Где суда перетаскивались волоком путь из варяг в греки

Обновлено: 02.05.2024

Путь «из варяг в греки» стал магистральным для торгового и культурного обмена между северными и южными странами.

Путь «из варяг в греки» — условное название водного пути, который пролегал по рекам и вел из Балтийского моря в Черное, к берегам Византии. Это был один из ключевых маршрутов Древней Руси, важный для ее торговых и культурных связей.

Одно из самых известных древнерусских свидетельств о пути «из варяг в греки» содержится в Повести временных лет монаха Нестора: «Тут был путь из Варяг в Греки и из Греков по Днепру, а в верховьях Днепра — волок до Ловоти, а по Ловоти можно войти в Ильмень, озеро великое; из этого же озера вытекает Волхов и впадает в озеро великое Неро, и устье того озера впадает в море Варяжское. И по тому морю можно плыть до Рима, а от Рима можно приплыть по тому же морю к Царьграду, а от Царьграда можно приплыть в Понт море, в которое впадает Днепр река». Несмотря на такое подробное изложение маршрута и данные исторических дисциплин, определить точную географию пути современная наука не может.

Историки продолжают спорить, кто же первым проложил этот маршрут. Сам Нестор описал его изначально, скорее, как путь «из греков в варяги», сделав акцент на движении с юга на север. Некоторые участки пути подразумевали плавание против течения рек, что до сих пор вызывает сомнения у исследователей. Тем не менее путь, вероятнее всего, был инициирован жителями северных земель. В течение IX столетия почти все регионы Европы затронула экспансия скандинавов, так называемое движение викингов. Проникнув на север Восточно-Европейской равнины, викинги встретились со славянами, а один из их именитых конунгов — Рюрик — стал во главе ильменских словен. Кроме того, одной из теорий происхождения самого термина «Русь» является «северная» концепция. Согласно ей, словом, образованным от скандинавского глагола «грести» в финском варианте ruotsi, называли себя дружины викингов, проходивших на гребных судах по рекам.

Что касается конкретных имен, если верить средневековым скандинавским сагам, слава первооткрывателя пути «из варяг в греки» принадлежит датскому конунгу Эйрику Путешественнику. Сага гласит, что вождь искал Одаинсак — мифические сады бессмертия, которые, по преданию, находились где-то на Востоке. В их поисках Эйрик Путешественник преодолел множество преград и оказался на территориях будущих Руси и Византии. События этой саги подтвердила и археология: ученые обнаружили в местах следования конунга скандинавские предметы быта, характерные для Средневековья.

Альтернативная точка зрения на этот вопрос принадлежит шведским ученым. Они утверждают, что путь «из варяг в греки» был известен раньше событий саги почти на 100 лет. Ученые приписывают открытие пути Ивару Видфамме — еще одному древнескандинавскому конунгу, побывавшему в Константинополе. Однако эта версия не подтверждается материальными находками.

В целом путь «из варяг в греки» стал магистральным как для формирования древнерусского государства, так и для торгового и культурного обмена между северными и южными странами. Он пережил свой расцвет при древнерусских князьях Святославе и Владимире Святом в X–XI веках, а окончательно лишился своего значения после захвата Нижнего и Среднего Поднепровья во время монгольского нашествия.

Путь «из варяг в греки» — условное название водного пути, который пролегал по рекам и вел из Балтийского моря в Черное, к берегам Византии. Это был один из ключевых маршрутов Древней Руси, важный для ее торговых и культурных связей.

Одно из самых известных древнерусских свидетельств о пути «из варяг в греки» содержится в Повести временных лет монаха Нестора: «Тут был путь из Варяг в Греки и из Греков по Днепру, а в верховьях Днепра — волок до Ловоти, а по Ловоти можно войти в Ильмень, озеро великое; из этого же озера вытекает Волхов и впадает в озеро великое Неро, и устье того озера впадает в море Варяжское. И по тому морю можно плыть до Рима, а от Рима можно приплыть по тому же морю к Царьграду, а от Царьграда можно приплыть в Понт море, в которое впадает Днепр река». Несмотря на такое подробное изложение маршрута и данные исторических дисциплин, определить точную географию пути современная наука не может.

Историки продолжают спорить, кто же первым проложил этот маршрут. Сам Нестор описал его изначально, скорее, как путь «из греков в варяги», сделав акцент на движении с юга на север. Некоторые участки пути подразумевали плавание против течения рек, что до сих пор вызывает сомнения у исследователей. Тем не менее путь, вероятнее всего, был инициирован жителями северных земель. В течение IX столетия почти все регионы Европы затронула экспансия скандинавов, так называемое движение викингов. Проникнув на север Восточно-Европейской равнины, викинги встретились со славянами, а один из их именитых конунгов — Рюрик — стал во главе ильменских словен. Кроме того, одной из теорий происхождения самого термина «Русь» является «северная» концепция. Согласно ей, словом, образованным от скандинавского глагола «грести» в финском варианте ruotsi, называли себя дружины викингов, проходивших на гребных судах по рекам.

Что касается конкретных имен, если верить средневековым скандинавским сагам, слава первооткрывателя пути «из варяг в греки» принадлежит датскому конунгу Эйрику Путешественнику. Сага гласит, что вождь искал Одаинсак — мифические сады бессмертия, которые, по преданию, находились где-то на Востоке. В их поисках Эйрик Путешественник преодолел множество преград и оказался на территориях будущих Руси и Византии. События этой саги подтвердила и археология: ученые обнаружили в местах следования конунга скандинавские предметы быта, характерные для Средневековья.

Альтернативная точка зрения на этот вопрос принадлежит шведским ученым. Они утверждают, что путь «из варяг в греки» был известен раньше событий саги почти на 100 лет. Ученые приписывают открытие пути Ивару Видфамме — еще одному древнескандинавскому конунгу, побывавшему в Константинополе. Однако эта версия не подтверждается материальными находками.

В целом путь «из варяг в греки» стал магистральным как для формирования древнерусского государства, так и для торгового и культурного обмена между северными и южными странами. Он пережил свой расцвет при древнерусских князьях Святославе и Владимире Святом в X–XI веках, а окончательно лишился своего значения после захвата Нижнего и Среднего Поднепровья во время монгольского нашествия.

Это выражение каждый знает с детства. Оно звучит как поговорка, или своеобразная не подлежащая обсуждению истина. Но все ли так просто? И существовал ли на самом деле этот торговый путь?

Восточный или Варяжский путь, соединяя морские и речные направления, являлся дорогой из северной Европы в южную. Возник он примерно в конце IX века. И только монгольское завоевание полностью прервало его существование в середине XIII века.

Путь упоминает в своем трактате «Об управлении империей» византийский император Константин Багрянородный. А название впервые употребил монах Нестор в летописи «Повесть временных лет»:

«Тут был путь из Варяг в Греки и из Греков по Днепру, а в верховьях Днепра — волок до Ловоти, а по Ловоти можно войти в Ильмень, озеро великое; из этого же озера вытекает Волхов и впадает в озеро великое Неро, и устье того озера впадает в море Варяжское. И по тому морю можно плыть до Рима, а от Рима можно приплыть по тому же морю к Царьграду, а от Царьграда можно приплыть в Понт море, в которое впадает Днепр река»

То есть из Варяжского (Балтийского) моря по Неве торговые корабли шли в озеро Нево (Ладожское), затем по реке Волхов в озеро Ильмень. Потом по реке Ловать достигали верховьев Днепра и там, в районе города Смоленска, волоком перетаскивали суда. На Днепровских порогах так же приходилось «волоковыми дорогами» преодолевать природные преграды. Затем вдоль западного берега Черного моря купцы добирались до Царьграда (Константинополя), столицы Византии. Но это только один из вариантов маршрута, были и другие.

Многие ученые вообще скептически относятся к «Пути…», потому что нет достаточного количества археологических находок в подтверждение, и отсутствует описание такой торговли в скандинавских сагах. Некоторые исследователи считают, что в Константинополь скандинавы плыли через всю Европу, и только возвращались, как описано в летописи. Возможно, Нестор, описывая странствия торговцев, хотел таким образом показать путь христианизации восточных славян, якобы так путешествовал по этим землям сам апостол Андрей Первозванный, принесший православие на Русь.

Но так или иначе основная масса историков считает, что «Путь из варяг в греки» был одной из основ экономической жизни восточных славян. Самые главные города Киев и Новгород контролировали южную и северную части этой торговой дороги.

Из Скандинавии везли железо, моржовую кость, оружие, художественные изделия, и награбленное в Европе викингами добро. Из Константинополя, который варяги называли Миклагард, поставлялись вина, пряности, ювелирные и стеклянные изделия, дорогие ткани, иконы, книги, и многое другое. Русь и Прибалтика торговали мехами, янтарем, лесом, мёдом, хлебом и различными ремесленными изделиями. Еще по этому пути везли рабов для продажи на рынках Византии.

Одной из причин начала феодальной раздробленности на Руси является как раз то, что «Путь из варяг в греки» пришел в упадок. Торговые направления поменялись. Один из стержней скрепляющих единство большой страны исчез под натиском экономических и политических изменений в мире.

На участке между верховьями Днепра и Ловати, отделенными по прямой примерно на 118 км, были два волока. Один из них длиной около 30 км проходил между правым притоком Ловати небольшой речкой Сережь и рекой Торопой — притоком Западной Двины. Дальнейший путь шел по Западной Двине до ее притока Каспли (или Косопли) , по которой суда поднимались до Касплинского озера, а оттуда второй волок длиной также около 30 км вел прямо к Смоленску, стоявшему на Днепре.

Альтернативная точка зрения на "путь из варяг в греки".

Некоторые исследователи (С. В. Бернштейн-Коган, Ю. Ю. Звягин, А. Л. Никитин, С. Э. Цветков и др. ) подвергают сомнению существование пути «из варяг в греки» как постоянно действующей транзитной торговой магистрали (не отрицая возможности отдельных плаваний) . Приводимые ими аргументы можно разделить на три группы:


География.
Трудность плавания, в котором необходимо преодолевать волоком два водораздела — между Ловатью и Двиной и между Двиной и Днепром. Причем, расстояние по маршруту Балтика–Волхов–Ловать–Двина–Днепр (с двумя волоками) в 5. раз больше чем по маршруту Балтика–Двина–Днепр (с одним волоком) , существует и не менее удобный путь Балтика–Висла–Буг–Припять–Днепр (также с одним волоком) сразу выходящий в район Киева.


Источники. Отсутствие упоминаний о подобных плаваниях в скандинавских сагах и отсутствие в византийских источниках упоминаний о скандинавских купцах и скандинавах вообще ранее второй половины XI в. Впервые о воинах скандинавского происхождения — «варангах» , говорится в императорском хрисовуле 1060 г. (прочие упоминания находятся в более поздних документах, даже если они описывают события более ранних лет) .


Археология.
Малое количество археологических находок византийского происхождения, как в самой Скандинавии, так и по всему предполагаемому маршруту. Например: при раскопках в Бирке (Швеция) арабские монеты найдены в 106 погребениях, англосаксонские — в восьми, и только в двух — византийские; из более чем 110 тыс. монет, найденных в 700-х кладах на острове Готланд к середине XX в. , византийских всего 410. Немногочисленные вещи византийского происхождения, найденные в Новгороде, относятся к культурным слоям XI в. Если по другому важнейшему торговому пути Восточной Европы — Волжско-балтийскому («из варяг в хазары» , вариант «в булгары) археологические находки: оружие, украшения, клады, в том числе с византийскими монетами (всего более трехсот монет) , свидетельствующие о постоянном движении по этому маршруту, присутствуют и по Волге (вплоть до верховий и далее по Волхову до Ладоги) , и по Оке, и по Западной Двине, то в Поднепровье, за исключением районов Киева и Смоленска таких находок нет.

В научном мире водный путь «из варяг в греки» дискутируется лет 200. В последние годы ученые Рыбаков В. А. , Лебедев Г. С. , Никитин А. Л. , Микляев А. М. и другие высказали противоречащие друг другу версии.
Они предполагают, что из Скандинавии суда могли выходить в октябре. В это время их быстрому ходу способствовал попутный западный ветер. Расстояние до Новгорода могло преодолеваться за 2-3 недели. Примерно такое же время могло потребоваться для прохождения Ловати. Далее предстояла стоянка в ожидании ледостава и снежного покрова. В это время к конечному пункту водного пути могло собраться несколько судов. Кооперация экипажей облегчала трудоемкость волока. Трасса волока могла проходить по замерзшим руслам рек, озерам, поймам болот, заснеженным участкам суши.
Суда для волока ставились на сани. Простейшая конструкция саней — два обтесанных бревна, скрепленных между собой.
При таких условиях даже усилий одного экипажа было достаточно, чтобы преодолеть за один день 15-20 км. С использованием конной тяги скорость могла возрастать в 3-4 раза.
Если за начало волока взять район Великих Лук, то продолжительность волока до Гнездова могла быть в пределах 15-20 дней.
После волока предстояла стоянка в ожидании сезона таяния льда и снега. Высокая половодная вода обеспечивала беспрепятственное похождение верхних участков рек и порогов

Зачем волочь суда по суше? Можно было груз переместить на телеги и перенести на другие суда на другой реке.

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: