Еврейский суд как называется

Обновлено: 19.04.2024


Данная статья объясняет градацию уровней религиозных титулов в иудаизме и степени их авторитетности, - как в исторической перспективе, так и сегодня.

Содержание

Централизация и де-централизация религиозного авторитета в иудаизме

В библейские и мишнаитские времена (до II в. н.э.)

Во времена Танаха высшими духовными авторитетами были старейшины и пророки, как об этом говорит Мишна:

Моше принял Тору на Синае и передал ее Йеhошуа, Йеhошуа [передал Тору] старейшинам, старейшины – пророкам, пророки передали ее Великому собранию ученых. Последние дали три указания: «Судите без спешки, выводите в люди как можно больше учеников и возведите ограду вокруг Торы» (Авот 1:1).

В начале эпохи Второго Храма высшая религиозная власть принадлежала Великому собранию (Кнесет hа-гдола, הכנסת הגדולה). О его составе, полномочиях и длительности существования нет единого мнения, но известны многие постановления, принятые им [1] . Параллельно был высок авторитет Храма, священников и первосвященников.

В талмудические времена (до VI в. н.э.)

Период Гаонов (VII - Х в. н.э.) и календарная полемика

После завершения Талмуда высшими духовными авторитетами Страны Израиля и Вавилонии были гаоны.

После исламского завоевания евреев Вавилонии и Страны Израиля уже не разделяли границы государств и линия фронта, поэтому возникла возможность объединить их руководства. К тому времени еврейские мудрецы уже не имели полномочий выносить смертные приговоры и даже не могли приговаривать к штрафам (см. далее Полномочия мудрецов). Единственным принципиальным вопросом, для которого важны были верховные полномочия, осталось составление календаря.

Еще в эпоху Мишны проблемы регулирования календаря становились иногда предметом острых разногласий (Мишна Рош ѓа-Шана 2:9). Споры участились с переходом ведущей роли в области галахической учености к иешивам Вавилонии. Особенно резкая полемика вспыхнула в первой половине Х в., когда Аhарон Бен-Меир, глава иешивы и Санhедрина в 915–932 гг., оспаривая право вавилонского гаоната издавать указания, связанные с календарем, отверг календарные указания Саадии Гаона (921), внес свои правила и тем привел к разрыву на некоторое время между общинами Эрец-Исраэль (возможно, и Египта) и Вавилонии. В итоге победа осталась за правилами, предложенными Саадией.

Введение нормативного календаря, основанного на раз и навсегда установленных правилах, разработанных в основном вавилонскими гаонами, было революционным шагом, лишавшим законоучителей Эрец-Исраэль их исключительного права принимать связанные с календарем решения, становившиеся обязательными для диаспоры. Многовековые гонения, направленные главным образом на деятельность законоучителей Эрец-Исраэль и нарушавшие связи между общинами и центрами еврейской учености, делали эту реформу особенно актуальной [2] .

После эпохи гаонов и до настоящего времени

Начиная с Х в. возникают независимые (от вавилонских и палестинских гаонов) центры духовного авторитета на Западе (Северная Африка, позже Испания и Ашкеназ). Позже независимыми от вавилонского центра становятся общины Персии и Средней Азии. Еврейские мудрецы Аравийского полуострова и Йемена вообще никогда не подчинялись центральной духовной власти.

Во многих странах в Средневековье и позже делались попытки ввести раввинскую иерархию. В большинстве случаев нееврейские власти назначали главного раввина (в странах Пиренейского полуострова до его объединения, в Османской империи (хахам-баши) и в других странах. Наполеон I во Франции созвал ассамблею еврейских представителей, назвав её Синедрионом, и централизовал духовную жизнь французского еврейства.

В отличие от этого, в Польше еврейские общины добровольно создали орган межобщинного самоуправления - Ваад четырёх стран.

С конца XVIII в. и по настоящее время у каждого направления внутри ортодоксального иудаизма имеются свои авторитеты, мнение которых не является обязательным для представителей других направлений.

В некоторых странах современного мира (Великобритания, Россия, Украина) существует официальный пост главного раввина, которому теоретически должны подчиняться в вопросах ритуала и управления общинами все раввины общин. Однако на практике такое подчинение является чисто добровольным, и каждый раввин сам решает, какому раввинскому автортету он хочет подчиняться.

Подробнее см. ниже ниже

Религиозные титулы и их значения

"ХаЗаЛь"

Аббревиатура חז"ל (Хазаль, ХаЗаЛь, Хазал) - חכמינו זכרונם לברכה "наши мудрецы, благословенной памяти". Так называют собирательно мудрецов Мишны и Талмуда, но иногда этот термин применяют и к пост-талмудическим мудрецам.

Раввин

Базовый религиозный титул в иудаизме, показывающий религиозное образование и компетентность в применении религиозного законодательства - галахи.

Сравнительная квалификация - см. ниже даян

Титулы "рабби" и "рав"

До I в.н.э. еврейские мудрецы обходились без титулов, так они и упомянуты в Мишне - по именам. Далее появился титул рабби, в Вавилоне - рав. См. подробнее Раввин, Смиха.

Гаон - титул глав еврейства Страны Израиля, Вавилонии и Египта в VI-XI вв.

В современном иудаизме так в переносном смысле называют особо одарённых раввинов, в основном в среде харедим. Этот титул показывает личное уважение, он не является раввинским званием. (Им также называют Виленского Гаона)

Даян - член раввинского суда. Сравнительное достоинство титулов "рав" и "даян" было различным в различных общинах и в различные эпохи.

Сегодня "просто раввин" имеет квалификацию применения галахи в отношении "объектов" (вопросы кашрута, субботы, Богослужения и т.д.), а "даян" - имеет дополнительную квалификацию и право решать споры в отношении людей (гражданское и семейное право).

Посек

К поским причисляют выдающихся раввинов, наиболее авторитетных фигур в мире галахи, которые наделяются правом не только применять уже существующую галаху, но и создавать ее, т.е. принимать прецедентные решения по новым возникающим проблемам.

В современном иудаизме получение этого звания не формализовано, им наделяются те религиозные авторитеты, мнение когорых готовы признавать многие другие раввины.

При этом посек одного из направлений (литваки, хасиды, сефарды, религиозные сионисты) далеко не всегда является авторитетным и признаваемым для сторонников другого направления.

Иерархия религиозных авторитетов в современном религиозном обществе

Сегодня в ортодоксальном еврейском мире нет единых религиозных авторитетов, а в каждом направлении признаются свои религиозные авторитеты. При этом по некоторым вопросам, не затрагивающим идеологических разногласий (или при нахождении компромисса) решения могут приниматься авторитетами нескольких направлений совместно.

Сегодня можно выделить следующие основные направления в ортодоксальном иудаизме: хасиды, литваки, харедимные сефарды и религиозные сионисты.

Титул "Ребе" в хасидизме

Ребе (рабби) - глава хасидского "двора", ветви хасидизма. Авторитет ребе неоспорим среди хасидов его "двора". Все хасидские ребе (из не враждующих между собой дворов) имеют одинаковый авторитет среди хасидов в общих вопросах религиозной жизни всего хасидского мира. Среди ортодоксов-нехасидов (литваки, восточные евреи, религиозные сионисты и пр.) авторитет конкретного ребе зависит от его личной харизмы и познаний в галахе.

Титул "Адмор"(сокращение от "Адонейну морейну рабейну" - "наш господин, учитель и рав") равнозначен титулу "Ребе".

Сегодня в Израиле хасидский мир в целом объединен в партию "Агудат Исраэль", при которой есть "Совет мудрецов партии Агудат Исраэль", объединяющий лидеров главных хасидских направлений. В него входят Адморы Вижниц, Гур, Бельз, Садигора, Цанз и др.

Титул "Гадоль" в "литовском" иудаизме

Букв."Руководитель поколения". Этот титул применяется внутри литовского направления иудаизма и означает высших духовных авторитетов для этой общины.

В Америке с 1940-х гг. и до 1986 г. им считался рав Моше Файнштейн.

В Израиле до 1953 г. это был Хазон Иш, далее (до 1959 г.) р. И.З. Соловейчик (Брискер Ров), а после него (до 2000 г.) р. Э.М.Шах, в 2000-х гг. рав Й.Ш. Эльяшив.

Руководство литваков связано в Израиле с движением и политической партией Дегель hа-Тора, при которой имеется Совет мудрецов.

Титул "Ришон ле-Цион" в сефардском обществе

В сефардском обществе разделение на "харедим" и "религиозных сионистов" не такое резкое, как в ашкеназском.

Ришон ле-цион, буквально "первый в Сионе", титул верховного раввина Израиля (а до создания государства — Эрец-Исраэль) от сефардов и восточных еврейских общин. Должность Ришон ле-Циона была узаконена турецкими властями в 1842 г., и звание хахам-баши, которое ранее носил лишь главный раввин Османской империи в Стамбуле, стало добавляться и к титулу Ришон ле-Циона (добавление было отменено с начала британского мандата). До смерти Б.М.Х. Узиэля (1953) пребывание на посту Ришон ле-Циона было пожизненным, но далее каденция обоих Главных раввинов была ограничена 10 годами. Следующими Ришон ле-Цион были Ицхак Ниссим и Овадья Йосеф. В 1983 г. эту должность занял Мордехай Элияhу, в 1993 - Элияhу Бакши Дорон, а в 2003 - Шломо Амар.

Титул Ришон ле-Цион остается в силе пожизненно, даже после ухода с поста Главного сефардского раввина.

В сефардском обществе разделение на "харедим" и "религиозных сионистов" не такое резкое, как в ашкеназском, и партия ШАС объединяет не только харедимные, но частично и сионистские и в большом количестве "традиционалистские" (т.е.полу-религиозные) сефардские круги. Духовное руководство с 1970-х гг. и до сего дня принадлежит раву Овадье Йосефу. При ШАС также есть Совет мудрецов Торы.

Система авторитетов в религиозном сионизме

Религиозный сионизм является наиболее разнородной группой среди ортодоксальных групп Израиля.

Духовные лидеры религиозного сионизма формально не носят специальных титулов.

С 1921 г. (основание р.А.И.Куком Главного раввината) и до середины 1980-х гг. Главный раввинат Израиля считался галахическим авторитетом для религиозного сионизма. Начиная с середины 1980-х гг., ввиду начала активного вмешательства харедим в назначение Главных раввинов, религиозный сионизм перестал признавать в Главных раввинах своих авторитетов.

  • С начала 20 в.и до середины 1930-х гг. главными авторитетами религиозного сионизма были р.А.И. Кук и р. Я. Меир,
  • в 1930 - 1950-х гг. р. И. Герцог и р. Б.М.Х. Узиэль, а также р.Я.М. Харлап и р. Д. Коhен ("Назир"),
  • в 1950 - 1980-х гг. р. И.И.Унтерман, р. И.Ниссим, р. Ш. Горен, р. Х.Д.hа-Леви и р. Ц.И. Кук, а в Америке р.Й.Д. Соловейчик
  • в 1980 - 2000-х гг. р. А.Э. Шапира, р. М. Элияhу, р. Ш. Исраэли.
  • Сегодня в религиозно-сионистском обществе наиболее авторитетными считаются р. Яаков Ариэль, р. Д. Лиор, р. Н. Рабинович.

Профессиональные звания

Должности, существующие в еврейских общинах: рав, меламед, шохет, бодек, моhель, парнас, габай, балан, баал-крия. Многие из этих должностей были почётными, поэтому их названия иногда функционировали как титулы. Занимать эти должности (кроме баланит) могли только мужчины.

От названия этих должностей образованы соответствующие еврейские фамилии.

Санхедрин (Сангедрин, Санедрин) — Синедрион, высший религиозный еврейский суд, совет старейшин-мудрецов. Обычно под этим термином подразумевается Большой (или Великий) Санхедрин — Санхедрин аГадоль, стоявший во главе еврейского народа и состоявший из руководителя и 70 судей — знатоков законов Торы (т.о., в Большом Синедрионе заседал 71 человек). Заседания Большого Синедриона велись на территории Иерусалимского Храма (в периоды, когда действовал Храм). Наряду с Большим Санедрином существовали также Малые Санедрины из 23 человек (которые действовали в каждом крупном городе) и простые раввинские суды из трех судей.

Название Санхедрин, по-видимому, возникло в эпоху Второго Храма и имело греческое происхождение (по-древнегречески оно означало «собрание»). Однако комментаторы ТаНаХа (например, Раши, Ральбаг, Мальбим) употребляют его и в отношении предшествующих эпох. Существует еврейское объяснение этого слова: оно является сокращением ивритских слов «сонэй адрат (паним) бэ-дин» — ненавидящие «украшение лица», т.е. лицеприятство, проявление симпатии к одной из судящихся сторон в суде (ср. комментарий р.Овадьи из Бартануры к Мишне Сота, 9:11).

Оглавление

Формирование еврейской судебной системы [↑]

По сути дела, Большой Санхедрин был создан еще в эпоху странствий евреев по пустыне, когда Вс-вышний приказал пророку Моисею (Моше): «собери Мне семьдесят мужей из старейшин [“зкеним”] Израиля … И они будут нести с тобою бремя народа, и не будешь нести ты один» (Бемидбар, 11:16-17).

В тот же период была создана система местных судов: по совету своего тестя, праведного гера (прозелита) Итро, Моше назначил себе в помощь судей — начальников над 10, 50, 100 и 1000 евреями. По мере необходимости эти судьи объединялись.

После входа в Землю Израиля были созданы постоянные суды из трех человек (для небольших населенных пунктов) и из 23-х человек («Малые Санхедрины») — для более крупных городов.

Кроме судей («шофтим»), выносивших решение по тому или иному вопросу, назначались судебные исполнители — «шотрим», в задачу которых входило выполнение решения суда, а также проверка соблюдения законов Торы в данном городе (ср. главу «Шофтим» книги Пятикнижия «Дварим»; Рамбам. Законы Санхедрина, гл.1).

Большой Санхедрин состоял из 71 члена (исключением было т.н. «Великое Собрание»«Кнесет а-Гдола», коллегия из 120 мудрецов Торы, созданная Эзрой в начале периода Второго Храма). Одним из членов Верховного Синедриона первоначально был руководитель еврейского народа (Моше, затем — Иеошуа бин Нун, затем — Судьи и первые еврейские цари, которые сами были мудрецами Торы). В более поздние эпохи царь уже не был главой Синедриона, хотя и мог назначать его членов.

Во времена Второго Храма Верховным судом управляли «пары мудрецов» — «зугот»: председатель суда («наси») и глава суда («ав бейт дин»).

Полномочия местных судов и Большого Санхедрина [↑]

Суд из трех человек (иногда к ним добавлялись еще 2, 4 или 6 судей; общее их число должно было быть нечетным) решал имущественные споры, вопросы, связанные с нанесением телесных повреждений и нарушением других законов Торы, за которые полагались штраф или удары плетью.

Малый Санхедрин (суд из 23 человек) был уполномочен также рассматривать нарушения, за которые полагался смертный приговор.

Если местные суды затруднялись в вынесении решения, они обращались в Высший, Верховный суд (Большой Санхедрин). Кроме этих вопросов, Большой Санхедрин рассматривал дела общенационального масштаба: нарушения, совершаемые целым коленом Израиля или городом (например, он мог присвоить городу статус «ир нидахат» — город, подлежащий уничтожению, так как его жители поклоняются идолам); прегрешения Первосвященника, лжепророка, вопрос о выходе на войну (если ее можно избежать) и др. (см. трактат Мишны «Санхедрин», ч.1). Кроме того, Большой Санхедрин разъяснял законы Торы для всего народа и проводил их в жизнь, а в исключительных случаях имел право принимать постановления («таканот») и запреты («гзерот»), выходящие за рамки этих законов — например, чтобы предотвратить нарушения Закона (см. тему Постановления мудрецов).

Все вопросы как в местных, так и в Высшем суде решались голосованием; окончательное решение принималось большинством и считалось мнением Торы по данному вопросу (см. исследование Абарбанеля об устройстве еврейского государства).

Какими качествами должен обладать еврейский судья? [↑]

По мнению Рамбама (Законы о Санхедрине, гл.2), «…в Санхедрин, и в Большой, и в Малый, можно назначать только мудрых и понимающих, великих знатоков Торы, обладающих большим умом, знающих и другие науки, такие как медицина, математика, астрономия, осведомленных в способах колдовства и идолопоклонства, чтобы знали, как судить».

Он же пишет: «В Большой Санхедрин заповедано назначать коэнов, левитов и евреев с хорошей родословной… Члены Санхедрина должны прилично выглядеть, не иметь физических изъянов и знать большинство языков, чтобы слушать показания свидетелей не через переводчика…

Член бейт-дина из трех человек должен обладать семью качествами: [быть человеком] мудрым, скромным, Б-гобоязненным, равнодушным к деньгам, любящим правду, любимым людьми, имеющим доброе имя… [Это должны быть люди,] владеющие своими страстями… и мужественные, то есть готовые спасать ограбленного от грабителя».

Большой Санхедрин во времена Храма и после его разрушения [↑]

Во времена, когда существовал Иерусалимский Храм, Великий Санхедрин ежедневно (2 раза в день, кроме суббот и канунов праздников) заседал на его территории, в так называемой «палате тесаных камней»(«лишкат а-газит») Эта палата находилась на территории Храмового комплекса, в северной его части.

На пути к нему находились два суда из 23 судей (Малых Санхедрина) — перед входом на Храмовую гору и перед входом во внешний двор Храма. Нерешенные дела из низших инстанций передавались сначала в первый Малый Санхедрин, затем (в случае невозможности их решения) — во второй, а если и второй суд затруднялся вынести решение, они поступали в Большой Санхедрин.

В Талмуде (трактат Санхедрин, л.41) говорится, что Верховный раввинский суд может выносить смертные приговоры только если дело рассматривается рядом с жертвенником, располагавшимся во дворе Храма. Только тогда судьи находятся в поле действия наивысшей духовности, что не позволяет им допустить ошибку, ставящую под угрозу человеческую жизнь.

После разрушения Иерусалима и Второго Храма римлянами (в I в. н.э.) Большой Санхедрин был воссоздан в Явне, но там дела, заслуживающие смертного приговора, уже не рассматривались.

Скрываясь от преследований римлян, Синедрион несколько раз переезжал: из Явне в Уша, опять в Явне, опять в Уша, оттуда в Шфарам, в Бейт Шеарим, в Ципори и, наконец, в Тверию (см. Талмуд, Рош а-Шана, л.31Б), где прекратил свое существование в IV в. н.э.

Санхедрин и освящение нового месяца [↑]

Одной из функций Синедриона было объявление нового лунного месяца (Рош Ходеш — Новомесячья) на основании показаний двух свидетелей, видевших новый серп луны. Высший еврейский суд также устанавливал високосный год путем прибавления тринадцатого месяца — для того, чтобы предотвратить расхождения лунного и солнечного календарей. Все это было необходимо для определения точной даты еврейских праздников, причем, освящение месяца имело законодательную силу, только если Санхедрин находился в Земле Израиля.

О наступлении нового месяца Санхедрин оповещал евреев диаспоры с помощью гонцов. Однако в результате преследований, особенно усиливавшихся после появления христианства, не всегда удавалось заслушать свидетелей и вовремя послать гонцов, поэтому была введена новая система, использовавшая не свидетельства очевидцев, а расчеты, известные из устной традиции. Этими расчетами пользовались и судьи Санхедрина, и, одновременно с ними, евреи диаспоры.

В середине IV века н.э. председатель последнего Санхедрина Илель а-Наси (младший), предвидя окончательное изгнание евреев из Земли Израиля, собрал судей и, произведя точный расчет фаз луны и цикла високосных лет, освятил вместе с ними все новомесячья на две тысячи лет вперед — до самого прихода Машиаха, когда можно будет вернуться к нормальному порядку установления месяцев по показаниям свидетелей. Таким образом, даты праздников, которые мы отмечаем, не определяются по календарю — в таком случае они не имели бы никакой силы, — а были в свое время установлены и освящены Санхедрином (см. об этом в этой статье).

Заповеди, связанные с Санхедрином [↑]

Евреям даны две заповеди, связанные с Санхедрином — одна повелительная и одна запретительная.

Повелительная заповедь из Торы — назначать судей и стражников, как сказано: «Судей и стражников поставь себе во всех воротах твоих» (Дварим, 17:18). Запретительная заповедь звучит так: «Не отходите от того, что говорят они (судьи Санхедрина) ни вправо, ни влево!» (Дварим, 17:11).

Первая заповедь в наше время не выполнима в полном объеме: существующие раввинские суды рассматривают лишь ограниченный круг проблем (гиюры, женитьбы, разводы и — по желанию обеих судящихся сторон — имущественные вопросы). В существующей государственной системе у них нет и не может быть судебных исполнителей.

Вторую же, запретительную заповедь, мы можем выполнить и в наши дни. Несмотря на то, что у нас нет Санхедрина, мы можем вести себя в соответствии с указаниями еврейских мудрецов — глав нашего поколения. Совет мудрецов Торы существует и сейчас.

  • плашками по важности
  • списком по разделу

Рош Ходеш — начало месяца

Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»

Рош Ходеш — начало месяца • «Галаха» от Моше с Синая • Основа святости • «Этот месяц — вам» • Работа в Рош Ходеш • Немного о законах Рош Ходеш • «Галлель» читают стоя • Чтение Торы и «Мусаф» • Календари — солнечный, лунный и еврейский • Девятнадцатилетний цикл • Два дня Рош Ходеш • Полные и неполные месяцы • Новолуние • Мудрецы о Рош Ходеш

История еврейского народа 39. Рабан Гамлиэль из Явне и его современники

Рав Моше Ойербах,
из цикла «История еврейского народа»

«Не отклоняйся от того, что скажут тебе, ни вправо ни влево».

Йеуда бен Табай и Шимон бен Шатах

Рав Александр Кац,
из цикла «Еврейские мудрецы»

Великие мудрецы эпохи второго Храма

Общее объяснение принципов земного и Б-жественного руководства Израилем на примере заповедей о судьях

Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

В Торе описывается разветвленная система руководства. Малые суды, Санхедрин и царь — это основные юридические инстанции.

Недельная глава Шофтим

Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»

Комментарий рава Ицхака Зильбера на недельную главу «Шофтим»

История еврейского народа 45. Мишна и другие книги Танаев

Рав Моше Ойербах,
из цикла «История еврейского народа»

Составление мишны, барайты и мидрашей

Йоси бен Йоэзер и Йоси бен Йоханан

Рав Александр Кац,
из цикла «Еврейские мудрецы»

Власть Великого Собрания унаследовал Санхедрин (Синедрион) — совет, состоящий из 71-го старейшины. Во главе Санхедрина стояли два мудреца: наси (председатель) и его заместитель, ав бейт дин (верховный судья). Эти двое лидеров назывались зуг (пара).

Книга заповедей. Заповеди «делай»: 171-180

Раби Моше бен Маймон РАМБАМ,
из цикла «Книга заповедей. Повелительные заповеди»

Заповеди о пророках и судопроизводстве.

Недельная глава Дварим

Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»

Комментарий рава Ицхака Зильбера к недельной главе «Дварим»

Йеошуа бен Прахья и Нитай из Арбелы

Рав Александр Кац,
из цикла «Еврейские мудрецы»

Гора Сартаба

Разные авторы
5

История еврейского народа 43. Конец эпохи преследований

Рав Моше Ойербах,
из цикла «История еврейского народа»

В 3898 (138) году, после смерти Адриана римским императором стал умеренно настроенный Антонии Пий (Пий Благочестивый). Преследования евреев постепенно прекратились

Рав Арье (Лев) Кацин

Ты можешь сказать что-то хорошее о своей жене?

Шемая и Автальон

Рав Александр Кац,
из цикла «Еврейские мудрецы»

Великие законодатели и мудрецы Израиля

От Синая до наших дней. Устная Тора в эпоху Первого Храма

Рав Моше Пантелят,
из цикла «От Синая до наших дней»

История передачи Торы от Моше до Ирмеяу.

История еврейского народа 46. Конец пребывания Санхедрина в Ципори

Рав Моше Ойербах,
из цикла «История еврейского народа»

После смерти р. Йеуды Несиа центр изучения Торы переместился из Эрец Исраэль в Вавилонию.

Гади Поллак

Прогуманизм

История еврейского народа 47. Мудрецы Иерусалимского Талмуда

Рав Моше Ойербах,
из цикла «История еврейского народа»

Традиции изучения Торы мудрецами Эрец Исраэль собраны в Иерусалимском Талмуде

От Синая до наших дней. Устная Тора в эпоху Второго Храма

Рав Моше Пантелят,
из цикла «От Синая до наших дней»

От Эзры до Гилеля. История передачи Торы.

О Гилеле

Рав Александр Кац,
из цикла «Еврейские мудрецы»

«Не говори такого, что невозможно понять, полагая, что, в конце концов, ученики разберутся»

Иудаизм и евреи

Опечатка? Выделите и нажмите Ctrl+Enter

Просмотр вами страниц сайта означает автоматическое согласие с нашей
Политикой конфиденциальности и условиями хранения и обработки персональных данных
Ссылку на ее актуальную версию всегда можно найти в футере сайта
Согласен

Мы просим евреев не пользоваться нашим сайтом в Шаббат и Еврейские праздники

Судья — на иврите шофет или даян (от слова «дин» — «суд»), член бейт дина, еврейского суда, который действует в соответствии с законами Торы. Поэтому судья бейт дина должен был быть мудрецом, в совершенстве знающим еврейский закон. Важнейшее требование, предъявляемое к судье — справедливость и непредвзятость. Суд был одной из основополагающих структур, организующих евреев, как народ (глава народа одновременно был главой суда), а после разрушения государственности и изгнания из Святой Земли лежал в основе существования всех еврейских общин.

Оглавление

Еврейский судья — выразитель мнения Торы [↑]

Законы, на основе которых действует еврейский суд (бейт дин), не были сформулированы людьми. Их получил Моше (Моисей) во время дарования Торы на горе Синай. По приказу Вс-вышнего он создал первые еврейские суды — Высший суд (Санедрин) и суды более низкого ранга. Моше обучил судей («судья» на иврите — «шофет» или «даян») законам судопроизводства, полученным им непосредственно от Б-га. Впоследствии эти законы передавались из поколения в поколение как в письменной, так и в устной форме (через Письменную и Устную Тору).

История еврейской судебной системы [↑]

Верховный суд — Большой Санедрин во главе с руководителем народа — был создан в эпоху странствий евреев по пустыне, когда Вс-вышний приказал Моше: «собери Мне семьдесят мужей из старейшин (“зкеним”) Израиля … И они будут нести с тобою бремя народа, и не будешь нести ты один» (Бемидбар, 11:16-17). В тот же период была создана система местных судов: по совету своего тестя, праведного гера (прозелита) Итро, Моше назначил себе в помощь судей — начальников над 10, 50, 100 и 1000 евреями. По мере необходимости эти судьи объединялись. Их количество должно было быть нечетным, и минимальное их число равно трем (как сказано в Пиркей Авот: «Не будь судьей единственным, ибо нет единственного судьи, кроме Одного [Б-га]» — Авот, 4:8).

После входа в Землю Израиля были созданы постоянные суды из трех человек (для небольших населенных пунктов; по мере необходимости к ним добавляли 2, 4 или 6 судей) и из 23-х человек («Малые Санедрины») — для более крупных городов. Кроме судей («шофтим»), выносивших решение по тому или иному вопросу, назначались судебные исполнители — «шотрим», в задачу которых входило выполнение решения суда, а также проверка соблюдения законов Торы в данном городе (ср. главу «Шофтим» книги Пятикнижия «Дварим»; Рамбам. Законы Санедрина, гл.1).

Большой Санедрин состоял из 71 члена (исключением было Великое Собрание, «Кнесет а-Гдола» — коллегия из 121 мудреца Торы, созданная и возглавляемая Эзрой в начале периода Второго Храма), одним из которых первоначально был руководитель еврейского народа (Моше, затем Иеошуа бин Нун, Судьи, первые еврейские цари). В более поздние эпохи царь уже не был главой Санедрина, хотя и мог назначать его членов. Во времена Второго Храма Верховным судом управляли «пары мудрецов» — председатель («наси») и глава суда («ав бейт дин»).

Все вопросы как в местных, так и в Высшем суде решались голосованием; окончательное решение принималось большинством и считалось мнением Торы по данному вопросу (см. на сайтеисследование Абарбанеля об устройстве еврейского государства).

После прекращения деятельности Санедрина (в IV в н.э.) и окончательного изгнания евреев из Святой Земли местные раввинские суды продолжали действовать. До сих пор они имеются в каждой области проживания евреев. Их возглавляют главы общин и другие выдающиеся мудрецы. В их ведении находятся вопросы о гиюре, женитьбе, разводе, а также имущественные тяжбы — в случае согласия обеих сторон. Кроме того, к раввинам (даянам) принято обращаться по поводу выяснения еврейских законов (алахи), относящихся ко всем областям жизни.

Какими качествами должен обладать еврейский судья? [↑]

По мнению Рамбама (Законы о Санедрине, гл.2), «в Санедрин, и в Большой, и в Малый, можно назначать только мудрых и понимающих, великих знатоков Торы, обладающих большим умом, знающих и другие науки, такие как медицина, математика, астрономия, осведомленных в способах колдовства и идолопоклонства, чтобы знали, как судить.

В Большой Санедрин заповедано назначать коэнов, левитов и евреев с хорошей родословной… Члены Санедрина должны прилично выглядеть, не иметь физических изъянов и знать большинство языков, чтобы слушать показания свидетелей не через переводчика…

Член бейт-дина из трех человек должен обладать семью качествами: [быть человеком] мудрым, скромным, Б-гобоязненным, равнодушным к деньгам, любящим правду, любимым людьми, имеющим доброе имя… [Это должны быть люди,] владеющие своими страстями… и мужественные, то есть готовые спасать ограбленного от грабителя».

Одно из основных требований, предъявляемых к судьям, согласно законам Торы, является обязанность судить не предвзято. В Пятикнижии говорится: «не отклоняй права неимущего в тяжбе его» (Шмот, 23:6) и в то же время «не потакай нищему в тяжбе его» (там же, 23:3), то есть не извращай истины в пользу бедного из милости. Сказано также: «И мзды не бери, ибо мзда ослепляет зрячих и искажает слова праведных» (там же, 23:8).

В Мишне «Пиркей Авот» («Поучения отцов») предупреждается об ошибках, которые может допустить судья: «судите без спешки» (Авот, 1:1), «подробно допрашивай свидетелей, однако тщательно подбирай слова, чтобы те не использовали их для облегчения себе лжесвидетельства» (там же, 1:9), «пока оба тяжущихся стоят перед тобой, считай, что каждый из них склонен ко злу; когда они уходят от тебя, считай, что каждый склонен к добру, — при условии, что стороны согласились с решением суда» (там же,1:8; считать, что каждый склонен к злу, необходимо, чтобы тщательно анализировать и проверять их слова).

Роль суда в жизни еврейского народа [↑]

Суд (бейт дин) всегда был одной из основополагающих структур, организующих евреев, как народ. Руководитель народа на определенных этапах еврейской истории одновременно был и главой Верховного суда. Так было во времена Моше и Иеошуа бин-Нуна, а после них — вплоть до установления царства — главой народа становился непосредственно главный Судья (этот период называется эпохой Судей). Еврейские цари также первоначально были главами Большого Санедрина, а впоследствии сохранили за собой право назначать его членов.

Большой Санедрин заседал на территории Храма, в непосредственной близости к жертвеннику — месту, где производилась наиболее важная часть храмовой службы. Судьями как Высшего, так и местных судов были известные мудрецы Торы.

На особую важность суда указывают две заповеди, данные в Торе — одна повелительная и одна запретительная. Повелительная — назначать судей и стражников, как сказано: «Судей и стражников поставь себе во всех воротах твоих» (Дварим, 17:18). Запретительная заповедь звучит так: «Не отходите от того, что говорят они (судьи) ни вправо, ни влево!» (Дварим, 17:11).

Первая заповедь в наше время в полном объеме не выполнима, поскольку у раввинских судов нет и при существующей государственной системе не может быть судебных исполнителей. Вторую же, запретительную заповедь, мы можем выполнить и в наши дни. Несмотря на то, что у нас нет Санедрина, мы можем «не отходить» от указаний еврейских мудрецов — глав нашего поколения. Совет мудрецов Торы существует и сейчас.

В новейшее время — раввинский духовный суд, рассматривающий дела, относящиеся к личному статусу граждан (бракосочетания, разводы и т. п.), а также администра­тивные дела религиозного характера (контроль за соблюдением законов о пище и другие). Бейт-дин служит также, с согласия сторон, арбитражным судом.

В Израиле термином бейт-дин обозначают раввинский суд (в отличие от светского суда — бейт-мишпат). По израильскому законодательству бейт-дин помимо его обычных религиозных функций обладает почти исключительной юрисдикцией в вопросах личного статуса граждан Израиля — евреев.

Появление Бейт-дина

Тора повествует, что после исхода из Египта «сел Моисей судить народ» (Исх. 18:13). Однако по истечении некоторого времени он передал свои судебные функции лицам, которых он поставил «начальниками народа» (Исх. 18:25; Втор. 1:15), оставив за собой решение только наиболее сложных, важных дел (Исх. 18:22 и 26; Втор. 1:17).

Очевидно, после того как евреи обосновались в Эрец-Исраэль, судьи были назначены для каждого колена и для каждого города. Послебиблейские раввинистические авторитеты считали обязательным учредить судебные органы и в каждой общине диаспоры. Минимальное для небольших селений число судей — трое (Санх. 36).

В более крупных поселениях должен был заседать суд из 23 судей, так называемый Малый Синедрион (Санх. 1:6). Высшим судебным органом являлся Великий Синедрион в составе 71 судьи. Он заседал в специальном помещении в Иерусалимском храме (Санх. 11:2). Число судей всегда должно было быть нечетным, с тем, чтобы при расхождении во мнениях решения принимались большинством.

Бейт дин во времена существования Храма

Разные составы судов обладали неодинаковой юрисдикцией.

  1. Так, суду из трех судей были подведомственны, как правило, гражданские дела (в том числе развод и халица; процедура перехода в иудейство; так называемый прозбол, то есть легально допустимый обход законов об аннулировании долгов в субботнем году; оставление в рабстве по истечении шестилетнего срока пребывания в нем; продажа в рабство вора, лишенного средств для возмещения убытков; выслушивание свидетельских показаний, в том числе по неспорным делам.
  2. Суд в составе 23 судей осуществлял, как правило, юрисдикцию по уголовным делам, включая и тяжкие преступления, по которым могли выноситься смертные приговоры. Ему были подсудны также дела, возникшие первоначально как гражданские, но могущие повлечь за собой и уголовную санкцию, как, например, дело о клевете.
  3. Суд в составе 71 судьи (Великий Синедрион) обладал практически неограниченными судебными, законодательными и административными правами. Так, первосвященник, глава колена и, по-видимому, председатель Синедриона (наси), обвиненные в уголовном преступлении, были подсудны только этому суду. Исключительно ему были подсудны такие уголовные дела, как лжепророчество, бунтарская деятельность старейшины, совращение в идолопоклонство жителей города или колена. Приведение в исполнение ряда смертных приговоров также подлежало его утверждению. Административной прерогативой Великого Синедриона являлось назначение судов в составе 23 судей, избрание царей и первосвященников, расширение границ Иерусалима и территории Храма, передел занимаемых коленами территорий, объявление войны, принесение жертвы за коллективный грех всего народа, назначение коhенов на службу в Храме и контроль за их деятельностью. Имеются авторитетные свидетельства, что Великий Синедрион являлся основным источником Устного Закона. Правовая норма, принятая Великим Синедрионом, а также данное им толкование закона были обязательны для всех. Нарушавшие или отвергавшие постановления Великого Синедриона по закону подлежали смертной казни (Сиф. Втор. 155).

Первые исторически достоверные свидетельства о бейт-дине относятся к периоду Второго храма, и учреждение этой институции приписывается Эзре, который распорядился, чтобы бейт-дин заседал по понедельникам и четвергам во всех населенных пунктах страны. Этим постановлением, согласно традиции, были созданы местные суды, по отношению к которым Великий Синедрион в Иерусалиме был Верховным судом.

Бейт дин в послехрамовый период

После разрушения Храма Иоханан бен Заккай учредил в Явне свой бейт-дин в качестве политического и культурного центра евреев. Этот суд стал преемником Великого Синедриона и религиозно-национальным центром не только для Палестины, но и для диаспоры. бейт-дин в Явне был ответствен за корректировку календаря. В дополнение к этому главному бейт-дину продолжали свою деятельность местные суды, особенно в местностях, где находились иешивы. Авторитет главного бейт-дина достиг наибольшей высоты при Иехуде hа-Наси I. Его внука Иехуду III можно считать последним наси (230?–270), при котором главный бейт-дин был еще истинным центром юрисдикции и администрирования для еврейского народа. К концу 3 в., с расцветом еврейской учености в Вавилонии и вследствие сильного угнетения евреев Эрец-Исраэль римскими властями, бейт-дин при наси постепенно утратил свое значение. Однако в Вавилонии ни один бейт-дин никогда не имел абсолютной власти даже в пределах этой страны.

В первой половине периода гаонов назначение местных судей в Вавилонии было сосредоточено в руках эксилархов. В Египте местных судей выбирал нагид (глава общины). В возникавших в Европе новых еврейских центрах старейшины или сами составляли суд, или выбирались специальные даяним (судьи). Самую большую власть и влияние бейт-дин имел в Испании. Власть испанских еврейских судов распространялась на все сферы еврейской жизни (общественной и личной), и его решения основывались на раввинском законе. Судьи разработали строгую систему наказаний, некоторые из них далеко отошли от древнего еврейского законодательства. бейт-дин допускал, например, такие наказания, как бичевание, штрафы (которые шли в основном в королевскую казну), отлучение, оковы, тюремное заключение, изгнание, нанесение телесных увечий (отрубание руки, отрезание носа или языка). Доносчиков ждала казнь.

Бейт дин в средневековье

В средние века общим правилом было строгое запрещение евреям передавать свои взаимные споры в нееврейские суды. Частично это достигалось контролем общины над личной жизнью каждого ее члена, а также общепринятой концепцией, что «суд — дело Божие» и что, следовательно, обращение в нееврейский суд означает «возвеличение чужих богов». Большое значение имели и честность, неподкупность и быстрота еврейского правосудия, которые были свойственны ему в большинстве стран почти во все исторические периоды.

В средние века бейт-дин стал оплотом еврейской автономии и сохранял это значение, хотя и с урезанными правомочиями, и в новое время. Он претерпел много изменений в разных еврейских центрах диаспоры, сохранив, однако, основы талмудического законодательства. На основе судебных решений, принятых по конкретным делам (казусам) на протяжении веков, выросла огромная литература раввинских респонсов. Она создавала прецеденты и способствовала, таким образом, постоянному развитию еврейского права.

Бейт дин в новое время

В Польше и Литве в новое время, когда юрисдикция над еврейскими общинами принадлежала Вааду четырех земель, в его состав входили верховные судьи, избранные из среды ученых-талмудистов, представлявших главные общины. Традиционный бейт-дин, разбиравший гражданские дела, состоял из трех судей, но допускался и иной состав этого суда — от одного лица, обычно местного раввина, до семи товей hа-ир (старейшин общины). Большие города имели более одного суда. Были очень распространены арбитражные суды, в которых каждая из сторон выбирала по одному судье, а эти двое, в свою очередь, назначали третьего.

В России бейт-дин был особенно влиятелен до второй половины 19 в. До упразднения института кагала в 1844 г. бейт-дин не только применял строгие меры наказания к виновным лицам, но его юрисдикция распространялась и на сам кагал. Сохранилось решение о присуждении к смертной казни двух доносчиков в Ново-Ушице в 1836 г.

Когда эмансипация евреев в новое время привела к постепенному распаду корпоративной структуры еврейской общины, евреи все больше стали обращаться к общегосударственным судам. Ныне в диаспоре, там, где бейт-дин сохранился до настоящего времени, он пользуется правом лишь арбитражного суда, решения которого признаются законом страны. Во многих странах, особенно в Великобритании и странах Содружества, в меньшей степени во Франции, система еврейских судов, возглавляемых главными раввинами страны, играет еще существенную роль в еврейской жизни. В Эрец-Исраэль под британским мандатным управлением была учреждена разветвленная сеть бейт-динов, которыми руководил Верховный раввинский суд в Иерусалиме.

Бейт дин в еврейских общинах в настоящее время

Нынешняя система бейт-динов в Израиле, сохраняя до известной степени преемственность по отношению к этой структуре, регулирует свои взаимоотношения со светскими судами и органами государственной администрации на основе специального государственного законодательства (см. также Верховный раввинат).

В настоящее время бейт дин занимается рассмотрением дел:

  • относящихся к личному статусу граждан (бракосочетания, разводы, подтверждение еврейского происхождения и др.)
  • по обращению в еврейство прозелитов (гиюр)
  • администра­тивным дела религиозного характера (контроль за кошерностью при производстве пищи
  • рассмотрением гражданских дел в качестве третейского суда (с согласия сторон)
  • В Израиле кроме обычных функций обладает исключительными полномочиями в вопросах личного статуса граждан Израиля — евреев.

Бейт дин в России

Особенно влиятелен бейт дин был в Российской империи до второй половины XIX века, до того как в 1844 году был упразднён институт кагала. Однажды бейт дин принял уникальное решение о присуждении к смертной казни двух доносчиков в Ново-Ушице в 1836 году.

В настоящее время в России действуют два бейт-дина:

  • Бейт дин ФЕОР — председатель главный раввин России Берл Лазар. Москва
  • Бейт дин КЕРООР — председатель раввин Пинхас Гольдшмидт. Москва

Бейт дин в России выполняет примерно те же функции, что и в Израиле.

Судьи бейт-дина

При назначении судей применялась процедура смихи, поскольку Моисей рукоположил Иехошуа бин Нуна (Чис. 27:23), назначив его своим преемником, вождем и верховным судьей. Традиция смихи существовала приблизительно до середины 4 в.: посредством ее судьи получали полномочия от своих непосредственных предшественников. Вместе с тем, есть указания на то, что в библейский период судьи назначались и царями (см., например, II Хр. 19:5–6). Впоследствии смиха сменилась во многих (в основном западноевропейских) общинах системой выборности судей. В Испании, например, еврейские судьи переизбирались каждый год вместе со всеми членами правления общины.

В Израиле в настоящее время при назначении членов раввинского суда принята процедура, подобная той, которая применяется при назначении судей светских судов, то есть их квалификация в каждом отдельном случае определяется главными раввинами на основании экзаменов.

По мнению Маймонида, судья должен обладать семью основными качествами: быть мудрым, скромным, благоговеть перед Богом, презирать деньги, любить правду, любить людей, иметь хорошую репутацию. Судья, по Маймониду, должен быть также весьма строг к себе, подавлять все свои вожделения, остерегаться причинения зла и иметь храброе сердце, чтобы защитить притесняемого от ненависти, жестокости и преследований со стороны притеснителя (Майм. Яд., Санх. 2:1–7).

Судья, являющийся родственником одной из сторон или питающий симпатию или антипатию к ней в судебном разбирательстве, должен отвести свою кандидатуру от участия в разборе дела (Санх. 3:4–5). В ходе суда судья должен выслушивать обе стороны, проявлять по отношению к ним терпение и уважение, не подвергая дискриминации ни одну из сторон.

Всякое постороннее воздействие, оказываемое на судью, является незаконным. Судья должен действовать в процессе осторожно и осмотрительно, вновь и вновь проверяя показания, прежде чем он огласит свой вердикт. Тем не менее, он не может чрезмерно откладывать принятие решения. Судье следует вести процесс так, чтобы было принято решение, справедливость которого была бы очевидна сторонам и без труда понята ими.

Ни один судья не должен участвовать в процессе вместе с другим судьей, которого он ненавидит или презирает. Судья не имеет права — особенно в уголовных делах — полагаться на мнение других членов суда и тем самым пытаться снять с себя правовую ответственность.

Бе́йт ди́н, также бе́йс ди́н (ивр. בית דין ‎) — еврейский религиозный суд, при рассмотрении дел руководствующийся еврейским религиозным правом.

В настоящее время бейт дин занимается рассмотрением дел:

  • относящихся к личному статусу граждан (бракосочетания, разводы, подтверждение еврейского происхождения и др.)
  • по обращению в еврейство прозелитов (гиюр)
  • администра­тивным делам религиозного характера (контроль за кошерностью при производстве пищи)
  • рассмотрением гражданских дел в качестве третейского суда (с согласия сторон)
  • в Израиле кроме обычных функций обладает исключительными полномочиями в вопросах личного статуса граждан Израиля — евреев.

Бейт дин во времена существования Храма

Во времена существования Иерусалимского храма существовали 3 категории суда:

  • из трёх судей — был управомочен решать гражданские дела
  • из 23 судей — был управомочен решать уголовные дела
  • из 71 судьи — был управомочен решать дела, касающиеся всего народа.

Бейт дин в России

Особенно влиятелен бейт дин был в Российской империи до второй половины XIX века, до того как в 1844 году был упразднён институт кагала. Сохранилось решение бейт дина о присуждении к смертной казни двух доносчиков в Ново-Ушице в 1836 году.

В настоящее время в России действуют два бейт-дина:

  • Бейт дин ФЕОР — председатель, главный раввин России - Берл Лазар. Москва.
  • Бейт дин КЕРООР — председатель, главный раввин Москвы - Пинхас Гольдшмидт. Москва.

ссылки

  • Добавить иллюстрации.
  • Дополнить статью (статья слишком короткая либо содержит лишь словарное определение).
  • Проставив сноски, внести более точные указания на источники.

Wikimedia Foundation . 2010 .

Полезное

Смотреть что такое "Бейт дин" в других словарях:

Бейт-дин — … Википедия

Дин — Фамилия Дин, Бретт (р. 1961) австралийский композитор и альтист Дин, Бэшфорд (1867 1928) ихтиолог, палеонтолог, специалист по средневековым доспехам Дин, Джеймс (1931 1955) американский актёр Дин, Джон (1679 1761) офицер военно морского флота… … Википедия

Бейт-Краков — Символ Бейт Кракова … Википедия

Судебная система Израиля — Государство Израиль Эта статья из цикла статей: Политика и правительство Израиля … Википедия

Раввинат — (Рабанут) Титулом раввин называется глава еврейского духовенства, а в больших общинах, которые имели свой суд, он назывался также ав бейт дин (глава суда). В наше время любого городского раввина нередко называют ав бейт дин . Трудно установить … Энциклопедия иудаизма

Иешива — Иешива, ешива (ивр. יְשִׁיבָה‎, буквально «сидение, заседание»; множественное число יְשִׁיבוֹת, иешивот; в русской традиции ешибот) в еврейской истории название института, являющегося высшим религиозным учебным заведением,… … Википедия

Ешива — Иешива (ивр. יְשִׁיבָה‎, буквально «сидение, заседание»; множественное число יְשִׁיבוֹת, иешивот; в русской традиции ешибот), в еврейской истории название института, являющегося высшим религиозным учебным заведением, предназначенным для… … Википедия

Ешибот — Иешива (ивр. יְשִׁיבָה‎, буквально «сидение, заседание»; множественное число יְשִׁיבוֹת, иешивот; в русской традиции ешибот), в еврейской истории название института, являющегося высшим религиозным учебным заведением, предназначенным для… … Википедия

Ешивот — Иешива (ивр. יְשִׁיבָה‎, буквально «сидение, заседание»; множественное число יְשִׁיבוֹת, иешивот; в русской традиции ешибот), в еврейской истории название института, являющегося высшим религиозным учебным заведением, предназначенным для… … Википедия

Йешибот — Иешива (ивр. יְשִׁיבָה‎, буквально «сидение, заседание»; множественное число יְשִׁיבוֹת, иешивот; в русской традиции ешибот), в еврейской истории название института, являющегося высшим религиозным учебным заведением, предназначенным для… … Википедия

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: