Это оценка уровня его профессиональных знаний и умения применять их при осуществлении правосудия

Обновлено: 25.04.2024

Аттестация судьи – это объективная оценка уровня его профессиональных знаний, деловых качеств и умения применять их на практике при осуществлении правосудия.

Кодексом предусмотрены два вида аттестации судей: очередная и внеочередная.

Очередная аттестация проводится: в отношении судей, впервые назначенных на должность судьи и не имеющих квалификационного класса, – по истечении шести месяцев работы; при присвоении очередного квалификационного класса – не позднее одного месяца со дня истечения срока пребывания судьи в присвоенном квалификационном классе; в отношении судей, назначенных на должность судьи бессрочно, – периодически один раз в пять лет не позднее одного месяца со дня истечения пятилетнего срока после предшествующей аттестации.

Внеочередная аттестация осуществляется: при назначении судьи на должность на новый срок; на должность председателя, заместителя председателя соответствующего суда; на должность судьи в вышестоящий суд; при досрочном присвоении квалификационного класса или понижении в квалификационном классе; при длительном (более одного года непрерывно) неисполнении обязанностей судьи.

При наличии оснований для проведения очередной и внеочередной аттестации проводится очередная аттестация.

Аттестация проводится соответствующими квалификационными коллегиями судей, а именно в отношении:

• заместителей Председателя Верховного Суда и иных судей Верховного Суда (кроме Председателя Верховного Суда) – квалификационной коллегией судей Верховного Суда по представлению Председателя Верховного Суда;

• председателей областных (Минского городского), Белорусского военного судов и заместителей председателей этих судов, членов квалификационной коллегии судей Верховного Суда и квалификационной коллегии судей областных (Минского городского) судов, военных судов – квалификационной коллегией судей Верховного Суда по совместному представлению Председателя Верховного Суда и Министра юстиции;

• судей областных (Минского городского) судов (кроме председателей и заместителей председателей), председателей, заместителей председателей и судей районных (городских) – квалификационными коллегиями судей областных (Минского городского) судов по совместному представлению председателей областных (Минского городского) судов и начальников управлений юстиции областных (Минского городского) исполнительных комитетов;

• судей Белорусского военного суда (кроме Председателя и заместителей Председателя Белорусского военного суда), председателей, заместителей председателей и судей межгарнизонных военных судов – квалификационной коллегией судей военных судов по совместному представлению Председателя Белорусского военного суда и Министра юстиции.

Квалификационная коллегия судей хозяйственных судов осуществляет аттестацию заместителей Председателя Высшего Хозяйственного Суда и иных судей Высшего Хозяйственного Суда (кроме Председателя Высшего Хозяйственного Суда) по представлению Председателя Высшего Хозяйственного Суда, а также председателей и заместителей председателей хозяйственных судов областей (города Минска) по совместному представлению Председателя Высшего Хозяйственного Суда и Министра юстиции; судей хозяйственных судов областей (города Минска) (кроме председателей и заместителей председателей) – по совместному представлению председателей хозяйственных судов областей (города Минска) и начальников управлений юстиции областных (Минского городского) исполнительных комитетов. В отношении Председателя, заместителя Председателя и судей Конституционного Суда, председателей Верховного Суда и Высшего Хозяйственного Суда аттестация не проводится.

На судью, подлежащего аттестации, не позднее чем за месяц до ее проведения председателем соответствующего суда (вышестоящего суда – в случае аттестации председателя суда) составляется характеристика, которая содержит полную и объективную оценку профессиональной деятельности судьи, его деловых и нравственных качеств, уровня профессиональной подготовки.В соответствии со ст. 105 Кодекса в зависимости от уровня профессиональных знаний, стажа, опыта работы аттестуемого судьи и занимаемой им должности квалификационная коллегия судей принимает одно из следующих заключений: о возможности присвоения судье очередного квалификационного класса; о возможности присвоения судье более высокого квалификационного класса; об оставлении судье ранее присвоенного квалификационного класса; о наличии оснований для понижения судьи в квалификационном классе; об отсрочке аттестации на срок не более шести месяцев; о несоответствии судьи занимаемой должности с ходатайством об освобождении его от должности.

Судья может быть привлечен к дисциплинарной ответственности:

  • за нарушение требований законодательства при осуществлении правосудия;
  • за нарушение Кодекса чести судьи Республики Беларусь, за несоблюдение судьями правил внутреннего трудового распорядка, совершение иного служебного проступка.

Отмена или изменение судебного постановления не влекут за собой ответственности судьи, участвовавшего в вынесении указанного судебного постановления, за исключением случая, когда установлено преднамеренное вынесение незаконного судебного постановления.

Согласно статье 112 Кодекса видами дисциплинарного взыскания являются: замечания; выговор; предупреждение о неполном служебном соответствии; понижение в квалификационном классе судьи на срок до шести месяцев; освобождение от должности.

Судья может быть подвергнут дисциплинарному взысканию не позднее двух месяцев со дня обнаружения дисциплинарного проступка, не считая времени болезни или пребывания в отпуске, но не позднее шести месяцев со дня его совершения.

Квалификационная коллегия судей Верховного Суда Республики Беларусь осуществляет дисциплинарное производство в отношении судей Верховного Суда (кроме Председателя Верховного Суда), председателей, заместителей председателей областных (Минского городского), Белорусского военного судов, членов квалификационной коллегии судей Верховного Суда и квалификационной коллегии судей областных (Минского городского) судов, военных судов.

Квалификационные коллегии судей областных (Минского городского) судов в отношении судей областныз (Минского городского) судов (кроме председателей, заместителей председателей областных (Минского городского) судов и членов соответствующей квалификационной коллегии судей), судей районных (городских) судов. Квалификационная коллегия судей военных судов в отношении судей Белорусского военного и межгарнизонных военных судов (кроме Председателя, заместителя Председателя Белорусского военного суда и членов квалификационной коллегии судей военных судов). Квалификационная коллегий судей хозяйственных судов осуществляет дисциплинарное производство в отношении судей хозяйственных судов (кроме Председателя Высшего Хозяйственного Суда).

Дисциплинарное производство в отношении судей общих и хозяйственных судов за несоблюдение правил внутреннего трудового распорядка осуществляют председателями соответствующих судов.

Статья 20.2. Квалификационная аттестация судей

(введена Федеральным законом от 25.12.2012 N 269-ФЗ)

1. Квалификационной аттестацией судьи признается оценка уровня его профессиональных знаний и умения применять их при осуществлении правосудия, результатов судебной деятельности, деловых и нравственных качеств судьи и соответствия его требованиям, предъявляемым настоящим Законом и кодексом судейской этики.

2. По результатам квалификационной аттестации судьям присваиваются высший, первый, второй, третий, четвертый, пятый, шестой, седьмой, восьмой и девятый квалификационные классы.

3. Квалификационные классы присваиваются:

1) высший и первый - Председателю Верховного Суда Российской Федерации, его заместителям, судьям Верховного Суда Российской Федерации;

(пп. 1 в ред. Федерального закона от 12.03.2014 N 29-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

2) первый, второй, третий, четвертый и пятый - председателям, заместителям председателей, судьям кассационных судов общей юрисдикции, апелляционных судов общей юрисдикции, кассационного военного суда, апелляционного военного суда, верховных судов республик, краевых, областных судов, судов городов федерального значения, суда автономной области, судов автономных округов, окружных (флотских) военных судов, арбитражных судов округов, арбитражных апелляционных судов, арбитражных судов субъектов Российской Федерации и Суда по интеллектуальным правам;

(в ред. Федеральных законов от 12.03.2014 N 29-ФЗ, от 29.07.2018 N 266-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

3) пятый, шестой и седьмой - председателям, заместителям председателей, судьям районных, городских, межрайонных и гарнизонных военных судов;

4) седьмой, восьмой и девятый - мировым судьям.

4. Срок пребывания в квалификационном классе устанавливается:

1) в седьмом - девятом квалификационных классах - два года;

2) в пятом и шестом квалификационных классах - три года;

3) в первом - четвертом квалификационных классах - четыре года.

5. Срок пребывания судьи в высшем квалификационном классе не устанавливается.

Срок пребывания судьи в первом, пятом и седьмом квалификационных классах не устанавливается, если он является предельным по замещаемой должности.

6. Квалификационные классы судьям присваиваются с соблюдением последовательности присвоения и сроков пребывания в соответствующих квалификационных классах, соответствующих замещаемой должности судьи.

Судье, внесшему значительный вклад в дело отправления правосудия, имеющему особые заслуги перед судебной системой, Высшей квалификационной коллегией судей Российской Федерации по представлению Председателя Верховного Суда Российской Федерации может быть присвоен более высокий квалификационный класс без соблюдения последовательности присвоения и срока пребывания в присвоенном квалификационном классе.

(в ред. Федерального закона от 12.03.2014 N 29-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

7. Судьи, имеющие квалификационные классы, подлежат квалификационной аттестации после истечения срока пребывания в соответствующем квалификационном классе.

Судьи, имеющие первый, пятый или седьмой квалификационный класс, являющийся для них предельным по замещаемой должности, проходят квалификационную аттестацию один раз в три года.

Судьи, имеющие высший квалификационный класс, квалификационную аттестацию не проходят.

Вновь назначенные судьи, а также судьи, назначенные на должность судьи в суд другого уровня, по которой предусматривается присвоение более высокого квалификационного класса, подлежат квалификационной аттестации не ранее чем через девять месяцев, но не позднее чем через один год со дня назначения их на соответствующую должность.

Судья не вправе отказаться от прохождения квалификационной аттестации.

8. Не подлежат квалификационной аттестации судьи, пребывающие в отставке, в том числе привлеченные к осуществлению правосудия в качестве судьи в порядке, установленном настоящим Законом.

9. Квалификационную аттестацию судей проводят соответствующие квалификационные коллегии судей. Порядок проведения квалификационной аттестации судей устанавливается Высшей квалификационной коллегией судей Российской Федерации.

Представление о квалификационной аттестации судьи, имеющего первый, пятый или седьмой квалификационный класс, являющийся для него предельным по занимаемой должности, направляется в квалификационную коллегию судей не менее чем за один месяц до истечения трехлетнего периода после последней аттестации.

11. К представлению, указанному в пункте 10 настоящей статьи, прилагаются:

1) справка, содержащая персональные данные и сведения о трудовой деятельности судьи, представляемого к квалификационной аттестации;

2) характеристика, содержащая оценку профессиональной деятельности, деловых и нравственных качеств судьи, представляемого к квалификационной аттестации;

3) справка о количестве рассмотренных судебных дел за период, прошедший со дня последней аттестации, а для вновь назначенных судей и судей, назначенных на должность судьи в суд другого уровня, по которой предусматривается присвоение более высокого квалификационного класса, - со дня назначения на должность;

4) справка о количестве судебных дел, рассмотренных с нарушением процессуальных сроков, количестве отмененных или измененных судебных актов с указанием причин нарушения сроков и причин отмены или изменения судебных актов.

12. Судья вправе самостоятельно обратиться в соответствующую коллегию судей с заявлением о проведении его квалификационной аттестации в установленные пунктом 10 настоящей статьи сроки.

13. По результатам квалификационной аттестации соответствующая квалификационная коллегия судей принимает одно из следующих решений:

1) о присвоении судье очередного (внеочередного) квалификационного класса;

2) об оставлении судьи в ранее присвоенном ему квалификационном классе.

14. При оставлении судьи в ранее присвоенном ему квалификационном классе (за исключением случаев наличия у судьи предельного квалификационного класса по замещаемой должности) повторная квалификационная аттестация судьи проводится по представлению председателя соответствующего суда или по заявлению судьи не ранее чем через один год и не позднее чем через три года после принятия решения по результатам квалификационной аттестации соответствующей квалификационной коллегией судей.

14.1. В случае наложения на судью дисциплинарного взыскания в виде понижения в квалификационном классе в соответствии с подпунктом 3 пункта 1 статьи 12.1 настоящего Закона повторная квалификационная аттестация судьи проводится в установленном настоящим Законом порядке по истечении срока пребывания судьи в квалификационном классе, присвоенном ему в результате наложения указанного дисциплинарного взыскания, исчисляемого со дня вынесения решения о понижении судьи в квалификационном классе.

(п. 14.1 введен Федеральным законом от 29.07.2018 N 243-ФЗ)

15. При прекращении полномочий судьи по основаниям, предусмотренным статьей 12.1, подпунктами 7 и 8 пункта 1 статьи 14 настоящего Закона, соответствующая квалификационная коллегия судей принимает решение о лишении судьи квалификационного класса.

При прекращении полномочий судьи по основаниям, предусмотренным подпунктом 6 пункта 1 статьи 14 настоящего Закона, судья, полномочия которого прекращены, утрачивает квалификационный класс.

Судебная защита прав и свобод человека может быть обеспечена только компетентным и независимым правосудием, осуществляемым на началах справедливости и беспристрастности. Такое правосудие предполагает соблюдение каждым судьей правил профессиональной этики, честное и добросовестное исполнение своих обязанностей, проявление должной заботы о сохранении как своих личных чести и достоинства, так и достоинства и авторитета судебной власти.

Государственные гарантии независимости, неприкосновенности, несменяемости судей, недопустимости вмешательства в их деятельность, высокий уровень материального и социального обеспечения являются не личной привилегией судей, а средством обеспечения целей правосудия - вынесения законных, обоснованных и справедливых судебных решений.

Судьи Российской Федерации, основываясь на положениях Конституции Российской Федерации, законодательства о судебной системе и статусе судей Российской Федерации, общепризнанных принципах и нормах международного права, развивая и конкретизируя их в целях обеспечения права каждого на справедливое и своевременное рассмотрение дела компетентным, независимым и беспристрастным судом, а также установления стандартов поведения судей как основы общественного доверия к судебной власти и качеству правосудия, осознавая свою ответственность перед обществом за надлежащее отправление правосудия, принимают Кодекс судейской этики.

Судебная практика и законодательство — "Кодекс судейской этики" (утв. VIII Всероссийским съездом судей 19.12.2012) (ред. от 08.12.2016)

Заслушав доклад председателя комиссии Совета судей Российской Федерации по этике, судьи Арбитражного суда Уральского округа Решетниковой И.В. о внесении изменений в Кодекс судейской этики, IX Всероссийский съезд судей постановляет:

16.1.3. Основной задачей является определение практического взаимодействия комиссии и Управления, направленного на реализацию положений антикоррупционного законодательства и соблюдение судьями требований, установленных Законом Российской Федерации от 26.06.1992 N 3132-1 "О статусе судей в Российской Федерации" и Кодексом судейской этики.

2. Комиссия в своей деятельности руководствуется Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, Кодексом судейской этики, настоящим Положением и Регламентом Совета судей Российской Федерации.

3. Квалификационная коллегия судей изучает и обобщает опыт работы в целях реализации норм Кодекса судейской этики, разрабатывает рекомендации по совершенствованию деятельности.

За совершение дисциплинарного проступка (нарушение норм настоящего Федерального конституционного закона, федерального закона о статусе судей, а также положений кодекса судейской этики, утверждаемого Всероссийским съездом судей) на судью Конституционного Суда Российской Федерации по решению Конституционного Суда Российской Федерации может быть наложено дисциплинарное взыскание в виде:

Объективность и беспристрастность судьи рассматриваются в качестве обязательных условий надлежащего осуществления правосудия и Кодексом судейской этики (утвержден VIII Всероссийским съездом судей 19 декабря 2012 года), который устанавливает, что при исполнении своих профессиональных обязанностей в целях объективного рассмотрения дела судья должен быть свободен от каких-либо предпочтений, предубеждений или предвзятости и должен стремиться к исключению каких-либо сомнений в его беспристрастности (пункты 1 и 2 статьи 9).

Ответ: В соответствии с пунктом 1 статьи 20.2 Закона Российской Федерации "О статусе судей в Российской Федерации" квалификационной аттестацией судьи признается оценка уровня его профессиональных знаний и умения применять их при осуществлении правосудия, результатов судебной деятельности, деловых и нравственных качеств судьи и соответствия его требованиям, предъявляемым данным Законом и Кодексом судейской этики. Для оценки профессиональных знаний и умений в соответствии с пунктом 11 статьи 20.2 Закона Российской Федерации "О статусе судей в Российской Федерации" к представлению прилагаются материалы, свидетельствующие о профессиональной деятельности судьи, в том числе справки о количестве и качестве рассмотренных судьей дел за период, прошедший со дня последней аттестации.

Подобный подход к интерпретации ограничений, связанных с предпринимательской деятельностью, нашел отражение в Кодексе судейской этики (утвержден VIII Всероссийским съездом судей 19 декабря 2012 года): статья 19 данного Кодекса, воспроизводя предписание подпункта 4 пункта 3 статьи 3 Закона Российской Федерации "О статусе судей в Российской Федерации", в соответствии с которым судья не вправе заниматься предпринимательской деятельностью лично или через доверенных лиц, в том числе принимать участие в управлении хозяйствующим субъектом независимо от его организационно-правовой формы, вместе с тем предусматривает, что судья может инвестировать средства и распоряжаться своим имуществом, включая недвижимость, а также извлекать прибыль из других источников, например, от сдачи недвижимости в аренду, если только эта деятельность не предполагает использование судейского статуса (пункты 1 и 2).

В ныне действующем Кодексе судейской этики, принятом на VIII Всероссийском съезде судей 19 декабря 2012 года, требования к беспристрастности судьи закреплены в еще более жесткой форме. В статье 9 "Принцип объективности и беспристрастности" провозглашено: объективность и беспристрастность судьи являются обязательными условиями надлежащего осуществления правосудия; поведение судьи в ходе судебного разбирательства и вне стен суда должно способствовать поддержанию уверенности общества и участников процесса в объективности и беспристрастности судьи и органов судебной власти" (пункт 1); при исполнении своих профессиональных обязанностей в целях объективного рассмотрения дела судья должен быть свободен от каких-либо предпочтений, предубеждений или предвзятости и должен стремиться к исключению каких-либо сомнений в его беспристрастности (пункт 2); судья должен отказаться от рассмотрения дела, если есть предусмотренные законом основания для отвода судьи, либо если может возникнуть конфликт интересов, либо может возникнуть ситуация, ставящая под сомнение беспристрастность судьи (пункт 4); судья должен избегать ситуаций, когда личные взаимоотношения с участниками процесса могут вызвать обоснованные подозрения или создать видимость наличия у судьи каких-либо предпочтений или предвзятого отношения; при возникновении подобной ситуации судье следует проинформировать об этом лиц, участвующих в деле (пункт 5).

5. Квалификационная коллегия судей оценивает уровень профессиональных знаний судьи и умение применять их при осуществлении правосудия, результаты судебной деятельности, деловые и нравственные качества судьи и соответствие его требованиям, предъявляемым Законом Российской Федерации "О статусе судей в Российской Федерации" и Кодексом судейской этики.

Квалификационная аттестация судьи — это оценка уровня его профессиональных знаний и умения применять их при осуществлении правосудия, деловых качеств судьи и соответствия его требованиям, предъявляемым к судьям Законом РФ «О статусе судей в Российской Федерации».

Проводится квалификационная аттестация при представлении судьи к:

—назначению в вышестоящий суд;

—назначению на очередной срок полномочий;

—назначению без ограничения срока полномочий, если судья был назначен (избран) на определенный срок полномочий;

—назначению на должность председателя, заместителя председателя или председателя судебной коллегии соответствующего суда;

—присвоению квалификационного класса.

Квалификационный класс бывает высшим, первым, вторым, третьим, четвертым, пятым и присваивается судье в зависимости от занимаемой им должности, стажа работы в должности судьи и профессиональной подготовленности.

При чем высший, первый и второй квалификационные классы присваивается Председателям Верховного Суда РФ и Высшего Арбитражного Суда РФ, их заместителям, судьям федеральных арбитражных судов округов, Верховного Суда РФ и Высшего Арбитражного Суда РФ. Первый, второй и третий квалификационные классы:

— председателям, заместителям председателей, судьям верховных судов и арбитражных судов республик, судов и арбитражных судов автономной области и автономных округов, краевых, областных судов и арбитражных судов, Московского и Санкт-Петербургскогогородских судов и арбитражных судов, окружных (флотских) военных судов. Второй, третий, четвертый и пятый квалификационные классы — председателям, заместителям председателей, судьям районных судов, гарнизонных военных судов.

Квалификационную аттестацию судей осуществляют Высшая квалификационная коллегия судей РФ и квалификационная коллегия судей субъекта Российской Федерации. Каждая из указанных коллегий осуществляют квалификационную аттестацию тех председателей, заместителей председателей судов и судей, в отношении которых эти коллегии дают заключения о назначении на должность.

Квалификационная коллегия судей присваивает квалификационный класс (за исключением первого и высшего) мировому судье на основании представления председателя федерального суда общей юрисдикции соответствующего субъекта Российской Федерации. Высшая квалификационная коллегия судей РФ — на основании представления Председателя Верховного Суда РФ (Председателя Высшего Арбитражного Суда РФ).

Квалификационная коллегия судей субъекта Российской Федерации осуществляет квалификационную аттестацию на основании представления председателя верховного суда республики, краевого, областного суда, судов городов федерального значения, суда автономной области, судов автономных округов, окружных (флотских) военных судов, арбитражного суда.

К представлению прилагаются:

—характеристика на судью, отражающая оценку профессиональной деятельности, его деловых и нравственных качеств, с которой судья должен быть ознакомлен;

—справка за три последних года о количестве рассмотренных судебных дел, качестве принятых решений,

—справка — объективка, содержащая, в том числе, сведенияоранее присвоенном судье квалификационном классе.

Вслучае представления судьи к досрочному присвоению квалификационного класса либо присвоению класса вне зависимости от должности в представлении указываются основания для принятия такого решения.

Соответствующий Совет судей и квалификационная коллегия судей вправе высказать мнение по вопросу присвоения судье квалификационного класса. В квалификационную коллегию судей вправе также обратиться сам судья с заявлением о проведении квалификационной аттестации и присвоении ему очередного квалификационного класса.

Вкаждом квалификационном классе судья должен пробыть определенный срок, прежде чем он будет представлен к присвоению очередного квалификационного класса. По общему правилу в пятом квалификационном классе судья пребывает 2 года, в четвертом квалификационном классе — 3 года, в третьем — 4 года, во втором — 5 лет. Срок же пребывания в первом квалификационном классе не установлен.

Впервые назначенный на должность и не имеющий квалификационного класса судья должен быть представлен к квалификационной аттестации в течение первых шести месяцев работы. Очередная квалификационная аттестация в связи с присвоением квалификационного класса проводится не позднее двух месяцев со дня истечения срока пребывания судьи в присвоенном квалификационном классе.

устанавливаются следующие классные чины:

государственный советник юстиции Российской Федерации;

государственный советник юстиции 1 класса;

государственный советник юстиции 2 класса;

государственный советник юстиции 3 класса;

советник юстиции 1 класса;

советник юстиции 2 класса;

советник юстиции 3 класса;

3. Классные чины присваиваются работникам, имеющим высшееюридическое или иное высшее образование, соответствующее профилю

В соответствии со статьей 18 Закона Российской Федерации "О статусе судей в Российской Федерации" Верховный Совет Российской Федерации постановляет:

1. Утратил силу. - Федеральный закон от 14.03.2002 N 30-ФЗ.

2. Утвердить Положение о квалификационной аттестации судей.

3. Ввести в действие Положение о квалификационных коллегиях судей и Положение о квалификационной аттестации судей с момента их опубликования.

4. Установить, что до избрания Всероссийским съездом судей Высшей квалификационной коллегии судей Российской Федерации ее обязанности возлагаются на квалификационные коллегии судей Верховного Суда Российской Федерации и Высшего арбитражного суда Российской Федерации.

5. Признать утратившим силу Указ Президиума Верховного Совета РСФСР от 6 декабря 1989 года "Об утверждении Положения о порядке выборов и организации деятельности квалификационных коллегий судей судов РСФСР" (Ведомости Верховного Совета РСФСР, 1989, N 50, ст. 1480).

от 13 мая 1993 г. N 4960-1

О КВАЛИФИКАЦИОННЫХ КОЛЛЕГИЯХ СУДЕЙ

Утратило силу. - Федеральный закон от 14.03.2002 N 30-ФЗ.

от 13 мая 1993 г. N 4960-1

О КВАЛИФИКАЦИОННОЙ АТТЕСТАЦИИ СУДЕЙ

1. Настоящее Положение определяет порядок проведения квалификационной аттестации судей общих, арбитражных и военных судов и присвоения им квалификационных классов в соответствии со статьями 2 и 18 Закона Российской Федерации "О статусе судей в Российской Федерации".

2. Квалификационной аттестацией судьи признается оценка уровня его профессиональных знаний и умения применять их при осуществлении правосудия, деловых качеств судьи и соответствия его требованиям, предъявляемым к судьям Законом Российской Федерации "О статусе судей в Российской Федерации".

Квалификационная аттестация проводится при представлении судьи к:

избранию в вышестоящий суд;

избранию на очередной срок полномочий в случаях, предусмотренных законами Российской Федерации;

избранию без ограничения срока полномочий, если судья был избран на определенный срок полномочий;

утверждению на должность председателя, заместителя председателя или председателя судебной коллегии соответствующего суда;

присвоению квалификационного класса.

3. Квалификационную аттестацию судей и присвоение им квалификационных классов проводят соответствующие квалификационные коллегии судей в порядке, предусмотренном Положением о квалификационных коллегиях судей.

4. Квалификационная аттестация проводится в отношении:

1) заместителей председателей и судей Верховного Суда Российской Федерации и Высшего арбитражного суда Российской Федерации - квалификационными коллегиями этих судов по представлениям соответственно Председателя Верховного Суда Российской Федерации и Председателя Высшего арбитражного суда Российской Федерации;

2) председателей, заместителей председателей федеральных арбитражных судов округов, Верховных Судов и Высших арбитражных судов республик в составе Российской Федерации, судов и арбитражных судов автономной области и автономных округов, краевых, областных, Московского и Санкт - Петербургского городских судов и арбитражных судов, а также военных судов округов, групп войск, флотов и видов Вооруженных Сил - Высшей квалификационной коллегией судей Российской Федерации по представлениям соответственно Председателя Верховного Суда Российской Федерации и Председателя Высшего арбитражного суда Российской Федерации;

3) судей федеральных арбитражных судов округов, Верховных Судов и Высших арбитражных судов республик в составе Российской Федерации, судов и арбитражных судов автономной области и автономных округов, краевых, областных, Московского и Санкт - Петербургского городских судов и арбитражных судов, а также военных судов округов, групп войск, флотов и видов Вооруженных Сил - соответствующими квалификационными коллегиями судей по представлению председателей этих судов;

4) председателей, заместителей председателей и судей районных (городских) народных судов, а также военных судов армий, флотилий, соединений и гарнизонов - соответствующими квалификационными коллегиями судей по представлениям председателей Верховных Судов республик в составе Российской Федерации, судов автономной области и автономных округов, краевых, областных, Московского и Санкт - Петербургского городских судов, военных судов округов, групп войск, флотов и видов Вооруженных Сил.

Квалификационная аттестация для присвоения высшего квалификационного класса судьям, указанным в подпункте 1 данного пункта, а также первого и высшего квалификационного классов судьям, перечисленным в подпунктах 2 - 4 настоящего пункта, проводится Высшей квалификационной коллегией судей Российской Федерации по представлению соответственно Председателя Верховного Суда Российской Федерации и Председателя Высшего арбитражного суда Российской Федерации.

5. Конкретные сроки проведения заседания квалификационной коллегии определяются ее председателем и доводятся до сведения судьи не позднее чем за две недели до его квалификационной аттестации.

6. На судью, подлежащего квалификационной аттестации, не позднее чем за месяц до ее проведения председателем соответствующего суда составляется характеристика, которая должна отражать оценку профессиональной деятельности судьи, его деловых и нравственных качеств. Судья должен быть ознакомлен с представленной на него характеристикой не позднее чем за две недели до квалификационной аттестации, которая проводится в присутствии судьи в месячный срок со дня поступления соответствующего представления. При неявке судьи на заседание квалификационной коллегии без уважительных причин квалификационная аттестация может быть проведена в его отсутствие.

В заседании квалификационной коллегии вправе принимать участие председатели судов, внесшие представление, либо их представители, а по усмотрению квалификационной коллегии - и другие лица.

7. Квалификационная аттестация судьи начинается докладом председательствующего или одного из членов квалификационной коллегии, изучавшего представленные документы и материалы.

Затем заслушивается судья, а при необходимости - и другие лица, приглашенные на заседание квалификационной коллегии судей.

8. Судье в зависимости от занимаемой должности, стажа работы в должности судьи, профессиональной подготовленности присваивается квалификационный класс, не являющийся почетным либо специальным званием.

9. Для судей Российской Федерации устанавливаются высший, первый, второй, третий, четвертый и пятый квалификационные классы.

10. Квалификационные классы присваиваются:

11. Сроки пребывания в каждом квалификационном классе устанавливаются:

Срок пребывания в первом квалификационном классе не устанавливается.

12. Судья, впервые избранный на должность и не имеющий квалификационного класса, должен быть представлен к квалификационной аттестации в течение первых шести месяцев работы.

13. Очередная квалификационная аттестация в связи с присвоением квалификационного класса проводится по представлению председателя соответствующего суда либо по заявлению судьи не позднее двух месяцев со дня истечения срока пребывания судьи в присвоенном квалификационном классе.

14. В случае принятия квалификационной коллегией решения об оставлении судьи в ранее присвоенном ему квалификационном классе повторная аттестация проводится не ранее чем через год со дня принятия указанного решения.

15. Высококвалифицированному судье с учетом стажа работы в должности судьи и опыта работы допускается присвоение квалификационного класса вне зависимости от предусмотренного по занимаемой должности, а также без соблюдения последовательности и срока пребывания в присвоенном квалификационном классе, но не более чем на два квалификационных класса выше того, который он имеет.

16. За судьей, пребывающим в отставке, присвоенный ему квалификационный класс сохраняется пожизненно.

Лишение судей квалификационных классов допускается лишь при прекращении их полномочий по основаниям, предусмотренным подпунктами 2, 4, 6 и 9 пункта 1 статьи 14 Закона Российской Федерации "О статусе судей в Российской Федерации".

Лишение судьи квалификационного класса производится соответствующей квалификационной коллегией судей по представлению председателя соответствующего суда либо по собственной инициативе.

17. Судьям, имеющим квалификационные классы, определяются доплаты к должностным окладам в соответствии с Законом Российской Федерации "О статусе судей в Российской Федерации".

Судебная практика и законодательство — Постановление ВС РФ от 13.05.1993 N 4960-1 (ред. от 14.03.2002, с изм. от 01.07.2010) "Об утверждении Положения о квалификационных коллегиях судей и Положения о квалификационной аттестации судей"

В силу положений пунктов 3 и 4 статьи 9 Федерального закона от 25 декабря 2012 года N 269-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования системы оплаты труда судей Российской Федерации, а также признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 25 декабря 2012 года N 269-ФЗ) за судьей, пребывающим в отставке на день вступления в силу настоящего Федерального закона, квалификационный класс, присвоенный в соответствии с Положением о квалификационной аттестации судей, сохраняется пожизненно.

Оспоренными положениями установлена таблица соответствия квалификационных классов, присвоенных на день вступления в силу данного Федерального закона действующим судьям согласно Положению о квалификационной аттестации судей, утвержденному Постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 13 мая 1993 года N 4960-1 "Об утверждении Положения о квалификационных коллегиях судей и Положения о квалификационной аттестации судей", квалификационным классам, установленным Законом Российской Федерации "О статусе судей в Российской Федерации" (в редакции данного федерального закона).

1. В своей жалобе в Конституционный Суд Российской Федерации гражданин В.А. Курылев оспаривает конституционность части 1 статьи 9 Федерального закона от 25 декабря 2012 года N 269-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования системы оплаты труда судей Российской Федерации, а также признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации", которой установлена таблица соответствия квалификационных классов, присвоенных на день вступления в силу данного Федерального закона действующим судьям согласно Положению о квалификационной аттестации судей, утвержденному Постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 13 мая 1993 года N 4960-1 "Об утверждении Положения о квалификационных коллегиях судей и Положения о квалификационной аттестации судей", квалификационным классам, установленным Законом Российской Федерации от 26 июня 1992 года N 3132-1 "О статусе судей в Российской Федерации" (в редакции данного Федерального закона).

Внесение в Закон Российской Федерации "О статусе судей в Российской Федерации" указанных изменений обусловило необходимость преобразования квалификационных классов, ранее присвоенных действующим судьям на основании Положения о квалификационной аттестации судей, утвержденного Постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 13 мая 1993 года N 4960-1 "Об утверждении Положения о квалификационных коллегиях судей и Положения о квалификационной аттестации судей". В качестве инструмента приведения ранее присвоенных квалификационных классов в соответствие с новой системой квалификационных классов выступает содержащаяся в части 1 статьи 9 Федерального закона от 25 декабря 2012 года N 269-ФЗ таблица соответствия, которая определяет их применительно к судейской должности, замещаемой на момент вступления в силу данного Федерального закона. Согласно этой таблице присвоенному до 1 января 2013 года первому квалификационному классу судей второго звена судебной системы (включая судей областных судов) в рамках нового правового регулирования соответствует второй квалификационный класс.

Ответ: Присвоенные на 1 января 2013 г. действующим судьям в соответствии с Положением о квалификационной аттестации судей, утвержденным Постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 13 мая 1993 г. N 4960-1 "Об утверждении Положения о квалификационных коллегиях судей и Положения о квалификационной аттестации судей", квалификационные классы считаются соответствующими квалификационным классам согласно таблице соответствия, приведенной в части 1 статьи 9 Федерального закона от 25 декабря 2012 г. N 269-ФЗ.

1. Председатель Верховного Суда Российской Федерации на основании подпункта 8 пункта 13 Положения о квалификационных коллегиях судей 28 сентября 2000 года обратился в Высшую квалификационную коллегию судей Российской Федерации с просьбой о пересмотре решения Квалификационной коллегии судей Амурской области от 30 июня 2000 года, отказавшей в прекращении полномочий заместителя председателя Благовещенского городского суда А.В. Литвинова. Высшая квалификационная коллегия судей Российской Федерации 17 октября 2000 года отменила названное решение и прекратила полномочия А.В. Литвинова с 17 октября 2000 года, руководствуясь пунктом 13 Положения о квалификационных коллегиях судей и на основании подпункта 9 пункта 1 статьи 14 Закона Российской Федерации "О статусе судей в Российской Федерации" (в редакции Федерального закона от 21 июня 1995 года) в связи с совершением поступков, позорящих честь и достоинство судьи или умаляющих авторитет судебной власти.

5.3. Председатель соответствующего суда выдает характеристику на судью, подлежащего назначению без ограничения срока полномочий, которая должна быть составлена в соответствии с Положением о квалификационной аттестации судей (п. 6), т.е. должна содержать оценку профессиональной деятельности судьи, его деловых и нравственных качеств, сведения об имевших место случаях нарушения присяги судьи и Кодекса чести судьи Российской Федерации и принятых в связи с этим мерах, а также выводы о возможности рекомендации судьи к назначению на должность без ограничения срока полномочий.

1. Установить, что присвоенные на день вступления в силу настоящего Федерального закона действующим судьям в соответствии с Положением о квалификационной аттестации судей, утвержденным Постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 13 мая 1993 года N 4960-1 "Об утверждении Положения о квалификационных коллегиях судей и Положения о квалификационной аттестации судей", квалификационные классы считаются соответствующими квалификационным классам согласно следующей таблице соответствия:

Ответ: Согласно части 3 статьи 9 Федерального закона от 25 декабря 2012 года N 269-ФЗ за судьей, пребывающим в отставке на 1 января 2013 года, сохраняется пожизненно квалификационный класс, присвоенный ему в соответствии с Положением о квалификационной аттестации судей, утвержденным Постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 13 мая 1993 года N 4960-1 "Об утверждении Положения о квалификационных коллегиях судей и Положения о квалификационной аттестации судей".

Конституционность тех же положений статьи 22, а также конкретизирующей перечисленные полномочия председателей судов статьи 4 Положения о квалификационных коллегиях судей оспаривает гражданка Г.Н. Белюсова. По мнению заявительницы, они противоречат статье 120 (часть 1) Конституции Российской Федерации, поскольку ставят судью в зависимое и подчиненное положение по отношению к указанным должностным лицам. Между тем, что касается Положения о квалификационных коллегиях судей, которое действовало на момент рассмотрения дела Г.Н. Белюсовой, то оно является корпоративным нормативным актом и в силу статьи 125 Конституции Российской Федерации не может быть самостоятельным предметом рассмотрения Конституционного Суда Российской Федерации, что не препятствует его учету, как и Положения о порядке работы квалификационных коллегий судей, которое утверждено Высшей квалификационной коллегией судей Российской Федерации 22 марта 2007 года, в процессе конституционного судопроизводства при оценке соответствующих норм федеральных законов и выявлении смысла, придаваемого им правоприменительной практикой.

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: