Генеральная прокуратура рф ведет государственный единый учет заявлений и сообщений о преступлениях

Обновлено: 24.04.2024

Осуществление от имени Российской Федерации надзора за соблюдением Конституции Российской Федерации и исполнением законов, действующих на территории Российской Федерации, является основополагающей функцией прокуратуры РФ (п. 1 ст. 1 ФЗ о прокуратуре РФ). В этой же статье сказано, что прокуратура Российской Федерации выполняет и иные функции, установленные федеральными законами.

В законодательстве и в юридической науке отсутствует единый подход к определениям понятий «функции» и «основные направления деятельности» прокуратуры.

Так, Н. И. Костенко называет надзор за соблюдением Конституции РФ и исполнением законов «одним из основных направлений надзорной деятельности прокурора»[36]. Профессор В. П. Божьев надзор за соблюдением Конституции и исполнением законов считает основной, главной функцией прокуратуры, а ряд других видов надзора относит либо к функциям, либо к подфункциям, либо к основным (приоритетным, постоянным, динамичным) направлениям деятельности[37].

Существенных возражений позиция В. П. Божьева не вызывает, так как выполнение некоторых функций осуществляется действительно по нескольким направлениям, но представляется, что эти направления прокурорской деятельности целесообразно рассматривать как способы реализации функций.

В Словаре русского языка одним из определений понятия «функция» названы обязанность, круг деятельности[38]. В другом определении под функцией понимается «роль, выполняемая отдельным субъектом социальной системы в ее организации как целого, в осуществлении целей, интересов, социальных групп и классов»[39].

Применительно к прокурорской деятельности через функции раскрывается предназначение и цель прокурорской деятельности.

Функции прокуратуры – установленные федеральным законом виды прокурорской деятельности, направленные на обеспечение верховенства закона, единства и укрепления законности, защиты прав и свобод человека и гражданина, а также охраняемых законом интересов общества и государства.

Функции прокуратуры имеют ключевое значение при характеристике прокурорской деятельности. Именно через функции раскрывается предназначение и цель прокурорской деятельности, роль прокуратуры в обществе и государстве, а в направлениях деятельности – формы, приемы и методы, посредством которых обеспечивается реализация прокурорских функций.

Функции, как наиболее важные аспекты прокурорской деятельности, отражают ее виды. Осуществление соответствующей функции прокуратуры может проводиться по отдельным направлениям прокурорской деятельности (надзора). Это позволяют концентрировать усилия прокуроров по укреплению законности, правопорядка, защите прав и свобод граждан в отдельных отраслях права.

Например, функция надзора за соблюдением Конституции РФ и законов охватывает множество отраслей права, каждая из которых имеет свой предмет надзорной деятельности, правовые средства, методику, задачи и полномочия прокуроров. И в этой связи совершенно оправдано выделять из них наиболее актуальные и приоритетные направления внутри той или иной функции прокурорской деятельности, акцентировать на этих направлениях внимание прокуратуры, сосредоточивать усилия в плане реализации надзорных полномочий по выявлению и устранению нарушений закона, восстановлению нарушенных прав и законных интересов граждан, общества и государства.

Направления прокурорской деятельности со всей полнотой раскрывают и конкретизируют процедуру и особенности прокурорской деятельности по ее реализации и способствуют наиболее эффективной и целенаправленной реализации каждой из надзорных функций прокуратуры.

Именно такой подход просматривается в организации прокурорской деятельности. Например, для реализации основополагающей функции прокуратуры – осуществление надзора за соблюдением Конституции РФ и исполнением законов, действующих на территории Российской Федерации, издан приказ Генеральной Прокуратуры РФ от 7 декабря 2007 г. № 195 «Об организации прокурорского надзора за исполнением законов, соблюдением прав и свобод человека и гражданина», где сказано: основными направлениями надзорной деятельности считать надзор за законностью правовых актов, соблюдением прав и свобод человека и гражданина, надзор в сфере экономики и экологической безопасности, предупреждение преступных проявлений (п. 1).

Среди других направлений в приказе названы надзор за исполнением трудового (п. 7.2), избирательного (7.3) законодательства, законодательства об административной ответственности (п. 7.4), за исполнением законов контролирующими органами (п. 10) и другие.

Соответственно, на федеральном уровне Главное управление Генеральной прокуратуры РФ по надзору за исполнением федерального законодательства Генеральной прокуратуры РФ наряду с функцией, заложенной в самом его названии, занимается вопросами организации и осуществления надзора за соблюдением прав и свобод граждан, за соблюдением прав предпринимателей, за исполнением законов в сфере экономики и др., каждое из которых представляет самостоятельное направление прокурорской (надзорной) деятельности, и его курирует самостоятельное управление. Аналогичный подход присутствует и при реализации прокуратурой иных закрепленных в законе надзорных и иных функций, установленных федеральным законом.

Направление прокурорской деятельности – составная часть, форма выражения соответствующей функции прокурорского надзора, характеризующаяся определенными предметом и методом, задачами, полномочиями и правовыми средствами.

Закрепленные в федеральных законах функции прокуратуры определяют ее общее предназначение, цели и задачи прокурорской деятельности, а в направлениях прокурорской деятельности – пути и средства их реализации и достижения. Генеральный прокурор РФ устанавливает основные направления прокурорской (надзорной) деятельности в развитие функциональных правовых норм с учетом динамики и тенденций состояния законности, необходимости принятия организационных мер, направленных на ее укрепление посредством издания общеобязательных для нижестоящих прокуратур и органов приказов. Функции и направления прокурорской деятельности находятся в тесной взаимосвязи и в своей совокупности составляют основное ее содержание.

В ФЗ «О прокуратуре РФ» закреплены следующие функции прокурорской деятельности:

1) надзор за соблюдением Конституции Российской Федерации, исполнением законов (ч. 1 ст. 1) и за соответствием законам издаваемых правовых актов (ч. 2 ст. 1);

2) надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина (ст. 26–28);

3) надзор за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, дознание и предварительное следствие (ст. 29–31);

4) надзор за исполнением законов судебными приставами (ч. 2 ст. 1);

5) надзор за исполнением законов администрациями органов и учреждений, исполняющих наказание и назначаемые судом меры принудительного характера, администрациями мест содержания задержанных и заключенных под стражу (ст. 32–34);

6) участие в рассмотрении дел судами (ст. 35–39);

7) рассмотрение и разрешение в органах прокуратуры заявлений, жалоб и иных обращений (ст. 10);

8) координация деятельности по борьбе с преступностью (ст. 8);

9) участие в правотворческой деятельности (ст. 9);

10) международное сотрудничество (ст. 2);

11) уголовное преследование (ч. 2 ст. 1 и ст. 35 Закона о прокуратуре, ч. 1 ст. 37 УПК РФ);

12) проведение антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов (ст. 9.1);

Первые пять функций прокурорской деятельности являются отраслям, видами, направлениями главной функции прокурорской деятельности – надзора за соблюдением Конституции РФ и исполнением законов, поскольку в сферу прокурорского надзора входит вся правовая система Российской Федерации, о которой говорится в ст. 15 Конституции РФ.

Остальные функции (6-13) не относятся к надзорным функциям прокурорской деятельности.

Большинство функций прокурорской деятельности можно назвать традиционными, они в достаточной мере исследованы и представлены в материалах, посвященных прокурорской деятельности.

Историческая справка. Еще первым Положением о прокурорском надзоре 1922 г. на прокуратуру возлагались функции осуществления надзора, возбуждения уголовного преследования, опротестование нарушающих закон постановлений, поддержание обвинения в суде, наблюдение за правильностью содержания заключенных под стражей, непосредственное наблюдение за деятельностью следственных органов дознания (п. «а» ст. 2). При этом Прокурор Республики наделялся правом непосредственно осуществлять указанные функции в случаях, когда это будет признано необходимым (п. «г» ст. 9 Положения).

Федеральным законом от 17 июля 2009 г. № 172-ФЗ «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов» на прокуратуру Российской Федерации возложена функция проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов. Такая экспертиза должна проводиться по методике, определенной постановлением Правительства РФ от 5 марта 2009 г. № 196, а также методикой, разработанной Генеральной прокуратурой и Научно-консультативных советом при Генеральной прокуратуре РФ[40].

Указанные нормативные правовые акты определяют правовые и организационные основы антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов в целях выявления в них коррупциогенных факторов и их последующего устранения.

Коррупциогенные факторы – положения нормативных правовых актов (проектов нормативных правовых актов), устанавливающие для правоприменителя необоснованно широкие пределы усмотрения или возможность необоснованного применения исключений из общих правил, а также положения, содержащие неопределенные, трудновыполнимые и (или) обременительные требования к гражданам и организациям и тем самым создающие условия для проявления коррупции.

При выявлении в нормативном правовом акте коррупциогенных факторов прокурор вносит в орган, организацию, должностному лицу, которые издали этот акт, требование об изменении нормативного правового акта. В требовании прокурора об изменении нормативного правового акта и в заключении должны быть указаны выявленные в нормативном правовом акте (проекте нормативного правового акта) коррупциогенные факторы и предложены способы их устранения. По усмотрению прокурора он может обратиться в суд с заявлением о признании недействующим нормативного правового акта, противоречащего федеральному законодательству и содержащему коррупциогенные факторы.

Требование прокурора об изменении нормативного правового акта подлежит обязательному рассмотрению соответствующим органом, организацией или должностным лицом не позднее чем в 10-дневный срок со дня поступления требования.

Требование прокурора об изменении нормативного правового акта может быть обжаловано в установленном порядке.

Для наглядности приведем результаты работы прокуратуры г. Москвы по проведению антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов за первый квартал 2016 г.

Во исполнение приказа Генерального прокурора РФ от 28 декабря 2009 г. № 400 «Об организации проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов» в прокуратуре города на постоянной основе осуществляется работа по проведению антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и их проектов.

Прокуратурой осуществляется учет нормативных правовых актов по вопросам, определенным ФЗ «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов», ведется реестр изученных актов, внесенных требований, а также результатов рассмотрения в порядке гражданского судопроизводства заявлений прокурора.

Всего в первом квартале 2016 г. органами прокуратуры города изучено 899 нормативных правовых актов, из которых 291 приняты органами государственной власти и 597 – муниципальными органами.

Выявлено 14 нормативных правовых актов, содержащих 21 коррупциогенный фактор, из которых 15 коррупциогенных факторов – в 10 нормативных правовых актах органов государственной власти и 4 коррупциогенных фактора – в 3 нормативных правовых актах муниципальных органов.

Помимо этого, выявлено 6 нормативных правовых актов, содержащих коррупци-огенные факторы и противоречащие действующему законодательству, из которых 3 нормативных правовых акта приняты органами государственной власти и 2 – муниципальными органами.

По результатам вскрытых нарушений прокуратурой внесено 8 требований об изменении нормативных правовых актов с целью исключения выявленных коррупциогенных факторов, принесено 5 протестов, внесено 1 представление об устранении нарушений закона. В результате вмешательства органов прокуратуры из 9 нормативных правовых актов коррупциогенные факторы устранены.

Также органами прокуратуры города изучено 734 проекта нормативных правовых актов, из которых 77 подготовлены органами государственной власти и 654 – органами местного самоуправления, в которых выявлено 4 проекта нормативных правовых актов муниципальных органов, содержащих 10 коррупциогенных факторов. По требованию прокуратуры города коррупциогенные факторы исключены из 2 проектов[41].

Другая, новая функция прокурорской деятельности, связана с внесением изменений в Федеральный закон от 29 Л1.2007 г. № 282-ФЗ «Об официальном статистическом учете и системе государственной статистики в Российской Федерации». Принятие этого закона повлекло внесение изменений в ФЗ «О прокуратуре РФ». Так, в соответствии со ст. 51 ФЗ «О прокуратуре РФ» и Распоряжением Правительства РФ от 23 марта 2011 г. № 553-р «Об утверждении Федерального плана статистических работ» Генеральная прокуратура РФ отнесена к субъектам официального статистического учета.

Респонденты – источники первичной статистической отчетности – подчиненные прокуратуры и другие правоохранительные органы, наделенные полномочиями по расследованию преступлений, которых закон обязывает представлять в органы прокуратуры соответствующие сведения (органы следствия и дознания МВД, ФСБ и др.).

В Генеральной прокуратуре обрабатывается поступившая статистическая информация и вносится в единую статистическую отчетность по указанным выше вопросам. После чего она представляется в Правительство РФ.

Необходимость передачи этой работы в ведение прокуратуры объяснялась неудовлетворительным состоянием статистических данных МВД, выполнявшего ранее указанную функцию. Новый подход законодателя к уголовно-правовой статистике обусловлен ее значением как одного из критериев, характеризующих криминальную ситуации в стране, уровень раскрываемости преступлений и степень защиты общества, личности и государства от преступных посягательств, федеральным приоритетом задачи укрепления законности и правопорядка в Российской Федерации – правовом государстве, в том числе ее решения посредством прокурорской деятельности[42].

Федеральным законом от 07.02.2011 N 4-ФЗ (начало действия редакции - 04.07.2016) в Федеральный закон "О прокуратуре Российской Федерации" от 17.01.1992 N 2202-1 внесены изменения, надзорные функции дополнены новым направлением деятельности.

Таким образом, появилось новое направление надзорной деятельности за исполнением законов в сфере правовой статистики с последующим созданием в 2013 году в Генеральной прокуратуре Российской Федерации и прокуратурах субъектов Российской Федерации соответствующих подразделений для реализации соответствующих полномочий.

Генеральная прокуратура Российской Федерации по согласованию с федеральными государственными органами и федеральными органами исполнительной власти, обладающими соответствующими первичными статистическими данными, утверждает формы федерального статистического наблюдения, указания по их заполнению, официальную статистическую методологию, порядок и сроки предоставления первичных статистических данных.

Официальная статистическая информация, полученная в ходе осуществления государственного единого статистического учета, размещается Генеральной прокуратурой Российской Федерации на официальном сайте Российской Федерации, определенном Правительством Российской Федерации, в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (далее - сеть "Интернет") в форме открытых данных с учетом ограничений, установленных федеральными законами.Перечень размещаемой в сети "Интернет" официальной статистической информации утверждается Генеральным прокурором Российской Федерации по согласованию с федеральными государственными органами и федеральными органами исполнительной власти, обладающими соответствующими первичными статистическими данными (вступает в силу с 01.01.2022).

Генеральная прокуратура Российской Федерации в целях государственного единого статистического учета осуществляет создание, развитие, ввод в эксплуатацию и обеспечение функционирования государственной автоматизированной системы правовой статистики и является ее оператором.

Для эксплуатации государственной автоматизированной системы правовой статистики могут использоваться государственные информационные системы и программно-технические средства иных государственных органов, обладающих соответствующими первичными статистическими данными.

Принципы создания, функционирования и развития государственной автоматизированной системы правовой статистики, ее структура и основные функции, участники информационного взаимодействия и их полномочия, правила и способы информационного взаимодействия с другими информационными системами, в том числе с использованием единой системы межведомственного электронного взаимодействия, и условия доступа к информации, содержащейся в государственной автоматизированной системе правовой статистики, определяются Правительством Российской Федерации.Требования к программно-техническим средствам, используемым при создании, функционировании и развитии государственной автоматизированной системы правовой статистики, состав, правила размещения и сроки хранения информации в указанной системе, порядок функционирования указанной системы и регистрации пользователей в ней, порядок и сроки ее ввода в эксплуатацию устанавливаются Генеральной прокуратурой Российской Федерации по согласованию с федеральными государственными органами и федеральными органами исполнительной власти, обладающими соответствующими первичными статистическими данными (вступает в силу с 01.01.2022).6. Приказы Генерального прокурора Российской Федерации по вопросам государственного единого статистического учета и государственной автоматизированной системы правовой статистики, согласованные с федеральными государственными органами и федеральными органами исполнительной власти, обладающими соответствующими первичными статистическими данными, обязательны для исполнения указанными государственными органами.

В целях исполнения ст. 51 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» с 18.12.2020 действует постановление Правительства Российской Федерации от 15.12.2020 N 2113 "Об утверждении Положения о государственной автоматизированной системе правовой статистики".

Генеральная прокуратура Российской Федерации является оператором ГАС ПС и обеспечивает круглосуточный доступ к системе правовой статистики с использованием ее программно-технических средств.В Республике Дагестан этот так называемый пилотный проект осуществляется с 01.01.2021 года.

Информация предоставляется в виде заполненных электронных статистических карточек установленных форм, которые путем загрузки в единое хранилище данных составляют сведения о состоянии преступности, в том числе в республике Дагестан.

В дальнейшем эта информация будет использована прокуратурой и другими государственными органами для выполнения возложенных на них функций. Эту информацию вправе получать и граждане в части, имеющей к ним отношение.

Цифровизация данной деятельности ведется в целях реализации Концепции цифровой трансформации органов и организаций прокуратуры до 2025 года, утвержденной приказом Генпрокуратуры России от 14.09.2017 N 627.С 01.01.2022 Федеральным законом «О прокуратуре Российской Федерации» предусмотрено введение ГАС ПС в постоянную так называемую промышленную эксплуатацию, однако Правительском Российской Федерации в Государственную Думу Российской Федерации внесен законопроект с корректировкой даты начала с 01.01.2023 года. Это время необходимо для реализации мероприятий с целью обеспечения информационной безопасности системы ГАС ПС.

Приказ Генерального прокурора Российской Федерации от 16.01.2021 № 8 «Об утверждении Инструкции по ведению ведомственного статистического учета в органах прокуратуры Российской Федерации».

Приказ Генерального прокурора Российской Федерации от 24.07.2017 №513 «Об организации работы по ведению государственного единого статистического учета в органах прокуратуры Российской Федерации» регламентирует обязанность прокуратуры по надзору за исполнением законодательства в сфере государственной правовой статистики.

В силу п. 1 ст. 4 Федерального закона от 29.11.2007 № 282-ФЗ «Об официальном статистическом учете и системе государственной статистики в Российской Федерации» основными принципами официального статистического учета и системы государственной статистики являются полнота, достоверность и своевременность предоставления официальной статистической информации.

Это будет продолжаться до передачи соответствующих полномочий органам прокуратуры Российской Федерации в установленный ст. 51 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» срок.

Руководство государства неоднократно высказывало претензии, связанные с искажением статистической отчетности при учете преступлений.

Федеральным законом № 4-ФЗ от 07.02.2011 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О полиции», принципиальным образом изменена редакция ст. 51 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации».

С 1 февраля 2013 г. в Генеральной прокуратуре Российской Федерации стартовал пилотный проект по отработке новой технологии сбора документов первичного учета преступлений. В состав проекта включены прокуратуры Республики Татарстан, Орловской, Псковской, Смоленской, Тульской областей, Приволжская транспортная прокуратура. Проведение опытной эксплуатации государственной автоматизированной системы правовой статистики планируется завершить к 31 декабря 2014 г.

В Республике Коми в настоящее время учет в сфере уголовно-правовой статистики осуществляет МВД, реализующее указанную функцию уже более 95 лет.

Работа по обеспечению требований закона по достоверному формированию государственной статистики в уголовно-правовой сфере прокуратурой Республики Коми проводится с 2006 года. С конца 2011 года действует контрольная группа по вопросам обеспечения оперативного надзора за формированием и обработкой в правоохранительных органах документов первичного учета в сфере правовой статистики (далее - контрольная группа). Работа на данном направлении существенно активизирована в связи с созданием в 2013 году управления правовой статистики прокуратуры Республики Коми. Основная задача контрольной группы на переходном этапе передачи функций формирования статистики о преступности - обеспечить максимально достоверное и полное отражение правоохранительными органами в учетных документах сведений о преступлениях.

За 2013 год контрольной группой совместно с управлением правовой статистики проведено 20 проверок соблюдения субъектами учета преступлений требований учетно-статистической дисциплины при формировании статданных.

Наряду с проверками контрольной группой обеспечен ежедневный мониторинг поступающих в аппарат прокуратуры Республики Коми из ИЦ статистических данных о состоянии преступности.

Несмотря на принимаемые меры, количество выявленных нарушений при формировании документов первичного учета правоохранительными органами продолжает оставаться высоким, за 2013 год выявлено 3557 нарушений.

Вновь выявлены факты укрытия преступлений от учета; занижения квалификации нераскрытых преступлений; искажения социально-криминологической характеристики преступности, в том числе показателей экономической преступности, преступлений коррупционной направленности, в сфере топливно-энергетического комплекса; преступлений, совершенных в состоянии алкогольного опьянения, в общественном месте, показателей повторной преступности, бытовых преступлений; искажение сведений об ущербе;

Портал правовой статистики представляет собой общедоступный Интернет-ресурс и предназначен для публичного раскрытия информации об основных показателях преступности по субъектам РФ и по России в целом. Представление информации осуществляется путем использования диаграмм, таблиц и графиков.

Прокуратура
Республики Коми

Прокуратура Республики Коми

9 апреля 2014, 00:00

Руководство государства неоднократно высказывало претензии, связанные с искажением статистической отчетности при учете преступлений.

Федеральным законом № 4-ФЗ от 07.02.2011 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О полиции», принципиальным образом изменена редакция ст. 51 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации».

С 1 февраля 2013 г. в Генеральной прокуратуре Российской Федерации стартовал пилотный проект по отработке новой технологии сбора документов первичного учета преступлений. В состав проекта включены прокуратуры Республики Татарстан, Орловской, Псковской, Смоленской, Тульской областей, Приволжская транспортная прокуратура. Проведение опытной эксплуатации государственной автоматизированной системы правовой статистики планируется завершить к 31 декабря 2014 г.

В Республике Коми в настоящее время учет в сфере уголовно-правовой статистики осуществляет МВД, реализующее указанную функцию уже более 95 лет.

Работа по обеспечению требований закона по достоверному формированию государственной статистики в уголовно-правовой сфере прокуратурой Республики Коми проводится с 2006 года. С конца 2011 года действует контрольная группа по вопросам обеспечения оперативного надзора за формированием и обработкой в правоохранительных органах документов первичного учета в сфере правовой статистики (далее - контрольная группа). Работа на данном направлении существенно активизирована в связи с созданием в 2013 году управления правовой статистики прокуратуры Республики Коми. Основная задача контрольной группы на переходном этапе передачи функций формирования статистики о преступности - обеспечить максимально достоверное и полное отражение правоохранительными органами в учетных документах сведений о преступлениях.

За 2013 год контрольной группой совместно с управлением правовой статистики проведено 20 проверок соблюдения субъектами учета преступлений требований учетно-статистической дисциплины при формировании статданных.

Наряду с проверками контрольной группой обеспечен ежедневный мониторинг поступающих в аппарат прокуратуры Республики Коми из ИЦ статистических данных о состоянии преступности.

Несмотря на принимаемые меры, количество выявленных нарушений при формировании документов первичного учета правоохранительными органами продолжает оставаться высоким, за 2013 год выявлено 3557 нарушений.

Вновь выявлены факты укрытия преступлений от учета; занижения квалификации нераскрытых преступлений; искажения социально-криминологической характеристики преступности, в том числе показателей экономической преступности, преступлений коррупционной направленности, в сфере топливно-энергетического комплекса; преступлений, совершенных в состоянии алкогольного опьянения, в общественном месте, показателей повторной преступности, бытовых преступлений; искажение сведений об ущербе;

Портал правовой статистики представляет собой общедоступный Интернет-ресурс и предназначен для публичного раскрытия информации об основных показателях преступности по субъектам РФ и по России в целом. Представление информации осуществляется путем использования диаграмм, таблиц и графиков.

2. Государственный единый статистический учет осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 29 ноября 2007 года N 282-ФЗ "Об официальном статистическом учете и системе государственной статистики в Российской Федерации" с учетом положений настоящего Федерального закона.

3. Генеральная прокуратура Российской Федерации по согласованию с федеральными государственными органами и федеральными органами исполнительной власти, обладающими соответствующими первичными статистическими данными, утверждает формы федерального статистического наблюдения, указания по их заполнению, официальную статистическую методологию, порядок и сроки предоставления первичных статистических данных.

4. Официальная статистическая информация, полученная в ходе осуществления государственного единого статистического учета, размещается Генеральной прокуратурой Российской Федерации на официальном сайте Российской Федерации, определенном Правительством Российской Федерации, в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (далее - сеть "Интернет") в форме открытых данных с учетом ограничений, установленных федеральными законами.

Перечень размещаемой в сети "Интернет" официальной статистической информации утверждается Генеральным прокурором Российской Федерации по согласованию с федеральными государственными органами и федеральными органами исполнительной власти, обладающими соответствующими первичными статистическими данными.

5. Генеральная прокуратура Российской Федерации в целях государственного единого статистического учета осуществляет создание, развитие, ввод в эксплуатацию и обеспечение функционирования государственной автоматизированной системы правовой статистики и является ее оператором. Для эксплуатации государственной автоматизированной системы правовой статистики могут использоваться государственные информационные системы и программно-технические средства иных государственных органов, обладающих соответствующими первичными статистическими данными.

Принципы создания, функционирования и развития государственной автоматизированной системы правовой статистики, ее структура и основные функции, участники информационного взаимодействия и их полномочия, правила и способы информационного взаимодействия с другими информационными системами, в том числе с использованием единой системы межведомственного электронного взаимодействия, и условия доступа к информации, содержащейся в государственной автоматизированной системе правовой статистики, определяются Правительством Российской Федерации.

Требования к программно-техническим средствам, используемым при создании, функционировании и развитии государственной автоматизированной системы правовой статистики, состав, правила размещения и сроки хранения информации в указанной системе, порядок функционирования указанной системы и регистрации пользователей в ней, порядок и сроки ее ввода в эксплуатацию устанавливаются Генеральной прокуратурой Российской Федерации по согласованию с федеральными государственными органами и федеральными органами исполнительной власти, обладающими соответствующими первичными статистическими данными.

6. Приказы Генерального прокурора Российской Федерации по вопросам государственного единого статистического учета и государственной автоматизированной системы правовой статистики, согласованные с федеральными государственными органами и федеральными органами исполнительной власти, обладающими соответствующими первичными статистическими данными, обязательны для исполнения указанными государственными органами.

Мерами прокурорского надзора осуществлять своевременное предупреждение, выявление и устранение нарушений законов в деятельности органов дознания и предварительного следствия, защиту прав и законных интересов лиц, пострадавших от преступлений; пресекать незаконные действия (бездействие) и решения должностных лиц названных органов, препятствующие доступу пострадавших от преступлений к уголовному судопроизводству.

в органах внутренних дел, следственных органах Следственного комитета Российской Федерации, органах федеральной службы безопасности, органах и учреждениях уголовно-исполнительной системы, органах Федеральной службы судебных приставов, таможенных органах, органах государственного пожарного надзора федеральной противопожарной службы - систематически, не реже одного раза в месяц;

в воинских частях, соединениях (объединениях), военных учреждениях и гарнизонах - в порядке, определяемом заместителем Генерального прокурора Российской Федерации - Главным военным прокурором;

при наличии сведений о нарушениях законов - безотлагательно.

При необходимости, руководствуясь ст. 22 Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации", вызывать должностных лиц органов дознания и предварительного следствия, а также граждан для объяснений по поводу нарушений законов.

1.5. Оперативно реагировать на выявленные нарушения законов, в том числе на факты ненаправления или несвоевременного направления органами дознания и предварительного следствия копий постановлений об отказе в возбуждении уголовного дела или о возбуждении уголовного дела, а также на случаи непредставления необходимых для проверки регистрационно-учетных и иных документов и материалов.

Строго соблюдать предписания ч. 4 ст. 146, ч. 6 ст. 148 УПК РФ при отмене незаконных и необоснованных постановлений дознавателей и следователей о возбуждении уголовного дела либо об отказе в возбуждении уголовного дела.

В целях повышения объективности ведомственных показателей регистрируемой преступности и ее раскрываемости задействовать весь комплекс предоставленных уголовно-процессуальным законодательством полномочий по отмене незаконных и необоснованных постановлений об отказе в возбуждении уголовного дела. Выявлять и устранять причины и условия, способствующие укрытию преступлений от регистрации и учета. Постоянно осуществлять контроль за количеством регистрируемых продолжаемых преступлений, дополнительно выявленных в ходе предварительного расследования.

Контролировать своевременность, полноту и объективность разрешения материалов, направленных прокурорами согласно п. 2 ч. 2 ст. 37 УПК РФ, исполнения органами дознания и дознавателями указаний прокурора, данных в соответствии с ч. 6 ст. 148 УПК РФ, рассмотрения руководителями органов дознания и предварительного следствия требований об устранении нарушений законов, внесенных в силу п. 3 ч. 2 ст. 37 УПК РФ, результаты проведения дополнительных проверок.

При удовлетворении судом жалобы на решение или действие (бездействие) указанных органов, с которыми ранее согласился прокурор, а также в случае принятия судом решения вопреки позиции прокурора, участвовавшего в судебном заседании, решать вопрос о наличии оснований для персональной ответственности должностных лиц, не обеспечивших надлежащий прокурорский надзор за законностью принятых процессуальных решений.

Акцентировать внимание на своевременном предупреждении и пресечении нарушений, их причин и условий, явившихся основанием для обращения в Европейский Суд по правам человека.

2. Прокурорам субъектов Российской Федерации, приравненным к ним военным прокурорам и прокурорам иных специализированных прокуратур обеспечить контроль за исполнением настоящего Приказа подчиненными прокурорами. Оказывать им необходимую практическую и методическую помощь в осуществлении надзора.

Военным прокурорам окружного звена указанные информационные материалы направлять в Главную военную прокуратуру.

4. Структурным подразделениям Генеральной прокуратуры Российской Федерации и Главной военной прокуратуры, обеспечивающим надзор за предварительным следствием и дознанием:

При необходимости по результатам обобщения подготавливать соответствующие информационные письма, вносить в установленном порядке предложения Генеральному прокурору Российской Федерации по совершенствованию федерального законодательства и деятельности на этом направлении надзора.

6. Настоящий Приказ опубликовать в журнале "Законность".

7. Контроль за исполнением настоящего Приказа возложить на заместителей Генерального прокурора Российской Федерации по направлениям деятельности.

Генеральный прокурор
Российской Федерации
действительный государственный
советник юстиции
Ю.Я.ЧАЙКА

Задайте вопрос юристу:

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: