Это установленная государством форма помощи гражданам оказавшимся в сложных ситуациях

Обновлено: 24.04.2024

В целом ряде ситуаций граждане нуждаются в особенной помощи для организации жизни. И в таких случаях поможет социальный работник. Кто может рассчитывать на него и каковы обязанности такого специалиста, читайте в этой статье.

Кому работник социальной службы положен бесплатно

Многие считают, что социальный работник положен только одиноким пенсионерам и инвалидам. Социальная помощь инвалидам и пенсионерам, конечно, самая распространенная в этой сфере. Но на самом деле круг лиц, которые могут рассчитывать на подобную помощь, шире. Предоставить социального работника могут как на постоянной основе, так и временно, если на какой-то период ситуация в семье того, кто претендует на помощь, меняется. Например, если тот член семьи, который ухаживает за недееспособным родственником, уезжает, заболел, потерял работу и т. д.

Кому положена социальная помощь

На социального работника имеют право:

  • Граждане пожилого возраста.
  • Инвалиды.
  • Семьи с маленькими детьми, оказавшиеся в трудной жизненной ситуации.
  • Многодетные семьи.
  • Семьи с детьми-инвалидами.
  • Другие граждане, оказавшиеся в трудной жизненной ситуации.

То есть закон гарантирует, что социальная помощь малоимущим может быть оказана наравне с другими группами населения, которые испытывают сложности с обслуживанием себя в повседневной жизни. Условия оказания социальной помощи можно уточнить в районном Центре социального обслуживания.

Обязанности социального работника

Круг бытовых дел, которые может выполнять социальный работник, достаточно широк. Должностные обязанности социального работника в каждой конкретной ситуации зависят от насущной необходимости и степени самостоятельности подопечного. Перечислим основные обязанности:

  • Покупка продуктов или горячей еды в ближайших магазинах или на ближайших предприятиях питания.
  • Приготовление пищи. При необходимости – помощь в ее употреблении (если состояние здоровья подопечного этого требует).
  • Доставка воды в тех случаях, когда нет центрального водоснабжения или вода оттуда непригодна для питья, топка печей, покупка топлива.
  • Помощь в уборке квартиры. В случае необходимости – организация ремонта.
  • Забота об одежде: сдача в стирку, химчистку и ремонт.
  • Оплата жилья и коммунальных услуг.
  • Покупка и доставка книг, газет, журналов, помощь в отправке писем.
  • Помощь в организации посещения культурных мероприятий – кино, театров, выставок. В случае необходимости сопровождение на такие мероприятия.
  • Санитарно-медицинская и санитарно-гигиеническая помощь.
  • Помощь в получении образования и устройстве на работу.
  • Помощь в получении путевок в санатории, на лечение, оказание содействия в организации таких поездок.
  • Правовая поддержка (помощь в оформлении документов, получении услуг адвоката и т. д.).
  • Психологическая поддержка.

Если это необходимо, социальный работник может выполнять и другие обязанности:

  • Оказание экстренной доврачебной помощи.
  • Наблюдение за состоянием здоровья.
  • Выполнение некоторых медицинских процедур.
  • Кормление.

Куда обратиться для получения услуг социального работника

Важно! Если к вам пришли люди, по собственной инициативе предлагающие какие-то услуги, подающиеся под видом «помощи социального работника», это мошенники! Настоящие социальные работники не ходят по квартирам и не навязывают себя. Перед тем как подавать заявление, убедитесь, что вы нашли верный телефон и адрес, действительно собираетесь обратиться в Центр социального обслуживания. К сожалению, пожилые люди, инвалиды зачастую оказываются самыми беззащитными перед действиями злоумышленников. Поэтому очень важно контролировать, что предлагаемая помощь будет настоящей и не причинит подопечному вреда, физического или материального. Адресная социальная помощь оказывается профессионалом после того, как заключен официальный договор.

Какие документы нужно предоставить

Вместе с заявлением потребуется предъявить следующие документы:

  • Документ, удостоверяющий личность (чаще всего – паспорт).
  • Если заявление подает представитель или родственник – документ, подтверждающий право на совершение подобных действий (например, паспорт, в котором указывается степень родства).
  • Документ, подтверждающий место проживания.
  • Документы о составе семьи, условиях проживания, доходах каждого из членов семьи.
  • Если социальный работник нужен инвалиду – справка об инвалидности и программа персональной реабилитации.
  • Заключение о состоянии здоровья.

Если с документами все в порядке и Центр выносит положительное решение относительно вашего случая, между вами и Центром социального обслуживания заключается договор, в соответствии с которым нуждающемуся человеку будет оказываться социальная помощь.

Важно! В договоре должны быть прописаны все обязанности социального работника и условия оказания услуг: то есть что делает социальный работник и с какой периодичностью. С самого начала работы заводится специальный журнал, в него записывается все, что было сделано в рамках договора. Оказание услуг заверяется подписью социального работника и гражданина, который получает социальную помощь. Руководство Центра социального обслуживания ежемесячно проверяет этот журнал, он – документ, по которому можно судить, насколько хорошо выполняется работа. Если случится конфликт, то в первую очередь будут смотреть этот документ.

Тарифы на услуги социального помощника

Социальная помощь населению оказывается бесплатно в тех случаях, когда человек действительно имеет право и основания для их получения. Чтобы исключить ошибки и случаи подлога, все документы гражданина тщательно проверяются перед тем, как с ним будет заключен договор на оказание социальных услуг на дому.

Как часто должен приходить социальный помощник

Социальный работник приходит с той периодичностью, которая требуется в конкретной ситуации. Это могут быть ежедневное посещение или визиты каждые 2–3 дня. То, насколько часто социальный работник будет посещать своего подопечного, прописывается в договоре. Если ситуация со временем меняется, можно изменить и график визитов.

Что делать, если не устраивает работник социальной службы

Если гражданина не устраивает то, как социальный работник помогает ему, необходимо в первую очередь обратиться в Центр социального обслуживания с просьбой проверить качество работы. Здесь пригодится журнал, о котором мы говорили выше. Именно в него в первую очередь заглянет проверяющий. Так как все действия заверяются подписями работника и гражданина, чаще всего журнал помогает понять реальную картину и оценить, насколько хорошо выполняется работа.

Основания для прекращения государственной социальной помощи

Прекращение социальной помощи возможно как по инициативе гражданина, так и социальной организации.

Так, например, человек теряет право на социального работника в том случае, если выясняется, что при подаче документов он сообщил неверные сведения – о составе семьи, доходах, состоянии здоровья. В этом случае ситуация будет пересмотрена, и, если нет оснований для оказания социальной помощи на дому, договор расторгнут.

Можно отказаться от социального работника и по собственной инициативе: например, если изменилась ситуация, в которой он требовался. Как вы помните, основанием сейчас служит не только возраст и инвалидность, но и попадание в сложную жизненную ситуацию – потеря работы, отсутствие источников дохода, серьезная травма и т. д. Подобные ситуации могут изменяться со временем, и, если гражданин понимает, что ему помощь больше не нужна, он может обратиться в Центр социального обслуживания с просьбой расторгнуть договор по причине того, что теперь он может организовывать свою жизнь и обслуживать себя сам.

Следите за новостями, подписывайтесь на рассылку.

При цитировании данного материала активная ссылка на источник обязательна.

Социальная защита - это система мер, направленных на соблюдение прав человека и на удовлетворение его социальных потребностей.

Объекты социальной защиты

Среди категорий граждан, подлежащих социальной защите, можно выделить такие:

пенсионеры, в том числе одинокие;

инвалиды ВОВ, семьи погибших военных;

граждане, не имеющие постоянного места проживания;

Формы социальной защиты

Социальная защита включает три основные формы: социальное обеспечение, социальное страхование и социальную помощь.

Таким образом, к формам социальной защиты относятся:

проведение мероприятий по социальному обеспечению;

предоставление услуг по социальному страхованию;

оказание социальной помощи.

Рассмотрим эти формы социальной защиты.

Социальное обеспечение

Социальное обеспечение – это организованная государством форма помощи для утверждённого круга лиц, оказываемая при наступлении определённых юридических фактов, в установленных законом ситуациях, с целью выравнивания социального положения граждан.

Социальное обеспечение включает: выплаты, услуги либо натуральные блага, предоставляемые при наступлении (или наличии) определённых социальных рисков, связанных с невозможностью граждан своими силами обеспечить себя или нетрудоспособных членов своей семьи достаточными средствами к жизни.

Неотъемлемая часть социального обеспечения – предоставление нуждающимся гражданам социальных услуг взамен либо в дополнение к денежным выплатам (например, услуг домов-интернатов и других социальных учреждений), а также разного рода преимуществ (например, по оплате лекарств, по бесплатному протезированию и др.).

Социальное страхование

Социальное страхование - это система компенсации населению последствий социальных рисков, связанных с потерей трудоспособности и доходов.

Она основана на страховых начислениях работодателей, работников и распространяется только на лиц, осуществлявших выплату страховых взносов.

Социальное страхование может быть обязательным (при страховой поддержке государства) и добровольным (построенным на принципах коллективной взаимопомощи).

При этом фонды добровольного социального страхования рассматриваются как дополнение к обязательному страхованию.

Социальная помощь

Социальная помощь представляет собой финансирование потребностей отдельных индивидов или категорий населения, не имеющих других источников существования.

Социальная помощь носит адресный характер и изначально предполагает проверку нуждаемости лица, претендующего на ее получение.

В отличие от социального страхования, которое основано на страховых отчислениях, социальная помощь предоставляется независимо от уплаты взносов, она может иметь и денежную, и натуральную формы (обеспечение горячим питанием, лекарствами и т.д.).

Одним из основных направлений социальной помощи являются программы по поддержке малообеспеченных граждан, финансируемые за счет правительственных средств.

Организационной основой системы социальной помощи являются социальные программы.

В структуру социальной помощи входит обязательная и дополнительная социальная помощь.

Обязательную помощь представляют государственные программы оказания материальной помощи и социального обслуживания населения по устранению последствий воздействия социальных рисков или их минимизации.

Дополнительная социальная помощь включает программы оказания помощи, базирующиеся на деятельности общественных организаций и благотворительных фондов, благотворительных взносов юридических и физических лиц, а также гуманитарная помощь.

Социальная помощь может оказываться в виде социальных льгот, которые выполняют две функции — компенсирующую и стимулирующую.

Компенсационный характер льгот состоит в создании равных условий для субъектов с неравными возможностями (инвалиды, сироты).

Стимулирующая функция льгот заключается в побуждении к отдельным видам общественно полезной деятельности.

Социальная помощь предоставляется также в виде безналичных жилищных субсидий для малоимущих категорий населения.

Основные принципы социальной защиты

Социальная защита населения создана таким образом, чтобы она могла базироваться на таких основных принципах:

партнерство. Государство обязуется исполнять свои обязательства перед людьми по социальной защите, однако партнерство при этом – неотъемлемая часть. Поэтому тесное сотрудничество между государством и частными организациями наблюдается повсеместно;

экономическая справедливость. Сама структура государства во многом основана на экономических отношениях. Государство должно выровнять возможности людей, определяя на основании принципа экономической справедливости приоритеты распределения средств, причем каждая из категорий граждан должна удовлетворить собственные установленные индивидуальные запросы для поддержания комфортной жизни;

адаптивность. Социальная защита должна работать так, чтобы она постепенно самосовершенствовалась, за что отвечают разные звенья всей системы социальных взаимоотношений, функционирующих в государстве;

приоритет государственных начал. Основной задачей РФ в социальном направлении является необходимость помогать достигать определенного уровня жизни, который будет приемлемым, людям, которые самостоятельно по объективным причинам этого сделать не могут;

превентивность мер по соцзащите. Определение факторов риска, связанных с социальным направлением. Как правило, работает на региональном уровне, имеет собственные звенья управленческого приоритета, основной задачей которого считается наиболее гибкое сочетание предоставления услуг на платной или бесплатной основе для поддержания нормальных условий жизни.

Меры социальной защиты

К мерам социальной защиты относятся следующие мероприятия:

Установление минимального уровня оплаты труда, пенсий, стипендий;

Меры по преодолению безработицы;

Поддержка многодетных семей;

Выплата пособий на детей;

Контроль за соблюдением прав детей.

Виды социальной защиты

Социальная защита осуществляется на государственном уровне и в частном порядке.

К государственным формам социальной защиты относятся:

Доступное здравоохранение и образование;

Система социального обслуживания и предоставления социальных услуг;

Меры социальной поддержки.

Негосударственные формы социальной защиты – это:

Добровольное социальное страхование;

Частные системы здравоохранения и др.

Основные виды социальной защиты – это:

бесплатное медицинское обслуживание;

предоставление санаторно-курортного лечения;

социальная помощь семьям, имеющим детей;

обеспечение жильем за счет государственных фондов и т.д.

Система социальной защиты в Российской Федерации

Система социальной защиты включает действие бюджетных и внебюджетных фондов на федеральном, региональном и местном уровнях.

Государственные внебюджетные фонды, обеспечивающие социальную защиту в РФ:

Пенсионный фонд Российской Федерации

Фонд социального страхования Российской Федерации

Фонд обязательного медицинского страхования.

Средства социальной защиты

К средствам государства для создания социальной защиты можно отнести:

нормативные ограничения. Они созданы, чтобы посредством использования определенных инструментов невозможно было осуществить влияние на состояние незащищенных слоев населения. Для этого устанавливаются минимальные зарплаты, уровни пособий, существует бесплатная медицина и бесплатное образование;

социальные стимуляторы в виде субсидий, льготных форм помощи, частично оплачиваемых с бюджета услуг;

анализ результатов проведенных работ по поддержанию среднего уровня жизни. В рамках этих программ разрабатываются правила страхования;

существование негосударственных пенсионных систем, что позволяет людям вкладывать средства, направляемые в бюджет для последующего получения пенсий, вносить их в частные фонды на других условиях;

создание комплекса действий по обслуживанию и социальной защите нетрудоспособных граждан. Например, могут выдаваться медицинские средства или материалы для больных;

организация благотворительных фондов, направляющих средства для поддержания более высокого уровня жизни разных социальных групп.

Выводы

Социальная защита - это многоуровневая система экономических, правовых, организационных, медико-социальных, педагогических, психологических и других мер, направленных на реализацию прав и свобод личности в области социального обеспечения, гарантированность не только выживания, но и достаточного уровня и качества жизни.

Социальная защита - это помощь, предоставляемая государством, а так же частными организациями всему населению или, что чаще, нуждающимся в помощи категориям: одиноким матерям, многодетным семьям, семьям социального риска, пенсионерам, инвалидам и т. д.

В более широком смысле социальная защита предоставляется и частными организациями, например, страховыми компаниями.

Право на социальное обеспечение имеют лишь определенные категории граждан, установленные действующим законодательством, к таковым относятся нетрудоспособные лица ( в том числе по старости, инвалидности, выслуге лет); лица, потерявшие кормильца; ветераны; беременные женщины; лица, имеющие статус беженцев, вынужденных переселенцев; ветераны войны и труда; лица, пострадавшие от воздействия радиации, лица, награжденные орденами боевой и трудовой славы; Герой Советского Союза и России; жители блокадного Ленинграда; лица, награжденные медалью «За оборону Ленинграда»; бывшие узники концлагерей, гетто; лица, подвергшиеся репрессиям и впоследствии реабилитированные; доноры и почетные доноры и т. д.

Право на тот или иной вид социального обеспечения устанавливается для определенных групп из выше перечисленных граждан только при наступлении соответствующих обстоятельств, указанных в законе, к которым относятся преимущественно события (достижение определенного законом возраста, инвалидность, смерть, рождение, болезнь, беременность и т.д.). Эти обстоятельства в большинстве случаев связываются с наступлением для человека трудной жизненной ситуации, в которой он оказался по независящим от него причинам, когда помощь государства и общества ему крайне необходима.

Предоставляя какой-либо вид социального обеспечения государство преследует определенную цель. Можно сказать, что цель социального обеспечения триединая, так как она включает в себя три связанных между собой цели: ближайшую, промежуточную, конечную. Например, при обеспечении женщины пособием по беременности и родам, ближайшей целью является материальная поддержка женщины в тот период, когда она освобождается от работы, то есть компенсация временно утраченного заработка за время отпуска по беременности и родам; промежуточной является забота о здоровье матери и ребенка; конечной - воспитание здорового поколения и рост народонаселения.

Основной целью каждого вида социального обеспечения является выравнивание социального положения отдельных категорий граждан с остальными членами общества.

Следует различать понятия "социальное обеспечение" и "социальная защита". В период перехода к рыночным отношениям в стране с появлением экономической нестабильности, усилением расслоения общества, обнищания, ростом числа безработных, беженцев, бомжей очень остро встала проблема социальной защищенности граждан. Решить эту проблему, конечно, призвано право социального обеспечения, и вместе с тем ее решение в рамках одной отрасли - права социального обеспечения – невозможно. Здесь необходим выход на несколько отраслей права: трудовое право - проблемы безработицы, занятости и трудоустройства населения, повышения социальных гарантий в области труда (например, установление минимального размера оплаты труда), жилищное право - вопросы, связанные с обеспечением жильем, семейное право - вопросы государственной поддержки брака и семьи, установление прав и обязанностей родителей, детей, супругов и т.д., гражданское право- государственная поддержка, охрана и защита частной собственности и т. д., экологическое право - проблемы, связанные с созданием благоприятной экологической среды для нормальной жизнедеятельности членов общества и т.д.

Вместе с тем, основные вопросы социальной защиты населения относятся к праву социальное обеспечение. Таким образом, понятие "социальная защита" значительно шире понятия "социальное обеспечение", а социальное обеспечение является составной частью социальной защиты.

В широком смысле слова под социальной защитой понимается система социальных отношений, при которых индивид способен самостоятельно заботиться о себе, создать условия для жизнедеятельности и духовного развития. В эту систему могут входить всевозможные общественные отношения, например, трудовые и жилищные, экологические, по охране здоровья, образовательные, гражданские и семейные, земельные и, собственно, по социальному обеспечению. В этом значении социальная защита почти совпадает с разветвленной системой гарантий прав человека. В узком смысле социальная защита – это система мер, осуществляемых обществом и государством по обеспечению гарантированных, минимально достаточных условий жизни, поддержанию жизнеобеспечения и деятельного существования человека. Также в узком смысле социальную защиту можно определить как конкретную социальную политику государства, стремящегося правовыми мерами обеспечить удовлетворение или безбедное существование тем группам населения, которые находятся в особо сложном материальном положении и не способны самостоятельно улучшить его.

Согласно статье 7 Конституции Российской Федерации целью социальной защиты населения является гарантированность охраны труда, здоровья людей, минимальный размер оплаты труда, обеспечение государственной поддержки материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развития социальных служб, установления государственных пенсий, пособий и иных гарантий социальной защиты.

Исходя из содержания статьи Конституции РФ, социальная защита может быть определена как совокупность различных гарантированных государством мер, адресованных нетрудоспособным и трудоспособным гражданам, оказавшимся в трудной жизненной ситуации, которую они не могут самостоятельно преодолеть, и направленная на их материальное обеспечение, оказание им всевозможной помощи и поддержки на уровне, который отвечает требованиям достойной жизни человека, в различных формах и видах в установленном законодательством порядке. Социальную защиту также можно охарактеризовать как совокупность социально-экономических мероприятий, проводимых государством. К таким мероприятиям относятся: социальное обеспечение, система обязательного социального страхования, минимальный размер оплаты труда, прожиточный минимум по региону, охрана труда и здоровья.

К видам социальной защиты относятся: обеспечение пенсиями; обеспечение пособиями; бесплатное медицинское обслуживание; предоставление санаторно-курортного лечения; социальная помощь семьям, имеющим детей; обеспечение жильем за счет государственных фондов и т.д.

Вопрос 2. Функции социального обеспечения

Назначение социального обеспечения проявляется в его функциях. Функция социального обеспечения – основное направление воздействия на поведение субъектов права социального обеспечения через нормы права. Выделяю следующие функции социального обеспечения – экономическую, политическую, демографическую, социально-реабилитационную, защитную, производственную.

Экономическая функция заключается в следующем:

- в замещении заработка или дохода, связанного с трудом ( или содержания ), тем лицам, которые его утратили в силу всевозможных жизненных обстоятельств – в связи с возрастом, инвалидностью, потерей кормильца, болезнью, безработицей и по ряду других причин;

- в частичном возмещении дополнительных расходов, вызванных различными объективными причинами – рождением и содержанием ребенка, уходом за малолетними детьми и престарелыми гражданами, инвалидами, так же другими;

- в оказании помощи и поддержки гражданам, оказавшимся в трудной жизненной ситуации ( бедность, сиротство, вынужденное переселение и т.д. ).

Производственная функция выражается в том, что право на многие виды социального обеспечения обусловлено трудовой деятельностью, а уровень обеспечения зависит от ее характера и размера вознаграждения за труд.

Политическая функция направлена на сближение социального уровня различных слоев населения, создание условий, обеспечивающих достойную жизнь каждому человеку. Она призвана стабилизировать общественные отношения в сфере социальной защиты населения, кроме того, она позволяет государству через систему социального обеспечения реализовывать основные направления социальной политики государства.

Демографическая функцияспособствует стимулированию роста народонаселения страны, воспроизводству здорового поколения, росту продолжительности жизни граждан.

Социально-реабилитационнаясвязана с удовлетворением специфических потребностей престарелых и нетрудоспособных граждан ( например, оказание протезно-ортопедической помощи). Она выражается в создании условий, благоприятствующих сохранению их правового статуса и охране здоровья всех граждан.

Защитная функциявыражается в оказание помощи гражданам, оказавшимся в трудной жизненной ситуации, помощь в решение различных проблем ( материальных, физических, психологических, возрастных и т. д.).

Понятие социального обеспечения тесно увязывается с понятием социальной защиты, под которой понимается конкретная социальная политика государства, стремящаяся правовыми мерами обеспечить удовлетворительное или безбедное существование тем группам населения, которые находятся в особо сложном материальном положении и неспособны без внешней поддержки улучшить его. Взаимосвязь социальной защиты и социального обеспечения более объективно выявляется на базе международного опыта правового регулирования обеих этих общественных категорий.

Между этими понятиями существует большая разница.

1 Социальное обеспечение – это форма распределения, гарантирующая гражданам при наступлении неблагоприятных ситуаций, государственную поддержку в виде пенсий, пособий и социальных услуг. Система же социальной защиты выполняет превентивную функцию, которая не должна допускать неблагоприятных ситуаций.

2 Социальное обеспечение охватывается социальной защитой, которая позволяет реализовывать её обеспечительную функцию, то есть в рамках социального обеспечения осуществляется защита от тех неблагоприятных ситуаций, которые уже реализованы.

Классификация форм социальной защиты:

1) в зависимости от роли субъекта получателя. Социальная защита может быть активной и пассивной. Активная социальная защита предполагает активную позицию субъекта получателя, например, в виде трудоустройства. Если не удается человека трудоустроить, то назначается пособие по безработице;

2) по субъектному составу: государственная, муниципальная, корпоративная, социально-партнерская и общественная, осуществляемая через общественные объединения, благотворительные организации;

3) в зависимости от основания предоставления: договорные и недоговорные формы социальной защиты, последние возникают в силу закона;

4) в зависимости от степени охвата субъектов получателей:

  • общие (распространяются на всех граждан без исключения, например, защита от чрезвычайных ситуаций);
  • специальные (категориальные, они предоставляются определенным категориям населения, которые выделяют по профессиональному, территориальному или иным признакам);
  • исключительные (предоставляются на основании специальных нормативных актов, тем категориям населения, которые попадают в экстраординарные обстоятельства, требующие исключительных мер, например, защита чернобыльцев, защита беженцев, вынужденных переселенцев и т.д.).

Таким образом, понятие «социальная защита» значительно шире понятия «социальное обеспечение», так как последнее входит в категорию первого1).

В данной работе мы хотели бы подробнее разобрать такой институт как «социальное обеспечение», так как он ярче отражает конституционно-правовые основы социальных отношений и помогает определить какими же средствами достигается сглаживание социального неравенства в обществе.

Развитая система социального обеспечения – обязательный элемент социального государства. Согласно ст.7 Конституции Россия – социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизни и развитие человека. Нормы, прописанные в конституции, являются нормами прямого действия и обязательны для выполнения.

Социальный прогресс требует от государства усиления внимания к решению проблем социального обеспечения, и чем последовательнее станет это внимание, тем стабильнее будет социально-политическая ситуация в России, крепче социальная защищенность граждан, устроеннее их жизнь, комфортнее психологическое самочувствие – это позволит повысить уровень и качество жизни населения Российской Федерации.

Право российских граждан на социальное обеспечение конкретизируется в ст. 39 Конституции. В ней говорится, что каждому гражданину Российской Федерации гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом. Социальное обеспечение является выражением социальной политики государства на данном этапе его развития.

Социальное обеспечение – это форма выражения социальной политики государства, направленной на материальное обеспечение определенных категорий граждан из средств госбюджета и специальных внебюджетных государственных фондов в случае наступления событий, признаваемых государством социально значимыми, с целью выравнивания социального положения этих граждан по сравнению с остальными членами общества1).

В юридической литературе можно встретить ряд других определений этого понятия. Государственное социальное обеспечение – это гарантированная система материального обеспечения граждан (в денежной и натуральной форме) по достижении определенного возраста, в случае инвалидности, потери кормильца, временной нетрудоспособности, воспитания детей, утраты трудового заработка или дохода и в других случаях, специально оговоренных законом, а также охраны их здоровья, осуществляемая за счет специально созданных внебюджетных фондов обязательного социального страхования, формируемых за счет страховых взносов и ассигнований из государственного бюджета Российской Федерации управомоченными органами в порядке установленном законодательством 2). К. Н. Гусов и М. О. Буянова под социальным обеспечением предлагают понимать «форму выражения социальной политики государства, направленной на материальное обеспечение определенных категорий граждан из средств государственного бюджета и специальных внебюджетных государственных фондов в случае наступления событий, признанных государством на данном этапе своего развития социально значимыми, с целью выравнивания социального положения этих граждан по сравнению с остальными членами общества»3).

Проанализировав данные определения можно выделить сущностные признаки социального обеспечения на современном этапе:

1) государственный характер устанавливаемых в обществе организационно – правовых способов распределения совокупного общественного продукта через систему социального обеспечения;

2) законодательное закрепления перечня социальных рисков, признаваемых государством в качестве оснований для предоставления различных видов социального обеспечения;

3) закрепление в нормах права либо в договорах, санкционированных государством, круга лиц, подлежащих обеспечению;

4) нормирование государством социального стандарта обеспечения, ниже которого оно не может быть, путем законодательного закрепления видов обеспечения, его уровня и условий предоставления.

К основным функциям социального обеспечения относятся:

1) экономическая функция социального обеспечения, сущность которой заключается в том, что государство использует социальное обеспечение в качестве одного из способов распределения части валового внутреннего продукта, тем самым оказывая определенное воздействие на выравнивание личных доходов граждан путем предоставления материальных благ вместо утраченного заработка либо наряду с ним при наступлении указанных в законах социальных рисков;

2) производственная функция, которая выражается в том, что право на многие виды социального обес­печения обусловлено трудовой деятельностью, а уровень обеспечения зачастую зависит от ее характера и размера вознаграждения за труд;

3) социальная (социально-реабилитационная) функция социального обеспечения способствует поддержанию социального статуса граждан при наступлении различных социальных рисков путем предоставления различных видов материального обеспечения, соци­альных услуг с целью поддержания достойного уровня жизни и предупреждения обнищания;

4) политическая функция позволяет государству специфическими для социального обеспечения средствами реализовывать основные направ­ления социальной политики. Социальная политика как целенаправленное воздействие государства на условия жизни людей с целью реализации конституционных поло­жений осуществляется главным образом через систему социального обеспечения. От того, насколько эффективно социальное обеспечение выпол­няет свою политическую функцию, зависит состояние социального покоя в обществе.

5) защитная функция заключается в том, что общество предоставляет социальное обеспечение в целях защиты граждан в трудной ситуации.

Социальное обеспечение осуществляется за счет средств, предназначенных для этих целей. В зависимости от источника денежных средств различают 2 вида социального обеспечения:

2) негосударственное социальное обеспечение.

Конституция закрепляет правовой статус граждан в сфере социального обеспечения: каждому гарантируется социальное обеспе­чение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормиль­ца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом (ст. 39); право на охрану здоровья и медицинскую помощь, которая в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения ока­зывается гражданам бесплатно (ст. 41); право на защиту от безработи­цы (ст. 37); материнство и детство, семья находятся под защитой го­сударства (ст. 38).

Таблица 1 - Законодательная база по социальному обеспечению в Российской Федерации

Федеральные законы, регулирующие отно-шения по социальному обеспечению Категории лиц Предоставляемые виды социального обеспечения
«О государственном пенсионном обеспечении в РФ» Федеральные государственные служащие, военнослужащие, участники ВОВ, граждане, пострадавшие от радиационных катастроф, нетрудоспособные Пенсии по старости, по инвалидности, социальные, за выслугу лет

Продолжение таблицы 1

«О трудовых пенсиях в РФ» Застрахованные граждане Пенсии по старости, по инвалидности, по случаю потери кормильца
«О пенсионном обеспечении лиц, проходящих военную службу, службу в органах внутренних дел, государственной противопожарной службе, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы и их семей» Перечисленные в законе категории граждан Пенсии за выслугу лет, по инвалидности, по случаю потери кормильца
«О государственных пособиях гражданам, имеющим детей» Граждане, имеющие детей Пособие по беременности и родам, единовременное пособие женщинам, вставшим на учет в медицинские учреждения в ранние сроки беременности, единовременное при рождении ребенка, ежемесячное на период отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста 1,5 лет, ежемесячное на ребенка.
«О занятости населения в РФ» Безработные граждане Пособие по безработице
«О погребении и похоронном деле» Граждане РФ Социальное пособие на погребение
«О беженцах» Граждане, имеющие статус беженцев Единовременное денежное пособие
«О государственной социальной помощи» Граждане, душевой доход которых ниже прожиточного минимума Пособия, субсидии, социальные услуги
«О дополнительных гаран-тиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей Пособия, социальное обслуживание

Продолжение таблицы 1

«О статусе военнослужащих» Военнослужащие, уволенные с военной службы без права на пенсию Пособие
«Об основах социального обслуживания населения в РФ» Граждане, нуждающиеся в социальных услугах Социальное обслуживание на дому, полустационарное и стационарное обслуживание в учреждениях, медико-консультационная помощь, срочное социальное обслуживание
«О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов» Граждане пожилого возраста и инвалиды Те же виды

Как видно из таблицы 1, независимо от источника денежных средств государственное социальное обеспечение осуществляется в различных видах: пенсии, пособии, компенсации, социальное обслуживание.

Следует дать определения этим понятиям.

Пенсия – это регулярная денежная выплата, предоставляемая в целях возмещения гражданам заработной платы или иного дохода, которая производится в установленном законом порядке определенным категориям лиц из специальных фондов, предназначенных для этих целей.

В зависимости от обстоятельств, по которым предоставляется право на пенсию, выделяют следующие виды пенсий (рисунок 3):

Рисунок 3 - Виды пенсий

Пенсия по государственному пенсионному обеспечению – это ежемесячная государственная денежная выплата, право на получение которой определяется в соответствии с условиями и нормами, установленными федеральным законом, и которая предоставляется гражданам в целях компенсации им дохода, утраченного в связи с прекращением государственной службы при достижении установленной законом выслуги при выходе на трудовую пенсию по старости (инвалидности), либо в целях компенсации вреда, нанесенного здоровью граждан при прохождении военной службы, в результате радиационной или техногенной катастроф, в случае наступления инвалидности или потери кормильца, при достижении установленного законом возраста, либо нетрудоспособным гражданам в целях предоставления им средств к существованию1).

Рисунок 4 - Виды трудовых пенсий

Трудовая пенсия – это ежемесячная денежная выплата, которая производится в целях компенсации гражданам заработной платы или иного дохода, который получали застрахованные лица перед установлением им трудовой пенсии либо утратили нетрудоспособные члены семьи застрахованных лиц в связи со смертью этих лиц, право на которую определяется в соответствии с условиями и нормами, установленными федеральным законом (рисунок 4)1).

Пособие – это денежная выплата (единовременная или периодическая), которая назначается отдельным категориям граждан в порядке и размерах установленных законодательством, с целью оказания дополнительной материальной помощи, и являются дополнительным к иному постоянному и основному источнику существования.

Компенсации – это денежные выплаты, адресованные лицам, нуждающимся в социальной поддержке по обстоятельствам, не зависящим от воли получателя. Среди них можно назвать следующие виды компенсаций: матерям, осуществляющим уход за ребенком до достижения им полутора лет, студентам, находящимся в академическом отпуске по медицинским показателям и др.

Социальное обслуживание – это деятельность социальных служб по поддержке, оказанию социально-бытовой, социально-медицинской, психолого-педагогической, социально-правовой услуг и материальной помощи, проведению социальной адаптации и реабилитации граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации1). К основным видам социального обслуживания относятся: социальное обслуживание на дому, социальное обслуживание в стационарных учреждениях, временный приют, дневное пребывание в учреждениях социального обслуживания, консультативная помощь, реабилитационные услуги.

Таким образом, социальное обеспечение – это сложное, многофункциональное явление. Социальное обеспечение выполняет различные функции, которые определяют целевое назначение социального обеспечения для населения. Государство определяет основные направления деятельности в данной сфере. Комплекс гарантий, предоставляемых гражданам в различных ситуациях, зависит от возможностей государства.

Так например, расходы государства на социальное обеспечение в РФ на 2003 год составили 1252,1 млрд. рублей, что составило 6,1 % от общего расхода федерального бюджета. К примеру, в США этот процент от общего расхода федерального бюджета составил – 22,9.

Основные направления выплат идут в сферу пенсионного обеспечения (в 2003 году они составили 878,6 млрд. рублей), размер денежных средств на выплату пособий составил 140,9 млрд. рублей. Однако, социальная напряженность в обществе на современ­ном этапе свидетельствует о том, что состояние российской системы социального обеспечения не отвечает потребностям населения.

В системе социальной защиты населения Тверской области сложилась система оказания государственной социальной помощи проживающим на территории области малоимущим семьям, малоимущим гражданам, а также семьям и гражданам, оказавшимся в трудной жизненной или экстремальной ситуациях, которые по независящим от них причинам имеют среднедушевой доход ниже величины прожиточного минимума, установленного в Тверской области.

Адресная государственная социальная помощь оказывается путём различных денежных выплат, предоставления натуральной помощи различным категориям населения.

Государственная социальная помощь на основе социального контракта

Социальный контракт заключается между ГКУ "ЦСПН" и получателем на период

от 2-х лет и 3 мес. до 3-х лет.
Заключение социального контракта осуществляется после утверждения Комиссией ГКУ "ЦСПН" программы социальной адаптации получателя.

  • Малоимущей семье;
  • Малоимущей семье, имеющей не более двух детей;
  • Малоимущей семье, имеющей трёх и более детей.

Бесплатная юридическая помощь

  • Семьи, имеющие среднедушевой доход не превышающий величину прожиточного минимума, установленного в Тверской области

Государственная социальная помощь малоимущим семьям на компенсацию расходов для оказания специализированной медицинской помощи в медицинских организациях, находящихся за пределами Тверской области

(по направлению Министерства здравоохранения Тверской области)

  • Один из родителей ребёнка (усыновитель, опекун, попечитель), воспитывающий несовершеннолетнего ребёнка, направленного Министерством здравоохранения Тверской области для оказания специализированной медицинской помощи в медицинских организациях, находящихся за пределами Тверской области, – на проезд ребёнка; проезд, проживание и питание лица, сопровождающего ребёнка и проведение реабилитационных мероприятий.

Предоставление субсидии на оплату жилья и коммунальных услуг

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: