Этот философии впервые разделил власть на три вида судебную законодательную исполнительную

Обновлено: 28.03.2024

То что абсолютная власть в 1 неумелых руках может нанести существенный вред государству рассматривалась ещё в античности Платоном и Аристотелем. Затем идеи разделения властей в государствах в основном обсуждалась с точки зрения войн компетенций между светской и духовной властью в средневековой Европе.

В конце концов целостное учение о разделение властей сформировалась в Европе в XVIII веке в Англии и во Франции. Его авторы были:

Разделения властей и создание системы сдержек и противовесов в теории сейчас используется с целью функционирования демократического общественного устройства, а также гарантий того что ни одна из ветвей не сможет подчинить себе другую.

Джон Локк

Данный философ выделял три ветви власти

  • Законодательную
  • Исполнительную (сюда же им отнесена и судебная)
  • Федеральную (для международной политики)

Шарль Луи Монтескьё

Данный философ более близко подошел к будущем реалиям западноевропейских государств и выделял:

  • Законодательную (через представительные органы на федеральном и региональном уровне разрабатывающие и принимающие законы)
  • Исполнительную (практического применения законов)
  • Судебная (совершает правосудие)

В его время все это было только в теории, так как в реальности все эти функции находились в руках главы государства.

Монтескьё также предлагал создание системы сдержек и противовесов. Среди основных инструментов:

  • Ротация для исполнительной и законодательной власти - смена людей у власти после определенного срока полномочий.
  • Ответственность исполнительной власти перед законодательной. При этом законодательная власть обладает такими полномочиями как утверждения состава правительства, возможность вотуму недоверия к нему). Во многих странах законодательно закреплена и процедура импичмента против высших должностных лиц.
  • Несменяемость для судебной власти (до достижения определенного возраста или определенного количества лет) для в теории отсутствие давления на судей.
  • Для исполнительной власти - право вето (абсолютного или правом отсрочки принятия законодательного акта, а также реализуемое через роспуск законодательного органа при определенных условиях прописанных в конституции страны). Глава исполнительной власти назначает многих важных чиновников - например судей, но уже не вправе их смещать.

Споры и альтернативы в разделении властей

Многие идеологии особенно в достаточно сильных государствах XX отвергали принцип разделения властей. В качестве примеров выделим два основных:

Советский Союз - принцип разделения властей здесь был " буржуазной схемой-доктриной " который хоть и был прогрессивным, но обеспечивал интересы правящего класса. Вместо этого был выдвинут лозунг " вся власть Советам ". На тот период такая система при управленческих технологиях того времени (очень сильной бюрократизации) подтвердила правоту Бакунина который споря с Марксом предсказывал что ваша "диктатура пролетариата" по сути выльется в диктатуру 1 партии - а затем по сути в диктатуру 1 человека. Так в целом и получилось (это в целом справедливо и для всех государств коммунистического лагеря, хотя учитывая появление мировой сети - роль Советов, но уже на новом технологическом уровне в качестве делиберативной демократии (как основе местного самоуправления ) обладает огромным потенциалом для внедрения и развития в нашей стране).

В нацисткой Германии - также данный принцип был отвергнут и вся власть была сосредоточена в руках фюрера - который одновременно и брал на себя ответственность за судьбу народа и рейха. Данная система во многом строилась на темной харизме Гитлера, принципе вождизма (фюрерства) на всех уровнях государственной и партийной власти, при этом с постоянной борьбой компенсаций между органами и руководителями, когда вообще отсутствовала какая либо ни было, даже номинальная законодательно закрепленная система государственного управления, создавались структуры и учреждались должности с часто дублирующими друг друга функциями которые буквально с боем, в постоянной динамики выбивали себе сферу полномочий в этой системе.

Главный вопрос здесь однако должен быть не в преимуществах демократии , а в недостатках диктатуры . Нет сомнения что в критических ситуациях, при должных талантах, харизме и службы во имя единой общей цели (цель-путь-точка пути понятный обществу здесь самое главное) сограждан, переход общества к жестко авторитарному стилю управления государством показывал достаточно мощные результаты (и совсем недавние близкие примеры современности этому это азиатские Сингапур и Южная Корея ).

В то же время даже если имеется супер-пупер диктатор - целью его кроме своей исторической миссии в конечном итоге будет также и подготовка общества к дальнейшему самостоятельному плаванию (как сделал например Генералисимус Франко в Испании постепенно начав вводить для испанцев элементы самостоятельного правления).

Разделение властей в Российской Федерации

По Конституции 1993 года:

Государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Органы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны .

Статье 11 п.1 говорится что:

Государственную власть в Российской Федерации осуществляют Президент Российской Федерации, Федеральное Собрание ( Совет Федерации и Государственная Дума ), Правительство Российской Федерации, суды Российской Федерации.

При этом формально что отмечают многие юристы-конституционалисты, что как и во французской конституции - президент не отнесен ни к одной из форм власти хоть и близок к исполнительной её ветви (или выделим отдельную координирующую форму власти).

Так как РФ это федерация в п.3 этой же статьи говорится:

Разграничение предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации осуществляется настоящей Конституцией , Федеративным и иными договорами о разграничении предметов ведения и полномочий .

То есть российская власть разделяется не только п о горизонтали , но и по вертикали. Основой её служит ФЗ 1999 года:

Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации

Отметим также что по форме правления Россия это президентско-парламентская республика (это же подтвердил председатель Конституционного Суда РФ)

То есть правительство РФ имеет двойную подотчетность

Президент формирует правительство через предложение на пост главы правительства (ст.111 Конституции РФ)

Парламент - должен утвердить эту кандидатуру главы правительства (2 раза парламент может отказать, после третьего отказа в утверждении кандидатуры предложенной Президентом, по Конституции РФ Президент обязан распустить Госдуму, назначить председателя правительства и объявить новые выборы в Государственную Думу).

Прецедент в истории спора в назначении премьер-министра (председателя правительства) - назначение Ельцином на пост главы правительства С.В Кириенко в 1998 году (согласие было получено только с 3 раза)

Лишь после подтверждения кандидатуры парламентом формируется остальной кабинет правительства.

То есть состав парламента играет ключевую роль в российской политической системе - (когда взгляды Президента и законодательной власти различны происходит кризис власти как он произошел в "Кровавом октября" 1993 года).

Таким образом если парламентские выборы выигрывает политическая сила не связанная с действующем президентом - фактически последний будет вынужден передать полномочия по формированию нового правительства лидеру партии набравшей большинство голосов. Главной политической фигурой в этой ситуации становиться председатель правительства , а не президент.

1. Наиболее известное произведение Николая Кузанского носит название:

а) «О причине, начале и едином»;

б) «О достоинстве и приращении наук»;

*в) «Об ученом незнании»;

г) «О бесконечности Вселенной и мирах»;

д) «О величии души».

2. В своей теории познания Ф. Бэкон придерживался концепции:

а) абсолютной истины;

б) относительной истины;

в) недостижимой истины;

г) конвенциональной истины;

*д) двойственной истины.

3. По мнению большинства историков философии, Ф. Бэкон являлся родоначальником европейского:

а) идеализма и стоицизма;

б) объективизма и скептицизма;

*в) эмпиризма и материализма;

4. Основной рабочий метод Ф. Бэкона – это:

5. Общепринятые системы мышления (силлогистику и схоластику) Бэкон относил к призракам (идолам):

6. Исходный принцип философствования Декарта:

7. Прежде, чем заявить: «Я мыслю, следовательно, существую», Декарт утверждал:

а) «верую, потому что нелепо»;

*б) «во всем должно сомневаться»;

в) «любовь движет солнца и светила»;

д) «познай самого себя».

8. По мысли Декарта, субстанция протяженная и субстанция духовная:

а) находятся в тесной взаимосвязи;

*б) существуют независимо друг от друга;

в) являются противоположностями и постоянно борются между собой;

г) существуют по отдельности, и существование одной исключает одновременное существование другой;

д) являются иллюзией психики.

9. Декарт признавал существование:

а) одной субстанции — материи;

б) одной субстанции с двумя атрибутами: временем и пространством;

в) одной субстанции с двумя атрибутами: мышлением и протяжением;

*г) двух независимых субстанций — мышление и протяжение;

д) только фактов чувственного восприятия.

10. Главным атрибутом материи, по Декарту, является:

*б) протяженность (распространенность);

11. Основным методом получения истинных и практически полезных фактов Декарт считал:

а) созерцательный анализ;

б) эмпирическую индукцию;

*в) рациональную дедукцию;

г) спекулятивный синтез;

д) диалектический метод.

12. Целый ряд философских направлений, развивающих идеи Декарта, в истории философии называют:

13. Спиноза применил в своей «Этике» необычный метод изложения:

14. Атрибутами субстанции (природы), по мнению Спинозы, являются:

а) внешняя причина;

б) множество конечных вещей;

*в) мышление и протяжение;

г) воздействие и связь;

д) энергия и информация.

15. На основании концепции о физическом единстве вселенной Дж. Бруно высказал мысль:

а) космос – это бесконечность, как вечное несотворенное бытие (бог);

б) бесконечность космоса — божественный атрибут, поскольку мир создан бесконечным богом;

*в) космос бесконечен, но окружен пустым пространством (богом);

г) космос – пустое пространство, окружает бога как свою сердцевину;

д) космос сотворен богом и конечен, сам бог бесконечен и постоянно творит новые миры.

16. Философия природы Дж. Бруно— это:

17. В виде Левиафана рассматривал государство:

д) Николай Кузанский.

18. Согласно Локку, основой всякого познания является:

19. Этот философ впервые разделил власть на три вида (судебную, законодательную и исполнительную):

д) Николай Кузанский.

20. Философии Просвещения в целом присуще:

*а) вера в человеческий разум, знание и общественный прогресс;

б) исключительная религиозность;

г) исключительный интерес к проблемам познания.

21. Этот философ напрямую отождествил человека с машиной:

д) Николай Кузанский.

22. Вольтер полагал, что религия возникла тогда, когда встретились:

а) человек и бог;

*г) мошенник и глупец.

23. Идейным вождем, организатором и составителем первой «Энциклопедии» был:

д) Николай Кузанский.

24. Руссо считал, что развитие культуры формирует у человека потребности:

25. Установите соответствие философа философскому направлению:

а в г1. эмпиризм; а) Бэкон;

б д2. рационализм; б) Декарт;

26. Установите последовательность возникновения философских трудов:

1а) «Об ученом незнании» Николай Кузанский;

5б) «Об общественном договоре» Руссо;

2в) «О бесконечности Вселенной и мирах» Бруно;

4г) «Этика» Спиноза;

3д) «Новая Атлантида» Бэкон.

27. Установите соответствие философского трактата тому или иному философу:

в1. «Об ученом незнании»; а) Бэкон;

д2. «Об общественном договоре»; б) Декарт;

б3. «Рассуждение о методе»; в) Николай Кузанский;

г4. «Левиафан»; г) Гоббс;

а5. «Новая Атлантида»; д) Руссо.

Сама идея разделения законодательной, исполнительной и судебной властей сопровождает поиск человечеством идеального государства на протяжении многих веков. В зачаточном состоянии она присутствовала уже во взглядах древнегреческих философов (Аристотель, Полибий) . Однако, как основополагающий принцип составного учения о демократическом государстве он был сформулирован Д. Локком и развит впоследствии Ш. Монтескье. При этом теоретическая база была подготовлена всем объективным ходом истории (о котором говорилось выше) , а толчком к её оформлению послужили буржуазны революции в Англии (1640-1648гг. ) и в последствии во Франции (1789-1794гг.) .

Первой научной работой, в которой говорилось о разделение властей можно считать работу Дж. Локка (1632-1704). Локк в своих взглядах во многом придерживался позиции Гоббса, сторонника теории общественного договора. Однако, выражая симпатии монархии, Дж. Локк считает, что она все же должна быть ограничена народным представительством и четко определена законом, обязательным для всех, в том числе и для монарха. Главная угроза свободы, считает Дж. Локк, состоит в неразделенности власти, в ее сосредоточение в руках абсолютного монарха, который сам устанавливает законы и принуждает к их исполнению.

“Абсолютная деспотическая власть или управление без установленных постоянных законов не могут ни в коей мере соответствовать мерам правительства”, --констатирует Дж. Локк. Он пишет также о том, что власть по принятию законов и власть по их исполнению должны быть разделены. На первое место Дж. Локк выдвигает законодательную власть. Именно она и образует “первую ветвь власти”.

Развил до современного понимания теорию разделения властей французский мыслитель Ш. -Л. Монтескье (1689-1755). Еще в 1721 году в своих “Персидских письмах” он в сатирической форме осуждал неограниченную монархию во Франции и писал о необходимости ее ограничения. В 1748 году Ш. -Л. Монтескье публикует свой знаменитый труд “О духе законов” (работа над которым шла около 20 лет) , в которой помимо критики абсолютизма он противопоставляет ему республиканское государственное устройство с разделением властей.

Он делит власть на три ветви: законодательная, исполнительная, судебная. По теории Монтескье все три власти должны были, уравновешивая друг-друга, не дать осуществлять бесконтрольные действия в рамках своей компетенции. “Что бы не было возможности злоупотреблять властью, необходим такой порядок вещей, при котором различные власти могли бы взаимно сдерживать друг-друга”. Монтескье считает недопустимым объединением хотя бы двух ветвей власти в одни руках (Дж. Локк считал, что в обязательном порядке отделена должна быть только законодательная власть) . “Если власть законодательная и исполнительная будут соединены в одном лице или учреждении, то свободы не будет, т. к. можно опасаться, что монарх или сенат будет создавать тиранические законы для того, чтобы так же тиранически применять их”. “Не будет свободы. если судебная не отделена от власти законодательной и исполнительной. Если она соединена с законодательной властью, то жизнь и свобода граждан окажутся во власти произвола, ибо судья будет законодателем. Если судебная власть соединена с исполнительной, то судья получает возможность стать угнетателем”. Если же произойдет соединение трех ветвей власти, то, как считает Монтескье, неизбежно установление жесточайшего деспотизма и полная гибель свободы.

Доктрина, созданная Ш. -Л. Монтескье, не ограничивается вычленением трех ветвей власти и показом опасности их соединения в одних руках. Не менее важно и то, что Монтескье также пишет об опасности, связанной с чрезмерной независимостью этих властей и к чему это может привести.

Многие положения, закрепленные в работе Монтескье, нашли свое отражение в закреплении в конституционных актах, многие из которых действуют и по сегодняшний день.

1. эмпиризм; а) Бэкон; в) Локк; г) Гоббс; 2. рационализм; б) Декарт; д) Спиноза.

26. Установите последовательность возникновения философских трудов:

а) «Об ученом незнании» Николай Кузанский; в) «О бесконечности Вселенной и мирах» Бруно; д) «Новая Атлантида» Бэкон. г) «Этика» Спиноза; б) «Об общественном договоре» Руссо;

27. Установите соответствие философского трактата тому или иному философу:

1. «Об ученом незнании»; в) Николай Кузанский; 2. «Об общественном договоре»; д) Руссо. 3. «Рассуждение о методе»; б) Декарт; 4. «Левиафан»; г) Гоббс; 5. «Новая Атлантида»; а) Бэкон;

(5 Вопрос) 5. Немецкая классическая философия

1. В философском творчестве И. Канта выделяются периоды:

а) докритический и критический;

2. Философский трактат «Критика чистого разума» был написан:

3. Трансцендентное по Канту – это:

д) абсолютно непознаваемое.

4. По мнению Канта, «вещь в себе» – это:

в) мир существующий, который нам совершенно недоступен и никогда не может сделаться объектом нашего познания;

5. Помимо явлений Кант выделяет:

а) мир вещей в себе;

6. По Канту, предмет и явление в мире, данные в вос­приятии, для познающего субъекта есть:

7. Априорные формы чувственного созерцания, по Канту:

а) пространство и время;

8. По теории Канта, время и пространство:

б) не существуют реально, но необходимо предшествуют чувственному опыту;

9. Кант обосновывает нравственный за­кон, согласно которому человек является «целью в себе», по­скольку:

г) человек должен согласовывать свою автономную моти­вацию с мотивацией других людей, рассматривая их как цель в самих себе;

10. Формулировка категорического императива Канта гласит: «Поступай так, чтобы максима твоего пове­дения на основе твоей воли могла стать. »:

в) общим законом;

11. По мнению Канта, категорический императив – это:

д) непреложное нравственное требование, моральный закон.

12. По Канту, нравственная ценность поступка тем выше, чем более он:

а) соответствует действующему закону;

13. В своей теории эстетического суждения Кант впервые охарактеризовал эстетически приятное, с точки зре­ния:

14. Философия Гегеляэто:

б) абсолютный объективный идеализм;

15. Диалектика в философской системе Гегеля:

16. По Гегелю, первооснова всего сущего есть:

в) абсолютная идея (мировой дух);

17. В системе Гегеля мировое развитие есть:

а) развитие духа (абсолютной идеи);

18. В «Науке логики» Гегель обосновывает тезис:

г) все, что разумно — действительно.

19. Гегель рассматривал историю в своей работе «Фи­лософия истории», как:

в) развитие мирового духа во времени;

20. Философия Л. Фейербахаэто:

21. Материалистическая концепция Л. Фейрбаха получила название:

д) антропологический материализм.

22. Фейербах главным объектом познания считал:

23. Фейербах считал религию:

в) приписыванием Богу атрибутов человека;

24. «Новая этика и религия человека», к которой при­зывал Фейербах, это религия и этика:

25. Установите соответствие философа философскому учению:

1. трансцендентальный идеализм; б) Кант; 2. антропологический материализм; г) Фейербах. 3. абсолютный идеализм; а) Гегель; 4. философия тождества; в) Шеллинг;

26. Установите соответствие философского трактата тому или иному философу:

1. «Критика чистого разума»; б) Кант; 2. «О сущности христианства»; г) Фейербах. 3. «Наука логики»; а) Гегель; 4. «Система трансцендентального идеализма»; в) Шеллинг;

Чтобы не было возможности злоупотреблять влас­тью, необходим такой порядок вещей, при котором раз­личные власти могли бы взаимно сдерживать друг друга. Возможен такой государственный строй, при котором ни­кого не будут принуждать делать то, к чему его не обязыва­ет закон, и не делать того, что закон ему дозволяет.

В каждом государстве есть три рода власти: власть за­конодательная, власть исполнительная, ведающая воп­росами международного права, и власть исполнитель­ная, ведающая вопросами права гражданского.

В силу первой власти государь или учреждение издает законы, временные или постоянные, и исправляет или отменяет существующие законы. В силу второй власти он объявляет войну или заключает мир, посылает или при­нимает послов, обеспечивает безопасность, предотвраща­ет нашествия. В силу третьей власти (которую можно на­звать судебной ) он карает преступников и разре­шает столкновения частных лиц.

Если власть законодательная и исполнительная будут соединены в одном лице или учреждении, то свободы не будет, так как можно опасаться, что этот монарх или се­нат станет создавать тиранические законы для того, что­бы так же тиранически применять их.

Не будет свободы и в том случае, если судебная власть не отделена от власти законодательной и исполнитель­ной. Если она соединена с законодательной властью, то жизнь и свобода граждан окажутся во власти произвола, ибо судья будет законодателем. Если судебная власть со­единена с исполнительной, то судья получает возмож­ность стать угнетателем.

Все погибло бы, если бы в одном и том же лице или уч­реждении, составленном из сановников, из дворян или простых людей, были соединены эти три ветви: власть со­здавать законы, власть приводить в исполнение поста­новления общегосударственного характера и власть су­дить преступников или тяжбы частных лиц.

В большинстве европейских государств установлен умеренный образ правления, потому что их государи, об­ладая двумя первыми властями, предоставляют своим подданным отправление третьей.

Если исполнительная власть не будет иметь права ос­танавливать действия законодательного собрания, то по­следнее станет деспотическим, так как, имея возмож­ность предоставить себе любую власть, какую оно только пожелает, оно уничтожит все прочие власти.

Наоборот, законодательная власть не должна иметь права останавливать действия исполнительной власти. Так как исполнительная власть ограничена по самой сво­ей природе, то нет надобности еще как-то ограничивать ее; кроме того, предметом ее деятельности являются воп­росы, требующие быстрого решения.

С1. Составьте план текста. Для этого вы­делите основные смысловые фрагменты текста и озаг­лавьте каждый из них.

С2. О каких видах власти, существующих в каждом государстве, говорится в тексте. К каким последствиям может привести соединение видов власти в
одном лице или учреждении?

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: