Где концентрировались все государственные доходы во времена республики римское право

Обновлено: 07.05.2024

И. А. Покровский. История римского права. СПб, изд.-торг. дом «Летний сад», 1999.
Переводы с латинского, научная редакция и комментарии А. Д. Рудокваса.
Сверено редакцией сайта с 4-м изд. (1918), внесены необходимые исправления, постраничная нумерация примечаний заменена на сквозную по параграфам.

Гла­ва II
ПЕРИОД РЕСПУБЛИКИ

А. ГОСУДАРСТВЕННОЕ УСТРОЙСТВО

§ 10. Терри­то­рия

Пери­од рес­пуб­ли­ки во мно­гих отно­ше­ни­ях — цен­траль­ный пери­од рим­ской исто­рии. На про­тя­же­нии это­го пери­о­да Рим из малень­кой латин­ской общи­ны с чрез­вы­чай­но про­стым устрой­ст­вом пре­вра­ща­ет­ся в огром­ное государ­ст­вен­ное тело с обшир­ной терри­то­ри­ей, с очень слож­ной орга­ни­за­ци­ей и очень слож­ною жиз­нью; при­ми­тив­ное нату­раль­ное хозяй­ство под вли­я­ни­ем ожив­лен­но­го меж­ду­на­род­но­го обо­рота заме­ня­ет­ся интен­сив­ны­ми эко­но­ми­че­ски­ми отно­ше­ни­я­ми, при­во­дя­щи­ми в кон­це кон­цов к колос­саль­ным богат­ствам — с одной сто­ро­ны, и к вопи­ю­щей нище­те — с дру­гой, и т. д. Во всех обла­стях народ­ной жиз­ни про­ис­хо­дит рас­ши­ре­ние, услож­не­ние.

Рас­смот­рим преж­де все­го внеш­нее рас­ши­ре­ние Рима — рост его терри­то­рии.

Раз­ру­ше­ние Латин­ско­го сою­за (foe­dus Cas­sia­num 493 г. и неудав­ше­е­ся вос­ста­ние лати­нян 340— 338 г.)

Как было отме­че­но выше, к нача­лу рес­пуб­ли­кан­ско­го пери­о­да Рим при­об­рел уже реши­тель­ную геге­мо­нию в Латин­ском сою­зе. Но эта геге­мо­ния, оче­вид­но, тяже­ло ложи­лась на союз­ни­ков; по край­ней мере, тот­час же за изгна­ни­ем царей (510 г. до Р. Х.) рим­ское с. 79 пре­да­ние рас­ска­зы­ва­ет нам о круп­ном вос­ста­нии латин­ских пле­мен. Вос­ста­ние это окан­чи­ва­ет­ся победой Рима и миром, заклю­чен­ным Спу­ри­ем Кас­си­ем и пото­му нося­щим назва­ние foe­dus Cas­sia­num (493 г.). Этот мир, в сущ­но­сти, не уни­что­жа­ет Латин­ско­го сою­за, но дого­ва­ри­ваю­щи­ми­ся сто­ро­на­ми в нем явля­ют­ся уже, с одной сто­ро­ны — Рим, а с дру­гой сто­ро­ны — все осталь­ные латин­ские общи­ны; сле­до­ва­тель­но, Рим как бы обосо­бил себя от сою­за, занял по отно­ше­нию к нему поло­же­ние рав­но­го меж­ду­на­род­но­го тела 1 . 55 Отдель­ные латин­ские ci­vi­ta­tes не поте­ря­ли сво­ей само­сто­я­тель­но­сти, по край­ней мере, в прин­ци­пе; они сохра­ни­ли свое управ­ле­ние и свое зако­но­да­тель­ство. Граж­дане этих общин так­же про­дол­жа­ли иметь пол­ное jus com­mer­cii, т. е. пол­ную граж­дан­скую пра­во­спо­соб­ность для иму­ще­ст­вен­но­го обо­рота с рим­ля­на­ми. Един­ст­вен­ное огра­ни­че­ние тер­пе­ли эти общи­ны в меж­ду­на­род­ных отно­ше­ни­ях: без воли Рима они не мог­ли всту­пать в согла­ше­ния с сосед­ни­ми государ­ства­ми; в слу­чае вой­ны Рима с кем-либо из соседей они долж­ны были под­дер­жи­вать его сво­и­ми вой­ска­ми. Так как рим­ляне почти бес­пре­рыв­но ведут вой­ны, то фак­ти­че­ски союз­ные вой­ска почти все вре­мя нахо­дят­ся в рас­по­ря­же­нии Рима. Прав­да, латин­ские общи­ны за это име­ли пра­во на извест­ные выго­ды, вро­де поло­вин­ной доли в воен­ной добы­че, но, разу­ме­ет­ся, глав­ные выго­ды все­гда при­хо­ди­лись на долю Рима. Эго­и­сти­че­ская поли­ти­ка Рима, слу­га­ми кото­рой поне­во­ле дела­лись союз­ни­ки, не мог­ла, конеч­но, не раз­дра­жать их. Это раз­дра­же­ние при­во­дит к отдель­ным вспыш­кам воз­му­ще­ния, повто­ряв­шим­ся от поры до поры, а затем и к обще­му вос­ста­нию союз­ни­ков (340— 338 гг. до Р. Х.). Вос­ста­ние это опять было подав­ле­но (победой Ман­лия Торк­ва­та), после чего был заклю­чен новый мир, в резуль­та­те кото­ро­го ста­рый Латин­ский союз ока­зы­ва­ет­ся уже уни­что­жен­ным: отныне Рим име­ет уже дело толь­ко с отдель­ны­ми общи­на­ми, боль­шин­ство кото­рых ста­вит­ся в поло­же­ние ci­vi­ta­tes foe­de­ra­tae 2 .

Почти весь этот пери­од напол­нен бес­пре­рыв­ны­ми вой­на­ми рим­лян — сна­ча­ла с соседя­ми бли­жай­ши­ми, а потом и с более с. 80 отда­лен­ны­ми, и в резуль­та­те этих войн рим­ляне мало-пома­лу рас­про­стра­ня­ют свое гос­под­ство дале­ко за пре­де­лы Лаци­у­ма.

Часть заво­е­ван­ных при этом земель, в каче­стве ager pub­li­cus, непо­сред­ст­вен­но при­со­еди­ня­ет­ся к рим­ской терри­то­рии и затем или пре­до­став­ля­ет­ся на таких или иных пра­вах (об этом ниже) поль­зо­ва­нию граж­дан, или же употреб­ля­ет­ся для созда­ния орга­ни­зо­ван­ных коло­ний (co­lo­niae). Осно­ва­ние рим­ских коло­ний сре­ди поко­рен­но­го чужо­го насе­ле­ния было излюб­лен­ным и дей­ст­ви­тель­но очень целе­со­об­раз­ным при­е­мом укре­пить гос­под­ство Рима. Коло­ния полу­ча­ла внут­рен­нее само­управ­ле­ние; коло­ни­сты про­дол­жа­ли счи­тать­ся за ci­ves ro­ma­ni 3 , хотя в поли­ти­че­ской жиз­ни Рима есте­ствен­но пере­ста­ва­ли при­ни­мать уча­стие; впро­чем, в народ­ных собра­ни­ях по три­бам (co­mi­tia tri­bu­ta) для них по жре­бию отво­ди­лась одна из триб, в кото­рой они мог­ли голо­со­вать на слу­чай сво­его пре­бы­ва­ния в Риме. Неред­ко, одна­ко, осо­бен­но в кон­це рес­пуб­ли­ки, рим­ские маги­ст­ра­ты ока­зы­ва­лись вынуж­ден­ны­ми при­ни­мать меры к тому, чтобы коло­ни­сты не покида­ли мас­са­ми сво­их коло­ний и не скоп­ля­лись в Риме.

По отно­ше­нию к само­сто­я­тель­ным ита­лий­ским государ­ствам — общи­нам (ci­vi­ta­tes), с кото­ры­ми Рим стал­ки­ва­ет­ся в тече­ние это­го пери­о­да в про­цес­се посте­пен­но­го рас­ши­ре­ния сво­его 56 гос­под­ства, он дер­жит­ся раз­лич­ной поли­ти­ки. Сна­ча­ла бес­со­зна­тель­но, а потом и созна­тель­но руко­во­дясь прин­ци­пом « di­vi­de et im­pe­ra » 4 , прин­ци­пом разъ­еди­не­ния инте­ре­сов сво­их про­тив­ни­ков, Рим созда­ет чрез­вы­чай­ное раз­но­об­ра­зие юриди­че­ских отно­ше­ний меж­ду собою и ита­лий­ски­ми ci­vi­ta­tes, отно­ше­ний, кото­рые при­том не оста­ют­ся непо­движ­ны­ми, а неред­ко на срав­ни­тель­но корот­ком про­тя­же­нии вре­ме­ни часто меня­ют­ся.

Фор­мы рим­ско­го гос­под­ства в Ита­лии:
инкор­по­ра­ция с пра­вом граж­дан­ства

При всем сво­ем меня­ю­щем­ся раз­но­об­ра­зии, одна­ко, фор­мы рим­ско­го гос­под­ства в Ита­лии могут быть сведе­ны к сле­дую­щим основ­ным.

1. Неко­то­рые из ci­vi­ta­tes вклю­ча­ют­ся в состав Рим­ско­го государ­ства со все­ми пра­ва­ми рим­ско­го граж­дан­ства; жите­ли их дела­ют­ся пол­ны­ми ci­ves Ro­ma­ni cum suffra­gio 5 . Это, оче­вид­но, самая почет­ная и самая при­ви­ле­ги­ро­ван­ная фор­ма, достаю­ща­я­ся на пер­вых порах в удел срав­ни­тель­но немно­гим. Такая инкор­по­ра­ция сопро­вож­да­лась непре­мен­но зане­се­ни­ем при­со­еди­ня­е­мой общи­ны в с. 81 позе­мель­ные три­бы, при­чем в слу­чае зна­чи­тель­но­сти при­со­еди­ня­е­мой терри­то­рии из нее обра­зо­вы­ва­лась новая три­ба. Таким путем к 241 году до Р. Х. чис­ло триб вырос­ло до 35, но затем уже боль­ше не уве­ли­чи­ва­лось; зем­ли, при­со­еди­ня­е­мые вновь, зано­си­лись в ту или дру­гую из ста­рых триб.

инкор­по­ра­ция без пра­ва граж­дан­ства (mu­ni­ci­pia)

2. Жите­ли дру­гой груп­пы при­со­еди­ня­е­мых ci­vi­ta­tes ста­ви­лись в поло­же­ние ci­ves si­ne suffra­gio. Они полу­ча­ли пол­ную пра­во­спо­соб­ность в обла­сти граж­дан­ских отно­ше­ний (jus com­mer­cii, jus con­nu­bii), но не при­об­ре­та­ли рим­ских поли­ти­че­ских прав (jus suffra­gii и jus ho­no­rum). В то же вре­мя они нес­ли извест­ные повин­но­сти по отно­ше­нию к Риму (глав­ным обра­зом, воин­скую в сво­их осо­бых вой­сках); такие повин­но­сти назы­ва­ют­ся mu­ne­ra, поче­му общи­ны это­го рода обык­но­вен­но име­ну­ют­ся mu­ni­ci­pia. Обык­но­вен­но и внут­рен­няя авто­но­мия этих муни­ци­пий огра­ни­чи­ва­ет­ся: для управ­ле­ния ими посы­ла­ют­ся из Рима осо­бые маги­ст­ра­ты — prae­fec­ti jure di­cun­do.

3. Третью — и при­том до послед­не­го сто­ле­тия рес­пуб­ли­ки наи­бо­лее мно­го­чис­лен­ную — груп­пу состав­ля­ют общи­ны, кото­рые сохра­ня­ют свою поли­ти­че­скую само­сто­я­тель­ность и кото­рых отно­ше­ния к Риму опре­де­ля­ют­ся меж­ду­на­род­ным пра­вом, т. е. дого­во­ром их с Римом 6 . Такой дого­вор назы­ва­ет­ся вооб­ще foe­dus, а ci­vi­ta­tes этой груп­пы явля­ют­ся поэто­му ci­vi­ta­tes foe­de­ra­tae или li­be­rae 7 . Общи­ны это­го рода не вхо­дят в состав рим­ско­го государ­ства; юриди­че­ски они сами состав­ля­ют государ­ство со сво­им осо­бым граж­дан­ст­вом, сво­им управ­ле­ни­ем и т. д. Foe­dus созда­ет толь­ко меж­ду такой ci­vi­tas и Римом извест­ные отно­ше­ния бли­зо­сти, сою­за. Но эта связь с Римом может быть более тес­ной и менее тес­ной: ино­гда дого­вор огра­ни­чи­ва­ет­ся толь­ко уста­нов­ле­ни­ем дру­же­ства меж­ду государ­ства­ми (ami­ci­tia, hos­pi­tium pub­li­cum), ино­гда же он нала­га­ет 57 на союз­ни­ков обя­за­тель­ства более опре­де­лен­ные. В этом послед­нем отно­ше­нии раз­ли­ча­ют foe­dus aequ­um и foe­dus ini­quum 8 . В пер­вом слу­чае Рим и ci­vi­tas foe­de­ra­ta прин­ци­пи­аль­но сто­ят рав­но: каж­дая сто­ро­на обя­зы­ва­ет­ся помо­гать дру­гой на слу­чай напа­де­ния вра­га (союз обо­ро­ни­тель­ный); но ci­vi­tas foe­de­ra­ta не лиша­ет­ся пра­ва вести свою соб­ст­вен­ную поли­ти­ку. Во вто­ром слу­чае, напро­тив, ci­vi­tas foe­de­ra­ta обя­зу­ет­ся все­гда помо­гать Риму, даже в его войне с. 82 насту­па­тель­ной, и вооб­ще обя­зу­ет­ся сле­до­вать в меж­ду­на­род­ной поли­ти­ке за Римом ( « majes­ta­tem po­pu­li Ro­ma­ni co­mi­ter con­ser­van­to » 9 ), отка­зы­ва­ясь от сво­ей соб­ст­вен­ной меж­ду­на­род­ной ини­ци­а­ти­вы. Чем далее, тем все более и более эта послед­няя фор­ма дела­ет­ся пре­об­ла­даю­щей. — Жите­ли этих общин, оста­ва­ясь для рим­лян чуже­стран­ца­ми, pe­re­gri­ni, бла­го­да­ря уста­но­вив­ше­му­ся дого­во­ру, пере­ста­ют быть hos­tes и суще­ства­ми бес­прав­ны­ми; они теперь so­cii 10 , поль­зу­ю­щи­е­ся и без како­го-либо част­но­го патро­на­та государ­ст­вен­ной охра­ной на рим­ской терри­то­рии. Прав­да, pe­re­gri­ni, как не рим­ские граж­дане, не спо­соб­ны к сдел­кам чисто­го рим­ско­го пра­ва и к рим­ским jura Qui­ri­tium 11 и не могут обра­щать­ся к суду в обыч­ных фор­мах le­gis ac­tio, тем не менее они уже не без­за­щит­ны: для охра­ны их иму­ще­ст­вен­ных отно­ше­ний и для защи­ты их в Риме маги­ст­ра­ту­рой мало-пома­лу созда­ют­ся осо­бые нор­мы — т. н. jus gen­tium, а затем учреж­да­ет­ся и осо­бая маги­ст­ра­ту­ра — prae­tor pe­re­gri­nus. Вслед­ст­вие это­го инсти­тут кли­ен­те­лы в его древ­нем смыс­ле совер­шен­но исче­за­ет.

4. Нако­нец, чет­вер­тую кате­го­рию состав­ля­ют те общи­ны, кото­рые, потер­пев в борь­бе с Римом реши­тель­ное пора­же­ние, сда­ют­ся ему без вся­ких усло­вий — на его милость (de­di­tio). Такая общи­на, по обще­му пра­ви­лу, утра­чи­ва­ет свою внут­рен­нюю само­сто­я­тель­ность, утра­чи­ва­ет свое управ­ле­ние и управ­ля­ет­ся началь­ни­ка­ми, посы­лае­мы­ми из Рима. Доб­ро­воль­ная сда­ча (de­di­tio) ска­зы­ва­ет­ся, одна­ко, в том, что жите­ли такой общи­ны все же не счи­та­ют­ся за суще­ства бес­прав­ные; они ста­вят­ся в поло­же­ние pe­re­gri­ni, но назы­ва­ют­ся, в отли­чие от преды­ду­щей кате­го­рии, — pe­re­gri­ni de­di­ti­cii: те име­ют граж­дан­ство хоть в сво­ей стране, pe­re­gri­ni de­di­ti­cii не име­ют его нигде, ибо их общи­на за само­сто­я­тель­ную ci­vi­tas уже не при­зна­ет­ся.

De­di­tio все же есть доб­ро­воль­ная сда­ча, при­ня­тая Римом (или его вое­на­чаль­ни­ком); в ней есть все же, хотя и сла­бый, эле­мент дого­во­ра. Там же, где и такой de­di­tio не было, где вой­на при­ве­ла к пол­но­му раз­гро­му, там насту­па­ла oc­cu­pa­tio bel­li­ca 12 : про­из­во­лу Рима уже не было ника­ких огра­ни­че­ний. Вся зем­ля с. 83 поко­рен­ных, по обще­му пра­ви­лу, обра­ща­лась в ager pub­li­cus po­pu­li Ro­ma­ni 13 ; жите­ли, как воен­но­плен­ные, обра­ща­лись в рабов.

Объ­еди­не­ние Ита­лии в нача­ле 1 в. до Р. Х.

Бла­го­да­ря раз­но­об­ра­зию форм юриди­че­ско­го гос­под­ства Рима над ита­лий­ски­ми ci­vi­ta­tes, юриди­че­ская кар­та италь­ян­ской терри­то­рии во вто­рой поло­вине рес­пуб­ли­ки пред­став­ля­ла чрез­вы­чай­но пест­рую кар­ти­ну. Сплошь и рядом бли­жай­шие соседи нахо­ди­лись 58 в самых неоди­на­ко­вых отно­ше­ни­ях к Риму. Эта поли­ти­ка разъ­еди­не­ния инте­ре­сов в зна­чи­тель­ной сте­пе­ни дости­га­ла цели; одна­ко, в нача­ле I века до Р. Х. мно­гим общи­нам раз­лич­ных кате­го­рий уда­ет­ся объ­еди­нить­ся в общем вос­ста­нии про­тив Рима. Союз­ни­ки дума­ют даже осно­вать осо­бое государ­ство — Ita­lia — с осо­бой сто­ли­цей (Cor­fi­nium) и с осо­бым союз­ным управ­ле­ни­ем (сена­том из пред­ста­ви­те­лей от союз­ных ci­vi­ta­tes). Момент был очень серь­ез­ный, и, созна­вая всю серь­ез­ность поло­же­ния, рим­ляне, борясь ору­жи­ем, в то же вре­мя идут и на уступ­ки. В 90 году кон­сул Люций Юлий Цезарь про­во­дит закон — lex Iulia, в силу кото­ро­го дает­ся пра­во пол­но­го рим­ско­го граж­дан­ства тем из союз­ни­ков, кото­рые оста­лись вер­ны Риму, а так­же тем, кото­рые изъ­явят свою покор­ность в тече­ние 2 меся­цев. Но так как этот закон, создан­ный с целью посе­лить раз­лад меж­ду вос­став­ши­ми, не при­вел к желан­ным резуль­та­там, в сле­дую­щем 89 году был издан новый закон — lex Plau­tia Pa­pi­ria, в силу кото­ро­го пра­во граж­дан­ства дава­лось всем жите­лям Ита­лии вооб­ще. Вся создан­ная таким обра­зом мас­са новых граж­дан вно­сит­ся в 8 спе­ци­аль­но назна­чен­ных триб (из обще­го чис­ла 35), чем фак­ти­че­ски ослаб­ля­ет­ся их вли­я­ние в народ­ных собра­ни­ях. С это­го момен­та вся терри­то­рия Ита­лии дела­ет­ся терри­то­ри­ей Рима, все жите­ли Ита­лии дела­ют­ся рим­ски­ми граж­да­на­ми со все­ми актив­ны­ми и пас­сив­ны­ми поли­ти­че­ски­ми пра­ва­ми. Нако­нец, закон Юлия Цеза­ря 45 г. — lex Iulia mu­ni­ci­pa­lis — уста­нав­ли­ва­ет неко­то­рые общие пра­ви­ла отно­си­тель­но мест­но­го горо­до­во­го устрой­ства, вслед­ст­вие чего это послед­нее мало-пома­лу при­ни­ма­ет одно­об­раз­ный вид. В осно­ве это­го муни­ци­паль­но­го управ­ле­ния лежит нача­ло широ­кой авто­но­мии в мест­ных делах.

Гос­под­ство рим­лян вне Ита­лии

В пери­од рес­пуб­ли­ки вла­ды­че­ство Рима пере­хо­дит и за пре­де­лы Ита­лии. Поли­ти­ка рим­лян по отно­ше­нию к вне­ита­лий­ским зем­лям суще­ст­вен­но отли­ча­ет­ся от поли­ти­ки, кото­рой при­дер­жи­ва­лись они в с. 84 Ита­лии. В то вре­мя как ита­лий­ские ci­vi­ta­tes, боль­шую часть кото­рых состав­ля­ли ci­vi­ta­tes foe­de­ra­tae, не теря­ли сво­ей внут­рен­ней само­сто­я­тель­но­сти, вне­ита­лий­ские зем­ли, за неболь­ши­ми исклю­че­ни­я­ми (напр., Афи­ны), ста­ви­лись в пол­ную зави­си­мость от Рима. Они назы­ва­лись про­вин­ци­я­ми. Тер­мин pro­vin­cia обо­зна­чал пер­во­на­чаль­но ука­зы­вае­мую сена­том сфе­ру воен­ных дей­ст­вий каж­до­го из 2 кон­су­лов (один посы­лал­ся со сво­и­ми леги­о­на­ми в одну мест­ность, дру­гой в дру­гую), при­чем при­знак извест­ной терри­то­рии не был даже для поня­тия pro­vin­cia суще­ст­вен­ным. Управ­ле­ние вне­ита­лий­ски­ми зем­ля­ми, с точ­ки зре­ния рим­лян, носи­ло харак­тер про­дол­жаю­щей­ся воен­ной окку­па­ции, и с этой сто­ро­ны эти зем­ли, дей­ст­ви­тель­но, явля­ют­ся pro­vin­ciae в ста­ром смыс­ле это­го сло­ва. Пра­ви­те­ли про­вин­ций, посы­лае­мые из Рима pro­con­su­les или prop­rae­to­res, были, поэто­му, обле­че­ны выс­шей воен­ной, адми­ни­ст­ра­тив­ной и судеб­ной вла­стью, на кото­рую не было pro­vo­ca­tio 14 . юриди­че­ское поло­же­ние про­вин­ций Далее, в силу того основ­но­го прин­ци­па, что заво­е­ван­ная терри­то­рия счи­та­ет­ся 59 соб­ст­вен­но­стью рим­ско­го наро­да, вся про­вин­ци­аль­ная зем­ля, посколь­ку она остав­ля­лась в руках ее преж­них соб­ст­вен­ни­ков, юриди­че­ски рас­смат­ри­ва­лась не как их соб­ст­вен­ность, а как про­стое вла­де­ние — pos­ses­sio, вро­де вла­де­ния арен­да­то­ров. Отсюда тот даль­ней­ший вывод, что про­вин­ци­аль­ная зем­ля (so­lum pro­vin­cia­le) под­ле­жит пла­те­жу нало­гов в поль­зу рим­ско­го государ­ства, меж тем как терри­то­рия Ита­лии (so­lum ita­li­cum) по прин­ци­пу от них сво­бод­на. — Общее устрой­ство про­вин­ции опре­де­ля­лось тот­час по ее при­со­еди­не­нии осо­бым поло­же­ни­ем, состав­ля­ю­щим lex pro­vin­ciae (напр., lex Ru­pi­lia для Сици­лии, lex Pom­peia для Вифи­нии и т. д.), бли­жай­ший же порядок управ­ле­ния уста­нав­ли­вал­ся сами­ми пра­ви­те­ля­ми про­вин­ций в изда­вае­мых ими edic­ta pro­vin­cia­lia. Жите­ли про­вин­ций нахо­ди­лись в поло­же­нии пере­гри­нов.

Взгляд на про­вин­ции, как на име­ния рим­ско­го наро­да, без­гра­нич­ная власть про­вин­ци­аль­ных пра­ви­те­лей над жите­ля­ми, сла­бость кон­тро­ля над эти­ми пра­ви­те­ля­ми, — все это при­во­ди­ло к тому, что поло­же­ние про­вин­ций было очень тяже­лым: они были лишь источ­ни­ком дохо­да для Рима и объ­ек­том часто самой вопи­ю­щей экс­плуа­та­ции как для рим­ских долж­ност­ных лиц, так и для част­ных пред­при­ни­ма­те­лей.

д) приобретение сыном звания претора, консула, епископа.

Как именовалась семья, основанная на родстве по крови?

Как именовалась семья, не основанная на родстве по крови?

31. Брак, при котором жена переходила под власть мужа – это:

а) брак с наложением руки;

б) брак без наложения руки;

32. Брак, при котором жена не переходила под власть мужа – это:

а) брак с наложением руки;

б) брак без наложения руки;

Разрешалось ли в Риме сожительство с целью установления брачных отношений?

б) не разрешалось.

34. Укажите условия заключения брака:

а) достижение девочками 12 лет;

б) достижение мальчиками 14 лет;

в) обладание правом заключать брак;

г) согласие домовладыки;

35. Укажите препятствия к заключению брака:

а) принадлежность к разным социальным слоям населения;

Допускался ли брак между опекуном и опекаемой?

б) не допускался.

В соответствии с римским законодательством по истечении какого срока вдова могла вступить в новый брак?

Какой статус приобретали вольноотпущенники?

г) того лица, которое дало ему свободу.

39. Юридически независимые арендаторы чужой земли – это:

40. Укажите, в каких случаях мог устанавливаться колонат:

а) если один из родителей колон;

б) если заключено соглашение о колонате;

в) если лицо прожило 30 лет на чужой земле на фактических условиях колоната.

Где концентрировались все государственные доходы во времена республики?

а) казне принцепса;

б) казне римской республики.

Где концентрировались все государственные доходы во времена империи?

а) казне принцепса;

б) казне римской республики.

43. Укажите признаки юридического лица, которые сформулировали римские юристы:

а) имущество юридического лица отделено от имущества учредителей;

б) юридическое лицо не отвечает по обязательствам учредителей;

в) юридическое лицо не прекращает своего существования, если из числа учредителей выходит несколько участников.

Тестовые задания по теме № 4. Вещные права в римском праве

Какую юридическую связь закрепляет вещное право?

а) связь с должником;

б) связь с кредитором;

в) связь с вещью.

Какой характер имеет вещное право?

Существование чего подтверждал иск к вещи в римском праве?

а) вещного права;

б) обязательственного права;

в) деликтного права;

г) договорного права.

Чем могла быть гарантирована полная власть над имуществом?

а) правом собственности;

Что относится к ограниченному вещному праву?

г) право собственности.

Что означает выражение «полная власть над имуществом»?

а) невозможность установления ограничений в отношении собственности;

б) собственник обладает над вещью большей властью, чем кто-либо другой.

Какими правомочиями располагает собственник?

Может ли обладатель ограниченного вещного права иметь все правомочия собственника?

Что охватывается понятием «бестелесные» вещи?

г) наследственные права;

10. В раннереспубликанском Риме передача вещей без обряда манципации допускалась только в отношении:

11. Посредством обряда манципации передавались права на:

Что относится к недвижимым вещам?

Что относится к движимым вещам?

14. К вещам вне гражданского оборота относились:

в) предметы культа;

г) государственные земли;

д) государственные рабы.

Что можно отнести к индивидуально-определенным вещам?

а) три мешка пшеницы;

б) один мешок пшеницы;

д) глыба мрамора;

Что можно отнести к вещам, наделенным родовыми признаками?

а) три мешка пшеницы;

б) один мешок пшеницы;

д) глыба мрамора;

Какие вещи нельзя использовать, не уничтожив их?

Что относится к неделимым вещам?

б) мешок пшеницы;

в) коллекция монет;

Какие черты имеет право собственности?

а) абсолютная власть над вещью;

б) абсолютная защита прав собственника;

в) «эластичность» права собственности;

г) непосредственная власть собственника на вещью.

20. К первоначальным способам приобретения права собственности относится:

в) приобретение по договору;

г) присоединение вещей;

д) приобретение вещей по наследству.

21. К производным способам приобретения права собственности относится:

в) приобретение по договору;

г) присоединение вещей;

д) приобретение вещей по наследству.

22. Во времена классического римского права найденный клад распределялся следующим образом:

а) 50% - собственнику земли;

б) 75 % - собственнику земли;

в) 50 % - лицу, нашедшему клад;

г) 25 % - лицу, нашедшему клад;

23. В постклассическом Риме найденный клад распределялся следующим образом …

а) 50% - собственнику земли;

б) 75 % - собственнику земли;

в) 50 % - лицу, нашедшему клад;

г) 25 % - лицу, нашедшему клад;

Кому принадлежало право собственности на изготовленную вещь по праву Юстиниана в случае спецификации, если ее нельзя вернуть в состояние исходного материала?

б) хозяину исходного материала;

25. Право народов первоначально использовало такие договорные формы как:

б) фактическая передача владения (традицио);

в) мнимый судебный процесс.

Какая договорная форма была доступна только правоспособным римским гражданам?

Фиск (в эпоху Римской империи). — Значение слова и эволюция понятия. Первоначальное значение слова fiscus — корзина, преимущественно такая, где хранились деньги, назначенные к выдаче (переходные суммы, независимо от того, принадлежали ли деньги государству или частному лицу). Отсюда словом Ф. стали обозначать всякую кассу, всякую сумму, которая могла быть немедленно выдана. В государственном хозяйстве как республики, так и начала империи название fiscus утвердилось за провинциальными кассами, напр. fiscus Gallicus. Так как значительная часть провинций находилась со времени Августа в императорском управлении, то и имя fiscus стало употребляться все более и более для обозначения кассы, управляемой императорскими чиновниками, и противополагаться единой сенатской кассе, aerarium; ввиду этого и новые, чисто императорские кассы официально называются fisci с прибавлением специального назначения: fiscus Asiaticus, Alexandrinus, libertatis et peculiorum, frumentarius castrensis. Это ведет к тому, что и все императорские кассы вместе, а заодно и все императорское управление, получают имя fiscus; то, что принадлежит им и этому управлению, обозначается словом fiscalis, и самый термин в устах юристов приобретает общее технически-юридическое значение, совершенно так же, как у нас понятия казна и казенный (ag r i fiscales — казенные земли, независимо от их специального характера и т. п.). Такому расширению понятия значительно способствует появление центрального финансового управления в Риме (при императоре Клавдии), во главе которого стоит высокопоставленный чиновник а rationibus. Существование центрального управления отнюдь, однако, не предполагает существования общей центральной кассы. Итак, развитие самого понятия идет параллельно с ростом значения императорского финансового управления; поэтому выяснить содержание понятия можно только путем выяснения эволюции императорского управления финансами во всех его подразделениях.

1. Патримоний императоров (patrimonium, позже res privata) состоял главным образом из личного недвижимого имущества императоров, увеличивавшегося преимущественно путем наследования и конфискации. Управление патримонием разнилось соответственно условиям местности. В Италии существовал ряд округов (regiones), во главе которых стояли особые прокураторы со своими канцеляриями (tabularium и commentarium) и кассой, где функционировали dispensatores и arcarii. О центральном управлении италийскими имениями — см. ниже. Лучше других известно нам управление Африки. Возможно, что существовала центральная касса и управление в Карфагене. Самая область Африки разделялась на несколько округов (tractus) с их подразделениями — regiones. Каждый имел свое управление по образцу италийского, т. е. своего прокуратора, tabularium, commentarium и arca. Низшее деление составляли имения — saltus. Особое управление имели Нумидия и Мавретания. В Египте, несмотря на то, что вся провинция, в сущности, считалась личной собственностью императора, управление его имениями было выделено в особую ratio (λόγος οΰσιακός) с особым прокуратором (idiologus), от которого зависела целая серия прокураторов, носивших имя usiaci (от ούσία — имение). В особый отдел выделено было управление Александрией, доходы с которой поступали, вероятно, в fiscus Alexandrinus. Подобно Африке, организована была и Азия; центр управления был в Ефесе; заведовал им один общий прокуратор — представитель финансовых интересов императорского правительства в этой сенатской провинции. В провинциях императорских доменами заведовали те же прокураторы, которые вообще управляли финансами провинции: отделять одно управление от другого там не было надобности, и доходы поступали в общую провинциальную кассу. В провинциях сенатских дуализм был проведен строго, что видно из отделения в пределах каждой кассы, начиная с низших, доходов лично императорских (vectigalia, т. е. арендная плата колонов) от сенатских или государственных (tributa). Так шло дело, доколе вообще существовали сенатские провинции. Центрального управления до имп. Клавдия в Риме не существовало; затем во главе его стоят особые — а patrimonio — отпущенники императора; при Вителлии эти чиновники носят имя рrоcuratores и назначаются из всаднического сословия. При Флавиях удерживается имя procurator, но встречаются и либерты. При Адриане управление, насколько можно судить, вновь дифференцируется. Место прежнего либерта а patrimonio занимает всадник не очень высокого прокураторского ранга, управляющий исключительно италийскими имениями императора. Управление этих прокураторов состоит, как и провинциальное, из tabularium и commentarium. Существовала ли центральная касса, сказать невозможно; упоминаний о ней нет. Со времени основания особой res privata в III в. по Р. Х. вновь появилось центральное управление в Риме с особым прокуратором для италийских имений. Доходы с имений императора шли главным образом на удовлетворение его потребностей и покрывали его личные расходы, т. е. его щедроты и содержание его двора. До Клавдия дворцовое финансовое управление сосредоточено было в руках особого либерта a rationibus. Со времени Клавдия a rationibus получает более широкую компетенцию, но и управление дворцовыми кассами из его рук не выходит. Количество этих касс увеличивается, и самое управление дифференцируется: появляется целый ряд департаментов, заведующих отдельными отраслями дворцового хозяйства. Эти департаменты, как, напр., ra t io castrensis (дворцовое управление в узком смысле), ratio munerum (императорские игры) и т. д., подразделяются каждый на две части: счетную и административную (ratio и statio). Всеми счетными отделениями заведует особый помощник a rationibus, титулующийся procurator fiscorum, позднее thesaurorum. С появлением особой центральной кассы для res privata при Александре Севере, во главе которой стал magister summae privatae, ratio thesaurorum сводится к администрации императорских драгоценностей.

II. Государственные доходы распадались на две части: так назыв. прямые налоги, т. е. главным образом поземельный налог, натурой или деньгами (tributa) — и так назыв. косвенные налоги, под понятие которых подводились и доходы с государственных земель (vectigalia). Первые собирались в императорских провинциях прокураторами провинций, при посредстве городов там, где городской строй успел уже укорениться или с тех пор, как он укоренился в прежде иначе организованных провинциях (напр. Галлия, Африка, Германия, Иллирик в широком смысле). Все возрастающая роль городов в этом отношении объясняет особую заботу императоров о городах и постепенно вводившийся все более и более строгий контроль их финансов (при посредстве особых curatores, начиная с Траяна или, может быть, еще с Домициана). В провинциях сенатских сбором заведовали сенатские промагистраты при содействии тех же городов и при контроле, хотя и не установленном законом, но фактически сильном, императорских прокураторов, заведовавших императорскими имуществами. Исключение составлял только Египет, где финансовое управление императоров сохранило с небольшими изменениями Птолемеевскую систему управления, обходившуюся совершенно без содействия городов; но и здесь чем далее, тем более тяжесть сбора податей ложилась на самое население, пока и в Египте не был введен (при Северах) муниципальный строй. Во всех провинциях доходы поступали в провинциальные кассы, причем большая часть поступлений, вероятно, и расходовалась на месте: только излишек поступал либо в acrarium Saturni, либо в одну из расходных касс (fisci) императоров. Такой излишек в императорских, почти сплошь незамиренных или соседних с незамиренными провинциях, где стояло всегда немало войска, был явлением сравнительно редким. Наиболее богатая из западных императорских провинций, Галлия, содержала, вероятно, германские войска. В качестве агентов по сбору в некоторых местностях функционировали особые exactores, служившие скорее органами контроля или посредничества между городами и провинциальным управлением, чем органами взимания. В административных центрах сенатских и императорских провинций функционировали такие же центральные учреждения, как и в патримониальном управлении, т. е. tabularium, commentarium и arca — два отделения канцелярии и касса. К какому времени относится выработка этой схемы управления и состава каждого отдела, сказать трудно. Вернее всего, что выработалась она в республиканское время, в восточных провинциях, и стоит в связи с схемой эллинистической администрации, что, например, для отдела commentarium может быть доказано. Имя Ф. из провинциальных касс носила только центральная касса Галлии — fiscus Gallicus. Так назыв. fiscus Asiaticus и Judaicus были чисто императорскими кассами, питавшимися определенными поступлениями (по всей вероятности — подушная или поголовная подать), и характера общих провинциальных касс не имели; местом нахождения их, вероятно, был Рим, а не провинции. Такова была администрация прямого обложения. История vectigalia еще более характерна для понимания общефинансового управления римского государства. Главную роль среди косвенных налогов играли таможенные пошлины. Их взимание из рук откупных обществ переходит постепенно в руки императоров, причем этот переход облегчается изменением самой сущности откупа путем постепенного превращения откупщиков в агентов государства и все более и более строгого контроля деятельности откупщиков, возлагаемого на особых финансовых чиновников с обычной в финансовом управлении канцелярией. Доходы от пошлин поступали, по всей вероятности, в местные кассы, но возможно, что для контроля и учета имелись и в Риме управления, разделенные по провинциям, и компетенция их расширялась соответственно постепенному переходу сбора в руки императорской администрации. В эпоху Антонинов установилась единообразная схема управления и взимания во всех провинциях. Критической эпохой в духе централизации и здесь надо считать эпоху Клавдиев и Флавиев. При них впервые таможенные доходы сенатских провинций начинают уходить из рук сената. Налог на отпуск рабов на волю (vigesima libertati s) путем изменения в системе взимания всецело попадает в императорское управление; в эпоху Клавдия в Риме появляется особая касса, куда поступают доходы от этого налога, — fiscus libertatis et peculiorum. Пятипроцентный налог на наследства с самого своего введения был изъят из ведения сената; доходы с него шли в кассу, состоявшую сначала в косвенном, затем в прямом ведении императора — aerarium militare. Остальные налоги так или иначе испытали ту же судьбу. Vectigalia, поступавшие с государственных имуществ, пережили те же стадии развития, что и другие косвенные налоги: и здесь наблюдается постепенное узурпирование прав сената принцепсом, постепенный переход откупа в заведование императорских чиновников и постепенное превращение самих откупщиков, т. е. сборщиков доходов с государственных имуществ, в получиновников. Conductores в рудниках и в больших комплексах общественной земли, mancipes, собирающие так назыв. frumentum mancipale, т. е. натуральные уплаты мелких арендаторов общественной земли (напр. в Испании и Сицилии и вообще в сенатских провинциях) все более теряют характер свободных предпринимателей и все более приближаются к чиновникам. Переход совершается без особых затруднений в императорских провинциях, где вся администрация и без того была сосредоточена в руках императорских прокураторов; медленнее идет процесс в провинциях сенаторских, где он тесно связан с ростом личных имений императора и с развитием в них императорской администрации. Благоприятной для императоров была в этом отношении их забота о продовольствии столицы и вообще римского гражданства, для правильного хода которого императорский praefectus annonae должен был так или иначе держать в своих руках натуральные платежи не только императорских, но и государственных колонов. Расходной кассой центрального хлебного управления был со времени Флавиев особый fiscus frumentarius, где сосредоточивались все суммы, нужные для закупки хлеба в случае нехватки; именем этим обозначалось и все финансовое управление анноны, т. е. продовольствия (fiscus или r a tio annonae), распадавшееся на обычные отделения финансовой администрации. Вне его ведения стояла вся техническая сторона анноны, так назыв. statio annonae. Расходными кассами военного управления были fisci отдельных преторианских когорт. Финансовое управление легионов сосредоточивалось в провинциях и централизовалось в руках самого императора; питалось оно, по всей вероятности, доходами провинциальных касс. Так или иначе между различными кассами в Риме и провинциях распределялись и расходы на все стороны сложного императорского управления: на жалованье чиновникам, постройку государственных дорог и зданий, пособия муниципальным управлениям, управление и постройки города Рима, денежные раздачи и игры, алиментации, почту и т. д. Общим администратором всей этой сложной машины был прежде сам император. Со времени Клавдия его прямым помощником был особый личный его доверенный а rationibus, обыкновенно из отпущенников. После Адриана эти чиновники получают титул прокураторов и набираются главным образом из всадников. В III—IV веках они зовутся rationales и имеют звание vir perfectissimus. Помощниками их со II века являются magistri summarum rationum. В канцелярии их, по-видимому, было только одно отделение — tabularium. Наибольшее значение имело управление в эпоху Клавдиев и Флавиев, когда в сферу его компетенции входили и рудники, и хлебные запасы, т. е. вся сумма государственных имуществ; его зовут стражем "императорского имущества" (Plin. ер. 8, 6), его дело — распределение этого имущества, т. е. составление императорского бюджета. На нем лежат impendia mundi, т. е. распределение доходов по отраслям управления (Mommsen, "Staatsrecht", II, 1003, 1). Его агенты имелись и в провинциях. Важность и сложность все расширявшейся задачи повела к разделению труда между ним и procurator (magister) summarum rationum, вероятно, во II в., когда и косвенные налоги один за другим всецело переходили в ведение императора. То, чем управлял прокуратор а rationibus, и было Ф. в широком значении этого слова. Вся финансовая администрация постепенно стала императорской и в этой своей новой форме получила широкое и неопределенное название fiscus; сюда входили и управление патримония, и общее заведование прямыми податями, и распределение доходов с различного рода vectigalia.

Литература. Огромный эпиграфический и литературный материал можно найти сопоставленным у Hirschfeld'a, в его "Untersuchungen zur Verwaltungsgeschichte" (I, 1876), в различных частях (главным образом II т.) "R ö misches Staatsrecht" Моммзена и в других руководствах римского государственного права. См. еще Brinz, в "M ü nchener Sitzungsberichte" (1886, 471 cл.); Mitheis, "Zeitschr. der Savigny Stiftung" (1898, 205); Wilcken, "Griechische Ostraka aus Aegypten und Nubien" (I, 1899); статьи M. Ростовцева Fiscus и Conductor у Ruggiero, "Dizionario epigrafico" (I и III); его же, "История государственного откупа в Римской империи" (СПб., 1899; в измененном виде на немецком языке, Тюбинген, 1902); Liebenau, "Die St ädteverwaltung im rö mischen Kaiserreiche" (1900) и др.

Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона. — С.-Пб.: Брокгауз-Ефрон . 1890—1907 .

Период республики во многих отношениях — центральный период римской истории. На протяжении этого периода Рим из маленькой латинской общины с чрезвычайно простым устройством превращается в огромное государственное тело с обширной территорией, с очень сложной организацией и очень сложною жизнью; примитивное натуральное хозяйство под влиянием оживленного международного оборота заменяется интенсивными экономическими отношениями, приводящими в конце концов к колоссальным богатствам — с одной стороны, и к вопиющей нищете — с другой, и т. д. Во всех областях народной жизни происходит расширение, усложнение.

Рассмотрим прежде всего внешнее расширение Рима — рост его территории.

Как было отмечено выше, к началу республиканского периода Рим приобрел уже решительную гегемонию в Латинском союзе. Но эта гегемония, очевидно, тяжело ложилась на союзников; по крайней мере, тотчас же за изгнанием царей (510 г. до Р. Х.) римское предание рассказывает нам о крупном восстании латинских племен. Восстание это оканчивается победой Рима и миром, заключенным Спурием Кассием и потому носящим название foedus Cassianum (493 г.). Этот мир, в сущности, не уничтожает Латинского союза, но договаривающимися сторонами в нем являются уже с одной стороны Рим, а с другой стороны — все остальные латинские общины; следовательно, Рим как бы обособил себя от союза, занял по отношению к нему положение равного международного тела. Отдельные латинские civitates не потеряли своей самостоятельности, по крайней мере, в принципе; они сохранили свое управление и свое законодательство. Граждане этих общин также продолжали иметь полное jus commercii, то есть полную гражданскую правоспособность для имущественного оборота с римлянами. Единственное ограничение терпели эти общины в международных отношениях: без воли Рима они не могли вступать в соглашения с соседними государствами; в случае войны Рима с кем — либо из соседей они должны были поддерживать его своими войсками. Так как римляне почти беспрерывно ведут войны, то фактически союзные войска почти все время находятся в распоряжении Рима. Правда, латинские общины за это имели право на известные выгоды, вроде половинной доли в военной добыче, но, разумеется, главные выгоды всегда приходились на долю Рима. Эгоистическая политика Рима, слугами которой поневоле делалась союзники, не могла, конечно, не раздражать их. Это раздражение приводит к отдельным вспышкам возмущения, повторявшимся от поры до поры, а затем и к общему восстанию союзников (340–338 г. до Р. Х.). Восстание это опять было подавлено (победой Манлия Торквата), после чего был заключен новый мир, в результате которого старый Латинский союз оказывается уже уничтоженным: отныне Рим имеет уже дело только с отдельными общинами, большинство которых ставится в положение civitates foederatae(общины федератов, то есть республик, состоящих в федеративных отношениях с Римом).

Почти весь этот период наполнен беспрерывными войнами римлян — сначала с соседями ближайшими, а потом и с более отдаленными, и в результате этих войн римляне мало — помалу распространяют свое господство далеко за пределы Лациума.

Часть завоеванных при этом земель, в качестве ager publicus, непосредственно присоединяется к римской территории и затем или предоставляется на таких или иных правах (об этом ниже) пользованию граждан, или же употребляется для создания организованных колоний (coloniae). Основание римских колоний среди покоренного чужого населения было излюбленным и действительно очень целесообразным приемом укрепить господство Рима. Колония получала внутреннее самоуправление; колонисты продолжали считаться за cives romani(римские граждане), хотя в политической жизни Рима естественно переставали принимать участие; впрочем, в народных собраниях по трибам (comitia tributa) для них по жребию отводилась одна из триб, в которой они могли голосовать на случай своего пребывания в Риме. Нередко, однако, особенно в конце республики, римские магистраты оказывались вынужденными принимать меры к тому, чтобы колонисты не покидали массами своих колоний и не скоплялись в Риме.

По отношению к самостоятельным италийским государствам — общинам (civitates), с которыми Рим сталкивается в течение этого периода в процессе постепенного расширения своего господства, он держится различной политики. Сначала бессознательно, а потом и сознательно руководясь принципом «divide et impera» («разделяй и властвуй»), принципом разъединения интересов своих противников, Рим создает чрезвычайное разнообразие юридических отношений между собою и италийскими civitates, отношений, которые притом не остаются неподвижными, а нередко на сравнительно коротком протяжении времени часто меняются.

При всем своем меняющемся разнообразии, однако, формы римского господства в Италии могут быть сведены к следующим основным.

1. Некоторые из civitates включаются в состав Римского государства со всеми правами римского гражданства; жители их делаются полными cives Romani cum suffragio (граждане, имеющие политические права). Это, очевидно, самая почетная и самая привилегированная форма, достающаяся на первых порах в удел сравнительно немногим. Такая инкорпорация сопровождалась непременно занесением присоединяемой общины в поземельные трибы, причем в случае значительности присоединяемой территории из нее образовывалась новая триба. Таким путем к 241 году до Р. Х. число триб выросло до 35, но затем уже больше не увеличивалось; земли, присоединяемые вновь, заносились в ту или другую из старых триб.

2. Жители другой группы присоединяемых civitates становились в положение cives sine suffragio. Они получали полную правоспособность в области гражданских отношений (jus commercii, jus connubii), но не приобретали римских политических прав (jus suffragii и jus honorum). В то же время они несли известные повинности по отношению к Риму (главным образом, воинскую в своих особых войсках); такие повинности называются munera, почему общины этого рода обыкновенно именуются municipia. Обыкновенно и внутренняя автономия этих муниципий ограничивается: для управления ими посылаются из Рима особые магистраты — praefecti jure dicundo.

3. Третью — и притом до последнего столетия республики наиболее многочисленную — группу составляют общины, которые сохраняют свою политическую самостоятельность и которых отношения к Риму определяются международным правом, то есть договором их с Римом. Такой договор называется вообще foedus, а civitates этой группы являются поэтому civitates foederate или liberae (свободные). Общины этого рода не входят в состав римского государства; юридически они сами составляют государство со своим особым гражданством, своим управлением и т. д. Foedus создает только между такой civitas и Римом известные отношения близости, союза. Но эта связь с Римом может быть более тесной и менее тесной: иногда договор ограничивается только установлением дружества между государствами (amicitia, hospitium publicum), иногда же он налагает на союзников обязательства более определенные. В этом последнем отношении различают foedus aequum (равный) и foedus iniquum (неравный). В первом случае Рим и civitas foederata принципиально стоять равно: каждая сторона обязывается помогать другой на случай нападения врага (союз оборонительный); но civitas foederata не лишается права вести свою собственную политику. Во втором случае, напротив, civitas foederata обязуется всегда помогать Риму, даже в его войне наступательной, и вообще обязуется следовать в международной политике за Римом («majestatem populi Romani comiter conservando» («для благосклонного сохранения величия римского народа»)), отказываясь от своей собственной международной инициативы.

Чем далее, тем все более и более эта последняя форма делается преобладающей. — Жители этих общин, оставаясь для римлян чужестранцами, peregrini, благодаря установившемуся договору, перестают быть hostes и существами бесправными; они теперь socii(союзники), пользующиеся и без какого — либо частного патроната государственной охраной на римской территории. Правда, peregrini, как не римские граждане, не способны к сделкам чистого римского права и к римским jura Quiritium(«права квиритов», римское национальное право) и не могут обращаться к суду в обычных формах legis actio, тем не менее они уже не беззащитны: для охраны их имущественных отношений и для защиты их в Риме магистратурой мало — помалу создаются особые нормы — так называемое jus gentium, а затем учреждается и особая магистратура — praetor peregrinus. Вследствие этого институт клиентелы в его древнем смысле совершенно исчезает.

4. Наконец, четвертую категорию составляют те общины, которые, потерпев в борьбе с Римом решительное поражение, сдаются ему без всяких условий — на его милость (deditio). Такая община, по общему правилу, утрачивает свою внутреннюю самостоятельность, утрачивает свое управление и управляется начальниками, посылаемыми из Рима. Добровольная сдача (deditio) сказывается, однако, в том, что жители такой общины все же не считаются за существа бесправные; они ставятся в положении peregrini, но называются, в отличие от предыдущей категории, — peregrini dediticii: те имеют гражданство хоть в своей стране, peregrini dediticii не имеют его нигде, ибо их община за самостоятельную civitas уже не признается.

5. Deditio все же есть добровольная сдача, принятая Римом (или его военачальником); в ней есть все же, хотя и слабый, элемент договора. Там же, где и такой deditio не было, где война привела к полному разгрому, там наступила occupatio bellica (военная оккупация): произволу Рима уже не было никаких ограничений. Вся земля покоренных, по общему правилу, обращалась в ager publicus populi Romani(общественная земля римского народа); жители, как военнопленные, обращались в рабов.

Благодаря разнообразию форм юридического господства Рима над италийскими civitates, юридическая карта итальянской территории во второй половине республики представляла чрезвычайно пеструю картину. Сплошь и рядом ближайшие соседи находились в самых неодинаковых отношениях к Риму. Эта политика разъединения интересов в значительной степени достигала цели; однако, в начале I века до Р.Х. многим общинам различных категорий удается объединиться в общем восстании против Рима. Союзники думают даже основать особое государство — Italia — с особой столицей (Corfinium) и с особым союзным управлением (сенатом из представителей от союзных civitates). Момент был очень серьезный, и, сознавая всю серьезность положения, римляне, борясь оружием, в то же время идут и на уступки. В 90 году консул Люций Юлий Цезарь проводит закон — lex Julia, в силу которого дается право полного римского гражданства тем из союзников, которые остались верны Риму, а также тем, которые изъявят свою покорность в течение 2 месяцев. Но так как этот закон, созданный с целью поселить разлад между восставшими, не привел к желанным результатам, в следующем 89 году был издан новый закон — lex Plautia Papiria, в силу которого право гражданства давалось всем жителям Италии вообще. Вся созданная таким образом масса новых граждан вносится в 8 специально назначенных триб (из общего числа 35), чем фактически ослабляется их влияние в народных собраниях.

С этого момента вся территория Италии делается территорией Рима, все жители Италии делаются римскими гражданами со всеми активными и пассивным политическими правами. Наконец, закон Юлия Цезаря 45 г. — lex Julia municipalis — устанавливает некоторые общие правила относительно местного городового устройства, вследствие чего это последнее мало — помалу принимает однообразный вид. В основе этого муниципального управления лежит начало широкой автономии в местных делах.

В период республики владычество Рима переходит и за пределы Италии.

Политика римлян по отношению к внеиталийским землям существенно отличается от политики, которой придерживались они в Италии. В то время, как италийские civitates, большую часть которых составляли civitates foederatae, не теряли своей внутренней самостоятельности, внеиталийские земли, за небольшими исключениями (например, Афины), становились в полную зависимость от Рима. Они назывались провинциями. Термин provincia обозначал первоначально указываемую сенатом сферу военных действий каждого из 2 консулов (один посылался со своими легионами в одну местность, другой в другую), причем признак известной территории не был даже для понятия provincia существенным. Управление внеиталийскими землями, с точки зрения римлян, носило характер продолжающейся военной оккупации, и с этой стороны эти земли, действительно, являются provinciae в старом смысле этого слова. Правители провинций, посылаемые из Рима proconsules или propraetores, были, поэтому, облечены высшей военной, административной и судебной властью, на которую не было provocatio(право обжаловать решение магистрата в Народном собрании). Далее, в силу того основного принципа, что завоеванная территория считается собственностью римского народа, вся провинциальная земля, поскольку она оставлялась в руках ее прежних собственников, юридически рассматривалась не как их собственность, а как простое владение — possessio, вроде владения арендаторов.

Отсюда тот дальнейший вывод, что провинциальная земля (solum provinciale) подлежит платежу налогов в пользу римского государства, меж тем как территория Италии (solum italicum) по принципу от них свободна. — Общее устройство провинции определялось тотчас по ее присоедении особым положением, составляющим lex provinciae (например, lex Rupilia для Сицилии, lex Pompeia для Вифинии и т. д.), ближайший же порядок управления устанавливался самыми правителями провинций в издаваемых ими edicta provincialia. Жители провинций находились в положении перегринов.

Взгляд на провинции, как на имения римского народа, безграничная власть провинциальных правителей над жителями, слабость контроля над этими правителями, — все это приводило к тому, что положение провинций было очень тяжелым: они были лишь источником дохода для Рима и объектом часто самой вопиющей эксплуатации как для римских должностных лиц, так и для частных предпринимателей.

Статья 2. Таможенная территория Российской Федерации и таможенная граница

Статья 2. Таможенная территория Российской Федерации и таможенная граница 1. Территория Российской Федерации составляет единую таможенную территорию Российской Федерации.2. Таможенная территория Российской Федерации также включает в себя находящиеся в исключительной

Статья 2. Таможенная территория Российской Федерации и таможенная граница

Статья 2. Таможенная территория Российской Федерации и таможенная граница 1. Территория Российской Федерации составляет единую таможенную территорию Российской Федерации.2. Таможенная территория Российской Федерации также включает в себя находящиеся в исключительной

XII ТЕРРИТОРИЯ В МЕЖДУНАРОДНОМ ПРАВЕ

XII ТЕРРИТОРИЯ В МЕЖДУНАРОДНОМ ПРАВЕ Решение территориальных вопросов в строгом соответствии с общепризнанными нормами международного права является одной из основных предпосылок сохранения и укрепления международного мира. Знание и точное исполнение российскими

34. Государственная территория

34. Государственная территория Государственная территория – пространства, в пределах которых государства осуществляют верховенство. Территория государства включает в себя сушу с ее недрами, водное и воздушное пространство.Водное пространство – это внутренние воды

СТАТЬЯ 2. Таможенная территория Российской Федерации и таможенная граница

СТАТЬЯ 2. Таможенная территория Российской Федерации и таможенная граница 1. Территория Российской Федерации составляет единую таможенную территорию Российской Федерации.2. Таможенная территория Российской Федерации также включает в себя находящиеся в исключительной

23. ТЕРРИТОРИЯ В МЕЖДУНАРОДНОМ ПРАВЕ. ВИДЫ ПРАВОВОГО РЕЖИМА ТЕРРИТОРИЙ

23. ТЕРРИТОРИЯ В МЕЖДУНАРОДНОМ ПРАВЕ. ВИДЫ ПРАВОВОГО РЕЖИМА ТЕРРИТОРИЙ Территория в международном праве – это весь земной шар, включая его сухопутные и водные пространства, недра и воздушное пространство над ними.В пределах перечисленных пространств

24. ГОСУДАРСТВЕННАЯ ТЕРРИТОРИЯ

24. ГОСУДАРСТВЕННАЯ ТЕРРИТОРИЯ Государственная территория – различные пространства, в пределах которых конкретные государства, которым принадлежат эти территории, осуществляют суверенитет, верховенство и юрисдикцию. В состав государственной территории входит суша с

А. Территория Московского государства

А. Территория Московского государства 1. Элементы, из которых составилась территория Московского государства, суть: а) севернорусские земли: Суздальская (с отделившейся от нее Тверской), Рязанская, Псковская, Новгородская (с Вяткой и колониями на финском северо-востоке) и

А. Территория

А. Территория Существенное изменение прежней территории, повлиявшее и на перемену внутренних свойств государства, составляет расширение его на Запад. Петр I, стремясь овладеть берегами Балтийского моря, столкнулся с Швецией; борьба за гегемонию на севере между двумя

15.4 Договорная территория

15.4 Договорная территория Одним из существенных условий дистрибьюторского договора является условие о согласовании договорной территории. При определении территории стороны могут придерживаться как строгих географических границ определенного государства, так и

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: