Финансирования затрат предприятия на государственные гарантии и компенсации

Обновлено: 24.04.2024

Разъяснения по вопросам распространения ограничений, предусмотренных пунктом 8 статьи 107.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ), на установление муниципальными образованиями в соответствии с частью 5 статьи 20 Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" дополнительных мер социальной поддержки и социальной помощи для отдельных категорий граждан (далее - обращение, Федеральный закон № 131-ФЗ).

Позиция Минфина России (письмо от 27 марта 2020 г. № 06-04-11/01/24578)

1. О распространении ограничения, установленного пунктом 8 статьи 107.1 БК РФ, на установление дополнительных мер социальной поддержки для отдельных категорий граждан.

Согласно пункту 8 статьи 107.1 БК РФ к субъекту Российской Федерации (муниципальному образованию), отнесенному в соответствии с БК РФ к группе заемщиков со средним уровнем долговой устойчивости, с 1 января 2021 года применяются требования, предусмотренные пунктом 3 статьи 130 и пунктами 2 и 3 статьи 136 БК РФ.

Пунктом 3 статьи 136 БК РФ предусмотрено, что муниципальные образования, в бюджетах которых доля дотаций из других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации и (или) налоговых доходов по дополнительным нормативам отчислений в размере, не превышающем расчетного объема дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности (части расчетного объема дотации), замененной дополнительными нормативами отчислений, в течение двух из трех последних отчетных финансовых лет превышала 20 процентов доходов местного бюджета, за исключением субвенций и иных межбюджетных трансфертов, предоставляемых на осуществление части полномочий по решению вопросов местного значения в соответствии с соглашениями, заключенными муниципальным районом и поселениями, начиная с очередного финансового года не имеют права устанавливать и исполнять расходные обязательства, не связанные с решением вопросов, отнесенных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации к полномочиям соответствующих органов местного самоуправления.

Данное ограничение распространяется на установление муниципальным образованием в соответствии с частью 5 статьи 20 Федерального закона № 131-ФЗ права осуществлять расходы за счет средств бюджета муниципального образования (за исключением финансовых средств, передаваемых местному бюджету на осуществление целевых расходов) на осуществление полномочий, не переданных им в соответствии со статьей 19 данного Федерального закона, если возможность осуществления таких расходов предусмотрена федеральными законами.

Указанным правом могут воспользоваться муниципальные образования с уровнем дотационности не более 20 процентов.

2. Об осуществлении муниципальными образованиями предоставления субсидий на возмещение недополученных доходов транспортным организациям, юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, обеспечивающим льготный проезд отдельным категориям граждан и родителям многодетных семей, а также компенсаций муниципальным образованиям, реализующим образовательные программы дошкольного образования, части платы за присмотр и уход за детьми.

В соответствии с пунктом 24 статьи 26.3 Федерального закона от 06.10.1999 № 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации относится оказание социальной помощи и поддержки гражданам.

В этой связи вопросы, касающиеся предоставления субсидий на возмещение недополученных доходов транспортным организациям, юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, обеспечивающим льготный проезд отдельным категориям граждан, а также компенсаций родительской платы за присмотр и уход за детьми, осваивающими образовательную программу дошкольного образования в организации, осуществляющей образовательную деятельность, относятся к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации и могут осуществляться органами местного самоуправления с уровнем дотационности не более 20 процентов.

3. Об осуществлении муниципальными образованиями социальных выплат молодым семьям на приобретение (строительство) жилья.

В соответствии с пунктом 2 статьи 2 Жилищного кодекса Российской Федерации органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления в пределах своих полномочий обеспечивают условия для осуществления гражданами права на жилище, используя бюджетные средства и иные не запрещенные законом источники денежных средств для улучшения жилищных условий граждан, в том числе путем предоставления в установленном порядке субсидий для приобретения или строительства жилых помещений, а также стимулируют жилищное строительство.

В соответствии с Правилами предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на предоставление социальных выплат молодым семьям на приобретение (строительство) жилья (приложение № 5 к государственной программе Российской Федерации "Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации"), утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 30.12.2017 № 1710, субсидии предоставляются на софинансирование расходных обязательств субъектов Российской Федерации на предоставление социальных выплат молодым семьям на приобретение (строительство) жилья.

В соответствии с пунктами 14 и 15 указанных правил распределение указанных субсидий, выделяемых из бюджета субъекта Российской Федерации, в том числе за счет средств федерального бюджета, между муниципальными образованиями, участвующими в реализации целевой программы, осуществляется по методике, утверждаемой актом субъекта Российской Федерации, с учетом положений бюджетного законодательства Российской Федерации. Перечисление средств, выделенных на софинансирование расходного обязательства субъекта Российской Федерации по реализации целевой программы, в местные бюджеты осуществляется из бюджета субъекта Российской Федерации в установленном порядке.

В этой связи, в соответствии с нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации предоставление социальных выплат молодым семьям на приобретение (строительство) жилья может осуществляться самостоятельно субъектом Российской Федерации, либо органами местного самоуправления путем передачи межбюджетных трансфертов в местные бюджеты.

4. По вопросу отражения расходов, направленных на предоставление социальных выплат молодым семьям на приобретение (строительство) жилья, в "Своде реестров расходных обязательств муниципальных образований, входящих в состав субъекта Российской Федерации".

В соответствии с пунктом 6 части 1 статьи 14 Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Закон № 131-ФЗ) обеспечение проживающих в поселении и нуждающихся в жилых помещениях малоимущих граждан жилыми помещениями, организация строительства и содержания муниципального жилищного фонда, создание условий для жилищного строительства, осуществление муниципального жилищного контроля, а также иных полномочий органов местного самоуправления в соответствии с жилищным законодательством относится к вопросам местного значения городского поселения.

В соответствии с частями 3 и 4 статьи 14 Закона № 131-ФЗ законами субъекта Российской Федерации и принятыми в соответствии с ними уставом муниципального района и уставами сельских поселений данный вопрос может быть закреплен за сельскими поселениями, либо решаться органами местного самоуправления соответствующих муниципальных районов на территории сельских поселений.

В случае решения данного вопроса органами местного самоуправления муниципального района на территории сельских поселений вышеуказанные расходы, финансовое обеспечение которых осуществляется за счет субсидий из федерального бюджета, следует отразить по строке 1.1.1.57 "Свода реестров расходных обязательств муниципальных образований, входящих в состав субъекта Российской Федерации".

В случае закрепления указанного вопроса законами субъекта Российской Федерации и принятыми в соответствии с ними уставом муниципального района и уставами сельских поселений за сельскими поселениями расходы по данному направлению мероприятий следует отразить по строке 5.1.2.4 "Свода реестров расходных обязательств муниципальных образований, входящих в состав субъекта Российской Федерации".

В случае решения данного вопроса органами местного самоуправления городского поселения расходы следует отразить по строке 4.1.1.7 "Свода реестров расходных обязательств муниципальных образований, входящих в состав субъекта Российской Федерации".

5. По вопросу отражения расходов, направленных на предоставление социальных выплат молодым семьям на приобретение (строительство) жилья, в "Реестре расходных обязательств субъекта Российской Федерации".

В соответствии с частью 29 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 06.10.1990 № 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" организация и осуществление межмуниципальных инвестиционных проектов, а также инвестиционных проектов, направленных на развитие социальной и инженерной инфраструктуры муниципальных образований, включая и строительство жилья, относится к полномочиям субъекта Российской Федерации.

В этой связи в случае самостоятельного осуществления субъектом Российской Федерации расходов на предоставление социальных выплат молодым семьям на приобретение (строительство) жилья без передачи их в форме межбюджетных трансфертов в местные бюджеты, данные расходы следует отражать по строке 1071 "Реестра расходных обязательств субъекта Российской Федерации".

Статья 22. Финансовое обеспечение деятельности Государственной компании

1. Источниками финансового обеспечения деятельности Государственной компании являются:

1) средства, связанные с доверительным управлением;

2) средства, связанные с собственной деятельностью Государственной компании;

3) привлеченное финансирование.

2. Финансовое обеспечение деятельности Государственной компании за счет средств, связанных с доверительным управлением, осуществляется за счет:

1) субсидий, полученных из федерального бюджета на осуществление деятельности по доверительному управлению автомобильными дорогами Государственной компании;

2) субсидий, полученных из федерального бюджета на осуществление Государственной компанией деятельности по организации строительства и реконструкции автомобильных дорог Государственной компании;

3) доходов от деятельности Государственной компании по доверительному управлению автомобильными дорогами Государственной компании, за исключением платы за проезд транспортных средств по автомобильным дорогам Государственной компании, остающейся в распоряжении концессионера в соответствии с концессионным соглашением, полномочия концедента по которому осуществляет Государственная компания;

4) иных поступлений от операций, связанных с осуществлением доверительного управления автомобильными дорогами Государственной компании.

3. Финансовое обеспечение деятельности Государственной компании, не относящейся к деятельности по доверительному управлению автомобильными дорогами Государственной компании, осуществляется за счет средств, связанных с собственной деятельностью Государственной компании, в том числе за счет:

1) имущественных взносов Российской Федерации;

2) доходов от передачи в субаренду земельных участков Государственной компании;

3) доходов от иных видов деятельности Государственной компании;

4) добровольных пожертвований и добровольных отчислений;

5) доходов от участия Государственной компании в коммерческих организациях;

6) вознаграждения Государственной компании за осуществление деятельности по доверительному управлению автомобильными дорогами Государственной компании;

7) иных не запрещенных законом источников.

4. Финансовое обеспечение видов деятельности Государственной компании, определенных настоящим Федеральным законом, может осуществляться как за счет средств, предусмотренных частями 2 и 3 настоящей статьи, так и за счет привлеченного финансирования, в том числе следующих видов деятельности Государственной компании:

1) деятельность по организации строительства и реконструкции автомобильных дорог Государственной компании;

2) деятельность по доверительному управлению автомобильными дорогами Государственной компании;

3) деятельность, не относящаяся к доверительному управлению.

5. Субсидии из федерального бюджета в виде имущественного взноса Российской Федерации направляются на содержание Государственной компании и обеспечение ее деятельности, компенсацию расходов Государственной компании, связанных с уплатой арендной платы за земельные участки Государственной компании, финансирование кадастровых работ в отношении автомобильных дорог Государственной компании и земельных участков Государственной компании.

(часть 5 в ред. Федерального закона от 23.04.2018 N 93-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

6. Субсидии из федерального бюджета на осуществление деятельности по доверительному управлению автомобильными дорогами Государственной компании предоставляются ей на осуществление расходов на капитальный ремонт, ремонт и содержание автомобильных дорог Государственной компании, определенных на основании утвержденных Правительством Российской Федерации нормативов денежных затрат на капитальный ремонт, ремонт и содержание автомобильных дорог федерального значения, других связанных с осуществлением этой деятельности расходов. Размер указанных субсидий определяется федеральным законом о федеральном бюджете на соответствующий финансовый год с учетом планируемых доходов Государственной компании от деятельности по доверительному управлению автомобильными дорогами Государственной компании.

7. Субсидии из федерального бюджета на осуществление деятельности по организации строительства и реконструкции автомобильных дорог Государственной компании предоставляются ей на осуществление расходов на проектирование, строительство и реконструкцию данных автомобильных дорог, выполнение Государственной компанией функций заказчика, выкуп изымаемых для строительства и реконструкции автомобильных дорог Государственной компании земельных участков и иных объектов недвижимого имущества, в том числе на оплату выкупной цены таких изымаемых земельных участков и иных объектов недвижимого имущества и оплату убытков их правообладателям, финансирование кадастровых работ в отношении указанных объектов недвижимого имущества, а также других связанных с осуществлением этой деятельности расходов.

7.1. Предоставление Государственной компании субсидий из федерального бюджета осуществляется в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации.

(часть 7.1 введена Федеральным законом от 23.04.2018 N 93-ФЗ)

8. Субсидии из федерального бюджета перечисляются главным распорядителем средств федерального бюджета на казначейский счет для осуществления и отражения операций с денежными средствами юридических лиц, не являющихся участниками бюджетного процесса, бюджетными и автономными учреждениями, открытый Федеральному казначейству, с отражением операций со средствами, источником финансового обеспечения которых являются указанные субсидии, на лицевом счете, открытом Государственной компании в Федеральном казначействе.

(часть 8 в ред. Федерального закона от 24.02.2021 N 20-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

9. Особенности осуществления операций по лицевому счету, открытому Государственной компании в соответствии с частью 8 настоящей статьи, устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере бюджетной, налоговой, страховой, валютной, банковской деятельности.

10. Ликвидация последствий чрезвычайных ситуаций на автомобильных дорогах Государственной компании осуществляется за счет средств, связанных с доверительным управлением.

11. Остатки средств, не использованные по состоянию на 1 января текущего финансового года, находящиеся на лицевом счете, открытом Государственной компании в Федеральном казначействе, используются Государственной компанией в текущем финансовом году на цели, предусмотренные программой деятельности Государственной компании на долгосрочный период.

(см. текст в предыдущей редакции)

12. Финансовое обеспечение расходов на проектирование, строительство, реконструкцию, капитальный ремонт, ремонт и содержание автомобильных дорог Государственной компании на основании концессионных соглашений, а также других расходов Государственной компании на подготовку и реализацию указанных концессионных соглашений может осуществляться, в частности, за счет доходов от деятельности по доверительному управлению автомобильными дорогами Государственной компании, средств, связанных с собственной деятельностью Государственной компании, и привлеченного финансирования.

13. В соответствии с настоящим Федеральным законом на основании федерального закона о федеральном бюджете на соответствующий финансовый год Государственной компании могут предоставляться государственные гарантии в порядке, установленном бюджетным законодательством Российской Федерации.

14. Доходы от деятельности по доверительному управлению автомобильными дорогами Государственной компании, за исключением платы за проезд транспортных средств по автомобильным дорогам Государственной компании, остающейся в распоряжении концессионера в соответствии с концессионным соглашением, полномочия концедента по которому осуществляет Государственная компания, зачисляются на лицевой счет, открытый Государственной компании в соответствии с частью 8 настоящей статьи, подлежат отдельному учету и могут быть израсходованы Государственной компанией на осуществление деятельности по доверительному управлению автомобильными дорогами Государственной компании.

15. Доходы от не указанных в части 14 настоящей статьи видов деятельности Государственной компании поступают в ее самостоятельное распоряжение и используются ею для достижения целей, ради которых она создана.

16. Часть средств, связанных с доверительным управлением, в соответствии с программой деятельности Государственной компании на долгосрочный период может быть направлена на обеспечение исполнения обязательств Государственной компании, возникших в связи с получением Государственной компанией привлеченного финансирования.

17. Судебные акты по обращению взыскания на имущество Государственной компании, включая ее денежные средства, в том числе в соответствии с Федеральным законом от 2 октября 2007 года N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве", исполняются за счет средств, которые предусмотрены частью 3 настоящей статьи и находятся на расчетных счетах, открытых Государственной компанией в банках и иных кредитных организациях.

18. На средства, связанные с доверительным управлением, не может быть обращено взыскание.

Бусыгина Ю. О.

Разберем, как правильно платить компенсационную часть заработной платы. Не путайте с компенсациями, например, за использование личного транспорта в служебных целях. Формулировки похожи, но суть разная:

  • Компенсация — это возмещение затрат, которые работник понес в служебных целях — такие выплаты ни при каких условиях нельзя считать заработной платой.
  • Компенсационная часть заработной платы — это выплата работнику за труд, выполненный в определенных условиях. Далее речь пойдет о правилах для этого понятия.

Правило 1. Правильно определяйте состав компенсационных выплат

Заработная плата состоит из нескольких частей (ст. 129 ТК РФ). Это условное деление, чтобы лучше понять сущность заработной платы:

  1. Вознаграждение за выполненную работу, например окладная часть зарплаты, зависит от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий работы.
  2. Компенсационные и стимулирующие выплаты. Выплата этой части зарплаты вызывает у бухгалтеров наибольшие сложности.

Компенсационная часть заработной платы является переменной частью заработной платы, начисляется за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных. Включает в себя:

  • доплату за сверхурочную работу;
  • доплату за работу в выходные и нерабочие праздничные дни;
  • доплату за работу в ночное время (с 22.00 до 06.00);
  • доплату за работу с вредными и (или) опасными условиями труда;
  • доплату при выполнении работником работ различной квалификации, совмещении профессий (должностей).

Обратите внимание: районные коэффициенты и процентные надбавки не формируют состав компенсационной части зарплаты и не являются самостоятельной выплатой. В соответствии со ст. 316 ТК РФ, они применяются к начисленной заработной плате.

С составом выплат разобрались.

Правило 2. Доплаты и надбавки начисляйте в размерах, не менее установленных в ТК РФ

В Трудовом кодексе определены минимальные размеры:

  • доплат и надбавок за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных (например, сверхурочные, ночные);
  • а также за работу во вредных и (или) опасных условиях труда.

Пример: сверхурочную работу работодатель обязан оплатить работнику так: первые два часа не менее чем в полуторном размере, последующие часы — не менее чем в двойном размере
(ст. 152 ТК РФ). При этом работодатель имеет право предусмотреть повышенные размеры доплат. Самое главное, прописать это в локальных нормативных актах организации.

Правило 3. Компенсационные выплаты облагают НДФЛ

Компенсационные выплаты — это доход работника, с начисленной суммы следует удержать налог на доходы физических лиц (гл. 23 НК РФ).

Правило 4. Компенсационные выплаты включают в расходы по налогу на прибыль

Компенсационные выплаты можно включить в расходы на оплату труда при расчете налога на прибыль (подп. 3 ст. 255 НК РФ). Обратите внимание, эти выплаты должны быть предусмотрены трудовыми договорами (контрактами) и (или) коллективными договорами.

Правило 5. Компенсационные выплаты учитывают при расчете среднего заработка

Исходя из среднего заработка оплачивается:

  • время нахождения работника в отпуске, в служебной командировке, на курсах повышения квалификации и в других случаях.

Для расчета среднего заработка учитываются:

  • все предусмотренные системой оплаты труда виды выплат, применяемые у работодателя, независимо от источников этих выплат (п. 2 Постановления Правительства РФ от 24.12.2007 № 922).

Компенсационные выплаты можно включать в расчет среднего заработка (подп. «л» п. 2 Постановления № 922). Условие: выплаты должны быть предусмотрены локальными нормативными актами организации, например Положением об оплате труда.

Правило 6. Компенсационные выплаты учитывают при расчете пособия по временной нетрудоспособности и детских пособий

В средний заработок, исходя из которого исчисляются пособия по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, ежемесячное пособие по уходу за ребенком, включаются все виды выплат и иных вознаграждений, на которые начислены страховые взносы в ФСС РФ (п. 2 ст. 14 Федерального закона от 29.12.2006 № 255-ФЗ).

Так как компенсационные выплаты облагаются страховыми вносами, то их можно, не опасаясь нарушить действующее законодательство, включить в расчет указанных пособий.

Шобохонова М. В.

Правительство РФ изменило порядок подачи заявлений на возмещение средств из Фонда социального страхования (Постановление от 30.12.2020 № 2375). Теперь их подают дважды: до 1 августа — на планируемые расходы, а до 15 декабря — на уже подтвержденные.

Изменился и сам принцип финансирования: произошел отказ от взаимозачетов по взносам. Теперь взносы оплачиваются в полном размере, а ФСС по одобренному заявлению перечисляет деньги на расчетный счет работодателя.

Общий порядок финансового обеспечения предупредительных мер

Финансирование мер по профилактике травматизма и профессиональных заболеваний происходит за счет сумм страховых взносов на обязательное социальное страхование, выплаченных в текущем финансовом году. Поэтому за мероприятия, проведенные в 2020 году, получить возмещение в 2021 году невозможно.

За разрешением на финансирование предупредительных мер нужно обратиться в территориальный орган ФСС России, который прикреплен к месту регистрации работодателя: оно указано в выписке из ЕГРЮЛ или ЕГРИП.

Возмещение доступно только для добросовестных плательщиков страховых взносов. ФСС может отказать в следующих ситуациях:

Про новый порядок финансирования затрат. Видео и онлайн-тест. Электронный сертификат. Бесплатно до 15 декабря

  • если на день подачи заявления у организации есть долги по страховым взносам, пени и штрафам;
  • работодатель представил недостоверную или неполную информацию, не собрал необходимый пакет документов;
  • если предусмотренные бюджетом ФСС России средства на финансовое обеспечение предупредительных мер на текущий год уже полностью распределены.

В 2021 году специалисты по охране труда должны подать заявление и пакет документов по планируемым затратам в срок до 1 августа (прил. № 1 к Приказу ФСС от 07.05.2019 № 237), до 15 декабря подать еще одно заявление — о возмещении уже проведенных расходов (прил. № 14 к Приказу ФСС от 04.02.2021 № 26). Но никто не запрещает представить документы уже сейчас, если вы получили подтверждение произведенных затрат.

  • Пример. Весной 2021 года организация подала в ФСС заявление с планом затрат. Специалисты территориального ФСС выдали на руки приказ-разрешение на запрошенную сумму. В июне 2021 года работодатель закончил СОУТ, провел медосмотр и купил СИЗ. И тут же подал заявление на возмещение этих затрат, не дожидаясь 15 декабря. Так ответственные сотрудники сберегли свое время и не стали рисковать, сдавая документы в последний момент.

Не каждое мероприятие подлежит возмещению за счет средств ФСС России. Например, нельзя профинансировать предварительный медосмотр или предрейсовый медосмотр. При этом можно возместить затраты на алкотестеры, применяемые для предрейсового медосмотра.

Что не подлежит возмещению за счет средств ФСС России

Не подлежат возмещению расходы на покупку:

  • литературы и плакатов по охране труда;
  • средств индивидуальной защиты, изготовленных не на территории и не из тканей, изготовленных в странах Евразийского экономического союза;
  • СИЗ российского производства, если на них не получено заключение Минпромторга РФ;
  • молока или равноценных продуктов.

Что можно компенсировать за счет средств ФСС России

Фонд может возместить работодателю расходы на следующие мероприятия:

  1. Специальную оценку условий труда.
  2. Приобретение СИЗ, смывающих и обезвреживающих средств.
  3. Периодические медосмотры работников.
  4. Мероприятия по приведению уровней воздействия вредных или опасных производственных факторов в соответствие с государственными нормативными требованиями.
  5. Обучение по охране труда, по вопросам безопасного ведения работ, в том числе горных, обучение действиям в случае аварии или инцидента на опасном производственном объекте для таких категорий работников, как:
  • руководители малых предприятий;
  • сотрудники малого предприятия с численностью до 50 человек, на которых возложены обязанности специалистов по охране труда;
  • руководители государственных и муниципальных учреждений, в том числе их структурных подразделений;
  • руководители и специалисты служб охраны труда;
  • члены комитетов по охране труда;
  • уполномоченные лица по охране труда профессиональных союзов и иных представительных органов.
  1. Санаторно-курортное лечение работников, занятых на работах с вредными или опасными производственными факторами.
  2. Обеспечение лечебно-профилактическим питанием по нормам, утв. Приказом Минздравсоцразвития России от 16.02.2009 № 46н.
  3. Приобретение приборов для определения наличия и уровня содержания алкоголя (алкотестеры или алкометры) во время предрейсового или послерейсового медосмотров водителей.
  4. Покупку тахографов.
  5. Приобретение аптечек первой помощи, укомплектованных по Приказу Минздрава России от 15.12.2020 № 1331.
  6. Приобретение отдельных приборов, устройств, оборудования и целых комплексов, которые предназначены для обеспечения безопасности работников или контроля за безопасным ведением работ в рамках технологических процессов, в том числе под землей.
  7. Приобретение отдельных приборов, устройств, оборудования или целых комплексов, обеспечивающих обучение безопасному ведению работ и действиям в случае аварии или инцидента на опасном производственном объекте.
  8. Приобретение оборудования для дистанционной видео- и аудиофиксации инструктажей, обучения и иных форм подготовки работников по безопасному производству работ, а также хранения записей.
  9. Санаторно-курортное лечение работников не ранее чем за пять лет до достижения ими возраста, дающего право на назначение страховой пенсии по старости.

Какую сумму возместит ФСС России

Сумма возмещения будет зависеть от размера взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, начисленных за предшествующий календарный год.

Из этой суммы бухгалтерия вычитает расходы предшествующего календарного года на пособия по временной нетрудоспособности в связи с несчастными случаями на производстве или профессиональными заболеваниями, на оплату отпуска застрахованного на весь период его лечения и проезда к месту лечения и обратно. Затем нужно выделить 20% из этой суммы. Именно на это и можно рассчитывать. Если же вы организовывали санаторно-курортное лечение предпенсионеров, то объем финансирования можно увеличить и до 30%. На полученную сумму можно составить план финансового обеспечения и подготовить заявление в ФСС России.

Если работодатель за два предшествующих календарных года не выделял деньги на предупредительные меры, то объем финансирования в текущем году рассчитывается исходя из отчетных данных за три последовательных предыдущих календарных года. Затраты в текущем финансовом году не должны быть больше суммы страховых взносов, подлежащих перечислению в ФСС России за год в целом.

С 1 января 2021 года отменена система взаимозачета. Напомним, до этого работодатель был вправе не перечислять часть взносов на обязательное социальное страхование, если предоставил в ФСС заявление и документы, подтверждающие расходы. Например, если до 1 августа было подано заявление на сумму, равную взносам за октябрь, можно было не платить взносы за этот месяц. Теперь ФСС возмещает затраты на охрану труда путем прямого перечисления на расчетный счет организации. А взносы уплачиваются в полном объеме.

Как составить план финансового обеспечения

Получив сводку об объеме средств для возмещения, составьте план финансового обеспечения. Форма Плана приведена в приложении к Приказу Минтруда России от 10.12.2012 № 580н, а также размещена на сайте территориальных органов ФСС России в разделе «Предупредительные меры». Образец вы можете скачать в конце статьи.

В конце статьи есть шпаргалка

План финансового обеспечения предупредительных мер не всегда согласует руководитель филиала, в который вы подаете заявление. Например, для Москвы руководители филиалов не ставят визу согласования, ее ставит только руководитель регионального отделения ФСС РФ. Поставите визу руководителя «своего» филиала, план не примут. Уточните этот момент заранее по телефону в территориальном органе ФСС России.Рекомендуем также составить документы для подачи в территориальные органы ФСС РФ, но не сразу подписывать их у руководителя организации и главбуха, а сначала показать сотрудникам территориального органа ФСС РФ для проверки. Специалист фонда внесет замечания и дополнения, и вы сможете подать руководству уже отредактированный документ на подпись.

В плане укажите количество единиц. Для спецоценки условий труда единица — это рабочее место, для медосмотра — человек, для средств индивидуальной защиты — пара, комплект, штука.

  • Примеры. Вы планируете закупить три хлопчатобумажных костюма. Откройте счет от поставщика СИЗ и посмотрите, как указаны наименования. Здесь речь пойдет о комплектах, а не отдельно о брюках и куртках. Перчатки и обувь всегда идут парами, а не штуками. Когда считаете миллилитры смывающих средств, учтите, что если в месяц положен тюбик очищающей пасты объемом 200 мл и 100 мл гидрофильного крема, в сумме нужно будет указать норму на одного работника и умножить только на 11 месяцев. Так вы учтете время, которое сотрудник находился в отпуске. Формула на одного работника выглядит так:

(200 мл пасты + 100 мл крема) х 11 = 3300 на год.

В Приказе Минтруда России от 10.12.2012 № 580н есть пункт «Реализация мероприятий по приведению уровней воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов на рабочих местах в соответствие с государственными нормативными требованиями охраны труда». Он включает в себя и спецоценку условий труда, и приобретение СИЗ, но только для тех организаций, у кого сотрудники работают исключительно во вредных условиях.

Пользоваться этим пунктом не получится, если выдаете СИЗ и тем, кто трудится в допустимых условиях, хоть и с производственными загрязнениями или низкими температурами. Применяйте пункт «г» Правил, утв. Приказом Минтруда России от 10.12.2012 № 580н.

На сайте регионального отделения ФСС России опубликованы два образца перечней СИЗ: для СИЗ, которые выдаете по нормам, и СИЗ, которые выдаете по результатам специальной оценки условий труда. Если не у всех получателей СИЗ вредные или опасные условий труда, заполните перечень по нормам, а не по результатам СОУТ.

Как написать заявление о финансовом обеспечении мер в ФСС России

Бланк заявления можно найти на сайте территориального органа ФСС России, к которому прикреплен работодатель. Сейчас применяется форма, утвержденная Приказом ФСС от 07.05.2019 № 237. Другую не примут.

Составить заявление несложно. Главное — не убирайте лишнюю, на ваш взгляд, информацию, которая есть на бланке. Это важно.

Подать заявление с приложениями можно несколькими способами:

  1. На личном приеме — в форме распечатанного документа в территориальный орган ФСС РФ по месту регистрации компании.
  2. Почтовым отправлением — в распечатанном виде в территориальный орган ФСС РФ по месту регистрации. Сопроводите письмо описью и отправьте с уведомлением. Это необходимо, чтобы вы могли подтвердить факт и дату отправления.
  3. Через Единый портал госуслуг — в электронной форме.
  4. Через МФЦ.

В конце статьи есть шпаргалка

Как подать документы на личном приеме

Для успешной подачи заявления представьте в территориальный орган ФСС России пакет документов:

  1. Заявление с приложениями.
  2. План финансового обеспечения предупредительных мер.
  3. Копию перечня мероприятий по улучшению условий и охраны труда работников, разработанного по результатам СОУТ, или копию (выписку из) коллективного договора или соглашения по охране труда между работодателем и представительным органом работников.
  4. Документы, удостоверяющие личность, и доверенность на сотрудника, который подает документы.
  5. Приложения к заявлению.

Как подготовить приложения к заявлению в ФСС России

В заявлении важно правильно перечислить все приложения к нему. Это, прежде всего, копии официальных документов.

Общий перечень приложений к заявлению на выплату вы найдете в нашей шпаргалке.

В конце статьи есть шпаргалка

Один из важных документов — доверенность на того, кто будет подавать документы в территориальный орган ФСС России. Запросите ее у юриста организации. В доверенности укажите, что доверенное лицо может не только подавать документы, но и забирать решение, заверять копии документов и сдавать отчет об использовании страховых сумм.

Образец доверенности вы можете скачать в конце статьи.

В конце статьи есть шпаргалка

Когда оформите доверенность, сможете заверять копии документов печатью организации — без гербовой печати документы не примут. Напишите «Копия верна», укажите должность, подпись, расшифровку подписи, а также дату заверения документов. Заверяется копия каждого документа. Документы могут быть многостраничными, в этом случае заверяйте копию документа, а не копию каждого листа.

Как отчитаться в ФСС России о произведенных расходах

До 2021 года страхователи подавали в ФСС отчет об использовании сумм страховых взносов. Теперь изменился принцип финансирования. Поэтому чтобы получить выплату на расчетный счет, нужно до 15 декабря 2021 года подать в ФСС заявление на оплату уже произведенных подтвержденных расходов, которые были одобрены после поданного вами в срок до 1 августа заявления.

Следовательно, если суммы страховых взносов не были потрачены, то отчет об использовании сумм страховых взносов в 2021 году подавать не требуется. Все же рекомендуем узнать в своем территориальном отделении ФСС, не установлен ли каким-либо внутренним регламентом иной порядок сдачи отчета о потраченных средствах.

К целевому финансированию относятся средства, которые предприятие получает от государства в виде государственной помощи, от других организаций или физических лиц, предназначенные для финансирования мероприятий целевого назначения.

Главная отличительная черта таких средств заключается в том, что получаемые средства должны быть использованы строго по целевому назначению в соответствии с утвержденными сметами.

Средства целевого финансирования и Налоговый кодекс

В Налоговом кодексе РФ приведен перечень средств, которые относятся к целевому финансированию (пп. 14 п. 1 ст. 251 НК РФ).

Приведем некоторые из них:

бюджетные ассигнования казенным учреждениям, в том числе в виде субсидий бюджетным организациям;

гранты (денежные средства или иное имущество), которые предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе на осуществление программ в области образования, искусства, культуры, науки, физической культуры, охраны здоровья и окружающей среды;

инвестиции, предоставляемые по итогам инвестиционных конкурсов;

средства, полученные из фондов поддержки научной, инновационной деятельности.

Отметим, что основную часть средств целевого финансирования составляет, как правило, государственная помощь, особенности учета которой регламентирует ПБУ 13/2000 "Учет государственной помощи".

Указанным Положением предусмотрены следующие виды государственной помощи:

1) субвенции – это бюджетные средства, предоставляемые на безвозмездной и безвозвратной основе на осуществление определенных целевых расходов;

2) субсидии – это бюджетные средства, предоставляемые на условиях долевого финансирования целевых расходов;

3) бюджетные кредиты (исключая налоговые кредиты, отсрочки по уплате платежей и т.п.) – это ресурсы не только в виде предоставленных денежных средств, но и в форме иного имущества (земельные участки, природные ресурсы).

ПБУ 13/2000 "Учет государственной помощи" используется для отражения в бухгалтерском учете полученных бюджетных средств по таким направлениям расходования:

финансирование капитальных расходов, связанных с покупкой, строительством или приобретением иным путем внеоборотных активов (основных средств, нематериальных активов);

на покрытие текущих расходов организации (приобретение материально-производственных запасов, оплата труда работников и другие расходы аналогичного характера);

как компенсация за уже понесенные организацией расходы, включая убытки, в частности в жилищно-коммунальном хозяйстве, агропромышленном комплексе (в части возмещения убытков предприятий муниципального жилищно-коммунального хозяйства, городского хозяйства, обеспечивающих объекты социальной сферы муниципальной собственности теплоэнергоресурсами (разницы между тарифами за услуги и затратами) и т.д.;

на оказание немедленной финансовой поддержки организации в виде чрезвычайной помощи без связи с осуществлением расходов в будущем и др.

Как правило, государственная поддержка оказывается в первую очередь предприятиям агропромышленного сектора.

Расходование целевых средств строго контролируется государственными и иными контролирующими органами.

Организация отражает бюджетные средства к бухгалтерскому учету, если организация уверена в их получении (подтверждением этому может выступать бюджетная роспись, уведомление о бюджетных ассигнованиях, лимитах бюджетных обязательств и т.д.) и в том, что условия предоставления этих средств будут ею выполнены, то есть средства будут израсходованы на определенные нужды (подтверждением тому служат заключенные организацией договоры, публично объявленные решения, утвержденная проектно-сметная документация и т.д.).

К целевому финансированию не относится получение помощи в виде льгот; получение кредитов; участие государства в капитале организации.

Бухгалтерский учет операций по формированию и использованию средств целевого назначения

Для учета средств целевого финансирования предназначен пассивный счет 86 "Целевое финансирование".

Согласно Инструкции по применению Плана счетов счет 86 "Целевое финансирование" предназначен для обобщения информации о движении средств, необходимых для осуществления мероприятий целевого назначения, средств, поступивших от других организаций и лиц, бюджетных средств и др.

Средства целевого назначения, полученные в качестве источников финансирования тех или иных мероприятий, отражаются по кредиту счета 86 "Целевое финансирование" в корреспонденции со счетом 76 "Расчеты с разными дебиторами и кредиторами".

Использование средств целевого финансирования отражается по дебету счета 86 "Целевое финансирование" в корреспонденции со счетами 20 "Основное производство" или 26 "Общехозяйственные расходы" (при направлении средств целевого финансирования на содержание НКО).

Таким образом, кредитовое сальдо счета счет 86 "Целевое финансирование" отражает неиспользованные средства целевого назначения.

Кредитовый оборот по счету счет 86 "Целевое финансирование" отражает целевые поступления.

Дебетовый оборот по счету счет 86 "Целевое финансирование" показывает использование средств на запланированные мероприятия.

Приведем основные операции по формированию и использованию средств целевого назначения:

Использование средств на приобретение основных средств и нематериальных активов

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: