Где нет справедливости правосудия нет и государства

Обновлено: 27.03.2024

«Справедливости не существует». Эта мысль настолько же простая, насколько тяжелая для переваривания.

Хрен с ней, с юридической справедливостью (которая тоже встречается редко), но как часто мы говорим о несправедливости в обычной жизни? Бессмысленные страдания близких или, наоборот, успехи тех, кто обманывает и манипулирует, – разве справедливость не должна восторжествовать?

Если вы думаете иначе, то вы уже испытали на себе это когнитивное искажение с причудливым названием вера в справедливый мир.

Вера в справедливый мир – это вера в то, что мир устроен справедливо, и люди в жизни получают то, что заслуживают в соответствии со своими личными качествами и поступками: хорошие люди вознаграждаются, а плохие — наказываются.

Не торопитесь, давайте разбираться на примерах.

Первый эксперимент по доказательству этого искажения провёл в 1966 году психолог Мелвин Лернер.

Всё началось с наблюдения, которое сделал Лернер в одной психиатрической больнице. Он заметил, что работники заведения намеренно оскорбляют пациентов, шутят и отпускают язвительные комментарии об их личности. Лернер выдвинул гипотезу, что такое поведение – защитная реакция мозга на то, чтобы не думать о бессмысленности страданий пациентов.

То есть работники унижали больных, чтобы создать (!) подтверждение мысли, что «они такие, потому что заслужили свои страдания».

Полноценный эксперимент по доказательству своей гипотезы Лернер провёл в 1966 году. Он пригласил 72 женщин, которые по очереди наблюдали через стекло за другой женщиной-ученицей, которая решала математические задачи. Когда ученица (конечно же актриса) ошибалась, она (якобы) получала лёгкий удар током.

Сначала наблюдатели сочувствовали ученице. Но когда удары тока стали учащаться, женщины начинали негативно отзываться о внешнем виде и характере женщины.

Лернер подтвердил, что внутренняя «логика» наблюдательницы была такой же, как у работников больницы. Они не могли уменьшить страдание тех, за кем наблюдают, и чтобы успокоить совесть, мозг создавал подтверждения типа «раз она такая тупая, значит, заслуживает, чтобы её били током».

Общий вывод Лернера следующий:

«Мы готовы лгать себе, лишь бы мир вокруг нас казался справедливым».

Думаете это не имеет отношения к нашей жизни? Ошибаетесь.

Популярные идеи вроде «бездомные ленивы» живёт за счёт веры в справедливый мир. Человек не может принять, что у кого-то нет близких, социальной поддержки, что чья-то жизнь полна боли и страданий. Мозгу проще сделать этого человека «плохим», чтобы оправдать его «никчемную жизнь».

Кто-то подумает: «Это не про меня». И снова попадёт в ловушку мышления (вспомните о слепом пятне). Понимать, что в мире полно несправедливости, некомфортно для мозга. Мы не хотим испытывать стыд за то, что ничего не можем изменить. И тогда мозг говорит, что «они этого заслужили» или «на это есть причина».

Хочется верить, что предательство будет наказываться, поддержка вознаграждаться, плохие люди страдать, а хорошие побеждать. Но мир несправедлив, и в нём хватает зла, с которым мы ничего не сделаем. Наш мозг сопротивляется этой мысли, но её стоит принять.

Хотите ослабить это искажение?

Для начала успокойтесь.

Страдания мира, конечно, ужасны, но лучше приглядеться к тому, что происходит рядом с вами. Приглядеться и выбрать сторону. Можно с помощью клеветы получить выгодный контракт или ложью расположить к себе человека. А можно честно работать, строить отношения на доверии (и поменьше материться). Тут, как писал Левитанский, «каждый выбирает по себе».

Так что выбирайте.

Только не обманывайте себя, что все остальные сделают такой же выбор или что есть «правильный» вариант, который убережёт вас от страданий. Это откровенно паршивая мысль, но мир одинаково равнодушен ко всем.

К кому проявить чуткость, и проявлять ли её вообще – остаётся только вашим решением.

Не забывайте об этом.


Психология | Psychology

9.8K пост 48.1K подписчика

Правила сообщества

Обратите особое внимание!

1) При заимствовании статей указывайте источник.

2) Не выкладывайте:

- непроверенную и/или антинаучную информацию;

- информацию без доказательств.

Не соглашусь. Справедливости не существует как некоего объективного закона бытия, равно как и неких мерок по которым можно было судить, это верно. Но как явление она существует. В той степени в которой люди её осуществляют.

А чего это я должен "расслабиться" когда я вижу несправедливость? Что за уродская позиция? Бьют семеро одного - расслабься. Выгоняют коллегу с работы - расслабься. Бабке, попросившей место уступить, хамят малолетние уроды - расслабься. Пенсионный возраст повысили - расслабься. Врачам платят копейки убивая нашу бесплатную медицину - да сколько же можно расслабляться. От чего мы так расслаблены? Может от того что несправедливости вокруг все больше, а мы не решаем проблему, а расслабляемся?

Справедливость - это фикция, придуманная людьми для оправдания любых, даже самых мерзких поступков, направленных на перекраивание социальных статусов

всё правильно и справедливо! очень тяжело жить таким людям (в нашей стране вообще невозможно , потому что , сплошь друзья ,знакомые и семейные узы . которые покрывают недозволеность )я прожил 55 лет и на на себе всё испытал , но всегда стою на стороне правды , начальников посылаю только на хрен, поэтому часто работаю в частных компаниях или предприятий , путина и единую Россию ненавижу ! до 25 лет жил только счастливо , пока не прошёл армию , не закончил физмат , а после одно быдло попадалось в жизни и сейчас молю , чтобы все люди сдохли!, всё равно конца света не будет

какие-то очень детские рассуждения..

справедливый мир – это вера в то, что мир устроен справедливо, и люди в жизни получают то, что заслуживают в соответствии со своими личными качествами и поступками: хорошие люди вознаграждаются, а плохие — наказываются.

проблема в том, что единого, универсального "хорошо" и "плохо" не существует. даже те относительно распространенные нормы морали, которые автор, по всей видимости, и понимает под универсальными критериями оценки "справедливости" - даже эти нормы возникли у человека по историческим меркам недавно и имеют под собой абсолютно биологические основы, выросшие из практики жизни в группах. защита детей? запрет геноцида? - ха, расскажите это львам с их инфантицидом. осуждение изнасилования? пингвины не одобряют)

Как же не существует. Если вы сами написали, так сложились обстоятельства или «на это есть причина».>>
Причина по которой так сложились обстоятельства. То что наш мозг не видит причинно следственно связи, не значит что её нет.
p.s. справедливость всего лишь понятие которое придумал человек, чтобы создавать оправдывать свое отношение к тому что происходит. Типа одобряю ход вещей

Автор предлагает:успокоится,приглядется и ВЫБРАТЬ СТОРОНУ. И т.д.про контракт с помощью клеветы т.п.Это так вообще что угодно можно оправдать."страдания мира,конечно ужасны"-но возьму пистолет и растреляю конкурента.так чтоли?

Мы готовы лгать не только себе но и даже самым лучшим друзьям, ради простоты и "справедливости мира" ( непогрешимости Бога), вернее ради того как мы сами это себе представляем и как нам проще и продолжать думать, не меняясь и ничему не учась!

Этот эффект описан ещё в библейской книге Иов

Газлайтинг автора уже привычен. Под "справедливостью" понимается самая сильная индивидуальная стратегия "око за око". Однако, она проигрывает коллективным стратегиям, т.е. не является оптимальной в социальной жизни. Оптимальной в социальной жизни является "сотрудничество-взаимообмен-прощение". "Справедливость" присутствует и в ней - в части "взаимообмен".

Вы описываете ошибки в суждениях и когнитивные искажения. Справедливость в них не виновата :)

"- И что было бы, если б я его не спасла?

— СОЛНЦЕ НЕ ВЗОШЛО БЫ.

— Правда? И дальше что?

— МИР ОСВЕЩАЛ БЫ ПРОСТОЙ ШАР ГОРЯЩЕГО ГАЗА.

— Ты намекаешь, что люди без фантазий просто не могут? Что они просто не выживут?

— ТО ЕСТЬ ФАНТАЗИИ — ЭТО СВОЕГО РОДА РОЗОВЫЕ ПИЛЮЛИ? НЕТ. ЛЮДЯМ НУЖНЫ ФАНТАЗИИ, ЧТОБЫ ОСТАВАТЬСЯ ЛЮДЬМИ. ЧТОБЫ БЫЛО МЕСТО, ГДЕ ПАДШИЙ АНГЕЛ МОЖЕТ ВСТРЕТИТЬСЯ С ПОДНИМАЮЩИМСЯ НА НОГИ ПРИМАТОМ.

— Зубные феи? Санта-Хрякусы? Маленькие..

— ДА. ИСКЛЮЧИТЕЛЬНО В КАЧЕСТВЕ ПРАКТИКИ. ДЛЯ НАЧАЛА СЛЕДУЕТ НАУЧИТЬСЯ ВЕРИТЬ В МАЛЕНЬКУЮ ЛОЖЬ.

— Чтобы потом поверить в большую?

— ДА. В ПРАВОСУДИЕ, ЖАЛОСТЬ И ВСЕ ОСТАЛЬНОЕ.

— Но это же не одно и то же!

— ТЫ ТАК ДУМАЕШЬ? ТОГДА ВОЗЬМИ ВСЕЛЕННУЮ, РАЗОТРИ ЕЕ В МЕЛЬЧАЙШИЙ ПОРОШОК, ПРОСЕЙ ЧЕРЕЗ САМОЕ МАЛЕНЬКОЕ СИТО И ПОКАЖИ МНЕ АТОМ СПРАВЕДЛИВОСТИ ИЛИ МОЛЕКУЛУ ЖАЛОСТИ. И ТЕМ НЕ МЕНЕЕ.. — Смерть взмахнул рукой — ТЫ ПОСТУПАЕШЬ ТАК, СЛОВНО В МИРЕ СУЩЕСТВУЕТ ИДЕАЛЬНЫЙ ПОРЯДОК, СЛОВНО СУЩЕСТВУЕТ.. СПРАВЕДЛИВОСТЬ ВО ВСЕЛЕННОЙ, МЕРКАМИ КОТОРОЙ МОЖНО СУДИТЬ.

— Да, но люди должны в это верить, иначе, зачем все..

— ИМЕННО ЭТО Я И ХОТЕЛ СКАЗАТЬ…. ВЫ СЧИТАЕТЕ, ЧТО ВСЯ ВСЕЛЕННАЯ НАХОДИТСЯ У ВАС В ГОЛОВАХ.. ВАМ ПРОСТО НУЖНО НАУЧИТЬСЯ ВЕРИТЬ В ТО, ЧЕГО НЕ СУЩЕСТВУЕТ, ИНАЧЕ ОТКУДА ВСЕ ВОЗЬМЕТСЯ?"

Терри Пратчет "Санта-Хрякус"

Аксиома не нуждается в доказательствах.


Пять интересных психологических эффектов⁠ ⁠

Каждый день мы сталкиваемся с разными ситуациями и многие наши мысли повторяются, а что еще интересно эти мысли не уникальны и у каждого из нас хоть раз было что-то из приведенных ниже эффектов.

1. Эффект полного провала. Эффект состоит в том, что чем человек идеальнее, тем менее он нам привлекателен. Мы начинаем видеть в нем какой-то подвох, а вот менее совершенные люди вызывают у нас больше симпатии, но это правило работает только если изначально к человеку нет неприязни. Этот эффект подтвердил психолог Эллиот Аронсон в 1966 году. Его испытуемые слушали записи людей, отвечавших на викторину. На некоторых записях было слышно, как некоторые участники роняли чашку кофе. Результаты показали, что самыми приятными назвали именно тех, кто пролил кофе. Отсюда можно сделать вывод, что те, кто совершают ошибки выглядят более привлекательными, поскольку кажутся нам более настоящими и живыми людьми, чем идеальные роботы. Так что, перестаем бояться совершать ошибки и пытаться казаться лучше, чем есть на самом деле, ведь идеальность отталкивает.

2. Эффект прожектора. И это еще один эффект, который связан с ошибками людей. Заключается он в том, что наши ошибки не так заметны для других людей, как мы думаем. Его описал профессор Корнеллского университета Томас Гилович в 2000 году. Его эксперимент заключался в том, чтобы студенты ходили в странных футболках, которые должны были восприниматься как заметные окружающим. Но результаты опроса показали, что испытуемые переоценили значимость футболок на 23%, это подтвердило теорию о том, что мы склонны преувеличивать собственную значимость в глазах окружающих. Этот эффект зарождается еще в детстве, когда мы получаем очень много обратной связи от близких людей, бывает не совсем корректную, что может сформировать негативное представление. И потом переносим эти оценки во взрослую жизнь, где кажется, что каждый прохожий замечает любое пятнышко на одежде и так хочет об этом сказать. Но на самом деле у каждого человека свои заботы в голове и им врядли хочется в чем-то нас упрекнуть.

3. Эффект фокусировки. Заключается он в том, что ничто в жизни не бывает так важно, как вы об этом думаете, - пока вы об этом думаете. Его открыл нобелевский лауреат Даниэль Канеман в 2002 году. Люди порой придают слишком большое значение какому-то конкретному моменту и не замечают других сторон этого события или действия. Пример, который приводит Даниэль заключается в том, что все думают, что в Калифорнии люди счастливее, потому что там хороший климат, но совсем не обращают внимания на другие стороны жизни, которые могут оказаться не такими радужными. Так и в любом другом деле, человек может зациклиться на чём-то одном долгое время и упускать из вида другие важные вещи. Поэтому, нужно не забывать охватить проблему целиком с разных сторон.

4. Эффект Зейгарник. Это явление связано с нашей памятью, а именно то, что человек склонен лучше запоминать действие, которое было прервано на середине. Чем если дело дело было окончено, что, скорее всего, быстро сотрется из ума и памяти. Этот эффект был открыт Блюмой Зейгарник в начале 1920 годов, она провела эксперимент в ходе которого участникам не давали закончить некоторые задачи из-за якобы нехватки времени. И в конце эксперимента испытуемых опросили, какие из задач они запомнили лучше всего и 90% задач были именно те, что они не успели закончить. Суть этого эффекта в том, что невыполненные действия прочно сидят у нас в голове и порой долго не дают нам покоя. На этом еще строится гештальт-терапия, когда нужно эмоционально завершить не до конца прожитую ситуацию. Так же эту особенность можно использовать себе в плюс, когда нужно сделать много задач и лучше сконцентрироваться на работе, но не злоупотреблять, а то перенапряжение возьмет верх.

5. А названия следующего эффекта как таковой не существует, но что мне мешает дать ему название самой? Просто потому что могу и назову его эффект гадалки или карт таро. Интересно уже? Так вот, польза в гаданиях действительно есть, но не для всех и она совсем не про знание будущего. Человек очень тревожное существо и всяческими способами ищет, как бы ему снять тревогу хоть на чуть-чуть. И в таких случаях, некоторые люди действительно обращаются к гадалкам, но им не столько важно знать будущее, сколько снять тревогу за это будущее или переложить ответственность на других, что в какой-то степени тоже снимает стресс. Когда ты знаешь псевдо будущее, особенно, если оно хорошее, то создается иллюзия контроля над событиями в жизни, что снижает страх за реальное будущее, ведь неизвестность всегда пугает. Но повторюсь, это работает не со всеми, а только с теми, кто в это верит и работает именно по принципу снятия тревоги за будущее, а само будущее уже менее важно.

Справедли́вость — понятие о должном соответствии деяния и воздаяния; отсутствие должного соответствия между этими сущностями оценивается как несправедливость.

Содержание

Без мудрости нет справедливости.

В молодости мы полагаем, что справедливость — минимум того, что мы вправе ожидать от других. В зрелом возрасте мы убеждаемся, что это максимум. [1]

В природе всё мудро продумано и устроено, всяк должен заниматься своим делом, и в этой мудрости — высшая справедливость жизни. [2]

Велико лишь то, что долговечно; долговечно лишь то, что справедливо.

Величайший плод справедливости — безмятежность. [2]

Во всех государствах справедливостью считается то, что пригодно существующей власти. [3] [4]

Всякий раз, когда я вспоминаю о том, что Господь справедлив, я дрожу за свою страну. [5]

Всякого рода привилегии — это могила для свободы и справедливости. [2]

Говорить… об «естественной справедливости» — бессмыслица. [2]

Дела должны вести нас к счастью. Но где нет справедливости, нет счастья. Поступай же справедливо. [2]

Долг основан на чувстве справедливости. [2]

Если бы человечество стремилось к справедливости, оно бы давно её добилось. [2]

Если сила соединится со справедливостью, то что может быть сильнее этого союза? [2]

Жизнь никогда не бывает справедливой. Для большинства из нас так оно, пожалуй, и лучше. [5]

И объективные люди не вполне объективны, ибо они на стороне справедливости.

Истина и справедливость — точки столь малые, что, метя в них нашими грубыми инструментами, мы почти всегда делаем промах, а если и попадаем в точку, то размазываем её и при этом прикасаемся ко всему, чем она окружена, — к неправде куда чаще, чем к правде. [2]

Ищи справедливость везде, где можно её купить.

Каждому своё, а иным чужое. [5]

Если каждому своё, то всем не хватит. [5]

греч. Ἀπόδοτε οὖν τὰ Καίσαρος Καίσαρι καὶ τὰ τοῦ Θεοῦ τῷ Θεῷ (лат. Quae sunt Caesaris Caesari )

Богу — богово, кесарю — кесарево! Надо было присутствовать при дележе.

Богу богово, кесарю кесарево. А что же людям?

Когда справедливость исчезает, то не остаётся ничего, что могло бы придать ценность жизни людей. [2]

Кто справедливое поставляет в воздаянии каждому должного и разумеет это так, что человек справедливый врагам обязан вредить, а друзьям приносить пользу; тот не мудрец, так как вредить дело вовсе несправедливое. Положение, что справедливость велит приносить пользу друзьям, вред врагам принадлежит любому из тех людей, которые слишком полагаются на свою силу и обладают богатством.

Любовь к справедливости рождена живейшим беспокойством, как бы кто не отнял у нас нашего достояния; оно-то и побуждает людей так заботливо оберегать интересы ближнего, так уважать их и так усердно избегать несправедливых поступков. Этот страх принуждает их довольствоваться благами, дарованными им по праву рождения или прихоти судьбы, а не будь его, они беспрестанно совершали бы набеги на чужие владения. [6]

Мерилом справедливости не может быть большинство голосов. [2]

Мы творим нашу собственную справедливость. Но давайте не будем рассуждать о справедливости, пока у нас есть руки и свобода, чтобы их использовать.

На торжество добра и справедливости у многих уже нечего надеть.

Надо стараться воздавать каждому по его заслугам; это — основа справедливости. [7] [4]

Несправедливость перенести сравнительно легко; что нас ранит по-настоящему — это справедливость. [5]

Непоколебимое основание государства — справедливость. [2]

Нет более опасного взрыва, нежели взрыв справедливости.

Нет великих и малых дел, если человек всем сердцем стремится к великому и справедливому, ибо в этом случае все дела имеют великие вес и последствия.

Нет смысла восстанавливать остатки справедливости – дешевле обещать построить новую.

Нет ни одного нравственного качества, чья слава и влияние рождали бы больше зависти, нежели справедливость, ибо ей обычно сопутствует и могущество, и огромное доверие у народа. Справедливых не только уважают, как уважают храбрых, не только дивятся и восхищаются ими, как восхищаются мудрыми, но любят их, твёрдо на них полагаются, верят им, тогда как к храбрым и мудрым питают либо страх, либо недоверие. [8] [4]

Нет приятного прошлого для немилостивого, нет друзей у того, кто глух к справедливости, нет праздничного дня для корыстолюбца. [2]

Нормою человеческих действий должна служить справедливость.

О те, которые уверовали! Свидетельствуя перед Аллахом, отстаивайте справедливость, если даже свидетельство будет против вас самих, или против родителей, или против близких родственников. Будет ли он богатым или неимущим, Аллах ближе к ним обоим. Не потакайте желаниям, чтобы не отступить от справедливости. Если же вы скривите или уклонитесь, то ведь Аллах ведает о том, что вы совершаете. — перевод Кулиева

يَا أَيُّهَا الَّذِينَ آمَنُوا كُونُوا قَوَّامِينَ بِالْقِسْطِ شُهَدَاءَ لِلَّهِ وَلَوْ عَلَىٰ أَنْفُسِكُمْ أَوِ الْوَالِدَيْنِ وَالْأَقْرَبِينَ ۚ إِنْ يَكُنْ غَنِيًّا أَوْ فَقِيرًا فَاللَّهُ أَوْلَىٰ بِهِمَا ۖ فَلَا تَتَّبِعُوا الْهَوَىٰ أَنْ تَعْدِلُوا ۚ وَإِنْ تَلْوُوا أَوْ تُعْرِضُوا فَإِنَّ اللَّهَ كَانَ بِمَا تَعْمَلُونَ خَبِيرًا

Обычаю надо следовать потому, что он обычай, а вовсе не из-за его разумности. Меж тем народ соблюдает обычай, твердо веря, что он справедлив. [5]

Основы каждого государства и фундамент любой страны покоятся на справедливости и правосудии. [2]

От пользы до справедливости так же далеко, как от земли до звёзд. [2]

Оценивая мирские дела, благородный муж ничего не отвергает и не одобряет, а всё меряет справедливостью. [2]

Палач обычно выступает в маске — справедливости.

Первая награда справедливости — это сознание, что справедливо поступили. [2]

Понятие справедливости так же подвержено моде, как женские украшения. [2]

Правосудие — это справедливость в действии. [9]

Природа дерева такова, что оно любит металл, следуя справедливости.
Чувства металла таковы, что, проявляя гуманность и нежность, в дерево он влюблён.
Так друг друга они втягивают, друг друга поглощают, родство обретая;
Тогда становится ясно, что мужчина понёс во чреве. [10] :277

Правосудие продано. — О проданной на аукционе статуэтке богини правосудия Фемиды.

С того момента, когда люди начинают отличать удовольствие от страдания, когда они испытывают зло и причиняют зло, имеется уже некоторое понятие о справедливости. [2]

Себялюбие… порождает правила справедливости и является первым мотивом соблюдения последних. [2]

Спокойствие страны — в справедливости. [2]

Справедливость без мудрости значит много, мудрость без справедливости не значит ничего. [2]

Справедливость без силы — одна немощь, сила без справедливости — тиранична. Надо, стало быть, согласовать справедливость с силой и для этого достигнуть, чтобы то, что справедливо, было сильно, а то, что сильно, было справедливо. [2]

Справедливость в вопросах доверия именуется добросовестностью. [2]

Справедливость — вечная беглянка из лагеря победителей. [5]

Справедливость — вот добродетель душ великих.

Справедливость всегда должна быть на своей стороне.

Справедливость всегда торжествует при закрытых дверях.

…Справедливость всегда представляет собой лишь идеологизированное, вознесённое на небеса выражение существующих экономических отношений либо с их консервативной, либо с их революционной стороны. [2]

Справедливость всегда приправлена щепоткой мести. [5]

Справедливость всегда торжествует. в трёх случаях из семи. [5]

Справедливость есть высшая из всех добродетелей. [2]

Справедливость — истина в действии. [2] — повторено Бенджамином Дизраэли [2] и приписывается ему

Справедливость люди ценят из-за своей собственной неспособности творить несправедливость. [11] [4] — Главкон, развивающий у Платона («Государство», II, 359b) взгляды Фрасимаха

Справедливость наших суждений и наших поступков — не более как удачное совпадение нашего интереса с общественным. [2]

Справедливость не может быть отделена от полезности. [2]

Справедливость необходима народу более, нежели цивилизация. [2]

Справедливость по отношению к ближнему следует воздавать безотлагательно; медлить в таких случаях — значит быть несправедливым. [2]

Справедливость проявляется в воздаянии каждому по его заслугам. [2]

Справедливость радует, даже когда казнит. [2]

Справедливость — такой же необходимый для жизни продукт, как хлеб. [2]

Справедливость умеренного судьи свидетельствует лишь о его любви к своему высокому положению. [6]

Справедливость — это единственное служение. [2]

Справедливость — это когда мне позволено делать все что угодно. [2] — см. тж. его афоризм о несправедливости

Судить по справедливости мешает знание законов.

У большинства людей любовь к справедливости — это просто боязнь подвергнуться несправедливости. [12] — № 78 последнего авторского издания (1678)

Хотя справедливость и не может уничтожить пороков, она не даёт им наносить вред. [2]

Храбрость не имеет ценности, если с ней не сочетается справедливость; но если бы все были справедливыми, не было бы нужды в храбрости. [13] [4]

— Что может быть важнее справедливости?
— Важнее справедливости? Хотя бы — милость к падшим. [14]

Чтоб не нуждаться в том, кто творит справедливость, будь справедлив сам. [2]

Чтобы научить людей любить справедливость, надо показать им результаты несправедливости. [2]


Авре;лий Августи;н (лат. Aurelius Augustinus Hipponensis, Блаже;нный Августи;н; 13 ноября 354 года, Тагаст, Нумидия, Северная Африка — 28 августа 430 года, Гиппон, близ Карфагена, Северная Африка) — христианский теолог и философ, влиятельнейший проповедник, епископ Гиппонский (с 395 года). Один из Отцов христианской церкви, основатель августинизма. Родоначальник христианской философии истории.

Святой католической и православной церквей (при этом в православии обычно именуется с эпитетом блаженный — Блаженный Августин). Его память отмечается Католической церковью 28 августа, Русской православной церковью — 15 июня по старому стилю.

Также Святитель Августин, Учитель Благодати (лат. Doctor Gratiae).

Ты создал нас для Себя, и не знает покоя сердце наше, пока не успокоится в Тебе.


Fecisti nos ad Te et inquietum est cor nostrum, donec requiescat in Te.

И гордость ведь прикидывается высотой души.

Одним Бог зaповедaл одно, другим — другое, в соответствии с условиями времени.

Прекрасное родится и умирает; рождаясь, оно начинает как бы быть и растёт, чтобы достичь полного расцвета, а, расцветши, стареет и гибнет. Не всегда, правда, доживает до старости, но гибнет всегда.

Великая бездна сам человек… волосы его легче счесть, чем его чувства и движения его сердца.


grande profundum est ipse homo… capilli eius magis numerabiles quam affectus eius et motus cordis eius

Всё существующее — каждое в отдельности — хорошо, a всё вместе очень хорошо .

дай мне целомудрие и воздержание, только не сейчас. — Молитва Августина в молодости

И вот слышу я голос из соседнего дома, не знаю, будто мальчика или девочки, часто повторяющий враспев: «Возьми, читай! Возьми, читай!» — О своем внутреннем перерождении и обращении в христианство после прочитанного наугад новозаветного текста.


«Tolle lege, tolle lege».

. Вопросы бывают трех видов: существует ли такой-то предмет? что он собой представляет? каковы его качества?

Ясно отвечаешь Ты , но не все слышат ясно. Все спрашивают о чем хотят, но не всегда слышат то, что хотят. Наилучший служитель Твой тот, кто не думает, как бы ему услышать, что он хочет, но хочет того, что от Тебя услышит.

Дай, что повелишь, и повели, что хочешь! — Обращение к Богу


Da quod iubes et iubi quod vis.


Сам человек представляет собою большее чудо, чем всякое чудо, совершаемое человеком.

Мир сотворен не во времени, а вместе с временем.

Кaк Бог Он — цель, к которой идут, как человек Он — путь, по которому идут.

Зло не есть какая-либо сущность; но потеря добра получила название зла.

…Из сопоставления противоположностей образуется красота мира.

Бог такой же великий Художник в великом, как и не меньший в малом.

Подобно картине, где чёрная краска занимает должное место, Вселенная прекрасна, несмотря на присутствие грешников, хотя, взятые сами по себе, их пороки отвратительны.

Если я ошибаюсь, я существую (Ошибаюсь, следовательно, существую).

Не плоть тленная сделала душу грешной, а грешница душа сделала плоть тленной.

Добро может существовать и без зла ; но зло без добра существовать не может.

Не по заслугам, a по незaслуженной и милосердной благодати он избавляется от зла.

Хотя красота эта и есть дар Божий, но она дается и злым, чтоб добрые не считали ее великим благом.

Где нет справедливости (правосудия), нет и государства.


Ubi iustitia non est, non esse respublicam

…Добродетели скорее пороки, чем добродетели.

Но, говоря об этом дне суда, мы прибавляем: окончательный или последний, потому что Бог судит и теперь, судил и с самого начала человеческого рода, когда изгнал из рая и удалил от дерева жизни первых людей, совершивших великое преступление; судил, несомненно, и тогда, когда не пощадил согрешивших ангелов, глава которых, погубив себя, погубил из зависти и людей.

Другие статьи в литературном дневнике:

  • 16.02.2020. Когда дряхлеющие силы.
  • 14.02.2020. Одна минута глупости
  • 04.02.2020. Блаженный Августин
  • 02.02.2020. Нам не жить друг без друга
  • 01.02.2020. Рамеш Балсекар

Портал Проза.ру предоставляет авторам возможность свободной публикации своих литературных произведений в сети Интернет на основании пользовательского договора. Все авторские права на произведения принадлежат авторам и охраняются законом. Перепечатка произведений возможна только с согласия его автора, к которому вы можете обратиться на его авторской странице. Ответственность за тексты произведений авторы несут самостоятельно на основании правил публикации и российского законодательства. Вы также можете посмотреть более подробную информацию о портале и связаться с администрацией.

© Все права принадлежат авторам, 2000-2022 Портал работает под эгидой Российского союза писателей 18+

Индивидуализм, эгоизм западного человека обернут в привлекательную обертку с наименованием «Свобода», о которой так пекутся на Западе. Но идея свободы вне конкретного исторического и социального контекста бессмысленна.

В одной французской притче рассказывается о суде над человеком, который, размахивая руками, нечаянно разбил нос другому человеку. Обвиняемый оправдывался тем, что его никто не может лишить свободы размахивать своими собственными руками. Судебное решение по этому поводу гласило: обвиняемый виновен, так как свобода размахивать руками одного человека кончается там, где начинается нос другого человека.

Следственно, человек не может обладать абсолютной свободой, его свобода заканчивается там, где начинается свобода других. Часто можно услышать: «Свободу нельзя путать с вседозволенностью». Где же граница превращения свободы во вседозволенность? Этой границей является справедливость. Конечно, свободное махание руками сочетается с идеей свободы, но несправедливо махать руками и попадать по носу другого человека. Таким образом, свобода должна находиться в рамках справедливости (рис. 7).


Рис. 7. Справедливость или свобода?

Если свобода должна оставаться в рамках справедливости, то при оценке социальной системы мы должны пользоваться критерием справедливости, а не свободы. Чем справедливее общество, тем лучше для его граждан. Величина свободы не может служить показателем счастья в обществе.

Иллюзорность и ошибочность абсолютной свободы заключается в том, что доведенная до своего логического конца, она ведет к автономной жизни человека (как на необитаемом острове), что есть аналог большого человеческого горя. В то же время справедливость не имеет границ, чем больше справедливости, тем лучше. Это показывает, что справедливость – это правильный путь, а свобода – путь иллюзорный, ошибочный и, в конечном счете, тупиковый.

Неужели идея свободы должна быть полностью отброшена? Нет, свобода есть составная часть справедливости. Несправедливо, когда часть общества находится в угнетении только потому, что у нее нет достаточных материальных средств. Но когда мы говорим о стремлении к свободе этой части общества, мы говорим об установлении в обществе справедливости.

Когда стремление к свободе сочетается со стремлением к справедливости, тогда такое стремление оправдано, но когда свобода вступает в противоречие со справедливостью, тогда мы можем говорить об ошибочности данных стремлений, об ошибочности такой свободы.

Таким образом, свобода как критерий благополучия общества и человека не имеет самостоятельного значения, когда в нашем арсенале есть такое понятие, как справедливость.

Почему мы так часто слышим о борьбе за свободу и гораздо реже о борьбе за справедливость? Ведь, как мы выяснили, справедливость – более правильное понятие, отражающее степень благополучия общества.

Либерализм использует понятие «свобода» в смысле: «все свободны», т. е. «освободите помещение», «свободен», т. е. «отстань от меня». Апологеты либеральной доктрины выступают против социальной политики государства, против помощи малоимущим, за сокращение всех социальных программ. Все должны быть свободны, «живите, как хотите», вот какова свобода либерализма.

Справедливость является важнейшей ценностью и критерием благополучия жизни общества и личности. Свобода такой ценностью не является и по сути есть лишь рекламная форма западного индивидуализма и эгоизма.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Продолжение на ЛитРес

Глава 23. Восстановление справедливости

Глава 23. Восстановление справедливости Геракл уже знал, что будет делать. Первым делом он принялся собирать войско. И так, на шести кораблях он отправился к берегам Трои, чтобы отмстить царю Лаомедонту, чью дочь Гесиону он когда-то спас.Прибыв в Трою, он поручил Оиклу с

ПРИШЕСТВИЕ СПРАВЕДЛИВОСТИ

ПРИШЕСТВИЕ СПРАВЕДЛИВОСТИ Царь Ур-Намму установил Справедливость в Стране, воистину он изгнал зло, насилие и раздор. Бедняк не был отдаваем во власть богатого. Кодекс Ур-Намму. В середине III тысячелетия наполнявшая города ненависть, наконец, прорвалась вовне. Начались

СВИДЕТЕЛЬ СПРАВЕДЛИВОСТИ

СВИДЕТЕЛЬ СПРАВЕДЛИВОСТИ «Ц(а)рь же Леонь со Олександромъ миръ сотвориста со Олгом, имьшеся по дань, и роте заход(и)вше межы собою: целовавше кр(е)сть, а Олга водивше на роту и муж(и) ег(о) по рускому закону, кляшася оруж(и)емъ своим, и Перуном, б(о)гомъ своим, и Волосомъ,

Глава 9 В ПОИСКАХ СПРАВЕДЛИВОСТИ

Глава 9 В ПОИСКАХ СПРАВЕДЛИВОСТИ Где Вавилов — один из величайших русских ученых, один из величайших генетиков мира? Вавилов был избран президентом Международного конгресса в Эдинбурге в 1939 году. Но Вавилов там не появился, и с тех пор мы ничего о нем не слышали, Карл

Торжество справедливости

Торжество справедливости Благородство и преданность приводят к утратам и гибели с такой же неизбежностью, как и преступление. Нацуко Нагаи. По окончании войны в поверженной Германии, разделенной союзниками по антигитлеровской коалиции на оккупационные зоны, началась

Жажда справедливости?

Жажда справедливости? Согласитесь, болтовня о русском характере, то удалом и бесшабашном до дури, то тихом и святом до юродства — в основном вроде бы достояние улиц, пивнушек и прочих теплых мест, где народ наш чешет языки для услады души. На самом же деле в цивилизованных

Цуй Ши и Аю Тао: призывы к благоразумию и справедливости

Цуй Ши и Аю Тао: призывы к благоразумию и справедливости В 151 г. вновь произошло землетрясение и было позволено высказываться о происходящем в общественной жизни и политике. В числе приглашенных сделать это был Цуй Ши, управляющий округом Уюань (на территории

Жажда справедливости?

Жажда справедливости? Согласитесь, болтовня о русском характере, то удалом и бесшабашном до дури, то тихом и святом до юродства — в основном вроде бы достояние улиц, пивнушек и прочих теплых мест, где народ наш чешет языки для услады души. На самом же деле в цивилизованных

Суд канцлера («справедливости»)

Суд канцлера («справедливости») К исходу XIV в. «общее право» настолько погрузилось в жесткие формальности исков и процессуальных приемов, что найти гарантированную защиту нарушенных прав было крайне сложно. Возросло количество неудовлетворенных судами людей. Они

Право справедливости

Право справедливости В результате юридической практики новых канцлерских судов к XVI в. сформировалась особая область английской правовой системы — право справедливости. В его правилах на первый план выдвигалось не соблюдение юридической традиции, а действительная

3. 6. Волонтеры справедливости и солидарности

3. 6. Волонтеры справедливости и солидарности Предложенные выше меры не являются изобретением демократических сил, хотя по содержанию они разрабатывались по преимуществу либералами и сегодня находятся в повестке дня правительства. Это подтверждает и достаточно высокая

О СВОБОДЕ СОВЕСТИ И РЕЛИГИОЗНОЙ СВОБОДЕ, № 168, Москва, 1 августа

О СВОБОДЕ СОВЕСТИ И РЕЛИГИОЗНОЙ СВОБОДЕ, № 168, Москва, 1 августа Свобода совести и религиозная свобода — слова хорошие, но они хороши только с умом, а без ума что может быть хорошего! Свобода- как религиозная, так и всякая другая — не значит давать оружие нашему врагу;

В поисках справедливости

В поисках справедливости Сколь бы разрушительны и свирепы ни были проявления русской революции, как бы ни попирала она всякую свободу и всякую справедливость, – мы не должны упускать из вида, что русский народ пошел за большевиками в смутных и беспомощных поисках новой

6. «НОВЫЙ ЗАКОН СПРАВЕДЛИВОСТИ»

6. «НОВЫЙ ЗАКОН СПРАВЕДЛИВОСТИ» Тридцатого января с утра хлестал морозный ветер. Солнце по временам выходило из-за облаков, и мельчайшие колючие иголочки, прыгавшие в воздухе, начинали искриться и жгли лицо, казалось, еще нестерпимее. Но тысячи лондонцев все равно с

Не милости, а справедливости!

Принцип справедливости

Принцип справедливости Понятие справедливости в исламе. В исламе идея справедливости приобретает ярко выраженную ценностную ориентацию и опирается на авторитет Откровения. Идеалы справедливости провозглашены Аллахом и не являются предметом общественного

Этих людей можно назвать поистине выдающимися в своей области. Новаторы, великие мыслители, ученые, изобретатели и знаменитые литераторы оставили нам в наследство не только свои осязаемые труды, но и меткие изречения, к которым полезно прислушиваться хотя бы изредка. Так вот, сейчас как раз один из таких моментов.

Поразительно точная цитата Форда, которую необходимо вспоминать в моменты принятия важных решений. Какими бы ни были обстоятельства, все зависит только от тебя и твоей уверенности в себе. Ждать чуда, когда ты заранее настроил себя на провал, не нужно. А вот веря в свои силы, ты можешь свернуть горы.

Вы будете продолжать оставаться несчастными до тех пор, пока вы считаете, что счастливыми вас делают другие.

Твое счастье зависит только от тебя самого. Никто не обязан делать тебя счастливым — ни семья, ни друзья, ни вторая половинка. Если ты сам не в силах сделать свою жизнь лучше, то к чему ожидать этого от кого-то другого?

Умный человек счастлив, лишь когда удостаивается собственной похвалы; дурак же довольствуется аплодисментами окружающих.

То, что окружающие люди одобряют твои действия и хвалят тебя за достигнутые результаты, не значит ничего по сравнению с чувством самоудовлетворения. Ты сам определяешь, достойно ли ты себя проявляешь, действительно ли ты выложился на все 100 %, не идешь ли ты вразрез со своими принципами и т. д. Ценнее всего, когда ты сам, не обращая внимания на мнение других людей, можешь быть собою доволен.

Даже об одних и тех же вещах люди привыкли говорить разными словами. Дело также в восприятии, двойных смыслах и контексте. Говоря даже самыми простыми словами, ты не можешь быть уверенным, что твой собеседник правильно поймет то, что ты пытаешься ему донести. А теперь задумайся, сколько ссор возникало из-за банального недопонимания.

Хорошо рассуждать о добродетели — ещё не значит быть добродетельным, а быть справедливым в мыслях — ещё не значит быть справедливым на деле.

Слова — это всего лишь слова. Ты можешь бесконечно рассуждать на тему того, как важно помогать окружающим, делать другим людям замечания и выступать в роли всеобщего мотиватора, но если ты сам не предпринимаешь ни единой попытки действовать согласно своим пламенным речам — грош тебе цена.

Себя судить куда труднее, чем других. Если ты сумеешь правильно судить себя, значит, ты поистине мудр.

Антуан де Сент-Экзюпери

Судить себя — не значит осуждать или заниматься жесткой самокритикой (и уж тем более — самокопанием). Каждому человеку важно научиться давать наиболее объективную оценку себе и своим действиям. А критиковать окружающих — это дело простое, но в то же время совершенно бесполезное.

Хорошие результаты получает тот, кто умеет ждать. Конечно, не только ждать, но и работать на желаемый результат. Но согласись: глупо грезить о высокой должности тогда, когда ты только в начале своего карьерного пути.

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: