Это объединение государств в соответствии с международным правом и на основе международного договора

Обновлено: 23.04.2024

Международная организация — это объединение государств, созданное в соответствии с международным правом и на основе международного договора, для осуществления сотрудничества в политической, экономической, культурной, научно-технической, правовой и иных областях, имеющее необходимую для этого систему органов, права и обязанности, производные от прав и обязанностей государств, и автономную волю, объем которой определяется волей государств-членов.

Право международных организаций — это отрасль публичного права, принципы и нормы которых регламентируют порядок создания и деятельности международных организаций, их взаимоотношения с другими субъектами этого права.

Иначе, право международных организаций можно определить как совокупность международно-правовых норм, регламентирующих статус межгосударственных (меж­правительственных) организаций и объединений, их субъект­ный состав, структуру, полномочия и порядок деятельно­сти органов, юридическую силу их актов.

Международные организации являются основным организатором общения государств. В настоящее время существует более 20 международных организаций, большая часть из которых является неправительственными организациями. Регистрацию международных организаций осуществляет Союз международных ассоциаций, который был основан в 1909 г. и находится в Брюсселе. Он аккумулирует основные сведения о международных организациях и публикует их в Ежегоднике международных организаций и в журнале «Международные ассоциации». Оба издания выходят на английском языке.

Комплексного правового акта, ориентированного на регла­ментацию статуса и деятельности всех международных орга­низаций, нет. Определенное зна­чение для данной отрасли имеет общий многосторон­ний акт — Венская конвенция о Праве договоров между государствами и международными ор­ганизациями или между международными организациями, при­нятая в 1986 г.

К источникам права международных организаций относят:

  1. учредительный акт;
  2. договоры между организациями и прави­тельствами государств по поводу размещения штаб-квартир и представительст­в и (или) осуществления опреде­ленных видов деятельности.

Каждая международная организация имеет собственный учредительный акт, разработанный и принятый государства­ми-учредителями в виде международного договора, именуемо­го, как правило, уставом. Таковы — Устав Организации Объе­диненных Наций 1945 г., Устав Международной организации труда 1919/1946 гг., Устав Всемирной организации здравоох­ранения 1946 г., Устав Организации африканского единства 1963 г., Устав Содружества Независимых Государств 1993 г. и др. В некоторых случаях в качестве учредительных актов при­меняются конвенции, в числе которых Конвенция Всемирной метеорологической организации 1947 г., Конвенция, учреждаю­щая Всемирную организацию интеллектуальной собственности, 1967 г.

К любому договору, являющемуся учредительным актом международной организации, применяется Венская конвенция о праве международных договоров (ст. 5 этой Конвенции).

Учредительный акт характеризует правосубъектность ме­ждународной организации, имея в виду ее производное и функ­циональное состояние . В учредительном акте фикси­руются:

  • цели и задачи организации;
  • ее организационная струк­тура;
  • полномочия и порядок деятельности ее органов;
  • решают­ся административные, бюджетные и иные вопросы;
  • определяются нормы о членстве — о первоначальных чле­нах, порядке приема новых членов, возможности санкционных мер, вплоть до исключения из организации.

Регламентация иммунитетов и привилегий организации либо является состав­ной частью учредительного акта, либо осуществляется путем принятия специального акта (например, Конвенция о привиле­гиях и иммунитетах Объединенных Наций).

К категории источников права международных организа­ций относятся договоры, заключаемые от имени каждой орга­низации с правительством государства, на территории которого размещена ее штаб-квартира. В договорах регламентируются отношения организации и принимающего правительства, их взаимные права и обязанности. Таковы, например, Соглашение между ООН и Правительством США от 26 июня 1947 г. относи­тельно местопребывания центральных учреждений ООН, Со­глашение между Республикой Беларусь и Содружеством Неза­висимых Государств от 13 июня 1994 г. об условиях пребывания Исполнительного секретариата СНГ на территории Республи­ки Беларусь.

Известны также договоры между организациями и прави­тельствами государств, в которых создаются представительст­ва той или иной организации и (или) осуществляются опреде­ленные виды деятельности. Так, 15 июня 1993 г. было подписано Соглашение между Правительством Российской Федерации и Организацией Объединенных Наций об учреждении в Россий­ской Федерации Объединенного представительства ООН.

Международная организация– это объединение государств в соответствии с международным правом и на основе международного договора для осуществления сотрудничества в политической, экономической, культурной, научно-технической, правовой и иных областях имеющая необходимую для этого систему органов, права и обязанности, производные от прав и обязанностей государств в автономную волю, объём которой определяется волей государств – членов.

Процесс создания новой международной организации проходит три этапа: принятие учредительного документа; создание материальной структуры организации; созыв главных органов, свидетельствующий о начале функционирования организации.

1. Согласованное волеизъявление государств относительно создания международной организации может быть зафиксировано двумя способами: в международном договоре Это предполагает созыв международной конференции для выработки и принятия текста договора, который и будет учредительным актом организации ; в решении уже существующей международной организации.

2. Второй этап предполагает создание материальной структуры организации. В этих целях наиболее часто используются специальные подготовительные органы

3. Созыв главных органов и начало их функционирования завершают мероприятия по созданию международной организации.

Виды международных организаций:

1) универсальные: Организация Объединенных Наций (ООН), ее специализированные подразделения и международные организации, выступающие под ее эгидой (ЮНЕСКО – организация объединенных наций по вопросам образования, науки и культуры, МАГАТЭ – международное агентство по атомной энергии, МОТ – международная организация труда, ВОЗ – всемирная организация здравоохранения, МВФ – международный валютный фонд, ВОИС – всемирная организация интеллектуальной собственности, ВМО – всемирная метрологическая организация, ЮНИДО – организация объединенных наций по промышленному развитию);

2) региональные: Совет Европы (СЕ), Европейский Союз (ЕС), Содружество Независимых Государств (СНГ), Организация Американских Государств (ОАГ), Лига Арабских Государств (ЛАГ), Ассоциация Государств Юго-Восточной Азии (АСЕАН), Организация Африканского Единства (ОАЕ);

3) межправительственные, их специфические признаки это: образование на основании межгосударственного соглашения, постоянный характер деятельности, наличие организационной структуры, осуществление деятельности в соответствии с Уставом ООН и нормами международного права, наличие установленных связей с другими субъектами международных отношений;

4) неправительственные – организации, создаваемые на основании неправительственных соглашений. Такие организации не выступают субъектами международного права, но несмотря на это наделены международными правами и обязанностями.

Понятие и классификация международного договора

Международный договор - это явно выраженное соглашение между двумя или несколькими субъектами международного права, регулирующее их отношения путем создания взаимных прав и обязанностей в политической, культурной и других областях. Международный договор является основным источником международного права. В то же время это важный инструмент осуществления внешней функции государств. В настоящее время в мире насчитывается свыше полумиллиона международных многосторонних и двусторонних договоров.

Основными источниками права международных договоров являются:

• Венская конвенция о праве международных договоров 1969 г.;

• Венская конвенция о правопреемстве государств в отношении договоров 1978 г.;

• Венская конвенция о праве договоров между государствами и международными организациями или между международными организациями 1986 г.

Необходимо иметь в виду, что положения, касающиеся порядка заключения, исполнения и денонсации международных договоров РФ, содержится также в Конституции РФ и Федеральном законе РФ «О международных договорах Российской Федерации» от 15 июля 1995 г.

В современном мире международные организации являются основным организатором общения государств. Международная организацияэто объединение государств в соответствии с международным правом и на основе международного договора для осуществления сотрудничества в политической, экономической, культурной, научно-технической, правовой и иных областях имеющая необходимую для этого систему органов, права и обязанности, производные от прав и обязанностей государств в автономную волю, объём которой определяется волей государств – членов.

Современные международные организации делятся на 2 основных типа:

Роль и тех и других значительна и все они способствуют общению государств в различных сферах жизни. Но все же два данных типа имеют свои особенности, признаки.

Любая межправительственная организация должна обладать, по крайней мере, шестью признаками.

Во-первых она создаётся в соответствии с международным правом. Это наиболее существенный признак, имеющий решающее значение. Любая правительственная организация должна быть создана на правомерной основе, а именно организация не должна ущемлять интересы отдельного государства и международного сообщества вцелом.

Кроме того, любая международная организация создаётся на основе международного договора (конвенции, соглашения, трактата, протокола и т. д.). Сторонами такого договора являются суверенные государства, а в последние время участниками международных организаций также межправительственные организации. Например, ЕС является членом многих международных рыболовных организаций.

Цель создания любой международной организации заключается в объединении усилий государств в той или иной области:

- политической (ОБСЕ),

- военной (НАТО),

- экономической (ЕС),

- валютно-финансовой (МВФ)

- и в других.

Но такая организация как ООН должна координировать деятельность государств почти во всех областях. В таком случае международная организация выступает посредником между государствами – членами. Иногда государства передают наиболее сложные вопросы международных отношений в организации для обсуждения и решения.

Очень важно для каждой международной организации иметь соответствующую организационную структуру. Этот признак как бы подтверждает постоянный характер организации и тем самым отличает её от многочисленных других форм международного сотрудничества. Межправительственные организации имеют штаб-квартиры, членов в лице суверенных государств и вспомогательные органы.

Следующим важным признаком международной организации является наличие у неё прав и обязанностей, которые в общей форме закреплены в её учредительном акте. Международная организация не может превысить свои полномочия.

Международная организация также имеет самостоятельные международные права и обязанности, т. е. Обладает автономной волей отличной от воли государств – членов. Этот признак означает, что любая организация в своей сфере деятельности может избирать самостоятельно средства выполнения прав и обязанностей, возложенных на неё государствами - членами. Таким образом, международная организация, обладающая вышеизложенными признаками, считается международной межправительственной организацией.

Но как уже было сказано, в современном мире существует и другой тип международных организаций, это международные неправительственные организации, которыми считаются любая международная организация, не учрежденная на основании межправительственного соглашения. Такие организации должны быть признаны, по крайней мере, одним государством, но осуществлять свою деятельность не менее, чем в двух государствах. Создаются подобные организации на основе учредительного акта. Возникли подобные организации в начале XIX века, а в настоящее время их насчитывается около 8000. Международные неправительственные организации (МНПО) играют активную роль во всех аспектах современных международных отношений. А в ряде областей они являются даже лидерами, к примеру, это комитет Красного креста, принципами деятельности которого является гуманность, беспристрастность, независимость и добровольность, внёс большой вклад во взаимодействие государств в различных областях.

Международная неправительственная организация соответствует следующим общепринятым критериям:

- цели организации — международного значения;

- деятельность по достижению установленных целей — международного значения;

- государство регистрации выбирается учредителями организации и учреждение организации осуществляется в соответствии с внутренним законодательством государства регистрации;

- членами (участниками) организации являются субъекты как минимум двух государств, либо результативная деятельность организации осуществляется как минимум в двух государствах.

Однако, несмотря на некое различие между международными межправительственными и неправительственными организациями, они активно сотрудничают. Основной формой такого сотрудничества является консультативный статус. Каждая межправительственная организация имеет свои правила предоставления консультативного статуса МНПО.

Международные организации любого вида признаны решать различные проблемы в сферах своей деятельности. Для решения политических, экономических, военных и иных проблем в настоящее время созывается ежегодно около 1000 международных конференций. Как институт международных отношений они появились во второй половине XIX века. По мнению специалистов в середине XXI века ежегодно будет проходить примерно 50000 международных конференций в год. Международные конференции не являются международными организациями, а чаще их называют многосторонней или парламентской дипломатией.

Любая конференция имеет строго определённые цели и задачи. Чаще всего межправительственные конференции созываются для разработки и принятия международных договоров, заключения актов, свода принципов по сотрудничеству в конкретной области международных отношений. К примеру, Венская встреча 1986г. представителей государств – участников совещание по безопасности и сотрудничеству в Европе одобрило Итоговый документ, в котором были определены основные направления сотрудничества в области экономики, науки и техники, и окружающей среды. Значительное количество международных конференций созывается для обсуждения насущных проблем современности. За последние годы наиболее важные международные конференции созываются под эгидой ООН.

Формирование любого типа международных организаций основывалось на важности решения той или иной проблемы, возникающей между государствами. Важность проблемы определялось самими независимыми государствами, отсюда определялась их классификация, т. е. международные организации, направленные на решение данных проблем, приобретали статус межправительственной или неправительственной международной организации.

Международная организация – это объединение государств, созданное в соответствии с международным правом и на основе международного договора для осуществления сотрудничества в различных областях.

Любая международная организация должна обладать как минимум следующими признаками:

1. Создается на основе международного права, т.е. правомерно. Учредительный акт организации должен соответствовать общепризнанным принципам и нормам международного права.

2. Учреждается на основе международного договора. Его объектом является поведение субъектов и самой международной организации.

3. Осуществляет сотрудничество в конкретных областях деятельности. Международные организации создаются для координации усилий государств в определенных областях. Так, ОБСЕ координирует деятельность государств в политической области, экономической, гуманитарной областях, НАТО – в военно-политической, МВФ и МБРР – в финансовой, МОТ – в социально-трудовой. В то же время ООН, СНГ уполномочены координировать деятельность государств широком спектре областей.

4. Имеет соответствующую организационную структуру. Международные организации имеют систему главных и вспомогательных органов, штаб-квартиру.

5. Имеет права и обязанности и самостоятельно их осуществляет. Наличие тех или иных прав и обязанностей организации зависит от государств-участников, определенных в ее учредительном акте.

6. Обладает автономной волей, отличной от воли государств-членов. Этот признак означает, что в пределах своей компетенции любая организация вправе самостоятельно избирать средства и способы выполнения прав и обязанностей, возложенных на нее государствами-членами.

Итак, международная межправительственная организация - это добровольное объединение суверенных государств или международных организаций, созданное на основе межгосударственного договора или резолюции международной организации общей компетенции или координации деятельности государств в конкретной области сотрудничества, имеющее соответствующую систему главных и вспомогательных органов, обладающее автономной волей, отличной от воль ее членов.

Каждая международная организация обладает только ей приписанным объемом правосубъектности, выраженным в ее учредительном акте. Организация не может совершать иные действия, чем те, которые предусмотрены в ее уставе и в других документах.

Наиболее важными критериями правосубъектности международных организаций являются:

1. Признание качества международной личности со стороны субъектов международного права. Сущность данного критерия заключается в том, что государства-члены и соответствующие международные организации признают и обязуются уважать права и обязанности соответствующей межправительственной организации, их компетенцию, круг полномочий, наделять организацию и ее сотрудников привилегиями и иммунитетами и т.д. Согласно учредительным актам все межправительственные организации являются юридическими лицами. Государства – члены наделяют их право- и дееспособностью в таком объеме, в каком это необходимо для выполнения их функций.

2. Наличие обособленных прав и обязанностей. Этот критерий правосубъектности межправительственных организаций означает, что организации обладают такими правами и обязанностями, которые отличны от прав и обязанностей государств и могут быть осуществлены на международном уровне.

3. Право на свободное выполнение своих функций. Каждая межправительственная организация имеет свой учредительный акт, правила процедуры, финансовые правила и другие документы, формирующие внутреннее право организации. Нередко при выполнении своих функций межправительственные организации исходят из подразумеваемой компетенции. При выполнении своих функций они вступают в отношения с государствами-нечленами. Так, ООН обеспечивает действия государств-нечленов в соответствии с принципами Устава ООН, так как это может оказаться необходимым для поддержания международного мира и безопасности.

4. Право на заключение договоров. Договорная правоспособность международных организаций является одним из главных критериев международной правосубъектности. Международные организации имеют право заключать договоры, имеющие публично-правовой, частно-правовой и смешанный характер. Это вытекает из содержания Венской конвенции о праве договоров между государствами и международными организациями или между международными организациями.

5. Участие в создании норм международного права. Правотворческий процесс международной организации включает деятельность, направленную на создание правовых норм, а также их дальнейшее совершенствование, изменение или отмену. Однако никакая международная организация не обладает «законодательными» полномочиями. Это значит, что любая норма, содержащаяся в принятых международной организацией рекомендациях, правилах и проектах договоров, должна быть признана государством, во-первых, как международно-правовая норма, во-вторых, как норма, обязательная для данного государства.

Правотворчество международной организации: 1) правомерно только в том случае, если оно направлено на прогрессивное развитие международного права; 2) присуще только тем организациям, которые обладают международной правосубъектностью; 3) должно происходить в таком объеме и направлении, как это предусмотрено в ее учредительном акте.

6. Право обладать привилегиями и иммунитетами. Без них невозможна нормальная практическая деятельность любой международной организации. В одних случаях объем привилегий и иммунитетов определяется специальным соглашением, в других – национальным законодательством. В общей форме объем привилегий и иммунитетов закрепляется в учредительном акте организации. Например, ООН пользуется на территории каждого из своих государств-членов такими привилегиями и иммунитетами, которые необходимы для достижения ее целей (ст. 105 Устава).

7. Право на обеспечение выполнения норм международного права. Наделение международных организаций полномочиями по обеспечению выполнения норм международного права свидетельствует о независимом характере организаций по отношению к государствам-членам и является одним из важных признаков правосубъектности.

При этом основными средствами являются институты международного контроля и ответственности, включая применение санкций. Контрольные функции осуществляются двумя способами: 1) путем представления докладов государствами-членами и 2) наблюдением и обследованием контролируемого объекта или ситуации на месте.

8. Международно-правовая ответственность. Выступая как самостоятельные образования, международные организации являются субъектами международно-правовой ответственности. Так, международные организации должны нести ответственность за противоправные действия своих должностных лиц. Ответственность организаций может наступить в случае злоупотребления ими привилегиями и иммунитетами. Материальная ответственность организаций может возникнуть в случае нарушения законных прав своих сотрудников, экспертов, перебора денежных сумм и т.д.

В учредительных актах организаций содержится ряд положений о категориях членов и критерии вступления и выхода из этих организаций.

1. Категории членов в международных организациях. Для западной доктрины характерно разделение членов международных организаций на две категории: полноправныеи неполноправные члены. К полноправным, по их мнению, относятся государства, а к неполноправным – несамоуправляемые территории и даже некоторые суверенные государства. Такое деление как бы оправдывает легализованное превосходство государств-метрополий над колониями. Международные межправительственные организации объединяют членов одного порядка, которые равны друг перед другом. Поэтому классификация членов международных организаций на полноправных и неполноправных противоречит современному международному праву и служит правовой основой для произвола небольшой группы западных государств.

2. Условия вступления в организацию. Учредительные акты всех организаций устанавливают, что прием в члены организации открыт для всех государств, которые разделяют принципы данной организации. Как правило, члены организации подразделяются на первоначальных и других.

Первоначальные члены – это государства, которые участвовали в разработке и принятии учредительного акта организации. Для них устанавливаются более льготные условия вступления. Другие государства могут быть приняты большинством в две трети голосов. Членами организации могут быть государства, другие международные организации, автономные территории, зависимые территории.

В соответствии с принципом суверенного равенства государств любое государство имеет право принадлежать или не принадлежать к международным организациям. В этой связи ограничение в приеме государств в любую организацию является нарушением международного права.

3. Права и обязанности членов организации. Анализ учредительных актов и деятельности международных организаций показывает, что права и обязанности государств-членов можно объединить в две категории: индивидуальные и коллективные.

Любой член организации может обладать индивидуальными правами и обязанностями как партнер такой организации или ее член. Как правило, индивидуальные права и обязанности закрепляются в учредительных актах или в решениях международной организации. Так, часто организация является депозитарием соглашения. Каждый член организации обязан регулярно платить членские взносы, в определенный срок представлять отчеты о выполнении своих конвенций или учредительного акта.

Коллективные права и обязанности государств-членов закреплены в учредительном акте или в резолюциях международных организаций. Эти права и обязанности имеют общих адресатов, т.е. обращены ко всем членам или двум и более членам организации, предписывают предпринять совместные действия, затрагивающие интересы всех участников организации.

4. Прекращение членства. Проблема выхода из международной организации непосредственно связана с более общим вопросом – порядком денонсации международного договора.

В учредительных документах организаций закреплены в основном пять способов прекращения членства: 1) добровольный выход; 2) автоматический выход; 3) исключение; 4) прекращение существования государства; 5) ликвидация организации.

Уставы всех организаций предусматривают возможность добровольного прекращения членства. Если бы они этого не предусматривали, все равно государство-член имело бы право выйти из организации на основе принципа суверенного равенства государств. Выход из организации влечет за собой выполнение ряда обязательных условий: письменного заявления о денонсации учредительного акта; установление периода для выхода; выполнение ряда обязательств в связи с выходом и др.

Автоматический выход – это разновидность добровольного выхода. Его сущность состоит в том, что государство ipso facto в силу сложившихся обстоятельств обязано прекратить членство в организации. Например, любое государство, переставшее быть членом МВФ, через три месяца автоматически выбывает из числа членов МБРР.

Исключение применяется в качестве санкции и в целях защиты интересов самой организации. Государство, которое систематически нарушает уставные положения самой организации, может быть исключено из организации, если даже устав прямо не предусматривает такую возможность. Например, согласно ст. 8 Устава Совета Европы любому члену, серьезно нарушающему нормы о защите прав человека, может быть предложено выйти из Совета.

От прекращения членства следует отличать приостановление членства, хотя они и имеют ряд общих черт. Прекращение членства является процессом завершенным, приостановление – длящимся. Приостановление членства возможно двумя способами: добровольно и принудительно. Последний способ – это своего рода санкция за невыполнение государством своих обязательств или нарушение основных принципов, которые содержатся в учредительном акте.

Международная организация — это объединение государств в соответствии с международным правом и на основе международного договора для осуществления сотрудничества в политической, экономической, культурной, научно-технической, правовой и других отраслях, имеет необходимую для этого систему органов, права и обязанности, производные от прав и обязанностей государств, и автономную волю, объем которой определяется волей государств-членов.

Из этого определения можно выделить следующие признаки любой международной организации:

- Членство трех и более государств. При наличии меньшего количества государств возникает их союз, но не международная организация, которая создается с целью коллективного решения определенных задач;

- Уважение суверенитета государств-членов и невмешательства во внутренние дела.

- Создание в соответствии с международным правом.

- Основание на основе международного договора.

- Осуществление сотрудничества в конкретных областях деятельности.

- Наличие соответствующей организационной структуры (постоянные органы и штаб-квартира).

- Наличие прав и обязанностей организации. Особенностью компетенции международной организации является то, что его права и обязанности производные от прав и обязанностей государств-членов. Таким образом, ни одна организация без согласия государств-членов не может начать действий, затрагивающих интересы своих членов.

- Самостоятельные международные права и обязанности организации.

- Установление порядка принятия решений и их юридической силы. Этот признак свидетельствует о том, что в рамках международной организации характерно принятия решений в специально разработанной процедуре.

Уже отмечалось, что в международном праве существует два вида международных организаций:

- Международные межправительственные организации (международные организации) - организации, созданные на основе международного соглашения. Именно им государства делегируют определенную часть своих суверенных прав. Однако международная правосубъектность этих организаций остается ограниченной, потому что они действуют в рамках только тех полномочий, которые передали им государства;

- Международные неправительственные организации (МНПО) - организации, создаваемые международной общественностью с целью установления международного сотрудничества по актуальным вопросов международной жизни.

В свою очередь, международные организации можно классифицировать на нескольких основаниях:

1. По предмету деятельности - политические, экономические, кредитно-финансовые, военно-политические, по вопросам здравоохранения, культуры, торговли и др..

2. По кругу участников:

· - Универсальные - их членами являются практически все государства мира (например, Организация Объединенных Наций);

· - Региональные - их членами являются государства определенного географического региона мира (Например, Организация американских государств);

· - Субрегиональные - их членами являются группы государств внутри географического региона (Например, Организация Черноморского экономического сотрудничества);

· - Межрегиональные - в их работе участвуют государства различных географических регионов мира (например, Организация по безопасности и сотрудничеству в Европе, членами которой являются как европейские государства, так и государства Средней Азии).

3. За порядком приема новых членов:

· -Открытые - согласно уставных документов их членом может быть любая государство;

· -Закрытые - конкретные участники этих организаций и их количество заранее оговариваются в уставных документах таких международных организаций.

4. По сферам деятельности:

· - Организации с общей компетенцией - они вправе рассматривать любой вопрос международной жизни (например, ООН, ОБСЕ);

· - Организации со специальной компетенцией - круг рассматриваемых ими вопросов заранее оговорено в их уставных документах и касается определенной сферы международной жизни (например, ВОЗ, МОТ).

5. По целям и принципам деятельности:

· - Правомерные - они создаются в соответствии с международным правом;

· - Противоправные - они создаются с нарушением общепризнанных норм международного права с целями, которые противоречат интересам международного мира и международной безопасности.

В МНПО можно выделить определенные признаки международных организаций (создание соответствии международному праву, наличие определенной организационной структуры, наличие прав и обязанностей и др.)., а также применить к ним некоторые классифицируя видовые признаки международных организаций, прежде градацию по предмету деятельности. По этому признаку МНПО делятся на следующие группы:

· - Политические, идеологические, социально-экономические, профсоюзные организации;

· - Женские организации, а также организации по охране семьи и детства;

· - Молодежные, спортивные, научные, культурно-просветительские организации;

· - Организации в области прессы, кино, радио, телевидение

· - Организации местных (региональных) властей. Следует, однако, иметь в виду, что субъектами международного права есть только международных организаций.

Таким образом, международная межправительственная организация - это добровольное объединение суверенных государств или международных организаций, создано на основе межгосударственного договора или резолюции международной организации общей компетенции для координации деятельности государств в конкретной области сотрудничества, имеющее соответствующую систему главных и вспомогательных органов, обладающий автономной волей, отличной от воль ее членов.

Международные организации как субъекты международного права производныпо отношению к государствам, их правосубъектность зависит от воли государств. Организация становится субъектом, если государства-учредители наделяют ее международными правами и обязанностями.

Правосубъектность международных организаций договорного происхождения. Права и обязанности международных организаций определяются их уставами или иного рода учредительными актами

Правосубъектность международных организаций носит функциональный характер. Наделение той или иной международной организации правами и обязанностями зависит от ее целей и их объем не может превышать функциональных потребностей организации. Способность к совершению международных действий ограничена целями и фиксируется в учредительном акте и дополняющих его документах. Так, при обращении Всемирной Организации Здравоохранения в Международный Суд ООН относительно законности применения государством ядерного оружия в вооруженном конфликте Суд отказался ответить на запрос в связи с отсутствием у Всемирной Организации Здравоохранения компетенции применительно к поставленной проблеме.

Таким образом, правосубъектность международных организаций является производной и функциональной, что определяет ее объем и особенности реализации.

Правосубъектность организации определена теми задачами и целями, которые установлены государствами в учредительном акте, создающем организацию. В связи с этим каждая международная организация имеет свой присущий только ей круг прав и обязанностей. Однако, несмотря на различия в характере и объеме прав и обязанностей, организации функционируют в рамках международного права и имеют общие признаки

- международная организация создается и действует в соответствии с нормами международного права;

- каждой международной организации присуща договорная правоспособность, специфика и объем которой определяются ее уставом;

- международное право признает ответственность международных организаций в случае нарушения ими общепризнанных международно-правовых принципов и норм и заключенных ими международных договоров, положений учредительных актов.

Комиссия международного права ООН разрабатывает Проект статей об ответственности международных организаций, где предполагается решить ряд практических вопросов. В частности, вопрос присвоения противоправного поведения либо организации, либо ее государствам-членам, либо некоторым из них, вопросы, касающиеся содержания и имплементации международной ответственности и др. Вопрос об ответственности международных организаций решается в соответствии со специальными договорами (Конвенция о международной ответственности за ущерб, причиненный космическими объектами, 1972 г. ).

Международная организация обладает элементами наднациональности. Наднациональность как правовая категория является предметом дискуссий. Существуют различные мнения, от однозначного ее принятия до полного отрицания.

Наднациональность определяют как совокупность полномочий, которыми государства наделяют определенный международный орган для целенаправленного регулирования их взаимоотношений, причем эти полномочия имеют приоритетный характер по отношению к соответствующей компетенции государств-членов, включая возможность принятия обязательных для них решений (А.С. Фещенко).

Вопрос о наднациональности международной организации связывали с вопросом о соотношении суверенитета государств-членов с полномочиями созданного ими внутриорганизационного механизма. Вступление государств в международную организацию влечет за собой с их стороны добровольную передачу данной организации своих суверенных прав. Степень делегирования и составляет сущность института наднациональности (Е.А. Шибаева).

Можно выделить следующие элементы наднациональности.

Наднациональная власть является иерархически более высокой по сравнению с государственной властью.

Решения наднациональной организации имеют обязательную силу и прямое действие на территории государств-участников.

В решении по делу Walt v. Wilhelm от 13 февраля 1969г. Суд указал: «В силу принципа верховенства права ЕС положения договоров и акты институтов Сообществ, имеющие прямое действие, делают неприменимым всякое противоречащее им положение существующего национального права».

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: