Это участки которые не соединялись водой там необходимо было тащить суда по суше

Обновлено: 27.04.2024

Все знают картину Репина, где грустные неумытые мужчины тянут купеческую баржу по матушке Волге. Картина стала символом угнетения народа в эпоху царизма, о чем постоянно напоминали на уроках в школах. Однако меня маленького все время мучал вопрос, з ачем бурлаки тащат все на себе, если есть пароходы, лошади и быки?

Собственно тащить на своих двоих Русь любила с первобытных времен. Вспомним знаменитые древнерусские волоки, когда ладьи и драккары перетаскивали между реками вручную экипажи мускулистых викингов и славян.

Рядом ошивалось местное население, помогавшее им за денежку, на волоках возникли целые команды, к мужчинам пришли женщины и родились деревни и города волока. С тех времен остались названия населенных пунктов: Гусь-Волок, Цып-Волок, Вы́шний Волочёк и другие.

Волок ставший бурлачеством, продолжал цвести и дальше, даже когда волоки сменили прорезанные водные каналы между реками, и тащить по суше корабли было не надо. Успешно конкурируя с парусной тягой в средневековье, и с паровым флотом в начале 20 века бурлаки были нарасхват.

Секрет конкуренции был прост - крестьянский труд в России настолько дешев, что никакой пароход не мог сравниться с мужицкими руками в стоимости. Даже лошади были дороже, чем люди. Лошадей надо покормить, следить чтобы не порезали волки, лошади сами не смогут сообразить как стащить баржу, севшую на мель.

Однако бурлаки сменившие древнерусский волок не были несчастными, угнетаемыми парнями, скорее наоборот. Этот труд высоко оплачивался, не требовал ничего кроме физической силы, кормились бурлаки на убой. Эта работа эта была мечтой не только для бродяг и беглых преступников, но и даже для румяных фермеров. Даже женщины были бурлаками, до чего это выгодный заработок!

Существует некий миф, что бурлаки придумали окрошку, чтобы не тратить время на готовку. Этот миф придумали лентяи, тот кто не работал своими руками. Представьте, что шахтеры или металлурги будут кушать окрошку вместо супа с мясом и сокращать свой ужин, обед.

Да шахтеры с места не встанут через пару дней! А бурлаки это шахтеры, умноженные на два. Конечно, бурлаки питались не торопясь, исключительно сытным белком, чтобы больше заработать денег полученной энергией. Ведь тянуть баржи физически тяжело, даже если ты великан Валуев.

Попасть в бурлаки было непросто - артельщик подбирал себе артель из проверенных людей, так как отвечал деньгами и репутацией за график транспортировки и целостность баржи. А на барже вообще бил большой барабан, что координировал тягу и повороты всей артели, поэтому проходимцы в бурлаки попасть не могли.

Бурлаки работали до зимы примерно полгода, а остальную половину года жили на заработанное, возвращались в свои деревни ждать весны. А другие бурлаки просто пропивали выходное пособие за месяц. Бурлаков убила не забота или порицающая угнетение общественная мораль, а новая конкуренция.

В конце 19 века железная дорога истребила речные перевозки в России. С паровозами и вагонами, идущими по кратчайшему пути сквозь горы и лес, речной флот и бурлаки уже не могли сравниться. А Вы стали бы бурлаком, если бы предложили 100 тысяч рублей в месяц (з/п бурлака России на современные деньги)?


1. Место наибольшего сближения двух судоходных рек, по которому в старину перетаскивали (волочили) суда и грузы из одной речной системы в другую.

2. Обл. Перегон лесной гужевой дороги. По волоку со стороны делянки гуськом двигались на обед вальщики леса. Б. Бедный, Девчата.

Источник (печатная версия): Словарь русского языка: В 4-х т. / РАН, Ин-т лингвистич. исследований; Под ред. А. П. Евгеньевой. — 4-е изд., стер. — М.: Рус. яз.; Полиграфресурсы, 1999; (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека

  • Во́лок — участок суши, обычно с перевалом, между двумя озёрами или реками, через который тащили суда — «волоком».

В русском языке термин «волок» происходит от слова «волочить», то есть тащить (в англ., франц., нем. языках используется слово «portage» латинского происхождения, означающее перемещение судна и груза посуху между двумя портами). Одним из старейших в мире являлся древнегреческий волок Диолк длиной 6 километров между Эгейским и Ионическим морями, который был известен ещё за I тыс. до н. э. Диолк пересекал Коринфский перешеек и соединял два его морских порта — Кенхреи и Лехей.

Волоки широко использовались на ранних этапах развития цивилизации. Но это было одно из «узких» мест водного транспорта того времени. Поэтому в настоящее время там, где это экономически целесообразно, вместо волоков построены каналы (например, Коринфский канал вместо Диолка или Волго-Донской канал), либо перевозки по воде с волоками логистически замещены другими видами транспорта. Однако некоторые исторические волоки до сих пор используются на туристических маршрутах, например, в байдарочных походах.

ВО'ЛОК, лока, м. 1. Пространство земли, перешеек между двумя текущими в противоположных направлениях судоходными реками, по к-рому перетаскивают (переволакивают) или перевозят небольшие суда, грузы; переволок. 2. Гужевой путь через большой лес (обл.). 3. Глухой непроезжий лес, из к-рого срубленные деревья выносят, таща по земле (обл.). 4. Род двухколесной или зимней на полозьях повозки (обл. устар.). 5. Род рыболовных сетей (обл.).

воло́к, -ся, ла́, -сь. Прош. вр. от волочь, -ся.

Источник: «Толковый словарь русского языка» под редакцией Д. Н. Ушакова (1935-1940); (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека

во́лок

1. спец. лесная гужевая дорога, по которой спиленный лес подтаскивается к проезжей дороге

2. место наибольшего сближения двух судоходных рек, по которому в старину волочили суда и грузы из одной речной системы в другую; переволок ◆ Атаман Галкин, по следам высланных им ещё прежде казаков, переправился волоком от реки Илима до реки Муки, впадающей в Куту, и достиг Лены. Костомаров, «Русская история в жизнеописаниях её главнейших деятелей», 1862–1875 г. (цитата из НКРЯ) ◆ — Бывал на волоке с Колпы на Печору? — спрашивали его промышленники. Мамин-Сибиряк, «Зимовье на Студёной», 1892 г. (цитата из НКРЯ) ◆ Поперёк её были уложены короткие тонкие брёвнышки, по которым переволакивают в обход порогов лодки — это был «волок», вероятно ни на волос не отличавшийся от тех, по каким волочили свои ладьи из рек в реки древние варяги и новгородцы. Н. И. Берёзин, «Пешком по карельским водопадам», 1903 г. (цитата из НКРЯ)

3. мн. ч. рег. обширный лесные пространства, которые разделяют одну группу посёлков (волостей, общин) от другой; чаща ◆ Хотя я во время моей жизни в вашем городе и мог бы познакомиться с большею частью губернской знати, но ты очень хорошо знаешь, что я всегда предпочитал хвойные дремучие волока твоей родины дубовым домам ваших чиновников с их преферансами, с их спорами, которые начинались прилично и оканчивались выпивкой и скандалами. Левитов, «Говорящая обезьяна», 1870 г. (цитата из НКРЯ)

4. рег. род двухколёсной или зимней — на полозьях — повозки

5. рег. род рыболовных сетей

Делаем Карту слов лучше вместе

Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать Карту слов. Я отлично умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!

Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.

Вопрос: перезагрузиться — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?

Русская земля лежала на перекрестках водных и сухопутных путей. Для развития страны была важна торговля с соседями. А соседями Руси были скандинавы — северяне и южане — греки.

Нападение викингов

В I тыс. хорошие дороги в Европе сохранились только на западе, там, где некогда существовала мощная Римская империя. Главными путями тогда были реки. И воины, и купцы двигались на своих ладьях по рекам с севера, из Скандинавии, на юг. Путь, ведший из Скандинавии в Византию, так и назывался — «из варяг в греки», потому что варяги в большинстве своем пришли из Скандинавии, а основу Византийской империи составляли греческие земли. И начинался этот путь там, где сегодня расположился город Санкт-Петербург, в устье Невы. В те времена всю реку называли Невским устьем, или устьем озера Нево. Это озеро сегодня называется Ладожским. Из Ладоги путешественники попадали в реку Волхов, а из Волхова — в озеро Ильмень. Не удивительно, что именно неподалеку от этого озера вырос богатеющий на торговле Новгород, где сходились купцы из разных племен и вели оживленный торг. Но до Черного моря было еще очень далеко. В Ильмень впадала река Ловать, и по ней ладьи двигались на юг. Это был нелегкий путь — все время на веслах против течения. Но главные трудности ожидали людей впереди. Их целью были верховья Днепра, впадающего в Черное море, но путь к Днепру шел через Западную Двину. И тогда корабельщики волоком по суше перетаскивали свои ладьи в эту реку. Подойдя по ней и ее притокам как можно ближе к Днепру, они снова выбирались на сушу и достигали цели, перетягивая свои корабли волоком. На Днепре купцы и воины устраивали привал, чинили и смолили свои ладьи. Местные жители издавна добывали и гнали смолу для этих целей. Со временем там вырос город, который теперь носит имя Смоленск. Трогаясь в дальнейший путь, путешественники знали, что впереди, за Киевом, их ждет серьезная опасность — Днепровские пороги. Из-за этих каменных выступов, преграждавших путь ладьям, суда приходилось снова перетягивать волоком. Сегодня Днепровских порогов пет — они были затоплены в 1920-х гг. при строительстве Днепрогэса. Но в те времена, только миновав пороги, ладьи могли вниз по течению Днепра спуститься к Черному морю.

Таким был торговый путь «из варяг в греки». Так поддерживали связь между собой растущие государства Северной Европы и старые центры цивилизации, где некогда существовала блестящая античная Эллада, повлиявшая на весь ход мировой истории и уступившая свое место новой христианской культуре Византии. Постепенно росли города и на Руси, ставшей перекрестком дорог между севером и югом, востоком и западом.

Что такое волок?

Волок

Участок суши между двумя реками, через который в старину перетаскивали суда для продолжения пути по воде, назывался волоком.

Перетягивание корабля волоком было тяжелым трудом, требующим неусыпного внимания и немалой силы. На пути, по которому тащили ладью, выкладывали бревна, наподобие шпал. С помощью крепких веревок корабль вытаскивали на сушу и катили по этим бревнам.

Волоки охранялись. Люди, жившие в тех местах, нанимались к корабельщикам в помощь. Таким образом там вырастали поселения, становившиеся городами и селами. Некоторые из них сохранились до наших дней (города Вышний Волочёк в Тверской области, Волоколамск в Московской области, деревни Волоковая и Переволочье в Смоленской области).

На участке между верховьями Днепра и Ловати, отделенными по прямой примерно на 118 км, были два волока. Один из них длиной около 30 км проходил между правым притоком Ловати небольшой речкой Сережь и рекой Торопой — притоком Западной Двины. Дальнейший путь шел по Западной Двине до ее притока Каспли (или Косопли) , по которой суда поднимались до Касплинского озера, а оттуда второй волок длиной также около 30 км вел прямо к Смоленску, стоявшему на Днепре.

Альтернативная точка зрения на "путь из варяг в греки".

Некоторые исследователи (С. В. Бернштейн-Коган, Ю. Ю. Звягин, А. Л. Никитин, С. Э. Цветков и др. ) подвергают сомнению существование пути «из варяг в греки» как постоянно действующей транзитной торговой магистрали (не отрицая возможности отдельных плаваний) . Приводимые ими аргументы можно разделить на три группы:


География.
Трудность плавания, в котором необходимо преодолевать волоком два водораздела — между Ловатью и Двиной и между Двиной и Днепром. Причем, расстояние по маршруту Балтика–Волхов–Ловать–Двина–Днепр (с двумя волоками) в 5. раз больше чем по маршруту Балтика–Двина–Днепр (с одним волоком) , существует и не менее удобный путь Балтика–Висла–Буг–Припять–Днепр (также с одним волоком) сразу выходящий в район Киева.


Источники. Отсутствие упоминаний о подобных плаваниях в скандинавских сагах и отсутствие в византийских источниках упоминаний о скандинавских купцах и скандинавах вообще ранее второй половины XI в. Впервые о воинах скандинавского происхождения — «варангах» , говорится в императорском хрисовуле 1060 г. (прочие упоминания находятся в более поздних документах, даже если они описывают события более ранних лет) .


Археология.
Малое количество археологических находок византийского происхождения, как в самой Скандинавии, так и по всему предполагаемому маршруту. Например: при раскопках в Бирке (Швеция) арабские монеты найдены в 106 погребениях, англосаксонские — в восьми, и только в двух — византийские; из более чем 110 тыс. монет, найденных в 700-х кладах на острове Готланд к середине XX в. , византийских всего 410. Немногочисленные вещи византийского происхождения, найденные в Новгороде, относятся к культурным слоям XI в. Если по другому важнейшему торговому пути Восточной Европы — Волжско-балтийскому («из варяг в хазары» , вариант «в булгары) археологические находки: оружие, украшения, клады, в том числе с византийскими монетами (всего более трехсот монет) , свидетельствующие о постоянном движении по этому маршруту, присутствуют и по Волге (вплоть до верховий и далее по Волхову до Ладоги) , и по Оке, и по Западной Двине, то в Поднепровье, за исключением районов Киева и Смоленска таких находок нет.

В научном мире водный путь «из варяг в греки» дискутируется лет 200. В последние годы ученые Рыбаков В. А. , Лебедев Г. С. , Никитин А. Л. , Микляев А. М. и другие высказали противоречащие друг другу версии.
Они предполагают, что из Скандинавии суда могли выходить в октябре. В это время их быстрому ходу способствовал попутный западный ветер. Расстояние до Новгорода могло преодолеваться за 2-3 недели. Примерно такое же время могло потребоваться для прохождения Ловати. Далее предстояла стоянка в ожидании ледостава и снежного покрова. В это время к конечному пункту водного пути могло собраться несколько судов. Кооперация экипажей облегчала трудоемкость волока. Трасса волока могла проходить по замерзшим руслам рек, озерам, поймам болот, заснеженным участкам суши.
Суда для волока ставились на сани. Простейшая конструкция саней — два обтесанных бревна, скрепленных между собой.
При таких условиях даже усилий одного экипажа было достаточно, чтобы преодолеть за один день 15-20 км. С использованием конной тяги скорость могла возрастать в 3-4 раза.
Если за начало волока взять район Великих Лук, то продолжительность волока до Гнездова могла быть в пределах 15-20 дней.
После волока предстояла стоянка в ожидании сезона таяния льда и снега. Высокая половодная вода обеспечивала беспрепятственное похождение верхних участков рек и порогов

Зачем волочь суда по суше? Можно было груз переместить на телеги и перенести на другие суда на другой реке.

На участке между верховьями Днепра и Ловати, отделенными по прямой примерно на 118 км, были два волока. Один из них длиной около 30 км проходил между правым притоком Ловати небольшой речкой Сережь и рекой Торопой — притоком Западной Двины. Дальнейший путь шел по Западной Двине до ее притока Каспли (или Косопли) , по которой суда поднимались до Касплинского озера, а оттуда второй волок длиной также около 30 км вел прямо к Смоленску, стоявшему на Днепре.

Альтернативная точка зрения на "путь из варяг в греки".

Некоторые исследователи (С. В. Бернштейн-Коган, Ю. Ю. Звягин, А. Л. Никитин, С. Э. Цветков и др. ) подвергают сомнению существование пути «из варяг в греки» как постоянно действующей транзитной торговой магистрали (не отрицая возможности отдельных плаваний) . Приводимые ими аргументы можно разделить на три группы:


География.
Трудность плавания, в котором необходимо преодолевать волоком два водораздела — между Ловатью и Двиной и между Двиной и Днепром. Причем, расстояние по маршруту Балтика–Волхов–Ловать–Двина–Днепр (с двумя волоками) в 5. раз больше чем по маршруту Балтика–Двина–Днепр (с одним волоком) , существует и не менее удобный путь Балтика–Висла–Буг–Припять–Днепр (также с одним волоком) сразу выходящий в район Киева.


Источники. Отсутствие упоминаний о подобных плаваниях в скандинавских сагах и отсутствие в византийских источниках упоминаний о скандинавских купцах и скандинавах вообще ранее второй половины XI в. Впервые о воинах скандинавского происхождения — «варангах» , говорится в императорском хрисовуле 1060 г. (прочие упоминания находятся в более поздних документах, даже если они описывают события более ранних лет) .


Археология.
Малое количество археологических находок византийского происхождения, как в самой Скандинавии, так и по всему предполагаемому маршруту. Например: при раскопках в Бирке (Швеция) арабские монеты найдены в 106 погребениях, англосаксонские — в восьми, и только в двух — византийские; из более чем 110 тыс. монет, найденных в 700-х кладах на острове Готланд к середине XX в. , византийских всего 410. Немногочисленные вещи византийского происхождения, найденные в Новгороде, относятся к культурным слоям XI в. Если по другому важнейшему торговому пути Восточной Европы — Волжско-балтийскому («из варяг в хазары» , вариант «в булгары) археологические находки: оружие, украшения, клады, в том числе с византийскими монетами (всего более трехсот монет) , свидетельствующие о постоянном движении по этому маршруту, присутствуют и по Волге (вплоть до верховий и далее по Волхову до Ладоги) , и по Оке, и по Западной Двине, то в Поднепровье, за исключением районов Киева и Смоленска таких находок нет.

В научном мире водный путь «из варяг в греки» дискутируется лет 200. В последние годы ученые Рыбаков В. А. , Лебедев Г. С. , Никитин А. Л. , Микляев А. М. и другие высказали противоречащие друг другу версии.
Они предполагают, что из Скандинавии суда могли выходить в октябре. В это время их быстрому ходу способствовал попутный западный ветер. Расстояние до Новгорода могло преодолеваться за 2-3 недели. Примерно такое же время могло потребоваться для прохождения Ловати. Далее предстояла стоянка в ожидании ледостава и снежного покрова. В это время к конечному пункту водного пути могло собраться несколько судов. Кооперация экипажей облегчала трудоемкость волока. Трасса волока могла проходить по замерзшим руслам рек, озерам, поймам болот, заснеженным участкам суши.
Суда для волока ставились на сани. Простейшая конструкция саней — два обтесанных бревна, скрепленных между собой.
При таких условиях даже усилий одного экипажа было достаточно, чтобы преодолеть за один день 15-20 км. С использованием конной тяги скорость могла возрастать в 3-4 раза.
Если за начало волока взять район Великих Лук, то продолжительность волока до Гнездова могла быть в пределах 15-20 дней.
После волока предстояла стоянка в ожидании сезона таяния льда и снега. Высокая половодная вода обеспечивала беспрепятственное похождение верхних участков рек и порогов

Зачем волочь суда по суше? Можно было груз переместить на телеги и перенести на другие суда на другой реке.

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: