Это высшее законодательное и судебное учреждение по делам русской православной церкви

Обновлено: 18.04.2024

Учреждён Всероссийским Собором в 1917 году. Состоял из патриарха, трёх членов Священного Синода, а также представителей приходского духовенства, монашествующих и мирян. Намеченный на 1921 год Поместный Собор созвать не удалось и формально в связи с истечением трехлетнего межсоборного срока полномочия избранных членов ВЦС прекратились, но фактически они были продолжены на неопределенно долгий срок до будущего Собора. Деятельность ВЦС продолжалась вплоть до апреля 1922 года, но произошедший в мае того года обновленческий раскол прервал её.

Впоследствии именем "Высшего Церковного Совета" пользовались раскольники тех лет, учредившие в 1923 году обновленческий, а в 1926 - григорианский "Временный" ВЦС.

В составе Русской Православной Церкви Высший Церковный Совет был возрожден в 2011 году. Московский Архиерейский Собор 2-4 февраля того года постановил придать регулярным совещаниям глав Синодальных учреждений "формальный статус с именованием их Высшим Церковным Советом, по аналогии с органом, учреждённым Всероссийским Церковным Собором в 1917 году." Образование Высшего Церковного Совета было поручено Священному Синоду, который 22 марта того же года принял "Положение о Высшем Церковном Совете Русской Православной Церкви" и утвердил его первоначальный состав. На 7 июня 2022 года в него входили [1]:

Состав

  • Кирилл (Гундяев), патриарх Московский и всея Руси, председатель Высшего Церковного Совета
  • Павел (Пономарев), митр. Крутицкий, руководитель Управления Московской Патриархии по делам епархий в странах ближнего зарубежья
  • Дионисий (Порубай), митр. Воскресенский, управляющий делами Московской Патриархии, первый викарий патриарха Московского и всея Руси
  • Антоний (Севрюк), митр. Волоколамский, председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата
  • Климент (Капалин), митр. Калужский, председатель Издательского совета Русской Православной Церкви
  • Иларион (Алфеев), митр. Будапештский, председатель Синодальной библейско-богословской комиссии
  • Феогност (Гузиков), митр. Каширский, председатель Синодального отдела по монастырям и монашеству
  • Кирилл (Покровский), митр. Ставропольский, председатель Синодального комитета по взаимодействию с казачеством
  • Митрофан (Баданин), митр. Мурманский, председатель Патриаршей комиссии по вопросам физической культуры и спорта
  • Тихон (Шевкунов), митр. Псковский, председатель Патриаршего совета по культуре
  • Антоний (Севрюк), митр. Корсунский, руководитель Управления Московской Патриархии по зарубежным учреждениям
  • Евгений (Кульберг), митр. Екатеринбургский, председатель Синодального отдела религиозного образования и катехизации Русской Православной Церкви
  • Иринарх (Грезин), еп. Раменский, председатель Синодального отдела по тюремному служению
  • Пантелеимон (Шатов), еп. Верейский, председатель Синодального отдела по церковной благотворительности и социальному служению
  • Фома (Мосолов), еп. Одинцовский, руководитель Административного секретариата Московской Патриархии
  • Серафим (Амельченков), еп. Истринский, председатель Синодального отдела по делам молодежи
  • Евфимий (Моисеев), еп. Луховицкий, председатель Синодального миссионерского отдела
  • Максим Козлов, прот., председатель Учебного комитета при Священном Синоде, ректор Сретенской духовной академии
  • Ермоген (Бурыгин), иером., и.о председателя Финансово-хозяйственного управления Московского Патриархата
  • Олег Овчаров, свящ., председатель Синодального отдела по взаимодействию с Вооруженными силами и правоохранительными органами
  • Ксения (Чернега), игум., руководитель Правового управления Московской Патриархии
  • Владимир Легойда, председатель Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ

В заседании 18 марта 2022 года также приняли участие [2]:

  • Николай (Погребняк), еп. Балашихинский, руководитель и главный редактор Издательства Московской Патриархии
  • Савва (Тутунов), еп. Зеленоградский, заместитель управляющего делами Московской Патриархии
  • А.В. Щипков, первый заместитель председателя Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ

Использованные материалы

Дорогой читатель, если ты видишь, что эта статья недостаточна или плохо написана, значит ты знаешь хоть немного больше, - помоги нам, поделись своим знанием. Или же, если ты не удовлетворишься представленной здесь информацией и пойдешь искать дальше, пожалуйста, вернись потом сюда и поделись найденным, и пришедшие после тебя будут тебе благодарны.

"ВЫСШИЙ ЦЕРКОВНЫЙ СОВЕТ РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ" еще можно поискать:

Свяще́нный сино́д Ру́сской правосла́вной це́ркви [1] (греч. Σύνοδος — «собрание», «собор») — согласно действующему уставу РПЦ [2] , высший «орган управления Русской православной церкви в период между Архиерейскими соборами». В синодальный период Святейший Правительствующий Синод (см. соответствующий раздел ниже) был высшим государственным органом церковно-административной власти в Российской империи.

Содержание

В настоящее время в Русской православной церкви

Глава пятая Устава Русской православной церкви (принят в 2000 году) гласит:

  1. Священный Синод, возглавляемый патриархом Московским и всея Руси (местоблюстителем), является органом управления Русской православной церкви в период между архиерейскими соборами.
  2. Священный Синод ответственен перед Архиерейским Собором и через Патриарха Московского и всея Руси представляет ему отчёт о своей деятельности за межсоборный период.
  3. Священный Синод состоит из Председателя — Патриарха Московского и всея Руси (Местоблюстителя), семи постоянных и пяти временных членов — епархиальных архиереев.
  4. Постоянными членами являются: по кафедре — митрополиты Киевский и всея Украины; Санкт-Петербургский и Ладожский; Крутицкий и Коломенский; Минский и Слуцкий, патриарший экзарх всея Белоруссии; Кишинёвский и всея Молдовы; по должности — председатель Отдела внешних церковных связей и управляющий делами Московской Патриархии.
  5. Временные члены вызываются для присутствия на одной сессии, по старшинству архиерейской хиротонии, по одному из каждой группы, на которые разделяются епархии. Вызов епископа в Священный Синод не может последовать до истечения двухлетнего срока его управления данной епархией.

Персональный состав Священного Синода в настоящее время

Председатель

Постоянные члены

    — митрополит Киевский и всея Украины — митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский — митрополит Минский и Слуцкий, патриарший экзарх всея Белоруссии — митрополит Крутицкий и Коломенский — митрополит Кишинёвский и всея Молдавии — митрополит Астанайский и Казахстанский [3] — митрополит Среднеазиатский [3] по должности — митрополит Саранский и Мордовский, управляющий делами Московской патриархии — митрополит Волоколамский, председатель Отдела внешних церковных связей Московского патриархата

Временные члены

    — митрополит Черновицкий и Буковинский — митрополит Красноярский и Ачинский (до 5 октября 2011 года — Орловский и Ливенский) — митрополит Хабаровский и Приамурский — архиепископ Чимкентский и Таразский — епископ Пятигорский и Черкесский

Учреждения и комиссии

Священному Синоду подотчётны следующие Синодальные учреждения:

    , действующее в составе Московской Патриархии на правах Синодального учреждения; ; ; ; ; ; ; ; ;
  • Отдел по делам молодёжи;
  • Отдел по взаимоотношениям Церкви и общества; ;
  • Отдел по тюремному служению;
  • Комитет по взаимодействию с казачеством.

Также при Синоде существуют Синодальные комиссии, как то:

  • Синодальная Библейско-богословская комиссия; ;
  • Синодальная Богослужебная комиссия; .

В ведении Синода находится Синодальная библиотека имени Святейшего Патриарха Алексия II.

В синодальный период (1721—1917)

По упразднении Петром I патриаршего управления церковью, с 1721 года вплоть до августа 1917 года (номинально существовал до 1 (14) февраля 1918 года) учреждённый им Святейший Правительствующий Синод был высшим государственным органом церковно-административной власти в Российской империи, заменявшим собой патриарха в части общецерковных функций и внешних сношений, а также соборы всех епископов поместной церкви.



Согласно Основным законам Российской империи, Синод определялся как «соборное, обладающее в русской православной церкви всеми видами высшей власти и состоящее в сношениях с заграничными православными церквами правительство, чрез которое действует в церковном управлении верховная самодержавная власть, его учредившая» [5] .

В таковом качестве был признан восточными патриархами и прочими автокефальными церквами. Члены Святейшего Правительствующего Синода назначались императором. Представителем императора в Синоде был Обер-прокурор Святейшего Синода.

Учреждение и функции

16 октября 1700 года скончался патриарх Адриан. Царь Петр I назначил образованного малороссийского митрополита Рязанского Стефана (Яворского) экзархом, то есть блюстителем патриаршего престола. Из его компетенции Петр изъял кадровые и административные вопросы. В 1701 г. был восстановлен упраздненный в 1667 г. Монастырский приказ, в ведение которого перешло управление всеми церковными вотчинами.

В 1718 году Петр I высказал мнение, что «для лучшего впредь управления мнится быть удобно духовной коллегии»; Петр поручил псковскому епископу Феофану Прокоповичу составить для будущей коллегии устав, получивший название Духовный Регламент.

В течение 1720 года проходило подписание Регламента архиереями и архимандритами степенных монастырей; последним, нехотя, поставил подпись экзарх митрополит Стефан (Яворский).

25 января 1721 года был издан Манифест об учреждении Духовной коллегии. Президентом Синода стал Стефан Яворский. В том же году Петр I обратился к Константинопольскому патриарху Иеремии III с ходатайством о признании восточными патриархами Святейшего Синода. В сентябре 1723 г. Константинопольский и Антиохийский патриархи особой грамотой признали Святейший Синод своим «во Христе братом», обладающим равнопатриаршим достоинством.

14 февраля 1721 года Духовная коллегия, получившая название Святейшего Правительствующего Синода, была официально открыта.

До 1901 года члены Синода и присутствующие в Синоде при вступлении в должность должны были приносить присягу, которая, в частности, гласила:

Исповѣдую же с клятвою крайняго Судію Духовныя сея Коллегіи быти Самаго Всероссійскаго Монарха Государя нашего всемилостивѣйшаго.

До 1 сентября 1742 года Синод также был и епархиальной властью для бывшей Патриаршей области, переименованной в Синодальную.

В ведение Синода были переданы патриаршие приказы: духовный, казённый и дворцовый, переименованные в синодальные, монастырский приказ, приказ церковных дел, канцелярия раскольнических дел и типографская контора. В Санкт-Петербурге была учреждена тиунская контора (Тиунская Изба); в Москве — духовная дикастерия, канцелярия синодального правления, синодальная контора, приказ инквизиторских дел, канцелярия раскольнических дел.

Все учреждения Синода были закрыты в течение первых двух десятилетий его существования, кроме синодальной канцелярии, московских синодальной конторы и типографской конторы, которые просуществовали до 1917 года.

Обер-прокурор Синода

Обер-прокурор Святейшего Правительствующего Синода — светский чиновник, назначавшийся российским императором (в 1917 году назначались Временным правительством) и являвшийся его представителем в Святейшем Синоде.

Состав

Первоначально, по Духовному регламенту, Синод состоял из 11-и членов: президента, 2-х вице-президентов, 4-х советников и 4 ассессоров; в его состав входили архиереи, настоятели монастырей и лица белого духовенства.

С 1726 года президент Синода стал называться первенствующим членом, а проче — членами Святейшего Синода и просто присутствующими.

В позднейшее время номенклатурный состав Синода многократно изменялся. В начале XX века член Синода было жалованным званием, удерживавшимся пожизненно даже в случае, если лицо не призывалось никогда для заседания в Синоде.

Последние годы (1912—1918)

По смерти первенствующего члена Синода Антония (Вадковского) в 1912 году и назначения на Санкт-Петербургскую кафедру митрополита Владимира (Богоявленского) политическая ситуация вокруг Синода значительно обострилась, что было связано с вторжением Г. Распутина в дела церковного управления. В ноябре 1915 года Высочайшим рескриптом митрополит Владимир был переведён в Киев, хотя и с сохранением за ним звания первенствующего члена. Перемещение Владимира и назначение на его место митрополита Питирима (Окнова) было болезненно воспринято в церковной иерархии и в обществе, которое рассматривало митрополита Питирима как «распутинца». В результате, как писал князь Николай Жевахов, «нарушался принцип неприкосновенности иерархов, и этого было достаточно для того, чтобы Синод очутился чуть ли не в авангарде той оппозиции к престолу, какая использовала означенный акт для общих революционных целей, в результате чего оба иерарха, митрополиты Питирим и Макарий, были объявлены „распутинцами“» [6] .

Бывший членом Синода в предреволюционные годы протопресвитер Георгий Шавельский, находясь в эмиграции, так оценивал старейших членов Синода того времени и общую обстановку в нём: «Беспримерно убогий по своему составу митрополитет в известном отношении характеризовал состояние нашей иерархии предреволюционного времени. В Синоде царила тяжёлая атмосфера недоверия. Члены Синода боялись друг друга, и не без оснований: каждое слово, открыто сказанное в стенах Синода противниками Распутина, немедленно передавалось в Царское Село.» [7]

1 марта 1916 года, по докладу обер-прокурора Синода Волжина, императору «благоугодно было всемилостивейше повелеть, дабы на будущее время доклады обер-прокурора Его Императорскому Величеству по делам, касающимся внутреннего строя церковной жизни и существа церковного управления, совершались в присутствии первенствующего члена Св. Синода, в целях всестороннего канонического их освещения» [10] . Консервативная газета « Московскія Вѣдомости », называя Высочайшее повеление 1 марта «великим актом доверия», писала: «Из Петрограда сообщают, что в церковных кругах и в Синоде великий акт царского доверия переживается как светлый праздник, что А. Н. Волжин и митрополит Владимир получают отовсюду приветствия и выражения благодарности.» [11]

В апреле 1917 года, член Государственного совета, член Совета Русского Собрания профессор-протоиерей Тимофей Буткевич писал в передовице официального издания Святейшего Синода « Церковный Вѣстникъ » о состоянии в высшем управлении российской церковью в последние годы царствования Николая II: « Особенно тяжело сказалось влияние Распутина на царя в жизни православной церкви. И церковью управлял, собственно, Распутин. Он назначал обер-прокуроров Св. Синода из лиц, лизавших его руки. Своих единомышленников он возводил на митрополичьи (м. м. Питирим и Макарий) и архиепископские кафедры. » [12]

После падения монархии, 14 апреля 1917 года Временное правительство издало постановление, освобождающее всех членов Синода за исключением архиепископа Сергия (Страгородского), и о вызове новых членов на летнюю сессию [13] . Смысл роспуска состоял в удалении из Синода лиц, которые воспринимались тогда обществом как ставленники Распутина: московского митрополита Макария (Невского) и петроградского Питирима (Окнова). Указ был зачитан Синоду обер-прокурором В. Н. Львовым 15 апреля (ст. ст.); архиепископ Сергий (Страгородский) согласился войти в новый состав Синода, «хотя обещал братьям-епископам, что в новый состав Синода, образованного Львовым, не пойдёт.» [14]

Определением Святейшего Синода от 29 апреля 1917 года за № 2579 [15] из делопроизводства Синода изымался ряд вопросов «на окончательное разрешение в епархиальные управления»: о снятии священного сана и монашества по прошениям, об учреждении новых приходов на местные средства, о расторжении браков по неспособности одного из супругов, о признании браков незаконными и недействительными, о расторжении браков по прелюбодеянию — при согласии обеих сторон, и ряд других, ранее бывших в компетенции Синода. В тот же день Синод принял решение о сформировании предсоборного совета для подготовки вопросов, подлежащих рассмотрению на «Церковном учредительном собрании»; основной задачей стала подготовка всероссийского поместного собора.

25 июля 1917 г. В. Н. Львова на посту обер-прокурора сменил А. В. Карташёв — последний, кто занимал должность обер-прокурора Святейшего Синода.

5 августа 1917 г. было учреждено министерство вероисповеданий во главе с Карташёвым; обер-прокуратура упразднялась.

Определения от имени Святейшего Синода публиковались вплоть до 18 января (ст. ст.) 1918 года [16] [17] .

С 1 (14) февраля 1918 года, согласно постановлению Собора от 31 января, полномочия Святейшего Синода перешли патриарху и коллегиальным органам — священному Синоду и Высшему церковному совету. Ликвидирован де-юре [18] , как государственный орган, декретом Совета Народных Комиссаров от 20 января (по ст. ст.) 1918 года «О свободе совести, церковных и религиозных обществах» (Об отделении церкви от государства и школы от церкви [19] ).

Местопребывание

Святейший Синод со времени учреждения располагался в С.-Петербурге: первоначально на Городском острове, затем в здании Двенадцати коллегий. С 1835 года помещался в трехэтажном здании на Сенатской площади. В Москве имелась Синодальная контора, и при особых обстоятельствах (например, на время коронации монарха), синодальные заседания могли переноситься в Москву. В августе 1917 года, перед открытием Поместного собора, Св. Синод также переехал в Москву и остался там на постоянное пребывание. С 1918 года под названием «Священного Синода» он работал на Троицком подворье — резиденции Патриарха Тихона. После ареста Патриарха в 1922 году Русская православная церковь на 5 лет оказалась на «нелегальном положении». Ее «легализации» удалось достичь митрополиту Нижегородскому Сергию (Страгородскому), который организовал «при себе, с разрешения власти» Временный патриарший священный синод. В мае 1935 года он был распущен (по официальной версии, «самоликвидировался»). При этом митрополит Сергий, сохранивший личную «легализацию» и право иметь канцелярию, переименовал управляющего делами Временного патриаршего священного синода в «управляющего делами Московской патриархии». Постоянный Священный синод был избран на Архиерейском соборе 1943 года и стал заседать в здании на Чистом пер., 5, «дарованном» И.В. Сталиным Московской патриархии, или в Патриарших покоях в Троице-Сергиевой лавре (после их передачи патриархии в конце 1940-х). Никаких «выездных заседаний» Синод никогда не имел. Однако с 2009 года Священный Синод стал «кочующим» и проводит свои заседания там, где укажет Патриарх.

РПЦ Данная статья — о современной Русской Православной Церкви (Московском Патриархате). Запрос «РПЦ» перенаправляется сюда. Для других расшифровок см. РПЦ (значения)


Ру́сская Правосла́вная Це́рковь [1] (РПЦ; также Моско́вский Патриарха́т — другое официальное наименование [2] ) — автокефальная поместная православная Церковь, занимающая пятое место в диптихе автокефальных поместных Церквей.

С 1920-х годов находится в состоянии затяжного юрисдикционно-канонического конфликта с первой по чести Константинопольской Церковью [6] [7] . (Подробнее см. в статье Православие.) С 1990-х годов притязания на исключительную юрисдикцию оспариваются иными поместными Церквами в Эстонии [8] и Молдавии [9] .

Правовым основанием своего бытия, устройства и деятельности полагает Божественные заповеди, содержащиеся в Священном Писании, а также Священное Предание. Последнее включает в себя каноны, авторизованные Церковью литургические тексты, творения Отцов Церкви, Жития Святых, а также обычаи Церкви.

Содержание

История Русской Церкви


Связывает своё возникновение с Крещением Руси, когда была создана Киевская митрополия Константинопольского патриархата. Статус автокефалии имеет де-факто с 1448 года когда Московский поместный собор осудил Флорентийскую унию и поставил на Русскую митрополию Рязанского епископа Иону без предварительных согласований с Константинополем.

В 1589 году патриарх Константинопольский Иеремия II своей Уложенной грамотой формально подтвердил статус автокефалии и поставил первого патриарха Московского и всея Руси Иова. После смерти в 1700 году патриарха Адриана новый предстоятель церкви не избирался. В 1721 году император Пётр I учредил Духовную коллегию, впоследствии переименованную в Святейший Правительствующий Синод, который стал государственный орган высшей церковной власти в Российской Церкви.


Патриаршество было восстановлено решением Всероссийского Поместного Собора 28 октября (11 ноября) 1917, первым патриархом в послесинодальный период стал святитель Тихон. До 1918 года Русская церковь имела статус государственного института в Российской Империи и выполняла ряд связанных с ним функций.

После революции 1917 года церковь пережила период гонений (см. Религия в СССР). После смерти патриарха Тихона первосвятительский престол оставался вакантным до 1943 года когда на него был избран патрарх Сергий (Старогородский).

Существующие органы власти и структуры управления сложились в современном виде в середине 1940-х годов на основе признанной в сентябре 1943 года государственными органами СССР лояльной коммунистическому режиму «староцерковной» (в противоположность «обновленческому» крылу Российской Церкви) группы иерархов во главе с митрополитом Сергием (Страгородским). Наименование Русская православная церковь было принято как официальное и признано государством осенью 1943 года, но без наделения статусом юридического лица. Последний был получен в полном объёме 30 мая 1991 года на основании Закона СССР от 1 октября 1990 года «О свободе совести и религиозных организациях» при регистрации Министерством юстиции РСФСР Гражданского устава Русской Православной Церкви [10] .

Легитимность канонической преемственности современной РПЦ от синодальной Церкви оспаривается альтернативными православными организациями русской традиции, которые обычно полагают Патриаршего Местоблюстителя Петра (Полянского) последним законным предстоятелем поместной Русской Церкви, а создание современных церковных структу приписывают Сталину, Молотову и полковнику НКГБ Карпову. [11] [12] [13]

Современное устройство и управление Церкви

Современная структура Русской Православной Церкви (Московского Патриархата), порядок формирования её центральных и местных органов управления, их полномочия определены Уставом Русской Православной Церкви, принятым Архиерейским собором 16 августа 2000 [14] с поправками, принятыми 27 июня 2008 года на Архиерейском Соборе [15] . Устав Русской Православной Церкви — строго внутренний документ, не регистрировавшийся в Минюсте РФ [16] , а посему ничтожный с точки зрения действующего законодательства. По мнению протоиерея Павла Адельгейма (РПЦ) и других [17] [18] [19] , Устав РПЦ 2000 года в ряде своих положений противоречит как действующему российскому законодательству, так и церковному праву.

Устав определяет Русскую Православную Церковь как «многонациональную Поместную Автокефальную Церковь, находящуюся в вероучительном единстве и молитвенно-каноническом общении с другими Поместными Православными Церквами».

C 17 мая 2007, вследствие подписания Патриархом Московским Алексием II и Первоиерархом РПЦЗ митрополитом Лавром Акта о каноническом общении [23] [24] [25] , «Русская Православная Церковь Заграницей <. >пребывает неотъемлемой самоуправляемой частью Поместной Русской Православной Церкви» [26] . Смысл термина (названия) Поместная Русская Православная Церковь нигде не разъясняется.

В канонической зависимости от РПЦ находятся автономные Японская Православная Церковь и Китайская Православная Церковь; последняя фактически прекратила своё существование в конце 1960-х годов.

Согласно Уставу Русской Православной Церкви, высшими органами церковной власти и управления являются Поместный собор, Архиерейский собор и Священный Синод во главе с Патриархом, обладающие законодательными, исполнительными и судебными полномочиями — каждый в своей компетенции.

Поместный Собор созывается в сроки, которые определяются Архиерейским собором или в исключительных случаях Патриархом и Священным Синодом, в составе архиереев, клириков, монашествующих и мирян. Собор решает все вопросы, касающиеся внутренней и внешней деятельности Церкви и избирает Патриарха. Созван в январе 2009.

Архиерейский Собор составляют все правящие епископы Церкви, а также викарные епископы, возглавляющие Синодальные учреждения и Духовные Академии; по Уставу, созывается не реже одного раза в четыре года; является церковным судом высшей инстанции: в частности, первой и последней инстанцией по догматическим и каноническим отступлениям в деятельности Патриарха Московского и всея Руси [28] .

Патриарх — Предстоятель Церкви имеет титул «Святейший Патриарх Московский и всея Руси» [29] . Ему принадлежит «первенство чести» среди епископата Русской Православной Церкви. Имя Патриарха возносится во время богослужения во всех храмах Русской Православной Церкви.

Являясь прямо и непосредственно правящим епископом города Москвы (Московская область находится в непосредственном управлении Патриаршего Наместника — митрополита Крутицкого и Коломенского), Патриарх обладает определёнными общецерковными административными полномочиями: «вместе со Священным Синодом созывает Архиерейские Соборы, в исключительных случаях — Поместные Соборы, и председательствует на них; заседания Священного Синода; несет ответственность за исполнение постановлений Соборов и Священного Синода; издает указы об избрании и назначении епархиальных архиереев, руководителей Синодальных учреждений, викарных архиереев, ректоров Духовных школ и иных должностных лиц, назначаемых Священным Синодом ; награждает архиереев установленными титулами и высшими церковными отличиями;награждает клириков и мирян церковными наградами; утверждает присуждение учёных степеней и званий » [30] . Патриарх — Священноархимандрит (Настоятель) Свято-Троицкой Сергиевой Лавры, а также ряда других монастырей, имеющих статус Патриарших ставропигий.

В части внешних сношений Патриарх «сносится с Предстоятелями Православных Церквей во исполнение постановлений Соборов или Священного Синода, а равно и от своего имени; представляет Русскую Православную Церковь в отношениях с высшими органами государственной власти и управления».

Сан Патриарха является пожизненным [31] . Кандидатом для избрания в Патриархи может быть только архиерей (епископ) Русской Православной Церкви не моложе 40 лет, имеющий высшее богословское образование и достаточный опыт епархиального управления; вопрос гражданства (подданства) Уставом не оговорён [32] . Право суда над Патриархом, а также решение об уходе его на покой принадлежит Архиерейскому Собору [33] . В случае кончины Патриарха или невозможности выполнения им своих обязанностей (уход на покой, нахождение под церковным судом и т. п.) Священный Синод под председательством старейшего по хиротонии постоянного члена Священного Синода немедленно избирает из числа своих постоянных членов Местоблюстителя патриаршего престола. Процедура избрания Местоблюстителя устанавливается Священным Синодом. [34] .

Московская Патриархия — учреждение Русской Православной Церкви, объединяющее структуры, непосредственно руководимые Патриархом [35] .

Священный Синод состоит из председателя — Патриарха (Местоблюстителя), семи постоянных и пяти временных членов — епархиальных архиереев.

Постоянные члены Священного Синода суть следующие иерархи (по кафедре или должности):

  • митрополит Киевский и всея Украины
  • митрополит Минский и Слуцкий — Патриарший Экзарх всея Белоруссии


  • митрополит Кишинёвский и всея Молдовы
  • Председатель Отдела внешних церковных связей
  • Управляющий делами Московской Патриархии.

Временные члены вызываются на полугодичные сессии из числа епархиальных архиеерев в порядке очередности. Как правило, заседания Синода являются закрытыми. Рассматриваемые вопросы решаются общим голосованием или большинством голосов. Воздержание от голосования не допускается.

Архиерейский Собор 26 июня 2008 года утвердил «Положение о церковном суде Русской Православной Церкви» [36] и предложенные изменения в Уставе Русской Православной Церкви, согласно которым судебная система РПЦ включает 3 инстанции: епархиальные суды, Общецерковный суд и Суд Архиерейского Собора, а также высшие церковно-судебные инстанции Русской Православной Церкви Заграницей и Самоуправляемых Церквей.

Конкретными сферами общецерковных дел ведают синодальные учреждения, которые создаются или упраздняются по решению Поместного или Архиерейского соборов Священным Синодом. Крупнейшее синодальное учреждение — Отдел внешних церковных связей, играющий ведущую роль во всех контактах Патриархии как за рубежом, так и внутри РФ. Согласно Главе XIV Устава РПЦ, «высшая церковная власть осуществляет свою юрисдикцию» над «церковными учреждениями в дальнем зарубежье» через Отдел внешних церковных связей [37] . C 31 марта 2009 года существует также Секретариат Московской Патриархии по зарубежным учреждениям — «в помощь Патриарху Московскому и всея Руси для осуществления канонического, архипастырского, административного, финансового и хозяйственного попечения о зарубежных учреждениях Русской Православной Церкви» [38] .

С 22 ноября 1990 года существуют Отдел по религиозному образованию и катихизации (глава Отдела — архимандрит Иоанн (Экономцев)) и Отдел по церковной благотворительности и социальному служению (глава — митрополит Сергий (Фомин)). В июле 1995 был создан Синодальный Отдел по взаимодействию с Вооруженными Силами и правоохранительными учреждениям [39] [40] , возглавляемый с 17 июля 2001 года протоиереем Димитрием Смирновым [41] . 31 марта 2009 года решением Священного Синода был образован Синодальный отдел по взаимодействию Церкви и общества, во главе которого был назначен протоиерей Всеволод Чаплин [42] .

Основная территориальная единица — епархия, возглавляемая епархиальным архиереем (епископом) и объединяющая находящиеся на данной территории приходы (приходские общины), объединённые в благочиния и монастыри. Границы епархий определяются Священным Синодом с учётом административно-территориального деления областей, краёв, республик. Органами епархиального управления являются Епархиальное собрание и Епархиальный совет, при содействии которых архиерей управляет епархией.

Основная структурная единица церковного устройства — приход — община православных христиан, состоящая из клира и мирян (прихожан), объединенных при храме [43] . Во главе прихода стоит настоятель храма, назначаемый епархиальным архиереем для духовного руководства верующими и управления причтом и приходом. Органами приходского управления являются возглавляемое настоятелем Приходское собрание, Приходской совет (исполнительный орган, подотчетный Приходскому собранию, состоящий из председателя — церковного старосты, его помощника и казначея) и Ревизионная комиссия.

Современное состояние Русской Православной Церкви


Существенная исторически беспрецедентная особенность положения РПЦ после 1991 года (распада СССР) — транснациональный характер её исключительной юрисдикции в пределах бывшего СССР (без Грузии): впервые за всю историю своего бытия Московский Патриархат полагает своей «канонической территорией» (термин был введён в оборот в 1989 году [47] ) территорию множества суверенных и независимых государств. Как следствие, её административно-канонические подразделения (см. выше), находясь в разных странах, функционируют в весьма различных государственно-правовых, общественно-политических и конфессионально-культурных условиях [48] .

Согласно сведениям, оглашённым 12 декабря 2008 года управляющим Московской епархией митрополитом Крутицким и Коломенским Ювеналием (Поярковым) [49] [50] , в ведении Московского Патриархата было: 157 епархий; 203 архиерея, из них 149 правящих и 54 викарных; кроме того, 14 архиереев пребывало на покое; 804 монастыря: из них в России мужских — 234, женских — 244, в странах СНГ — 142 мужских и 153 женских монастырей, в странах дальнего зарубежья — 3 мужских [51] и 3 женских монастыря; кроме того, 203 подворья и 65 скитов (сюда не включены 16 мужских и 9 женских обителей Русской Православной Церкви Заграницей); общее количество приходов — 29.263; общее число духовенства — 30.670, из них священников — 27.216, диаконов — 3.454; 11.051 воскресных школ. В ведении Патриаршего престола находилось 25 ставропигиальных монастырей, в число которых входило 4 мужских и 4 женских обители, находящихся в Москве. Действовало 5 духовных академий, 3 православных университета, 2 богословских института, 38 духовных семинарий, 39 духовных училищ, пастырские курсы Красноярской епархии; общее число духовных школ — 87; при нескольких академиях и семинариях имелись регентские и иконописные школы.

13 декабря 2007 года Патриарх Алексий II, имея, очевидно, в виду страны за пределами бывшего СССР, сказал: « <. >около 400 приходов имеет за рубежом Московский Патриархат и около 300 приходов — Русская Зарубежная Церковь. Таким образом, сотни приходов сейчас духовно окормляют наших соотечественников за границей.» [52] [53]

РПЦ не ведёт учёта количества своих членов или посещаемости богослужений.

Издательским советом Русской Православной Церкви издаются «Журнал Московской Патриархии», альманах «Богословские труды», журнал «Светильник» и газета «Церковный вестник».

Экономическая деятельность Русской Православной Церкви

Из доклада Патриарха Алексия II на Архиерейском Соборе 24 июня 2008 года: «В 2007 г. только 55 епархиальных управлений перечислили взносы в Московскую Патриархию на общецерковные нужды, причем размер взносов некоторых епархий настолько мал, что сопоставим со взносом маленьких храмов Москвы, расположенных в центре, где почти нет жителей. За период, прошедший после Архиерейского Собора 2004 г., расходная часть общецерковного бюджета увеличилась на 55 %. Основные затраты связаны с содержанием духовных учебных заведений — 46 %, а взносы епархий покрывают лишь 29 % этих расходов или ровно половину годовой сметы МДАиС. За прошедший год все вместе взятые епархии перечислили в общецерковный бюджет в 3 раза меньше, чем храмы Москвы.» [54]

Общецерковные СМИ

Некоторые календарно-литургические и иные особенности

Русская Православная Церковь в целом придерживается в своей литургической жизни Юлианского счисления времени и Александрийской Пасхалии для исчисления дня празднования Пасхи.

В богослужении с конца XIV действует Устав Иерусалимской Церкви. Основной литургический язык — церковнославянский.

В XIX веке всеобщее распространение в приходской практике получило партесное пение; почти вышел из обихода знаменный распев (См. статью Православная музыка).

К концу синодального периода сложился ряд отличительных особенностей в литургической и пастырской практике, утвердившихся в XX веке: служение вечерни, утрени и Первого часа в рамках единой службы, совершаемой вечером, фактическая отмена малого повечерия, обязательная исповедь для причастников непосредственно перед принятием Святых Тайн или накануне.

Московская Патриархия и религиозные объединения других конфессий

Католицизм

Взаимоотношения Римско-католической церкви и Русской Церкви имеют многовековую историю. В последнее время стал налаживаться диалог между двумя церквями.

Подробнее см. статьи Латинство и С инославными

Иудаизм

Руководство Московской Патриархии традиционно поддерживает отношения с Главным раввином России Адольфом Шаевичем, представляющим Конгресс еврейских религиозных организаций и объединений в России. С начала 2000-х, ввиду политического усиления Федерации еврейских общин России, на протокольные мероприятия Патриархии также приглашается Главный раввин последней — Берл Лазар.

Ислам

Мнение профессора А. Малашенко: «Хотя РПЦ открыто не вмешивается во внутримусульманские дела, известно, что наибольшие симпатии Московский патриархат выказывает к главе Центрального духовного управления Талгату Таджутдину. В свою очередь, Таджутдин всячески, порой чересчур экзальтированно, подчёркивает своё особое расположение к РПЦ. Это вызывает досаду у вечного оппонента ЦДУМ — Совета муфтиев России, считающего, что ЦДУМ уже давно не является ключевой структурой и олицетворяет собой советское прошлое. Диалог между РПЦ и мусульманами нельзя считать диалогом в „чистом виде“. В нём неизбежно, явно или скрытно, присутсвует третий участник — государство.» [59]

Язычество

Патриарх Московский и всея Руси Алексий II на открытии Архиерейского собора 2004 года в своём выступлении назвал распространение язычества одной из главных угроз XXI века, поставив его в один ряд с терроризмом и «другими губительными явлениями современности». [60]

4) установление рабочего контроля на фабриках и заводах.

3. СССР в результате боевых действий против Японии в 1945 г.:

1) вернул территории, отошедшие от России к Японии по Портсмутскому миру;

2) временно оккупировал остров Хоккайдо;

3) добился выплаты компенсации за КВЖД;

4. Куликовская битва произошла в:

3) 1380 г.;

Какой век в истории России назвали «бунташным веком»?

2) XVII в.;

Какое событие произошло 14 декабря 1825 г.?

1) убийство Александра II народовольцами;

2) первая забастовка рабочих;

3) выступление декабристов;

4) образование Северного общества.

7. Стахановское движение развернулось в СССР в:

2) 1930-е гг.;

Какой из указанных периодов получил название «оттепель»?

1) 1945 – 1953 гг.;

2) 1953 – 1964 гг.;

3) 1964 – 1985 гг.;

С каким событием в истории Руси связано начало династии Рюриковичей?

1) призванием варягов;

2) походом на Киев князя Олега;

3) крещением Руси;

4) созданием «Русской Правды».

С именем какого князя связан рост могущества Владимиро-Суздальского княжества в XII в.?

1) Владимира Мономаха;

2) Ярослава Мудрого;

3) Андрея Боголюбского;

4) Владимира Святославича.

11. Освоение Сибири и Дальнего Востока происходило в правление:

Алексея Михайловича.

Кто из названных лиц был государственным деятелем в XVIII в.?

1) Г.А. Потемкин;

2) И.С. Пересветов;

3) А.Л. Ордин-Нащокин;

Кто из перечисленных лиц в первой четверти XIX в. был автором проекта созыва Государственной думы, законосовещательного органа, образуемого из депутатов сословий?

1) М.М. Сперанский;

3) К.П. Победоносцев;

4) А.Х. Бенкендорф.

14. К истории Крымской войны 1853 – 1856 гг. относятся:

1) Синопская битва, оборона Севастополя;

2) Бородинская битва, Тарутинский марш-маневр;

3) битва под Аустерлицем, Лейпцигская битва;

4) битва под Нарвой, сражение у деревни Лесная.

Что из названного было принято на II Всероссийском съезде Советов в октябре 1917 г.?

1) Конституция РСФСР;

2) Декларация об образовании СССР;

3) первый пятилетний план;

Декрет о земле.

16. В годы «военного коммунизма» в Советской России существовала:

1) плата за коммунальные услуги (жилье, свет и др.);

2) свобода рыночной торговли;

3) продразверстка;

4) оплата труда на предприятиях в денежной форме.

17. Первой конной армией в годы Гражданской войны командовал:

2) М.Н. Тухачевский;

С.М. Буденный.

18. Программа освоения в СССР целинных и залежных земель была принята по инициативе:

1) Н.С. Хрущева;

19. Законы «О кооперации в СССР», «Об аренде и арендных отношениях в СССР» были приняты в период, когда страной руководил:

3) М.С. Горбачев;

20. В 1991 г., 1996 г., 2000 г. президенты Российской Федерации вступили в должность в результате:

1) избрания Государственной Думой;

2) назначения Федеральным Собранием;

3) всенародных выборов;

4) назначения Конституционным судом.

Вариант 7

К какому веку относится первое упоминание о Москве?

2) XII в.;

© 2014-2022 — Студопедия.Нет — Информационный студенческий ресурс. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав (0.013)

Состав Устава 1988г.15 глав (в каждойглаве несколько статей).

● Высшие органы церковной власти – Поместный Собор, Архиерейский Собор, Священный Синод во главе с Патриархом.

● Правами церковного суда обладают Поместный и Архиерейский Соборы, Священный Синод, Епархиальный Совет.

● Патриархия, ее учреждения, епархии, приходы, монастыри и духовные школы обладают гражданской правоспособностью (ст. 9).

● Устройство Высшего управления Русской Церкви регламентируется в гл. 2–6 Устава.

Поместный Собор и Архиерейский Собор по ныне действующему Уставу РПЦ.

Поместному Собору принадлежит высшая власть в области вероучения, церковного управления и церковного суда – законодательная, исполнительная и судебная. Собор созывается Патриархом (Местоблюстителем) и Священным Синодом по мере необходимости, но не реже одного раза в 5 лет. Его состав: архиереи, клирики, монашествующие и миряне. ● На основании Устава 1988г. Поместному Собору предоставляется право: истолковывать учение Церкви, сохраняя вероучительное и каноническое единство с другими Православными Церквами, решать канонические, богослужебные, пастырские вопросы; утверждать, изменять, отменять и разъяснять свои постановления. ● Канонизуетсвятых, избирает Патриарха; утверждает постановления Архиерейского Собора; оценивает деятельность Священного Синода и его учреждений; создает или упраздняет органы церковного управления; устанавливает процедуру для всех церковных судов; осуществляет церковный контроль за реализацией отношений между Церковью и государством; принимает решения по вопросам о взаимоотношениях с Православными Церквами и инославными исповеданиями; выражает озабоченность проблемами, волнующими страну и все человечество; учреждает общецерковные награды. ● Поместный Собор – последняя инстанция, которой подсуден Патриарх, а также для решения всех дел, предварительно рассмотренных Архиерейским Собором и переданных Собору.● Собор возглавляется председателем (Патриархом / Местоблюстителем Патриаршего Престола). Кворум Собора составляют 2/3 делегатов, включая сюда 2/3 архиереев. Собор определяет регламент своей работы и избирает большинством голосов Президиум, Секретариат и рабочие органы. ● Все архиереи (члены Собора) составляют Архиерейское Совещание. В его задачу входит обсуждение тех постановлений, которые особенно важны и вызывают сомнение с догматической и канонической точки зрения. ● Согласно ст. 20 (гл. II) Устава, постановления Собора вступают в силу сразу после их принятия.

Состав Архиерейского Собора: епархиальные архиереи, епископы, возглавляющие синодальные учреждения. ● В период между Поместными Соборами Архиерейский Собор обладает полнотой высшей церковной власти. ● Периодичность созывов Архиерейского Собора – не реже 1 раза в 2 года. Соборы созываются также по мере необходимости. ● В преддверии Поместного Собора Архиерейский Собор вносит предложения, касающиеся повестки дня, программы и регламента заседаний Поместного Собора, а также процедуры избрания Патриарха. ● Обязанности Архиерейского Собора: хранение чистоты православ-ного вероучения и норм христианской нравственности, решение принципиально важных богословских, канонических, богослужебных и пастырских вопросов; канонизациясвятых, создание и упразднение епархий, синодальных учреждений, а также духовных школ общецерковного значения. ● Священный Синод подотчетен Архиерейскому Собору. ● Архиерейский Собор – является первой инстанцией, правомочной рассматривать догматические и канонические отступления в деятельности Патриарха. ● В качестве второй инстанции он рассматривает споры между архиереями, дела, связанные с каноническими проступками архиереев, все дела, переданные ему Священным Синодом для принятия окончательного решения. ● Председатель Архиерейского Собора – Святейший Патриарх (Местоблюститель Патриаршего Престола). ● Президиум Архиерейского Собора составляет Священный Синод; секретарь Собора избирается из числа членов Синода. ● Решения Собора, за исключением случаев, особо оговоренных в регламенте Собора, принимаются большинством голосов; при равенстве голосов перевес дает голос Председателя. ● Как и постановления Поместного Собора, решения Архиерейского Собора вступают в силу сразу после их принятия, но право окончательного их утверждения принадлежит Поместному Собору.

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: