Это право наций на самоопределение и создание различных форм национальной государственности

Обновлено: 18.04.2024

Октябрьская революция рабочих и крестьян началась под общим знаменем раскрепощения.
Раскрепощаются крестьяне от власти помещиков, ибо нет больше помещичьей собственности на землю - она упразднена. Раскрепощаются солдаты и матросы от власти самодержавных генералов, ибо генералы отныне будут выборными и сменяемыми. Раскрепощаются рабочие от капризов и произвола капиталистов, ибо отныне будет установлен контроль рабочих над заводами и фабриками. Все живое и жизнеспособное раскрепощается от ненавистных оков.
Остаются только народы России, терпевшие и терпящие гнет и произвол, к раскрепощению которых должно быть приступлено немедленно, освобождение которых должно быть проведено решительно и бесповоротно.
В эпоху царизма народы России систематически натравливались друг на друга. Результаты такой политики известны: резня и погромы с одной стороны, рабство пародов - с другой.
Этой позорной политике натравливания нет и не должно быть возврата. Отныне она должна быть заменена политикой добровольного и честного союза народов России.
В период империализма, после Февральской революции, когда власть перешла в руки кадетской буржуазии, неприкрытая политика натравливания уступила место политике трусливого недоверия к народам России, политике придирок и провокаций, прикрывающейся словесными заявлениями о "свободе" и "равенстве" народов. Результаты такой политики известны: усиление национальной вражды, подрыв взаимного доверия.
Этой недостойной политике лжи и недоверия, придирок и провокации должен быть положен конец. Отныне она должна быть заменена открытой и честной политикой, ведущей к полному взаимному доверию народов России.
Только в результате такого доверия может сложиться честный и прочный союз народов России.
Только в результате такого союза могут быть спаяны рабочие и крестьяне народов России в одну революционную силу, способную устоять против всяких покушений со стороны империалистско-аннексионистской буржуазии.
Съезд Советов в июне этого года *(2) провозгласил право народов России на свободное самоопределение.
Второй Съезд Советов в Октябре этого года подтвердил это неотъемлемое право народов России более решительно и определенно *(3) .
Исполняя волю этих Съездов, Совет Народных Комиссаров решил положить в основу своей деятельности по вопросу о национальностях России следующие начала:
1. Равенство и суверенность народов России.
2. Право народов России на свободное самоопределение, вплоть до отделения и образования самостоятельного государства.
3. Отмена всех и всяких национальных и национально-религиозных привилегий и ограничений.
4. Свободное развитие национальных меньшинств и этнографических групп, населяющих территорию России.
Вытекающие отсюда конкретные декреты будут выработаны немедленно после конструирования комиссии по делам национальностей *(4).

[15 (2) ноября 1917 г.]

Распубликовано в ь 4 "Газеты Временного Рабочего и Крестьянского Правительства" от 16 (3) ноября 1917 г.
СУ РСФСР, 1917, ь 2, ст.18.

______________________________
*(1) Декларация была подписана "именем Республики Российской" Председателем Совета Народных Комиссаров В.И.Лениным и Народным Комиссаром по делам национальностей И.В.Сталиным.
*(2) Первый Всероссийский съезд Советов происходил в Петрограде 10 (.4) июня - 7 июля (24 июня) 1917 г. В резолюции по национальному вопросу 1 съезд Советов предлагал временному правительству принять декларацию "О признании за всеми народами права самоопределения вплоть до отделении, осуществляемого путем соглашении во всенародном Учредительном собрании". Вместе с тем эта резолюция меньшевистско-эсеровского большинства съезда, поддерживавшего контрреволюционную политику Временного правительства, указывала, что "Съезд высказывается против попыток разрешения национальных вопросов до Учредительного Собрания явочным порядком, путем обособления от России отдельных ее частей . " ("Первый Всероссийский Съезд Советов Р. и С. Д.", т.II. М. - Л., Соцэкгиз, 1931, стр.168, 169).
*(3) Второй Всероссийский съезд Советов в обращении к "Рабочим, солдатам и крестьянам!" провозгласил, что Советская власть "обеспечит всем нациям, населяющим Россию, подлинное право на самоопределение". Принцип самоопределения и полного равноправия нации был провозглашен также в декрете о мире.
*(4) Имеется в виду создание Народного комиссариата по делам национальностей. В составе Наркомнаца в начале ноября 1917 г. был организован комиссариат по польским делам, в конце ноября - по литовским; в январе 1918 г. возникли комиссариаты: мусульманский, белорусский, еврейский, армянский; в марте - латышский. С апреля по июнь 1918 г. возникли отделы: эстонский, чувашский, киргизский, немцев-колонистов, украинский и чехословацкий (см. "Народный комиссариат по делам национальностей. Отчет о деятельности 1 ноября 1917 г. - 20 июня 1918 г.". М., 1918, стр.6). Национальные комиссариаты являлись основными органами Наркомнаца, в задачу которых входило: "1) информирование Советской власти о нуждах данной национальности, 2) информирование национальностей о всех шагах и мероприятиях Советской власти, 3) удовлетворение через органы Советской власти культурно просветительских нужд масс населения данной национальности, 4) самая широкая массовая агитация и пропаганда идей Советской власти между массами данной национальности, 5) улаживание всякого рода конфликтов, возникающих между органами Советской власти и национальностями, 6) выработка на началах Советской Конституции оснований и положений административно-территориальной национальной автономии там, где это требуется особыми экономическими и территориальными условиями" (там же, стр.5).

Право народов на самоопределение — в конституционном и международном праве — право народов (наций) определять форму своего государственного существования в составе другого государства или в виде отдельного государства. В общем смысле, это право той или иной группы людей (не обязательно объединённых по этническому принципу) на коллективный выбор своей общей судьбы. Лозунг «самоопределения наций» был одним из популярных большевистских лозунгов во время революции и гражданской войны в России.

Содержание

Право на самоопределение как принцип международного права

Право на самоопределение — один из общепризнанных принципов международного права. Он получил признание в процессе распада колониальной системы и закреплён в Декларации о предоставлении независимости колониальным странам и народам (принятой резолюцией № 1514 XV-ой Генеральной Ассамблеи ООН от 14 декабря 1960) и последующих международных пактах и декларациях ООН.

В Международном пакте об экономических, социальных и культурных правах и Международном пакте о гражданских и политических правах от 19 декабря 1966 (статья 1) сказано: «Все народы имеют право на самоопределение. В силу этого права они свободно устанавливают свой политический статус и свободно обеспечивают свое экономическое, социальное и культурное развитие… Все участвующие в настоящем Пакте государства… должны в соответствии с положениями Устава ООН поощрять осуществление права на самоопределение и уважать это право».

В Декларации о принципах международного права (от 24 октября 1970) значится: «В силу принципа равноправия и самоопределения народов, закреплённого в Уставе ООН, все народы имеют право свободно определять без вмешательства извне свой политический статус и осуществлять свое экономическое, социальное и культурное развитие, и каждое государство обязано уважать это право в соответствии с положениями Устава».

В этой же Декларации указывается, что способами осуществления права на самоопределение могут быть «создание суверенного и независимого государства, свободное присоединение к независимому государству или объединение с ним, или установление любого другого политического статуса».

Аналогичные принципы закреплены в документах Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе — Хельсинкском Заключительном акте 1975 года, Итоговом документе Венской встречи 1986 года, документе Копенгагенского совещания Конференции по человеческому измерению СБСЕ 1990 года и других международно-правовых актах.

Право наций на самоопределение провозглашалось ещё в начале XX века правительством США, а также российскими большевиками, закрепление которого было одним из основных требований и направлений начального периода их деятельности. Оно было декларировано во всех советских конституциях. Более того, Конституции социалистических федеративных государств - СССР и Югославии (СФРЮ) - включали положения о праве выхода республик из союза — в то же время такое право было предусмотрено лишь для союзных республик, но не для автономных образований.

Противоречие между правом на самоопределение и принципом территориальной целостности

Существует определённое противоречие между проведением в жизнь права народов на самоопределение и принципом территориальной целостности государства, гласящим, что территория государства не может быть изменена без его согласия. Неспособность сторон найти мирное решение такого противоречия приводит к усугублению национальных конфликтов, зачастую перерастающих в военное противостояние. При этом представители центральной государственной власти обычно приводят в качестве аргумента в защиту своей позиции утверждение о приоритете принципа территориальной целостности по отношению к праву на национальное самоопределение.

Между тем, существует мнение, что принцип территориальной целостности направлен исключительно на защиту государства от внешней агрессии. Именно с этим связана его формулировка в п. 4 ст. 2 Устава ООН: «Все члены ООН воздерживаются в их международных отношениях от угрозы силой или её применения как против территориальной неприкосновенности или политической независимости любого государства, так и каким-либо другим образом, несовместимым с Целями Объединённых Наций», и в Декларации о принципах международного права: «Каждое государство должно воздерживаться от любых действий, направленных на частичное или полное нарушение национального единства и территориальной целостности любого другого государства или страны».

Сторонники этого мнения указывают, что применение принципа территориальной целостности фактически подчинено осуществлению права на самоопределение - так, согласно Декларации о принципах международного права, в действиях государств «ничто не должно истолковываться как санкционирующее или поощряющее любые действия, которые вели бы к расчленению или к частичному или полному нарушению территориальной целостности или политического единства суверенных и независимых государств, соблюдающих в своих действиях принцип равноправия и самоопределения народов».

Таким образом, делается заключение, что принцип территориальной целостности неприменим к государствам, не обеспечивающем равноправие проживающих в нём народов и не допускающим свободное самоопределение таких народов.

Борьба за национальное освобождение и сепаратизм

Дать достаточно однозначный и нейтральный ответ на вопрос, чем национально-освободительное движение, борьба за осуществление «права на самоопределение» отличается от сепаратизма, не представляется возможным. Высказываемые точки зрения обычно крайне политизированны и связаны с текущей политической конъюнктурой.

Можно сказать только, что, как правило, «национально-освободительное движение» понимают как положительное, прогрессивное явление, которое поддерживают (или, по крайней мере, сочувствуют) широкие слои населения, тогда как «сепаратизм» — как бесполезное, либо отрицательное, выражаемое лишь меньшинствами.

В ходе всемирного исторического развития сепаратистские тенденции, стремление народов к самостоятельному существованию обычно уравновешиваются объединительными, интеграционными тенденциями, процессами объединения многонациональных государств или формирования межгосударственных объединений с большей или меньшей степенью интеграции.

Распространено мнение [1] , что создание огромных многонациональных «империй» рано или поздно приводило к их распаду — в связи с этим, можно говорить о распаде Вавилоно-персидской империи, Римской империи, Священной римской империи, Золотой орды, Османской империи, Австро-Венгрии, Британской империи, СССР и т. д.. Контрпримером к такой гипотезе является Китай. Также отмечается, что прекращали своё существование и многочисленные «неимперские» государства.

Право народов на самоопределение — в конституционном и международном праве — право народов (наций) определять форму своего государственного существования в составе другого государства или в виде отдельного государства. Кроме отделения подразумевается значительное количество возможностей самоопределения от полного отказа от каких-то особенных прав до самоуправления, автономии или различных форм культурного обособления [1] .

В общем смысле, это право той или иной группы людей (не обязательно объединённых по этническому принципу) на коллективный выбор своей общей судьбы.

Лозунг «самоопределения наций» был одним из популярных большевистских лозунгов во время революции и гражданской войны в России.

Содержание

Право на самоопределение как принцип международного права

Право на самоопределение — один из общепризнанных принципов международного права. Процесс становления этой нормы начался с 1792 г., когда присоединение папских Анклавов Авиньон и Венсенн к Франции произошло на основе плебисцита. [2] Он получил признание в процессе распада колониальной системы сначала в статье 1 вступившего в силу в 1945 году Устава ООН, а затем в Декларации о предоставлении независимости колониальным странам и народам (принятой резолюцией № 1514 XV-ой Генеральной Ассамблеи ООН от 14 декабря 1960 г.) и последующих международных пактах и декларациях ООН.

В Международном пакте об экономических, социальных и культурных правах и Международном пакте о гражданских и политических правах от 16 декабря 1966 г. (в обоих пактах — статья 1) закреплено: «Все народы имеют право на самоопределение. В силу этого права они свободно устанавливают свой политический статус и свободно обеспечивают свое экономическое, социальное и культурное развитие… Все участвующие в настоящем Пакте государства… должны в соответствии с положениями Устава ООН поощрять осуществление права на самоопределение и уважать это право».

В Декларации о принципах международного права (от 24 октября 1970 г.) значится: «В силу принципа равноправия и самоопределения народов, закреплённого в Уставе ООН, все народы имеют право свободно определять без вмешательства извне свой политический статус и осуществлять свое экономическое, социальное и культурное развитие, и каждое государство обязано уважать это право в соответствии с положениями Устава».

В этой же Декларации указывается, что способами осуществления права на самоопределение могут быть «создание суверенного и независимого государства, свободное присоединение к независимому государству или объединение с ним, или установление любого другого политического статуса».

Аналогичные принципы закреплены в документах Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе — Хельсинкском Заключительном акте 1975 года, Итоговом документе Венской встречи 1986 года, документе Копенгагенского совещания Конференции по человеческому измерению СБСЕ 1990 года и других международно-правовых актах.

Право наций на самоопределение провозглашалось ещё в начале XX века правительством США (В. Вильсон), а также российскими большевиками, закрепление которого было одним из основных требований и направлений начального периода их деятельности. Оно было декларировано во всех советских конституциях. Более того, Конституции социалистических федеративных государств — СССР и Югославии (СФРЮ) [источник не указан 669 дней] - включали положения о праве выхода республик из союза — в то же время такое право было предусмотрено лишь для союзных республик, но не для автономных образований.

Противоречие между правом на самоопределение и принципом территориальной целостности

Существует определённое противоречие между проведением в жизнь права народов на самоопределение и принципом территориальной целостности государства, гласящим, что территория государства не может быть изменена без его согласия. Неспособность сторон найти мирное решение такого противоречия приводит к усугублению национальных конфликтов, зачастую перерастающих в военное противостояние. При этом представители центральной государственной власти обычно приводят в качестве аргумента в защиту своей позиции утверждение о приоритете принципа территориальной целостности по отношению к праву на национальное самоопределение.

Между тем, существует мнение, что принцип территориальной целостности направлен исключительно на защиту государства от внешней агрессии. Именно с этим связана его формулировка в п. 4 ст. 2 Устава ООН: «Все члены ООН воздерживаются в их международных отношениях от угрозы силой или её применения как против территориальной неприкосновенности или политической независимости любого государства, так и каким-либо другим образом, несовместимым с Целями Объединённых Наций», и в Декларации о принципах международного права: «Каждое государство должно воздерживаться от любых действий, направленных на частичное или полное нарушение национального единства и территориальной целостности любого другого государства или страны».

Сторонники этого мнения указывают, что применение принципа территориальной целостности фактически подчинено осуществлению права на самоопределение - так, согласно Декларации о принципах международного права, в действиях государств «ничто не должно истолковываться как санкционирующее или поощряющее любые действия, которые вели бы к расчленению или к частичному или полному нарушению территориальной целостности или политического единства суверенных и независимых государств, соблюдающих в своих действиях принцип равноправия и самоопределения народов».

Таким образом, делается заключение, что принцип территориальной целостности неприменим к государствам, не обеспечивающим равноправие проживающих в нём народов и не допускающим свободное самоопределение таких народов.

4 октября 2011 на заседании ПАСЕ в Страсбурге была принята резолюция № 1832, согласно которой «право этнических меньшинств на самоопределение (. ) не предусматривает автоматического права на отделение [и] в первую очередь должно быть реализовано методом защиты прав меньшинств, как то означено в Рамочной конвенции Совета Европы о защите национальных меньшинств и в резолюции Ассамблеи № 1334 (2003) о положительном опыте автономных регионов как стимула для разрешения конфликтов в Европе» [3] .

Борьба за национальное освобождение и сепаратизм

Дать достаточно однозначный и нейтральный ответ на вопрос, чем национально-освободительное движение, борьба за осуществление «права на самоопределение» отличается от сепаратизма, не представляется возможным. Высказываемые точки зрения обычно крайне политизированны и связаны с текущей политической конъюнктурой.

Можно сказать только, что, как правило, «национально-освободительное движение» понимают как положительное, прогрессивное явление, которое поддерживают (или, по крайней мере, сочувствуют) широкие слои населения, тогда как «сепаратизм» — как бесполезное, либо отрицательное, выражаемое лишь меньшинствами.

В ходе всемирного исторического развития сепаратистские тенденции, стремление народов к самостоятельному существованию обычно уравновешиваются объединительными, интеграционными тенденциями, процессами объединения многонациональных государств или формирования межгосударственных объединений с большей или меньшей степенью интеграции.

Распространено мнение [4] , что создание огромных многонациональных «империй» рано или поздно приводило к их распаду — в связи с этим, можно говорить о распаде Вавилоно-персидской империи, Римской империи, Священной Римской империи, Золотой орды, Османской империи, Австро-Венгрии, Британской империи, Югославии, СССР и т. д. Распад империй обычно сопровождается образованием на их месте ряда национальных государств. Контрпримером к такой гипотезе является Китай - национальное государство ханьцев, присоединившее к себе почти все "наследие" маньчжурской империи Цин. Также отмечается, что прекращали своё существование и многочисленные «неимперские» государства.

ПРАВО НАЦИЙ НА САМООПРЕДЕЛЕНИЕ - право народов (наций) самостоятельно определять форму своего государственного существования. П.н. на с. предполагает свободное установление нацией различных форм отношений с другими народами на основе добровольного объединения в федеративное государство или создания автономии; это также правомочность отделения и образования независимого государства, определения его внутреннего устройства (право определять общественный строй, форму правления и т. д.). П.н. на с. - коллективное право народа, относящееся к общепризнанным нормам международного права.

П.н. на с. эволюционировало в ходе исторического развития. Оно родилось в XVI - XIX вв. в период национально-освободительных движений в Европе и американских колониях. Считалось, что основным принципом самоопределения является право на создание при любых обстоятельствах своего государства: "Одна нация - одно государство" (П. Манчини, Н.Я. Данилевский, А.Д. Градовский). Этот принцип распространялся только на "цивилизованные народы", предполагая существование колониальных владений и колониальных форм угнетения народов. В.И. Ленин использовал идею П.н. на с. как форму идеологической борьбы с государственностью царской России.

В конце XX в. П.н. на с. приобретает несколько иное содержание. Некоторые политологи считают, что в будущем самоопределение наций может быть реализовано в следующих трех основных формах: 1) отделение и создание самостоятельных государств; 2) вхождение в союзное государство и образование федеративных политических структур; 3) сохранение национальных государств путем создания более крупных межнациональных образований, как это происходит сейчас в Европейском сообществе.

Как и всякое право, П.н. на с. имеет свои границы, определенные нормами как национального, так и международного права. В частности, в Декларации о принципах международного права, касающихся дружественных отношений и сотрудничества между государствами, в соответствии с Уставом ООН от 24 октября 1970 г. указывается, что при реализации права народов на самоопределение ничто не должно толковаться как "санкционирующее или поощряющее любые действия, которые вели бы к расчленению или к частичному или полному нарушению территориальной целостности или политического единства суверенных и независимых государств. имеющих правительства, представляющие весь народ, принадлежащий к данной территории, без различия расы, вероисповедания или цвета кожи".

Энциклопедический словарь «Конституционное право России». — М.: Юридическая литература . В. И. Червонюк, И. В. Калинский, Г. И. Иванец . 2002 .

Полезное

Смотреть что такое "ПРАВО НАЦИЙ НА САМООПРЕДЕЛЕНИЕ" в других словарях:

Право наций на самоопределение — Право народов на самоопределение в конституционном и международном праве право народов (наций) определять форму своего государственного существования в составе другого государства или в виде отдельного государства. В общем смысле, это право той… … Википедия

Право наций на самоопределение — суверенное право любой нации на свободное отделение от других национальных и многонациональных коллективов и на образование своего государства; право наций определять свою судьбу в соответствии со свободно выраженными волей и желаниями. Это … … Научный коммунизм: Словарь

Право наций на самоопределение — один из драматических примеров действия неопределенных понятий; в данной фразе не определены понятия: право, нация и самоопределение. Но звучит красиво, как и практически любая фраза из области прав, но не права (где язык достаточно коряв) … Теоретические аспекты и основы экологической проблемы: толкователь слов и идеоматических выражений

ПРАВО НАЦИЙ НА САМООПРЕДЕЛЕНИЕ — см. Национальный вопрос … Советская историческая энциклопедия

ПРАВО НАЦИЙ НА САМОСТОЯТЕЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ СУЩЕСТВОВАНИЕ — (право наций на самоопределение) – один из основных принципов национальной политики Коммунистической партии и Советского государства, означающий, что каждая нация вправе сама решить вопрос о форме своего государственного существования. Вопрос о П … Советский юридический словарь

Право наций на самоопределение и территориальную целостность — два взаимоисключающих принципа международного права. Реализация народом права на создание государственного образования находится в противоречии с другим международным правом о незыбленности границ суверенного государства. Это порождает политику… … Геоэкономический словарь-справочник

право народов на самоопределение — право на самоопределение народов (наций) в науке конституционного права понятие, означающее право народов (наций) определять, хотят ли они быть в составе другого государства или иметь свое государственное образование. П. на с. н. в рамках… … Большой юридический словарь

Самоопределение — Право народов на самоопределение в конституционном и международном праве право народов (наций) определять форму своего государственного существования в составе другого государства или в виде отдельного государства. В общем смысле, это право той… … Википедия

САМООПРЕДЕЛЕНИЕ — САМООПРЕДЕЛЕНИЕ, САМОНАЗНАЧЕНИЕ – понятие этики, противоположное понятиям косности, «инертности сердца». Самоопределение является деятельным отношением к ситуации, бескорыстным и даже связанным с риском, поскольку оно направлено на защиту… … Философская энциклопедия

Право на самоопределение — Эту статью следует викифицировать. Пожалуйста, оформите её согласно правилам оформления статей. Право народов на самоопределение в конституционном и международном праве право народов (наций) определять форму своего … Википедия

Самоопределение Каталонии

Самоопределение народов как один из основных принципов международного права означает право каждого народа самостоятельно определять свой политический статус, форму государственного существования, пути экономического, социального и культурного развития.

Принцип самоопределения народов связан не только с процессом перестройки внутренних политико-правовых устоев большинства государственных образований, имеющих многовековую историю, но и во многом определил становление более ста новых государств, что явилось частью единого процесса, охватившего все мировое пространство и не обошедшего стороной фактически ни одно государство.

Принцип самоопределения является правом, но не обязанностью, и осуществление этого права может быть многовариантным. Самоопределение не должно осуществляться с сепаратистских позиций в ущерб территориальной целостности и политическому единству суверенных государств. Если же народ создает орган, который его официально представляет и выполняет публично-правовые функции, то всякие насильственные действия, препятствующие извне процессу самоопределения, могут рассматриваться как нарушение принципа суверенного равенства государств и принципа невмешательства во внутренние дела государств.

Становление принципа самоопределения народов

Корни современной концепции самоопределения народов могут быть найдены в идеях Декларации Независимости США 1776 г., в которой провозглашалось, что «людьми учреждаются правительства, черпающие свои законные полномочия из согласия управляемых» и, далее, «в случае, если какая-либо форма правительства становится губительной для самих этих целей, народ имеет право изменить или упразднить ее». Принцип самоопределения народов был поддержан лидерами Французской революции, выдвинувшими доктрину народного суверенитета, суть которого — верховенство народа как единственного законного и правомерного носителя власти в государстве.

В середине XIX века к идее «свободы народов» стали апеллировать национальные и революционные движения — борцы за независимость Польши, Греции и испанских колоний в Америке, итальянские патриоты и силы, выступавшие за объединение Германии. В последних двух случаях эта идея выступала в форме ирредентизма — объединения разрозненных земель, на которых проживали представители одного народа, в единое государство.

Сам термин «самоопределение наций» впервые прозвучал на Берлинском конгрессе 1878 года, приблизительно тогда же в оборот вошло и понятие «право наций на самоопределение». Идея вскоре получила широкое признание и заняла прочное место в программных положениях многих либеральных и социалистических движений. В 1896 году «право наций на самоопределение» было признано Конгрессом II Интернационала.

Новый импульс развития принцип равноправия и самоопределения народов получил в связи с окончанием Первой мировой войны, когда термин «самоопределение» стал приобретать большую актуальность в международной жизни. В январе 1918 года президент в США В. Вильсон выступил с программой мирного послевоенного урегулирования, известной как «14 пунктов Вильсона» – тезисы, заложившие основу проекта Версальского мирного договора 1919 года. Несмотря на то что в этой программе принцип самоопределения не был сформулирован как всеобщий (Вильсон не подвергал сомнению существование колониальной системы), ее применение по отношению к народам, находившимся до сих пор под властью Османской империи и Австро-Венгрии, привело к тому, что он вошел в каноны мышления послевоенного мирового порядка.

Лига Наций, учрежденная в 1919 г. с целью развития сотрудничества между народами и обеспечения коллективной безопасности, ограничилась лишь введением системы мандатов для колоний государств, проигравших Первую мировую войну, с целью не допустить их чрезмерной эксплуатации. В целом большинство идей Вильсона Лига Наций не приняла.

Самоопределение Шотландии

Многотысячный марш за независимость Шотландии в Глазго. 5 октября 2019 г.

Принцип самоопределения народов как международно-правовая норма впервые оформлен и закреплен в 1945 г. Уставом ООН. В соответствии со ст.1 Устава, для поддержания дружественных отношений между государствами и для укрепления всеобщего мира все члены организации обязаны действовать на основе уважения принципа равноправия и самоопределения народов.

Решающим шагом в укреплении прав человека было принятие Международных пактов 1966 г. В Международном пакте о гражданских и политических правах в Международном пакте об экономических, социальных и культурных правах было подтверждено, что все народы имеют право на самоопределение, в силу которого они свободно устанавливают свой политический статус и свободно обеспечивают свое экономическое, социальное и культурное развитие.

Особую роль в процессе становления принципа равноправия и самоопределения народов сыграла принятая в 1970 г. Декларация о принципах международного права. Декларация конкретизировала содержание права на самоопределение, раскрывая возможные формы его осуществления:

  • создание суверенного и независимого государства;
  • свободное присоединение к независимому государству или объединение с ним;
  • установление любого другого политического статуса, свободно определенного народом.

Содержание права народов на самоопределение

Содержание права народов на самоопределение в ходе своего развития претерпело значительные изменения. Так, на протяжении XX века к праву на самоопределение различные движения и группы обращались в контексте деколонизации, революций и переворотов, ирредентизма, сепаратизма и автономизма.

Исходя из анализа документов и доктрины действующего международного права, можно выделить следующие основные элементы содержания принципа самоопределения:

  • запрещены подчинение народов иностранному господству и их эксплуатация;
  • все народы могут свободно выбирать свой политический статус (суверенное государство, ассоциированное государство, союз или объединение с другим государством и т. д.);
  • все народы имеют возможность беспрепятственно выбирать форму своего государства (т.е. форму правления, государственного устройства, политического режима);
  • все народы имеют возможность свободно определять характер социально-экономического строя и пути своего развития;
  • все народы имеют право самостоятельно формировать свои нравственные ориентиры и культурные ценности;
  • все народы могут свободно распоряжаться своими природными богатствами и ресурсами;
  • все государства обязаны содействовать осуществлению народами их права на самоопределение и воздерживаться от любых насильственных действий, лишающих народы этого права.

Совершенно очевидно, что эти элементы взаимосвязаны: один выбор предопределяет другой. Например, вхождение народа (или нации) в состав какого-либо государства означает и выбор существующего там социально-экономического строя.

Формы реализации права народов на самоопределение

В настоящее время в теории международного права выделяют две формы реализации права народов на самоопределение: внутреннюю и внешнюю:

Внутренняя форма реализации права народов на самоопределение

Внутреннее самоопределение — это выбор определенной формы самоопределения народа внутри государства, без стремления к отделению. Одной из наиболее очевидных форм самоопределения в данном случае становиться предоставление этносу (народу) автономии. Под автономией понимается предоставление обособленной этнической (национальной) группе определенной степени самостоятельности в вопросах этнокультурного и хозяйственного характера.

В современной науке принято различать национально-территориальную и национально-культурную автономию:

  • Национально-территориальная автономия — относительно самостоятельный регион государства с особым национальным составом населения, своеобразной культурой, традициями и языком. Основы правового положения территориальной автономии обычно регулируются конституциями или спец. законами, определяющими ее статус, систему автономных органов, их компетенцию, взаимоотношения с центр. органами власти, порядок рассмотрения споров между автономными образованиями и центром.
  • Национально-культурная автономия — общественное объединение, в рамках которого этническим группам гарантируется право пользоваться наследием своей культуры, исповедовать свою религию, использовать родной язык в частной и публичной жизни, в процессе обучения, изучать свою историю, традиции и культуру; предоставляются возможности издавать собственные средства массовой информации, возрождать свои промыслы и ремесла; создаются условия для сохранения самобытности этнических групп, их участия в разработке и осуществлении государственной национальной политики.

Кроме того, одним из наиболее эффективных способов снижения конфликтности в многонациональных государствах является федерализм. В федеративном государстве часть полномочий государства делегируется: регионам предоставляется право самостоятельно разрабатывать программы своего социально-экономического и культурного развития, определять порядок их финансирования, осуществлять контроль за их исполнением.

Внешняя форма реализации права народов на самоопределение

Внешнее самоопределение подразумевает реализацию права народа на самоопределение через создание независимого государства или присоединение к другому государству. Этот тип самоопределения является предметом многочисленных дискуссий. В первую очередь такая форма самоопределения использовалась во времена деколонизации. После завершения данного процесса встал вопрос о применимости внешнего самоопределения в условиях современной системы международного права.

По мнению известного юриста-международника, С.В. Черниченко, право на самоопределение предполагает право на отделение в четырех случаях:

  1. народ находится в колониальной зависимости;
  2. территория, на которой проживал какой-то народ, подверглась аннексии после 1945 г.;
  3. конституция государства предусматривает возможность выхода из состава государства территории, населенной определенным народом;
  4. государство не соблюдает в отношении живущих на его территории народов принцип равноправия и самоопределения народов и не обеспечивает представительство всех слоев населения в органах власти.

Таким образом, международное право не исключает право на самоопределение через отделение от материнского государства, но допускает только в исключительных случаях: в случае незаконного захвата власти, государственном перевороте или иных действий центральной власти, направленные на дискриминацию населения, порождение этнической предвзятости и нетерпимости.

Субъекты права на самоопределение

Одним из самых дискуссионных и противоречивых вопросов в содержании принципа самоопределения является его субъект, то есть тот, кому принадлежит право на самоопределение.

Народы, находящихся под колониальной зависимостью

Колониализм с точки зрения международного права есть явление, препятствующее реализации основных прав человека, мешающее развитию зависимых народов и в связи с этим подлежащее скорейшей элиминации. Многочисленные декларации и резолюции главных органов ООН однозначно признают право находящихся под колониальной зависимостью народов на самоопределение.

Самоопределение Конго

Демонстрация за независимость от Бельгии в Леопольдвиль, Конго. 1960 г.

14 декабря 1960 г. Генеральная Ассамблея ООН приняла Декларацию о предоставлении независимости колониальным странам и народам, в которой существенно конкретизируется содержание принципа равноправия и самоопределения относительно данных народов. Так, в декларации утверждается, что колониально-зависимые народы имеют неотъемлемое право на полную свободу, осуществление своего суверенитета и целостность национальной территории. Процессу достижения данными народами независимости не могут помешать ни этнические и религиозные особенности, ни численность народа, ни недостаточный уровень их социального, экономического или политического развития.

Коренные и малочисленные народы

Коренные народы отличаются тем, что сохраняют традиционную хозяйственную деятельность и свою культуру, тесно связанную с определенной территорией. Принятая 13 сентября 2007 г. Декларация о правах коренных народов гарантирует коренным народам право на сохранение и развитие своих политических, экономических и социальных систем или институтов. Также этим народам гарантируются право участвовать в управлении суверенным государством, на территории которого они проживают.

Формой осуществления права на самоопределение коренных народов может являться создание широкой автономии, поскольку таким образом обеспечивается сохранение их традиционного образа жизни и социально-политического устройства. Соблюдение права на самоопределение должно способствовать развитию гармоничных и базирующихся на сотрудничестве отношений между государством и коренными народами, основанных на принципах справедливости, демократии, уважения прав человека, недискриминации и добросовестности.

Национальные меньшинства

Обладают ли национальные меньшинства правом на самоопределение — еще одни спорный вопрос в теории международного права. Под меньшинством понимается этническая группа, члены которой, являясь гражданами государства проживания, по своему происхождению, языку, культуре, религии или традициям отличаются от основного населения страны.

По общему правилу, национальные меньшинства не обладают правом на самоопределение. Хотя на международном уровне приняты специальные акты, защищающие права нацменьшинств, такие как Декларация о правах лиц, принадлежащих к национальным или этническим, религиозным и языковым меньшинствам (1992 г.), Конвенция об обеспечении прав лиц, принадлежащих к национальным меньшинствам (1994 г.), однако право на самоопределение как таковое в них не упоминается.

Тем не менее, из-за неясности и отсутствия четких определений таких базовых понятий, как «народ», «нация», «национальное меньшинство», некоторые ученые отстаивают точку зрения, согласно которой национальные меньшинства обладают правом на самоопределение наряду с другими группами индивидов, образующими вместе «народ».

Соотношение принципов равноправия и самоопределения народов и территориальной целостности государств

Одним из наиболее сложных и спорных в международном праве и мировой политике является вопрос о том, как принцип самоопределения народов соотносится с международным принципом территориальной целостности государств.

Как полагают одни авторы, право на самоопределение не означает право на сецессию и на практике принцип самоопределения должен быть подчинен принципу территориальной целостности. Не отрицая права народа на самоопределение, осуществляемого посредством законного волеизъявления, они исходят из того, что международное право ограничивает его соблюдением принципа территориальной целостности и принципа соблюдения прав человека.

Другие считают, что право на самоопределение является одним из фундаментальных коллективных прав человека, принадлежащих народу как единому целому. Исходя из принципа наивысшей ценности прав человека, они рассматривают государство как механизм, с помощью которого общество обеспечивает интересы своих членов. Поэтому, если какая-то территориальная группа не желает входить в состав данного государства, то не существует каких-либо оснований, которые могли бы обосновать насилие над ней.

Большинство специалистов, однако, придерживаются мнения, что в соответствии с положениями международного права право на «внешнее» самоопределение относится только к народам, находящимся в колониальной или иной иностранной зависимости, или в условиях иностранной оккупации.

Акцент в плане практической реализации должен делаться на «внутреннее» самоопределение, т.е. на развитие демократических институтов и механизмов группового представительства, позволяющих всем членам общества и всем группам эффективно участвовать в управлении и распределении ресурсов, в частности, предоставляющих народам определенную самостоятельность и независимость в решении собственных проблем в рамках федерации или автономии.

Вопрос о реализации права на самоопределение в форме отделения от существующего государства может ставиться только тогда, когда государство допускает массовые и систематические нарушения прав человека, не соблюдает принцип равноправия и самоопределения народов, не обеспечивает без дискриминации представительство всех слоев населения в органах власти и не имеет воли или желания изменить сложившееся положение.

Библиографический список

  • Алексанян А. А. Реализация права народов на самоопределение в контексте принципа территориальной целостности государств // Вестник Пермского университета. Юридические науки. 2013. №4 (22).
  • Алексанян С. Р. Принцип равноправия и самоопределения народов в современном международном праве. Диссертация на соискание ученой степени кандидата юридических наук. Москва, 2017.
  • Буханова А.С. Коллизия принципов самоопределения народов, территориальной целостности государств и возможные пути ее решения // Право и управление: XXI век. 2011.
  • Герасимова О.Е. Право наций на самоопределение как фактор гармонизации этносоциальных отношений в современном мире // Вестник Тамбовского университета. 2009. № 4.
  • Гетьман-Павлова И. В. Международное право: учебник для академического бакалавриата / И. В. Гетьман-Павлова, Е. В. Постникова. — М.: Издательство Юрайт, 2018.
  • Грушкин, Д. В. Право народов на самоопределение: Идеология и практика: Материалы к семинару – М.: Звенья, 1997.
  • Зохрабян Р.П. Формы реализации права народов на самоопределение в международном праве и доктрине // Вестник Московского университета. Серия 11. Право. 2010. №2.
  • Карташкин В.А. Право на самоопределение и территориальная целостность государств // Обозреватель – Observer, 2014. № 10.
  • Кедяев В. В. Правовые аспекты реализации принципа равноправия и самоопределения народов // Контентус. 2019. №8 (85).
  • Кукушкина С.М. Государственный суверенитет, национальный суверенитет и право Наций на самоопределение в начале третьего тысячелетия // Марийский юридический вестник. 2011. №8.
  • Малов Д. В. Принцип равноправия и самоопределения народов в системе современного международного права: особенности толкования и проблемы субъектности // Вестник международных организаций: образование, наука, новая экономика. 2013. №2.
  • Хасанов А. А. Соотношение и взаимодействие принципов самоопределения народов и территориальной целостности государств // Журнал российского права. 2017. №10.
  • Шафиев К. Принципы самоопределения народов в условиях глобализации // Кавказ и глобализация. 2007. №3.

Похожие записи

Преступления против человечности — бесчеловечные деяния крайне тяжелого характера, намеренно совершаемые в рамках широкомасштабного

Примирение — это метод урегулирования международных споров, в соответствии с которым комиссия, созданная сторонами,

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: