Этот взгляд словно высший суд для ребят что

Обновлено: 24.04.2024

Текст песни:
1
От героев былых времен
Не осталось порой имен.
Те, кто приняли смертный бой,
Стали просто землей травой.
*
Только грозная доблесть их
Поселилась в сердцах живых,
Этот вечный огонь
Нам завещано одним,
Мы в груди храним.
2
Погляди на моих бойцов,
Целый свет помнит их в лицо.
Вот застыл батальон в строю,
Снова старых друзей узнаю.
*
Хоть им нет двадцати пяти,
Трудный путь им пришлось пройти.
Это те, кто в штыки
Поднимался как один,
Те кто брал Берлин.
3
Нет в России семьи такой,
Где б не памятен был свой герой.
И глаза молодых солдат
С фотографий увядших глядят.
*
Этот взгляд словно высший суд
Для ребят, что сейчас растут,
И мальчишкам нельзя
Ни солгать, ни обмануть,
Ни с пути свернуть.
***
История создания песни «От героев былых времён»

Настоящее название песни из кинофильма «Офицеры» — «Вечный огонь». Но после выхода кинофильма многим запомнилась первая строчка, которая впоследствии вытеснила первое название. Поэтому несколько поколений слушателей знают ее именно как «От героев былых времен».
Авторами этой замечательной песни являются композитор Рафаил Хозак и поэт Евгений Агранович. Режиссер кинофильма «Офицеры» Владимир Роговой специально искал поэта, который был на фронте. Ему казалось, что только человек познавший войну – фронтовик, может написать стихи, которые бы могли затронуть слушателей за живое, отозваться в их сердцах. Агранович оказался именно таким поэтом. Он ушел на фронт в июле 1941 года и прошел войну, что называется «от столицы до столицы».

Автор слов: Евгений Агранович

Первым исполнителем песни стал Владимир Златоусовский, являвшийся вторым режиссером фильма. Он не имел музыкального образования, но это не помешало ему исполнить песню так, что миллионы людей поверили ему. Златоусовский спел «От героев былых времен» камерно, раздумчиво, строго и максимально искренно.

Автор музыки: Рафаил Хозак

Песня «Вечный огонь» впервые прозвучала в 1971 году, но по сей день на всем постсоветском пространстве она по-прежнему любима. У миллионов людей, едва они заслышат ее первые строки, невольно по щекам катятся слезы теплой грусти и гордости за своих предков.
После Златоусовского песню исполняли Марк Бернес, Михаил Ножкин, Сергей Безруков, Дмитрий Колдун, рок-группа «Вечный бой» и многие другие.

*** В годы войны был создан
«Актерский батальон» из добровольцев -- исполнителей песен, эстрадных артистов и актеров кино.(авторы оригинальной статьи
АЛЕКСЕЙ ОВЧИННИКОВ, АННА СЕЛИВАНОВА)

Уже через два дня после начала Великой Отечественной войны актеры, певцы, танцоры, артисты цирка - все, кто мог служить «боевым средством победы над фашизмом», как говорилось в «Обращении ко всем творческим работникам» Работники искусства, - начали записываться во фронтовые бригады.

Не было ни одной части, где бы ни побывали артисты. Под обстрелами, на передовой они показали 1 миллион 350 тысяч спектаклей и концертов

«Актерский батальон»,
Борис Сичкин
За шесть дней до начала войны 19-летний талантливый танцор Борис Сичкин вошел в труппу Ансамбля песни и пляски Киевского военного округа. Ему выдали солдатскую форму для выступлений, но в ней он оказался не на сцене, а в действующей армии. Именно на войне Борис Сичкин освоил образ веселого конферансье, который ему пригодился позже в роли Бубы Касторского из «Неуловимых мстителей».

С ансамблем Юго-Западного фронта Борис Сичкин побывал в местах самых тяжелых сражений - от Сталинградской битвы до Курской. «. Под Курской дугой я принял решение бросить ансамбль и бежать на фронт, - вспоминал Борис Моисеевич в книге «Я из Одессы, зрасьте!». - Я «потерялся», меня быстро присоединили к группе солдат и погнали на переформировку. Я попросился в пулеметчики. Несколько дней я был на фронте: стрелял, и в меня стреляли. О моем побеге было сообщено в политуправление. Вскоре в мою новую часть явились два майора из политуправления и арестовали меня как дезертира. Я несколько дней находился под арестом, наконец, меня доставили к начальнику политуправления фронта. Генерал спокойно объяснил мне, что я самовольно бросил часть, а это наказуемо. Что касается пользы, то в ансамбле от меня больше толку, чем на передовой. Я вернулся в ансамбль, а дело с военным трибуналом было закрыто».

С фронтовым ансамблем Борис Сичкин дошел до Берлина, он был уже не простым танцором, а любимым во многих частях артистом.

«Актерский батальон»,
Ефим Березин и Юрий Тимошенко
В Киевском театральном институте познакомились два веселых студента - одессит Ефим Березин и полтавчанин Юрий Тимошенко. Оба получили дипломы в 1941 году, и оба с первого дня войны отправились в составе ансамбля Юго-Западного фронта на передовую. Тогда и сложился их дуэт. Знаменитые образы Штепселя и Тарапуньки они придумали уже после войны, а с 1941 по 1945 год они смешили бойцов, выступая под масками повара Галкина и банщика Мочалкина. Оба были неистощимы на выдумки и хохмы, которые обожали бойцы. Поначалу повар походной кухни в колпаке и банщик с березовым веником в руках казались начальству слишком легкомысленными для армейского ансамбля, но уже через несколько месяцев трудно было представить выступления без их смешных сценок. Даже наградные листы Юрия Тимошенко и Ефима Березина полностью одинаковые - разница лишь в фамилиях.

Монтером Штепселем и милиционером Тарапунькой Ефим Березин и Юрий Тимошенко стали уже после войны

«Актерский батальон»,
Аркадий Райкин
Став лауреатом Всесоюзного конкурса артистов эстрады, 30-летний и мало еще кому известный Аркадий Райкин вошел в руководство только что созданного Ленинградского театра эстрады и миниатюр. С этим театром он и отправился на фронт - поднимать боевой дух. Фронтовая бригада под руководством Аркадия Райкина обслуживала в основном флот - от Тихоокеанской и Дальневосточной флотилий до Балтики, Каспия, Черного моря. Именно на фронте впервые появились у Райкина сатирические миниатюры, ставшие его визитной карточкой.

«Актерский батальон»
Клавдия Шульженко
В январе 1940 года в Ленинграде Клавдия Шульженко и ее муж Владимир Коралли создали джаз-оркестр, но даже представить не могли, что выступать им придется на войне. «В Доме Красной Армии нас аттестовали как добровольно вступивших в ряды Вооруженных сил и выдали военную форму. Так я стала рядовым Красной Армии, а наш коллектив получил звание Ленинградского фронтового джаз-ансамбля», - вспоминала певица. Сотни раз они выезжали на фронт, выступая перед бойцами на передовых и в медсанбатах. «Мы выступали на аэродромах, на железнодорожных платформах, в госпиталях, на льду, припорошенном снегом, на Дороге жизни. Наш автобус был изрешечен пулями и осколками. Не пристало жаловаться тем, кто все-таки выжил», - рассказывала Шульженко.

А бойцы хотели слушать еще и еще ее знаменитый «Синий платочек» - песню, ставшую одной из самых любимых на фронте.

«Актерский батальон
Лидия Русланова
Исполнительница народных песен Лидия Русланова записалась в первую фронтовую бригаду и уже в июле 1941 года выступала на передовой. «Боевое крещение приняла под Ельней, - вспоминала певица. - Только закончила одну из песен, как над головами появились юнкерсы в сопровождении мессершмиттов. Посыпались бомбы, затрещали пулеметы, задрожала земля от взрывов. Смотрю, никто и ухом не ведет, слушают, как в Колонном зале. Думаю, и мне не пристало отсиживаться в траншее, да и концерт прерывать негоже. В общем, налет фашистов выдержала, программу довела до конца».

Лидия Русланова дала более тысячи концертов, а во время коротких приездов в тыл записала несколько пластинок для фронта. Народный артист СССР фронтовик Анатолий Папанов вспоминал: «Военный госпиталь. И громкий, словно пытающийся скрыть неуемную радость, голос Лидии Руслановой: «Валенки, валенки». Пластинку крутят несколько раз. Мы знаем, что ставят ее по просьбе бойца. Ему надо ампутировать ногу, а анестезирующих средств в госпитале не осталось, он согласился на операцию без наркоза. Попросил только: «Поставьте мою любимую песню «Валенки».

Не только песнями Русланова помогала фронту. Она отдала личные сбережения на постройку батареи из четырех «катюш». Их вручили десятому минометному гвардейскому полку, который сражался на Западном фронте. А вскоре собрала деньги на еще одну батарею «катюш». Последний концерт для фронта Русланова дала 9 Мая 1945 года на ступенях Рейхстага.

«Актерский батальон»,
Леонид Утесов
На следующий день после начала войны музыканты оркестра Леонида Утесова отправили заявления о вступлении добровольцами в ряды Красной Армии. Но получили отказ - оркестр мобилизовывался для обслуживания воинских частей. Что только не предпринимали командиры, чтобы заполучить Утесова в свою часть: его похищали, обманом увозили на самолете - лишь бы бойцы услышали любимых артистов.
В своей книге «Спасибо, сердце!» Леонид Осипович рассказал про выступление в 1942 году: за несколько часов до концерта музыканты увидели, как наш самолет атаковал немецкий мессер, но три летчика успели прыгнуть. «. А когда начался концерт, к зрителям присоединились три человека в летных комбинезонах. И кажется, никогда я так не старался. »
После этого случая пятому гвардейскому истребительному авиаполку были подарены два самолета Ла-5Ф, построенных на средства музыкантов оркестра. Их назвали «Веселые ребята».

«Актерский батальон"
Иван Козловский
Большой театр, в котором пел неподражаемый тенор, с началом Великой Отечественной был эвакуирован в Куйбышев (Самару), но Иван Козловский не стал отсиживаться в тылу. Певец стал участником фронтовой бригады, с которой объездил почти все фронты. «Летели мы над харьковской землей. Вдруг командир просит меня подойти и взять наушники. Я услышал песню «Солнце низенько» в моем исполнении. «На ваш голос летим, - сказал пилот, - это радиомаяк, наш ориентир», - вспоминал Иван Семенович в книге «Музыка - радость и боль моя».

Более тысячи концертов дал знаменитый тенор для бойцов, никогда не отказывался от выступления, даже если была реальная опасность погибнуть или попасть в плен. «Жизнь концертных бригад на фронте была нелегка. Но я никак не могу забыть то чувство смущения, даже вины, которое мучило меня. Ведь бойцы, сидящие перед нами, часто мои ровесники, шли в бой, умирали, а мы все-таки оставались в тылу. Не корил ли нас солдат в свой последний миг?»

«Актерский батальон:
Нина Сазонова
Более трех тысяч фронтовых концертов дала на передовой и в госпиталях прекрасная актриса Нина Сазонова. А первое ее выступление перед бойцам прошло на Белорусском вокзале 22 июня 1941 года, куда ее отправили прямо с репетиции Театра Красной армии. По воспоминаниям Нины Афанасьевны, она растерялась - не могла понять, зачем плачущим женщинам и уходящим на фронт мужчинам нужны ее пение. Но сначала затянула народные песни, а потом частушки! Тогда стало ясно - музыка на фронте тоже нужна.

В составе фронтовой бригады театра Нина Сазонова побывала на самых тяжелых участках фронта. Чуть не погибла: шли пешком из одной части в другую и актриса наступила на противопехотную мину. Час простояла на ней не шевелясь, пока сопровождавший их боец не привел с собой саперов. Почти все участники десятой фронтовой бригады, в которой служила 25-летняя Нина, погибли, попав в окружение под Харьковом. Ей чудом удалось спастись, спрятавшись в стогу сена, а вечером добраться до деревни, где старушка выдала ей сарафан вместо ее гимнастерки. Актриса перешла через линию фронта и нашла нашу часть.
Как рассказывала Нина Афанасьевна, когда она вернулась с фронта, то вахтер театра Красной армии отказался пускать ее внутрь - не узнал, настолько ее изменила война.
***
Уже популярный актер Игорь Ильинский вместе с Малым театром, где он служил, был отправлен в эвакуацию в Челябинск. Но долго в тылу не рассиживался - вместе с бригадой актеров театра отправился на передовую в составе фронтовой бригады. Бойцы обожали выступления Ильинского, называли актера своим любимцем. «Когда я ехал на фронт, то, по правде сказать, думал, что там не до артистов, и несколько досадовал на то, что нас посылают туда, где мы будем в тягость, не участвуя в боевых действиях, отнимая у бойцов пайки, транспорт и место для ночевки. Оказалось, что я ошибся. Летчики и солдаты, возвратясь с боевых заданий, подчас не хотели отдохнуть или поесть, а шли скорее на концерт», - вспоминал позже Игорь Владимирович.

Мирный человек, он с большим трудом привыкал к ужасам военной жизни: его пугала не столько опасность, сколько обыденность гибели людей: «. В овраге я вижу наш исковерканный обгоревший танк. Он уже несколько дней стоит здесь. Я заглядываю внутрь и вижу обгорелевшее тело, не отпустившее руками пульта с рулевым управлением. Безвестный танкист, сгоревший вместе со своей машиной, не изгладится из моей памяти во всю жизнь».
Но бойцы хотели смеяться и Ильинский старался изо всех сил. «Юмор, в самых разнообразнейших оттенках - при всех, даже очень тяжелых обстоятельствах, - обязательный спутник этих людей», - вспоминал актер. И старался успеть в каждую часть, в каждое подразделение. Более тысячи концертов дал он за время войны.

Николай Трофимов
Севастополец Николай Трофимов выбрал для поступления в театральный институт Ленинград. А на последнем выпускном экзамене узнал, что началась война. Он тут же подал заявление - добровольцем во флот. На флот он попал, но не в действующую армию - актера прикомандировали к ансамблю ВМФ, который набирал Исаак Дунаевский. «В наш ансамбль «Пяти морей» собирали лучшие силы мобилизованных на войну - скрипачей, актеров, балетных танцовщиков, - всего там было 260 человек», - рассказывал Николай Николаевич.

В основном артисты обслуживали силы Балтийского флота, но выступали и перед моряками других флотилий. «Я в ансамбле вел программы, выступал с инсценировками. Бойцам очень полюбился мой образ краснофлотца Онищука - это такой матросик, салага, он то и дело делает ошибки, его поправляют старослужащие, а он все равно продолжает их делать. », - вспоминал актер.
Артисты выступали на кораблях и в окопах, в действующих частях и в госпиталях. А в 1943 году, когда «Ансамбль пяти морей» расформировали, Николай Трофимов стал актером театра Краснознаменного Балтийского флота. И продолжил выступления перед бойцами до конца войны.

Офицеры кадры из фильма

Вы хотите зарегистрироваться?

Офицеры (1971): смотреть онлайн

тексты песен

Стихи - Евгений Агранович
Музыка - Рафаил Хозак

От героев былых времён
Не осталось порой имён.
Те, кто приняли смертный бой,
Стали просто землёй, травой.
Только грозная доблесть их
Поселилась в сердцах живых.
Этот вечный огонь, нам завещанный одним,
Мы в груди храним.

Погляди на моих бойцов -
Целый свет помнит их в лицо!
Вот застыл батальон в строю —
Снова старых друзей узнаю.
Хоть им нет двадцати пяти,
Трудный путь им пришлось пройти.
Это те, кто в штыки поднимался, как один,
Те, кто брал Берлин!

Нет в России семьи такой,
Где б не памятен был свой герой.
И глаза молодых солдат
С фотографий увядших глядят.
Этот взгляд — словно высший суд
Для ребят, что сейчас растут,
И мальчишкам нельзя ни солгать, ни обмануть,
Ни с пути свернуть.

( В фильме песню исполняет Владимир Златоустовский ).

последнее обновление информации: 09.07.22

кадры из фильма >>

Офицеры (1971) фотографии

Офицеры (1971) фотографии

Офицеры (1971) фотографии

Офицеры (1971) фотографии

дополнительная информация >>

обсуждение >>

Превосходный, светлый, душевный фильм не о каких-то супергероев, а про простых и настоящих людей и защитников Отечества. Лановой и Юматов здесь сыграли свои лучшие роли. Актеры сыграли так, что на экране. читать далее>>

Филя Бурбонский. С интересом прочитал Ваш комментарий . "Арестовать!"© . Верно. . Нет, комэск их вроде не отправлял. Он как-то многозначительно переглянулся с Вараввой. Хотя (и. читать далее>>

. Так бывает. Вот "Неуловимые. " при всем подростковом антураже, очень серьезное кино о ГВ. При этом подаются крайне запрещенные вещи с запрещенными аллюзиями. читать далее>>

Отличное детское кино Фильм «Офицеры», считающийся серьезной военной драмой, ставший культовым, на самом деле (по крайней мере, в первой своей половине) фильм детский. Вспомним некоторые моменты, связанные. читать далее>>

Кузница кадров: Как сложилась судьба актеров «Молодой гвардии»

Макарова, Мордюкова, Бондарчук и другие исполнители главных ролей классической картины Сергея Герасимова


От героев былых времён
Не осталось порой имён.
Те, кто приняли смертный бой,
Стали просто землёй и травой.
Только грозная доблесть их
Поселилась в сердцах живых,
Этот вечный огонь,
Нам завещанный одним,
Мы в груди храним.

Погляди на моих бойцов,
Целый свет помнит их в лицо.
Вот застыл батальон в строю,
Снова старых друзей узнаю.
Хоть им нет двадцати пяти,
Трудный путь им пришлось пройти.
Это те, кто в штыки
Поднимался, как один,
Те, кто брал Берлин.

Нет в России семьи такой,
Где б не памятен был свой герой,
И глаза молодых солдат
С фотографий увядших глядят.
Этот взгляд, словно высший суд,
Для ребят, что сейчас растут.
И мальчишкам нельзя
Ни солгать, ни обмануть,
Ни с пути свернуть.

Евгений Агранович. Вечный огонь.

Другие статьи в литературном дневнике:

  • 31.05.2015. Добродетель пока достигнута только в легендах
  • 30.05.2015. Такова уж суть вещей
  • 29.05.2015. Может быть, Римское право и не право вовсе, а.
  • 28.05.2015. У Неё На Окошке Герань
  • 27.05.2015. Одинокие сотрудники зимы. 27 мая - Сашин день
  • 26.05.2015. Вручение премии Гоголя прошло на Книжном салоне
  • 25.05.2015. Олег и Лиза
  • 24.05.2015. Не сердись, что лампа мигнула
  • 22.05.2015. Приобретатели захватывают мир
  • 21.05.2015. Математик и чёрт
  • 20.05.2015. Ему нравилось быть одному
  • 19.05.2015. Борис Рыжий. Дивий Камень.
  • 18.05.2015. Столкновение с бабочкой
  • 17.05.2015. Их соединила жизнь
  • 16.05.2015. Что-то недосказанное, второстепенное.
  • 15.05.2015. Вы так жаждали логики, дурачки.
  • 14.05.2015. Будем, были
  • 13.05.2015. Нагрудный знак OST
  • 12.05.2015. Это мы, господи.
  • 11.05.2015. И дольше века длится день.
  • 10.05.2015. Василий и Василиса
  • 09.05.2015. Этот взгляд, словно высший суд
  • 04.05.2015. Миссис Дэллоуэй
  • 02.05.2015. Скончалась балерина Майя Плисецкая

Портал Стихи.ру предоставляет авторам возможность свободной публикации своих литературных произведений в сети Интернет на основании пользовательского договора. Все авторские права на произведения принадлежат авторам и охраняются законом. Перепечатка произведений возможна только с согласия его автора, к которому вы можете обратиться на его авторской странице. Ответственность за тексты произведений авторы несут самостоятельно на основании правил публикации и российского законодательства. Вы также можете посмотреть более подробную информацию о портале и связаться с администрацией.

© Все права принадлежат авторам, 2000-2022 Портал работает под эгидой Российского союза писателей 18+

Есть авторы, имён которых не знает никто, но тексты их знакомы, так или иначе каждому. Поэт-фронтовик, прозаик, переводчик и бард Евгений Данилович Агранович – один из них.

Песни на его слова знакомы нам по кинофильмам, радиоспектаклям, и просто как звучащие где-то рядом, как что-то знакомое, родное, близкое и в то же время новое, свежее.

Навскидку, можно сразу напомнить песни Евгения Аграновича: «Я в весеннем лесу пил берёзовый сок» из фильма «Ошибка резидента» - 1954год, «Никто нигде не ждёт меня – бродяга я…» - песня Раджи Капура из индийского фильма «Бродяга» - 1951 год, песня «Вечный огонь» («От героев былых времён…) – из фильма «Офицеры» - 1970 год:

От героев былых времён
Не осталось порой имён.
Те, кто приняли смертный бой,
Стали просто землёй и травой…
Только грозная доблесть их
Поселилась в сердцах живых.
Этот вечный огонь, нам завещанный одним,
Мы его в груди храним.

Погляди на моих бойцов!
Целый свет помнит их в лицо.
Вот застыл батальон в строю –
Многих старых друзей узнаю.
Хоть им нет двадцати пяти,
Трудный путь им пришлось пройти.
Это те, кто в штыки поднимался как один.
Те, кто брал Берлин!

Нет в России семьи такой,
Где не памятен был свой герой.
И глаза молодых солдат
С фотографий увядших глядят.
Этот взгляд – словно высший суд
Для ребят, что сейчас растут,
И мальчишкам нельзя ни солгать, ни обмануть,
Ни с пути свернуть.

Евгений Данилович Агранович (13 октября 1918, г.Орёл-29 января 2010, г.Москва) – советский и российский кинодраматург, сценарист, поэт, прозаик, бард, художник.

Родился в еврейской семье, в г. Орле. С 12 лет, уехал с Орла, к брату, жить и учиться в Москву. Начал писать песни с 1938 года. Первая песня «Одесса-мама» написал с другом Борисом Смоленским, который погиб в ноябре 1941 года, на Карельском фронте.

В 1940 году Евгений Агранович поступил в Литературный институт им. А.М.Горького.
Вместе с Павлом Коганом, Михаилом Кульчицким, Николаем Майоровым, Александром Галичем, Борисом Слуцким, Сергеем Наровчатовым, Давидом Самойловым, участвовал в жизни театральной студии Алексея Арбузова.

В 1939 году Евгений Агранович вступил в члены ВЛКСМ. С началом Великой Отечественной войны, Евгений Агранович, ушёл на фронт добровольцем, рядовым истребительного батальона в июле 1941 года.
Награждён медалью «За оборону Москвы».

Во время войны продолжал сочинять стихи и песни.

Приказом ВС 10-ой армии Западного фронта №753 от 25.11.1942 года, поэт газеты «Бей врага», техник-интендант 1-го ранга Агранович награждён медалью «За боевые заслуги». В наградном листе было просто написано: «Смелый, самоотверженный, отлично владеющий всеми видами оружия, журналист-поэт, часто бывающий на поле боя».

Евгений Агранович - получил медаль за то, что при наступлении немцев и возникшей среди бойцов панике, бросился за ними в лес, собрал, организовал оборону и дал отпор противнику.

Своим трудом, во фронтовой газете, Евгений Агранович, распространял опыт передовых воинов, снайперов, пулемётчиков, сапёров, на котором учились тысячи защитников Родины.

Приказом по Белорусскому фронту от 25.07.1944 года литсотрудник дивизионной газеты «За Сталина» старший лейтенант Агранович награждён орденом «Красная звезда» за организацию ряда удачных подборок и статей, посвящённых зверству немецко-фашистких войск и организацию политработы в войсках.

Также приказом В.С. 49-й армии 2-го Белорусского фронта 10.06.1945 года, старший лейтенант Агранович был награждён орденом «Отечественной войны» 2-ой степени, а в 1985 году награждён орденом «Отечественной войны» -2 ой степени –вторично. Награждён медалью «За победу над Германией».

После войны Евгений Агранович, в 1948 году, окончил Литературный институт им. А.М.Горького.

Творческий багаж у Евгения Даниловича очень большой.

Он написал песни более чем к 150 кинокартинам, работая по договору на киностудии им. М.Горького, писал сценарии для «Союзмультфильма». После окончания Литинститута работал журналистом в военной газете, где писал статьи о событиях в воинских частях, куда выезжал в командировку, по заданию редакции.

Евгений Данилович стал членом Союза кинематографистов СССР, а членом Союза писателей так и не стал, Мало печатали.

В 1962-ом году написал большое стихотворение, под названием «Еврей-священник» - оно ходило в списках по Москве, без указания автора, а власти вызывали на допрос известных поэтов и требовали, чтобы те сознались, будто это их произведение.
Но, к счастью, Евгения Даниловича никто не выдал.

Цензура усматривала, в сюжете стихотворения, клевету на советский строй и пропаганду христианства.

Стихи Евгения Аграновича печатались редко. В 1981-ом году одна страница в журнале «Новый мир», в 1993-ем в журнале «Знамя» и «Экран и сцена» - две подборки стихов. Наконец в 1996 году вышел сборник стихов «Шапка на снегу».

Как у каждого творческого человека, было хобби и у Евгения Даниловича, которым он был увлечён, также, до конца своей жизни – резьба скульптур из самшита, красного дерева, оленьих рогов, корней.

В 2001-ом году в издательстве «Вагант» у Евгения Аграновича вышел, впервые, двухтомник с основными прозаическими и поэтическими произведениями, а также с иллюстрациями, многие из которых – фотографии скульптурных работ – позволяют узнать, Евгения Аграновича, как художника - скульптора.

До последних недель своей жизни, Евгений Агранович продолжал сочинять прозу, стихи и песни, и активно выступать на концертах.

Евгений Данилович Агранович, скончался 29 января в Москве, на 92-ом году жизни. Похоронен на Востряковском кладбище.

Старший лейтенант Евгений Данилович Агранович, поэт-фронтовик, оставил на светлую память о себе много хороших стихов и песен, для нашего поколения и конечноже, его шедевры поэтического мастерства: «Вечный огонь» («От героев былых времён…») и «Я в весеннем лесу».

Из поэтического наследия Евгения Аграновича.

***
Я в весеннем лесу пил берёзовый сок,
С ненаглядной певуньей в стогу ночевал…
Что имел - потерял, что любил -не сберёг,
Был я смел и удачлив, а счастья не знал.

И носило меня, как осенний листок,
Я менял города и менял имена,
Надышался я пылью заморских дорог,
Где не пахли цветы, не блестела луна.

И окурки я за борт бросал в океан,
Проклинал красоту островов и морей,
И бразильских болот малярийный туман,
И вино кабаков, и тоску лагерей…

Зачеркнуть бы всю жизнь и с начала начать,
Прилететь к ненаглядной певунье моей!
Да вот только узнает ли Родина-мать
Одного из пропавших своих сыновей?

Я в весеннем лесу пил берёзовый сок…

Хрупкая мишень, добыча случая –
В непроглядном взрывчатом аду
Рядовой надеялся на лучшее
И ещё пожить имел в виду.

Скрёб из котелка он пшёнку горькую,
В лужице мочил он сухари,
Рвал газетку, засыпал махоркою,
А война давала прикурить.

И тогда, прикрыв пилоткой темечко,
Шёл он в драку, грозный и глухой.
Автомат лущил патроны-семечки
И плевался медной шелухой.

Отсыпался раненый - контуженый,
Чуть очнулся – в полк ему пора.
«Нас, - шутил, - двенадцать штук на дюжину.
Кто мы есть? Славяне, пехтура».

Не таскал в засаленном кармане он
Никакой трофейки золотой,
И не стал он лично мстить Германии,
Только всё пытал: «Когда домой?».

…Принимал от баб свои владения,
С головешек поднимал колхоз.
Где-то пили за его терпение,
Он не пил – как раз возил навоз.

Пояснял старухе в дни печальные:
«Главное, детишки-то растут!»
А над ним менялися начальники –
Он же оставался на посту.

День и ночь мотался словно маятник:
Севу, жатве – всё отдай сполна.
А пиджак – негнущийся, как памятник –
В сундуке скрывает ордена.
1951 год.

Земля от разрывов стонала,
Слетала листва от волны,
И шёл, как ни в чём не бывало
Пятнадцатый месяц войны.

Старуха – былинка сухая,
Мой взвод, уложив на полу,
Всю ночь, бормоча и вздыхая,
Скрипела, как нож по стеклу.

Предвидя этап наступлений
И Гитлера близкий провал,
Её стратегический гений
Прогнозы с печи подавал.

Часа через три наша рота
В дальнейший отправится путь.
Кончайте вы политработу,
Позвольте, мамаша, уснуть.

А утром старуха – ну сила! –
Схватила за полу: постой!
И трижды перекрестила
Морщинистой тёмной рукой.

А я никогда не молился,
Не слушал звона церквей,
И сроду я не крестился.
Да я вообще еврей.

Но что-то мне грудь стеснило,
Я даже вздохнуть не мог,
Когда – «Мой сыночек милый,
Гони их, спаси тебя Бог!».

И растерял слова я
С покорной стоял головой,
Пока меня Русь вековая
Благословляла на бой.

Да пусть же пулею вражей
Я сбит буду трижды с ног –
Фашистам не дам я даже
Взглянуть на её порог.
1943 год.

Еврей-священник – видели такое?
Не, не раввин, а православный поп,
Алабинский викарий, под Москвою,
Одна из видных на селе особ.

Под бархатной скуфейкой, в чёрной рясе
Еврея можно видеть каждый день:
Апостольски он шествует по грязи
Всех четырёх окрестных деревень.

Работы много, и встаёт он рано,
Едва споют в колхозе петухи.
Венчает, крестит он и прихожанам
Со вздохом отпускает их грехи.

Слегка картавя, служит он обедню,
Кадило держит бледною рукой.
Усопших провожая в путь последний,
На кладбище поёт за упокой…

Он кончил институт в пятидесятом –
Диплом отгрохал выше всех похвал.
Тогда нашлась работа всем ребятам –
А он один пороги обивал.

Он был еврей- мишень для шутки грубой,
Ходившей в те неважные года,
Считался инвалидом пятой группы,
Писал в графе «Национальность» : «Да».

Столетний дед – находка для музея,
Пергаментный и ветхий как талмуд,
Сказал: «Смотрю на этого еврея,
Никак его на службу не возьмут.

Еврей, скажите мне, где синагога?
Свинину жрущий и насквозь трефной,
Не знающий ни языка, ни Бога…
Да при царе ты был бы первый гой».

«А что? Креститься мог бы я, к примеру,
И полноправным бы родился вновь.
Там царь меня преследовал за веру,
А вы – биологически за кровь».

Итак, с десятым вежливым отказом
Из министерских выскочив дверей,
Всевышней благости исполнен, сразу
В святой Загорск отправился еврей.

Крещёный без бюрократизма, быстро,
Он встал омытым от мирских обид,
Евреем он остался для министра,
Но русским счёл его митрополит.

Студенту, закалённому зубриле,
Премудрость семинарская – пустяк.
Святым отцам на радость, без усилий
Он по два курса в год глотал шутя.

Опять диплом, опять распределенье…
Но зря еврея оторопь берёт:
На этот раз без всяких ущемлений
Он самый лучший получил приход.

В большой церковной кружке денег много.
Рэб-батюшка, блаженствуй и жирей.
Что, чёрт возьми, опять не слава Богу?
Нет, по-людски не может жить еврей!

Ну пил бы водку, жрал курей и уток,
Построил дачу и купил бы ЗИЛ, -
Так нет: святой районный, кроме шуток,
Он пастырем себя вообразил.

И вот стоит он, тощ и бескорыстен,
И громом льётся из худой груди
На прихожан поток забытых истин,
Таких, как «не убий», «не укради».

Мы пальцами показывать не будем,
Но многие ли помнят в наши дни:
Кто проповедь прочесть желает людям,
Тот жрать не должен слаще, чем они.

Еврей мораль читает на амвоне,
Из душ заблудших выметая сор…
Падение преступности в районе
Себе в заслугу ставит прокурор.
1962 год.

Василий Лановой и Андрей Громов в фильме «Офицеры».

Вообще-то песня композитора Рафаила Хозака и поэта Евгения Аграновича имеет другое название: «Вечный огонь», но, как это часто бывает, помнят ее по первым строчкам:

От героев былых времен

Не осталось порой имен.

Те, кто приняли смертный бой,

Стали просто землей и травой.

Впервые песня прозвучала в фильме, ставшем для нескольких поколений советских людей культовым – в картине, которую снял режиссер Владимир Роговой - «Офицеры». Помните знаменитый посыл героев: «Есть такая профессия – Родину защищать»?

Премьера фильма состоялась в июне 1971 года.

Поэт Евгений Агранович. Фото: wikipedia.org

Непостижимое дело, насколько, на мой взгляд, такие, кажется, совершенно несочетающиеся друг с другом вещи как этот фильм и эта песня могут не только существовать вместе, но и удивительным образом дополнять друг друга.

И слова, и музыка, и стиль первого исполнения песни (а в фильме ее поет второй режиссер Владимир Златоустовский…) – камерный, раздумчивый, с теплой грустью - звучат каким-то диссонансом к стилистике и содержанию фильма. Мало в какой картине можно обнаружить такой жгучий замес особой романтики революционного идеализма, возвышенной мечты «о новом счастии человечества», освещенный блистающим светом яркой, трудной юности героев, облагороженной великим призванием – стоять на страже Отчизны. Чего стоит только пронзительный эпизод, когда лихой рубака Иван Варавва прыгает на ходу с поезда, чтобы нарвать букет полевых цветов любимой женщине – жене своего друга, рожающей в теплушке, на сене под стук вагонных колес! И мы, зрители, упивались сдержанной скромностью Алексея Трофимова (героя Георгия Юматова), спокойно и надежно исполняющего эти самые профессиональные обязанности – беречь Родину, необыкновенной теплотой, женственностью и жертвенностью его жены Любы (героини Алины Покровской), отчаянностью и самозабвенностью жизни и служения Ивана Вараввы (героя Василия Ланового).

С тех пор многое поменялось: и революцию мы оцениваем несколько иначе, чем авторы фильма, и романтических настроений поубавилось. Но вот песня неожиданно обрела совершенно иное звучание. Именно слова этой песни пришли на ум, когда наблюдал нескончаемый поток Бессмертного полка по улицам и площадям столицы и городов России 9 мая нынешнего года.

Погляди на моих бойцов -

Целый свет помнит их в лицо.

Вот застыл батальон в строю.

Снова старых друзей узнаю.

Хоть им нет двадцати пяти,

Трудный путь им пришлось пройти,

Это те, кто в штыки поднимался как один,

Те, кто брал Берлин!

Такие пронзительные строки мог написать только человек, сам прошедший трудными военными дорогами. И это действительно так: автор стихов поэт Евгений Агранович ушел на фронт добровольцем в июле 1941 года. Кстати, к тому времени он, студент Литературного института имени М. Горького, был уже автором популярной песни «Одесса-мама». И хотя вскоре сменил винтовку на перо, став военным корреспондентом, в наградном листе получил весьма исчерпывающую характеристику: «Смелый, самоотверженный, отлично владеющий всеми видами оружия, журналист, поэт, часто бывающий на поле боя». Прошел «от столицы до столицы».

Кстати, далеко не для всех на студии было очевидно, что подобную песню должен писать фронтовик. «…Хотели заказать какому-нибудь знаменитому поэту из молодых, - вспоминал Евгений Агранович, - но режиссер Владимир Роговой убедил дирекцию киностудии имени М.Горького в том, что к такому фильму писать песню должен фронтовик, тот, кто слышал, как она, проклятая, свистит, война-то. А кого взять? Да вон по коридору Женя Агранович ходит. Воевал, всю войну прошел… Стихи для дубляжей пишет. Да и композитор Рафаил Хозак очень просил этого автора… Вот меня и попросили».

И поэт сумел подобрать такие слова, которые каждый слушатель воспринимает как обращение к нему лично, напрямую, к его чувствам и памяти.

Нет в России семьи такой,

Где не памятен был свой герой.

И глаза молодых солдат

С фотографий увядших глядят.

Может быть, именно поэтому песню включают в свой репертуар не только исполнители традиционного эстрадного стиля – а ее пели Марк Бернес, Михаил Ножкин, Дмитрий Колдун, Сергей Безруков, но и музыканты современных стилей – например, рок- группа «Вечный бой».

Этот взгляд, словно высший суд,

Для ребят, что сейчас растут.

И мальчишкам нельзя ни солгать, ни обмануть,

Ни с пути свернуть!

Офицеры - От Героев былых времен, не осталось порой имен

Офицеры - От Героев былых времен, не осталось порой имен

Возрастная категория сайта 18 +

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: