Философия личность ее права и обязанности по отношению к государству

Обновлено: 23.04.2024

Проблема соотношения личности, общества и государства волновала философов, социологов, политологов и юристов на всех этапах развития научной мысли. Античная философия отождествляла общество и государство. В Древней Греции этому как нельзя лучше способствовала идея полисной жизни, существование общества вне государства воспринималось невозможным. Сократ отождествляет полис и гражданина, поскольку гражданин не только лицо частное, но и политическое. Подчинение законам во имя нравственного единства полиса – добродетель, но такое подчинение должно быть результатом свободной воли. Сам термин полис имел несколько значений: государство, город и община граждан. Древние римляне для обозначения своей общины использовали термин «civitas», происходящий от слова «civis» – гражданин, что подчеркивало единение граждан. Цицерон, как мы говорили выше, рассматривал государство как «res publicа civitas Romana» – общую достояние романской общины. Очевидно, что община и его свобода (а не свобода индивида) понимается Цицероном как высшая ценность. В античный период сформировались и два подхода к пониманию соотношения государства и общества: государство, как механизм защиты прав своих граждан, и государство, как механизм ограничения индивидуальной воли субъектов, при этом такое ограничение может быть основано на законе, а может – и на произволе.

Период Средневековья характеризуется разделением общественных и государственных интересов. Общество все более уходит в социальное и экономическое, оставляя политическое государству. Политико-правовые взгляды горожан, осознававших свое особое положение, находили свое выражение в идее договорных отношений с сеньором. Горожане были лично свободны и они постепенно освобождались от повинностей. Городское право, включая право на самоуправление, гарантировалось договором города с сеньором. Многие средневековые города получали независимость. Так ряд немецких городов получили статус городов-республик. Город становился самоуправляющейся коммуной. Для Магдебурга разработали специальную систему норм, именовавшуюся Магдебургское право, которое затем распространилось и на другие свободные города. Управление строилось по принципу выборности городского совета, которым, в свою очередь, руководил бургомистр. Все эти нюансы приводили к самоощущению себя как некоей общности, отделенной от системы сеньоральных феодальных властеотношений. Так постепенно формируется концепция гражданского общества. Немало этому способствует и городское право. Горожане очень болезненно реагировали на нарушения феодалом договора, это приводило к серьезным социальным катаклизмам. Так, сохранилось упоминание средневекового историка Гвиберта Ножанского, аббата монастыря Ножана (1053-1124 гг.), о восстании в Лане. Сеньор города и его слуги беззастенчиво грабили горожан. Горожане предложили изрядную сумму денег, взамен требуя лишь прекращения такого произвола, но грабежи возобновились, горожане в гневе вышли на улицы города. Результатом восстания, произошедшего в 1112 году, стало коммунальное самоуправление и городские свободы. Однако такое положение вещей сохраняется недолго, своим эдиктом король вскоре возвращает городу статус королевского и тем самым лишает его коммунальных свобод. Так на протяжении многих веков город то становился свободным, то вновь получал статус королевского. В XIV в. Людовик XII окончательно объявляет город королевским.

Однако, это была не единственная тенденция в определении соотношения сил общества, личности и государства. Государство, все более приближаясь к тоталитарным средствам, управления стремилось подавить и личность, и общество. Справедливости ради, следует сказать, что представители католической теократической, доминирующей в средневековой Европе политико-правовой мысли, пытались создать систему ограничений государственной власти. Что такое государство, - говорил Блаженный Августин, как не «шайка разбойников», если создаваемые человеком законы не служат идеалам любви и служения общему благу.

Для Возрождения, «развернувшего» политико-правовую мысль лицом к человеку, центром внимания стал индивид, обладающий собственностью. Появилось единое торговое право (les mercantores), закреплявшее индивидуальные права. Стало появляться ощущение обладания такими правами, которое, в свою очередь, сложилось в предощущении гражданского общества.

Эпоха просвещения приносит идею поиска формы правления, соответствующей интересам общества. Дж. Локк пишет: «абсолютная монархия … не может быть формой гражданского правления», она не соответствует интересам общества.

Но в большей степени формированию понятия гражданского общества мы обязаны классической немецкой философии. И. Кант и Г.В.Ф. Гегель противопоставили идею гражданского общества феодальному произволу. Так, Г.В.Ф. Гегель, считал гражданское общество сферой частных интересов, противопоставляющих свои интересы и объединяющихся в ассоциации. И. Кант считал столкновение интересов полезным, так как это условие самосовершенствования, но основное условие самосовершенствования – свобода, обеспеченная законом (при должном уровне уважения к свободе другого лица) и гарантии человеческого достоинства.

Современные концепции взаимоотношения общества, государства и личности бесконечно разнообразны: это и этатистское учение о государстве, и доктрина либерализма, и учение о демократии, и концепция патерналистического государства, так популярная в скандинавских странах, и учение о правовом государстве, которые мы рассмотрели выше. Каждое из этих учений имеет множество интерпретаций. Так появилась концепция плюралистической демократии, учитывающей интересы множества социальных групп. Появились принципиально новые доктрины. К таковым можно отнести доктрину «сервисного государства» (Э. Форстхофф), государства, как системы институтов, обслуживающих население. Идею преобразования государства в лояльные к гражданам обслуживающие компании в своей книге «Государство третьего тысячелетия» излагает Правящий князь Лихтенштейна Ханс-Адам II. Появилась концепция социального государства и государства благоденствия, связанная с реформами социального законодательства. Но и по сей день вопрос соотношения общества, личности и государства остается одним из самых популярных в системе политических и правовых наук.

Право, закон, государство Закон ценен не потому, что он закон, а потому, что в нем заключена справедливость.Г.У. Бичер 12, 95Теория Монтескье о разделении власти основывается на признании того, что каждый человек, имеющий власть, склонен к тому, чтобы ею злоупотребить и для

§ 16. БУРЖУАЗНОЕ ПРАВОВОЕ ГОСУДАРСТВО И ПОЛИТИЧЕСКАЯ ФОРМА

§ 16. БУРЖУАЗНОЕ ПРАВОВОЕ ГОСУДАРСТВО И ПОЛИТИЧЕСКАЯ ФОРМА I. Конституция современного буржуазного правового государства всегда является смешанной конституцией.1. Если посвященную правовому государству часть [конституции] с ее обоими главными принципами — основные

Глава 2. Правовое сознание и философия права

Глава 2. Правовое сознание и философия права Для любого философского учения о праве и государстве определяющее значение имеет лежащий в его основе тип понимания (и понятия) права. Это обусловлено научно-познавательным статусом и значением понятия права (и

ГОСУДАРСТВО И ПРАВО

ГОСУДАРСТВО И ПРАВО Государственность возникает в такой тесной связи с правовым (юридическим) аспектом человейника, что они образуют одно целое. Говоря о государстве, мы должны говорить о правовых (юридических) законах, а говоря о праве - должны говорить о государстве. Уже

1. Правовое государство: история идей и современность

1. Правовое государство: история идей и современность Правовое государство — как определенная философско-правовая теория и соответствующая практика организации политической власти и обеспечения прав и свобод человека — является одним из существенных достижений

2. Права и свободы человека и гражданина

2. Права и свободы человека и гражданина Каждой ступени в историческом развитии свободы и права присуща своя юридическая концепция человека как субъекта права и соответствующие представления о его правах и обязанностях, его свободе и несвободе. В этом смысле история

7. Советская концепция октроированных прав. Диктатура пролетариата как "правовое государство"

7. Советская концепция октроированных прав. Диктатура пролетариата как "правовое государство" Подобные взгляды в середине 20-х годов развивал А. Малицкий. В обоснование правового характера диктатуры пролетариата он в работе "Советская конституция" приводил следующие

3. Конституционное правопонимание: права человека, правовой закон, правовое государство

3. Конституционное правопонимание: права человека, правовой закон, правовое государство Идеи и ценности правовой государственности стали одним из главных ориентиров для всего процесса преодоления сложившегося в стране тоталитарного социализма и осуществления

§1. Личность, право, государство

§1. Личность, право, государство Понятие «личность» двузначно. За ним стоит образ индивидуальности или образ совокупности общественных отношений конкретного общества, конкретного социального пространства и времени. В индивидуальности мы ценим ее самобытность, а в

§ 2. Права и обязанности человека и гражданина

§ 2. Права и обязанности человека и гражданина Степень реальной свободы человека проявляется в том, как он может реализовать присущие права и обязанности. Быть человеком — значит, среди прочего, обладать неотъемлемыми правами.Впервые о правах человека заговорили

Глава 22 ГОСУДАРСТВО

Глава 22 ГОСУДАРСТВО Политическая теория Платона развивалась в тесной связи с его этикой. Жизнь греков была по преимуществу общественной жизнью, которая протекала в городах–государствах и была немыслима за их пределами. Настоящему греку даже в голову не приходило, что

Глава 22 Правовое государство и протогосударственная культура

Глава 22 Правовое государство и протогосударственная культура 22.1. Неупорядоченная свобода как опора неустойчивой политической монополииПровозгласив Россию «правовым государством»12, которое гарантирует «равенство прав и свобод человека и гражданина» и в котором «все

Степень реальной свободы человека проявляется в том, как он может реализовать присущие права и обязанности. Быть человеком — значит, среди прочего, обладать неотъемлемыми правами.

Впервые о правах человека заговорили итальянские гуманисты эпохи Возрождения, разработавшие учение о «природе человека», способного подняться до небесных высот или опуститься до скотского состояния. Эпоха Возрождения определила статус свободы и выбор человека. Прорыв в понимании прав человека был сделан не только в результате философского обоснования автономности человеческой личности в ренессансном гуманизме, а также благодаря последующему опыту борьбы за права человека в период первых буржуазных революций в Европе, когда были осуществлены первые попытки философского осмысления идеи «естественного права».

Человек, только потому человек, что он наделяется неотчуждаемыми от него свободами. Задача государства состоит в том, чтобы создать надлежащие условия для реализации этой свободы.

В 1776 г. американский просветитель Т. Джефферсон представил в «Декларации Независимости Соединенных Штатов Америки» классическую формулировку прав человека: «… все люди созданы и наделены своим создателем определенными правами, среди которых право на жизнь, свободу и стремление к счастью» (Цит. по: Политология. Энциклопедический словарь. М., 1993. С. 309). Дальнейшее развитие идея прав и свобод и обязанностей человека получила в ходе Великой Французской революции и принятой ею «Декларации прав человека и гражданина». Именно последний документ содержит ряд моментов, принципиальных для современного понимания этой проблемы.

Во-первых, в «Декларации…» было заявлено, что целью любого государственного объединения является обеспечение естественных и неотчуждаемых прав человека. К таким правам отнесены свобода, собственность, безопасность и сопротивление угнетению.

Во-вторых, «Декларация…» провозгласила равенство всех граждан перед законом как выражением общей воли. Практически это выразилось в ликвидации сословных привилегий.

В-третьих, в этом документе было сделано важное различие между правами человека и правами гражданина. Оно означало признание того, что человек не только общественное существо, но имеет и частную жизнь, интересы и цели которой подчас не совпадают с интересами и целями политического сообщества. В дальнейшем это разграничение получило развитие в обосновании автономности институтов государства и гражданского общества как основных форм общественной жизни.

Права и обязанности человека и гражданина, провозглашенные во французской Декларации 1789 г. задали импульс к гуманизации общественных и государственных отношений во всем мире.

Прошло свыше 150 лет, и 10 декабря 1948 г. Генеральная Ассамблея ООН приняла Всеобщую Декларацию прав человека, вобравшую в себя интеллектуальный и политический опыт борьбы человечества за права и свободы человека.

В статье 1 Декларации подчеркивается, что «все люди рождаются свободными и равными в своем достоинстве», а статья 2 утверждает, «что каждый человек должен обладать всеми правами и всеми свободами, провозглашенными Декларацией, без какого бы то ни было различия».

В статьях 3–21 раскрываются гражданские права и политические свободы, в том числе право на жизнь, свободу и безопасность личности; на равенство перед законом; на гражданство и участие в управлении своей страной; на владение имуществом. Здесь же указаны и негативные свободы: от произвольного ареста, задержания или изгнания; от рабства и подневольного существования; от пыток и жестокого обращения; от произвольного вмешательства в личную и семейную жизнь.

К позитивным свободам, провозглашаемым Декларацией, относятся: свобода передвижения; свобода совести; право на проведение мирных собраний и ассоциаций и т. д.

Статьи 22–27 выражают экономические, культурные и социальные права: право на труд и свободный выбор работы; право на социальное обеспечение; право на жизненный уровень, необходимый для поддержания здоровья и благосостояния; право на образование; право на участие в культурной жизни.

Статья 28 декларирует, что «каждый человек имеет право на социальный и международный порядок, при котором права и свободы, изложенные в Декларации, могут быть осуществлены».

В статье 29 говорится о том, что помимо прав «человек имеет обязанности перед обществом, в котором только и возможно свободное и полное развитие его личности». Любые ограничения прав и свобод отдельной личности могут быть «установлены законом исключительно с целью обеспечения порядка и общего благосостояния в демократическом обществе».

Заключительная, статья (30) подчеркивает, что ничто в Декларации не может быть истолковано как предоставление какому-либо государству, группе лиц или отдельным лицам права совершать действия, направленные к уничтожению прав и свобод, изложенных в Декларации.

В 1998 г. в мире широко отмечалось 50-летие принятия Всеобщей декларации прав человека. Генеральный секретарь ООН в специальном послании по этому поводу назвал Всеобщую декларацию «совестью мира», эталоном, на основе которого могут быть измерены позиции обществ и правительств. Этот юбилей явился поводом и для переосмысления некоторых положений Декларации и других документов, связанных с правами человека и гражданина.

Несмотря на явные успехи в реализации концепции прав человека, она нуждается в развитии с учетом происходящих в мире изменений. Вызывает беспокойство углубляющийся разрыв между правами и обязанностями человека, рост индивидуализма и эгоизма, стремление любой ценой отстоять права в ущерб обязанностям.

В современном мире ослаблено чувство ответственности людей за индивидуальные и коллективные действия, что ведет к различным конфликтам и катастрофам. Поэтому среди политиков и правоведов, философов и социологов обсуждается идея о принятии Международной декларации основных обязанностей человека.

Сбалансированность прав и свобод человека, а так же его обязанностей в современных условиях является одним из факторов сохранения стабильности и устойчивого развития человечества, что в свою очередь выступает гарантом пролонгации человечества в третьем тысячелетии.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Продолжение на ЛитРес

Права человека в философии

Права человека в философии Когда-нибудь, когда человечество твёрдо осознает, что главное в жизни – это ориентация в главном, будет принята Декларация философских прав человека. Над ней будут работать лучшие мыслители мира, и на каждую её фразу будет откликаться душа. Не

Свобода и права человека

Свобода и права человека Имеет ли место ущемление личных свобод в нашей стране?«Свобода» в контексте политики означает отсутствие принуждения со стороны государства (которое по закону имеет монопольное право на применение физической силы). Так что «ущемление» при

ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ ГРАЖДАНИНА ПОТРЕБИТЕЛЯ

ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ ГРАЖДАНИНА ПОТРЕБИТЕЛЯ Современные вещи являются нам под знаком дифференциации и выбора, а кроме того, главные из них предстают еще и под знаком кредита. И подобно тому как сама вещь вам продается, но выбор ее вам «предоставляется», точно так же вам

Права материи и низших существ и обязанности высших

Права материи и низших существ и обязанности высших Право на целость тела. Нельзя неволить, мешать передвижению, бить, калечить и убивать людей. Кто это нарушает, то есть производит насилие, тот сам подвергается насилию, то есть лишается свободы настолько, насколько это

Ролз — справедливость и права человека

Ролз — справедливость и права человека Вопрос о человеческих правах и принципах справедливости приобрел новое звучание после второй мировой войны. Важный вклад в его обсуждение внес американский философ Джон Ролз (John Rawls, 1921). В книге Теория справедливости (A Theory of Justice,

2. Права и свободы человека и гражданина

2. Права и свободы человека и гражданина Каждой ступени в историческом развитии свободы и права присуща своя юридическая концепция человека как субъекта права и соответствующие представления о его правах и обязанностях, его свободе и несвободе. В этом смысле история

3. От государственного права к праву гражданина мира

3. От государственного права к праву гражданина мира Прежде чем перейти к рассмотрению проблематичных последствий такого рода тесного управления, мне хотелось бы прояснить космополитический смысл самой конструкции «мировая республика». Она делает войну как легитимное

30. Полные права и ущербные обязанности

30. Полные права и ущербные обязанности Хотя президентские гонки или подъем на Эверест могут привлечь некоторые честолюбивые натуры, есть иная широкая область современной жизни, предлагающая жажде признания более ординарное удовлетворение. Это — общественность, то есть

Движение за права человека

Движение за права человека Советский человек, воспитанный в духе принципа "экономика — базис, идеология и политика — надстройка", склонен требовать от каждого, кто решается высказываться на обще­ственно-политические темы, прежде всего конкретного проекта экономических

Права человека

Права человека Международные стандарты прав и свобод человека включают гражданские права, политические права, экономические права, социальные права, права в области культуры, права ребенка и др.В число гражданских прав входят: право на жизнь; право на свободу, на личную

Основные права нового человека

Основные права нового человека Возлюбленный Мастер, 25 декабря Вы беседовали с нами, о Декларации Прав Человека. Вы разоблачили ее как политическую уловку для удержания человека в его настоящем состоянии физического и психологического рабства, чтобы он никогда не узнал

Глава 14. Обязанности человека по отношению к счастью других и по отношению к благосостоянию организованного сообщества (Что другие имеют право ожидать от нас)

Глава 14. Обязанности человека по отношению к счастью других и по отношению к благосостоянию организованного сообщества (Что другие имеют право ожидать от нас) Человек как общественное и политическое животное.Политика, книга I, главы 1, 2.Семья, племя и государство, или

Государство и личность – понятия, которые неразрывно связаны. Само понятие государство предполагает наличие некой общности людей. Общность людей, в свою очередь, есть не что иное, как совокупность личностей. Таким образом, государство и личность – взаимообуславливающие друг друга явления.

Соотношение личности и государства

Отношения личности и государства выстраиваются посредством сохранения баланса между возможностью личности беспрепятственно развиваться и удовлетворять свои потребности и законные интересы и признанием, поддержкой личностью государства.

Это обусловило существование двух основных подходов к соотношению категорий «государство» и «личность»:

  • индивидуалистический (личностный). Суть данного подхода состоит в том, что личность является самой целью, государство выступает средством достижения этой цели. Иными словами, личность изначально, с рождения наделена рядом прав и владеет ими независимо от государства. Государству необходимо создать такие условия, которые позволили бы личности эти права реализовать; при этом права личности не должны быть ущемлены. Объем прав может быть изменен и расширен, однако фундаментальные, основные права остаются неизменными;
  • государственный (этатический, юридико-позитивистский). Данный подход базируется на том, что права даны человеку государством и обществом. Государство в данном случае выступает в качестве источника и гаранта прав человека, благодаря которому последние получают свое законное закрепление. При этом права личности могут быть изменены в зависимости от государственных целей и возможностей.

Отношения государства и личности выражаются во взаимном воздействии, во взаимных правах и обязанностях. Зачастую человек не замечает эту связь. Тем не менее, государство принимает активное участие в жизни личности с момента его рождения – вносится запись в книгу актов гражданского состояния, на основании которой выдается свидетельство о рождении, и до смерти (справка о смерти).

Нужна помощь в написании работы?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Наша система гарантирует сдачу работы к сроку без плагиата. Правки вносим бесплатно.

Институт гражданства

Наиболее ярко отношения государства и личности проявляются в такой категории как гражданство. Институт гражданства наглядно демонстрирует существование или отсутствие связи лица с данным государством, законодательно определяя при этом, какое лицо является гражданином, какое – иностранцем, лицом без гражданства, апатридом, бипатридом и т.д.

Статус гражданина предоставляет лицу более широкий спектр прав перед лицами, которые этого статуса не имеют, но и порождает большие обязанности перед государством. Однако, все люди – независимо от гражданского статуса личности – имеют право на защиту жизни, свободы, своего имущества государством, на территории которого они находятся, и, в свою очередь, обязаны знать и соблюдать законы страны проживания.

Итак, отношения личности и государства можно описать словом «многоаспектность», «многоплановость». Государство, с одной стороны, предоставляет различные права и свободы личности, с другой стороны, сдерживает их посредством норм права, тем самым предотвращая хаос, беззаконие, вседозволенность и сохраняя при этом коллективное благо, общественный и национальный вес.

Права личности

Права личности, о которых неоднократно упоминалось выше, принято делить на четыре категории:

  • права, выражающие равноправие личностей (как правило, это естественные права человека, право на жизнь, безопасность и пр.);
  • социально-экономические (право на труд, образование, охрану здоровья и т.д.);
  • политические (право на свободу слова, объединений, собраний и др.);
  • личные (право на неприкосновенность личности, неприкосновенность жилища и т.д.).

Все эти права так или иначе закреплены в Конституциях всех стран мира. Это в свою очередь обязывает государство предоставить личности гарантии защиты жизни, свободы, достоинства, т.е. гарантировать реализацию ею своих прав. В противном случае, лицо может обратиться с исковым заявлением против государства в суд за защитой своих прав и интересов.

Однако, личность имеет только права, но и обязанности по отношению к государству. В самом общем виде обязанности личности сформулированы как конституционные требования исполнять Конституцию, законы и иные нормативные акты государства, соблюдать принятые нормы международного права и общественные нормы страны пребывания. Человек обязан уплачивать налоги, проходить срочную или альтернативную службу в армии, защищать конституционный строй и свободный демократический порядок и т.д.

Государство, в свою очередь, также имеет права и обязанности по отношению к личности. Государство вправе требовать от индивидов соответствующего нормам права поведения, в противном случае государство вправе применить санкции.

Уплата налогов, соблюдение общественного порядка, забота о сохранении культурного и исторического наследия страны, забота об окружающей среде и природе и пр. – все это относится к правам государства по отношению к личности. За нарушение этих прав государство применяет меры взыскания, санкции.

В тоже время, государство выполняет определенные обязанности по отношению к личности. Государство обязано защищать человека и гражданина, создать безопасную среду для его развития; предоставить различные социальные услуги (образование, здравоохранение, пенсионное обеспечение, гарантии труда и отдыха); должно принимать меры по улучшению условий жизни индивидов.

Вывод

Таким образом, характер взаимоотношений государства и личности является важнейшим показателем состояния общества в целом, целей и перспектив его развития. Невозможно понять современное общество и современного человека без изучения многообразных отношений людей с государством.

Положение личности в обществе предопределено и обусловлено не только ее собственной активностью и способностями. В государственно-организованном обществе в системе факторов, определяющих положение человека, именно государству принадлежит исключительно важная роль.

Значение государства обусловлено его относительной независимостью и значительной самостоятельностью по отношению к человеку и обществу, теми рычагами воздействия на общественные отношения, которыми оно монопольно располагает.

Взаимосвязь государства и личности с необходимостью предполагает и раскрытие содержания понятий "человек", личность", "гражданин".

Человек - родовое понятие, употребляемое для характеристики определенных биологических черт, на известной стадии развития, выделившегося из биологической Среды. Человек - единственное живое существо, наделенное сознанием.

Личность - индивид, обладающий собственными неповторимыми качествами. В Конституции России термин "личность" употребляется как собирательное понятие, в которое включается и человек и гражданин.

Гражданство - это принадлежность лица к конкретному государству, устойчивая юридическая связь между ними, выражающаяся в их взаимных правах и обязанностях.

Правовой статус личности - это система прав, свобод и обязанностей, закрепленная в нормах права.

Основой правового статуса личности -является ее конституционный статус, где права, свободы и обяз-ти в совокупности образуют единый, внутренне согласованный комплекс.

В каждой отрасли права существуют свои особенные им права и обязанности. Совокупность закрепленных в отдельной отрасли права особенных прав, свобод и обязанностей образуют категорию "отраслевой правовой статус личности".

Все виды статусов означают закрепление в праве меры возможного и должного поведения личности, пределы ее свободы.

В зависимости от характера государственного режима, существует два подхода к определению меры свободы личности в праве.

-В обществах, где господствуют тоталитарные принципы правовой статус личности устанавливается по принципу "запрещено все, кроме того, что разрешено". Пределы свободы исчерпывающим образом определены государством.

-В обществах, где государство признает человека в качестве высшей ценности, правовой статус формируется исходя из принципа "разрешено все, кроме того, что запрещено". Здесь государство устанавливает исчерпывающий перечень запрещенных действий, а пределы свободы человека неопределены. Единственный ограничитель - граница запретов.

Правовой статус личности рассматривают как родовое понятие, которое выступает как:

1) правовой статус гражданина; 2) правовой статус иностранца;

3) правовой статус лица без гражданства.

Гражданин обладает всей полнотой установленных в законодательстве прав и свобод, на него распространяются и все обязанности.

Правовой статус личности останется декларацией, если в государстве и в обществе не будет создан соответствующий механизм гарантий его реализации.

Выделяют общие и специальные гарантии прав человека и гражданина.

К общим гарантиям относят: экономические ( материальные условия жизни общества, которые позволяют фактически воспользоваться правами и свободами); политические ( установление системы демократии, обеспечивающей доступ каждого к управлению обществом и государством); идеологические (поддержание в обществе атмосферы свободы, уважения достоинства личности).

К юридическим гарантиям относят: совокупность правовых норм, позволяющим человеку с помощью юридических средств эффективно пресекать нарушения своих прав и свобод, восстанавливать свое нарушенное право.

129)Правовой статус личности:

Правовой статус личности - выступает в качестве относительно самостоятельного регулятора общественных отношений. Правовой статус личности находится во взаимодействии с фактическим положением людей, в их взаимоотношениях с государством и обществом.

Правовой статус личности - признанная Конституцией и законодательством совокупность прав и обязанностей субъектов, а также полномочий государственных органов и должностных лиц, с помощью которых они выполняют свои социальные роли. Именно права и обязанности составляют ядро правового статуса личности.

структура правового статуса:

— права и обязанности;

Правовой статус бывает общим, специальным и индивидуальным.

Общий — это статус лица как гражданина государства, закрепленный в Конституции.

Специальный статус - фиксирует особенности положения определенных категорий граждан, обеспечивает возможность выполнения их специальных функций.

Индивидуальный статус -отражает конкретику отдельного лица и представляет собой совокупность персонифицированных прав и обязанностей личности. Понятие правовой статус имеет собирательный характер, т.к. вбирает в себя правовые статусы граждан, иностранцев, лиц с двойным гражданством, лиц без гражданства, беженцев, вынужденных переселенцев; отражает индивидуальные особенности личности и ее реальное положение в системе разнообразных общественных отношений; позволяет увидеть права и обязанности личности в определенной целостности, в системном и взаимообеспечиваемом виде; дает возможность проводить сравнение статусов и открывает пути дальнейшего их совершенствования.

1. Закреплена сфера и характер прав и свобод, установленных общепризнанными принципами и нормами международного права.

2. Принцип не отчуждаемости основных прав и свобод человека и принадлежности их ему от рождения.

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: