Это национализм государственно оформленных народов

Обновлено: 28.03.2024

Национализм (фр. nationalisme) - идеология и политика, базовым принципом которых является тезис о высшей ценности нации и её первичности в государствообразующем процессе. Отличается многообразием течений, некоторые из которых противоречат друг другу. Как политическое движение, национализм стремится к защите интересов национальной общности в отношениях с государственной властью.

В своей основе национализм проповедует верность и преданность своей нации, политическую независимость и работу на благо собственного народа, объединение национального самосознания для практической защиты условий жизни нации, её территории проживания, экономических ресурсов и духовных ценностей. Он опирается на национальное чувство, которое родственно патриотизму. Эта идеология стремится к объединению различных слоёв общества, не взирая на противоположные классовые интересы. Она оказалась способной обеспечить мобилизацию населения ради общих политических целей в период перехода к капиталистической экономике.

В силу того, что многие современные радикальные движения подчёркивают свою националистическую окраску, национализм часто ассоциируется с этнической, культурной и религиозной нетерпимостью.

В России под понятием "национализм" чаще всего подразумевают этнонационализм, в особенности его крайние формы, которые делают акцент на превосходстве одной определённой национальности над всеми остальным

и (шовинизм, ксенофобия и др.). Многие проявления крайнего национализма, включая разжигание межнациональной розни и этническую дискриминацию, относятся к международным правонарушениям.

Национализм - это прежде всего идеология, которая включает следующие элементы:

Существование наций. Национализм постулирует, что человечество законами природы поделено на фундаментальные единицы - автономные и самодостаточные нации, которые отличаются набором определённых объективных характеристик.

Суверенное право нации на самоопределение. Национальные проекты могут осуществляться только в собственном государстве. Нация имеет право сформировать своё государство, которое должно включать в себя всех членов нации. Для каждой непрерывной территориально-административной единицы политические границы должны совпадать с культурно-этническими. Таким образом, нация обладает высшей (суверенной) властью над чётко ограниченной территорией, в пределах которой проживает достаточно однородное население.

Первичность нации в государствообразующем процессе. Нация является источником всей политической власти. Единственным легитимным типом правительства является национальное самоуправление. Каждый член нации имеет право непосредственно участвовать в политическом процессе. Тем самым национализм символически приравнивает народ к элите.

Национальная самоидентификация. Национализм считает необходимой общность языка и культуры для всего населения в пределах единой административно-территориальной единицы. Люди отождествляют себя с нацией ради свобод и самореализации. С другой стороны, нация гарантирует членство и самоидентификацию даже тем, кто не чувствует себя частью никакой другой группы.

Солидарность. Единообразие достигается за счёт объединения людей на почве любви и братства, а не путём навязывания определённой культуры. Важно, чтобы члены нации ощущали узы солидарности и действовали не одинаково, а в унисон, соизмеряли свои усилия с устремлениями других.

Нация как высшая ценность. Преданность индивида национальному государству превыше индивидуальных или других групповых интересов. Задача граждан - поддерживать легитимность своего государства. Укрепление национального государства является главным условием для всеобщей свободы и гармонии.

Всеобщее образование. Люди, составляющие нацию, должны иметь доступ к образованию, которое необходимо для участия в жизни современного общества.

Национализм подчёркивает различия, колорит и индивидуальность наций. Эти отличительные черты носят культурно-этнический характер. Национальное самосознание способствует идентификации существующих иностранных вкраплений в культуру и рациональному анализу перспектив дальнейшего заимствования из других культур на благо своей нации.

Кроме того, национализм рассматривает нацию как эквивалент индивидуума, как социологический организм. Равенство людей перед законом независимо от их социального статуса или происхождения аналогично равенству наций независимо от их размера или мощи с точки зрения международного права. В представлении националистов, нации могут обладать талантами или чувствовать себя жертвами. Нация также объединяет настоящее поколение с прошлыми и будущими, что мотивирует людей к высокой самоотдаче, вплоть до того, что они готовы ради её спасения пожертвовать своей жизнью.

Связанными с этой концепцией являются такие понятия, как "национальные ценности", "национальные интересы", "национальная безопасность", "национальная независимость", "национальное самосознание" и др.

В зависимости от характера поставленных и решаемых задач, в современном мире формируется несколько типов национальных движений. Наиболее широко используется классификация, произведённая Х. Коном, который ввёл понятия политический и этнический национализм. Большинство специалистов (включая самого Кона) считает, что каждая зрелая нация содержит в себе обе компоненты.

Гражданский национализм (другие названия: революционно-демократический, политический, западный национализм) утверждает, что легитимность государства определяется активным участием его граждан в процессе принятия политических решений, т.е., степенью, в которой государство представляет "волю нации". Основным инструментом для определения воли нации является плебисцит, который может иметь форму выборов, референдума, опроса, открытой общественной дискуссии и т.д. При этом принадлежность человека нации определяется на основе добровольного личного выбора и отождествляется с гражданством. Людей объединяет их равный политический статус как граждан, равный правовой статус перед законом, личное желание участвовать в политической жизни нации, приверженность общим политическим ценностям и общей гражданской культуре. Существенно, чтобы нация состояла из людей, которые хотят жить рядом друг с другом на единой территории.

В рамках гражданского национализма выделяют подвиды:

Государственный национализм утверждает, что нацию образуют люди, подчиняющие собственные интересы задачам укрепления и поддержания могущества государства. Он не признаёт независимые интересы и права, связанные с половой, расовой или этнической принадлежностью, поскольку полагает, что подобная автономия нарушает единство нации.

Либеральный национализм делает акцент на либеральных ценностях и утверждает, что существуют общечеловеческие ценности, такие как права человека, по отношению к которым патриотические нравственные категории занимают подчинённое положение. Либеральный национализм не отрицает приоритеты по отношению к тем, кто ближе и дороже, но полагает, что это не должно быть за счёт чужих.

Этнический национализм (другие названия: этнонационализм, культурно-этнический, органический, романтический, восточный национализм) полагает, что нация является фазой развития этноса и отчасти противопоставляет себя гражданскому национализму. В настоящее время "националистическими" называют как правило те движения, которые делают акцент на этнонационализме. С его точки зрения, членов нации объединяет общее наследие, язык, религия, традиции, история, кровная связь на основе общности происхождения, эмоциональная привязанность к земле, так что все вместе они образуют один народ (нем. Volk), кровнородственное сообщество. Чтобы культурные традиции или этническая принадлежность легли в основу национализма, они должны содержать в себе общепринятые представления, которые способны стать ориентиром для общества.

Иногда при классификации выделяют культурный национализм, так что этнический национализм становится более узким понятием. Во избежание неоднозначностей, в данной работе последний называется "примордиальным этническим национализмом".

Примордиальный этнический национализм полагает, что нация основана на общем реальном или предполагаемом происхождении. Принадлежность нации определяется объективными генетическими факторами, "кровью". Сторонники данной формы утверждают, что национальная самоидентификация имеет древние этнические корни и потому носит естественный характер. Они высказываются за самоизоляцию культуры этнического большинства от других групп и не одобряют ассимиляцию. По утверждению сторонников примордиального национализма прототипы наций и национализм существовали всегда как данность с самого начала человеческой истории. Национальная самоидентификация приобретает характер естественного закона природы. Людям, принадлежащим к одной этнической общности, изначально и навсегда присущ некий набор культурных свойств, обуславливающих их поведение.

Культурный национализм определяет нацию общностью языка, традиций и культуры. Легитимность государства исходит из его способности защищать нацию и способствовать развитию её культурной и общественной жизни. Как правило, это означает государственную поддержку культуры и языка этнического большинства, а также поощрение ассимиляции этнических меньшинств для сохранения единообразия нации.

Крайний национализм нередко ассоциируется с экстремизмом и ведёт к острым внутренним или межгосударственным конфликтам. Стремление выделить для нации, проживающей внутри страны, своё государство приводит к сепаратизму. Радикальный государственный национализм является ключевой составляющей фашизма и нацизма. Многие этнические националисты разделяют идеи национального превосходства и национальной исключительности (см. шовинизм), а также культурной и религиозной нетерпимости. В большинстве стран крайний национализм официально признаётся социально опасным явлением. Ряд международных документов, в том числе Всеобщая декларация прав человека и Международная конвенция о ликвидации всех форм расовой дискриминации, осуждают этническую дискриминацию и ставят её вне закона.

Характерная для национализма размытость идеологии и эклектичная структура политических движений часто открывает возможности для политики "двойных стандартов". Например, стремящиеся к сохранению своей культуры "нации-гегемоны" обвиняют в великодержавном шовинизме, борьбу малых народов за национальную независимость называют сепаратизмом, - и наоборот.

Формирование исторического сознания нации, общества прежде всего предполагает выработку его "на уровне" отдельно взятой личности силами различных институтов социализации, но главным образом школы. Оказавшись в состоянии крайней запущенности, школьное историческое образование в нашей стране нуждается в применении новых подходов. В среде педагогов, ученых давно уже идет дискуссия, в ходе которой поднимаются такие вопросы, как: соотношение преподавания древней и современной истории, истории края, страны, человечества; содержание нравственно-политического идеала; наконец, сама цель исторического образования и степень его идеологизации. Отечественный опыт оказывается очень часто просто не в состоянии дать ответ на эти и другие подобные вопросы. Тем большее значение приобретает опыт других государств, например, Великобритании, Франции, Германии.


В новостях мы периодически слышим о таком явлении, как национализм, но что же такое национализм? Краткого и общепринятого понятия национализма нет, и, наверно, не может быть. Эту точку зрения подтверждает В. Б. Иорданский, говоря, что отличительной чертой национализма является то, что он имеет двойственную природу [7]. Рассмотрим несколько мнений на этот счет:

Например, английский философ Э. Геллнер считает, что Национализм — прежде всего политический принцип, суть которого состоит в том, что политическая и национальная единицы должны совпадать [5]. Здесь он говорит о единстве государства и нации, то есть национализм — это идея национального государства, в котором государство формирует нацию. Подобной точки зрения придерживается культуролог Лия Гринфельд. Под национализмом Л. Гринфельд понимает взгляд на мир, в котором нации принадлежит безусловный приоритет — и как объекту лояльности, и как основанию солидарности, и как источнику легитимности политического порядка [10]. То есть опять же, национализм понимается как фактор, обуславливающий власть в государстве и дающий представителям государствообразующей нации особое положение. Сюда же можно отнести формулировку М. Хрома. Для М. Хрома национализм — мировоззрение, в рамках которого придается абсолютный приоритет ценностям нации над всеми иными ценностями и интересами [11]. Что снова дает особое положение представителям нации, чьим представителем является сторонник этого мировоззрения. Так видят национализм западные философы. Совсем по-другому дело обстоит в отечественной политической мысли.

В российской традиции с давних пор утвердилось противопоставление национализма патриотизму. Словарь Владимира Даля определяет национализм как «узкий патриотизм, шовинизм». Современные словари русского языка связывают национализм с «идеологией и политикой национального превосходства, противопоставлением своей нации другим», а также с проявлениями «чувства национального превосходства, идей национального антагонизма, национальной замкнутости» [10]. По мнению М. О, Мнацаканяна, национализм — это удобное средство использовать символы нации для мобилизации людей вокруг культуры, традиции и особой истории с целью их противопоставления «чужим». Подтверждает эту мысль точка зрения В. С. Малахова о том, что Национализм — это изоляционизм, и усилия по государственной интеграции, и экономический протекционизм (защита национального производителя), и отстаивание «национальных интересов» в международной политике [10]. В своей книге «Национализм как политическая идеология, он приводит определение Х. Герта и К. Милса: «Согласно американским социологам Х. Герту и К. Милсу, национализм есть «идеология, оправдывающая национальное государство [10]» и говорит о том, что культурные и политические границы должны совпадать. Он показывает идею «национального государства», в котором национализм является средством достижения этой идеи. Говоря о «национальном государстве» стоит упомянуть такой тип национализма, как гражданский национализм. Андрей Георгиевич Большаков характеризует это явление так: «Гражданский национализм подразумевает под нацией конституционно-политическое единство сознательных и ответственных граждан безотносительно к расовому и этническому происхождению и, соответственно, носит эксклюзивный характер (то есть открывает доступ в нацию инновационным элементам). Однако и такой национализм в крайних вариантах может быть нацелен на государственную экспансию, на агрессивные формы шовинизма или изоляционизма [3]». То есть государство формирует нацию и может использовать национализм в качестве идеологии. Таким образом, М. О. Мнацаканян и В. С. Малахов понимают национализм как идеологию, средство управления людьми, с целью достижения некоторых целей, в том числе и государственных. В противовес им, чистым и непорочным национализм представлял себе Ильин И. А. Он был убежден в том, что национализм есть любовь к историческому облику и творческому акту своего народа во всем его своеобразии, что национализм есть вера в его духовное призвание, что национализм есть воля к тому, чтобы мой народ творчески и свободно цвел в Божьем саду, что национализм есть система поступков, вытекающих из этой любви, из этой веры, из этой воли и из этого созерцания [6].

Рассмотрев несколько определений разных авторов, мы видим, что в России и на западе национализм понимают совершенно по-разному. Хотя и в отечественной мысли есть разногласия. Объединив все определения, мы можем вывести две общие формулировки: с одной стороны, национализм — это идеология, использующая понятие нации в качестве символа, а с другой — в качестве фактора, легитимирующего некоторое превосходство одной нации над другой.

Теперь перейдем к самой сущности национализма и разберем подробнее, к чему он стремится. Идея нации неизбежно побуждает людей к действиям, показывающим их принадлежность к этой самой нации. При этом бывает два типа национализма в зависимости от числа сторонников этой идеи в отдельно взятой стране. Первый из них — это национализм ведущей, или основной государствообразующей нации, тогда как второй — это национализм этнического меньшинства, однако важным в критерии отбора этих понятий является единство и гармоничное соотношение интересов всех социальных слоев внутри нации.

Одним из критериев можно назвать цель национализма. Взятый в отношении государства, национализм, по мнению Малахова, служит одной из трех целей: унификации, отделению и реформам [10]. В соответствии с этими тремя целями Малахов вычленяет три основных типа национализма, которые он называет унификаторским, сепаратистским и реформаторским.

Под унификаторским национализмом Малахов понимает идеологии, направленные на укрепление государствообразующей преобладающей нации.

Идеология сепаратистского национализма разворачивается там, где лица одной этнической группы требуют отделить от государства определенную часть ее территории. Этот тип можно считать национализмом этнического меньшинства.

Реформаторский национализм заключается в приверженности националистов к социально-экономическим реформам. Однако в современном мире Малахов затрудняется указать на подобные проявления, так как не понятно, соответствует ли эта идеология данному определению, или она проявляется в стремлении националистов только к удержанию власти.

Рассмотрим классификацию Э. А. Позднякова:

1. Национализм этнический — это национализм угнетенного или порабощенного народа, борющегося за свое национальное освобождение, это национализм народа, стремящегося к обретению собственной государственности. Ему соответствуют своя политика и идеология.

2. Национализм державно-государственный — это национализм государственно оформленных народов (наций), стремящихся к воплощению в жизнь своих национально-государственных интересов перед лицом подобных наций.

3. Бытовой национализм — это проявление националистических чувств на уровне личности и малых социальных групп. Он обычно выражается в ксенофобии, во враждебном отношении к инородцам и представителям других этнических групп [13].

Мы видим, что классификации Малахова и Позднякова схожи и имеют общие компоненты. И мы понимаем, что национализм имеет два основных типа: это национализм большинства и национализм меньшинства. И каждый тип имеет свои цели: национализм большинства (он же национализм государствообразующей нации, унификаторский национализм и державно-государственный национализм) направлен на укрепление позиций этнической группы, которая в отдельно взятом государстве является большей, и направлен на отстаивание интересов этого самого государства и сохранение его целостности. Национализм меньшинства (он же сепаратистский национализм и национализм этнический) направлен на становление суверенитета этнической группы, являющейся меньше в государстве. Он проявляется в чувстве угнетения, в стремлении отсоединения части территории, на которой проживает эта группа, от государства и в противопоставлении себя государствообразующей нации и соответственно государству.

В итоге стоит отметить, что национализм есть не что иное, как сочетание идеологии и политики в их неразрывном единстве. Если убрать хотя бы один элемент, то мы получим чувство привязанности к своему народу, что не имеет реальной силы. Но если добавить к ним соответствующую идеологию и политику, то мы получим национализм, способный создавать и разрушать государства, объединять и разделять людей, а при определенных условиях — разжигать вражду, конфликты и ненависть. Эти проявления Иван Ильин называет извращенными формами национального чувства и говорит, что они могут быть сведены к двум главным типам: в первом случае национальное чувство прилепляется к неглавному в жизни и культуре своего народа; во втором случае оно превращает утверждение своей культуры в отрицание чужой [6].

Основные термины (генерируются автоматически): национализм, нация, государство, государствообразующая нация, идеология, тип национализма, этническая группа, Гражданский национализм, национальное государство, национальное превосходство.


В данной статье анализируется понятие и сущность национализма в целом и лингвистического национализма в частности. Рассмотрены классификация и причины возникновения национализма, вопросы, связанные с проявлением политики лингвистического национализма в отдельных странах и возможные пути решения данной проблемы.

Ключевые слова: национализм, лингвистический национализм, языковая политика, языки меньшинств, этническая идентичность.

Нация живет в своем языке

Национализм как социальное явление остается в центре внимания исследователей уже более ста лет. Термин “национализм” был введен в употребление в XIX веке, однако сами идеи национального превосходства и национальной исключительности, лежащие в основе данной идеологии, имеют более глубокую историю. Националистические взгляды отчасти были присущи народам древнего мира, в античные времена и средние века.

С возникновением национальных государств после Вестфальского мира 1648 года, закрепившего новый мировой порядок, происходит и расцвет национализма. Национальный интерес и государственный суверенитет становятся легитимирующими обоснованиями национализма вплоть до появления наднациональной демократизации и постулирования прав человека.

Сегодня различными исследователями представлено значительное количество классификаций национализма. Остановимся на типологии, предложенной всемирно известными британским историком-марксистом, теоретиком и критиком национализма Эриком Хобсбаумом. Он выделил 4 этапа эволюции данной идеологии:

Либеральный (территориальный) национализм (1789–1870 гг.) сформировался в период Великой Французской и Американской революций. Он провозгласил народный суверенитет, предполагавший право каждого народа на национальное самоопределение. Националистические движения набирают обороты и выступают в роли консолидирующей силы, способствующей объединению и укреплению феодально-раздробленных народов.

На смену либеральному национализму приходит национализм лингвистический (1870–1918 гг.). Гегелевский принцип деления народов на «исторические и неисторические» [1, с. 86], являвшийся ключевым для либерального национализма, отныне считался пережитком прошлого: теперь же любая народность, считавшая себя нацией, могла добиваться права на самоопределение вплоть до создания собственного государства. Данный этап характеризуется значительно возросшей ролью этнического и лингвистического критериев в развитии национальных государств.

С распространением расовой теории Ж. А. Гобино, евгеники и идей о взаимосвязи биологических и социокультурных различий, история человечества отныне воспринимается в русле социал-дарвинизма — как торжество более сильных рас над более слабыми, а внешняя политика многих государств берет курс на империализм.

Кризис социально-политической стабильности, охвативший Европу в конце 19 — начале 20 веков, формирует благодатную почву для зарождения идеологии фашизма. Таким образом, на мировой арене появляется этнический национализм (1918–1950 гг.). С наступлением данного этапа нация воспринимается как высшая ценность и непреходящее единство. Она является организмом, содержащим в себе бесконечные ряды прошлых, настоящих и будущих поколений [2]. Рассматриваемая ступень эволюции национализма может быть с уверенностью названа его пиком. Этнический национализм развивает идею истории человечества как непрекращающейся постоянной и жесточайшей борьбы рас, являющейся стимулом исторического, культурного, экономического и политического развития человечества.

Заключительным этапом является современный национализм, сформировавшийся в 50-х годах прошлого столетия. Спад националистических настроений после Второй мировой войны характерен для Европейских стран, а процесс образования наций перемещается из европейского региона в освобождающиеся от колониальной зависимости Азию и Африку. Тем не менее, исследователи, предрекавшие окончательное исчезновение национализма, поспешили с прогнозами. На закате XX века, с всепроникающей глобализацией и разрушением режимов и идеологий, национализм вновь заявляет свои права. Единое глобальное информационное пространство XXI века, процессы модернизации и культурная унификация порождает у людей чувство тревоги и незащищенности, спасение от которых они находят в идентификации со своей этнической общностью, апеллируя к истории своего этноса, культуре, и, наконец, к языку.

Язык представляет собой не просто знаковую систему, посредством которой осуществляется обмен информацией. Язык — это важнейший фактор, формирующий нацию и государство. Язык того или иного народа — его путь познания мира, в котором отражены все исторические события, выпавшие на долю народа. Язык выступает внутренним детерминантом национального самосознания и обеспечивает комплементарность и межнациональную дифференциацию.

В контексте вышеизложенного, межкультурная коммуникация представляется, прежде всего, как взаимодействие своеобразных способов мировосприятия путем взаимодействия национальных языков, отражающих национальное самосознание.

С точки зрения последователей лингвистического национализма, нация определяется прежде всего общностью языка. Риск исчезновения культурного многообразия, необходимость сохранения культурной идентичности также вынуждает государство вести политику лингвистического национализма. Легитимность государственной власти попадает в зависимость с ее способностью сохранить национальную культуру, составляющей которой является и язык. Государственный лингвистический национализм чаще всего подразумевает сохранение чистоты национального языка и развитие культурной и общественной жизни нации. Однако следует помнить, что грань между конструктивным и деструктивным лингвистическим национализмом очень тонка: нередки случаи, когда стремление к сохранению родного языка частью государства перерастает в отстаивание права на его использование посредством террора и стремление к сепаратизму.

Помимо этого, для большинства стран приоритетной задачей является содействие сохранению гомогенной языковой ситуации не только на собственной территории, но и за ее пределами — таким образом, достигается расширение сферы влияния. Данная политика характерна для могущественных ведущих стран, в то время как менее сильные в политическом плане государства оказывают сопротивление этому и стремятся отстаивать собственную идентичность — и, конечно же, оберегают собственный национальный язык. Язык становится зачастую не просто инструментом, но и ареной политической борьбы.

Наблюдаемый в последнее время всплеск этнического национализма является частью культурного, то есть лингвистического, национализма. Данное явление особенно характерно для всего постсоветского пространства: в условиях кардинальной ломки прежних устоев и ценностного кризиса, человек склонен к поиску самоидентификации и обретает ее в превознесении собственной нации, а также в этноисторических мифах, неразрывно связанных с ней.

Одним из ярчайших примеров современного лингвистического национализма является так называемый каталонизм — социокультурное и политическое движение в Каталонских странах, направленное на утверждение политической, языковой и культурной идентичности Каталонии.

Причиной возникновения данного движения послужил запрет каталанского языка на территории Северной Каталонии в начале 18 века. Репрессии против языка, культуры и политических институтов имели место и в последующих столетиях, особенно во время диктатур Примо де Риверы и Франсиско Франко. Несмотря на это, каталанский язык был и остается наиболее распространенным языком Каталонии, выступая в качестве консолидирующего фактора в развитии каталонской идентичности в этническом и политическом измерениях.

С момента перехода Испании от франкизма к демократии возникает новая модель языковой политики — так называемый территориальный билингвизм, закрепляющий за областями, в которых превалируют отличные от испанского языки, право на признание их официальными. Однако при введении данной модели была упущена из виду существенная вещь: легитимное возрождение и развитие каталанского языка способствует росту националистических настроений и постепенно подведет жителей Каталонии к идее каталанского языка как единственно возможного в данном регионе. Под сенью Конституции националистами была выработана нужная языковая политика. Современная Испания представляет собой государство, в котором политическому центру противостоит серьезная региональная оппозиция, ратующая за независимость.

В данном случае для пресечения пагубных последствий каталонского лингвистического национализма необходим новый лингвистический курс для всей Испании в целом, предполагающий признание и интеграцию всех официальных языков в государственные институты наряду с испанским языком.

В несколько иной форме лингвистический национализм предстает во Франции — здесь речь идет не о возможности существования бесконфликтного билингвизма, но о сохранении и защите государственного языка в целом. Ориентация языковой политики Франции направлена на поддержку французского языка как единственно правильного и официального и его защиту от влияния как региональных, так и иностранных языков. Более того, государство фактически не поддерживает и языки меньшинств. Языковая политика Франции выступает за чистоту языка, ведущая к чистоте нации. Одной из немногих областей Франции, характеризующихся ярко выраженными националистическими настроениями, является Корсика. Тем не менее, сегодня большая часть жителей острова готовы удовольствоваться большей автономией, особыми правами для корсиканского языка и освобождением от ряда национальных налогов.

Помимо этого, среди проблемных зон можно выделить Балканские страны, Бельгию, Италию, Великобританию, Среднюю Азию и Закавказье.

Проблема лингвистического национализма остро стоит перед главами государств, которым необходимо обеспечивать поддержку культуры и языка этнического большинства, защищая его от всепроникающей интеграции и унификации, не забывая при этом об этнических меньшинствах, проживающих на территории государства.

Основной целью государств должно служить сохранение стабильности внутри многонационального государства: это требует тщательно проработанной языковой политики, которая бы принимала во внимание историю взаимодействия этносов на данной территории, их культуру и языки во избежание появления новых очагов национализма, базисом которых выступает язык.

Руководству стран необходимо соблюсти баланс между сохранением языкового многообразия и единством общества, что позволит снизить риск перерастания конструктивных форм лингвистического национализма в деструктивные до минимума.

  1. Философия истории. Под ред. Панарина А. С. М.: Гардарики, 1999. — 432 с.
  2. Программа фашистской партии по рабочему движению.
  3. Балибар Э., Валлерстайн И. Раса, нация, класс. Двусмысленные идентичности. М: «Logos altera», «Ecce homo». 2004. — 288 с.
  4. Бромлей Ю. В. Очерки теории этноса. М., Наука, 1983. — 418 с.
  5. Гумилев Л. Н. Этносфера: История людей и история природы. М., 1993. — 285 с.
  6. Ивлев К. Об истории национализма // Патриот. — 2003. — № 25
  7. Лебон Г. Психология народов и масс. М.: Академический проект, 2011. — 238 с.
  8. Малахов B. C. Понаехали тут. Очерки о национализме, расизме и культурном плюрализме. М.: Новое литературное обозрение, 2007. — 200 с.
  9. Мнацаканян М. Национализм и глобализм. Национальная жизнь в современном мире. М.: Анкил, 2009. — 408 с.
  10. Садохин А. П. Этнология: Учебник. 2-е изд., перераб. и доп. -М.: Гардарики, 2004. — 287 с.
  11. Теория международных отношений под редакцией П. А. Цыганкова. М.: Гардарики, 2002. — 320 с.
  12. Хобсбаум Э. Нации и национализм после 1780 года. СПб: Алетейя. 1998. — 305 с.

Основные термины (генерируются автоматически): лингвистический национализм, язык, каталанский язык, национализм, этнический национализм, испанский язык, либеральный национализм, национальное самосознание, языковая политика, языковая политика Франции.

В зависимости от характера поставленных и решаемых задач, действующих лиц и множества других факторов, в современном мире формируется несколько типов национальных движений, различающихся своими внутренними и внешними параметрами [1] .

Одна из первых попыток типологии национализма была сделана историком Ф. Мейнеке, который в книге «Космополитизм и национальное государство» (1907 г.) указал на фундаментальную разницу между политическими и культурными нациями. Эту идею развил Х. Кон в своей работе «Идея национализма» (1944 г.) [2] , где он утверждал, что в Англии, Франции, Нидерландах, Швейцарии и США национализм был в основном политическим, а в Центральной и Восточной Европе, а также в Азии, — этническим. Большинство специалистов считает, что каждая зрелая нация содержит в себе оба компонента. Как показывают последние исследования, сегодня в странах Западной Европы достаточно сильна культурная компонента, а в странах Центральной и Восточной Европы — гражданская компонента национализма [3] . Это связывают с важностью культуры как цементирующего фактора для зрелой нации и с распространением либерально-демократических ценностей в мире.

Наряду с этим американский исследователь Дж. Брейли выделяет национализм сепаратистский, направленный на отделение той или иной нации от существующего государства; реформаторский, стремящийся придать более национальный характер структурам и отношениям существующего государства; и ирредентистский, предпочитающий объединение нескольких государств или присоединение части одного государства к другому. Другой западный учёный Дж. Хол описывает интегральный национализм, ориентированный на усиление монолитности как полинациональных, так и мононациональных обществ. А. Б. Андерсон выделил «официальный», или «правительственный» национализм, направленный на большее соответствие интересов нации интересам государства [1] .

Весьма распространённой является также типология национализма по его политической программе, например: государственный (предполагающий сочетание национальных и государственных ценностей), радикальный (ориентирующийся на резкий разрыв этих идеалов и даже на уничтожение части прежней политической элиты), реакционный (испытывающий недоверие к новым, демократическим ценностям и пытающийся всеми методами сохранить прежние идеалы) и т. д. [1]

Содержание

Гражданский национализм

Другие названия: революционно-демократический, политический, западный национализм



Гражданский национализм утверждает, что легитимность государства определяется активным участием его граждан в процессе принятия политических решений, то есть, степенью, в которой государство представляет «волю нации». Основным инструментом для определения воли нации является плебисцит, который может иметь форму выборов, референдума, опроса, открытой общественной дискуссии и т. д.

При этом принадлежность человека нации определяется на основе добровольного личного выбора и отождествляется с гражданством. Людей объединяет их равный политический статус как граждан, равный правовой статус перед законом, личное желание участвовать в политической жизни нации [2] , приверженность общим политическим ценностям и общей гражданской культуре [4] .

В конце XIX века Ренан обратил внимание на роль гражданского национализма в повседневной жизни: «Существование нации — это повседневный плебисцит, как существование индивидуума — вечное утверждение жизни» [5] . Действительно, как показал Геллнер, в современных нациях на протяжении всей своей жизни граждане активно подтверждают свою национальную принадлежность и тем самым легитимный статус государства [6] .

Что касается «исконных» с культурно-этнической точки зрения представителей нации, то согласно гражданскому национализму их может и не быть. Важнее, чтобы нация состояла из людей, которые хотят жить рядом друг с другом на единой территории [7] .

Гражданский национализм более выражен в тех молодых нациях, которые возникли в уже существующем государстве с достаточно однородным в плане культуры населением. Именно так обстояло дело в предреволюционной Франции, поэтому ранний национализм активно поддерживал идеи свободы личности, гуманизма, прав человека, равенства. Для него были характерны рациональная вера в общечеловеческое и либеральный прогресс. Однако он играл важную роль и в более позднее время. Так, в середине XX века национально-освободительная борьба стран третьего мира с колониализмом часто опиралась на гражданский национализм как путь к интеграции общества, противопоставляя его характерному для империализма принципу «разделяй и властвуй». Выразителями подобных идей были Ганди, Неру, Мандела, Мугабе.

В рамках гражданского национализма выделяют подвиды.

Государственный национализм утверждает, что нацию образуют люди, подчиняющие собственные интересы задачам укрепления и поддержания могущества государства. Он не признаёт независимые интересы и права, связанные с половой, расовой или этнической (иногда религиозной) принадлежностью, поскольку полагает, что подобная автономия нарушает единство нации.

Либеральный национализм напротив, делает акцент на либеральных ценностях и утверждает, что патриотические нравственные категории занимают подчинённое положение по отношению к общечеловеческим нормам, таким как права человека. Либеральный национализм не отрицает приоритеты по отношению к тем, кто ближе и дороже, но полагает, что это не должно быть за счёт чужих. Одной из современных трудностей этого движения является политика государства по отношению к этническим меньшинствам. Сторонники мультикультурализма считают допустимой государственную поддержку этнических субкультур и признание коллективных прав меньшинств, чтобы они в свою очередь согласились идентифицировать себя с нацией. Сторонники индивидуальных свобод выступают против любого вмешательства государства.

Этнический национализм

Другие названия: этнонационализм, культурно-этнический, органический, романтический, восточный национализм

Согласно этническому национализму [8] , нация является фазой развития этноса. Он утверждает, что любая нация имеет этническое ядро и отчасти противопоставляет себя гражданскому национализму. В настоящее время «националистическими» называют как правило те движения, которые делают акцент на этнонационализме.

Этнический национализм фокусирует своё внимание на «органическом единстве» образующих нацию людей, которое может иметь культурную или генетическую природу. С его точки зрения, членов нации объединяет общее наследие, язык, религия, традиции, история, кровная связь на основе общности происхождения, эмоциональная привязанность к земле, так что все вместе они образуют один народ (нем. Volk ) или сверх-семью [4] , кровнородственное сообщество.

Чтобы культурные традиции или этническая принадлежность легли в основу национализма, они должны содержать в себе общепринятые представления (историческую память), которые способны стать ориентиром для общества [9] . Поскольку устная традиция и личный опыт часто оказываются для этого недостаточными, средства коммуникации (язык, печать и т. д.) играют крайне важную роль.

Этнический национализм исторически возник в условиях, когда границы государства не совпадали с культурными или этническими границами и стремился привести одно в соответствие с другим. Нация при этом формировалась до государства. Романтики XIX века подчёркивали, что не всякий этнос обладает достаточной силой, чтобы стать нацией.

В отличие от гражданского национализма, этнический делает акцент на интуиции, а не на разуме; на исторической традиции, а не на рациональном прогрессе; на исторической разнице между нациями, а не на их общих устремлениях [2] . Границы национального государства определяются географическим распределением культуры, а не стремлением закрепить контроль над материальными ресурсами [10] .

При анализе националистической риторики следует отличать требования самоопределения от призывов к солидарности по этническому признаку. Последнее часто делается с целью усилить влияние этнических групп, которые не стремятся к национальной автономии.

Иногда при классификации выделяют культурный национализм, так что этнический национализм становится более узким понятием. Во избежание неоднозначностей, в данной статье последний называется «примордиальным этническим национализмом».

Культурный национализм определяет нацию общностью языка, традиций и культуры (в том числе, религии). Легитимность государства исходит из его способности защищать нацию и способствовать развитию её культурной и общественной жизни. Как правило, это означает государственную поддержку культуры и языка этнического большинства, а также поощрение ассимиляции этнических меньшинств для сохранения культурного единообразия нации.

Примордиальный этнический национализм полагает, что нация основана на общем реальном или предполагаемом происхождении. Принадлежность нации определяется объективными генетическими и расовыми факторами, «кровью». Сторонники данной формы утверждают, что национальная самоидентификация и право нации на верховную власть в стране имеют древние этнические корни и потому носят естественный характер. В плане государственной политики, активная поддержка культуры этнического большинства сочетается с её самоизоляцией от других этнических групп и неодобрением ассимиляции.

Крайний национализм



Крайние формы национализма нередко ассоциируются с экстремизмом и ведут к острым внутренним или межгосударственным конфликтам. В большинстве стран крайний национализм официально признаётся социально опасным явлением. В России разжигание межнациональной розни относится к уголовным преступлениям.

Стремление выделить для нации, проживающей внутри страны, своё государство приводит к сепаратизму.

Радикальный государственный национализм является ключевой составляющей фашизма и нацизма. Многие этнические националисты разделяют идеи национального превосходства и национальной исключительности (см. шовинизм), а также культурной и религиозной нетерпимости (см. ксенофобия). Свои точки зрения они обосновывают большей частью вымышленной историей и тенденциозной трактовкой фактов [11] .

Ряд международных документов, в том числе Всеобщая декларация прав человека и Международная конвенция о ликвидации всех форм расовой дискриминации, осуждают этническую дискриминацию и ставят её вне закона.

При изучении этого сложного явления, следует учитывать реальную разницу между нацизмом, фашизмом и национализмом. Иначе совершенно не возможно всерьёз говорить о каждом из них в их действительной онтологии.

Характерная для национализма размытость идеологии и эклектичная структура политических движений часто открывает возможности для политики «двойных стандартов». Например, стремящиеся к сохранению своей культуры «нации-гегемоны» обвиняют в великодержавном шовинизме, борьбу малых народов за национальную независимость называют сепаратизмом, — и наоборот.

Некоторые сторонники модернизма (см. Национализм (изучение)) полагают, что крайний национализм является пережитком доиндустриальной эры, который проявляет себя в виде периодических вспышек, но со временем отомрёт или перетечёт в более приемлемый патриотизм [9] . Это находит подтверждение в том, что различные формы крайнего национализма легко смешиваются. Например, ксенофобия направлена прежде всего против самих иностранцев, а не против культурного импорта (этнических ресторанов, фильмов, моды и т. д.) [12] .

Ксенофобия препятствует ассимиляции, поскольку если большинство не считает этнические меньшинства частью нации, то меньшинства тем более испытывают затруднения с такой идентификацией [13] .

Рассмотрев и проанализировав два подхода к национализму, можно вывести одно общее определение: национализм - это идеология и политика государств, партий, иных союзов, организаций и групп, которые в качестве главного средства для достижения своих целей используют как национальные, так и патриотические чувства. Необходимо отметить и цели национализма как идеологии или политики. Они могут быть самыми разными:

борьба против реального или предполагаемого национального угнетения со стороны других народов;

консолидация народа с целью оформления его в самостоятельное государство;

мобилизация общества против реальной или предполагаемой внешней угрозы (военной, экономической, политической и т.д.)

Всякая идеология требует наличия противника, и национализм без такового не может существовать, такой противник составляет питательную почву национализма.

Как политика национализм, опираясь на соответствующую идеологию, стремится решить цели конституирования и политического самоутверждения народа, защитить национальные (государственные) интересы. Где бы национализм ни проявлял себя, он всегда делает это в форме, соответствующей идеологии и политике.

Многие исследователи утверждают, что национализм есть идеология и политика, активно использующие в своих целях национальные чувства и эмоции. Для того чтобы убедиться в этом, рассмотрим классификацию Снайдера и Хейса. Снайдер различает четыре типа национализма:

1. Интегрирующий национализм (1845 - 1871). В этот период, по Скайдеру, национализм представлял собой объединяющую силу, которая способствовала консолидации феодально-раздробленных народов (Италия, Германия).

2. Разъединяющий национализм (1871 - 1890). Успехи национализма в деле объединения Италии и Германии стимулировали борьбу за национальную независимость народов, входящих в Османскую, Австро-Венгерскую и другие империи, что привело к их распаду.

3. Агрессивный национализм (1900 - 1945). Первая половина 20 века стала свидетелем острого конфликта противоположных национальных интересов, вылившегося в две мировые войны. В этот период национализм становиться идентичным империализму.

4. Современный национализм (1945 - н.в.). Новый национализм заявил о себе главным образом путем антиколониальных революций. Этот период отмечен распространением национализма в глобальном масштабе.

Хейс выделяет следующие типы национализма:

Обе классификации ничего не объясняют и только служат подтверждением тому, что национализм есть политика и идеология, использующие национальные чувства для достижения своих целей. Э. А. Поздняков предлагает более расширенную классификацию и выделяет следующие виды:

1. Национализм этнический - это национализм угнетенного или порабощенного народа, борющегося за свое национальное освобождение, это национализм народа, стремящегося к обретению собственной государственности. Ему соответствуют свои политика и идеология.

2. Национализм державно-государственный - это национализм государственно оформленных народов (наций), стремящихся к проведению в жизнь своих национально-государственных интересов перед лицом таковых же других наций. Нередки случаи, когда большие нации играют роль угнетателей малых народов внутри и вовне. Политика и идеология таких наций получила в политической литературе название великодержавной. В этом случае державно-государственный национализм входит обычно в конфликт с национализмом этническим.

3. Бытовой национализм - это проявление националистических чувств на уровне личности и малых социальных групп. Он обычно выражается в ксенофобии, во враждебном отношении к инородцам и представителям других этнических групп. Его связь с идеологией и политикой не всегда носит прямой и открытый характер, но, тем не менее, она существует. Бытовой национализм - важное средство в руках этнического и державно-государственного "национализмов" - к нему они прибегают для реализации своих целей, на него они опираются и в случае необходимости умело его разжигают; его вспышки редко бывают спонтанными - как правило, за ними стоят соответствующая идеология и политика.

Поздняков отмечает, что чем ближе к бытовому и этническому национализму, тем в большей мере проявляются в нем психологические моменты, и наоборот; но ни в одном из этих случаев национализм не перестает быть явлением социальным. Это его коренное качество.

В итоге стоит отметить, что национализм есть не что иное, как политика и идеология в их неразрывном единстве. Убрав одно и другое, мы получим достаточно безобидное чувство привязанности к своему народу, преданность к родине. Само по себе оно не представляет движущей силы. Но если добавить к нему соответствующую идеологию и политику, мы получим национализм, разжигающий вокруг вражду, ненависть и конфликты.

В современном российском обществе восприятие национализма двояко. С одной стороны его осуждают, считая агрессивной идеологией, с другой - поддерживают, нередко в агрессивной форме (например, скинхеды).

Националистические проблемы в конце 20 - начале 21 века в России приобрели небывалую остроту и актуальность. В чем же заключаются причины распространения националистической идеологии в конце 20 века в стране, которая боролась с национализмом, а именно, с самым жестким его проявлением - фашизмом. В первую очередь стоит отметить, что Россия - многонациональная страна, в ней живут более ста тридцати народов и народностей, и национальные проблемы здесь существовали всегда. Но в 90-е годы национальные и расовые конфликты на территории России, а также противостояние отдельных народностей достигли рекордно высокой отметки. Причинами данного явления являются усиление миграционных процессов, война в Чечне, рост конфликтов между культурами и этносами, терроризм, нестабильность в стране и низкий уровень жизни. В энциклопедии сказано: фашизм находит опору преимущественно в социально обездоленных группах в условиях общенациональных кризисов и катаклизмов модернизации. Это ли не сегодняшняя Россия?


Национализм и расизм

Национализм был ядром политики и идеологии известных политических партий и движений, его исповедовали их лидеры и идеологи. В Италии таковыми были Гарибальди, Мадзини, Кавур, Виктор-Эммануил; в Германии - Гегель, Фихте, Вагнер, Бисмарк и, конечно, Гитлер. Идеологическими стараниями и упорной политической борьбой, в которой решающую роль играла сила, были национально объединены Германия и Италия.

Агрессивный национализм гитлеровской Германии использовал в своей политике свастическую символику, которая имеет место в националистических молодежных организациях в настоящее время. Для того чтобы рассмотреть символику нацизма и ее роль в современном обществе, необходимо обратить внимание на идеи ариософов.

Ярким представителем ариософов был Гвидо фон Ланц.

Ариософы, начавшие свою деятельность в Вене, незадолго до Первой Мировой войны соединили народнический немецкий национализм и расизм с оккультными идеями с целью предсказания и оправдания грядущей эры немецкого мирового порядка. Они утверждали, что существует враждебный заговор антигерманских сил (евреи, все неарийские расы), стремящихся разрушить идеальный немецкий мир.

Ариософы были культурными пессимистами. Их фантазии ариософов фокусировались в идеях элитарности чистоты, в тысячелетних образах золотого будущего нации.

Политические корни ариософов уходят в народническую идеологию конца девятнадцатого столетия. Их консервативная реакция на национальные проблемы и на современную действительность (Германия и Австро-Венгрия отставали в экономическом развитии) имела в виду образ всегерманской империи, которой негерманские национальности и низшие классы были бы лишены всех прав представительства и возможностей саморазвития. Но если теория арийско-германского превосходства, антилиберализм и озабоченность социальным и экономическим прогрессом имели место в народнической идеологии, то оккультизм не был ей свойственен и представлял собой нечто новое.

Задача оккультизма состояла в том, чтобы подтвердить живой смысл устаревшего и хрупкого социального порядка. Идеи и символы античной теократии, тайные общества, мистические знания были втянуты в орбиту народнической идеологии с целью доказать, что современный мир основывается на ложных принципах зла, и описать ценности и законы идеального мира.

Ариософы стояли в стороне от практической политики, но их идеи и символы проникли в отдельные антисемитские и националистические группировки Германии, из которых после Первой Мировой войны в Мюнхене возникла нацистская партия.

По мнению Листа, древние тевтонцы обладали гностической религией, позволяющей людям проникать в тайны природы. Вотан занимал место главного бога в немецком пантеоне. Основными источниками для древней религии служили руны и Эдда. Эдда представляет собой запись мифов и верований древних германцев. В Эдде Вотан почитался как бог войны и покровитель умерших героев Валгаллы. По легенде Вотан был ранен копьем и, беззащитный, привязан к дереву на девять ночей без еды и питья. На вершине страданий к нему внезапно приходит понимание рун. Спустившись с дерева, он составляет восемнадцать рунических заклинаний, заключающих в себе тайну бессмертия, способность к врачеванию себя, искусство побеждать врага в бою, власть над любовными страстями.

Руны общеизвестны как форма древнего северного письма - выразительные, отделенные друг от друга знаки, написанные или вырезанные на дереве, но они также высоко ценились за их магические свойства, способность служить амулетами и заклинаниями. Каждая руна имела имя и собственную символику. Лист выступил пионером оккультного чтения рун. Он сопроводил каждый стих Вотана особой руной, присоединив ее оккультный смысл. Основные оккультные смыслы были таковы: "Познав себя, ты познаешь мир!", "Брак - корень арийской расы", "Человек одно с богом!".

Вотанизм подчеркивал мистическое единство человека с миром и его магическую власть над ним. Человек оказался неотъемлемой частью единого космоса и был вынужден следовать простому этическому правилу: жить в согласии с природой. Расовая чистота выглядела естественным следствием верности природе.


В своей анонимной статье, опубликованной в "Der Scherer", Лист утверждал, что свастика является священным арийским символом, поскольку происходит от огненной метелки (венчика), вращением которого космос был переведен к бытию. В статье исследуется мистическая космогония, фазы которой иллюстрируются иероглифами . Здесь Лист впервые упоминает о бессмертии, перевоплощении и кармической принадлежности. Он пишет о неограниченной власти, которую посвященные имели над обычными людьми в древней Германии. Этой статьей Листа отмечен первый этап в истолковании германской оккультной религии, главной заботой этого этапа выступала расовая чистота.

Листом были разработаны проекты новой пангерманской империи. Они предполагали безжалостное подчинение неарийцев арийским мастерам в жестко организованном иерархическом государстве. Определение кандидата на образование или должность в общественных службах опиралось исключительно на принцип расовой чистоты. Героическая ариогерманская раса освобождалась от всякого наемного труда и прочих унизительных занятий для того, чтобы управлять в качестве просвещенной элиты рабскими кастами неарийских народов. Лист сформулировал систему политических принципов нового ордена: должны были строго соблюдаться расовые и брачные законы; культивировалось патриархальное общество; только мужчина, глава дома, обладал правами, и только ариогерманцы пользовались свободой и гражданством; каждая семья должна иметь генеалогическую запись, подтверждающую ее расовую чистоту; новый феодализм должен был формироваться через создание крупных сословий, которые были наследственны, но правом наследия обладал только перворожденный мальчик. Эти принципы, опубликованные еще в 1911году, невероятно похожи на Нюрнбергские расовые законы 1930-х годов и нацистский образ будущего. Лист создал иерархическую структуру ариогерманского общества, опиравшуюся на каббалическое Древо Жизни. В этой системе ариец есть богочеловек.

Таким образом, идеи ариософов привнесли в нацистскую Германию оккультные смыслы и свастическую символику.

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: