Феодальное государство в японии особенности японского феодального права

Обновлено: 22.04.2024

Образование феодального общества и государства в Японии

В III в. в Японии начался процесс разложения первобытнообщинного строя. Внутри родов выделяется родовая аристократия, развиваются имущественное и социальное неравенство, различные формы эксплуатации привилегированной родовой верхушкой своих сородичей и иноплеменников, захваченных в ходе войн.

Рабские формы эксплуатации , способствовавшие укреплению социально-экономических и политических позиций родовой знати, не получили, однако, широкого распространения вследствие географических условий Японии и ее островного положения (небольшие участки земли, недостаточное количество рабов).
Не последнюю роль играло и особое влияние высокоразвитой китайской цивилизации , с ее традиционной социально-экономической структурой и государственной системой, а также религиями: буддизмом и конфуцианством, которое было особенно сильным на ранних стадиях развития японского общества и государства.

С IV в. в Японии формируются племенные союзы, а в V в. вождь племенного союза Ямато объединяет под своим верховенством уже большую часть территории страны.

На усиление процессов социального расслоения в VI в. и формирование государственного аппарата в Японии большое влияние оказала длительная борьба отдельных кланов за верховенство в племенном союзе и победа одного из них во главе с Сётоку-тайси, в правление которого появляется первый законодательный документ, первая декларация царей Ямато - Конституция Сётоку, или Закон из 17 статей (604 год), определивший принципы государственного управления.

Будучи не столько политико-правовыми положениями, сколько религиозной и этической основой таких положений, Закон из 17 статей ратует за согласие, гармонию, служение общему, а не личному всех японцев. При этом прямо закрепляется их неравенство, особо выделяется правитель, далее вельможи и простой народ. В Законе осуждается клановая междуусобица, частное владение землей, провозглашается государственная собственность на землю и государственные подати земледельцев.

Междуусобная борьба помешала созданию в это время эффективно действующей центральной власти , которая утверждается лишь после очередной клановой победы - переворота Тайка (645 год).

Социально-экономические нововведения этого времени нашли отражение в серии реформ, закрепленных в Манифесте Тайка, дополненных специальным кодексом "Тайхо рё". Реформы призваны были реорганизовать систему управления и аграрные отношения по китайскому образцу. На основе последовавшего за этим введения надельной системы земля вместе с зависимыми людьми была изъята у частных лиц и передана в государственную собственность.

Земельные участки, наделы, подлежащие переделу раз в шесть лет, раздавались среди полноправных крестьян (рёминов) по числу едоков. Рабы также получали надел, равный трети надела свободного.

Государство в качестве собственника земли предусмотрело тройные повинности крестьян:

    • рента (подать) зерном;
    • налог изделиями ремесла;
    • трудовая повинность, продолжительностью до ста и более дней в году.

    Введение надельной системы в Японии не означало, однако, уравнительного передела земли. Значительная часть земель переходила в руки чиновничества (пополнявшегося за счет той же знати) в качестве служебных должностных наделов, размеры которых зависели от должности и ранга. Некоторые земли знать получала в пожизненное пользование, иногда с правом перехода земли по наследству по прямой линии, от одного до трех поколений.

    Надельная система оказалась экономически неэффективной и недолговечной в Японии. Рамки ее применения с самого начала ограничивались областями, примыкающими к столице, нарушались сроки переделов земель, которые сопровождались злоупотреблениями чиновничества и пр. Ее основы все более подтачивал рост частного землевладения клановой феодализирующейся знати, которому не могла противостоять слабая центральная власть.
    Дальнейшая феодализация японского общества привела к распаду надельной системы. Периодические переделы земли фактически прекратились в Х в., когда на смену надельной системе приходит среднее частновладельческое поместье (сёэн), создаваемое за счет экспроприации общинных земель, освоения целины, которое было под силу только богатой общинной верхушке, многочисленных императорских земельных пожалований за заслуги, службу и пр. Образование частновладельческих поместий сопровождалось постепенным превращением надельных крестьян в феодально-зависимых.

    Новая поместная система смела все преграды на пути создания крупного феодального землевладения, а следовательно, и политической раздробленности страны с неизбежными междуусобными войнами, стимулирующими развитие отношений покровительства, господства и подчинения, вассально-ленных связей. Ряды нарождающегося феодального класса стали пополняться за счет дружинников правителей и крупных феодалов, получавших земельные участки на правах ленов как вознаграждение за несение военной службы.
    Этот слой воинов-профессионалов, пополнявшийся мелкими землевладельцами, искавшими покровительства у сильных помещиков, превратился со временем в замкнутое сословие самураев (буси), со своим кодексом чести, основанным на жестком требовании верности господину, вплоть до безусловной готовности отдать за него жизнь.

    С X в. в Японии начинает, таким образом, утверждаться столь необычная для Востока феодальная организация землевладения вместе с широким развитием мелкокрестьянского хозяйства, что и определяет сходство японского и западного средневековья .

    Этому способствовал ряд факторов:

    • не было противодействия государства со своими контрольно-регулирующими функциями (в отличие от Китая);
    • традиционное засилье крупных клановых групп, опиравшихся на военную силу верных самураев и ослаблявших центр.

    Длительная раздробленность в свою очередь тормозила социально-экономическое развитие Японии. Почти безраздельное господство феодальных отношений просуществовало в этой стране вплоть до середины XIX в., до революционных, буржуазных по своему характеру перемен в эпоху, получившую название «реставрации Мэйдзи».

    В III в. в Японии начался процесс разложения первобытнообщинного строя. Внутри родов выделяется родовая аристократия, развиваются имущественное и социальное неравенство, различные формы эксплуатации привилегированной родовой верхушкой своих сородичей и иноплеменников, захваченных в ходе войн. Рабские формы эксплуатации, способствовавшие укреплению социально-экономических и политических позиций родовой знати, не получили, однако, широкого распространения.

    Не последнюю роль играло и особое влияние высокоразвитой китайской цивилизации, с ее традиционной социально-экономической структурой и государственной системой, а также религиями: буддизмом и конфуцианством, которое было особенно сильным на ранних стадиях развития японского общества и государства. Говоря о сильном религиозном влиянии Китая, следует отметить, что из двух китайских религий (конфуцианства и буддизма) влияние конфуцианства было поверхностным. Оно не пустило глубоких корней в Японии по сравнению с легко усвояемым буддизмом, так как здесь ко времени его проникновения не сформировалось достаточно образованного слоя религиозных идеологов, способных внедрить его философские догматы в массы.

    С IV в. в Японии формируются племенные союзы, а в V в. вождь племенного союза Ямато объединяет под своим верховенством уже большую часть территории страны.

    На усиление процессов социального расслоения в VI в. и формирование государственного аппарата в Японии большое влияние оказала длительная борьба отдельных кланов за верховенство в племенном союзе и победа одного из них во главе с Сётоку-тайси, в правление которого появляется первый законодательный документ, первая декларация царей Ямато — Конституция Сётоку, или Закон из 17 статей (604 год), определивший принципы государственного управления.

    Междоусобная борьба помешала созданию в это время эффективно действующей центральной власти, которая утверждается лишь после очередной клановой победы — переворота Тайка (645 год).

    Социально-экономические нововведения этого времени нашли отражение в серии реформ, закрепленных в Манифесте Тайка, дополненных специальным кодексом "Тайхо рё". Реформы призваны были реорганизовать систему управления и аграрные отношения по китайскому образцу. На основе последовавшего за этим введения надельной системы земля вместе с зависимыми людьми была изъята у частных лиц и передана в государственную собственность.

    Земельные участки, наделы, подлежащие переделу раз в шесть лет, раздавались среди полноправных крестьян (рёминов) по числу едоков. Рабы также получали надел, равный трети надела свободного. Государство в качестве собственника земли предусмотрело тройные повинности крестьян: ренту (подать) зерном, налог изделиями ремесла и трудовую повинность, продолжительностью до ста и более дней в году.

    Введение надельной системы в Японии не означало, однако, уравнительного передела земли. Значительная часть земель переходила в руки чиновничества (пополнявшегося за счет той же знати) в качестве служебных должностных наделов, размеры которых зависели от должности и ранга. Некоторые земли знать получала в пожизненное пользование, иногда с правом перехода земли по наследству по прямой линии, от одного до трех поколений.

    Дальнейшая феодализация японского общества привела к распаду надельной системы. Периодические переделы земли фактически прекратились в Х в., когда на смену надельной системе приходит среднее частновладельческое поместье (сёэн), создаваемое за счет экспроприации общинных земель, освоения целины, которое было под силу только богатой общинной верхушке, многочисленных императорских земельных пожалований за заслуги, службу и пр. Образование частновладельческих поместий сопровождалось постепенным превращением надельных крестьян в феодально-зависимых.

    Новая поместная система смела все преграды на пути создания крупного феодального землевладения, а следовательно, и политической раздробленности страны с неизбежными междоусобными войнами, стимулирующими развитие отношений покровительства, господства и подчинения, вассально-ленных связей. Ряды нарождающегося феодального класса стали пополняться за счет дружинников правителей и крупных феодалов, получавших земельные участки на правах ленов как вознаграждение за несение военной службы.

    Этот слой воинов-профессионалов, пополнявшийся мелкими землевладельцами, искавшими покровительства усильных помещиков, превратился со временем в замкнутое сословие самураев (буси), со своим кодексом чести, основанным на жестком требовании верности господину, вплоть до безусловной готовности отдать за него жизнь.

    С Х в. в Японии начинает, таким образом, утверждаться столь необычная для Востока феодальная организация землевладения вместе с широким развитием мелкокрестьянского хозяйства, что и определяет сходство японского и западного средневековья.

    Длительная раздробленность в свою очередь тормозила социально-экономическое развитие Японии. Почти безраздельное господство феодальных отношений просуществовало в этой стране вплоть до середины XIX в., до революционных, буржуазных по своему характеру перемен в эпоху, получившую название "реставрации Мэйдзи'".

    В этой главе речь пойдет об особенностях экономического развития стран Азии на примере Японии.

    В период феодализма в Японии верховным собственником земли считался император (тенно, или микадо), а также его вассалы – князья (дайме). Япония делилась на феодальные княжества, причем каждое княжество было самостоятельным государством – имело свое войско, собирало пошлины на границах. Иными словами, в Японии была феодальная раздробленность.

    Император лишь номинально считался главой Японии. Реальная власть была сосредоточена в руках сёгуна – военного правителя, или главнокомандующего. В XVII в. должность сёгуна захватили князья из рода Токугава, и поэтому период истории с XVII в. до буржуазной революции принято называть периодом сёгуната Токугава.

    Верхушку японского общества составляли самураи – военнослужащие. Следует подчеркнуть, что в Японии, кроме самураев, к военной службе никто не допускался; представителям других сословий под страхом смерти запрещалось брать в руки оружие.

    Европейские феодалы были военным сословием. Но самураи не были помещиками, не имели земельных владений с крестьянами. За службу они получали “рисовый паек” – натуральную плату рисом. Этот рис государство получало от крестьян в форме военного налога, т. е. налога на содержание самурайской армии. Если исходить из того, что в Японии все-таки был феодализм, этот налог можно рассматривать как “централизованную” ренту, поскольку за счет его и существовало правящее сословие. По закону в качестве налога крестьяне должны были отдавать 40 % урожая, но практически у них забиралось до 50–70 % урожая.

    Поскольку не было помещиков, то не было и барщины. Но была государственная трудовая повинность, общественные работы, свойственные азиатскому способу производства: крестьяне строили каналы, дороги, перевозили различные грузы и т. д.

    Население Японии делилось на четыре сословия: самураи, крестьяне, ремесленники и купцы. Переход из одного сословия в другое категорически был запрещен законом. Замкнутость сословий, характерная для феодализма вообще, здесь была доведена до такой степени, что закон диктовал пищу, одежду и быт каждого сословия. Например, крестьянам запрещалось есть рис, а носить они могли только одежду из хлопка и льна. Шелковую одежду могли носить только самураи. Перед самураями все остальные были бесправны. Самурай по закону мог убить простолюдина только для того, чтобы “испытать новое оружие”.

    При этом сословия ремесленников и купцов занимали официально более низкое положение, чем крестьяне. Торговля и ремесло считались занятиями унизительными. Естественно, торговля и ремесло в связи с этим развивались медленно, и даже население городов состояло преимущественно из самураев. Так, в начале XVIII в. самураи составляли 3/4 горожан, а ремесленники и купцы – только 1/4.

    Натуральность хозяйства, характерная для европейского феодализма, здесь закреплялась тем, что и налоги, и жалованье самураям были натуральными. И на рынке Японии широко практиковался натуральный обмен, причем в качестве мерила стоимости тоже использовался рис.

    Разложение феодализма началось с конца XVII в. Оно проявлялось в разрушении сословной структуры и развитии ростовщичества. В Японии другие сферы предпринимательства давали слишком мало возможностей. Развитию внутренней торговли препятствовала крайняя узость внутреннего рынка, а внешняя была и вообще запрещена. А слабость торговли, отсутствие рынка тормозили развитие промышленности. В этих условиях ростовщичество получило гипертрофированно уродливое развитие. Прежде всего в кабалу к ростовщикам попадали крестьяне, которые незаконно закладывали в обеспечение долга земельные участки. Незаконно, потому что земля не была их собственностью. Когда крестьянин не мог вернуть долг с процентами, ростовщик, опять-таки в обход закона, становился владельцем его земли. Крестьянин продолжал вести на этой земле хозяйство, платить налог государству, но теперь он должен был платить арендную плату владельцу земли. Этих незаконных землевладельцев называли дзинуси. К середине XIX в. во владение дзинуси перешла 1/3 обрабатываемой земли, а третья часть крестьян оказалась в положении кабальных арендаторов.

    Но в кабалу к ростовщикам попадали и самураи. К этому неизбежно вела натуральная форма их жалованья: для удовлетворения своих потребностей самураю нужны были деньги, а не только рис. Деньги можно было получить у ростовщиков. В XVIII в. появилась специальная гильдия ростовщиков, которые занимались скупкой у самураев их квитанций на рисовые пайки. По некоторым подсчетам, к середине XIX в. в руках ростовщиков оказалось уже 7/8 национального богатства Японии.

    Конечно, при этом самое низшее сословие (а ростовщики относились к сословию купцов) фактически уже не занимало низшую ступеньку социальной лестницы. Пользуясь кабальной зависимостью феодалов, они нередко заставляли тех “усыновлять” себя и через усыновление сразу переходили в высшее сословие.

    В то же время часть самураев потеряла службу и сословное положение. Поскольку самураи жили лучше других сословий, их доля в общей численности населения возрастала, всем уже не хватало места на службе, и часть самураев оказалась без работы. Такие “безработные” самураи (ронины) не получали рисового пайка, а жили в городах, занимаясь ремеслом и торговлей, что законом категорически запрещалось.

    В этом несоответствии реальной жизни и закона и проявлялось разложение феодализма. Проникновению же капиталистических отношений в страну препятствовала политика насильственной изоляции Японии от остального мира, которую сёгуны проводили с XVII в. Целью этой политики было законсервировать существующий строй, не допустить иностранного влияния, которое может подорвать основы сложившихся отношений. Политика заключалась в том, что японцам запрещалось посещать другие страны и даже строить суда, пригодные для морских путешествий. Иностранным судам в японские гавани заходить не разрешалось. Исключение было сделано лишь для купцов Голландии и Китая, но ограниченное: в одну из гаваней Японии за год могли войти два голландских судна и нескольких китайских, причем торговать и даже контактировать иностранцы могли не с населением, а только с государственными чиновниками.

    Изоляция тормозила не только проникновение в Японию капиталистических порядков, но тем самым и ее экономическое развитие. Результатом стал хозяйственный застой Японии с конца XVII в. до революции 1868 г. Более полутора веков посевная площадь, годовое производство риса и даже численность населения оставались на одном уровне.

    Правда, в это время все же рождалось и делало первые шаги мануфактурное производство. Мануфактуры здесь возникали двумя путями.

    В условиях натурального хозяйства крестьяне были вынуждены готовить ремесленные изделия у себя по домам. Со временем появлялся скупщик и рождалась рассеянная мануфактура, в основном по производству шелковых и хлопчатобумажных тканей. Некоторые князья организовывали фарфоровые и металлургические мануфактуры. Известно, что в таких мануфактурах работали в качестве рабочих даже самураи.

    Япония вступила на путь развития капитализма тогда, когда мировой капитализм переходил уже на стадию империализма. Реформы, вводившие капиталистические порядки, были проведены в Япония только в 70-х годах XIX в.

    В III веке на японских островах образовался обширный племенной союз, занимавший остров Кюсю и южную часть острова Хонсю, район на котором позже были провинции Ямато, Сэцу и Коти. В позднейших сведениях говорится о «царстве Ямато» на острове Хонсю. Из этого союза и выросло Японское государство. Первоначально оно лежало на северной части Кюсю, южной части Хонсю, а с середины IV в. и на южной оконечности Корейского полуострова. Возникновение государства происходило в процессе борьбы вождей племенных групп, а во второй половине V в. гегемонию в общеплеменном союзе захватила племенная группа Ямато.

    Возникновение раннефеодального государства

    Замечание 1
    Формирование в Японии раннефеодального государства относится ко второй половине IV в.

    Ты эксперт в этой предметной области? Предлагаем стать автором Справочника Условия работы

    Оно выразилось в изменении отношений между местными вождями и главами племенного союза — царями Ямато. Первые теперь рассматривались не как самостоятельные фигура, а как представители центральной власти. Также изменились отношения между вождями и общинниками. Вместо «приношений» которыми становилась часть охотничьей добычи стал выплачиваться оброк зерном и продукцией ремесла; также появилась обязанность производить ирригационные, строительные и осушительные работы. О феодальных производственных отношениях свидетельствует и выделение из общины владений родовой знати, постепенно превращавшейся в феодалов. На их полях работали попавшие в зависимость крестьяне из числа обедневших общинников. От появившихся раньше рабов, бывших домашними слугами, они отличались тем, что сохраняли имущество, и не подлежали продаже. Многие историки называют таких землепашцев полусвободными.

    Труд полусвободных способствовал развитию производительных сил, играя большую роль в образовании Японского государства. В эту категорию попала значительная часть китайцев и корейцев, занесённых на острова миграционными волнами или увезённых во время японских набегов на Корею. Эти выходцы из Китая и Кореи были носителями более развитой культуры, в том числе земледельческой техники. Часть переселенцев составляли ремесленники — кузнецы, гончары, ткачи, плотники, вышивальщики и т. д. Местные вожди предоставляли возможность владеть своим имуществом и орудиями производства, но обязывали жить компактными группами в определённых местах и отбирали у них часть продукции продукцию. По своему положению, тем самым, такие ремесленники приближались к рабам, но их отличало то, что господин не мог продавать их. Таким образом, наряду с феодальными отношениями в Японии имели место и рабовладельческие.

    Готовые работы на аналогичную тему

    Курсовая работа Феодализм в Японии 430 ₽ Реферат Феодализм в Японии 230 ₽ Контрольная работа Феодализм в Японии 220 ₽

    Получить выполненную работу или консультацию специалиста по вашему учебному проекту Узнать стоимость

    Но дальнейшему развитию рабовладельческих отношений мешали многие факторы. В первую очередь то, что земледелие находилось в руках общинников. В условиях горной местности были невозможны крупные латифундии, создающие выгодные условия применения рабского труда. Также были ограничены источники пополнения рабов. В основном их захватывали во время набегов Корею. Но там в VI в. выросло мощное государство Сияла, которое успешно отражало японские набеги и в 562 году даже смогло вытеснить японцев из Миманы. Приобретение рабов на островах из племён айнов и хаято было связано с трудными походами и сталкивалось с сильным сопротивлением. Так что путь рабовладельческих отношений в VII в. исчерпал свои возможности, и Япония пошла по пути развития феодализма.

    Господствующими феодальные отношения в Японии стали во второй половине VII в. Процесс утверждения феодализма сопровождался борьбой, между отдельными группами правящего класса, стремившимися к власти. Ещё в начале VII в. род царей Ямато проявлял тенденцию считать свою власть принципиально отличающейся от власти других знатных родов. В этой связи в 605 г. принц-регент Умаядо объявил «закон из 17-ти статей». Тогда же стали регулярно отправляться посольства в образовавшуюся в 589 г. в Китае Суйскую империю. Передаваемые посольствами послания впервые содержали новый титут тэнно, который использовали правители Японии во внешних сношениях. Этот титул до сих пор сохранился за правителями Японии и переводится на другие языки словом «император». В последовавших событиях была большая роль у внешних факторов:

    • Политическое влияние централизованной феодальной империи Китая;
    • Влияние китайских права и политических теорий;
    • Влияние иерархически организованной буддисткой церкви.

    Все они способствовали преодолению связанных с остатками родоплеменной разобщённости представлений.

    Феодальное государство и право Японии

    • Данный тип работы не является научным трудом, не является готовой работой!
    • Данный тип работы представляет собой готовый результат обработки, структурирования и форматирования собранной информации, предназначенной для использования в качестве источника материала для самостоятельной подготовки учебной работы.

    Если вам тяжело разобраться в данной теме напишите мне в whatsapp разберём вашу тему, согласуем сроки и я вам помогу!
    По этой ссылке вы сможете научиться писать эссе на тему работа:

    Как написать эссе на тему работа

    Посмотрите похожие темы возможно они вам могут быть полезны:

    Порядок привлечения к юр. ответственности публично
    Групповое знание и групповая рациональность
    Джона Китса к Психее
    Что общего и в чем различие в системе местного самоуправления в России и во Франции

    Введение:

    Появлению ранней феодальной нации Японии предшествовала длительная борьба племенных групп, что привело к гегемонии племенных групп во главе с сильнейшим кланом Ямото.

    Представители семьи Ямото стали считаться полномочиями верховных лидеров, священников и судей. Опираясь на буддийскую церковь со значительным политическим влиянием в стране, они присвоили титул императора «Сын-император», взяли власть племенных вождей вместе с дворянами клана и превратили ее в наследственность.

    Все жители были объявлены прямым подданным императора «Император» (освещение, «небеса» или верховный).

    При императоре, который унаследовал эту власть, было создано массивное государственное оборудование. Важное место в государстве занимало Верховное государственное собрание (даджокан), возглавляемое первым министром (даджо даджин). Основными были военные, юстиция и финансы (Министерство финансов).

    Несмотря на обожествление императора, его сила не была бесконечной. Он поделился этим с вождями феодального дома. Все важные посты в государстве занимали члены императорской семьи и других феодальных домов. Их головы часто отталкивали императора и фактически доминировали над страной.

    С 645 года в Японии были введены территориальные подразделения для провинций (стран) и округов (Чун), во главе с губернаторами, назначаемыми местными феодальными дворянами (Чунси) и уездами. В то же время в Японии была введена система пяти судов из пяти соседних фермерских союзов, что связано взаимной ответственностью за выполнение всех обязательств фермеров перед государствами и общинами. От трех до пяти пятиэтажных домов вошли в городские или сельские районы Сато. Огори (Кото) состоял из трех сато, большого числа (до 30) середины сато (пачка) и 40 больших сато (дата). Огромная армия районных директоров, их помощников, клерков, ежеквартальных и местных наблюдателей отвечала за сбор налогов, контроль за выполнением трудовых обязательств фермерами и выполнение широких судебных и полицейских функций.

    Патриотический отряд японской феодальной нации был заменен постоянной армией, созданной из новобранцев-фермеров, оснащенных сельскими общинами. В первые дни военные вопросы не были отделены от сельскохозяйственного труда. Это разделение произошло в период феодальной раздробленности и способствовало концентрации военной мощи местного феодала и формированию особой военно-феодальной территории для воинов-самураев-воинов-вассалов феодала.

    Этот процесс был ускорен обострением классовых противоречий и многочисленными речами японских фермеров, борющихся с тем, что были созданы эти первые феодальные единицы.

    Углубление процесса классовой дифференциации в японском обществе нашло свое отражение в особом мировоззрении sa в Японии. Это особая почетная литургия (бусидо, «путь самураев и воинов») с легким произношением крестьянского труда.

    Многочисленные буддийские религии, стремящиеся играть важную политическую роль в стране, а также идеологии, создали вооруженные формирования из Сохея.

    К концу 13-го века отношения кредиторов в Японии сформировались, создав иерархическую систему, зависящую от НДС, среди отдельных делегатов феодального класса.

    Уже в двенадцатом веке появилась прямая привилегия военных правителей, наиболее привилегированной группы феодалов (генералов и других феодальных владельцев, храмов и монастырей). В попытке расширить свою социальную базу сёгун создает маленького льняного аристократа.

    Значительные социальные изменения происходят в Японии в 16 и 16 веках. Рост ремесла и торговли, а также развитие городов приведут к созданию местных рынков и окончательному признанию крупных и экономически сильных феодальных владений суверенных монархов (Daimyo, буквы; «большие имена»). Даймё номинально признал власть центрального правительства и участвовал в бесконечной гражданской войне. Почти повсеместно они ликвидировали территорию домов самураев, поселили некоторые из них в замке и снабдили их рисовым рационом.

    Статус частично сохранившихся мелких самураев был нестабильным. Самурай обанкротился и заложил землю для кредитора. Бедный самурай фактически пополнил армию Ронина, потерянного самурая, который рассекретил социальный класс. Фактически рассекречен социальный слой.

    Начало второго этапа развития японского феодального государства совпадает с появлением в XII веке уникальной политической формы японского феодального государства в сёгунате. Это военно-феодальная диктатура сильнейшей экономической, военной и политической феодальной семьи, основанная на военной аристократии, которая номинально держит ценность власти Империи.

    Ранее независимые феодальные дома отстранили императора от политики, но правительство сёгуната было впервые создано в конце двенадцатого века («Полевой штаб генерала генерала»).

    В XIII веке генерал утвердил императора, определил преемника приказ и назначил право назначать регентства и других старших судебных советников.

    Центральная правительственная единица сёгуната состояла из главного административного офиса, ответственного за законодательство для главных военных офисов, специального агентства, управляющего классом самураев, и главного судебного офиса.

    Относительно большая независимость центрального правительства сёгуната в Японии в течение феодальной эпохи по сравнению с феодальной эпохой является одной из отличительных черт японской феодальной нации.

    Все штаты были назначены военными губернаторами. Они следили за выполнением миссий в пользу центрального правительства и отдавали приказы местным гарнизонам с местной юрисдикцией и полицией в их руках. Они были глазами генералов и опасались проявлений анти-баковских настроений.

    Подавление антибакинских настроений среди знати было оставлено специальному комитету из десяти правительственных докладчиков.

    С конца 16 века в Японии начался процесс централизации страны. Ремесло и торговля выросли. Несмотря на феодальные правила и ограничения, первые зачатки капиталистической промышленности стали появляться в Японии в форме внутреннего фермерского производства, подчиненного торговцам. Был единый внутренний рынок. Помимо экономических причин, было много политических условий, которые ускоряли национальное единство. XVI век — это продолжающаяся эра феодального восстания, крайнее обострение социальных противоречий, и наиболее дальновидные представители правящего класса, вероятно, будут иметь сильные центральные правительства, нацеленные на укрепление феодальной системы. Добавил основания. Когда средневековые лорды укрепили центральную власть, они увидели защиту от лордов и малых средств за счет обеспечения их существования.

    В 16 веке угроза того, что первые европейцы вторглись в Японию и потеряли политическую независимость, также определила необходимость единства.

    Процесс национального воссоединения особенно активизировался во время третьего сёгуната Токугава. Воссоединение Японии сопровождалось мятежными репрессиями феодалов и усилением привязанности крестьян к земле.

    В Токугавской Японии существовали четыре сословия: самураев «буси» (си), к которым относились феодальные князья дайме, собственно самураи и придворная аристократия «куге», крестьяне «номин» (но), ремесленники «сюкогёся» (ко) и торговцы «сёнин» (сё). На вершине этой сложной иерархической системы находился дом Токугава.

    Военной опорой сёгуната были самураи, входящие в княжеские войска и получавшие за это рисовый паек или земельные угодья.

    Самураи, которым запрещались все виды деятельности, кроме военной, превратились в замкнутое военно-дворянское сословие.

    Феодальное государство и право Японии

    Крестьянин в Японии был традиционным «владельцем земли, пользующимся ею на правах вечной аренды, за что он и должен был платить налоги и выполнять повинности в пользу государства и феодала. Вместе с тем японский крестьянин в это время был крепостным, ибо ему было запрещено переходить от одного феодала к другому, свободно передвигаться по стране, выбирать себе род занятий.

    Во главе государства стоял сёгун полководец. Особая роль военной силы в Японии объяснялась непрекращающимися сепаратистскими движениями, необходимостью сохранять ту непрочную централизацию, которая была достигнута при третьем сёгунате.

    При бакуфу был создан разветвленный бюрократический полицейский аппарат. В стране существовал особый слой самураев хатомото, из которых комплектовался учетный, налоговый и административный аппарат сёгуна, находившийся в его непосредственном подчинении.

    В ведении высших правительственных чиновников родзю (старейшин, министров), составлявших правительство сёгуна, находился императорский двор, государственные финансы, предоставление земельных владений, сношения с иностранными государствами и др. Иногда устанавливалась должность главного регента или главного министратайро. Ниже родзю стояли младшие старейшины, их помощники по всем делам управления. Многие должности передавались по наследству.

    Токугавская Япония была полицейским государством, в котором жестоко преследовались любые проявления антиправительственных настроений. Одним из средств укрепления власти сегуната была система заложничества (санкиннотай), окончательно закрепленная законом в 1635 году, при которой все даймё должны были попеременно проживать в доме сёгуна, а возвращаясь в свои владения, оставлять в Эдо. (столиц сёгуната) свои семьи. Для наблюдения за императорским двором был назначен особый наместник сёгуна Киото сёсидай.

    Особая система сыска («мэцкэ сэйдзи», мэцкэ букв. «прикрепленный глаз») осуществляла негласный полицейский надзор за чиновниками и всем населением страны. Ее возглавляли полицейские инспекторы омэцке, следящие одновременно и друг за дpуroм. Омзцке проникали в дома дайме и даже в дом императора. Передвижение в стране было регламентировано строгой системой пропусков.

    Заключение

    Для надзора за крестьянами и прежде всего для сбора с них налогов была установлена должность дайкана, заместителя начальника финансового департамента. Им в свою очередь подчинялись старосты деревень (сея). В городах помимо назначавшихся градоначальников существовали советы крупных торговцев, но система городского самоуправления не получила сколько-нибудь заметного развития в Японии.

    «Переворот Тайка»

    В этих условиях в 645 году принц Наканоэ уничтожил род Сога, которому удалось на время оттеснить царский род Ямато от власти. В этом «перевороте Тайка» царский род был поддержан родом наследственных жрецов синтоизма Накатоми, а также массой полусвободных крестьян и ремесленников, которые хотели освободиться от полурабского состояния. В 646 г., было объявлено об уравнении их в правах с феодально зависимыми крестьянами. Так «переворот Тайка» утвердил в качестве господствующего феодальный способ производства.

    Этот же манифест отменял все частные владения, и передавал землю в собственность государства. Таким образом все население стало держателями государственных наделов.

    Крестьяне получали подушные наделы и облагались зерновым налогом и налогом на продукты домашнего ремесла, а также несли повинность на общественных работах определённое число дней в году. Правящий класс сохранял земельные владения в виде должностных и ранговых наделов. Владение землёй обуславливалось службой и имело бенефициальный характер. Крестьяне не лишались личной свободы; за ними сохранялось имущество и орудия производства, но они потеряли право покидать наделы, оказавшись фактически прикреплёнными к земле.

    Для государственного управления создавался обширный аппарат, состоящий из центральных органов (Верховный государственный совет и подчинённые ему восемь ведомств) и местных властей (наместники провинций и уездные начальники). Всё население должно было нести военную службу. Вводилась построенная по китайским образцам система светского образования для подготовки чиновников. Этот строй получил фиксацию в 701 году в своде законов — Кодексе Тайхорё.

    Глава III. Возникновение и развитие феодализма в Японии (III-VIII вв.)

    Впервой половине III в. в Японии образовался довольно обширный племенной союз, занимавший, по мнению одних исследователей, остров Кюсю, а по мнению других, южную часть острова Хонсю, район позднейших провинций Ямато, Коти и Сэцу. Позднейшие сведения говорят о «царстве Ямато» именно на острове Хонсю. Из этого племенного союза и выросло Японское государство. Первоначально оно занимало северную часть Кюсю, южную часть Хонсю, а с середины IV в. и южную оконечность Корейского полуострова (район Миманы). Образование государства происходило в борьбе вождей племенных групп, обитавших в каждом из указанных районов, причём во второй половине V в. гегемония в общеплеменном союзе перешла к племенний группе Ямато.

    Возникновение раннефеодального государства

    Формирование раннефеодального государства в Японии следует отнести ко второй половине IV в. Это нашло своё выражение в изменении отношений между главами племенного союза — царями Ямато — и местными вождями: последние стали рассматриваться как представители центральной власти. Изменились и отношения между вождями — старейшинами и общинниками: место «приношений» — части охотничьей добычи и продукции домашнего ремесла — занял оброк — зерном (татикара) и продукцией ремесла (мицуги); появилась обязанность производить строительные, ирригационные и осушительные работы (этати). О зарождении феодальных производственных отношений свидетельствовало и выделение из общины собственных владений (ата) родовой знати, превращавшейся в феодалов. На их полях работали подневольные землепашцы (табэ) из числа обедневших общинников, попавших в зависимость от прежних родовых старейшин. По своему положению такие табэ были близки к рабам. От рабов, появившихся гораздо ранее и бывших только домашними слугами (яцуко), они отличались тем, что сохраняли своё имущество и хозяин не мог их продать или убить. Ввиду этого многие историки называют этих землепашцев полусвободными.

    Эти полусвободные сыграли большую роль в процессе образования Японского государства, так как их труд способствовал развитию производительных сил. В категорию полусвободных попадала значительная часть корейцев и китайцев, либо занесённых на японские острова волнами миграций, либо увезённых во время набегов японцев на Корею. Эти выходцы из Кореи и Китая были носителями гораздо более высокой культуры, в частности более высокой техники земледелия. Часть переселенцев из Китая и Кореи составляли ремесленники — гончары, кузнецы, плотники, ткачи, вышивальщики и т. д. Местные племенные вожди, под власть которых они подпадали, предоставляли им возможность иметь своё имущество и орудия производства, но обязывали их жить в определённых местах компактными группами и отбирали у них всю продукцию. Тем самым по своему положению такие ремесленники приближались к рабам. В то же время от рабов-слуг их отличало, как и табэ, то, что господин не мог убивать и продавать их. Эту категорию полусвободных японские источники именуют томобэ и какибэ. Так наряду с возникновением феодальных отношений в Японии имели место и отношения рабовладельческие.

    Развитию рабовладельческих отношений препятствовали, однако, многие факторы. Главная отрасль хозяйства — земледелие — в подавляющей части находилась в руках общинников. Крупные латифундии, создающие условия выгодного применения труда рабов, в горной стране были невозможны. Был ограничен и источник пополнения рабочей силы: рабов захватывали главным образом в Корее во время набегов. Но в VI в. на полуострове выросло в мощное государство одно из трёх корейских царств — Сияла, которая не только успешно отражала набеги японцев, но в 562 г. даже вытеснила японцев из Миманы. Приобретение рабов на японских островах из племён эбису (айну, айны) и кумасо (хаято) было связано с далёкими и трудными походами и наталкивалось на сильное сопротивление этих тогда ещё многочисленных племён. Поэтому рабовладельческий путь развития в VII в. уже исчерпал свои возможности, и Япония не стала рабовладельческим государством; её развитие пошло по пути феодализма. ( Некоторые современные японские историки находят, что рабовладельческие отношения в древней Японии развились настолько, что можно говорить о существовании рабовладельческого строя, охватывающего VIII и даже последующие века. Однако другие японские историки, как и советские учёные, полагают, что феодальные отношения господствовали в Японии уже во второй половине VII в., что, конечно, не означало полного исчезновения рабства. )



    Пагода в монастыре Хорюдзи. VII в.

    Феодальные отношения стали господствующими в Японии во второй половине VII в. Процесс утверждения феодальных отношений сопровождался борьбой, в которой столкнулись отдельные группы правящего класса, стремившиеся к власти. Ещё в начале VII в. среди членов рода царей Ямато появились тенденции считать свою власть принципиально отличной от власти других родов знати. В связи с этим в 605 г. принц-регент Умаядо (Сётоку-тайси) объявил «закон из 17-ти статей» — декларацию царей Ямато. Тогда же была предпринята попытка опереться на Суйскую империю, образовавшуюся в 589 г. в Китае: к суйскому двору одно за другим направлялись посольства. В посланиях, передаваемых этими посольствами, впервые вошёл в употребление новый — китайский по происхождению — титул тэнно, которым стали именовать себя во внешних сношениях правители Японии. Этот титул сохраняется за правителями Японии до сих пор и переводится на европейские языки словом «император).

    В дальнейших событиях большую роль сыграли внешние факторы: политическое влияние Китая, где в это время создалась могучая, централизованная феодальная империя, влияние китайской образованности, особенно права, политических теорий; влияние буддизма, перешедшего из Китая в Корею, а оттуда в Японию. Централизованная, иерархически организованная буддийская церковь являлась своего рода образцом для феодального государства. Единство культа и абсолютное значение верховного божества (Будды) способствовали преодолению в области идеологии представлений, связанных с остатками прежней родоплеменной разобщённости.

    «Переворот Тайка»

    В этих условиях в 645 г. произошёл переворот, получивший наименование «переворота Тайка» (по названию года, когда он произошёл)( В Японии, как и в Китае и Корее, летосчисление велось по годам правления, которым давали особые наименования. ). Принц Наканоэ уничтожил род Сога, который на время совершенно оттеснил царский род от власти. В этом перевороте царский род был поддержан родом Накатоми, т. е. родом наследственных жрецов исконной японской религии — синто (культ сил природы, соединённый с культом предков), получившим после переворота фамилию Фудзивара. Однако основную силу переворота составляли табэ, томобэ в какибэ, стремившиеся освободиться от своего полурабского положения. Сразу же после переворота, в 646 г., было объявлено освобождение всех табэ, томобэ и какибэ с уравнением их в правах с феодально зависимыми крестьянами. Таким образом, «переворот Тайка» привёл к утверждению феодального способа производства как господствующего.

    В том же манифесте 646 г. были объявлены отменёнными все частные владения, и земля перешла в собственность государства. Население превратилось в держателей государственных наделов. Следовательно, как в Китае и в Корее, японское раннефеодальное государство основывалось на государственной феодальной собственности на землю.

    Основная масса населения — крестьяне — получала подушные наделы и была обложена зерновым налогом и налогом с продуктов домашнего ремесла, а также несла повинность на общественных работах (строительных, ирригационных и др.) в течение определённого числа дней в году. Правящий класс сохранил земельные владения под видом наделов — должностных, ранговых. Таким образом, для феодалов владение землёй обусловливалось службой и носило бенефициальный характер. Крестьяне-земледельцы формально не были лишены личной свободы; они сохраняли своё имущество и орудия производства, что влекло за собой и известную их инициативу в ведении хозяйства. Но в то же время они были лишены права покидать свои наделы, т.е. оказывались фактически прикреплёнными к земле.

    Для управления государством был создан обширный аппарат, состоявший из центральных органов (Верховного государственного совета и подчинённых ему 8 ведомств) и местных властей (наместников провинций и уездных начальников); страна была подразделена на административные районы — провинции (купи) и уезды (кори). Всё население было обязано нести военную службу. Вводилась система светского образования, построенная по китайскому образцу, для подготовки чиновников. Китайский язык стал официальным языком правительственного обихода и даже вошёл в быт высшего слоя правящего класса. В 701 г. весь этот строй получил фиксацию в своде законов — Кодексе Тайхорё. В 710 г. был закончен постройкой город Нара — первый город в Японии.

    Рабовладельческие пережитки после «переворота Тайка»

    Утверждение феодализма в Японии не привело к полной ликвидации рабовладельческого уклада. Была уничтожена категория полусвободных томобэ и какибэ, категория же яцуко — домашних рабов — сохранилась. Появилась и новая категория государственных рабов — слуг в правительственных учреждениях. Владение рабами являлось в то время одним из средств получения земли. По закону владелец раба получал на него от государства дополнительный участок в размере 1/3 надела свободного. Господствующая верхушка стремилась поэтому увеличивать число рабов.

    Однако основной источник их получения — пленные из числа местных иноплеменников — в эту пору мог иметь значение только на окраинах. Обращение же в рабство членов побеждённых родов после прекращения борьбы между ними также не могло уже иметь места. Поэтому приходилось прибегать к другим средствам: насильственному уводу и похищению крестьян, особенно детей, или купле у главы семьи её младших членов. В рабство можно было обратить также за преступление и за неуплату долга. Существовала и самопродажа в рабство людей, не имеющих средств к существованию. В VII—VIII вв. количество рабов достигало 10—20% всего населения. Их труд применялся больше всего на строительстве. Но уже к концу VIII в. рабский труд стал применяться всё реже и реже, а использование рабов в земледелии и вовсе прекратилось.

    Земли феодалов

    По закону считалось, что представители господствующего класса имели свои земли также в виде «наделов», полученных от государства. Однако эти наделы коренным образом отличались от крестьянских. В состав их входили так называемые «ранговые наделы», «должностные наделы», а также «наделы, полученные за заслуги перед государством», т. е. за участие в «перевороте Тайка». Существовали, наконец, жалованные императором земли размером до 250 тё ( 1 тё в то время — около 1,2 га. ). Наименьший надел феодала превосходил по размерам надел крестьянина в 40 раз, а жалованные наделы превосходили крестьянские в 1 250 раз.

    Ранговые и должностные наделы давались на срок состояния в том или ином ранге или в должности. Жалованные наделы были пожизненными. Наделы за заслуги давались на одно, два или три поколения, а в случае крупных заслуг — навечно, иными словами, являлись фактически собственностью отдельных феодалов. Все прочие земли давались формально во временное пользование на разные сроки. Однако, учитывая принадлежность владельцев всех этих наделов к аристократии, а также и то, что феодалы заполняли собою весь аппарат государственного управления, превращение права пользования данными наделами в право собственности являлось лишь вопросом времени.

    Помимо земельных угодий, представители господствующего класса получали в качестве «кормовых пожалований» (дзикифу) ещё и крестьянские дворы, раздававшиеся также соответственно рангам (от 100 до 500 дворов) и соответственно должностям (от 800 до 3 000 дворов). За заслуги перед государством могло жаловаться различное количество дворов. Крестьяне этих дворов отдавали половину зернового налога в казну, другую же половину тому феодалу, к которому крестьяне были приписаны. Промысловая подать с крестьян целиком шла в пользу феодала.



    Флейтист. Скульптура из монастыря Тодайдзи. Первая половина VIII в.

    Императорский дом пользовался доходами не только со своих владений, но и со всей страны. Эти доходы в форме жалованья делили между собой и другие представители господствующего класса, составлявшие центральный и провинциальный правительственный аппарат и получившие права высшего сословия. Признаком принадлежности к высшему сословию служило получение какого-либо ранга.

    Законодательные мероприятия после «переворота Тайка» укрепили положение феодалов в Японии. В своей подавляющей части они были потомками родовых старейшин, превратившимися в феодальную аристократию и закрепившими за собой важнейшие экономические и политические привилегии.

    Культура в VIII в.

    Период Пара, как обычно именуется в японской историографии время, когда столицей государства был город Пара, т. е. 710—794 гг., знаменовался многими значительными явлениями в материальной и духовной культуре страны. Прежде всего примечательно появление самого города Нары, который был построен под наблюдением китайских строителей по образцу города Чанъаня — столицы Таиской империи. В монастыре Тодайдзи, возведённом в 728 г., была установлена бронзовая статуя «Большого Будды» (Дайбуцу) высотой около 16 м. Это было невиданное ещё для того времени достижение литейного искусства. Недалеко от города находился монастырь Хорюдзи, возникший ещё в 607 г., постройки которого представляли собой замечательные образцы деревянной архитектуры. Не меньшей художественной ценностью являлись фрески этого монастыря.

    Во дворцах и храмах города Нары находились многочисленные предметы искусства, особенно скульптуры и художественного ремесла из бронзы, золота, лака — изделия японских, корейских и китайских мастеров. Скульптурные изображения деятелей буддийской церкви носили реалистический характер, и многие из них отличались совершенством художественного исполнения.

    Появились в Японии и первые памятники историографии: «Кодзики» («Древняя история», 710 г.) и «Нихонги» («Анналы Японии», 720 г.). В этих сочинениях зафиксированы древние мифы, старинные сказания, исторические предания, приведены хронологические записи. В них же даны и образцы древней поэзии. Авторами этих работ, принадлежавшими к высшей придворной знати, создана концепция «божественного происхождения» императорской власти, призванная служить укреплению авторитета нарских монархов.

    Ко второй половине VIII в. относится сборник «Манъёсю» («Собрание мириад лепестков») — первый свод японской песенной народной поэзии и расцветшей тогда же литературной поэзии. Последняя начинала собой в Японии линию лирической поэзии господствующего класса, характерной для раннефеодального общества. Это была прежде всего лирика любви, соединённая с лирикой в описаниях природы. Крупнейшими поэтами были Хитомаро, автор проникновенных элегий, и Якамоти, яркий представитель любовной лирики. Особое место занимал Окура, в стихах которого нашла отражение горькая доля народа, испытывавшего тягостный гнёт со стороны феодалов.

    Автор статьи

    Куприянов Денис Юрьевич

    Куприянов Денис Юрьевич

    Юрист частного права

    Страница автора

    Читайте также: