Где рекомендуется находиться при столкновении судов

Обновлено: 28.03.2024

Важность документального оформления столкновения судов не может быть преувеличена, особенно оформление случаев столкновений с иностранными судами вне пределов советских территориальных вод, по всей вероятности, судебное разбирательство спора сторон о возмещении убытков будет проходить в иностранном суде (арбитраже) по правилам иностранного судебного (арбитражного) процесса с применением к требованиям сторон норм иностранного материального права. Документальное оформление случая столкновения судов заключается в совершении ряда действий, имеющих важное юридическое значение и направленных: 1) на сбор и закрепление доказательств, относящихся к вопросам ответственности за столкновение и размера причиненного столкновением взаимного вреда; 2) на обеспечение исполнения владельцем иностранного судна будущего судебного (арбитражного) решения или соглашения сторон о мирном урегулировании взаимных требований в связи со столкновением судов. Капитан судна — несомненно центральная фигура процесса оформления случая столкновения. Естественно, капитан должен знать обычный порядок документального оформления столкновений судов и понимать смысл действий, предпринимаемых им самим и его судовладельцем в ходе этого процесса. Порядок оформления столкновений судов выработан практикой. Он обычно заключается в совершении следующих действий: 1) заявлений морского протеста; 2) направлении капитану другого судна письма об ответственности; 3) осмотра повреждений судов и определения убытков от столкновения; 4) заключении соглашения о юрисдикции; 5) получении достаточного гарантийного обеспечения и, в случае необходимости, 6) задержания (ареста) иностранного судна. При оформлении столкновения следует иметь в виду, что не все перечисленные выше действия могут быть предприняты и доведены до поставленной цели усилиями одного капитана. В ходе процесса документального оформления случаев серьезных столкновений, затрагивающих иностранные интересы, капитану потребуется помощь и рекомендации береговых специалистов судовладельца и его юристов (адвокатов). Обычно крупные столкновения сразу же порождают много сложных вопросов, относящихся к юрисдикции, аресту судов, спасанию, общей аварии, загрязнению моря нефтью, ограничению ответственности судовладельцев и т. д., окончательное решение по которым принимается только в управлении пароходства (главном офисе судовладельца), а не капитаном судна.

Заявление морского протеста. Заявление морского протеста не является пустой формальностью. В некоторых странах без заявления капитаном морского протеста судовладелец не может начать судебный процесс против владельца другого судна о возмещении своих убытков. Порядок заявления морского протеста в советском порту установлен в ст. 288—291 КТМ. В иностранном порту морской протест заявляется капитаном советского судна консулу СССР в ближайшем порту этого государства или компетентным лицам иностранного государства в порядке, установленном этим государством. Так, например, в Англии принятие заявлений о морском протесте и составление актов о морском протесте осуществляется нотариусом, а в Бельгии морские протесты заявляются в коммерческий трибунал или мировому судье кантона. Заявление об ответственности другого судна. В практике торгового мореплавания при оформлении столкновений судов общепринято направление владельцам или капитану другого судна, с которым произошло столкновение, письменного заявления об ответственности за столкновение и за все расходы и убытки, могущие произойти вследствие столкновения. Заявление об ответственности должно быть кратким и конкретным по содержанию, без описания аспектов маневрирования. В большинстве случаев сразу же после столкновения невозможно с точностью установить причину столкновения и степень вины каждого судна в столкновении. Установление причины столкновения и степени вины каждого судна может занять длительный период времени. Независимо от того, при каких обстоятельствах произошло столкновение, направление заявления об ответственности владельцам или капитану иностранного судна, причастного к столкновению, необходимо во всех случаях столкновений советского судна с иностранным. Если капитан другого судна признает свою ответственность за столкновение, то от него должно быть получено письменное подтверждение признания ответственности, которое затем следует выслать в пароходство.

Организация осмотра и фиксирования повреждений обоих судов. Для определения убытков судовладельцев от столкновения принадлежащих им судов чрезвычайно важным является установление характера и размера повреждений, причиненных судам столкновением.В иностранном порту установление характера и размера повреждений причиненных советскому судну, производится с помощью компетентного сюрвейера. Его рекомендуется привлечь для этих целей через корреспондента клуба взаимного страхования или агента судна в этом порту. Осмотр повреждений советского судна сюрвейером, назначенным корреспондентом клуба взаимного страхования, должен производиться при участии представителей другого судна, владельцам которого должна быть предоставлена возможность осмотра повреждений советского судна. Действующего в интересах иностранного судна сюрвейера не следует ни в коем случае знакомить с записями судового журнала. Члены судового экипажа должны быть предупреждены о том, что им не следует давать какую- либо информацию о столкновении такому сюрвейеру. По результатам осмотра сюрвейер составляет акт сюрвейерского осмотра, в котором фиксируются полученные судном повреждения; даются рекомендации по проведению ремонтных работ для устранения аварийных повреждений; указывается длительность и стоимость ремонтных работ по ценам, действующим в порту осмотра судна. Рекомендуется, чтобы сюрвейер, производящий осмотр повреждений судна, подготовил отдельное заключение о скорости судов в момент столкновения и об угле столкновения. Его заключение о скорости судов и угле столкновения поможет в дальнейшем установить причину столкновения и степень вины судов. Для осмотра повреждений иностранного судна также необходимо привлекать компетентного сюрвейера, известного клубу взаимного страхования.

Заключение соглашения сторон о юрисдикции. При оформлении случаев столкновений судов необходимо решить вопрос о месте рас- смотрения требований о возмещении убытков (вопрос о юрисдикции). Проблема юрисдикции является одной из сложных юридических проблем, возникающих при столкновении судов, плавающих под флагами разных государств. Вопрос о юрисдикции в каждом отдельном случае должен решаться не капитаном, а самим судовладельцем, поскольку выбор наиболее удобного для него судна или арбитража зависит от многих факторов, которые могут быть известны только профессиональным морским юристам.

Обеспечение имущественных требований о возмещении убытков от столкновения судов. При оформлении случаев столкновений советских судов с иностранными необходимо проявлять заботу об обеспечении будущих требований пароходства. Выбор способа обеспечения и его условий решается самим судовладельцем. Предоставление обеспечения не является ни признанием ответственности за столкновение, ни отказом судовладельца от использования права на ограничение ответственности за причинение вреда.

Задержание и арест торговых судов. В практике могут возникнуть случаи, когда владельцы иностранного судна попытаются уклониться от предоставления обеспечения. В таких случаях приходится прибегать к задержанию или аресту судов. Арест судна — эффективная мера, понуждающая его владельца предоставить требуемое обеспечение имущественных требований, возникающих в связи со столкновением судов.


  • Линия осадки
  • Ватерлиния
  • Основная линия
  • Валовая линия

2 вопрос


3 вопрос


Какое действие считается наиболее эффективным для предупреждения чрезмерного сближения, при наличии достаточного водного пространства?

  • Существенное изменение скорости
  • Постепенное изменение скорости
  • Постепенное изменение курса
  • Существенное изменение курса

4 вопрос


  • На палубе
  • В любом из перечисленных мест одинаково опасно
  • В тендере (тузике)
  • Во внутренних помещениях

5 вопрос


  • Против ветра на малом ходу
  • За несколько метров от тонущего лечь в дрейф с наветренной стороны
  • Лечь в дрейф с подветренной стороны и подать спасательный круг
  • По ветру на малом ходу

6 вопрос


На сколько градусов рекомендуется переложить руль в наветренную сторону сразу после падения человека за борт, чтобы осуществить подход к нему с оборотом на обратный курс?

  • На 10град
  • На 30 град
  • На 5 град
  • На 20 град

7 вопрос


  • На волне
  • Между волнами
  • Под углом к волне
  • Лагом

8 вопрос


  • Увеличить ход и пройти через центр суводи
  • Уменьшить ход и резко выходить к стрежню
  • Вести судно по внешнему краю суводи и, увеличивая ход, выходить к стрежню
  • Вести судно по внешнему краю суводи и, уменьшая ход, выходить к стрежню

9 вопрос


Какие действия обязан предпринять судоводитель маломерного судна при получении неблагоприятного прогноза (штормовое предупреждение) или появлении явных признаков резкого усиления ветра?

  • Укрыть судно в ближайшем безопасном месте
  • Дождаться подтверждения полученного прогноза о штормовом предупреждении и после этого принять решение
  • Выйти на связь с диспетчером ближайшего порта или подразделения МЧС и сообщить о месте нахождения судна для получения указаний
  • Выставить плавучий якорь, дать малый ход и развернуть судно носом на ветер

10 вопрос


  • Немедленно после окончания приемки топлива
  • После установки поддона под шланговое соединение
  • После протирки приемного шланга и шлангового соединения ветошью
  • После удаления из них топлива

Идет подсчет результатов


Сообщить о нарушение

Попробуйте пройти эти тесты:

Никто не может ответить больше чем на 7 из 10 вопросов в этом тесте на IQ

Тест на знание русского языка: сможете ли вы грамотно написать все 25 слов?

Насколько Ваш мозг пошлый?

Если вы наберете 11/12 в этом тесте на эрудицию, то такого начитанного и разностороннего человека еще поискать

Вы гений, если пройдете этот тест.

Проверьте свой интеллект

Сможете ли вы набрать 10/10 баллов в нашем тесте на общие знания?

Лучший в мире тест на четкость зрения и мышления? Сможете пройти?

Помнишь, что ели в Советском Союзе?

Ваш словарный запас на высоком уровне, если наберете в нашем тесте хотя бы 8/11 — ТЕСТ

Угадайте воинские звания России по погонам

Тест по фильмам СССР: Сможете пройти его на все 10/10? (Часть 2)

Догадливы и эрудированны ли вы настолько, чтобы парировать 15 вопросов обо всём?

Насколько хорошо вы знаете географию России?

Блесните своей эрудицией, ответив на 70% вопросов верно

Если вы закончите представленные 15 фраз, то вы настоящий интеллектуал!

На какое животное вы похожи, когда злитесь?

Если закончите цитаты из советских фильмов на 14/14, то вы наверняка родились в СССР

Сможете ли вы пройти этот IQ тест без единой ошибки?

Насколько уникальна ваша личность?

Популярные тесты

Никто не может ответить больше чем на 7 из 10 вопросов в этом тесте на IQ

Тест на знание русского языка: сможете ли вы грамотно написать все 25 слов?

Насколько Ваш мозг пошлый?

Если вы наберете 11/12 в этом тесте на эрудицию, то такого начитанного и разностороннего человека еще поискать

Вы гений, если пройдете этот тест.

Проверьте свой интеллект

Сможете ли вы набрать 10/10 баллов в нашем тесте на общие знания?

Лучший в мире тест на четкость зрения и мышления? Сможете пройти?

Помнишь, что ели в Советском Союзе?

Ваш словарный запас на высоком уровне, если наберете в нашем тесте хотя бы 8/11 — ТЕСТ

Угадайте воинские звания России по погонам

Тест по фильмам СССР: Сможете пройти его на все 10/10? (Часть 2)

Догадливы и эрудированны ли вы настолько, чтобы парировать 15 вопросов обо всём?

Насколько хорошо вы знаете географию России?

Блесните своей эрудицией, ответив на 70% вопросов верно

Если вы закончите представленные 15 фраз, то вы настоящий интеллектуал!

На какое животное вы похожи, когда злитесь?

Если закончите цитаты из советских фильмов на 14/14, то вы наверняка родились в СССР

Сможете ли вы пройти этот IQ тест без единой ошибки?

Насколько уникальна ваша личность?

Преимущества

Можете встраивать тесты на Ваш сайт. Тест показывается нашем и других сайтах. Гибкие настройки результатов. Возможность поделиться тестом и результатами. Лавинообразный ("вирусный") трафик на тест. Русскоязычная аудитория. Без рекламы!

Создавайте тесты онлайн, всё бесплатно. У нас можно бесплатно: создать тест онлайн для для учеников, друзей, сотрудников, для вашего сайта, с ответами и результатами - Все Бесплатно!

Пользователям

Вам захотелось отдохнуть? Или просто приятно провести время? Выбирайте и проходите онлайн-тесты, делитесь результатом с друзьями. Проверьте, смогут они пройти также как Вы, или может лучше?

Конструктор Тестов ру - это огромное количество интересных и бесплатных тестов на сообразительность, IQ, зрение, знания правил дорожного движения, программирования и многое другое. Если Вам понравилось, обязательно поделитесь со своими друзьями в социальных сетях или просто ссылкой. А еще Вы можете легко создать свой тест и его будут проходить десятки тысяч людей.

Внимание! Наши тесты не претендуют на достоверность – не стоит относиться к ним слишком серьезно!

Информация

HTML-код для вставки на сайт Разрешить комментарии Автор теста запретил комментарии Блок Новинок и Популярных тестов Теперь тесты из блоков новинок и популярных отображаются внутри вашего сайта, что увеличивает просмотры ваших страниц в 5 раз! Все комментарии после публикации проходят строгую модерацию!


  • Бортовой стрингер
  • Бортовой бимс
  • Бортовой карлингс
  • Бортовой киль

2 вопрос


В чем из перечисленного необходимо убедиться с целью обеспечения безопасности плавания перед его началом?

  • Запасы питьевой воды соответствуют количеству людей на борту
  • Спасательные жилеты размещены на борту по количеству людей на борту
  • Пассажиры не страдают «морской болезнью»
  • Запасы провизии соответствуют количеству людей на борту

3 вопрос


Какое действие считается наиболее эффективным для предупреждения чрезмерного сближения, при наличии достаточного водного пространства?

  • Существенное изменение скорости
  • Постепенное изменение скорости
  • Существенное изменение курса
  • Постепенное изменение курса

4 вопрос


  • В тендере (тузике)
  • Во внутренних помещениях
  • В любом из перечисленных мест одинаково опасно
  • На палубе

5 вопрос


  • Против ветра на малом ходу
  • За несколько метров от тонущего лечь в дрейф с наветренной стороны
  • Лечь в дрейф с подветренной стороны и подать спасательный круг
  • По ветру на малом ходу

6 вопрос


На сколько градусов рекомендуется переложить руль в наветренную сторону сразу после падения человека за борт, чтобы осуществить подход к нему с оборотом на обратный курс?

  • На 10 град
  • На 30 град
  • На 5 град
  • На 20 град

7 вопрос


  • Увеличить ход и пройти через Центр суводи
  • Уменьшить ход и резко выходить к стрежню
  • Вести судно по внешнему краю суводи и, уменьшая ход, выходить к стрежню
  • Вести судно по внешнему краю суводи и, увеличивая ход, выходить к стрежню

8 вопрос


  • Длина судна или метр
  • Ширина судна
  • Высота борта
  • Длина киля

9 вопрос


  • Максимальную
  • Минимальную
  • 60 км/ч
  • 30 км/ч

10 вопрос


Какие операции необходимо производить с мусором, пищевыми отходами и другими загрязняющими окружающую среду веществами?

  • Не допускать накопления мусора и сжигать его малыми порциями
  • Сохранять на судне и сбрасывать на берегу, вдали от населенных пунктов
  • Не допускать накопления мусора и сбрасывать его за борт малыми порциями
  • Сохранять на судне и сдавать в приемные устройства (контейнеры, емкости) на территории базы или на портовые береговые сооружения

Идет подсчет результатов


Сообщить о нарушение

Попробуйте пройти эти тесты:

Угадайте воинские звания России по погонам

А насколько хорошо натренирован ваш мозг?

Ваша эрудиция на высоте, если осилите наш тест хотя бы на 8/11 — ТЕСТ

Лучший в мире тест на четкость зрения и мышления? Сможете пройти?

Не называйте себя эрудированным человеком, если не сможете набрать в этом тесте хотя бы 8/10

Тест на эрудицию, который мы с треском завалили. Что насчет вас?

Сможете ли вы узнать советских актеров по фото в молодости?

Если вы родом из СССР, то точно сможете закончить фразы тех времен на все 10 из 10

Умеете ли вы готовить? Сложный кулинарный Блиц-тест ресторатора Ивана Шишкина

Вы невероятно умны, если смогли пройти этот тест на 10 из 10

Вы точно профессор, если наберете в нашем сложном тесте 10/10 — ТЕСТ

Сумеешь угадать фильм с одного кадра?

Cколько лет вашей душе?

Сможете ли вы узнать 20 людей, определивших ход истории?

Только 4% людей способны пройти этот тест с вопросами различной направленности

Звериный интеллект: скольких животных ты знаешь?

В чём ваш мозг крут

Что вас ждет в старости?

Ваш словарный запас на высоком уровне, если наберете в нашем тесте хотя бы 8/11 — ТЕСТ

Тест на общую эрудицию. Сумеешь набрать хотя бы 10 баллов?

Популярные тесты

Угадайте воинские звания России по погонам

А насколько хорошо натренирован ваш мозг?

Ваша эрудиция на высоте, если осилите наш тест хотя бы на 8/11 — ТЕСТ

Лучший в мире тест на четкость зрения и мышления? Сможете пройти?

Не называйте себя эрудированным человеком, если не сможете набрать в этом тесте хотя бы 8/10

Тест на эрудицию, который мы с треском завалили. Что насчет вас?

Сможете ли вы узнать советских актеров по фото в молодости?

Если вы родом из СССР, то точно сможете закончить фразы тех времен на все 10 из 10

Умеете ли вы готовить? Сложный кулинарный Блиц-тест ресторатора Ивана Шишкина

Вы невероятно умны, если смогли пройти этот тест на 10 из 10

Вы точно профессор, если наберете в нашем сложном тесте 10/10 — ТЕСТ

Сумеешь угадать фильм с одного кадра?

Cколько лет вашей душе?

Сможете ли вы узнать 20 людей, определивших ход истории?

Только 4% людей способны пройти этот тест с вопросами различной направленности

Звериный интеллект: скольких животных ты знаешь?

В чём ваш мозг крут

Что вас ждет в старости?

Ваш словарный запас на высоком уровне, если наберете в нашем тесте хотя бы 8/11 — ТЕСТ

Тест на общую эрудицию. Сумеешь набрать хотя бы 10 баллов?

Преимущества

Можете встраивать тесты на Ваш сайт. Тест показывается нашем и других сайтах. Гибкие настройки результатов. Возможность поделиться тестом и результатами. Лавинообразный ("вирусный") трафик на тест. Русскоязычная аудитория. Без рекламы!

Создавайте тесты онлайн, всё бесплатно. У нас можно бесплатно: создать тест онлайн для для учеников, друзей, сотрудников, для вашего сайта, с ответами и результатами - Все Бесплатно!

Пользователям

Вам захотелось отдохнуть? Или просто приятно провести время? Выбирайте и проходите онлайн-тесты, делитесь результатом с друзьями. Проверьте, смогут они пройти также как Вы, или может лучше?

Конструктор Тестов ру - это огромное количество интересных и бесплатных тестов на сообразительность, IQ, зрение, знания правил дорожного движения, программирования и многое другое. Если Вам понравилось, обязательно поделитесь со своими друзьями в социальных сетях или просто ссылкой. А еще Вы можете легко создать свой тест и его будут проходить десятки тысяч людей.

Внимание! Наши тесты не претендуют на достоверность – не стоит относиться к ним слишком серьезно!

Информация

HTML-код для вставки на сайт Разрешить комментарии Автор теста запретил комментарии Блок Новинок и Популярных тестов Теперь тесты из блоков новинок и популярных отображаются внутри вашего сайта, что увеличивает просмотры ваших страниц в 5 раз! Все комментарии после публикации проходят строгую модерацию!

Правила этого раздела применяются при любых условиях видимости.

Правило 5. Наблюдение

Каждое судно должно постоянно вести надлежащее визуальное и слуховое наблюдение, так же как и наблюдение с помощью всех имеющихся средств, применительно к преобладающим обстоятельствам и условиям, с тем чтобы полностью оценить ситуацию и опасность столкновения.

Правило 6. Безопасная скорость

Каждое судно должно всегда следовать с безопасной скоростью, с тем чтобы оно могло предпринять надлежащее и эффективное действие для предупреждения столкновения и могло быть остановлено в пределах расстояния, требуемого при существующих обстоятельствах и условиях.

При выборе безопасной скорости следующие факторы должны быть в числе тех, которые надлежит учитывать:

(I) состояние видимости;

(II) плотность движения, включая скопление рыболовных или любых других судов;

(III) манёвренные возможности судна и особенно расстояние, необходимое для полной остановки судна, и поворотливость судна в преобладающих условиях;

(IV) ночью - наличие фона освещения как от береговых огней, так и от рассеяния света собственных огней;

(V) состояние ветра, моря и течения и близость навигационных опасностей;

(VI) соотношение между осадкой и имеющимися глубинами.

(b) дополнительно судам, использующим радиолокатор:

(I) характеристики, эффективность и ограничения радиолокационного оборудования;

(II) любые ограничения, накладываемые используемой радиолокационной шкалой дальности;

(III) влияние на радиолокационное обнаружение состояния моря и метеорологических факторов, а также других источников помех;

(IV) возможность того, что радиолокатор может не обнаружить на достаточном расстоянии малые суда, лёд и другие плавающие объекты;

(V) количество, местоположение и перемещение судов, обнаруженных радиолокатором;

(VI) более точную оценку видимости, которая может быть получена при радиолокационном измерении расстояния до судов или других объектов, находящихся поблизости.

Правило 7. Опасность столкновения

(а) Каждое судно должно использовать все имеющиеся средства в соответствии с преобладающими обстоятельствами и условиями для определения наличия опасности столкновения. Если имеются сомнения в отношении наличия опасности столкновения, то следует считать, что она существует.

(b) Установленное на судне исправное радиолокационное оборудование должно использоваться надлежащим образом, включая наблюдение на шкалах дальнего обзора с целью получения заблаговременного предупреждения об опасности столкновения, а также радиолокационную прокладку или равноценное систематическое наблюдение за обнаруженными объектами.

(c) Предположения не должны делаться на основании неполной информации, и особенно радиолокационной.

(d) При определении наличия опасности столкновения необходимо прежде всего учитывать следующее:

(I) опасность столкновения должна считаться существующей, если пеленг приближающегося судна заметно не изменяется;

(II) опасность столкновения может иногда существовать даже при заметном изменении пеленга, в частности при сближении с очень большим судном или буксиром или при сближении судов на малое расстояние.

Правило 8. Действия для предупреждения столкновения

(а) Любое действие, предпринимаемое для предупреждения столкновения, если позволяют обстоятельства, должно быть уверенным, своевременным и соответствовать хорошей морской практике.

(b) Любое изменение курса и (или) скорости, предпринимаемое для предупреждения столкновения, если позволяют обстоятельства, должно быть достаточно большим, с тем чтобы оно могло быть легко обнаружено другим судном, наблюдающим его визуально или с помощью радиолокатора; следует избегать ряда последовательных небольших изменений курса и (или) скорости.

(c) Если имеется достаточное водное пространство, то изменение только курса может быть наиболее эффективным действием для предупреждения чрезмерного сближения при условии, что изменение сделано заблаговременно, является существенным и не вызывает чрезмерного сближения с другими судами.

(d) Действие, предпринимаемое для предупреждения столкновения с другим судном, должно быть таким, чтобы привести к расхождению на безопасном расстоянии. Эффективность этого действия должна тщательно контролироваться до тех пор, пока другое судно не будет окончательно пройдено и оставлено позади.

(e) Если необходимо предотвратить столкновение или иметь больше времени для оценки ситуации, судно должно уменьшить ход или остановиться, застопорив свои движители или дав задний ход.

(I) Судно, обязанное согласно какому-либо из настоящих Правил не затруднять движение или безопасный проход другого судна, должно, когда этого требуют обстоятельства, предпринять заблаговременное действие с тем, чтобы оставить достаточное водное пространство для безопасного прохода другого судна;

(II) Судно, обязанное не затруднять движение или безопасный проход другого судна, не освобождается от этой обязанности при приближении к другому судну так, что возникает опасность столкновения, и должно, предпринимая свои действия, полностью учитывать тс действия, которые могут потребоваться согласно Правилам настоящей части;

(III) Когда два судна приближаются друг к другу так, что возникает опасность столкновения, судно, движение которого не должно затрудняться, обязано полностью соблюдать Правила настоящей части.

Правило 9. Плавание в узкостях

(а) Судно, следующее вдоль узкого прохода или фарватера, должно держаться внешней границы прохода или фарватера, которая находится с его правого борта настолько близко, насколько это безопасно и практически возможно.

(b) Судно длиной менее 20 м или парусное судно не должны затруднять движение такого судна, которое может безопасно следовать только в пределах узкого прохода или фарватера.

(c) Судно, занятое ловом рыбы, не должно затруднять движение любого другого судна, следующего в пределах узкого прохода или фарватера.

(d) Судно не должно пересекать узкий проход или фарватер, если такое пересечение затруднит движение судна, которое может безопасно следовать только в пределах такого прохода или фарватера; это последнее судно может использовать звуковой сигнал, предписанный Правилом 34 (d), если оно испытывает сомнения в отношении намерений судна, пересекающего проход или фарватер.

(I) В узком проходе или на фарватере в том случае, если обгон может быть совершён только при условии, что обгоняемое судно предпримет действие, позволяющее безопасный проход, то судно, намеревающееся произвести обгон, должно указать своё намерение подачей соответствующего звукового сигнала, предписанного Правилом 34 (с) (I). Обгоняемое судно должно, если оно согласно на обгон, подать соответствующий сигнал, предписанный Правилом 34 (с) (ii), и предпринять действия, позволяющие безопасный проход обгоняющего судка. Если обгоняемое судно испытывает сомнения в отношении безопасности обгона, оно может подать звуковые сигналы, предписанные Правилом 34 (d).

(II) Это Правило не освобождает обгоняющее судно от выполнения требований Правила 13.

(f) Судно, приближающееся к изгибу или к такому участку узкого прохода или фарватера, где другие суда могут быть не видны из-за наличия препятствий, должно следовать с особой внимательностью и осторожностью и подавать соответствующий звуковой сигнал, предписанный Правилом 34 (e).

(g) Любое судно, если позволяют обстоятельства, должно избегать постановки на якорь в узком проходе.

Правило 10. Плавание по системам разделения движения

(а) Это Правило применяется при плавании по системам разделения движения, принятым Организацией, и не освобождает никакое судно от его обязанностей, вытекающих из любого другого Правила.

(b) Судно, использующее систему разделения движения, должно:

(I) следовать в соответствующей полосе движения в принятом на ней общем направлении потока движения;

(II) держаться, насколько это практически возможно, в стороне от линии разделения движения или от зоны разделения движения;

(III) в общем случае входить в полосу движения или покидать её на конечных участках, но, если судно покидает полосу движения или входит в неё с любой стороны , оно должно делать это под возможно меньшим углом к общему направлению потока движения.

(c) Судно должно, насколько это практически возможно, избегать пересечения полос движения, но если оно вынуждено пересекать полосу движения, то должно делать это, насколько это возможно, курсом под прямым углом к общему направлению потока движения.

(I) Судно не должно использовать зону прибрежного плавания, если оно может безопасно использовать соответствующую полосу движения в прилегающей системе разделения движения. Однако, суда длиной менее 20 м, парусные суда и суда, занятые ловом рыбы, могут использовать зону прибрежного плавания.

(II) Независимо от предписаний подпункта (d) (i) судно может использовать зону прибрежного плавания, когда оно направляется в порт или из него, следует к расположенным у берега сооружениям, лоцманской станции или какому - либо другому месту, которые находятся в пределах зоны прибрежного плавания, или для избежания непосредственной опасности.

(e) Судно, если оно не пересекает систему разделения движения, не входит в полосу движения или не выходит из неё, не должно, в общем случае, входить в зону разделения движения или пересекать линию разделения движения, кроме:

(I) случаев крайней необходимости для избежания непосредственной опасности;

(II) случаев, когда это связано с ловом рыбы в пределах зоны разделения движения.

(f) Судно, плавающее вблизи конечных участков систем разделения движения, должно соблюдать особую осторожность.

(g) Судно должно, насколько это практически возможно, избегать постановки на якорь в пределах системы разделения движения или вблизи от её конечных участков.

(h) Судно, не использующее систему разделения движения, должно держаться от неё на достаточно большом расстоянии.

(i) Судно, занятое ловом рыбы, не должно затруднять движение любого другого судна, идущего в полосе движения.

(j) Судно длиной менее 20 м или парусное судно не должно затруднять безопасное движение судна с механическим двигателем, идущего в полосе движения.

(k) Судно, ограниченное в возможности маневрировать, когда оно занято деятельностью по поддержанию безопасности мореплавания в системе разделения движения, освобождается от выполнения этого Правила в такой степени, в какой это необходимо для выполнения этой деятельности.

(l) Судно, ограниченное в возможности маневрировать, когда оно занято работами по прокладке, обслуживанию или поднятию подводного кабеля в пределах системы разделения движения, освобождается от выполнения требований этого Правила настолько, насколько это необходимо для выполнения этих работ.

Раздел II - Плавание судов, находящихся на виду друг у друга

Правило 11. Применение

Правила этого Раздела применяются к судам, находящимся на виду друг у друга.

Правило 12. Парусные суда

(а) Когда два парусных судна сближаются так, что возникает опасность столкновения, то одно из них должно уступить дорогу другому следующим образом:

(I) когда суда идут разными галсами, то судно, идущее левым галсом, должно уступить дорогу другому судну;

(II) когда оба судна идут одним и тем же галсом, то судно, находящееся на ветре, должно уступить дорогу судну, находящемуся под ветром;

(III) если судно, идущее левым галсом, видит другое судно с наветренной стороны и не может точно определить, левым или правым галсом идёт это другое судно, то оно должно уступить ему дорогу.

(b) По этому Правилу наветренной стороной считается сторона, противоположная той, на которой находится грот, а при прямом вооружении - сторона, противоположная той, на которой находится самый большой косой парус.

Правило 13. Обгон

(а) Независимо от предписаний, содержащихся в Правилах Разделов 1 и 2 Части В каждое судно, обгоняющее другое, должно держаться в стороне от пути обгоняемого судна.

(b) Судно считается обгоняющим другое судно, когда оно подходит к нему с направления более 22.5 градусов позади траверза последнего, т.е. когда обгоняющее судно находится в таком положении по отношению к обгоняемому, что ночью обгоняющее судно может видеть только кормовой огонь обгоняемого судна и не может видеть ни один из его бортовых огней.

(c) Если имеется сомнение в отношении того, является ли судно обгоняющим, то следует считать, что это именно так, и действовать соответственно.

(d) Никакое последовавшее изменение во взаимном положении двух судов не может дать повода считать обгоняющее судно, по смыслу настоящих Правил, судном, идущим на пересечение курса, или освободить обгоняющее судно от обязанности держаться в стороне от обгоняемого до тех пор, пока последнее не будет окончательно пройдено и оставлено позади.

Правило 14. Ситуация сближения судов, идущих прямо друг на друга

(а) Когда два судна с механическими двигателями сближаются на противоположных или почти противоположных курсах так, что возникает опасность столкновения, каждое из них должно изменить свой курс вправо, с тем чтобы каждое судно прошло у другого по левому борту.

(b) Такая ситуация должна считаться существующей, когда судно видит другое прямо или почти прямо по курсу, и при этом ночью оно может видеть в створе или почти в створе топовые огни и (или) оба бортовых огня другого судна, а днём оно наблюдает его соответствующий ракурс.

(c) Если имеется сомнение в отношении того, существует ли такая ситуация, то следует считать, что она существует, и действовать соответственно.

Правило 15. Ситуация пересечения курсов

Когда два судна с механическими двигателями идут пересекающимися курсами так, что возникает опасность столкновения, то судно, которое имеет другое на своей правой стороне, должно уступить дорогу другому судну и при этом оно должно, если позволяют обстоятельства, избегать пересечения курса другого судна у него по носу.

Правило 16. Действия судна, уступающего дорогу

Каждое судно, которое обязано уступить дорогу другому судну, должно, насколько это возможно, предпринять заблаговременное и решительное действие с тем, чтобы чисто разойтись с другим судном.

Правило 17. Действия судна, которому уступают дорогу

(I) Когда одно судно из двух судов должно уступить дорогу другому, то это другое судно должно сохранять курс и скорость.

(II) Однако это другое судно, когда для него становится очевидным, что судно, обязанное уступить дорогу, не предпринимает соответствующего действия, требуемого этими Правилами, может предпринять действие, чтобы избежать столкновения только собственным манёвром.

(b) Когда по какой-либо причине судно, обязанное сохранять курс и скорость, обнаруживает, что оно находится настолько близко к другому судну, что столкновения нельзя избежать только действием судна, уступающего дорогу, оно должно предпринять такое действие, которое наилучшим образом поможет предотвратить столкновение.

(c) Судно с механическим двигателем, которое в ситуации пересечения курсов предпринимает в соответствии с подпунктом (a) (II) этого Правила действие, чтобы избежать столкновения с другим судном с механическим двигателем, не должно, если позволяют обстоятельства, изменять курс влево, если другое судно находится слева от него.

(d) Это Правило не освобождает судно, обязанное уступить дорогу, от выполнения этой обязанности.

Правило 18. Взаимные обязанности судов

За исключением случаев, когда Правила 9, 10 и 13 требуют иного:

(а) Судно с механическим двигателем на ходу должно уступать дорогу:

(I) судну, лишённому возможности управляться;

(II) судну, ограниченному в возможности маневрировать;

(III) судну, занятому ловом рыбы;

(IV) парусному судну.

(b) Парусное судно на ходу должно уступать дорогу:

(I) судну, лишённому возможности управляться;

(II) судну, ограниченному в возможности маневрировать;

(III) судну, занятому ловом рыбы.

(c) Судно, занятое ловом рыбы, на ходу должно, насколько это возможно, уступать дорогу:

(I) судну, лишённому возможности управляться;

(II) судну, ограниченному в возможности маневрировать.

(I) Любое судно, за исключением судна, лишённого возможности управляться, или судна, ограниченного в возможности маневрировать, не должно, если позволяют обстоятельства, затруднять безопасный проход судна, стеснённого своей осадкой и выставляющего сигналы, предписанные Правилом 28.

(II) судно, стеснённое своей осадкой, должно следовать с особой осторожностью, тщательно сообразуясь с особенностью своего состояния.

(e) Гидросамолёт на воде должен, в общем случае, держаться в стороне от всех судов и не затруднять их движение. Однако в тех случаях, когда существует опасность столкновения, он должен выполнять Правила этой Части.

(I) Экраноплан при взлёте, посадке и в полете вблизи поверхности должен держаться в стороне от всех других судов и не затруднять их движение;

(II) Экраноплан, находящийся на поверхности воды, должен выполнять Правила этой Части как с механическим двигателем.

Раздел III - Плавание судов при ограниченной видимости

Правило 19. Плавание судов при ограниченной видимости

(а) Это Правило относится к судам, не находящимся на виду друг у друга при плавании в районах ограниченной видимости или вблизи таких районов.

(b) Каждое судно должно следовать с безопасной скоростью, установленной применительно к преобладающим обстоятельствам и условиям ограниченной видимости. Судно с механическим двигателем должно держать свои машины готовыми к немедленному манёвру.

(c) При выполнении Правил Раздела I этой Части каждое судно должно тщательно сообразовывать свои действия с преобладающими обстоятельствами и условиями ограниченной видимости.

(d) Судно, которое обнаружило присутствие другого судна только с помощью радиолокатора, должно определить, развивается ли ситуация чрезмерного сближения и (или) существует ли опасность столкновения. Если это так, то оно должно своевременно предпринять действие для расхождения, причём если этим действием является изменение курса, то, насколько это возможно, следует избегать:

(I) изменения курса влево, если другое судно находится впереди траверза и не является обгоняемым;

(II) изменения курса в сторону судна, находящегося на траверзе или позади траверза.

(e) За исключением случаев, когда установлено, что опасности столкновения нет, каждое судно, которое услышит, по-видимому, впереди своего траверза, туманный сигнал другого судна или которое не может предотвратить чрезмерное сближение с другим судном, находящимся впереди траверза, должно уменьшить ход до минимального, достаточного для удержания судна на курсе. Оно должно, если это необходимо, остановить движение и в любом случае следовать с крайней осторожностью до тех пор, пока не минует опасность столкновения.

3. Щетинина А.И. Управление судном и его техническая эксплуатация.

4. Шарлай Г.Н. Управление морским судном.

5. SOLAS-74 , МКУБ – чек-лист.

Столкновение судов

Принимать все меры для предупреждения столкновений судов, проявлять постоянное чувство ответственности за доверенные ему че­ловеческие жизни и материальные ценности, иметь и поддерживать на надлежащем уровне профессиональные навыки по расхождению су­дов — долг каждого судоводителя.

Ведь, к сожалению, практика показывает, что в современных реалиях судовладельцы и другие субъекты морского права зачастую оказываются неготовыми к таким происшествиям. В условиях ускорения научно-технического прогресса в сфере морского хозяйства требуется очень быстрое реагирование на такие случаи. Столкновение судов является одной из наиболее распространенных разновидностей аварийных происшествий на море. Принятие различных международных актов в этой сфере, в том числе Международных правил предупреждения столкновения судов 1972 г., Международной конвенции о спасении 1989 г., Международных правил компенсации убытков по делам о столкновении судов 1987 г., хотя и являлось важным шагом к большему урегулированию ситуации, не стало панацеей.

Понятие столкновения судна

Столкновение судна — это чрезвычайное аварийное морское происшествие с судном, выражающееся в ударе или соприкосновении с другим судном (судами) или другими объектами (сооружениями). Отношения по поводу столкновения судов регулируются в основном Международной конвенцией для объединения некоторых правил относительно столкновения судов, подписанной в Брюсселе 23.09.1910 г.

Нормы этой Конвенции применяются, если в столкновении участвует хотя бы одно морское судно, причем не имеет значения характеристика пространства, в котором произошло столкновение, то есть столкновение может иметь место как в морских водах любой категории, так на внутренних водных путях. При этом столкновением считается любая ситуация, в которой убытки причинены одним судном другому судну, находящимся на нем лицам, грузу или другому имуществу, когда такие убытки вызваны неправильным виновным поведением судна, хотя физическое столкновение или навал одного судна на другое и не имели места. Для распространения правил упомянутой Конвенции на конкретную правовую ситуацию обязательным является отсутствие договорных отношений между понесшей ущерб стороной и причинителем вреда, за исключением договора морской перевозки пассажира, поскольку на отношения, возникающие из договоров этого вида, распространяются правила об обязательствах из деликтов.

Институт столкновения судна является комплексным правовым институтом морского права, который регулируется не только нормами частного права, содержащимися в этой Конвенции, но и нормами публичного права, в частности, МППСС (Международные правила предупреждения столкновения судов в море 1972 г. были введены Конвенцией о МППСС, подписанной 20.10.1972 г.). Столкновение — это аварийное соприкосновение двух или не­скольких судов, если хотя бы одно из них находится на ходу в смысле толкования этого понятия МППСС. Столкновения иногда называют навалами, что противоречит логике этого факта. Хотя, непроходимой грани между столкновением и навалом нет. Навал характеризуется тем, что всегда имеет преднамеренный характер. Навал может быть как правомерным действием, так и неправомерным, а столкновение всегда рассматривается морским правом как деликт, т.е. противоправное деяние, элементом которого является вина.

К столкновению судна также можно приравнять случай, когда физического контакта не произошло, но ущерб другому судну или находящемуся на нем лицу, грузу или иному имуществу причинен. Например, в стесненных условиях одно судно резко меняет курс, и другое судно, для того чтобы избежать столкновения, предпринимает маневр и садится на мель, разрыв швартовов под влиянием волнения, вызванного прохождением другого судна в опасной близости и с повышенной скоростью мимо ошвартованного судна, посадка судна на мель при попытке уклониться от опасности, вызванной возгоранием нефти, разлившейся по вине другого судна, и т.д. и т.п.


РАЗЛИЧНЫЕ СИТУАЦИИ СБЛИЖЕНИЯ СУДОВ

ПРАВИЛО 13. ОБГОН (Overtaking)

Правило13 применяется, когда суда находятся на виду друг у друга. Определение "ОБГОН" дается в п. (b) этого правила и звучит так:

"Судно считается ОБГОНЯЮЩИМ другое судно, когда оно ПОДХОДИТ к нему с направления более 22,5 градусов позади траверза последнего. ".

Действия после столкновении судов.

Сразу после столкновения объявляется общесудовая тревога. Экипажу ставится задача по ликвидации последствий столкновения.

После столкновения капитан каждого из столкнувшихся судов обязан, насколько он может это сделать без серьезной опасности для своего судна, экипажа и своих пассажиров, оказать помощь другому судну, экипажу и его пассажирам.

Капитан судна не имеет права удалиться от потерпевшего судна, не убедившись предварительно в том, что он может безопасно продолжать плавание. При этом он должен использовать все возможности для составления с капитаном потерпевшего судна акта о повреждениях, нанесенных при столкновении.

Для составления двустороннего акта капитаны столкнувшихся судов должны по взаимному согласию произвести совместный осмотр полученных при столкновении повреждений, выяснить все обстоятельства столкновения и определить ущерб, нанесенный каждому судну. В двустороннем акте последовательно отражаются все вопросы, предусмотренные КТМ, акты подписываются капитанами судов. При столкновении с иностранным судном двусторонний акт составляется на русском и иностранном языках с указанием, что оба текста идентичны. В конце акта необходимо изложить взаимные претензии сторон и другие данные, относящиеся к обстоятельствам столкновения и размерам нанесенного ущерба. Если другая сторона откажется подписать акт или выразит несогласие с каким-либо его пунктом, об этом указывается в акте, который подписывается одной стороной капитаном судна.

Рассмотрение споров о столкновении судна с иностранными, судами осуществляется только Морской арбитражной комиссией (МАК) в Москве.

Если иностранное судно после столкновения не остановилось, несмотря на поданные ему сигналы, или отказалось участвовать в составлении двустороннего акта, капитан судна должен донести об этом государству флага, судовладельцу и капитану ближайшего порта, также государству в чьих водах произошло столкновение и все свои действия подробно отразить в вахтенном журнале.

ПРИЧИНЫ ПОСАДКИ СУДНА НА МЕЛЬ

Среди навигационных аварий посадка на мель стоит на первом месте, как по количеству случаев, так и по убыткам от них. В мире каждые 10 дней в среднем происходит одна посадка на мель. Основными причинами посадки судна на мель являются:

• ошибки судоводителя – человеческий фактор 90%

• фосмажорные обстоятельства (метеоусловия) 5%

• касание неизвестных препятствий 3%

• недостаток средств навигационного обеспечения 1%

• выход из строя главного двигателя или рулевого устройства 1%

Районы, в которых наиболее часто происходят посадки на мель: подходы к портам, проливы, каналы, районы рейдовой разгрузки (особенно в Арктике). Наиболее частыми причинами являются:

• незнание местных правил;

• пренебрежение рекомендациями лоции;

• плавание по буям без определения места судна по берегу;

• неудовлетворительный контроль за местом судна;

• неудовлетворительное управление судном при маневрировании;

• использование не откорректированных карт и пособий;

• небрежность при опознании берега и средств навигационного обеспечения;

• пренебрежение требованиями хорошей морской практики при плавании в малоисследованных районах;

• не использование эхолота при плавании вблизи берегов, особенно в мелководных районах.

Наиболее типичные случаи посадки на мель по стихийным обстоятельствам:

• действие прижимного ветра (в сторону берега);

• действие внезапного порыва на судно, стоящее на якоре;

• дрейф судна вместе со льдом в сторону мели;

• судно, лишенное возможности управляться, под действием шторма;

• преднамеренная посадка на мель в штормовых условиях.


Действия экипажа в этом случае:

• объявить общесудовую тревогу;

• выбрать место выброса на мель с учетом всех обстоятельств, которые имели бы положительный результат при снятии с мели;

• уменьшить скорость судна до минимальной, но достаточной для управления судном;

• в момент касания грунта руль поставить в диаметральную плоскость судна, немедленно застопорить главный двигатель;

• после посадки на мель заполнить носовые балластные танки, а при малом уклоне грунта заполнить и другие танки для уменьшения разворота судна лагом к волне.

Как при преднамеренной, так и при аварийной посадке судна на мель рекомендуется использовать становые якоря. Вытравленные на большую длину якорные канаты будут удерживать судно от дальнейшего смещения в сторону берега под воздействием волн, а также могут быть использованы для создания дополнительного усилия при снятии с мели.

Действия экипажа судна после посадки судна на мель. Аварийная партия проверяет закрытие водонепроницаемых и противопожарных дверей, осматривает корпус судна, определяет характер и размеры повреждений и в случае поступления воды внутрь судна приступает к борьбе за живучесть. Далее:

• сообщить в спасательно-координационный центр (СКЦ) об обстоятельствах посадки на мель и докладывать об изменении обстановки каждые 2–4 часа;

• установить связь с судами, находящимися поблизости;

• принять все возможные меры для предотвращения загрязнения моря нефтепродуктами;

• произвести расчет приливоотливных явлений в месте посадки на мель;

• постоянно производить контроль уровня воды в льялах и междудонных отсеках, при этом определять и вкус воды (пресная/соленая). Шум выходящего воздуха при откручивании пробки мерительной трубки говорит о том, что в этот отсек поступает вода;

• принять меры по заделке пробоины и откачке воды;

• составить планшет глубин;

• определить возможность самостоятельного снятия с мели или запросить помощь спасательной службы;

• при приближении шторма или в штормовую погоду принять меры по закреплению судна на мели путем взятия балласта или затопления отсеков.

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: