Галилео галилей предстал перед судом инквизиции в каком году

Обновлено: 19.04.2024

Боль­шин­ству из нас с дет­ства зна­кома исто­рия вели­кого ита­льян­ского уче­ного, кото­рого жесто­кие инкви­зи­торы при­ну­дили к пуб­лич­ному отре­че­нию от своих убеж­де­ний. Гали­лео Гали­лею посвя­щено немало стихов, рома­нов и пьес. И каждый из чита­те­лей и зри­те­лей ставил себя на место героя и зада­вался вопро­сом: «А отрекся бы я перед лицом таких муче­ний?»

Именно с инкви­зи­тор­ским рас­сле­до­ва­нием и свя­зано самое боль­шое число мифов о «муче­нике науки», у кото­рого пыт­ками вырвали отре­че­ние, но все же не смогли сло­мить. Венцом мифо­ло­гии явля­ется якобы про­из­не­сен­ное Гали­леем «Все-таки она вер­тится!»

Боль­шин­ство пред­став­ле­ний о «муче­ни­че­стве» Гали­лея укла­ды­ва­ются в четыре яркие поэ­ти­че­ские строчки:

Низкий камен­ный свод… Крючья… Цепи… Тиски…
От жаровни с углями све­че­нье…

Рас­ка­лен­ным желе­зом скру­тило виски.
Отре­че­ния… Ждут отре­че­нья…
(Сергей Дани­лов. «Второе отре­че­ние Гали­лео Гали­лея»).

Поэ­ти­че­ский образ, конечно, кра­си­вый. Но не более того. Почему? Потому что ничего этого не было: ни рас­ка­лен­ного железа, ни низ­кого камен­ного свода. Ни даже ожи­да­ния отре­че­ния. Иными сло­вами, кем-кем, а муче­ни­ком Гали­лео не был. Однако обо всем по порядку.

Начнем с того, что Гали­лей лично знал многих видных иерар­хов като­ли­че­ской Церкви, и, более того, был в пре­крас­ных отно­ше­ниях с ними, в том числе и с кар­ди­на­лом Маффео Бар­бе­рини, позже став­шим папой Урба­ном VIII, во время прав­ле­ния кото­рого и про­изо­шло рас­сле­до­ва­ние «дела Гали­лея».

Мало того, в ряде слу­чаев като­ли­че­ская цeр­ковь ока­зы­ва­лась гораздо более тер­пи­мой к дея­тель­но­сти уче­ного, чем боль­шин­ство его коллег. В отли­чие от уни­вер­си­тет­ских про­фес­со­ров, кото­рые отка­за­лись при­знать, напри­мер, суще­ство­ва­ние спут­ни­ков у Юпи­тера (о чем гово­рил Гали­лей) и даже не удо­су­жи­лись взгля­нуть в теле­скоп, не дове­ряя какой-то «стек­ляшке», папа, на ауди­ен­цию к кото­рому был при­гла­шен Гали­лео, с боль­шим вни­ма­нием отнесся к его рабо­там…

Когда в 1616 году Гали­лей впер­вые открыто попы­тался при­влечь вни­ма­ние к идеям Копер­ника, ему было ука­зано на то, что хотя данную теорию и воз­можно рас­смат­ри­вать как инте­рес­ную мате­ма­ти­че­скую гипо­тезу, все же ее не сле­дует при­вле­кать к физи­че­скому объ­яс­не­нию мира. Подоб­ной точки зрения при­дер­жи­ва­лось и боль­шин­ство ученых того вре­мени: науч­ной счи­та­лась гео­цен­три­че­ская система мира гре­че­ского уче­ного II в. по Р.Х. Пто­ле­мея, осно­ван­ная на физике Ари­сто­теля. Хотя и соб­ственно науч­ного спора – между гео­цен­три­че­ской систе­мой Пто­ле­мея и гелио­цен­три­че­ской Копер­ника – в «деле Гали­лея» не было: про­па­ган­ди­ру­е­мая им теория Копер­ника отвер­га­лась еще (или уже?) на бого­слов­ском и даже прежде всего на фило­соф­ском уровне. В выво­дах Копер­ника инкви­зи­торы усмат­ри­вали про­ти­во­ре­чие Свя­щен­ному Писа­нию и явное «пре­вы­ше­ние науч­ных пол­но­мо­чий»: стрем­ле­ние объ­яс­нить тайны миро­зда­ния, что, по мнению сред­не­ве­ко­вых бого­сло­вов, было зада­чей, невоз­мож­ной для науки. Поэтому оппо­ненты Гали­лея – экс­перты, назна­чен­ные Свя­тей­шей Инкви­зи­цией, – не «сни­зо­шли» до рас­смот­ре­ния соб­ственно науч­ной аргу­мен­та­ции, будучи уве­рены в том, что тако­вая просто невоз­можна.

Иными сло­вами, соб­ственно науч­ный спор (Пто­ле­мей – Копер­ник) был выне­сен за скобки, что сам ученый, без­условно, пони­мал. Да и вряд ли науч­ная поле­мика при­вела бы к вызову Гали­лея в Рим и рас­смот­ре­нию его дела инкви­зи­цией: «пустя­ками» инкви­зи­торы не зани­ма­лась. И хотя сам Гали­лей ни на какие фило­соф­ские или – тем более – бого­слов­ские откры­тия не пре­тен­до­вал (в отли­чие, напри­мер, от Джор­дано Бруно), а лишь стре­мился при­влечь вни­ма­ние ученых к теории Копер­ника, в основу кон­фликта с Като­ли­че­ской Цер­ко­вью легли именно рели­ги­озно-фило­соф­ские обви­не­ния, выдви­ну­тые против фло­рен­тий­ского уче­ного.

Еще в 1616 году Гали­лею было запре­щена про­па­ганда и рас­про­стра­не­ние идей Копер­ника. Гали­лей пообе­щал – не рас­про­стра­нять и не про­па­ган­ди­ро­вать. Однако в 1633 году он опуб­ли­ко­вал книгу «Диалог о двух глав­ней­ших систе­мах мира», в кото­рой вновь зама­я­чила тень Копер­ника. Хотя пер­во­на­чально судьба даже этой книги могла быть иной. Папа Урбан VIII был не только пре­красно осве­дом­лен о гото­вя­щемся труде Гали­лея, но и обсуж­дал с ученым отдель­ные его поло­же­ния. И не просто обсуж­дал, а прямо просил своего друга Гали­лео под­черк­нуть его (папы) зна­ме­ни­тый «бого­слов­ский» довод о невоз­мож­но­сти прийти с помо­щью науки к точным заклю­че­ниям о стро­е­нии миро­зда­ния. Папа был уверен в том, что любая науч­ная (аст­ро­но­ми­че­ская) теория явля­ется лишь гипо­те­зой и никак не может пре­тен­до­вать на боль­шее, ведь разуму чело­века в прин­ципе не дано постиг­нуть тайну Бога. Сего­дня такая пози­ция папы вызы­вает в лучшем случае улыбку, однако во вре­мена Гали­лея спо­рить с пон­ти­фи­ком было небез­опасно. Поэтому ученый пообе­щал все сде­лать.

Каково же было удив­ле­ния папы, когда вместо этого в труде фло­рен­тийца с упор­ством про­дви­га­лись запре­щен­ные идеи Копер­ника! А «свет­лые мысли» самого папы не только не стали смыс­ло­вым цен­тром труда, но были вло­жены в уста ретро­града Про­стака (Сим­пли­чио). Причем таким обра­зом, что зву­чали не просто неубе­ди­тельно, но совер­шенно сме­хо­творно!

Конечно, Гали­лей гораздо лучше папы пони­мал гра­ницы сфер ком­пе­тен­ции науки и рели­гии, поэтому в книге не было ни ума­ле­ния науки, ни оскорб­ле­ния рели­гии. Однако папа – и небез­осно­ва­тельно: ему же обе­щали! – почув­ство­вал себя оби­жен­ным. Полу­ча­лось, что Гали­лей лож­ными обе­ща­ни­ями выма­нил право на пуб­ли­ка­цию книги, текст кото­рой явно отли­чался от бла­го­слов­лен­ного папой. Разве мог после этого ученый ожи­дать какой-то другой реак­ции, кроме вос­по­сле­до­вав­шей? Во-первых, Гали­лей нару­шил свое обе­ща­ние 1616 года, во-вторых – пред­пи­са­ние Декрета Индекса запре­щен­ных книг, в кото­ром учение Копер­ника было объ­яв­лено ложным. Обви­не­ния в этих двух нару­ше­ниях и стали осно­вой инкви­зи­тор­ского рас­сле­до­ва­ния. Кроме того, Гали­лей посту­пил с самим папой, мягко говоря, не по-дру­же­ски. Конечно, все это ни в коей мере не оправ­ды­вает дей­ствий инкви­зи­ции, но давайте будем реа­ли­стами: на дворе стояла первая поло­вина сем­на­дца­того века. Не так давно люди за гораздо мень­шие про­вин­но­сти лиша­лись жизни. Поэтому если и при­хо­дится чему-то удив­ляться, так это не тому, что реак­ция Вати­кана была нега­тив­ной, а тому, что она все же была… довольно мягкой! И наука здесь не при чем.

Когда папа вызвал Гали­лея в Рим, тот наивно про­дол­жал счи­тать это недо­ра­зу­ме­нием и был уверен в том, что ему удастся пере­убе­дить ста­рого друга. Поэтому вся­че­ски оття­ги­вал свой приезд, про­ду­мы­вая аргу­мен­та­цию и, веро­ятно, наде­ясь, что ситу­а­ция может раз­ре­шиться сама собой. Однако Гали­лей явно пере­оце­нил бла­го­склон­ность папы и, говоря совре­мен­ным языком, либе­раль­ность и широту его воз­зре­ний: пред­пи­са­ния явиться в Рим ста­но­ви­лись все насто­я­тель­нее и жестче. Вместе с тем, полу­чив 1 октября 1632 при­ка­за­ние при­быть в сто­лицу, Гали­лей появился в Риме только 13 фев­раля 1633 года, ссы­ла­ясь на болезнь. В скоб­ках заме­тим, что эта отсрочка не при­вела к каким-то допол­ни­тель­ным репрес­сиям со сто­роны Церкви.

По при­езде в Рим Гали­лео оста­но­вился у своего ста­рого зна­ко­мого – посла Тос­каны на вилле Медичи. Излишне гово­рить, что усло­вия жизни в посоль­стве были далеки от тюрем­ных. Правда, позд­нее, когда нача­лось соб­ственно след­ствие, ученый был пере­ве­ден в Вати­кан. Но и там не было ника­ких «низких камен­ных сводов»: Гали­лей зани­мал отдель­ные трех­ком­нат­ные апар­та­менты с при­слу­гой и видом на фрук­то­вый сад.

Отре­че­ния тоже никто осо­бенно не ждал. В том смысле, что в его неиз­беж­но­сти никто не сомне­вался. Вклю­чая самого Гали­лея, кото­рый с самого начала наста­и­вал на том, что он ни в коей мере не раз­де­лял убеж­де­ний Копер­ника! Что, конечно же, было неправ­дой; просто ученый наде­ялся, что таким обра­зом сможет «пре­дать широ­кой глас­но­сти» идеи поль­ского уче­ного. Так же посту­пали неко­то­рые авторы книг в совет­ское время, когда в мате­ри­а­лах, посвя­щен­ных кри­тике «бур­жу­аз­ной науки и фило­со­фии», хоть как-то зна­ко­мили чита­те­лей с их дости­же­ни­ями. Раз­ница, пожа­луй, состоит в том, что Гали­лей, в отли­чие от многих совет­ских ученых, был вполне искре­нен: он нико­гда не сомне­вался ни в свя­то­сти Церкви, ни в истин­но­сти ее догм. А если изу­чать исто­рию не по стихам совет­ским времен, а по доку­мен­там, вос­по­ми­на­ниям совре­мен­ни­ков и ака­де­ми­че­ским изда­ниям, то ста­но­вится вполне оче­вид­ным, что Гали­лей нико­гда не нахо­дился и не мог нахо­диться перед выбо­ром между уче­нием Копер­ника, с одной сто­роны, и Цер­ко­вью, с другой…

Итак, Гали­лей не соби­рался кон­флик­то­вать с Цер­ко­вью. Просто он считал, что осуж­де­ние Копер­ника – ошибка, в основе кото­рой – невер­ное раз­гра­ни­че­ние сфер ком­пе­тен­ции рели­гии и науки. И здесь, конечно, его пози­ция была гораздо пра­виль­нее, чем пози­ция Рим­ского пре­стола. «Я думаю, – писал Гали­лей в одном из писем, – что авто­ри­тет Свя­щен­ного Писа­ния служит тому, чтобы убе­дить людей в тех исти­нах и поло­же­ниях, кото­рые необ­хо­димы для спа­се­ния их души; а так как эти истины пре­вос­хо­дят гра­ницы чело­ве­че­ского пони­ма­ния, то ника­кая наука или же иные сред­ства, кроме гла­го­ля­щих уст самого Свя­того Духа, не могут заста­вить в них уве­ро­вать. Но я не считаю столь уж необ­хо­ди­мым верить в то, что сам Бог, Кото­рый дал нам чув­ства, пони­ма­ние и разум, хотел, чтобы мы искали науч­ные истины только в тексте Писа­ния, а не с помо­щью самой науки; к тому же в тексте его об этого рода исти­нах гово­рится слиш­ком мало и отры­вочно».

Однако когда уче­ному прямо дали понять, что копер­ни­кан­ство – далеко не самое зна­чи­тель­ное обви­не­ние из воз­мож­ных, что речь идет о серьез­ных вещах, затра­ги­ва­ю­щих основы веры, Гали­лей частично осо­знал весь дра­ма­тизм ситу­а­ции. Не исклю­чено, что он вспом­нил судьбу Джор­дано Бруно, кото­рый помимо гелио­цен­тризма, не являв­ше­гося ересью в стро­гом смысле слова, отста­и­вал истин­ность… древ­ней еги­пет­ской рели­гии! В вопро­сах веры спо­рить с инкви­зи­цией было опасно для здо­ро­вья. Поэтому, повто­ряем, без осо­бого нажима со сто­роны сле­до­ва­те­лей Гали­лео согла­сился пуб­лично отка­заться от своего учения.

Вместе с тем, Гали­лей про­дол­жал пытаться сохра­нить воз­мож­ность пуб­ли­ка­ции книги, кото­рую он готов был пере­ра­бо­тать, вклю­чив туда необ­хо­ди­мую кри­тику Копер­ника. Похоже, ученый все-таки не пони­мал до конца ни серьез­но­сти обви­не­ния, ни глу­бины обиды папы. Именно поэтому завер­ше­ние дела потре­бо­вало от него под­пи­сать и про­из­не­сти гораздо более жест­кое отре­че­ние, кото­рое для него соста­вили инкви­зи­торы. Тисков, правда, ника­ких не было и быть не могло. По сви­де­тель­ству авто­ри­тет­ного уче­ного А. Фан­толи, «почти все совре­мен­ные иссле­до­ва­тели при­знают, что угроза пыткой, осо­бенно в отно­ше­нии чело­века в таком воз­расте, как Гали­лей, была не чем иным, как чистой фор­маль­но­стью. В Риме крайне редко при­бе­гали к пыткам. В случае Гали­лея угроза огра­ни­чи­лась territio verbalis, т.е. только устной формой. В других слу­чаях суще­ство­вала воз­мож­ность дойти и до territio realis, т.е. вплоть до демон­стра­ции орудий пыток». Но не более того…

Что же каса­ется при­го­вора Гали­лею, то хотя он и был жест­ким с точки зрения воз­мож­но­сти даль­ней­шего рас­про­стра­не­ния ученым своих взгля­дов, ника­ких физи­че­ских нака­за­ний не пола­га­лось: на сле­ду­ю­щий день после огла­ше­ние при­го­вора «тюрем­ное заклю­че­ние» заме­нили пре­бы­ва­нием на тер­ри­то­рии уже извест­ного посоль­ства Тос­каны. А еще через неделю уче­ному раз­ре­шили уехать в Сиену, где он должен был нахо­диться под домаш­ним аре­стом в рези­ден­ции своего дав­него друга, архи­епи­скопа Пик­ко­ло­мини. В каче­стве епи­ти­мьи (нака­за­ния), по реше­нию суда, Гали­лей должен был в тече­ние двух меся­цев еже­дневно читать семь пока­ян­ных псал­мов. По исте­че­нии шести меся­цев папа Урбан VIII раз­ре­шил Гали­лею вер­нуться на свою виллу в окрест­но­стях Фло­рен­ции и жить там в уеди­не­нии. А в фев­рале 1638 года уче­ному было раз­ре­шено пере­ехать в его дом во Фло­рен­ции – для лече­ния. Там Гали­лей мирно почил в 1642 году. Правда, науч­ное обще­ние до конца жизни было огра­ни­чено: Рим не прощал обид…

Итак, соб­ственно науч­ный спор (Пто­ле­мей – Копер­ник) остался в сто­роне от «дела Гали­лея». Столк­но­ве­ния «двух рели­гий» (как в случае с Бруно) также не было: Гали­лей, в отли­чие от Джор­дано Бруно, не испы­ты­вал особых сим­па­тий к учению Гер­меса Три­с­ме­ги­ста и не созда­вал новой рели­гии, не сомне­ва­ясь в основ­ных дог­ма­тах като­ли­че­ской веры. (Кстати, самого Бруно Гали­лей выда­ю­щимся ученым не считал, а к его идеям в обла­сти аст­ро­но­мии отно­сился весьма скеп­ти­че­ски.)

В чем же тогда была суть кон­фликта? Нам кажется, что «дело Гали­лея» можно рас­смат­ри­вать как попытку раз­гра­ни­чить сферы вли­я­ния между рели­гией и наукой – этими двумя раз­ными спо­со­бами позна­ния мира и чело­века. И Рим­ский пре­стол, и фло­рен­тий­ский ученый при­зна­вали раз­ность этих мето­дов. При этом ни папа, ни Гали­лей не стояли перед выбо­ром: либо рели­гия, либо наука. У каждой свои задачи. Только вот «демар­ка­ци­он­ную линию» между ними участ­ники кон­фликта про­во­дили в разных местах. Рим­ский пре­стол в тра­ди­ци­он­ной для себя манере стре­мился – часто необос­но­ванно – к пол­ному кон­тролю над всеми сфе­рами чело­ве­че­ской дея­тель­но­сти. Осо­бенно ярко это про­яви­лось в поли­ти­че­ской жизни. Но и наука не стала исклю­че­нием.

А споры по поводу сфер ком­пе­тен­ции рели­гии и науки не ути­хают до сих пор…

В 1633 году в Риме состоялся процесс, после которого Галилео Галилей остаток жизни провел под строжайшим надзором. Его публичное оправдание прозвучало только почти 360 лет спустя. Вся жизнь великого ученого сегодня кажется историей борьбы за право поставить Солнце в центр мироздания.

Гелиоцентрическая система

Активные занятия астрономией, результаты которых насторожили церковь, Галилей начал в 1610-х годах, после того как сконструировал собственный телескоп. Много времени он посвящал изучению звездного неба, и в частности наблюдал фазы Венеры. В результате Галилей пришел к выводу, что это явление отвечает гелиоцентрической, а не общепринятой геоцентрической модели Вселенной.

Эти астрономические наблюдения, а вернее умозаключения, к которым пришел ученый, вызвали недовольство со стороны теологов. Галилею советовали ограничиться описанием Луны и спутников Юпитера, а не делать выводы о строении мира. Встревоженный ученый решает ехать в Рим за более серьезной поддержкой.

В столице Галилей знакомится с кардиналом Маффео Барберини, который очень высоко оценивал открытия и заслуги ученого. Позже Барберини окажется ключевой фигурой в процессе над «еретиком».

Галилей вернулся во Флоренцию, считая, что поездка прошла удачно. Но уже тогда инквизиция начала изучать его астрономические труды, пока только уточняя, насколько верны сделанные выводы.

Коперник под запретом

В начале 1616 года его вызвали к инквизитору — кардиналу Беллармино — для обсуждения системы Коперника и ее ложности. Тогда инквизиция ограничилась предписанием: Галилею было запрещено описывать или обсуждать учение польского астронома. Труд Коперника «Об обращении небесных сфер» был включен в Индекс запрещенных книг «до исправления». Правда, ересью эта работа объявлена не была.

В 1623 году очередным папой римским стал уже упоминавшийся кардинал Барберини — он принял имя Урбана VIII. Человек прекрасно образованный и просвещенный, он дал надежду на то, что теперь инквизиция перестанет быть столь строгой. Но для Галилея это оказалась всего лишь надежда.

Недовольство нарастает

Поводом к началу очередного процесса инквизиции против Галилея стала публикация книги ученого «Диалог о двух главнейших системах мира — птолемеевой и коперниковой». Фактически она была напечатана в обход цензуры — ссылаясь на различные обстоятельства, Галилей не представил на проверку полный текст. А цензоры, не особенно вникая, допустили труд к печати по фрагментам.

На фоне обострившихся политических проблем папе римскому надо было укрепить свою репутацию «охранника католической веры», и «Диалоги» дали повод начать показательный процесс.

В 1632 году для рассмотрения книги Галилея была образована специальная комиссия, которую курировал Франческо Барберини, кардинал, племянник Урбана VIII. Он благоволил Галилею и понимал, что обвинение ученого в ереси повлечет серьезное наказание.

В итоге комиссия все же пришла к выводу о виновности Галилея. Галилей в «Диалогах» рассматривал гелиоцентрическую систему не как гипотезу, а как истину. Этого церковь простить не могла. В октябре 1632 года Галилей получил предписание прибыль в Рим, где инквизиция готовила суд.

И все-таки она вертится?

Есть мнение, что инквизиция обошлась с Галилеем довольно жестоко. На самом деле в период допросов и ожидания приговора ученый жил в посольстве Тосканы, мог гулять, вести переписку, даже еду для него готовили повара посольства. Пытки к нему, скорее всего, не применялись: инквизиция не пытала пожилых и больных заключенных.

Среди судей, которые занимались делом Галилея, были те, которые ему явно симпатизировали. Но, несмотря на все попытки смягчить приговор, ученого признали сильно подозреваемым в ереси, в чем он и покаялся публично.

22 июня 1633 года прошло отречение. Оставшиеся годы (Галилей умер в 1642 году) ученый был под домашним арестом. Он не мог посещать большие города, принимать посетителей, инквизиция строго контролировала его.

А ставшая крылатой фраза «И все-таки она вертится», скорее всего, принадлежит все-таки не Галилею. Впервые она упоминается в хрестоматии Джузеппе Баретти, опубликованной в 1757 году.

Четыре столетия назад итальянский ученый Галилео Галилей поставил свою свободу и жизнь на кон, чтобы убедить религиозные круги в том, что коперниковская модель Солнечной системы, в которой Земля и другие планеты вращаются вокруг Солнца, представляет собой реальность.

Богословы пришли к выводу, что движущаяся Земля и неподвижное Солнце вступали в конфликт с буквальными интерпретациями Писания и с геоцентрической моделью Птолемея , которая была принята как истина. Отрицатели приводили, например, книгу Иисуса Навина , в которой по просьбе Навина Бог повелел солнцу, а не земле, стоять неподвижно над древним Ханаанским городом Гаваоном.

Инквизиция Галилея запущена при Папе Римском

Галилей , однако, продолжал публиковать свою книгу "Диалог о двух главных мировых системах", в которой он высмеивал тех, кто отказывался принять систему Коперника . 12 апреля 1633 года главный инквизитор отец Винченцо Макулано , назначенный Папой Урбаном VIII , начал инквизицию Галилея и приказал астроному явиться в Святую палату, чтобы начать судебный процесс.

Суд над Галилеем, человеком, которого Альберт Эйнштейн назвал "отцом современной науки", состоялся в три заседания — 12 апреля, 30 апреля и 10 мая 1633 года. Приговор был вынесен 22 июня.

На первом заседании "прокурор" Макулано внес предупреждение, вынесенное против Галилея 17 лет назад, в котором Галилею было приказано генеральным комиссаром церкви отказаться от своих коперниканских идей и никоим образом не защищать и не учить их. Этот документ был очень важен, так как в своей книге (опубликованной в 1632 году) Галилей представил аргументы в пользу модели Коперника. Хотя он добавил предисловие, которые, по-видимому, подразумевало, что никто не мог решить, какая из двух моделей была правильной.

Когда его спросили, какие инструкции он получил в 1616 году, Галилей ответил: "сеньор кардинал Беллармино [который был главным теологом Святой канцелярии] сказал мне, что поскольку мнение Коперника абсолютно противоречило Священному Писанию, оно не может быть защищено, но может быть принято и использовано в контексте предположения". Галилей даже предъявил копию письма, переданного ему Беллармино , в котором говорилось об этом.

С чисто юридической точки зрения это привело доказательства, оправдывающие Галилея , поскольку он в своей книге не защищал Коперника , а лишь приводил его версию.

Но специальная комиссия, назначенная для понимания, нарушил ли он запрет на проведение, преподавание или защиту учения Коперника каким-либо образом, выпустила доклад, заключающий, что при написании книги Галилей не подчинился предписанию. Один из членов церкви, иезуит Мельхиор Инхофер , утверждал, что Галилей " горячо твердо придерживается" мнения Коперника, и "действительно так считает".

Несомненно, чувствуя себя запуганным и опасаясь за свою жизнь, Галилей затем признал, что в некоторых частях его книги аргументы в пользу Коперника оказались сильнее, чем они должны были быть, из-за, как он сказал, "тщетных амбиций, чистого невежества и непреднамеренности". Он предложил внести изменения в книгу, а также попросил о снисхождении, учитывая его возраст и немощь.

Галилей осужден и вынужден отказаться от своей работы

22 июня 1633 года Галилею было приказано преклонить колени, так как он был "сильно заподозренным в ереси". Он был вынужден полностью отказаться от ложного мнения Коперника и прочесть заявление, в котором он отрекся от большей части своего жизненного труда.

Галилео Галилей был уважаемым современниками ученым, сумевшем с помощью примитивного телескопа сделать множество астрономических открытий. Все они подтверждали теорию Коперника, состоящую в том, что Земля не является центром мироздания.

Следует сказать, что католическая церковь сначала терпимо относилась к «коперникианству», но с ростом популярности теории, противоречащей библейским текстам и принятой тогда Птолемеевской геоцентрической системе мира, решило пресечь это научное течение.

Галилео Галилей был на тот момент самым известным последователем теории Коперника. Более того, он сумел издать книгу, в которой пропагандировались еретические идеи. Чтобы осуществить задуманное ему пришлось пойти на обман. Книга называлась «Диалог о двух главнейших системах мира – птолемеевой и коперниковой».

Ознакомившись с ней, каждый вдумчивый читатель понимал, что птолемеевская система, согласно которой Земля является центром мироздания, несостоятельна. Между тем Галилей своим цензорам и в том числе Папе Римскому, предоставил лишь предисловие и заключение, объявив содержание книги антикоперникианским.

Появление этой книги ускорило начало гонений на ученого. Галилей надеялся, что Папа Урбан VIII отнесется к его уловке снисходительно, но тот воспринял книгу как личное оскорбление. Считается, что в участнике книжного диалога простаке Симпличио, он узнал самого себя и свои аргументы, которые приводил в защиту системы Птолемея при личных встречах с Галилеем.

Книга была запрещена, а римский Папа инициировал создание инквизиционной комиссии. 1 октября 1632 года Галилея вызвали в Рим на суд Инквизиции по подозрению в ереси. Суд длился несколько месяцев. Галилея заперли в темнице, есть данные, что его подвергали «строим испытаниям», то есть пытали.

16 июня 1633 года был представлен итоговый документ обвинения, в котором были собраны накопившиеся за долгие годы прегрешения ученого.Галилей был поставлен перед выбором – отречься от «заблуждений» и покаяться, либо разделить участь Джордано Бруно и многих других еретиков. И ученый выбрал покаяние и жизнь. Официальное отречение от ереси, он произнес 22 июня, по тексту, заранее подготовленному инквизиторами.

Ученому подарили жизнь, а милостью Папы Римского тюремное заключение было заменено на домашний арест. До конца жизни инквизиция следила ним. Даже при кончине Галилея присутствовали два ее представителя. Скончался ученый 8 января 1642 года.

Произносил ли он знаменитые слова «А все-таки она вертится!» науке не известно.

Дело Галилея: гениальный ученый, ставший еретиком

Галилей родился в 1564 году в итальянском городе Пиза. В 18 лет он последовал совету отца и стал изучать медицину в Пизанском университете. Именно здесь Галилей заинтересовался физикой и математикой. Однако из-за финансовых проблем начинающему ученому пришлось оставить университет, что не помешало ему самостоятельно исследовать механику.

В 1586 году он написал свою первую научную работу «Маленькие гидростатические весы».

В 1589 году Галилей вернулся в Пизанский университет в качестве преподавателя математики. К этому времени относятся знаменитые опыты Галилея, которые он ставил, бросая различные тела с Пизанской башни, чтобы проверить, падают ли они в соответствии с учением Аристотеля — тяжелые быстрее, чем легкие.

Позднее Галилей перешёл в Падуанский университет, где преподавал геометрию, механику и астрономию. Это время когда Галилей начал совершать научные открытия. Он заложил основы современной механики, выдвинул идею об относительности движения, установил законы инерции, свободного падения и движения тел по наклонной плоскости, сложения движений; открыл изохронность колебаний маятника; первым исследовал прочность балок.

Историческая справка:

Основа мировоззрения Галилея — признание объективного существования мира, то есть его существования вне и независимо от человеческого сознания. Мир бесконечен, считал он, материя вечна. Во всех процессах, происходящих в природе, ничто не уничтожается и не порождается — происходит лишь изменение взаимного расположения тел или их частей. Материя состоит из абсолютно неделимых атомов, её движение — единственное, универсальное механическое перемещение. Небесные светила подобны Земле и подчиняются единым законам механики. Всё в природе подчинено строгой механической причинности. Подлинную цель науки Галилей видел в отыскании причин явлений. Он считал, что познание внутренней необходимости явлений есть высшая ступень знания. Исходным пунктом познания природы Галилей считал наблюдение, основой науки — опыт.

С 1606 года Галилей серьезно занялся астрономией и создал телескоп с увеличением в 32 раза. В ночь на 7 января 1610 года он направил телескоп на небо. Когда ученые подробно рассмотрел лунную поверхность, то пришел к мысли о том, что она похожа на Землю, а это противоречило религиозным догмам и учению Аристотеля об особом положении Земли среди небесных тел.

Галилей открыл четыре спутника Юпитера, что также не соответствовало учению Аристотеля. Он выяснил, что Солнце вращается вокруг своей оси. Галилей сделал вывод, что вращение вокруг оси свойственно всем небесным телам и о том, что гелиоцентрическая система мира, предложенная Коперником, является единственно верной.

В марте 1610 года Галилей выпустил в свет научную работу под названием «Звездный вестник», которая принесла ему славу во всей Европе. Более того, тосканский герцог Козимо II Медичи сделал Галилею предложение занять должность придворного математика, которое ученый с удовольствием принял. Покровительство герцога позволило Галилею пропагандировать учение Коперника.

Процесс

В 1613 году стало известно письмо Галилея к аббату Кастелли, в котором он защищал взгляды Коперника. Письмо послужило поводом для прямого доноса на Галилея в инквизицию.

В 1616 году одиннадцать известных богословов рассмотрели учение Коперника и пришли к выводу о его ложности. Галилея вызвали в Рим и потребовали прекратить пропаганду своих взглядов, чему он вынужден был подчиниться.

Ему удалось защититься от обвинений в ереси, однако 5 марта 1616 был опубликован декрет Священной Конгрегации по вопросам веры, в котором учение Коперника объявлялось еретическим, а его сочинение «О вращении небесных сфер» внесли в «Индекс запрещенных книг».

Имя Галилея не упоминалось, но Священная Конгрегация поручила ведущему римскому теологу кардиналу Беллармину «увещевать» Галилея и внушить ему необходимость отказаться от взгляда на теорию Коперника как на реальную модель, а не как на удобную математическую абстракцию. Галилей вынужден был подчиниться, он больше не мог заниматься научной деятельности, поскольку в рамках аристотелевских традиций он эту работу не мыслил.

В 1632 году вышла в свет книга «Диалог о двух главнейших системах мира — птолемеевой и коперниковой». Книга написана в форме диалога между двумя сторонниками Коперника и одним приверженцем Аристотеля и Птолемея.

Несмотря на то, что издание книги было разрешено папой Урбаном VIII, другом Галилея, через несколько месяцев продажу книги запретили, а Галилея вызвали в Рим на суд, куда он прибыл в феврале 1633 года.

Следствие тянулось с 21 апреля по 21 июня 1633 года. 22 июня почти на том же самом месте, где Джордано Бруно выслушал смертный приговор Галилею, стоя на коленях, пришлось произнести предложенный ему текст отречения.

В последние годы жизни ему пришлось работать в тяжелейших условиях. На своей вилле Арчертри во Флоренциии он находился под домашним арестом и постоянным надзором инквизиции. Ему не разрешалось посещать город, то есть Рим. В 1634 году умерла любимая дочь Галилея, ухаживавшая за ним.

Галилей пишет «Беседы и математические доказательства…», где излагает основы динамики. В мае 1636 года учёный ведёт переговоры об издании своего труда в Голландии, а затем тайно переправляет туда рукопись. Вскоре он теряет зрение. «Беседы…» выходят в свет в Нелей-де в июле 1638 года, а в Арчертри книга попадает почти через год — в июне 1639 года.

Галилео Галилей умер 8 января 1642 года, его похоронили в Арчертри, без почестей и надгробия. В 1737 году была исполнена последняя воля Галилея — его прах был перенесён в монашеский придел собора Санта Кроче во Флоренции, где 17 марта он был торжественно погребён рядом с Микеланджело.

Реабилитация

В 1981 году папа Иоанн Павел II учредил специальную комиссию из богословов, историков и ученых, задачей которой было установить, не были ли допущены ошибки в следствии над Галилеем. Спустя несколько лет комиссия во главе с президентом папского Совета по культуре кардиналом Полем Пупаром предоставила результаты своей работы.

31 октября 1992 года сам понтифик официально признал, что в суде над астрономом инквизицией были допущены ошибки, реабилитировал Галилея, публично принес извинения ученому и вернул ему «право быть законным сыном церкви». Выяснилось, что в течении девяти лет, до самой кончины, Галилей направлял послания римскому папе, опровергая приписываемое ему безбожие.

Неожиданная версия

Найденное не так давно в ватиканских архивах письмо доказывает, что папа римский Урбан VIII настаивал на скором разрешении дела Галилео Галилея и волновался за состояние здоровья ученого. Письмо обнаружил в архивах «Святой инквизиции» (сегодня Конгрегация вероучения) профессор Фрайбургского университета (Германия) Франческо Беретта.

Документ, датированный 22 апреля 1633 года, представляет собой послание комиссара инквизиции Винченцо Макулано да Фиренцуолы кардиналу Франческо Барберини. Автор письма передает кардиналу Барберини озабоченность папы Урбана VIII здоровьем обвиненного в ереси астронома и просит поскорее завершить следствие по делу Галилея.

По словам секретаря Конгрегации вероучения архиепископ Анджело Амато, вышедшая в 1610 году книга Галилея «Звездный вестник»" была встречена с восторгом не только астрономом Иоганном Кеплером, но и автором григорианского календаря иезуитом Клавиусом. На страницах этой книги Галилей изложил гелиоцентрическую картину устройства мира.

По словам архиепископа Амато, оппоненты Галилея в полемике с ним стали ссылаться на Писание, что вынудило инквизицию вмешаться в спор. Прелат призвал отказаться от окружающей имя Галилея легенды, согласно которой «он был помещен в карцер и подвергался пыткам». «Живя в помещении инквизиции около 20 дней, он получил в свое распоряжение комнату адвоката, одного из самых высоких должностных лиц инквизиции; ему прислуживал его собственный слуга», — подчеркнул архиепископ. Затем Галилей жил на вилле Медичи — резиденции флорентийского посла в Риме. По окончании суда Галилей был помещен под домашний арест и продолжил свою научную работу.

Видеодосье:

Великий ученый Галилео Галилей (документальный фильм)

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: