Формы и виды правосудной деятельности и их правовая основа

Обновлено: 24.04.2024

Правосудие-это осуществляемое в процессуальном порядке правоприменительная деятельность судов по рассмотрению уголовных, административных и арбитражных дел в суд. заседаниях и в целях защиты и охраны прав и интересов граждан, организаций.

Правосудие-это одно из направлений гос.деятельности –относится к числу важнейших полномочий судебной власти. Правосудие осуществляется путем рассмотрения конкретных дел в судебных заседаниях и принятия судом решений в соответствии с законом. В судебном заседании принимают участие лица и организации, заинтересованные в исходе дела,пользующиеся равными правами. В ходе судебного заседания исследуются доказательства для установления истинных обстоятельств дела. В системе правоохранит.деятельности а также в с составе полномочий судебной власти правосудие занимает центр.место.

Признаки праовосудия: осуществляется только судом (вид гос.деятельности по реализации судебной власти) ; регламентация особого процессуального порядка в деятельности суда по рассмотрению и разрешению конкретных дел; способы осуществл.деятельности указанные в законе.

Правосудие подразумевает деятельность суда, который рассматривает правовые конфликты и правонарушения. По областям регулируемых отношений правонарушения бывают гражданские, уголовные, трудовые, административные, процессуальные.

Формы правосудия: обычные и особые. Правосудие осуществляемое в обычных формах - это деятельность суда (мирового и арбитражного суда) по рассмотрению уголовных и гражданских дел в первой , апелляционной и кассационной инстанциях , а также в порядке надзора и по вновь открывшимся обстоятельствам , направленная на установление виновности подсудимых , применение к ним мер наказания либо оправдание невиновных. Особых форм правосудия две. Во- первых это деятельность суда по рассмотрению дел об административных нарушениях, направленная на установление виновности лица в совершении правонарушения. Во вторых – осуществляемая в пределах предоставленных полномочий деятельности Конституц суда РФ.

Вид правосудия – это понятие, которое тесно связано с понятием "форма судопроизводства". Такое обстоятельство объясняется тем, что правосудие должно реализовываться в конкретных, процессуальных формах, которые предусмотрены законом. Эти формы еще именуются видами судопроизводств.

Перечень видов судопроизводства определен в статье 118 Конституции РФ По данной теме мы уже выполнили реферат Конституция РФ подробнее и дублируется в части три первой статьи закона РФ "О судебной системе РФ". Согласно этим документам судебная власть осуществляется посредством:

  • конституционного,
  • гражданского,
  • административного,
  • уголовного судопроизводства.

В реальной судебной действительности к вышеперечисленным формами правосудия добавляется еще арбитражная форма, которая регулируется Арбитражным процессуальным Кодексом РФ По данной теме мы уже выполнили реферат Арбитражные суды РФ подробнее .

Кроме того, каждый из вышеназванных видов правосудия имеет свою процессуальную форму, котрая закреплена:

  • гражданское — ГПК РФ,
  • уголовное — УПК РФ По данной теме мы уже выполнили курсовую работу Уголовное право. Общая часть подробнее ,
  • административное — КАС РФ,
  • конституционное – закон о Конституционном суде По данной теме мы уже выполнили курсовую работу Конституционное право подробнее .

Готовые работы на аналогичную тему

Правосудие – это компетентная деятельность уполномоченных государственных органов (судов), заключающаяся в рассмотрении и разрешении гражданских, уголовных, административных, а также арбитражных дел, осуществляемая в специальном процессуальном порядке, предусмотренном законом. Правосудие всегда ассоциируется у граждан со справедливостью, объективностью, обоснованностью.

Особенности форм

В деятельности федерального суда общей юрисдикции По данной теме мы уже выполнили реферат " Федеральные суды общей юрисдикции (структура) подробнее , а также мирового судьи выделяются два вида юридической деятельности:

  • рассмотрение и разрешение судом в судебных заседаниях дел, носящих гражданский характер (о наследстве, алиментах, задолженностях по ЖКХ и др.);
  • рассмотрение судом уголовных дел и применение к виновным мер наказания или же оправдание невиновных.

Правосудие по гражданским и уголовным делам понимается как деятельность судов общей юрисдикции по рассмотрению, разрешению дел, которые отнесены к их компетенции гражданским и уголовным процессуальным законодательством. Гражданское и уголовное правосудие осуществляется судами общей юрисдикции, в систему которых входят районные и городские суды, суды субъекта, а также Верховный суд РФ По данной теме мы уже выполнили реферат Верховный суд РФ подробнее .

Кроме судов общей юрисдикции в стране существуют арбитражные суды. Их деятельность также подпадает под определение правосудия. Компетенция арбитражных судов связана с разрешением экономических споров между субъектами предпринимательской деятельности и ряд иных дел, например, о банкротстве физических и юридических лиц.

Арбитражное правосудие осуществляется арбитражными судами, в систему которых входят арбитражные суды субъекта, апелляционные арбитражные суды, кассационные арбитражные суда, а также Верховный суд РФ.

Деятельность Конституционного суда По данной теме мы уже выполнили курсовую работу Конституционный Суд подробнее связана с разрешение вопросов, касающихся действия Конституции РФ. Главным судебным органом в данной сфере является Конституционный суд По данной теме мы уже выполнили реферат Конституционный Суд РФ подробнее . К его компетенции относится:

  • разрешение дел о соответствии Конституции РФ определенных федеральных законов, их отдельных статей и смыслов отдельных статей и положений, придаваемых им правоприменительной практикой;
  • разрешение споров о компетенциях между органами государственной власти (федеральными и региональными, федеральными и федеральными);
  • разрешение жалоб граждан и организаций на нарушение их конституционных прав и свобод путем проверки конституционности закона, примененного судом (иным государственным органов) по конкретному делу.

Кроме того в каждом субъекте РФ существует специальный уставный суд, уполномоченный рассматривать споры о соответствии законов субъекта соответственно уставу или конституции субъекта.

Правосудие – это компетентная деятельность уполномоченных государственных органов (судов), заключающаяся в рассмотрении и разрешении гражданских, уголовных, административных, а также арбитражных дел, осуществляемая в специальном процессуальном порядке, предусмотренном законом.

Правосудие должно ассоциироваться у граждан со справедливостью, объективностью, обоснованностью.

Через признаки можно дать обстоятельное определение для такого понятия, как правосудие. Каждый признак отражает важную характеристику правосудия, отличающую ее от иных видов деятельности, в том числе правовой.

К основным признакам правосудия следует отнести:

  • осуществление правосудия специальным государственным органом, а именно - судом. Данный принцип обозначает, что в нашей стране не допускается создание чрезвычайных или иных судилищ, не предусмотренных федеральным законом;
  • особый правовой статус судей, гарантирующий их независимость. Каждый судья неприкосновенен и может быть привлечен к уголовной ответственности только в специальном порядке. Судья имеет хорошие социальные гарантии: высокую заработную плату, длинный отпуск, достойную пенсию;
  • правосудие осуществляется в форме гражданского, конституционного, уголовного, административного и арбитражного судопроизводства. Иных форм для осуществления правосудия законом не предусмотрено;
  • решения и определения суда носят общеобязательный характер. Данный принцип обозначает, что решения любого суда должны исполняться под угрозой наказания.

Значение правосудия и его признаков

Правосудие касается принятия решений только по кардинальным вопросам в области реализации:

  • социальных;
  • экономических;
  • политических;
  • иных личных прав и свобод граждан и организаций.

Именно за правосудием закреплена функция признания лица виновным в совершении преступления, а также назначения соответствующей меры наказания. Такое же право принадлежит правосудию при определении юридических последствий по гражданским спорам. Правосудие также основной способ разрешения споров в сфере экономической деятельности, между организациями и предпринимателями.

Существование качественного правосудия говорит об общем высоком уровне правосознания и правовой культуры в государстве.

Только стабильно работающая судебная система способна помочь гражданам и организациям в отстаивании ими своих прав и свобод. Судебная власть – это одна из трех ветвей власти, имеющей собственное принципиальное значение для любого гражданского общества.

Акт правосудия (решение по гражданскому делу или приговор по уголовному) обладает признаком общеобязательности. Это значит, что акт правосудия является обязательным для всех органов государственной власти, юридических и физических лиц и должны исполняться на всей территории страны после вступления его в законную силу.

Готовые работы на аналогичную тему

Неисполнение обязанным лицом судебного решения или производство действий по воспрепятствованию исполнению решения может повлечь применение санкций. К примеру, согласно статье 315 УК РФ По данной теме мы уже выполнили дипломную работу Ст. 313 УК РФ подробнее злостное неисполнение государственным или иным служащим судебного решения или приговора, а также воспрепятствование его исполнению может повлечь наложение штрафа до двух лет или лишения свободы сроком до двух лет.

Правосудие не может быть признано правоохранительной деятельностью, так как отличается от деятельности правоохранительных органов, основная задача которых заключается в раскрытии, расследовании и пресечении преступлений. Задача суда – установить истину, разрешить спор между сторонами обвинения и защиты.

Нужны еще материалы по теме статьи?

Воспользуйся новым поиском!

Найди больше статей и в один клик создай свой список литературы по ГОСТу

Автор этой статьи Дата написания статьи: 25.09.2017

Виктория Вячеславовна Быстрова

Эксперт по предмету «Право и юриспруденция»

Автор24 - это сообщество учителей и преподавателей, к которым можно обратиться за помощью с выполнением учебных работ.

Судебная деятельность — это государственная профессиональная юридическая деятельность, осуществляемая судьями на основе принципов гласности и независимости, регламентированная нормами права, имеющая своей целью защиту интересов и прав граждан, государственного и общественного строя.

Согласно Конституции РФ, вся государственная власть в стране делится на законодательную, судебную и исполнительную. Независимая и сильная судебная власть является важнейшей гарантией формирования гражданского общества и правового государства. Деятельность органов судебной власти (судебная деятельность) является одним из основополагающих видов деятельности государства, без которого не может существовать ни один общественный строй.

Осуществление правосудия в Российской Федерации происходит только через суд, судебная власть реализуется посредством конституционного, уголовного, административного и гражданского судопроизводства. Судебная система устанавливается главным законом государства — Конституцией РФ. Создание чрезвычайных судов не допускается. Финансирование судов, согласно федеральному законодательству, должно обеспечивать возможность полного и независимого осуществления правосудия и производится только из федерального бюджета.

Независимость составной части государственной судебной власти определяется независимостью судей, в которой выделены 2 принципа:

  • судья при осуществлении правосудия является независимым лицом;
  • судья при осуществлении правосудия обязан строго соблюдать действующие законы и законодательство.

Особенности организации судебной деятельности

Основной признак судебной власти — ее самостоятельность и независимость. Судебная деятельность существует не «сама по себе», в отрыве от деятельности других ветвей власти, она связана с законодательной и исполнительной властью. Принцип разделения властей обеспечивает сбалансированность полномочий и мер взаимного контроля и не допускает, чтобы какая-либо другая ветвь власти присвоила полномочия судебной власти.

Готовые работы на аналогичную тему

Государственная власть, состоящая из трех ветвей власти, выполняющих каждая свои функции, составляет одно целое, поэтому все три ветви должны действовать слаженно. Законодательная власть издает законы, которые являются обязательными для исполнения всеми, в том числе судьями и судами, упраздняет и учреждает конкретные суды, определяет финансирование судов.

Суды могут оказывать влияние на деятельность органов законодательной власти, в частности они: могут признать тот или иной закон неконституционным; могут признать незаконным решение исполнительного органа. Судебная правоприменительная деятельность, в отличие от деятельности исполнительных и законодательных органов власти, является четко регламентированной правовыми нормами.

Формы судебной деятельности:

  • внутренняя — процедурно-процессуальная;
  • внешняя — правоотношения по разрешению и вынесение судебных актов.

Субъектами судебной деятельности являются суды, судьи, работники аппаратов судов. Предмет судебной деятельности — это применение норм права для восстановления нарушенных прав и законных интересов организаций, граждан, урегулирование спорных правоотношений. Судебная деятельность относится к юридической деятельности, обладает всеми ее характерными чертами. В то же время для судебной деятельности присущи некоторые отличительные признаки.

Признаки судебной деятельности:

  • является государственной деятельностью, осуществляется органами судебной власти, функционирующими на основании Закона;
  • осуществляется специальными субъектами правоотношений (судьи, работники судов);
  • четкая регламентация судебной деятельности в соответствии с законодательством.

Судебная деятельность должна строиться исключительно на принципах гласности и прозрачности, независимости судей в осуществлении своей деятельности. Основной целью судебной деятельности является защита интересов и прав граждан, общественного и государственного строя.

Организационная деятельность суда заключается в управлении председательствующим судьей в рамках своих полномочий ходом судебного процесса в соответствии с требованиями уголовно-процессуального закона.

Регулирование порядка организации судебной деятельности

Правовые отношения в обществе регулируются с помощью правовых механизмов. Функция правового регулирования относится к государственной сфере. Посредством этой функции поведение участников общественных отношений приводится в соответствие к нормам права, обязательность и легитимность исполнения которых обеспечивается возможностями применения властной силы государства и поддерживается обществом.

Государство, обладая монополией на правоохранительную и правоприменительную деятельность, осуществляет правовое регулирование порядка организации судебной деятельности. В центре такого регулирования находится правовой статус составляющих судебную систему элементов.

Судебная система определяет характерные черты и место органов судебной власти в целостной системе органов государства, раскрывает горизонтальные и вертикальные линии взаимодействия органов, составляющих судебную систему. Судебная система включает совокупность, состав полномочий, функции судебных органов, как особой компетенции судебной власти, методы осуществления этих функций.

Правовой статус судебных органов предполагает закрепление его процедур, форм, методов соответствующей организации деятельности его должностных лиц и структурных подразделений. Государство в целях нормализации общественных отношений оказывает на них регулирующее воздействие путем закрепления своей воли в нормативно – правовых актах, использования судебной власти, организующей судебной деятельности. Пути такого урегулирования содержатся в соответствующих государственных актах.

Любой государственный орган при реализации государственной власти выполняет присущие ему функции. Они предопределяются функциями государства, под которыми понимаются направления его деятельности, обусловленные объективными потребностями общественной жизни и задачами, стоящими перед государством.

Функции государственных органов по своему содержанию подчинены функциям государства. Если в функциях государства выражается содержание его деятельности в целом, то в функциях отдельного государственного органа – содержание относительно обособленной части государственного механизма.

Правоохранительную функцию государства осуществляют все государственные органы. Чтобы не возникло сомнений, в какой мере тот или иной государственный орган отражает ту или иную сторону правоохранительной функции государства, необходимо четкое законодательное закрепление за ними их функций. В отношении судов так и сделано. В ст. 4 Закона «О судоустройстве и статусе судей в Республике Беларусь» сказано, что суды осуществляют правосудие.

Указание в законодательстве на то, что правосудие осуществляется только судом, является органически необходимым. Его отсутствие свидетельствовали бы о том, что органы законодательной власти не провели до конца тот подход, который они использовали в отношении других государственных органов, например, органов исполнительной власти. Наличие в законе нормы о том, что правосудие осуществляется только судом, означает, что правосудие включено в систему государственных функций; для его реализации государство специально создает суды; государство гарантирует не возлагать функцию правосудия на другие специально созданные государственные органы; наиболее важные с точки зрения государства юридические конфликты будут разрешаться судом, вне желания сторон рассмотреть возникший конфликт другим государственным органом, а не судом.

Правосудие – это функция суда. Но чтобы эта функция была реализована, суды должны быть наделены компетенцией. Компетенция (от лат. competo – добиваюсь, соответствую) означает: 1) круг полномочий, предоставленных законом конкретному органу или должностному лицу; 2) знания и опыт в той или иной области.

Компетенции суда присущ объективно-субъективный характер. Объективный – поскольку компетенция суда зависит от экономического состояния общества, а субъективный – потому что проходит через сознание человека и закрепляется в нормативно-правовых актах. Наделение суда компетенцией, отвечающей политическим, экономическим и социальным условиям жизни общества, является одной из важнейших предпосылок эффективного использования всех возможностей государства в руководстве социальными процессами.

Устанавливая компетенцию судов, государство тем самым определяет место судов в системе органов государственной власти. Причем, для разрешения стоящих перед судами задач, необходимо, по возможности, устанавливать стабильную компетенцию. Однако это не означает, что компетенция суда не должна меняться на протяжении длительного времени. Механизм осуществления функции правосудия должен быть гибким, способным реагировать на меняющиеся общественные отношения.

Компетенция суда устанавливается в законодательстве. Суд не только вправе, но и обязан осуществлять ту компетенцию, которая на него возложена государством. Он не должен уклоняться от выполнения своей компетенции, равно как и выходить за ее пределы, а также перелагать ее на другие государственные органы и общественные организации. В своей деятельности суды не вправе подменять друг друга, иначе это явится нарушением их компетенции.

Компетенция суда проявляется в деятельности суда. Всякая деятельность, в том числе и судебная, включает в себя определенные компоненты. Судебная деятельность – это совокупность действий суда, совершаемых в определенной последовательности и образующих судебный процесс, который можно разделить на конкретные стадии (части).

Таким образом, правосудие – это правоприменительная деятельность суда. При этом правовые нормы образуют основу судебной деятельности, организуют осуществление функции правосудия, придают ей определенную направленность. Правовые нормы являются основным, фундаментальным регулятором правосудия. Право в наибольшей мере вторгается в деятельность по реализации правосудия. Оно упорядочивает поведение субъектов как носителей общественных отношений.

В законодательстве последовательно проводится идея, что правосудие – правоприменительная деятельность суда. Так, в ст. 4 Закона «О судоустройстве и статусе судей в Республике Беларусь» от 13 января 1995 г. сказано: «Суды осуществляют правосудие в точном соответствии с законодательством», а в ст. 9 говорится, что судьи подчиняются только закону.

Итак, при рассмотрении и разрешении судом дел осуществляется правоприменительная деятельность. Но лишь наиболее важные стороны правосудия подвергнуты правовому регулированию. В остальном государство доверяет суду действовать по своему усмотрению, опираясь на индивидуальное сознание судьи. Каждый шаг суда невозможно подробно регламентировать. Именно поэтому в ряде случаев в законе содержатся лишь общие рекомендации о его деятельности. Тем самым ему предоставляется определенная свобода в выборе варианта поведения. В таких случаях суд использует свое усмотрение. Причем решение, принятое судом исходя из своего усмотрения, влечет те же правовые последствия, что и решение, принятое на основе конкретного правового предписания.

Судебное усмотрение базируется на нормах права. Для обеспечения целесообразного и справедливого судебного решения необходимо сочетание норм права и судебного усмотрения, ограниченного их пределами. Роль судебного усмотрения при осуществлении правосудия определяется уровнем детализации правового регулирования, который избрал законодатель. Этот уровень будет неодинаков и зависит от важности той или иной сферы общественных отношений, подвергаемых правовому регулированию.

Судебное усмотрение выступает, по крайней мере, в двух формах: 1) когда суд из нескольких конкретных правовых норм выбирает одну и применяет ее; 2) когда конкретных правовых норм нет, а существует только общая норма и задача суда состоит в том, чтобы, применив ее, не выйти за пределы регулятивных возможностей этой нормы.

Вместе с тем, от того что суд использует судебное усмотрение, правосудие не перестает быть правоприменительной деятельностью.

Следует отметить, что судебная власть в государстве распространяется или, по крайней мере, должна распространяться на все юридические конфликты, которые объективно требуют ее вмешательства. Специфика юридических дел лежит в основе формирования конкретного вида правосудия. Внешне это проявляется в определенном порядке рассмотрения дела. Характер дела и порядок его разрешения образуют вид правосудия. В итоге правосудие – это деятельность суда по рассмотрению дел, отнесенных к его компетенции.

Исходя из уровня развития действующего законодательства существуют следующие виды правосудия:

– по уголовным делам;

– по гражданским делам;

– по хозяйственным делам;

– по делам об административных правонарушениях;

– по конституционным делам.

Уголовные дела – это дела о совершенных преступлениях, которые расследованы и рассмотрены компетентными органами и должностными лицами.

Гражданские дела – это дела по спорам, возникающим из гражданских, семейных, трудовых, патентных правоотношений и др.

Дела об административных правонарушениях разнообразны. Они рассматриваются многими административными органами государства (органами МВД, таможенными органами, органами санитарного надзора и др.). Некоторые из административных правонарушений рассматривают суды: о мелком хулиганстве, о мелком хищении государственного имущества и др. Только суд может применять арест в качестве меры административного взыскания.

Все эти дела рассматривают суды общей юрисдикции. Рассмотрение дел осуществляется в судебных заседаниях, порядок проведения которых определен в законе. Важной особенностью этих заседаний является участие в них конфликтующих сторон. В гражданском процессе они называются – истец и ответчик, в уголовном процессе – обвиняемый и потерпевший. Кроме них есть еще другие участники судебного процесса: свидетели, эксперты, переводчики и др. Они не заинтересованы в исходе дела. В исходе дела заинтересованы конфликтующие стороны. Для отстаивания своих интересов они не только наделены правами, но имеют и обязанности.

В результате рассмотрения уголовного дела суд выносит обвинительный или оправдательный приговор, по гражданскому делу – решение, а по делам об административных правонарушениях – постановление о наложении административного взыскания.

Для рассмотрения хозяйственных дел (дел, возникающих в сфере экономических отношений) созданы хозяйственные суды.

Конституционные дела – это дела о том, соответствуют ли Конституции Республики Беларусь другие нормативно-правовые акты. Такие дела рассматриваются Конституционным Судом.

Положение Конституционного Суда и хозяйственных судов в судебной системе Республики Беларусь своеобразно: при рассмотрении ими дел представители народа (народные заседатели или присяжные заседатели) не участвуют.

Правосудие всегда осуществляется по конкретному делу. Формой правосудия является судопроизводство, под которым следует понимать последовательность действий суда, направленных на выяснение обстоятельств, подлежащих доказыванию по рассматриваемому делу и вынесению судом соответствующего письменного документа, в котором фиксируются результаты рассмотрения дела. Существуют следующие виды судопроизводства: конституционное, гражданское, уголовное, административное, хозяйственное. Понятие «судопроизводство» идентично понятию «судебный процесс».

Необходимо различать понятие “судебная власть” и понятие “правосудие”.

Понятие “судебная власть” применяется, когда речь идет о видах государственной власти и их содержании. Когда же судебная власть проявляется в деятельности суда по рассмотрению и разрешению конкретного дела, она превращается в функцию правосудия, которая осуществляется только судом. В этом смысле необходимо использовать понятие “правосудие”.

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: