональные условия работы суда также влияют на определение его размера. С самого начала Конституционный суд создавался с идеей всеобщего доступа к конституционному правосудию. Это означает очень высокую нагрузку. В среднем в год суд получает около 15 000 обращений. В 2019 г. он рассмотрел около 3000 обращений и вынес 41 постановление. До 2011 г. Конституционный суд рассматривал дела двумя панелями – из 9 и 10 человек. С точки зрения эффективности работы это было оптимальным решением. Состав панелей время от времени ротировался, что позволяло обмениваться компетенциями и балансировало работу суда. Отказ от панельного рассмотрения мог привести суд в неоптимальное с точки зрения принятия решений положение, поскольку негативные эффекты роста коллегии («проблема безбилетника», издержки коммуникации) значительно перевешивают позитивные ожидаемые эффекты от роста коллегии. В итоге сейчас в Конституционном суде четыре судейские вакансии, решения принимают 15 судей.

Политолог и правовед Том Гинзбург провел сравнительное исследование конституционных судов мира и нашел, что средний размер конституционных судов, созданных после 1989 г., – 11,25 судьи. Самый маленький суд работает в Молдове и состоит из шести судей, самый большой до сих пор был в России. Но уже Конституционный суд Германии состоит из 16 человек, разделенных на два сената по восемь человек. В Германии, как и в России, право обратиться в Конституционный суд является всеобщим. Чтобы обеспечить внимательное рассмотрение дел, внутри сенатов формируют коллегии по три судьи, один из трех меняется каждый год. Коллегии рассматривают большинство дел, и только наиболее сложные дела выносятся на рассмотрение сенатов.

Возможно, авторы поправок к Конституции России оказались внимательными читателями Гинзбурга и решили последовать примеру других постсоциалистических стран, но, по-видимому, оптимальным был как раз дизайн суда, состоящий из двух панелей в 9 и 10 человек: такое устройство обеспечило бы разность жизненного опыта и демографических характеристик судей.

Автор - научный сотрудник Института проблем правоприменения при Европейском университете в Санкт-Петербурге

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: