Финансовую деятельность осуществляют органы таких ветвей государственной власти как

Обновлено: 25.04.2024

Филимонова Ирина Владимировна 1 , Наталенко Александр Анатольевич 2
1 Филиал Российского экономического университета им. Г. В. Плеханова, г. Пятигорск, кандидат юридических наук, доцент кафедры гражданского права и процесса
2 Филиал Российского экономического университета им. Г. В. Плеханова, г. Пятигорск, магистрант группы IIIМ-Ю (з)


Аннотация
В статье рассматривается ряд дискуссионных вопросов: о соответствии классической теории разделения властей современной юридической действительности, о целесообразности выделения контрольно-надзорной ветви государственной власти, о месте государственного финансового контроля в системе разделения властей. Положения работы проиллюстрированы нормами отечественного и зарубежного законодательства. Методология исследования представлена всеобщим диалектическим методом, общенаучными методами - системно-структурным и функциональным, а также частнонаучными методами - формально-юридическим и сравнительно-правовым. В результате исследования делается вывод о целесообразности выделения самостоятельной ветви государственной власти - контрольно-надзорной. Контрольно-надзорная деятельность рассматривается как функция государства, а государственный финансовый контроль - как его подфункция.

В отечественной юридической литературе давно обсуждается вопрос о месте государственного финансового контроля в системе разделения властей. Он затрагивался в диссертационных работах такими авторами как Е. С. Дорошенко, К. А. Ишеков, Е. С. Лещева, Г. В. Мартьянова, В. М. Соколов, О. Е. Тарасова и др.

На сегодняшний день в России государственный финансовый контроль осуществляется органами государственной власти, которые формально относятся к различным ветвям власти. Недостаточно четкое определение их компетенции приводит к тому, что функции этих органов смешиваются, между ними выстраиваются нетипичные отношения.

В российской юридической доктрине давно прижилось классическое представление о том, что в России функционируют три ветви государственной власти: законодательная, исполнительная и судебная. Однако В. Е. Чиркин совершенно справедливо отмечает, что эта практика давно не соответствует сегодняшним мировым реалиям, а также российскому конституционному нормотворчеству [1, с. 246-250]. Действительно, некоторые западные ученые называют до 22 ветвей государственной власти, а анализ положений Конституции РФ позволяет сделать вывод о том, что существует органы государственной власти, не вписывающиеся по своей природе и содержанию деятельности в классическую триаду (к примеру, Счетная палата РФ). Впрочем, следует отметить, что позиции лагеря «консерваторов» по-прежнему крепки [2, с. 9].

М. В. Баглай полагает, что те органы государственной власти, которые формально не вписываются в триаду разделения властей, нужно именовать «органами государственной власти с особым статусом» [3, с. 343]. Таким образом, ученый избегает решения возникшей проблемы путем выделения дополнительных ветвей государственной власти.

С. П. Желтобрюхов, напротив, не исключает возможности существования иных ветвей государственной власти, кроме законодательной, исполнительной и судебной, а также органов государственной власти, относящихся к этим иным ветвям[4, с. 14]. Примерно о том же говорит А. В. Карелин, констатируя, что существуют такие органы государственной власти, которые не входят в систему разделения властей, но прямо ориентированы на решение общих для нее задач и конфликтных ситуаций[5, с. 6-7].

Полагаем возможным согласиться с В. Е. Чиркиным и С. П. Желтобрюховым. Как известно, основы теории разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную формировались в XVII-XVIII вв. Работавшие над этой теорией ученые (Ж.-Ж. Руссо, Ш.-Л. Монтескье и др.) не могли учесть современную юридическую реальность, и, прежде всего, усложнение государственной жизни, дифференциацию государственного аппарата. Как отмечает Т. Н. Радько, современная государственность давно преодолела слишком узкое деление государственной власти на три ветви. Законодательная, исполнительная и судебная власти – по-прежнему основные для построения и функционирования государственного аппарата в любом государстве. Тем не менее, увеличение ветвей государственной власти не влечет за собой ничего плохого, напротив, это развивает и дополняет теорию разделения властей [6, с. 77], приспосабливает ее к современной действительности.

Таким образом, помимо законодательной, исполнительной и судебной ветвей государственной власти целесообразно выделение контрольно-надзорной. Рассмотрим ее содержание подробнее.

Исследованию общих характеристик или отдельных правовых форм контрольно-надзорной деятельности свои диссертационные работы посвятили А. А. Адыев, С. В. Гвоздев, Ф. Н. Зейналов, С. В. Косяк, М. С. Неретин, Д. В. Пожарский, Ю. Н. Туник, А. В. Филатова, А. Б. Яблонская и др.

Один из дискуссионных вопросов – вопрос об отнесении контрольно-надзорной деятельности к функциям российского государства.

Согласно первому подходу, встречающемуся в российской юридической литературе, государственный контроль и надзор является одной из форм осуществления (реализации) всех функций государства, т. е. это некая «внешняя» сторона функций, их «оболочка».

В соответствии со вторым подходом государственный контроль и надзор – это самостоятельная функция государства. Следует отметить, что истоки этого подхода были заложены еще в советское время А. И. Денисовым, Д. А. Керимовым, Г. Н. Мановым и др. В настоящее время данный подход поддерживают А. А. Адыев, В. К. Бабаев, Е. А. Кравцова, Л. А. Морозова, В. В. Оксамытный, Д. В. Пожарский, Ф. Н. Фаткуллин и др., т.е. он остается достаточно популярным.

В частности, А. А. Адыев и Д. В. Пожарский рассматривают контрольно-надзорную деятельность государства с общетеоретических позиций, и квалифицируют ее как одну из функций государства, поднимая тем самым ее значение до больших высот [7, с. 15; 8, с. 3].

Как известно, функции государства – это основные, стратегические направления его деятельности, в которых выражаются его сущность и назначение. Именно функции характеризуют государство с динамической точки зрения. Следует также отметить, что государственный контроль и надзор не застыл в некоей косной форме – он меняется в своем содержании, совершенствуется, приспосабливается к действующим условиям. В настоящее время – это сложный, многоаспектный феномен, нуждающийся в детальном изучении.

В пользу признания контрольно-надзорной деятельности функцией государства говорит то, что эта деятельность имеет свою сложную разветвленную нормативно-правовую базу, в основе которой лежат конституционные положения (п. «а» ст. 71 Конституции РФ), и организационное выражение, так как в осуществлении этой функции принимают участие почти все органы государственной власти и местного самоуправления. Ведущая же роль при этом отдана таким высшим органам государственной власти, как Генеральная прокуратура РФ, Уполномоченный по правам человека в РФ, Центральная избирательная комиссия РФ, Центральный банк РФ, Счетная палата РФ.

Таким образом, мы считаем целесообразным выделение контрольно-надзорной ветви государственной власти и признание контрольно-надзорной деятельности самостоятельной функцией российского государства. Подфункция данной функции – осуществление государственного финансового контроля.

Как известно, высшим органом государственного финансового контроля является Счетная палата РФ, поэтому необходимо обзорно проанализировать ее статус с целью получения дополнительных аргументов в пользу поддерживаемой нами научной теории.

Счетная палата РФ, как известно, конституционный орган государственной власти. Она создана на основании ст. ст. 101 и 103 Конституции РФ для осуществления контроля исполнения федерального бюджета. Состав Счетной палаты и порядок ее деятельности подробно определены в Федеральном законе от 5 апреля 2013 г. № 41-ФЗ «О Счетной палате Российской Федерации». Это независимый орган власти. Председатель Счетной палаты и половина ее членов назначаются Государственной Думой, а заместитель председателя и другая половина – Советом Федерации.

В ч. 1 ст. 1 Федерального закона «О Счетной палате Российской Федерации» говорится о том, что данный орган осуществляет внешний государственный аудит (контроль) порядка формирования, управления и распоряжения средствами федерального бюджета, бюджетов государственных внебюджетных фондов, федеральной собственностью (далее – федеральные ресурсы) и иными ресурсами в пределах своей компетенции. Это постоянно действующий орган, обладающий организационной, функциональной, а также финансовой независимостью и осуществляющий свою деятельность самостоятельно (ч. 2 ст. 2 Федерального закона).

Согласно ст. ст. 26, 27 закона «О Счетной палате Российской Федерации» Счетная палата при выявлении нарушений при проведении проверок вправе принимать и направлять руководителям объектов контроля представления для принятия мер по устранению выявленных нарушений и привлечению к ответственности должностных лиц, виновных в нарушении законодательства. Представление Счетной палаты должно быть рассмотрено в срок не более 30 дней со дня его внесения. В случае выявления нарушений, требующих безотлагательного пресечения или невыполнения представлений Счетной палаты, Счетная палата направляет должностным лицам объектов аудита (контроля) обязательные для исполнения предписания. При невыполнении предписаний Счётной палаты она имеет право по согласованию с Государственной Думой принять решение о приостановлении всех видов финансовых платежных и расчетных операций по счетам объектов аудита (контроля).

На уровне субъектов РФ также образуются контрольные органы, создаваемые и действующие при представительных органах. Они носят название контрольно-счетных палат, и их деятельность регулируется Федеральным законом от 07 февраля 2011г. № 6-ФЗ «Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований» и принимаемыми в соответствии с ним законами субъектов Российской Федерации и нормативно-правовыми актами муниципальных образований. П. 4 ст.3 указанного закона устанавливает организационную и функциональную независимость контрольно-счетных органов и их самостоятельность при осуществлении своей деятельности. Так же как и Счётная палата, контрольно-счетные органы вправе принимать предписания и представления, обязательные для исполнения органами, подвергнутыми проверке.

На уровне субъектов РФ показывает, что роль таких органов растет, а количество их персонала увеличивается. Так, в Ленинградской области численность контрольно-счётной палаты в 2012 г. составляла 40 человек, а в 2013 г. – уже 45[9].

В зарубежных государствах высшие органы финансового контроля могут занимать неодинаковое место в государственном механизме. В одних государствах он является составной частью парламента, в других он относится к исполнительной ветви власти, в третьих государствах высший орган государственного финансового контроля не входит напрямую ни в одну из ветвей власти, но в то же время подотчётен парламенту. В Конституции Российской Федерации закреплён последний вариант. Счётная палата – это орган, в первую очередь подотчётный парламенту. Он является своеобразным «усилителем» контрольных полномочий палат Федерального Собрания Российской Федерации [10, с. 16].

В большинстве зарубежных стран функционируют специализированные коллегиальные органы по аналогии с нашей Счетной палатой РФ. Их основная задача – контроль исполнения государственного бюджета, а также оказание помощи парламенту в реализации его контрольной функции.

Так, в Великобритании государственный финансовый контроль осуществляет генеральный контролер и аудитор Палаты общин Парламента Великобритании. Он возглавляет Национальное ревизионное ведомство Великобритании, в котором трудятся 900 аудиторов.

Правовая основа государственного финансового контроля в зарубежных государствах представлена, как правило, конституциями и законами о счетных палатах (или аналогичных органах). При этом конституционные акты только упоминают об этих органах – детального публично-правового регулирования их деятельности не дается. По-другому вопрос решен в Австрии – там принят федеральный конституционный закон, в котором есть отдельный раздел «Контроль за расчетной и финансовой деятельностью».

В некоторых странах счетные палаты относятся к органам парламента, которые призваны помогать последнему осуществлять государственный финансовый контроль (Австрия, Венгрия, США).

В других государствах это самостоятельные органы государственной власти со статусом высшего (Болгария, Испания, Польша, ФРГ).

В третьих счетные палаты наделяются характеристиками судебных органов или даже прямо включаются в их систему, что отражает исторических особенности развития данных государств (Греция, Италия, Португалия, Франция).

Тем не менее, все счетные палаты с одной стороны, подотчетны парламенту, а с другой – независимы от органов исполнительной власти. Их члены (аудиторы) имеют особый статус, что гарантирует их независимость. Они несменяемы и обладают иммунитетом аналогичным иммунитету судей [11, с. 19-21].

Интересен опыт Европейского Союза. Наличие своего бюджета у ЕС обусловило необходимость финансового контроля его рационального использования. Поэтому была создана Европейская Счетная палата, независимый центральный наднациональный орган финансового контроля, не имеющий аналогов. Впрочем, ряд полномочий финансового и бюджетного характера имеется у Европейского парламента, Совета, Европейской комиссии. Европейская Счетная палата взаимодействует с национальными высшими органами государственного финансового контроля. Европейская Счетная палата вправе проверять деятельность всех других органов и институтов ЕС по использованию финансовых средств, что уже неоднократно способствовало возникновению конфликтов и обвинению палаты в «некоммунитарной» (т. е. неблагоприятной для сообществ) позиции. Интересно, что решения Европейской Счетной палаты не являются юридически обязательными, что существенно снижает эффективность ее работы.

Т. Б. Толокнова применила к институциональной структуре ЕС традиционную «трёхзвенную» систему разделения властей на власть законодательную (Европарламент и Совет), исполнительную (Комиссия) и судебную (Суд ЕС), и обосновала вывод о том, что Европейская Счетная палата вместе с национальными органами государственного финансового контроля, выполняя контрольную функцию, образуют новую четвёртую контрольную ветвь власти[11, с. 13-14].

Д. Белл справедливо писал о том, что «постиндустриальное общество предполагает возникновение нового класса, представители которого на политическом уровне выступают в качестве консультантов, экспертов или технократов» [12, с. 102].

Контрольно-надзорная ветвь власти выполняет экспертные функции, осуществляя контроль деятельности как властных, так и невластных структур. Исходя из вышесказанного, можно сделать вывод о том, что в настоящее время назрело выделение в системе разделения властей еще одной ветви – контрольно-надзорной, поскольку фактически такая ветвь давно существует и реально действует. Наличие данной ветви власти, думается, характерно для постиндустриального информационного общества, информация в котором должна быть открыта, а благосостояние населения – увеличиваться[13, с. 100-101]. Очевидно, что для осуществления контрольно-надзорной власти государство создает особые органы, имеющие свое специфическое назначение, структуру и формы деятельности, которые не вписываются в классическую триаду разделения властей, однако создаются на основе Конституции РФ и федеральных законов; независимы, самостоятельны и неподконтрольны.


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

___________- это совокупность юридических норм, регулирующих общественные отношения, которые возникают в процессе образования, распределения и использования денежных фондов (финансовых ресурсов) государства и органов местного самоуправления, необходимых для реализации их задач.

Финансовое право (курс 1)

Бюджетный ______________ – это регламентированная законом деятельность органов власти по составлению, рассмотрению, утверждению и исполнению бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов, а также по контролю за их исполнением

Финансовое право (курс 1)

____________ финансового права – это правовые акты представительных и исполнительных органов государственной власти и местного самоуправления, в которых содержатся нормы финансового права.

Финансовое право (курс 1)

в категорической форме устанавливают обязанность лица придерживаться определенного поведения и совершать определенные действия. Большинство финансово-правовых норм являются обязывающими

закрепляют возможность участников финансовых отношений по своему усмотрению действовать в рамках требований финансово-правовой нормы

Финансовое право (курс 1)

_____________ - детальное исследование финансово-хозяйственной деятельности проверяемого субъекта с целью выявления нарушений законности, целесообразности и эффективности

Финансовое право (курс 1)

Муниципальный ___________ — это совокупность долговых обязательств муниципального образования, полностью и без условий обеспечиваемая всем муниципальным имуществом, составляющим его казну

Финансовое право (курс 1)

Финансовый ____________ – это регламентированная нормами права деятельность государственных, муниципальных, общественных и иных хозяйствующих субъектов по проверке своевременности и точности финансового планирования, обоснованности и полноты поступления доходов в соответствующие фонды денежных средств, правильности и эффективности их использования

Финансовое право (курс 1)

Налоговая ____________ представляет собой письменное заявление налогоплательщика о полученных доходах и произведенных расходах, источниках доходов, налоговых льготах и исчисленной сумме налога и (или) другие данные, связанные с исчислением и уплатой налога

Финансовое право (курс 1)

____________ — это ценная бумага, удостоверяющая право ее держателя на получение от лица, выпустившего облигацию, в предусмотренный ею срок номинальной стоимости облигации или иного имущественного эквивалента

Финансовое право (курс 1)

Расположите органы специальной компетенции, созданные для осуществления финансовой деятельности государства по их статусу в порядке убывания уровня

Финансовое право (курс 1)

___________ – юридические лица любой организационно-правовой формы, имеющие лицензию на осуществление страхования соответствующего вида

Финансовое право (курс 1)

Финансовое право (курс 1)

Финансовое право (курс 1)

часть финансово-правовой нормы, в которой определяются обстоятельства, при которых могут возникнуть финансовые правоотношения и субъекты этих правоотношений

часть финансово-правовой нормы, содержащая предписание о надлежащем поведении участников финансовых отношений при наличии обстоятельств, предусмотренных гипотезой

та ее часть, в которой устанавливаются меры государственного принуждения к участникам финансовых отношений, применяющиеся за нарушение предписаний государства в области финансов. К санкциям относятся: пени, штрафы, закрытие бюджетных кредитов, принудительное взыскание невнесенных в срок платежей, применение кредитных санкций банка и др.

Финансовое право (курс 1)

__________ — это бюджетные средства, предоставляемые бюджету другого уровня бюджетной системы Российской Федерации на безвозмездной и безвозвратной основах для покрытия текущих расходов.

Финансовое право (курс 1)

Страхование __________ представляет собой совокупность видов личного страхования, предусматривающих обязанности страховщика по страховым выплатам в случае дожития застрахованного до окончания срока страхования или определенного договором страхования возраста, смерти застрахованного, а также по выплате дополнительной пенсии (ренты, аннуитета) застрахованному лицу или (в случае смерти) наследникам или третьим лицам (выгодоприобретателям)

Среди органов государства, осуществляющих финансовую деятельность, можно выделить две основные группы: органы общей и органы специальной компетенции.

К первой группе относятся высшие законодательные и исполнительные органы власти, которые наряду со своими общими функциями руководят всеми финансами, денежно-кредитной системой, осуществляют валютное и таможенное регулирование (ст. 71, 75 Конституции РФ).

Законодательные органы в лице Федерального Собрания РФ, представительные органы субъектов РФ и местного самоуправления рассматривают и утверждают бюджеты и осуществляют контроль за их исполнением (ст. 153 БК РФ).

Исполнительные органы власти в лице Правительства РФ, исполнительных органов субъектов РФ и местного самоуправления осуществляют разработку проектов бюджетов и обеспечивают их исполнение, а также решают другие финансовые вопросы (ст. 114 Конституции РФ).

В финансовой деятельности принимает участие и Президент Российской Федерации. Он издает указы по финансовым вопросам, выступает с бюджетным посланием, распоряжается резервным фондом, подписывает федеральный закон о федеральном бюджете (ст. 82, 170, 209 БК РФ).

Вторую группу органов составляют государственные органы, для которых финансовая деятельность является основной. Они специально созданы для осуществления финансовой деятельности и проведения финансового контроля в государстве.

Органы специальной компетенции возглавляет Министерство финансов Российской Федерации (Минфин России). На уровне субъектов РФ образованы республиканские министерства финансов или финансовые управления. В органах местного самоуправления финансовую деятельность осуществляют финансовые отделы или объединенные бухгалтерии.

Основная роль в сфере финансовой деятельности отводится Минфину России, обеспечивающему проведение единой финансовой, бюджетной, налоговой и валютной политики в РФ и координирующему деятельность в этой сфере иных федеральных органов исполнительной власти.

В соответствии с Положением о Министерстве финансов Российской Федерации, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 30 июня 2004 г. № 329, Минфин России осуществляет следующие полномочия:

• вносит в Правительство РФ проекты федеральных законов, нормативных правовых актов Президента РФ и Правительства РФ по вопросам, относящимся к установленной сфере ведения министерства, а также проект плана работы и прогнозные показатели деятельности министерства;

• на основании и во исполнение Конституции РФ, федеральных конституционных законов, актов Президента РФ и Правительства РФ принимает следующие нормативные правовые акты:

– порядок формирования отчетности об исполнении федерального бюджета, бюджетов государственных внебюджетных фондов, бюджетов бюджетной системы РФ и консолидированного бюджета РФ,

– формы налоговых деклараций, расчетов по налогам и порядок заполнения налоговых деклараций,

– условия эмиссии и отчеты об итогах эмиссии федеральных государственных ценных бумаг,

– порядок ведения бухгалтерского учета и составления бухгалтерской отчетности,

– федеральные стандарты аудиторской деятельности,

– порядок определения цен на драгоценные металлы, а также изделия из них, закупаемые в Государственный фонд драгоценных металлов и драгоценных камней Российской Федерации и реализуемые из него,

– требования финансовой устойчивости страховщиков, а также формы учета и отчетности страховщиков и др.;

• составление проекта федерального бюджета, утверждение и ведение сводной бюджетной росписи федерального бюджета, ведение учета операций по кассовому исполнению федерального бюджета, составление и представление в Правительство РФ отчетности об исполнении федерального бюджета и консолидированного бюджета РФ;

• ведение сводного реестра главных распорядителей, распорядителей и получателей средств федерального бюджета;

• организация распределения доходов от уплаты федеральных налогов и сборов между уровнями бюджетной системы в соответствии с законодательством РФ;

• управление в установленном порядке государственным долгом РФ;

• взаимодействует в установленном порядке с органами государственной власти иностранных государств и международными организациями в установленной сфере деятельности;

• осуществляет иные функции, предусмотренные федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента РФ или Правительства РФ.

Минфин России возглавляет министр, назначаемый на должность и освобождаемый от должности Президентом РФ по представлению Председателя Правительства РФ. Министр финансов РФ имеет заместителей, назначаемых на должность и освобождаемых от должности Правительством РФ. Структурными подразделениями Минфина России являются департаменты по основным направлениям деятельности министерства (финансовой политики, международных финансовых отношений, государственного долга и государственных финансовых активов и др.). Министр финансов РФ несет персональную ответственность за выполнение возложенных на министерство полномочий и реализацию государственной политики в установленной сфере деятельности.

В сфере банковской деятельности (одной из разновидностей финансовой деятельности) главным органом специальной компетенции является Банк России. Совместно с Правительством РФ он определяет политику государства в области денежного обращения, руководит кредитной системой, монопольно осуществляет эмиссию денег. На Банк России возложены и контрольные функции в отношении деятельности коммерческих банков, в том числе их лицензирование. Через специально созданный расчетно-кассовый центр (РКЦ) Банк России осуществляет контроль всех расчетов коммерческих банков.

В системе органов специальной компетенции следует выделить группу органов, занимающихся контролем в сфере финансовой деятельности государства. К таким органам относятся:

• Счетная палата РФ, образованная в соответствии с Федеральным законом от 11 января 1995 г. № 4-ФЗ «О Счетной палате Российской Федерации» (далее – Закон о Счетной палате РФ) для усиления контроля со стороны Федерального Собрания РФ за своевременным исполнением доходных и расходных статей федерального бюджета и бюджетов федеральных внебюджетных фондов по объему, структуре и целевому назначению;

• входящие в структуру Минфина России:

– Федеральная налоговая служба (ФНС России), в функции которой входит осуществление контроля и надзора за соблюдением законодательства РФ о налогах и сборах, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующий бюджет налогов и сборов, а также за соблюдением валютного законодательства,

– Федеральная служба финансово-бюджетного надзора (Росфиннадзор), в полномочия которой входит контроль и надзор за использованием средств федерального бюджета, средств государственных внебюджетных фондов, а также материальных ценностей, находящихся в федеральной собственности, за соблюдением валютного законодательства РФ, требований актов органов валютного регулирования и валютного контроля,

– Федеральное казначейство, в полномочия которого входит обеспечение эффективного управления доходами и расходами в процессе исполнения федерального бюджета, осуществление контроля за накоплением и использованием бюджетных и внебюджетных фондов, а также за состоянием государственной казны и всеми государственными денежными накоплениями,

– другие министерства и федеральные службы, на которых возложены отдельные полномочия по контролю в сфере финансовой деятельности (Министерство экономического развития РФ, Федеральная таможенная служба (ФТС России), Федеральная служба по финансовому мониторингу (Росфинмониторинг), Федеральная служба по финансовым рынкам (ФСФР России) и др.).

Следует отметить, что в связи с изменениями экономических задач и финансовой политики государства система органов специальной компетенции часто реформируется.

1. Правительство Российской Федерации:

а) разрабатывает и представляет Государственной Думе федеральный бюджет и обеспечивает его исполнение; представляет Государственной Думе отчет об исполнении федерального бюджета; представляет Государственной Думе ежегодные отчеты о результатах своей деятельности, в том числе по вопросам, поставленным Государственной Думой ;

б) обеспечивает проведение в Российской Федерации единой финансовой, кредитной и денежной политики;

в) обеспечивает проведение в Российской Федерации единой социально ориентированной государственной политики в области культуры, науки, образования, здравоохранения, социального обеспечения, поддержки, укрепления и защиты семьи, сохранения традиционных семейных ценностей, а также в области охраны окружающей среды ;

в.1) обеспечивает государственную поддержку научно-технологического развития Российской Федерации, сохранение и развитие ее научного потенциала ;

в.2) обеспечивает функционирование системы социальной защиты инвалидов, основанной на полном и равном осуществлении ими прав и свобод человека и гражданина, их социальную интеграцию без какой-либо дискриминации, создание доступной среды для инвалидов и улучшение качества их жизни ;

г) осуществляет управление федеральной собственностью;

д) осуществляет меры по обеспечению обороны страны, государственной безопасности, реализации внешней политики Российской Федерации;

е) осуществляет меры по обеспечению законности, прав и свобод граждан, охране собственности и общественного порядка, борьбе с преступностью;

е.1) осуществляет меры по поддержке институтов гражданского общества, в том числе некоммерческих организаций, обеспечивает их участие в выработке и проведении государственной политики ;

е.2) осуществляет меры по поддержке добровольческой (волонтерской) деятельности ;

е.3) содействует развитию предпринимательства и частной инициативы ;

е.4) обеспечивает реализацию принципов социального партнерства в сфере регулирования трудовых и иных непосредственно связанных с ними отношений ;

е.5) осуществляет меры, направленные на создание благоприятных условий жизнедеятельности населения, снижение негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду, сохранение уникального природного и биологического многообразия страны, формирование в обществе ответственного отношения к животным ;

е.6) создает условия для развития системы экологического образования граждан, воспитания экологической культуры ;

ж) осуществляет иные полномочия, возложенные на него Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, указами Президента Российской Федерации.

2. Порядок деятельности Правительства Российской Федерации определяется федеральным конституционным законом.

Редакция пункта "а" части 1 приведена в соответствии с Законом Российской Федерации о поправке к Конституции Российской Федерации от 30 декабря 2008 г. N 7-ФКЗ "О контрольных полномочиях Государственной Думы в отношении Правительства Российской Федерации", вступившим в силу со дня его официального опубликования 31 декабря 2008 г. (Российская газета, 2008, 31 декабря).

Особенностью финансовой деятельности является то, что ее осуществляют все органы государственной власти в зависимо­сти от установленной им компетенции.
В ведении федеральных представительных и исполнительных ор­ганов государственной власти находятся установление правовых основ единого рынка; финансовое, валютное, кредитное, тамо­женное регулирование; денежная эмиссия; основы ценовой по­литики; налоги; страхование (статьи 71, 75 Конституции РФ).
Президент РФ подписывает и обнародует федеральные законы. Представительные органы в лице Федерального Собрания и пред­ставительных органов субъектов федерации рассматривают, об­суждают и утверждают федеральный бюджет, бюджеты респуб­лик, входящих в состав РФ (ст. 106 Конституции РФ).
Правительство России обеспечивает подготовку бюджета и его рассмотрение в представительных органах, осуществляет общее руководство исполнением бюджета, обеспечивает проведение единой финансовой кредитной и денежной политики, занима­ется другими финансовыми вопросами государства (ст. 114 Кон­ституции РФ, Федеральный конституционный закон "О прави­тельстве РФ" от 17.12.97 № 2-ФКЗ в ред. от 31.12.97).
Представительные и исполнительные органы субъектов РФ, ме­стного самоуправления выполняют на соответствующей террито­рии функции в области финансов в пределах своей компетенции.
Органы государственного управления РФ и субъектов РФ, вы­полняя свои основные задачи в определенной сфере деятель­ности, осуществляют одновременно и финансовую деятель­ность, которая обеспечивает выполнение ими своих основных задач и функций.
Наряду с органами государственного управления, осуществля­ющими финансовую деятельность в связи с выполнением сво­их основных задач и функций, созданы органы государства специально для осуществления финансовой деятельности:
Минфин России;
Федеральное казначейство РФ;
Министерство РФ по налогам и сборам;
Центральный банк РФ (Банк России).

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: