Это конкретный человек объединение людей государство в собственности

Обновлено: 28.03.2024

Конфуций (551 – 479 гг. до н. э.), великий китайский философ. В своих работах Конфуций обращался к вопросам взаимоотношений в семье, государстве, обществе. Человеческую природу он оценивал позитивно и был уверен, что с помощью воспитания можно искоренить зло. Задачу философии он видел в том, чтобы установить мир и гармонию в жизни людей. Для этого Конфуций предлагал людям стать добродетельными, уважать старших, почитать предков, желать благо другим. Только работая над собой, человек может достичь нравственного совершенства, обрести гармонию в отношениях с окружающим миром. Великодушное отношение правителей к гражданам и верность граждан своим правителям – вот залог политической и социальной стабильности в государстве. На принципах уважительного и почтительного отношения людей друг к другу также строится семья и общество в целом. Для достижения высокой степени нравственности Конфуций предлагал людям исполнять «пять великих правил»:

1. Доброе отношение отца к сыну и почтительное отношение сына к отцу.

2. Праведное отношение мужа к жене и послушание жены мужу.

3. Отеческое отношение старших к младшим и почтительное отношение молодежи к пожилым.

4. Великодушное отношение правителя к гражданам и верность граждан своим правителям.

5. Соблюдение обычаев, традиций, церемоний – залог социальной стабильности.

Народ подобен траве, а господин – ветру. Куда дует ветер, туда клонится трава, – утверждали древние. Нравственность правителей определяет жизнь народа. Конфуций полагал, что истинной цивилизации можно достичь только путем улучшения нравственной природы человека.

Первых философов античности называют социальными философами. Они, как и Конфуций, изучали нравы людей, их взаимоотношения, строили социальные концепции.

Платон (427 – 347 гг. до н. э.), греческий философ. Его работу «Государство» считают первым трудом по «общей социологии», где он придавал особое значение в развитии общества разделению труда и создал первую теорию стратификации. Общество у Платона делится на три класса:

– высший – мудрецы, управляющие обществом;

– низший – рабочие и крестьяне.

Он полагал, что к управлению обществом следует допускать людей, достигших 50 лет, талантливых и образованных. Эти люди должны вести суровый образ жизни, не предаваться земным утехам. Платон предлагает свою типологию государств;

1. Тимократия – власть честолюбца, стремящегося к обогащению.

2. Олигархия – господство немногих над большинством. Власть богатых.

3. Демократия – правление большинства только ради своих интересов.

4. Тирания – вырождение демократии.

Идеальное государство – власть немногих, но способных и специально подготовленных. Главное – справедливость, то есть каждому особое занятие и особое положение. Доблести в идеальном государстве: мудрость, мужество, справедливость.

Аристотель (384 – 322 гг. до н. э.). «Александр Македонский греческой философии» – так называют его в истории философии. Аристотель утверждал, что опорой порядка является средний класс (слой). Кроме этого класса он говорил о существовании в обществе еще двух групп граждан – очень богатых и крайне бедных.

Государство лучше всего управляется, если:

– бедняки участвуют в управлении;

– эгоистические интересы богатых ограничены;

– средний класс многочисленнее и сильнее, чем два других.

Неравенство в обществе исправляется не уравнительным распределением, а нравственным воспитанием людей.

Государство должно стремиться не к всеобщему равенству, а выравниванию жизненных шансов. Частная собственность может быть у каждого, так как она не вредит нравам, а развивает здоровые эгоистические интересы.

При коллективной собственности большинство граждан бедны и озлобленны, но для государства опасно и чрезмерное неравенство людей. Аристотель также предлагает свою классификацию государственного устройства.

– царская власть (один правит на благо всех);

– аристократия (немногие правят в интересах всех);

– полития (правит большинство, это отобранные по определенному цензу люди).

Полития – лучшая форма правления.

– тирания (один правит ради своих интересов);

– олигархия (немногие правят ради себя);

– демократия (большинство неимущих правят ради своих интересов).

Свое мнение о государственном устройстве и о проблемах жизни человека в обществе было и у других античных философов.

Гераклит (544 – 484 гг. до н. э.), греческий философ, утверждает, что идеальным является государство со справедливыми законами, в основе которых лежит божественный закон Логос. Социальные различия в обществе – результат отношений граждан к этому закону.

Демокрит (460 –370 гг. до н. э.), греческий философ, считает, что общество развивается, эволюционирует, а государство, его тип – ответ на запросы этой эволюции.

Пифагор (571 – 479 гг. до н. э.), греческий философ, математик, разработал понятие социальной справедливости как воздаяния равным за равное. Рабы и свободные граждане не равны, равенство возможно только отдельно среди рабов и отдельно среди свободных граждан и господ.

Августин Блаженный (354 – 430 гг. н. э.) католиками признается как «отец церкви», христианский религиозный философ. В своей работе «О граде Божьем» пишет, что история человечества разворачивается по плану Божьему и человек, опять же по воле Бога, проживает в «двух городах», государствах.

1. Светское государство (царство греха и дьявола).

2. Царство Божье.

Эти города созданы двумя видами любви.

1. Человеческой любовью к себе, доведенной до презрения к Богу.

2. Любовью человека к Богу, доведенной до презрения к себе.

Фома Аквинский (1225 – 1274 гг.), итальянский философ, богослов, «отец церкви», утверждал, что общительность людей привела к образованию общества и государства. Государственная власть, хотя и «греховная», несовершенная, так как это власть человеческая, а не Божественная, дана людям Богом как испытание. Лучше такая, пусть и несовершенная власть, чем хаос.

Никколо Макиавелли (1469 – 1527 гг.), итальянский философ. В своей работе «Государь» обратился к идеям Платона и Аристотеля, но акцент делает не на проблемах структуры общества, а на поведении политического лидера.

Правитель, желающий добиться успеха, должен знать законы поведения людей.

Первый закон гласит, что нашими действиями правит честолюбие и стремление к власти. Богатыми движет страх потерять то, что они накопили, а бедняками – страсть приобрести то, чего они лишены.

Второй закон гласит: умный правитель не должен выполнять свои обещания, иначе он попадет в зависимость от подчиненных. А где зависимость, там нерешительность и малодушие.

Третий закон: творить зло надо сразу, а добро постепенно. Награды ценят, когда они редки. Наказание надо творить сразу и в больших дозах. Единовременная жестокость переносится с меньшим раздражением и считается более справедливой, чем растянутая во времени.

Томас Гоббс (1588 – 1679 гг.), английский философ, разработал теорию общественного договора, ставшую основой учения о гражданском обществе. Гоббс пишет, что у животных нет борьбы за почести и звания, поэтому у них нет ненависти и злости – причины войны и мятежей. У людей это есть. Неправильно думать, будто люди по своей природе склонны к сотрудничеству. Если бы человек любил других людей по естественному побуждению, то он искал бы общения со всеми в равной мере. Но каждый из нас предпочитает общество тех, кто ему выгоднее. Создавать общество и государство людей побуждает взаимное опасение. Оно сбивает людей в группы, помогая выжить в конкурентной борьбе. Объединившись, люди преследуют не общественное благо, а стремление извлечь выгоду. Страх не разъединяет, а объединяет людей, вынуждает заботиться о взаимной безопасности. Государство является наилучшим способом удовлетворения этой потребности.

Естественное состояние людей – война всех против всех, борьба за выживание.

Социальная борьба свойственна догражданскому обществу. Гражданское же общество покоится на общественном договоре и юридических законах. У него три формы правления:

С появлением государства возникают собственность в истинном смысле слова и соответствующие учреждения (правительство, суд, полиция, армия), защищающие ее. В результате война всех против всех прекращается.

Если правитель не учитывает мнение народа (большинства), последний может расторгнуть общественный договор.

Джон Локк (1632 – 1704 гг.), английский философ, врач по образованию и политик по роду деятельности. Локк развил теорию естественного права, утверждая, что у человека имеются права, не отчуждаемые никаким правителем, никаким государством.

Это: право на жизнь, право на свободу, право на собственность.

Локк выдвинул идею разделения властей на:

Целью государства является защита естественных неотчуждаемых прав граждан. Именно собственность определяет долю прав, передаваемых гражданами государству: чем больше у граждан собственности, тем больше у них политических прав.

Д. Локк утверждает, что результатом воспитания должно стать всестороннее развитие человека, его приспособленность к активной практической и политической деятельности.

В материальных отношениях человек вправе владеть только тем, что для него необходимо (не должен накапливать излишки) и что создал своим трудом.

Шарль-Луи Монтескье (1689 – 1755 гг.), французский философ, просветитель. Обладал широкими познаниями в области естественных и общественных наук. Монтескье считал, что общественное устройство зависит от обычаев, традиций, убеждений людей, которые определяются географической средой и политическими законами.

Люди равны от природы, но среда обитания определяет их различие в общественном положении. Так, в холодном климате люди более здоровы, активны, целеустремленны. Жара же приучает к лени, равнодушию.

Жара и холод воздействуют на тело, а оно определяет состояние духа.

Но просвещенные правители способны в любых климатических условиях воспитывать достойных граждан. Человек по своей природе миролюбив, склонен к общежитию. Именно это приводит людей к созданию государства, гражданского права и частной собственности. Целью государственного правления является общее благо.

Монтескье отстаивал идею Локка о разделении властей на законодательную, судебную и исполнительную. Если судебная власть не действует, высший судья Бог.

Целью государственного правления является благо общества в целом, достигаемое с помощью прогрессивных законов. Законы государства обязательны для всех граждан, законы религии – для верующих, если они не противоречат законам государства.

Жан-Жак Руссо (1712 – 1778 гг.), французский философ, просветитель. Критерием анализа общественной жизни считал «естественное состояние» равенства и свободы, утраченное с развитием цивилизации. Возникновение государства – результат общественного договора, отчуждающего все права и собственность индивидов в распоряжение верховной власти.

Верховная власть у Руссо – не правительство, а принцип социальной организации, всеобщая воля граждан, гарант гражданских прав и свобод.

Выполнение гражданином своего долга – высшая добродетель. Христианство должно быть заменено «гражданской» религией.

Платой за прогресс, цивилизацию и культуру Руссо считал деспотизм и падение нравственности.

Наука и искусство содействуют порче людей, препятствуют их естественному состоянию.

Труд порождает собственность, а затем и неравенство. Общество делится на классы. Причина неравенства – частная собственность, возникшая в результате обмена. Один из способов уничтожения неравенства – перераспределение собственности.

Большое внимание Руссо уделял обучению и воспитанию молодежи. Детей следует воспитывать в естественных условиях, обучать ремеслу в соответствии с их способностями.

Томас Мальтус (1766 – 1834 гг.), английский мыслитель, изложил свою демографическую теорию, содержащую следующие постулаты:

1. В будущем общество столкнется с проблемами, от которых не спасут никакие социальные реформы.

2. Главная проблема – обострение противоречий между возрастающей в геометрической прогрессии численностью населения и увеличивающимися в арифметической прогрессии средствами существования.

3. Такие негативные явления, как эпидемии, войны, приостановят эти обострения.

4. Благотворительность, филантропия способствуют этому обострению.

5. Смягчить эти негативные факторы может нравственная самодисциплина (сексуальное воздержание до брака, практика целомудрия).

Кроме вышеуказанных форм собственности в Российской Федерации существует также и собственность общественных объединений .

Общественное объединение — это добровольная, самостоятельная, некоммерческая организация, созданная для объединения граждан и реализации их общих целей и задач.

  • общественная организация;
  • общественное движение;
  • общественный фонд;
  • общественное учреждение;
  • орган общественной самодеятельности;
  • политическая партия.

Общественной организацией является основанное на членстве общественное объединение, созданное на основе совместной деятельности для защиты общих интересов и достижения уставных целей объединившихся граждан.

«Движение женщин России. Общероссийская общественная организация», «Союз архитекторов России. Общероссийская общественная организация», «Опора России. Общероссийская общественная организация малого и среднего предпринимательства» и др.

Членами общественной организации в соответствии с её уставом могут быть физические лица и юридические лица — общественные объединения. Отличительной особенностью общественной организации от других форм общественных объединений является обязательное членство её участников.
Общественные организации в зависимости от своих целей и задач могут создаваться как:

  • добровольные пожарные организации;
  • общественные объединения по защите прав граждан в сфере охраны здоровья в виде общественных организаций;
  • национально-культурные автономии;
  • профсоюзы;
  • общественные организации по защите прав потребителей;
  • детские и юношеские объединения;
  • общественные организации для удовлетворения духовных или иных нематериальных потребностей граждан, для представления и защиты их общих интересов и достижения иных не противоречащих закону целей.

Общественным движением является состоящее из участников и не имеющее членства массовое общественное объединение, преследующее социальные, политические и иные общественно полезные цели, поддерживаемые участниками общественного движения.

одно из самых известных общественных движений России — это «Трезвая Россия», главной целью движения является пропаганда здорового образа жизни и борьба с незаконным распространением алкогольной продукции.

Общественный фонд является одним из видов некоммерческих фондов и представляет собой не имеющее членства общественное объединение, цель которого заключается в формировании имущества на основе добровольных взносов, иных не запрещённых законом поступлений и использовании данного имущества на общественно полезные цели.

Учредители и управляющие имуществом общественного фонда не вправе использовать указанное имущество в собственных интересах.

фонд «Подари жизнь», который основан в \(2006 \) году российскими актрисами. Целью фонда является помощь больным детям.

Общественным учреждением является не имеющее членства общественное объединение, ставящее своей целью оказание конкретного вида услуг, отвечающих интересам участников и соответствующих уставным целям указанного объединения.

региональное общественное учреждение «Научно-информационный центр "Мемориал"», не имеющее членства общественное объединение, главной целью данной организации является развитие и изучение состояния исторической памяти, проведение исследований по политической истории \(XX\) века и, в частности, политических репрессий в СССР и истории сопротивления режиму.

Органом общественной самодеятельности является не имеющее членства общественное объединение, целью которого является совместное решение различных социальных проблем, возникающих у граждан по месту жительства, работы или учёбы, направленное на удовлетворение потребностей неограниченного круга лиц, чьи интересы связаны с достижением уставных целей и реализацией программ органа общественной самодеятельности по месту его создания.

студенческий совет техникума, который является общественным объединением учащихся, которое является добровольным, самоуправляемым, некоммерческим формированием, созданным по инициативе студентов, на основе их общих интересов для реализации их целей и задач.

Политическая партия — это общественная организация, созданная гражданами для участия политической жизни.

партия КПРФ создана для участия в политической жизни общества, имеет региональные отделения не менее чем в половине субъектов РФ, в ней состоит более \(500\) членов, и её руководящие и иные органы, отделения находятся на территории РФ.

Согласно Федеральному закону № \(82\) от \(19\) .\(05\).\(1995\) «Об общественных объединениях», общественные объединения, являющиеся юридическим лицом, могут иметь в собственности земельные участки, здания, строения, сооружения, жилищный фонд, транспорт, оборудование, инвентарь, имущество культурно-просветительного и оздоровительного назначения, денежные средства, акции, другие ценные бумаги и иное имущество, необходимое для материального обеспечения деятельности этого общественного объединения, указанного в уставе. Также в собственности общественной организации могут находиться учреждения, издательства, средства массовой информации, создаваемые и приобретаемые за счёт средств данного общественного объединения в соответствии с его уставными целями.
При этом Федеральным законом могут устанавливаться виды имущества, которые по соображению государственной и общественной безопасности не могут принадлежать общественному объединению.
Как и другие формы собственности, собственность общественных объединений и организаций охраняется законом Российской Федерации.

Программа практических работ студента составлена на основе рабочей программы по дисциплине « ОУД.10 ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ», Федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования специальностям

15.02.08 ТЕХНОЛОГИЯ МАШИНОСТРОЕНИЯ

09.02.05 ПРИКЛАДНАЯ ИНФОРМАТИКА

13.02.11 ТЕХНИЧЕСКАЯ ЭКСПЛУАТАЦИЯ И ОБСЛУЖИВАНИЕ ЭЛЕКТРИЧЕСКОГО И ЭЛЕКТРОМЕХАНИЧЕСКОГО ОБОРУДОВАНИЯ

Самостоятельная работа проводится с целью:

· систематизации и закрепления полученных теоретических знаний и практических умений студентов;

· углубления и расширения теоретических знаний;

· формирования умений использовать нормативную, правовую, справочную документацию и специальную литературу;

· развития познавательных способностей и активности студентов: творческой инициативы, самостоятельности, ответственности, организованности;

· формирование самостоятельности мышления, способностей к саморазвитию, совершенствованию и самоорганизации;

· формирования практических (общеучебных и профессиональных) умений и навыков;

· развитию исследовательских умений.

Задания практикума рассчитаны на более прочное усвоение, повторение и закрепление знаний, полученных на уроках обществознания. Некоторые задания содержат дополнительную информацию, расширяюшую кругозор студентов. Практикум включает в себя различные типы заданий. Задания на установление соответствия между понятием и определением. В этих заданиях определения не совпадают с понятиями. Необходимо каждое из приведенных понятий соотнести с данным ему определением и, обнаружив ошибку, найти в ряду определений то единственное, которое раскрывает конкретное понятие. Задания на восполнение недостающих признаков понятий. В этих заданиях из логического ряда исключены некоторые признаки, какого либо понятия. Следует дописать их, опираясь на те признаки, понятия, которые приведены в задании. Задания на исправление ошибок в определениях. В них приводятся неверные утверждения. Задания на заполнение различных таблиц. Задания на осмысление высказываний мыслителей, ученых, писателей. Внимательно прочитав приведенные цитаты, нужно ответить на вопросы, сформулированные в задании. Задания на составление схем общественных явлений на основе предложенных понятий.

Критерии оценки: 1 блок- «3»; 1,2 блоки-«4»;1,2,3 блоки-«5»

Объем учебной дисциплины и виды учебной работы

Курс, семестр

Учебная нагрузка обучающихся (час.)

Максимальная

учебная нагрузка

Самостоятельная работа

обучающегося

Обязательная аудиторная нагрузка

Всего часов

теоретические занятия

лабораторные работы

практические занятия

курсовая работа (проект)

1 курс 1 семестр

1 курс 2 семестр

ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА № 1

Тема: Деятельность как способ существования общества. Развитие общества. Культура и цивилизация

Цель работы: закрепление знаний, полученных в теории по теме «Деятельность как способ существования общества. Развитие общества. Культура и цивилизация».

Задание к 1 блоку:

1.Прочитайте суждение одного из ведущих американских социологов - Р. миллса.

2. Какой смысл автор вкладывает в понятия «общество», «институт»?

3.Какие общественные институты выделяет Р. Миллс? Приведите примеры функционирования этих институтов.

«Под институтом Я понимаю общественную форму определенной совокупности социальных ролей. Институты классифицируются по выполняемым задачам (религиозным, военным, образовательным и т.д.), образуют институциональный порядок. Комбинация институциональных порядков образует социальную структуру.Общество - это конфигурация институтов, которые при своем функционировании ограничивают свободу действий людей.В современном обществе насчитываются пять институциональных порядков: 1) экономический - институты, организующие хозяйственную деятельность; 2) политический - институты власти; 3) семейный институты, регулирующие половые отношения,рождение и социализацию детей; 4) военный - институты, организующие законное наследие; 5) религиозный - институты, организующие коллективное почитание богов».

Задание ко 2 блоку:

2.Какие проблемы отношения человека к природе поднимает автор?

3.Что вы знаете о правилах пожарной безопасности в лесах?

В.Журавлев-ПечерскиЙ: «Видали вы мертвую тайгу? Нет? Тяжело смотреть на нее. Среди безбрежного зеленого моря вдруг предстанут перед тобой обугленные деревья, черные, поедаемые короедами стволы, лежащие на земле. Тишина. Не та тишина, что бывает над рекой вечера, а мертвая, давящая тебя. Это страшно. И не только потому, что погибли деревья, а еще и оттого, что здесь долгое время ничего не будет расти и каблуки твоих сапог будут тонуть в серой золе. А откуда берется пал? Вон тот, например, что лежит за знакомой нам деревней, где одинокая рябинка все еще качается на ветру. Она зеленеет, но уже не так, как раньше, и гроздья осенью не те, и ветки стали слабее, реже. Откуда взялся он? От случайно брошенной спички. Огонь охватил лес сверху донизу; дымила земля под корневищами, пламя перескакивало с вершины на вершину и перебрасывалось ветром далеко вперед, охватывая все новые и новые участки. Теперь там мертво. Только обугленные стволы торчат да работяга дятел простукивает их, еще надеясь на что-то. Здесь вырастет лес, но когда? Он будет не хуже другого, но через долгие годы. И это уже будет не тот, не наш лес, где мы любили бродить вечерами. Другие люди придут туда, другое увидят они. И спросят, а где мы были, когда шумел пал? Мы уже не ответим на это, но вина не снимется с нас: не заметили небрежно брошенной кем-то спички, спешили по своим делам. Пал - это страшно. Хочется, чтобы не было их, чтоб не горели наши леса, но подходит лето - и снова поднимается в синее небо черный дым. Не вы ли бросили на сухой мох спичку? Кто же тогда? Кто?'».

Задание к 3 блоку. Охарактеризуйте любую сферу жизни

ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА № 2

Тема: Цель и смысл жизни человека.

Цель работы: закрепление знаний, полученных в теории по теме «Цель и смысл жизни человека»

Задание 1. Прочитайте приведеиные ниже высказывания. Как в них раскрывается роблема смысла жизни? Что общего во взглядах авторов?

Сенека: «Когда человек не знает, к какой пристани он держитпуть, для него ни один ветер не будет попутным».

Л. Н. Толстой: «Самое короткое выражение смысла жизни такое: мир движется, совершенствуется; задача человека – участвовать в этом движении, подчиняясь и содействуя ему»; «Из всех знаний самое нужное знание того, как жить хорошо, т. е. жить

так, чтобы делать как можно меньше зла и как можно больше добра».

М. Горький: «Как человек, как личность писатель русский стоял освещенный ярким светом беззаветной и страстной любви к великому делу жизни - литературе, к усталому в труде народу,грустной своей земле. Это был честный боец, великому-ченик правды

ради, богатырь в труде и дитя в отношении к людям, с душою,прозрачной, как слеза. и яркой, как звезда бледных небес России».

Андрей Болконский, герой романа Л. Н. Толстого «Война и мир»: «Надо, чтобы все знали меня, чтобы не для одного меня шла моя жизнь . чтобы 'на всех она отражалась и чтобы все они жили со мною вместе'.

О. Уайлд: «Смысл жизни - самовыражение, проявить во всей полноте свою сушность - вот для чего мы живем».

А. Стендаль: «Чтобы хорошо ЖИЛОСЬ среди людей, не надо жить для себя».

Марк Аврелий: «Живи так, как будто ты сейчас должен проститься с жизнью, как будто время, оставленное тебе, есть неожиданный подарок».

Ф. Брукс: «Суть жизни - стремление к счастью, и оптимизм лишь неотъемлемое ДЛЯ разумного человека условие такого стремления».

А. Шопенгауэр: «Нет лучшего утешения в старости, чем сознание того, что удалось всю силу молодости воплотить в творения,которые не стареют».

Августин Блаженный: «Нет великой заслуги в том, чтобы жить долго, ни даже в том, чтобы жить вечно; но велика заслуга того,кто живет добродетельно».

Д. Руми: «Не ищите после смерти могилу нашу в земле – ишите ее в сердцах просвешенных людей».

Д. Мадзини: «Жизнь имеет смысл как задача или долг».

Задание 2. Прочитайте текст. В чем автор видит смысл жизни?Что такое иерархия целей? В чем, по мнению автора, заключается основная цель жизни? Как бы вы объяснили понятие «полнота жизни»?

Е. Трубецкой: «Вся жизнь наша есть стремление к цели. От начала и до конца она представляется в виде иерархии целей, из которых одни подчинены другим в качестве средств. Есть цели, желательные не сами по себе, а ради чего-нибудь другого: например,

нужно работать, чтобы сс гь и пить. Но есть и такая цель,которая желательна сама по себе. У каждого из нас есть что-то бесконечно дорогое, ради чего он живет. Всякий сознательно или бессознательно предполагае гакую цель или ценность, ради которой безусловно стоит жить.Эта цель, ИЛИ, что то же, жизненный сrvfьrсл, сеть предположение неустранимое, необходимо связанное с жизнью, как таковой;и вот почему никакие неудачи не могут остановить человечество в искании этого смысла. Полное разочарование выразилось бы даже не в самоубийстве, а в смерти, в полной остановке жизни:

ибо самоубийство есть все-таки акт волевой энергии, направленный

к цели и, стало быть, предполагающий цель. Акак этот свидетельствует не о прекращении стремления к смыслу, а, наоборот,о силе этого стремления и об отчаянии, проистекающем

из неудачи в его достижении.Надеждой на смысл сознательно или бессознательно приводится в движение все человеческое - и воля, и чувство, и мысль.А потому всякий неуспех на этом пути является лишь новым толчком к самопознанию и вместе с тем - к сознанию того смысла,которого мы ищем и которым мы, сами того не ведая, живем.Волей-неволей вся жизнь строится в расчете на какую-то безусловную цель; а свидетельство совести говорит нам о том, что этцель, ради которой стоит жить, есть не которая объективная правда,безусловная и всеобщая, которая бесконечно возвышается над всяким субъективным желанием и мнением. В чем же заключается эта цель, ради которой стоит жить, и эта объективная правда жизни, которая должна в ней осуществляться? - В чем заключается искомое нами содержание смысла жизни?В этом вопросе выражается основной мотив религиозного искания всех веков. Различные религиозные и философские учения дают на него различные ответы; но есть и общее, что сближает между собою искателей правды всех веков. Это - самый предмет их исканий. Чтобы разобраться в особенностях отдельных решений,необходимо прежде всего внимательно всмотреться в это общее, что сближает всех.Уже давно замечено, что искание истины было бы невозможно без не которого предварительного о ней знания, ибо отыскать что-либо можно только по тем или другим признакам искомого,которые должны быть заранее известны искателю. Это верно и относительно искомого нами смысла жизни. В предыдущем изложении мы уже выяснили те заранее известные его признаки, которые

предполагаются всяким его исканием. Это - признаки полноты и всеединства. Полнота жизни как единая цель для всего живущего – таков предмет искания всякого жи зненного стремления; единая истина для всех - таково предположение всякого сознания вообще, и,

наконец, единая правда для всех - таково предположение нравственного сознания. Тоска по всеединству - вот что лежит в основе всего нашего страдания о суете и бессмыслице жизни; и поскольку мы возвышаемея сознанием над этой суетой, этот мысленный подъем уже представляет собою некоторый предварительный выход из того порочного круга, в котором мы томимся».

Задание 3 . Проблема смысла жизни занимала людей с глубокой древности. Прочитайте выдержку из произведения «Эпос О Гильгамеше». Какой смысл жизни провозглашается в этом произведении?Согласны ли вы с ним? Обоснуйте свое мнение.

Гильгамеш! Куда ты стремишься?

Жизни, что ищешь, не найдешь ты!

Боги, когда создавали человека,

Смерть они определили человеку,

Жизнь в своих руках удержали.

Ты же, Гильгамеш, насыщай желудок,

Днем и ночью да будешь ты весел,

Праздник справляй ежедневно.

Днем и ночью играй и пляши ты!

Светлы да будут твои одежды, Волосы чисты, водой омывайся,

ГЛЯДИ, как дитя твою руку держит,

Своими объятьями радуй подругу

Только в этом дело человека!

Задание 4. Порассуждайте над вопросами и дайте развернутый ответ

1.Как связана цель и смысл жизни каждой личности?

2.Какой встает вопрос перед человеком ……….(продолжите)

3.Как философия рассматривает поиск смысла жизни?

4.В чем заключается смысл жизни отдельной личности?

5.Что такое эгоизм? Привидите примеры из жизни.

ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА №3

Тема: Труд и игра

Цель работы: закрепление знаний, полученных в теории по теме «Труд и игра»

Задание1 : Порассуждайте над вопросами и дайте развернутый ответ

2.Трудовая деятельность бывает…(перечислите) Привидите примеры из жизни.

6.В чем состоит различия производительного и непроизводительного труда?

7.Объясните понятия профессии, специальности, квалификации. Привидите примеры из жизни.


Свобода — то, о чем мечтает каждый школьник. Но прежде, чем ее получить, нужно многое освоить. В этой статье расскажем, что называют гражданским обществом и как оно связано со свободой.

11 класс, ЕГЭ/ОГЭ

Понятие гражданского общества

Определение гражданского общества можно сформулировать двумя способами:

  • это сфера самопроявления свободных граждан и добровольно сформировавшихся ассоциаций и организаций, которые ограждены соответствующими законами от прямого вмешательства и произвольной регламентации со стороны государственной власти;
  • это совокупность неполитических отношений, то есть общественных отношений вне рамок властно-государственных структур.

Еще этот термин используют для определения степени эволюции цивилизованного общества. В этом смысле гражданское общество — то, которое гарантирует бесспорное выполнение прав и свобод гражданина, а взамен требует исполнения обязанностей.

Примеры проявлений гражданского общества:

  • независимые средства массовой информации (пресса, радиовещание, телевидение);
  • экологические организации (общества охраны природы);
  • профсоюзы;
  • правозащитные организации;
  • спортивные организации;
  • творческие и культурные союзы и др.

Теперь мы знаем термин «гражданское общество» и можем перейти к определению правового государства.

Понятие правового государства

Правовое государство — это государство, в котором главенствуют нормы права и закон. Главная задача правового государства заключается в защите прав и свобод человека и гражданина.

Институты гражданского общества не подчиняются государству напрямую, но активно взаимодействуют с ним. Гражданское общество — ключевой посредник между отдельным человеком и властью.

Гражданское общество влияет на государство через демократические институты. Это происходит за счет принятия законов о защите прав человека, об открытости и ответственности должностных лиц и т. п.

Например, свободные СМИ следят за решениями, которые принимают представители власти. Политические партии дают гражданам возможность сменить власть на свободных выборах. А общественные движения помогают донести свои пожелания и добиться от государства решения проблем.

Вместе с тем гражданское общество обеспечивает интересы индивидов и групп. В гражданском обществе преобладают горизонтальные связи — связи солидарности и конкуренции, а не подчинения. Именно поэтому в правовом государстве власть и гражданское общество дополняют друг друга, а не противостоят.

Соотношение гражданского общества и государства

Таблица «Соотношение гражданского общества и государства»

Линии сравнения

Гражданское общество

Государство

Реализуемые интересы

Повседневные интересы индивидов.

Общественные интересы социальных групп, классов, этносов.

Средства реализации

Убеждение, правовые и моральные нормы, традиции, обычаи, искусство и т. д.

Конституция, власть, принуждение, право и т. д.

Связи и отношения между людьми

Преобладание горизонтальных связей, основанных на отношениях солидарности и конкуренции.

Преобладание вертикальных связей, основанных на отношениях господства и подчинения.

Основа

Свободный индивид с неотъемлемыми правами и неполитические организации, с помощью которых он их реализует.

Политические институты, органы власти, лидеры, элита и т. д.

Признаки гражданского общества

Основные признаки гражданского общества:

  • правовое государство с демократическим политическим режимом;
  • личная свобода человека — свобода слова, собраний, объединений, передвижений, религию и вероисповедание, выбор профессии, политические мировоззрения;
  • государство не имеет права вмешиваться в частную жизнь гражданина;
  • законы и конституция обладают юридической силой;
  • высокий уровень профессионализма в юридической и политической практике;
  • контроль за властью, соблюдение существования правового государства и выявление нарушений;
  • гражданин имеет право привлечь к ответственности государство в судебном порядке.

Гражданское общество реализует ежедневные интересы людей. Оно создает условия для самореализации отдельного человека и групп, для удовлетворения их потребностей. Одновременно гражданское общество сдерживает стремление государства к концентрации политического господства.

Поможем закрепить новый материал на уроках обществознания в онлайн-школе Skysmart.

Функции гражданского общества

Какие функции выполняет гражданское общество:

  • укрепляет правопорядок;
  • просвещает население о правах и обязанностях;
  • повышает качество и доверие к демократическому процессу;
  • предоставляет гражданам свободу и защищает их от злоупотреблений властью;
  • решает социальные и частные проблемы, которые выходят за рамки правительства;
  • способствует увеличению интереса граждан к политике, повышению мотивации и способности участвовать в политических мероприятиях;
  • контролирует политическую власть — например, наблюдает за выборами для обеспечения демократии.

Структура гражданского общества

Гражданское общество состоит из элементов, которые взаимодействуют между собой и объединяются в горизонтальную систему связей.

Вот что включает в себя гражданское общество:

  • различные общественные объединения — экологические, молодежные, культурные и др.;
  • правозащитные организации;
  • церковь и различные религиозные объединения;
  • профессиональные объединения;
  • негосударственные СМИ;
  • различные формы общественной активности и выражения протеста;
  • местное самоуправление;
  • государство (но это не главный элемент гражданского общества)
  • политические партии и движения (не все).

Предпосылки и развитие гражданского общества

Главная предпосылка гражданского общества — признание прав и свобод человека. Есть еще другие предпосылки:

Экономические

Частная собственность, многоукладная экономика, свободный рынок и конкуренция.

Социальные

Большой удельный вес в обществе среднего класса.

Политико-правовые

Юридическое равенство граждан, обеспечение прав и их защита, децентрализация власти, политический плюрализм.

Культурные

Свобода слова, свобода информации, высокий уровень образования у населения.

Гражданское общество невозможно создать приказом сверху, оно не может появиться спонтанно в один момент времени. Создание гражданского общества — это постепенный процесс, которому способствуют экономические, политические, культурные предпосылки


Каждый из нас реализуется в разных сферах жизни: учеба, работа, семья. Это значит, что общественная жизнь состоит из определенных сфер деятельности. Расскажем про основные четыре.

6 класс, 8 класс, 10 класс

Подсистемы общества

Человеческое общество — это сложная система, в которой происходит огромное количество разнообразных процессов.

Для элементов сложноорганизованных систем есть специальное понятие — «подсистема».

Подсистемы — это промежуточные комплексы, которые сложнее элементов, при этом менее сложные, чем сама система. Они образуют определенные группы общественных отношений.

По сути термины «сферы общественной жизни» и «подсистемы общества» равнозначны, их можно использовать для обозначения одного и того же.

Сферы жизни общества — это независимые, но в то же время взаимосвязанные области человеческой деятельности.

Выделяют четыре основные подсистемы или сферы общественной жизни: экономическая, политическая, социальная и духовная. Рассмотрим каждую из них.

Сферы жизни общества

Экономическая сфера общественной жизни

Экономическая сфера — это хозяйственная деятельность страны, общества, семьи и т. д.

Основные элементы экономической сферы:

Эта сфера дает возможность получить средства для организации всех остальных сфер общественной жизни, так как производство материальных благ — это один из основных факторов жизнедеятельности человека.

В экономическую сферу жизни общества входят: сельское хозяйство, промышленность, производство, рыночная и банковская системы и т. п.

Политическая сфера общественной жизни

Политическая сфера — это сфера деятельности людей, которая связана с проблемами реализации властных полномочий, безопасности общества, государственного устройства, судебной системы.

Основные части этой сферы: государство, политические партии и организации, законодательство.

Политическая сфера жизни общества обеспечивает мирную жизнь людей, регулирует их совместную деятельность, определяет направление развития.

Социальная сфера общественной жизни

Социальная сфера — это люди, социальные общности и группы, народы, классы и сословия.

У социальной сферы есть две формы:

  • общество в целом, которое включает в себя территорию, национальности, демографические особенности, менталитет.
  • совокупность организаций и учреждений, которые отвечают за благосостояние населения.

Духовная сфера общественной жизни

Духовная сфера — это сфера, которая отражает духовно-нравственную жизнь общества. Ее элементы: культура, наука, религия, мораль, идеология, искусство.

Основная функция духовной сферы — производство и передача новых знаний и ценностей. Благодаря определению ценностей можно понять уровень развития общественного сознания.

При этом общественное сознание — это совокупность действующих факторов и процессов, которые определяют мировоззрение определенной части населения страны, города, социальной группы.

Поэтому общественное сознание — это основной элемент духовной сферы жизни общества. Общественное сознание можно назвать продуктом культуры. Оно включает в себя философскую, политическую, экономическую, нравственную, эстетическую, правовую, религиозную формы сознания, в каждой из которых есть элементы как идеологии, так и психологии.

Таблица элементы сфер общественной жизни + примеры

Отношения, в которые вступают люди в рамках этой сферы

Отношения в процессе производства, обмена и потребления.

Отношения по поводу права собственности.

Отношения в процессе предпринимательской деятельности.

Взаимосвязь государства и экономики.

Заводы, фирмы, банки, биржи и др.

Отношения по поводу власти и управления обществом.

Отношения человека и государства.

Отношения между большими группами населения по вопросам управления, национальных отношений и пр.

формы государственной власти;

Парламент, правительство, партии, общественные организации и др.

Взаимоотношения социальных групп между собой (классов, страт, профессиональных и социально-демографических групп, национальных общностей). Порядок и принципы этих взаимоотношений.

социальная мобильность и социальные лифты;

национальные отношения; семья.

Системы здравоохранения, социального обеспечения, коммунальные службы и др.

Отношения людей, в основе которых лежат духовные ценности (культура, религия, образование, наука, мировоззрение и пр.).

Отношения в процессе создания, распространения и усвоения этих ценностей.

Школы, вузы, театры, музеи, библиотеки, архивы и др.

Разграничение сфер общественной жизни происходит вследствие определенных потребностей человека:

потребности в общении с другими людьми;

потребности в организованности, взаимодействии, дисциплине, мире, в законе и порядке;

потребности в самореализации, самоутверждении, в добре, истине и красоте, в нравственном совершенствовании.

Деление на четыре сферы общественной жизни считается условным. Можно назвать и другие: наука, художественно-творческая деятельность, расовые, этнические, национальные отношения. Однако именно эти четыре сферы в рамках школьной программы по обществознанию выделяют как наиболее общие и значимые.

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: