Где проходит морская граница государства международное право

Обновлено: 18.04.2024

Территориальное море – это морской пояс, расположенный вдоль берега, а также за пределами внутренних морских вод.

На территориальное море распространяется суверенитет прибрежного государства. Внешняя граница территориального моря является морской государственной границей прибрежного государства.

В территориальном море действуют законы и правила, установленные прибрежным государством. В территориальном море осуществляется суверенитет прибрежного государства, однако с соблюдением права иностранных морских судов пользоваться мирным проходом через территориальное море других стран. Нормальной исходной линией для измерения ширины территориального моря является линия наибольшего отлива вдоль берега. В местах, где береговая линия глубоко изрезана и извилиста или где имеется вдоль берега и в непосредственной близости к нему цепь островов, для проведения исходной линии может применяться метод прямых исходных линий, соединяющих соответствующие точки.

При проведении исходных линий не допускается сколько-нибудь заметных отклонений от общего направления берега. Кроме того, система прямых исходных линий не может применяться государством таким образом, чтобы территориальное море другого государства оказалось отрезанным от открытого моря или исключительной экономической зоны.

Внешняя граница территориального моря может находиться в пределах от 3 до 1 2 морских миль от исходных линий для измерения территориального моря. Комиссия международного права отметила в 1956 г., что «международное право не допускает расширения территориального моря за пределы 12 миль». Разграничение территориального моря между противоположными или смежными государствами в соответствующих случаях осуществляется по соглашениям между ними.

Конвенция о территориальном море и прилежащей зоне 1958 г. и Конвенция ООН по морскому праву 1982 г. предусматривают право мирного прохода через территориальное море для иностранных судов. Под проходом через территориальное море понимается плавание судов с целью:

1) пересечь это море без захода во внутренние воды, а также не вставая на рейде или в портовом сооружении за пределами внутренних вод;

2) пройти во внутренние воды или выйти из них либо встать на рейде или в портовом сооружении за пределами внутренних вод.

Проход иностранного судна через территориальное море считается мирным, если только им не нарушаются мир, добрый порядок или безопасность прибрежного государства. Прибрежное государство не должно останавливать проходящее через территориальное море иностранное судно или изменять его курс с целью осуществления гражданской юрисдикции в отношении лица, находящегося на его борту.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Продолжение на ЛитРес

Глава 3. ТЕРРИТОРИАЛЬНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

Глава 3. ТЕРРИТОРИАЛЬНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ Статья 9. Назначение территориального планирования и виды документов территориального планирования 1. Территориальное планирование направлено на определение в документах территориального планирования назначения территорий

6. Территориальное общественное самоуправление

6. Территориальное общественное самоуправление Территориальное общественное самоуправление – самоорганизация граждан по месту их жительства на части территории муниципального образования (территориях поселений, не являющихся МО, микрорайонов, кварталов, улиц,

Статья 18.5. Нарушение правил, относящихся к мирному проходу через территориальное море Российской Федерации или к транзитному пролету через воздушное пространство Российской Федерации

Статья 18.5. Нарушение правил, относящихся к мирному проходу через территориальное море Российской Федерации или к транзитному пролету через воздушное пространство Российской Федерации Нарушение правил, относящихся к мирному проходу через территориальное море

Статья 18. 5. Нарушение правил, относящихся к мирному проходу через территориальное море Российской Федерации или к транзитному пролету через воздушное пространство Российской Федерации

Статья 18. 5. Нарушение правил, относящихся к мирному проходу через территориальное море Российской Федерации или к транзитному пролету через воздушное пространство Российской Федерации Нарушение правил, относящихся к мирному проходу через территориальное море

Статья 18.5. Нарушение правил, относящихся к мирному проходу через территориальное море Российской Федерации или к транзитному пролету через воздушное пространство Российской Федерации

Статья 18.5. Нарушение правил, относящихся к мирному проходу через территориальное море Российской Федерации или к транзитному пролету через воздушное пространство Российской Федерации Нарушение правил, относящихся к мирному проходу через территориальное море

56. Территориальное общественное самоуправление

56. Территориальное общественное самоуправление Местное самоуправление территории РФ осуществляется гражданами путем референдума, выборов, других форм прямого волеизъявления, а также через выборные и иные органы местного самоуправления. Статья 27 ФЗ «Об общих

40. Политико-территориальное устройство Великобритании

40. Политико-территориальное устройство Великобритании Великобритания – сложное унитарное государство с политической (Северная Ирландия и Шотландия) и административной (Уэльс) автономией. Особое положение занимают также несколько мелких островов вокруг

45. Административно-территориальное деление и местное самоуправление

45. Административно-территориальное деление и местное самоуправление Франция делится на регионы, департаменты, округа и коммуны.В административных округах выборных органов самоуправления нет, округом управляет назначенный сверху супрефект. Есть

Статья 27. Территориальное общественное самоуправление

Статья 27. Территориальное общественное самоуправление 1. Под территориальным общественным самоуправлением понимается самоорганизация граждан по месту их жительства на части территории поселения для самостоятельного и под свою ответственность осуществления

Территориальное управление

Территориальное управление Революция сломала старое административное деление и местные институты управления, основав новое унифицированное местное самоуправление. Одним из декретов (1789 г.) было установлено единообразие административного деления страны и

Институт территории является одним из древнейших в международном праве.

Территория – это просторы Земного шара с его сухопутной и водной поверхностью, недрами и воздушным пространством, а также космическое пространство и небесные тела, которые в нем находятся.

Классификация территорий по правовому режиму:

1. Государственная территория – пространство, в рамках которого конкретное государство осуществляет свой суверенитет (территориальное верховенство). Государство устанавливает соответствующий правопорядок, что дает возможность использовать в своих интересах, как территорию, так и ее материальные компоненты;

2. Международная территория (МТОП – Международная Территория Общего Пользования) - пространство за пределами государственной территории, которое не принадлежит ни одному из государств, а находиться в совместном пользовании мирового сообщества, а его правовой режим определяется исключительно нормами международного права. На международную территорию не распространяется суверенитет какого – либо государства (Антарктика, Открытое море, Район морского дна, космос);

3. Территория со смешанным режимом регулирования – это территория, на которой действует одновременно и номы международного права и нормы национального законодательства прибрежных государств. Делится на 2-е категории:

a. Прибрежная и исключительная экономические зоны, континентальный шельф;

b. Международные реки, проливы и каналы;

Конвенция о континентальном шельфе 29.04.1958 г.

Женевская конвенция о территориальном море и прилежащей зоне 1958 г.

Конвенция ООН по морскому праву 1992 г.

Договор по Антарктике 1959 г.

Государственные границы.

Государственная граница – это фактическая или воображаемая линия на сухопутном, водном, воздушном пространствах и недрах, которые определяет пределы действия государственного суверенитета. Главная задача государственных границ – определение пространственных пределов территориального верховенства государства, а также обозначить принадлежащую ему территорию как материальную основу жизнедеятельности общества.

1. Сухопутные границы – линии, которые отделяют сухопутную территорию одного государства от сопредельной территории другого государства. Они проводятся с учетом географических особенностей местности;

2. Морские границы – Международная конвенция по морскому праву 1982 года определила предельную ширину территориальных вод, которая ровняется 12 морских милям, которые исчисляются от линии наибольшего отлива. Морской границей государства является внешний предел его территориальных вод.

3. Водные границы – делятся на речные, озерные и границы других водоемов. Речные границы устанавливаются по договоренности между прилежащими государствами, а чаще всего по тальвегу – линии наибольшей глубины судоходных рек, посредине главного фарватера или посередине несудоходной реки. На озерах или других водоемах линию границы проводят по воображаемой прямой, соединяющей выход сухопутной границы к берегам водоема.

4. Воздушные границы – воображаемая вертикальная плоскость, основанием которой является сухопутная или водная граница (высота 100 – 110 километров);

5. Границы недр – воображаемый конус к ядру.

Процесс определения линии прохождения государственной границы между 2-я сопредельными государствами проходит в 2 этапа:

1. Делимитация – это договорное определение линии прохождения государственной границы с использованием крупномасштабных карт, где в подробностях нанесены все особенности рельефа местности и населенные пункты. Подписывается договор, к которому прикладываются карты;

2. Демаркация – проведение государственной границы на местности с обозначением ее специальными знаками. Все вопросы решает специально созданная для этого смешанная комиссия сопредельных государств;

Редемаркация – реставрация государственной границы на местности, если она при определенных обстоятельствах была нарушена.

Правопреемство государств как таковое не затрагивает установленных договором границ и пограничного режима (ст. 11 Венской конвенции о правопреемстве государств в отношении международных договоров 1978 г.), т.е. государство – преемник обязано соблюдать договоры о границе государства – предшественника.

Сопредельные государства устанавливают определенный режим пропусков и передвижения через свою государственную границу.

Закон Украины «О государственной границе Украины» от 1991 года.

Пограничный режим – это специальный порядок, устанавливаемый государством в своих пограничных районах (правила проживания, временного пребывания, въезда, выезда, передвижения, производственных работ).

Основания для изменения границ:

1.Осуществление народами и нациями своего права на самоопределение:

· Создание новых независимых государств

· Объединение нескольких государств

· Разделение уже существующего государства

2. Обмен участками территории между сопредельными государствами с целью установить более удобное прохождение линии государственной границы на местности.

3. Небольшие изменения положения линии границы при ее редемаркации (проверка и восстановление линии государственной границы.)

Основания изменения государственной территории:

a. Вооруженная борьба

b. Решение парламента

1944 г. – Отделение Исландии от Дании.

1945 г. – провозглашение независимости Монголии от Китая

1993 г. – выход Эритреи из состава Эфиопии

2001 г. – отделение Восточного Тимора от Индонезии

Цессия – это передача части территорий одного государства другому на основе соглашения между ними. Осуществляется на возмездных началах. Причины: Географические особенности (1867г.- Россия – Аляска – США – 1519 тыс. кв.км. за 7,2 млн. $). Для сравнения – площадь Украины – 603,7 тыс.кв.км.

Возможна двойная цессия или обмен территориями (1951 г.- СССР и Польша – Люблинское воеводство ПНР, а Львовская обл. СССР. )

Под государственной границей в международном праве понимается обозначенная на карте и закрепленная на местности линия, а также проходящая по ней вертикальная плоскость, которые определяют внешние пределы государственной территории. Иными словами, государственная граница представляет собой правовую “оболочку” государства, закрепляет территориальные пределы его суверенитета и юрисдикции. Спецификой данного института является то, что наряду с общепризнанными принципами и нормами международного права он регулируется национальным законодательством каждого государства. Так, пункт 1 статьи 1 Закона Республики Казахстан “О государственной границе Республике Казахстан” от 13 января 1993 года определяет границу как “линию и проходящую по ней вертикальную плоскость, определяющие пределы территории - суши, вод, недр и воздушного пространства Казахстана”.

Как видно из этого определения, государственные границы могут быть сухопутными, водными и воздушными - в зависимости от той географической среды, в которой они проведены. Сухопутная граница в большинстве случаев представляет собой полоску суши шириной около 6 метров, которая может доходить и до 2-5 километров (так называемая пограничная полоса). Вместе с тем, для дружественных сопредельных государств характерно отсутствие пограничной полосы, основное предназначение которой - предупреждение инцидентов, связанных с физическим перемещением лиц и предметов через границу. Как правило, сухопутные границы подробно обозначены на местности (демаркированы) и эмпирически наблюдаемы. Пограничные столбы и другие наземные знаки - наиболее частый атрибут сухопутных государственных границ.

Водные границы, в свою очередь, делятся на морские, речные и озерные. Морские границы государства, согласно Конвенции ООН по морскому праву, являются внешними пределами его территориального моря, максимальная ширина которого может составлять 12 морских миль. Условно говоря, морская граница государства проходит в 12 милях от берега и повторяет контуры побережья. Морские границы между противолежащими или смежными государствами обычно проводятся по срединной линии.

Речные границы устанавливаются в тех случаях, когда река разделяет два государства или протекает по территории двух и более государств. Международная практика знает несколько способов проведения речных границ; при этом выбор того или иного способа в первую очередь зависит от того, судоходна река или нет. На международных судоходных реках границы устанавливаются по линии главного фарватера или по тальвегу (линии наибольших глубин реки). Оба способа удобны тем, что дают прибрежным государствам равные возможности в области речного судоходства. Делить реку точно по середине бывает несправедливо, так как ее фарватер может не совпадать со срединной линией. На несудоходных реках границы, как правило, проводят по середине реки, а если она имеет несколько русел (рукавов) - по середине главного рукава. Наконец, речная граница может быть установлена договором между заинтересованными государствами с учетом исторических и других обстоятельств. Прибрежные государства могут положить в основу договора какие-либо другие критерии - это их суверенное право.

Что касается озерных границ, то в международном праве нет какого-либо универсального документа, регулирующего их установление. В большинстве случаев приозерные государства решают провести границу по прямой линии, которая соединяет точки выхода их сухопутных границ к берегам озера. Таким способом между Россией и Эстонией поделено Чудское озеро, а также ряд озер, находящихся между США и Канадой. Во всех случаях режим границы и порядок использования озера должны быть установлены специальным договором с согласия всех приозерных государств. Именно в этом заключается главная проблема правового статуса Каспия: помимо неопределенности его географической принадлежности (озеро-море) существуют большие разногласия по вопросу о добыче его ресурсов. Например, Иран требует установления на Каспии режима кондоминиума (совместного использования), что, в принципе, характерно для некоторых международных озер.

Воздушные границы государства - это вертикальная плоскость, начинающаяся у сухопутной или водной поверхности и проходящая по периметру его сухопутной или водной территории. Как уже отмечалось, воздушные границы государства простираются до условной границы между воздушным и космическим пространством, то есть примерно до 100-110 километров. Воздушные границы практически невозможно установить на местности, поэтому указанная вертикальная плоскость имеет воображаемый характер. Вместе с тем, воздушное пространство является неотъемлемой частью государственной территории и находится под полным суверенитетом и юрисдикцией соответствующего государства.

Говоря о государственных границах, необходимо различать такие понятия международного права, как делимитация и демаркация. Делимитация - это договорное определение границы сопредельными государствами. Делимитация носит вербальный характер: в договоре подробно описывается “маршрут”, по которому проходит граница, как правило, обязательными приложениями к такому договору являются географические карты. Другой особенностью договоров о государственных границах является их стабильность и неуклонное исполнение, что обусловлено императивным принципом нерушимости государственных границ. Участие каждого государства в процессе делимитации границ - составная часть этого принципа.

Демаркация представляет собой проведение границы на местности, то есть создание реальной видимой границы между двумя государствами. Демаркация заключается в установлении специальных пограничных знаков, характеристика которых содержится в особом протоколе демаркации. Демаркация должна осуществляться в строгом соответствии с делимитацией, так как настоящей границей считается не реально установленная, а закрепленная международным договором. Демаркированные границы охраняются принципом неприкосновенности государственных границ. В связи с тем, что демаркация - достаточно затратный процесс, многие государства ограничиваются лишь договорным определением границы.

По способу проведения границы делятся на орографические, геометрические и астрономические. Орографические границы проводятся по рельефу местности, совпадая с естественными природными преградами: горами, реками, болотами и т. п. Такие природные объекты с давних пор разделяли отдельные племена и народы, со временем трансформировавшись в естественные государственные границы. Кроме того, природные объекты являются хорошими ориентирами для обозначения границы на местности. В связи с тем, что рельеф местности подвержен определенным изменениям, на практике возникла необходимость периодически уточнять орографические границы. Этот процесс получил название редемаркации.

Геометрические границы - это прямые линии между специально выбранными точками, в роли которых могут быть как природные, так и искусственные объекты. Чаще всего геометрические границы проводятся в малонаселенных районах земного шара с однообразным рельефом (пустыни, полупустыни). В ряде случаев геометрические границы - наследие колониальной системы, когда державам-метрополиям проще было провести границу на карте, чем разбираться на местности. (Отсюда квадратные и прямоугольные формы африканских государств, американских штатов и др.). Достоинством геометрических границ является простота, а недостатком - игнорирование естественных демографических и миграционных процессов, что нередко приводило к территориальным конфликтам.

Наконец, астрономические границы проходят по меридианам и параллелям и характерны, главным образом, для государств-архипелагов, островных государств, а также для разграничения удаленных и труднодоступных морских пространств.

На практике обычно приходится иметь дело с комбинированными границами, различные участки которых являются орографическими, геометрическими или астрономическими.

Классификация государственных границ включает в себя деление последних на договорные и исторические сложившиеся. Исторически сложившиеся границы - это границы, которые не были затронуты процессом делимитации, однако признаваемые мировым сообществом в качестве незыблемых в силу исторических причин. В силу принципа нерушимости границ международное право в равной степени защищает как договорные, так и исторически сложившиеся границы.

Вообще, наличие в международном праве императивного принципа нерушимости государственных границ существенно ограничивает государства в выборе способов допустимого изменения сложившихся границ. Как уже отмечалось в главе 4, любое изменение границ в наши дни возможно только с согласия всех заинтересованных государств. Законными случаями пересмотра сложившихся границ являются: 1)сделки, связанные с продажей или иной компенсацией за передаваемую территорию (так называемая цессия); 2)обмен территориями; 3)редемаркация; 4)осуществление нацией или народом права на самоопределение. Иллюстрациями данных способов являются продажа в 1947 году Финляндией СССР территории в районе гидроэлектростанции Янискоки за 700 миллионов финских марок, уступка в 1967 году Францией Италии участка территории в Альпах в обмен на право пользования водами итальянской реки Ройя, соглашение 1968 года между Францией и Люксембургом об обмене участками с целью уточнения границы, распад СССР и появление новых независимых государств и т. д.

В научной литературе в качестве допустимых указываются и такие способы изменения границ, как восстановление исторических прав на территорию и наказание государства за агрессию.1 Данная точка зрения выглядит достаточно спорной, так как в современном международном праве нет каких-либо (даже приблизительных) хронологических критериев, относящихся к “исторической справедливости”. В самом деле: можно ли сейчас, в начале XXI века, пересматривать результаты захватнических войн и кампаний, имевших место двести, триста или пятьсот лет назад? Очевидно, что закрепление в Заключительном Акте СБСЕ 1975 года принципа неприкосновенности государственных границ как раз и имело своей целью положить конец любым односторонним территориальным притязаниям, в том числе и оправдываемым восстановлением исторических прав. Что же касается лишения государства части территории в виде наказания за неправомерное поведение, то история прошлого века знает подобные примеры. Так, после второй мировой войны принадлежавшая Германии территория Восточной Пруссии была разделена между СССР и Польшей, а у Японии были отторгнуты Курильские острова. Однако данный способ изменения государственных границ вызывает большие сомнения с точки зрения международно-правовой законности, так как он не предусмотрен ни одним действующим универсальным соглашением.

Регулирование института государственных границ включает в себя не только территориальный аспект, но и собственно правовой, который определяется таки понятием, как режим государственной границы. Данный режим регулируется, главным образом, национальным законодательством отдельных государств. Так, статья 7 уже упомянутого Закона Республики Казахстан “О государственной границе Республики Казахстан” называет следующие элементы режима государственной границы:

-порядок пересечения государственной границы;

-порядок плавания и пребывания казахстанских и иностранных судов в казахстанской части вод;

-содержание государственной границы;

-ведение различных работ, промысловой и иной деятельности на границе.

Цель установления режима государственной границы - регулирование всех вопросов, связанных с взаимоотношениями Республики Казахстан и сопредельных государств на границе. Поэтому некоторые вопросы правового режима границы неизбежно попадают под действие международного права, то есть регулируются соглашениями между сопредельными и другими заинтересованными государствами. Например, Республика Казахстан является участником Соглашения о сотрудничестве государств-участников Содружества по обеспечению стабильного положения на их внешних границах от 9 октября 1992 года. Данное соглашение обязывает его участников незамедлительно осуществлять взаимные консультации в случаях дестабилизации на каком-либо из участков внешних границ Содружества, координировать деятельность погранвойск, служб национальной безопасности, таможенных органов, служб фито-санитарного контроля, консульских служб, а также строго и неуклонно соблюдать законодательные положения, касающиеся режима государственной границы и пограничного режима. В целях осуществления согласованного контроля за положением на границе стороны могут проводить инспекции посредством своих уполномоченных представителей и через миссии по установлению фактов дестабилизации. В случаях систематических нарушений режима безопасности в зоне внешних границ Совет глав государств Содружества вправе применять согласованные невоенные санкции.

Республика Казахстан имеет общую границу с двумя огромными государствами - постоянными членами Совета Безопасности ООН: Китайской Народной Республикой и Российской Федерацией. Данное обстоятельство определяет приоритеты внешней политики Казахстана в области установления и поддержания режима государственных границ. 26 апреля 1994 года было подписано Соглашение между Республикой Казахстан и КНР о казахстанско-китайской государственной границе, а 21 октября 1994 года - Договор между Республикой Казахстан и Российской Федерацией о сотрудничестве в охране внешних границ, который 30 июня 1995 года был дополнен Договором о совместных усилиях в охране внешних границ. Кроме того, в 1998 году Казахстан и Россия подписали Соглашение о разделе дна северной части Каспия.

В 2002 году посредством переговоров и заключения соответствующего соглашения был урегулирован вопрос о государственной границе между Казахстаном и Узбекистаном. В целом необходимо отметить, что все международные споры и ситуации, связанные с государственными границами, Республика Казахстан стремится решать в строгом соответствии с международным правом, посредством равноправных консультации и в духе взаимного понимания. Помимо названных, договорная практика Казахстана в области государственных границ включает следующие соглашения:

-Протокол относительно намерений по делимитации государственной границы между Республикой Казахстан и Российской Федерацией от 12 октября 1998 года;

-Протокол между Правительством Республики Казахстан и Правительством Республики Узбекистан об участках деятельности пограничных представителей от 16 ноября 2001 года;

-Соглашение между Республикой Казахстан и Азербайджанской Республикой о разграничении дна Каспийского моря между Республикой Казахстан и Азербайджанской Республикой и Протокол к нему (ратифицированы Казахстаном 2 июля 2003 года);

-Протокол между Правительством Республики Казахстан и Правительством Китайской Народной Республики о демаркации линии казахстанско-китайской государственной границы (ратифицирован Казахстаном 4 июля 2003 года);

-Договор между Республикой Казахстан и Республикой Узбекистан о казахстанско-узбекской государственной границе (ратифицирован Казахстаном 2 июля 2003 года);

-Договор между Республикой Казахстан и Республикой Узбекистан об отдельных участках казахстанско-узбекской государственной границы (ратифицирован Казахстаном 2 июля 2003 года);

-Договор между Республикой Казахстан и Кыргызской Республикой о казахстанско-кыргызской государственной границе (ратифицирован Казахстаном 2 июля 2003 года);

-Договор между Республикой Казахстан и Туркменистаном о делимитации и процессе демаркации казахстанско-туркменской государственной границы (ратифицирован Казахстаном 2 июля 2003 года);

-Договор между Республикой Казахстан и Российской Федерацией о казахстанско-российской государственной границе (Указ Президента Республики Казахстан о его подписании издан 15 января 2005 года).

Государства - Стороны настоящей Конвенции согласились о нижеследующем:

Часть 1

Раздел I. Общие постановления

Статья 1

1. Суверенитет государства распространяется за пределы его сухопутной территории и его внутренних вод на морской пояс, примыкающий к его берегу и называемый территориальным морем.

2. Указанный суверенитет осуществляется с соблюдением постановлений настоящий статей и других норм международного права.

Статья 2

Суверенитет прибрежного государства распространяется на воздушное пространство над территориальным морем, равно как и на поверхность и недра его дна.

Раздел II. Границы территориального моря

Статья 3

Если иное не предусмотрено в постановлениях настоящих статей, нормальной исходной линией для измерения ширины территориального моря является линия наибольшего отлива вдоль берега, указанная на официально признанных прибрежным государством морских картах крупного масштаба.

Статья 4

1. В местах, где береговая линия глубоко изрезана и извилиста или где имеется вдоль берега и в непосредственной близости к нему цепь островов, для проведения исходной линии, от которой отмеряется территориальное море, может применяться метод прямых исходных линий, соединяющих соответствующие пункты.

2. При проведении таких исходных линий не допускается сколько-нибудь заметных отклонений от общего направления берега, а участки моря, лежащие с внутренней стороны этих линий, должны быть достаточно тесно связаны с береговой территорией, чтобы на них мог быть распространен режим внутренних вод.

3. Исходные линии могут проводиться к обсыхающим при отливе возвышениям и от них только в том случае, если на них возведены маяки или подобные сооружения, находящиеся всегда над уровнем моря.

4. В случаях, когда согласно пункту 1 может быть применен метод прямых исходных линий, при установлении отдельных исходных линий могут приниматься в расчет особые экономические интересы данного района, реальность и значение которых доказаны их длительным осуществлением.

5. Система прямых исходных линий не может применяться государством таким образом, чтобы территориальное море другого государства оказалось отрезанным от открытого моря.

6. Прибрежное государство должно ясно обозначать исходные линии на морских картах, которые должны быть надлежаще опубликованы.

Статья 5

1. Воды, расположенные в сторону берега от исходной линии территориального моря, составляют часть внутренних вод государства.

2. Там, где согласно статье 4 установление прямой исходной линии приводит к включению во внутренние воды районов, которые до того рассматривались как часть территориального моря или открытого моря, применяется право мирного прохода, предусмотренное статьями с 14 по 23.

Статья 6

Внешней границей территориального моря является линия, каждая точка которой находится от ближайшей точки исходной линии на расстоянии, равном ширине территориального моря.

Статья 7

1. Настоящая статья относится только к заливам, берега которых принадлежат одному государству.

2. В настоящих статьях под заливом понимается хорошо очерченное углубление берега, вдающееся в сушу в такой, в соотношении к ширине входа в него, мере, что содержит замкнутые сушей воды и образует нечто большее, чем простую извилину берега. Углубление не признается, однако, заливом, если площадь его не равна и не больше площади полукруга, диаметром которого служит линия, пересекающая вход в это углубление.

3. В целях измерения, площадью углубления считается площадь, расположенная между отметкой наибольшего отлива вокруг берега, углубления и линией, соединяющей отметки наибольшего отлива пунктов его естественного входа. Если, вследствие наличия островов, углубление имеет несколько входов, такой полукруг проводится от линии, длина которой равняется сумме линий, пересекающих отдельные входы. Острова, расположенные в углублении, рассматриваются как части водного пространства этого углубления.

4. Если расстояние между отметками наибольшего отлива пунктов естественного входа в залив не превышает двадцати четырех миль, замыкающая линия может быть проведена между этими двумя отметками наибольшего отлива, и отграниченные таким образом воды считаются внутренними водами.

5. Если расстояние между отметками наибольшего отлива пунктов естественного входа в залив превышает двадцать четыре мили, прямая исходная линия в двадцать четыре мили проводится внутри залива таким образом, чтобы линией такого протяжения было отграничено возможно большее водное пространство.

6. Изложенные выше постановления не распространяются на так называемые "исторические" заливы и на те случаи, когда применяется система прямых исходных линий, предусматриваемая в статье 4.

Статья 8

При определении границ территориального моря наиболее выдающиеся в море постоянные портовые сооружения, которые являются составной частью системы данного порта, рассматриваются как часть берега.

Статья 9

Рейды, которыми обычно пользуются для погрузки, разгрузки и стоянки судов и которые иначе были бы расположены всецело или отчасти за внешней границей территориального моря, включаются в территориальное море. Прибрежное государство обязано ясно обозначить границы таких рейдов и указывать эти границы на морских картах, которые должны быть надлежаще опубликованы.

Статья 10

1. Под островом понимается естественно образованное пространство суши, окруженное водой и расположенное над уровнем наибольшего прилива.

2. Территориальное море острова отмеряется согласно постановлениям настоящих статей.

Статья 11

1. Под обсыхающим при отливе возвышением понимается естественно образованное пространство суши, окруженное водой и расположенное выше уровня воды при отливе, но покрывающееся водой при приливе. Если обсыхающее при отливе возвышение полностью или частично находится от материка или от острова на расстоянии, не превышающем ширины территориального моря, то линией наибольшего отлива такого обсыхающего при отливе возвышения можно пользоваться как исходной линией для измерения территориального моря.

2. Если обсыхающее при отливе возвышение расположено полностью или частично на расстоянии от материка или острова, превышающем ширину территориального моря, оно не имеет своего территориального моря.

Статья 12

1. Если берега двух государств расположены один против другого или примыкают друг к другу, ни то, ни другое государство не имеет права, если только между ними не заключено соглашение об ином, распространять свое территориальное море за срединную линию, проведенную таким образом, что каждая ее точка является равноотстоящей от ближайших точек исходных линий, от которых отмеряется ширина территориальных морей этих двух государств. Однако постановления настоящего пункта не применяются, если, в силу исторически сложившихся правовых оснований или иных особых обстоятельств, необходимо разграничивать территориальные моря двух государств иным образом, чем это указано в настоящем постановлении.

2. Граница между территориальными морями двух расположенных друг против друга или примыкающих друг к другу государств обозначается на официально признанных прибрежными государствами морских картах крупного масштаба.

Статья 13

Если река впадает в море непосредственно, исходной линией является прямая линия, проводимая поперек устья реки между точками на ее берегах, соответствующими наибольшему отливу.

Раздел III. Право мирного прохода

Подраздел А. Правила, применяемые ко всем судам

Статья 14

1. При условии соблюдения настоящих статей, суда всех государств, как прибрежных, так и не прибрежных, пользуются правом мирного прохода через территориальное море.

2. Под проходом понимается плавание через территориальное море с целью или пересечь это море, не заходя во внутренние воды, или пройти во внутренние воды или из внутренних вод в открытое море.

3. Проход включает остановку и стоянку на якоре, но только поскольку они связаны с обычным плаванием или необходимы вследствие непреодолимой силы или бедствия.

4. Проход является мирным, поскольку им не нарушается мир, добрый порядок или безопасность прибрежного государства. Такой проход должен совершаться в соответствии с настоящими статьями и с другими нормами международного права.

5. Проход иностранных рыболовных судов не считается мирным, если они не соблюдают законов и правил, которые могут быть изданы и опубликованы прибрежным государством с целью запрещения этим судам заниматься рыболовством в территориальном море.

6. Подводные лодки должны следовать на поверхности и под своим флагом.

Статья 15

1. Прибрежное государство не должно препятствовать мирному проходу через территориальное море.

2. Прибрежное государство должным образом объявляет во всеобщее сведение о всех известных ему опасностях для судоходства в его территориальном море.

Статья 16

1. Прибрежное государство может принимать в своем территориальном море меры, необходимые для недопущения прохода, не являющегося мирным.

2. Прибрежное государство имеет также право принимать необходимые меры в отношении судов, направляющихся в его внутренние воды, для предупреждения каких-либо нарушений тех условий, на которых эти суда допускаются в эти воды.

3. При условии соблюдения постановлений пункта 4, прибрежное государство может, без дискриминации между иностранными судами, временно приостанавливать в определенных районах своего территориального моря осуществление права мирного прохода иностранных судов, если такое приостановление существенно важно для охраны его безопасности. Такое приостановление вступает в силу только после должного его опубликования.

4. Не допускается приостановление мирного прохода иностранных судов через проливы, которые, соединяя одну часть открытого моря с другой частью открытого моря или с территориальным морем иностранного государства, служат для международного судоходства.

Статья 17

Иностранные суда, осуществляя право мирного прохода, должны соблюдать законы и правила, издаваемые прибрежным государством в соответствии с настоящими статьями и другими нормами международного права, в частности законы и правила, относящиеся к транспорту и судоходству.

Подраздел В. Правила, применяемые к торговым судам

Статья 18

1. Иностранные суда не могут облагаться никакими сборами лишь за проход их через территориальное море.

2. Иностранное судно, проходящее через территориальное море, может облагаться только сборами в оплату за определенные услуги, оказанные этому судну. Эти сборы должны взиматься без дискриминации.

Статья 19

1. Уголовная юрисдикция прибрежного государства не осуществляется на борту иностранного судна, проходящего через территориальное море, для ареста какого-либо лица или производства расследования в связи с преступлением, совершенным на борту судна во время его прохода, за исключением следующих случаев:

а) если последствия преступления распространяются на прибрежное государство, или

b) если совершенное преступление такого рода, что им нарушается спокойствие в стране или добрый порядок в территориальном море, или

c) если капитан судна или консул страны, под флагом которой плавает это судно, обратится к местным властям с просьбой об оказании помощи, или

d) если это является необходимым для пресечения незаконной торговли наркотическими средствами.

2. Изложенные выше постановления не затрагивают права прибрежного государства принимать любые меры, разрешаемые его законами, для ареста или расследования на борту иностранного судна, проходящего через территориальное море после выхода из внутренних вод.

3. В случаях, указанных в пунктах 1 и 2 настоящей статьи, прибрежное государство должно, по просьбе капитана, уведомить консульские власти государства флага до принятия каких-либо мер и способствовать установлению контакта между указанными властями и экипажем судна. В случаях крайней срочности это уведомление может совершаться в то время, когда принимаются указанные меры.

4. Решая вопрос о том, следует ли вообще и каким образом произвести арест, местные власти учитывают должным образом интересы судоходства.

5. Прибрежное государство не может принимать на борту иностранного судна, проходящего через территориальное море, никаких мер для ареста какого-либо лица или производства расследования по поводу преступления, совершенного до входа судна в территориальное море, если судно, следуя из иностранного порта, ограничивается проходом через территориальное море, не заходя во внутренние воды.

Статья 20

1. Прибрежное государство не должно останавливать проходящее через территориальное море иностранное судно или изменять его курс с целью осуществления гражданской юрисдикции в отношении лица, находящегося на борту судна.

2. Прибрежное государство может применять в отношении такого судна меры взыскания или арест по любому гражданскому делу только по обязательствам или в силу ответственности, принятым или навлеченной на себя этим судном во время или для прохода его через воды прибрежного государства.

3. Постановления предшествующего пункта не затрагивают права прибрежного государства применять, в соответствии со своими законами, меры взыскания или арест по гражданскому делу в отношении иностранного судна, находящегося на стоянке в территориальном море или проходящего через территориальное море после выхода из внутренних вод.

Подраздел С. Правила, применяемые к государственным судам,
кроме военных кораблей

Статья 21

Правила, содержащиеся в подразделах "А" и "В", применяются также к государственным судам, эксплуатируемым в коммерческих целях.

Статья 22

1. Правила, содержащиеся в подразделе "А" и в статье 18, применяются к государственным судам, эксплуатируемым в некоммерческих целях.

2. За исключением случаев, указанных в упомянутых в предшествующем пункте постановлениях, ничто в настоящих статьях не затрагивает иммунитета, которым пользуются такие суда согласно настоящим статьям или другим нормам международного права.

Подраздел D. Правило, применяемое к военным кораблям

Статья 23

Если какой-либо военный корабль не соблюдает правил прибрежного государства, касающихся прохода через территориальное море, и игнорирует обращенное к нему требование об их соблюдении, прибрежное государство может потребовать от военного корабля покинуть территориальное море.

К берегу государства прилегают территориальные воды – суверенная территория государства протяженностью, согласно международным соглашениям,-12 миль. За территориальными водами расположена прилегающая зона – полоса 12 миль.

Далее над континентальным шельфом и материковым склоном расположена исключительная экономическая зона рыболовства шириной 200 миль.

Очень важным преимуществом Г.П. является наличие выхода к морю. Только 42 государства не обладают выходом к морю, причем это в основном государства с низким уровнем дохода.

Особенности установления воздушных границ.

Вертикальная поверхность, проходящая через сухопутные и водные границы, является границей воздушного пространства и недр государства. Распределение суверенитета государства на воздушной территории закреплено в Международных соглашениях. Все полеты иностранных судов в пределах воздушной территории могут совершаться только с согласия данного государства.

В МП нет четкой нормы о границе космического и воздушного пространства. Сложилось 2 подхода:

1) граница между воздушным и космическим пространством проходит по наиболее низкой орбите космического объекта.

2) 100 – 110 км над уровнем моря.

Граница недр вниз также не определена. Действует принцип: насколько глубоко докопается государство. Пределов нет.

Государственные границы могут изменяться только мирным путем по договоренности между государствами. Основания изменения:

1) реализация права на самоопределение.

2) цессия – уступка или передача части территории от одного государства другому по взаимному соглашению.

3) редемаркация – повторное проведение государственной границы на местности. Обычно вызывается объективными причинами (изменилось русло реки, построили канал…).

4) изменение государственной границы как санкция за агрессию.

Для обеспечения неприкосновенности государственной границы устанавливается определенный режим. Он включает в себя:

- правила содержания государственной границы

- правила ее пересечения лицами и транспортными средствами

- правила перемещения через государственную границу грузов, животных и т.д.

В русских документах термин “ граница” начинает употребляться с первой половины 14 в. Однако понятие “ государственная граница” оказывается зафиксированным гораздо позже – в конце 18 – начале 19 в. Термины “застава”, “караул”, “стража” появились в России в начале 18в.

История знает немало примеров, когда государства пытались создать "непроницаемые" границы, стремясь таким образом защитить себя от опасных вторжений. Достаточно вспомнить такой гигантский памятник границам, каким является Великая Китайская стена, протянувшаяся через горы и долины вдоль древних границ Китая. Ее длина, по одним сведениям, около 4 тыс. км, по другим – свыше 6 тыс. км; высота – 6,6 м, а на отдельных участках – до 10 м. Это грандиозное сооружение было построено в основном в III в. до н.э. с целью надежно оградить страну от северных кочевников. Но если внимательно посмотреть на ее очертания, то можно увидеть: в ней были специально предусмотрены проходы для торговцев и воинов-союзников. Так что и Великая Китайская стена не была абсолютно "непроницаемой".

Известен более близкий по времени пример "стенообразной" госграницы. В 1961 г. по рекомендации совещания руководителей стран – участниц Варшавского договора была сооружена Берлинская стена, представлявшая собой целую систему заградительных сооружений между ГДР и Западным Берлином общей протяженностью 62 км. Эта попытка изолировать Западный Берлин имела целью прекращение оттока населения ГДР на Запад. В результате политических перемен в ГДР в 1990 г. стена была демонтирована, а вскоре завершился процесс объединения двух германских государств.


2.

- сухопутную государственную территорию

- водную государственную территорию

К сухопутной территории относятся все пространства суши с ее недрами в пределах государственных границ, а также прибрежные острова и анклавы. Анклав – часть территории государства, отделенная от его основной территории и окруженная со всех сторон территориями других государств. Если есть выход к открытому морю – это полуанклав.

Право доступа государства к своему анклаву осуществляется на основе специального соглашения с государством, на территории которого находится анклав. Специальное соглашение обычно предусматривает упрощенный порядок.

Водная территория: воды внутренних морей, рек, озер, заливов, бухт, портов, а также территориальное море (примыкающий к побережью морской пояс).

Воздушное пространство – это пространство, находящееся над сухопутной и водной территории государства, в т.ч. над территориальным морем.

Условная государственная территория: территория посольств, консульств, морских судов, воздушных и космических кораблей, носящих флаг соответствующего государства (юрисдикция флага) и находящиеся в открытом (воздушном, водном) пространстве. Юрисдикция флага действует не везде! Только в открытом пространстве за пределами территориального моря! На военных судах юрисдикция фланга действует всегда. Также к условной территории относятся подводные кабели и трубопроводы в открытом море, если они соединяют 2 части одного государства.

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: