Где концентрировались все государственные доходы во времена республики римское право
Обновлено: 07.05.2024
И. А. Покровский. История римского права. СПб, изд.-торг. дом «Летний сад», 1999.
Переводы с латинского, научная редакция и комментарии А. Д. Рудокваса.
Сверено редакцией сайта с 4-м изд. (1918), внесены необходимые исправления, постраничная нумерация примечаний заменена на сквозную по параграфам.
Глава II
ПЕРИОД РЕСПУБЛИКИ
А. ГОСУДАРСТВЕННОЕ УСТРОЙСТВО
§ 10. Территория
Период республики во многих отношениях — центральный период римской истории. На протяжении этого периода Рим из маленькой латинской общины с чрезвычайно простым устройством превращается в огромное государственное тело с обширной территорией, с очень сложной организацией и очень сложною жизнью; примитивное натуральное хозяйство под влиянием оживленного международного оборота заменяется интенсивными экономическими отношениями, приводящими в конце концов к колоссальным богатствам — с одной стороны, и к вопиющей нищете — с другой, и т. д. Во всех областях народной жизни происходит расширение, усложнение.
Рассмотрим прежде всего внешнее расширение Рима — рост его территории.
Разрушение Латинского союза (foedus Cassianum 493 г. и неудавшееся восстание латинян 340— 338 г.)
Как было отмечено выше, к началу республиканского периода Рим приобрел уже решительную гегемонию в Латинском союзе. Но эта гегемония, очевидно, тяжело ложилась на союзников; по крайней мере, тотчас же за изгнанием царей (510 г. до Р. Х.) римское с. 79 предание рассказывает нам о крупном восстании латинских племен. Восстание это оканчивается победой Рима и миром, заключенным Спурием Кассием и потому носящим название foedus Cassianum (493 г.). Этот мир, в сущности, не уничтожает Латинского союза, но договаривающимися сторонами в нем являются уже, с одной стороны — Рим, а с другой стороны — все остальные латинские общины; следовательно, Рим как бы обособил себя от союза, занял по отношению к нему положение равного международного тела 1 . 55 Отдельные латинские civitates не потеряли своей самостоятельности, по крайней мере, в принципе; они сохранили свое управление и свое законодательство. Граждане этих общин также продолжали иметь полное jus commercii, т. е. полную гражданскую правоспособность для имущественного оборота с римлянами. Единственное ограничение терпели эти общины в международных отношениях: без воли Рима они не могли вступать в соглашения с соседними государствами; в случае войны Рима с кем-либо из соседей они должны были поддерживать его своими войсками. Так как римляне почти беспрерывно ведут войны, то фактически союзные войска почти все время находятся в распоряжении Рима. Правда, латинские общины за это имели право на известные выгоды, вроде половинной доли в военной добыче, но, разумеется, главные выгоды всегда приходились на долю Рима. Эгоистическая политика Рима, слугами которой поневоле делались союзники, не могла, конечно, не раздражать их. Это раздражение приводит к отдельным вспышкам возмущения, повторявшимся от поры до поры, а затем и к общему восстанию союзников (340— 338 гг. до Р. Х.). Восстание это опять было подавлено (победой Манлия Торквата), после чего был заключен новый мир, в результате которого старый Латинский союз оказывается уже уничтоженным: отныне Рим имеет уже дело только с отдельными общинами, большинство которых ставится в положение civitates foederatae 2 .
Почти весь этот период наполнен беспрерывными войнами римлян — сначала с соседями ближайшими, а потом и с более с. 80 отдаленными, и в результате этих войн римляне мало-помалу распространяют свое господство далеко за пределы Лациума.
Часть завоеванных при этом земель, в качестве ager publicus, непосредственно присоединяется к римской территории и затем или предоставляется на таких или иных правах (об этом ниже) пользованию граждан, или же употребляется для создания организованных колоний (coloniae). Основание римских колоний среди покоренного чужого населения было излюбленным и действительно очень целесообразным приемом укрепить господство Рима. Колония получала внутреннее самоуправление; колонисты продолжали считаться за cives romani 3 , хотя в политической жизни Рима естественно переставали принимать участие; впрочем, в народных собраниях по трибам (comitia tributa) для них по жребию отводилась одна из триб, в которой они могли голосовать на случай своего пребывания в Риме. Нередко, однако, особенно в конце республики, римские магистраты оказывались вынужденными принимать меры к тому, чтобы колонисты не покидали массами своих колоний и не скоплялись в Риме.
По отношению к самостоятельным италийским государствам — общинам (civitates), с которыми Рим сталкивается в течение этого периода в процессе постепенного расширения своего 56 господства, он держится различной политики. Сначала бессознательно, а потом и сознательно руководясь принципом « divide et impera » 4 , принципом разъединения интересов своих противников, Рим создает чрезвычайное разнообразие юридических отношений между собою и италийскими civitates, отношений, которые притом не остаются неподвижными, а нередко на сравнительно коротком протяжении времени часто меняются.
Формы римского господства в Италии:
инкорпорация с правом гражданства
При всем своем меняющемся разнообразии, однако, формы римского господства в Италии могут быть сведены к следующим основным.
1. Некоторые из civitates включаются в состав Римского государства со всеми правами римского гражданства; жители их делаются полными cives Romani cum suffragio 5 . Это, очевидно, самая почетная и самая привилегированная форма, достающаяся на первых порах в удел сравнительно немногим. Такая инкорпорация сопровождалась непременно занесением присоединяемой общины в с. 81 поземельные трибы, причем в случае значительности присоединяемой территории из нее образовывалась новая триба. Таким путем к 241 году до Р. Х. число триб выросло до 35, но затем уже больше не увеличивалось; земли, присоединяемые вновь, заносились в ту или другую из старых триб.
инкорпорация без права гражданства (municipia)
2. Жители другой группы присоединяемых civitates ставились в положение cives sine suffragio. Они получали полную правоспособность в области гражданских отношений (jus commercii, jus connubii), но не приобретали римских политических прав (jus suffragii и jus honorum). В то же время они несли известные повинности по отношению к Риму (главным образом, воинскую в своих особых войсках); такие повинности называются munera, почему общины этого рода обыкновенно именуются municipia. Обыкновенно и внутренняя автономия этих муниципий ограничивается: для управления ими посылаются из Рима особые магистраты — praefecti jure dicundo.
3. Третью — и притом до последнего столетия республики наиболее многочисленную — группу составляют общины, которые сохраняют свою политическую самостоятельность и которых отношения к Риму определяются международным правом, т. е. договором их с Римом 6 . Такой договор называется вообще foedus, а civitates этой группы являются поэтому civitates foederatae или liberae 7 . Общины этого рода не входят в состав римского государства; юридически они сами составляют государство со своим особым гражданством, своим управлением и т. д. Foedus создает только между такой civitas и Римом известные отношения близости, союза. Но эта связь с Римом может быть более тесной и менее тесной: иногда договор ограничивается только установлением дружества между государствами (amicitia, hospitium publicum), иногда же он налагает 57 на союзников обязательства более определенные. В этом последнем отношении различают foedus aequum и foedus iniquum 8 . В первом случае Рим и civitas foederata принципиально стоят равно: каждая сторона обязывается помогать другой на случай нападения врага (союз оборонительный); но civitas foederata не лишается права вести свою собственную политику. Во втором случае, напротив, civitas foederata обязуется всегда помогать Риму, даже в его войне с. 82 наступательной, и вообще обязуется следовать в международной политике за Римом ( « majestatem populi Romani comiter conservanto » 9 ), отказываясь от своей собственной международной инициативы. Чем далее, тем все более и более эта последняя форма делается преобладающей. — Жители этих общин, оставаясь для римлян чужестранцами, peregrini, благодаря установившемуся договору, перестают быть hostes и существами бесправными; они теперь socii 10 , пользующиеся и без какого-либо частного патроната государственной охраной на римской территории. Правда, peregrini, как не римские граждане, не способны к сделкам чистого римского права и к римским jura Quiritium 11 и не могут обращаться к суду в обычных формах legis actio, тем не менее они уже не беззащитны: для охраны их имущественных отношений и для защиты их в Риме магистратурой мало-помалу создаются особые нормы — т. н. jus gentium, а затем учреждается и особая магистратура — praetor peregrinus. Вследствие этого институт клиентелы в его древнем смысле совершенно исчезает.
4. Наконец, четвертую категорию составляют те общины, которые, потерпев в борьбе с Римом решительное поражение, сдаются ему без всяких условий — на его милость (deditio). Такая община, по общему правилу, утрачивает свою внутреннюю самостоятельность, утрачивает свое управление и управляется начальниками, посылаемыми из Рима. Добровольная сдача (deditio) сказывается, однако, в том, что жители такой общины все же не считаются за существа бесправные; они ставятся в положение peregrini, но называются, в отличие от предыдущей категории, — peregrini dediticii: те имеют гражданство хоть в своей стране, peregrini dediticii не имеют его нигде, ибо их община за самостоятельную civitas уже не признается.
Deditio все же есть добровольная сдача, принятая Римом (или его военачальником); в ней есть все же, хотя и слабый, элемент договора. Там же, где и такой deditio не было, где война привела к полному разгрому, там наступала occupatio bellica 12 : произволу Рима уже не было никаких ограничений. Вся земля с. 83 покоренных, по общему правилу, обращалась в ager publicus populi Romani 13 ; жители, как военнопленные, обращались в рабов.
Объединение Италии в начале 1 в. до Р. Х.
Благодаря разнообразию форм юридического господства Рима над италийскими civitates, юридическая карта итальянской территории во второй половине республики представляла чрезвычайно пеструю картину. Сплошь и рядом ближайшие соседи находились 58 в самых неодинаковых отношениях к Риму. Эта политика разъединения интересов в значительной степени достигала цели; однако, в начале I века до Р. Х. многим общинам различных категорий удается объединиться в общем восстании против Рима. Союзники думают даже основать особое государство — Italia — с особой столицей (Corfinium) и с особым союзным управлением (сенатом из представителей от союзных civitates). Момент был очень серьезный, и, сознавая всю серьезность положения, римляне, борясь оружием, в то же время идут и на уступки. В 90 году консул Люций Юлий Цезарь проводит закон — lex Iulia, в силу которого дается право полного римского гражданства тем из союзников, которые остались верны Риму, а также тем, которые изъявят свою покорность в течение 2 месяцев. Но так как этот закон, созданный с целью поселить разлад между восставшими, не привел к желанным результатам, в следующем 89 году был издан новый закон — lex Plautia Papiria, в силу которого право гражданства давалось всем жителям Италии вообще. Вся созданная таким образом масса новых граждан вносится в 8 специально назначенных триб (из общего числа 35), чем фактически ослабляется их влияние в народных собраниях. С этого момента вся территория Италии делается территорией Рима, все жители Италии делаются римскими гражданами со всеми активными и пассивными политическими правами. Наконец, закон Юлия Цезаря 45 г. — lex Iulia municipalis — устанавливает некоторые общие правила относительно местного городового устройства, вследствие чего это последнее мало-помалу принимает однообразный вид. В основе этого муниципального управления лежит начало широкой автономии в местных делах.
Господство римлян вне Италии
В период республики владычество Рима переходит и за пределы Италии. Политика римлян по отношению к внеиталийским землям существенно отличается от политики, которой придерживались они в с. 84 Италии. В то время как италийские civitates, большую часть которых составляли civitates foederatae, не теряли своей внутренней самостоятельности, внеиталийские земли, за небольшими исключениями (напр., Афины), ставились в полную зависимость от Рима. Они назывались провинциями. Термин provincia обозначал первоначально указываемую сенатом сферу военных действий каждого из 2 консулов (один посылался со своими легионами в одну местность, другой в другую), причем признак известной территории не был даже для понятия provincia существенным. Управление внеиталийскими землями, с точки зрения римлян, носило характер продолжающейся военной оккупации, и с этой стороны эти земли, действительно, являются provinciae в старом смысле этого слова. Правители провинций, посылаемые из Рима proconsules или propraetores, были, поэтому, облечены высшей военной, административной и судебной властью, на которую не было provocatio 14 . юридическое положение провинций Далее, в силу того основного принципа, что завоеванная территория считается 59 собственностью римского народа, вся провинциальная земля, поскольку она оставлялась в руках ее прежних собственников, юридически рассматривалась не как их собственность, а как простое владение — possessio, вроде владения арендаторов. Отсюда тот дальнейший вывод, что провинциальная земля (solum provinciale) подлежит платежу налогов в пользу римского государства, меж тем как территория Италии (solum italicum) по принципу от них свободна. — Общее устройство провинции определялось тотчас по ее присоединении особым положением, составляющим lex provinciae (напр., lex Rupilia для Сицилии, lex Pompeia для Вифинии и т. д.), ближайший же порядок управления устанавливался самими правителями провинций в издаваемых ими edicta provincialia. Жители провинций находились в положении перегринов.
Взгляд на провинции, как на имения римского народа, безграничная власть провинциальных правителей над жителями, слабость контроля над этими правителями, — все это приводило к тому, что положение провинций было очень тяжелым: они были лишь источником дохода для Рима и объектом часто самой вопиющей эксплуатации как для римских должностных лиц, так и для частных предпринимателей.
д) приобретение сыном звания претора, консула, епископа.
Как именовалась семья, основанная на родстве по крови?
Как именовалась семья, не основанная на родстве по крови?
31. Брак, при котором жена переходила под власть мужа – это:
а) брак с наложением руки;
б) брак без наложения руки;
32. Брак, при котором жена не переходила под власть мужа – это:
а) брак с наложением руки;
б) брак без наложения руки;
Разрешалось ли в Риме сожительство с целью установления брачных отношений?
б) не разрешалось.
34. Укажите условия заключения брака:
а) достижение девочками 12 лет;
б) достижение мальчиками 14 лет;
в) обладание правом заключать брак;
г) согласие домовладыки;
35. Укажите препятствия к заключению брака:
а) принадлежность к разным социальным слоям населения;
Допускался ли брак между опекуном и опекаемой?
б) не допускался.
В соответствии с римским законодательством по истечении какого срока вдова могла вступить в новый брак?
Какой статус приобретали вольноотпущенники?
г) того лица, которое дало ему свободу.
39. Юридически независимые арендаторы чужой земли – это:
40. Укажите, в каких случаях мог устанавливаться колонат:
а) если один из родителей колон;
б) если заключено соглашение о колонате;
в) если лицо прожило 30 лет на чужой земле на фактических условиях колоната.
Где концентрировались все государственные доходы во времена республики?
а) казне принцепса;
б) казне римской республики.
Где концентрировались все государственные доходы во времена империи?
а) казне принцепса;
б) казне римской республики.
43. Укажите признаки юридического лица, которые сформулировали римские юристы:
а) имущество юридического лица отделено от имущества учредителей;
б) юридическое лицо не отвечает по обязательствам учредителей;
в) юридическое лицо не прекращает своего существования, если из числа учредителей выходит несколько участников.
Тестовые задания по теме № 4. Вещные права в римском праве
Какую юридическую связь закрепляет вещное право?
а) связь с должником;
б) связь с кредитором;
в) связь с вещью.
Какой характер имеет вещное право?
Существование чего подтверждал иск к вещи в римском праве?
а) вещного права;
б) обязательственного права;
в) деликтного права;
г) договорного права.
Чем могла быть гарантирована полная власть над имуществом?
а) правом собственности;
Что относится к ограниченному вещному праву?
г) право собственности.
Что означает выражение «полная власть над имуществом»?
а) невозможность установления ограничений в отношении собственности;
б) собственник обладает над вещью большей властью, чем кто-либо другой.
Какими правомочиями располагает собственник?
Может ли обладатель ограниченного вещного права иметь все правомочия собственника?
Что охватывается понятием «бестелесные» вещи?
г) наследственные права;
10. В раннереспубликанском Риме передача вещей без обряда манципации допускалась только в отношении:
11. Посредством обряда манципации передавались права на:
Что относится к недвижимым вещам?
Что относится к движимым вещам?
14. К вещам вне гражданского оборота относились:
в) предметы культа;
г) государственные земли;
д) государственные рабы.
Что можно отнести к индивидуально-определенным вещам?
а) три мешка пшеницы;
б) один мешок пшеницы;
д) глыба мрамора;
Что можно отнести к вещам, наделенным родовыми признаками?
а) три мешка пшеницы;
б) один мешок пшеницы;
д) глыба мрамора;
Какие вещи нельзя использовать, не уничтожив их?
Что относится к неделимым вещам?
б) мешок пшеницы;
в) коллекция монет;
Какие черты имеет право собственности?
а) абсолютная власть над вещью;
б) абсолютная защита прав собственника;
в) «эластичность» права собственности;
г) непосредственная власть собственника на вещью.
20. К первоначальным способам приобретения права собственности относится:
в) приобретение по договору;
г) присоединение вещей;
д) приобретение вещей по наследству.
21. К производным способам приобретения права собственности относится:
в) приобретение по договору;
г) присоединение вещей;
д) приобретение вещей по наследству.
22. Во времена классического римского права найденный клад распределялся следующим образом:
а) 50% - собственнику земли;
б) 75 % - собственнику земли;
в) 50 % - лицу, нашедшему клад;
г) 25 % - лицу, нашедшему клад;
23. В постклассическом Риме найденный клад распределялся следующим образом …
а) 50% - собственнику земли;
б) 75 % - собственнику земли;
в) 50 % - лицу, нашедшему клад;
г) 25 % - лицу, нашедшему клад;
Кому принадлежало право собственности на изготовленную вещь по праву Юстиниана в случае спецификации, если ее нельзя вернуть в состояние исходного материала?
б) хозяину исходного материала;
25. Право народов первоначально использовало такие договорные формы как:
б) фактическая передача владения (традицио);
в) мнимый судебный процесс.
Какая договорная форма была доступна только правоспособным римским гражданам?
Фиск (в эпоху Римской империи). — Значение слова и эволюция понятия. Первоначальное значение слова fiscus — корзина, преимущественно такая, где хранились деньги, назначенные к выдаче (переходные суммы, независимо от того, принадлежали ли деньги государству или частному лицу). Отсюда словом Ф. стали обозначать всякую кассу, всякую сумму, которая могла быть немедленно выдана. В государственном хозяйстве как республики, так и начала империи название fiscus утвердилось за провинциальными кассами, напр. fiscus Gallicus. Так как значительная часть провинций находилась со времени Августа в императорском управлении, то и имя fiscus стало употребляться все более и более для обозначения кассы, управляемой императорскими чиновниками, и противополагаться единой сенатской кассе, aerarium; ввиду этого и новые, чисто императорские кассы официально называются fisci с прибавлением специального назначения: fiscus Asiaticus, Alexandrinus, libertatis et peculiorum, frumentarius castrensis. Это ведет к тому, что и все императорские кассы вместе, а заодно и все императорское управление, получают имя fiscus; то, что принадлежит им и этому управлению, обозначается словом fiscalis, и самый термин в устах юристов приобретает общее технически-юридическое значение, совершенно так же, как у нас понятия казна и казенный (ag r i fiscales — казенные земли, независимо от их специального характера и т. п.). Такому расширению понятия значительно способствует появление центрального финансового управления в Риме (при императоре Клавдии), во главе которого стоит высокопоставленный чиновник а rationibus. Существование центрального управления отнюдь, однако, не предполагает существования общей центральной кассы. Итак, развитие самого понятия идет параллельно с ростом значения императорского финансового управления; поэтому выяснить содержание понятия можно только путем выяснения эволюции императорского управления финансами во всех его подразделениях.
1. Патримоний императоров (patrimonium, позже res privata) состоял главным образом из личного недвижимого имущества императоров, увеличивавшегося преимущественно путем наследования и конфискации. Управление патримонием разнилось соответственно условиям местности. В Италии существовал ряд округов (regiones), во главе которых стояли особые прокураторы со своими канцеляриями (tabularium и commentarium) и кассой, где функционировали dispensatores и arcarii. О центральном управлении италийскими имениями — см. ниже. Лучше других известно нам управление Африки. Возможно, что существовала центральная касса и управление в Карфагене. Самая область Африки разделялась на несколько округов (tractus) с их подразделениями — regiones. Каждый имел свое управление по образцу италийского, т. е. своего прокуратора, tabularium, commentarium и arca. Низшее деление составляли имения — saltus. Особое управление имели Нумидия и Мавретания. В Египте, несмотря на то, что вся провинция, в сущности, считалась личной собственностью императора, управление его имениями было выделено в особую ratio (λόγος οΰσιακός) с особым прокуратором (idiologus), от которого зависела целая серия прокураторов, носивших имя usiaci (от ούσία — имение). В особый отдел выделено было управление Александрией, доходы с которой поступали, вероятно, в fiscus Alexandrinus. Подобно Африке, организована была и Азия; центр управления был в Ефесе; заведовал им один общий прокуратор — представитель финансовых интересов императорского правительства в этой сенатской провинции. В провинциях императорских доменами заведовали те же прокураторы, которые вообще управляли финансами провинции: отделять одно управление от другого там не было надобности, и доходы поступали в общую провинциальную кассу. В провинциях сенатских дуализм был проведен строго, что видно из отделения в пределах каждой кассы, начиная с низших, доходов лично императорских (vectigalia, т. е. арендная плата колонов) от сенатских или государственных (tributa). Так шло дело, доколе вообще существовали сенатские провинции. Центрального управления до имп. Клавдия в Риме не существовало; затем во главе его стоят особые — а patrimonio — отпущенники императора; при Вителлии эти чиновники носят имя рrоcuratores и назначаются из всаднического сословия. При Флавиях удерживается имя procurator, но встречаются и либерты. При Адриане управление, насколько можно судить, вновь дифференцируется. Место прежнего либерта а patrimonio занимает всадник не очень высокого прокураторского ранга, управляющий исключительно италийскими имениями императора. Управление этих прокураторов состоит, как и провинциальное, из tabularium и commentarium. Существовала ли центральная касса, сказать невозможно; упоминаний о ней нет. Со времени основания особой res privata в III в. по Р. Х. вновь появилось центральное управление в Риме с особым прокуратором для италийских имений. Доходы с имений императора шли главным образом на удовлетворение его потребностей и покрывали его личные расходы, т. е. его щедроты и содержание его двора. До Клавдия дворцовое финансовое управление сосредоточено было в руках особого либерта a rationibus. Со времени Клавдия a rationibus получает более широкую компетенцию, но и управление дворцовыми кассами из его рук не выходит. Количество этих касс увеличивается, и самое управление дифференцируется: появляется целый ряд департаментов, заведующих отдельными отраслями дворцового хозяйства. Эти департаменты, как, напр., ra t io castrensis (дворцовое управление в узком смысле), ratio munerum (императорские игры) и т. д., подразделяются каждый на две части: счетную и административную (ratio и statio). Всеми счетными отделениями заведует особый помощник a rationibus, титулующийся procurator fiscorum, позднее thesaurorum. С появлением особой центральной кассы для res privata при Александре Севере, во главе которой стал magister summae privatae, ratio thesaurorum сводится к администрации императорских драгоценностей.
II. Государственные доходы распадались на две части: так назыв. прямые налоги, т. е. главным образом поземельный налог, натурой или деньгами (tributa) — и так назыв. косвенные налоги, под понятие которых подводились и доходы с государственных земель (vectigalia). Первые собирались в императорских провинциях прокураторами провинций, при посредстве городов там, где городской строй успел уже укорениться или с тех пор, как он укоренился в прежде иначе организованных провинциях (напр. Галлия, Африка, Германия, Иллирик в широком смысле). Все возрастающая роль городов в этом отношении объясняет особую заботу императоров о городах и постепенно вводившийся все более и более строгий контроль их финансов (при посредстве особых curatores, начиная с Траяна или, может быть, еще с Домициана). В провинциях сенатских сбором заведовали сенатские промагистраты при содействии тех же городов и при контроле, хотя и не установленном законом, но фактически сильном, императорских прокураторов, заведовавших императорскими имуществами. Исключение составлял только Египет, где финансовое управление императоров сохранило с небольшими изменениями Птолемеевскую систему управления, обходившуюся совершенно без содействия городов; но и здесь чем далее, тем более тяжесть сбора податей ложилась на самое население, пока и в Египте не был введен (при Северах) муниципальный строй. Во всех провинциях доходы поступали в провинциальные кассы, причем большая часть поступлений, вероятно, и расходовалась на месте: только излишек поступал либо в acrarium Saturni, либо в одну из расходных касс (fisci) императоров. Такой излишек в императорских, почти сплошь незамиренных или соседних с незамиренными провинциях, где стояло всегда немало войска, был явлением сравнительно редким. Наиболее богатая из западных императорских провинций, Галлия, содержала, вероятно, германские войска. В качестве агентов по сбору в некоторых местностях функционировали особые exactores, служившие скорее органами контроля или посредничества между городами и провинциальным управлением, чем органами взимания. В административных центрах сенатских и императорских провинций функционировали такие же центральные учреждения, как и в патримониальном управлении, т. е. tabularium, commentarium и arca — два отделения канцелярии и касса. К какому времени относится выработка этой схемы управления и состава каждого отдела, сказать трудно. Вернее всего, что выработалась она в республиканское время, в восточных провинциях, и стоит в связи с схемой эллинистической администрации, что, например, для отдела commentarium может быть доказано. Имя Ф. из провинциальных касс носила только центральная касса Галлии — fiscus Gallicus. Так назыв. fiscus Asiaticus и Judaicus были чисто императорскими кассами, питавшимися определенными поступлениями (по всей вероятности — подушная или поголовная подать), и характера общих провинциальных касс не имели; местом нахождения их, вероятно, был Рим, а не провинции. Такова была администрация прямого обложения. История vectigalia еще более характерна для понимания общефинансового управления римского государства. Главную роль среди косвенных налогов играли таможенные пошлины. Их взимание из рук откупных обществ переходит постепенно в руки императоров, причем этот переход облегчается изменением самой сущности откупа путем постепенного превращения откупщиков в агентов государства и все более и более строгого контроля деятельности откупщиков, возлагаемого на особых финансовых чиновников с обычной в финансовом управлении канцелярией. Доходы от пошлин поступали, по всей вероятности, в местные кассы, но возможно, что для контроля и учета имелись и в Риме управления, разделенные по провинциям, и компетенция их расширялась соответственно постепенному переходу сбора в руки императорской администрации. В эпоху Антонинов установилась единообразная схема управления и взимания во всех провинциях. Критической эпохой в духе централизации и здесь надо считать эпоху Клавдиев и Флавиев. При них впервые таможенные доходы сенатских провинций начинают уходить из рук сената. Налог на отпуск рабов на волю (vigesima libertati s) путем изменения в системе взимания всецело попадает в императорское управление; в эпоху Клавдия в Риме появляется особая касса, куда поступают доходы от этого налога, — fiscus libertatis et peculiorum. Пятипроцентный налог на наследства с самого своего введения был изъят из ведения сената; доходы с него шли в кассу, состоявшую сначала в косвенном, затем в прямом ведении императора — aerarium militare. Остальные налоги так или иначе испытали ту же судьбу. Vectigalia, поступавшие с государственных имуществ, пережили те же стадии развития, что и другие косвенные налоги: и здесь наблюдается постепенное узурпирование прав сената принцепсом, постепенный переход откупа в заведование императорских чиновников и постепенное превращение самих откупщиков, т. е. сборщиков доходов с государственных имуществ, в получиновников. Conductores в рудниках и в больших комплексах общественной земли, mancipes, собирающие так назыв. frumentum mancipale, т. е. натуральные уплаты мелких арендаторов общественной земли (напр. в Испании и Сицилии и вообще в сенатских провинциях) все более теряют характер свободных предпринимателей и все более приближаются к чиновникам. Переход совершается без особых затруднений в императорских провинциях, где вся администрация и без того была сосредоточена в руках императорских прокураторов; медленнее идет процесс в провинциях сенаторских, где он тесно связан с ростом личных имений императора и с развитием в них императорской администрации. Благоприятной для императоров была в этом отношении их забота о продовольствии столицы и вообще римского гражданства, для правильного хода которого императорский praefectus annonae должен был так или иначе держать в своих руках натуральные платежи не только императорских, но и государственных колонов. Расходной кассой центрального хлебного управления был со времени Флавиев особый fiscus frumentarius, где сосредоточивались все суммы, нужные для закупки хлеба в случае нехватки; именем этим обозначалось и все финансовое управление анноны, т. е. продовольствия (fiscus или r a tio annonae), распадавшееся на обычные отделения финансовой администрации. Вне его ведения стояла вся техническая сторона анноны, так назыв. statio annonae. Расходными кассами военного управления были fisci отдельных преторианских когорт. Финансовое управление легионов сосредоточивалось в провинциях и централизовалось в руках самого императора; питалось оно, по всей вероятности, доходами провинциальных касс. Так или иначе между различными кассами в Риме и провинциях распределялись и расходы на все стороны сложного императорского управления: на жалованье чиновникам, постройку государственных дорог и зданий, пособия муниципальным управлениям, управление и постройки города Рима, денежные раздачи и игры, алиментации, почту и т. д. Общим администратором всей этой сложной машины был прежде сам император. Со времени Клавдия его прямым помощником был особый личный его доверенный а rationibus, обыкновенно из отпущенников. После Адриана эти чиновники получают титул прокураторов и набираются главным образом из всадников. В III—IV веках они зовутся rationales и имеют звание vir perfectissimus. Помощниками их со II века являются magistri summarum rationum. В канцелярии их, по-видимому, было только одно отделение — tabularium. Наибольшее значение имело управление в эпоху Клавдиев и Флавиев, когда в сферу его компетенции входили и рудники, и хлебные запасы, т. е. вся сумма государственных имуществ; его зовут стражем "императорского имущества" (Plin. ер. 8, 6), его дело — распределение этого имущества, т. е. составление императорского бюджета. На нем лежат impendia mundi, т. е. распределение доходов по отраслям управления (Mommsen, "Staatsrecht", II, 1003, 1). Его агенты имелись и в провинциях. Важность и сложность все расширявшейся задачи повела к разделению труда между ним и procurator (magister) summarum rationum, вероятно, во II в., когда и косвенные налоги один за другим всецело переходили в ведение императора. То, чем управлял прокуратор а rationibus, и было Ф. в широком значении этого слова. Вся финансовая администрация постепенно стала императорской и в этой своей новой форме получила широкое и неопределенное название fiscus; сюда входили и управление патримония, и общее заведование прямыми податями, и распределение доходов с различного рода vectigalia.
Литература. Огромный эпиграфический и литературный материал можно найти сопоставленным у Hirschfeld'a, в его "Untersuchungen zur Verwaltungsgeschichte" (I, 1876), в различных частях (главным образом II т.) "R ö misches Staatsrecht" Моммзена и в других руководствах римского государственного права. См. еще Brinz, в "M ü nchener Sitzungsberichte" (1886, 471 cл.); Mitheis, "Zeitschr. der Savigny Stiftung" (1898, 205); Wilcken, "Griechische Ostraka aus Aegypten und Nubien" (I, 1899); статьи M. Ростовцева Fiscus и Conductor у Ruggiero, "Dizionario epigrafico" (I и III); его же, "История государственного откупа в Римской империи" (СПб., 1899; в измененном виде на немецком языке, Тюбинген, 1902); Liebenau, "Die St ädteverwaltung im rö mischen Kaiserreiche" (1900) и др.
Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона. — С.-Пб.: Брокгауз-Ефрон . 1890—1907 .
Период республики во многих отношениях — центральный период римской истории. На протяжении этого периода Рим из маленькой латинской общины с чрезвычайно простым устройством превращается в огромное государственное тело с обширной территорией, с очень сложной организацией и очень сложною жизнью; примитивное натуральное хозяйство под влиянием оживленного международного оборота заменяется интенсивными экономическими отношениями, приводящими в конце концов к колоссальным богатствам — с одной стороны, и к вопиющей нищете — с другой, и т. д. Во всех областях народной жизни происходит расширение, усложнение.
Рассмотрим прежде всего внешнее расширение Рима — рост его территории.
Как было отмечено выше, к началу республиканского периода Рим приобрел уже решительную гегемонию в Латинском союзе. Но эта гегемония, очевидно, тяжело ложилась на союзников; по крайней мере, тотчас же за изгнанием царей (510 г. до Р. Х.) римское предание рассказывает нам о крупном восстании латинских племен. Восстание это оканчивается победой Рима и миром, заключенным Спурием Кассием и потому носящим название foedus Cassianum (493 г.). Этот мир, в сущности, не уничтожает Латинского союза, но договаривающимися сторонами в нем являются уже с одной стороны Рим, а с другой стороны — все остальные латинские общины; следовательно, Рим как бы обособил себя от союза, занял по отношению к нему положение равного международного тела. Отдельные латинские civitates не потеряли своей самостоятельности, по крайней мере, в принципе; они сохранили свое управление и свое законодательство. Граждане этих общин также продолжали иметь полное jus commercii, то есть полную гражданскую правоспособность для имущественного оборота с римлянами. Единственное ограничение терпели эти общины в международных отношениях: без воли Рима они не могли вступать в соглашения с соседними государствами; в случае войны Рима с кем — либо из соседей они должны были поддерживать его своими войсками. Так как римляне почти беспрерывно ведут войны, то фактически союзные войска почти все время находятся в распоряжении Рима. Правда, латинские общины за это имели право на известные выгоды, вроде половинной доли в военной добыче, но, разумеется, главные выгоды всегда приходились на долю Рима. Эгоистическая политика Рима, слугами которой поневоле делалась союзники, не могла, конечно, не раздражать их. Это раздражение приводит к отдельным вспышкам возмущения, повторявшимся от поры до поры, а затем и к общему восстанию союзников (340–338 г. до Р. Х.). Восстание это опять было подавлено (победой Манлия Торквата), после чего был заключен новый мир, в результате которого старый Латинский союз оказывается уже уничтоженным: отныне Рим имеет уже дело только с отдельными общинами, большинство которых ставится в положение civitates foederatae(общины федератов, то есть республик, состоящих в федеративных отношениях с Римом).
Почти весь этот период наполнен беспрерывными войнами римлян — сначала с соседями ближайшими, а потом и с более отдаленными, и в результате этих войн римляне мало — помалу распространяют свое господство далеко за пределы Лациума.
Часть завоеванных при этом земель, в качестве ager publicus, непосредственно присоединяется к римской территории и затем или предоставляется на таких или иных правах (об этом ниже) пользованию граждан, или же употребляется для создания организованных колоний (coloniae). Основание римских колоний среди покоренного чужого населения было излюбленным и действительно очень целесообразным приемом укрепить господство Рима. Колония получала внутреннее самоуправление; колонисты продолжали считаться за cives romani(римские граждане), хотя в политической жизни Рима естественно переставали принимать участие; впрочем, в народных собраниях по трибам (comitia tributa) для них по жребию отводилась одна из триб, в которой они могли голосовать на случай своего пребывания в Риме. Нередко, однако, особенно в конце республики, римские магистраты оказывались вынужденными принимать меры к тому, чтобы колонисты не покидали массами своих колоний и не скоплялись в Риме.
По отношению к самостоятельным италийским государствам — общинам (civitates), с которыми Рим сталкивается в течение этого периода в процессе постепенного расширения своего господства, он держится различной политики. Сначала бессознательно, а потом и сознательно руководясь принципом «divide et impera» («разделяй и властвуй»), принципом разъединения интересов своих противников, Рим создает чрезвычайное разнообразие юридических отношений между собою и италийскими civitates, отношений, которые притом не остаются неподвижными, а нередко на сравнительно коротком протяжении времени часто меняются.
При всем своем меняющемся разнообразии, однако, формы римского господства в Италии могут быть сведены к следующим основным.
1. Некоторые из civitates включаются в состав Римского государства со всеми правами римского гражданства; жители их делаются полными cives Romani cum suffragio (граждане, имеющие политические права). Это, очевидно, самая почетная и самая привилегированная форма, достающаяся на первых порах в удел сравнительно немногим. Такая инкорпорация сопровождалась непременно занесением присоединяемой общины в поземельные трибы, причем в случае значительности присоединяемой территории из нее образовывалась новая триба. Таким путем к 241 году до Р. Х. число триб выросло до 35, но затем уже больше не увеличивалось; земли, присоединяемые вновь, заносились в ту или другую из старых триб.
2. Жители другой группы присоединяемых civitates становились в положение cives sine suffragio. Они получали полную правоспособность в области гражданских отношений (jus commercii, jus connubii), но не приобретали римских политических прав (jus suffragii и jus honorum). В то же время они несли известные повинности по отношению к Риму (главным образом, воинскую в своих особых войсках); такие повинности называются munera, почему общины этого рода обыкновенно именуются municipia. Обыкновенно и внутренняя автономия этих муниципий ограничивается: для управления ими посылаются из Рима особые магистраты — praefecti jure dicundo.
3. Третью — и притом до последнего столетия республики наиболее многочисленную — группу составляют общины, которые сохраняют свою политическую самостоятельность и которых отношения к Риму определяются международным правом, то есть договором их с Римом. Такой договор называется вообще foedus, а civitates этой группы являются поэтому civitates foederate или liberae (свободные). Общины этого рода не входят в состав римского государства; юридически они сами составляют государство со своим особым гражданством, своим управлением и т. д. Foedus создает только между такой civitas и Римом известные отношения близости, союза. Но эта связь с Римом может быть более тесной и менее тесной: иногда договор ограничивается только установлением дружества между государствами (amicitia, hospitium publicum), иногда же он налагает на союзников обязательства более определенные. В этом последнем отношении различают foedus aequum (равный) и foedus iniquum (неравный). В первом случае Рим и civitas foederata принципиально стоять равно: каждая сторона обязывается помогать другой на случай нападения врага (союз оборонительный); но civitas foederata не лишается права вести свою собственную политику. Во втором случае, напротив, civitas foederata обязуется всегда помогать Риму, даже в его войне наступательной, и вообще обязуется следовать в международной политике за Римом («majestatem populi Romani comiter conservando» («для благосклонного сохранения величия римского народа»)), отказываясь от своей собственной международной инициативы.
Чем далее, тем все более и более эта последняя форма делается преобладающей. — Жители этих общин, оставаясь для римлян чужестранцами, peregrini, благодаря установившемуся договору, перестают быть hostes и существами бесправными; они теперь socii(союзники), пользующиеся и без какого — либо частного патроната государственной охраной на римской территории. Правда, peregrini, как не римские граждане, не способны к сделкам чистого римского права и к римским jura Quiritium(«права квиритов», римское национальное право) и не могут обращаться к суду в обычных формах legis actio, тем не менее они уже не беззащитны: для охраны их имущественных отношений и для защиты их в Риме магистратурой мало — помалу создаются особые нормы — так называемое jus gentium, а затем учреждается и особая магистратура — praetor peregrinus. Вследствие этого институт клиентелы в его древнем смысле совершенно исчезает.
4. Наконец, четвертую категорию составляют те общины, которые, потерпев в борьбе с Римом решительное поражение, сдаются ему без всяких условий — на его милость (deditio). Такая община, по общему правилу, утрачивает свою внутреннюю самостоятельность, утрачивает свое управление и управляется начальниками, посылаемыми из Рима. Добровольная сдача (deditio) сказывается, однако, в том, что жители такой общины все же не считаются за существа бесправные; они ставятся в положении peregrini, но называются, в отличие от предыдущей категории, — peregrini dediticii: те имеют гражданство хоть в своей стране, peregrini dediticii не имеют его нигде, ибо их община за самостоятельную civitas уже не признается.
5. Deditio все же есть добровольная сдача, принятая Римом (или его военачальником); в ней есть все же, хотя и слабый, элемент договора. Там же, где и такой deditio не было, где война привела к полному разгрому, там наступила occupatio bellica (военная оккупация): произволу Рима уже не было никаких ограничений. Вся земля покоренных, по общему правилу, обращалась в ager publicus populi Romani(общественная земля римского народа); жители, как военнопленные, обращались в рабов.
Благодаря разнообразию форм юридического господства Рима над италийскими civitates, юридическая карта итальянской территории во второй половине республики представляла чрезвычайно пеструю картину. Сплошь и рядом ближайшие соседи находились в самых неодинаковых отношениях к Риму. Эта политика разъединения интересов в значительной степени достигала цели; однако, в начале I века до Р.Х. многим общинам различных категорий удается объединиться в общем восстании против Рима. Союзники думают даже основать особое государство — Italia — с особой столицей (Corfinium) и с особым союзным управлением (сенатом из представителей от союзных civitates). Момент был очень серьезный, и, сознавая всю серьезность положения, римляне, борясь оружием, в то же время идут и на уступки. В 90 году консул Люций Юлий Цезарь проводит закон — lex Julia, в силу которого дается право полного римского гражданства тем из союзников, которые остались верны Риму, а также тем, которые изъявят свою покорность в течение 2 месяцев. Но так как этот закон, созданный с целью поселить разлад между восставшими, не привел к желанным результатам, в следующем 89 году был издан новый закон — lex Plautia Papiria, в силу которого право гражданства давалось всем жителям Италии вообще. Вся созданная таким образом масса новых граждан вносится в 8 специально назначенных триб (из общего числа 35), чем фактически ослабляется их влияние в народных собраниях.
С этого момента вся территория Италии делается территорией Рима, все жители Италии делаются римскими гражданами со всеми активными и пассивным политическими правами. Наконец, закон Юлия Цезаря 45 г. — lex Julia municipalis — устанавливает некоторые общие правила относительно местного городового устройства, вследствие чего это последнее мало — помалу принимает однообразный вид. В основе этого муниципального управления лежит начало широкой автономии в местных делах.
В период республики владычество Рима переходит и за пределы Италии.
Политика римлян по отношению к внеиталийским землям существенно отличается от политики, которой придерживались они в Италии. В то время, как италийские civitates, большую часть которых составляли civitates foederatae, не теряли своей внутренней самостоятельности, внеиталийские земли, за небольшими исключениями (например, Афины), становились в полную зависимость от Рима. Они назывались провинциями. Термин provincia обозначал первоначально указываемую сенатом сферу военных действий каждого из 2 консулов (один посылался со своими легионами в одну местность, другой в другую), причем признак известной территории не был даже для понятия provincia существенным. Управление внеиталийскими землями, с точки зрения римлян, носило характер продолжающейся военной оккупации, и с этой стороны эти земли, действительно, являются provinciae в старом смысле этого слова. Правители провинций, посылаемые из Рима proconsules или propraetores, были, поэтому, облечены высшей военной, административной и судебной властью, на которую не было provocatio(право обжаловать решение магистрата в Народном собрании). Далее, в силу того основного принципа, что завоеванная территория считается собственностью римского народа, вся провинциальная земля, поскольку она оставлялась в руках ее прежних собственников, юридически рассматривалась не как их собственность, а как простое владение — possessio, вроде владения арендаторов.
Отсюда тот дальнейший вывод, что провинциальная земля (solum provinciale) подлежит платежу налогов в пользу римского государства, меж тем как территория Италии (solum italicum) по принципу от них свободна. — Общее устройство провинции определялось тотчас по ее присоедении особым положением, составляющим lex provinciae (например, lex Rupilia для Сицилии, lex Pompeia для Вифинии и т. д.), ближайший же порядок управления устанавливался самыми правителями провинций в издаваемых ими edicta provincialia. Жители провинций находились в положении перегринов.
Взгляд на провинции, как на имения римского народа, безграничная власть провинциальных правителей над жителями, слабость контроля над этими правителями, — все это приводило к тому, что положение провинций было очень тяжелым: они были лишь источником дохода для Рима и объектом часто самой вопиющей эксплуатации как для римских должностных лиц, так и для частных предпринимателей.
Статья 2. Таможенная территория Российской Федерации и таможенная граница
Статья 2. Таможенная территория Российской Федерации и таможенная граница 1. Территория Российской Федерации составляет единую таможенную территорию Российской Федерации.2. Таможенная территория Российской Федерации также включает в себя находящиеся в исключительной
Статья 2. Таможенная территория Российской Федерации и таможенная граница
Статья 2. Таможенная территория Российской Федерации и таможенная граница 1. Территория Российской Федерации составляет единую таможенную территорию Российской Федерации.2. Таможенная территория Российской Федерации также включает в себя находящиеся в исключительной
XII ТЕРРИТОРИЯ В МЕЖДУНАРОДНОМ ПРАВЕ
XII ТЕРРИТОРИЯ В МЕЖДУНАРОДНОМ ПРАВЕ Решение территориальных вопросов в строгом соответствии с общепризнанными нормами международного права является одной из основных предпосылок сохранения и укрепления международного мира. Знание и точное исполнение российскими
34. Государственная территория
34. Государственная территория Государственная территория – пространства, в пределах которых государства осуществляют верховенство. Территория государства включает в себя сушу с ее недрами, водное и воздушное пространство.Водное пространство – это внутренние воды
СТАТЬЯ 2. Таможенная территория Российской Федерации и таможенная граница
СТАТЬЯ 2. Таможенная территория Российской Федерации и таможенная граница 1. Территория Российской Федерации составляет единую таможенную территорию Российской Федерации.2. Таможенная территория Российской Федерации также включает в себя находящиеся в исключительной
23. ТЕРРИТОРИЯ В МЕЖДУНАРОДНОМ ПРАВЕ. ВИДЫ ПРАВОВОГО РЕЖИМА ТЕРРИТОРИЙ
23. ТЕРРИТОРИЯ В МЕЖДУНАРОДНОМ ПРАВЕ. ВИДЫ ПРАВОВОГО РЕЖИМА ТЕРРИТОРИЙ Территория в международном праве – это весь земной шар, включая его сухопутные и водные пространства, недра и воздушное пространство над ними.В пределах перечисленных пространств
24. ГОСУДАРСТВЕННАЯ ТЕРРИТОРИЯ
24. ГОСУДАРСТВЕННАЯ ТЕРРИТОРИЯ Государственная территория – различные пространства, в пределах которых конкретные государства, которым принадлежат эти территории, осуществляют суверенитет, верховенство и юрисдикцию. В состав государственной территории входит суша с
А. Территория Московского государства
А. Территория Московского государства 1. Элементы, из которых составилась территория Московского государства, суть: а) севернорусские земли: Суздальская (с отделившейся от нее Тверской), Рязанская, Псковская, Новгородская (с Вяткой и колониями на финском северо-востоке) и
А. Территория
А. Территория Существенное изменение прежней территории, повлиявшее и на перемену внутренних свойств государства, составляет расширение его на Запад. Петр I, стремясь овладеть берегами Балтийского моря, столкнулся с Швецией; борьба за гегемонию на севере между двумя
15.4 Договорная территория
15.4 Договорная территория Одним из существенных условий дистрибьюторского договора является условие о согласовании договорной территории. При определении территории стороны могут придерживаться как строгих географических границ определенного государства, так и
Автор статьи
Читайте также:
- Что определяет особую роль государства в политической системе общества исключительное право
- Садовая 105 судебные приставы как добраться
- Могут ли приставы наложить арест на зарплатную карту если есть несовершеннолетние дети
- Форма заявления на получение средств государственной поддержки образец заполнения дом рф
- Как сидят в сизо до суда мужчины