Это бог подземного мира сопровождающий души на суд осириса

Обновлено: 25.04.2024

Один из первых богов которых египтяне изображали на стенах гробниц. Могущественный Анубис , он охраняет покой умерших и наказывает тех, кто его нарушает. Анубис охранял покой Тутанхамона . Он один из популярных древнеегипетских богов, культ которого действовал на всей территории Древнего Египта.

Анубис - «Владыка запада» (Там располагался загробный мир)

Происхождение

Древнегреческий философ Плутарх , считал, что под образом этого бога люди понимают горизонтальный круг, который соприкасается с границами видимого и невидимого, тьмы и света. Образ Анубиса был общим для одного и второго. Отождествление его с собакой, произошло из-за бдительности животного как днем, так и ночью.

Был космическим богом. Олицетворял ночной мрак, поэтому мир мертвых был царством Анубиса.

Древние греки отождествляли его с Гермесом и Кроном .

Мифология

Родителями бога являются Нефтида и Осирис . По мифу, Нефтида будучи женой Сета , влюбилась в Осириса . Приняв облик его жены Исиды , она соблазнила Осириса . После рождения Анубиса , боясь гнева Сета , выбросила ребенка в камыши. Малыша подобрала Исида , она вырастила Анубиса .

Далее Анубис совместно с названной матерью искал тело Осириса , которое позже охранял и защищал от врагов. По одному из мифов, именно Анубис подготавливал тело Осириса к погребению. Поэтому в дальнейшем его связывали с бальзамированием и унификацией умерших. Он же Осириса и воскресил.

Когда Сета было решено сжечь, тот прибывал в облике пантеры. Анубис снял с него шкуру и надел на себя. Придя в святилище отца, он каленым железом выжег на шкуре Сета свой знак. Поэтому жрецы Анубиса , носили на правом плече шкуру леопарда.

В Гелиополе жрецы считали отцом Анубиса бога Сета , а матерью Нефтиду . У бога была жена Инпут . Также у Анубиса был брат по имени Бата . Дочерью бога была Кебечет богиня змей и очищения.

Египтяне, смерти уделяли много внимания. Поэтому Анубис был довольно популярным богом. Вероятно, люди считали, что чем больше будут поклоняться Анубису , тем лучше им будет после смерти. Египтяне изготавливали деревянные маски Анубиса , также были популярны его амулеты. Анубису поклонялись на всей территории Древнего Египта.

Но больше всего его любили в Кинополисе (город собаки). Именно в этом городе был центр культа Анубиса . Город располагался в Верхнем Египте. Позже, после распространения греческого влияния на Египет, культ Анубиса слился с культом Гермеса и получился Германубису .

Деятельность

Изначально судья мертвых в загробном мире. Однако позже, эту должность получил Осирис . А Анубиса стали отождествлять с мумификацией и погребением. Он следил за стрелками на весах, куда ступал умерший. Бог определял, уравновесило ли сердце мертвого перо Маат , либо нет. Далее, Анубис готовил тело умершего к бальзамированию. Возложив руки на мумию, он просветлял умершего. Дети Гора , выстраивались вдоль погребальной камеры, и принимали от Анубиса канопы с внутренностями умершего, для охраны. Забрав души умерших, Анубис отправлялся в дорогу. Он вел их по пустыне в место где они обретут покой. Сопровождал Анубиса его помощник Упуату .

Он охраняет души, и наказывает живых если они смеют нарушать их покой. Когда была найдена гробница Тутанхамона , вместе с ней обнаружили и храм Анубиса . Статуя бога находилась на крыше храма, Анубис прибывал в полностью животном образе. Статуя была изготовлена из дерева, ее длина около трех метров. Анубис охранял покой фараона.

История с проклятием Тутанхамона , получила свое продолжение после гибели нескольких людей которые не просто участвовали в раскопках, но и входили в гробницу фараона. Считается, что Анубис защищая покой мертвых, может наслать проклятие на тех, кто его нарушил.

Образ

В образе шакала его представляли в период анимизма. В дальнейшем, стали изображать в образе человека с головой дикой собаки, либо с головой шакала. Апулей древнеримский писатель, он описывал два лика бога. Первый был черным как ночь, второй же золотым как день.

Почти все знают древнеегипетского бога Анубиса и воспринимают его как бога смерти, но это совсем не так.

Египетский бог Осирис был богом смерти, преисподней и перерождения.

Осирис – главный правитель царства мертвых в мифологии древнего Египта. Его уважали и боялись, пытались умилостивить и ждали встречи с ними. Именно бог Египта Осирис решал, чья душа после смерти получит вечную жизнь, а чья окажется в забвении. Изображения этого бога сохранились до наших дней на фресках. Египтяне боялись загробной жизни и своей участи после смерти, поэтому готовились к ней заранее.

Осирис - Судья умерших

В представлении древних египтян смерти нет, есть лишь глубокий сон. Поэтому людей погребали со всем необходимым для полноценной жизни в загробном мире. Первое, что ожидало покойника, - была встреча с богом Осирисом. Именно он вместе со своими подчиненными (42 божественными судьями) совершал посмертное правосудие, которое проходило в несколько этапов:

  1. Исповедь. Строилась она на отрицании своих грехов: «я не украл, не убивал и т.д.».
  2. Взвешивание души. На одну чашу весов помещалась душа, а на другую – перо богини истины, которое было очень легкое. Считалось, что чем больше дурных дел совершил человек при жизни, тем больше будет весить душа, отягощенная этими деяниями.
  3. Осирис решал судьбу страдальца, и в случае оправдания тот получал вечную жизнь в райских кущах богини Иару. Те, кто был проклят богами за свою грешную жизнь, подлежал полному забвению и небытию.

Анубис - проводник Душ.

В Древнем Египте погребение было своего рода “мостом” между двумя разными мирами, в каждом из которых человек будет жить, где особенную роль играл бог Анубис. Чтобы душа не сбилась с пути, а тело сохранило свой внешний облик, египтяне взывали о помощи к великому Анубису. Он был не просто покровителем усопших и их душ, но и верным помощником, проводником, помощью которого хотел заручиться каждый.

Статуя Анубиса в Ватикане (около 100-138 года н.э.), обнаруженная в Анцио на земле, принадлежащей семье Памфилий в 1749 году, была подарена папе Бенедикту XIV и передана в Григорианский Египетский музей в 1839 году

Статуя Анубиса в Ватикане (около 100-138 года н.э.), обнаруженная в Анцио на земле, принадлежащей семье Памфилий в 1749 году, была подарена папе Бенедикту XIV и передана в Григорианский Египетский музей в 1839 году

Интересно, что даже внешность Анубиса говорит о его качествах помощника и проводника. Он изображался молодым стройным мужчиной с головой собаки. Это животное выступало символам верности, самоотверженности, поддержки.

Анубис - защитник Душ.

Древние египтяне верили, что в момент смерти происходит отделение ка (бессмертной души) от ба (жизненной силы). В этот момент душа отправляется к загробному миру, где её встречает бог-шакал, что будет сопровождать душу в царство могущественного Осириса, повелителя мёртвых. И несмотря на то, Анубис не принимал никаких решений в ходе последнего суда, в сердце каждого человека он занимал особое место - ведь именно он всегда поддерживал потерянные души.

Вместе с Анубисом душа отправляется в загробный мир Дуат.

Как и большинство религий, религия Египта обещала землю вечного рая. Они называли её Иалу («Поля тростника»), в ней на бескрайних полях в изобилии рос урожай всевозможных культур. Однако добраться до Иалу было нелегко, для этого следовало пересечь место, которое египтяне называли Дуат: 12 земель ада.

Хотя Дуат был адом, по мнению египтян, он располагался в небе над ними. Это был огромный, мистический мир, где можно было найти леса из бирюзовых деревьев, озёрные огни и железные стены. Египтяне создали целый план загробного мира, причём буквально. У них были карты Дуата, на которых изображалась земля, разделённая пополам пылающим огнём, поглощавшим души проклятых.

Однако самую большую угрозу представляли существа, которые его населяли. Это были боги, демоны и монстры, большинство из которых уничтожало любую вечную душу, которая пыталась пройти через их владения. Пока мёртвые пересекали Дуат, их преследовали змеи и крокодилы, которые также пытались поглотить их души. Чтобы обрести вечную жизнь, следовало пройти мимо них всех. Если душа не справлялась с этим, её ожидало вечное забвение.

И на всем этом пути душу защищал Анубис.

Некрополь Анубиса в Саккаре: миллионы мумий собак.

В Египте I тысячелетия до н.э. культ бога Анубиса – владыки бальзамирования и посмертной трансформации - был столь популярен, что в катакомбах, расположенных близ его храма в мемфисском некрополе, судя по новейшим исследованиям, было погребено более 8 миллионов щенков и подросших собак.

Многие мумии собак, увы, разорваны на части или распеленаты грабителями гробниц или же просто крестьянами, которые использовали в XIX столетии перемолотые мумии в качестве удобрения. Но даже эти потери не помешали археологам понять, что культ Анубиса здесь был невероятно популярен.
Храм в честь шакалоголового бога был сооружен в северной части Саккары . Д-р Николсон и его коллеги провели бессчетные часы, изучая большую систему, ее скалистые стены и забальзамированное содержимое. «Это длинная сеть туннелей, погруженных во тьму, - говорит Николсон. – Туда не проникает естественный свет, который есть только в первых залах катакомб. Остальную часть подземелий мы освещаем искусственным светом. Это невероятное впечатление!» Катакомбы, скорее всего, были сооружены в IV в. до н.э. Исследователи внимательно изучают каждый угол подземелий, центральный коридор которых уходит на 173 метра внутрь скалы. Боковые коридоры отходят от него, максимум, на 140 метров. Помимо мумий собак здесь удалось обнаружить мумии шакалов, лисиц, соколов, кошек и мангустов, однако 92 процента из тех останков, что были здесь найдены, принадлежат собакам. Скорее всего «все собакоподобные существа почитались здесь как воплощения одного и того же божества. Многим щенкам было всего несколько дней от роду, когда их забальзамировали. Другие собаки, умершие взрослыми были удостоены пышного погребения и, видимо, жили при храме, в отличие от своих меньших собратьев, которых разводили исключительно для нужд культа».

Бог смерти в Древней Греции и Египте

В каждом религиозном веровании древних народов существовали божества, которые олицетворяли собой смерть. У одних народов бог смерти управлял подземным царством мертвых, у других сопровождал души умерших в другой мир, у третьих же приходил за душой, когда человек умирал. Однако все эти существа только управляли умершими, но никак не влияли на срок и продолжительность жизни людей.

Как и рождение, смерть — это важная составляющая жизни человека. Наверное, поэтому боги смерти присутствуют в религии и мифологии и показаны сильными и всемогущими существами. Некоторые народы даже сегодня поклоняются своим идолам и совершают всевозможные ритуалы и приношения в их честь. Итак, далее речь пойдет о самых знаменитых божествах.

Главный бог смерти в греческой мифологии — это Аид. Он считался олимпийским божеством, братом самого громовержца Зевса. После разделения мира к Аиду отошло подземное царство, заселенное душами мертвых. Мрачный мир, в который никогда не проникали лучи солнца, Аид назвал своим именем. Согласно мифологии, проводником в царство бога смерти являлся старый лодочник Харон, который переправлял души мертвых через реку Ахеронт. А ворота подземного мира охранял злобный пес Цербер с тремя головами. Причем впускал он всех, кто пожелает, а вот выйти не удавалось никому.

Согласно мифам и легендам, царство мертвых — это мрачный мир, полный пустынных полей с цветущими дикими тюльпанами и асфоделами. Над полями бесшумно проносятся тени мертвых душ, издавая лишь тихие стоны, подобные шелесту листвы, а из недр земли бьет источник Лета, который дарует забвение всему живому. В загробном мире нет ни печали, ни радости, ничего, что свойственно земной жизни.

Аид и Персефона

На золотом троне восседает бог смерти Аид, а рядом его жена Персефона. Она — дочь Зевса и богини плодородия Деметры. Давным-давно, когда Персефона собирала на лугах цветы, ее похитил Аид и унес в свое подземное царство. Деметра была в отчаянии, что вызвало на земле засуху и голод. Тогда Зевс позволил дочери остаться с Аидом, но при условии, что две трети года она будет проводить на Олимпе рядом с матерью.

С царством мертвых Аида связано множество мифов и легенд. Здесь и Орфей, который благодаря своему музыкальному таланту смог выпросить у Аида свободу для своей жены Эвридики. И Сизиф, который был приговорен вечно поднимать огромный камень на гору за попытку обмануть смерть. И многие другие.

Бог смерти в Древней Греции и Египте

Танатос

Существовал и еще один Бог смерти в Греции — Танатос. Но такой властью и славой, как Аид, он не пользовался. Олимпийские боги его не уважали, так как считали равнодушным к человеческим жертвам и страданиям.

Танатос был сыном бога мрака Эреба и богини ночи Никты. У него был брат-близнец Гипнос (бог сновидений). По легендам, Танатос приносил людям сны, после которых уже нельзя было проснуться. Бога смерти изображали с огромными крыльями за спиной и с погасшим факелом в руках, что символизировало угасание жизни.

Согласно легендам, Танатос не раз проигрывал людям. Так, например, Геракл не побоялся сразиться с ним, чтобы спасти из царства Аида Алкестиду. А царь Сизиф вообще умудрился дважды обмануть бога смерти и заточить его в кандалы на несколько лет. За что в итоге был наказан и обречен на вечные и бессмысленные мучения.

Бог смерти в Древней Греции и Египте

Оркус

Оркус, или Орк,- это самый первый бог смерти из классической древнеримской мифологии. Племя этрусков считало Оркуса одним из демонов невысокой иерархии, но затем его влияние возросло. Идола изображали огромным крылатым существом с острыми рогами, клыками и хвостом. Именно Оркус послужил прообразом современных демонов и дьявола.

До того как римляне подверглись греческому влиянию, их бог смерти считался правителем загробного мира и чем-то напоминал другое божество — Дис Патера. Затем черты и функции Оркуса полностью перешли к Плутону.

Кстати, Оркус стал прообразом не только современных демонов и дьявола, но и таких существ, как орки.

Плутон

Плутон — главный бог смерти у римлян. Он стал своеобразным вариантом греческого Аида. По легендам, Плутон был братом таких богов, как Нептун и Юпитер. Он царствовал в подземном мире, а на землю выезжал только за душами людскими. Поэтому его очень боялись. Между прочим, Плутон считался гостеприимным богом: он впускал в свой подземный мир всех, кто пожелает. Но вернуться обратно уже было невозможно.

Бог смерти в Древней Греции и Египте

По легендам, Плутон путешествовал в колеснице, запряженной четырьмя черными, как смоль, жеребцами. Во время своих поездок на землю бог смерти искал не только души, но и трещины в земной коре, чтобы солнечные лучи никогда не проникали в его подземный мир. Однажды, путешествуя по земле, Плутон встретил богиню растений Прозерпину. Он насильно сделал ее своей супругой и посадил на трон в Гадисе. И теперь они вместе правят подземным царством мертвых.

Римляне изображали Плутона грозным, бородатым мужчиной со сжатыми крепко губами и золотой короной на голове. В одной руке бог держал трезубец, а в другой — огромный ключ. Этот ключ был символом того, что выбраться из царства мертвых никому не удастся.

В честь Плутона древние римляне храмов не строили. Однако всегда совершали жертвоприношения, чтобы задобрить бога. Раз в сто лет проводились Столетние игры. И в этот день разрешалось приносить в жертву Плутону только черных животных.

Осирис

Осирис — первый египетский бог смерти. По легендам, это было божество не только загробного мира, но и сил природы. Именно ему египтяне обязаны за навыки виноделия, добычи руды, земледелия, строительства и врачевания.

Бог смерти в Древней Греции и Египте

Отцом Осириса был бог земли Геб, а матерью — богиня неба Нут. По одной из легенд, он даже был фараоном Египта. Люди почитали его, ведь, прежде чем забрать кого-то в мир мертвых, он судил за все прегрешения, совершенные человеком в жизни, и славился своей справедливостью. У Осириса был злобный брат Сет — бог пустыни. Он обманом заставил Осириса лечь в заколдованный саркофаг, запер его там и сбросил в воды Нила. Но верная жена Исида отыскала его и зачала от него сына Гора, который потом отомстил за отца. Осириса собрали по частям, и бог солнца Ра воскресил его. Однако божество не захотело возвращаться на землю. Осирис отдал царствование своему сыну Гору, а сам отправился в загробный мир, где вершил правосудие.

Древние египтяне изображали Осириса в виде мужчины с зеленой кожей, фигуру которого обвивала лоза. Он олицетворял собой природу, которая умирает и возрождается. Однако считалось, что во время умирания бог не терял свою силу оплодотворения. В Древнем Египте Осириса отождествляли с греческим богом виноделия Дионисом.

Анубис

Бог смерти в Древней Греции и Египте

Анубис — еще один бог смерти у древних египтян. Он был сыном Осириса и его помощником. Анубис провожал души умерших в подземное царство, а также помогал отцу вершить суд над грешниками.

До того как в Древнем Египте появился культ Осириса, именно Анубис считался главным богом смерти. Его изображали в виде человека с головой шакала. Это животное было выбрано не случайно. Египтяне считали, что шакалы — предвестники смерти. Эти хитрые животные питались падалью, а их вой напоминал крики отчаянных.

В руках у Анубиса были весы Истины. Именно они решали судьбу душ умерших. На одну чашу весов клали перо богини Маат, которое было символом справедливости, а на другую — сердце покойного. Если сердце было таким же легким, как перо, то человек считался чистым духом и попадал в райские поля. Если же сердце было тяжелее, то умерший считался грешником, и его ждала ужасная кара: чудовище Амат (существо с головой крокодила и телом льва) поедало сердце. Это означало, что существованию человека пришел конец.

Анубис считался также покровителем некрополей и создателем погребальных ритуалов. Его называли богом бальзамирования и мумификации.

Древние боги смерти

У каждого народа существовали свои боги и богини смерти. Так, у скандинавов загробным миров правила Хель. Она было дочерью бога хитрости Локи. Царство мертвых она получила от Одина. Хель изображали высокой женщиной, тело которой наполовину покрыто синими трупными пятнами.

Бог смерти в Древней Греции и Египте

В синтоизме роль богини смерти играла Идзанами. Она вместе со своим мужем Идзанаги считалась создательницей всего живого на земле. Но после того как ее сын Кагуцути опалил богиню огнем, Идзанами отправилась в мир мрака. Там она поселилась в окружении демонов, и даже Идзанаги не смог вернуть ее обратно.

Сатана

У христиан и мусульман роль бога смерти играет Сатана. Именно он выступает главным противником Бога (Аллаха). У Сатаны много имен: Дьявол, Шайтан, Мефистофель, Люцифер и другие. Согласно Библии, некогда он был ангелом, чистым и светлым. Но затем возгордился и посчитал себя равным самому Богу. За что и был изгнан вместе со своими соратниками, ставшими демонами, под землю. Там он управляет царством мертвых — адом, куда после смерти попадают все грешники.

Анубис известен как бог смерти и является самым старым, и самым популярным из древних египетских божеств.

Древние египтяне высоко ценили Анубиса, потому что считали, что он обладает огромной властью над их физическим и духовным «я», когда они умирают.

Упоминания происхождения Анубиса встречаются в текстах, относящихся к Старому Царству. Его слава продолжалась до рассвета Среднего Царства. Древние египтяне называли Анубиса - Инпу или Анпу. Имя этого бога происходит от слова «имп», что означает «распадаться».

Облик Анубиса

Анубис выглядел, как человек с головой шакала или полностью в виде шакала.

В Древнем Египте животные, подобные шакалам, управляли кладбищами. Они раскапывали свежепохороненных трупов, разрывали их плоть и съедали ее.

Историки полагают, что именно это побудило древних египтян изобразить бога загробной жизни как шакала. Новые генетические исследования показывают, что древний египетский шакал вообще не шакал, а древний волк.

Кожа Анубиса часто изображается в черном цвете, а шакалы обычно коричневые. Причина в том, что черный цвет является символом смерти, но также является символом плодородной и черной почвы Нила.

Деятельность Анубиса

В древней истории Анубис был известен, как абсолютный правитель подземного мира (называемый Дуат). Позже, эта роль перешла к Осирису.

«Хранитель весов»: одна из его многочисленных ролей, его задачей было определение судеб душ умерших. Как изображено в Книге Мертвых, Анубис взвешивал сердце мертвого на весах из перьев.

Перо отождествлялось как правда. Если на весах перевешивало сердце - душа человека, то его поглощала Амат, женский демоном, получившим название «пожиратель мертвых» и изображалась как богиня с головой крокодила и телом льва.

Если же весы правосудия склонялись к перу, то Анубис привел бы умершего к Осирису, который помог бы ему подняться на небеса для достойного существования. Бог бальзамирования и мумификации - Анубис, занимал важную роль в этом.

Дочь Анубиса (Кебхут) часто рассматривается как его помощница в процессе мумификации мертвых. Древние египтяне считали, что Анубис обмазывал тела мертвых, для того, чтобы они сохраняли сладкий запах трав и растений.

Дочь Анубиса (Кебхут) часто рассматривается как его помощница в процессе мумификации мертвых. Древние египтяне считали, что Анубис обмазывал тела мертвых, для того, чтобы они сохраняли сладкий запах трав и растений.

Анубис также оказывал помощь в ритуале «открытия рта», чтобы обеспечить хорошее захоронение. Этот ритуал был выполнен для того, чтобы мертвый человек мог есть и говорить в загробной жизни.

Защитник гробниц: как бог Египта, ответственный за защиту мертвых, многие молитвы Анубиса были вырезаны на могилах усопших.


Анубис (егип. Инпу) — древнеегипетский бог смерти, мумификации, бальзамирования, загробной жизни, кладбищ, гробниц и подземного мира. Главные эпитеты, употребляемые для обозначения Анубиса в древних текстах: «Тот, кто является главой Запада», «Владыка священной земли», «Тот, кто председательствует в камере для бальзамирования». Обычно он изображался в образе собаки или человека с собачьей головой. Древнегреческое слово «анубис», возможно, является звукоподражанием вою шакала. Придание богу смерти собачьего облика вероятно связано с тем, что древние египтяне видели собак, блуждающих возле могил, поисках плохо закопанных трупов.

Содержание

Происхождение Анубиса

В египетской мифологии Анубис является одним из древнейших богов подземного мира. Впервые он упоминается в эпоху I-й династии, то есть за 600 лет до первого упоминания Осириса, который впервые упомянут во времена V-й династии. Изначально Анубис считался сыном Ра. Первое упоминание о связи Анубиса и Осириса находится в «Текстах саркофагов» Среднего царства. Ра, опечаленный смертью Осириса, отправляет своего сына Анубиса позаботиться о теле убитого.

В более позднее время (эпоха Нового царства) Анубис назывется сыном Осириса от Исиды или от Нефтиды, супруги Сета. Однако, одновременно продолжала существовать и древняя версия его происхждения. Так, в римское время Анубиса называют сыном Ра и Нефтиды. В поздних египетских текстах говорится: «Я — Анубис-Сотис, сын Нефтиды» и «Я — Анубис-Сотис, сын Ра» (Рар. Harris. Vn.7-8). Анубис мог отождествляться и с Хором-Харпократом. В трактате Плутарха «Исида и Осирис» приводится версия, согласно которой, Анубис приходился сыном Сета и Нефтиды, который был найден и воспитан Исидой. Самые древние мифы называют матерью Анубиса священную небесную корову-кормилицу Хесат, позднее считавшуюся одной из форм богинь Хатхор и Исиды, а также кошачью богиню Баст (Бастет), которая возможно также была связана с заупокойным культом.

В греческой мифологии Анубис часто отождествлялся с Аполлоном Ликейским (волчьим). Также он связывается с богом Гермесом. Лукиан рассказывает о превращении на египетской земле Ио-коровы в девушку, причем сопровождающий ее Гермес принимает облик Анубиса (Luc, Dial.mar.7).

Женским обличьем Анубиса или его супругой считается богиня подземного мира Анпут (Инпут), изображавшаяся в виде женщины с головой собаки.

Мифы об Анубисе

Анубис помогает Исиде в поисках частей тела Осириса, убитого Сетом, и вместе с Тотом, Исидой и Нефтидой бальзамирует их. У латинского поэта второй половины IV в. н. э. Руфия Феста Авиена Исида названа «супругой и помощницей лающего Анубиса» (Avien. Arat.283). В папирусе Жумильяк, написанном в конце птолемеевской эпохи, Анубис и Тот активно сражаются против Сета. При этом Тот использует против Сета свои магические заклинания и его на землю, в то время как Анубис его связывает, а затем заключает в некое «место мучения» (P.Jum.I, х+3—II.20). Также Анубис снимает шкуру с Сета-пантеры, а затем сжигает его, причем дым был приятен богам.

В египетской религии Анубис мумифицирует тела умерших, чтобы сделать их вечными, он очищает сердца и внутренности от земных грехов и оценивает души во время взвешивания сердца. Также Анубис отвечает за подношения умершим.

Помимо заботы об умерших, Анубису, в своем собачьем обличье, является повелителем рогатых зверей. Папирусы называют его «хозяином молочных коров», «владыкой боевых быков» и «хорошим пастухом».

Анубис-психопомп

Роль проводника сделала Анубиса почитаемым богом в Египте, поскольку египтяне особенно почитали загробную жизнь. Кроме всего прочего, переход из одного мира в другой воспринимали как сакральное действие. Именно Анубис сопровождает души людей в этом переходе между миров. В момент смерти Ка (Душа-двойник) отделяется от Ба (Жизненной силы), бог встречает душу на пороге Аменти, в загробный мир. Он будет охранять душу на пути от всех опасностей и проведет к Осирису на загробный суд.

Облик и символы Анубиса


Анубис обычно изображался в виде черной дикой собаки, волка или шакала с острой мордой, двумя стоячими ушами, тонким туловищем, четырьмя длинными ногами и удлиненным хвостом. Иногда на изображениях Анубиса в образе собаки из его спины торчит большое перо. Очевидно, таким образом Анубиса ассоциировался с богиней истины и справедливости Маат. Гибридные изображения Анубиса в виде человека с собачьей головой, также имеют древнее происхождение, но они более поздние чем полностью зооморфные.


Помимо изображений бога Анубиса в виде собаки или человека с собачьей головой существуют менее распространенные формы его изображения. Единственное известное изображение Анубиса как полностью антропоморфного божества находится в Абидосе на раскрашенном рельефе погребального храма Рамзеса II, построенного в первые годы правления этого фараона, около 1280 г. до н.э. Еще одно необычное изображение Анубиса - это птица с собачьей головой. Также существуют изображения Анубиса в обличье змеи.

Плутарх замечает, что Анубис сторожит богов, как собаки людей (DIO, 14, 356F), Диодор называет Анубиса «телохранителем свиты Исиды и Осириса» (Diod.I.87.2), а Прокл еще точнее (в отношении к египетской традиции)— «стражем Осириса» (Prod. In re publ.V.417).

У Апулея упоминается «процессия богов» в празднестве Исиды, где выступает в том числе и жрец с «песьей головой» Анубиса (Apul.Met.XI.ll; cf. Firm.Mat.De err. 2.1).

Часто Анубиса изображают со скипетром в руках, имеющий название "Уас" - символ силы и могущества бога. В другой руке бог держит Анх или крест жизни и не случайно, так как Анубис участвует на суде умерших, где взвешивает сердце, и от этого зависит обретет, ли душа жизнь вечную или нет.

Культ Анубиса

Анубису приносил дары весь Египет, его святилище находилось в Кинополисе. Интересно что слово "Cynopolis" переводится с греческого как «город собак». В гробнице короля Тута в 1922 году был обнаружен алтарь Анубиса. Статуя изображала бога в обличье волка в лежачем положении.

Как пишет А.Горбушина в иконографии бога Анубиса:

В гробнице Тутанхамона также была найдена статуя черного Анубиса возлежащего на позолоченном ларце, на боковых сторонах которого содержаться надписи, отождествляющие Анубиса с сыном Осириса Имиутом, что отдал своему покойному отцу свою кожу, когда тот нуждался в ней для возрождения. В данных надписях Анубис предстает перед нами в еще одной своей ипостаси – а именно, в качестве главы божественного навеса, имеющий эпитет Хентисехнечер. «Божественный навес» – это, как правило, место, располагавшееся при входе в гробницу, в котором проводили обряд «отверзания уст и очей». По окончанию данного обряда, описание которого имеется в Книге мертвых, покойный получал возможность, видеть, есть, пить и говорить.[1] На браслете царицы XVIII династии Яххотеп присутствует Анубис, стоящий на одном колене, такая поза является стандартной для иллюстрации суда в царстве :мертвых на виньетках в различных вариантах «Книги Мертвых»: приклонив одно колено, Анубис взвешивает на весах сердце покойного и перо Маат. В такой :композиции Анубис выступает в качестве учетчика сердец: это его основная функция, которую он добросовестно выполнял на суде Осириса в царстве мертвых. Склонившись над мумией, Анубис выполняет одну из своих самых важных функций – функций бога бальзамирования. Здесь бог представлен как Анубис Херисешета «Тот кто над тайной», – совершающий обряд бальзамирования.[2]

Главным образом храмы Анубису были расположены у входа некрополь. Судя по всему, этого бога особенно почитали в Дейр-Рифе, а также в Шаруне, где было обнаружено захоронение собак. Но самым главным местом поклонения Анубису был Асьют или Кинополь.

Эпитеты Анубиса

К эпитетам Анубиса относятся следующие:

«Тот, кто приходит через место очищения с комнатой ночи, - это Анубис, который тверд металлическим ларем» [3]

«Владыка свободной святой земли», тот, кто на своей горе»[4]

«Владыка входа в пещеру (Ра-керерет)» [5] - Данный эпитет говорит о том, что основным местом пребывания Анубиса являлся Некрополь, а его основной функцией – защита тела умершего и дарование ему благ в загробном мире.

Анубис в Телеме


В «Книге 777» Алистер Кроули относит Анубиса к сефире Ход каббалистического Древа Жизни [6]. Кроули обозначает Анубиса как низшую форму Тота - Меркурия.

Гермес и Анубис как психопомпы покровительствуют не столько смерти, сколько перевоплощению, возвращению в земной мир после смерти, «ибо Аид в некотором смысле есть чрево».[7]

В книге Тота Алистер Кроули так описывает аркан, соответствующий образу Анубиса:

«Луна»- Эта карта символизирует состояние нечистого ужаса и тайной тьмы, через которое нужно пройти для возрождения света. Луна - наиболее универсальная из всех планет: она причастна одновременно и наивысшему, и самому низменному. В нижней части карты совершает свой путь Священный Скарабей, проносящий Солнце сквозь ночную тьму. Над ним распростерся зловещий пейзаж, залитый лунным светом. Между двумя бесплодными холмами вьется река сыворотки, окрашенной кровью. На холмах высятся темные, грозные башни. Стражи порога - два обличья шакалоглавого бога Анубиса, а у ног их - шакалы, которые пожрут всякого, кто падет на этом пути. Анубис - шакалоглавый бог и проводник души в загробном мире, божество порогов и переходов.

Библиография

  • Мэнли Холл - Энциклопедическое изложение символистской философии 2007.
  • Анубис - бог бальзамирования. Тайны богов Египта.
  • Горбушина А. Иконография древнеегипетского бога Анубиса.

Примечания

1 Горбушина А. Иконография древнеегипетского бога Анубиса. стр 8. 2 Там же 3 Древнеегипетская книга мертвых, 2004, с. 103. 4 Древнеегипетская книга мертвых, 2004. с. 120 5 Кеес, 2005, с. 43 6 Алистер Кроули. 777. Каббала Алистера Кроули. М.: Ланселот, 2010 стр 46. 7 Там же стр 190.

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: