Это форма реагирования органов государства на административное правонарушение

Обновлено: 17.04.2024

Административная ответственность как форма реагирования органов государственного управления на административное правонарушение. Характеристика отрицательной оценки административного проступка. Административная ответственность за нарушение прав граждан.

Рубрика Государство и право
Предмет Государство и право
Вид реферат
Язык русский
Прислал(а) Uisiy
Дата добавления 24.03.2011
Размер файла 27,8 K

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Подобные документы

Административное правонарушение и ответственность. Организация управления промышленностью. Административная ответственность за промышленные правонарушения. Административное взыскание - мера ответственности, применяемая для воспитания правонарушителя.

контрольная работа [45,7 K], добавлен 03.04.2010

Административная ответственность: сущность понятия; основные принципы. Обстоятельства, смягчающие и отягощающие административную ответственность. Административная ответственность несовершеннолетних. Применение и основные виды административного взыскания.

реферат [18,9 K], добавлен 25.11.2010

Понятие, основные черты, признаки и состав административного правонарушения. Нормы, которые закрепляют систему органов юрисдикции по делам об административных правонарушениях, их компетенцию и подведомственность дел; освобождение от ответственности.

курсовая работа [27,3 K], добавлен 24.10.2010

Целенаправленное воздействие органов управления и их должностных лиц посредством административного принуждения. Меры предупредительного характера в области таможенного дела. Административная ответственность за нарушения таможенных законов и правил.

презентация [166,1 K], добавлен 20.10.2013

Система государственно-управленческих отношений административного права. Принципы государственного управления. Административная ответственность: понятие и особенности. Сочетание единоначалия и коллегиальности. Понятие административно-правовых режимов.

контрольная работа [26,9 K], добавлен 26.01.2010

Понятие, основное черты, законодательные основы административной ответственности граждан. Административное правонарушение: состав, объект и субъект, объективная и субъективная сторона. Административная ответственность организаций, предупреждение и штраф.

контрольная работа [32,5 K], добавлен 15.10.2009

Административная ответственность: понятие, характеристика, основные черты и законодательные основы. Основания административной ответственности. Применение административного наказания как завершающий элемент в структуре административной ответственности.

Административная ответственность — это применение государствен­ными органами, должностными лицами и представителями власти уста­новленных государством мер административного воздействия к гражда­нам, а в соответствующих случаях — и к организациям за совершенные административные правонарушения.

Административная ответственность имеет общие черты с другими видами юридической ответственности — уголовной, дисциплинарной, материальной. Это выражается в принудительном характере мер воз­действия на правонарушителей, отрицательной оценке их поведения и наступлении для них неблагоприятных последствий, в общей цели, которую преследуют все виды правовой ответственности по воспита­нию правонарушителей и предупреждению правонарушений. В то же время административная ответственность имеет свои специфические особенности,характерные признаки (см. схему 14).

1. Административная ответственность регулируется КоАП, Тамо­женным и Налоговым кодексами РФ, Положением о комиссиях по делам несовершеннолетних, рядом федеральных законов об ответст­венности юридических лиц за административные правонарушения, а также некоторыми подзаконными актами. Согласно действующему законодательству, устанавливать админи­стративную ответственность могут не только органы

Схема 14. Понятие и особенности административной ответственности


2. Главное различие между административной и другими видами ответственности (уголовной, дисциплинарной, материальной) заклю­чается в основании ответственности. Для привлечения к администра­тивной ответственности необходимо наличие состава административ­ного проступка, т. е. совокупности специфических признаков, по кото­рым проводится отличие административного проступка от преступле­ния, дисциплинарного проступка и неправомерных действий, вызыва­ющих последствия имущественного характера.

3. Субъектами административной ответственности являются не только физические, но и юридические лица — предприятия, учрежде­ния, организации. Государственные служащие несут административ­ную ответственность по общим правилам, наравне с остальными граж­данами России.

4. За совершение административного правонарушения применяют­ся административные взыскания, а в некоторых случаях — иные меры воздействия (например, дисциплинарные). Для административной от­ветственности характерно и наличие специфических оснований, усло­вий и последствий освобождения от нее лиц, совершивших административные правонарушения, или замены административных взыска­ний другими мерами воздействия (мерами общественного воздейст­вия, иными мерами).

5. В отличие от дисциплинарной ответственности, при которой между органом или руководителем, применяющим меры взыскания, и лицом, привлекаемым к ответственности, существуют отношения под­чиненности, при административной ответственности таких отноше­ний нет. Административные взыскания применяются широким кругом специально уполномоченных на то органов (должностных лиц) испол­нительной власти, местного самоуправления, а также судами и миро­выми судьями.

6. Административной ответственности присущ особый процессу­альный порядок применения. Он изложен в КоАП, а также в ряде федеральных законов, не вошедших в Кодекс. По сравнению с судеб­ным процессом по гражданским и уголовным делам он сравнительно прост, что создает условия для оперативного и экономного разрешения дел об административных правонарушениях. В то же время он содер­жит необходимые гарантии законности, осуществления права граждан на защиту.

7. Имеются также особенности наложения и действия администра­тивных взысканий. К таким особенностям относятся: принципы нало­жения взысканий; обстоятельства, смягчающие и отягчающие ответст­венность; исчисление сроков административного взыскания и сроков их давности; порядок возмещения причиненного административным правонарушением имущественного ущерба и др.

Характеризуя понятие административной ответственности многие ученые-административисты полагают, что административная ответственность - это форма реагирования органов государственного управления на административное правонарушение, выражающееся в применении к нарушителю карательных административных санкций[9].

Однако в термин "реагирование" в этом случае вкладывается содержание, только частично объясняющее существо рассматриваемого явления. "Реагирование" выражается в различных формах и применение взыскания - одна из них. Поэтому характеризуя административную ответственность и говоря о реагировании государства на административное правонарушение, следует отметить, что оно в первую очередь выражается в том, что компетентный орган или должностное лицо предъявляют обвинение правонарушителю и расследуют правонарушение. Важно подчеркнуть, что властные полномочия компетентного органа (должностного лица) применить к правонарушителю меры воздействия (доставление правонарушителя, составление протокола) реализуются наряду с обязанностью проинформировать последнего о его праве давать объяснение по поводу совершенного деяния[10].

Так, КоАП устанавливает, что к правонарушителю могут быть применены определенные меры административного воздействия и вместе с этим ему предоставляется право знакомиться с материалами дела, заявлять ходатайства и давать объяснения по существу нарушения. Однако никто не может принудить виновное лицо давать объяснения, так как дача объяснения по делу есть право нарушителя. Доводы и соображения, содержащиеся в объяснении, прежде всего, являются средством защиты прав и интересов правонарушителя, хотя они также служат источником информации для компетентного органа, влияют на "оценку" противоправного деяния и приобретают значение при определении вида административного взыскания.

Характеризуя административную ответственность как реакцию государственных органов на совершенное деяние, запрещенное законом, следует подчеркнуть, что такая реакция выражается в осуждении деяния, в "отрицательной оценке" содеянного[11]. Отрицательная оценка административного проступка - самостоятельная мера воздействия, реализуемая компетентным (юрисдикционным) органом.

Другой важный признак характеризует административную ответственность как форму реагирования государственных органов на правонарушение, что выражается в применении на основе отрицательной оценки карательных административных санкций. Система правовых норм, содержащихся в КоАП, свидетельствует о том, что назначение административного наказания является завершающей мерой (формой) среди других мер административного принуждения. Применение административного наказания материализует правовую оценку, которая была дана правонарушению и личности правонарушителя в ходе рассмотрения дела и вынесения по нему постановления. Значение этого признака состоит в том, что в основном при применении административного наказания виновный субъект претерпевает определенные лишения личного, морального и материального характера. Административное наказание может быть наложено либо тем органом, который вынес постановление о наказании, либо иным органом исполнительной власти. Например, в соответствии с ч. 1 ст. 32.4 КоАП постановление судьи о возмездном изъятии или о конфискации вещи, явившейся орудием совершения или предметом административного правонарушения, исполняется судебным приставом-исполнителем в порядке, предусмотренном федеральным законодательством, а постановление о возмездном изъятии или о конфискации оружия и боевых припасов – органами внутренних дел.

Административная ответственность реализуется в специфических для нее процессуальных формах, т.е. меры административной ответственности применяются в соответствии с законодательством, регламентирующим производство по делам об административных правонарушениях. Это - самый характерный ее признак. Как правильно отметил И.А. Галаган, административная ответственность – преимущественно "процессуальное образование"[12]. Очень важно, чтобы карательная деятельность органов государственного управления протекала в определенных административно-процессуальных формах, т.е. по заранее установленным правилам и процедурам, устанавливающим порядок деятельности этих органов в области юрисдикции.

Административную ответственность характеризуют и другие признаки (например, принудительный характер, множественность государственных органов, применяющих меры ответственности, нормативно-правовая урегулированность, не влечет за собой судимости), но они общеизвестны и о них достаточно хорошо сказано в юридической литературе. Охарактеризованные здесь признаки позволяют иметь более полное представление об административной ответственности и определить ее, как реагирование государства на административное правонарушение, выражающееся в реализации компетентным органом (должностным лицом) права предъявить обвинение определенному лицу, подвергнуть противоправное деяние официальной оценке и в случае отрицательной оценки применить к виновному лицу административное взыскание.

Научные определения играют большую роль в правоведении и практической жизни. Они имеют важное теоретическое значение в процессе познания данной конкретной отрасли права, создания постоянного капитала отрасли правоведения, написания хороших учебников. Вместе с тем практика жизни показывает, что для того, чтобы понятие использовалось в обществе эффективно, запоминалось людьми, становилось частью их правосознания, ему нужно дать определение в законодательном акте. Определение развивает понятие, развертывает его содержание, вводит в самую его суть. Это - краткое (крылатое) объяснение, имеющее высшую качественную ценность. Поэтому роль определений очень велика в нормотворческом процессе. Кратко раскрывая существо правового явления во вводной части нормативного акта, они затем дают возможность законодателю, более точно и свободно формулировать правовые нормы[13].

В соответствии с ч. 1 ст. 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое КоАП РФ или законами субъектов РФ об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Понятие административного правонарушения раскрывается в ст. 2.1 КоАП РФ: это противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое КоАП РФ или законами субъектов РФ установлена административная ответственность.
В данном понятии содержатся признаки административного правонарушения:
— противоправность (т.е. совершением данного деяния (действия или бездействия) нарушены нормы права; деяние не может быть признано административным правонарушением и за его совершение не может наступить административная ответственность, если при этом не были нарушены нормы права);
— виновность (т.е. наличие вины; отсутствие вины не позволяет считать деяние (даже противоправное) административным правонарушением; вина может быть в двух формах: умысла и неосторожности);
— наказуемость (т.е. за совершение данного деяния предусмотрена административная ответственность).
Иногда за совершение противоправного деяния законодательством предусмотрена иная ответственность (дисциплинарная, уголовная и др.) либо не установлено никакой ответственности. В последнем случае деяние, несмотря на его противоправность, возможную виновность и общественную опасность, не может быть признано административным правонарушением («Постатейный комментарий к Кодексу РФ об административных правонарушениях. Часть первая» (том 1) (под общ. ред. Л.В. Чистяковой) («ГроссМедиа», «РОСБУХ», 2019)).
Возможность привлечения лица к административной ответственности обусловлена обязательным наличием в его деянии всех элементов состава административного правонарушения: объект, субъект, объективная сторона, субъективная сторона.
К объективным элементам состава относятся: объект посягательства, т.е. регулируемые и охраняемые административным правом общественные отношения, и объективная сторона — внешние признаки, характеризующие противоправные действие или бездействие, результат посягательства, причинную связь между деянием и наступившими последствиями, место, время, обстановку, способ, орудия и средства совершенного административного правонарушения.
К субъективным элементам состава относятся признаки, характеризующие субъекта административного правонарушения (возраст, вменяемость, особенности административно-правового статуса — гражданин, должностное лицо, юридическое лицо), вина в форме умысла или неосторожности, мотив и цель правонарушения.
Общим объектом административного правонарушения являются общественные отношения, возникающие в области исполнительно-распорядительной деятельности и регулируемые нормами административного, а в ряде случаев конституционного, экологического, таможенного, трудового, земельного, финансового и других отраслей права. В качестве родового объекта административного правонарушения выступают: личность, права и свободы граждан; общественная безопасность; собственность; государственный и общественный порядок; отношения в сфере экономики; установленный порядок управления.
Каждое конкретное правонарушение имеет видовой, т.е. непосредственный, объект посягательства (общественная нравственность, честь, достоинство граждан — при мелком хулиганстве).
Объективная сторона характеризует правонарушение как антиобщественный акт внешнего поведения нарушителя норм права, влекущий административную ответственность и выражающийся в действии или бездействии и наступившем результате.
Содержание объективной стороны характеризуют такие квалифицирующие признаки, как повторность, неоднократность, злостность, систематичность противоправного посягательства, длящееся правонарушение. Объективная сторона правонарушений юридических лиц выражается в действии или бездействии руководителей, других должностных лиц либо представителей предприятий, учреждений и организаций, нарушивших установленные для юридических лиц требования, правила, нормы и стандарты.
Субъектами административного правонарушения являются физические и юридические лица. Общим субъектом признается вменяемое лицо, достигшее 16 лет. Специальным субъектом являются должностные лица, родители несовершеннолетних детей, иностранные граждане, не пользующиеся дипломатическим иммунитетом, и лица без гражданства. Особым субъектом являются военнослужащие и находящиеся на военных сборах граждане, а также сотрудники органов внутренних дел, органов уголовно-исполнительной системы, таможенных органов, которые за административные проступки несут ответственность по дисциплинарным уставам и другим нормативным актам. Однако за отдельные правонарушения они несут административную ответственность на общих основаниях.
Субъективная сторона административного правонарушения представляет собой вину и может выражаться как в форме умысла, так и в форме неосторожности. Вина — это психическое отношение правонарушителя к совершенному общественно опасному, противоправному действию или бездействию и наступившему результату («Административное право Российской Федерации: учебник» (2-е издание, переработанное и дополненное) (Попов Л.Л., Мигачев Ю.И.) (отв. ред. Л.Л. Попов) («РГ-Пресс», 2019)).
Согласно ч. 1 ст. 2.2 КоАП РФ административное правонарушение признается совершенным умышленно, если лицо, его совершившее, сознавало противоправный характер своего действия (бездействия), предвидело его вредные последствия и желало наступления таких последствий или сознательно их допускало либо относилось к ним безразлично. Действуя с умыслом, правонарушитель сознает противоправный характер своего действия или бездействия, предвидит возможность наступления вредных последствий и желает их наступления (прямой умысел) либо не желает, но предвидит и сознательно допускает их наступление или относится к ним безразлично (косвенный умысел).
В соответствии с ч. 2 ст. 2.2 КоАП РФ административное правонарушение признается совершенным по неосторожности, если лицо, его совершившее, предвидело возможность наступления вредных последствий своего действия (бездействия), но без достаточных к тому оснований самонадеянно рассчитывало на предотвращение таких последствий (легкомыслие) либо не предвидело возможности наступления таких последствий, хотя должно было и могло их предвидеть (небрежность).
Частью 1 ст. 1.5 КоАП РФ предусмотрено, что лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
Таким образом, единственным основанием наступления административной ответственности в соответствии со ст. 2.1 КоАП РФ является совершение административного правонарушения, характеризующегося всеми необходимыми признаками и включающего в состав все предусмотренные данной нормой правовые элементы (Постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 15.12.2021 N Ф06-11444/2021 по делу N А65-10978/2021, Апелляционное определение Пятого апелляционного суда общей юрисдикции от 22.12.2021 N 66а-1552/2021).
Исходя из содержания ст. 2.1 КоАП РФ к административной ответственности могут быть привлечены как физические, так и юридические лица.
В отношении юридического лица, совершившего правонарушение, КоАП РФ форму вины не выделяет (ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ). В отношении юридических лиц требуется лишь установление того, что у соответствующего лица имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но им не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению (п. 16.1 Постановления Пленума ВАС РФ от 02.06.2004 N 10 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях»).
Отсутствие одного из элементов состава правонарушения позволяет прийти к выводу как об отсутствии состава административного правонарушения в целом, так и о недоказанности совершения правонарушения (Решение Московского городского суда от 07.09.2021 по делу N 7-13001/2021, Постановление Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 21.12.2020 N Ф02-5477/2020 по делу N А33-34357/2019).

Материал статьи взят из открытых источников

Остались вопросы к адвокату по данной тематике?

Оставить комментарий Отменить ответ

Адвокатское бюро «Антонов и партнеры» — качественная юридическая помощь по всей России. Ваш регион не имеет значения!

Административная ответственность как форма реагирования органов государственного управления на административное правонарушение. Характеристика отрицательной оценки административного проступка. Административная ответственность за нарушение прав граждан.

Рубрика Государство и право
Предмет Государство и право
Вид реферат
Язык русский
Прислал(а) Uisiy
Дата добавления 24.03.2011
Размер файла 27,8 K

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Подобные документы

Административное правонарушение и ответственность. Организация управления промышленностью. Административная ответственность за промышленные правонарушения. Административное взыскание - мера ответственности, применяемая для воспитания правонарушителя.

контрольная работа [45,7 K], добавлен 03.04.2010

Административная ответственность: сущность понятия; основные принципы. Обстоятельства, смягчающие и отягощающие административную ответственность. Административная ответственность несовершеннолетних. Применение и основные виды административного взыскания.

реферат [18,9 K], добавлен 25.11.2010

Понятие, основные черты, признаки и состав административного правонарушения. Нормы, которые закрепляют систему органов юрисдикции по делам об административных правонарушениях, их компетенцию и подведомственность дел; освобождение от ответственности.

курсовая работа [27,3 K], добавлен 24.10.2010

Целенаправленное воздействие органов управления и их должностных лиц посредством административного принуждения. Меры предупредительного характера в области таможенного дела. Административная ответственность за нарушения таможенных законов и правил.

презентация [166,1 K], добавлен 20.10.2013

Система государственно-управленческих отношений административного права. Принципы государственного управления. Административная ответственность: понятие и особенности. Сочетание единоначалия и коллегиальности. Понятие административно-правовых режимов.

контрольная работа [26,9 K], добавлен 26.01.2010

Понятие, основное черты, законодательные основы административной ответственности граждан. Административное правонарушение: состав, объект и субъект, объективная и субъективная сторона. Административная ответственность организаций, предупреждение и штраф.

контрольная работа [32,5 K], добавлен 15.10.2009

Административная ответственность: понятие, характеристика, основные черты и законодательные основы. Основания административной ответственности. Применение административного наказания как завершающий элемент в структуре административной ответственности.

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: