Это пристань предназначена для малых судов

Обновлено: 28.03.2024

Главный критерий классификации судов — их назначение, т.е. род выполняемой работы или вид перевозок.

По назначению речные суда подразделяют на:

- транспортные (пассажирские, грузопассажирские, грузовые);

- технические (землечерпательные и землесосные снаряды, суда для обслуживания навигационного оборудования, ремонтные);

- вспомогательные (плавучие доки, санитарные и очистительные стан­ции, плавучие краны, дебаркадеры, топливозаправщики);

- специально­го назначения (ледоколы, паромы, пожарные, плавучие магазины, разъездные).

Классификация судов также по разным другим признакам:

- способ и принцип движения по воде,

- число гребных валов,

способ выполнения грузовых операций.

По районам плавания Российский Речной Регистр подразделя­ет все суда на 5 классов:

«М-СП» — для смешанного — «река-море» плавания при шторме не более 8 баллов, высоте волн до 3,5 м, максимальном удалении от портов-убежищ 50 миль;

«М» — для плавания на внутренних водных путях при высоте волн до 3 м (в условиях больших рек, озер, морских заливов);

«О» — для плавания на внутренних водных путях при высоте волн до 2 м (на крупных водохранилищах и низовьях крупных рек);

«Р» — для плавания на средних и нижних плесах крупных рек, на каналах и спокойных озерах при высоте волн до 1,2 м;

«Л» — для плавания по рекам при высоте волн до 0,6 м (малые реки и верховья крупных рек).

Судам «река-море» плавания также присваивают классы: I, II, IIСП и III.

Эти классы ограничивают морские районы плавания указанных судов, т.е. границы их максимального удаления от пор­тов-убежищ.

У российских судовладельцев суда плава­ния класса «река-море» представлены в основном судами класса IIСП Российского Морского Регистра Судоходства.

Для таких судов разрешено плавание при максимальной высо­те волны 6 м с удалением от места убежища не более 50 миль в открытых морях при допустимом расстоянии между местами убежищ не более 100 миль; в закрытых морях — не более 100 миль от места убежища и с допустимым расстоянием между местами убежищ не более 200 миль

Для судов I класса разрешается плавание в морских районах с максимальной высотой волны 8,5 м при удалении от мест убе­жищ не более 200 миль и расстоянии между ними не более 400 миль.

Суда смешанного плавания «река-море» играют все более за­метную роль в объеме российских внешнеторговых перевозок и успешно конкурируют с морскими судами.

По способу движения по воде все суда подразделяются на:

- само­ходные, т.е. с собственным механическим двигателем и

- несамоход­ные, т.е. приводимые в движение источником энергии, находящимся вне судна — толкачами, буксирами, энергией ветра (парусные).

Тех­ническому надзору Российского Речного Регистра подлежат все самоходные суда с энергетическими установками мощностью 55 кВт и более, а также несамоходные суда валовой вместимостью 80 т и более.

По принципу движения суда подразделяют на:

- водоизмещающие (т.е. плавающие на поверхности воды),

- глиссирующие (т.е. скользящие по этой поверхности), а также

- суда на подводных крыльях, воздушной подушке и экранопланы (передвигающиеся над поверхностью воды).

По числу гребных винтов суда бывают:

По способу выполнения грузовых операций их подразделяют на суда:

- с вертикальной загрузкой-разгрузкой через гру­зовые люки;

- с горизонтальной загрузкой-разгрузкой через бортовые порты или по специальным помостам (аппарелям);

- методом притапливания (докования) судна;

- способом перекачки по трубопроводам жид­ких и пылевидных грузов.

Пассажирские и грузопассажирские суда внутреннего плава­ния по назначению и продолжительности рейса (в одном направ­лении) подразделяют на 4 группы:

— транзитные дальнего следования с длительностью рейса более 24 ч;

— местные с длительностью рейса менее 24 ч;

В 1999 г. на учете в Российском Речном Регистре находилось 34,3 тыс. судов различного назначения общей грузоподъемнос­тью 13,1 млн. т. Средний возраст судов 23 года. Почти 13% этих судов оценивают как ограниченно годные или негодные к эксплу­атации. Около 12 тыс. судов общей грузоподъемностью 12 млн. т и пассажировместимостью 163 тыс. мест принадлежат пароходствам и портам, которые выполняют 90% всей транспортной работы на внутренних водных путях.

Структурный состав этих судов следующий:

- пассажирские и грузопассажирские — 9%,

- остальные — вспо­могательного, технического и специального назначения.

В общей структуре грузовых судов:

- 23% приходится на самоходные сухо­грузные,

- 11% — на самоходные наливные (танкеры),

- остальные на несамоходные сухогрузные суда.

Сложившаяся структура судов, ис­пользуемых на внутреннем водном транспорте, не оптимальна. Она не соответствует сложившимся характеристикам грузопото­ков и судоходным условиям перевозок.

Грузовые суда вынужде­ны работать с неполной нагрузкой из-за малых глубин судовых ходов. Количество несамоходных судов не соответствует количе­ству потребных буксиров-толкачей. Испытывается дефицит су­дов для палубной перевозки грузов. Многие суда устарели (мо­рально и физически) и требуют списания.

Согласно программе «Возрождение торгового флота России», принятой в 1992 г., надлежало списать по срокам службы 48% всех транспортных судов, в том числе 232 судна, работающих на загранперевозках. За 8 лет (1993-2000 гг.) было намечено построить и модернизировать 1810 судов, в том числе 516 для доставки внеш­неторговых грузов. За 6 лет с начала 1993г. было построено и модернизировано 380 судов, в том числе 272 судна смешанного плавания « река-море». Строительство вы­полнялось в основном на зарубежных верфях преимущественно за счет средств судовладельцев, кредиторов иностранных банков.

Общая потребность России в судах класса «река-море» увеличи­вается с каждым годом. Сегодня на перевозках российских внешне­торговых грузов занято более 700 таких судов, принадлежащих различным судовладельцам. Эти суда обеспечивают транспортныесвязи с иностранными портами 45 стран.

Порты.

На внутренних водных путях функционируют:

- порты общего пользования;

- порты, принадлежащие промышленным предприятиям, и

- причалы, арендуемые клиентурой.

По назначению порты подразделяют на:

Грузовые порты осуществляют пере­валку грузов с водного на смежные виды транспорта и обратно. Их подразделяют на универсальные и специализиро­ванные. Универсальные порты служат для перевалки самых разнооб­разных грузов, а специализированные предназначены для перевалки грузов определенных видов.

По объему и характеру работы порты и портопункты в зави­симости от грузооборота и объема отправления пассажиров клас­сифицируют на четыре категории.

Общий объем перевалки грузов в портах внутреннего водного транспорта составил в 1999 г. 134,4 млн. т, в том числе экспорт­но-импортных грузов 9 млн. т. В этих портах функционируют 835 грузовых и грузопассажирских причалов общей протяженностью 100 км. В парке перегрузочных средств, используемых на грузовых причалах портов, насчитывается 4,2 тыс. единиц техники. Степень ее изношенности достигает 80%. Поэтому эксплуатируемый парк портовых перегрузочных средств нуждается в активном обновле­нии и пополнении.

Текст ГОСТ Р 58741-2019 Причальные сооружения малого флота. Общие положения

ПО ТЕХНИЧЕСКОМУ РЕГУЛИРОВАНИЮ И МЕТРОЛОГИИ


НАЦИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПРИЧАЛЬНЫЕ СООРУЖЕНИЯ МАЛОГО ФЛОТА

Общие положения


Москва Стандартинформ 2020

Предисловие

1 РАЗРАБОТАН Обществом с ограниченной ответственностью «Техречсервис» (ООО «Техреч-сервис»)

2 ВНЕСЕН Техническим комитетом по стандартизации ТК 032 «Внутренний водный транспорт»

4 ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ

© Стандартинформ, оформление, 2020

Настоящий стандарт не может быть полностью или частично воспроизведен, тиражирован и распространен в качестве официального издания без разрешения Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии

Содержание

1 Область применения

2 Нормативные ссылки

3 Термины и определения

4 Общие положения

5 Размещение судов на акватории

5.1 Каналы и фарватеры

5.2 Внутренние каналы и фарватеры

5.3 Глубины каналов

5.4 Организация и конфигурация причалов

6 Устройство причальных сооружений

6.1 Береговое причальное сооружение

6.2 Причальные сооружения на сваях

6.3 Плавучие причальные сооружения

6.4 Виды плавучих причальных сооружений

6.5 Фиксация плавучих причальных сооружений

7 Основные требования к элементам причальных сооружений

Введение

Настоящий стандарт является элементом системы стандартизации объектов отдыха. Причальные сооружения являются элементом инфраструктуры маломерного флота.

ГОСТ Р 58741—2019

НАЦИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПРИЧАЛЬНЫЕ СООРУЖЕНИЯ МАЛОГО ФЛОТА

Mooring facilities of the small fleet. General provisions

Дата введения — 2020—07—01

1 Область применения

Настоящий стандарт устанавливает характеристики причальных сооружений для малых судов и их оборудования, а также правила и общие принципы в отношении объектов стандартизации.

2 Нормативные ссылки

В настоящем стандарте использована нормативная ссылка на следующий стандарт:

ГОСТ Р 57617—2017 Объекты отдыха, развлечения, культуры и спорта на открытой водной поверхности и их инфраструктура. Термины и определения

Примечание — При пользовании настоящим стандартом целесообразно проверить действие ссылочных стандартов в информационной системе общего пользования — на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет или по ежегодному информационному указателю «Национальные стандарты», который опубликован по состоянию на 1 января текущего года, и по выпускам ежемесячного информационного указателя «Национальные стандарты» за текущий год. Если заменен ссылочный стандарт, на который дана недатированная ссылка, то рекомендуется использовать действующую версию этого стандарта с учетом всех внесенных в данную версию изменений. Если заменен ссылочный стандарт, на который дана датированная ссылка, то рекомендуется использовать версию этого стандарта с указанным выше годом утверждения (принятия). Если после утверждения настоящего стандарта в ссылочный стандарт, на который дана датированная ссылка, внесено изменение, затрагивающее положение, на которое дана ссылка, то это положение рекомендуется применять без учета данного изменения. Если ссылочный стандарт отменен без замены, то положение, в котором дана ссылка на него, рекомендуется применять в части, не затрагивающей эту ссылку.

3 Термины и определения

В настоящем стандарте применены термины по ГОСТ Р 57617, а также следующие термины с соответствующими определениями:

1 швартовное устройство: Устройство, предназначенное для швартовки и удержания судна.

2 швартовная тумба: Швартовное устройство в форме невысокого столба грибовидной или крюковидной формы.

3 кнехт: Швартовное устройство в виде парной швартовной тумбы.

4 причальный рым: Швартовное устройство в виде металлического кольца, закрепленного на причале, служащего для крепления канатов швартующихся судов.

5 отбойное устройство: Устройство, предназначенное для предохранения от повреждения причального сооружения и корпуса судна при подходе его к причалу или во время его стоянки при волнении.

6 служебный причал: Причал, предназначенный для швартовки и стоянки служебно-вспомогательных судов, судов надзорных органов.

7 причальное сооружение: Устройство или сооружение, предназначенное для безопасных подхода и стоянки судов, сервисного обслуживания и ремонта судов; погрузки и выгрузки грузов; посадки и высадки людей.

8 акватория причального сооружения: Часть водного пространства, примыкающего к причальному сооружению, предназначенная для стоянки судов под загрузкой/разгрузкой, при посадке/высадке людей или при выполнении операций по обслуживанию судов, а также для маневров судов.

9 причал: Участок причального сооружения, предназначенный для стоянки и швартовке одного судна.

10 береговое причальное сооружение: Причальное сооружение, часть конструкции которого расположена на берегу.

11 пирс: Причальное сооружение, выступающее от берега в акваторию и допускающее швартовку судов не менее чем с двух сторон.

12 гостевое причальное сооружение: Причальное сооружение, предназначенное для стоянки и обслуживания судов, не приписанных к стоянке.

13 мол: Оградительное сооружение, примыкающее одним концом к берегу.

14 волнолом: Оградительное сооружение, обе оконечности которого не соединяются с берегом.

15 дамба: Береговое гидротехническое защитное сооружение для регулирования водных потоков.

16 швартов (швартовый конец): Канат (трос), с помощью которого судно закрепляется у причала.

Примечание — Швартовый конец должен иметь, как минимум, с одной стороны петлю.

17 швартовка: Подход и закрепление судна с помощью канатов (тросов) к причальному сооружению или к другому судну.

18 карман: Акватория между двумя причальными пальцами.

4 Общие положения

4.1 Причальные сооружения для малых судов могут представлять из себя одиночное устройство и/или сооружение, а также комплекс причальных сооружений, устройств и оборудования.

4.2 Причальные сооружения могут состоять из береговых, свайных и плавучих сооружений и устройств.

4.3 Береговые сооружения могут быть в виде причальной набережной, пирса, набережной-эстакады.

4.4 Плавучими причальными сооружениями могут быть суда, плавучие сооружения и конструкции.

4.5 Для швартовки и стоянки судов в акватории используют швартовные устройства (тумбы, кнехты, причальные рымы, утки и др.), а также отбойные устройства.

4.7 Причальное сооружение и его элементы должны иметь нескользящее покрытие — настил и обеспечивать безопасное перемещение по его поверхности.

4.8 Плавучие причальные сооружения должны надежно швартоваться к берегу или закрепляться на акватории.

4.9 Планировка акватория должна обеспечивать безопасное размещение причальных сооружений, иметь каналы и фарватеры.

5 Размещение судов на акватории

5.1 Каналы и фарватеры

5.1.3 Ширина входного канала зависит от ряда факторов, основными из которых являются следующие:

- воздействие ветра, волн и течений, которое может уменьшить маневренность судна;

- количество судов на стоянке;

- типы и размеры судов.

5.1.4 Предпочтительная ширина входного канала составляет 30 м или 6 • В, м; в зависимости от того, что является минимальным, где В — ширина корпуса судна, м.

5.1.5 Расширение канала может быть необходимо:

- когда канал изменяет направление;

- используются волноломы при входе в акваторию стоянки;

- при высоких приливах (в этом случае должны быть использованы маркеры для обозначения краев канала).

5.1.6 Для того, чтобы свести к минимуму проникновения волн в акваторию, допустимо сузить ширину входного канала короткими волноломами.

5.2 Внутренние каналы и фарватеры

5.2.1 Внутренний канал в акватории стоянки должен позволять движение судна между входным каналом и проходами (рисунок 1).

5.2.2 При определении ширины внутренних каналов и ширины фарватера необходимо учитывать ширину наиболее крупного безмоторного парусного или многокорпусного судна, приписанных к стоянке.

5.2.3 Фарватер должен обеспечивать ход между рядами мостиков и пальцами причального сооружения.

5.2.4 В местах, где скорость ветра до 0,5 м/с, для определения ширины внутреннего канала и фарватера можно использовать нижеследующие параметры.

Ширина внутренних каналов и фарватеров должна быть следующей:

- минимальная ширина — 20 м или 1,5 • L, м, в зависимости от того, что больше, где L — длина самого большого судна, м;

• предпочтительная ширина — 25 м или 1,75 • L, м. в зависимости от того, что больше.

Ширина дорожек фарватера (рисунок 2):

- минимальная ширина — 1,5 • L, м;

- предпочтительная ширина — 1,75 • L, м.

Там, где скорость ветра превышает 0,5 м/с, ширина внутренних каналов и фарватеров должны быть увеличена на столько, чтобы обеспечить движение судна вдоль канала.


5.2.5 Более крупные суда должны располагаться в отдельной части акватории, чтобы избежать столкновений.

5.3 Глубины каналов

Глубина во входном канале принимается с учетом следующих факторов:

- проектами судов, использующих причальные сооружения;

- волнового режима вне акватории;

- заиливания дна входного канала;

- перспектив расширения причальных сооружений.

5.4 Организация и конфигурация причалов

5.4.1 Причальные сооружения небольших судов из пары причальных пальцев или свай (буев) подразделяют на причалы для одного судна и причалы для двух судов.

5.4.2 Причальное сооружение для одного судна между причальными пальцами или сваями (буями) представлено на рисунке 3, а на два судна — на рисунке 4.




5.4.3 Минимальное расстояние между судами на причальном сооружении с двумя причалами, должно быть 0,2 • L, м, но не более 3,0 м.

5.4.4 Минимальная ширина причального сооружения при нормальных нагрузках выбирается в соответствии с таблицей 1.

Таблица 1 — Минимальные размеры ширины причального сооружения для однокорпусных судов

ГОСТ Р 58741-2019

НАЦИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПРИЧАЛЬНЫЕ СООРУЖЕНИЯ МАЛОГО ФЛОТА

Mooring facilities of the small fleet. General provisions

Дата введения 2020-07-01

Предисловие

1 РАЗРАБОТАН Обществом с ограниченной ответственностью "Техречсервис" (ООО "Техречсервис")

2 ВНЕСЕН Техническим комитетом по стандартизации ТК 032 "Внутренний водный транспорт"

4 ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ

Правила применения настоящего стандарта установлены в статье 26 Федерального закона от 29 июня 2015 г. N 162-ФЗ "О стандартизации в Российской Федерации". Информация об изменениях к настоящему стандарту публикуется в ежегодном (по состоянию на 1 января текущего года) информационном указателе "Национальные стандарты", а официальный текст изменений и поправок - в ежемесячном информационном указателе "Национальные стандарты". В случае пересмотра (замены) или отмены настоящего стандарта соответствующее уведомление будет опубликовано в ближайшем выпуске ежемесячного информационного указателя "Национальные стандарты". Соответствующая информация, уведомление и тексты размещаются также в информационной системе общего пользования - на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет (www.gost.ru)

ВНЕСЕНА поправка, опубликованная в ИУС N 9, 2020 год

Поправка внесена изготовителем базы данных

Введение

Настоящий стандарт является элементом системы стандартизации объектов отдыха. Причальные сооружения являются элементом инфраструктуры маломерного флота.

1 Область применения

Настоящий стандарт устанавливает характеристики причальных сооружений для малых судов и их оборудования, а также правила и общие принципы в отношении объектов стандартизации.

2 Нормативные ссылки

В настоящем стандарте использована нормативная ссылка на следующий стандарт:

ГОСТ Р 57617-2017 Объекты отдыха, развлечения, культуры и спорта на открытой водной поверхности и их инфраструктура. Термины и определения

Примечание - При пользовании настоящим стандартом целесообразно проверить действие ссылочных стандартов в информационной системе общего пользования - на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет или по ежегодному информационному указателю "Национальные стандарты", который опубликован по состоянию на 1 января текущего года, и по выпускам ежемесячного информационного указателя "Национальные стандарты" за текущий год. Если заменен ссылочный стандарт, на который дана недатированная ссылка, то рекомендуется использовать действующую версию этого стандарта с учетом всех внесенных в данную версию изменений. Если заменен ссылочный стандарт, на который дана датированная ссылка, то рекомендуется использовать версию этого стандарта с указанным выше годом утверждения (принятия). Если после утверждения настоящего стандарта в ссылочный стандарт, на который дана датированная ссылка, внесено изменение, затрагивающее положение, на которое дана ссылка, то это положение рекомендуется применять без учета данного изменения. Если ссылочный стандарт отменен без замены, то положение, в котором дана ссылка на него, рекомендуется применять в части, не затрагивающей эту ссылку.

3 Термины и определения

В настоящем стандарте применены термины по ГОСТ Р 57617, а также следующие термины с соответствующими определениями:

1 швартовное устройство: Устройство, предназначенное для швартовки и удержания судна.

2 швартовная тумба: Швартовное устройство в форме невысокого столба грибовидной или крюковидной формы.

3 кнехт: Швартовное устройство в виде парной швартовной тумбы.

4 причальный рым: Швартовное устройство в виде металлического кольца, закрепленного на причале, служащего для крепления канатов швартующихся судов.

5 отбойное устройство: Устройство, предназначенное для предохранения от повреждения причального сооружения и корпуса судна при подходе его к причалу или во время его стоянки при волнении.

6 служебный причал: Причал, предназначенный для швартовки и стоянки служебно-вспомогательных судов, судов надзорных органов.

7 причальное сооружение: Устройство или сооружение, предназначенное для безопасных подхода и стоянки судов, сервисного обслуживания и ремонта судов; погрузки и выгрузки грузов; посадки и высадки людей.

8 акватория причального сооружения: Часть водного пространства, примыкающего к причальному сооружению, предназначенная для стоянки судов под загрузкой/разгрузкой, при посадке/высадке людей или при выполнении операций по обслуживанию судов, а также для маневров судов.

9 причал: Участок причального сооружения, предназначенный для стоянки и швартовке одного судна.

10 береговое причальное сооружение: Причальное сооружение, часть конструкции которого расположена на берегу.

11 пирс: Причальное сооружение, выступающее от берега в акваторию и допускающее швартовку судов не менее чем с двух сторон.

12 гостевое причальное сооружение: Причальное сооружение, предназначенное для стоянки и обслуживания судов, не приписанных к стоянке.

13 мол: Оградительное сооружение, примыкающее одним концом к берегу.

14 волнолом: Оградительное сооружение, обе оконечности которого не соединяются с берегом.

15 дамба: Береговое гидротехническое защитное сооружение для регулирования водных потоков.

16 швартов (швартовый конец): Канат (трос), с помощью которого судно закрепляется у причала.

Примечание - Швартовый конец должен иметь, как минимум, с одной стороны петлю.

17 швартовка: Подход и закрепление судна с помощью канатов (тросов) к причальному сооружению или к другому судну.

18 карман: Акватория между двумя причальными пальцами.

4 Общие положения

4.1 Причальные сооружения для малых судов могут представлять из себя одиночное устройство и/или сооружение, а также комплекс причальных сооружений, устройств и оборудования.

4.2 Причальные сооружения могут состоять из береговых, свайных и плавучих сооружений и устройств.

4.3 Береговые сооружения могут быть в виде причальной набережной, пирса, набережной-эстакады.

4.4 Плавучими причальными сооружениями могут быть суда, плавучие сооружения и конструкции.

4.5 Для швартовки и стоянки судов в акватории используют швартовные устройства (тумбы, кнехты, причальные рымы, утки и др.), а также отбойные устройства.

4.7 Причальное сооружение и его элементы должны иметь нескользящее покрытие - настил и обеспечивать безопасное перемещение по его поверхности.

4.8 Плавучие причальные сооружения должны надежно швартоваться к берегу или закрепляться на акватории.

4.9 Планировка акватория должна обеспечивать безопасное размещение причальных сооружений, иметь каналы и фарватеры.

5 Размещение судов на акватории

5.1 Каналы и фарватеры


5.1.3 Ширина входного канала зависит от ряда факторов, основными из которых являются следующие:

- воздействие ветра, волн и течений, которое может уменьшить маневренность судна;

- количество судов на стоянке;

- типы и размеры судов.

5.1.4 Предпочтительная ширина входного канала составляет 30 м или 6·В, м; в зависимости от того, что является минимальным, где В - ширина корпуса судна, м.

5.1.5 Расширение канала может быть необходимо:

- когда канал изменяет направление;

- используются волноломы при входе в акваторию стоянки;

- при высоких приливах (в этом случае должны быть использованы маркеры для обозначения краев канала).

5.1.6 Для того, чтобы свести к минимуму проникновения волн в акваторию, допустимо сузить ширину входного канала короткими волноломами.

5.2 Внутренние каналы и фарватеры

5.2.1 Внутренний канал в акватории стоянки должен позволять движение судна между входным каналом и проходами (рисунок 1).

5.2.2 При определении ширины внутренних каналов и ширины фарватера необходимо учитывать ширину наиболее крупного безмоторного парусного или многокорпусного судна, приписанных к стоянке.

5.2.3 Фарватер должен обеспечивать ход между рядами мостиков и пальцами причального сооружения.

5.2.4 В местах, где скорость ветра до 0,5 м/с, для определения ширины внутреннего канала и фарватера можно использовать нижеследующие параметры.

Ширина внутренних каналов и фарватеров должна быть следующей:

- минимальная ширина - 20 м или 1,5·L, м, в зависимости от того, что больше, где L - длина самого большого судна, м;

- предпочтительная ширина - 25 м или 1,75·L, м, в зависимости от того, что больше.

Ширина дорожек фарватера (рисунок 2):

- минимальная ширина - 1,5·L, м;

- предпочтительная ширина - 1,75·L, м.

Там, где скорость ветра превышает 0,5 м/с, ширина внутренних каналов и фарватеров должны быть увеличена на столько, чтобы обеспечить движение судна вдоль канала.


5.2.5 Более крупные суда должны располагаться в отдельной части акватории, чтобы избежать столкновений.

Причал — это комплекс сооружений, оборудования и устройств, тех­нологически связанных между собой и обеспечивающих обработку судна. Причальными называются гидротехнические сооружения, являющиеся ос­новным элементом причалов и предназначенные для швартовки и стоянки судов при производстве перегрузочных работ, снабжении судна всем необ­ходимым, посадки и высадки пассажиров, ремонте и отстое судов.

Размеры причальных сооружений должны соответствовать расчет­ным судов, обеспечивать удобство подхода швартовки, безо­пасности стоянки и производства перегрузочных операций. К основным размерам причалов относят их длину, глубину у причала, возвышение вер­ха причала над расчётным уровнем воды (отметка кордона) и ширину прилегающей к кордону территории. Кордон или линия кордона - это ли­ния пересечения верхней горизонтальной плоскости причального соору­жения и его лицевой (морской) грани. Вдоль всей линии кор­дона устраивают предохранительное устройство - брус, а также железобетонный лоток (потерна) для прокладки в нём инженерных сетей (и, сети водопровода и связи).

В зависимости от рода груза, направления грузопотока, типа и размеренна судов предусмотрена специализация (классификация) причалов по грузовым районам порта:

• для генеральных грузов (штучные, металлоизделия и оборудо­вание);

• для зерновых грузов;

• для лесных грузов:

• для наливных грузов;

Только при малом грузообороте допускается совместная и переработка грузов разного рода, если это не противоречит ирным, противопожарным требованиям и условиям сохранности грузов.

Причальные сооружения классифицируются в основном по I положению в плане и конструктивным признакам.

Расположение в плане. Сооружения, устроенные вдоль береговой к 1.1. называются набережными. Если сопряжение берега набережными стенками. Часто встречаются и сооружения сквозной конструкции в виде опор из свай или свай-оболочек. Такие причальные сооружения называются набережными эстакадами.

Пирсы - сооружения выступающие в акваторию и имеющие двусторонний (узкие пирсы) или трёхсторонний (широкие пирсы) доступ для судов. Узкие пирсы обычно имеют ширину менее 50 м и сооружаются в виде эстакад. Широкие пирсы шириной 150-300 м, как правило, выполняются в виде сплошных стенок по периметру с трёх сторон (причальные сооружения), а территорию пирса образовывают засыпкой из камня, щебня и песка.

Дня приёма судов с большой осадкой впереди набережных или пирсов иногда устраивают сквозные сооружения, получившие название оторочек. Оторочки верхним строением примыкают с одинаковой от­меткой к основным причальным сооружениям.

Рейдовые причалы устраиваются, как правило, на открытых рейдах для наливных грузов и благодаря большим глубинам позволяют произ­водить швартовку крупнотоннажных танкеров. С берегом рейдовые при­чалы соединены надводной конструкцией обычно эстакадного типа.

Плавучие причалы являются разновидностью рейдовых причалов и применяются при значительных колебаниях уровня моря и при отсутст­вии достаточных глубин для доступа судов к стационарным причалам в порту. С берегом они соединены подводными трубопроводами.

Конструктивные признаки. Несмотря на разнообразие конструк­ций причальных сооружений, имеются общие признаки, объединяющие их. Они разделяются на четыре типа: гравитационные, сквозные, тонко­стенные и комбинированные причальные сооружения.

Гравитационные причальные сооружения отличаются массивностью. Их устойчивость сдвигу от давления грунта и от натяжения швартовов суд­на обеспечивается силой трения по подошве сооружения. Устойчивость на опрокидывание вокруг внешнего ребра обеспечивается весом самого сооружения. Кроме того, благодаря значительной ширине подошвы, давление на основание невелико, чем и обеспечивается его прочность.

Сквозные (свайные) сооружения устраиваются на отдельных опорах (сваях, сваях-оболочках). В экономическом отношении они становятся выгодными с увеличением глубин и, особенно, при слабых грунтах осно­вания, когда применение гравитационных сооружений значительно удо­рожает строительство. Их вес невелик и устойчивость подобных соору­жений обеспечивается сопротивлением грунта, в который погружены сваи и сваи-оболочки.

Сплошные тонкостенные конструкции (больверки) имеют также как и гравитационные, сплошную лицевую (рань. Стенка возводится из погружаемых в грунт дна вплотную друг к другу металлических или же­лезобетонных. Из-за сравнительно небольшого веса их устой­чивость на сдвиг обеспечивается сопротивлением грунта по заглублен­ной части стенки, а сама стенка от опрокидывания удерживается анкер­ными тягами.

Комбинированные причальные сооружения сочетают в себе свойст­ва как гравитационных, так и сквозных конструкций. При больших диа­метрах опор (например, в виде погруженных в грунт железобетонных оболочек-колодцев) устойчивость их сдвигу и опрокидыванию обеспе­чивается совместным действием сил трения и отпора грунта.

Для нормальной эксплуатации причалы должны быть оснащены целым комплексом вспомогательных устройств. Важнейшими являются устройства, предназначенные для защиты причалов от повреждений при подходе и стоянки судов у причалов, так называемые отбойные приспособления, и устройства, которые позволяют закрепить суда у причалов и ограничить их перемещения под воздействием ветра и течений, так называемые швартовные устройства.

Отбойные приспособления могут быть двух типов: в виде жестких конструкций и типа амортизаторов. Жесткие отбойные приспособления только защищают от повреждений те элементы причала, которые непосредственно соприкасаются с судном.

В этом случае нагрузки от судов полностью воспринимаются причальными сооружениями.

Отбойные приспособления типа амортизаторов, кроме непосредственной защиты конструкций, поглощают часть энергии швартующегося судна, применяются на причалах для крупнотоннажных судов.

Отбойные приспособления должны иметь относительно небольшие размеры к причальной линии, быть простыми и надежными в работе и легко взаимозаменяемыми. Кроме того, отбойные приспособления должны выполняться из недефицитных материалов и иметь невысокую стоимость.

Надежная и безопасная эксплуатация судов, стоящих у причалов, наряду с применением отбойных приспособлений обеспечивается наличием достаточного числа удачно размещенных швартовных канатов и швартовных устройств, к которым относятся тумбы, рымы, гаки.

Швартовные канаты.

Канаты могут быть изготовлены из стальных проволок, органических и искусственных волокон. Стальные канаты отличаются между собой числом прядей, числом проволок в прядях, характером свивки и т.п. Канаты из органических волокон в зависимости от вида применяемого материала могут быть пеньковыми, манильскими и сизальскими, которые изготавливаются из волокон соответственно конопли, бананового дерева и агавы. Канат пеньковый может быть несмоленый (бельный) и смоленый (не боится сырости). Для изготовления швартовных канатов в последнее время все чаще применяют синтетические материалы: нейлон, капрон, перлон. По своим эксплуатационным свойствам (прочности, водостойкости, гибкости и т.п.) эти канаты значительно превосходят лучшие канаты из растительных волокон. Важнейшими характеристиками швартовных канатов являются их разрывные усилия и их деформативные свойства. При стоянке судна у причала оно закрепляется с помощью швартовных канатов, заводимых за швартовные устройства.

Все швартовные канаты делятся на следующие группы: носовые, кормовые, прижимные, шпринги (рис. а)


Схемы швартовки судов и расстановки тумб и палов

а – швартовка на причале общего назначения; б – расстановка палов нефтепричала с односторонней швартовкой; в – швартовка танкеров у нефтепричала; 1 – кормовые продольные; 2 – прижимные; 3 – шпринги; 4 – носовые продольные; 5 – концевые (усиленные) тумбы; 6 – штормовые (усиленные) тумбы; 7 – рядовые тумбы; 8 – швартовные палы; 9 – основные отбойные палы; 10 – вспомогательные отбойные палы (для малых судов); 11 – технологическая площадка; 12 – соединительная эстакада

При проектировании специализированных причалов для возможности рациональной расстановки швартовных устройств и отбойных приспособлений необходимо соблюдать некоторые соотношения для расстояний между палами (рис. б), которые на основании практических данных находятся в пределах: A/L = 1,25 – 1,55; E/L = 0,4 ; D/L = 0,5; D1/L< 0,3; C/L = 0,1; P/L = 0,4 – 0,7.

В зависимости от размерений конкретных судов и их расстановки у причала необходимо также определять углы швартовов в вертикальной плоскости. Длина носовых и кормовых продольных 60 – 120 м, прижимных 40 – 80, шпрингов 30 – 70 м. Указанные рекомендации в конкретных условиях нередко приходится корректировать.

На причалах в виде набережных-стенок для штучных, навалочных и других грузов, обслуживающих суда различных размерений, швартовные тумбы устанавливают на расстоянии 0,5 – 1 м от линии кордона с шагом 20 – 30 м вдоль причала. Иногда, особенно в районах с сильными ветрами, при швартовке крупнотоннажных судов, кроме основных рядовых прикордонных тумб, устанавливают более мощные тумбы у концов причалов (рис. а). Для восприятия усилий при штормах дополнительно устанавливают штормовые тумбы в тыловой зоне, т.е. обычно за подкрановыми и ЖД путями. После получения штормового предупреждения и прекращения перегрузочных работ на причале швартовы заводят за эти тумбы.

На специализированных причалах, например для танкеров, швартовные тумбы располагают несколько иначе, обеспечивая наиболее надежное раскрепление судна при действии ветра и волнения. Основные швартовные устройства – тумбы монтируют на швартовных палах. Дополнительные тумбы меньшей мощности могут быть установлены на технологической площадке других конструкциях сооружения (рис. в).

Иногда для крупнотоннажных судов устанавливают швартовные бочки, на которые заводят дополнительные швартовы. Также могут быть установлены отдельно стоящие сооружения, не соединенные с конструкцией самого причала, для восприятия горизонтальных нагрузок при швартовке – палы.

Швартовные устройства.

Наиболее распространенным видом швартовного устройства являются тумбы, которые выполняются пустотелыми из чугуна и стали. Причальные тумбы стандартизированы, Размер тумбы подбирается исходя из значения швартовного усилия для расчетного судна. Тумбы могут быть одноголовые и двухголовые (рис. а, в). Применяются также тумбы с круглым симметричным козырьком, которые иногда называют битенгами (рис. б).

Виды швартовных тумб

а – одноголовая;

б – с ассиметричной головой – битенг;

в - двухголовая

Опорная плита тумбы устанавливается непосредственно на поверхности бетона верхнего строения с подливкой цементного раствора и прикрепляется к сооружению анкерными болтами. Для швартовки катеров и малотоннажных судов используются рымы, кольца или скобы. Кроме того, около места установки рымов закрепляются стремянки, облегчающие выход из малых судов на территорию у причала.

Отбойные приспособления.

Можно разделить на несколько групп : деревянные, гидравлические и гидропневматические, пружинные, резиновые и т.д.


Наиболее простым видом отбойного приспособления из дерева являются рамы.

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: