Генеральные принципы этики адвокатов международной ассоциации юристов

Обновлено: 19.04.2024

Международная ассоциация юристов (МАЮ) — крупнейшее профессиональное общественное объединение юристов мира, членами которой являются 2,5 миллионов юристов из 170 стран.

Адвокаты всего мира являются специализированными профессионалами, которые ставят интересы своих клиентов выше собственных интересов и стремятся поддерживать уважение к правовому государству. Они сочетают постоянное повышение уровня правовых знаний с оказанием юридической помощи клиентам, уважением к суду и оправданным желанием поддерживать разумные стандарты своего жизненного уровня. Между этими мотивами поведения часто бывают трения. Цель настоящих принципов заключается в установлении общепринятого профессионального стандарта, который ожидается от адвоката в любой стране мира.

1. Адвокаты должны поддерживать высочайшие стандарты доверия и сопричастности по отношению к тем, с кем они вступают в контакт.

2. Адвокаты должны относиться к интересам своих клиентов как к самому важному, при условии выполнения обязанностей перед судом, соблюдении требований правосудия и профессиональных этических стандартов.

3. Адвокаты должны уважать любое обязательство, данное при выполнении профессиональных обязанностей, до тех пор, пока это обязательство не выполнено либо отменено.

4. Адвокаты не должны принимать поручение, если интересы их клиентов находятся в противоречии с интересами самих адвокатов, их партнеров или других их клиентов.

5. Адвокаты должны всегда соблюдать конфиденциальность в отношении бывших и настоящих клиентов за исключениями, предусмотренными законодательством.

6. Адвокаты должны уважать право клиента на свободный выбор адвоката.

7. Адвокаты должны точно учитывать деньги клиентов, которые клиенты дали им на доверительное хранение, и должны держать эти деньги отдельно от собственных денег 1 .

8. Адвокаты должны поддерживать высокую степень собственной независимости для того, чтобы иметь возможность дать клиентам беспристрастный совет.

9. Адвокаты должны высказать своим клиентам беспристрастное мнение о вероятном исходе их дела и не создавать условий для не нужной работы, оплачиваемой клиентом.

10. Адвокаты должны прилагать все силы для выполнения своей работы компетентно и без задержки и не должны принимать поручение, если они не уверены в его квалифицированном выполнении.

11. Адвокаты вправе назначить разумный гонорар за свою работу. Требование гонорара не должно быть условием выполнения работы, которая заняла больше времени, чем было необходимо, либо сопровождалась ненужными действиями адвоката.

12. Адвокаты всегда должны относиться к своим коллегам в духе уважения, сотрудничества и справедливости.

Общий кодекс правил для адвокатов стран европейского сообщества

принят Советом Коллеги адвокатов и юридических обществ Европейского союза 28 октября 1988 года (Франция, Страсбург)

I. Введение

1.1. Место адвоката в общественной жизни

В любом правовом обществе адвокату уготована особая роль. Его обязанности не ограничиваются добросовестным исполнением своего долга в рамках закона. Адвокат должен действовать в интересах права в целом, точно так же, как и в интересах тех, чьи права и свободы ему доверено защищать; не только выступать в суде от имени клиента, но и оказывать ему юридическую помощь в виде советов и консультаций.

В связи с этим на адвоката возлагается целый комплекс обязательств, как юридического, так и морального характера, зачастую вступающих во взаимное противоречие и условно подразделяющиеся на следующие категории:

• обязательства перед клиентом;

• перед судом и другими органами власти, с которыми адвокат вступает в контакт, выступая в качестве доверенного лица клиента или от его имени;

• перед другими представителями данной профессии в целом и перед любым из коллег в отдельности;

• а также перед обществом, для членов которого существование свободной и независимой профессии наряду с соблюдением правовых норм является важнейшей гарантией защиты прав человека перед лицом государственной власти и других интересов общества.

1.2. Сущность правил профессиональной этики

1.2.1. Правила профессиональной этики предполагают добровольное выполнение их теми, на кого распространяется их действие с целью обеспечения исполнения адвокатом своих обязанностей так, как это принято в любом цивилизованном обществе. Несоблюдение адвокатом этих правил наказывается вплоть до применения к нему дисциплинарных санкций.

1.2.2. Правила, которыми руководствуется какое-либо объединение адвокатов, восходят к существующим в нем традициям. Они также соотносятся с условиями и характером задач, выполняемых членами данной организации в рамках судебных и административных процедур и с государственным законодательством.

Считается невозможным и нежелательным как применение данных правил вне их общего контекста, так и их применение в отношении какого-либо другого комплекса правил, заведомо с ними не согласующегося.

Тем не менее в большинстве случаев в основе правил различных объединений адвокатов лежат одни и те же ценности и общие для всех положения.

1.3. Цель принятия настоящего Кодекса

1.3.1. Дальнейшее развитие интеграции в рамках Европейского сообщества и расширение международной деятельности адвокатов в странах сообщества повлекли за собой необходимость разработки общих правил, применимых к деятельности адвокатов, как судебных защитников, так и консультантов по юридическим вопросам, занимающихся международной практикой в странах Сообщества. Одной из целей принятия настоящего кодекса является также стремление облегчить затруднения, возникающие в результате применения так называемой двойной деонтологии, как подчеркнуто в статье 4 Директивы Европейского сообщества № 77/249 от 22 марта 1977 года.

1.3.2. Организация, выступающая от имени юристов стран Европейского сообщества, предлагает, чтобы положения, изложенные в настоящем Кодексе:

• были признаны действующими на основе консенсуса всех объединений адвокатов стран Европейского сообщества;

• были, как можно скорее, приняты как подлежащие исполнению в соответствии с процедурами, регулирующими международную деятельность адвокатов, существующими как в рамках какого-либо государства в отдельности, так и всего Сообщества в целом;

• принимались во внимание в процессе пересмотра национальных деонтологических правил и правил профессиональной практики с целью их дальнейшего приведения к взаимному соответствию.

Настоящим выражается пожелание, чтобы истолкование и применение национальных деонтологических правил и правил профессиональной практики по мере возможности осуществлялось в будущем в соответствии с положениями данного кодекса. После принятия положений настоящего кодекса в качестве вступивших в силу правил любой адвокат в процессе профессиональной деятельности обязан руководствоваться правилами объединения адвокатов, членом которого он является, по мере их соответствия положениям данного кодекса.

1.3. Применение Кодекса rationpersonae

Нижеприведенные правила подлежат выполнению адвокатами стран Европейского сообщества в соответствии с Директивой № 77/249 от 22 марта 1977 года.

1.4. Применение Кодекса rationmateriae

Безотносительно к приведению деонтологических правил и правил профессиональной практики в дальнейшее взаимное соответствие нижеприведенные правила должны применяться в сфере международной деятельности адвоката, осуществляемой им в рамках Европейского сообщества. Понятие «международная деятельность» включает в себя:

а) все профессиональные контакты адвокатов стран Сообщества за исключением контактов, осуществляемых адвокатами одной страны;

b) профессиональная деятельность адвоката одной из стран Содружества, осуществляемая им в другой стране Содружества независимо от его физического нахождения в этой стране.

В настоящем Кодексе принимаются следующие определения.

Государство нахождения — любое другое государство Содружества, где адвокат занимается профессиональной деятельностью.

Данный раздел включает нормы и правила, признаваемые мировым со­обществом, относящиеся к организации и осуществлению деятель­ности по оказанию адвокатской помощи, т. е. нормы и правила, признаваемые достаточно представительным большинством госу­дарств. Эти нормы и правила находят отражение в различного рода официальных документах, принятых адвокатскими сообществами государств и их объединениями, а также в законах, кодексах, по­становлениях международных и национальных судов, межгосудар­ственных договорах и конвенциях.

Необходимо учитывать, что включенные в российскую право­вую систему в связи с принятием в 2002 г. Закона об адвокатской Деятельности и адвокатуре общепризнанные международно-правовые стандарты адвокатской деятельности являются элементами ме­ждународно-правовой системы и должны пониматься и толковаться в соответствии с требованиями международного права во взаимодействии с другими международными нормами. Согласно статье 15 Конституции РФ «общепризнанные принципы и нормы междуна­родного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы». Это означает, что право на профессиональную юридическую помощь и поддержку является неотъемлемым элементом правового статуса физиче­ских и юридических лиц, которое гарантируется не только национальным, но и международным правом.

Международно-правовые стандарты адвокатской деятельности являются одним из самых эффективных способов защиты прав всех участников правоотношений. Это выражается, во-первых, в закре­плении связей международного и внутринационального процесса защиты этих прав и, во-вторых, в урегулировании различных форм взаимодействия национальных и международных процессов защи­ты прав личности.

К основным международно-правовым стандартам адвокатской деятельности можно отнести две группы стандартов: профессио­нальные стандарты и организационно-правовые стандарты.

К профессиональным стандартам адвокатской деятельности относятся стандарты независимости, профессиональной этики, об­разования и повышения профессиональной квалификации, кон­фликта интересов, несовместимых занятий, гонорарной практики, конфиденциальности, профессионального страхования, взаимоот­ношений с судом, допуска к адвокатской профессии и адвокатской деятельности, участие адвоката в международных судах.

К организационно-правовым стандартам адвокатской деятель­ности относятся законы, нормативные правовые акты и документы, межгосударственные договоры и соглашения, закрепляющие про­фессиональные стандарты адвокатской деятельности в националь­ном законодательстве и правовой системе, т.е.:

  • определяющие правовой статус и место адвоката в обществен­ной жизни как представителя свободной и независимой про­фессии и организацию адвокатской деятельности в рамках на­ционального законодательства;
  • устанавливающие процессуальный статус адвоката в различ­ных видах национального судопроизводства и взаимоотноше­ния с органами власти и местного самоуправления при осуще­ствлении своих профессиональных обязанностей, принципы и правила участия адвоката в международных судах и пред­ставительстве интересов клиента в органах государственной власти, судах и правоохранительных органах иностранных государств, организацию профессионального страхования ад­вокатов, правила допуска к адвокатской профессии, систему адвокатского самоуправления, профессиональной подготовки и повышения профессионального уровня оказания адвокатом юридических услуг.

Правовой статус адвоката и место в общественной жизни госу­дарства определяется прежде всего тем, что надлежащая защита прав человека и основополагающих свобод требует, чтобы все лица имели эффективный доступ к юридическим услугам. Государство обязано обеспечить всех, независимо от того, какие права человека требуют защиты — экономические, социальные, культурные, граж­данские, политические, — эффективными средствами правовой за­щиты в национальных судах и эффективными средствами юридиче­ской помощи и оказания юридических услуг, предоставляемыми представителями независимой юридической профессии — адвока­тами.

Международный кодекс этики
Редакция 1988 г. (впервые принят в 1956 г.)

Международная ассоциация юристов является федерацией национальных ассоциаций юристов и юридических обществ, включающей также членов – физических лиц. Большинство [ее] членов, имеющих организационную структуру, приняли кодексы юридической этики в качестве типовых образцов для осуществления юридической практики их членами либо для регулирования этой практики. В некоторых юрисдикциях обязанность соблюдать эти кодексы возложена на всех практикующих лиц их соответствующими ассоциациями юристов или юридическими обществами либо судами или административными ведомствами, обладающими юрисдикцией в отношении допуска физических лиц к осуществлению юридической практики.

За исключением случаев, когда иное не следует из контекста, настоящий Кодекс применяется к любому юристу из одной юрисдикции в отношении его взаимодействия с юристом из другой юрисдикции или в отношении его деятельности в другой юрисдикции.

Ничто в настоящем Кодексе не освобождает юриста от обязанности соблюдать такие требования закона или правила профессионального поведения, которые могут применяться к нему в любой соответствующей юрисдикции. Он [Кодекс] еще раз провозглашает многое из того, что присутствует в этих требованиях, а также является руководством в отношении того, что Международная ассоциация юристов рассматривает в качестве желательной линии поведения всех юристов, вовлеченных в осуществление международной юридической практики.

Международная ассоциация юристов может привлекать внимание соответствующих организаций к случаям предполагаемых нарушений [настоящего Кодекса].

Правила

1. Юрист, который берется за профессиональную работу в какой-либо юрисдикции, в которой он не является полноправным членом местного профессионального сообщества, должен придерживаться стандартов профессиональной этики той юрисдикции, в которой он был допущен [к осуществлению практики].

Он также должен соблюдать все этические стандарты, которые применяются к юристам страны, в которой он производит работу.

2. Юристы всегда должны поддерживать честь и достоинство своего профессионального сообщества. В ходе осуществления практики, равно как и в частной жизни, они должны воздерживаться от любого поведения, которое может вести к дискредитации профессионального сообщества, членами которого они являются.

3. Юристы должны сохранять независимость при исполнении своего профессионального долга. Юристы, занимающиеся практикой в своих собственных интересах либо, когда это разрешено, в составе партнерства, не должны осуществлять любую иную деловую деятельность или любое иное занятие, если из-за этого они могут перестать быть независимыми.

4. Юристы должны относиться к своим коллегам по профессии с предельной вежливостью и справедливостью. Юристы, которые берутся за оказание содействия иностранному коллеге, всегда должны памятовать о том, что этому иностранному коллеге приходится зависеть от них в гораздо большей мере, чем в случае с другим юристом их собственной страны. Ввиду этого их ответственность является гораздо большей, как в ходе консультирования, так и при ведении дела.

По этой причине для юристов является ненадлежащим принимать какое-либо дело, если только они не могут заняться им незамедлительно и с должной компетентностью без недолжных этому помех ввиду неотложности иной работы. К вознаграждениям в этих случаях применяется Правило 19.

6. Юристы всегда должны сохранять должное уважение по отношению к суду. Юристы должны защищать интересы своих клиентов без боязни и безотносительно к любым неприятным последствиям для себя или для любого иного лица.

Юристы никогда не должны осознанно предоставлять суду некорректную информацию или рекомендацию, которая, как им известно, противоречит закону.

7. Для юристов должно считаться ненадлежащим общение по поводу какого-либо конкретного дела напрямую с любым лицом, которое, как им известно, в этом деле представляет другой юрист, без согласия последнего.

8. Юристу не следует рекламировать [свою] деловую деятельность или предлагать воспользоваться ею, кроме как в той мере и тем образом, в какой и каким это разрешено правилами юрисдикции, которым подчинен этот юрист. Юристу не следует рекламировать [свою] деловую деятельность или предлагать воспользоваться ею в любой стране, в которой такие реклама или предложение запрещены.

9. Юристу никогда не следует соглашаться заниматься каким-либо делом, за исключением случаев, когда: (a) клиент дает [ему] прямые инструкции, или (b) дело поручается [ему] компетентным органом или передается другим юристом, или (c) инструкции даются любым иным образом, разрешенным согласно соответствующим местным нормам или регулированию.

10. Юристы всегда должны давать клиентам откровенное заключение по любому делу. Они должны оказывать содействие со скрупулезными заботливостью и старанием. Это [правило] также применяется, если они назначаются в качестве консультанта для неимущего лица. Юристы должны быть в любое время вольны отказаться заниматься делом, если только оно не поручено [им] компетентным органом. Юристам следует выходить из дела в ходе его продвижения только при наличии надлежащего основания и, если это возможно, таким образом, чтобы интересы клиента не затрагивались неблагоприятным образом. Лояльное отстаивание дела клиента никогда не должно заставлять защитников вести себя иначе, кроме как совершенно откровенно, при условии соблюдения любого права или привилегии, допускающих обратное, возможность осуществлять которое (-ую) предоставили им клиенты, или же заставлять их осознанно идти против закона.

11. Когда это в интересах клиента, юристы должны приложить усилия к достижению решения посредством внесудебного урегулирования вместо того, чтобы начинать судебные разбирательства. Юристам никогда не следует провоцировать начало судебного разбирательства.

12. Юристам не следует приобретать какую-либо финансовую заинтересованность в предмете дела, которое они ведут. Им также не следует прямо или косвенно приобретать имущество, в отношении которого продолжается ведение разбирательства перед судом, в котором они осуществляют практику.

14. Юристам никогда не следует разглашать то, что было сообщено им в их качестве юристов, даже после того, как они прекратили быть консультантом клиента, если только поступить иначе не приказывается законным образом судом или не требуется по закону. Эта обязанность распространяется на их партнеров, младших юристов, оказывающих им содействие, а также на их работников.

15. В денежных делах юристы должны быть наиболее пунктуальными и внимательными. Им никогда не следует смешивать денежные средства иных лиц со своими собственными, и им всегда следует быть в состоянии возвратить деньги, которые они держат для иных лиц. Они не должны удерживать у себя деньги, которые они получают для своих клиентов, дольше, чем это совершенно необходимо.

16. Юристы могут требовать, чтобы для покрытия их расходов был внесен депозит, но этому депозиту следует соответствовать оцененной величине оплаты их услуг, а также вероятным требуемым расходам и затратам труда.

17. Юристы никогда не должны забывать, что им следует ставить на первое место не их право на возмещение в отношении их услуг, а интересы их клиентов и потребности отправления правосудия. Чтобы предотвратить нанесение [клиенту] непоправимого ущерба, право юриста просить о депозите или требовать оплаты текущих расходов и совершаемых [ими] действий, при отсутствии уплаты которых они могут выйти из дела или отказаться заниматься им, никогда не следует реализовывать в момент, когда клиент может оказаться не в состоянии своевременно найти иное содействие. При отсутствии или неприменимости официальных тарифов вознаграждения юристов следует устанавливать с учетом суммы, являющейся предметом разногласий, и интереса, который она представляет для клиента, затрачиваемого времени и труда, а также всех иных личных и фактических обстоятельств дела.

18. Договору об условном гонораре, когда он разрешен законом или профессиональными правилами и практикой, следует быть разумным с учетом всех обстоятельств дела, включая риск и неопределенность возмещения, а также при условии надзора со стороны суда в отношении его разумности.

19. Юристы, которые привлекают иностранного коллегу для консультирования по делу или для сотрудничества при ведении такового, являются ответственными за оплату затрат последнего, за исключением случаев, когда было достигнуто прямое соглашение об обратном. Когда юристы направляют клиента к иностранному коллеге, они не являются ответственными за оплату затрат последнего, однако при этом они также не имеют права на долю вознаграждения этого иностранного коллеги.

20. Юристам не следует разрешать использование их профессиональных услуг или их имен каким-либо способом, который сделал бы возможным осуществление юридической практики для лиц, которым юридически это не дозволено. Юристы не должны делегировать лицу, не соответствующему квалификационным требованиям в отношении занятия правом, не состоящему у них на работе и не находящемуся под их контролем, какие-либо функции, которые по закону или обычаю страны, в которой они осуществляют практику, должны выполняться только юристом, соответствующим квалификационным требованиям.

21. Для юристов не является неэтичным ограничивать или исключать профессиональную ответственность при условии соблюдения правил их местной ассоциации юристов, а также при условии отсутствия в этом случае законодательных или конституционных запретов.

Комментарий к кодексу

Особенностью приведенного здесь Международного кодекса этики является не только его направленность на выработку стандартов, применимых к юристам внутри границ различных государств, но также и то, что он рассчитан на использование в случае взаимодействия юристов из различных государств и деятельности юристов из одного государства в другом государстве.

Согласно устным разъяснениям, полученным составителем Комментария от членов упомянутого Комитета по политике, Международный кодекс этики 1988 г. на настоящий момент никаким иным актом МАЮ не заменен.

Общие принципы для сообщества юристов
Приняты Международной ассоциацией юристов (IBA) 20.09.2006 г. в Чикаго

Юристы во всем мире являются специализирующимися [по праву] профессионалами, которые ставят интересы своих клиентов выше своих собственных и стараются добиться уважения к Верховенству Права. Им приходится совмещать постоянное обновление знаний о юридических событиях с оказанием услуг своим клиентам, уважением к судам и юридически оправданным устремлением поддерживать приемлемый уровень жизни. Между этими элементами часто существует напряженность. Настоящие принципы нацелены на установление общепринятых рамок, служащих основой, на которой соответствующими уполномоченными структурами могут быть приняты кодексы поведения для юристов в любой части мира. Кроме того, цель принятия настоящих Общих Принципов — продвижение идеалов сообщества юристов и благоприятствование им. Настоящие Общие Принципы не предназначены для того, чтобы заменять собой или ограничивать какую-либо обязанность юриста, предусмотренную применимыми законами или правилами профессиональной этики. Нельзя их использовать и в качестве критериев для привлечения к ответственности, наложения санкций или применения дисциплинарных мер любого вида.

1. Независимость

Юрист должен сохранять независимость и ему должна быть предоставлена возможность защищать ее, чтобы это позволяло ему осуществлять непредвзятое консультирование или представительство своих клиентов. Юрист должен выносить свое независимое, непредвзятое профессиональное суждение при консультировании своего клиента в отношении вероятности успеха дела клиента, а также при представительстве клиента.

2. Честность, прямота и беспристрастность

Юрист всегда должен поддерживать высочайшие стандарты честности, прямоты и беспристрастности по отношению к суду, своим коллегам и всем тем, с кем он вступает в профессиональный контакт.

3. Конфликт интересов

Юрист не должен ставить себя в положение, в котором интересы его клиента вступают в противоречие с его собственными интересами, интересами его партнеров или другого клиента, если только иное не разрешено законом или, если это разрешено, дозволением клиента.

4. Конфиденциальность / профессиональная тайна

Юрист всегда должен сохранять конфиденциальность и ему должна быть предоставлена возможность защищать ее в отношении дел имеющихся у него или бывших клиентов, если только иное не требуется или не разрешено законом или, если это разрешено, дозволением клиента.

5. Интересы клиентов

Юрист должен относиться к интересам своих клиентов как к первостепенным, но всегда при условии соблюдения своих обязанностей перед судом и интересами правосудия, обязанностей следовать закону и поддерживать этические стандарты.

6. Обязательства юристов

Юрист должен чтить любое обязательство, принятое в ходе своей практики, до тех пор пока это обязательство не исполнено, не погашено или пока юрист от него не освобожден.

7. Свобода клиентов

Юрист должен уважать свободу клиентов быть представленным юристом, выбранным ими [самостоятельно]. Юрист должен быть волен взяться за дело или отказаться от него, если только этому не препятствуют профессиональные правила или закон.

8. Имущество клиентов и третьих лиц

Юрист должен добросовестно отчитываться за любое имущество своих клиентов или третьего лица, которое было ему доверено, а также должен держать таковое отдельно от своего собственного имущества.

9. Компетентность

Юрист должен выполнять свою работу компетентным и своевременным образом, а также не должен браться за работу, если он разумно не полагает, что он будет в состоянии выполнить эту работу данным образом.

10. Вознаграждения

Юрист имеет право на разумное вознаграждение за свою работу. Юрист не должен совершать действия, направленные на появление или выполнение ненужной работы.

Журнал Американской ассоциации юристов (ABAJournal) попросил несколько известных экспертов в области юридической этики рассказать о наиболее острых и опасных этических ловушках, с которыми сталкивается современный юрист, а также о лучших практиках, позволяющих избежать проблем на начальном этапе. В статье изложены рекомендации специалистов.

Адвокаты являются хранителями наиболее деликатной и личной информации их клиентов. Они служат правосудию и занимают позицию, предполагающую общественное доверие. Однако поддержание столь высоких стандартов может привести и к крутому падению, и адвокат, не уделяющий должного вниманияэтическим обязательствам, может быстро оказаться в положении нарушителя профессиональных правил.

В большинстве штатов США этическая подготовка является неотъемлемой частью требований о непрерывном повышении адвокатом своей квалификации. Однако даже беглый взгляд на отчеты о привлечении адвокатов к дисциплинарной ответственности показывает, что нарушения затрагивают широкий спектр вопросов – от ненадлежащей рекламы до неправильного обращения с частной информацией и всего, что находится между этими двумя крайними точками.

Нарушая правила этики, намеренно или невольно натыкаясь на многочисленные подводные камни, которые могут появиться внезапно, адвокаты регулярно подвергаются дисциплинарным взысканиям за нарушение границ дозволенного. Рассмотрение дела адвоката дисциплинарным советом может привести как к потере профессиональной репутации, так и к приостановлению права на юридическую практику и даже к лишению адвокатского статуса.

Журнал Американской ассоциации юристов (ABA Journal) попросил несколько известных экспертов в области юридической этики рассказать о наиболее острых и опасных этических ловушках, с которыми сталкивается современный юрист, а также о лучших практиках, позволяющих избежать проблем на начальном этапе.

Урок заключается в том, чтобы не только остерегаться, но и быть осведомленным.

Компетентность

Проблема: понимание технологии и защита данных клиента

Пожалуй, самой главной обязанностью адвоката является обязанность быть компетентным, закрепленная в правиле 1.1 Типовых правил профессионального поведения ABA. В 2012 г. в комментарий 8 к правилу 1.1 была включена так называемая технологическая оговорка, которая гласит: «Чтобы поддерживать необходимые знания и навыки, адвокат должен быть в курсе изменений в законодательстве и практике, включая преимущества и риски, связанные с соответствующими технологиями». В наш век хакерских атак в быстро меняющемся цифровом мире защита данных клиентов и кибербезопасность являются одними из ключевых причин, по которым адвокаты должны быть в курсе новых технологий.

«В сфере технологий. некоторые адвокаты остаются в неведении и рискуют нарушить конфиденциальность клиента не только в результате традиционного пренебрежения правилами кибербезопасности, но и в силу других, “более мелких”, злоупотреблений технологиями», – говорит Джен Якубович (JanJacobowitz), эксперт по этике, преподающая в Школе права Университета Майами (University of Miami School of Law). Она приводит примеры, когда адвокаты работают на общественном Wi-Fi или не осознают, что они случайно набрали номер оппонента, который может подслушать конфиденциальный разговор.

Лучшие шаги:

Адвокаты могут воспользоваться многочисленными курсами повышения квалификации, книгами и тренингами от крупных разработчиков компьютерной техники (вендоров) в этой области. Они должны предпринимать активные действия, чтобы узнать больше о технологиях и понять возможные нарушения этики, связанные с защитой данных клиента или конфиденциальностью. «Что касается технологий, то, хотя для некоторых это может быть достаточно сложной темой для обучения, существует множество статей и книг для самообразования, а также целая индустрия технических консультантов, которая появилась, чтобы помочь юридической профессии, – говорит Д. Якубович. – Старая пословица “знай, чего ты не знаешь, и обращайся за помощью” применима и к технологиям, и к праву».

Проблема: пренебрежение клиентами

«Пренебрежение – одна из двух наиболее распространенных причин жалоб на дисциплинарныенарушения», – указывает профессор Лесли К. Левин (Leslie C. Levin), преподаватель профессиональной ответственности в Школе права Университета Коннектикута (University of Connecticut School of Law).Адвокаты зачастую перегружают себя работой и берут на себя непомерную нагрузку, что может привести к тому, что дела их клиентов пострадают.

«Пренебрежение часто происходит из-за наших когнитивных предубеждений, включая чрезмерный оптимизм и самоуверенность,– отмечает Левин. – Адвокаты, как и все люди, склонны чрезмерно оптимистично полагать, что они могут сделать за день больше, чем на самом деле. Это приводит к нарушениям этических норм. Некоторые юристы берут на себя больше работы, чем они могут выполнить, думая, что они смогут сделать все вовремя и компетентно, но это не так».

Лучшие шаги:

Лучший способ избежать этой ловушки – осознать опасность того, что вы берете на себя слишком много. «Адвокатам необходимо помнить об этих когнитивных предубеждениях, которые искажают нашу способность точно оценивать, сколько времени требуется для завершения работы,– рекомендует Левин. – Адвокаты должны мысленно добавлять дополнительное время на непредвиденные события,которые могут вызвать задержки. Они должны просить помощи у коллег, когда начинают чувствовать себя перегруженными. Если они обнаруживают, что лгут клиенту о работе, которую должны были сделать, они должны признаться себе, что у них есть проблема и что они должны предпринять немедленные шаги для ее решения».

Выставление счетов (биллинг)

Проблема: махинации с гонорарами

Многие этические проблемы возникают из-за завышения платы за юридические услуги или других вопросов, связанных с выставлением счетов. Типовое правило 1.5 запрещает адвокатам взимать необоснованную плату за свои услуги, а попытка изменить договоренность о гонораре с клиентом может создать еще бóльшую этическую проблему.

Лучшие шаги:

Адвокаты должны предусматривать возможность изменения размера гонорара в первоначальном соглашении об оказании услуг или в графике выплаты гонорара. Другими словами: планируйте заранее. «Например, в соглашении о найме адвоката может быть обусловлена формула бонуса за результаты работы, – отмечает Фортни. – Во-вторых, адвокаты должны конкретно определить объем работы, которая будет выполняться в рамках фиксированной оплаты. В-третьих, если в первоначальном соглашении не учтена возможность увеличения или изменения гонорара, следует проявить особую осторожность, чтобы соблюсти правила этики и фидуциарные принципы».

Фортни разъяснила также, что в юридических фирмах предлагаемыми изменениями размера гонорара должен заниматься кто-то из сотрудников фирмы, не связанный с представительством клиентов. «Прежде всего адвокаты не должны бросать работу и пытаться оказать давление на клиентов, чтобы заставить их платить более высокую плату, когда такая работа необходима для защиты интересов клиента, – говорит она. – Разумный курс – это предпринять шаги по отказу от представительства, если это разрешено действующими правилами этики и фидуциарными принципами».

Отношения между адвокатом и клиентом

Проблема: «случайный клиент»

Когда адвокаты общаются с людьми на веб-страницах в Интернете или с помощью других способов связи, существует вероятность возникновения этических проблем, если они не будут осторожны. Хотя адвокат может предполагать, что отношения «адвокат – клиент» в этом случае не возникают, Кит Свишер (Keith Swisher), профессор юридической этики Юридического колледжа Джеймса Э. Роджерса при Университете Аризоны (University of Arizona James E. Rogers College of Law), предупреждает, что некоторые клиенты могут посчитать иначе. Человек может исходить из того, что адвокат, отвечая на его вопрос в Интернете или общаясь с ним другим образом, согласился на представительство, раз он дает ему юридическую консультацию.

Лучшие шаги:

Свишер говорит, что адвокаты «обычно должны консультировать только “правдоподобных” клиентов, то есть физических или юридических лиц, в отношении которых адвокаты действительно рассматривают возможность установления отношений “адвокат – клиент”». Он рекомендует «хорошо составленные и правильно расположенные на веб-сайтах отказы от ответственности», чтобы избежать проблемы, которую он называет «случайными клиентами». Он также предупреждает, что адвокаты должны «избегать пресловутого разговора за коктейлем или случайного телефонного звонка».

Уголовное право

Проблема: потенциально враждебно настроенные свидетели

Существует несколько потенциально сложных этических ловушек для адвокатов, практикующих в области уголовного права. Брюс А. Грин (Bruce A. Green), профессор Школы права Фордхэмского университета (Fordham University School of Law), регулярно пишущий о вопросах этики в уголовном праве, указывает на проблему, когда адвокат опрашивает свидетеля, который впоследствии оказывается враждебно настроенным: «Адвокаты по уголовным делам обязаны проводить собственное расследование, что обычно включает в себя и опрос свидетелей».

Адвокаты иногда проводят такие опросы в одиночку, однако Грин предупреждает, что это может создать проблемы, если свидетель впоследствии даст в суде иные показания. «Адвокат может захотеть выудить из него прежние показания или представить суду предыдущие показания свидетеля в письменном виде, – говорит он. – Но при этом адвокат столкнется с необходимостьюсоблюдения правил, согласно которым адвокат не может быть одновременно адвокатом и свидетелем в суде».

Лучшие шаги:

Грин указывает на формулировку стандарта ABA по уголовному правосудию для функции защиты 4–4.3(f), которая гласит: «Когда обоснованно предполагается необходимость подтверждения результатов опроса, адвоката во время опроса должен сопровождать другой надежный и заслуживающий доверия человек. Адвокату следует избегать возможности оставаться наедине с заведомо враждебно настроенными свидетелями».

Сфера коммуникаций

Проблема: преувеличение профессиональной квалификации

«Адвокаты явно заинтересованы в раздувании своей профессиональной квалификации и результатов работы, что часто граничит с мошенничеством, а иногда и переходит эту грань, – пишет профессор Стэнфордской юридической школы (Stanford Law School) Дебора Род (Deborah Rhode), автор книги “Обман: этика в повседневной жизни” (Cheating: Ethics in Everyday Life). – И они в этом не одиноки. Как я отмечаю в своей недавней книге о мошенничестве, одно исследование, посвященное подделке резюме, показало, что две пятых поданных работодателям резюме включало информацию, не соответствующую документам об образовании».

Лучшие шаги:

Адвокатам не следует преувеличивать профессиональную квалификацию либо делать ложные заявления о своей квалификации или послужном списке. Такие заявления могут вызвать у клиентов неоправданные ожидания и привести к другим проблемам. Как всегда, честность – лучшая политика.

Проблема: управление негативными отзывами

Никому не нравится читать негативные отзывы о себе – будь то плохая оценка преподавателя, плохой отзыв о бизнесе или однозвездочный рейтинг профессиональных юридических услуг. Но адвокатам следует дважды подумать, прежде чем отвечать на негативные отзывы. Это может создать этическую проблему, если адвокат зайдет слишком далеко и раскроет конфиденциальную информацию клиента (см. книгу «Оскорблен клиентом в Интернете?» (Trashed by a Client Online?). С. 30).

По словам Браунинга, в нескольких мнениях юридических ассоциаций штатов по этике отмечается: «негативный отзыв в Интернете не заслуживает того же подхода к “самозащите”, как при рассмотрении дисциплинарного иска или иска о юридической недобросовестности, когда адвокат может раскрыть конфиденциальную информацию клиента в свою защиту».

Смежная проблема может возникнуть, когда адвокат подает иск о клевете против бывшего клиента. Такой иск может рассматриваться как стратегический иск против участия общественности – SLAPP-иск. По мнениюБраунинга, клиент вправе подать специальное ходатайство об отклонении иска в соответствии с законом штата против SLAPP и может взыскать гонорар с подавшего такой иск адвоката.

Лучшие шаги:

«Я советую адвокатам отвечать на вопросы в Интернете категорично и профессионально, приглашая к разговору вне Сети и помня о том, что их ответ читает не только бывший клиент, которому он адресован, но и онлайн-аудитория из бесчисленного множества потенциальных клиентов», – говорит Браунинг.

Конфиденциальность

Проблема: «большие данные» и конфиденциальность

Пожалуй, самым священным этическим принципом в юриспруденции является конфиденциальность – сохранение в неприкосновенности диалога «адвокат – клиент» и результатов адвокатской деятельности. В цифровую эпоху и в эпоху «больших данных» это становится все сложнее. Сара Ламдан (Sarah Lamdan), профессор Школы права Городского университета Нью-Йорка (City University of New York School of Law), пишущая об этих вопросах, отмечает: «Стоит задуматься, не нарушают ли адвокаты свой мандат конфиденциальности, когда используют исследовательские программы, системы обмена документами и другие рабочие продукты, которые записывают и сохраняют результаты исследования и письменные работы адвокатов».

По ее словам, это особенно актуально, когда компании продают данные правоохранительным и иным органам. Она предупреждает, что «этические вопросы. могут возникнуть, когда мы используем продукты Westlaw и Lexis (правовые электронные системы, схожие с российскими “Гарант” и “КонсультантПлюс”), чьи материнские компании – RELX Group и Thomson Reuters – являются крупными брокерами данных для правоохранительных органов, компаний, занимающихся кредитным рейтингом и трудоустройством, а также других, которые могут собирать информацию о делах адвокатов с помощью данных, собранных их системами юридических исследований».

Лучшие шаги:

Ламдан полагает, что юристы могут «противодействовать практике вендоров, нарушающей нашу этику, и. потребовать гарантий того, что эти продукты не будут включать результаты нашей работы или конфиденциальные данные клиентов в свои услуги по продаже и сбору “больших данных”». Она приводит пример того, как «попросить Westlaw и Lexis предоставить заявления для адвокатов, обещающие, что они изолируют свои юридические продукты от деятельности по сбору данных». Ламдан отмечает, что другие сервисы могут исключить данные о продуктах труда юристов и принять меры для обеспечения того, чтобы данные, которые они собирают, были зашифрованы и защищены от операций по сбору данных.

Благополучие адвоката

Проблема: личная жизнь влияет на профессиональную жизнь

Личная жизнь адвоката может создать множество проблем. Адвокаты иногда сталкиваются с повышенным давлением на них, связанным с необходимостью зарабатывать больше денег, будь то для того, чтобы не отстать от Джонсов, или позаботиться о членах семьи. Адвокаты, столкнувшиеся с финансовым стрессом, могут стать жертвами зависимого поведения, такого как азартные игры или наркомания. Подобная зависимость может стать доминирующей в жизни адвоката.

Адвокат из района залива Сан-Франциско Кэрол Лэнгфорд (Carol Langford), представляющая интересы адвокатов в дисциплинарных делах, описывает это так: «Адвокаты делают в своей личной жизни то, что позволяет неприятностям медленно вкрадываться в их жизнь и там укореняться». Далее она поясняет: «Они покупают большие дома, а затем в условиях рецессии с трудом оплачивают свои расходы на проживание, что делает их склонными к навязыванию клиентам чрезмерных комиссий или использованию их в своих интересах». Это может привести к искушению смешивать средства клиентов со своими, взимать чрезмерную плату или обманывать клиентов.

Лучшие шаги:

Лэнгфорд полагает, что решение состоит в том, чтобы «жить менее масштабно, легче и, в конечном итоге, счастливее». Это требует того, что она называет «настоящим смирением – посмотреть в лицо своей смертности и неизбежному упадку. Планируйте это». Она описывает это как «не самый популярный образ жизни в наши дни, но это путь к настоящему счастью». Адвокатам также следует больше пользоваться предлагаемыми программами помощи адвокатам ресурсами, которые могут обеспечить необходимый спасательный круг для адвокатов, чьи личные проблемы негативно влияют на их профессиональные обязанности.

Конфликт интересов

Проблема: горизонтальные перемещения

Возможно, высший долг адвоката перед клиентом – это долг лояльности. Такая лояльность может быть проверена, когда адвокаты меняют фирму, в которой работают. Адвокат из фирмы А переходит в фирму Б. Адвокаты фирм А и Б представляют противоположные стороны в очень спорном деле. Существует вероятность возникновения конфликта интересов, если нет достаточной системы проверки, чтобы определить, имел ли вновь нанятый адвокат доступ к конфиденциальной информации клиента. Возникает также возможность восприятия поведения как неподобающего или конфликтного, даже если в действительности конфликта не существует.

«Мобильность адвокатов растет, они переходят из одной фирмы в другую, а прием на работу партнеров и помощников из другой фирмы может вызвать конфликт интересов, если это сделано неправильно, – говорит профессор Питер А. Джой (Peter A. Joy), преподаватель этики в Школе права Вашингтонского университета (Washington University School of Law). – Некоторые нанимающие фирмы упускают из виду или игнорируют шаги, которые необходимо в этом случае предпринимать, что часто приводит к лишению права представлять интересы давнего клиента, а иногда может и повлечь иск о недобросовестной практике».

Лучшие шаги:

«Прежде чем нанять нового сотрудника, нанимающая фирма должна провести должную проверку, чтобы выявить конфликты с существующими клиентами, а затем определить, допускает ли данная юрисдикция в качестве решения проблемы отбор по этическим основаниям, – советует Джой.– В некоторых случаях, например, когда потенциальный партнер или адвокат представляет интересы клиента в деле, неблагоприятном для клиента нанимающей фирмы, только информированное согласие такого клиента, дело которого является неблагоприятным для клиента нанимающей фирмы, позволит разрешить конфликт интересов, и новый сотрудник не сможет привести этого клиента в нанимающую фирму».

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: