Гарнизонный суд это суд общей юрисдикции

Обновлено: 28.04.2024

Ст. 1 Федерального конституционного закона от 07.02.2011 N 1-ФКЗ "О судах общей юрисдикции в Российской Федерации" определяет, что система судов общей юрисдикции в Российской Федерации включает:

  1. федеральные суды общей юрисдикции;
  2. суды общей юрисдикции субъектов Российской Федерации (мировые судьи).

Звенья судебной системы федеральных судов

Звено судебной системы - суды, за­нимающие одинаковое положение в судебной системе.

Звенья гражданских судов общей юрис­дикции:

  • основное звено (районные суды);
  • первое промежуточное звено (верховные суды республик, краевые и област­ные суды, суды городов федерального значения, суды автономной об­ласти и автономных округов);
  • второе промежуточное звено (апелляционные суды общей юрисдикции);
  • третье промежуточное звено (кассационные суды общей юрисдикции);
  • высшее звено (Верховный Суд РФ).

Звенья военных судов:

  • основное звено (гарнизонные военные суды);
  • первое промежуточное звено (окружные (флотские) военные суды);
  • второе промежуточное звено (апелляционный военный суд - городской округ Власиха Московской области);
  • третье промежуточное звено (кассационный военный суд - г. Новосибирск);
  • высшее звено (Судебная коллегия по делам военнослужащих Верховного Суда РФ).

Звенья арбит­ражных судов:

  1. основное звено (арбитражные суды субъектов РФ);
  2. первое промежуточное звено (арбитражные апелляционные суды);
  3. второе промежуточное звено (арбитражные суды округов (арбитражные кассационные суды));
  4. высшее звено (Судебная коллегия по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации).

Суды субъектов РФ, как это видно по сказанному выше, не образуют подобного рода систем (подсистем), поскольку их кон­ституционные (уставные) суды и учреждаемые там мировые судьи не являются взаимосвязанными или взаимоподчиненными органами.

Понятие судебной инстанции

Судебная инстанция - суд (или его струк­турное подразделение), выполняющий (или выполняющее) конкретную судебную функцию, связанную с разрешением судебных дел (принятие решения по существу дела, проверка законности, обоснованности и справедливости решения, вступившего или не вступившего в закон­ную силу).

Вышестоящая инстанция или вышестоящий суд - суды или их структурные подразделения, занимающие более высокую ступень. Как отмечено в ч. 2 ст. 36 Закона о судебной систе­ме, “суды, рассматривающие дела в апелляционном или кассацион­ном порядке, считаются вышестоящими по отношению к судам пер­вой инстанции. Суды, рассматривающие дела в порядке надзора, счи­таются вышестоящими по отношению к судам, принимавшим ранее решения по делу”.

Пользуются также весьма созвучным термином “высшая судебная инстанция”. Этот термин является синонимом наименований Вер­ховного Суда РФ, а иногда — и Конституционного Суда РФ.

Суд первой инстанции уполномочен принимать решение по существу тех вопросов, которые являются ос­новными для данного дела. По уголовным делам — это вопросы о ви­новности или невиновности подсудимого в совершении преступления, а в случае признания виновным — и о применении или неприменении уголовного наказания, об определении конкретной его меры. По граж­данским делам существо дела обычно составляет вопрос о доказанно­сти или недоказанности предъявленного иска и о тех юридических последствиях, которые должны наступить. В отношении гражданских и уголовных дел судами первой инстанции могут быть почти все суды в пределах предоставленных им полномочий, которые более или ме­нее четко определены в законе. Исключение составляют арбитражные суды округов (арбитражные кассационные суды) и ар­битражные апелляционные суды: им не дано право быть судами пер­вой инстанции (см. Федеральный конституционный закон от 28.04.1995 N 1-ФКЗ "Об арбитражных судах в Российской Федерации"). .

Суд второй (апелляционной или кассационной) инстанции при­зван проверять законность, обоснованность и справедливость приго­воров и других судебных решений, как вступивших, так и не вступивших в законную силу:

  • р ешения суда первой инстанции, не вступившие в законную силу , могут быть обжалованы в апелляционном порядке (ст. 320 ГПК РФ);
  • вступившие в законную силу судебные постановления, за исключением судебных постановлений Верховного Суда Российской Федерации, могут быть обжалованы в суд кассационной инстанции (ст. 376 ГПК РФ).

В системе судов общей юрисдикции функция апелляционной ин­станции возложена на следующие суды (ст. 320.1 ГПК РФ):

  1. районный суд - на решения мировых судей;
  2. верховный суд республики, краевым, областным судом, судом города федерального значения, судом автономной области, судом автономного округа, окружным (флотским) военным судом - на решения районных с удов, решения гарнизонных военных судов;

апелляционный суд общей юрисдикции - на судебные акты верховного суда республики, краевого, областного суда, суда города федерального значения, суда автономной области, суда автономного округа, принятые ими в качестве суда первой инстанции и не вступившие в законную силу, а также дела по новым или вновь открывшимся обстоятельствам (ст. 23.10 ФКЗ от 07.02.2011 N 1-ФКЗ "О судах общей юрисдикции в Российской Федерации", в ГПК РФ пока не упомянуты);

Апелляционные жалобы по экономическим спорам рассматривает в порядке апелляционного производства арбитражный суд апелляционной инстанции (ст. 258 АПК РФ).

Согласно ст. 10 Федерального конституционного закона от 05.02.2014 N 3-ФКЗ "О Верховном Суде Российской Федерации" Судебная коллегия по экономическим спорам ВС РФ также рассматривает в пределах своих полномочий в соответствии с процессуальным законодательством Российской Федерации дела в апелляционном и кассационном порядке, однако помните, что согласно ст. 3 ФКЗ от 28.04.1995 N 1-ФКЗ "Об арбитражных судах в Российской Федерации" она не входит в систему арбитражных судов в РФ.

Одна из основных особенностей разбирательства судебных дел в апелляционной инстанции заключается в том, что оно (разбиратель­ство) представляет собою полное или частичное повторное рас­смотрение дела с возможным непосредственным исследованием всех или части доказательств, которое может завершиться постановлени­ем нового (апелляционного) приговора либо решения по гражданско­му делу.

Кассационные жалоба, представление подаются (ст. 377 ГПК РФ):

    в президиум верховного суда республики, краевого, областного суда, суда города федерального значения, суда автон омной области, суда автономного округа;

в кассационный суд общей юрисдикции - по жалобам и представлениям на вступившие в законную силу судебные акты районных судов и мировых судей, судебные акты апелляционных судов общей юрисдикции, верховного суда республики, краевого, областного суда, суда города федерального значения, суда автономной области, суда автономного округа, а также дела по новым или вновь открывшимся обстоятельствам (ст.ст. 23.2, 23.6 Федерального конституционного закона от 07.02.2011 N 1-ФКЗ "О судах общей юрисдикции в Российской Федерации");

Кассационные жалобы в порядке кассационного производства рассматривают (ст. 273, 274 АПК РФ):

  1. арбитражный суд кассационной инстанции (арбитражный суд округа);
  2. Суд по интеллектуальным правам.

Судебная коллегия по экономическим спорам ВС РФ также рассматривает кассационные жалобы в пределах своих полномочий, однако помните, что согласно ст. 3 ФКЗ от 28.04.1995 N 1-ФКЗ "Об арбитражных судах в Российской Федерации" она не входит в систему арбитражных судов в РФ.

На кассационные инстан­ции возлагается проверка законности, обоснованности и справедли­вости вступивших в законную силу всех приговоров по уголовным делам, решений, выносимых в результате рассмотрения по первой ин­станции гражданских дел , а также большинства иных судебных реше­ний. Они же проверяют вступившие в законную силу приговоры и другие решения апелляционных инстанций .

Широкое признание получил термин “надзорная инстанция”. В системе гражданских и военных судов общей юрисдикции в таком качестве могут выступать:

  • в системе судов общей юрисдикции - Президиум Верховного Суда РФ (ст. 391.1 ГПК РФ);
  • в системе арбитражных судов - Президиум Верховного Суда РФ (ст. 308.1 АПК РФ).

Основная задача надзорных инстанций — проверка приговоров и иных судебных решений, вступивших в законную силу . Именно этим существенно отличается проверка судебных решений в надзорных ин­станциях от проверки в апелляционных инстанци­ях, которые, как отмечено выше, имеют дело с приговорами и иными судебными решениями, не вступившими в законную силу.


РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ КОНСТИТУЦИОННЫЙ ЗАКОН

О военных судах Российской Федерации

(с изменениями на 16 апреля 2022 года)

Документ с изменениями, внесенными:

Федеральным конституционным законом от 4 декабря 2006 года N 5-ФКЗ (Российская газета, N 277, 08.12.2006) (вступил в силу с 1 января 2007 года);

Принят
Государственной Думой
20 мая 1999 года

Одобрен
Советом Федерации
9 июня 1999 года

Глава I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Статья 1. Военные суды Российской Федерации

2. Окружные (флотские) военные суды и гарнизонные военные суды создаются по территориальному принципу по месту дислокации воинских частей и учреждений Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов. Военные суды располагаются в открытых для свободного доступа местах.

3. Военные суды создаются и упраздняются федеральным законом. Никакой военный суд не может быть упразднен, если отнесенные к его ведению вопросы не были одновременно переданы в юрисдикцию другого суда. Численность судей военных судов устанавливается Верховным Судом Российской Федерации в пределах общей численности судей федеральных судов общей юрисдикции, установленной федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период.

4. Особенности организации и деятельности военных судов в период мобилизации и в военное время определяются соответствующими федеральными конституционными законами.

Статья 2. Законодательство Российской Федерации о военных судах

Полномочия, порядок образования и деятельности военных судов устанавливаются Конституцией Российской Федерации, Федеральным конституционным законом от 31 декабря 1996 года N 1-ФКЗ "О судебной системе Российской Федерации" (далее - Федеральный конституционный закон "О судебной системе Российской Федерации"), настоящим Федеральным конституционным законом, иными федеральными конституционными законами и федеральными законами.

Статья 3. Осуществление правосудия военными судами

Военные суды осуществляют правосудие от имени Российской Федерации, рассматривая подсудные им дела в порядке гражданского, административного и уголовного судопроизводства.

Статья 4. Основные задачи военных судов

Основными задачами военных судов при рассмотрении дел являются обеспечение и защита:

нарушенных и (или) оспариваемых прав, свобод и охраняемых законом интересов человека и гражданина, юридических лиц и их объединений;

нарушенных и (или) оспариваемых прав и охраняемых законом интересов местного самоуправления;

нарушенных и (или) оспариваемых прав и охраняемых законом интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов Российской Федерации.

Статья 5. Самостоятельность военных судов и независимость судей военных судов

1. Военные суды осуществляют правосудие самостоятельно, подчиняясь только Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам и федеральным законам.

2. Судьи военных судов независимы и в своей деятельности по осуществлению правосудия никому не подотчетны.

3. Всякое вмешательство в деятельность судей военных судов по осуществлению правосудия недопустимо и влечет ответственность, предусмотренную федеральным законом.

4. Гарантии независимости судей, установленные Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами и федеральными законами, не могут быть отменены или снижены в отношении судей военных судов.

Статья 6. Язык судопроизводства и делопроизводства в военных судах

Судопроизводство и делопроизводство в военных судах ведутся на государственном языке Российской Федерации - русском языке. Участвующим в деле лицам, не владеющим русским языком, обеспечивается право выступать и давать объяснения на родном языке либо на любом свободно избранном языке общения, а также пользоваться услугами переводчика.

Статья 7. Подсудность дел военным судам

1. Военным судам подсудны:

1) гражданские и административные дела о защите нарушенных и (или) оспариваемых прав, свобод и охраняемых законом интересов военнослужащих Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов (далее - военнослужащие), граждан, проходящих военные сборы, от действий (бездействия) органов военного управления, воинских должностных лиц и принятых ими решений;

3) дела об административных правонарушениях, совершенных военнослужащими, гражданами, проходящими военные сборы;

4) дела по заявлениям о присуждении компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок по делам, подсудным военным судам (пункт дополнительно включен с 4 мая 2010 года Федеральным конституционным законом от 30 апреля 2010 года N 3-ФКЗ).

2. Граждане, уволенные с военной службы, граждане, прошедшие военные сборы, вправе обжаловать в военный суд действия (бездействие) органов военного управления, воинских должностных лиц и принятые ими решения, нарушившие права, свободы и охраняемые законом интересы указанных граждан в период прохождения ими военной службы, военных сборов.

2_1. Если дела о преступлениях, совершенных группой лиц, группой лиц по предварительному сговору, организованной группой или преступным сообществом, подсудны военному суду в отношении хотя бы одного из соучастников, а выделение уголовного дела в отношении остальных лиц невозможно, указанные дела в отношении всех лиц рассматриваются соответствующим военным судом (часть дополнительно включена с 14 марта 2011 года Федеральным конституционным законом от 7 февраля 2011 года N 2-ФКЗ).

3_1. Военные суды в случаях и порядке, которые установлены федеральным законом, рассматривают материалы о совершении военнослужащими, гражданами, проходящими военные сборы, грубых дисциплинарных проступков, за совершение которых может быть назначен дисциплинарный арест (часть дополнительно включена с 1 января 2007 года Федеральным конституционным законом от 4 декабря 2006 года N 5-ФКЗ).

4. Военным судам, дислоцирующимся за пределами территории Российской Федерации, подсудны все гражданские, административные и уголовные дела, подлежащие рассмотрению федеральными судами общей юрисдикции, если иное не установлено международным договором Российской Федерации.

6_1. Военные суды правомочны принимать решения, предусмотренные частями второй и третьей статьи 29 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации, по делам, отнесенным к их подсудности (часть дополнительно включена с 14 марта 2011 года Федеральным конституционным законом от 7 февраля 2011 года N 2-ФКЗ).

7. Часть утратила силу с 14 марта 2011 года - Федеральный конституционный закон от 7 февраля 2011 года N 2-ФКЗ. - См. предыдущую редакцию.

8. Подсудность дел военным судам, а также порядок осуществления ими правосудия в период мобилизации и в военное время определяются соответствующими федеральными конституционными законами.

Глава II. СИСТЕМА И ПОЛНОМОЧИЯ ВОЕННЫХ СУДОВ

Статья 8. Система военных судов

1. В систему военных судов входят кассационный военный суд, апелляционный военный суд, окружные (флотские) военные суды и гарнизонные военные суды.

2. В случае, если воинская часть, предприятие, учреждение или организация Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов дислоцируются за пределами территории Российской Федерации, по месту их дислокации могут быть созданы военные суды, если это предусмотрено международным договором Российской Федерации.

Статья 9. Полномочия Верховного Суда Российской Федерации по рассмотрению дел, подсудных военным судам

1. Президиум Верховного Суда Российской Федерации рассматривает дела по надзорным жалобам и представлениям на вступившие в законную силу решения и определения Судебной коллегии по делам военнослужащих Верховного Суда Российской Федерации (далее также - Судебная коллегия по делам военнослужащих) и окружных (флотских) военных судов, если указанные судебные решения были предметом рассмотрения Верховного Суда Российской Федерации в апелляционном или кассационном порядке.

2. Апелляционная коллегия Верховного Суда Российской Федерации рассматривает дела по жалобам и представлениям на решения, определения и постановления Судебной коллегии по делам военнослужащих, принятые ею в первой инстанции и не вступившие в законную силу, а также в пределах своих полномочий дела по новым или вновь открывшимся обстоятельствам.

3. Судебная коллегия по делам военнослужащих рассматривает в первой инстанции:

1) дела об оспаривании нормативных и ненормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, Министерства обороны Российской Федерации, иных федеральных органов исполнительной власти, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба, касающихся прав, свобод и охраняемых законом интересов военнослужащих, граждан, проходящих военные сборы;

1_1) дела об оспаривании ненормативных правовых актов Генеральной прокуратуры Российской Федерации и Следственного комитета Российской Федерации, касающихся прав, свобод и охраняемых законом интересов военнослужащих органов военной прокуратуры и военнослужащих военных следственных органов Следственного комитета Российской Федерации;

2) дела по заявлениям о присуждении компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок по делам, подсудным окружным (флотским) военным судам.

5. Судебная коллегия по делам военнослужащих Верховного Суда Российской Федерации рассматривает в качестве суда первой инстанции и по новым или вновь открывшимся обстоятельствам дела, отнесенные к подсудности Верховного Суда Российской Федерации, и в пределах своих полномочий в соответствии с процессуальным законодательством Российской Федерации дела в кассационном порядке.

Статья 10. Судебная коллегия по делам военнослужащих Верховного Суда Российской Федерации

1. Судебная коллегия по делам военнослужащих действует в составе Верховного Суда Российской Федерации и является вышестоящей судебной инстанцией по отношению к кассационному военному суду, апелляционному военному суду, окружным (флотским) военным судам и гарнизонным военным судам.

2. Судебная коллегия по делам военнослужащих формируется в составе заместителя Председателя Верховного Суда Российской Федерации - председателя Судебной коллегии по делам военнослужащих Верховного Суда Российской Федерации и судей этой коллегии (далее также - судьи Судебной коллегии по делам военнослужащих).

3. Судебная коллегия по делам военнослужащих рассматривает дела, подсудные военным судам, в следующем составе:

1) в первой инстанции административные дела в соответствии с федеральным законом рассматривает судья единолично либо коллегия, состоящая из трех судей;

2) дела по жалобам, представлениям на решения, приговоры, определения и постановления кассационного военного суда, апелляционного военного суда, окружных (флотских) военных судов и гарнизонных военных судов, вступившие в законную силу, рассматривает коллегия, состоящая из трех судей.

4. Судебная коллегия по делам военнослужащих издает информационный бюллетень военных судов, в котором публикуются решения военных судов по гражданским, административным и уголовным делам, обзоры судебной практики, аналитические материалы и статистические данные о работе военных судов, а также другие материалы.

Военные суды осуществляют правосудие в Вооруженных Силах РФ и других воинских формированиях (в том числе Росгвардии, ФСБ, МЧС и других федеральных органах власти). Они имеют свою систему и структуру, и напрямую подчиняются Верховному суду РФ.

Что такое военный суд

Военный суд (ВС) входит в систему общей юрисдикции, но сосредоточен только на делах с участием военнослужащих. Здесь рассматриваются дела первой и второй инстанции, а также в порядке надзора и по новым или вновь открывшимся обстоятельствам.

Их участниками могут быть офицеры, прапорщики, мичманы, сержанты, старшины, солдаты и матросы, начальники колоний, тюрем и других исправительных учреждений и многие другие лица. При рассмотрении дел используется те же нормативные акты и кодексы, что и в случае с обычными судебными процессами.

В роли председателей, их замов, судей могут выступать лица, которые состоят на военной службе (офицеры, генералы ВС РФ). Военнослужащие, назначенные судьями, вправе уволиться с военной службы или приостановить ее после вступления в должность.

В этом особенность такого рода судебных инстанций, а также в более узкой специализации, чем у обычных судов. В военных судах служат около 900 судей, в то время как судейский корпус общей юрисдикции составляет более 23 тыс. человек. Надзор за всеми описанными органами осуществляет Верховный суд РФ.

Структура

ВС образуют единую трехуровневую систему, в которую входят гарнизонные (ГВС) и окружные судебные инстанции (ОВС), а также высшее звено - Верховный Суд РФ, который регулирует количество судов и численность судей. В состав высшей инстанции входит Военная коллегия, которая занимается делами, связанными с толкованием нормативных документов и уголовными делами против военных судей.

Судебная коллегия по уголовным делам и коллегия по делам военнослужащих Верховного суда утверждаются Пленумом. Это вышестоящая судебная инстанция по отношению ко всем остальным ВС . Председатель Военной коллегии одновременно является замом председателя Верховного суда РФ.

Дела в судах рассматриваются как коллегиально, так и единолично. В состав коллегии входит председатель, его зам и судьи. Дела в ВС рассматривают не только председатель и судьи, назначаемые Президентом, но и избираемые самими военнослужащими народные и присяжные заседатели.

К 1 июля 2019 года планируется провести реформу структуры ВС в РФ, в частности объединить ряд судов, сократив их общее количество. В планах ликвидировать ряд судов, объединить их с другими и переименовать (например, появятся Второй Восточный и другие ОВС).

ВАЖНО! Военные суды входят в систему общей юрисдикции и Верховного суда РФ. Они формируются по месту нахождения российских флотов и войск.

Полномочия

ВС рассматривают большой объем дел с участием военнослужащих или лиц к ним приравненных. Участником процесса может стать и лицо, не имеющее отношение к военным формированиям или проходящим военные сборы, но только если им было совершено преступление совместно с военнослужащим или при обвинениях в шпионаже. Если ГВС расположен за границей, то ему подсудны все дела федеральных судов общей юрисдикции.

Основные полномочия ВС:

  • рассмотрение гражданских и административных дел;
  • жалобы на применение заключения под стражу, на действия военных прокуроров;
  • уголовные дела военнослужащих, в том числе лиц уволенных со службы.

На первом месте по распространенности находятся дела об уклонении от военной службы, хищении, краже, о преступлениях против порядка . Гражданские дела могут быть связаны с нарушениями при распределении квартир, военной ипотеки, спорами о порядке выплаты денежного довольствия, дополнительных выплат.

В подсудность ВС входят также дела о преступлениях, совершенных сотрудниками многих федеральных органов власти. Военнослужащими также считаются лица, которые проходят службу в Железнодорожных войсках РФ, ГО, инженерно-технических и дорожно-строительных воинских формированиях.

Задачи

Задача ВС защитить права всех граждан военнослужащих и лиц к ним приравненных, а также интересы местного самоуправления, субъектов РФ, федеральных и других органов государственной власти.

Справедливое рассмотрение сложных вопросов укрепляет позитивное отношение военнослужащих к судебной системе и способствует уменьшению числа дисциплинарных проступков, а также уголовных преступлений в армии.

1. Военные суды Российской Федерации (далее - военные суды) являются федеральными судами общей юрисдикции, входят в судебную систему Российской Федерации, осуществляют судебную власть в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках, воинских формированиях и органах, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба (далее также - органы), и иные полномочия в соответствии с федеральными конституционными законами и федеральными законами.

Информация об изменениях:

Часть 2 изменена с 1 октября 2019 г. - Федеральный конституционный закон от 29 июля 2018 г. N 1-ФКЗ

2. Окружные (флотские) военные суды и гарнизонные военные суды создаются по территориальному принципу по месту дислокации воинских частей и учреждений Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов. Военные суды располагаются в открытых для свободного доступа местах.

Информация об изменениях:

Федеральным конституционным законом от 12 марта 2014 г. N 5-ФКЗ часть 3 статьи 1 настоящего Федерального конституционного закона изложена в новой редакции, вступающей в силу по истечении ста восьмидесяти дней после дня вступления в силу Закона РФ о поправке к Конституции России от 5 февраля 2014 г. N 2-ФКЗ "О Верховном Суде РФ и прокуратуре РФ"

3. Военные суды создаются и упраздняются федеральным законом. Никакой военный суд не может быть упразднен, если отнесенные к его ведению вопросы не были одновременно переданы в юрисдикцию другого суда. Численность судей военных судов устанавливается Верховным Судом Российской Федерации в пределах общей численности судей федеральных судов общей юрисдикции, установленной федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период.

4. Особенности организации и деятельности военных судов в период мобилизации и в военное время определяются соответствующими федеральными конституционными законами.

ГАРАНТ:

См. комментарии к статье 1 настоящего Федерального конституционного закона

Главная Правоохранительные органы Глава 2. Суд и судебная власть как основа правоохранительной деятельности. IV. Суды общей юрисдикции.

IV. Суды общей юрисдикции.

1. Понятие и система судов общей юрисдикции.

Суд общей юрисдикции - государственный орган отнесенный к судебной ветви власти, осуществляющий правосудие по гражданским, уголовным делам и делам возникающих из административных правонарушений, а также иным делам подсудным судам общей юрисдикции.

Система судов общей юрисдикции - совокупность судов, осуществляющих правосудие по гражданским, уголовным делам и делам возникающих из административных правонарушений, а также иным делам подсудным судам общей юрисдикции.

Система судов общей юрисдикции :

1) Верховный суд Российской Федерации

Военная коллегия Верховного суда Российской Федерации.

2) Суды субъектов Российской Федерации (верховные суды республик, краевые, областные суды, суды автономных округов, автономной области, городские суды городов федерального подчинения)

Военные (флотские) окружные суды.

3) Городские и районные суды.

Гарнизонные военные суды.

4) Мировые судьи.

2. Законодательство о судах общей юрисдикции.

Законодательство о судах общей юрисдикции - это совокупность нормативных правовых актов разной юридической силы, призванных регламентировать деятельность судов общей юрисдикции.

Система законодательства о судах общей юрисдикции:

1) Глава 7 Конституции Российской Федерации.

2) Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации.

3) Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях.

4) Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации.

5) ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации»

6) Закон Российской Федерации «О статусе судей в Российской Федерации»

7) ФКЗ «О военных судах Российской Федерации»

8) ФЗ «О мировых судьях в Российской Федерации»

3. Задачи и функции судов общей юрисдикции в Российской Федерации.

Задачи функции судов общей юрисдикции:

- Защита нарушенных или оспариваемых прав.

- Защита и охрана прав и свобод человека и гражданина.

- Деятельность по укреплению законности и правопорядка в обществе.

- Деятельность по предупреждению предупреждений преступлений и административных правонарушений.

- Деятельность по защите основ конституционного строя РФ.

- Деятельность по защите целостности и безопасности РФ.

- Деятельность по осуществлению правосудия.

- Деятельность по контролю за законностью и обоснованностью действий и решений государственных органов и должностных лиц.

- Деятельность по изучению и обобщению судебной практики.

- Деятельность по ведению и анализу судебной статистики.

- Деятельность по разъяснению законодательства.

- Деятельность по разработке предложений по совершенствованию законодательства РФ.

4. Подсудность и подведомственность в уголовном и гражданском процессе.

Подведомственность - разграничение полномочий по реализации судебной власти между различными судами (разграничение компетенции).

Подсудность - разграничение дел, которые подлежат рассмотрению по 1-ой инстанции, между конкретными судами.

По своей сути понятие подсудности отвечает на вопрос, какой конкретно суд будет рассматривать конкретное дело по 1-ой инстанции.

Подсудность в гражданском процессе подразделяется на родовую подсудность и личную подсудность.

Родовая подсудность характеризуется тем, что определение суда, в котором делу предстоит рассмотрение по 1-ой инстанции, обосновывается характером дела, его объективной стороной.

Личная подсудность характеризуется тем, что определение суда, в котором делу предстоит рассмотрение по 1-ой инстанции, обосновывается личными обстоятельствами участников процесса - их места проживания, места реализации правоотношений.

Подсудность в уголовном процессе подразделяется на предметную и местную.

Предметная подсудность характеризуется тем, что по ней происходит определение конкретного суда, в котором будет рассматриваться дело по 1-ой инстанции, основываясь на разграничении предметов ведения судов.

Местная подсудность характеризуется тем, что определение суда, в котором будет рассматриваться дело по 1-ой инстанции, основывается на территориальных характеристиках уголовного дела.

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: