Естественно правовая теория происхождения государства и права рассматривает государство как

Обновлено: 17.04.2024

Договорная теория происхождения государства и права имеет другое название — естественно-правовая теория. У нее множество как приверженцев, так и противников. Одни придерживаются мнения, что эта концепция антинаучная. Другие же называют ее единственно правильной.

Данная теория является одной из древнейших — она возникла в V-IV вв. до н. э. Ее приверженцами были древнекитайский мыслитель Мо-Цзы и древнегреческий историк Геродот.

Суть ее заключается в следующем: государство создано людьми на основе добровольного объединения для всеобщего блага. Два ключевых момента здесь: «людьми» и «добровольно».

Осторожно! Если преподаватель обнаружит плагиат в работе, не избежать крупных проблем (вплоть до отчисления). Если нет возможности написать самому, закажите тут.

  1. До возникновения государства люди находились в естественном состоянии.
  2. Государство возникает в результате заключения общественного договора.

С этими постулатами согласны все ученые. Однако между ними есть разногласия насчет естественного состояния:

  1. Первое мнение: естественное состояние — это «война всех против всех». У каждого — своя правда, именно поэтому человек волен делать все, то заблагорассудится. Чтобы ограничить свободу, люди договорились жить по общему правилу. В результате они заключают общественный договор. Данной точки зрения придерживались Томас Гоббс, Мо-Цзи, Монтескье.
  2. Противоположной позиции придерживался Жан-Жак Руссо. Он говорил, что естественное состояние — это мир и согласие. Период существования людей до государства — «золотой век человечества». С появлением же частной собственности возникает неравенство, следовательно: противоречия, борьба, «война всех против всех». Руссо идет дальше в своих заключениях: богатые договорились с бедными «давайте жить по общим правилам», но в итоге их обманули — хорошо стали жить только богатые.

Этот «договор» носил не письменный характер и не был заключен юридически, а устанавливался в устной форме.

Истоки теории нашли отражение в ныне действующих документах. Ярким примером является Декларация независимости США, принятая в 1776 г.

Сторонники данной теории приводят в пример Рюрика, Синеуса и Трувора, чтобы они правили Новгородским государством. Противники же утверждают, что тогда произошла смена власти, так как государство уже существовало.

Под естественным состоянием понимается состояние, при котором отсутствует установленная политическая власть. По сути, это состояние полной свободы.

Политические теоретики использовали его для лучшего понимания человеческой природы и, как правило, для обоснования рациональности того или иного типа правления.

Сторонники утверждают, что естественное состояние позволяет понять врожденные склонности и наклонности человека. Поскольку поведение индивида не принуждается политической властью, оно будет отражать естественное поведение людей.

Теоретики общественного договора обычно рассуждают о том, какой была бы жизнь в естественном состоянии. Основываясь на своем понимании человеческой природы, они утверждают, что в естественном состоянии люди сталкиваются с определенными угрозами своему благополучию. Следовательно, рациональные люди должны согласиться признать власть государства в обмен на защиту от этих угроз.

Степень власти государства и гарантии, которые оно обязано обеспечить, зависят от взгляда теоретика на природу человека. Как правило, оптимистичный взгляд на человеческую природу приводит к поддержке государства с ограниченными полномочиями, в то время как более пессимистичный взгляд ассоциируется с более могущественным государством.

Природное состояние — это вполне современный подход к изучению природы человека и обоснованию обязанностей государства. В нем воплощены три основных принципа либеральной политической теории: приоритет личности, равенство и свобода личности.

  1. Во-первых, асоциальное состояние природы предполагает, что человека в конечном итоге следует понимать как абстрактную личность.
  2. Во-вторых, люди в состоянии природы считаются морально равными, ни один человек не имеет права доминировать над другим.
  3. В-третьих, люди изображаются как автономные, самоопределяющиеся существа, что подчеркивает свободу как естественное человеческое качество. Такое изображение состояния человека полностью противоречит классическому взгляду, предполагающему, что человека нельзя понять вне общества, в котором он живет.

Основоположники естественно-правовой теории происхождения государства

Рассмотрим происхождение и развитие естественно-правовой теории от античных времен до современности.

Ранняя история

Мифические рассказы о досоциальном и/или дополитическом Золотом веке широко представлены в классической литературе. Известные варианты встречаются в «Трудах и днях» Гесиода и в «Государственном деятеле» Платона. В «Протагоре» Платона заглавный герой описывает изначальное состояние человека как изолированное и опасное от диких зверей и стихий. Божественное вмешательство обеспечило огонь и ремесла, позволившие людям защищаться, а также моральные качества справедливости и уважения, позволившие им жить вместе в мире.

Примерно такой же рассказ был представлен Цицероном. Один из вариантов этих тем заключается в том, что изначально люди жили в состоянии мира и изобилия, пока какое-то событие не породило конфликт, в результате которого возникла необходимость в государстве. Стоик Посидоний объяснял падение человечества возникновением собственности, а согласно Овидию, изменения произошли, когда люди начали есть мясо.

Связь между первоначальным состоянием и происхождением справедливости представлена во второй книге «Республики» Платона. Представитель Платона, Глаукон, утверждает, что справедливость возникла в результате общего компромисса: люди согласились не использовать других в своих интересах в обмен на то, что их самих не будут использовать в своих интересах.

Классические аргументы хорошо сочетались с иудео-христианскими рассказами об Эдемском саде и последующем грехопадении, чтобы поддержать важное средневековое представление о том, что государство возникло как средство от греха.

Но другие теоретики, под влиянием Аристотеля, выступали против традиций естественного состояния и договора, утверждая, что человек по природе своей является политическим животным, и поэтому не могло быть изначального досоциального (или дополитического) состояния. Св. Фома Аквинский и последующие схоластические теоретики утверждали, что даже в Эдемском саду власть была необходима для координации деятельности людей для достижения общего блага.

Гоббс, Локк и Руссо

В период позднего средневековья и раннего нового времени утверждения, согласно которым политическая власть проистекает из дополитического, естественного состояния, обычно поддерживали ограничения на политическую власть.

Новшеством Гоббса было использование аргумента договора для установления абсолютного правительства. Он добился этого, изобразив естественное состояние в ужасающих терминах, как войну всех против всех, в которой жизнь «одинока, бедна, мерзка, жестока и коротка». Гоббс утверждал, что для того, чтобы избежать таких ужасов, люди должны согласиться на абсолютную политическую власть, а только абсолютная власть может предотвратить состояние природы.

Хотя Гоббс использовал устройство естественного состояния в основном в аналитических целях, он также верил в его историческую точность. В качестве доказательств он приводил защитное поведение людей в обществе, «диких людей» в Америке, которые, по его мнению, живут «жестоким образом», и то, как государства противостоят друг другу на международной арене, «в состоянии и позе гладиаторов», с их «крепостями, гарнизонами и пушками», направленными друг на друга.

В состоянии природы, описанном Локком во «Втором трактате о правлении», люди живут по законам природы, которые, в отсутствие правительства, они обеспечивают сами. Люди также устанавливают права собственности, используют деньги и имеют нечто вроде развитой экономики. Но конфликты возникают потому, что люди преследуют собственные интересы и поэтому не беспристрастны в своих спорах.

Признавая необходимость беспристрастного арбитра, локковские индивиды покидают состояние природы, в два этапа формируя сначала общину, а затем правительство. Когда правительство нарушает соглашение, в соответствии с которым оно было создано, люди возвращаются к дополитическому, но не дообщественному состоянию. Природное состояние возвращается только при полном разрушении общества, в результате иностранного вторжения или подобных катастроф.

В своем «Рассуждении о происхождении неравенства» Руссо критиковал других теоретиков за приписывание естественному человеку качеств, которые они находили в своих собственных обществах. Под влиянием антропологических и зоологических открытий Руссо изобразил естественного человека мало чем отличающимся от обезьяны: одиноким, без языка, с ограниченной способностью рассуждать.

Но поскольку его чисто физические потребности удовлетворяются относительно легко, он доволен и, прежде всего, морально невинен. Человек становится развращенным только в процессе постепенного перехода в общество, и Руссо изобразил договор, на основе которого возникает правительство, как ловкое мошенничество, совершаемое богатыми по отношению к бедным.

Политическая теория Руссо стремилась восстановить как можно больше первозданной природной чистоты с помощью нового договора, описанного в «Общественном договоре».

Современное развитие

К концу XVIII века общественный договор подвергся широкой критике на исторических основаниях. Идея была предана забвению, а вместе с ней и естественное состояние. Теория договора была возрождена Джоном Ролзом в книге «Теория справедливости» (1971), хотя Ролз использовал принцип договора для обоснования моральных принципов, а не формы правления.

Принципы справедливости Ролза — это те принципы, которые были бы согласованы в соответствующих справедливых условиях. Состояние природы вновь появляется в его теории как «исходное положение». Его сущность заключается в том, чтобы люди не могли выбрать принципы, выгодные для себя, их помещают за «завесу невежества» и лишают знания об их личных качествах, например, возрасте, религии, расе и богатстве.

Два принципа, выбранные в этих условиях, в высшей степени эгалитарны, гарантируют равную свободу и то, что экономическое неравенство идет на пользу наименее обеспеченным членам общества. По Ролзу, естественное состояние (исходная позиция) теряет всякое историческое притворство. Это просто аналитическое устройство, помогающее определить соответствующие моральные принципы.

Другие теоретики используют договорные механизмы для обоснования моральных принципов, а не правительства. В книге Дэвида Готье «Мораль по соглашению» соответствующие принципы — это те, которые были бы согласованы сторонами, руководствующимися собственными интересами.

«Исходная позиция переговоров» Готье отличается от исходной позиции Ролза тем, что стороны обладают полным знанием своих обстоятельств и интересов. Согласованные принципы представляют собой наименьшую возможную уступку сторон требованиям других, «максимальную относительную уступку».

Естественно-правовая теория происхождения государства и права, или же теория естественного права, - одна из древнейших и наиболее распространенных историко-правовых доктрин. Теория естественного права усматривает главный источник правовых норм в естественной природе (вещей, человека, общества), а не в воле законодателя (как считают многие представители юридического позитивизма), поэтому право и закон могут не только не совпадать, но в ряде случаев даже противоречить друг другу. Вариации теории естественного права в разные исторические периоды и у разных философов и мыслителей приобретали категорично различные содержания и идеологическую направленность.

Данная теория достойна изучения хотя бы за то, что лишь она первично вплотную связала государство и право в контексте их возникновения, говоря также о неотделимости одного от другого с самого момента становления общества.

Несмотря на актуальность, данная теория одна из старейших теорий. Отдельные ее положения и дефиниции развивались еще в V- IV вв. до н.э. мыслителями Древней Греции. Характерными для этой периодизации развития государственной и правовой мысли в Древней Греции были споры относительно того, коренится ли право как таковое, безотносительно к его видам и характеру, в самой природе вещей, «в вечном, неименном порядке мироздания», или же оно выступает как результат добровольного соглашения людей, как «человеческое установление», возникшее в неопределенном сегменте времени. Софисты в своих учениях основывались на том, что в основе образования права нет, и не может быть ничего вечного, неизменного. Все, что называется «правом, или правдой», составляет некий результат соглашения людей, оплот искусственного изобретения человеческого ума. Против подобного рода учений и взглядов софистов решительно выступали величайшие философы античности, значительная часть греческих мыслителей, таких как: Сократ, Платон и Аристотель. Общая позиция которых, разделялась и отстаивалась ими, а более конкретно она заключалась в том, что не все законы и естественно не все права могут являться «искусственным изобретением людей». Наряду с письменными законами, которые были созданы людьми, существуют и вечные, некие неписаные законы, «вложенные в сердца людей самим божественным разумом». В основе этих законов лежит в первую очередь вечный, незыблемый божественный порядок, который господствует не только в человеческих отношениях и человеческой жизни, но и «во всем строе мироздания».

Подобные взгляды особенно четко можно проследить в трудах и работах Аристотеля. Все право он делил на две основные части: естественное и условное (волеустановленное) право. «Естественное право - то, которое везде имеет одинаковое значение и не зависит от признания или непризнания его. Условное право – это то, которое первоначально могло быть без существенного различия таким или иным, но раз оно определено, это безразличие прекращается».

В общей системе права место и роль естественного права неравнозначно определялись древнегреческими мыслителями. Одни авторы рассматривали его как первичную, неотъемлемую, причем равнозначную, составную часть целого права. Другие, в свою очередь, считали право как базис положительного права или как стоящее над ним и вступающее в силу лишь по временам, когда не действует установленное людьми положительное право.

У древнеримских юристов и философов под эгидой естественного права выступали то законы в научном смысле, то ядро положительного права, которое неизменно встречается в праве каждого народа и каждого общества. То, наконец, естественное право противопоставлялось общепризнанному положительному праву, предположим, в вопросе о рабстве, которое, согласно умозаключениям ряда римских авторов, противоречило естественной природе, хотя и было закреплено всюду и везде законами.

В римской правовой доктрине неимоверно широко было распространено мнение, согласно которому наряду с положительным правом, состоящим из jus civile (правом, регулировавшим отношения исключительно между римскими гражданами) и jus gentum (правом, регулировавшим имущественные отношения между римскими гражданами и перегринами) существует jus naturale – так называемое естественное право. Например, по аналогии с Древней Грецией, положительное право относится к области динамичного и развивающегося права, созданное людьми, а естественное - к области императивного, вечного права, порождаемого самой природой и регулирующего отношения, возникающие между людьми в обществе.

Однако в отличие от многих древнегреческих доктринологов правовой системы юристы и философы Рима почти всегда обращали ключевое внимание на то, что существующие правовые школы вступают в конфронтацию, когда юридический факт касается ранее неизвестных и неурегулированных естественно-правовыми институтами отношений. Одно из таких противоречий проявляется, например, в том, что естественное право исходит из свободы и равенства всех людей, из того, что среди них нет и не может быть различий по классовому и другим социальным признакам, нет и не может быть рабов и господ, а, наконец, положительное право как раз в первую очередь и базируется на таких различиях.

«Значительную эволюцию естественно-правовая теория претерпела в средние века. Сохраняя в основе своей прежние постулаты, среди которых на первом плане стояли вечность и неизменность природы человека, естественное право в то же время (особенно это проявилось в XIV-XVI вв.) в значительной мере ассоциировалось не с природным, а с божественным происхождением. Среди средневековых схоластов не было сомнения в божественном происхождении естественного права. Бесспорным для них было и то, что естественное право признавалось действующим, обязательным и стоящим выше всякого другого, положительного и обычного права»[6] Активно возник ряд сомнений и споров по поводу того, как же соотносится естественное право с божественными канонами и догмами, сливается ли оно с ними или только сопоставляется.

Выделим, что отдельное место в концепции естественного государства и права занимает теория Общественного Договора, являющаяся неким переложением данной концепции на эпоху Возрождения. Данная теория трактует возникновение государства как соглашения, которое заключается для попытки преодоления социального неравенства в обществе, с целью создания государственной власти и законов, которым будут подчиняться все. Однако неравенство частной собственности, дополненное политическим неравенством, привело, в конечном счете, к абсолютному неравенству при деспотизме, когда по отношению к деспоту все равны в своем рабстве и бесправии. Руссо выдвигает свой проект общественно-договорного «исправления» истории — создание Политического организма (общины) как истинного договора между народами и правителями. Цель этого истинного общественного договора Руссо видит в создании «такой формы ассоциации, которая защищает и ограждает всею общею силою личность и имущество каждого из членов ассоциации и благодаря которой каждый, соединясь со всеми, подчиняется, однако, только самому себе и остается столь же свободным, как и прежде». Общественный договор может давать политическому организму, такому как государство, неограниченную власть над всеми его членами, то есть участниками соглашения; эта власть, направляемая единой волей, и есть общий, незыблемо неделимый и неотчуждаемый суверенитет народа. При этом Руссо отвергает принцип разделения властей и иные гарантии соблюдения прав и свобод человека в государственном состоянии. Под сильным влиянием учения и трудов Руссо идеи договорного происхождения государства отстаивал А. Н. Радищев. С чёткой позиций защиты суверенитета народа, естественных прав человека и республиканской формы правления он подчеркивал, что цель по средствам договора формируемого государства — это «блаженство граждан».

Первым крупным теоретиком школы естественного права был нидерландский ученый Гуго Гроций (1583—1645).

Нидерланды[24] XVII в. представляли собой наиболее развитую страну того времени. В результате успешной борьбы против гнета испанского короля и феодалов Нидерланды добились независимости и создания республики. Между группами горожан и дворянства Нидерландов шла борьба за власть, нередко в форме столкновений кальвинистских сект. Приняв участие в этой борьбе, Гроций был осужден сторонниками враждебной группировки и вынужден эмигрировать во Францию. Там он написал знаменитый трактат "О праве войны и мира. Три книги" (1625 г.).

Цель трактата — решение актуальных проблем международного права. Разбор теоретических проблем войны и мира потребовал решения более общих вопросов о праве, справедливости, их источниках, формах существования, методах изучения. В результате Гроцием была разработана политико-правовая доктрина, основанная на новой методологии, содержащая оригинальные решения ряда проблем общей теории права и государства, а также некоторые радикальные для того времени программные положения.

Исходный пункт учения Гроция — природа человека, социальные качества людей. Гроций различает право естественное и право волеустановленное.

Источником естественного права является человеческий разум, в котором заложено стремление к спокойному общению человека с другими людьми. На этой основе Гроций определяет предписания естественного права (требования разума), к которым относит "как воздержание от чужого имущества, так и возвращение полученной чужой вещи и возмещение извлеченной из нее выгоды, обязанность соблюдения обещаний, возмещение ущерба, причиненного по нашей вине, а также воздаяние людям заслуженного наказания".

Волеустановленное право (оно делится на человеческое и божественное) должно соответствовать предписаниям естественного права.

Гроций писал, что он не стремится затрагивать жгучие вопроси современности и будущего: "Поистине признаюсь, что, говоря о праве, я отвлекался мыслью от всякого отдельного факта, подобно математикам, которые рассматривают фигуры, отвлекаясь от тел". Однако уже исходная, стержневая категория его доктрины — понятие и содержание справедливости и естественного права — раскрывается через те частноправовые институты, воплощение которых в законодательстве имело первостепенную важность для становления гражданского общества. "Общество, — утверждал Гроций, — преследует ту цель, чтобы пользование своим достоянием было обеспечено каждому общими силами и с общего согласия". Поэтому справедливость как условие общежития "целиком состоит в воздержании от посягательств на чужое достояние".

Противопоставление Гроцием требований естественного права нормам права волеустановленного, т.е. существовавшим в большинстве стран феодальным правовым институтам, явилось орудием критики феодального права и феодального строя в целом. Сам Гроций еще не делал из теории естественного права радикальных выводов; но теоретические основы для таких выводов заложены были Гроцием.

В трудах Гроция нередки ссылки на бога и священное писание; однако бог в его доктрине откровенно подчинен законам природы: "Естественное же право столь незыблемо, что не может быть изменено даже самим богом. Подобно тому, как бог не может сделать, чтобы дважды два не равнялось четырем, так точно он не может зло по внутреннему смыслу обратить в добро". Поэтому естественному праву должно соответствовать не только человеческое, но и божественное волеустановленное право (т.е. предписания религии).

Согласно Гроцию некогда существовало "естественное состояние", когда не было ни государства, ни частной собственности. Развитие человечества, утрата им первоначальной простоты, стремление людей к общению, их способность руководствоваться разумом побудили их заключить договор о создании государства.

Теория договорного происхождения государства резко противостояла феодальным концепциям богоустановленности власти. "Первоначально люди объединились в государство не по божественному повелению, — писал Гроций, — но добровольно, убедившись на опыте в бессилии отдельных рассеянных семейств против насилия, откуда ведет свое происхождение гражданская власть".

Идея договорного возникновения государства высказывалась в истории политико-правовой мысли задолго до Гроция; в практике средних веков договоры между феодалами, между феодалами и городами были формой, источником права, в том числе и публичного права. Но только у Гроция договор о создании государства рассматривается как исходное понятие теории государства, как основа самого государства, длящихся отношений власти и подчинения. Начиная с Гроция почти все теоретические построения XVII—XVIII вв., объясняющие сущность, причины, способы создания государства, исходили из этой посылки.

Государство Гроций определял как "совершенный союз свободных людей, заключенный ради соблюдения права и общей пользы". Признаком государства является верховная власть, к атрибутам которой Гроций, подобно Бодену, относил издание законов (в области как религиозной, так и светской), правосудие, назначение должностных лиц и руководство их деятельностью, взимание налогов, вопросы войны и мира, заключение международных договоров.

Первостепенное внимание к проблемам международного права требовало специального исследования вопроса о носителе верховной власти, а тем самым о формах правления. Выводы Гроция в этой части довольно умеренны. Каждая существующая форма правления имеет своим источником общественный договор, считал он, поэтому носителем суверенитета являются лицо, или группа лиц, или собрание либо сочетание лиц и собраний, обладающие атрибутами верховной власти.

Носители верховной власти представляют государство не только в международных связях, но и в отношениях с собственным народом. При создании государства народ мог избрать любую форму правления; но, избрав ее, народ должен повиноваться правителям и не может без их согласия изменить форму правления, ибо договоры в соответствии с естественным правом должны исполняться. Поэтому Гроций считал правомерной любую существующую форму правления и отрицал право подданных сопротивляться хотя бы и несправедливым предписаниям власти.

Однако в эту концепцию Гроций вносит ряд существенных коррективов. Во-первых, народ может изменить образ правления, если такое право (явно или неявно) оставлено за ним общественным договором либо если договор расторгнут правителями государства. Во-вторых, что более существенно для доктрины, при особых обстоятельствах право народа преобразовать государство вытекает из существа общественного договора. Поскольку при заключении общественного договора люди вряд ли возложили на себя "суровую обязанность при всех обстоятельствах предпочесть смерть необходимости вооруженного сопротивления насилию начальствующих лиц", подданные вправе считать общественный договор расторгнутым в случае "крайней необходимости", "большой и явной опасности", грозящей подданным со стороны правителей государства. К таким случаям относится тот, когда "царь, проникнутый чисто враждебным духом, замышляет гибель всего народа". В частности, замечал Гроций, явно имея в виду борьбу Нидерландов против гнета феодальной Испании, правомерно сопротивление монарху, если "ради благополучия одного народа он задумает гибель другого, чтобы устроить там колонии".

Прогрессивны также международно-правовые взгляды Гроция. Главной причиной написания "Трех книг о праве войны и мира" было стремление Гроция доказать, что во время войны глас закона не заглушается грохотом оружия. Естественное право сохраняет свое действие и во время войн, о чем, печалился Гроций, нередко забывали его современники: "Я был свидетелем такого безобразия на войне между христианами, которое позорно даже для варваров, а именно: сплошь и рядом берутся за оружие по ничтожным поводам, а то и вовсе без всякого повода, а раз начав войну, не соблюдают даже божеских, не говоря уже о человеческих, законов, как если бы в силу общего закона разнузданное неистовство вступило на путь всевозможных злодеяний".

Гроций осуждал агрессивные, захватнические войны, считал, что их зачинщики должны нести ответственность. Если же война началась, то она должна вестись ради заключения мира и подчиняться принципам естественного права. Одним из принципов международного права Гроций считал незыблемость договоров между государствами.

Книга Гроция уже в 1627 г. по распоряжению папы была внесена в "Индекс запрещенных книг; тем не менее за 30 последующих лет вышло более 40 ее различных изданий. Разработанная Гроцием теория естественного права и идея общественного договора сразу же приобрели интернациональный характер; после Гроция крупнейшим их теоретиком был англичанин Т.Гоббс (см. § 3), делавший, однако, из концепции общественного договора выводы в защиту абсолютизма. С этими выводами резко полемизировал нидерландский философ Спиноза (см. § 5).

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Продолжение на ЛитРес

ГЛАВА V Случаи, к которым можно применять принципы гражданского права, видоизменяя при этом принципы естественного права

ГЛАВА V Случаи, к которым можно применять принципы гражданского права, видоизменяя при этом принципы естественного права В Афинах был закон, который обязывал сына кормить неимущего отца. Но он делал исключение для детей, рожденных от куртизанки, для детей, целомудрие

ГЛАВА VI О том, что порядок наследования покоится на началах политического или гражданского права, а не естественного права

ГЛАВА VI О том, что порядок наследования покоится на началах политического или гражданского права, а не естественного права Закон Вокония воспрещал назначать наследницей жену и даже единственную дочь. Никогда еще не было более несправедливого закона, говорит святой

10. УЧЕНИЕ ЦИЦЕРОНА О ГОСУДАРСТВЕ И ПРАВЕ

10. УЧЕНИЕ ЦИЦЕРОНА О ГОСУДАРСТВЕ И ПРАВЕ Марк Туллий Цицерон (106-43 гг. до н. э.) – знаменитый римский оратор, юрист, государственный деятель и мыслитель. В его обширном творчестве значительное внимание уделено проблемам государства и права. Специально эти вопросы освещены

15. УЧЕНИЕ ФОМЫ АКВИНСКОГО О ГОСУДАРСТВЕ И ПРАВЕ

15. УЧЕНИЕ ФОМЫ АКВИНСКОГО О ГОСУДАРСТВЕ И ПРАВЕ Вершины могущества как в политической, так и в духовной жизни средневековой Европы папство достигло в XIII в. Тогда завершилось создание системы схоластики – католицистской теологии, ориентированной на оправдание

38. УЧЕНИЯ ГРОЦИЯ О ГОСУДАРСТВЕ И ПРАВЕ

38. УЧЕНИЯ ГРОЦИЯ О ГОСУДАРСТВЕ И ПРАВЕ Гуго Гроций (1583–1645) – выдающийся голландский юрист и политический мыслитель, один из основателей раннебуржуазного учения о государстве и праве, рационалистической доктрины естественного и международного права Нового времени.

42. УЧЕНИЕ ЛОККА О ГОСУДАРСТВЕ И ПРАВЕ

42. УЧЕНИЕ ЛОККА О ГОСУДАРСТВЕ И ПРАВЕ Джон Локк (1632–1704) выступил идеологом социального компромисса в Англии. Свое политико-юридическое учение он изложил в труде «Два трактата о государственном правлении» (1690).Дж. Локк занял позицию тех общественных групп, которые

58. УЧЕНИЕ И. КАНТА О ГОСУДАРСТВЕ И ПРАВЕ

58. УЧЕНИЕ И. КАНТА О ГОСУДАРСТВЕ И ПРАВЕ Профессор философии Кенигсбергского университета Иммануил Кант (1724–1804) был в Германии первым, кто приступил к систематическому обоснованию либерализма – идейной платформы класса буржуа, выделившихся из конгломерата третьего

60. УЧЕНИЕ ГЕГЕЛЯ О ГОСУДАРСТВЕ И ПРАВЕ

60. УЧЕНИЕ ГЕГЕЛЯ О ГОСУДАРСТВЕ И ПРАВЕ Проблемы государства и права находились в центре внимания Георга Вильгельма Фридриха Гегеля (1770–1831)на всех этапах творческой эволюции его воззрений. Эта тематика обстоятельно освещается во многих его произведениях, в том числе

§ 3. Учение Т. Гоббса о государстве и праве

§ 3. Учение Т. Гоббса о государстве и праве В 1640 г. в Англии началась революция в защиту прав парламента, против ряда феодальных пережитков и своеволия короля.Среди защитников королевской власти был английский философ, теоретик естественного права Томас Гоббс (1588—1679). В

§ 5. Теория естественного права Б. Спинозы

§ 5. Теория естественного права Б. Спинозы Видным теоретиком естественного права был голландский философ-материалист Бенедикт (Барух) Спиноза (1632—1677).Спиноза родился в Амстердаме, обучался в религиозном училище, но его интерес к естественным наукам и философии стал

§ 3. Учение Ш. Монтескье о государстве и праве

§ 3. Учение Ш. Монтескье о государстве и праве Крупнейшим теоретиком государства во французском Просвещении был Шарль Луи де Монтескье (1689—1755). Свои общественно-политические воззрения он изложил первоначально в романе "Персидские письма", а также в историческом очерке

§ 2. Учение И. Канта о праве и государстве

§ 2. Учение И. Канта о праве и государстве Иммануил Кант (1724—1804) — родоначальник классической немецкой философии и основоположник одного из крупнейших направлений в современной теории права — был профессором Кенигсбергского университета. Учение Канта сложилось в

§ 3. Учение Гегеля о государстве и праве

§ 3. Учение Гегеля о государстве и праве Философское учение Георга Вильгельма Фридриха Гегеля (1770—1831) представляет собой высшую ступень в развитии классического немецкого идеализма.Гегель родился в Штутгарте в семье финансового чиновника. Окончив богословский

§ 3. Учение Р. Иеринга о праве и государстве

§ 3. Учение Р. Иеринга о праве и государстве Юридический позитивизм соответствовал повседневным правовым интересам развивающегося гражданского общества, но не отвечал на ряд острых социальных проблем. Вне поля юридического позитивизма оставались противоречия и

§ 4. Учение о праве и государстве Г. Ф. Шершеневича

§ 4. Учение о праве и государстве Г. Ф. Шершеневича Теоретик права и государства Габриэль Феликсович Шершеневич (1863—1912) был профессором Казанского университета, а с 1906 по 1911 г. преподавал гражданское право в Московском университете. Ему принадлежит ряд крупных

§ 9. Теории естественного права

§ 9. Теории естественного права Среди политико-правовых концепций XX в. особое место занимают учения о естественном праве. Они продолжают традиции философского осмысления права и опираются на различные доктрины, сложившиеся в современной западноевропейской и

ЕСТЕСТВЕННО-ПРАВОВАЯ ТЕОРИЯ — происхождения государства и права, или теория естественного права, — одна из старейших и наиболее распространенных правовых доктрин, усматривающая главный источник правовых норм в самой природе (вещей, человека, общества), а не в воле законодателя (как считают представители позитивизма юридического); поэтому право и закон могут не только не совпадать, но в некоторых случаях даже противоречить друг другу. Варианты теории естественного права в разные периоды истории и у разных мыслителей приобретали неодинаковое содержание и идеологическую направленность.

Отдельные положения естественно-правовой теории развивались еще в V–IV вв. до н. э. философами Древней Греции. Характерными для этого периода развития государственно-правовой мысли в Древней Греции были споры относительно того, коренится ли право как таковое, безотносительно к его видам и характеру, в самой природе вещей, "в вечном, неизменном порядке мироздания", или же оно выступает как результат добровольного соглашения людей, как "человеческое установление", возникшее в неопределенном отрезке времени. Софисты в своих учениях исходили из того, что в основе образования права нет ничего вечного, неизменного. Все, что называется "правом, или правдой", составляет результат соглашения людей, искусственное изобретение человеческого ума. Против подобного рода учений и взглядов софистов решительно выступали величайшие мыслители античности, греческие философы Сократ, Платон и Аристотель. Общая позиция, которая разделялась и отстаивалась ими, заключалась в том, что не все законы и не все права являются "искусственным изобретением людей". Наряду с письменными законами, порожденными людьми, существуют вечные, неписаные законы, "вложенные в сердца людей самим божественным разумом". В основе этих законов лежит вечный, незыблемый божественный порядок, который господствует не только в человеческих отношениях, но и "во всем строе мироздания".

Подобные взгляды особенно четко прослеживались в учении Аристотеля. Все право он делил на две основные части: естественное и условное (волеустановленное) право. "Естественное право — то, которое везде имеет одинаковое значение и не зависит от признания или непризнания его. Условное право — то, которое первоначально могло быть без существенного различия таким или иным, но раз оно определено, это безразличие прекращается".

Место и роль естественного права в общей системе права древнегреческими мыслителями определялись неодинаково. Одни авторы рассматривали его как неотъемлемую, причем равнозначную, составную часть всего права. Другие — как основу положительного права или как стоящее над ним и вступающее в силу лишь по временам, когда не действует установленное людьми положительное право.

У древнеримских юристов и философов под именем естественного права выступали то законы в научном смысле, то ядро положительного права, неизменно встречающееся в праве каждого народа. То, наконец, естественное право противопоставлялось общепризнанному положительному праву, например, в вопросе о рабстве, которое, согласно воззрениям ряда римских авторов, противоречило природе, хотя и закреплялось всюду законами.

Среди римских юристов чрезвычайно широко было распространено мнение, согласно которому наряду с положительным правом, состоящим из jus civile (исконно древнеримским правом, регулировавшим отношения исключительно между римскими гражданами) и jus gentum (правом, регулировавшим имущественные отношения между римскими гражданами и перегринами) существует jus naturale — естественное право. Так же как и у древних греков, положительное право относилось к области подвижного, изменчивого права, создаваемого людьми, а естественное — к области неподвижного, вечного права, порождаемого самой природой и коренящегося в отношениях, возникающих между людьми.

Однако в отличие от многих древнегреческих римские юристы и философы почти всегда обращали особое внимание на то, что в ряде случаев положительное право почти неизбежно вступает в противоречие с естественным. Одно из таких противоречий проявляется, например, в том, что естественное право исходит из свободы и равенства всех людей, из того, что среди них нет и не может быть различий по классовому и другим социальным признакам, нет и не может быть рабов и господ, а положительное право как раз и базируется на таких различиях.

Значительную эволюцию Е.-п.т. претерпела в средние века. Сохраняя в основе своей прежние постулаты, среди которых на первом плане стояли вечность и неизменность природы человека, естественное право в то же время (особенно это проявилось в XIV–XVI вв.) в значительной мере ассоциировалось не с природным, а с божественным происхождением. Среди средневековых схоластов не было сомнения в божественном происхождении естественного права. Бесспорным для них было и то, что естественное право признавалось действующим, обязательным и стоящим выше всякого другого, положительного и обычного права. Сомнения и споры возникали лишь по поводу того, как соотносится естественное право с божественным, сливается ли оно с ним или только сопоставляется.

Наиболее плодотворным периодом в развитии естественного права и его теории, временем их расцвета в научной юридической и философской литературе считаются XVII–XVIII вв. В этот период идеи естественного права активно использовались, развивались и поддерживались многими великими мыслителями и просветителями. В Голландии — это Г. Граций и Спиноза, в Англии — Т.Гоббс и Дж. Локк, во Франции — Ж-Ж. Руссо, П. Гольбах, в России — Александр Радищев и др. Благодаря их усилиям сложилась школа естественного права, оказавшая огромное влияние на процесс дальнейшего развития как национального (в рамках отдельных стран), так и международного права.

Естественное право в этот период рассматривается как некий образец, которому должно следовать и которым должно заменить существующее, во всех отношениях несовершенное право. Оно представлялось в виде кодекса правил, образующих некий политический и юридический идеал, который может быть выведен априори из требований разума. Причем заранее устанавливалось, что все то, что хотя бы в малейшей степени не согласуется с этим кодексом, должно быть как противное разуму изменено или упразднено. При такой постановке вопроса обнаруживалась революционная (в социально-политическом и юридическом аспектах) направленность теории естественного права. В частности, как отмечали исследователи, учение о естественном праве послужило оправданием и лозунгом французской революции, восставшей против королевского строя, во имя "прирожденных прав человека". Идеи божественного происхождения государства и права, а также их отдельных институтов, таких, например, как власть монарха, опровергались.

В начале XIX в. в развитии естественного права наступили кризисные явления, которые были обусловлены комплексом причин как внутреннего порядка, заложенных в самой Е.-п.т., так и внешнего. Е.-п.т. столкнулась в Германии с новым течением мысли в лице исторической школы права; в оппозицию к естественному праву в Англии стала утилитарная школа И. Бентама, положившая в свою основу не природу человека и общества, а пользу, выгоду как критерии нравственности и движущую силу всех поступков человека. Тесная связь школы естественного права с революционными тенденциями XVIII в. вызвала неприязнь к ней и гонения со стороны самых различных реакционных сил. Однако самый сильный удар идее естественного права, по мнению исследователей, был нанесен научным духом XIX в., его исторической, социальной и эволюционной точкой зрения.

С конца XIX в. и вплоть до настоящего времени Е.-п.т. переживает новый период в своем развитии — так называемый период возрожденного естественного права. Его отличительная особенность проявляется прежде всего в том, что оно не признает вечного, неизменного для всех времен и народов права. Оно исходит из того, что в мире существует естественное право только с исторически меняющимся содержанием. (Сказанное не означает, однако, что возрожденное естественное право не признает абсолютного идеала или критерия.) Среди других отличительных особенностей возрожденного естественного права — множественность направлений его развития и формирующих его частных теорий. Это прежде всего неотомистские, экзистенциалистские, феноменологические и другие доктрины. Общим для них является то, что они возникают и развиваются в рамках естественного права и имеют под собой одинаковую основу — объективный и субъективный идеализм.

Естественное право выводится ими из:

а) божественного порядка бытия (религиозные учения — неотомизм, неопротестанизм и др.);

б) самореализации объективного разума и объективной идеи права (неогегельянство);

в) априорных правовых субстанций и ценностей (феноменологическая концепция);

г) "природы вещей" как идеальной мыслимой формы, трактуемой с позиций методологического дуализма должного и сущего (неокантианство);

д) существования человека (экзистенциализм);

е) "процесса исторического правопонимания", "живого исторического языка" (герменевтика) и др. Следует заметить, что эти направления и подходы нередко переплетаются между собой и дополняют друг друга.

В современных условиях развития Е.-п.т. ее политический и идеологический аспекты значительно усилились, приобрели большую значимость по сравнению с прежними этапами. С помощью различных положений Е.-п.т. в 30-40-е гг. XX в. в некоторых странах (Германия, Италия, Португалия и др.) сначала оправдывались, а затем, после победы над фашизмом, повсеместно осуждались фашизм и тоталитаризм.

В РФ Е.-п.т. фактически принята в качестве официальной государственно-правовой доктрины. Хотя Конституция РФ не содержит прямого упоминания о естественном праве(как в ряде зарубежных конституций), на естественно-правовой подход указывает, например, положение ч. 2 ст. 17 о неотчуждаемости прав, которые принадлежат каждому человеку от рождения. Это непосредственно означает, что никакая законодательная власть не может в принципе отменить ни одного из "общепризнанных" прав человека. В российских условиях конца XX в. доктрина естественного права особенно активно используется для оправдания восстановления частной собственности, социального расслоения, приоритета индивидуальных интересов над общественными.

Правовая информация

Правовая информация УТВЕРЖДЕНЫпостановлениемПравительства Российской Федерации8.07.1997 № 831ПРАВИЛАсдачи квалификационных экзаменов и выдачи водительских удостоверений сдачи квалификационных экзаменов и выдачи водительских удостоверенийI. Общие

13. ДЕЯТЕЛЬНЫЙ ПОДХОД И ОБЩЕПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ. ТЕОРИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ РУБИНШТЕЙНА-ЛЕОНТЬЕВА

13. ДЕЯТЕЛЬНЫЙ ПОДХОД И ОБЩЕПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ. ТЕОРИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ РУБИНШТЕЙНА-ЛЕОНТЬЕВА Теория деятельности, которая была создана С.Л. Рубинштейном и А.Н. Леонтьевым, помогает раскрыть не только структуру и содержание психологической деятельности

9. ДЕЯТЕЛЬНЫЙ ПОДХОД И ОБЩЕПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ. ТЕОРИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ РУБИНШТЕЙНА-ЛЕОНТЬЕВА

9. ДЕЯТЕЛЬНЫЙ ПОДХОД И ОБЩЕПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ. ТЕОРИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ РУБИНШТЕЙНА-ЛЕОНТЬЕВА Теория деятельности, которая была создана С.Л. Рубинштейном и А.Н. Леонтьевым, помогает раскрыть не только структуру и содержание психологической деятельности

Социальнокогнитивная теория (теория социального научения)

Социальнокогнитивная теория (теория социального научения) научная и экспериментальная методология в рамках бихевиористского подхода, раскрывающая зависимость поведения человека от целого ряда внутренних процессов (например, влечений, побуждений, потребностей),

Англосаксонская правовая система

Англосаксонская правовая система АНГЛОСАКСОНСКАЯ ПРАВОВАЯ СИСТЕМА (иногда называется англо-американской) — сформировалась в средневековой Англии. Развивалась автономно, связь с европейским континентом не оказала на нее существенного влияния. Основным источником

Континентальная правовая система

Континентальная правовая система КОНТИНЕНТАЛЬНАЯ ПРАВОВАЯ СИСТЕМА — одна из основных мировых правовых систем, иногда также называется романо-германской. К.п.с. возникла в континентальной Европе на базе римского права, а также канонического права и местных обычаев.Для

Ответственность международно-правовая

Ответственность международно-правовая ОТВЕТСТВЕННОСТЬ МЕЖДУНАРОДНО-ПРАВОВАЯ — юридические последствия, которые могут наступить для субъекта международного права в результате его действий или бездействия, если при этом нарушены применимые к данному правоотношению

Правовая помощь

Правовая помощь ПРАВОВАЯ ПОМОЩЬ — сформировавшаяся в международных отношениях система нормативных и организационно-правовых средств, с помощью которых осуществляется сотрудничество между государствами в области взаимного оказания П.п. в целях урегулирования

Правовая семья

Правовая семья ПРАВОВАЯ СЕМЬЯ — одно из центральных понятий сравнительного правоведения, представляет собой более или менее широкую совокупность национальных правовых систем, которые объединяют общность источников права, основных понятий, структуры права и

63. Правовая охрана сертификации

63. Правовая охрана сертификации Сертификационные знаки очень близко примыкают к коллективным. Знак сертификации означает, что промаркированный им продукт отвечает стандартам, установленным определенными организациями, имеющими право их определять. В отличие от

22. ПОНЯТИЕ ПРАВА. ОСНОВНЫЕ КОНЦЕПЦИИ ПРАВОПОНИМАНИЯ (МАРКСИСТСКАЯ, ЕСТЕСТВЕННО-ПРАВОВАЯ, НОРМАТИВИСТСКАЯ, СОЦИОЛОГИЧЕСКАЯ)

22. ПОНЯТИЕ ПРАВА. ОСНОВНЫЕ КОНЦЕПЦИИ ПРАВОПОНИМАНИЯ (МАРКСИСТСКАЯ, ЕСТЕСТВЕННО-ПРАВОВАЯ, НОРМАТИВИСТСКАЯ, СОЦИОЛОГИЧЕСКАЯ) Право – это система действующих в обществе общеобязательных правил поведения (правовых норм), установленных и охраняемых государством Признаки

Нормативно-правовая база

Нормативно-правовая база При производстве земляных работ, устройстве оснований и фундаментов на строительстве гидротехнических сооружений, сооружений водного транспорта, мелиоративных систем, магистральных трубопроводов, автомобильных и железных дорог и аэродромов,

6.24. Все, что естественно, не стыдно

6.24. Все, что естественно, не стыдно В Берлине парк Тиргартен — самое популярное место отдыха горожан. Обширные луга, множество прогулочных дорожек, цветочные клумбы и пруды создают идиллическую атмосферу, можно кататься на лодках. Все чудесно, но встречаются голые мужики

История права насчитывает тысячелетия, ведь всегда нужен был инструмент для оценки поступков, наказаний за противоправные действия. Поиски правды породили суд. Государство и право являются неотъемлемыми частями друг друга. Для общего понимания посмотрим на таблицу:

Теория происхождения

Рассмотрим теории по мере их возникновения.

Теологическая

В XII веке Фома Аквинский стал родоначальником теологической теории возникновения права. В то время, если человек не мог найти причины возникновения каких-либо явлений, то давал божественное объяснение.

Осторожно! Если преподаватель обнаружит плагиат в работе, не избежать крупных проблем (вплоть до отчисления). Если нет возможности написать самому, закажите тут.

Основа теологической теории – Бог. Он дал нормы, которых стоит придерживаться, в обратном случае предполагалось воздаяние по делам и небесная кара. Передается закон посредством пророка и религиозной литературы. Интересный момент – подобное отношение к возникновению права наблюдалось задолго до средневековья в Древнем Египте, где фараоны были ставленниками богов и исполняли их волю.

Историческая

Родоначальником исторической теории возникновения права был Савиньи в XIX веке. Главная характеристика – право создается народом в процессе его развития. Главное отличие, что носителем права и законодателем является население, а не государство.

Естественно-правовая

Окончательно сформирована в начале XVIII века Гоббсом, Локком. Также последователем данной теории был Радищев. Здесь разведены понятия право и закон. Основное отличие – закон создается государством, а право дается каждому человеку при рождении.

Для различения ввели названия:

  • естественное право – происходит от природы, дается каждому человеку и не нуждается в государственном регулировании;
  • позитивное (писаное) право – собрание законов, созданных государством, но не противоречащих естественному праву.

Недостаток естественно-правовой теории заключается в отсутствии экономических причин создания права.

Патриархальная

Древнейшая теория, родоначальником которой считают Аристотеля. Она основана на принятии правителя страны как главы семьи. Цель – послушание и выполнение законов, для обеспечения порядка и стабильности государства, как родовой общины.

Марксистская

В конце XIX века возникла теория, родоначальниками которой стали Маркс и Энгельс. Согласно данной версии, право появилось вместе с государством и является его неотъемлемой частью, подчиняясь правящему классу.

Правящий класс по теории марксизма – пролетариат, а буржуазный класс является пережитком прошлого. Внедрение права и законов носят принуждающий характер, допускающий применение силы к угнетенному классу.

Классовая

Классический вариант марксистской теории - классовая теория определяет право как совокупность обеспеченных правительством юридических правил, отражающих узаконенную государственную волю экономически господствующего класса. Таким образом, право используется и создается в интересах правящего класса.

Является одним из течений учения Маркса и Энгельса.

Договорная

Считается, что данная теория была основана в V-IV вв. до нашей эры, и базируется на таких понятиях как договоренность, достигнутая благодаря разумной воле общества. Целью является обеспечение свободы и взаимных интересов народа.

Регулятивная

Создана в древние времена с целью установить порядок раздела территории между племенами, условия пользования водоемами и развивалось вместе с обществом. По мере возникновения новых порядков в жизни человека, прогрессировало и право регламентирующее повседневный уклад.

Феноменологическая

Основоположником был Эдмунд Гуссель, теория является разновидностью естественной теории. Суть учения основана на эйдосах – сущностях, представляющих собой чистые юридические формы. Субъектом права определен человек, который должен соблюдать эйдетические нормы.

Примирительная

Зародилась в начале XX века под руководством Гарольда Бермана. Концепция возникновения права с точки зрения примирительной теории представляет собой регулирование отношений между племенами, так как внутри племени существовал старейшина, разрешающий конфликты.

Целью переговоров было заключение договора о примирении, отсюда и название – примирительное право.

Плюсы: имеет историческое подтверждение и предусматривает санкции за нарушение норм права.

Минусы: не учитывает регулирование мирной жизни и не включает действий, направленных на предупреждение правонарушений.

Ирригационная

Теория права, основанная Карлом Августом Виттфогелем в начале ХХ века. Работа названа по процессу, используемому для орошения земель с помощью рек – ирригации. Учение базируется на целевом взаимодействии личностей для создания общего блага.

Патримониальная

Была основана и приобрела популярность после французской революции в начале XVIII века. Название происходит от латинского слова patrimonium, что в переводе означает право собственности на землю. Сущность учения заключается в появлении государства и права в зависимости от обладания землями.

Органическая

Основателем был Спенсер в начале XIX века, а начало свое теория взяла из учения дарвинизма. Проведя параллель между развитием живого организма и общества стали очевидными единые принципы происходящих изменений. А значит, и развитие права происходит путем естественного отбора.

Гуманистическая

Появилась в середине ХХ века под руководством философа Алексеева. Основой теории является принятие неотъемлемых прав человека. Самое важное в данном учении – свобода, как основа развития общества.

Алексеев определил уровни развития позитивного права:

  • право сильного;
  • кулачное право;
  • право власти;
  • право гражданского общества;
  • высшая ступень.

Материалистическая

Еще одна теория взявшая свое начало в трудах Маркса. Но на этот раз последователи сосредоточились на материальных благах и их равномерном распределении между всем населением. Если классовая теория базируется на принадлежности права определенному классу, то материалистическая направлена на справедливое разделение полученных материальных результатов.

Экзистенциалистическая

Была основана в начале ХХ века Мартином Хайдеггером и утверждает изменчивость и динамичность права. Судя по данному учению, правовой основой не может быть мертвое механическое тело юридического права.

Реалистическая

Является противоположностью исторической теории. Теория основана Рудольфом Иерингом в XIX веке. По его мнению, теория права развивается в зависимости от внешних факторов, а именно интересов людей.

Цель права – реализация обеспечения определенных условий жизни человека.

Важнейшим механизмом законности считается отрицание возможного произвола и абсолютная власть государства по отношению к правонарушителю.

Современные теории происхождения права

Современной науке ближе эволюционистские принципы образования и развития права. Но, несмотря на это, по поводу происхождения ведутся горячие споры. Непонятно в какой момент устои жизни первобытного общества сформировались в право и где границы понятий права и государства.

Также остается открытым вопрос о том, какое влияние оказало право на распадающуюся религию. Общественный порядок, формировавшийся под влиянием морали, проистекающей из божественных норм, несомненно, имеет отношение к праву. Поэтому полностью разделить эти два понятия не получается до сих пор.

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: