Финляндия как правовое государство

Обновлено: 18.04.2024

О правительстве, президенте и политических партиях Финляндии.

Высшим органом государственной власти в Финляндии является парламент.

Фото: Markku Ulander

По форме государственного правления Финляндия является республикой. Законодательная власть представлена парламентом страны и президентом. Исполнительная власть в стране осуществляется Государственным советом, а судебная власть – судом.

Высшим органом государственной власти в Финляндии является парламент (eduskunta), состоящий из 200 депутатов, избираемых каждые четыре года. В Финляндии существует многопартийная система, и в течение последних десятилетий самыми крупными партиями в парламенте становились, в различном порядке, Социал-демократическая партия Финляндии, Партия центра и умеренно-консервативная Национальная коалиционная партия.

Многопартийное правительство формируется по итогам парламентских выборов. Премьер-министром обычно становится председатель крупнейшей парламентской фракции. Пересмотренная в 2000 году конституция Финляндии укрепила положение премьер-министра.

Главой государства является президент республики, избираемый всеобщим голосованием на шестилетний срок, но не более, чем на два срока подряд. Первый президент-женщина, Тарья Халонен, была избрана на свою должность в 2000 году, и переизбрана вновь в 2006 году.

Согласно конституции Финляндии, президент республики руководит внешней политикой страны в сотрудничестве с правительством. Президент республики является также Верховным главнокомандующим вооруженных сил Финляндии.

Политические партии

В современном демократическом обществе политическая жизнь организуется и регулируется через многопартийную систему. В Финляндии такая система существует уже около ста лет.

Государство выплачивает партиям денежную поддержку пропорционально числу занимаемых мест в парламенте. Из этих средств партии оплачивают расходы по выборам, обеспечивая населению страны возможность демократического волеизъявления. По сравнению со многими другими странами, финские предвыборные кампании проходят сдержанно. Здесь редко увидишь грандиозные митинги, яркие демонстрации и машущих флагами людей.

В финской политике неизменно высокой поддержкой пользуются старые, давно укорененные в обществе партии. Правда, для того, чтобы сохранить свои лидирующие позиции, эти политические партии прошли процесс обновления. Различные протестные партии или популистские движения обычно появляются в Финляндии ненадолго.

Крупнейшими партиями являются Социал-демократическая партия Финляндии, Партия центра и Национальная коалиционная партия. Небольшими партиями, имеющими представительство в парламенте, являются Шведская народная партия, Христианско-демократическая партия Финляндии, Зелёный союз, Союз левых сил, Партия истинных финнов и Синее будущее.

Административно-территориальное и политическое устройство Финляндии. Описание функций органов власти (президента, парламента, премьер-министра) и основного законодательства. Демографическое развитие, экономика, внешняя и внутренняя политика государства.

Рубрика Государство и право
Вид реферат
Язык русский
Дата добавления 06.05.2014
Размер файла 19,3 K

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Государственный устройство Финляндии представляет собой правовое унитарное демократическое государство. Форма правления в Финляндии- республиканская.

Основной закон Финляндии - действующая в настоящее время Конституция. Она была принята 11 июня 1999 года, а в силу вступила с 1 марта 2000 года. Конституцию составляют четыре основных закона. Первый из них - Акт о форме правления.

Изначально он был принят вскоре после обретения Финляндией независимости, 17 июля 1919 года. Изменения и дополнения в этот закон вносились в 1926, 1930, 1943, 1955, 1992 и 2000 годах. Второй закон - Акт о праве парламента на контроль над законностью деятельности канцлера юстиции и Государственного совета, был принят в 1922 году. Третий - Закон о высшем суде, принятый в 1922 году, и, наконец, четвёртый - Парламентский устав, который был принят в 1928 году.

В 2000 году Финляндия перешла от президентской демократии к парламентской. Произошло это благодаря изменениям в Акте о форме правления. финляндия политический экономика власть

В соответствии с Избирательным актом от 1998 года выборы в Финляндии имеют четыре уровня. Это выборы в местные органы власти, которые представляют собой 446 коммун, выборы в однопалатный парламент, который в Финляндии называется Эдускунт, выборы президента страны и выборы шестнадцати депутатов в Европарламент, проводимые с 1999 года. Избирательное право имеют все, достигшие совершеннолетия, граждане страны.

Функции главы государства в Финляндии заключаются в управлении, совместно с правительством, внешней политикой страны, утверждении законодательных актов и постановлений, назначении членов правительства и высших государственных должностных лиц. Кроме того, президент Финляндии является одновременно и главнокомандующим Оборонительными силами государства.

Все законодательные функции осуществляются в Финляндии президентом совместно с парламентом. В состав парламента входят 200 депутатов. Избирается он на четыре года с помощью прямого и пропорционального голосования. Парламент в Финляндии тоже принимает участие в решении некоторых вопросов внешней политики страны - от его одобрения зависят международные соглашения, его согласие необходимо в случае объявления Президентом войны или заключения мирного соглашения.

Президент Финляндии избирается всенародным голосованием раз в шесть лет. Стать президентом может только уроженец страны. Пост главы правительства предоставляется не более, чем на два, следующих друг за другом, срока. Кандидатов в президенты выдвигают только те политические партии, которые получали хотя бы одно место в парламенте на предыдущих выборах. Кроме этих партий, кандидат в президенты может быть предложен группой избирателей количеством не менее 20000 человек.

Президент страны и правительство представляют Государственный совет, которому принадлежит высшая исполнительная власть. Действующее в настоящее время правительство Финляндии представляет собой коалицию из социал-демократической партии, шведской народной партии, национальной коалиционной партии, партии «зелёных» и блока «левых» сил.

С марта 2000 года президентом Финляндии является Тарья Каарина Халонен. Это первая женщина-президент в истории страны. Перед избранием на пост президента Тарья Халонен была членом партии социал-демократов. Социал-демократическая партия Финляндии основывается на интересах рабочих и служащих. Изначально целью её была передача промышленности в собственность государства, однако сейчас финские социал-демократы, в сущности, отказались от этой цели.

Председателем парламента Финляндии является лидер этой партии Пааво Липпонен. В правительство страны входят восемнадцать министров, шесть из которых - женщины. Высший орган исполнительной власти Финляндии - Государственный совет. Его главой является председатель правительства, премьер-министр Матти Ванханен. Премьер- министра выбирает парламент. После выборов его формально назначает президент республики.

Финляндия - небольшая, но одна из самых богатых в Европе скандинавская страна. Население Финляндии невелико. На конец 2007 года здесь насчитывалось всего 5,3 млн человек. Общая численность населения - около 17 человек на один квадратный километр. Однако она неоднородна. К примеру, в провинции Уусимаа на один квадратный километр приходится 250 человек, в других индустриальных южных провинциях - около 30 человек, в восточных и северных провинциях - менее 10 человек, а в Лапландии так и вовсе 2,2 человека на квадратный километр.

На сельскую местность приходится 33% населения Финляндии, остальные 67% проживают в городах и посёлках городского типа. Этнические группы, входящие в состав населения, это: финны - 93, 4%, шведы - 5,7%, эстонцы - 0,2% и цыгане - 0,2%.

Заселение территории этой страны началось около семи тысячелетий назад. Охотники и рыболовы каменного века кочевали вдоль береговой линии нынешнего Балтийского моря, напоминающей в те времена тундру. Постоянное население на Юго-Западе Финляндии образовалось к 500 году до нашей эры. Ядром населения были финно-угорские его представители. Затем финские поселения распространились из центральной части Юго-Западной Финляндии, региона Хяме и ладожского региона Карелии на север, постепенно вытесняя коренное население саамов.

В дальнейшем крестовые походы способствовали тому, что на финском побережье появились поселения шведов. К середине шестнадцатого века нашей эры население страны составляло 330000 человек, а к восемнадцатому веку оно выросло до 400000. Основная часть жителей занималась земледелием. В середине семнадцатого века на территории Финляндии был всего лишь двадцать один город, и городские жители составляли тогда только 7% от общего населения государства.

Демографическое развитие Финляндии не стабильно. В восемнадцатом веке рождаемость здесь была около 40 человек на тысячу жителей, а смертность - 25 человек на тысячу. Однако в середине девятнадцатого века два холодных лета подряд и суровые зимние морозы стали причиной голода, и смертность населения повысилась до 80 человек на тысячу.

Но - несчастья, как известно, служат хорошим уроком. В Финляндии стало усиленно развиваться скотоводство и лесная промышленность. В итоге, экономика страны, ориентированная прежде преимущественно на земледелие, обрела новые направления движения, улучшилось здравоохранение, и прирост населения к концу девятнадцатого века приобрёл более существенные темпы - за десятилетие количество жителей вырастало почти на 15%. Появилась новая проблема - безработица. Тысячи финнов покинули родину и отправились в поисках лучшей доли в Соединённые Штаты Америки.

После обретения Финляндией независимости в 1917 году её население составляло порядка 3 миллионов человек. Однако Гражданская война и последовавшая после неё разруха стали следствием высокой смертности, которая существенно снизила количество жителей Финляндии. Внесла свою поправку в эту численность и Вторая мировая война. Она унесла жизни около 80000 финнов.

К шестидесятым годам прошлого столетия и рождаемость, и смертность в Финляндии были примерно на одном, довольно низком, уровне. В это время деревни Финляндии начинают пустеть - около 600 тысяч сельских жителей перемещаются в города, и население этих городов стремительно растёт за счёт переселенцев. Обеспечить всех прибывающих работой оказалось невозможным. Финны поехали в Швецию, где многие из них остались жить навсегда.

На сегодняшний день в стране рождается ежегодно порядка 12-14 человек на тысячу жителей, а умирает около 9-10 человек на тысячу. Поэтому общий прирост населения здесь весьма мал. Пятимиллионный рубеж показатель населения миновал в 1991 году. К двухтысячному году прирост населения Финляндии составил всего 1,5 человека в год на тысячу жителей. Самыми типичными для Финляндии являются семьи, в которых один ребёнок. Около 38% семей имеет двоих детей, и только 4% - четверых и более. Население Финляндии стареет. Число детей до 15 лет здесь за пятьдесят с лишним лет сократилось с 30% до 18%. А доля пожилых людей за этот период увеличилась с 7% до 15%. Сейчас порядка 82% финнов проживает в городах.которые возглавляют министерства, и министры, не имеющие портфелей. Эти министры назначаются президентом страны по предложениям премьер-министра. Функции Государственного совета заключаются в общем управлении страной. Финляндия делится на шесть губерний, которые называются ляни. Они управляются губернаторами, назначенными президентом. Органами местного самоуправления являются городские и сельские коммунальные советы, которые избираются на четыре года.

Губернии Ахвенанма - Аландским островам - предоставлена частичная автономия. Здесь власть принадлежит однопалатному парламенту, который называется Ландстинг. Кроме того, есть губернское правление, которое действует совместно с исполнительным советом. С 1955 года Финляндия является членом ООН. В 1956 года она стала членом Северного совета, который является межправительственным органом Скандинавских стран. С 1986 года Финляндия - полноправный член Европейской ассоциации свободной торговли. С 1995 года - член ЕС.

Внешняя политика и политика безопасности страны ориентированы на принципы военного неприсоединения и надёжной национальной обороны страны.

Наиболее крупными инвестиционными проектами, осуществляемыми в России финскими компаниями в настоящее время, являются:

1. Компания «Фортум» осуществляет инвестиционную программу по расширению объема установленной мощности «ТГК-10» до 6 тыс. МВт.

В 2009 г. компанией подписано соглашение с российской инжиниринговой фирмой ОАО «Группа Е4» на генподрядные работы «под ключ» стоимостью 300 млн. евро по строительству и монтажу трех парогазовых энергоблоков Няганской ГРЭС (Ханты-Мансийский АО) (общая стоимость проекта - около 1,4 млрд. евро). Электрическая мощность каждого энергоблока - 420 МВт. После введения в эксплуатацию указанных энергоблоков мощность ГРЭС составит 1260 МВт.

В настоящее время ОАО «Фортум» ведет строительство новых энергоблоков на Тюменской ТЭЦ - 1, монтаж турбины на Тобольской ТЭЦ.

В июне 2011 г. ОАО «Фортум» ввело в эксплуатацию третий энергоблок мощностью 225 МВт Челябинской ТЭЦ-3., 1 октября 2011 г. введен в эксплуатацию новый энергоблок на Тобольской ТЭЦ мощностью 210 МВт.

2. Компания «Нокиан Тайерс» ведет строительство второго завода в г. Всеволожске Ленинградской области. Строительство планируется завершить в 2012 г. Мощности нового завода составят 5-6 млн. автошин в год. Линии первого завода мощностью 1,5 млн. шин в год смонтированы в течение 2011 - начале 2012 года. Таким образом, объем производства на российском заводе «Нокиан Тайерс» превысил 10 млн. шин в год. Общий объем инвестиций в создание заводов в г.Всеволожске оценивается в 460 млн. евро.

3. Строительная компания «Лемминкяйнен», в партнерстве с международной девелоперской фирмой «Найт Фрэнк», реализует проект строительства индустриального парка в Калужской области (г. Воротынск). Компания «Лемминкяйнен» приобрела земельный участок в 135 га, на котором в течение 5-7 лет будет построено до 500 тыс. кв. м помещений. Будут также построены специализированные зоны для различных промышленных сегментов. Финская компания «Рани Пласт Ою» стала первым резидентом индустриального парка в Калужской области и запускает завод в 2012 году. Компания подписала соглашение с финской строительной компанией «Лемминкяйнен» о строительстве силами последней завода по производству полиэтиленовой пленки. Площадь завода 5,4 тыс. кв. м, стоимость 20 млн. евро.

3. Строительная компания «СРВ Груп» при содействии своей российской дочерней компании «СРВ Раша» ведет строительство крупного логистического центра рядом с кольцевой автодорогой на севере г. Санкт-Петербурга. Площадь центра - 100 тыс.кв. метров. Проект предполагается осуществить в три очереди. Объем инвестиций может составить до 200 млн. долл. США.

В сентябре 2011 года было подписано соглашение между «СРВ», компаниями «Илмаринен», «Спонда», «Этера» и «Онвест» о создании компании «Россия Инвест». Планируются инвестиции в проекты, связанные с недвижимостью в Москве и Санкт-Петербурге.

В Санкт-Петербурге дочерняя компания «СРВ Девелопмент» осуществляет строительство торгово-разлекательного комплекса «Жемчужная плаза». Окончание строительства намечено на 2013 г.

Продолжается проект по строительству торгового центра, офисных и коммерческих помещений, гостиницы и развлекательного центра «Септем Сити», в котором «СРВ» выступает девелопером.

За 2011-2012 годы компанией «СРВ Груп» в российские объекты вложено порядка 37,3 млн.евро.

5. Компанией «Спонда» осуществляется инвестирование в логистические и офисные центры в г.г. Санкт-Петербург и Москва. Общий объем инвестиций по проектам свыше - 200 млн.евро. В настоящее время компания владеет девятью коммерческими объектами в России.

6. Финский концерн «Софи» начал строительство Центра полярного туризма в Салехарде (Ямало-Ненецкий АО). Под строительство Центра выделено 22 гектара земли, на которых будут размещены гостиничные и коттеджные комплексы, развлекательные центры. Центр сможет принимать до 60 тыс. гостей ежегодно, заинтересованных в экологическом и экстремальном туризме. Стоимость проекта оценивается в 200 млн. долларов.

Наиболее крупными финскими инвестиционными проектами, планируемыми к осуществлению в России, в настоящее время являются:

1. Руководство компании ЗАО «Лемминкяйнен Рус», входящей в финский строительный концерн «Лемминкяйнен», заявило о планах строительства трех промышленных объектов на территории Санкт-Петербурга и Ленинградской области.

Речь идет о предприятиях по выпуску сборных конструкций, отделочных материалов и логистическом терминале. Кроме того, в апреле 2012 г. совместно с компанией «Липсанен и Ко» «Лемминкяйнен» планирует начать строительство жилого комплекса «Илматар» на Васильевском острове. Общая площадь комплекса 160 тыс.кв.м, стоимость - порядка 400 млн. евро. Завершение работ - в 2016 году.

2. Компания «УПМ-Кюммене» и российская группа компаний «Свеза» (основной владелец А.Мордашов) с 2007 г. прорабатывают проект строительства современного лесопромышленного предприятия в Шекснинском районе на юге Вологодской области.

В июле 2009 г. стороны объявили о временной приостановке реализации проекта.

В 2011 г. вопрос возобновления реализации проекта поднимался в ходе встреч руководителя и экспертов Торгпредства с представителями «УПМ-Кюммене».

Экспертами концерна подобраны несколько потенциальных площадок для строительства ЦБК на территории Северо-Запада России. Руководство концерна ожидает также содействия в части софинансирования инфраструктурной составляющей в данном проекте со стороны российского государства.

3. Концерн «Стора Энсо» осуществил предпроектную проработку вопроса о возможном строительстве в России целлюлозно-бумажного комбината (Нижегородская область). Инвестиции в строительство ЦБК оцениваются в объеме до 1,6 млрд. евро. Комбинат может выпускать 900 тысяч тонн беленой целлюлозы и 500 тысяч тонн мелованной бумаги.

В связи с мировым финансово-экономическим кризисом, руководство концерна объявило о переносе принятия окончательного решения по реализации данного проекта.

4. Компания «Мется Ботниа» ведет предпроектную работу по расширению мощностей с 200 тыс. м3. до 300 тыс. м3. пиломатериалов в год лесопильного завода «Свирь Тимбер» (г.Подпорожье, Ленинградская область). Ведутся переговоры с Администрацией Лениградской области по выделению лесных участков и о получении проектом статуса приоритетного в области освоения лесов.

5. В августе 2009 года Межведомственная комиссия по размещению производительных сил на территории Ленинградской области одобрила строительство во Всеволожском районе завода по производству хлебобулочных изделий, мощностью - 170 тыс. тонн продукции в год. Инвестор - финский пищевой концерн «Фацер» планирует вложить в проект до 100 млн. евро. Реализация проекта была приостановлена из-за последствий финансового кризиса 2008 года. В 2011 году Европейский Банк реконструкции и развития одобрил выделение 45 млн.евро на возобновление проекта. Дата ввода завода в эксплуатацию пересматривается.

Подобные документы

Финляндия — демократическое унитарное правовое государство с республиканской формой правления. Правительство Финляндии, административное устройство. Правовая система как часть скандинавской правовой семьи, судебная система. Политические партии Финляндии.

реферат [24,9 K], добавлен 07.06.2010

Административно-территориальное деление в унитарном государстве, правовое регулирование его органов. Административно-территориальное устройство Республики Казахстан, оптимизация системы. Территориальные органы государства и их взаимоотношения с центром.

дипломная работа [167,9 K], добавлен 04.07.2015

Административно-территориальное устройство различных государств. Подразделение стран на унитарные, федеративные и конфедеративные. Краткая характеристика Соединенного Королевства Великобритании и Северной Ирландии, его территориальное устройство.

реферат [18,9 K], добавлен 11.12.2009

Понятие административно-территориального устройства государства. Романо-германская (континентальная) система местного самоуправления. Территориальные единицы как пространственные пределы функционирования региональных институтов публичной власти.

реферат [23,7 K], добавлен 15.05.2009

Анализ общих тенденций в функционировании государств. Подходы к пониманию функций государства. Классификация и характеристика основных функций современного государства. Особенности внутренних и внешних функций. Социальное назначение государства.

Финляндия — демократическое унитарное правовое государство с республиканской формой правления. Правительство Финляндии, административное устройство. Правовая система как часть скандинавской правовой семьи, судебная система. Политические партии Финляндии.

Рубрика Государство и право
Вид реферат
Язык русский
Дата добавления 07.06.2010
Размер файла 24,9 K

Подобные документы

Государственное устройство Италии. Основные политические партии страны. Центральные органы государственной власти. Исполнительная власть, порядок избрания Президента. Совет министров, государственный аппарат. Особенности судебной системы Италии.

презентация [264,2 K], добавлен 05.01.2014

Общая характеристика правовой системы, правовая семья и правовая группа, к которым относится бразильская правовая система. Судебная система страны, структура, основные отрасли и институты, система источников права. Административное и уголовное право.

реферат [39,1 K], добавлен 01.04.2010

Понятие формы (устройства) государства. Признаки, разновидности и особенности демократических и авторитарных режимов. Особенности монархической и республиканской формы правления. Характеристика государств мира, имеющих унитарное и федеративное устройство.

дипломная работа [186,4 K], добавлен 16.04.2009

Российское государство и его конституционные характеристики. Многонациональный народ как носитель суверенитета и единственный источник власти в РФ. Обеспечение прав и свобод человека и гражданина. Разделение власти и идеологическое многообразие в РФ.

контрольная работа [31,4 K], добавлен 09.12.2014

Филиппины — президентская республика с двухпалатным конгрессом и независимой судебной системой. Состав современного парламента их двух палат. Избрание президента на шестилетний срок. Партии по итогам выборов в мае 2007 года, административное деление.

презентация [431,0 K], добавлен 15.11.2012

Государство и общество Древнй Индии. Правовое положение отдельных групп населения. Государственный строй Древней Индии. Правовая система Древней Индии. Устройство судебной системы Древней Индии. Суды и судебная система.

курсовая работа [48,5 K], добавлен 09.12.2004

Взаимоотношения высших законодательных и исполнительных органов власти в Норвегии. Стортинг, король и суды. Эдускунт, его структура. Исполнительная власть в Финляндии, компетенция Государственного совета. Особенность органов власти стран Северной Европы.

suuriruhtinaskunta

В российских политических дискуссиях проблемы государственного строительства на федеративных началах имеют особую актуальность. Стремясь к постижению принципов построения современного федеративного государства, некоторые ученые обращаются не только к зарубежному опыту, но и к опыту Российской империи, в частности, к опыту российско-финляндских отношений, которые одни характеризуют как федеративные[i], другие – как конфедеративные[ii]. На протяжении более чем столетнего пребывания Финляндии в составе Российской империи проблемы юридического статуса княжества, вопросы разграничения полномочий между центральной и местной властью с различной степенью интенсивности будоражили юридическую и общественно-политическую мысль Петербурга и Гельсингфорса.

В момент вхождения Финляндии в состав Российского государства не было издано документа, четко определявшего положение Великого княжества в составе империи. В марте 1809 г. Александр I в своей речи в Борго (Порвоо) перед собранием представителей четырех сословий Финляндии дал лишь торжественное обещание не нарушать религии, коренных законов, прав и преимуществ, которыми пользовались подданные княжества «по конституциям».[iii] Под «конституциями» понимались действовавшие в Финляндии до русского завоевания шведские законы «Форма правления» от 21 августа 1772 г. и «Акт соединения и безопасности» от 21 февраля и 3 апреля 1789 г.[iv] Однако, практические шаги российской власти в Финляндии осуществлялись в русле автономного статуса. Поэтому правящая элита княжества, несмотря на отсутствие у финляндской автономии юридических гарантий, была довольна де-факто сложившимся в княжестве положением дел.[v] Предоставление Финляндии широкого самоуправления, кооперация с местной элитой, толерантность в вопросах веры обеспечили на протяжении практически столетия верноподданность финляндцев по отношению к российскому самодержавию.

Вопрос о государственно-правовом статусе Финляндии внутри империи, как показывают работы финского историка О.Юссила, не был значимым для финляндского общества вплоть до 1880-х гг. XIX в. Представления о понятии «государство» в княжестве являлись довольно расплывчатыми. Термины «государство» и «провинция» не являлись взаимоисключающими. [vi] Еще в 1882 г. историк Роберт Кастрен отмечал, что между княжеством как особым государством или княжеством как провинцией империи не делали различий.[vii] Гораздо важнее вопроса — государство ли Финляндия или провинция империи? — правящая элита считала заботу о сохранении автономии княжества в том объеме, который оно имело.[viii]

Ситуация изменилась во второй половине 1880-х гг. Вслед за Польшей, политика русификации начала осуществляться в Прибалтике. Финляндия, оставаясь последним островком внутренней самостоятельности, все больше выпадала из общей картины стремившегося к гомогенности Российского государства. Финляндцы ощущали приближение суровых перемен и стремились защитить автономное положение княжества, юридически обосновав его государственно-правовой статус.

В 1886 г. вышла в свет работа «Краткий очерк государственного права Великого княжества Финляндского». [ix] Ее автором являлся профессор права и политический деятель Финляндии Лео Мехелин, который предпринял попытку с помощью юридических категорий доказать, что Финляндия является особым государством, а не провинцией Российской империи. В понятии «государство» он акцентировал внимание на таком ключевом его признаке, как суверенитет. Суверенитет, по Мехелину, есть «право организовать без иностранного вмешательства свою внутреннюю жизнь, учредить форму правления, иметь собственные законы». Так как у Великого княжества налицо имелись все перечисленные признаки то, согласно автору, Финляндия являлась государством, а не провинцией Российской империи.[x] Вместе с тем Мехелин считал Финляндию особым государством. Суверенитет, с точки зрения автора, бывает двух видов: «государственно-правовой» или «внутренний» и «международно-правовой» или «внешний». Финляндия имела только «внутренний» или «государственно-правовой суверенитет». Финляндский юрист советовал правящей элите княжества приложить все усилия для сохранения этого положения.[xi]

Представление о Финляндском государстве родилось у Мехелина во многом априорно, и доказательства его теории были далеко не безупречными, вероятно, даже излишне надуманными. Значение работы Л.Мехелина заключалось в том, что это было первое опубликованное изложение конституционных прав Финляндии в том виде, в каком они представлялись финляндской элите в конце XIX в. Труд финляндского юриста был издан на французском языке и в основном нацелен на общественное мнение Европы для того, чтобы создать благоприятный для Финляндии имидж «островка с европейскими политическими традициями в море российского абсолютизма». Это произведение не являлось чем-то необычным для того времени. К примеру, в Венгрии юристы и ученые также развивали учение о Венгерском государстве. Произведение Л.Мехелина было действительно замечено в Европе, где впервые заговорили о финляндской государственности и открыли для себя эту маленькую страну. [xii]

Однако наибольший резонанс работа Л.Мехелина получила в России. Она стимулировала полемику не только в российской печати, но и в юридической науке. По вопросу о государственно-правовом статусе Финляндии в российской юридической мысли оформились два направления: первое считало Финляндию особым государством, находящимся в реальной унии (союзе) с Россией, персонифицированной фигурой императора и Великого князя Финляндии. Представители второго направления считали Финляндию инкорпорированной провинцией Российской империи. Первой точки зрения придерживались известный российский правовед Б.Н.Чичерин, профессор Санкт-Петербургского университета В.И.Сергееевич, профессор Казанского университета В.В.Ивановский и др.[xiii] Они, в основном, следовали аргументации финляндских юристов[xiv], например, ссылались на статью четвертую Основных законов Российской империи, где говорилось, что “с Императорским Всероссийским престолом нераздельны суть престолы Царства Польского и Великого княжества Финляндского”.[xv] Раз существует особый, хотя и нераздельный престол, значит, существует и особое государство. К примеру, в труде «О народном представительстве» Б.Н. Чичерин утверждал, что Финляндия – есть «отдельное государство, неразрывно связанное с Россией, но не входящее в ее состав. Она, как и Польша до 1863 г. не инкорпорирована в Россию, а только соединена с нею под одним скипетром».[xvi] Сохранение национальной самостоятельности, по Б.Н. Чичерину, являлось залогом верноподданности финляндского народа российским монархам. Выдающийся русский юрист не раз приводил пример Финляндии в качестве иллюстрации благоразумной политики российских императоров. Так, в своем «Курсе государственной науки» Б.Н. Чичерин писал: «Пример благотворного действия реального соединения представляет Финляндия… Довольная своей судьбой, она (Финляндия – И.Н.) процветает под скипетром русских монархов. Россия же находит в этом ту выгоду, что она обладает военной позицией, необходимой для ее обороны».[xvii] При этом Б.Н. Чичерин вообще не предполагал возможности отделения Финляндии от России и создания независимого государства.

В пользу своей точки зрения сторонники теории особого государства выдвигали, в частности, аргумент наличия в Финляндии собственного законодательного органа – сейма и своего законодательства. Финляндия не входила в число административных районов империи. Поскольку многие приверженцы теории особого государства, включая Б.Н.Чичерина, были неогегельянцами, то наличие собственного законодательного органа и самостоятельного административного аппарата уже являлось достаточным, чтобы считать Финляндию государством. Так, профессор В.В. Ивановский полагал, что «каждая страна, имеющая свое особое законодательство, особые законодательные учреждения, особый порядок издания законов, является и особым государством».[xviii] Большое значение сторонниками этой теории придавалось также фактору независимости финского бюджета от имперского, наличию в Финляндии собственной денежной, налоговой, таможенной, судебной системы, национальной армии.[xix]

Представители второго направления являлись в основном сторонниками принципа «единой и неделимой России». Поэтому они рассматривали Финляндию как нераздельную часть Российской империи, инкорпорированную в состав империи провинцию.[xx] Подобного взгляда придерживались не менее известные правоведы А.С. Алексеев, Н. С. Таганцев, Ф. Ф. Мартенс, Н. М.Коркунов, Э.Берендтс и др.[xxi] К примеру, выдающийся русский криминалист Н.С. Таганцев в одной из своих статей отмечал, что «в 1809 г. совершилось не соединение двух самостоятельных государств, а присоединение завоеванной русским оружием Финляндии… Само подтверждение прежних законов русскими государями не имеет абсолютного значения, это не исключает возможности их отмены, когда изменившиеся исторические условия сделают их неприложимыми или крайне вредными».[xxii] В целом, основные аргументы сторонников теории инкорпорированной провинции сводились к следующему: во-первых, Финляндия до завоевания не была самостоятельным государством и не пользовалась автономией.[xxiii] Как замечал по этому поводу А.С. Алексеев, «Финляндия стала провинцией России, как была до того времени провинцией Швеции. Она никогда не была самостоятельным государством».[xxiv] Во-вторых, обещание Александра I сохранить в княжестве местные законы и учреждения не носило характер договорного соглашения двух государств об установлении унии между ними, это одностороннее волеизъявление монарха, которое его потомки в силах отменить. Если бы реальная уния имела место, то и Российская империя, с сарказмом замечали некоторые авторы, была бы переименована в «Русско-финляндскую империю» или в «Финно-Россию»[xxv]; в-третьих, у финляндцев не было собственной финляндской конституции, т.к. до вхождения в состав Российской империи они являлись подданными Швеции. В «шведской конституции ни разу не встречалось наименование «финляндец», о финляндцах как таковых не упоминалось, потому, что шведское правительство смотрело на них, как на шведов» [xxvi]. Наконец, противники теории особого государства ссылались на опыт Канады и Исландии, имевших широкую внутреннюю автономию, но не считавших себя государствами.[xxvii] Сторонники теории инкорпорированной провинции также не жаловали императора Александра I, обвиняя его в политической близорукости и неосторожности сделанных им заявлений в период присоединения Финляндии к России. Утверждая, что Финляндия является провинцией Российской империи, они, тем не менее, не отрицали наличие у княжества автономных прав, однако считали, что автономия княжества больше не отвечает интересам России и поставили на повестку дня вопрос о распространении на Финляндию общегосударственного законодательства.

В полемике между сторонниками и противниками теории особого государства победу одержали приверженцы теории инкорпорированной провинции. К 1910 г. из 25 ученых-правоведов, высказавших свое отношение по проблеме юридического статуса Финляндии, только трое придерживались теории особого государства.[xxviii] Победа сторонников теории инкорпорированной провинции объяснялась не только тем, что они имели в запасе более сильные аргументы в пользу своей позиции. Их точка зрения совпадала с мнением имперской государственной власти, которая использовала услуги юристов, чтобы придать своему наступлению на автономные привилегии Финляндии «законную силу». Представителей теории инкорпорированной провинции охотно приглашали на работу в специальные комиссии, занимавшиеся проблемами унификации законов Великого княжества и империи. Так, например, Н.С. Таганцев возглавил в 1904 г. специальную комиссию, целью которой было разграничение областей финляндского и имперского законодательств. С другой стороны, полемика вокруг юридического статуса Финляндии обратила внимание российской юридической науки на необходимость более серьезного и глубокого изучения финляндского права. Дискуссия также стимулировала развитие российской и финляндской юридической науки, в частности, такой их отрасли, как государственное право.

Примечания.

[i] Белоглазов А.В. Федерализм в «тюрьме народов»: Великое княжество Финляндское // Федерализм: проблемы формирования. Казань, 1994. С. 43.

Хорошо работающая демократия имеет в Финляндии глубокие традиции.

Выборы в 1907 г.: избирательный участок в селе Юлихьярмя, западной Финляндии.

Фото: National Board of Antiquities

Эффективная демократия состоит из парламентаризма, разделения власти и эффективных государственных органов. Эти компоненты обеспечивают благосостаяние населения и решение проблем.

Краеугольными камнями финской представительной демократии являются следующие положения:
1) власть принадлежит народу;
2) разделение власти препятствует сосредоточению власти в одних руках;
3) Финляндия — это правовое государство;
4) гражданское общество действует независимо от государственной власти; и
5) принятие решений требует договоренностей и консенсуса.

Система доказала свою эффективность снятием напряжения, вызванного изменениями, а также решением сложных проблем мирным путем за счет парламентаризма.

Государственные органы, парламентаризм и разделение власти

Принадлежащую народу политическую власть воплощают в жизнь выборный 200 местный парламент, и президент, избираемый гражданами на прямых президентских выборах.

Пользующийся законодательной властью парламент является высшим государственным органом. Правительство должно иметь доверие парламентского большинства (принцип парламентаризма). Прямое всенародное голосование дает президенту мандат прямо из рук народа, поэтому президент не подконтролен парламенту.

Статус парламента заметно усилился с начала 1980-х годов. Параллельно с этим усилилась роль исполнительной власти: правительства и премьер-министра. Власть президента ослабла, однако президент по-прежнему остается главой внешней политики и ключевой политической фигурой в установлении баланса.
Представительная демократия и парламентаризм были бы пустым звуком, если бы система не опиралась на рычаги ограничения власти политической элиты и контроль.

Сосредоточению власти в одних руках препятствует разделение полномочий между законодательной (парламент), исполнительной (правительство и президент) и судебной властью.

Финляндия— это правовое государство, в котором применение власти и государственное управление опираются на законы. Судебная власть независима: политическая машина не имеет права и не может вмешиваться в осуществление правосудия. Каждый гражданин равноправен перед законом: одна и та же юридическая ответственность касается богатых и бедных, а также парламентариев, правительства и президента.

Гражданское общество — основа государства

При многопартийной системе ни одна партия не может получить абсолютного большинства в парламенте. Самая высокая поддержка социал-демократов была 47% (1916), однако за последние несколько десятков лет ни одна из партий нe получала более 25-30% голосов, то есть, 56-63 места в парламенте.

В Финляндии основой государства является независимое гражданское общество. Политические свободы: свобода слова, свобода проведения собраний и создания общественных организаций, свобода совести, а также всеобъемлющие права человека — неприкосновенны. Организации рынка труда, отстаивающие интересы работников и работодателей, могут легальными путями оказывать влияние на формирование законов и бюджета.

Средства массовой информации, в особенности пресса, будучи неотъемлемой частью гражданского общества, играют центральную роль в качестве наблюдателя на политической арене. Государственная власть не может ограничивать деятельность прессы, или манипулировать ею.

Консенсус — важная цель

В Финляндии придается огромное значение нахождению согласия при различии во взглядах на политические и общественные вопросы. Это заметно в стремлении к консенсусу и компромиссам, а также желании принимать во внимание чаяния противоположной стороны. По наиболее важным вопросам сотрудничество парламента, правительства и президента является обязательным условием для принятия решения.

В первые годы независимости срок работы правительств был довольно коротким (в среднем 11 месяцев), и только одному правительству удалось отработать все четыре года (1932-36). Сегодня, сформированные на почве консенсуса правительства большинства действуют весь отведенный срок правления.
Можно сказать, что большое правительство большинства ослабляет возможности парламентского контроля над правительством из-за малочисленной оппозиции. Тем не менее, можно наблюдать, как контроль возвращается в руки народа. Результат парламентских выборов изменит состав правительства, хотя победа и поражение партий по числу набранных голосов обычно крайне незначительные.

Эффективность системы проверяется на практике

Открытая политическая система позволяет мирным путем выражать несогласие и договариваться. После обретения независимости, в первые месяцы 1918 года, в Финляндии шла кровавая гражданская война, которая разгорелась из-за внутренних противоречий и внешних воздействий. Левые силы, которые подняли восстание, тем не менее, смогли свои требования отстоять лучшим образом путем парламентаризма, чему мы стали свидетелями после гражданской воны.

В 1930-х годах ультраправое Лапуасское движение (Lapuan liike) не получило такой же поддержки, как нацизм и фашизм в Германии или Италии. Правоцентристский парламент большинства и правый президент сумели предотвратить переворот. Эти же правящие силы с честью вышли из напряженной ситуации конца 1940-х годов, когда коммунисты планировали непарламентскую смену власти при поддержке Советского Союза.

Система позволяет стремление к переменам выражать мирным путем. После гражданской войны поддерживающая республиканскую форму правления небольшая аграрная партия, Аграрный союз, стала самой крупной партией на выборах 1917 и 1919 годов. Еще более стремительный взлет сделал руководимый коммунистами Финский народно-демократический союз (SKDL) в 1945 году.

Общество всеобщего благоденствия в процессе структурного изменения

Современное финское общество всеобщего благоденствия столкнулось со сложностями в условиях глобализации. Ставится цель укрепить конкурентоспособное государство, так как при открытой экономике финское материальное благополучие зависит от международной торговли. Финляндия сегодня переживает время радикальных структурных изменений.

Похожие изменения страна испытывала в 1960-х годах в результате сокращения сельскохозяйственного производства. Деревня опустела, потеряв молодежь — только в Швецию переехало примерно 500 000 финнов. Проводником политического протеста стала Сельская партия Финляндии (SMP), которая получила 10% голосов на парламентских выборах 1970 и 1972 гг, а также на выборах 1983 года.

Сегодня структурные изменения затрагивает все слои населения, за исключением тех профессионалов, которые уверенно чувствует себя в международной конкуренции. Работники бумажных заводов и специалисты с «Нокиа», которых многие раньше представляли благополучными гражданами, из строителей общества всеобщего благоденствия превращаются для конкурентоспособного государства в бремя по расходам.

В результате этого, наследники SMP, Истинные финны, увеличили свою популярность с 4% (2007) до 17% всего за два года. На апрельских парламентских выборах 2011 года Истинные финны, наверняка, станут одной из четырех крупнейших партий наряду с Коалиционной партией, Центром и Социал-демократической партией — а может быть, и самой крупной.

Диалог и компромиссы являются частью демократии

Как и SMP, или другим победителям прошлых лет, Истинным финнам придется, несмотря на победу, приспосабливаться к сотрудничеству на почве консенсуса — в противном случае, они будут вынуждены уйти в оппозицию. Подъем Истинных финнов не угрожает политической системе, скорее наоборот, добавляет альтернативности и потребности к компромиссам.

Опасность скрывается в том, в каком направлении будет развиваться столь масштабное структурное изменение. Будет ли Финляндия и дальше предлагать достойную жизнь как бывшим, так и новым гражданам, изолированным от общества? Можно ли экономику снова сделать здоровой и справедливой?

Текст: Вилхо Харле, профессор международной политики Университета Тампере

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: