Где находятся души умерших до страшного суда

Обновлено: 25.04.2024

1. Вопрос о телесности души в первый период загробной жизни.

Душа и тело человека, хотя связаны в органичное единство, тем не менее представляют отдельные, самостоятельные сущности. Смерть разделяет их друг от друга, после чего тело обращается в мировую материю, а душа продолжает жить самостоятельно. Отсюда можно бы было признать не требующею дальнейших доказательств мысль, что душа после смерти бестелесна. Тем не менее, еще в отечественной литературе мы встречаемся с мнением, что душа после смерти не только сохраняет форму земного тела, которым она была облечена 46 но имеет и некоторого рода телесность 47 .

Священное Писание не представляет никаких данных для принятия «нематериальной телесности», тем не менее, оно не утверждает и абсолютной духовности души. Уже на основании соображений разума мы должны признать, что абсолютным духом может быть только Бог, все же прочие сотворенные духи представляют низшую степень духовности и стоят по своему существу ближе к материальному миру. Как мы должны представлять эту материальность и насколько она оправдывает учение о «нематериальной телесности» души, решение этого вопроса едва ли может быть удовлетворительным. Слова Иисуса Христа: «дух плоти и костей не имеет» ( Лк. 24, 39 ), говорят о теле, которым облечен человек во время земной жизни, но не могут быть приводимы против материальности или, вернее, против неабсолютной духовности души человека. Ученики сочли явление Иисуса Христа за призрак, который, как нереальность, не имеет никакой плоти. Но из невещественности призраков еще нельзя делать никаких выводов относительно абсолютной духовности души. Наконец, если ученики и приняли явившегося Христа за действительное явление его духа, то и при этом предположении неосязаемость являющегося духа, о котором говорит Господь, не может служить основанием отрицать относительную материальность души, потому что и в природе не всякого рода материя доступна осязанию и вообще чувствительному восприятию (см. кн. свящ. Апол. Темномерова: «Учен. Свящ. Пис. О загробн. жизни», СПб. 1899 г., стр. 134, 139–140).

2. Место пребывания душ умерших после сошествия Иисуса Христа в ад.

После сошествия Иисуса Христа во ад Новый Завет определенно различает места пребывания душ умерших праведников и грешников. Относительно первых мы слышим слова Господа в его молитве к Богу Отцу: «Отче, которых ты дал Мне, хочу, чтобы там, где Я, и они были со Мною да видят славу Мою, которую Ты дал Мне» ( Ин. 17, 24 ). Эти и подобные им слова: «где Я, там и слуга Мой будет» ( Ин.12, 26 ), имеют отношение ко всему загробному существованию праведников, обнимают собою не только жизнь по воскресении, но и первый период загробной жизни, что несомненно свидетельствуется обетованием благоразумному разбойнику: «ныне же будешь со Мною в раю » ( Лк. 23, 43 ). Согласно с этим и ап. Павел рассматривает жизнь души по смерти тела, как пребывание со Христом ( Флп. 1, 23 ). Но если Христос и души праведников находятся у Бога Отца ( Ин. 14:12, 18, 16:16–28 ), в его небесных обителях ( Ин. 14, 2–3 ), то мы не можем мыслить находящимися там же и души грешников, отринутых от блаженного единения со Христом. Пребывание в небесных обителях обещается только избранным, о грешниках же говорится, что они должны отойти от Спасителя ( Мф. 7, 23 ), что они будут изгнаны из небесного царства ( Мф. 8, 12 ; Лк. 13, 28 ; Мф. 25, 30 пр.). Что здесь разумеется не только лишение нравственного единения с Богом, но вместе и пространственное удаление от места блаженного пребывания праведников, можно видеть из слов кн. Деяний об удавившемся Иуде предателе, что он пошел в свое место.

Место пребывания душ грешников носит в Новом Завете наименование ада. Это греческое слово выражает понятие темноты, что совершенно соответствует ветхозаветному представлению о шеоле, как царстве тьмы. Место пребывания душ нечестивых называется в Новом завете также «преисподними местами земли» ( Еф. 4, 9 ); «преисподнею» ( Флп. 2, 10 ).

В основе метафорического значения употребляемого в писании названия ада преисподними местами земли, находящимися где-то значительно ниже последней, может лежать общее всем народам представление находящегося над головою человека неба – сферою света, более чистою и совершенною, чем земля. Отсюда вполне естественно метафорическое представление хорошего и худого, совершенного, славного и униженного под образом высокого и низкого. Такого рода метафору несомненно представляют слова. Самое наименование Бога Всевышним уже метафора, указывающая не на высоту его жилища, так как Бог везде, а скорее на его бесконечные совершенства сравнительно с человеком.

Местопребыванию душ праведников до всеобщего воскресения обычно усвояется наименование рая. В Новом Завете слово это встречается только два раза в обетовании Господа благоразумному разбойнику: «ныне же будешь со Мною в раю» ( Лк. 23, 43 ), и у ап. Павла, который был восхищен в рай и слышал неизреченные слова, которых человеку нельзя пересказать ( 2Кор. 12, 4 ). В других местах писания местопребывание душ праведников называется «Царством Небесным» ( Мф. 8, 11 ; срав. Мф. 5:3, 10 ), «Царством Божиим» ( Лк. 13, 28–29 ; 1Кор. 15, 50 ), домом Отца небесного ( Ин. 14, 2 ), «горою Сионом, градом Бога живого» , «Иерусалимом небесным» ( Евр. 12, 22 ), «Иерусалимом вышним» ( Гал. 4, 26 ), «небесами» ( Лк. 12, 33–34 ; Евр. 10, 34 ). Во всех этих местах ясна одна идея близости душ праведников к Богу, и только наименованиями: «небо», «небесный» дается представление, что души умерших праведников пребывают на небесах (см. кн. свящ. Апол. Темномерова: «Учен. Священ. Писан, о загробн. жизни», СПб. 1899 г., стр. 125–131).

3. Достоверность загробной жизни.

Во все времена и у всех народов, наряду с верой в Божество, всегда существовала вера и в будущую загробную жизнь. Древние греки и римляне, персы и арабы, дикари Полинезии, Меланезии, центральной и южной Африки, американские алеуты и проч. – все так или иначе верили и верят, что жизнь человека не кончается вместе с его смертью, а продолжается в той или другой форме и по ту сторону гроба. Эта всеобщность веры в существование загробного мира имеет глубоко знаменательное и поучительное значение: она красноречиво говорит о том, что будущая жизнь действительно существует, так как вера в нее непосредственно заложена в самой природе человека и есть существенный элемент религиозного сознания. То же, что всеобще и составляет неотъемлемое, необходимое достояние человека, вместе с тем всегда бывает и достоверно.

Показания здравого разума также с несомненностью удостоверяют нас в том, что земным существованием не оканчивается бытие человека и что кроме настоящей жизни есть жизнь будущая, загробная. Обратим внимание на видимую, внешнюю природу. «В целом мире нельзя, – говорит почивший знаменитый русских иерарх Филарет, – найти никакого примера, никакого признака, никакого доказательства уничтожения какой бы то ни было ничтожной вещи; нет прошедшего, которое бы не приготовляло к будущему; нет конца, который бы не вел к началу; всякая особенная жизнь, когда сходит в свойственный ей гроб, оставляет в ней только прежнюю, обветшавшую одежду телесности, а сама восходит в великую, невидимую область жизни, чтобы паки явиться в новой, иногда лучшей и совершеннейшей одежде. Солнце заходит, чтобы взойти опять; звезды утром умирают для земного зрителя, а вечером воскресают; времена оканчиваются и начинаются; умирающие звуки воскресают в отголосках; реки погребаются в море и воскресают в источниках; целый мир земных прозябаний умирает осенью, а весною оживает; умирает в земле семя, воскресает трава или дерево; умирает пресмыкающийся червь, воскресает крылатая бабочка; жизнь птицы погребается в бездушном яйце, и опять из него воскресает. Если твари низших степеней разрушаются для воссоздания, умирают для новой жизни: человек ли, венец земли и зеркало неба, падает в гроб для того только, чтобы рассыпаться в прах, безнадежнее червя, хуже зерна горчицы?!» (Сочин. Филарета, митр, моск., т. II, изд. 1879 г., стр. 210).

Но для верующего человека гораздо важнее, нежели доказательства разума человеческого, свидетельства Свящ. Писания о загробной жизни. Слово Божие, как истина, и есть и должно быть источником всех наших познаний и в такой великой тайне, как будущая жизнь человека. В ветхозаветных священных книгах мы находим довольно ясное указание на то, что душа продолжает свое существование и по отделении её от тела. «И возвратится персть в землю, якоже бе , – говорит Екклизиаст, – и дух возвратится к Богу, Иже даде его» ( Еккл. 12 7). Это учение о нашей жизни по смерти, которое люди первых времен так часто забывали и поэтому проводили земную жизнь весьма грубым, гнусным и постыдным образом. Господь весьма часто возобновлял в Ветхом Завете посредством своих избранных людей – пророков, чтобы еврейский народ и все другие, бывшие в связи или в сношениях с ним, не теряли веры в жизнь будущую.

Сам Сын Божий, которого Бог Отец благоволил послать на нашу землю, между прочим, для того, чтобы научить нас истине ( Ин. 18, 37 ), многоразлично уверял нас в бессмертии нашей души и в будущей жизни, например, ясно говоря: «наступает время, и настало уже, когда мертвые услышат глас Сына Божия и, услышав, оживут» ( Ин. 5, 25 ); «ибо наступает время, в которое все, находящиеся в гробах, услышат глас Сына Божия; и изыдут творившие добро в воскресение жизни, а делавшие зло – в воскресение осуждения» ( Ин. 5, 28–29 ). «Я есмь воскресение и жизнь; верующий в Меня, если и умрет, оживет. И всякий, живущий и верующий в Меня, не умрет вовек.» ( Ин. 11, 25–26 ) и т. п.

То же говорили и святые апостолы. Св. ап. Павел писал к солунянам: «да не скорбите, якоже и прочий не имущий упования» , т. е. язычники ( 1Сол. 4, 13 ). На вере в жизнь будущую святые апостолы основывали в своих посланиях все свои увещания, угрозы, утешения и ободрения для тех, к кому писали: так, убежденный в истине будущей жизни, св. ап. Павел сказал о себе « мне еже жити, Христос; и еже умрети, приобретение есть» ( Флп. 1, 21 ); «желание имый разрешитися и со Христом быти» ( Флп. 1, 23 ). Исходным пунктом своего учения о загробной жизни святые апостолы брали величайший из всемирно-исторических фактов – воскресение из мертвых Христа Спасителя. Это чудо из чудес составляет основу всего христианства, стоящего и падающего вместе с ним; на нем же основываются все наши надежды на вечную жизнь после всеобщего воскресения и истребления последнего врага нашего – смерти.

«Если о Христе проповедуется, что он воскрес из мертвых , – говорит ап. Павел в послании к коринфянам, – то как некоторые из вас говорят, что нет воскресения мертвых? Если нет воскресения мертвых, то и Христос не воскрес. А если Христос не воскрес, то и проповедь наша тщетна, тщетна и вера ваша. При этом мы оказались бы и лжесвидетелями о Боге, потому что свидетельствовали бы о Боге, что он воскресил Христа, которого он не воскрешал, если мертвые не воскресают. Ибо если мертвые не воскресают, то и Христос не воскрес. А если Христос не воскрес, то вера ваша тщетна: вы еще во грехах ваших. Поэтому и умершие во Христе погибли. И если мы в сей только жизни надеемся на Христа, то мы несчастнее всех человеков. Но Христос воскрес из мертвых, первенец из умерших. Ибо как смерть чрез человека, так чрез человека и воскресение из мертвых. Как в Адаме все умирают, так во Христе все живут… Как мы носили образ перстного (Адама), так будем носить и образ небесного» (Христа) ( 1Кор. 15:12–22, 49 ).

Воскресение Иисуса Христа есть не только предмет нашей живейшей веры: оно есть вместе с тем достоверней шее, удовлетворительнейшим образом засвидетельствованное историческое событие.

«Как Христос воистину воскресе, – говорит тот же знаменитый первосвятитель московский Филарет, – так воистину воскреснем и мы».

Христианство есть религия Воскресшего. Умертвившего смерть. Настоящая смерть есть только неизбежный переход в бессмертие «то, что ты сеешь, не оживет, если не умрет» ( 1Кор. XV, 36 ). В этих словах великого апостола заключается прекрасная, полная глубокого смысла аналогия бессмертия человека, взятая из естественной жизни. Посеянные зерна, сгнивая в земле, сохраняют нетленным свой росток – зародыш будущего растения, совершенно сходного с тем, которое произвело его. Здесь не простая передача жизни от одного растения другому, но полное сохранение зародышем своей жизни и проявление её в новой форме. Зерно – это человек и в нынешнем его состоянии, существо единичное, особое, отличающееся известными качествами, имеющее свою личную жизнь. Но вот это существо умирает, идет в землю, сеется, как зерно. Погибает ли оно бесследно, сгнивши, разложившись на составные части? Нет! Как зерно явится прекрасным растением, которое не отлично от брошенного в землю зерна, но есть то самое зерно, которое сгнило в земле, так и человек, истлевший в земле, превратится в прекрасное существо, с новым духовным телом, но не отличное от того человека, который умер, – оно будет тот же самый человек, только ставший нетленным 48 .

Наконец, есть и опытное доказательство действительности существования загробного мира – явления душ умерших людей. Эти примеры в достаточной степени должны уже быть известны читателям.

Тертуллнан (De anima, cap IX: Migne, s. l. t. II, col. 661) замечает, что душа за гробом имеет образ того тела, которым была одета. Также Ириней («Против ересей», кн. 2. гл. XXXIV, 1).

Ориген решительно утверждал, что душа после смерти одевается некоторым телом, которое сохраняет до воскресения (Eragmenta ex libris de resurreclionë Migne, s. sr., t. XI, col. 96).

«Мысли о бессмертии души и будущ. Воскр. Мертвых», см. пр. Дьяченко: «Уроки и примеры христ. Надежды», стр. 629.

Источник: Тайная жизнь души после телесной смерти / Прот. Григорий Дьяченко. - Москва : Артос-Медиа, 2010. - 448 с.

Что же мы знаем об этом? Во-первых, что бытие человеческое не имеет своего окончания. Земная жизнь - лишь крохотная частичка его (по крайне мере, если придерживаться привычного нам измерения времени) Умирая телом, абсолютно каждый человек продолжает свое существование. И, действительно, "существование", или же "Жизнь вечную", как заповедовал и желал для каждого Господь, зависит от человека - от его дел и поступков на земле, веры в Господа, использования свободной воли своей уникальной личности в конце-концов!

Во-вторых, конкретные день и минуту перехода в вечность абсолютно не известны человеку. «Итак бодрствуйте, потому что не знаете, в который час Господь ваш приидет» (Мф. 24: 42). Итак, Евангелие призывает нас быть готовым к переходу в вечность во всякое время и час! Ведь вечность эта - совершенно иное состояние, отличающееся от земного бытия. Именно там мы предстаем перед Господом. Церковь учит нас, что в конце времен земных настанет Страшный Суд. Иисус Христос придет на землю уже в иной ипостаси - в качестве Судии. И праведники последуют за ним, получив вечное блаженство в раю. Грешникам уготована будет другая участь - что называется, ад. А что же происходит с душами усопших до Страшного Суда? Где они находятся.

По отшествии души человеческой от тела ее иногда встречают умершие родственники, духи, открывается новый мир, полный различных видений и картин. Об этом мы можем узнать из откровенных рассказов людей, вернувшихся с "того света", переживших смерть клиническую. Кроме того, в течении первых сорока дней душу ждет прохождение мытарств, во время которых она видит многочисленные жизненные картины своих дел. Сопровождает на двадцати мытарствах нас Ангел Хранитель наш, а терзают и мучают злые духи - демоны. Подробнее об этом мы узнаем из жития святого Василия Нового, из сонных откровений ему святой Феодоры. Сорок дней - не случайно во все времена эта дата считалась основополагающей и существенной! Именно по прошествии этого времени душа отправляется на так называемый Частный суд ко Господу и предстает перед Ним!

Так где же будут пребывать души усопших после смерти до Страшного Суда, после Частного Суда Божьего? Вслед за апостолом Петром и мы задаемся таким вопросом: "И если праведник едва спасается, то нечестивый и грешный где явится?" (1Петр.4,18) Думали об этом и многие святые отцы. В любом случае - это состояние неопределенности, как замечали они! Бог Мудр и среди Его творения наверняка есть определенная нематериальная структура, где сейчас находятся души усопших до всеобщего воскресения всех живущих на земле, непосредственно перед Страшным Судом! И основополагающей в этом состоянии вряд ли являются категории времени, материи и прочие, которые характерны для земной жизни. Здесь скорее приходит такая категория как "состояние" души человеческой, которое наступает после Частного суда Господа. Но все же оно не представляет собой неизменяемую константу, в случае грешников и во время Страшного Суда будет варьироваться. А в сторону ада или рая - решать будет лишь Господь Бог, смотря на дела земные и душу каждого из человеков!

Среди некоторых православных бытуют неправильные мнения относительно мест пребывания душ усопших до Страшного Суда:

  1. нам неизвестно, где находятся души усопших до Второго Пришествия. Знает это только Господь;
  2. Бог сотворил некую специальную нематериальную структуру, которая служит временным прибежищем для душ, ожидающих всеобщее Воскресение.

И то, и другое мнение ошибочны, так как согласно Библии и Православному учению существуют только два места постоянного пребывания душ усопших - это райские обители и ад. Но в большинстве случаев место жительства души в загробном мире определяется на 40-й день по успению.

Что же происходит с душой в эти первые 40 дней её существования вне тела и как, и чем мы, близкие усопшему люди, можем помочь ей? Ответим на эти вопросы в краткой конспективной форме, основываясь на святоотеческом православном учении:

  • по выходу души из тела её встречают два ангела, ангел-хранитель и сопровождающий ангел;
  • два дня после успения душа в сопровождении двух ангелов может находиться на земле, в тех местах, где ей заблагорассудится;
  • на третий день душа призывается на первое поклонение к Богу. Представ пред Господом, душа по Его повелению на шесть дней отправляется в рай, чтобы увидеть, как живут в Царствие Небесном праведники;
  • на девятый день душа во второй раз предстаёт перед Богом и по Его повелению отправляется на 31 день в ад, чтобы увидеть, как наказаны грешники. В этот же день душа проходит мытарства, то есть испытания, на которых бесы обвиняют душу во всех не исповеданных грехах и пытаются увлечь её в ад;
  • на сороковой день душа в третий раз предстаёт пред Господом Богом для того, чтобы выслушать приговор Частного Суда Божьего, на котором определяется место пребывания души до всеобщего Воскресения и Страшного Суда. Таких мест всего два - райские обители и ад;
  • если по решению Частного Суда душа была направлена в рай, то и на Страшном Суде воскресший обладатель этой души будет поставлен одесную Господа Иисуса Христа и пребудет с Ним в жизни вечной;
  • если по решению Частного Суда душа была направлена в ад, то на Страшном Суде воскресший обладатель этой души может быть снова, но теперь уже навечно, водворён в геенну огненную или, будучи прощён Богом, будет поставлен одесную Господа Иисуса Христа, чтобы быть с Ним в жизни вечной.

Описанные выше перемещения душ новопреставленных в загробном мире не являются правилами без исключений.

Святые подвижники, ещё при жизни стяжавшие Духа Божия, не истязаются на мытарствах.

Души новопреставленных христиан, не прошедших мытарства, направляются в ад.

Не все души, покинувшие тело, бывают встречаемы двумя ангелами света. Души некоторых особо нечестивых богоборцев и грешников сразу по выходу из тела попадают в лапы ангелов тьмы и влекутся ими в места будущих мучений.

Ибо как открыл нам псалмопевец царь Давид: ". не воскреснут нечестивии на суд, ниже грешницы в совет праведных." (Пс. 1:5) То есть, воскреснуть-то они воскреснут, но пойдут не на суд Божий, а будут введены в геенну огненную ангелами грозными.

Как помочь душам новопреставленных?

Особое значение в положении душ новопреставленных в нематериальном мире имею третий, девятый и сороковой дни по исходу души из тела.

Что мы делаем в эти дни и чем можем помочь душам новопреставленных?

На третий день тело погребается, при этом зачастую вместо церковного отпевания близкие усопшего провожают его поминальными речами под рюмку водки и хорошую закуску, ещё находясь на кладбище, и при этом в обязательном порядке выливают спиртное на могильный холмик. На ход ноги что ли?

Нужна ли душе, поднимающейся на небеса, алкогольная поддержка? Может она не на пользу, а во вред? Душе нужны молитвы близких и церкви Христовой, но ни как не поминовение алкоголем.

Тоже самое происходит и на поминках на девятый, и сороковой день, согласно антирелигиозным обычаям, зародившимся в годы безбожия. Ничего более худшего для новопреставленного, чем алкогольное поминовение, придумать нельзя.

Лучшее, что мы можем сделать для усопшего, это:

в первый же день по кончине заказать сорокоуст в храме, где ежедневно совершается Божественная литургия;

заказать неусыпаемое чтение псалтыри в монастыре, которое может облегчить положение грешников и даже вывести их из ада;

Нам неизвестно, где окажется душа усопшего по решению Частного Суда, но в наших силах, особенно если нет уверенности в святости усопшего, существенно улучшить положение души новопреставленного в загробном мире, если будут выполнены все перечисленные выше рекомендации.

Что происходит с душой человека после смерти? Это вопрос является одним из основных, он заставляет человека обратиться к учениям православной Церкви за ответами. Несмотря на то, что не существует строгих догматов о посмертном пути к Богу, среди верующих существует традиция особого поминовения усопших в третий, девятый и сороковой день. Эта ситуация не считается Церковью доктринальной нормой, но в то же время не ставится под сомнение. В чем же заключается эта традиция?

На пороге вечности

Понимание смысла жизни через каждое индивидуальное лицо, и того, что наполняет его, зависит от отношения каждого из нас к своей будущей смерти. Чрезвычайно важным является следующий аспект: человек ждет свой уход, полагая, что новая фаза жизни ждет душу после смерти, или боится, видя, что конец земного существования имеете порог вечной тьмы, в которую он должен погрузиться?

В соответствии с учением Иисуса Христа, смерть плотская не приводит к полному исчезновению человека, как личности. После прохождения этапа своего временного земного существования он обретает вечную жизнь, подготовка к которой является истинной целью его пребывания в погибшим мире. Таким образом, земная смерть становится для человека его рождением в Вечности и началом вступления на престол Всевышнего. Как именно эта дорога для него будет развиваться и что принесет встреча с Небесным Отцом полностью зависит от того, как он провел свои земные дни.

В связи с этим следует отметить, что православное учение содержит в себе что-то вроде „смертной памяти”, что означает постоянную осведомленность человека о краткости его земной жизни и ожидания перехода в иной мир. У настоящего христианина именно это состояние ума определяет все действия и мысли. Не накопление богатств, легко портящегося мира, которые он неизбежно потеряет после смерти, но исполнение заповедей Божиих, открывающих врата царства небесного, является смыслом его жизни.

Третий день после смерти

Начать свой разговор я хочу с того, что же происходит с душой после смерти, а также проанализировать основные этапы, которые следуют после смерти человека на третий день, в который обычно проходят похороны и особое поминовение усопших. Такой отсчет имеет глубокое значение, потому что он духовно связан с трехдневным воскресением нашего Спасителя Иисуса Христа и символизирует победу жизни над смертью.

Кроме того, третий день воплощает в себе олицетворение веры умершего и его семьи в Троицу, а также признание трех евангельских добродетелей: веры, надежды и любви. И, наконец, три дня установлены, как первый этап пребывания человека за пределами его земной жизни, потому что все его поступки, слова и мысли во время его жизни находились во власти трех внутренних способностей: разума, чувства и воли. Не без причины во время Реквиема в этот день жертвенная молитва об отпущении грехов содержит слова о людях, которые отошли от своих грехов, совершенных „словом, делом и разумом”.

Есть еще одно объяснение, почему третий день был избран особым поминовением усопшего. Согласно откровению св. Макария из Александрии, ангел небес, говоря ему о том, что происходит с душой после смерти, показал, что в течение первых трех дней, он невидим и находится в местах, связанных с его земной жизнью. Часто душа находится возле дома, или там, где пребывает тело. Бродя, как птица, которая потеряла свое гнездо, испытывая невыносимые страдания, он в память о церкви сопровождает свое перемещение чтением молитвы, которая приносит облегчение.

Девятый день после смерти

Не менее важным этапом для души человека после смерти является девятый день. В соответствии с тем же ангельским откровением, содержащимся в трудах Макария из Александрии, после трехдневного пребывания в местах, связанных с земной жизнью, душа переходит к ангелам на небеса, чтобы поклоняться Господу, а затем через шесть дней созерцать священный рай.

Видя благодать, которая стала главной для праведников в царстве Божием, душа прославляет Творца и забывает о страданиях, которые выпадают на ее долю в земной долине. Но в то же время то, что она увидела побуждает душу к глубокому и искреннему покаянию за грехи, совершенные ею в полной соблазнов жизни. В этот момент он начинает горько оплакивать: „Увы, я грешный, и я прошу о спасении моей души!”

Оставаясь в царстве Божьем в течение шести дней, созерцая райское блаженство душа поднимается снова, чтобы поклониться у ног Вседержителя престола. Она хвалит творца мира и готовится к следующему этапу посмертных странствий. В этот день, который является девятым после смерти, семья и друзья умершего направляются в церковь на панихиду, после которой все собираются на памятный обед. Характерная особенность молитв, подаренных в этот день, заключается в просьбах о том, чтобы душа усопшего перешла под покровительство девяти ангелов.

40 дней

С незапамятных времен траур после умерших и молитва за упокой его души, длится сорок дней. Почему установлен такой интервал времени? Ответ на этот вопрос можно найти в священном Писании, где число сорок часто упоминается на ее страницах и содержит сакральный смысл.

Например, в Ветхом Завете можно прочитать, что после спасения своего народа из египетского рабства и приехав на Землю Обетованную пророк Моисей водил его по пустыне сорок лет. В течение сорока дней и ночей их лидер постился до принятия закона, установленного Богом на Горе Синай, а пророк Илия провел тот же срок в пути на Гору Хорив.

В Новом Завете на страницах Святого Евангелия сказано, что Иисус Христос крестился в водах Иордана, он отправился в пустыню, где провел сорок дней и ночей в посте и молитве, а после воскресения сорок дней оставался среди своих учеников, после чего вознесся к своему небесному отцу. Таким образом, вера в то, что душа до 40 дней после смерти, проходит через специальную дорожку, преднамеренную творцом, основывается на библейских традициях, полученных из времен Ветхого Завета.

Сорок дней, проведенных в аду

Древний еврейский обычай оплакивания усопшего в течение сорока дней после их смерти был проведен среди ближайших учеников и последователей Иисуса Христа, святых апостолов, после чего он стал одной из традиции Церкви. С тех пор каждый день в этот период проводится специальная молитва, называемая „сорокоустом”, которая в последний день „сорочины” получает определенную силу.

Так как Иисус Христос после сорока дней, наполненных постом и молитвой, победил дьявола, так и Церковь, основанная им, должна служить умершим, получая милостыню и делая бескровные пожертвования, а также просить о милости Господа Бога. Именно это позволяет душе после смерти противостоять нападению князя тьмы и получить царствие небесное.

Очень интересно, как Макарий Александрийский описывает состояние души умершего после вторичного поклонению Творцу. В соответствии с откровением, которое он получил из губ ангела, Господь заповедует своим неистощимым слугам, чтобы они внесли душу в бездну ада, где ей явятся все бесчисленные мучения, которым подвергаются грешники, которые не принесли должного покаяния в дни земной жизни. В этих мрачных глубинах, наполненных грохотом и плачем, он странник, который потерял свое тело, там он живет в течение тридцати дней, и постоянно дрожит и боится, потому что сам может быть среди этих несчастных, осужденных на вечные муки.

На троне великого судьи

Но оставим царство вечной тьмы и давайте рассмотрим далее, что происходит с душой на 40 день после смерти, а он заканчивается самым важным событием, которое решает вопрос о природе посмертной сущности умершего. Наступает время, когда душа, каясь в течение трех дней на земле, а затем в течение девяти дней в райских боксах и сорок дней в глубинах ада, в третий раз встречает ангелов Господних. Так что душа после смерти и до 40 дня находится в пути, а потом ее ждет "частный суд”. Этот термин используется для обозначения самого важного этапа загробной жизни, в котором в соответствии с земными делами его судьба решается на остаток периода, вплоть до второго пришествия Христа на землю.

Господь принимает решение о том, где душа должна остаться после смерти в ожидании страшного приговора, основанного на условиях жизни. Решающую роль здесь играют предпочтения, данные ей во время пребывания в смертном теле. Другими словами, решение судьи зависит от того, что выбрал человек, к которому она принадлежала: свет или тьму, добродетель или грех. В соответствии с учением святых отцов православной Церкви, ад и небо не являются конкретными местами, но выражают только состояние души. Таким образом человек сам определяет, куда его душа направится после смерти.

Страшный Суд

При воспоминании об окончательном приговоре необходимо объяснить самый главный христианский догмат. В соответствии с учением православной Церкви, наступит момент, когда Господь призовет живых и мертвых на суд. В этот день все умершие со дня сотворения мира восстанут из могил и воскреснут.

В Новом Завете говорится, что Сын Божий, Иисус Христос проведет суд в день своего второго пришествия в этот мир. Воссев на троне он пошлет своих ангелов, чтобы они собрали „с четырех ветров”, т. е. со всех сторон мира, праведников и грешников, тех, которые поступали в соответствии с Его заповедями, и тех, кто творил беззаконие. Каждый из тех, кто окажется перед судом Божиим, получит заслуженную награду за свои дела. Те, кто чист сердцем, пойдут в царство небесное, а грешники отправятся в „вечный огонь”. И ни одна душа после смерти не сможет избежать суда Божьего.

Его близкие ученики, святые апостолы, которых упоминает Новый Завет, сядут за престол и начнут судить 12 колен Израилевых. В „Послании Апостола Павла” говорится даже, что не только апостолы, но и все святые получат власть выдачи суда над миром.

Что такое „летные испытания”?

Итак, вопрос, куда душа уходит после смерти, можно решить задолго до окончательного суда. В соответствии с учением православной Церкви, в дороге на престол Божий предстоит пройти летные испытания, или другими словами препятствия, подстроенные посланниками князя тьмы. Рассмотрим их более подробно.

В священном Предании есть история о Святой Теодоре, жившей в Х веке и прославившейся в самоотверженном служении Богу. После ее смерти ее душа появилась в ночном видении одному из праведных и рассказала о том, куда душа уходит после смерти и что проходит по дороге.

По ее словам, на пути к престолу душа сопровождается двумя ангелами, один из которых является ее опекуном, данным в крещении. Для того чтобы успешно добраться до царства Божия, необходимо преодолеть 20 препятствий, построенных демонами, где душа после смерти подвергается строгим испытаниям. В каждом из них составляется список грехов, относящихся к одной определенной категории: чревоугодие, пьянство, блуд и так далее. В ответ ангелы открывают свиток, в котором написаны добрые дела, совершенные душой при жизни. Получается особенный баланс, и в зависимости от того, преобладает добро или зло, определяется, куда душа должна идти после смерти: к Престолу Божьему или прямо в ад.

Божья трость для падших грешников

В откровении св. Феодоры говорят, что всемилостивый Господь не остается равнодушным к судьбе даже самых страшных грешников. В тех случаях когда ангел-хранитель не находит достаточно добрых дел в своем свитке, он заполняет пробел своей волей и позволяет душе продолжать восхождение. Кроме того, в некоторых случаях, Вы, возможно, даже спасете свою душу перед таким трудным испытанием.

Запрос на эту благодать содержится во многих православных молитвах, направленных непосредственно к Господу или его святым, которые просят за нас перед его престолом. В этой связи необходимо вспоминать молитву святого Николая чудотворца. Обращаться к святому о заступничестве у Всевышнего об освобождении души после смерти. Примеры такой молитвы можно найти в православной молитвенной книге.

Дни Мертвых

В заключение к статье давайте рассмотрим более подробно, когда и как, в соответствии с православной традицией, необходимо поминать покойного, потому что это чрезвычайно важный вопрос, который непосредственно связан с темой, которой мы прикоснулись. Поминание, прежде всего, включает в себя молитву к Господу Богу с просьбой об отпущении грехов всем умершим, совершенных в дни смертной жизни. Это необходимо сделать, так как после прохождения порога вечности человек теряет возможность искупления, а при жизни далеко не всегда мог просить прощения.

В 3, 9 и 40 дни после смерти душа человека особенно нуждается в нашей молитвенной поддержке, потому что на этих этапах своей жизни загробной появляется перед престолом Всевышнего. Кроме того, каждый раз, в пути она должна будет преодолеть испытания, упомянутые выше, а в дни тяжелых испытаний потребуется больше, чем когда-либо поддержки тех, кто остался в земном мире.

Для этого читаются специальные молитвы на богослужениях, хождения, объединенные общим названием „сорокоуст”. Кроме того в эти дни друзья и родственники покойного посещают его могилу, а затем делают совместный ужин дома или в специально арендованном зале ресторана или кафе. Не менее важно повторение всей рекомендованной последовательности в ознаменование первой, а затем и на всех последующих годовщинах смерти. Однако, как учат нас Святые Отцы Церкви, лучший способ помочь душе умершего - это вести истинно христианскую жизнь. Его семья и друзья должны соблюдать заповеди Христа и помогать нуждающимся.

Скажите я так понимаю, Христос будет судить живых и мертвых на страшном суде при своем втором сошествии с небес. А где души умерших находятся до суда или их все равно уже определили в ад или рай,тогда получается на страшном суде их судить уже не будут?

Глеб13

Если вас это очень интересует, я вам советую две ссылки, где подробно с цитатами и изречениями великих проводится анализ существующей информации.

А вкратце, по преданию, после смерти следуют: встреча с духами, первые два дня - блуждание по земным местам (наверное, дорогим этой душе), с третьего дня - начинаются мытарства - восхождение к небу, через испытания (на английском, кстати и мытарства и тяжелые испытания одно слово ordeal), где душу испытывают на различные грехи по тяжести. После этого душа посещает райские обители и адские бездны, не зная, где будет. На 40-ой день она окончательно утверждается в сужденном ей месте и состоянии (благости или страдания). Это состояние продлевается до Страшного суда. Когда душе еще можно помочь. (об этом уже почитайте самостоятельно в статьях, которые я скинул)
Бог в помощь!

Максим Кротов

Скажите я так понимаю, Христос будет судить живых и мертвых на страшном суде при своем втором сошествии с небес. А где души умерших находятся до суда или их все равно уже определили в ад или рай,тогда получается на страшном суде их судить уже не будут?


Чтобы ответить на этот вопрос, нужно сначала узнать что такое Страшный суд и когда он происходит. В Библии Страшный суд упоминается в огромном количестве мест под разными названиями - Последний суд, День гнева, День Господа, Последний день и т.д. Страшный суд - это покорение адов, приведение в порядок Небес и после этого установление новой Церкви на земле. Это так потому, что Страшный суд происходит, когда адские духи постепенно всё сильнее действуют на мир духов, а когда мир духов заполонён ими, то они начинают действовать и на небеса, от чего страдают ангелы. Естественно это беспорядок, и следствием этого беспорядка является ещё и то, что люди живущие в физическом теле на земле перестают находится в равновесии между адом и Небом, и таким образом спасение рода человеческого не представляется возможным. Именно для того, чтобы покорить ады, привести в порядок Небеса и установить новую Церковь на земле и приходил на землю Господь. Что наглядно видно. Страшные суды на земле происходили не один раз. То, что описано в Библии потопом - один из них. В частном порядке индивидуально для человека, Страшный суд - это его смерть с мытарствами, после чего он приходит в своё вечное местопребывания либо в аду, либо в Небесах. Тысячи лет умершие люди нигде не сидят и не ждут Страшного суда. Многим покажется, что это не сходится с учением православной церкви, но это только кажется. Если Библию понимать духовно - всё так и есть.

Михаил Р.Б.

В частном порядке индивидуально для человека, Страшный суд - это его смерть с мытарствами, после чего он приходит в своё вечное местопребывания либо в аду, либо в Небесах. Тысячи лет умершие люди нигде не сидят и не ждут Страшного суда. Многим покажется, что это не сходится с учением православной церкви, но это только кажется. Если Библию понимать духовно - всё так и есть.

Нет, не покажется. Это так и есть, ваше мнение идёт вразрез с учением Православной Церкви. Иначе какой смысл молиться за усопших, если их участь уже окончательно решена и страшный суд над ними произошёл? Ваше понимание Библии не есть духовно, но есть ошибочно. Духовно и правильно Библию понимают в Православной Церкви.

Верный ответ дал Глеб Жевлаков

Дионисиос.

Нет, не покажется. Это так и есть, ваше мнение идёт вразрез с учением Православной Церкви. Иначе какой смысл молиться за усопших, если их участь уже окончательно решена и страшный суд над ними произошёл? Ваше понимание Библии не есть духовно, но есть ошибочно. Духовно и правильно Библию понимают в Православной Церкви.

Максим Кротов

Нет, не покажется. Это так и есть, ваше мнение идёт вразрез с учением Православной Церкви. Иначе какой смысл молиться за усопших, если их участь уже окончательно решена и страшный суд над ними произошёл? Ваше понимание Библии не есть духовно, но есть ошибочно. Духовно и правильно Библию понимают в Православной Церкви.

Верный ответ дал Глеб Жевлаков

Вообще-то, Михаил, вы правы, то, что я написал с учением православной церкви идёт вразрез: то, что написано мной основано на вере в Единого по сущности и по личности Господа Бога Небес и земли Иисуса Христа(которая и есть вера апостолов), а учение православной церкви основано на вере в трёх богов, которых создал 1-ый вселенский собор учредив символ веры. И теперь почти у каждого, кто называет себя христианином, в умах запечатлены три бога - старец посередине, Иисус Христос по правую руку от него, и Святой Дух в виде голубя слева от него. Эти три бога у верующих соединяются в одного только на устах, в умах же, сколько бы они не говорили про одного, всегда присутствуют три личности.

Очень хороший вопрос про молитву за усопших. Никакая молитва даже всех христиан мира не в силах помочь ни одному умершему, потому что каждый человек судиться только за свои грехи. Если человек злой, то он по своей любви к злу сам пойдёт в ад и никакие молитвы не обратят его к Богу. Если человек добрый, то он по своей любви ко Господу пойдёт в Небо и никто не в силах ему помешать. Молитва за другого человека нужна только самому молящемуся, потому что своей молитвой человек доказывает своё желание спасения другому, а это и есть любовь к ближнему. Этой любовью человек и становиться ближе ко Господу, а значит и к Небу.

Михаил, вот у меня такие к вам два вопроса:
1. Для чего Господь в Библии говорит о борьбе с плотью, если по учению православной церкви Он праведников воскресит в физические тела?
2. Вера в то, что Господь праведников воскресит в физические тела не противоречит ли словам Господа о воскресении: "Иисус сказал им в ответ: заблуждаетесь, не зная Писаний, ни силы Божией, ибо в воскресении ни женятся, ни выходят замуж, но пребывают, как Ангелы Божии на небесах."
Только прошу вас не давать мне никаких ссылок по моим вопросам. Напишите как вы это понмиаете.

Михаил Р.Б.

а учение православной церкви основано на вере в трёх богов, которых создал 1-ый вселенский собор учредив символ веры.

вот за это вас надо гнать из форума. Вы же прекрасно осведомлены о том во что верят православные христиане. Значит в трёх богов мы верим. ну ну.

Михаил Р.Б.

Михаил, вот у меня такие к вам два вопроса:
1. Для чего Господь в Библии говорит о борьбе с плотью, если по учению православной церкви Он праведников воскресит в физические тела?
2. Вера в то, что Господь праведников воскресит в физические тела не противоречит ли словам Господа о воскресении: "Иисус сказал им в ответ: заблуждаетесь, не зная Писаний, ни силы Божией, ибо в воскресении ни женятся, ни выходят замуж, но пребывают, как Ангелы Божии на небесах."
Только прошу вас не давать мне никаких ссылок по моим вопросам. Напишите как вы это понмиаете.

вопросы ваши глупы, потому как если бы вы не читали Писания, то я бы вам стал бы отвечать, чтоб помочь. А в данной ситуации отвечать не буду - всё есть в Писании, читайте внимательно и не дёргайте куски. вы же я так понимаю свидетель еговы?

Кирилл

Замечено администрацией: как только человек пытается эпатировать окружающих такими эпитетами в профиле как: худший из грешников, многогрешный раб Божий, недостойный. так наверняка у него "своё христианство" в голове.

Евгений Ананьев

Супер Модератор

Замечено администрацией: как только человек пытается эпатировать окружающих такими эпитетами в профиле как: худший из грешников, многогрешный раб Божий, недостойный. так наверняка у него "своё христианство" в голове.

Евгений Ананьев

Супер Модератор

В следующий раз рекомендуем даже самое понятное и простое для восприятия слово подвергнуть толкованию.

Андрей П.К.

Замечено в утреннем правиле

Отступившия от православныя веры и погибельными ересьми ослепленныя, светом Твоего познания просвети и Святей Твоей Апостольстей Соборней Церкви причти. (Поклон)

Максим Кротов

вопросы ваши глупы, потому как если бы вы не читали Писания, то я бы вам стал бы отвечать, чтоб помочь. А в данной ситуации отвечать не буду - всё есть в Писании, читайте внимательно и не дёргайте куски. вы же я так понимаю свидетель еговы?


Михаил, я никогда не приближался ни к одной секте, а когда в жизни встречаюсь с представителями сект всегда обличаю их. Все секты на одно лицо, только названия разные. И суть у них одна - жить в физическом благополучии - что есть погибель в ад.
Я же хочу в Небо и верю, что Господь всё делает для моего спасения что бы со мной не происходило.

Михаил Р.Б.

Максим Кротов, извините конечно за "свидетелей", это было моё предположение. Сильно вы меня задели своими тремя богами. Требую от вас объяснений, либо вы троллили, либо вы действительно на столько не понимаете догматов о Троице, что написали такую чепуху. В чём я сильно сомневаюсь, вы же здесь не первый год, могли бы уже изучить этот вопрос.
Но всё- же, на чём основано ваше неприятие физического? Ведь физическое не есть погибельное. Вот Господь наш, Иисус Христос в физическом теле воплотился, и воскрес телом. Апостолу Фоме давал свои раны ощупать. Вот как Христос воскрес, так и мы воскреснем. Душа то бессмертна, как она может воскреснуть? И Христу ничуть не мешало физическое тело.
Так же мне не понятна ваша параллель о физическом благополучии и погибели. Откуда это? Возможно у сектантов на этот счёт есть какая-то гипертрофированная идея, но это севершенно не библейский подход, так же как и ваша крайность об отрицании физического, как погибельного. Вспомните Иова, Сам Господь назвал его праведным, в тот момент когда у него были все земные блага.

Максим Кротов

Максим Кротов, извините конечно за "свидетелей", это было моё предположение. Сильно вы меня задели своими тремя богами. Требую от вас объяснений, либо вы троллили, либо вы действительно на столько не понимаете догматов о Троице, что написали такую чепуху. В чём я сильно сомневаюсь, вы же здесь не первый год, могли бы уже изучить этот вопрос.
Но всё- же, на чём основано ваше неприятие физического? Ведь физическое не есть погибельное. Вот Господь наш, Иисус Христос в физическом теле воплотился, и воскрес телом. Апостолу Фоме давал свои раны ощупать. Вот как Христос воскрес, так и мы воскреснем. Душа то бессмертна, как она может воскреснуть? И Христу ничуть не мешало физическое тело.
Так же мне не понятна ваша параллель о физическом благополучии и погибели. Откуда это? Возможно у сектантов на этот счёт есть какая-то гипертрофированная идея, но это севершенно не библейский подход, так же как и ваша крайность об отрицании физического, как погибельного. Вспомните Иова, Сам Господь назвал его праведным, в тот момент когда у него были все земные блага.

Физическое благополучие человека = его погибель в ад. Честно говоря не понимаю, что здесь непонятного. Если у человека нет ни одной неудачи или проблемки, или какого-то недомогания, и всё ладиться во всём, то такой человек не сможет обратиться ко Господу с просьбой о спасении. Ведь человек от немощи своей должен взывать о спасении. По-другому можно сказать. Человек рождается во зле, и от начала хочет, чтобы всё вокруг него происходило именно так, как хочет он сам. И физическое благополучие и есть постоянная цель человека от рождения, и каждый злой человек с этим желанием проводит всю свою жизнь до самой смерти, в нём он умирает, и остаётся с ним навечно в аду. Господь же хочет человека спасти к Себе в Небо. А спасение - это избавление человека от желания зла, и если человек от своего собственного зла не пострадает, он никогда не захочет от него избавиться. То есть, чем больше человек страдает от собственного зла, тем ближе он становиться ко Господу. Т.е. физическое благополучие - это знак того, что у человека не происходит процесса спасения его души. Только не нужно думать, что все кто страдает - спасаются, потому что нет на земле ни одного человека, который бы не страдал. Всё равно страдают все. Но только для добрых людей, которые идут спасительным путём по жизни, страдания - это вразумления к покаянию, и как следствие избавление от зла. А для злых, которые идут своей жизнью в ад, страдания - это наказания, которые влекут за собой ещё более сильное утверждение этих людей во зле, путём их отвержения покаяния.

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: