Где были организованы волоки для прохода судов в черное и балтийское моря

Обновлено: 23.04.2024

Прекращение боевых действий со стороны Германии и Турции, открыло для стран Антанты доступ в закрытые прежде моря, омывавшие берега России. Мировая война закончилась. Для кораблей Антанты начиналась война против Советской России.

30 октября было подписано Мудросское перемирие с Турцией, открывшее черноморские проливы для прохода военных кораблей. В ночь с 15 на 16 ноября 1918 года англо-французская эскадра вошла в Чёрное море. 23 ноября английский крейсер "Кентербери" прибыл в Севастополь. 26 ноября на одесском рейде появился английский эсминец.

В 10.00 26 ноября в Севастопольскую бухту вошла союзная эскадра во главе с вице-адмиралом Калторпом, который поспешил договориться с германскими адмиралом Хопманом и генералом фон Вальдерзее о передаче огромных военно-морских трофеев новым хозяевам.

Британцам достались линкор "Воля", эсминцы "Дерзкий" и "Счастливый" и 2 подводные лодки, французам - эсминцы "Беспокойный" и "Капитан Сакен" и 2 подводные лодки, итальянцам - эсминец "Зоркий", грекам - эсминец "Звонкий". Поднятые было на линкоре "Воля" андреевские флаги антантовское командование приказало спустить.

Находившийся в Одессе австро-германский гарнизон вынужден был без боя 29 ноября сдать свои позиции первому десанту Антанты, состоявшему из сербских солдат. 1 декабря туда же была переброшена тысяча польских легионеров.

2 декабря к одесской группировке присоединился французский линкор "Мирабо", а уже через два дня недалеко от бронзового "Дюка Ришелье" началась высадка его соотечественников. Кроме французов, в Одессе 5 декабря высадился десант Добровольческой армии под командованием генерала А.Н.Гришина-Алмазова, уже получившего известность в Сибири.

7 декабря в Севастопольскую бухту вошли корабли под флагом адмирала Кельта, среди которых были 2 английских броненосца, 2 французских крейсера, 1 итальянский крейсер, 1 американский, 1 греческий и 2 французских эсминца, а также 1 английский транспорт.

8 декабря англо-французская эскадра подошла к Очакову, а 9 декабря состоялась высадка десанта в Николаеве. В течение декабря небольшие англо-французские десанты высадились в Феодосии, Евпатории, Ялте и Керчи. В Геническ, Мариуполь и Таганрог были направлены эсминцы.

Германские командиры сдали свои оккупационные полномочия в Крыму антантовскому начальству и двинулись обратно в Германию. А тем временем, небольшой союзный отряд был направлен в Симферополь. Чуть позже 3 тысячи греческих солдат послали на Перекоп.

Четыре миноносца и линкор Черноморского флота были уведены командованием Антанты в Мраморное море. Генерал Деникин пробовал предъявить свои права на угнанные корабли, но его заморские друзья не торопились удовлетворять просьбы белогвардейцев.

Неопределенность ситуации на Юге России вынуждала руководство Антанты выжидать, постепенно накапливая силы в черноморских портах. Еще медленнее кораблям Антанты приходилось действовать там, где после окончания войны сохранялись минные заграждения, и Советская Россия по-прежнему имела немало кораблей.

28 ноября 1918 года английская эскадра под командованием контр-адмирала Эдвина Александр-Синклера в составе 5 лёгких крейсеров, 9 эскадренных миноносцев, 1 транспорта с оружием и нескольких тральщиков бросила якорь на рейде Копенгагена. После короткой остановки британские корабли двинулись на восток.

Приближение сил Антанты к Финскому заливу не осталось незамеченным. Начальник Морских сил Балтийского моря С.В.Зарубаев еще 18 ноября сообщил в Москву, что в связи с приближением кораблей Антанты он приказал поставить мины на подступах к Кронштадту.

В ночь с 4 на 5 декабря, около полуночи, шедшие без разведки английские корабли в районе острова Даго оказались на минном поле, а крейсер с зловещим именем "Кассандра" подорвался на мине неизвестного происхождения и затонул в течение 20 минут. Потери экипажа составили 17 человек убитыми и утонувшими.

9 декабря британские корабли прибыли в Либавский порт (Лиепая). 12 декабря они уже стояли на рейде Ревеля (Таллина). 18 декабря "Юнион Джек" развевался возле набережной Риги.

Помимо патрулирования в море, британская эскадра занялась доставкой в дружественные порты оружия для борьбы против большевиков. Так британский транспорт "Принцесса Маргарет" выгрузил в Ревеле несколько тысяч винтовок, пулеметы и 76-мм зенитные орудия, которые сразу были отправлены на фронт.

Кроме того, британское командование от своих щедрот передало белоэстонцам захваченную немцами на Аландских островах канонерскую лодку "Бобр", переименнованную в "Лембит".

С 15 декабря 1918 г. британские крейсеры и эсминцы начали систематический обстрел красных частей на приморском фланге 7-й армии. Чтобы нарушить операции британской эскадры, командование Балтийского флота попробовало провести несколько вылазок. Однако состояние кораблей и подготовка экипажей вызывали большие сомнения в осуществимости этих операций.

Начальник морских сил Балтийского моря С.В.Зарубаев докладывал РВС Северного фронта: ". флот в своем огромном большинстве не может представлять из себя какой-либо боевой единицы, так как почти все суда настолько. были разоружены и механизмы их разобраны, что к выполнению каких-либо задач совершенно непригодны и рассчитывать на их приведение в должный вид нельзя".

Слабая дисциплина и ошибки капитана привели к тому, что 25 декабря советский эсминец "Спартак" сбился с курса, сел на банку и был захвачен англичанами. В тот же день британцами был захвачен и эсминец "Автроил", на котором находился член РВС Республики Ф.Ф.Раскольников.

Трофейные корабли англичане передали эстонцам, которые в 1933 году продали их Перу. Насколько старательно британское руководство помогало Эстонии, настолько неспешно оно организовывало помощь Добровольческой армии, всячески декларировавшей свою приверженность обязательствам перед Антантой.

Только убедившись в прочности позиций А.И.Деникина, союзная миссия во главе с генералом Бриггсом рекомендовала оказать белогвардейцам необходимую военную помощь. 19 февраля 1919 года в Новороссийск прибыл корабль с оружием и обмундированием. Таким образом, все основные противники большевиков перешли под опеку правительств Антанты.


1. Антисоветская интервенция и ее крах. 1917 - 1922. М. Политиздат. 1987. 206 с.

2. Очерк взаимоотношений Вооруженных Сил Юга России и представителей Французского Командования. Архив русской революции. Т. 16. М. 1993.

4. А.Б.Широкорад. Тысячелетняя битва за Царьград. М. Вече. 2005.

6. А.И.Гуковский. Антанта и Октябрьская революция. М.-Л. Соцэкгиз. 1931. 158 с.

7. А.И.Гуковский. Ленин об интервенции. М. 1931.

8. А.С.Пученков. "Большой город дает возможность развернуться": из истории французской интервенции в Одессе. Труды исторического факультета Санкт-Петербургского университета. 2013. № 14. С. 125-157.

9. Т.С.Федорова. Балтийские моряки в борьбе за власть советов. (Ноябрь 1917 - декабрь 1918). Л. Наука. 1974.

10. И.С.Титушкин. Морская война на Балтике. 1918—1919 гг. Библиотека альманаха "Корабли и сражения". СПб. 2002. 160 с.

13. А.С.Тройский, О.В.Рисс. Порты Прибалтики - объект экспансии империалистов в 1918 - 1920 годах. Вопросы истории. 1955. № 7.

15. A.Agar. Baltic Episode. A Classic of Secret Service in Russian Waters. London, 1963.

На востоке края жили предки финно-угорских народов, на западе – восточно-балтийские племена. В IX в. здесь появились первые славянские переселенцы. Восточные славяне обживали Залесский край постепенно, приходя сюда небольшими группами. С середины XII в. приток русского населения резко возрос. Переселенцы мирно уживались с прежними жителями. Люди занимались земледелием, скотоводством, рыбной ловлей, добычей соли, бортничеством, бобровым промыслом. Первоначально столицей края был Ростов. Вторым был Суздаль. В крае было много лесов. Густые, непроходимые чащи спасали от вторжений врагов. Среди лесов располагались пригодные для хлебопашества земли. Все это способствовало успешному ее развитию.

2. Каковы были особенности системы управления во Владимиро-Суздальском княжестве? С чем они были связаны?

Северо-восток осваивался по инициативе княжеской власти. Князья получили возможность, во-первых, объявлять земли края своей собственностью, во-вторых, раздавать эти земли своим дружинникам и Церкви, в-третьих, ограничивать политические и экономические права населения. В результате князья стали крупнейшими землевладельцами и полноправными властителями в своем княжестве.

3. Каким образом князья Северо-Восточной Руси укрепляли свою власть?

Андрей Боголюбский столицей своего владения сделал Владимир. В 1169 г. Боголюбский взял Киев, разграбил его, тем самым высказал свое пренебрежение к древней столице. В противовес киевскому и новгородскому почитаю Святой Софии он выступал за особое поклонение привезенной им иконе Божьей Матери, получившей название Владимирской. Богоматерь Владимирская стала небесной покровительницей княжества. Андрей заложил во Владимире новую крепость, построил Золотые ворота с церковью по образцу киевских Золотых ворот.

4. Что способствовало развитию культуры во Владимиро-Суздальском княжестве? Назовите её важнейшие достижения.

Характерной особенностью владимиро-суздальского зодчества стала пышность и торжественность построек. Развитию культуры во Владимиро-Суздальском княжестве способствовало усиление князя Андрея Боголюбского, приглашение им талантливых мастеров с Руси и Западной Европы. При строительстве использовался известняк. При Андрее Боголюбском было начато строительство Успенского собора высотой 32 метра, который оказался самой высокой постройкой на Руси. При нем была построена церковь Покрова на Нерли. Еще одним прекрасным храмом стал Георгиевский собор.

Стр. 115

Работаем с картой


1. Покажите на карте территорию Северо-Восточной Руси.

Территория обведена красным цветом.

2. Назовите крупные реки, протекающие по территории Владимиро-Суздальской земли. Можно ли было по воде выйти в Чёрное море? в Балтийское море? Выясните, где были организованы волоки для прохода судов в эти моря.

По территории Владимиро-Суздальского княжества протекают Волга, Кострома, Клязьма, Москва, Унжа, Суда, Ока, Сухона. По этим рекам можно было попасть в Черное море (волок в районе Волок-Ламского), в Балтийское море можно было попасть двумя путями – через Онежское и Ладожское озеро, либо по Волге, волокли между Тверью и Ржевом, далее по Западной Двине в Балтийское море.

Первый российский император Пётр I известен тем, что «прорубил окно в Европу». Безусловно, важнейшим инструментом императора был военно-морской флот. «Россия вошла в Европу, как спущенный корабль, при стуке топора и при громе пушек», — так выразился российский поэт А. С. Пушкин.

Штурм турецкой крепости Азов в 1696 г.

До Петра I в России флота практически не существовало. 20 октября 1696 г. по настоянию Петра Боярская дума выносит вердикт: «Морским судам быть». Эта дата ныне чествуется как День основания русского регулярного военно-морского флота.

Ботик (лодка под парусом) Петр I

В 1703 г. был заложен первый военный корабль Балтийского флота — фрегат «Штандарт». Длина судна составляла 27,5 м, экипаж насчитывал 120 человек, на вооружении имелось 28 пушек. 16 лет «Штандарт» находился в составе Балтийского флота, принимал активное участие в Северной войне.

Создавая Азовский флот, Пётр I начал интенсивное строительство галер, наиболее подходящих для плавания на мелководье Азовского моря. К 1696 г. Азовский флот насчитывал 23 галеры, всего до 1725 г. удалось построить 203 галеры. Командирами галер Пётр I назначал только офицеров Преображенского или Семеновского гвардейских полков. Сам царь во время второго Азовского похода командовал галерой «Принципиум».

Гото предестинация

Велико значение гребного флота и в Северной войне. Самые громкие победы над шведским флотом — у мыса Гангут и острова Гренгам — одержаны силами галерной флотилии.

В 1712 г. в новой столице России — г. Санкт-Петербурге, был заложен новый линейный корабль «Ингерманланд», названный так в честь земель в устье Невы, отвоеванных у шведов в 1703 г. Этот корабль считается вершиной кораблестроительного творчества Петра, лично разработавшего чертежи судна. Это был любимый корабль императора — на нем он держал свой штандарт. Длина судна составляла 46 м.

На двух палубах располагалось 64 орудия.

Ко времени кончины царя-судостроителя (1725 г.) русский регулярный боевой флот, объединявший 1104 корабля и малых судна, стал наиболее организованным и самым передовым в мире, превратив Россию в великую морскую державу.

Российский фрегат «Штандарт»

Полугалера флота Петра I.

Полугалера (небольшая. быстроходная галера) флота Петра I. В России такие суда назывались скампавеями

Гангутское сражение: «разминка» флота Петра I

Более 20 лет (с 1700 по 1721 г.) между Россией и Швецией длилась Северная война за господство на Балтике. Впервые в истории молодой Российской империи боевые действия велись на море. Шведский флот, в то время четвертый по силам флот мира, безраздельно господствовал на Балтике.

Сражение,

20 мая 1714 г. русский галерный флот под командованием генерал-адмирала Ф. М. Апраксина в составе до 100 кораблей с 15 000 солдат на борту вышел из Кронштадта. У мыса Гангут путь русским кораблям в Балтийское море преградил шведский флот под командованием вице-адмирала Густава Ваттранга в составе 15 линейных и 14 более мелких кораблей, среди которых было и 9 галер.

Под именем Петра Михайлова Пётр I прибыл к месту столкновения, чтобы лично ознакомиться с ситуацией. Им было принято решение перетянуть свои корабли волоком через перешеек в открытое море. Русские солдаты немедленно приступили к сооружению настила из бревен. Бурная деятельность противника на берегу не могла остаться незамеченной, и Ваттранг быстро сориентировался в намерениях русских. Он послал отряд кораблей (1 фрегат, 6 галер) под началом контр-адмирала Нильса Эреншёльда к тому месту, где строили переправу русские. У Ваттранга осталось 6 линейных кораблей и 3 фрегата.

Торжественный вход в гавань Санкт-Петербурга трофейных шведских кораблей

Вечером 25 июля на море установился полный штиль, и Пётр незамедлительно поменял планы. Утром следующего дня русские весельные галеры стрелой промчались мимо бездвижных шведских парусников в открытое море. Шведы ответили шквальным огнем, но попасть по столь стремительным целям было непросто.

Первым делом гребные суда Петра заблокировали отряд Эреншёльда. 27 июля русская эскадра атаковала корабли Эреншёльда, державшего свой флаг на фрегате «Элефант». Две первые атаки шведам удалось отбить артиллерийским огнем. Третья атака была проведена во фланг шведам. Вскоре шведские корабли один за другим были взяты на абордаж и захвачены. После более чем двухчасового ожесточенного боя сдался и «Элефант». Шведы потеряли в бою 361 человека убитыми, русские — 127 человек.

Победа в Гангутском сражении стала первой крупной победой русского регулярного флота. Русские моряки и солдаты из абордажных команд «понюхали пороху», флотоводцы продемонстрировали умение гибко реагировать на изменения обстановки и погодных условий, а также способность принимать рискованные решения и навязывать противнику свою тактику.

Эспантоны русских артиллерийских офицеров

Корабельное орудие

Корабельное орудие, оборудованное железными кольцами. Через кольца продевались корабельные канаты, с помощью которых артиллеристы управляли орудием во время стрельбы

Битва при Гренгаме: финал Северной войны

После поражения в Гангутском сражении шведы утратили былое господство на Балтике. Русский флот, напротив, с каждым годом становится все более мощным и к началу 1719 г. насчитывал уже 27 линейных кораблей, среди которых были и такие гиганты, как 90-пушечные «Гангут» и «Лесное».

Сражение при Гренгаме 27 июля 1720 г.

На картине Фердинанда-Виктора Перро «Сражение при Гренгаме 27 июля 1720 г.» изображена галера «Двина»

В мае 1719 г. русская эскадра из шести 52-пушечных линейных кораблей под командованием капитана 2-го ранга Наума Сенявина у острова Эзель встретила шведскую эскадру: линейный корабль, фрегат и бригантину. В ходе ожесточенного трехчасового боя все три шведских корабля сдались. Это была первая победа российского флота в артиллерийском морском сражении. Пётр I назвал эзельский бой «добрым почином». Однако Англия — прежний союзник России, обеспокоенная ростом российского флота, перешла на сторону Швеции.

Весной 1720 г. объединенная шведско-английская эскадра из 35 кораблей (25 из них — линейные) подошла к русскому городу Ревелю. Здесь имелся в наличии лишь галерный флот под командованием князя Голицына в составе 61 галеры и 29 лодок. 26 июля разведывательные корабли Голицына заметили шведскую эскадру, состоявшую из линейного корабля, четырех фрегатов, трех галер и бригантины. Голицын принял решение увести ее к острову Гренгам, как к более удобному для галер месту сражения.

Баталия при Гренгаме

В ходе боя сгорела русская галера, еще 43 галеры пришлось сжечь из-за сильных повреждений.

Известие о победе в битве у острова Гренгам, ставшей последним сражением Северной войны, было восторженно встречено в Петербурге. Торжества в столице продолжались три дня. Швеция окончательно потеряла не только Балтийское море, но и статус одной из величайших морских держав.

Русская земля лежала на перекрестках водных и сухопутных путей. Для развития страны была важна торговля с соседями. А соседями Руси были скандинавы — северяне и южане — греки.

Нападение викингов

В I тыс. хорошие дороги в Европе сохранились только на западе, там, где некогда существовала мощная Римская империя. Главными путями тогда были реки. И воины, и купцы двигались на своих ладьях по рекам с севера, из Скандинавии, на юг. Путь, ведший из Скандинавии в Византию, так и назывался — «из варяг в греки», потому что варяги в большинстве своем пришли из Скандинавии, а основу Византийской империи составляли греческие земли. И начинался этот путь там, где сегодня расположился город Санкт-Петербург, в устье Невы. В те времена всю реку называли Невским устьем, или устьем озера Нево. Это озеро сегодня называется Ладожским. Из Ладоги путешественники попадали в реку Волхов, а из Волхова — в озеро Ильмень. Не удивительно, что именно неподалеку от этого озера вырос богатеющий на торговле Новгород, где сходились купцы из разных племен и вели оживленный торг. Но до Черного моря было еще очень далеко. В Ильмень впадала река Ловать, и по ней ладьи двигались на юг. Это был нелегкий путь — все время на веслах против течения. Но главные трудности ожидали людей впереди. Их целью были верховья Днепра, впадающего в Черное море, но путь к Днепру шел через Западную Двину. И тогда корабельщики волоком по суше перетаскивали свои ладьи в эту реку. Подойдя по ней и ее притокам как можно ближе к Днепру, они снова выбирались на сушу и достигали цели, перетягивая свои корабли волоком. На Днепре купцы и воины устраивали привал, чинили и смолили свои ладьи. Местные жители издавна добывали и гнали смолу для этих целей. Со временем там вырос город, который теперь носит имя Смоленск. Трогаясь в дальнейший путь, путешественники знали, что впереди, за Киевом, их ждет серьезная опасность — Днепровские пороги. Из-за этих каменных выступов, преграждавших путь ладьям, суда приходилось снова перетягивать волоком. Сегодня Днепровских порогов пет — они были затоплены в 1920-х гг. при строительстве Днепрогэса. Но в те времена, только миновав пороги, ладьи могли вниз по течению Днепра спуститься к Черному морю.

Таким был торговый путь «из варяг в греки». Так поддерживали связь между собой растущие государства Северной Европы и старые центры цивилизации, где некогда существовала блестящая античная Эллада, повлиявшая на весь ход мировой истории и уступившая свое место новой христианской культуре Византии. Постепенно росли города и на Руси, ставшей перекрестком дорог между севером и югом, востоком и западом.

Что такое волок?

Волок

Участок суши между двумя реками, через который в старину перетаскивали суда для продолжения пути по воде, назывался волоком.

Перетягивание корабля волоком было тяжелым трудом, требующим неусыпного внимания и немалой силы. На пути, по которому тащили ладью, выкладывали бревна, наподобие шпал. С помощью крепких веревок корабль вытаскивали на сушу и катили по этим бревнам.

Волоки охранялись. Люди, жившие в тех местах, нанимались к корабельщикам в помощь. Таким образом там вырастали поселения, становившиеся городами и селами. Некоторые из них сохранились до наших дней (города Вышний Волочёк в Тверской области, Волоколамск в Московской области, деревни Волоковая и Переволочье в Смоленской области).

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: